Налоговый и бухгалтерский учет. Нужен ли военный билет при приеме на работу Вы должны это знать

Ст. 65 ТК РФ гласит, что при заключении трудового договора военнообязанные и призывники должны предоставить в организацию документы воинского учета. Военнообязанные в запасе предоставляют военный билет или временное удостоверение, а призывники — удостоверение гражданина, который подлежит призыву на военную службу.

Даже если гражданин по каким-либо причинам не проходил службу в армии, документ ему все равно выдают, но ставят отметку о непрохождении воинской службы.

На предприятии подлежат:

  1. Призывники (мужчины в возрасте 18-27 лет, не находящиеся в запасе и обязанные встать на воинский учет).
  2. Военнообязанные (мужчины в возрасте 18-50 лет, кроме тех, кого признали негодными к службе в армии по состоянию здоровья).
  3. Лица, проходящие альтернативную гражданскую службу.

Кого принять можно

Организация имеет право принять лиц, которые не являются военнообязанными. А именно:

  • женщин;
  • детей в возрасте до 18 лет (допризывного возраста);
  • мужчин в возрасте старше 50 лет (граждане этой категории перестают быть военнообязанными, если звание не предусматривает иного);
  • иностранцев (воинская обязанность на них не распространяется).

Кого принять нельзя

Вопрос о том, берут ли на работу без военного билета, неоднозначный. Существуют категории лиц, для которых официальное трудоустройство возможно только при предъявлении этого документа:

  1. Военнообязанные. Любой сотрудник от 18 до 60-65 лет обязан иметь при себе этот документ, а представитель организации на основе данных, содержащихся в нем, отправляет отчет в военкомат.
  2. Мужчины старше 27 лет (хотя призывной возраст для них окончен). В организации на них заполняют личную карту по форме Т-2 с информацией о воинском учете.
  3. Лица в резерве (ст. 65 ТК РФ). Максимальный возраст этой категории граждан составляет 50-65 лет. То есть даже если соискателю 50 лет и более, он должнен документ хранить и предъявлять при трудоустройстве, если к тому обязывает звание.

Тем не менее, в ТК РФ нет прямого запрета принимать на работу граждан без документов воинского учета. Более того, отказав соискателю по этой причине, организация может нарушить его трудовые права.

Для чего нужен военный билет при приеме на работу

Если организация заключает с сотрудником трудовой договор, она обязана оповестить об этом военкомат. Документ воинского учета по закону является обязательным при устройстве на работу (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Для руководителя прием на работу человека, который подлежит призыву, но не имеет военного билета, чреват риском. Часто таким соискателям организации отказывают, и главные причины здесь две:

  1. Нежелание брать на себя ответственность за гражданина, который уклоняется от воинского учета.
  2. Принимать и обучать нового работника невыгодно, ведь его в любой момент могут призвать на армейскую службу.

Ни одна кадровая служба не откроет соискателю истинную причину отказа в приеме на работу гражданину призывного возраста, если она кроется в отсутствии у него бумаг воинского учета, поскольку он может обратиться в трудовую инспекцию с жалобой.

Если соискателю отказали в должности из-за того, что у него отсутствует военный билет, он может поступить так:

  1. Обратиться в трудовую инспекцию.
  2. Заявить на организацию в суд.
  3. Получить билет.

Какие страницы военного билета должны быть в личном деле сотрудника

Работник кадровой службы должен сделать копии и внести в личное дело нового сотрудника такие страницы:

  • запись комиссии призыва;
  • отметки о службе и демобилизации;
  • сведения о присвоенном звании, наградах и т.п.;
  • отметки о запасе и военном сборе;
  • метрические данные;
  • отметки о постановке на учет и снятии с него;
  • идентификационный номер документа.

Копии страниц с этими сведениями должны быть четкими, на них не должно быть неясных символов.

Чем грозит прием на работу без военного билета

Если у соискателя на должность отсутствует военный билет, руководитель предприятия может ему отказать, поскольку закон требует обязательного предоставления этого документа. С другой стороны, устроиться на работу без военного билета можно. Согласно ст. 64 ТК РФ, необоснованный отказ (ущемление по социальному, национальному, имущественному признакам) при устройстве на работу запрещен.

Предприятие имеет право принять военнообязанного сотрудника на должность без такого документа, но при этом следует в 2-недельный срок оповестить об этом комиссариат (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). В противном случае организацию привлекут к административной ответственности (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ) — штраф от 300 до 1 000 рублей. Сведения направляют по форме, которая установлена Генеральным штабом Вооруженных сил РФ и утверждена в Методических рекомендациях.

Я ознакомилась со статьей Как организовать воинский учет персонала - правильно ли я поняла, что отсутствие военного билета (т.е человек не стал на воинский учет)- не является основанием отказать ему в трудоустройстве? А я просто должна сообщить в военкомат о том, что сотрудник не стал на воинский учет? Я когда пошла в военкомат, они утверждают, что Я буду нести ответственность и при проверке у нас будут штрафы.

Ответ

Ответ на вопрос:

Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, поступающие на работу, предъявляют работодателю, наряду с другими документами, документы воинского учета.
Однако при этом ничего не говорится о возможности работодателя отказать в заключении трудового договора в случае непредъявления работником каких-либо документов, перечисленных в этой статье.

В соответствии с п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719, документами воинского учета являются:
а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников;
б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) - для военнообязанных.
Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", п. 9 Положения организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с законодательством РФ, Положением и Методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минобороны РФ.

На организацию-работодателя возложены, в частности, обязанности:
- по проверке у граждан, принимаемых на работу, наличия отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, наличия и подлинности документов воинского учета, а также подлинности записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличия мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона) (пп. "а" п. 30 Положения);
- по разъяснению гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету; по осуществлению контроля за их исполнением, а также информирования граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей (пп. "в" п. 30 Положения);
- по информированию военных комиссариатов об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (пп. "г" п. 30 Положения);
- по определению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и (или) принятию необходимых мер к постановке их на воинский учет (пп. "а" п. 31 Положения).
За неисполнение обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, руководитель организации (другое лицо, ответственное за осуществление воинского учета в организации) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ.

Из этого следует, что законодательство не ставит возможность заключения трудового договора в зависимость от соблюдения гражданином своих обязанностей по воинскому учету, но возлагает на работодателя обязанность сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат о факте приема на работу сотрудника, у которого отсутствует военный билет.

Такое уведомление составляется в произвольной форме.

Образец:

ООО «Альфа»

В военный комиссариат

_____________________

Доводим до Вашего сведения, что ООО «Альфа» заключило трудовой договор с Ивановым Иваном Ивановичем, _________ г. р., зарегистрированным по адресу: ___________________. Указанный гражданин при приме на работу не представил документ воинского учета, ссылаясь на отсутствие бланков военных билетов в военкомате.

Директор А.С. Львов

Подробности в материалах Системы Кадры:

1.Ответ: Можно ли отказать в приеме на работу соискателю, который не предъявил документы воинского учета

И.И. Шкловец

Нет, нельзя.

Документы воинского учета военнообязанные граждане или призывники предъявляют при приеме на работу (). При их непредъявлении организация обязана сама запросить сведения о статусе сотрудника в контексте воинского учета ().

Трудовой кодекс РФ не содержит положений, запрещающих организации принимать на работу граждан без документов воинского учета. Более того, отказав в приеме на работу такому соискателю, организация нарушит его трудовые права (ст. и ТК РФ).

О приеме на работу сотрудника, не предъявившего документы воинского учета, необходимо сообщить в военкомат ( Положения, утвержденного ). Если организация не исполнит данную обязанность, это может повлечь привлечение к ().

Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на www.1kadry.ru
Дата копирования: 21.04.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Екатерина Зайцева,

эксперт Системы Кадры


Самые важные изменения этой весны!


  • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».

  • Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году

  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.

Можно ли найти хорошую работу без военного билета? Согласно действующему законодательству, чтобы устроиться на работу заинтересованному лицу необходимо предъявить полный комплект документов, среди которых военный билет является ключевым.

Закон «О воинской обязанности» предполагает учет граждан, подлежащих призыву, а также мобилизацию людских ресурсов в случае военного положения. Прием на работу без военного билета официально невозможен!

Действия работодателя регулируются статьей 65 Трудового кодекса РФ, согласно которой человеку может быть отказано в официальной должности при отсутствии документа, подтверждающего его принадлежность к воинскому учету. К данным документам относятся военный билет или приписное свидетельство, которое выдается при в военкомате всем лицам старше 16 лет.

Если гражданин ранее безуспешно устраивался на работу, то лучше всего в анкете указать причину отказа, поскольку в дальнейшем она вскроется однозначно.

Важно ознакомиться

Во избежание каких — либо штрафных санкций со стороны государства, и работодателю и соискателю рекомендуется ознакомиться со следующими статьями Гражданского кодекса РФ:

  • в первой статье детально описаны обязанности граждан, подлежащих призыву;
  • вторая раскроет некоторые понятия;
  • статья под номером 3 аргументированно пояснит юридическую основу армейской службы;
  • в седьмой статье приведен перечень мер, которые могут быть предъявлены как к работодателю, так и к соискателю, в случае официального трудоустройства без нужного документа.

Помимо Гражданского кодекса, деятельность организаций, касательно официального трудоустройства подлежащих призыву граждан, регулируется Постановлением под номером 719.

Военник и трудоустройство

Официальное трудоустройство невозможно по причине того, что все организации обязаны отчитываться перед военкоматами о сотрудниках, подлежащих воинской обязанности. Без военного билета или приписного свидетельства это будет неосуществимо. Поэтому эти документы входят в число обязательных при трудоустройстве. Копия военного билета примется организацией без проблем. Важен сам факт состояния на учете.

  • пожарную службу и прочее.

Подобное трудоустройство предполагает не просто наличие требуемых документов, но и прохождение службы в рядах вооруженных сил РФ.

После какого возраста военник не нужен

В действующем законодательстве указан возраст, по достижению которого мужчина перестает быть военнообязанным. На сегодняшний день — это 50 лет для гражданского населения, и 55 — 65 для военного контингента. Такой возрастной диапазон обусловлен званием и общим состоянием здоровья военнослужащего.

До пятидесятилетнего возраста для официальная работа предполагает обязательное наличие военника.

Постановление правительства под номером 719 предусматривает следующие документы, которые обязательно должны быть у каждого гражданина, подлежащего воинской обязанности:

  • удостоверение или приписное свидетельство (выдается призывникам при постановке на воинский учет);
  • военник или временное удостоверение в случае его утраты (выдается лицам, прошедшим армейскую подготовку).

Без военного билета не удастся получить официальную должность.

Статус призывника относится к гражданам мужского пола от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе по состоянию здоровья либо уже прошедшие воинскую службу. Остальные должны по меньшей мере раз в год посещать военный комиссариат по месту жительства для прохождения мероприятий, связанных с призывом на воинскую службу.

Если гражданин не подлежит призыву по состоянию здоровья, по итогам медкомиссии ему будет присвоена категория годности «В», и он будет зачислен в запас. Данное обстоятельство не освобождает его от обязанности предъявлять военный билет по требованию потенциального работодателя при официальном трудоустройстве.

Каждая организация обязана ежегодно предоставлять сведения в военкомат о сотрудниках, возраст которых составляет от 18 до 50 лет. В противном случае, на организацию будет наложена административная ответственность, в соответствии с седьмой статьей Гражданского кодекса РФ.

Некоторые детали процедуры оформления

При приеме на работу нового сотрудника, отдел кадров обязан в течение 14 дней оповестить военкомат об этом. При увольнении осуществляется такая же процедура. Можно ли обойтись без оригинала при оформлении? Обязательно нужно обращать внимание на некоторые страницы военника, которые обязательно должны быть заполнены:

  • страница, на которой прописано решение призывной комиссии;
  • данные о прохождении воинской обязанности (род войск, часть, дата демобилизации и прочее);
  • записи о присвоенных званиях, наградах и о полученных травмах;
  • данные о пребывании гражданина в запасе и о его присутствии на обязательных сборах с целью переподготовки;
  • антропометрические сведения о гражданине;
  • даты и соответствующие отметки о постановке и снятии с воинского учета.

Помимо этого, в военном билете обязательно должны стоять серия и номер, по которым можно определить его подлинность.

Санкции для работодателя

Отсутствие действующего военника является законным основанием работодателя для отказа в официальном трудоустройстве, что предусмотрено в статье 65 ТК. Это влечет за собой наложение штрафа в размере от трех до десяти минимальных зарплат, уровень которых устанавливается законодательной властью. Также в данной статье оговорено, что работодатель не имеет права не взять на работу человека безосновательно. Эта мера исключает возможность ущемления массовых и религиозных меньшинств.

После окончания института я поступила на работу в отдел кадров большой организации на должность инспектора по кадрам. Недавно у нас уволился инспектор по воинскому учету и мне предложили перевестись на эту должность. Предложили так, что отказаться я не смогла, хотя такой работой раньше не занималась. Кое-что увольнявшийся инспектор мне рассказал, почитала я и должностную инструкцию, но как-то порядок работы до сих пор не «разложился по полочкам». Особенно много вопросов возникает при приеме новых сотрудников. Как поставить их на воинский учет? У кого документы воинского учета можно вообще не спрашивать? И нужно ли сообщать в военкомат о принятых на работу сотрудниках?

Обязанность вести воинский учет возложена на каждого работодателя. Вот только далеко не все из них эту обязанность исполняют. Ваша компания - не в их числе. И это правильно! Специально для вас и всех, кто осознает важность этой функции для государства и ответственно относится к возложенной обязанности, расскажем о том, как правильно при приеме на работу вести воинский учет работника.

Работу специалиста по воинскому учету в любой организации можно условно разделить на три составные части: постановка на воинский учет вновь принятых на работу (заключивших трудовой договор) сотрудников; поддержание в актуальном состоянии сведении воинского учета на установленном и необходимом уровне; снятие работника с воинского учета при прекращении трудовых отношений. Отвечая на ваш вопрос, мы рассмотрим только первую, но наиболее сложную часть работы специалиста - постановку принятого работника на воинский учет.

Кто подлежит воинскому учету?

Воинскому учету в организациях подлежат три группы работников:

  • граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе («призывники»);
  • граждане, пребывающие в запасе («военнообязанные»);
  • граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу.

Граждане последней категории ставятся на воинский учет по месту их пребывания, в том числе и в организации прохождения альтернативной гражданской службы, с 12 декабря 2011 г. в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральные законы от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о воинской обязанности ) и от 25.07.2002 № 113-Ф3 «Об альтернативной гражданской службе».

Принимая на работу граждан призывного возраста, нужно знать, что не все из них обязаны состоять на воинском учете. Некоторые призывники освобождены от исполнения воинской обязанности (п. 2 ст. 22 Закона о воинской обязанности ).

В большинстве случаев призывники освобождаются от исполнения воинской обязанности по состоянию здоровья на основании решения, принимаемого призывной комиссией по результатам медицинского освидетельствования (заключения ВВК). В этом случае им выдается военный билет, в котором в п. 6 раздела III указывается дата, наименование призывной комиссии муниципального образования и ее решение - «Не годен к военной службе» с указанием категории годности гражданина к военной службе - «Д».

К «военнообязанным» относятся:

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, ставятся на воинский учет по месту прохождения этой службы

  • граждане мужского пола, пребывающие в запасе;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас ВС РФ;
  • успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при учреждениях высшего профессионального образования и окончившие эти учреждения;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу, предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким- либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу (п. 12 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утв. Генеральным штабом ВС РФ; далее - Методические рекомендации ).

Работники женского пола подлежат воинскому учету, только если они имеют военно-учетные специальности и профессии, перечень которых см. на .

Не подлежат воинскому учету в организациях граждане:

а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом о воинской обязанности;

б) проходящие военную службу;

в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

д) постоянно проживающие за пределами РФ;

е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР России и ФСБ России.

Процедуру постановки работника на воинский учет при приеме на работу можно разделить на несколько этапов.

Наша справка

Отметка об отношении к воинской обязанности представляет собой прямоугольный штамп размером 70х20 мм. В штампе указывается отношение к воинской обязанности в зависимости от пола военнообязанного, дата внесения штампа и подпись сотрудника, осуществившего внесение штампа. При внесении штампа специальным принтером дополнительно указывается код подразделения сотрудника, осуществившего внесение штампа. Образцы штампов об отношении к воинской обязанности см. на .

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Постановлением Правительства РФ от 22.03.2012 № 228 Министерству обороны РФ было поручено определить порядок воинского учета граждан (работников) по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы. Однако до настоящего времени такой порядок не утвержден

Этап 1 Проверка документов

Шаг 1 Получение от работника документов воинского учета.

При заключении трудового договора гражданин, поступающий на работу, должен предъявить работодателю документы воинского учета только в случае, если он является военнообязанным или подлежащим призыву на военную службу (ст. 65 Трудового кодекса РФ; далее - ТК РФ ).

Документами воинского учета являются:

1. Для призывников - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписное свидетельство);

2. Для военнообязанных - военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета).

Шаг 2 Проверка документов воинского учета.

Начать необходимо с проверки наличия в паспорте гражданина РФ отметки об отношении к воинской обязанности (на с. 13 в разделе «Воинская обязанность» ).

При проверке подлинности документов воинского учета и подлинности записей в них необходимо обратить внимание на соответствие данных документов паспортным данным гражданина, на наличие фотографии и ее соответствие владельцу, а во временных удостоверениях - на срок их действия. Формы этих документов, а также порядок их ведения и хранения установлены в Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан РФ (утв. приказом Министра обороны РФ от 19.11.2007 № 500, далее - Инструкция по воинскому учету ).

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Основные положения обязанностей граждан, подлежащих призыву на военную службу, и военнообязанных по воинскому учету в мирное время по мобилизационной подготовке, в период мобилизации, военного положения, а также в военное время в виде извлечений из Закона о воинской обязанности и Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» размещены непосредственно на последних страницах документов воинского учета. В конце этих текстов отведено место для росписи работника за ознакомление со своими обязанностями и дата ознакомления. Поэтому, подробно разъяснив работнику его обязанности с учетом особенностей мобилизационного плана организации, рекомендуем вам проверить наличие личной подписи работника за ознакомление с ними, и в случае ее отсутствия попросить его расписаться и поставить дату ознакомления

При этом документы воинского учета должны вестись (заполняться) аккуратно, без исправлений, помарок и неустановленных сокращений, четким и разборчивым почерком. Записи и подписи должностных лиц производятся только тушью черного цвета. Подписи должностных лиц должны быть разборчивыми и включать в себя следующие реквизиты: наименование воинской должности (должности), воинское звание, инициал имени и фамилию должностного лица.

ПРИМЕР

Удостоверение «призывника» имеет обложку с изображением Герба РФ и надписи «Российская Федерация. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу».

Обязательно нужно проверить наличие отметки о приеме гражданина на воинский учет:

  • в военном билете офицера запаса, а также в военном билете солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана запаса (штамп размером 35x30 мм, заверенный подписью должностного лица и гербовой печатью);
  • в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу (штамп военного комиссариата). Образцы штампов о приеме (снятии) на воинский учет и порядок их заполнения см. на сайте: .

Вы наверняка спросите, а что делать, если при проверке документов обнаружатся какие-либо ошибки, неточности, проблемы? Отвечаем.

А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ?

Административные меры к должностным лицам организации за правонарушения в области воинского учета предусмотрены гл. 21 КоАП РФ:


ПОДРОБНЕЕ

В случаях отсутствия отметок на с. 13 паспорта гражданина РФ об отношении к воинской обязанности или о постановке на воинский учет в документах воинского учета вы обязаны направлять: офицеров запаса и призывников - в структурное подразделение военного комиссариата по месту жительства или месту пребывания; солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса - в структурное подразделение военного комиссариата по месту жительства (месту пребывания), а проживающих на территории муниципальных образований, где нет структурных подразделений военного комиссариата, - в орган местного самоуправления. Форма такого направления в нормативных правовых актах не определена, поэтому вы можете разработать свою форму (пример 1 ) и внести ее в Сборник типовых и трафаретных текстов документов кадровой службы.

Кроме того, при обнаружении в документах воинского учета неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов направляйте их владельцев в военный комиссариат, в котором они состоят или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете, для уточнения документов воинского учета и устранения выявленных замечаний.

О том, как организовать воинский учет в организации, см.: «Электронная система кадровика». «Разъяснения экспертов».

1. Обязательно проверьте у военнообязанного запаса наличие в военном билете отметки о вручении ему мобилизационного предписания. Такая отметка в виде штампа размером 35x30 мм ставится в военном билете офицера запаса в п. 17 «Отметки о выдаче и изъятии мобилизационных предписаний» на с. 15-22 (в военных билетах, изданных до 2000 г., - в п. 15 на с. 14-21), а в военном билете солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов - в разделе VII «Отметки о выдаче и об изъятии мобилизационных предписаний» на с. 16-18.

ПРИМЕР

Мобилизационное предписание с двумя контрольными талонами к нему вклеивается в военном комиссариате на внутреннюю сторону задней обложки военного билета. На практике бывает, что штамп о выдаче мобилизационного предписания в военном билете стоит, а само предписание отсутствует. В такой ситуации нужно направить работника в военный комиссариат для уточнения документов воинского учета (пример 2 ). 

2. Проверьте у военнообязанного наличие жетона с личным номером Вооруженных Сил РФ, если в военном билете есть отметка о его вручении. Как правило, жетоны изымаются у военнообязанных при увольнении в запас и хранятся в структурных подразделениях военкоматов, однако могут быть случаи, когда жетон с личным номером вручается военнообязанному и в военном билете делается отметка о его вручении в разделе «Особые отметки».

Этап 2 Заполнение личной карточки работника

Воинский учет призывников и военнообязанных в организациях осуществляется по личным карточкам работников (унифицированная форма № Т-2, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Обутверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» ) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (унифицированная форма № Т-2 ГС (МС)). Раздел II «Сведения о воинском учете» (далее - Раздел II ) личных карточек на военнообязанных заполняется на основании военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), а на призывников - на основании удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу (примеры 3, 4, 5 ). Порядок заполнения Раздела II личных карточек работников (военнообязанных и призывников) определен Методическими рекомендациями.

При этом записи должны производиться чернилами, шариковыми, гелевыми и другими ручками черного или синего цветов, а записи в п. 7 и отметки о проведении последней сверки с документами воинского учета военных комиссариатов (органов местного самоуправления) - простым карандашом.

Этап 3 Разъяснение обязанностей по воинскому учету

Специалист по воинскому учету обязан разъяснить работникам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и моблизации, установленных законодательством РФ и Положением о воинском учете, осуществлять контроль их исполнения, а также информировать граждан об их ответственности за неисполнение этих обязанностей. Да-да! Это тоже входит в ваши обязанности.

Этап 4 Направление сведений о принятых работниках в военный комиссариат

Для поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета структурных подразделений военных комиссариатов, руководители, ответственные за военно-учетную работу, должностные лица (работники) организаций обязаны направить в двухнедельный срок в структурные подразделения военкоматов и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятых на работу (пример 6 ).

ПРИМЕР 1

Направление работника в структурное подразделение военного комиссариата


ПРИМЕР 2

Направление работника в структурное подразделение военного комиссариата для уточнения документов воинского учета


ПРИМЕР 3

Личная карточка работника на офицеров запаса (фрагмент )


ПРИМЕР 4

Личная карточка работника на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов запаса (фрагмент )


ПРИМЕР 5

Личная карточка на граждан, подлежащих призыву на военную службу (фрагмент )


ПРИМЕР 6

Сведения о принятом работнике, подлежащем воинскому учету

Журнал: Всё для кадровика, По состоянию на: 14.11.2012, Год: 2012, Номер: №12

  • Кадровое делопроизводство

В настоящее время почти в каждой организации работают военнообязанные сотрудники. В этой статье мы рассмотрим какие сведения работодатель имеет право требовать от военнообязанного работника, что нужно учесть при заключении трудового договора с военнообязанным, а также ответственность, которая предусмотрена при приеме на работу военнообязанного, не предъявившего документы воинского учета.

Прием на работу

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 4 декабря 2007 г., с изм. и доп. от 1 января 2008 г.; далее - Федеральный закон № 53-ФЗ) п. 14 Положения о воинском учете (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.; далее - Положение о воинском учете) лицами, подлежащими призыву на военную службу, являются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ).

Таким образом, при трудоустройстве работник должен предъявить документы воинского учета, а именно: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников и военный билет либо временное удостоверение, выданное взамен военного билета, - для граждан, пребывающих в запасе.

Если гражданин, устраивающийся на работу, отказывается представить документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ, то работодатель имеет право и даже обязан отказать ему в приеме на работу. В данном случае отказ является обоснованным, поскольку установленные Трудовым кодексом РФ требования являются обязательными.

Если все же работодатель принял на работу гражданина, обязанного состоять на воинском учете, который не предъявил документы воинского учета, то он должен в двухнедельный срок со дня приема на работу указанного работника уведомить об этом соответствующий военкомат. То же самое необходимо будет сделать и при увольнении. За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность.

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете

3. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, - влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Кроме того, работодатель будет нести ответственность за нарушение требований трудового законодательства, которая предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ.

В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны:

  • по запросу военкомата и органов местного самоуправления направлять в двухнедельный срок необходимые сведения о гражданах, обязанных состоять на воинском учете (п. 32 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности пунктом 3 ст. 21.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность;
  • представлять ежегодно до 1 ноября в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет (пп. 32 и 34 Положения о воинском учете). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 300 до 1 000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
  • сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан (п. 32 Положения о воинском учете);
  • вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты (п. 32 Положения о воинском учете);
  • оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами (п. 32 Положения о воинской учете). За нарушение указанной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 500 до 1 000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Учет граждан, состоящих на воинском учете

Согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 14 июля 2008 г.; далее - Федеральный закон № 61-ФЗ) все организации обязаны осуществлять воинский учет.

Воинский учет граждан Российской Федерации организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом № 61-ФЗ, Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 25 октября 2006 г.), Положением о воинском учете.

Словарик

Воинский учет - это вид исполнения гражданами воинской обязанности, который обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.

Для учета военнообязанных в организации должны быть оформлены следующие документы:

  • приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан;
  • картотека личных карточек (формы № Т-2 и Т-2ГС (МС), утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1) на сотрудников, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу;
  • журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных сотрудников, пребывающих в запасе;
  • справочная информация (стенды открытого доступа) об обязанностях работников по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации и др.

Согласно п. 14 Положения о воинском учете воинскому учету подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

б) граждане, пребывающие в запасе:

Мужского пола, пребывающие в запасе;

Уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;

Успешно прошедшие программу подготовки офицеров запаса на военных кафедрах различных учебных заведений;

Не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;

Не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам до 27 лет;

Уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

Прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Военнообязанными также являются женщины, имеющие воинские звания и зачисленные в запас, имеющие специальности согласно Перечню военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет (утвержден постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719, в ред. от 16 апреля 2008 г.).

В организациях на каждого нового сотрудника в отделе кадров заводят личную карточку (форма № Т-2). В разделе II «Сведения о воинском учете» указывают возраст, образование и воинское звание военнообязанного сотрудника, находящегося в запасе, а также возраст и образование сотрудника-призывника (пример 1–3).

Личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела картотеки граждан, пребывающих в запасе.

При увольнении граждан с работы (отчислении из образовательных учреждений) личные карточки формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) уволенных (отчисленных из образовательных учреждений) военнообязанных запаса и призывников изымаются из картотеки организаций, сдаются в архив и хранятся в нем в течение 75 лет.

Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления. В обязанности работодателя по осуществлению воинского учета входит хранение, обновление и передача в военкомат сведений о военнообязанных работниках.

Число работников по воинскому учету и бронированию граждан в организациях определяется исходя из норм, установленных п. 12 Положения о воинском учете (см. таблицу).

ТАБЛИЦА

Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях

В случае отсутствия военно-учетного работника (по причине болезни или отпуска) руководитель должен назначить другого ответственного за учет работника, которому по акту передают все документы, в том числе бланки специального учета (журнал проверок состояния воинского учета) и личные карточки (форма № Т-2).

Руководители организаций обязаны выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов. Расходы, связанные с ведением воинского учета, организация несет сама.

В.В. Семенихин,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: