28.В каждом городе благочиние поручается единому м которое в каждом городе учреждается под назван управа благочиния или полицейская.
29.В управе благочиния заседает городничий и заседает пристав уголовных дел, пристав гражданских дел и ратмана.
30.Управа благочиния долженствует во перьвых иметь бдение, дабы в городе сохранены были благочиние, добронравие и порядок. Второе, чтоб предписанное законами полезное повсюды в городе исполняемо и сохраняемо было, в случае же нарушения оных управа благочиния по состоянию дела, не смотря ни на какое лице, всякаго должна приводить к исполнению предписаннаго законом; и третие, управа благочиния одна в городе право имеет приводить в действие повелении правления, решения палат и прочих судов и чинить отказы домов и мест в городе, предместье и на городских землях.
31.По делам, до полиции или благочиния городоваго касающимся, и по делам о мостах, улицах и дорогах управа благочиния состоит прямо под повелением губернскаго правления.
32.Управа благочиния долженствует наблюдать, дабы никто запрещенным не торговал в городе и чрез межу города не возил запрещеннаго.
33.Управа благочиния должна иметь сведение о торговых ценах в городе всякаго рода хлеба и харча и о сем по прошествии каждаго месяца делать записку и вносить в особливую на то книгу, дабы всегда по ней справиться можно было, по какой цене в которое время в году хлеб состоял.
Особливая – особенная, специальная, отдельная.
34.Управа благочиния имеет так же прилежное смотрение, чтоб в городе везде меры и весы были верныя, исправныя и заклейменыя; за лживыя же чинит взыскание по законам.
35.Управа благочиния бдение имеет, чтоб в городе никто беглых людей не принимал, не держал и не укрывал, и буде где явится таковый ослушник и нарушитель установленнаго порядка, кто бы принимал, держал или у себя укрывал беглаго, то управа благочиния должна (буде не отдаст добровольно) отослать его к суду, куда по законам надлежит.
36.Управа благочиния в ведомстве своем имеет дороги, улицы, мосты и переправы в городе и предместье и на городской земле и прилагает неусыпное старание и попечение, чтоб дороги, улицы, мосты и переправы чрез реки и воды, где есть, в таком исправном состоянии и содержании были, чтоб проезжим не было ни остановки, ни опасности.
37.Управа благочиния дела ведомства своего отправляет, не требуя никакого рода заплаты за дело, но как скоро ей предложено о поступке и преступлении, узаконению противном или обществу вред наносящем, буде не ея решению принадлежит, то, изследовав, отошлет, куда надлежит.
38.Буде в городе явится дело такого рода, что многое число людей допросить надлежит из одной или разных частей города (или кварталов), то управа благочиния допросы в каждой части (или квартале) учинить велит чрез частнаго пристава (или квартальнаго надзирателя) либо назначит единаго частнаго пристава (или квартальнаго надзирателя), где нет частнаго пристава, для изследования всех обстоятельств на месте и по зрелому и точному разсмотрению всех обстоятельств на месте предложит в управе благочиния, которая в следствие ей предписанного поступать имеет.
39.Буде кто управы благочиния исполнением по повелению или решению верхняго какого-либо места не доволен в доказать может, что управа благочиния незаконно поступила, тот должен просить в четыренедельный срок в том верьхнем месте той губернии, от котораго то повеление илм решение для исполнения в управе благочиния получена, Буде же дело началось по прошению стряпчаго или по усмотрению самаго городничаго или частнаго пристава илм по прошению или объявлению истца, и по том кто бы решением управы благочиния не доволен был, тот о своем неудовольствии да объявит управе благочиния и в четыренедельный срок просить может законным порядком в столице в нижнем надворном суде или в уездном суде, в иныж же городах в уездном суде; где же онаго нет - в городовой магистрате или в нижней разправе; но сие прошение не ест аппелляция, или перенос, но просителю дается право избрать, где быть судиму; и тогда управа благочиния обязав учиненное ею по тому делу послать в то место, которое избрал, и буде кто по тому делу под стражею содержится или чем ополичен, то и таковаго с оным делом отошлет в тоже место.
40.Управа благочиния не имеет определеннаго в году времяни для заседания, но во всякое время собирается городе, когда сведает, что непорядок учинился.
Упра́ва благочи́ния - городской полицейско-административный орган Российской империи в -1881 годах . Учреждены по Уставу благочиния , или полицейскому.
Учреждение должности
В столицах в составе управ благочиния входили обер-полицмейстер (председатель), полицмейстер, пристав по гражданским и по уголовным делам (аналоги современных следователей). В других городах председателем был полицмейстер или городничий .
Для непосредственно полицейского управления города были разделены на административно-полицейские части (200-700 дворов). Административно-полицейские части, в свою очередь, были поделены на кварталы по 50-100 дворов. Административно-полицейские части управлялись частными приставами с приданными им воинскими командами и служителями. Кварталы контролировали квартальные надзиратели с квартальными поручиками и полицейская стража. Для гражданского контроля над полицейским управлением существовали 2 ратмана . Они избирались из числа наиболее достойных местных жителей сроком на полгода.
Обязанности
Управа благочиния осуществляла надзор за порядком, следила за исполнением законов; к её компетенции относилось также судебное производство по гражданским и тяжебным делам суммой меньше 20 руб. Осуществляла также следственные действия и судебное производство по кражам и мошенничествам на сумму меньше 20 руб. Управа благочиния ежедневно утверждала представленный приставами список арестованных.
Управы благочиния находились в подчинении Губернских (наместнических) правлений. Со временем были сформированы спец. команды (ревизоры), осуществлявшие контроль за деятельностью управ благочиния.
С 1799 г. начинается работа над проектом Устава благочиния, которая была завершена в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он разделялся на четырнадцать глав, двести семьдесят четыре статьи.
Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний.
Главными источниками Устава стали: «Учреждение о губернии», материалы уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы и правовые трактаты.
Органом полицейского управления в городе стала Управа благочиния, коллегиальный орган в который входили: полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные от граждан ратманы-советники.
Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале -квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему Табели о рангах.
Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решало все вопросы о назначении и смещении полицейских должностей. Сенат контролировал полицейское управление в столицах.
Главная задача полиции определялась как сохранение порядка, благочиния и добронравия. Полиция наблюдала за исполнением законов и решением местных органов власти, контролировала соблюдение церковных порядков, сохранение общественного спокойствия. Она наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению «народного здравия», городского хозяйства, торговли и «народного продовольствия».
Полиция пресекала мелкие уголовные дела, вынося по ним собственные решения, осуществляла предварительное следствие и розыск преступников.
Устав благочиния перечислял ряд правонарушений и санкций, относящихся к ведению полицейских органов.
К этим правонарушениям относились:
1) действия, связанные с непослушанием законам или решениям полицейских властей;
2) действия, направленные против православной веры и богослужения;
3) действия, нарушающие общественный порядок, охраняемый полицией;
4) действия, нарушающие нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка, недозволенные представления);
5) действия, нарушающие порядок управления или суда (взяточничество);
6) преступления против личности, имущества, порядка и др.
Полиция могла применять санкции только за некоторые правонарушения из перечисленных сфер: ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта, нарушение правил маклерского посредничества, неразрешенное ношение оружия, нарушение таможенных правил и некоторые имущественные преступления.
В большинстве других случаев полиция ограничивалась проведением предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции. По политическим преступлениям полиция следствия не проводила, это была компетенция других органов.
48. Жалованная грамота дворянству 1785 г.
Жалованная грамота дворянству (полное название - «Грамота на права и преимущества благородного российского дворянства») состояла из вводного манифеста и четырех разделов (девяносто две статьи).
В ней устанавливались принципы организации местного дворянского самоуправления, личные права дворян и порядок составления родословных дворянских книг.
Личные права дворян включали: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождения от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и др.
Имущественные права дворянства включали: полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю.
Особые судебные права дворянства включали следующие сословные привилегии: личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда: дворянина могли судить только равные ему (сословный суд), решения других судов для него не имели значения.
Сословное самоуправление дворянства, регламентированное Жалованной грамотой выглядело следующим образом: дворяне создавали общество, или Собрание, наделенное правами юридического лица (имевшее собственные финансы, имущество, учреждения и служащих).
Жалованная грамота сохраняла отличие прав личного дворянства от прав потомственного дворянства. Все потомственное дворянство обладало равными правами (личными, имущественными и судебными) независимо от разницы в титулах и древности рода. Правовая консолидация дворянства как сословия завершилась. Закрепленные за дворянством права определялись как «вечные и неизменные». Вместе с тем дворянские корпорации находились в непосредственной зависимости от государственной власти (регистрация дворян в родословных книгах проводилась по установленным государством правилам, государственные чиновники утверждали кандидатуры выборных дворянских предводителей, дворянские выборные органы действовали под эгидой государственных должностных лиц и учреждений).
49. Жалованная грамота городам 1785 г.
Правовой статус городского населения как особого сословия начал определяться еще в конце XVII в. Затем создание органов городского самоуправления при Петре I (ратуши, магистраты) и установление определенных льгот для верхушки городского населения укрепили этот процесс. Дальнейшее развитие промышленности, торговли и финансов (как особых функций города) потребовали издания новых правовых актов, регулирующих эти сферы деятельности.
Жалованная грамота городам (полное название - «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи») была опубликована одновременно с Жалованной грамотой дворянству в апреле 1785 г. Она состояла из манифеста, шестнадцати разделов и ста семидесяти восьми статей.
Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.
Личные права мещан включали: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу.
К имущественным правам мещанства относились: право собственности на принадлежащее имущество (приобретение, использование, наследование), право владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли.
Все городское население делилось на шесть категорий:
1) «настоящие городские обыватели», имеющие в городе дом и иную недвижимость;
2) записанные в гильдии купцы (I гильдия - с капиталом от десяти до пятидесяти тысяч рублей, II - от пяти до десяти тысяч рублей, III - от одной до пяти тысяч рублей);
3) состоявшие в цехах ремесленники;
4) иногородние и иностранные купцы;
5) именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее пятидесяти тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в городской администрации, ученые, художники, музыканты);
6) прочее посадское население.
Купцы I и II гильдий пользовались дополнительными личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые граждане.
Права и обязанности ремесленников регламентировались внутрицеховыми правилами и «Уставом о цехах».
В городе создавалась Общая городская дума, в которую входили избранный городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города).
Общая городская дума образовывала свой исполнительный орган - шестигласную Городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовал один представитель от каждой категории. Председательствовал городской голова.
В компетенцию Городской думы входили: обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутрисословных споров, наблюдение за городским строительством. В отличие от ратуш и магистратов судебные дела не входили в ведение Городской думы - их решали судебные органы.
Или полицейскому.
В столицах в составе управ благочиния входили обер-полицмейстер (председатель), полицмейстер, пристав по гражданским и по уголовным делам (аналоги современных следователей). В других городах председателем был полицмейстер или городничий .
Для непосредственно полицейского управления города были разделены на административно-полицейские части (200-700 дворов). Административно-полицейские части, в свою очередь, были поделены на кварталы по 50-100 дворов. Административно-полицейские части управлялись частными приставами с приданными им воинскими командами и служителями. Кварталы контролировали квартальные надзиратели с квартальными поручиками и полицейская стража. Для гражданского контроля над полицейским управлением существовали 2 ратмана . Они избирались из числа наиболее достойных местных жителей сроком на полгода.
Управа благочиния осуществляла надзор за порядком, следила за исполнением законов; к её компетенции относилось также судебное производство по гражданским и тяжебным делам суммой меньше 20 руб. Осуществляла также следственные действия и судебное производство по кражам и мошенничествам на сумму меньше 20 руб. Управа благочиния ежедневно утверждала представленный приставами список арестованных.
Управы благочиния находились в подчинении Губернских (наместнических) правлений. Со временем были сформированы спец. команды (ревизоры), осуществлявшие контроль за деятельностью управ благочиния.
Напишите отзыв о статье "Управа благочиния"
Литература
- Энциклопедия МВД России. - М .: Объед. ред-ция МВД России, «Олма пресс», 2002. - ISBN 5-224-03722-0
Отрывок, характеризующий Управа благочиния
– Ну да, ну да, – говорил Пьер, – разве не то же самое и я говорю!– Нет. Я говорю только, что убеждают в необходимости будущей жизни не доводы, а то, когда идешь в жизни рука об руку с человеком, и вдруг человек этот исчезнет там в нигде, и ты сам останавливаешься перед этой пропастью и заглядываешь туда. И, я заглянул…
– Ну так что ж! вы знаете, что есть там и что есть кто то? Там есть – будущая жизнь. Кто то есть – Бог.
Князь Андрей не отвечал. Коляска и лошади уже давно были выведены на другой берег и уже заложены, и уж солнце скрылось до половины, и вечерний мороз покрывал звездами лужи у перевоза, а Пьер и Андрей, к удивлению лакеев, кучеров и перевозчиков, еще стояли на пароме и говорили.
– Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, – говорил Пьер, – что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там во всем (он указал на небо). Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны теченья с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «правда, верь этому».
Князь Андрей вздохнул, и лучистым, детским, нежным взглядом взглянул в раскрасневшееся восторженное, но всё робкое перед первенствующим другом, лицо Пьера.
– Да, коли бы это так было! – сказал он. – Однако пойдем садиться, – прибавил князь Андрей, и выходя с парома, он поглядел на небо, на которое указал ему Пьер, и в первый раз, после Аустерлица, он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел лежа на Аустерлицком поле, и что то давно заснувшее, что то лучшее что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Чувство это исчезло, как скоро князь Андрей вступил опять в привычные условия жизни, но он знал, что это чувство, которое он не умел развить, жило в нем. Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь.
Или полицейскому.
В столицах в составе управ благочиния входили обер-полицмейстер (председатель), полицмейстер, пристав по гражданским и по уголовным делам (аналоги современных следователей). В других городах председателем был полицмейстер или городничий .
Для непосредственно полицейского управления города были разделены на административно-полицейские части (200-700 дворов). Административно-полицейские части, в свою очередь, были поделены на кварталы по 50-100 дворов. Административно-полицейские части управлялись частными приставами с приданными им воинскими командами и служителями. Кварталы контролировали квартальные надзиратели с квартальными поручиками и полицейская стража. Для гражданского контроля над полицейским управлением существовали 2 ратмана . Они избирались из числа наиболее достойных местных жителей сроком на полгода.
Управа благочиния осуществляла надзор за порядком, следила за исполнением законов; к её компетенции относилось также судебное производство по гражданским и тяжебным делам суммой меньше 20 руб. Осуществляла также следственные действия и судебное производство по кражам и мошенничествам на сумму меньше 20 руб. Управа благочиния ежедневно утверждала представленный приставами список арестованных.
Управа благочиния находились в подчинении Губернских (наместнических) правлений. Со временем были сформированы спец. команды (ревизоры), осуществлявшие контроль за деятельностью управ благочиния.
Литература
- Энциклопедия МВД России. - М .: Объед. ред-ция МВД России, «Олма пресс», 2002. - ISBN 5-224-03722-0
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Управа благочиния" в других словарях:
Управа благочиния - Управа благочиния, губернское (до 1871) и городское полицейское учреждение. Создано в 1782, во главе обер полицмейстер (подчинялся генерал губернатору), ему подчинены полицмейстер, приставы гражданских, уголовных и следственных дел,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
УПРАВА БЛАГОЧИНИЯ, общегородское полицейское (см. ПОЛИЦИЯ) учреждение в Петербурге, Москве и губернских городах России (с 1782); приводила в исполнение распоряжения местной администрации и решения судов, заведовала городским благоустройством и… … Энциклопедический словарь
Управа благочиния Энциклопедия права
Губернское (до 1871) и городское полицейское учреждение. Создано в 1782, во главе обер полицмейстер (подчинялся генерал губернатору), ему подчинены полицмейстер, приставы гражданских, уголовных и следственных дел, брандмайор, старший врач… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Управа благочиния - в Российской империи местные полицейские органы, выполнявшие также некоторые судебные функции. Созданы по Уставу благочиния (8.04.1782 г.). В Петербурге и Москве У.б. состояли из обер полицмейстера (председатель), полицмейстера, приставов… … Большой юридический словарь
Общегородское полицейское учреждение в Петербурге, Москве и губернских городах России. Создана в 1782. У. б. приводила в исполнение распоряжения местной администрации и решения судов, заведовала городским благоустройством и торговлей.… … Большая советская энциклопедия
См. Благочиние … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Общегор. полицейское учреждение в Петербурге, Москве и губ. городах России. Создана в 1782. Приводила в исполнение распоряжения местной админист рации и решения судов, заведовала гор. благоустройством и торговлей. Полицейские функции осуществляла … Советская историческая энциклопедия
УПРАВА БЛАГОЧИНИЯ - общегородское полицейское учреждение в Петербурге, Москве и губернских городах России. Создана в 1782 г. У.б. приводила в исполнение распоряжения местной администрации и решения судов, заведовала городским благоустройством и торговлей (до… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века
Городское полицейское учреждение. Создана в 1782 (с 1830 х гг. помещалась на, 22; дом не сохранился). Приводила в исполнение решения городской администрации и судов и т.д. Кроме штата московской полиции в распоряжение Управы благочиния в… … Москва (энциклопедия)