Механизм реализации конституционного права на жилище. Правовые основы жилищного обеспечения граждан и пользования жилыми помещениями. Компетенция органов публичной власти в сфере реализации гражданами права на жилище

Содержание и виды жилищных прав граждан

Согласно ст. 2 Закона «Об основах федеральной жилищной политики», граждане имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилья в домах государственного, муниципального жилищного фонда. На условиях договора найма, аренды, либо путем приобретения жилья в частную собственность. Государство оказывает помощь в приобретении, строительстве жилья путем предоставления субсидий, используя систему компенсаций и льгот по оплате, содержанию, ремонту жилья. Жилищные права закрепляет в настоящее время и конституция ст.40 КРФ:

  • - каждый имеет право на жилье;
  • - никто не может быть произвольно лишен жилья;
  • - малоимущие, нуждающиеся в жилище вправе получить его бесплатно либо за доступную плату.

В соответствии со ст. 10 ЖК РФ граждане имеют право:

  • - получить в установленном законом порядке жилое помещение по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда;
  • - приобрести жилое помещение через жилищные и жилищно-строительные организации;
  • - приобрести в частную собственность жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов;
  • -построить индивидуальное жилое помещение.

В ст. 28-32 ЖК РФ закреплены основания, порядок, особенности реализации прав граждан на жилье. Прежде чем раскрыть их содержание, необходимо уточнить, что их соблюдение в настоящее время крайне затруднено. Но, они не отменены и дают возможность добиваться реализации, обращаясь в различные инстанции, вплоть до Конституционного Суда России.

Право на получение жилья имеют те граждане, которые:

  • - обеспечены жильем ниже установленных норм (менее 12кв.м);
  • - проживают в жилом помещении, не отвечающем установленным требованиям санитарии, техническим требованиям;
  • - имеют в составе семьи больных, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний;
  • - проживают в смежных неизолированных комнатах и не связаны семейными отношениями;
  • - проживают в общежитиях.

Законодательство возлагает на государственные органы обязанности по организации учета жилищного фонда, распределение и предоставление жилья. Создание условий для найма, аренды, кредитной поддержки для приобретения гражданами жилья. Организация жилищного строительства за счет государства, создание условий для безаварийной деятельности жилищной инфраструктуры.

Проанализированные статьи законодательства в части жилищных прав и интересов граждан позволяют подвести итог:

  • - жилищное законодательство постоянно изменяется и совершенствуется;
  • - жилищная политика государства, еще не направлена на удовлетворение нужд и потребностей граждан;
  • - большинство провозглашенных прав остаются только на бумаге;

Общим выводом выступает изменение социальной политики государства, наступление на права граждан в различных сферах, в том числе и жилищной. И как следствие, потребность в защите жилищных прав граждан все более возрастает.

конституционный право жилой индивидуальный строительство

Порядок, особенности и проблемы защиты, жилищных прав и интересов граждан

Рассмотренные выше содержание и виды жилищных прав участников жилищных правоотношений позволяют утверждать, что в настоящее время в России сложнее и важнее проблемы, чем приобретение жилья для абсолютного большинства граждан нет. Подтверждением тому служит значительная разница между провозглашенным КРФ в ст.40 правом каждого на жилище и возможностью даже «малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище» получить его бесплатно или «за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Более того, перекладывание забот по содержанию жилого фонда на население приведет к тому, что многие вынуждены, будут ухудшать свои жилищные условия, а затем довольствоваться социальным жильем.

Единственный путь к сохранению жилья - защита жилищных прав граждан.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 2. Порядок, особенности и проблемы защиты жилищных прав и интересов граждан

2.1 Вопрос совместного проживания граждан

2.2 Порядок реализации и особенности защиты жилищных прав граждан в процессе приватизации

2.3 Вопросы защиты жилищных прав на жилье в ЖСК

Глава 3. Реализация военнослужащими, лицами уволенными в запас и членами их семей прав на жилье, особенности его защиты

Заключение

Библиография

Список сокращений

Приложения 1-2

Введение

Законодательство, регулирующее рынок недвижимости далеко от идеальности. С развитием рыночных отношений, жилищная проблема переросла в одну из самых глобальных на сегодняшний день. Факторами, определяющими актуальность данной проблемы являются:

Развал экономики, снижение уровня жизни граждан, преступные посягательства на жилищные права граждан.

Ограниченные возможности для населения в защите своих жилищных прав.

Злоупотребления чиновников правовой неинформированностью населения, низкий уровень правовой культуры.0

Разобщенность и противоречивость жилищного законодательства.

В данной работе будут подвергнуты разбору следующие вопросы: понятие и содержание жилищных прав и интересов граждан; правовые основы защиты жилищных прав и интересов граждан; порядок и особенности защиты жилищных прав граждан; особенности правовой защиты жилищных прав и интересов военнослужащих, лиц, уволенных в запас и членов их семей; особенности правовой защиты жилищных прав и интересов граждан в судебно-правовом порядке. При написании своей работы особое внимание уделяю нормативным актам, регулирующим жилищные правоотношения. Использую материалы периодической печати, научную литературу, учебную литературу, преимущественно последних лет. В основном работы русских правоведов: Лазарева Л.И., Толстого Ю.К., Салтановой С.А. Право граждан на жилище предполагает юридическую возможность пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также возможность улучшения жилищных условий. На практике применение этого права далеко от реализации, вследствие чего обратимся к вопросам защиты жилищных прав и интересов граждан.

Согласно ст2 Закона “ Об основах федеральной жилищной политики”, граждане имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилья в домах государственного, муниципального жилищного фонда. На условиях договора найма, аренды, либо путем приобретения жилья в частную собственность. Государство оказывает помощь в приобретении, строительстве жилья путем предоставления субсидий, используя систему компенсаций и льгот по оплате, содержанию, ремонту жилья. Жилищные права закрепляет в настоящее время и конституция ст.40 КРФ:

Каждый имеет право на жилье;

Никто не может быть произвольно лишен жилья;

Малоимущие, нуждающиеся в жилище вправе получить его бесплатно либо за доступную плату.

В соответствии со ст10ЖК РФ граждане имеют право:

Получить в установленном законом порядке жилое помещение по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда;

Приобрести жилое помещение через жилищные и жилищно-строительные

организации;

Приобрести в частную собственность жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов;

Построить индивидуальное жилое помещение.

В ст28-32 ЖК РФ закреплены основания, порядок, особенности реализации прав граждан на жилье. Прежде чем раскрыть их содержание, необходимо уточнить, что их соблюдение в настоящее время крайне затруднено. Но, они не отменены и дают возможность добиваться реализации, обращаясь в различные инстанции, вплоть до Конституционного Суда России.

Право на получение жилья имеют те граждане, которые:

Обеспечены жильем ниже установленных норм (менее 12кв.м);

Проживают в жилом помещении, не отвечающем установленным требованиям санитарии, техническим требованиям;

Имеют в составе семьи больных, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний;

Проживают в смежных неизолированных комнатах и не связаны семейными отношениями;

Проживают в общежитиях.

Законодательство возлагает на государственные органы обязанности по организации учета жилищного фонда, распределение и предоставление жилья. Создание условий для найма, аренды, кредитной поддержки для приобретения гражданами жилья. Организация жилищного строительства за счет государства, создание условий для безаварийной деятельности жилищной инфраструктуры.

Проанализированные статьи законодательства в части жилищных прав и интересов граждан позволяют подвести итог:

Жилищное законодательство постоянно изменяется и совершенствуется;

Жилищная политика государства, еще не направлена на удовлетворение нужд и потребностей граждан;

Большинство провозглашенных прав остаются только на бумаге;

Общим выводом выступает изменение социальной политики государства, наступление на права граждан в различных сферах, в том числе и жилищной. И как следствие, потребность в защите жилищных прав граждан все более возрастает.№

2 Порядок, особенности и проблемы защиты жилищных прав и интересов граждан

Рассмотренные выше содержание и виды жилищных прав участников жилищных правоотношений позволяют утверждать, что в настоящее время в России сложнее и важнее проблемы, чем приобретение жилья для абсолютного большинства граждан нет. Подтверждением тому служит значительная разница между провозглашенным КРФ в ст.40 правом каждого на жилище и возможностью даже “малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище “ получить его бесплатно или “за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами”.

Более того, перекладывание забот по содержанию жилого фонда на население приведет к тому, что многие вынуждены, будут ухудшать свои жилищные условия, а затем довольствоваться социальным жильем.

Единственный путь к сохранению жилья - защита жилищных прав граждан.

2.1 Вопрос совместного проживания

Одной из сложных статей ЖК РФ является ст.41. Она гласит” при предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, за исключением супругов”. Возникает вопрос о том, как быть тем гражданам, у которых в однокомнатной квартире либо в комнате коммунальной квартиры подрос ребенок противоположного пола, чем лица, с которыми он проживает. Ответ не прост. Ведь практика деятельности административных, жилищных, судебных органов в буквальном смысле понимает данную статью однозначно, что только при получении жилья и ни в коем разе по другому. Вопрос второй, а как быть тем семьям, детям которых не исполнилось девять лет? Семья будет поставлена на улучшение жилищных условий в таком случае? Увы, в силу наличия в законе слов “при предоставлении”, нет. Если в коммунальной квартире освобождается комната, а в квартире проживают мать 80 лет, сын 45 лет, то им тоже откажут, если в комнате более 24кв. м. Возвращаясь к ст. 41 ЖК РФ, следует подчеркнуть, что на ее основе следует добиваться права на жилье вплоть до Конституционного суда не только в момент предоставления, но

и в любой момент как только оказались в одной комнате разнополые, достигшие 9 лет.

Следует обратить внимание на ст.53 ЖК РФ№, которая гласит, что “Члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма помещения”. Данное положение относится лишь к жилью государственного и муниципального фонда. Оно никакого отношения не имеет к частному владению, служебному жилью и жилым помещениям в ЖСК. Однако содержание жилья любого вида возлагается на всех, кто им пользуется. Более того, отступления от обязанностей его содержать, использовать по назначению влечет ответственность согласно действующему законодательству.

В соответствии со ст. 54 ЖК РФ наниматель вправе вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, нетрудоспособных и находящихся на иждивении, иных лиц получив письменное согласие всех совершеннолетних лиц. На вселение к родителям несовершеннолетнего ребенка такого согласия не требуется. Но, в случае утраты родственных связей прописанное лицо лишается права дальнейшего проживания без удовлетворения претензии на получение

своей доли. Множество проблем возникает в силу того, что многие граждане однозначно связывают опекунство либо попечительство с правом на жилое помещение, а ст54 ЖК гласит, что лица вселившиеся в жилое помещение в качестве опекунов либо попечителей, самостоятельного права на это помещение не приобретают за исключением признания их членами семьи нанимателя. Это положение действует только в государственном и муниципальном жилом фонде.

Не просто решаются вопросы о признании человека утратившим право пользования жилым помещением вследствие его отсутствия в нем более шести месяцев. Представим себе квартиру, где проживали муж и жена, а затем они развелись. Один из супругов уехал в другое государство и работает там постоянно в течении двух лет. Оставшийся супруг платит квартплату за двоих. Уехавший выписываться не желает и ничего поделать нельзя, суды в выписке отказывают. Остается два пути:1.заинтересовать не желающего выписаться добровольно. 2. произвести раздел лицевых счетов либо раздел жилого помещения.

Закон предусмотрел возможность выселения граждан из жилых помещений без предоставления другого жилого помещения в случае, если они систематически разрушают или портят жилой фонд, либо используют его не по назначению, или ведут себя так, что совместное проживание с ними невозможно, а предпринятые меры остались без последствий ст.98 ЖК РФ. Суд может при принятии решения о выселении по причине невозможности дальнейшего совместного проживания обязать к принудительному обмену занимаемого помещения на другое.

Порядок и особенности раздела жилых помещений, находящихся в долевой собственности, предусмотрены ст252 ГК РФ на основе достигнутого соглашения либо принудительно, судом. Имущество, нажитое супругами во время брака, подлежит разделу в равных долях.

2.2 Порядок реализации и особенности защиты, жилищных прав при приватизации

Под порядком реализации гражданами права на жилье, следует понимать совокупность нормативных актов, устанавливающих основания, условия, методы и способы, на основе которых граждане ставятся на очередь, улучшают жилищные условия, приобретают право на обмен, наследование иной вид приобретения жилья, а также особенности лишения граждан ранее приобретенного жилого помещения. Одним из современных изменений в жилищной сфере, направленным на создание большого числа собственников жилья, является приватизация.І

Основные принципы осуществления приватизации закреплены в Законе РФ” О приватизации жилищного фонда РСФСР”. Указанным законом закреплены правовые, социальные и экономические основы отношений в жилищной сфере. Где предусматривалось создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилье. Вступление в право собственности через приватизацию подразумевало предоставление гражданам возможности получить от государства бесплатную недвижимость. Статья 1 Закона “О приватизации жилого фонда в РФ” гласит: ” Приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде”. Граждане, приватизировавшие жилье, владеют, пользуются, распоряжаются им по своему усмотрению. Статьей 6 этого закона закреплено, что передача в собственность граждан жилищных помещений осуществляется компетентными органами администрации в пределах своих полномочий.. .

Указанные организации обязаны принять решения по заявлениям граждан, проживающих в подведомственных домах.

В конвенции ООН 1989г. “О правах ребенка” № сказано, что во всех действия в отношении детей, первоочередное внимание должно быть уделено наилучшему обеспечению интересов ребенка. Именно в силу этого в 1994г. пришлось вносить изменения и дополнения в закон о приватизации. С тем, чтобы ликвидировать пробел в законодательстве, приведший к тому, что многие несовершеннолетние были лишены жилья. К примеру, нигде не работающая и злоупотребляющая спиртным мать, не включила в договор о приватизации 14-летнего сына, продала свою приватизированную квартиру и уехала в другое место жительства, бросив сына на произвол судьбы, и только вмешательство Верховного Суда РФ позволило обеспечить ребенка жильем. Закон РФ от 20 июля 1994г» О внесении изменений и дополнений в Закон о приватизации жилищного фонда ” ввел ряд важных гарантий обеспечения прав несовершеннолетних на жилое помещение. Так закон предписывает, чтобы в договор о приватизации включались несовершеннолетние, имеющие право пользования настоящим жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это помещение передается в общую совместно с несовершеннолетним собственность. И несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования этим жилым помещением, так как местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14-ти лет, признается место жительство их законных представителей. В настоящее время обязательным условием для совершения сделок в отношении приватизированных помещений, в которых проживают несовершеннолетние, является предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Это правило распространяется на жилые помещения, в которых несовершеннолетние не проживают, но на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права.

Существенные изменения затронули и передачу жилья в общую собственность, а также в собственность одного из совместно проживающих совершеннолетних лиц, распространяется и на несовершеннолетних лиц. Не включение детей в приватизационные документы может иметь место только с разрешения органов опеки и попечительства. Постановлением пленума Верховного Суда от 24 августа 1993г. №8 “ О некоторых вопросах применения судами Закона. О приватизации жилищного фонда в РФ ” предусматриваются и иные варианты учета прав других граждан на приватизированное жилое помещение, как если гражданин, подавший заявление о приватизации и документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации договора в государственном органе, то в случае спора включения жилого помещения в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразил при жизни волю на приватизацию, не отозвал своего заявления, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов. В законе сказано, что решение о приватизации жилья должно приниматься в двух месячный срок со дня подачи заявления.

Ст.4 определено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах. Порядок приватизации сводится к тому, что граждане представляют в агентство следующие документы: заявление на имя председателя жилищного комитета, справку о прописке по форме 9, характеристику занимаемого жилого помещения по форме 7, документы, удостоверяющие личность и др. Передача жилья в собственность оформляется соответствующим договором о передаче жилого помещения.

Расторжение договора о бесплатной передаче квартир граждан в личную собственность ранее можно было осуществить только в судебном порядке.

При выдвижении убедительных аргументов на недостатки в тексте договора или неправильной информации о порядке его заключения. В настоящее время достаточно обращения граждан в департамент приватизации с письменным заявлением. Приватизация служебных помещений, в которых имеются комнаты, заселенные по служебным ордерам, осуществляется в случае, если лица проработали на предприятии, в учреждении не менее 10 лет, или прожили на данной площади не менее 10 лет. Данный вопрос очень часто решается только судами. Для граждан забронировавших занимаемые помещения, приватизация осуществляется по месту бронирования. В соответствии со ст. 16 Закона “О приватизации " приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта №, осуществляется на общих основаниях. Граждане, чье жилье стало непригодным для проживания в результате стихийного бедствия, имеют право получить жилые помещения вне очереди. Но, приватизировать вновь полученное жилое помещение гражданин уже не сможет. Следует помнить, что право собственности на приватизированное жилье, и не только на него, наступает с момента государственной регистрации.

2.3 Вопросы защиты жилищных прав на жилье в жилищно-строительных кооперативах

Гражданин, являющийся членом ЖСК, полностью внесший свой паевой взнос за квартиру, приобретает право собственности на эту квартиру и вправе распорядиться ею по своему усмотрению: продать, подарить, завещать, сдать в аренду, совершать иные сделки, не противоречащие закону. Согласие кооператива на совершение таких сделок не требуется. Факт внесения паевого взноса влечет переход права собственности в кооперативном доме к члену ЖСК, и квартира выбывает из состава имущества кооператива. Соответственно утрачивается право на возврат паевого взноса при выбытии из кооператива. Гражданин, который по договору с собственником или в качестве его наследника приобрел в собственность эту квартиру, принимается в члены этого кооператива по заявлению этого гражданина, отказ ему в этом может быть обжалован в суд. При первичном отчуждении квартиры собственник должен взять справку соответствующего кооператива за подписями председателя и бухгалтера, скрепленные печатью. Отказ председателя кооператива в выдаче в выдаче такой справки может быть обжалован в суд по месту нахождения кооператива. Если квартира приобретена в период брака, то на ее отчуждение требуется письменное нотариально заверенное согласие супруга. Если квартира принадлежит на праве общей долевой собственности нескольким лицам, когда право на нее перешло к двум и более наследникам, то член кооператива не вправе распорядиться квартирой без их согласия. Пай умершего члена кооператива переходит по наследству. Обмен производится при условии приема в члены кооператива лица, обменивающего жилую площадь. Право на обмен имеют и члены семьи пайщика, за которыми признано право на часть паенакопления, любой из них может потребовать принудительного обмена в судебном порядке, те, за которыми признано право на часть паенакопления. Другие члены семьи на принудительный обмен правом не обладают. Раздел помещения предполагает раздел пая, это связано с определением доли каждого супруга. Исходят из принципа равенства долей, суд может отойти от этого принципа, если этого требуют, например, интересы детей. В случае сноса дома принадлежащего кооперативу в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, кооперативу взамен сносимого дома передается в собственность равноценный жилой дом.

2.4 Индивидуальное жилищное строительство и права граждан

Индивидуальные жилые дома составляют значительную часть жилищного фонда страны. Особенностью жилищного строительства является преобладание отдельных домов на семью с хозяйственными постройками и приусадебными участками. Право собственности на жилой дом возникает с момента государственной регистрации. Правовая регистрация законченного строительства дома производится на имя того лица, которому в установленном законом порядке предоставлен земельный участок для строительства. Строительство начинается после заключения договора о возведении индивидуального жилого дома между органом коммунального хозяйства местной администрации и застройщиком. Договор удостоверяется нотариусом. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее прав собственности и обязано снести ее за свой счет. В целях защиты интересов лица, осуществившего самовольную постройку, и избежания непроизводительных расходов, установлено, что право собственности на дом или иной самовольно построенный объект могут быть признаны судом за лицом, осуществившим на не принадлежащем ему участке земли постройку, если данный участок будет предоставлен затем ему в установленном порядке под размещение возведенной постройки №. Иск к застройщику о признании за членами семьи застройщика или иными лицами права собственности на часть дома, может быть удовлетворен лишь в тех случаях, когда между этими лицами и застройщиком имелась договоренность о создании общей собственности на жилой дом и именно в этих целях они вкладывали свой труд и средства в строительство жилого дома. Жилой дом может принадлежать одному или нескольким собственникам. Судьба земельного участка следует судьбе жилого дома, причем в свидетельстве о собственности должна быть указана доля в земельном участке каждого собственника или отсутствие определения таковой. Члены семьи собственника, проживающие совместно с ним, вправе пользоваться наравне с ним помещениями в доме, если при их вселении не оговорено иное. Это право сохраняется и при прекращении семейных отношений. Пользование жилой площадью в собственном доме не ограничено никаким сроком, оно бессрочно. Отсутствие, непроживание собственника в своем доме независимо от длительности и причин не влияет на его право собственности, важно, чтобы собственник в свое отсутствие выполнял обязанности по уплате налогов, по поддержанию дома в надлежащем техническом состоянии, содержал бы в порядке придомовую территорию.

В случае сноса жилого дома, собственнику и членам его семьи постоянно проживающих в этих домах, предоставляются по установленным нормам квартиры в домах государственного жилого фонда.

3. Реализация военнослужащими, лицами уволенными в запас, и членами их семей прав на жилье, особенности его защиты

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членам семей, предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту военной службы жилые помещения по нормам жилищного законодательства, за счет государственного и муниципального жилья, переданного в пользование Министерству обороны. При этом прапорщикам, мичманам, проходящим военную службу по контракту, сержантам, старшинам, солдатам и матросам на первые 5 лет военной службы по контракту, а офицерам, призванным на военную службу - на весь срок службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва на военную службу. При продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Но, указанные сроки настолько нереальны, что больше похожи на красивую сказку. В то же время эти сроки выдерживаются для тех, кто имеет хороших ходатаев в виде могущественных родственников. В этой связи возникает вопрос о том, вправе ли в случае не предоставления жилья в предусмотренные законом сроки добиваться своего права в судебном порядке. Ответ только один, да такое право имеется у каждого, кому в течение трех месяцев жилье не предоставлено, другое дело относительно результата. Несоблюдение сроков предоставления жилья можно считать и нарушением обязательств по контракту одной из сторон. Военнослужащие-контрактники, в период службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и льгот, установленных жилищным законодательством. Им предоставляется право на вступление в ЖСК, либо на получение земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие к новому месту военнослужащего, до получения жилых помещений для постоянного проживания регистрируются по месту дислокации воинских частей. Указанным лицам предоставляются служебные помещения. Оказывается безвозмездная помощь гражданам в зависимости от лет выслуги. Военнослужащие, проходящие службу по контракту, за три года до увольнения включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилья. Граждане, имеющие продолжительность военной службы 10 лет и более уволенные из рядов вооруженных сил обеспечиваются органами местного самоуправления жильем не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия в избранное место жительства. Это право действительно один раз. Военнослужащие, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более, не имеющие жилых помещений по нормам, установленным законодательством, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления жилья. За семьями военнослужащих, потерявших кормильца, после смерти военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий, они не могут быть выселены, им предоставляется преимущественное право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Органы местного самоуправления производят капитальный ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих семьям военнослужащих, их семьям. Военнослужащим предоставляются льготы по оплате жилой площади, коммунальных услуг, установке квартирных телефонов, абонементной плате за пользование ими, на обеспечение в первоочередном порядке топливом со скидкой в 50 процентов.

Исследование жилищного и военного законодательства России позволяет сделать выводы: право субъектов на жилище защищено более надежно; установленные гарантии прав на жилье в недостаточной мере обеспечены экономически; обеспечение жильем субъектов при переводах в другие гарнизоны затрудняется отсутствием четко продуманной системы защиты; строительство жилья идет медленно из-за отсутствия структур, способных его субсидировать на взаимовыгодных условиях; суммы, выделяемые для компенсации оплаты жилья по договору поднайма, в настоящее время являются недостаточными.

Заключение

Исследование жилищных прав и интересов граждан, а также правовой сущности законов и подзаконных актов их закрепляющих. Анализ жилищного законодательства и судебной практики, позволяют сделать следующие выводы:

Жилищные правоотношения были, есть и останутся самыми актуальными и сложными, ибо даже при наличии стабильно действующей жилищной индустрии удовлетворить требованиям всех граждан не представляется возможным. Причин тому множество, увеличение состава семей, желание улучшить жилищные условия, необходимость перемены места жительства.

Правоотношения в жилищной сфере значительно осложнены противоречивостью и несовершенством предписаний, закрепленных как законами, так и подзаконными актами.

Серьезные недостатки законодательной базы, использованной для приватизации жилых помещений, позволили криминализировать эту область, и лишить жилья значительное число граждан. Восстановление права на жилье невозможно фактически, так как оно уже перепродано, передарено и тд.

Реализация права граждан распорядиться своим жильем требует твердого знания законодательства, особой осмотрительности при вступлении во взаимоотношения, как с физическими, так и с юридическими лицами.

Особенности защиты прав на жилье военнослужащих и членов их семей зависят от особенностей прохождения военной службы и снабжения армии.

Особо не защищенной частью населения являются проживающие в общежитиях.

Таким образом, необходимость института защиты жилищных прав граждан, выработка его сущности, содержания, механизма и принципов выходит на первый план. Эта необходимость обоснована и подтверждена практикой. Только на основе реальной защиты жилищных или других прав граждан можно построить законопослушное и здоровое общество.

жилищный право защита приватизация

Библиография

1.Конституция Российской Федерации. М., 1996г.

2.Закон Российской Федерации” О статусе военнослужащих ” от 22.01.1993 с последующими изменениями и дополнениями.

3.Закон Российской Федерации “ Об основах федеральной жилищной политики” от 24.12.1992 г. с последующими изменениями и дополнениями.

4.Закон Российской Федерации “ О товариществах собственников жилья” от 15.06.1996г.

5.Жилищный кодекс РСФСР с изменениями и добавлениями. М, 1995г.

6.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1и2.СПб,1997г.

7.Постановление Правительства Российской Федерации “ О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на покупку жилья и выплаты денежной компенсации за наем жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы ” от 26.06.1995г.

8.Коровников А.В.Социальная защита военнослужащих. М.,1995г.

9. Волочков Н.Г. Криминальные аспекты рынка недвижимости. Справочник по недвижимости. М.,1996г.

10.Крашенинников. П.В. Законодательство о приватизации жилищного фонда. Комментарии. М.,1995г.

11.Трубников. П.Я. Мой дом - моя крепость. Право собственности граждан на жилье. Вопросы судебной защиты. М.,1993г.

12.Гришаев С.П. Ваше право собственности на жилой дом и квартиру. М.,1995г.

13.Андреанов И. И. Жилищное законодательство: Практические вопросы. М.,1995г.

14.Салтанова С.А. К вопросу об основании гражданско-правовой ответственности за нарушение жилищного законодательства. \ Ученые записки юридического факультета. Выпуск 2. СП б, 1997, c.66-67.

Список сокращений

“РФ”- Российская Федерация;

“ ст. ”- статьи;

“ гг. ”- годы;

“ ГК ”- Гражданский кодекс Российской Федерации;

“ и др.”. и другое;

“ М “ - Москва;

“ Спб ”- Санкт-Петербург;

“ ЖК ”-Жилищный кодекс;

“ ЖСК ” - Жилищно-строительный кооператив;

“ КРФ ”- Конституция Российской Федерации.

Приложение 1

Для эффективной защиты жилищных прав граждан, предлагаются образцы различных документов, без которых ни одну проблемму не решить.

В _____ районный суд

Истец: Федоров И.П.-Ольгино-1 дом 5

Ответчик: Анукидзе А. И. -Ольгино-1, дом 5

Третье лицо:Северный завод

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

О признании права собственности на часть домовладения

По взаимной договоренности мною с ответчиком в ______200_года был построен жилой дом по адресу _________. Во время строительства я приобрел и доставлял строительные материалы, в частности кирпич, кровельное железо, водопроводные трубы, что подтверждается квитанциями, счетами и составленными актами. Кроме того вкладывал в строительство денежные средства в сумме 45.000.000 рублей. Личным трудом также принимал участие в строительстве дома.

Договор о предоставлении земельного участка для строительства жилого дома был оформлен в исполкоме Совета народных депутатов на Федорова И. О.

После завершения строительства дом в установленном законом порядке принят в эксплуатацию и оформлен на ______________.

Мои требования о выделении доли в построенном доме ответчик оставляет без удовлетворения, ссылаясь на то, что ________ исполком________ Совета народных депутатов не возражает против изменения договора о предоставлении земельного участка. В соответствии со ст. 288-292 ГК РФ.

Признать за мной право собственности на долю жилого дома по адресу ________________. Вызвать свидетелей ______________________. Назначить строительно-техническую экспертизу на его строительство.

Приложение:

1Правоустанавливающие документы на жилой дом

2Доказательства, подтверждающие участие истца трудом и средствами в возведении дома.

3Доказательства, подтверждающие, что между истцом и ответчиком имелась договоренность о создании общей собственности на жилой дом.

4Письменный документ, в котором изложено мнение исполкома по вопросу изменения договора о предоставлении земельного участка.

5 Копии искового заявления, квитанция госпошлины.

Подпись Дата

Приложение 2

В__________районный суд (городской)

Народный__________суд (области, края, республики)

Истец___________________________(Ф.И.О., адрес)

Ответчик___________________________(Ф.И.О.,адрес)

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Об изменении долей собственников жилого дома

Истец и ответчик являются собственниками жилого дома по адресу:_____________________________________.

Доли каждого собственника дома составляют_________________________________________________(указать размер доли каждого собственника)

Указанные доли были в установленном законом порядке определены и зарегистрированы собственниками дома в __________19____г.

В настоящее время доли участников общей собственности подлежат изменению ввиду __________________________(указать, кем и когда производились постройки общего дома, было ли на это разрешение исполкома местного совета и согласие остальных участников общей долевой собственности).

В соответствии со ст. 244-256 ГК РФ

Изменить доли собственников домовладения, расположенного по адресу________________________________.

Назначить строительно-техническую экспертизу для определения новых долей собственников дома.

Приложение:

1.Правоустанавливающие документы на жилой дом, договор о предоставлении земельного участка, справка бюро технической инвентаризации о правовой регистрации дома.

2 Доказательства, подтверждающие, что истцом с разрешения исполкома местного Совета народных депутатов произведена постройка, и принятие постройки в эксплуатацию (акт приемки).

3. Выкопировка из плана строения.

4. Копия искового заявления для ответчиков.

5. Марка (квитанция) госпошлины.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    курсовая работа , добавлен 11.09.2005

    курсовая работа , добавлен 03.04.2006

    Характеристика жилищных прав граждан в Российской Федерации, их сущность и юридическая природа. Состав и правовое регулирование гражданских и административных жилищных прав и обязанностей. Юрисдикционная и неюрисдикционная формы защиты жилищных прав.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2013

    Понятие и назначение института адвокатуры и адвокатской деятельности, принципы и формы участия адвокатов в обеспечении жилищных прав и интересов граждан. Порядок защиты адвокатом прав граждан в процессе рассмотрения вопросов жилищных правоотношений.

    дипломная работа , добавлен 30.12.2011

    Особенности гражданско-правовых способов защиты жилищных прав граждан по гражданскому законодательству зарубежных стран и возможности применения в РФ. Основные критерии разграничения компетенции между арбитражными судами и судами общей юрисдикции.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2014

    курсовая работа , добавлен 03.04.2016

    Понятие и способы защиты нарушенного права в жилищной сфере. Осуществление гражданами принадлежащих им жилищных прав, в том числе распоряжение ими. Установление и реализация жилищных прав. Ограничение жилищных прав на основании федерального закона.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2008

    Понятие гарантий прав граждан и их классификация. Порядок проведения экспертизы доказательств в гражданском процессе. Особенности судебной защиты пенсионных прав граждан. Виды доказательств, применяемые при защите прав граждан в пенсионном обеспечении.

    дипломная работа , добавлен 20.05.2017

    Нормативно-правовое обеспечение защиты жилищных прав детей в России. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Защита жилищных прав несовершеннолетних детей органами опеки и попечительства, проблемы данного процесса и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2012

    Общая характеристика современного жилищного законодательства Российской Федерации. Перечень жилищных отношений. Основные нормы жилищного кодекса в сфере защиты прав граждан. Обзор положений в сфере защиты прав граждан во втором разделе жилищного кодекса.

Понятие и содержание права человека на жилище

Одним из ключевых социально-экономических прав гражданина считается право на жилище, которое определяет Конституция России (п.1 ст. 40). Определить содержание права на жилище возможно, указав на его ключевые составляющие:

  • Данное право заключается в том, что государство дает гарантию каждому человеку, проживающему на территории России, иметь возможность использовать то жилище, которым он владеет. Конституционное право граждан на жилище закрепляет ст. 23 Основного закона про неприкосновенность личной жизни и ст. 25, в которой провозглашены принципы жилищной неприкосновенности.
  • Право человека на жилище состоит в том, что государство берет обязательства оказывать содействие в том, чтобы каждый гражданин России был обеспечен жилищем, а также создает условия для приобретения иного жилья, для улучшения своих жилищных условий.

Ст. 673 Гражданского кодекса РФ определяет жилище, как жилое помещение, которое является изолированным и пригодным для проживания. В широком смысле - это все жилые помещения, при этом форма собственности не имеет значения: квартиры, коттеджи, общежития, дома-интернаты, отдельные изолированные комнаты, служебные помещения и т.д. Определение пригодности для проживания проводится в порядке, который предусмотрен ст. 15-16 Жилищного кодекса.

Гарантии реализации права на жилище

Политика государства, в том числе и жилищная, сегодня обусловлена состоянием экономики и сложившейся социально-политической ситуацией, поэтому переориентация на рыночные отношения является неизбежной. Это значит, что человек в первую очередь сам несет ответственность за создание для себя соответствующих условий проживания. Также неизбежными являются ограничения в использовании льгот в этой сфере, так как одна категория лиц получает их за счет остальных категорий. И, тем не менее, государство старается обеспечить право на жилище каждого человека минимальными гарантиями, в связи с чем на органы государственной власти и местного самоуправления возлагаются обязательства обеспечить базу.

Через создание условий, позволяющих человеку осуществлять право на жилище, государство решает несколько задач:

  • Формируется базис для развития рыночных отношений в жилищной сфере: происходит развитие рынка недвижимого имущества, рынка земельных участков для возведения жилья и т.д. Одновременно предоставляется поддержка нуждающимся и малообеспеченным через предоставление им льготного жилья, например, заключается договор социального найма.
  • Обеспечивается надзор за внедрением жилищного законодательства и защитой прав и интересов человека в жилищной сфере: ведется учет лиц, которые нуждаются в жилье, обеспечивается контроль за соответствием санитарным и техническим нормативам, за эксплуатацией и сохранностью жилищного фонда, обеспечивается защита и гарантия прав и интересов лиц, которые покупают жилье и эксплуатируют его на законных основаниях и т.д.

Согласно ст. 40 Конституции России любой человек обладает определенными гарантиями осуществления своего права на жилище:

  • гарантия постоянного использования помещения, которое занимает человек на условиях найма в зданиях различных жилищных фондов, участия в кооперативах, приобретенного на основании различных договоров и на других основаниях, которые допускаются законодательной базой России;
  • гарантия улучшения легитимными способами жилищных условий для человека;
  • гарантия возможности строить или покупать жилое помещение за счет личных сбережений, привлекая государственные денежные субсидии или банковские кредиты;
  • гарантия передачи помещения третьим лицам на основании контракта коммерческого найма;
  • создание для жителей безопасной среды проживания;
  • невозможность произвольно лишать человека его права на жилище.

Способы реализации конституционного права на жилище

Конституционное право граждан на жилище внедряется через систему мер содействия лицам, которые хотят сделать лучше условия проживания. В п. 2 ст. 40 Конституции России зафиксировано, что поощряется возведение жилья и создание условий для использования человеком своего права на жилище.
Так, граждане, которые не имеют жилья, могут рассчитывать на поддержку государства, которое развивает постройку домов различных жилищных фондов, предназначенных для предоставления по договору найма, а также через использование системы льгот и субсидий по оплате строительных и ремонтных работ.

Органы государственной власти и местного самоуправления должны:

  • дать возможность гражданам получить налоговую льготу или кредитную поддержку при возведении или покупке жилья;
  • обеспечить продажу участков земли для жилищного строительства на соответствующих территориях;
  • помочь в получении различных льгот предпринимателям и организациям, которые осуществляют строительные работы, ремонт жилищного фонда;
  • поддерживать финансовые учреждения, которые выдают льготные кредиты и т.д.

Граждане, проживающие в России, могут рассчитывать на получение субсидий, которые позволяют оплачивать жилье в рамках определенных нормативов, с учетом общего дохода семьи. При строительстве или покупке можно рассчитывать на взятие ссуды под залог, например, недвижимого имущества, а также под гарантии органов государственной власти или же под гарантии общественных объединений.

Человеку, который проводит строительство или покупает жилье за личные средства или за счет целевого займа, предоставляются налоговые льготы. Лица, которые осуществляют индивидуальное строительство без использования наемного труда, в случае потери работы не по своей вине в течение двух лет получают дотации в порядке, определенном законодательством России для безработных, которые принимают участие в общественных работах.

Рыночная система экономики вызвала необходимость внедрения государством вспомогательных гарантий оказания помощи нуждающимся в жилье, в том числе малоимущим. Для некоторых категорий, таких как инвалиды ВОВ и лица, которые к ним приравниваются, ветераны войны, семьи, чей доход ниже прожиточного минимума и др., предусмотрена возможность получить жилье на условиях подписания договора найма в домах, принадлежащих государственному, муниципальному и прочим жилищным фондам, безвозмездно или за приемлемую цену.

Анализируя положения Основного закона России и прочих нормативных актов, можно выделить также формы реализации права на жилище. А именно:

  • покупка или возведение жилища за личные средства без ограничения жилой площади;
  • приобретение жилого помещения за счет использования безвозмездных субсидий, банковской ипотеки, различных ссуд и на прочих законных основаниях, таких как принятие в дар, наследование и т.д.;
  • приобретение жилого помещения в доме, принадлежащем государственному или муниципальному жилищному фонду социального назначения на условиях договора найма.

Прочие формы жилищного обеспечения в России имеют временный характер. К ним относятся:

  • служебные помещения;
  • специализированные помещения: общежитие, дом-интернат и т.д.;
  • жилое помещение, предоставленное по контракту безвозмездного пользования;
  • помещения, которые предоставляются на условиях коммерческого найма в домах, принадлежащих к различным фондам.

Таким образом, в законодательстве сформирована мощная база для обеспечения условий реализации права человека на жилище.

Конституция Российской Федерации (далее Конституция РФ) в ст. 40 закрепила за гражданами право на жилище, в связи, с чем перед отечественной наукой гражданского права возникла сложная как в правовом, так и в экономическом, социально – политическом и нравственном смысле проблема, связанная с понятием, содержанием и правовой природой права на жилище, механизмом его реализации и особенностями защиты.

Исследование литературы показало, что достаточно большое внимание уделяется различным аспектам проблемы правовой природы и сущности права на жилище. П.В. Крашенинников, анализируя природу названного права, констатировал, что это право является конституционным.

Анализ специальной литературы дает основание утверждать, что наиболее полно проанализировал право на жилище П.И. Седугин, указавший, что данное право имеет шесть юридически значимых возможностей:

Стабильность пользования имеющимся жильем;

Улучшение своих жилищных условий;

Использование жилья в интересах других граждан;

Обеспечение жильцам здоровой среды обитания;

Недопустимость произвольного лишения граждан жилья;

Неприкосновенность жилища.

П.И. Седугин утверждает, что право на жилище на стадии пользования жилым помещением реализуется в конкретных правоотношениях, в которых соответствующие органы государства, частные, кооперативные и общественные организации, иные лица выступают в качестве наймодателей, а граждане – в качестве нанимателей жилых помещений. В то время как право на получение гражданами жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда социального использования реализуется в основном в правоотношениях административно–правового характера, а в домах частного жилищного фонда – отношениях гражданско–правового характера. Однако, в исследованиях П.И. Седугина остаются не до конца раскрытыми вопросы о природе, содержании права на жилище и специфике его отдельных проявлений.

Термин «право на жилище» появился в России в конце 19 века. В этот период времени, обозначилась тенденция к возникновению права на жилище – закрепляющего за гражданами право пользования жилым помещением собственника. В 20 веке право на жилище, как одно из социально – экономических прав человека получило закрепление в Конституции СССР 1977 года, Конституции РСФСР 1978 года и в Конституции РФ 1993 года.

Человек должен иметь свое пристанище, исходя из своих потребностей. Жилище для человека – среда обитания, существования. Жилье, важное значение для, создания и функционирования семьи, воспитания детей. Вряд ли можно усомниться, что к правам человека следует отнести право на жилище.


При анализе природы и сущности права граждан на жилище необходимо обязательно учитывать то, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7 Конституции РФ). Следует отметить, что в науке гражданского права до сих пор остается неразрешенным вопрос: исчерпывается ли право на жилище понятием правоспособности или же оно является субъективным правом граждан. При исследовании вопроса о соотношении правоспособности и субъективного права необходимо руководствоваться такими философскими категориями, как возможность и действительность. Правоспособность можно рассматривать, как возможность для гражданина иметь когда – либо какую-то меру определенного поведения. Субъективное право – это уже осуществляемая или осуществленная возможность, реализуемая или реализованная правоспособность, это нечто, что уже составляет известную меру поведения конкретного лица. В этом случае правовой категории «субъективное право» соответствует философская категория «действительность».

Анализ ст. 40 Конституции РФ позволяет сделать вывод, что в содержание права на жилище в качестве элементов входят следующие правомочия граждан: право пользования имеющимся жилым помещением; право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного и муниципального фондов и право на удовлетворение жилищной потребности путем приобретения жилого помещения в собственность по гражданско-правовым сделкам или в результате участия в жилищном строительстве.

Если внимательно проанализировать в совокупности ч.1 и 2 ст.40 Конституции РФ, то можно установить следующее: каждый гражданин РФ имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Таким образом, право на жилище признано государством за всеми гражданами РФ и в отношении их всех органы государственной власти и органы местного самоуправления должны создавать условия для осуществления названного права.

Государство приняло на себя обязанность по созданию условий для осуществления гражданами права на жилище, поскольку не может быть права без соответствующей обязанности и, наоборот, обязанности без корреспондирующего ей права. Государство обязано выполнить целый комплекс мероприятий для удовлетворения притязаний граждан: развивать строительную индустрию; осуществлять программу строительства благоустроенного жилья; обеспечивать справедливое распределение жилой площади, охрану жилищного фонда и т.п. Следовательно, граждане и государство находятся в правовой связи, то есть в правоотношениях.

Однако, праву на жилище и правоотношениям, элементом которого оно является, присущи весьма специфические свойства:

Правом наделены все граждане без строгой их индивидуализации, а обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище приняло на себя государство, соответственно, и органы местного самоуправления;

Право на жилище возникает у граждан непосредственно из закона и поэтому оно прекращается только в связи со смертью конкретного лица или отменой закона.

Следовательно, право на жилище является постоянным правом граждан, а правоотношения – длящимися. Исходя из изложенного можно сделать вывод, что в данном случае имеют место не конкретные отношения, а правовые отношения общего порядка.

В российском законодательстве предопределены условия, при которых граждане принимаются на квартирный учет, органы, на которые возложена обязанность осуществления квартирного учета, а также определен порядок защиты права гражданина быть принятым на учет. В случае необоснованного отказа в постановке на учет гражданин вправе обжаловать такие действия в суде. После принятия на учет право на получение жилого помещения в домах государственного или муниципального фондов проявляется вовне в праве гражданина состоять на квартирном учете вплоть до получения жилища, соответствующего определенным требованиям.

В жилищном законодательстве исчерпывающим образом указаны обстоятельства, при которых гражданин снимается с квартирного учета. Снятие с учета по иным основаниям является незаконным и может быть обжаловано в суд.

Все это свидетельствует о том, что гражданин находится в правовой связи с соответствующим компетентным органом государства или муниципального образования, которая может быть охарактеризована как правоотношение с четким определением субъекта, объекта, прав и обязанностей, а если еще принять во внимание наличие в законодательстве системы юридических гарантий, то можно сделать вывод о субъективном характере исследуемого права.

Некоторые исследователи относят право на получение жилого помещения в домах государственного или муниципального фондов к числу субъективных административных прав, мотивируя это тем, что на стадии предоставления жилища исследуемое отношение является не имущественным, а организационным, поскольку на момент постановки, на учет еще нет конкретного объекта (жилища), на которое гражданин мог бы притязать.

Правоотношение, возникающее между гражданином и компетентным органом по поводу предоставления ему конкретного жилого помещения, характеризуется юридическим равенством сторон. Никто не может обязать нуждающегося в жилье гражданина встать на квартирный учет или поселиться в предоставленном жилом помещении. В то время как для административных правоотношений всегда характерно, что один орган государственного управления подчиняет своему решению другой орган или гражданина. Значит, что касается исследуемых отношений, то правомерно утверждать об основании их на началах равенства, а не властности.

Действительно, реализация права на получение жилого помещения связана с организационной деятельностью государственных органов, однако это обстоятельство не может расцениваться в качестве аргумента, опровергающего гражданско–правовую природу указанного права, поскольку в процессе такой организационной деятельности происходит формирование имущественного правоотношения, так как в законе указаны все характеристики предоставляемого жилища.

Представляется, что право на жилище можно определить как государственно–правовой институт только в смысле закрепления и гарантирования права на жилище Конституцией РФ. Принимая же во внимание, что реализация права на жилище осуществляется в различных по юридической природе правоотношениях регулируемых правовыми нормами нескольких отраслей законодательства, более правильным будет определить право на жилище, как комплексный правовой институт, ядро которого составляют нормы Конституции РФ.

Следует отметить, что необходимо включить в содержание права на жилище еще одно правомочие – право на получение гражданином в установленных случаях и порядке финансовой помощи со стороны государства (жилищная субсидия, государственный жилищный сертификат).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Право на жилище – конституционное право человека;

Право на жилище можно определить как государственно-правовой институт, ядро которого составляют конституционные нормы.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека "каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи " (ст. 25).

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права , признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии" (ст. 11). В Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. записано, что право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства (п. 1 ст. 12). Необходимость уважения жилища человека провозглашена также в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Потребность человека в жилище возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, т.е. имеет постоянный характер. С возрастом, созданием семьи и т.п. изменяются лишь конкретные формы этой потребности.

В российском законодательстве не дается общего понятия "жилище", оно обычно означает особое сооружение или помещение, специально предназначенное для проживания людей: жилой дом, квартира, комната, другое жилое помещение вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т.п.), а также различного рода другими объектами жилого дома (лифт и лифтовое хозяйство, другое инженерное оборудование). Согласно ст. 15 ЖК РФ и ст. 673 ГК РФ жилое помещение как объект жилищных отношений должно отвечать установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям, быть пригодным для проживания граждан.

В то же время в юридической литературе отмечается, что "конституционное понятие жилища гораздо шире понятия жилого помещения. Важно отметить, что жилище в этом аспекте - место на территории России, где каждому гражданину постоянно или временно обеспечивается некий "домашний очаг", защищающий его от неблагоприятных воздействий внешней окружающей среды". С этой точки зрения жилищем могут быть любые помещения, приспособленные для проживания граждан.

Кроме того, следует обратить внимание на эволюцию понятия "право на жилище" в связи с произошедшими в нашей стране изменениями.

Статья 44 Конституции СССР 1977 г. закрепляла права граждан на жилище. С учетом этого положения в СССР основной формой удовлетворения жилищных потребностей граждан являлось бесплатное предоставление жилья за счет государства нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам по установленным действовавшим тогда законодательством нормам. Законодательство также предусматривало возможность привлечения личных средств граждан для решения жилищной проблемы. С учетом этих обстоятельств И.Б. Марткович определял право на жилище как гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным (обладать) постоянным жилищем, отвечающим по размеру и качеству установленным требованиям, выделяя в содержании конституционного права граждан на жилище два элемента: во-первых, юридическую возможность (право) стабильного обладания жильем; во-вторых, юридическую возможность (право) получения при определенных условиях другого жилища в домах государственного или общественного жилищного фонда , в домах жилищных (жилищно-строительных) кооперативов либо приобретения жилья в собственность . Близкое к этому определение права на жилище давал и В.П. Грибанов.

С.М. Корнеев выделил в качестве двух основных элементов права на жилище: а) гарантированную государством возможность пользования гражданином имеющимся у него жилищем; б) обязанность государства содействовать обеспечению каждого гражданина жильем.

И.И. Андрианов определял право на жилище как право получить в установленном порядке жилое помещение в домах государственного или общественного жилищного фонда либо в домах жилищно-строительных кооперативов, а также иметь в собственности дом в соответствии с действующим законодательством.

При этом в советской юридической литературе отмечалось, что хотя право на жилище и означает гарантированную возможность всех граждан удовлетворить жилищные потребности (получение нового жилого помещения; улучшение жилищных условий, постройка или приобретение жилого дома; бессрочное пользование имеющейся жилой площадью), однако это право реализуется при соблюдении определенных условий, в зависимости от форм реализации права . Если речь шла о получении нового жилого помещения или улучшении жилищных условий, гражданин должен был быть признан нуждающимся в жилье в установленном государством в соответствующих законодательных и нормативных актах порядке. Эти акты устанавливали критерии нуждаемости граждан в жилье и порядок приема их на учет в качестве таковых, а также порядок предоставления жилых помещений.

Провозглашая право каждого на жилище, ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации устанавливает и гарантию охраны этого права: "Никто не может быть произвольно лишен жилища". Произвольным считается любое не основанное на законе лишение жилища.

Конституция Российской Федерации в ст. 40 предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Что же касается предоставления жилья бесплатно (или за доступную плату), то согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации такое жилье предоставляется только малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Речь идет, в частности, об обеспечении жильем военнослужащих (вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.), лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов и некоторых других категорий граждан. Конституция Российской Федерации, таким образом, отказалась от планово-распределительной системы обеспечения жилыми помещениями и монополии в этом деле государственного, муниципального и общественного жилищных фондов.

В Законе Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г. о праве на жилище говорилось следующее: "Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилищных фондов; создания условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий , учреждений, организаций, общественных объединений , отечественных и иностранных предпринимателей , кредитов банков и других источников); развития частной собственности , обеспечения защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развития конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства" (ст. 2).

Закрепление в Конституции Российской Федерации права на жилище означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища.

По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом. Вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 и др.) являются юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства , всей системы жилищных отношений; пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п.

Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания ст. 40 Конституции Российской Федерации:

1) возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением независимо от видов жилищных фондов;

2) возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, - путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного или муниципального жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; другими лицами - путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств или привлечения денежных субсидий государства;

3) возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина и членов его семьи, но и путем предоставления для временного проживания временным жильцам, передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (поднайма, коммерческого найма и др.); собственник жилых помещений имеет также возможность распорядиться жилым помещением и в некоторых иных формах, т.е. речь в данном случае идет о возможности в установленных законом случаях и порядке распоряжаться принадлежащим на том или ином праве жилым помещением.

В то же время в юридической литературе справедливо отмечается, что "жилище и право на него должны пониматься достаточно широко и не сводиться к конкретному виду жилого помещения".

Большое значение имеет положение ст. 40 Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольно лишать граждан права на жилище.

С конституционным правом на жилище тесно и непосредственно связаны и такие нормы Конституции Российской Федерации, которые предусматривают неприкосновенность жилища и защиту от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (ст. 25), неприкосновенность частной жизни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др.

Из признания ст. 40 Конституции Российской Федерации права на жилище одним из основных, конституционных прав граждан вытекает и такая важная особенность этого права: оно согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации принадлежит каждому от рождения.

Право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции Российской Федерации, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции Российской Федерации данному праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции и в законе. Даже в случае введения на основании ст. 56 Конституции Российской Федерации чрезвычайного положения право на жилище (как и ряд других основных прав) не подлежит ограничению.

Многоаспектность конституционного права на жилище проявляется в том, что оно является юридической основой возникновения многочисленных и разнообразных форм и способов осуществления права на жилище в тех или иных конкретных жилищных отношениях.

В качестве одного из важнейших социально-экономических прав право на жилище входит в состав конституционно-правового статуса гражданина России. Этому праву соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением прежде всего малоимущим гражданам жилых помещений и пользованием ими этими помещениями; расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем, обеспечением правильного распределения общественных жилищных фондов, гарантированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилищем.

Для достижения указанной цели Президентом Российской Федерации обозначены основные направления деятельности:

1) необходимо создание ясных правовых условий для развития долгосрочного жилищного кредитования как граждан, так и профессиональных застройщиков. Ипотека должна стать доступным способом решения проблем для людей со средними доходами. Разумеется, нужны и другие формы финансирования - такие, как участие граждан в долевом строительстве и жилищно-накопительных программах. И на решение всех этих задач должны эффективно работать государственная система регистрации прав на недвижимость , бюро кредитных историй , развитый рынок ипотечных ценных бумаг ;

2) необходимо разрушить монополии на строительных рынках, принять четкие правила землепользования и застройки, упростить процедуры разрешений и согласований на строительство, подготовку необходимой инженерно-коммунальной инфраструктуры;

3) гарантированность права собственности добросовестных приобретателей жилья. Сделки на рынке жилья должны проходить только по прозрачным, понятным людям и, что немаловажно, недорогим процедурам;

4) необходимо навести порядок в сфере предоставления социального жилья. Получение жилья по договору социального найма должно стать доступным для тех, кто в нем действительно нуждается. Кроме того, следует предусмотреть дополнительные меры по целевой поддержке отдельных категорий граждан, в особенности молодых семей.

Таким образом, для повышения обеспеченности граждан жильем необходимо решить две взаимосвязанные задачи:

  • повысить объемы жилищного строительства, т.е. увеличить предложение на рынке жилья, а также улучшить его качество;
  • увеличить платежеспособность населения по приобретению жилья, т.е. повысить возможности граждан по приобретению жилья.

Формирование и реализация государственной политики, направленной на решение жилищной проблемы, в настоящее время определяется федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" (с изменениями от 14 февраля 2002 г., 26 июля 2004 г.).

Количественные приоритеты реализации программы "Жилище":

  • доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 квадратных метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года;
  • сокращение к 2010 г. времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15-20 лет до 5-7 лет.

Программа "Жилище" включает следующие подпрограммы и мероприятия:

  • подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 гг.;
  • подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда";
  • подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации";
  • подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф";
  • подпрограмма "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур";
  • подпрограмма "Свой дом";
  • подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";
  • мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых.

Реализация программы "Жилище" осуществляется по следующим направлениям:

  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • обеспечение доступности жилья;
  • жилищное строительство;
  • текущие обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

По указанным направлениям решаются следующие основные задачи:

  • в области жилищно-коммунального хозяйства - обеспечение устойчивого и эффективного функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации и усиление адресной социальной поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;
  • в области обеспечения доступности жилья - развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет средств местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов;
  • в области жилищного строительства - обеспечение роста темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства;
  • в части выполнения текущих обязательств государства по обеспечению жильем граждан - обеспечение жильем в наиболее эффективной форме за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в соответствии с объемом государственных обязательств.

Мероприятия программы "Жилище" выполняются поэтапно в 2002-2010 гг. На первом этапе (2002-2004 гг.) было осуществлено:

  • нормативно-правовое обеспечение мероприятий программы по всем направлениям ее реализации;
  • проведение организационных мероприятий по внедрению в практику субъектов Российской Федерации механизмов повышения эффективности функционирования жилищной сферы;
  • реализация подпрограмм, включенных в состав программы.

С 2005 г. начался основной шестилетний второй этап (2005-2010 гг.) программы "Жилище", в котором намечается:

  • совершенствование и развитие созданной на первом этапе нормативно-правовой базы жилищной сферы с учетом итогов реализации программы на практике в субъектах Российской Федерации;
  • широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий по всем направлениям;
  • продолжение реализации подпрограмм и мероприятий программы.

Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы "Жилище" будет производиться на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания. Система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики изменений в жилищной сфере за оцениваемый период в целях уточнения или корректировки поставленных задач.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: