Что такое духовная сфера человека. Что такое духовная сфера общества

Анализ духовной жизни общества является одной из тех проблем социальной философии, предмет которой еще не выделился окончательно и определенно. Лишь в последнее время появились попытки дать объективную характеристику духовной сферы жизни общества.

Одной из заслуг К.Маркса является выделение им из "бытия вообще" общественного бытия, а из "сознания вообще" - общественного сознания - одного из основных понятий философии. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание.

Духовная сфера общества - это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и потребления. Духовная сфера складывается исторически и вбирает в себя географические, национальные особенности общества и проявляется в национальном характере (менталитете).

Традиция изучения "духа" была заложена еще Платоном, который и саму философию понимал как учение об идеях. Идеальное начало становится у Платона первичным, а материальное - несовершенное подобие идеального. Современная философия, хотя и основывается на многих выводах Платона, шагнула далеко вперед и сейчас для нею актуальными являются следующие проблемы:

  • * какова структура духовной жизни общества,
  • * каковы основные аспекты духовности,
  • * что такое духовное производство.

Духовная жизнь человечества проходит под воздействием материально-экономической жизни, поэтому ее структуру можно представить аналогичным образом. Духовная жизнь включает: духовную потребность, духовный интерес, духовную деятельность, духовные блага. Духовная деятельность порождает духовные отношения - нравственные, эстетические, религиозные, политические, правовые и т.д.

Существуют основные аспекты духовности:

  • 1. Всеобъемлющий характер духовности. Духовная жизнь человека многогранна. Она включает в себя как рациональные, так и эмоционально-аффектные стороны, гносеологически-когнитивные и ценностно-мотивационные моменты, осознанные и смутно ощущаемые грани, ориентированные на внешний и внутренний мир человека установки, а также многие другие аспекты, уровни, состояния духовной жизни личности. Духовность вбирает в себя все эти грани жизни человека.
  • 2. Духовность человека как идеальность. Идеальность в целом характеризуется тем, что содержание любых явлений мира присваивается человеком в чистом виде, освобожденное от объективных, материально-предметных или пространственно-временных характеристик бытия. Огромную роль в становлении и развитии идеальности играет язык, категорийно-понятийный строй человеческого сознания. Человеческая духовность и есть идеальный мир, в котором человек живет, оперируя идеальными формами.
  • 3. Духовность как субъектный мир человека существует как внутренняя, интимная жизнь человека. Она дана во внутреннем созерцании человека, развертывается в его имманентном идеальном пространстве и времени. Духовность человека целиком и полностью субъективна, она представляет собой собственное "Я" человека, выступает как бытие, особенность этого "Я". Духовность - субъективно-индивидуальна.

Духовность, таким образом, можно обозначить как духовную жизнь человека, его субъективно-идеальный мир.

Хотя политика, право, мораль и являются формами общественного сознания, но они не являются видами духовного производства. Дело в том, что мораль и нравственность - это не результат творческой деятельности идеологов. Идеологи, конечно, занимаются изучением нравственной и моральной сферы жизни общества и человека. Но они не создали ни одной нравственной нормы или принципа: их создание - результат многовекового развития человеческого общежития, превращение какой-либо рациональной нормы в требование, обращенное обществом к каждому своему члену, для того, чтобы ассоциация людей могла поддерживать свое существование.

Политика и право также не являются видами духовного производства, поскольку создаваемые здесь общественные связи не являются по преимуществу духовными. Объяснить этот вывод можно так: материальны или духовны, данные связи определяется по отношению их, либо к материальным, либо к идеальным объектам. Итак, если, например, юрист разрабатывает систему отношений к собственности, как материальному объекту, то, следовательно, правовые отношения собственности будут не духовными, а материальными. Политические отношения складываются по поводу власти, а отношения власти - господства и подчинения - это в конечном итоге тоже материальные отношения.

Духовная сфера - это поле деятельности учреждений образования, воспитания, профессионального искусства (театр, музыка, изобразительное искусство и т.д.). В духовной сфере люди формируются эстетически и нравственно, поэтому ее трудно переоценить. В совокупности с экономической и социально-политической сферами она определяет специфику общества во всей его целостности. Духовная сфера включает в себя духовную культуру (научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную), которая формирует определенный тип человеческой личности в интересах общества, регулирует поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры - формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.

Элементы духовной сферы общества:

духовные потребности людей: являются продуктом чисто социального взаимодействия;

духовные ценности: взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат;

духовное потребление;

духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения, например, на основе эстетических, религиозных, нравственных отношений;

духовное производство.

Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.

Функции духовного производства:

Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей.

Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией.

Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях.

Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент.

Формирование духовных потребностей, т.е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям.

Виды духовного производства:

Искусство.

Наука - систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Наука создает идеальный мир, в котором отражаются закономерности объективного мира.

Основные признаки научного познания:

Систематичность и логичность

Наличие идеализированных объектов

Необходимость методов, методологии и средств научного познания

Специализированность, предметность, дисциплинарность научного знания

Наличие особого языка науки

Строгость и объективность открываемых истин

Кумулятивность научного знания: накапливание, совершенствование, поступательное развитие науки

Искусство - такой вид духовного производства, который представляет собой творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в области эстетического. Эстетическое есть не только в искусстве, оно разлито по всей социальной реальности и вызывает особенные эстетические чувства у людей (например, при любовании горами). В искусстве же эстетическое носит самодовлеющий характер.

Функции искусства:

Познавательная: произведения искусства являются ценным источником информации.

Воспитательная: искусство оказывает глубокое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его совершенствование или падение.

Эстетическая: искусство доставляет эстетическое удовольствие и наслаждение, вызывает в человеке определенные эмоции (смех, слезы и пр.), что Аристотель назвал катарсисом (очищением души). Также оно формирует эстетическое сознание, делающее человека человеком, прививающее ему чувство прекрасного.

Религия - это историческая форма мировоззрения, социальный институт, а также вид духовного производства. Благодаря тщательно разработанным принципам и традициям, религия стала мостом между материальным и духовным мирами. В отсутствие социальной справедливости она позволяет обеспечить и сохранить порядок и стабильность в обществе. С позиции социальной философии, религия формирует социальное мировоззрение, позволяющее руководствоваться им в повседневной жизни - растить детей, общаться с окружающими, помогать друг другу. Религия и религиозные мистерии, культы, таинства - форма социализации, приобщающая к традициям той или иной культуры.

Функции религии как социального института:

Компенсаторная, состоящая в религиозном снятии социальных конфликтов. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе, социальное неравенство превращается в равенство перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется «Царством Небесным». Компенсаторная функция особенно отчетливо проявляется в покаянии и молитве. При их совершении наступает особое психическое состояние облегчения (удовлетворенности, радости, успокоенности).

Регулятивная - религиозно-нравственные идеи, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей.

Интегративная - через общность мыслей, действий, чувств верующих религия способствует единению и стабильности общества, а также становлению нового.

Коммуникативная - религия способствует расширению возможностей и потребностей людей к общению.

В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.

Духовная сфера жизни общества - это подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворить потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека.

Духовная жизнь общества составляет ведущий, главный процесс формирования и развития его духовной культуры.

Основными критериями сферы духовной жизни общества являются: развитость индивидуального сознания; способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом; гуманистическая направленность общественного мировоззрения; состояние духовных ценностей; степень их согласованности с потребностями и интересами личности и других субъектов общества, а также мера развитости образования, воспитания, науки, информационной жизни общества, искусства, практическая реализация свободы совести граждан.

Духовная сфера жизни общества предназначена для воспроизводства индивидуального и общественного сознания, духовных ценностей личности и общества, для регулирования деятельности институтов и субъектов духовной жизни.

Структуру сферы духовной жизни общества можно представить, как и других сфер, многопланово. Наиболее распространенным подходом является выделение относительно самостоятельных процессов духовной жизни, обладающих своим предназначением, содержанием и способами реализации. В духовной жизни выделяются:

Процесс воспроизводства индивидуального и общественного сознания; личностного и общественного мировоззрения через удовлетворение потребностей и интересов по их развитию;

Научная жизнь;

Художественно-эстетическая жизнь;

Образовательно-воспитательный процесс в обществе;

Духовно-нравственная жизнь;

Функционирование религии, свободомыслия и атеизма;

Информационная жизнь общества.

Мораль в структуру духовной жизни общества включается определенной стороной: процессами осмысления роли и значения нравственности, ее категорий, норм и принципов для функционирования духовной жизни.

Основные функции духовной жизни общества: а) Общие : воспроизведение индивидуального и общественного сознания; создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей; мировоззренческая; методологическая; регулятивная; коммуникативная и др. б) Видовые : научно-познавательная; художественно-эстетическая; образовательно-воспитательная и др.

Рассмотрим некоторые элементы содержания духовной жизни общества.

Наука характеризует сферу духовной жизни с точки зрения роли в ней эмпиризма и рациональности, процесса добывания, хранения, востребования и использования научно-теоретического знания.


Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке и самом познании, на открытие объективных законов и существенных характеристик бытия.

Типовая структура науки как явления духовной жизни общества - единство научного сознания, институтов науки и деятельности ее субъектов. Поэтому объективно-истинное знание, полученное вне науки, не включается в содержание науки, а составляет сферу обыденно-практического или рационального, абстрактно-логического вненаучного знания.

Распространенной классификацией наук считается признание трех больших групп: науки о природе - естествознание; науки об обществе - обществознание или социальные, гуманитарные науки; науки о технике - технические науки. Науки о человеке можно выделить в особую группу - антропологию, или включать в естественные, общественные, а также в технические науки.

Науки классифицируются также на фундаментальные (преимущественно теоретические) и прикладные (нацеленные на достаточно быстрое применение научных знаний в практической деятельности).

Особенности научного знания:

1.Оно отражает закономерное, существенное, качественное в материальном мире.

2. Это систематизированное, концептуальное (теоретическое) знание, выраженное системой понятий, суждений, учений.

3. Научное знание – в основном истинное знание в единстве объективно-субъективного, абсолютного и относительного, конкретного и абстрактного. В науке возможны также заблуждения и ложное знание.

4. Оно предназначено для воплощения в сложной практической жизнедеятельности людей.

5. Это знание, полученное на основе специальных методик и средств (приборов).

6. Научное знание обладает доказательностью.

Художественно-эстетическая жизнь общества состоит в образно-творческом воспроизведении жизни людей, неживой и живой природы в формах художественного образа с помощью категорий возвышенного, прекрасного, совершенного, трагического и комического, серьезного и игрового, а также низменного, безобразного, несовершенного. Она включает в себя искусство, народную художественную культуру, элитарную и массовую культуру, различные художественные субкультуры.

Художественная культура изучается специальной наукой - эстетикой. Отражение в сознании людей и осмысление художественной культуры как непосредственно, так и с помощью эстетики формирует у них эстетическую культуру. Эстетическая культура - это состояние сознания, мировоззрения и всего духовного мира субъекта, которое воспроизводит художественную культуру и определяет меру включенности субъекта в мир искусства, народной и иной культуры. Признаки эстетической культуры личности: художественно-эстетические знания; эстетические потребности и интересы; эстетический идеал; эстетический вкус; эстетические переживания; эстетические чувства; художественно-эстетические качества и др.

Главным элементом художественно-эстетической жизни общества выступает искусство. Это вид профессиональной художественно-эстетической деятельности по воспроизводству, распределению и потреблению ценностей искусства. Оно характеризуется авторством, стилем и направленностью художественного творчества. Искусство отличается, например, от народной художественной культуры, которая развивается стихийно, в ней нет, как правило, конкретных авторов, она не специализируется и не составляет средство получения благ ее анонимными авторами, не предназначена для вознаграждения.

Структура искусства: архитектура; изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика и др.); художественная литература; музыка; хореография; театр; кино; эстрада; аудио-видеоискусство; компьютерное, в том числе виртуальное, искусство, прикладное искусство и др.

В характеристике основных понятий художественной культуры (искусства), следует обратить внимание на категории эстетики: художественный образ; художественная форма; прекрасное и безобразное; возвышенное и низменное; трагическое и комическое.

Религия является одной из древнейших и основ­ных (наряду с наукой, образованием, искусством) форм духовной культуры. В современной теории попу­лярно определение религии, исходящее из призна­ния ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности рели­гии: религия есть система догм, символов веры и культа, в основе которых находится важность почитания божественного, признание священного и святого; религия также есть одна из свойственных духовной культуре форм приспособле­ния человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей верой в сверхъестественное и ожиданием от него воздаяния.

Основой религии является вера в особое сверхъестественное. В вере обна­руживаются важнейшие особенности, определяю­щие место религии в отношениях человека и бытия. Религиозная вера складывается из: 1) собственно веры, т. е. убеждения в правильности основ религиозного учения; 2) знания о наиболее существенных положениях ве­роучения; 3) признания и следования нормам нравственно­сти и культа, содержащихся в религиозных требованиях к человеку; 4) соблюдения норм и требований, предъявляе­мых к повседневной жизни верующего человека.

Существуют различные типы религии: монотеи­стические (основанные на вере в единого Бога) и по­литеистические (исповедующие многобожие); ри­туальные - с акцентом на выполнение определенных культовых действий; религии спасения, признаю­щие главным в вероучении догмы об особом образе жизни человека, его посмертной судьбе. Важную роль играют национальные религии, распространенные среди представителей одной или родственных наций, а также племенные религии. К национальным религиям относят синтоизм (японцы), конфуцианство (китайцы), иудаизм (евреи) и др. Существуют многочисленные религиозные секты, а также так называемые «живые» религии, псевдорелигиозные объединения. Наиболее распространены и многочисленны по своим последователям мировые религии. Главные мировые религии в современном мире - христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в VI-V вв до н. э.).

О роли мировых и других религий в современном мире гово­рят следующие данные.

1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из сущест­вующих мировых религий. Подсчитано, например, что сторонниками христианства сегодня являются 1,99 млрд. человек, ислама – 1,19 млрд. человек, буддизма – 359 млн. человек.

2. В ряде стран мира религиозные объедине­ния отделены от государства. Тем не менее, влияние религии на жизнь современного обще­ства остается значительным. Ряд государств призна­ет одну из религий государственной и обязательной.

3. Многие религии являются источниками нравственных и художественно-эстетических ценностей и норм, регулируют повседневную жизнь людей, хра­нят принципы общечеловеческой морали. Роль таких рели­гий в возрождении и приумножении культурного на­следия, приобщения к нему людей весьма значительна.

4. К сожалению, религиозные противоречия про­должают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, фактором разъеди­нения и противоборства. Религиозный агрессивный фанатизм гу­бителен, он противостоит культуре, общечеловече­ским духовным ценностям, интересам человека.

Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести. Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать ника­кой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соот­ветствии с ними».

Свобода совести, таким образом, оставляет за че­ловеком выбор между религиозной верой и атеиз­мом. Любой выбор свободы совести не является основанием оценки качеств личности с заранее заданным результатом: верующий – значит плохой, верующий – значит хороший и т. п. Оценка личности осуществляется по проявлению ее качеств на практике – в поведении, общении, деятельности.

Главное в понимании свободы совести как правовой нормы Российской Федерации состоит в том, что ее реализация представляет личное, частное дело каждого человека. Это одно из естественных, неотчуждаемых и не ограничивающихся ничем и никем прав личности.

Свобода совести, таким образом, включает три свободно выбираемых человеком варианта ориентированности своего мировоззрения и личной позиции:

Верить в любую религию, свободно выбирать вероисповедание;

Не верить ни в какую религию, придерживаться атеистических взглядов и убеждений;

Свободно, без преследований, осуществлять критику любой религии или атеизма на основе взаимоуважения и толерантности.

Следует обратить внимание на то, что иногда духовность человека понимается или объясняется как только или именно религиозная духовность. Данная трактовка является односторонней. Она не согласуется с принципом свободы совести и однозначно ориентирует мировоззрение, духовный мир человека на религиозность, причем, как правило, конкретного характера. Духовность человека – состояние его сознания, характер и направленность мировоззрения, совокупность социальных качеств.

Анализ духовной жизни общества является одной из тех проблем социальной философии, предмет которой еще не выделился окончательно и определенно. Лишь в последнее время появились попытки дать объективную характеристику духовной сферы жизни общества.

Одной из заслуг К.Маркса является выделение им из "бытия вообще" общественного бытия , а из "сознания вообще" - общественного сознания - одного из основных понятий философии. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание.

Духовная сфера общества - это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и потребления. Духовная сфера складывается исторически и вбирает в себя географические, национальные особенности общества и проявляется в национальном характере (менталитете).

Традиция изучения "духа" была заложена еще Платоном, который и саму философию понимал как учение об идеях. Идеальное начало становится у Платона первичным, а материальное - несовершенное подобие идеального. Современная философия, хотя и основывается на многих выводах Платона, шагнула далеко вперед и сейчас для нею актуальными являются следующие проблемы:

* какова структура духовной жизни общества,

* каковы основные аспекты духовности,

* что такое духовное производство.

Духовная жизнь человечества проходит под воздействием материально-экономической жизни, поэтому ее структуру можно представить аналогичным образом. Духовная жизнь включает: духовную потребность, духовный интерес, духовную деятельность, духовные блага. Духовная деятельность порождает духовные отношения - нравственные, эстетические, религиозные, политические, правовые и т.д.

Существуют основные аспекты духовности:

1. Всеобъемлющий характер духовности . Духовная жизнь человека многогранна. Она включает в себя как рациональные, так и эмоционально-аффектные стороны, гносеологически-когнитивные и ценностно-мотивационные моменты, осознанные и смутно ощущаемые грани, ориентированные на внешний и внутренний мир человека установки, а также многие другие аспекты, уровни, состояния духовной жизни личности. Духовность вбирает в себя все эти грани жизни человека.

2. Духовность человека как идеальность . Идеальность в целом характеризуется тем, что содержание любых явлений мира присваивается человеком в чистом виде, освобожденное от объективных, материально-предметных или пространственно-временных характеристик бытия. Огромную роль в становлении и развитии идеальности играет язык, категорийно-понятийный строй человеческого сознания. Человеческая духовность и есть идеальный мир, в котором человек живет, оперируя идеальными формами.

3. Духовность как субъектный мир человека существует как внутренняя, интимная жизнь человека. Она дана во внутреннем созерцании человека, развертывается в его имманентном идеальном пространстве и времени. Духовность человека целиком и полностью субъективна, она представляет собой собственное "Я" человека, выступает как бытие, особенность этого "Я". Духовность - субъективно-индивидуальна.

Духовность, таким образом, можно обозначить как духовную жизнь человека, его субъективно-идеальный мир.

Хотя политика, право, мораль и являются формами общественного сознания, но они не являются видами духовного производства. Дело в том, что мораль и нравственность - это не результат творческой деятельности идеологов. Идеологи, конечно, занимаются изучением нравственной и моральной сферы жизни общества и человека. Но они не создали ни одной нравственной нормы или принципа: их создание - результат многовекового развития человеческого общежития, превращение какой-либо рациональной нормы в требование, обращенное обществом к каждому своему члену, для того, чтобы ассоциация людей могла поддерживать свое существование.

Политика и право также не являются видами духовного производства, поскольку создаваемые здесь общественные связи не являются по преимуществу духовными. Объяснить этот вывод можно так: материальны или духовны, данные связи определяется по отношению их, либо к материальным, либо к идеальным объектам. Итак, если, например, юрист разрабатывает систему отношений к собственности, как материальному объекту, то, следовательно, правовые отношения собственности будут не духовными, а материальными. Политические отношения складываются по поводу власти, а отношения власти - господства и подчинения - это в конечном итоге тоже материальные отношения.

Духовная сфера - это поле деятельности учреждений образования, воспитания, профессионального искусства (театр, музыка, изобразительное искусство и т.д.). В духовной сфере люди формируются эстетически и нравственно, поэтому ее трудно переоценить. В совокупности с экономической и социально-политической сферами она определяет специфику общества во всей его целостности. Духовная сфера включает в себя духовную культуру (научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную), которая формирует определенный тип человеческой личности в интересах общества, регулирует поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры - формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.

Элементы духовной сферы общества:

· духовные потребности людей: являются продуктом чисто социального взаимодействия;

· духовные ценности: взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат;

· духовное потребление;

· духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения, например, на основе эстетических, религиозных, нравственных отношений;

· духовное производство.

Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.

Функции духовного производства:

1. Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей.

2. Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией.

3. Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях.

4. Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент.

5. Формирование духовных потребностей, т.е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям.

Виды духовного производства:

2. Искусство.

3. Религия.

Наука - систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Наука создает идеальный мир, в котором отражаются закономерности объективного мира.

Основные признаки научного познания:

· Систематичность и логичность

· Наличие идеализированных объектов

· Необходимость методов, методологии и средств научного познания

· Специализированность, предметность, дисциплинарность научного знания

· Наличие особого языка науки

· Строгость и объективность открываемых истин

· Кумулятивность научного знания: накапливание, совершенствование, поступательное развитие науки

Искусство - такой вид духовного производства, который представляет собой творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в области эстетического. Эстетическое есть не только в искусстве, оно разлито по всей социальной реальности и вызывает особенные эстетические чувства у людей (например, при любовании горами). В искусстве же эстетическое носит самодовлеющий характер.

Функции искусства:

1. Познавательная: произведения искусства являются ценным источником информации.

2. Воспитательная: искусство оказывает глубокое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его совершенствование или падение.

3. Эстетическая: искусство доставляет эстетическое удовольствие и наслаждение, вызывает в человеке определенные эмоции (смех, слезы и пр.), что Аристотель назвал катарсисом (очищением души). Также оно формирует эстетическое сознание, делающее человека человеком, прививающее ему чувство прекрасного.

Религия - это историческая форма мировоззрения, социальный институт, а также вид духовного производства. Благодаря тщательно разработанным принципам и традициям, религия стала мостом между материальным и духовным мирами. В отсутствие социальной справедливости она позволяет обеспечить и сохранить порядок и стабильность в обществе. С позиции социальной философии, религия формирует социальное мировоззрение, позволяющее руководствоваться им в повседневной жизни - растить детей, общаться с окружающими, помогать друг другу. Религия и религиозные мистерии, культы, таинства - форма социализации, приобщающая к традициям той или иной культуры.

Функции религии как социального института:

1. Компенсаторная , состоящая в религиозном снятии социальных конфликтов. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе, социальное неравенство превращается в равенство перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется «Царством Небесным». Компенсаторная функция особенно отчетливо проявляется в покаянии и молитве. При их совершении наступает особое психическое состояние облегчения (удовлетворенности, радости, успокоенности).

2. Регулятивная - религиозно-нравственные идеи, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей.

3. Интегративная - через общность мыслей, действий, чувств верующих религия способствует единению и стабильности общества, а также становлению нового.

4. Коммуникативная - религия способствует расширению возможностей и потребностей людей к общению.

Общество (в широком смысле)

это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы
взаимодействия и формы объединения людей.

1) Общество обособляется от природы в результате материальной и духовной деятельности человека, т.к. эта деятельность создает особый мир – мир культуры, мир всего того, что не существует в природе.

2) Всесторонняя зависимость людей друг от друга образует общество как их особую форму жизнедеятельности.

Общество (в узком смысле)

круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, дворянское общество, общество нумизматов)

отдельное конкретное общество (например, современное российское общество)

исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество)

1) Рассматривая общество в узком смысле, используют конкретно-исторический уровень.

2) Общество в узком смысле можно рассматривать как определённый тип социальной системы (например, индустриальное общество); определённую форму социальных отношений.

Природа (в широком смысле)

весь окружающий нас мир в бесконечном
разнообразии его форм и проявлений

Природа (в узком смысле)

природно-географическая среда

Общественные отношения

многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)

1) Общественные отношения являются относительно устойчивыми, безличными, затрагивающими важные стороны жизни людей.

2) Материальные общественные отношения возникают и складываются в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него.

3) Духовные общественные отношения формируются, предварительно "проходя через сознание" людей, определяются их духовными ценностями.

Духовная сфера жизни общества

сфера отношений людей по поводу духовных ценностей (их создания, распространения и усвоения).

1) Духовная сфера жизни общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство.

2) Духовная сфера жизни общества охватывает учреждения культуры, религиозные организации и соответствующую деятельность людей.

3) удовлетворяет потребность человека в самореализации, самоутверждении, в нравственном совершенствовании

Социальная сфера жизни общества

совокупность социальных отношений и условий, которые влияют содержание и характер деятельности, поведение людей и охватывает интересы людей, социальных групп, взаимоотношения общества и личности.

1) Социальная сфера удовлетворяет потребность человека в контактах, в общении с другими людьми, в той или иной форме общности.

2) Социальная сфера жизни общества является одной из подсистем общества и тесно связана с другими подсистемами (экономической, политической и духовной).

Политическая сфера жизни общества

сфера общественной жизни, включающая государство, политику, право, отношения людей, связанные с этими структурами.

Политическая сфера жизни общества направлена на удовлетворение потребности человека в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, законе и порядке.

2) Политическая сфера жизни общества является одной из подсистем общества и тесно связана с другими подсистемами (экономической, социальной и духовной).

Экономическая сфера жизни общества

сфера общественной жизни, включающая производство, распределение,обмен и потребление товаров и услуг, а также отношения людей в процессе этой деятельности.

1) Экономическая сфера жизни общества служит удовлетворению материальных потребностей человека.

2) Экономическая сфера является одной из подсистем общества и тесно связана с другими подсистемами (политической, социальной и духовной).

Прогресс

от лат. progressus – движение вперед, успех) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному

Регресс

(обратное движение) – это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций

Критерии общественного прогресса

Развитие человеческого разума

совершенствование нравственности людей

прогресс науки и техники

развитие производительных сил, включая самого человека

возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

Реформа

это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

Революция

коренное, качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества и познания

Общественно-экономическая формация

это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой

Глобальные проблемы

от лат. globusterrae – земной шар) – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине ХХ века и от решения которых зависит существование цивилизации

Глобализация

процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран.

1) Глобализация сближает государства, заставляет их в большей степени учитывать взаимные интересы, предостерегает их от крайних мер в политике и экономике.

2) Глобализация способствует ослаблению национальных культур.

3) Обществоведы выделяют экономическую, политическую и культурную глобализацию.

Антропогенез

процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества

Социогенез

процесс исторического и эволюционного формирования общества

Антропосоциогенез

процесс становления и развития человека, как социального существа субъекта сознания и деятельности.

Сознание

высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании поведения человека.

Самосознание

осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Рефлексия

свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями.

1. Рефлексия "поворачивает" сознание человека на свой внутренний мир.

2. Рефлексия есть обращенность сознания на процесс собственного мышления.

Мышление

высшая форма активного отражения объективной действительности, состоящая в целенаправленном, обобщенном, абстрактном познании окружающего мира.

Бессознательное

совокупность психических процессов, функций, состояний, не представленных в структуре сознания.

Индивид

единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям

Индивидуальность

неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности

Личность

индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни

Потребности

нужда в чем-либо, объективно

необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности.

1. Обществоведы выделяют биологические, социальные и духовные потребности человека.

2. В современной социологии выделяются разумные потребности (способствующие духовному и физическому совершенствованию и не наносящие ущерба другим людям) и мнимые потребности (способствующие физической и духовной деградации человека и наносящие ущерб другим людям).

Способности

индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенного рода деятельностью.

1. Формирование способностей происходит на основе определенных задатков.

2. Выделяют разные виды способностей: интеллектуальные, художественные, организаторские, коммуникативные и т.п.

Задатки

врожденные, анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

1. Задатки, в отличие от способностей, являются даром природы, а не продуктом человеческой деятельности.

2. Для развития специальных (узких) способностей нужны особые задатки – музыкальные, математические, технические.

Одаренность

сочетание высокоразвитых способностей.

1. Одаренным является человек, способный ко многим видам деятельности.

2. Уровень, качество и характер одаренности является результатом сложного взаимодействия задатков и социальной среды.

Талант

выдающиеся способности, при которых деятельность человека отличается совершенством, оригинальностью.

1. Талантливые люди создают новые основы для развития общества.

2. Талант нуждается в упражнении, чтобы достичь определенной степени совершенства.

Гениальность

высший уровень развития талантов и способностей, связанный с созданием качественно новых, уникальных творений.

1. Гениальность способствует осуществлению принципиальных сдвигов в той или иной сфере творчества.

2. По мнению психологов, гениального человека отличают упорный труд и непреодолимое стремление к высшей степени совершенства.

Характер

индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения.

1. В структуре личности характер занимает центральное место, т.к. определяет индивидуальность и своеобразие личности, влияет на все другие ее свойства.

2. Характер проявляется в отношении человека к труду, к другим людям и к себе, к окружающей действительности.

Социализация

проходящий на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

1. От степени успешности социализации зависит степень самореализации личности в процессе общественной жизни.

2. Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры

Мировоззрение

обобщенные представления о мироздании, природе, обществе, человеке, которые отражают целостное восприятие мира и отношение к нему, реализуются в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

1..В структуру мировоззрения входят знания, убеждения, принципы, духовные ценности, идеи и идеалы.

2. Носителями мировоззрения выступают отдельная личность, социальная группа, определенное общество в целом, все человечество в ту или иную эпоху.

3. Выделяют следующие типы мировоззрения: житейское, мифологическое, религиозной, научное.

Межличностные отношения

результат психологического взаимодействия людей в процессе общения – взаимопонимания и взаимопереживаний.

1. В межличностных отношениях проявляются как индивидуальные качества личности, так и усвоенные этой личностью социальные нормы и ценности.

2. Вступая в межличностные отношения, индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Свобода

объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований

Ответственность

это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, желаниями, намерениями, идеалами и ценностями

1. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет.

2. Границей свободы человека могут быть лишь права и свободы других людей.

3. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

4. Ответственность человека проявляется в его сознательной готовности следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения последствий для окружающих.

Деятельность

вид активности человека, направленный на такое изменение внешней среды и самого человека, в результате которого получается нечто новое.

1. Деятельность является особенностью человеческого бытия, что отличает его от животного мира.

2. Любой вид деятельности предполагает наличие

Человека (субъекта) с его целями, ценностями, знаниями и навыками,

Операций целесообразной деятельности,

Объектов, на которые направлена деятельность.

3. В структуре деятельности обязательно присутствуют следующие элементы: мотивы, цель, средства и результат.

4. К видам деятельности относят игровую, учебную, трудовую деятельность и общение.

Духовная деятельность

создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей с целью изменения сознания человека.

1. Духовную деятельность принято разделять на духовно-практическую (отражение действительности в художественной форме, мифах, религиозных учениях) и духовно-теоретическую (отражение действительности в науках, законах природы и общества).

2. Духовная деятельность включает в себя ценностное осмысление окружающего мира, которое выражается в идеологии и мировоззрении.

Игровая деятельность

вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе

1. Игровая деятельность носит условный характер, в ней используются замещающие предметы.

2. Игровая деятельность готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Учебная деятельность

деятельность, основной целью которой является приобретение знаний, умений и навыков.

1. Учебная деятельность является общественной по своему содержанию, т.к. в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством.

2. Учебная деятельность является общественно значимой и общественно оцениваемой.

3. В результате учебной деятельности происходят изменения в самом субъекте данной деятельности.

Трудовая деятельность

одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ

1. В структуре трудовой деятельности выделяют:

1) сознательно поставленные цели;

2) предметы труда;

3) средства труда;

4) используемые технологии

Общение

процесс обмена информацией, идеями, эмоциями, конкретными действиями между равноправными субъектами деятельности.

1. Общение выполняет социальные функции: обмен информацией, передача опыта, объединение и управление людьми.

2. Общение определенным образом воздействует на психическое состояние человека.

3. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом.

Коммуникация

процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации.

1. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает).

2. Обратная связь между субъектами коммуникации, в отличие от процесса общения, отсутствует.

Познание

активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, то есть обусловленный, прежде всего, практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование

1. Процесс познания имеет два уровня – чувственный и рациональный.

2. К видам познания относят житейское, научное, практическое, художественное, социальное.

3. Познание всегда носит творческий характер.

4. Познание является основным способом существования сознания.

5. Процесс познания всегда предполагает наличие субъекта и объекта познания.

Чувственное познание

способ познания, осуществляемый с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

1. Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление.

2. Чувственный способ познания нередко искажает действительность, неточно и однобоко ее воспроизводит.

Рациональное познание

способ познания, осуществляемый с помощью мышления. разума.

1. Основными формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение.

2. Рациональное познание связано со стремлением субъекта познания понять закономерности явлений.

Интуиция

способность непосредственного постижения истины, в результате озарения, наития, прозрения

1. Интуиция выступает своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального познания.

2. В интуиции ясно осознается лишь результат, а процесс его получения лежит в области бессознательного.

Истина

процесс адекватного (правильного, верного) осознания действительности в сознании человека.

1. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны.

2. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности.

3. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Абсолютная истина

Полное, исчерпывающее, точное знание, не опровергаемое последующим развитием науки

1. Понятие абсолютной истины приложимо к неким элементарным знаниям, носящим постоянный характер.

2. В абсолютной истине воплощается бесконечность процесса познания, предел, к которому стремится человеческое знание.

Относительная истина

ограниченное, верное знание о чем-либо

1. Относительная истина зависит от реальных исторических условий (точность или совершенство средств наблюдения или измерения, эксперимент).

2. Из относительных истин складывается абсолютная истина.

3. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или оказаться заблуждением.

Критерии истины

чувственный опыт

практика – материальная предметно-чувственная деятельность человека (материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент)теория

1. Практика, как критерий истины, всегда носит конкретно-исторический характер.

2. Формальным критерием истины служат логические законы: истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно.

Заблуждение

Знание, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

1. С точки зрения нравственности заблуждение является добросовестной неправдой.

2. Заблуждением может стать относительная истина.

Житейское познание

вид познания, которое основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.

1. Житейское познание основано на здравом смысле.

2. Житейское знание является результатом обобщения жизненного опыта.

Художественное познание

особый тип познания, связанный с художественным освоением мира.

1. Особенностью художественного познания является использование художественного образа.

2. Особенностью художественного познания является оригинальность, присущая творчеству и проявляющаяся через разные виды искусства.

Социальное познание

вид познания, в ходе которого общество познает себя.

1. Особенностями социального познания являются

совпадение субъекта и объекта познания.

сложность изучаемого объекта

ограниченность таких методов познания, как наблюдение и эксперимент.

2. Источниками получений знаний об обществе являются социальная действительность, исторический опыт, общественная практика.

3. Социальное познание начинается с установления социальных фактов:

1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;

2) продукты материальной или духовной деятельности людей;

3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей

Научное познание

процесс получения объективного, истинного знания

1. Задачей научного познания является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

2. Специфика научного познания состоит в том, что оно обращено к объективным процессам и явлениям, существующим независимо от человека.

3. Научное познание использует эмпирический (наблюдение, сравнение, эксперимент) и теоретический (анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение) методы познания.

4. Научное познание имеет эмпирический и теоретический уровни.

5. Формами научного познания являются вопрос, проблема, гипотеза, теория, концепция.

Духовная жизнь

сфера деятельности человека и общества, охватывающая человеческие чувства и достижения разума, объединяющая усвоение и создание новых духовных ценностей.

1. Духовная жизнь общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, соответствующие им учреждения и соответствующую деятельность людей.

2. К духовной жизни личности относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей.

Культура (в широком смысле)

Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты

Культура (в узком смысле)

Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности

1. Культура является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества.

2. В развитии культуры сочетаются две тенденции – сохранение традиций и новаторство.

3. К функциям культуры относят:

познавательная (целостное представление о народе, стране, эпохе)

оценочная (отбор ценностей, обогащение традиций)

регулятивная (система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)

информативная (передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений)

коммуникативная (способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение)

социализации (усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию)

Диалог культур

это совокупность отношений и связей, складывающихся между различными культурами, результаты и взаимные изменения, возникающие в результате этих отношений.

1. Диалог культур влияет на развитие личности, расширяя ее представления о культурных традициях и нормах.

2. Диалог культур может способствовать как взаимообогащению культур, так и их унификации.

3. Принято выделять следующие уровни диалога культур: личностный, этнический, межнациональный, Цивилизационный.

4)Народная культура

культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

1. Народную культуру называют коллективной по происхождению.

2. Народная культура включает мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы (фольклор).

Массовая культура

разновидность культуры, понятной и доступной для восприятия любому члену общества, не требующей специальной подготовки.

1. «Массовая культура» сформировалась в рамках индустриального общества во второй половине 20 века.

2. Для массовой культуры характерна коммерциализация всех видов искусства.

3. Для массовой культуры характерно интенсивное художественное, идеологическое и психологическое воздействие на широкие слои населения при помощи средств массовой коммуникации и информации.

4. Массовая культура может перенимать художественные приемы, идеи элитарного искусства, что повышает ее уровень.

Элитарная культура

разновидность культуры, которая сложна для восприятия и требует специальной подготовки.

1. Произведения элитарной культуры рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметов споров искусствоведов и критиков.

2. Произведения элитарной культуры могут получать общественное признание, а их авторы добиваться материального благополучия, но при этом не происходит превращения элитарной культуры в массовую.

Субкультура

часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе

1. Обществоведы выделяют молодежную, женскую, профессиональную, криминальную и др. субкультуры.

2. Субкультуры, отличающиеся своей спецификой, не претендуют на то, чтобы вытеснить собой господствующую культуру.

Контркультура

направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества

1. Контркультура возникает тогда, когда ценности, возникающие в рамках какой-либо субкультуры, начинают выходить за ее рамки и претендовать на универсальность.

2. Контркультура выступает выражением механизма культурного обновления.

Культурные универсалии

общие черты или формы, присущие всем культурам.

1) К культурным универсалиям относят институт брака и семьи, религиозные ритуалы, язык с определенной грамматической структурой, искусство, танец, игру, обычай дарить подарки и многое другое.

2) Культурные универсалии по-своему преломляются в культуре разных общетств.

Наука

теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.

1. К функциям науки относят:

познавательно-объяснительную (объяснение окружающего мира и законов его развития)

культурно-мировоззренческую (формирование мировоззрения)

прогностическую (прогнозирование дальнейших изменений в окружающем мире и обществе, а также их последствий)

социальная (включение науки в процессы социального развития и социального управления)

2. Современная наука стала непосредственной производительной силой общества, т.к. ее развитие предопределяет появление новых отраслей материального производства.

Образование

социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.

1. К функциям образования относят

экономическую (формирование социально-профессиональной структуры общества)

социальную (социализация личности)

культурную (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида)

2. Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Мораль

специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни – труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях

особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определенным нормам общения и взаимодействия.

1. Мораль включает в себя

моральные нормы ("не лги"; "не укради"; "не убий"; "почитай старших"
и т.д.)

моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т.д.)

нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и т.д.)

морально-психологические механизмы (долг, совесть)

высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье)

2. В морали проявляется коллективная воля людей и попытка согласования интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом через систему норм и оценок.

Религия

мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

1. К основным функциям религии относятся:

мировоззренческая

регулятивная

терапевтическая (религия восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования)

культуротранслирующая (религия способствует развитию определенных основ культуры – письменности, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению)

интегрирующая (религия направляет объединения людей, их поведение, деятельность, мысли, чувства, стремления, усилия социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания)

2. Все существующие религии делятся на следующие группы:

Родоплеменные примитивные верования (тотемизм, фетишизм, анимизм)

Национально-государственные религии (индуизм, иудаизм, синтоизм (у японцев), конфуцианство)

Мировые религии (буддизм, христианство, ислам)

Мировые религии

религии, имеющие огромное число последователей во всем мире, выходящие за рамки национальных государств, обращенные к представителям любых социальных групп и имеющие высокую пропагандистскую активность.

1. К мировым религиям относят буддизм, христианство и ислам.

2. Все мировые религии проповедуют равенство всех людей перед Богом.

Искусство

специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах

1. К специфике искусства как форме художественного познания относят образность и наглядность, специфические средства создания художественных образов (слово, звук, цвет и т.п.), воображение и фантазия познающего субъекта.

2. Искусство выполняет в обществе множество функций:

Общественно-преобразующую (под влиянием произведений искусства люди совершают определенные поступки, включаются в творческую деятельность)

Утешительно-компенсаторную (Искусство влияет на внутренний мир человека, оно способно восстановить в человеке психическое равновесие)

Воспитательную (способность художественных произведений влиять на становление личности, формировать мысли и чувства людей)

Эстетическую (искусство формирует эстетические вкусы и потребности человека)

Познавательную (способность произведений искусства отражать различные стороны жизни)

функцию предвосхищения (фантастические, социально-утопические, и социально-прогнозирующие произведения)

Социальные нормы

установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь

1. Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

2. К видам социальных норм относятся:

нормы морали

традиции и обычаи

религиозные нормы

политические нормы

правовые нормы

2)Социальные группы

устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации)

1) Возникновение и существование социальных групп обусловлено общественным разделением труда и специализацией деятельности.

2) По одной из классификаций социальные группы разделяют на большие и малые (по числу участников).

3) По другой классификации социальные группы делятся на первичные (группа друзей, соседей) и вторичные

Социальные общности

относительно устойчивые совокупности людей, обладающие более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, общностью ценностей, интересов и норм.

1) Социальные общности могут варьироваться по количественному составу (от нескольких лиц до многочисленных масс), по продолжительности существования (от часов до тысячелетий), по степени связи между индивидами (от устойчивых до случайных образований).

2) Примерами социальных общностей являются этносы, театральная аудитория, пассажиры поезда, спортивные болельщики и др.

3) Все множество реальных социальных общностей делят на массовые и групповые (социальные группы).

Страта

реальная общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем)

1) Страты в современном обществе различаются по уровню доходов, основным чертам образа жизни, отношениям собственности, включенности во властные структуры, социальному престижу, самооценке своей позиции в обществе.

2) В современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший.

Социальная стратификация

наличие в том или ином обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа

1) К основным критериям социальной стратификации относят доход, власть, образование, престиж.

2) Социологи выделяют 4 исторических типа социальной стратификации: рабство, кастовую, сословную и классовую системы.

3) Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.

Каста

социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением

1) Место каст в общественной иерархии определялось особыми функциями каждой касты в системе разделения труда.

2) В Индии, где кастовая система получила наибольшее распространение, существовала детальная регламентация деятельности для каждой касты.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: