Правоохранительные органы по обеспечению безопасности и охране правопорядка (виды и функции). Охрана правопорядка и борьба с преступностью в Древнерус­ском государстве Органы, составляющие систему правоохранительных органов

172. Организация охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и при чрезвычайных обстоятельствах в зависимости от их значения и масштаба обеспечивается соответственно МВД России, МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) и горрайлинорганами в тесном взаимодействии с органами прокуратуры и безопасности.

173. Для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и при чрезвычайных ситуациях могут привлекаться личный состав служб и подразделений органов внутренних дел, внутренние войска МВД России.

174. При необходимости для более эффектного управления силами и средствами, привлекаемыми на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, создается оперативный штаб. Численность и состав штаба определяются характером и масштабом массовых мероприятий, чрезвычайных обстоятельств, а также складывающейся оперативной обстановкой.

175. Управление силами и средствами в период проведения массовых мероприятий осуществляется со специально организуемых пунктов, на которых оборудуются рабочие места для членов оперативного штаба, групп управления и организации связи. Пункты управления создаются, как правило, в районе проведения массового мероприятия и размещаются в местах, пригодных для оперативного руководства находящимися в подчинении силами и средствами. Пункты управления могут быть стационарными (в зданиях, сооружениях) или передвижными (в автобусах). Они оборудуются средствами связи, а при необходимости кино-, фото-, видеоаппаратурой.

176. При организации обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массового мероприятия начальник органа внутренних дел (руководитель оперативного штаба) должен руководствоваться положениями Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., и действующим законодательством Российской Федерации.

177. После получения задачи на обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия должна проводиться подготовительная работа, которая включает в себя:

    Уточнение программы, места, времени и порядка его проведения, возможное количество и состав участников, а также наличие или отсутствие факторов, требующих запрещения на проведение массовой акции;

    Осуществление совместно с организаторами и представителями заинтересованных ведомств комиссионного обследования места проведения массового мероприятия, определяется его пригодность к организации надлежащей охраны общественного порядка и принимаются меры к устранению недостатков;

    Проведение рекогносцировки местности, в процессе которой изучаются особенности территории, маршрутов движения транспорта и пешеходов, определяются пункты сбора, порядок следования и размещения людей, места стоянки транспорта, необходимость изменений в организации движения транспорта и пешеходов, а также границы зон, секторов, участков, необходимое количество сил и средств, место размещения оперативного штаба, резервов.

178. На основе всех необходимых данных и расчетов разрабатывается план охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия, в котором предусматривается:

    Границы оцепляемой территории зоны, сектора, участка;

    Состав и количество привлекаемых сил и средств, места их размещения, виды и задачи нарядов, ответственные за организацию их службы в зонах, секторах и на участках, схема управления и связи;

    Порядок взаимодействия с соседними горрайлинорганами и органами внутренних дел на транспорте, органами безопасности, войсками;

    Организация обеспечения общественного порядка в местах формирования колонн, сбора зрителей на подступах к месту проведения мероприятия, а также на остановках городского транспорта и контрольных пунктах;

    Маршруты следования участников и зрителей, пути отвода транспортных и пешеходных потоков, порядок регулирования их движения до начала и после окончания мероприятия, места стоянки транспортных средств;

    Порядок организованного выхода участников после окончания мероприятия, а также порядок их эвакуации в случае необходимости;

    Меры по обеспечению пожарной безопасности;

    Организация медицинского и материально-технического обеспечения.

План оформляется на карте (схеме) с приложением расчетов, таблиц, пояснений и утверждается начальником органа внутренних дел.

179. В необходимых случаях через средства массовой информации заблаговременно делается сообщение о временных изменениях маршрутов движения транспорта, ограничении доступа граждан в район проведения массовых мероприятий.

180. В период подготовки к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности во время собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и иных массовых мероприятий должны проводиться инструктажи и тренировки с личным составом по изучению нормативных актов, регламентирующих права и обязанности милиции, мер ответственности организаторов и участников массовых акций за нарушение правопорядка, а также отработке тактических приемов несения службы в условиях осложнения обстановки. На инструктажах с использованием схемы территории разъясняется программа проведения массового мероприятия, уточняются участки и сектора охраны общественного порядка, направления, маршруты движения людей и стоянки транспорта, размещение пунктов управления, резервов, медицинских пунктов, торговых точек, санитарных узлов, а также проводится ознакомление нарядов с образцами пропусков (билетов и иных документов), дающих право прохода (проезда) в зону оцепления. Тренировки осуществляются накануне массового мероприятия непосредственно на месте его проведения. При этом уточняются задачи, расстановка нарядов, проверяется реальность установленных сроков развертывания сил; отрабатываются вопросы взаимодействия нарядов милиции, войск и других привлекаемых сил на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств.

181. Личному составу, занятому в нарядах по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия, огнестрельное оружие не выдается. Резерв может быть вооруженным.

182. При проведении массовых мероприятий применяются цепочки (Ц), группы сопровождения (ГС), посты наблюдения (ПН), резерв (Р), заграждения (З), группы патрулирования, ограничения движения транспорта, разъяснения законов, обеспечения связи, оцепления (блокирования), фиксации правонарушений и Другие.

Каждую группу возглавляет старший, назначаемый заблаговременно командиром специального сводного отряда.

182.1. Цепочка - выставляется для оцепления территории, на которой проводится массовое мероприятие, с целью недопущения посторонних лиц, а также для построения направляющих коридоров, обеспечивающих организованное продвижение участников мероприятий, зрителей или разграничительных квадратов (прямоугольников) в местах размещения участников мероприятий и зрителей. В состав цепочек могут входить работники милиции, военнослужащие, представители общественности. Цепочки подразделяются на редкие, когда личный состав располагается с интервалом более 2 м, нормальные - при интервале 1-2 м, усиленные - при интервале менее 1 м, многорядные - в два и более рядов. С целью усиления цепочек на наиболее опасных направлениях устанавливаются заграждения из специальных барьеров, автомобилей и войсковой техники.

182.2. Группа сопровождения - обеспечивает общественный порядок при построении колонн, их сопровождение и размещение в отведенных для них местах.

182.3. Пост наблюдения - обеспечивает своевременную информацию в ходе проведения массового мероприятия и изменениях обстановки. Он устанавливается в пункте, обеспечивающем хороший обзор территории, и оснащается необходимыми техническими средствами.

182.4. Резерв - предназначается для решения задач охраны общественного порядка в случаях осложнений обстановки во время проведения массовых мероприятий. Резерв должен располагаться в местах, откуда он может быстро ввестись в действие.

В состав резерва, находящегося в распоряжении начальника оперативного штаба, может выделяться до 20% всех привлекаемых к охране общественного порядка сил и средств. Резервы, находящиеся в распоряжении начальников секторов, участков или направлений, составляют 10-15% сил и средств, используемых на службе в данном секторе, участке или направлении. Задействованные резервы немедленно восполняются за счет высвобождения сил и средств с менее важных участков и направлений.

182.5. Группа патрулирования - формируется из личного состава органов внутренних дел, а также внутренних войск и учебных заведений МВД России (в случае их привлечения) для осуществления охраны общественного порядка на прилегающей к району проведения массовых мероприятий граждан территории.

182.6. Группа ограничения движения транспорта - формируется из работников дорожно-патрульной службы ГАИ и организует движение транспорта, пешеходов в обход зоны блокирования, а также обеспечивает беспрепятственный проезд к месту проведения специальных мероприятий автотранспорта органов внутренних дел и внутренних войск, аварийно-спасательных служб.

182.7. Группа разъяснения законов - формируется из числа наиболее подготовленных сотрудников органов внутренних дел, учебных заведений МВД России. Основной задачей этой группы является проведение разъяснительной работы среди участников массовых мероприятий.

182.8. Группа обеспечения связи - формируется из сотрудников подразделений связи и специальной техники, а также личного состава, имеющего навыки работы со средствами связи. Она призвана обеспечить надежное управление силами и средствами. Порядок использования связи и режим работы радиосредств определяются руководителем оперативного штаба.

182.9. Группа оцепления (блокирования) - формируется из личного состава подразделений патрульно-постовой службы, участковых инспекторов милиции, учебных заведений, а также частей и подразделений внутренних войск (в случае их привлечения).

Группа осуществляет оцепление (блокирование) соответствующего района местности с целью ограничения доступа граждан, направления на фильтрационный пункт лиц, активно пытающихся проникнуть в район оцепления (блокирования), задержания правонарушителей, прекращения проезда в район мероприятия постороннего транспорта. В необходимых местах создаются КПП для организованного пропуска граждан, транспорта, выявления (задержания) организаторов и активных участников противоправных действий.

182.10. Группа фиксации правонарушений - формируется из сотрудников подразделений криминальной милиции, оснащается средствами визуального наблюдения, фотографирования, видео- и звуковой записи. Обеспечивает документирование противоправных действий на месте происшествия, проверку доставленных правонарушителей.

183. Для обеспечения общественного порядка и безопасности во время проведения массового мероприятия должно привлекаться лишь реально необходимое количество сил и средств. Наряды вводятся в действие по мере развертывания проводимого мероприятия, а по миновании надобности немедленно снимаются и переводятся в резерв.

184. В день проведения массового мероприятия руководителями служб и подразделений проводится проверка личного состава и его экипировки, рабочий инструктаж старших самостоятельных групп, сообщается о возможных изменениях во времени начала и порядке проведения планируемого мероприятия и других изменениях в оперативной обстановке, обеспечивается расстановка имеющихся сил и средств, устанавливается взаимодействие с организаторами мероприятия.

185. Во время проведения массового мероприятия наряды обязаны:

    Знать и умело выполнять поставленную задачу;

    Проявлять особую осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых условиях действовать спокойно и уверенно, особенно при пресечении нарушений общественного порядка, предупреждая тем самым возникновение паники и групповых нарушений правопорядка;

    Находиться в указанном месте и без специального разрешения не оставлять порученный участок службы;

    Удалять с места проведения массового мероприятия лиц, находящихся в состоянии опьянения, и других нарушителей общественного порядка;

    В случае обнаружения обстоятельств, осложняющих проведение мероприятия, обеспечение общественного порядка и безопасности зрителей и участников, немедленно доложить ответственному за охрану порядка на объекте.

186. Граждане, проживающие или работающие в зоне оцепления, пропускаются к месту жительства по предъявлении паспорта или иного подтверждающего это документа, а к месту работы по специальным пропускам. По решению начальника оперативного штаба может быть установлен иной порядок пропуска.

187. По миновании надобности, вводимые на период проведения массового мероприятия ограничения отменяются, по решению начальника органа внутренних дел (руководителя штаба). После окончания массового мероприятия осуществляется отвод сил и средств, принимавших участие в охране общественного порядка, возобновления нормальной жизнедеятельности предприятий, организаций, учреждений, движения транспорта, а также проводится проверка наличия личного состава, средств индивидуальной защиты и других технических средств, подводятся итоги несения службы, дается оценка действий сотрудников основных и приданных служб и подразделений.

188. При возникновении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка руководители и личный состав органов и подразделений внутренних дел и внутренних войск руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативными актами МВД России.

Особенности несения службы при чрезвычайных ситуациях

189. При возникновении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка руководители и личный состав органов и подразделений внутренних дел и внутренних войск руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативными актами МВД России.

190. Чрезвычайные ситуации наступают при возникновении массовых беспорядков, стихийных бедствий, пожаров, крупных производственных аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотий, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих введения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

В этих условиях органы внутренних дел и внутренние войска МВД России во взаимодействии с органами безопасности организуют и осуществляют следующие специальные мероприятия:

    Восстановление и поддержание установленного общественного порядка и безопасности дорожного движения, предупреждение и своевременное пресечение преступлений и иных противоправных действий;

    Защиту населения, учет потерь, спасение людей и оказание необходимой помощи пострадавшим;

    Охрану собственности, оставшейся без присмотра;

    Оказание содействия в проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ.

191. В МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) и горрайлинорганах с целью обеспечения постоянной готовности личного состава к действиям при чрезвычайных ситуациях разрабатываются оперативные планы, которые утверждаются руководителем органа внутренних дел и согласовываются с соответствующими органами Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В планах предусматриваются:

    Характеристика возможной обстановки на обслуживаемой территории в период возникновения чрезвычайных ситуаций;

    Порядок приведения сил и средств органов внутренних дел, в том числе и приданных, в готовность к выполнению поставленных оперативно-служебных задач;

    Перечень и последовательность неотложных действий начальника и дежурного органа внутренних дел при чрезвычайных ситуациях;

    Расчет сил и средств, привлекаемых для осуществления мероприятий при чрезвычайных ситуациях, и их расстановку, виды служебных нарядов, специальных групп, их задачи и особые обязанности, состав резерва и порядок его использования;

    Особые условия несения службы на территории (участке), где не обходимо сосредоточить усилия по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, предупреждению хищений собственности;

    Охрана важных объектов, перечень которых заранее согласовывается с местными органами государственной власти и управления;

    Меры по обеспечению безопасности личного состава, несущего службу, эвакуации и спасения граждан, имущества, а также учета потерь населения;

    Порядок оцепления опасных зон, развертывания заградительных постов и заслонов, контрольно-пропускных пунктов и патрульных групп для обеспечения установленного пропускного режима, безопасности дорожного движения;

    Эвакуация из опасных зон задержанных и осужденных, оружия, боеприпасов, специальных средств, ценного имущества и служебных документов;

    Взаимодействие с соседними органами внутренних дел, ГКЧС, органами федеральной безопасности, частями и соединениями Вооруженных Сил;

    Порядок организации управления и связи;

    Меры по пресечению ложных слухов и паники среди населения.

К плану прилагаются:

    Карта, на которую наносятся: границы обслуживаемой территории, пункты дислокации органов внутренних дел, исправительно-трудовых учреждений, в том числе дислокация соединений и воинских частей внутренних войск и учебных заведений МВД России, пункты управления, АЭС, важные объекты народного хозяйства, районы возможных затоплений и аварий, дислокация сборных эвакопунктов, основные и запасные маршруты эвакуации;

    Схема оповещения личного состава, расчет сил и средств, в том числе приданных, а также варианты их расстановки в раз личных ситуациях;

    Схемы, планы, карты, графики, картотеки неотложных действий, образцы пропусков для транспорта и граждан, привлекаемых для ведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

При необходимости решением руководителя органа внутренних дел могут разрабатываться и другие документы исходя из местных условий и особенностей.

192. Начальник органа внутренних дел, получив информацию о возникновении или реальной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, обязан:

    Провести оповещение и сбор личного состава по соответствующим планам и расчетам;

    Оценить поступившие сведения о времени, месте, характере чрезвычайных ситуаций, масштабах наступивших последствий, наличии жертв и количестве пострадавших, осложнении оперативной обстановки, степени угрозы населению, органу внутренних дел и на этой основе принять соответствующее решение о введении в действие оперативного плана, отдать необходимые распоряжения дежурному, руководителям служб и подразделений, направить на место чрезвычайных обстоятельств оперативные группы;

    При необходимости выехать лично для проведения рекогносцировки и уточнения ситуации;

    Проинформировать вышестоящий орган внутренних дел, соответствующие органы государственной власти и управления, органы федеральной безопасности, прокуратуры, органы ГКЧС;

    Организовать получение постоянной информации от метеорологической, гидрологической, сейсмической, медицинской, санитарно-эпидемиологической и других служб с целью прогнозирования изменений в обстановке и своевременного принятия решений по использованию сил и средств защиты личного состава и населения, при необходимости проводить разведку в районе чрезвычайного обстоятельства;

    Установить время и порядок следования сил и средств в районы осложнения обстановки, осуществления связи, обмена информацией;

    Организовать работу оперативного штаба, пунктов управления, определить численность и состав оперативного резерва;

    Проверить готовность личного состава, технических и специальных средств к действиям в условиях чрезвычайных обстоятельств, организовать проведение инструктажей личного состава но выполнению поставленных задач;

    Постоянно контролировать работу оперативного штаба, заслушивать руководителей служб и подразделений, специальных групп, ставить задачи на последующий период;

    Осуществлять взаимодействие с соседними горрайлинорганами, органами государственной власти и управления, органами ГКЧС, органами федеральной безопасности, воинскими частями внутренних войск и Вооруженных Сил;

    Принимать решения по реагированию на изменение оперативной обстановки.

193. Начальник органа внутренних дел по мере нормализации обстановки должен:

    Осуществить отвод сил и средств в места их постоянной дислокации, организовать постепенный перевод личного состава на повседневный режим несения службы;

    Обеспечить правопорядок и организовать оказание содействия в возвращении эвакуированных граждан на постоянное место жительства;

    Подвести итоги действий личного состава и приданных сил в условиях чрезвычайных обстоятельств, при необходимости откорректировать оперативные планы с учетом опыта и выявленных недостатков;

    Направить в вышестоящий орган внутренних дел донесение о завершении операции по ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств.

Неотложные действия патрульно-постовых нарядов при чрезвычайных ситуациях

194. При пожаре:

    Немедленно сообщить в ближайшую пожарную часть, дежурному по горрайлиноргану и оповестить при необходимости население, организовать тушение пожара, спасение людей и имущества;

    Принять меры к установлению причин возникновения пожара, охране места происшествия и задержанию подозреваемых, установлению свидетелей, очевидцев;

    При наличии пострадавших вызвать медицинскую помощь или направить их в лечебные учреждения; не допускать в горящие здания никого, кроме лиц, привлеченных к ликвидации пожара.

195. При обнаружении неразорвавшихся авиабомб, снарядов, мин, взрывчатых веществ, а также радиоактивных, химических и других предметов, представляющих опасность для населения:

    Доложить о происшествии дежурному и принять меры к оцеплению опасной зоны, недопущению в нее людей и транспорта;

    Организовать вызов к месту происшествия аварийных или специальных служб, содействовать в эвакуации и спасении людей.

196. При возникновении крушений, катастроф и аварий:

    Доложить о случившемся дежурному, должностным лицам;

    Принять меры к спасению людей, имущества, оказанию помощи пострадавшим и направлению их в лечебные учреждения;

    Организовать тушение пожара;

    Не допускать посторонних к месту происшествия, кроме лиц, привлеченных к ликвидации его последствий;

    Обеспечить охрану места происшествия до прибытия лиц, назначенных для расследования;

    В необходимых случаях организовать привлечение населения, транспорта и других средств для ликвидации последствий чрезвычайного происшествия.

197. При наводнении, паводке:

    Доложить дежурному и запросить решение, оповестить должностных лиц и население об угрозе затопления;

    Принять меры к спасению людей и имущества, при необходимости организовать эвакуацию населения (в первую очередь детей, женщин, престарелых и больных) и имущества, оказать помощь пострадавшим;

    Обеспечить порядок при переправе населения из затопляемых районов; организовать охрану имущества, оставшегося без присмотра.

198. При эпидемиях и эпизоотиях:

    Оповестить должностных лиц медицинских учреждений и дежурного о фактах заболевания;

    Соблюдая меры личной безопасности, обеспечить ограничение передвижения людей, транспорта и прогона скота в зараженную зону;

    Организовать охрану источников водоснабжения, очагов возможного заражения; обеспечить общественный порядок в местах скопления людей.

199. При землетрясении:

    Выяснить обстановку, установить связь с дежурным, другими нарядами и работниками милиции;

    Обозначить места, опасные для движения транспорта и пешеходов;

    Принять меры к спасению людей и имущества, оказанию помощи пострадавшим и направлению их в пункты медицинской помощи, а также к локализации и ликвидации пожара.

200. Во время метелей, ураганов и снежных заносов:

    Доложить обстановку дежурному, усилить наблюдение за движением транспорта и пешеходов, предупреждать водителей и граждан об опасности и необходимых мерах предосторожности;

    Оказать помощь пострадавшим, находящимся в беспомощном состоянии содействовать в мобилизации трудоспособного населения и транспортных средств для расчистки улиц, дорог и занесенных домов.

Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм обычаев, традиций и ритуалов.

В общей теории права общественный порядок рассматривается как социальная категория, охватывающая систему (состояние) волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемых экономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участников господствующим в обществе социальным нормам (правовым и не правовым). Сюда входят только социально значимые общественные отношения.

В науке административного права принято различать понятие общественного порядка в широком и в узком смысле. При этом под общественным порядком в широком смысле принято понимать совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всех социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права. Из этого следует, что общественный порядок, как более широкая категория, включает в себя и правопорядок.

Общественный порядок в узком смысле слова следует рассматривать как систему общественных отношений, функционирование которой обеспечивает личную и общественную безопасность, поддержание ритмичности наиболее значимых социальных процессов в рамках правового государства, создание обстановки общественного спокойствия, благоприятных условий для производителей и потребителей социальных благ, уважение интересов гражданского общества, чести, национального равноправия и достоинства личности в соответствии с международными стандартами прав и свобод человека и гражданина.

Такие виды общественных отношений возникают в связи с пребыванием людей в общественных местах, пользованием транспортом, необходимостью статистического учета населения и передвижения граждан по стране, приобретением, пользованием, хранением оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, функционированием некоторых предприятий, выездом за границу и въездом в Россию.

В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

Определение понятия общественного порядка в узком смысле имеет практическое значение в работе органов полиции, прокуратуры, судов, а также общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка, акцентирует их внимание на предупреждении и пресечении конкретных преступлений и административных правонарушений, которые посягают на общественные отношения, складывающиеся в этой сфере.


Под общественным порядком в отечественной юридической литературе понимается определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных отношений, которое ведет к согласованности и ритмичности общественной жизни, беспрепятственному осуществлению участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенности их интересов, общественному и личному спокойствию.

А.П. Коренев интерпретирует общественный порядок как систему общественных отношений, закрепленную нормами права, морали и правилами общежития, определяющую права и обязанности участников этих отношений, призванную обеспечить жизнь, неприкосновенность, честь, достоинство и иные права граждан, охрану государственного и общественного имущества, спокойствие в общественных местах, поддержание необходимых условий для нормального функционирования предприятий, организаций и должностных лиц.

Из сказанного выше следует, что содержанием общественного порядка является система общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения норм права, морали и иных социальных норм. Реальный общественный порядок составляют не сами установления социальных норм, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения.

Основу общественного порядка составляют отношения, складывающиеся в общественных местах, т.е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха.

В современной юридической литературе нет единства мнений, какое место считать общественным и в каком случае. Общественное место, прежде всего, связывается с пребыванием в нем людей. К общественным принято относить места, специально предназначенные для постоянного или временного, в том числе эпизодического, использования для совместного труда, отдыха, досуга, занятия спортом больших и малых групп, коллективов людей, а также удовлетворения иных потребностей человека (например, спортивные и иные зрелищные сооружения, все виды общественного транспорта, учреждений, организаций, учебных заведений, предприятий торговли и общественного питания, конторы, больницы, поликлиники, пляжи и т.д.). Иными словами, под публичными (общественными) местами понимаются улицы, площади, транспортные магистрали, транспорт общего пользования, парки, жилые микрорайоны и иные места, свободные для доступа неопределенного круга лиц.

Толкование понятия «общественное место» в административно - правовой науке чаще всего сводится к перечислению общественных мест, без раскрытия его признаков. Например, согласно комментарию к ст.20.1 КоАП РФ «общественное место» - это любое место, где находятся люди: квартира, улица, учреждение, предприятие, транспорт и т.д.

С учетом вышеизложенных мнений можно сделать следующий вывод, что главным признаком общественного места будет являться возможность доступа и нахождения в нем различных представителей общества для удовлетворения своих жизненных потребностей и интересов.

Следует заметить , что в большинстве своем используемые определения «общественного места» расплывчаты, теоретизированы и трудно применимы в практической правоохранительной деятельности. В ряде случаев приводимые понятия общественного места не всегда применимы относительно совершенных в общественных местах преступлений.

Решить эту проблем у попытались законодательные органы субъектов Российской Федерации, к примеру, в законе Челябинской области «О соблюдении общественного порядка на территории Челябинской области», или законе Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», однако их определения оказались не совсем точными и не учитывающими всех признаков общественного места.

К примеру , уголовное законодательство не содержит определения общественного места, поскольку оно не является признаком для большинства составов преступлений, а является лишь признаком состава для таких преступлений, как хулиганство и вандализм, предусмотренных статьями 213 и 214 УК РФ. Однако для статистической отчетности, разработки мер по предупреждению преступлений, определения уровня преступности, общественное место, как место совершения преступления имеет большое практическое и научное значение.

В этих целях в Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29.12.2005 года №39/1070/1021/253/780/353/399 с 1 января 2008 года внесены изменения. Согласно этим изменениям, общественно опасное деяние относится к категории преступлений, совершенных в общественных местах, если оно осуществлялось на территории города, либо иного населенного пункта, объектах транспорта, лесопарковых зон, водной акватории, предназначенных для общего пользования гражданами в период реализации в указанных местах общественных функций.

В законодательстве об административной ответственности в ряде статей «общественное место» является обязательным элементом объективной стороны правонарушения. Так в статье 20.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за мелкое хулиганство, конкретно указано на то, что действия подпадают под признаки данного состава правонарушения лишь в случаях, когда они совершаются в общественных местах. В ст.20.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

В статье 20.21 КоАП РФ речь идет об ответственности за появление в общественных местах в состоянии опьянения, и приводится перечень некоторых видов общественных мест, т.е не совсем полный, поскольку в ее диспозиции содержится оговорка - «в других общественных местах». Статья 20.22 КоАП РФ предусматривает ответственность за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Указанный выше перечень общественных мест можно классифицировать на три категории :

1) общественные места постоянного пользования - улицы, площади, скверы, транспортные магистрали и т.п.;

2) общественные места временного пользования - магазины, театры, стадионы и т.д.;

3) эпизодические общественные места - лес, горный склон, озеро, река, когда там, например, проводятся те или иные мероприятия, и т.д.

Сказанное , позволяет нам выделить следующие признаки общественного места :

а) это место общего пользования;

б) возможность преимущественно свободного доступа для посещения;

в) предназначенность данного места для удовлетворения различных жизненных потребностей.

Таким образом , под общественным местом следует понимать места, доступные для посещения либо специально оборудованные территории и помещения общего пользования в черте городов и иных населенных пунктов либо вне их, а также средства общественного транспорта.

На основании изложенного , можно дать следующее определение общественного порядка, представляющего собой систему волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Наряду с общественным порядком, одним из существенных и обязательных элементов стабильного суще-ствования любого государства является и безопасность.

Обращает на себя внимание и тот факт, что безопасность личности становится в нашем обществе приоритетом, свидетельством чему стало введение в главу 20 КоАП РФ термина «Общественная безопасность».

Проблемы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности Рос-сийской Федерации органически связаны с политическими, экономическими, социальными, государственно-правовыми реформами, проблемами формирования гражданского общества, демократии.

Некоторые современные исследователи, характеризуя общественный порядок как правовую категорию, фактически не делают различий между ним и общественной безопасностью, употребляя эти понятия как синонимы.

В свою очередь , понятие «общественная безопасность», как составная часть родового понятия «безопасность» употребляется в юридической литературе и в официальных документах как состояние, при котором защищены жизненно важные интересы страны, до минимума снижена опасность реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз общественной безопасности и обеспечиваются возможности развития личности, общества и государства.

При этом в каждой из жизненно важных сфер любое социальное противоречие имеет как внешний, так и внутренний характер, а сами противоречия являются не статическими, а динамическими категориями, постоянно меняющими свое содержание и направленность развития под воздействием соответствующих внешних и внутренних причин.

Наличие широкого круга источников возникновения угрозы общественной безопасности обусловливает необходимость обособления особой группы общественных отношений - отношений по обеспечению общественной безопасности, регулирование которых предполагает использование экономических, социально-правовых, психолого-педагогических, организационно-технических и т.п. средств, направленных на предупреждение (предотвращение) источников возникновения угроз общественной безопасности, а в конечном счете, обеспечивающих общественную безопасность.

По мнению А.Ф. Гранина , существенные различия между понятиями "общественный порядок" и "общественная безопасность" связаны с нормативными средствами урегулирования данных явлений. Общественный порядок достигается в результате упорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативного регулирования, тогда как общественная безопасность - только с использованием правовых и технических норм.

Таким образом , общественная безопасность представляет собой состояние защищенности общественных отношений, складывающихся в области регулирования деятельности общества и государства, в сфере обеспечения общественной безопасности, нормального функционирования всех государственных и общественных институтов, реализации прав, свобод и законных интересов граждан.

Основными причинами , связанными с нарушениями общественного порядка и общественной безопасности в российском обществе являются: социально-экономические (низкий уровень жизни, проблемы межнациональных отношений, деление общества на очень богатых и очень бедных), политическая нестабильность в обществе, нигилизм по отношению к государству и праву, ограниченная правовая культура населения страны, несовершенство законодательства, издержки деятельности правоохранительных органов, отсутствие действенного механизма реализации конституционной ответственности государства перед личностью и обществом. Все эти причины в той или иной мере влияют на эффективность не только охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на территории России, но и на процесс формирования гражданского общества

Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы неюридического характера (нормы морали, обычаи, правила культуры поведения).

Посредством правовых норм устанавливаются общеобязательные правила поведения, вводятся запреты на совершение определенных действий, устанавливается ответственность за правонарушения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и методы деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного порядка.

Целью установления и поддержания общественного порядка является обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, создание благоприятных условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности является одним из важнейших направлений деятельности правоохранительных органов России.

В свою очередь , под охраной общественного порядка следует понимать общественно-политическую и правовую категорию, выраженную в виде совокупности правовых норм, мер и средств государства и общества, направленных на поддержание и обеспечение режима законности в общественных местах, защиту прав и свобод личности, имущества, чести и достоинства, интересов государства и общества в целом, с целью сохранения порядка, общественного спокойствия, нормального функционирования предприятий, учреждений и организаций, транспорта, средств коммуникаций и устранения причин и субъектов их дестабилизирующих.

1. Обеспечение охраны правопорядка.

Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают органы внутренних дел, которые обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039, на МВД возлагаются следующие основные задачи:

Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

Организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

Руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;

Совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности и некоторые другие.

Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации. Основными структурными звеньями этой системы являются министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) и управления внутренних дел (УВД) краев, областей и других субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте (УВДТ, ОВДТ), управления и отделы 8 Главного управления внутренних дел (на режимных объектах), региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУБОП). Кроме того, в структуру МВД входят также Следственный комитет при МВД РФ, главные следственные управления, управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел субъектов Федерации, городов, районов, а также на транспорте, Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТ и ВС), образовательные учреждения (Академия управления, Санкт- Петербургский университет, институты, высшие школы, средние специальные учебные заведения), Всероссийский научно-исследовательский институт (ВНИИ) и другие научно-исследовательские учреждения, а также иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел. В систему МВД Российской Федерации входят и внутренние войска.

Правовой основой деятельности МВД являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, акты Государственной Думы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, а также приказы, инструкции и другие нормативные акты МВД РФ.

Свою деятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами уважения и соблюдения прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными объединениями, гражданами, средствами массовой информации.

В соответствии с возложенными задачами МВД РФ определяет основные приоритетные направления деятельности органов внутренних дел, разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования их деятельности, участвует в формировании и выполнении государственных федеральных целевых программ в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

МВД организует и проводит научные исследования проблем охраны общественного порядка, предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, безопасности дорожного движения и пожарной безопасности, деятельности внутренних войск в сложных условиях, опытно-конструкторские и проектно-технологические работы, обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта работы в деятельность органов внутренних дел.

В органах внутренних дел широко налажено обобщение практики применения законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции МВД, разрабатываются предложения по совершенствованию действующего законодательства, подготавливаются проекты нормативных актов, связанных с регулированием деятельности органов внутренних дел. Вышестоящие органы системы МВД организуют оказание подведомственным органам и подразделениям методической и практической помощи по всем вопросам, отнесенным к их компетенции.

Реализуя свои функции, МВД РФ организует в масштабах Российской Федерации: оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности, экспертно-криминалистическую деятельность органов внутренних дел; расследование преступлений (в форме дознания и предварительного следствия) по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законом к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает исполнение органами внутренних дел уголовно-процессуальных обязанностей. МВД осуществляет руководство криминальной милицией, милицией общественной безопасности и другими службами, в ходе, которого оказывает помощь подведомственным органам внутренних дел в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений; проводит в пределах компетенции органов внутренних дел работу по выявлению, раскрытию и расследованию тяжких преступлений, носящих межрегиональный характер или же имеющих особое общественное значение; осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотиков; участвует в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, охране государственной границы, обеспечению безопасности представительств иностранных государств.

Министерством внутренних дел организуется на территории Российской Федерации розыск лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством; идентификация неопознанных трупов, розыск похищенного имущества. В необходимых случаях МВД координирует деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и иных правонарушений, охране общественного порядка.

Структурными подразделениями МВД обеспечивается выполнение требований паспортно-визовой и разрешительной систем, установление правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, ими осуществляются охрана объектов собственности по договорам, выдача разрешений (лицензий) на занятие частной детективной и охранной деятельностью и контроль за ней.

МВД Российской Федерации руководит отрядами милиции особого назначения (ОМОН), специальными моторизованными частями милиции; организует охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий республиканского масштаба. Министерство внутренних дел в необходимых случаях участвует наряду с другими компетентными органами в обеспечении (в соответствии с законом) правового режима чрезвычайного или военного положения в случаях их введения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях. МВД и его органы на местах участвуют в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии.

На Министерство внутренних дел возложено руководство Государственной противопожарной службой. МВД РФ обязано осуществлять оперативное управление силами и средствами органов внутренних дел, привлекаемыми для ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных событий (т. е. в особых условиях); организует на территории Российской Федерации работу по выявлению и устранению причин и условий пожаров, непосредственно организует тушение крупных пожаров.

Структурными подразделениями МВД осуществляется разработка правил, стандартов и иных нормативов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В пределах своей компетенции оно принимает меры по совершенствованию его организации и предупреждению дорожно-транспортных происшествий, реализации межправительственных соглашений о развитии международного автомобильного сообщения; организует работу по регистрации и учету автомототранспортных средств, выдаче удостоверений на право управления автомототранспортом; руководит Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Органы внутренних дел осуществляют деятельность по социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание и утративших социально полезные связи.

Работе по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений и правонарушений в значительной степени помогают формируемые и ведущиеся министерством общереспубликанские справочно-информационные фонды и учеты, автоматизированные банки данных (АБД), необходимые для эффективной деятельности органов внутренних дел. На это же направлена и организованная ведомственная статистика преступлений и административных правонарушений.

По вопросам организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью МВД налаживает и осуществляет контакты с правоохранительными органами зарубежных государств. С этой целью оно сотрудничает в установленном законом порядке с правительственными и правоохранительными органами зарубежных стран, а также с зарубежными и международными неправительственными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, участвует в подготовке проектов международных договоров и соглашений, организует их выполнение по вопросам, относящимся к ведению МВД.

МВД подчиняется Президенту Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией и законодательными актами Российской Федерации, а также Правительству Российской Федерации.

Министерство внутренних дел возглавляет министр, который, как и его заместители и главнокомандующий внутренними войсками, назначается и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по предложению Правительства РФ. Руководство конкретными направлениями деятельности МВД в соответствии с распределением функциональных обязанностей осуществляют заместители министра и главнокомандующий внутренними войсками.

В МВД образуется коллегия в составе министра, его заместителей, главнокомандующего внутренними войсками (по должности) и руководящих работников органов внутренних дел. Численность коллегии устанавливается Президентом РФ.

Состав коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждается Правительством РФ. Коллегией рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Решения коллегии принимаются большинством голосов и затем объявляются приказом министра внутренних дел Российской Федерации.

Решения, принятые на совместных заседаниях коллегий МВД и других министерств и ведомств Российской Федерации, объявляются совместными приказами министра внутренних дел и руководителей соответствующих министерств и ведомств.

Таким образом, задачи и функции Министерства внутренних дел в рамках регионов (субъектов Российской Федерации), а также городов и районов выполняют соответствующие структурные службы и подразделения нижестоящих уровней системы МВД. Их структура строится с учетом объема и содержания выполняемой ими работы. Министров внутренних дел республик в составе Российской Федерации назначают в порядке, установленном конституциями этих республик. Начальников ГУВД УВД УВДТ назначает министр внутренних дел Российской Федерации по согласованию с главами местных администраций. Начальников городских и районных органов внутренних дел назначают министры внутренних дел республик, начальники ГУВД, УВД по согласованию с главами местных администраций. Начальников линейных органов внутренних дел на транспорте назначают начальники УВДТ.

Взаимодействие Отдела Внутренних Дел со средствами массовой информации в обеспечении правопорядка

Под обеспечением правопорядка понимается осуществление государственными органами (в лице органов внутренних дел) во взаимодействии с общественными формированиями различных мер по обеспечению охраны жизни и здоровья людей...

Влияние международных документов на совершенствование уголовно-исполнительной системы России

Основополагающими принципами национального законодательства должны быть международные нормы, гарантирующие обеспечение прав и свобод человека (в т. ч...

Вневедомственная охрана

Основой организации охраны имущества юридических и физических лиц является договор, заключенный между вневедомственной охраной при органах внутренних дел и предприятием, учреждением, организацией, в ведении которых находится это имущество...

Законность и порядок в юридической науке

Различие между "обеспечением" и "охраной (защитой)" состоит в том, что обеспечение законности, правопорядка связано с гарантированием положительной реализации законов (юридических норм), с их упрочением, профилактикой возможных правонарушений...

безопасность охрана транспорт железнодорожный С развитием воздушного транспорта надежная охрана общественного порядка и общественной безопасности потребовала создания специальных подразделений полиции...

Особенности несения службы по охране общественного порядка на объектах транспорта

На организацию и осуществление охраны общественного порядка и безопасности на водном транспорте существенное влияние оказывает характер обслуживаемых органами внутренних дел объектов: водные пути сообщения (моря, реки, каналы, озера)...

Охрана труда как институт трудового права

Железнодорожный транспорт по своему кругообороту и объему пассажирских перевозок занимает ведущее место в транспортной системе Российской Федерации...

Служба органов внутренних дел на транспорте

Органы внутренних дел на воздушном транспорте были созданы в начале 70-х годов. До их образования задачи линейных органов на объектах воздушного транспорта осуществлялись территориальными органами внутренних дел...

Служба органов внутренних дел на транспорте

Водный транспорт, как и другие виды транспорта, является важной отраслью народнохозяйственного комплекса Российской федерации. Его безопасность обеспечивается обязательным соблюдением установленных правил движения и пользования судами...

Функции государства

К числу приоритетных функций государства относится охрана и защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Соблюдение прав человека является одним из главных критериев демократичности государства...

Функции права

Функция охраны правопорядка - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве...

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности признаются законодателем основными задачами милиции общественной безопасности (ч. 1 ст. 9 Закона РФ “О милиции”) По ϲʙᴏему содержанию первая из них предполагает поддержание установленного в государстве порядка отношений между людьми в процессе их нахождения в публичных местах. Таковыми признаются улицы, площади, парки, средства общественного транспорта, транспортные магистрали, аэропорты, речные и морские порты, вокзалы и другие общественные места.

Для выполнения ϶ᴛᴏй задачи законодатель установил комплекс административно-правовых мер и предусмотрел для их осуществления в составе милиции общественной безопасности специальные службы. Так, согласно части первой раздела второго Стоит сказать - положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации в ее состав входят подразделения патрульно-постовой службы, структурные звенья кᴏᴛᴏᴩых в виде пеших и мобильных патрулей обеспечивают постоянное присутствие ра ботников милиции, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим образом экипированных и снаряженных, в указанных общественных местах. Патрульно-постовая служба может эффективно разрешать рассматриваемую задачу, если состав патрулей стабилен для конкретных маршрутов, а патрульные знают и ориентируются в обстановке на территории по месту несения службы, поддерживают постоянные контакты с проживающим на ней населением и с лицами, работающими на определенных объектах, расположенных на маршрутах патрулирования.

Эффективности работы патрульно-постовой службы по поддержанию общественного порядка благоприятствует сочетание различных видов патрулей: пеших и мобильных (на автомобилях, конных, использующих вертолеты), а также использование служебно-розыскных собак. Патрульные обладают согласно ст. 11 Закона РФ “О милиции” и Уставу патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации комплексом полномочий, обеспечивающих ϲʙᴏевременное выявление и пресечение административных правонарушений, а в ряде случаев и преступлений.

Не стоит забывать, что важное значение для выполнения рассматриваемой задачи имеет и деятельность службы участковых инспекторов милиции, поскольку данная проблема отнесена к числу основных задач ϶ᴛᴏй категории работников милиции. На них по϶ᴛᴏму возлагается обязанность, во-первых, контролировать несение службы патрульно-постовыми нарядами на участке и, во-вторых, совместно с ними обходить места возможного появления антиобщественных элементов. Участковый инспектор милиции может осуществлять при необходимости маневрирование нарядами ППС на участке. Помимо непосредственного участия в охране общественного порядка участковый инспектор милиции может и в косвенной форме способствовать эффективному разрешению ϶ᴛᴏй задачи. К примеру, информировать патрульно-постовые наряды, несущие службу на участке, об оперативной обстановке на данной территории, вносить предложения руководству ОВД о наиболее целесообразной расстановке и использовании сил и средств, участвующих в охране общественного порядка на территории его участка.

Особым аспектом рассматриваемой задачи будет обеспечение общественного порядка при проведении массовых мероприятий, в процессе кᴏᴛᴏᴩых могут по различным причинам возникать эксцессы в форме групповых противоправных действий. Последние наиболее вероятны во время митингов, демонстраций.

пикетирования определенных государственных учреждений, организаций и т.п., когда участвующие в данных мероприятиях лица отличаются потенциальной агрессивностью и требуют от властей немедленного решения возникших социально-политических проблем. Довольно часто групповые действия, нарушающие общественный порядок, возникают и во время спортивных соревнований, различного рода празднеств, зрелищ с участием большого количества людей. В интересах охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий в состав милиции общественной безопасности включены и отряды.милиции особого назначения (ОМОН), специально подготовленные к пресечению массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждение и организаций.

Решение задачи охраны общественного порядка также предполагает исполнение милицией общественной безопасности в пределах ее полномочий законов по борьбе с преступностью и административными правонарушениями, пьянством, употреблением наркотиков и другими антиобщественными явлениями.

Особо следует отметить, что современный период отличается всплеском различного рода техногенных катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии, в связи с чем на все службы и подразделения милиции в подобного рода ситуациях возлагается обязанность поддерживать общественный порядок в тех населенных пунктах и местностях, где указанные события имели- место. С учетом ϶ᴛᴏго милиции предоставляются ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие полномочия (п. п. 20, 28 ч. I ст. 11 Закона РФ “О милиции”)

Исходя из ст. 2 ч. I ст. 9 указанного Закона, милиция обязана обеспечивать общественную безопасность, то есть предотвращать и пресекать угрозы жизни, здоровью и имуществу людей со стороны источников повышенной опасности. К числу последних законодатель относит определенные категории физических лиц, а также материальные объекты и транспортные средства. Дифференцированно к данным объектам законодатель устанавливает и определенные полномочия для работников милиции. К примеру, если поведение лиц, пребывающих в состоянии алкогольного опьянения, представляет опасность для здоровья, жизни и имущества граждан, находящихся в жилище с данным лицом, то данный гражданин может быть доставлен в специализированное учреждение или дежурную часть органа внутренних дел. Милиция вправе задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном законом по рядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера (п. 9 ч. I ст. 11 рассматриваемого законодательного акта) Милиция обязана осуществлять для оказания медицинской помогли привод в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным судом (судьей), уклоняющихся от явки по вызову лиц, страдающих заболеваниями и представляющими непосредственную опасность для себя или окружающих, а также указанных лиц, совершивших общественно опасные деяния. Наряду с данным, на милицию возложена обязанность обеспечивать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации наблюдение за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией, представляющими опасность для окружающих в целях профилактики правонарушений (п. 22 ч. I ст. 10 Закона РФ “О милиции”)

Наряду с данным на милицию возложены обязанности и предоставлены полномочия задерживать и изолировать от общества лиц, совершающих преступления и административные правонарушения, а в случае взятия их под стражу - охранять и содержать их в изоляторах временного содержания, в специальных приемниках для арестованных в административном порядке, центрах для временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, центрах социальной реабилитации (п. п. 14-16 ч. I ст. 10; п. п. 5, 7-12 ст. Федерального закона “О милиции”)

Законодатель признает в качестве объектов-источников повышенной опасности и огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотические средства, а также ряд других предметов и материалов. В связи в данным на милицию возлагается обязанность в интересах обеспечения общественной безопасности выдавать в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральным законом лицензии на продажу или приобретение гражданского и служебного оружия и патронов к нему; разрешение на хранение, или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на территорию РФ и вывоз из РФ указанного оружия и патронов к нему, а также разрешение на хранение и использование отдельных моделей боевого ручного стрелкового оружия, полученного во временное пользование в органах внутренних дел; разрешение на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения. Обязанностью милиции также будет контроль за соблюдением установленных федеральным законом правил оборота служебного и гражданского оружия (п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона РФ “О милиции”) Адекватно ϶ᴛᴏй обязанности милиция вправе осматривать места хранения данных предметов и материалов, объекты, где они обращаются. В случае выявления нарушений установленных правил милиция вправе давать обязательные предписания гражданам и должностным лицам об устранении данных нарушений, изымать указанные предметы, запрещать деятельность ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих объектов, аннулировать выданные разрешения и применять иные меры, предусмотренные законодательством (п. 27 ч. I ст. 11 Закона РФ “О милиции”)

Исключая выше сказанное, милиция вправе изымать у граждан и должностных лиц веши, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения (п. 27 ч. I ст. 11 Закона “О милиции”)

К числу источников повышенной опасности относится и автотранспорт, по϶ᴛᴏму разрешение такой задачи как обеспечение общественной безопасности предполагает и надзор за дорожным движением. Этот аспект указанной задачи предусматривает определение уровня знаний у лиц, претендующих получить право на вождение автотранспортных средств в процессе приема у них ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих экзаменов, по результатам кᴏᴛᴏᴩых милиция разрешает вопрос о выдаче удостоверений, предоставляющим претендентам данное право (п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона РФ “О милиции”)

Милиция обязана создавать условия для проведения ϶ᴛᴏй работы, а именно: выдавать лицензии на изготовление бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков, справок, счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также на работы по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения (п. 9 ч. I ст. 10 Закона “О милиции”) Важно заметить, что одновременно милиции предоставляется право осуществлять контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензиями н.а изготовление бланков, водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков и другой специальной продукции, необходимых для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также на работу по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения. При ϶ᴛᴏм милиция вправе приостанавливать действие указанных лицензий или аннулировать в случае выявления нарушений. При соблюдении же лицензиатом установленных для него правил деятельности срок действия лицензии может быть продлен (п. 23 ч. 1 ст. 1 1 Закон;! РФ “О милиции”)

Милиции вменяется и обязанность ведение государственного учета состояния безопасности дорожного движения (п. 9 ч. I cт. 10 Федерального закона “О милиции”) По϶ᴛᴏму милиция также обязана осуществлять: государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, организовывать и проводить государственный тexнический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним (п. 9 ч. I ст. 10 Закона РФ “О милиции”) Речь идет о том, что для предотвращения автотранспортных происшествий милиция контролирует техническое состояние транспортных средств и запрещает их эксплуатацию при неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии технического состояния установленным требованиям, т.е. при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения (п. 23 ч. I ст. 11 Закона РФ “О милиции”)

Милиция также осуществляет регулирование движения транспорта, пешеходов, надзирая за порядком и безопасностью дорожного движения, а при нарушении его правил, в т.ч. повлекших автопроисшествия, выясняет их обстоятельства. По результатам такого разбирательства разрешается вопрос о наложении административных взысканий или применении иных меp воздействия. Милиция, согласно п. 23 ч. 1 ст. 11 Закона РФ "О милиции” вправе останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управление ими, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы, осуществлять с участием водителей и граждан, сопровождающих груз.ы. осмотр транспортных средств при подозрении, что они могут быть использованы в противоправных целях, задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске.

Законодатель в п. 23 ч. I ст. 11 Закона РФ “О милиции” особо выделяет лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения либо находящихся за рулем транспортных средств без права управления ими. Нужно помнить, такие граждане подлежат при наличии достаточных оснований отстранению от управления транспортными средствами, они могут быть освидетельствованы для определения наличия в их организме алкоголя или наркотических средств и с учетом его результатов привлечены к административной или уголовной ответственности. Выяснение ϶ᴛᴏго обстоятельства важно при расследовании нарушений правил дорожного движения и автопроисшествий, а также производство дознания по делам о них.

В интересах разрешения задачи обеспечения общественной безопасности милиция вправе ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности (там же)

Не стоит забывать, что важное значение для выполнения рассматриваемой задачи, охраны общественного порядка, а также выявления, предупреждения и раскрытия преступлений имеет полный учет населения. По϶ᴛᴏму на милицию возлагается обязанность, контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан РФ, а также соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Выполнение ϶ᴛᴏй обязанности обеспечивается за счет выдачи гражданам паспортов, осуществления их регистрации, выдачи документов на поездки за границу и исполнения иных положений законодательства России о гражданстве, миграции и т.п. (п. 17 ч. I ст. 10 Закона РФ “О милиции”)

Обеспечение общественной безопасности предполагает соблюдение правил создания и функционирования негосударственных субъектов правоохранительной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
По϶ᴛᴏму законодатель обязал милицию выдавать в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью, создание частных детективных предприятий (объединений), охранных предприятий. Милиция обязана согласовывать уставы служб безопасности в организациях.

Наряду с данным милиция должна контролировать соблюдение установленных Федеральным законом правил детективной и охранной деятельности и с учетом результатов такого контроля либо продлевать срок действия лицензий на занятие частной детективной и охранной деятельностью, либо при выявлении нарушений вышеуказанных правил аннулировать названные лицензии или применять иные меры, предусмотренные законом (п. 19 ч. I ст. 10 Федерального закона “О милиции”)

Введение.

Конституция Российской Федерации исходит из того, что Россия будет развиваться эволюционным путем на базе согласия всех основных слоев общества при полном и безусловном соблюдении прав и свобод граждан, которые названы в ней высшей ценностью, с возложением на государство обязанности из признания, соблюдения и защиты (ст.2 Конституции РФ). Осуществлять защиту прав и свобод граждан вне общества невозможно, поэтому одной из задач правоохранительных органов является обеспечение охраны правопорядка.

На лекции будут рассмотрены вопросы, касающиеся охраны правопорядка, а также компетенция, структура органов, осуществляющих данный вид деятельности.

Обеспечение охраны правопорядка.

Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают органы внутренних дел, которые обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039, на МВД возлагаются следующие основные задачи:

Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

Организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

Руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;

Совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности и некоторые другие.

Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации. Основными структурными звеньями этой системы являются министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) и управления внутренних дел (УВД) краев, областей и других субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте (УВДТ, ОВДТ), управления и отделы 8 Главного управления внутренних дел (на режимных объектах), региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУБОП). Кроме того, в структуру МВД входят также Следственный комитет при МВД РФ, главные следственные управления, управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел субъектов Федерации, городов, районов, а также на транспорте, Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТ и ВС), образовательные учреждения (Академия управления, Санкт- Петербургский университет, институты, высшие школы, средние специальные учебные заведения), Всероссийский научно-исследовательский институт (ВНИИ) и другие научно-исследовательские учреждения, а также иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел. В систему МВД Российской Федерации входят и внутренние войска.

Правовой основой деятельности МВД являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, акты Государственной Думы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, а также приказы, инструкции и другие нормативные акты МВД РФ.

Свою деятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами уважения и соблюдения прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными объединениями, гражданами, средствами массовой информации.

В соответствии с возложенными задачами МВД РФ определяет основные приоритетные направления деятельности органов внутренних дел, разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования их деятельности, участвует в формировании и выполнении государственных федеральных целевых программ в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

МВД организует и проводит научные исследования проблем охраны общественного порядка, предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, безопасности дорожного движения и пожарной безопасности, деятельности внутренних войск в сложных условиях, опытно-конструкторские и проектно-технологические работы, обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта работы в деятельность органов внутренних дел.

В органах внутренних дел широко налажено обобщение практики применения законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции МВД, разрабатываются предложения по совершенствованию действующего законодательства, подготавливаются проекты нормативных актов, связанных с регулированием деятельности органов внутренних дел. Вышестоящие органы системы МВД организуют оказание подведомственным органам и подразделениям методической и практической помощи по всем вопросам, отнесенным к их компетенции.

Реализуя свои функции, МВД РФ организует в масштабах Российской Федерации: оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности, экспертно-криминалистическую деятельность органов внутренних дел; расследование преступлений (в форме дознания и предварительного следствия) по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законом к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает исполнение органами внутренних дел уголовно-процессуальных обязанностей. МВД осуществляет руководство криминальной милицией, милицией общественной безопасности и другими службами, в ходе, которого оказывает помощь подведомственным органам внутренних дел в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений; проводит в пределах компетенции органов внутренних дел работу по выявлению, раскрытию и расследованию тяжких преступлений, носящих межрегиональный характер или же имеющих особое общественное значение; осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотиков; участвует в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, охране государственной границы, обеспечению безопасности представительств иностранных государств.

Министерством внутренних дел организуется на территории Российской Федерации розыск лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством; идентификация неопознанных трупов, розыск похищенного имущества. В необходимых случаях МВД координирует деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и иных правонарушений, охране общественного порядка.

Структурными подразделениями МВД обеспечивается выполнение требований паспортно-визовой и разрешительной систем, установление правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, ими осуществляются охрана объектов собственности по договорам, выдача разрешений (лицензий) на занятие частной детективной и охранной деятельностью и контроль за ней.

МВД Российской Федерации руководит отрядами милиции особого назначения (ОМОН), специальными моторизованными частями милиции; организует охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий республиканского масштаба. Министерство внутренних дел в необходимых случаях участвует наряду с другими компетентными органами в обеспечении (в соответствии с законом) правового режима чрезвычайного или военного положения в случаях их введения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях. МВД и его органы на местах участвуют в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии.

На Министерство внутренних дел возложено руководство Государственной противопожарной службой. МВД РФ обязано осуществлять оперативное управление силами и средствами органов внутренних дел, привлекаемыми для ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных событий (т. е. в особых условиях); организует на территории Российской Федерации работу по выявлению и устранению причин и условий пожаров, непосредственно организует тушение крупных пожаров.

Структурными подразделениями МВД осуществляется разработка правил, стандартов и иных нормативов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В пределах своей компетенции оно принимает меры по совершенствованию его организации и предупреждению дорожно-транспортных происшествий, реализации межправительственных соглашений о развитии международного автомобильного сообщения; организует работу по регистрации и учету автомототранспортных средств, выдаче удостоверений на право управления автомототранспортом; руководит Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Органы внутренних дел осуществляют деятельность по социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание и утративших социально полезные связи.

Работе по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений и правонарушений в значительной степени помогают формируемые и ведущиеся министерством общереспубликанские справочно-информационные фонды и учеты, автоматизированные банки данных (АБД), необходимые для эффективной деятельности органов внутренних дел. На это же направлена и организованная ведомственная статистика преступлений и административных правонарушений.

По вопросам организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью МВД налаживает и осуществляет контакты с правоохранительными органами зарубежных государств. С этой целью оно сотрудничает в установленном законом порядке с правительственными и правоохранительными органами зарубежных стран, а также с зарубежными и международными неправительственными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, участвует в подготовке проектов международных договоров и соглашений, организует их выполнение по вопросам, относящимся к ведению МВД.

МВД подчиняется Президенту Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией и законодательными актами Российской Федерации, а также Правительству Российской Федерации.

Министерство внутренних дел возглавляет министр, который, как и его заместители и главнокомандующий внутренними войсками, назначается и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по предложению Правительства РФ. Руководство конкретными направлениями деятельности МВД в соответствии с распределением функциональных обязанностей осуществляют заместители министра и главнокомандующий внутренними войсками.

В МВД образуется коллегия в составе министра, его заместителей, главнокомандующего внутренними войсками (по должности) и руководящих работников органов внутренних дел. Численность коллегии устанавливается Президентом РФ.

Состав коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждается Правительством РФ. Коллегией рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Решения коллегии принимаются большинством голосов и затем объявляются приказом министра внутренних дел Российской Федерации.

Решения, принятые на совместных заседаниях коллегий МВД и других министерств и ведомств Российской Федерации, объявляются совместными приказами министра внутренних дел и руководителей соответствующих министерств и ведомств.

Таким образом, задачи и функции Министерства внутренних дел в рамках регионов (субъектов Российской Федерации), а также городов и районов выполняют соответствующие структурные службы и подразделения нижестоящих уровней системы МВД. Их структура строится с учетом объема и содержания выполняемой ими работы. Министров внутренних дел республик в составе Российской Федерации назначают в порядке, установленном конституциями этих республик. Начальников ГУВД УВД УВДТ назначает министр внутренних дел Российской Федерации по согласованию с главами местных администраций. Начальников городских и районных органов внутренних дел назначают министры внутренних дел республик, начальники ГУВД, УВД по согласованию с главами местных администраций. Начальников линейных органов внутренних дел на транспорте назначают начальники УВДТ.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: