Правила конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Процесс конвоирования заключенных из сизо в суды и обратно. конвойные помещения судов. как вести себя в конвойках? Как совершенствовать конвоирование

Конвоирование

доставление лиц, задержанных или арестованных органами расследования либо осужденных судом, к месту содержания под стражей, а также доставление заключенных (подозреваемых, обвиняемых, осужденных) к месту производства следственных действий, в суд либо из одного места заключения и другое.

Задержанные или арестованные доставляются из одного места содержания под стражей в другое выделяемым для этих целей конвоем.

Конвоирование заключенных в суд, отконвоирование осужденных (в том числе лиц, взятых под стражу и зале суда) к месту заключения, а также доставление их из одного места заключения в другое осуществляется органами МВД.

Вопросы, связанные с конвоированием заключенных по требованию судов и следственных органов, регулируются межведомственной инструкцией Прокуратуры СССР, Верховного Суда СССР, МВД СССР и КГБ При Совете Министров СССР.


Контрразведывательный словарь. - Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского . 1972 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Конвоирование" в других словарях:

    конвоирование - я, ср. convoyer, гол. convoyeeren, confoyeeren. 1. Сопровождение конвоем ког, чего л. Пришли на здешний рейд под конвоированием одного военнаго шлюпа и одного брига несколько Англинских купецких судов. СМЖ 1 77. // Сл. 18 2 134. О конвоировании… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    КОНВОИРОВАНИЕ - (Convoying) сопровождение. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

    конвоирование - сущ., кол во синонимов: 3 охранение (7) сопровождение (23) эскортирование … Словарь синонимов

    Конвоирование - ср. 1. процесс действия по гл. конвоировать 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    конвоирование - конвоирование, конвоирования, конвоирования, конвоирований, конвоированию, конвоированиям, конвоирование, конвоирования, конвоированием, конвоированиями, конвоировании, конвоированиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов

    конвоирование - конво ирование, я … Русский орфографический словарь

    конвоирование - см. конвоировать; я; ср. Конвои/рование пленных … Словарь многих выражений

    конвоирование - конво/ир/ова/ни/е [й/э] … Морфемно-орфографический словарь

    Конвоирование невоенного судна - препровождение, охрана и сопровождение иностранного невоенного судна, задержанного за нарушение установленных правовых режимов в ближайший российский порт (иностранного судна в порт, открытый для захода иностранных судов) для выяснения… … Пограничный словарь

    Федеральная служба исполнения наказаний - (ФСИН России) … Википедия

Книги

  • Сборная модель "Российский эсминец" Современный", 1/700 (9054 П) , . Предназначением эсминца данного проекта было - поражение надводных и подводных кораблей противника посредством ракетно-артиллерийской атаки, а также конвоирование кораблей и судов с…

Одним из видов административной деятельности органов внутренних дел является охрана и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых представляет собой комплекс мер по обеспечению надежной охраны при их перемещении по территории изоляторов временного содержания (ИВС) либо при доставлении к месту назначения под охраной (надзором) конвоя.

Для конвоирования создаются подразделения охраны и конвоирования (отделения, взвода, роты, батальоны, полки), основными задачами которых являются:

— конвоирование подозреваемых из ИВС в следственные изоляторы, медицинские учреждения для амбулаторного освидетельствования (обследования), санпропускники и обратно, из органов внутренних дел в межрайонные или городские ИВС, охрана подозреваемых и обвиняемых во время производства следственных действий;

— конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС и следственных изоляторов в суды и обратно, охрана указанных категорий лиц во время судебных заседаний;

— конвоирование подозреваемых и обвиняемых на обменные пункты плановых маршрутов конвоирования и обратно.

Административно-правовой статус конвойных подразделений определяется Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, указами президента РФ, постановлениями правительства РФ, нормами международного права, нормативными правовыми актами МВД России и, в частности, "Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых" (утверждены приказом МВД № 140 от 7 марта 2006 года).

Конвой — группа вооруженных и экипированных специальными средствами сотрудников, назначенных для охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Конвой обеспечивает своевременное доставление лиц взятых под стражу к месту назначения и поддержание при этом установленного для них режима, предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой, а также задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из-под стражи.

Конвой призван осуществлять постоянный надзор и неотлучное нахождение всего состава наряда рядом с конвоируемыми с момента их получения в месте содержания под стражей и до водворения обратно, изоляцию охраняемых от контактов с родственниками, знакомыми или посторонними гражданами.

В зависимости от характера выполняемой задачи в состав конвоя назначаются: начальник (старший) конвоя, помощник начальника конвоя, полицейский-кинолог и конвоиры.

В зависимости от количества конвоируемых, степени их опасности и других данных конвой полиции может быть обыкновенным и усиленным.

Обыкновенный конвой назначается из расчета: два конвоира — на одного-двух конвоируемых; три конвоира — на три-шесть конвоируемых; семь конвоиров — на семь-десять конвоируемых.

Если в составе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя. При проведении следственных действий на местности состав конвоя увеличивается.

Усиленный конвой может назначаться при наличии информации о намерении кого-либо из конвоируемых совершить побег, нападения на охрану, причинить какой-либо вред себе или окружающим, в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями, для конвоирования в воздушном, речном (морском) судне.

При усиленном конвое: на одного конвоируемого должно быть три конвоира; на два-четыре конвоируемых — шесть конвоиров; на пять-шесть конвоируемых — восемь конвоиров; на семь-восемь конвоируемых — 10 конвоиров; на 9-10 конвоируемых — 12 конвоиров. Начальником усиленного конвоя назначается сотрудник из числа среднего начальствующего состава.

Конвоированию не подлежат: лица с неправильно оформленными документами или без документов; больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конвоированию; беременные женщины без справки врача о возможности их конвоирования; не обеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования или одетые не по сезону; бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного обследования, до получения результатов такого освидетельствования.

Основанием конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления для производства отдельных следственных действий или рассмотрением дела в суде является:

— письменные заявки следователей, лиц, производящих дознание, суда, начальников ИВС, СИЗО для производства следственных действий или рассмотрения дела в суде;

— санкционированное прокурором постановление или определение (постановление) суда об этапировании;

— постановление прокурора, следователя или определение суда о производстве следственных действий;

— истечение срока содержания в ИВС лиц при наличии санкционированного прокурором постановления или определения суда о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу, а также приговора об осуждении к лишению свободы;

— распоряжение начальника территориального органа МВД России (начальника ИВС) о направлении подозреваемого или обвиняемого в лечебное учреждение, в санпропускник (баню) общего пользования и на обменный пункт на плановом маршруте конвоирования.

Конвоирование заключенных под стражу лиц осуществляется в специальных автомобилях, в легковых автомобилях, в купе пассажирского вагона, на речных и морских судах, на самолетах и вертолетах, а также пешим порядком только при невозможности использования других способов, на небольшие расстояния.

Конвоирование осуществляется по определенным маршрутам (основным, запасным). При компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии автомобильных дорог организуется кольцевое конвоирование между ИВС, следственными изоляторами (СИЗО), обменными пунктами и судами.

Конвой, получив приказ и предписание на выполнение задачи, следует в пункт приема подозреваемых (обвиняемых), где начальник конвоя обязан: предъявить дежурному по ИВС предписание на право приема или сдачи конвоируемых и служебное удостоверение; получить подготовленные документы и проверить правильность их оформления; определить порядок приема и размещения конвоируемых по камерам специального автомобиля, информировать конвоиров о лицах, за которыми требуется усиленное наблюдение. Также начальник конвоя должен произвести расчет и расстановку состава конвоя для личного обыска и охраны подозреваемых и обвиняемых на время приема их для конвоирования; осмотреть помещение, где будет производиться прием подозреваемых и обвиняемых, и убрать предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения.

Прием подозреваемых и обвиняемых для конвоирования производится по одному, в отдельном помещении, в котором должны находиться только лица, сдающие и принимающие конвоируемых. После опроса подозреваемых и обвиняемых полученные данные сверяются с имеющимися документами, указанные лица регистрируются в путевом журнале, подвергаются личному обыску, а их вещи и продукты питания — досмотру. В этих целях назначаются конвоируемые из расчета один обыскивающий на четыре-шесть подозреваемых и обвиняемых.

О результатах личного обыска и досмотра начальник (старший) конвоя делает отметку в путевом журнале. Запрещенные к хранению вещи и продукты изымаются и сдаются администрации органа-отправителя.

Конвоирование обвиняемых в республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные суды и охрана их во время судебных заседаний осуществляется на основании установленных документов о принятии этих учреждений под обслуживание и соответствующих указаний министров внутренних дел, начальников Главного управления МВД, Управления МВД, Управление на транспорте МВД.

При наличии такого указания образуется межведомственная комиссия в составе представителей конвойного подразделения полиции (ОВД) и суда, подавшего заявку на конвоирование. Прием суда под обслуживание оформляется актом межведомственной комиссии, в котором указываются:

— наименование суда и конвойного подразделения полиции (органа внутренних дел), их точные адреса;

— характеристика залов судебных заседаний, помещений для конвоя и содержания обвиняемых;

— обеспечение их необходимым противопобеговым оборудованием, средствами связи и сигнализации;

— порядок изготовления съемного оборудования, выделения помещений для содержания обвиняемых и размещения конвоя в местах проведения выездных сессий этого суда;

— маршруты конвоирования от специальных автомобилей до камер для содержания обвиняемых, в залы судебных заседаний и обратно;

— порядок взаимодействия с руководителями суда;

— недостатки в оборудовании помещений суда, сроки их устранения и ответственные за это должностные лица.

Один экземпляр акта, подписанный председателем суда и командиром конвойного подразделения (начальником органа внутренних дел), направляется в МВД, ГУ МВД, УМВД, УТ МВДТ, где издается приказ о принятии суда под обслуживание, а другой — в соответствующие судебные органы для контроля за устранением отмеченных недостатков.

Обслуживание суда прекращается по инициативе органа внутренних дел при не устранении недостатков в техническом оснащении и оборудовании помещений суда, где охраняются или конвоируются обвиняемые; по инициативе суда после уведомления председателем соответствующего суда командира конвойного подразделении полиции и издания в МВД, ГУ МВД, УМВД субъекта РФ соответствующего приказа.

Сдача подозреваемых и обвиняемых оформляется распиской дежурного органа-получателя в путевом журнале и заверяется печатью.

Контроль за передвижением конвоев осуществляется с помощью разрабатываемой системы непрерывного слежения. Связь с конвоем осуществляется по установленным каналам радио и проводной связи.

При осуществлении контроля проверяется:

а) соответствие решения на охрану и конвоирование подозреваемых (обвиняемых) условиям выполнения этих задач, расстановка личного состава, использование транспортных и технических средств, состояние оборудования автомобилей;

б) подготовка нарядов к несению службы, их обеспечение, внешний вид сотрудников, знание ими своих обязанностей, умение действовать при происшествиях и в сложной обстановке;

в) выполнение поставленных задач, соблюдение законности, бдительность;

г) порядок связи с нарядами.

О результатах проверки производится запись в служебной книжке, постовой ведомости, в книге службы нарядов, книге замечаний и предложений проверяющих (паспорте технического состояния ИВС).

Учет результатов работы нарядов ИВС и конвоев полиции ведется в целях оценки их деятельности и определения мер по совершенствованию организации и управления этой службой.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

12. Охрана и конвоирование военнослужащих

238. Под конвоем военной полиции направляются:

1) на гауптвахту (в места содержания под стражей) - военнослужащие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований: задержанные по подозрению в совершении преступления; подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления в случае избрания в отношении их в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации меры пресечения в виде заключения под стражу; осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, в отношении которых до вступления приговора в законную силу судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу; военнослужащие, осужденные к аресту с отбыванием наказания на гауптвахте;

2) в дисциплинарную воинскую часть - военнослужащие, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части;

3) в суд, к местам производства следственных и иных процессуальных действий - военнослужащие: задержанные органами дознания и предварительного следствия по подозрению в совершении преступления; подозреваемые, обвиняемые и подсудимые, содержащиеся под стражей. Военнослужащие, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, в отношении которых вынесено постановление суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, направляются на гауптвахту из зала суда под конвоем после вынесения судом постановления.

239. Военнослужащие, осужденные к аресту с отбыванием наказания на гауптвахте, в отношении которых не избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу, направляются под конвоем на гауптвахту в 10-дневный срок после получения распоряжения суда об исполнении приговора.

240. Военнослужащие, осужденные к аресту с отбыванием наказания на гауптвахте, в отношении которых была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, в отношении которых до вступления приговора в законную силу судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на гауптвахте, направляются на гауптвахту из зала суда под конвоем после вынесения судом приговора.

241. Военнослужащие, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, направляются под конвоем в дисциплинарную воинскую часть в 3-дневный срок после получения распоряжения суда об исполнении вступившего в законную силу приговора.

242. Военнослужащие, задержанные по подозрению в совершении преступления, направляются на гауптвахту (в места содержания под стражей) после составления органом дознания или следователем протокола задержания.

243. Конвой назначается приказом начальника отдела военной полиции в случаях, предусмотренных статьей 238 настоящего Устава.

244. Доставление военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части, производится на основании приказа начальника отдела военной полиции по месту осуждения.

245. Начальник отдела военной полиции после получения соответствующего приговора, распоряжения суда издает приказ о назначении конвоя.

246. В состав конвоя, как правило, назначаются военнослужащие одного подразделения со своим командиром, который назначается старшим - начальником конвоя. Если в составе конвоя пять и более конвойных, то назначается помощник начальника конвоя.

247. Запрещается назначать в состав конвоя военнослужащих, не имеющих допуска к несению караульной службы, имеющих родственные, дружеские связи с конвоируемыми или неприязненно относящихся к ним.

248. В зависимости от числа конвоируемых, степени опасности, характера маршрута и условий конвоирования конвой может быть двух видов: обычный и усиленный.
249. Обычный конвой назначается из расчета два конвойных на одного или двух конвоируемых.

250. Усиленный конвой назначается: при повышенной вероятности совершения побега или нападения на конвой; в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями по нему; при конвоировании железнодорожным, водным, воздушным транспортом. Начальником такого конвоя обязательно назначается офицер, а численность конвойных при этом увеличивается.

251. В отдельных случаях решением начальника регионального органа военной полиции конвой может быть усилен военнослужащими иного органа военной полиции.

252. Начальник конвоя отвечает за своевременное выполнение задачи конвоем, соблюдение воинской дисциплины и требований безопасности, а также за сохранность оружия, боеприпасов, специальных средств, другого полученного военного имущества и документов.

253. Начальник конвоя обязан:

1) точно знать задачу конвоя, свои обязанности и безукоризненно их выполнять, а также знать обязанности конвойных;

3) постоянно наблюдать за поведением конвоируемых и требовать выполнения ими всех подаваемых команд, а также правил ношения военной формы одежды;

6) давать конвойным указания на личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при конвоируемых, изымать у них запрещенные к хранению вещи и предметы;

7) следить за выполнением конвоируемыми установленного режима;

8) принимать меры к усилению охраны на железнодорожных станциях (в портах, аэропортах) пересадок и в ночное время;

9) хранить у себя и никому не передавать ключи от наручников, используемых при конвоировании;

10) обеспечить своевременное прибытие конвоя в место приема конвоируемых и на железнодорожную станцию (в порт, аэропорт) убытия в место принудительного содержания;

11) требовать от конвойных твердого знания и точного выполнения своих обязанностей, проявления высокой бдительности, соблюдения воинской дисциплины и требований безопасности;

12) поддерживать связь с дежурным по отделу военной полиции в пути следования до места принудительного содержания;

13) докладывать об обстановке и ходе конвоирования, применении оружия, специальных средств и физической силы лицу, назначившему конвой, в порядке, установленном приказом о назначении конвоя;

14) по окончании конвоирования доложить о выполнении поставленной задачи и поведении конвоируемых.

Например: "Товарищ полковник, конвой по маршруту "Москва - Мулино" прибыл в полном составе. Во время несения службы происшествий не случилось. Начальник конвоя лейтенант Иванов.";

15) при происшествиях (осложнениях обстановки) действовать в соответствии с инструкцией и с учетом конкретной обстановки.

254. Конвойный подчиняется начальнику конвоя, его помощнику (при его назначении) и отвечает за охрану конвоируемых при их доставлении в места принудительного содержания.

255. Конвойный обязан:

1) точно знать свои обязанности и безукоризненно их выполнять;

2) иметь исправное и в постоянной готовности к действию оружие;

3) постоянно наблюдать за поведением конвоируемых и требовать выполнения ими всех подаваемых команд, а также соблюдения правил ношения военной формы одежды;

4) быть требовательным и вежливым в обращении с конвоируемыми;

5) следить, чтобы конвоируемые не общались с посторонними лицами;

6) производить по указанию начальника конвоя личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при конвоируемых, изымать у них и передавать начальнику конвоя запрещенные к хранению вещи и предметы.

256. Применение конвоем физической силы, специальных средств и оружия осуществляется в соответствии с приложением 2 к настоящему Уставу.

257. Конвойным запрещается:

1) есть, пить, курить, петь, сидеть, отправлять естественные потребности (если это не оговорено его особыми обязанностями, определенными в приказе о назначении конвоя) или иным образом отвлекаться от исполнения своих служебных обязанностей;

2) вступать с конвоируемыми в разговоры, кроме случаев, когда необходимо дать указания о порядке движения и соблюдении правил поведения при конвоировании;

3) принимать от конвоируемых или передавать им какие-либо предметы, записки, продукты питания;

4) разглашать маршрут конвоирования и конечный его пункт;

5) отклоняться от маршрута конвоирования, за исключением случаев, определяемых Министром обороны Российской Федерации.

259. Подготовка конвоя организуется под руководством начальника штаба воинской части, заместителя начальника отдела военной полиции в течение времени, не превышающего трех суток.

260. Порядок охраны и конвоирования военной полицией военнослужащих в места принудительного содержания определяется Министром обороны Российской Федерации.

§1. Правовое регулирование и организация деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел

В деятельности органов внутренних дел по обеспечению об­щественного порядка, борьбе с преступностью и иными правона­рушениями важное место занимают охрана, содержание и кон­воирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступ­лений.

С учетом объема и масштабов этой работы, ее значимости в реализации задач правоохранительной системы государства дан­ное направление по своей сути является одной из основных функций органов внутренних дел. От ее организации и осуществ­ления в прямой зависимости находится эффективность деятель­ности органов дознания, следствия и судов по раскрытию и рас­следованию преступлений, а также обеспечение исполнения нака­зания.

Недостатки и просчеты в выполнении указанной функции способны привести к чрезвычайным происшествиям, сопровож­даемым, как правило, гибелью сотрудников милиции и других граждан, захватом табельного огнестрельного оружия, боевых припасов, служебного автотранспорта и другими тяжкими послед­ствиями, вызывающими негативный общественный резонанс, отрицательно влияющими на авторитет и престиж органов внут­ренних дел в целом.

Согласно Закону «О милиции» для реализации рассматривае­мого направления деятельности органов внутренних дел в струк­туре милиции общественной безопасности создаются конвойные подразделения милиции и изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Общая организация работы данных подразделений возлагает­ся на аппараты управления служебной охраны общественного порядка. Так, в масштабе страны она осуществляется отделом организационного обеспечения специальных учреждений мили­ции и конвоирования ГУООП МВД России. Соответствующие структурные подразделения (отделы, отделения, группы) создают-

ся в нижестоящих управлениях (отделах) ООП ГУВД, УВД, УВДТ, окргоррайлинорганов внутренних дел.

Конвойные подразделения милиции формируются в виде полков, батальонов, рот, взводов - в зависимости от масштабов обслуживаемой территории и объёма работы.

Изоляторы временного содержания подозреваемых и обви­няемых в совершении преступлений (ИВС) создаются приказами министров внутренних дел республик в составе Российской Феде­рации, начальниками ГУВДТ, УВД краев, областей, УВД на транспорте. В зависимости от числа и видов обслуживаемых орга­нов внутренних дел ИВС подразделяются на общегородские, межрайонные и единые. Общегородские ИВС создаются в городах с районным делением и предназначаются для обслуживания соот­ветствующего горрайоргана внутренних дел; межрайонные ИВС обслуживают несколько органов внутренних дел; единые ИВС создаются для обслуживания территориальных органов внутрен­них дел на транспорте.

Финансирование ИВС и конвойных подразделений милиции осуществляется за счет федерального бюджета по смете МВД Рос­сии. Дополнительное финансирование и материально-техничес­кое обеспечение данных подразделений могут производиться так­же за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Для обеспечения содержания подозреваемых и обвиняемых в крупных ИВС (со среднесуточным наполнением от 25 до 100 че­ловек) вводятся должности начальников и их заместителей по оперативной работе, штатных дежурных и других сотрудников милиции. В остальных ИВС эта функция осуществляется началь­ником ИВС и дежурным по органу внутренних дел.

Для охраны подозреваемых и обвиняемых назначаются де­журный, помощник дежурного по ИВС, милиционеры охранно-конвойной службы (постовые и выводные). Состав наряда опре­деляется начальником ИВС.

Количество и вид постов,их расстановка и число выводных устанавливаются табелем поста, который составляется начальни­ком ИВС и утверждается начальником органа внутренних дел.

Внутренние посты выставляются у камер, в прогулочном дво­ре, наружные - для охраны ИВС с внешней стороны.

Выводные назначаются для вывода подозреваемых и обви­няемых из камер и охраны их при передвижении в пределах ИВС. Обязанности выводного и постового на временных постах могут

Излагаться на помощника дежурного по ИВС или помощника по органу внутренних дел.

Постовые на внутренних постах и выводные службу несут без оружия. Постовой наружного поста по охране ИВС вооружается пистолетом или автоматом.

Дежурный (помощник дежурного) по ИВС осуществляет опе­ративное руководство нарядом по охране подозреваемых и обви­няемых и подчиняется начальнику ИВС. Он несет ответствен­ность за обеспечение установленного порядка их содержания и выполнение нарядом своих обязанностей.

Принимающий дежурство по ИВС обязан:

Проверить наличие и правильность оформления материа­лов, на основании которых подозреваемые и обвиняемые содер­жатся в ИВС, принять под расписку в книге приёма-сдачи дежур­ства по ИВС ключи от камер, наручники, другие специальные и технические средства;

Служебную документацию и бланки, а также изъятые у по­дозреваемых и обвиняемых запрещенные к хранению в камерах вещи, предметы и ценности;

Тщательно осмотреть совместно со сменяющимся дежурным помещения ИВС, убедиться в исправности средств связи и сиг­нализации, произвести обыск в камерах, проверить наличие по­дозреваемых и обвиняемых по счету и по имеющимся на них до­кументам, произвести их опрос, личный обыск и досмотр вещей;

Произвести (в случае отсутствия в камере санузлов) покамерный вывод подозреваемых и обвиняемых в туалет под охраной заступающего и сменяющегося нарядов. Какое-либо другое пере­движение содержащихся в камерах лиц во время приема-сдачи дежурства по ИВС не допускается;

Доложить совместно со сменяющимся дежурным начальни­ку ИВС или начальнику органа внутренних дел (его заместителю по милиции общественной безопасности о приеме (сдаче) дежур­ства, обнаруженных при этом недостатках и мерах, принятых по ИХ устранению, с отметкой в книге приема и сдачи дежурств.

В последующем дежурный (помощник дежурного) по ИВС обязан:

Лично производить смену постовых; не реже трех-четырех раз в дневное и не менее пяти-шести раз в ночное время проверять несение службы дежурным нарядом, знание постовыми и выводными своих обязанностей, их экипировку; информировать наряд о лицах, за которыми необходим усиленный надзор, сле-

дить за состоянием оборудования ИВС, исправностью и работой средств связи и освещения;

Принимать решения на вывод подозреваемых и обвиняемых из камер; присутствовать при каждом выводе их из камер; лично открывать двери камер; ключи постоянно хранить у себя;

Организовывать производство личного обыска подозревае­мых и обвиняемых, досмотр принадлежащих им вещей или обыск камер; проверять каждую информацию о подготовке к побегу и принимать соответствующие меры к устранению причин и усло­вий, которые могут быть использованы при этом; усиливать охра­ну подозреваемых и обвиняемых;

Производить прием подозреваемых и обвиняемых, разме­щение их по камерам, а также освобождение либо отправку из ИВС; отмечать в книге учета лиц, содержащихся в ИВС, их при­бытие и убытие; оформлять личные дела подозреваемых и обви­няемых (обложку личного дела, анкету и дактилоскопическую карту) и другие документы, связанные с их содержанием в ИВС;

заблаговременно сообщать начальнику ИВС об истечении сроков содержания подозреваемых и обвиняемых.

Основными задачами конвойных подразделений милиции и ИВС являются охрана и конвоирование подозреваемых и обви­няемых в совершении преступлений.

Сущностьохраны указанных лиц состоит в проведении ком­плекса мероприятий, направленных на обеспечение их надежной изоляции и постоянного надзора за ними с целью исключить возможность их сокрытия от следствия и суда, сокрытия вещест­венных доказательств, воспрепятствования установлению истины по уголовному делу или продолжению заниматься преступной деятельностью, а также обеспечить исполнение приговора. При этом изоляция должна быть двусторонняя - исключающая как бесконтрольную передачу за пределы ИВС, так и получение отту­да подозреваемым (обвиняемым) любой информации. Конвоиро­вание представляет собой надежную охрану данных лиц при их передвижении по территориям мест содержания под стражей либо доставление их к месту назначения.

Правовой основой деятельности рассматриваемых подразде­лений милиции наряду с Конституцией Российской Федерации и Законом «О милиции» являются также Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совер­шении преступлений» и утвержденные приказами МВД России Наставление по содержанию, охране и конвоированию указанных

Содержание подозреваемых и обвиняемых в совершении пре­ступлений в ИВС должно осуществляться на основе строжайшего соблюдения законности, принципов гуманизма и уважения чело­веческого достоинства. В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством время содержания в ИВС лиц, подозреваемых в совершении преступления, не должно пре­вышать трех суток. Сроки содержания обвиняемых в совершении преступлений определяются законодательными актами.

Помимо подозреваемых и обвиняемых в ИВС могут содер­жаться осужденные, которые переведены из следственных изоля­торов для выполнения следственных действий, судебного рас­смотрения дел за пределами населённых пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка этих яиц невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течении месяца.

В случаях отсутствия в органе внутренних дел спецприёмника в установленном законом порядке в ИВС могут содержаться так­же лица, подвергнутые административному аресту.

В целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подго­тавливающих, совершающих или совершивших; скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; без вести пропавших; укло­няющихся от уголовного наказания, в ИВС проводятся оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным за­коном «Об оперативно-розыскной деятельности».

Прием в ИВС производится в любое время суток. Основани­ем для этого являются: приговор или определение суда о взятии лица под стражу; санкционированное прокурором постановление следователя или лица, производящего дознание, об избрании данной меры пресечения; протокол уголовно-процессуального задержания, составленный следователем, либо протокол, состав­ленный лицом, производящим дознание, и утвержденный началь­ником органа внутренних дел или его заместителем; другие акты о заключении под стражу, предусмотренные действующим зако­нодательством; постановление народного судьи об администра­тивном аресте. Документ, послуживший основанием для приема в ИВС, должен быть подписан соответствующим должностным ли­цом и в предусмотренных законодательством случаях скреплен

гербовой печатью. Не могут служить основанием для водворения в ИВС какие-либо иные документы, а также указания по телефо­ну и устные распоряжения.

Наряду с проверкой наличия оснований для помещения в ИВС необходимо опросить доставленного о его самочувствии, о наличии жалоб и просьб, уточнить его установочные данные и занести результаты такого опроса в специальный журнал, кроме того все доставленные регистрируются в книге учета лиц, содер­жащихся в ИВС.

Лица с жалобами на плохое состояние здоровья или имеющие явные признаки заболевания, телесных повреждений, ушибов могут быть приняты только после заключения врача о возможно­сти их содержания в ИВС. Если, по заключению медицинского работника, доставленные лица не могут содержаться в ИВС, они направляются на лечение в учреждения органов здравоохранения. Органы внутренних дел обязаны обеспечить надлежащую охрану таких лиц в случаях их госпитализации.

Подлежащие водворению в камеры в присутствии понятых подвергаются личному обыску, а находящиеся при них вещи - досмотру. Обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола. Деньги, ценности и иные, запрещенные к хранению в ИВС предметы и вещи, в установленном порядке изымаются в присутствии их вла­дельца. Помещаемые в ИВС лица дактилоскопируются.

Личный обыск подозреваемых и обвиняемых может быть полным и неполным. Полный личный обыск включает личный обыск подозреваемых и обвиняемых и досмотр находящихся при них вещей, и проводится при поступлении в ИВС, обнаружении подготовки к побегу и других чрезвычайных происшествиях, кон­воировании за его пределы и по возвращении, в случаях водворе­ния в одиночную камеру, при освобождении из ИВС, а также по указаниям начальника органа внутренних дел (или ИВС), дежур­ного или проверяющего.

Производство личного обыска сопровождается тщательным осмотром тела, одежды и обуви подозреваемых и обвиняемых.

Обыскиваемому предлагается снять верхнее платье, обувь и белье (нательное белье не снимается), после чего осматриваются межпальцевые промежутки рук и ног, кисти рук с обеих сторон, кожный покров, ушные раковины, подмышки, полость рта, хи­рургические рубцы, а также протезы, предлагается присесть не­сколько раз. Волосы на голове расчесываются. Пластырные на-

клейки, гипсовые и другие повязки снимаются только с разреше­ния медицинского работника. Тщательно прощупывается одежда подозреваемого или обвиняемого, а швы, заплаты и другие твер­дые места на ней прокалываются шилом. При обнаружении зашитых в одежде предметов и записей ткань в этих местах распарыва­ется. Карманы, рукава одежды, брюки, носки, чулки выворачива­ются наизнанку. Обувь осматривается с внутренней стороны и с внешней, особо проверяется крепление каблуков. Детально ос­матриваются предметы и вещи, разрешенные для хранения в ка­мере, а также подлежащие сдаче на хранение дежурному по ИВС (чемоданы, портфели, вещевые мешки и т.д., в которых необхо­димо проверять наличие двойного дна или потайных карманов).

При полном личном обыске изымаются: оружие, ножи, брит­вы, браслеты, табачные изделия, спички, зажигалки, портсигары, запонки, кольца, серьги, часы, ордена, медали и другие металли­ческие предметы и ценности; стеклянная посуда, спиртные на­питки, игральные карты; поясные ремни, помочи, резиновые подвязки, галстуки, шнурки, шарфы, наркотические, лекарствен­ные вещества и предметы медицинского назначения, не разре­шенные медицинским работником к употреблению и хранению в камерах; перец, соль и продукты питания сверх установленной нормы; деньги, сберегательные книжки и ценные бумаги; доку­менты и записи, не разрешенные к хранению в камерах.

По изъятию у подозреваемых и обвиняемых запрещенных к хранению в камерах вещей, предметов и ценностей составляется акт, который передается следователю или лицу, производящему дознание, для приобщения к материалам уголовного дела.

" Неполный личный обыск подозреваемых и обвиняемых осу­ществляется в случаях вызова их к прокурору, следователю, лицу производящему дознание, медицинскому работнику, до и после свидания с защитником, родственниками или иными лицами, при выводе в санпропускник, на уборку помещений ИВС, на прогул­ку, при утренних и вечерних проверках камер.

При неполном личном обыске понятые не приглашаются, по­дозреваемые и обвиняемые не раздеваются, их одежда тщательно осматривается и прощупывается.

По указанию проверяющих, а также при наличии данных о 1фиготовлении к побегу производятся контрольные полные лич­ные обыски подозреваемых и обвиняемых.

Все без исключения продукты питания, принятые в передаче или поступившие в посылке, до врученияих получателю подвер-

гаются осмотру и проверке. Хлебные изделия разрезаются на две-три части, жидкие продукты переливаются в посуду ИВС, консер­вы вскрываются и перекладываются в другую посуду, сельдь, кол­басные изделия разрезаются на несколько частей; сыпучие пред­меты и продукты питания (табак, сахар и т.п.) пересыпаются;

конфеты, вафли, печенье и т.п. принимаются только в разверну­том виде без оберток, конфеты карамель с начинкой не прини­маются.

Важным средством, способствующим эффективному функ­ционированию ИВС, является режим содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, который обеспечива­ется: надежной изоляцией и раздельным содержанием лиц, поме­щенных в ИВС; постоянным надзором за выполнением ими пра­вил внутреннего распорядка; осуществлением необходимых мер безопасности; применением к содержащимся в ИВС мер поощре­ния и взыскания. При этом необходимо иметь в виду, что для различных категорий лиц устанавливается различный режим со­держания. Например, условия содержания подозреваемых и обви­няемых в совершении преступлений отличаются от режима со­держания административно арестованных.

Принятые в ИВС лица размещаются по камерам отдельно:

мужчины -- от женщин; несовершеннолетние - от взрослых;

особо опасные рецидивисты - от других преступников; ранее отбывавшие наказание в местах лишения свободы - от лиц, не содержавшихся в этих местах; арестованные в административном порядке - от подозреваемых и обвиняемых. Раздельно содержат­ся лица, подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу при наличии письменного указания лица или органа, производя­щего дознание или следствие. Отдельно от других лиц в ИВС, как правило, размещаются иностранные граждане и лица без граж­данства. Требования по раздельному содержанию в ИВС лиц раз­личных категорий должны соблюдаться при всех их перемещени­ях: передвижениях по коридорам и территории, во время прогул­ки, санобработки и других мероприятий.

Указанным режимом определяются права и обязанности лиц, содержащихся в ИВС, а также порядок их материально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания. Так, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления имеют право: получать

информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания в ИВС; на личную безопасность; на свидания с защитником, род­ственниками и иными лицами; обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами по вопросу законности и обоснованно­сти их содержания в ИВС; вести переписку и пользоваться пись­менными принадлежностями; пользоваться ежедневной прогул­кой; отправлять религиозные обряды в помещениях ИВС, полу­чать передачи и посылки весом не более 30 кг в месяц.

Лица, содержащиеся в ИВС, обязаны соблюдать установлен­ные Правила внутреннего распорядка, беспрекословно выполнять требования администрации ИВС, бережно относиться к инвента­рю, другому имуществу в месте их содержания, нести дежурство в камере. Им запрещается нарушать тишину, переговариваться, перестукиваться и переписываться с лицами, содержащимися в других камерах; вступать в пререкания с нарядом по охране ИВС, отказываться или уклоняться от его распоряжений; делать какие-либо надписи и пометки на стенах и вещах, выдаваемых в пользо­вание; изготовлять, приобретать и хранить определенные предме­ты и изделия; играть в азартные игры; производить обмен и про­дажу вещей и т.д.

Нарушение правил внутреннего распорядка влечет примене­ние одной из следующих мер взыскания: предупреждение или выговор; внеочередное дежурство по уборке помещения; лишение права в течении одного месяца покупать продукты питания и по­лучать очередную посылку или передачу; водворение в карцер на срок до 15 суток (несовершеннолетних - до 7 суток). За умыш­ленную порчу инвентаря, оборудования и другого имущества ИВС виновные несут материальную ответственность.

К лицам, оказывающим физическое сопротивление работни­кам милиции, проявляющим буйство или совершающим иные насильственные действия, в целях предотвращения причинения ими вреда самим себе или окружающим, в установленном зако­ном порядке могут применяться физическая сила и специальные средства. В случаях нападения или иного умышленного действия, непосредственно угрожающих жизни работников ИВС либо дру­гих лиц, а также побега из-под стражи в качестве исключительной меры допускается применение оружия.

" Надлежащее оборудование и техническое оснащение ИВС является важнейшим условием, обеспечивающим надежную охрану задержанных и заключенных под стражу. Строительство и обору­дование помещений ИВС, как правило, осуществляются по типо-

вым проектам, которые предусматривают комплекс, состоящий из основного (отдельного или совмещенного с органом внутренних дел) здания для содержания указанных лиц, прогулочного двори­ка и ограждающего сооружения. Соблюдение определенных тре­бований к строительству (толщина стен, перекрытий), внутренней планировке (вместимость и взаимное расположение камер, две­рей) и оборудованию (надежные замки, форточки для приема пищи, глазок на дверях, металлические решетки на окнах, соот­ветствующее освещение и т.д.), помещений ИВС, системе сигна­лизации, телевизионного наблюдения и связи исключают воз­можность побега задержанных или заключенных под стражу, а также обеспечивают постоянное наблюдение за находящимися в

камерах лицами.

В целях обеспечения надежной охраны лиц, содержащихся в ИВС, требуется неукоснительно соблюдать правила приема, вы­вода и освобождения указанных лиц. Так, их вывод из камер про­изводится: в следственные кабинеты ИВС; в комнату для свида­ний; на прогулку и санобработку; при конвоировании, освобож­дении, эвакуации из ИВС и в других необходимых случаях.

В ночное время (с 22 часов до б часов по местному времени) открытие камер производится в крайних случаях, а вывод подо­зреваемых и обвиняемых может иметь место лишь при осложне­нии обстановки и в особых условиях, когда жизни и здоровью подозреваемых и обвиняемых угрожает опасность, а также для оказания неотложной медицинской помощи.

При выводе на прогулку, для санитарной обработки, уборки помещений ИВС и в туалет подозреваемые и обвиняемые изве­щаются о цели вывода. Во всех остальных случаях цель вывода из камеры не сообщается, а только указывается, как подозреваемый или обвиняемый должен одеться и обязан ли он взять с собой

личные вещи.

Освобождение лиц, подозреваемых и обвиняемых в соверше­нии преступлений, осуществляется начальником ИВС (де­журным). Оно производится на основании постановления лица, производящего дознание (утвержденного начальником органа дознания), следователя, прокурора либо приговора или определе­ния суда.

Постановление, приговор или определение об освобождении из-под стражи исполняются немедленно послеих поступления в ИВС. При этом освобожденным лицам под расписку возвращают­ся принадлежащие им вещи, ценности, документы и деньги. В

случае необходимости освобожденные из ИВС обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства и денежным пособием. По просьбе этих лицим может быть выдана справка о времени нахождения в ИВС. При этом следует иметь в виду, что началь­ник ИВС не позднее чем за 24 часа до истечения срока содержа­ния под стражей подозреваемого или обвиняемого, обязан уведо­мить об этом орган или лицо, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора.

Если по истечении установленного законом срока соответст­вующее решение об освобождении либо о продлении срока со­держания под стражей не поступило, начальник ИВС освобождает подозреваемого (обвиняемого) своим постановлением.

Персональная ответственность за строжайшее соблюдение за­конности в отношении лиц, содержащихся в ИВС, обеспечение режима их содержания и охраны возложены на начальника органа внутренних дел. В его обязанности входят: принятие решения на ежесуточную расстановку нарядов, охраняющих ИВС, организа­ция управления ими, инструктаж нарядов и систематический кон­троль за несением ими службы. В случае побега из ИВС задер­жанного или заключенного под стражу начальник органа внут­ренних дел обязан организовать преследование и задержание бе­жавшего, используя все имеющиеся в его распоряжении силы и средства. По каждому случаю побега из ИВС начальник органа внутренних дел назначает служебное расследование.

Непосредственное руководство охраной подозреваемых и об­виняемых в совершении преступлений, обеспечение режима их содержания в камерах осуществляется начальником ИВС, который готовит наряды к несению службы, производит их расстанов­ку в соответствии с решением начальника органа внутренних дел, осуществляет контроль за их службой, проводит ежедневный осмотр камер и других помещений ИВС.

Дежурный по ИВС осуществляет оперативное руководство нарядами по охране подозреваемых и обвиняемых, несет ответственность за обеспечение установленного порядка их содержания и 1ВЙЙЙолнение нарядами своих функций.

§2. Организация и осуществление конвойной службы милиции

Конвойная служба милиции представляет собой деятельность по организации и практическому осуществлению конвоирования

подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений к месту назначения в установленном порядке. Основными задачами дан­ной службы являются: обеспечение своевременного доставления лиц, взятых под стражу, к месту назначения; поддержание при этом установленного для них режима; предупреждение и пресече­ние попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и напа­дению на конвой; задержание лиц, пытающихся освободить кон­воируемых из-под стражи.

Непосредственная организация конвойной службы милиции возлагается на командиров конвойных частей (подразделений) милиции МВД, УВД и начальников горрайорганов внутренних дел. При назначении конвоя они обязаны: определить ему кон­кретные задачи, способы и сроки их выполнения, порядок связи с конвойным подразделением милиции и взаимодействия с органа­ми внутренних дел по пути следования, а также особые обязанно­сти конвоиров Указанные должностные лица определяют мар­шруты и графики движения конвоя; отдают распоряжение о под­готовке для конвоя соответствующих документов, транспорта, необходимых средств связи и сигнализации, вооружения и снаря­жения, путевого довольствия на конвой, конвоированных и слу­жебных собак; организует инструктаж конвоя и контроль за несе­нием им службы.

Оперативное руководство конвоями и ответственность за вы­полнение ими задач возлагаются на дежурного по конвойному подразделению милиции (органу внутренних дел).

Для конвоирования задержанных и заключенных под стражу назначается конвой в составе начальника (старшего конвоира) и конвоиров. В зависимости от числа и степени опасности конвои­руемых, характера маршрута и условий конвоирования милицей­ский конвой может быть двух видов: обыкновенный и усилен­ный Обыкновенный конвой назначается из расчета 2 конвоира на 1-2 конвоируемых, 3 конвоира на З-б конвоируемых, 7 кон­воиров на 7-10 конвоируемых и т.д. Усиленный конвой наряжа­ется при получении данных о готовящемся побеге или нападении на конвой, а также в связи с большой протяженностью, сложны­ми географическими и климатическими условиями маршрута конвоирования. Начальником такого конвоя назначается лицо среднего начальствующего состава, численность конвоиров при

этом увеличивается.

Милиция осуществляет конвоирование подозреваемых и об­виняемых из ИВС в городские и районные суды, в следственные

изоляторы, на обменные пункты, санитарную обработку, для про­ведения следственных действий. Помимо этого в населенных пунктах, где нет конвойных частей (подразделений) внутренних войск, милиция осуществляет конвоирование осужденных на су­дебные заседания из следственных изоляторов, тюрем, исправительно-трудовых учреждений, а также охрану подсудимых во время судебного заседания в краевых и областных судах и отконвоированиеих обратно.

Основанием конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений для производства следственных дейст­вий или рассмотрения дела в суде являются письменные заявки следователей, лиц, производящих дознание, судов, а также на­чальников ИВС и следственных изоляторов. Также заявки от­правляются с учетом получения их за трое суток до начала произ­водства следственных действий или судебного заседания. Испол­нения заявок, поступивших позднее указанного срока, допускает­ся в исключительных случаях.

Прием для конвоирования задержанных и заключенных под стражу производится по одному. Каждый принимаемый тщатель­но опрашивается и результаты опроса сверяются с документами. Принимаемые для конвоирования лица согласно имеющимся на них документам регистрируются в путевом журнале. Затем они подвергаются обыску, а их личные вещи - досмотру, о чем делается запись в путевом журнале.

Приему для конвоирования не подлежат лица с неправильно оформленными документами или без таковых; больные, не под­лежащие по заключению врача конвоированию; одетые не по сезону и не обеспеченные продовольствием; не прошедшие сани­тарной обработки.

Перед началом движения к месту назначения начальник конвоя предупреждает конвоируемых об обязанности безоговорочно выполнять все требования конвоиров и о возможности примене­ния к ним оружия в случае побега или нападения на конвой. В пути следования он следит за выполнением конвоируемыми уста­новленного режима, ведет путевой журнал, принимает меры к усилению охраны на привалах и ночлегах. При необходимости начальник конвоя может обратиться за содействием в подразделения органов внутренних дел и другие учреждения.

К конвоируемым, проявляющим буйство, оказывающим физическое сопротивление конвоирам или совершающим другие в1сильственные действия, допускается применение физической

силы, наручников, связывания и приемов самбо. Эти меры могут применяться при конвоировании особо опасных преступников либо к лицам, покушающимся на побег из-под конвоя.

Конвоирование задержанных и заключенных под стражу осу­ществляется следующими способами: на автомашинах, железно­дорожным, водным и воздушным транспортом, а также на гуже­вом транспорте и пешим порядком. При этом в зависимости от способа конвоирования определяется тактика охраны конвоируе­мых лиц.

Наиболее распространенным способом является конвоирова­ние на автомашинах, которое, как правило, осуществляется в специально оборудованных автомобилях. В них имеются две-четыре одиночные камеры и одна общая, что позволяет при пере­езде соблюдать требования внутренней изоляции конвоируемых. В конвой на автомашине выделяются не менее 3-х конвоиров, включая начальника конвоя и милиционера-водителя. Ключи от замков камер хранятся у начальника конвоя (старшего конвоира), который размещается в кабине водителя.

В исключительных случаях и на небольшие расстояния до­пускается конвоирование в легковых автомобилях, открытом или закрытом грузовом автотранспорте. При этом необходимо соблю­дать ряд установленных требований. Так, в легковом автомобиле может конвоироваться только один задержанный, размещаемый на заднем сидении между двумя работниками милиции. На кон­воируемого в пути следования надеваются наручники. Кроме то­го, окна в автомобиле должны быть закрыты, а двери - заблоки­рованы.

В целях рационального использования сил, транспортных

средств при компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии автомобильных дорог организуется кольцевое конвои­рование. Оно осуществляется междуИВС, следственными изоля­торами, обменными пунктами и судами по установленным крат­чайшим маршрутам и графикам движения, которые разрабатыва­ются в МВД, УВД и согласовываются с местными органами юс­тиции и администрацией следственных изоляторов.

Конвоирование задержанных и заключенных под стражу в вагонах пассажирских поездов, на речных или морских судах осуществляется лишь при отсутствии в данном регионе плановых маршрутов конвоирования либо невозможности доставки конвои­руемых к месту назначения иным способом. Для этого, как пра­вило, назначается усиленный конвой. При посадке-высадке пас-

сажиров на стоянках транспорта контроль за поведением конвои­руемых лиц усиливается. Категорически запрещается конвоирова­ние подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в пригородных поездах.

Конвоирование в самолетах и вертолетах в каждом отдельном случае производится с разрешения МВД, УВД по заявкам и в сроки, согласованные на местах с предприятиями гражданской авиации. Оно осуществляется только в случаях особой срочности, на большие расстояния или из отдельных районов. При этом на­значается усиленный конвой, весь состав которого вооружается пистолетами.

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений пешим порядком и на гужевом транспорте в на­стоящее время применяется редко и допускается лишь при невоз­можности использования для этих целей механического транспорта.

В процессе организации и осуществления конвоирования особое значение придается готовности наряда к несению службы в условиях чрезвычайного происшествия, которое представляет собой событие, резко изменяющее обстановку конвоирования и требующее принятия решительных мер для выполнения стоящих перед конвоем задач. Чрезвычайными происшествиями в конвой­ной службе являются: нападение на конвой; побег конвоируемых; пожар; авария с транспортом, на котором следуют конвоируемые; стихийные бедствия, затрудняющие охрану и конвоирование (землетрясение, наводнение и т.д.); самоубийства охраняемых. Как свидетельствует практика, свыше 30% всех ЧП происходит во Время конвоирования охраняемых за пределы ИВС и СИЗО на следственные мероприятия и в лечебные учреждения органов здравоохранения.

Нападение на конвой может последовать как со стороны кон­воируемых, так и других лиц с целью освобождения последних, т.е. извне. Первый заметивший это конвоир немедленно подает сигнал «нападение», при получении которого личный состав конвоя принимает решительные меры, вплоть до применения ору­жия. О нападении сообщается в ближайший орган внутренних дел, начальник которого обязан организовать безотлагательную помощь конвою. Лица, задержанные за нападение на конвой, содержатся под усиленной охраной, в наручниках, отдельно от других конвоируемых. Затем нападавшие из числа конвоируемых сдаются в места их назначения, а другие задержанные передаются в ближайший орган внутренних дел.

Побегом является самовольное противоправное оставление задержанными или заключенными под стражу установленного для них места нахождения путем преодоления любым способом ли­нии охраны (т.е. пространства, ограниченного прогулочным дво­риком, помещением камеры, салоном автомобиля и самолета, каютой судна, купе вагона и т.п.). Следует иметь в виду, что со­вершивший побег преступник представляет большую опасность. Для розыска бежавших преступников отвлекаются значительные силы и средства органов внутренних дел, а их задержание, как правило, сопряжено с повышенным риском для жизни и здоровья сотрудников. Поэтому конвой обязан принимать все меры для предупреждения побега.

При поступлении сигнала «побег», поданного конвоиром, первым заметившим его, конвой приступает к осуществлению действий, направленных на задержание бежавшего и усиление охраны оставшихся конвоируемых. В этих целях начальник кон­воя немедленно высылает группу розыска или преследования;

осматривает каюты, трюмы, купе, салоны и другие помещения транспортных средств, на которых осуществлялось конвоирова­ние; в необходимых случаях с помощью должностных лиц, об­служивающих поезд или судно, организует проверку билетов и документов пассажиров. Независимо от времени суток, состояния погоды и расстояния преследование продолжается до задержания бежавших. При задержании совершившего побег в качестве край­ней меры и в установленном порядке конвой может применить огнестрельное оружие. Ликвидируя побег, наряды обязаны прояв­лять находчивость, максимальную бдительность, принимать меры личной безопасности и безопасности находящихся в районе по­бега граждан.

Следует иметь в виду, что согласно п.20 ст. 11 Закона «О ми­лиции» по решению начальника органа милиции или его замести­теля наряды милиции при осуществлении розыска совершивших побег осужденных и заключенных под стражу лиц вправе произ­водить оцепление (блокирование) участков местности, осуществ­ляя при необходимости досмотр транспортных средств.

В условиях иных чрезвычайных происшествий (авария транс­порта, пожар, стихийные бедствия) личный состав конвоя дейст­вует с учетом конкретно сложившейся обстановки, обеспечивая при этом выполнение своей главной задачи - доставить всех конвоируемых к месту назначения и не допустить их побега.

О всех чрезвычайных происшествиях и принятых в связи с ними мерах начальник конвоя докладывает должностному лицу, назначившему конвой, и делает подробные записи в путевом журнале.

Вопросы и задания для самопроверки


Под конвоированием понимается сопровождение специальными нарядами полиции подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, осужденных к месту назначения в установленном порядке, а выполнение работниками полиции обязанностей по конвоированию является конвойной службой.

Основными задачами конвойной службы являются:

* обеспечение своевременного доставления лиц взятых под стражу к месту назначения и поддержание при этом установленного для них режима;

* предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой;

* задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из под стражи.

Конвойная служба полиции организуется на территории Российской Федерации, а так же железных дорог, воздушных и водных бассейнов министерствами и управлениями (главными управлениями) внутренних дел.

При населении свыше 1 млн. человек численность подразделения должна составлять 250–300 единиц; свыше 500 тыс. населения – 100–150 единиц; от 200 до 500 тыс. населения – 50–100 единиц; менее 200 тыс. населения – 25–50 единиц личного состава. Исключением является Москва и Санкт–Петербург, где численность подразделений определяется в индивидуальном порядке МВД России.

В зависимости от количества конвоируемых, степени их опасности и других данных конвой полиции может быть обыкновенным и усиленным.

Обыкновенный конвой назначается из расчета: на одного–двух конвоируемых – 2 конвоира; на 3–6 конвоируемых – 3 конвоира; на 7–10 конвоируемых – 7 конвоиров. Если в составе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя.

Усиленный конвой может назначаться при наличии информации о намерении кого–либо из конвоируемых совершить побег, нападение на охрану, причинить какой–либо вред себе или окружающим, в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями. При усиленном конвое: на 1 конвоируемого должно быть 3 конвоира; на 2–4 конвоируемых – 6 конвоиров; на 5–6 конвоируемых – 8 конвоиров; на 7–8 конвоируемых – 10 конвоиров; на 9–10 конвоируемых – 12 конвоиров. Начальником усиленного конвоя назначается сотрудник из числа среднего начальствующего состава. В целях повышения надежности охраны конвоируемых в состав конвоя может включаться кинолог со служебной собакой.

При компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии автомобильных дорог организуется кольцевое конвоирование между ИВС, следственными изолятора, обменными пунктами и судами. Такое конвоирование предполагает рациональное использование сил, транспортных средств и сокращение количества рейсов за счет установления кратчайших маршрутов движения по графикам и заполнения камер специальных автомобилей до предусмотренных норм.

Конвоирование заключенных под стражу лиц осуществляется следующими способами:

  • в специальных автомобилях;
  • в специальных вагонах пассажирских поездов;
  • в легковых и грузовых автомобилях;
  • на речных и морских судах;
  • на самолетах и вертолетах;
  • на гужевом транспорте;
  • пешим порядком.

Основанием для конвоирования заключенных под стражу лиц тем или иным способом является:

Письменные заявки следователей (дознавателей), судов, начальников ИВС (СИЗО) для производства следственных действий или рассмотрения дела в суде.

Санкционированное прокурором постановление или определение суда об этапировании.

Постановление прокурора, следователя или определение суда о производстве следственных действий.

Истечение срока содержания в ИВС лиц при наличии санкционированного прокурором постановления или определения суда, о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу, а также приговора об осуждении к лишению свободы.

Распоряжение начальника ИВС о направлении подозреваемого в лечебное учреждение, баню общего пользования и на обменный пункт на плановом маршруте конвоирования.

Конвой, получив приказ и предписание на выполнение задачи, следует в пункт приема подозреваемых (обвиняемых), где начальник конвоя обязан:

–предъявить дежурному по ИВС предписание на право приема или сдачи конвоируемых;

–получить подготовленные документы, проверить правильность их оформления;

– определить порядок приема и размещения конвоируемых по камерам специального автомобиля, информировать конвоиров о лицах, за которыми требуется усиленное наблюдение.

–произвести расчет и расстановку состава конвоя для личного обыска и охраны подозреваемых и обвиняемых на время приема их для конвоирования;

–осмотреть помещение, где будет производиться прием подозреваемых и обвиняемых, и убрать предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения.

Документы на подозреваемых и личные дела обвиняемых передаются начальнику конвоя в опечатанных пакетах. На них наклеиваются справки по личным делам с фотокарточками этих лиц. При этом в справках на лиц, склонных к побегу, должна стоять надпись «СП».

Следует заметить, что приему для конвоирования не подлежат:

а) лица с неправильно оформленными на них документами и без документов;

б) больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конвоированию;

в) беременные женщины без справки врача о возможности их конвоирования;

г) не обеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования или одетые не по сезону;

д) бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного обследования, до получения результатов.

Что касается подозреваемых и обвиняемых инвалидов, для передвижения которых требуется постоянная помощь, то они принимаются для конвоирования только с сопровождающими, выделяемыми ИВС или следственными изоляторами из числа сотрудников этих учреждений.

Конвоирование обвиняемых в республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные суды и охрана их во время судебных заседаний осуществляется на основании установленных документов о принятии этих учреждений под обслуживание и соответствующих указаний министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД, УВДТ.

Прием суда под обслуживание оформляется актом межведомственной комиссии, в котором указываются:

– наименование суда и конвойного подразделения полиции (органа внутренних дел), их точные адреса;

– характеристика залов судебных заседаний, помещений для конвоя и содержания обвиняемых; обеспечение их необходимым противопобеговым оборудованием, средствами связи и сигнализации;

– порядок изготовления съемного оборудования, выделения помещений для содержания обвиняемых и размещения конвоя в местах проведения выездных сессий этого суда;

– маршруты конвоирования от специальных автомобилей до камер для содержания обвиняемых, в залы судебных заседаний и обратно;

–порядок взаимодействия с руководителями суда;

–недостатки в оборудовании помещений суда, сроки их устранения и ответственные за это должностные лица.

Один экземпляр акта, подписанный председателем суда и командиром конвойного подразделения (начальником ОВД), направляется в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, где издается приказ о принятии суда под обслуживание, а другой – в соответствующие органы юстиции для контроля за устранением отмеченных недостатков.

Важным элементом организации конвойной службы полиции является управление нарядами по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых.

Управление нарядами включает в себя:

а) принятие решения на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых;

б) подготовку сил и средств для выполнения этих задач;

в) контроль за несением службы по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых;

г) учет и оценку результатов деятельности нарядов, выполняющих эти обязанности.

Решение на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых принимается начальником органа внутренних дел или командиром конвойного подразделения и отражается в книге службы нарядов.

Подготовка сил и средств к несению службы осуществляется в соответствии с требованиями Устава патрульно–постовой службы полиции, то есть проводится выдача табельного оружия, инструктаж личного состава и отдается приказ о заступлении на службу по конвоированию подозреваемых и обвиняемых.

При проведении инструктажа объявляется расчет действий конвоя при нападении на него одного лица или всех конвоируемых. Расчет должен содержать несколько вариантов нападения в зависимости от способа конвоирования.

Поэтому при нападении на конвой его состав действует в соответствии с расчетом, при этом учетом обстановки движение конвоируемых прекращается или ускоряется (с переходом на запасной маршрут), либо они надежно изолируются. О нападении по возможности сообщается в ближайший орган внутренних дел, начальник которого обязан организовать немедленную помощь конвою. К нападавшим применяются специальные средства, прежде всего наручники (связывание), зачинщики и покушавшиеся на побег могут быть сданы для временного содержания в ближайший ИВС.

При нападении на конвой другими лицами, часть конвоя под руководством начальника (старшего) конвоя принимает меры к его отражению, а остальные продолжают осуществлять охрану конвоируемых. Задержанные участники нападения передаются в ближайший орган внутренних дел.

О нападении и его последствиях начальник (старший) конвоя докладывает письменным рапортом командиру подразделения (начальнику органа внутренних дел), назначившему конвой.

Пресечение групповых нарушений общественного порядка возле здания ИВС или в пути конвоирования осуществляется в порядке, предусмотренном Уставом патрульно–постовой службы полиции. При этом начальник (старший) конвоя обязан принять все зависящие от него меры к доставке конвоируемых в безопасное место.

Периодичность контроля (проверок) и конкретные исполнители определяются графиками контроля, составляемые каждый месяц. При осуществлении контроля проверяется:

а) соответствие решения на охрану и конвоирование подозреваемых (обвиняемых) условиям выполнения этих задач, расстановка личного состава, использование транспортных и технических средств, состояние оборудования автомобилей;

б) подготовка нарядов к несению службы, их обеспечение, внешний вид сотрудников, знание ими своих обязанностей, умение действовать при происшествиях и в сложной обстановке;

в) выполнение поставленных задач, соблюдение законности, бдительность;

г) порядок связи с нарядами и др. вопросы.

Проверка несения службы может быть гласной и негласной. Последняя прекращается в случае устранения замеченных нарушений или оказания немедленной помощи.

Запрещается проверять несение службы путем попыток отобрать оружие, инсценирования побегов, другими способами, которые могут привести к нежелательным последствиям.

При обнаружении недостатков, проверяющий на месте принимает решение и меры к их устранению, вплоть до замены проверяемых резервными постовыми (конвоирами).

О результатах проверки производится запись в служебной книжке, постовой ведомости, в книге службы нарядов, книге замечаний и предложений проверяющих (паспорте технического состояния ИВС).

Учет результатов работы нарядов ИВС и конвоев полиции ведется в целях оценки их деятельности и определения мер по совершенствованию организации и управления этой службой.

Учету и оценке подлежат следующие показатели:

  • продолжительность и места несение службы по охране и конвоированию подозреваемых (обвиняемых); количество и контингент лиц, находящихся под охраной или отконвоированных;
  • наличие нарушений законности и дисциплины, побегов и других происшествий в ИВС и при конвоировании;
  • своевременность и результативность принятия мер по их предупреждению и пресечению:
  • подготовленность нарядов к несению службы, внешний вид постовых и конвоиров, содержание и использование технических средств, и вооружения; замечания и предложения проверяющих.

Общая оценка деятельности ИВС и конвойных подразделений полиции производится при подведении итогов работы: начальником органа, командиром подразделения – один раз в месяц, начальником ИВС, командиром подразделения – два раза в месяц, командиром отделения – еженедельно.

1. Деятельность охранно–конвойной службы организована по двум направлениям:

а) по охране подозреваемых и обвиняемых, находящихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел;

б) по охране и конвоированию лиц, совершивших преступления.

2. Основанием для вывода лиц, содержащихся в камерах в следственный кабинет, является письменное требование прокурора, следователя, дознавателя или адвоката. При выводе лиц к прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законности в местах содержания под стражей, письменное требование не заполняется.

3. Сроки содержания в ИВС заключенных под стражу, в соответствии со ст. 94 УПК РФ определены не более 48 часов. Содержание подозреваемых и обвиняемых, переведенных из следственных изоляторов для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время указанных действий и судебного процесса, но не более чем на 10 суток в течение месяца.

4. Важным фактором повышения надежности охраны является использование служебных собак, Достаточно сказать, что в тех органах внутренних дел, где имеются собаки, крайне редкие случаи побегов из ИВС. Практика показывает, что наиболее эффективно собаки применяются при охране отдельно расположенных зданий ИВС, а также изоляторов, техническое состояние которых нуждается в улучшении и в ИВС с большим лимитом наполнения. В некоторых органах внутренних дел служебные собаки используются в наружной охране ИВС только ночью, а в остальное время суток – при выводе подозреваемых на прогулку, при посадке–высадке из специальных автомобилей и при конвоировании.

5. Конвой и его состав действует в соответствии с расчетом, при этом учетом обстановки движение конвоируемых прекращается или ускоряется (с переходом на запасной маршрут), либо они надежно изолируются. О нападении по возможности сообщается в ближайший орган внутренних дел, начальник которого обязан организовать немедленную помощь конвою. К нападавшим применяются специальные средства, прежде всего наручники (связывание), зачинщики и покушавшиеся на побег могут быть сданы для временного содержания в ближайший ИВС.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: