Основные методы и категории социологии. Категории социологии и их характеристика

Под законом в социологии обычно понимается внутренняя существенная связь (или отношение) явлений и процессов, обусловливающих их необходимое развитие и обладающая всеобщностью, необходимостью и повторяемостью при соответствующих условиях.

Социологические законы возникают, проявляются и реализуются только в результате массовой практической деятельности и через деятельность людей. Люди, в свою очередь, не могут отменить действия социологических законов. Они способны лишь использовать (ускорять или замедлять) их действие в своих интересах.

Как и законы природы, социальные законы действуют независимо от воли и сознания людей, являются результатом целенаправленных последовательных действий большинства индивидов в социальных ситуациях и объективных связях. Объективность социального закона состоит в том, что новые поколения наследуют готовые отношения, связи, тенденции, сформированные без их участия.

В сфере действия закона может находиться общество в целом либо его части.

Признаки социологических законов :

    закон может вступать в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий;

    при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений;

    условия, при которых действует закон, реализуется не полностью, а частично, приблизительно.

Социологические законы не создаются сознательно членами общества или группами как, например, культурные нормы или правовые законы. Люди поступают в соответствии с социологическими законами неосознанно и обучаются такому “узаконенному” поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя из своих потребностей.

Несмотря на многообразие свойств, главное в характеристике социологических законов состоит в том, что они:

1) выражают процесс объективной человеческой деятельности в структуре определенного типа общественных отношений, а также связь этой деятельности с определяющими ее условиями и результатами, благодаря чему данные законы раскрывают и саму человеческую деятельность, и характер той или иной системы общественных отношений;

2) в отличие от экономических и других видов законов, социологические законы отражают функционирование и развитие, как всего общества, так и отдельных социальных образований внутри общества как целостной системы, отражая в этой целостности системообразующие связи;

3) выражают взаимосвязь экономических, политических, воспитательных, социокультурных и других сторон общественной жизни как компонентов конкретной социальной системы общества;

4) имеют статистическую природу, обусловленную вероятным характером проявления социальной причинности, т.е. они выражают как общую направленность развития общества и его подсистем, так и господствующую тенденцию изменения массовых явлений за определенный промежуток времени и в этой связи части выступают как законы – тенденции;

5) выполняют функцию стабилизации как социального организма, так и общества в целом, обеспечение его целостности;

6) действуют в совокупности с другими социальными законами, прежде всего экономическими, психологическими, педагогическими и т.д.;

7) реализуются и проявляются не вообще, а в конкретной форме, в процессе практической деятельности людей во взаимодействии усилий всех участвующих в социальном процессе сил – как личностей, так и определенных социальных групп.

По степени общности и продолжительности действия в социологии выделяют следующие законы.

Общие (или общесоциологические) законы , которые проявляются на протяжении всей истории развития человечества, действуют во всех общественных системах и характеризуют функционирование всего общества. Например, закон социализации, закон общественного разделения труда, закон социальной гармонии, закон стоимости и т.д.

Специфические (или особенные) законы , действие которых ограничено одной или несколькими общественными системами. Например, законы, связанные с переходом от одного типа общества к другому, законы первичного накопления капитала, классовой борьбы и т.д.

Частные (или частносоциологические) законы , действующие на протяжении времени существования какой-либо общественной системы или социально-экономической формации и характеризующие функционирование отдельных элементов социальной сферы (социальных общностей, классов, групп и т.д.) в их взаимосвязи с обществом. Например, законы организации и жизнедеятельности коллектива, семьи, той или иной социальной группы и т.д.

Кроме того, по способу проявления в социологии различают динамические и статические законы.

Динамические законы определяют направления, факторы и формы социальных изменений, фиксируют жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях. Динамические законы делятся на причинные и функциональные. Причинные динамические законы фиксируют строго определенные связи развития социальных явлений. Например, роль способа производства при переходе от одного типа общественных отношений к другому. Функциональные динамические законы отражают эмпирически наблюдаемые и строго повторяющиеся взаимные зависимости между социальными явлениями.

Динамические законы охватывают все без исключения социальные аспекты и выражают причинные и функциональные связи социальных явлений.

Статические законы , в отличие от динамических, не строго детерминируют социальные явления, а отражают основные направления изменений, их тенденции при сохранении стабильности данного социального целого, т.е. эти законы обуславливают связь явлений и процессов социальной действительности не жестко, а с определенной степенью вероятности. Эти законы раскрывают внутренние необходимые связи между массовыми явлениями случайного характера, имеющими общее основание. Примером проявления статистических законов могут служить демографические процессы текучести рабочей силы, процессы товарного производства и др.

Кроме того, в социологии принято также выделять два ряда статических законов, которые органически связаны между собой. Это законы развития и законы функционирования.

Законы развития характеризуют переходы от одного этапа, состояния социального объекта, явления или процесса к другому этапу, состоянию, т.е. их качественные изменения, превращения и т.д. Например, закон ускорения исторического развития гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Так, капиталистическая формация короче по продолжительности, чем феодальная, а та, в свою очередь, короче рабовладельческого строя. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3-4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет. Чем ближе к современности, тем общество развивается быстрее и динамичнее.

Другой закон развития истории гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или Украине с индустриально развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

В свою очередь законы функционирования выражают связи и взаимодействия элементов социального явления, процесса, целостного социального организма, способ их взаимного существования в определенном качестве, социальном пространстве и времени.

Важно подчеркнуть, что и законы функционирования (организации), и законы развития (процесса) раскрывают действие одних и тех же социальных сил – сил данного субъекта социального процесса. Однако результаты их взаимодействия различны – первые законы характеризуют необходимость и определенность именно данной организации сил данного субъекта, вторые – определенность и необходимость той или иной тенденции изменения развития.

Механизм действия социологических законов представляет собой совокупность звеньев (явлений, процессов, отношений), через которые реализуется выражаемая ими объективная связь. Среди этих звеньев особое место занимает деятельность людей, социальных институтов и организаций, в зависимости от которых могут изменятся как механизм действия, так и форма проявления социологических законов.

Таким образом, социологические законы складываются как равнодействующая совокупных действий всех членов общества и реализуется в столкновении интересов различных социальных групп. Социологические законы можно классифицировать по различным критериям и основаниям .

Во-первых , по такому критерию, как специфика социальных систем.

    Законы, действующие на уровне социальных институтов.

    Законы, отражающие развитие компонентов социальной структуры общества.

    Законы, действующие на уровне конкретных общественных систем.

Во-вторых , при управлении социальными процессами в обществе, а также при разработке прогнозов и планов его развития важно учитывать действие следующих социологических законов:

    Закона социального сравнения, выражающего общественные связи между индивидами на основе реального жизненного положения и его восприятия, которое складывается путем сопоставления.

    Закона свободного времени, заключающегося в том, что для повышения эффективности производственной деятельности общество должно выделить часть совокупного времени в качестве свободного.

    Закона возвышения потребностей, характеризующего объективный характер динамики человеческих потребностей по мере совершенствования материального производства, изменения условий, качества и образа жизни.

    Закона больших чисел, выражающего логику количественных изменений в общественных системах. Социальные процессы и действия людей, будучи явлениями массовыми, подчиняются статистическим закономерностям, социологическое содержание которых – в вариативности выбора, различии интересов, мотивов, предпочтений, материальных возможностей и др.

В-третьих , в практике социологических исследований большое значение имеет классификация социологических законов по формам связей.

    Законы, отражающие инвариантивное существование специальных или связанных с ними явлений. Согласно этим законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б.

    Законы, отражающие тенденции развития. Они обуславливают динамику структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Это определяющее воздействие предыдущего состояния структуры на последующее носит характер закона развития.

    Законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Законы функционирования обеспечивают сохранение той или иной социальной системы в состоянии относительной устойчивости.

    Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Различие законов, фиксирующих «функциональные» и «причинные» связи, не означает, что функциональность не может быть видом причинности. Функциональная связь может выражать, а может и не выражать причинность. Эти понятия совпадают лишь частично. Наличие функциональной зависимости еще не свидетельствует о сущностных причинных отношениях.

    Законы, устанавливающие вероятность связи между социальными явлениями.

И, наконец, в-четвертых , большое значение в социологии имеютзаконы преобразовательной деятельности людей, направленной на изменение данного социального явления или процесса в соответствии с его законами. Эта деятельность осуществляется в соответствии с разработанными прогнозами, социальными проектами или планами и по законам, которые ей свойственны. Наиболее конкретное их воплощение достигается в создании социальных технологий в том или ином виде человеческой деятельности.

Как следует из вышеизложенного, социология как наука опирается на сложную иерархическую систему законов, характеризующих особенность социального бытия в его различных проявлениях.

Социологические законы имеют большое значение в исследовании общественных явлений, в управлении социальными процессами.

Социологические категории представляют собой основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие объективную социальную действительность в обобщенном виде, в ее становлении и утверждении.

Особенности социологических категорий :

Во-первых , они отражают не общество в целом, а конкретные его компоненты различной функционально-структурной направленности.

Во-вторых , они являются не всеобщими, как философские категории, а специфичными, действующими лишь в социологии.

В-третьих , они имеют двойное значение: с одной стороны, их развитие выступает как обогащение специальных социологических теорий, а с другой – пополнение их арсенала содействует более глубокому проведению полевых работ по прикладной социологии.

Для социологии предельно широкой и центральной является категория “социальное” (от латинского слова socialis – совместный, общностный, товарищеский), “социальное” - присуще и личности – через гражданственность позиции, и общности – через социальные отношения. Категория “социальное” проявляет себя в следующих функциях:

    как критерий оценки соответствия состояния общества и его элементов достигнутому уровню социального прогресса;

    способствует пониманию того, в какой степени любое социальное явление, процесс, общность содействуют гармоническому развитию общества и личности в их целостном единстве;

    выступает основанием разработки социальных норм, нормативов, целей и прогнозов общественного развития;

    оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненные позиции общностей и личностей и т.д.

1) раскрывающие сущность социальных связей: социальная система, социальный институт, социальная организация, социальный контроль, социальные действия, социальные отношения и т.д.;

5) категории, раскрывающие характер использования социологических знаний в практике общественной жизни: социальное проектирование, социальное прогнозирование, социальное планирование и т.д.

Процедурные категории отражают, в основном, специфику и особенности сбора, анализа, обработки социальной информации и действуют при организации и проведении социологических исследований. Центральное место принадлежит категории «социологическое исследование».

Социологические понятия и категории являются узловыми пунктами выделения и анализа различных социальных систем, общества в целом.

Предмет и метод социологии. Место социологии в системе общественных наук.

Социология в переводе на русский язык означает «наука об обществе». Ключевым понятием социологии является «сообщество», т. е. группа, коллектив, нация и т. п. Сообщества бывают разного уровня и типа, например, семья, человечество в целом. Социология изучает различные проблемы, связанные с сообществом, т. е. социальные проблемы. Социология - это наука о социальной структуре, социальном взаимодействии, социальных отношениях, социальных взаимосвязях, социальных преобразованиях. Социология также изучает отношения людей к различным проблемам общества, исследует общественное мнение. Социология, как наука, обладает определенной структурой. В зависимости от содержания социология состоит из трех частей 1. Общая социология. 2. История социологии и современные социологические теории. Работы по социологии прошлых лет - это не архив, а важный источник научных знаний, информации о важных общественных проблемах. Различные социологические теории современности позволяют по-разному толковать проблемы, находить новые грани, аспекты изучаемых явлений. 3. Методика социологических исследований. В этой части рассматриваются задачи как, какими способами провести исследования.

В зависимости от типа сообщества, которое изучает социология, наука делится на макросоциологию и микросоциологию. Макросоциология изучает общество в целом, крупные общественные группы, такие как класс, нация, народ и т. п. Микросоциология изучает небольшие сообщества, такие как семья, трудовой коллектив, студенческая группа, спортивная команда. В зависимости от уровня рассмотрения социальных проблем социология делится на: 1. социальную философию, рассматривающую наиболее общие социальные закономерности. 2. Теорию среднего уровня. Здесь теоретически рассматриваются отдельные социальные процессы, например, социальное развитие коллектива; отдельные социальные и демографические труппы, например, молодежь, рабочие; отдельные социальные явления, проблемы, например, преступность, забастовки. Теорию среднего уровня, изучающую отдельно взятую проблему, явление, процесс называют отраслевой социологией. Существуют десятки отраслевых социологий, например, социология молодежи, социология преступности, социология города и т. д. 3. Эмпирическую и прикладную социологию. Здесь рассматриваются конкретные проблемы отдельных сообществ. Эти проблемы изучаются эмпирическим, т. е. опытным путем, с помощью опросов, наблюдений и других методов. Прикладная означает необходимая, полезная для конкретных нужд экономики, политики, культуры. Прикладная социология служит базой для создания социальных технологий, т. е. специальных разработок, в которых содержатся рекомендации о том, как поступать, что делать, что говорить в конкретных проблемных ситуациях.



Таким образом, социология - это наука, которая стремится изучать всесторонне социальные взаимосвязи. Знание социологии позволяет более рационально учитывать поведение людей в различных проблемных ситуациях жизнедеятельности общества.

Социология тесно связана с другими науками. Социология и математика. Социология - это конкретная наука об обществе Она стремится свои положения подкреплять количественными данными. Кроме того, практически все выводы социология основывает на вероятностных суждениях. Например, если социолог утверждает, что инженер культурнее рабочих, то это значит, что данное суждение справедливо с вероятностью выше 50%. Может быть множество конкретных примеров, когда какой-нибудь рабочий культурней некоего инженера. Но, вероятность таких случаев меньше 50%. Таким образом, социология тесно связана с теорией вероятности и математической статистикой. Для целей социального моделирования используется весь математический аппарат. Для обработки социологической информации используется математическое программирование, вычислительная техника. Психология. Изучая поведение людей, социология тесно контактирует с психологией. Общие проблемы концентрируются в рамках социальной психологии.


Структура и функции социологии. Проблема эмпирического и теоретического в социологии.

Структуру социологии можно представить состоящую из 4-х основных блоков:

I. Теоретико-методологические основы социологии.

II. Огромное количество социальных теорий (социология журналистики в т.ч.), т.е. вся проблематика.

III. Методы социологического исследования, методы обработки, анализа и обобщения социологической информации, т.е. эмпирический и методологический арсенал науки.

IV. Социоинженерная деятельность, социальные технологии, т.е. знания по организации и деятельности служб социального развития, о роли социологии в народном хозяйстве и управлении.

I. Исследование социального явления предполагает выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с экономической и политической сторонами жизни. Этот этап познания представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого социального явления.

II. Социология имеет дело с отдельными социальными явлениями (единственными или массовыми, приведенными к среднестатистическому факту). В их изучении выделяются два момента:

1) знание природы конкретного социального явления (личность, трудовой коллектив, самовыражение субъекта через какую-либо деятельность, проявление социальной позиции субъекта в отношении к чему-либо или мнению).

2) знание природы самого состояния социального явления как момента и предела в его развитии.

III. Специфика познавательной деятельности - теория и методы социологического исследования, методы сбора, обработки, анализа первичной информации о состоянии социального явления,- важная самостоятельная часть социологии.

IV. Теория организации и деятельность служб социального развития, раскрывающая функции и роль социолога - самостоятельная специфическая часть социологии.

Функции социолгии:

1. Познавательная:

а) Теоретический и эмпирический анализ социального факта в качестве исходного момента практики социального преобразования действительности

б) Познание процесса преобразовательной деятельности

в) Разработка теории и методов социологического исследования, методики

2. Прогностическая

а) Создание условий сознательной выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития личности, общности, социальной группы, общества

3. Социального проектирования и конструирования

а) Разработка моделей конкретной организации с оптимальными параметрами ее функционирования

б) Определение путей проектирования социального процесса

4. Организационно-технологическая

а) Разработка комплекса организационных мер по обеспечению внедрения и реализации предусмотренных технологией процессов

б) Выработка организационных мер по осуществлению социологической технологии

5. Управленческая

а) Принятие управленческого решения

б) Социальное планирование и разработка социальных показателей

в) Определение основных направлений повышения эффективности деятельности

6. Инструментальная

а) Определение методов изучения социальной реальности

б) Определение методов сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

Для социологии одной из основных и предельно широкой категорией является категория “социального”. Социальное по своему содержанию - это отражение организации и жизнедеятельности общества как субъекта исторического процесса. Оно аккумулирует в себе опыт, тадиции, знание, способности и т.д. Поэтому знание социального проявляет себя в следующих функциях: - как критерий оценки соответствия состояния общества и его элементов достигнутому уровню социального прогресса; - способствует пониманию, в какой степени социальное явление, процесс, общность содействует гармоничному развитию общества и личности в их целостном единстве; - выступает основанием разработки социальных норм, нормативов, целей и прогнозов общественного развития; - детерминирует содержание интересов, потребностей мотивов, установок в деятельности социальных общностей и личностей; - оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненных позиций людей, их образ жизни; - выступает мерой оценки каждого из видов общественных отношений, их соответствия реальной практике и интересам общества и человека.

Следующая, не менее важная категория в социологии является категория “социальное в его конкретном состоянии”. Касается ли это какого-либо социального субъекта или какого-то социального процесса оно связано с выявлением социального в его конкретном осуществлении.

Самостоятельное и значительное место в системе категорий и понятий социологии занимают категории, отражающие специфику сбора и обработки социальной информации, организации и поведения социологического исследования. Здесь категории: “социологическое исследование”, “программирование и организация соц. исследования”, “техника и методика соц. исследования”, “методы сбора первичной информации”, “инструментарий соц. исследования” и т. д. Эта группа категорий раскрывает специфический характер применения знания социологии для преобразования жизнедеятельности социального субъекта. Закон – это существенная связь или существенное отношение, обладающее всеобщностью, необходимостью и повторяемостью при данных условиях. Социальный закон – это выражение существенной, необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их действий.

Основной категорией социологии является социальная группа - страт (термин, принятый мировой социологической наукой). В социальной группе субъекты объединены по любому критерию. Это могут быть пассажиры трамвая, игроки футбольной команды, члены клуба по интересам или целое социальное образование, отличающееся постоянством социальных связей.

Социальные группы принято подразделять на макро- и микрогруппы. По пространственно-временному масштабу к макрогруппам относятся планетарная общность людей, государственные и поселенческие общности, демографические группы.

Макрогруппами являются социально-классовые, социальнопрофессиональные, этнонациональные и другие общности.

Примерами микрогрупп могут служить семья, студенческая группа, трудовой коллектив, группа друзей и т. д. Даже два человека, имеющие социальную связь, составляют социальную группу.

Социальные группы охватывают все виды и формы социального бытия людей. Через них осуществляется связь и взаимодействие личности и общества. Личность, входя в различные социальные группы, приобретает опредленные социальные качества и играет многочисленные социальные роли.

Социальными группами называются относительно самостоятельные общности людей, занимающие определенное положение в структуре общества. К ним относятся этнические общности (нации, народности); территориальные объединения (население города, деревни и т. п.); социальные классы и слои (рабочие, интеллигенция, студенчество и др.); демографические группы (мужчины, женщины, молодежь и проч.). Социологи исследуют и малые социальные группы - семьи, учебные группы, трудовые коллективы, неформальные объединения людей.

Социальные общности как элементы социальной системы- это реально существующие совокупности индивидов, образующих определенную целостность и обладающих самостоятельностью в социальных действиях. Они возникают в процессе исторического развития человечества и характеризуются многообразием видов и форм. Наиболее значимыми общностями являются: социально-территориальные (город, деревня, регион и т. д.), социально-демографические (семья, возрастные группы и т. п.), социально-этнические (нации, народности, этнические группы), социально-трудовые (различные типы трудовых коллективов).

В социальных общностях осуществляется взаимодействие между людьми, формы которого также различны: индивид-индивид, индивид-социальная группа, индивид-общество. Они формируются в процессе практической деятельности людей и представляют собой поведение индивида или группы индивидов, значимое для развития социальной общности в целом. Такое социальное взаимодействие субъектов формирует социальные связи между людьми, между людьми и внешним миром. Совокупность подобных социальных связей составляет основу социальных отношений в обществе: политических, экономических, духовных. В свою очередь, они служат фундаментом для функционирования экономической, политической, духовной и социальной сфер (подсистем) жизнедеятельности общества.

Любая социальная общность, все сферы жизни общества не могут функционировать и тем более развиваться без регулирования, упорядочения отношений между людьми в процессе их практической деятельности и поведения. Поэтому общество выработало своеобразную систему, инструмент такого регулирования и организации общественной жизни, каким являются социальные институты. Социальные институты - это определенная совокупность учреждений, социальных норм и культурных образцов, а также форм поведения людей в обществе, обеспечивающих устойчивость общественной жизни. Социальные институты - это подсистема общества, связанная с определенными общественными потребностями.

В зависимости от сфер общественной жизни выделяются следующие институты:

  • 1) в экономической сфере -- труд, производство, разделение труда, собственность, распределение, зарплата, деньги;
  • 2) в политической сфере - государство, партии, армия, суд, парламент, общественные организации;
  • 3) в социальной сфере -- социальная структура, семья, родство, брак, статус, роль, личность, воспитание;
  • 4) в культурной сфере - наука, образование, религия, мораль, массовые коммуникации, общественное сознание, искусство и литература.

Общество как социальная система является наиболее сложным объектом изучения социологов.

Социологические категории - это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. В то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функционирования.

Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:

Социологически интерпретируемые общенаучные категории (<социальная система>, <социальная структура>, <социальное развитие> и др.);

Собственно социологические категории (<социальный статус>, <социальный институт>, <социальная стратификация> и т.д.);

В качестве исходной категории социологии выделяют понятие <социальное>, через которое определяются такие важные социологические категории, как <социальные действия и взаимодействия>, <социальные отношения>, <социальные общности>, <социальные институты>, <социальные организации>, <социальная система>, <социальная структура> и др. Среди них особое место занимает категория <социальная общность>, характеризующая все виды и формы социальных образований, субъекты которых связаны общими интересами и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. По мнению ряда социологов, эта категория является ключевой, основополагающей в социологическом анализе, так как содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений.

К числу важнейших категорий социологии относятся понятия <социальная система> и <социальная структура>, которые имеют большое методологическое значение для макросоциологических исследовании. Социологи, изучающие поведение людей на микроуровне, оперируют понятиями <социальные действия и взаимодействия>, <социальные статусы и роли>, <малая социальная группа>, <социальные ценности и нормы> и др. Отдельную группу образуют процедурные категории, раскрывающие методику социологического исследования (<анкетирование>, <социологический опрос>, <интервьюирование>, <выборка>, <репрезентативность>, <включенное наблюдение>, <контентанализ> и т.д.).

Если категории социологии отражают наиболее значимые свойства, признаки изучаемого социального объекта, то ее законы выражают глубинные связи между ними. Законы социологии по своей природе являются социальными. Социальный закон - это выражение существенных всеобщих и необходимых связей социальных явлений и процессов, прежде всего связей, возникающих в результате совместной деятельности людей, их групп и объединений. К числу социальных относятся, например, законы индустриализации и урбанизации общества, социальной мобильности и миграции, социальной дезорганизации, интернационализации общественной жизни и др.

В целом выделяют пять групп социальных законов:

Законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление В. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве;

Законы, отражающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Например, изменение характера производительных сил требует изменения производственных отношений;

Законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Так, чем активнее человек участвует в политической жизни, тем выше его политическая культура;

Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Например, важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов;

Законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. В частности, уровень бракоразводных процессов в различных странах зависит от экономических циклов.

Социальные законы подразделяются на общие и специфические. Первые определяют развитие общества как целостной социальной системы, вторые - отдельных элементов этой системы. По характеру и способу проявления социальные законы делятся на динамические, т.е. выражающие жесткую, однозначную связь между социальными явлениями, и статические (стохастические), т.е. детерминирующие социальные процессы не абсолютно, а с определенной степенью вероятности.

Социальные законы проявляются в деятельности конкретных людей, составляющих социальные группы и общности. Поэтому, изучая социальные законы, важно выявлять социально значимые, устойчивые и повторяющиеся (типичные) формы поведения людей, определенные их сложными взаимосвязями с окружающей социальной средой. Познание этих закономерностей необходимо для решения социальных проблем, совершенствования механизма социального управления, повышения его эффективности на всех уровнях.

Категория социального факта

В любой науке, в социологии в том числе, основой научного знания признается категория факта. Вопрос научного понимания этой исходной единицы социологического анализа рассматривал один из основоположников социологии как науки французский мыслитель Дюркгейм в своей работе «Метод социологии». Он подчеркивал, что любая наука имеет право на существование лишь тогда, когда предметом ее служит категория фактов, не изучаемых другими науками. Эту категорию фактов, не изучаемых другими науками, а изучаемых социологией, Дюркгейм назвал социальными фактами. Для Дюркгейма было совершенно очевидным, что материя социальной жизни не может объясняться ни биологическими, ни психологическими факторами. Она требует иного подхода. Отсюда знаменитый тезис Дюркгейма, выражающий требование «социальное объяснять социальным».

В современной социологии факт — это не просто констатация какого-либо единичного явления или веши. Социальный факт — это объективный результат и форма взаимодействия людей, социальных групп, классов, иных социальных общностей. Еще Гегель подчеркивал, что в отношении социального факта речь должна идти не просто о любом взаимодействии, а о том, которое указывает на связь с его определенным целым, образующим (организующим) и объясняющим это целое, то есть раскрывающим его социальную значимость.

Эмпирическое выражение социального факта может быть сведено к его широкой и всесторонней научной интерпретации: описанию, измерению, накоплению, апробации и т.д. Теоретическое выражение заключается в том, чтобы, с одной стороны, выработать руководящую идею отбора фактов, с другой — вычленить в них существенное содержание и новые обобщения.

Признание понятия социального факта в качестве исходной единицы научного анализа является необходимым, но недостаточным условием полноты начального социологического знания. Любое социальное целое есть результат взаимодействия в нем совокупности природно-исторических, социально-экономических, культурологических и иных социальных факторов, то есть своеобразных движущих сил совершающихся общественных процессов и необходимых условий бытия социальных фактов. Поэтому социология наряду с фактами призвана исследовать и факторы, выявля ть их разнообразие, характер взаимодействия и качество. Социология тем и отличается от других общественных наук, что она изучает не те или иные стороны или аспекты общественных отношений (экономических, политических, моральных и т.п.), а всю их совокупность в каждом отдельном явлении, в каждой отдельной точке социального пространства. Более того, совокупность факторов, составляющих целое, для социолога интересна не сама по себе, не как их статистическая совокупность. Социология прежде всего анализирует те факты, которые определяют направление и содержание развития целого: факторы созидания (конструктивные), факторы разрушения (деструктивные), факторы препятствия. Выявление этих качеств дает социологии основание для разработки конкретных программ преобразования исследуемого объекта в заданном, социально значимом направлении.

Многообразие факторов, изучаемых социологией, Конт подразделил на два больших класса: статичные, то есть сохраняющиеся неизменными на протяжении длительною периода истории, но оказывающие влияние на целое (климат, географическая среда, расовые и национальные различия, антропологические характеристики людей, структурные элементы социума и др.), и динамичные, то есть связанные непосредственно с деятельностью людей и ее результатами и находящиеся в постоянном изменении и развитии (экономика, политика, торговля, культура, производство, воспитание, нравственность, образ жизни и т.п.).

Классификация Конта явилась в определенной мере методологическим указанием для многих последующих социологов в рамках так называемых школ «одного фактора» в Западной Европе (механической, биологической, психологической, географической, ра- сово-антропологической и др.), которые, следуя известной в философии традиции искать исходный «кирпичик» мироздания, такой поиск в социологии сводили к той же цели.

Каждая из таких школ, решая вопрос о движущих силах социального развития, прежде всего факторов, которые, по их мнению, в конечном итоге определяют качества общественных систем и способности человека, подчеркивала, таким образом, одностороннее преимущество или решающую роль одного из них и на этой основе создавала обособленные социологические концепции. Впоследствии «однофакторный» подход был вытеснен более развитым «системным», однако научный вклад, который эти школы внесли в развитие общественной мысли, оказался достаточно значительным. Во-первых, они продвигали социологию к более глубокому пониманию ее собственной специфики и метода, развивая и обогащая его; во- вторых, факторный анализ явился одним из наиболее эффективных методов современного социологического исследования, поскольку позволял не только достигать необходимой целостности знания о предмете, но и определять в нем действительно необходимые, решающие факторы в каждом конкретном случае с учетом особенностей изучаемого социального пространства и времени.

Категория социального действия

Одна из базовых категорий социологии, которая в концентрированной форме включает основное содержание и более глубокое понимание ее предмета, — категория социального действия. Это понятие впервые ввел в научный оборот Вебер. Исследуя типологию социального действия, Вебер выделил четкие критерии его социальности. Он не считал поведение человека в толпе предметом социологии, оно становится таковым лишь в том случае, когда индивид осознает смысл и цели своих поступков, делает свободный и осознанный выбор цели Операциональное действие), ориентируясь при этом на поведение других людей, на их ожидания и ответные действия. Однако это не единственный тип социального действия. Другим, не менее важным для социологии является, по Веберу, так называемое ценностно-рациональное действие. Оно базируется на сознательной ориентации и вере в общественные (политические, нравственные, религиозные и т.д.) идеалы и убеждения.

Американский социолог Парсонс, развивая взгляды на исходный пункт социологического познания, обосновал, что действие (акт) — это базовая единица социологического анализа. Углубляя понимание этого исходного пункта, Сорокин придал ему более всеобъемлющий и глубокий характер, определив в качестве исходной единицы анализа категорию и вытекающие из него следствия.

Цель социологии — научное познание истины. Как и другие науки, она в достижении своей цели использует весь арсенал познавательных средств, выработанных мировым опытом развития научной мысли. Общепризнано, что одним из последних достижений в этой области является диалектика, то есть наиболее полный, свободный от односторонности универсальный метод познания, развитый в недрах немецкой классической философии, и прежде всего в философии Гегеля. «Только метод в состоянии обуздывать мысль, вести ее к предмету...» ". Диалектический метод включает в себя в качестве необходимых требований принципы развития, целостности, объективности, историзма, противоречия, конкретности и др. В каждом отдельном случае в зависимости от характера познавательных задач, уровня исследований универсальный диалектический метод обогащается целой системой общенаучных методов, а также частных методик, процедур, технических приемов, которые создавались и совершенствовались вместе с развитием социологического знания. Неизменным же при всех обстоятельствах оставалось требование объективности социального знания.

В научной социологии естественная природа предмета, его спонтанность должна выступать первичной субстанцией по отношению к концептуальности (идеальной модели, по Веберу), ибо общество — это организация, которая, как и природа, возникает вследствие естественной эволюции, а потому не может не содержать в себе принудительной силы естественного начала развития. Вместе с тем известный афоризм физиков — «Нет ничего практичнее хорошей теории» — для социологии как науки актуален в не меньшей степени. Именно поэтому в социологии, как и в других науках, выделяют, как правило, два уровня познания — теоретический и эмпирический.

С одной стороны, исследуя конкретные социальные явления, социология должна располагать теоретически выверенным пониманием природы общественных процессов и явлений, закономерностей их становления и развития, вскрывать противоречия и особенности общественного бытия, должна уметь накапливать фактологический материал, руководствуясь поставленными целями познания, различными социально значимыми идеями. С другой стороны, сам процесс сбора социологических данных (эмпирический уровень) обладает относительно самостоятельными свойствами и содержит в себе целый ряд необходимых приемов и закономерностей, без соблюдения которых невозможно выполнить требование объективности познания, а следовательно, выйти на более глубокие теоретические обобщения.

Диалектика как учение о развитии в социологии органически соединяет в себе и теоретическое, и эмпирическое начала. В сочетании с общенаучными методами (наблюдение, эксперимент, моделирование, методы математического и статистического анализа), а также частными (специальными) методами (интервью, документальный метод, анкетирование, методы экспертных оценок, контент-анализ, социометрический метод и др.) социологическое познание представляет собой эффективный инструмент изучения социальной реальности.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: