Принудительные меры медицинского характера

Принудительные меры медицинского характера не являются наказанием, а именуются иными мерами уголовно-правового воздействия. Между наказанием и принудительными мерами медицинского характера имеется некоторое сходство: во-первых, они обладают принудительным характером; во-вторых, им присуще не любое принуждение, а только государственное, ибо они назначаются государственными органами, от имени государства и обеспечиваются принудительной силой государства; в-третьих, они назначаются судом. Здесь, однако, заканчивается сходство и начинается различие:

1) наказание назначается приговором суда, тогда как принудительные меры медицинского характера назначаются определением суда;

2) основания применения наказания и принудительных мер медицинского характера имеют некоторое отличие. Основанием для назначения наказания является совершение общественно опасного, предусмотренного уголовным законом, виновного и наказуемого деяния, именуемого преступлением. Основание применения принудительных мер медицинского характера нельзя охарактеризовать столь однозначно. Во-первых, для их применения необходимо наличие у лица психического расстройства. Во-вторых, они могут быть применены в случае совершения лицом общественно опасного, противоправного деяния, предусмотренного статьями Особенной части УК РФ. Это деяние может быть не преступным в том случае, если характер и степень психического расстройства таковы, что исключают вменяемость субъекта. Подобного рода деяния именуются общественно опасными деяниями невменяемых. Однако характер и степень психического расстройства могут не исключать вменяемость, в таком случае принудительные меры медицинского характера назначаются лицам, совершившим преступления. В-третьих, основанием применения принудительных мер медицинского характера является необходимость лечения лица, вызванная его психическим расстройством, вследствие чего оно представляет собой общественную опасность. Часть 2 ст. 97 УК РФ указывает, что принудительные меры медицинского характера лицам, имеющим психические расстройства, назначаются только в тех случаях, когда психические расстройства связаны с опасностью для себя или других лиц либо с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда. К лицам, которые имеют психические расстройства, но не представляют опасности по своему психическому состоянию, принудительные меры медицинского характера как вид иных мер уголовно-правового характера применяться не могут. В отношении них суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении. Вопрос о том, представляет ли лицо общественную опасность и нуждается ли в применении принудительных мер медицинского характера, решается судебно-психиатрической экспертизой;

3) наказание и принудительные меры медицинского характерапреследуют различные цели. В соответствии со ст. 43 УК РФ целями наказания является восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений со стороны осужденного и предупреждение совершения новых преступлений со стороны других членов общества. Цели принудительных мер медицинского характера иные. Прежде всего, применение принудительных мер медицинского характера преследует цель излечения лиц, страдающих психическим расстройством, либо, если это невозможно, -- улучшения их психического состояния. В числе целей применения принудительных мер медицинского характера названо предупреждение совершения новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ, со стороны лиц, имеющих психические расстройства. В этом плане цели наказания и принудительных мер медицинского характера совпадают, однако достигаются они совершенно разными способами;

4) наказание и принудительные меры медицинского характера различаются по своей сути, по содержанию. Наказание является карой и заключается в совокупности предусмотренных уголовным законом правоограничений. Принудительные меры медицинского характера не несут в себе отрицательной оценки со стороны государства и не являются по своему содержанию карой. Содержание принудительных мер медицинского характера, на наш взгляд, заключено в самом названии. Содержание медицинских мер зависит от вида психического расстройства, медицинских показаний;

5) принудительные меры медицинского характера, в отличие от наказания, не влекут за собой судимости как особого правового последствия их применения;

6) наказание всегда носит срочный характер. Длительность применения принудительных мер медицинского характера полностью зависит от психического состояния больного, поэтому в определении суда не указываются сроки. Уголовное право. Общая часть: учебник / отв. ред. И. Я. Козаченко. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М. : Норма, 2008. - С 692-695.

Принудительные меры медицинского характера как вид иных мер уголовно-правового характера следует отличать от принудительных мер медицинского характера, применяемых в административном порядке. В соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее -- Закон о психиатрической помощи) лицо может быть подвергнуто принудительному психиатрическому освидетельствованию и принудительному помещению в психиатрический стационар. Принудительное психиатрическое освидетельствование проводится в случаях, когда по имеющимся данным лицо совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих;

б) его беспомощность, т. е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Госпитализация в психиатрический стационар в недобровольном порядке возможна в случаях, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает его опасность для себя или окружающих, его беспомощность или ухудшение психического состояния.

Таким образом, принудительные меры медицинского характера, в частности принудительное психиатрическое освидетельствование, в соответствии с Законом о психиатрической помощи могут применяться к лицам, у которых только подозревается психическое расстройство, в целях его диагностирования, тогда как установленные Уголовным кодексом принудительные меры медицинского характера применяются лишь к лицам, у которых факт психического расстройства четко установлен судебно-психиатрической экспертизой.

1. Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:

а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости;

б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;

г) утратил силу;

д) совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

2. Лицам, указанным в части первой настоящей статьи, принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.

3. Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами.

4. В отношении лиц, указанных в пунктах «а» — «в» части первой настоящей статьи и не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении указанных лиц в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или направлении указанных лиц в стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

Комментарий к Ст. 97 УК РФ

1. В гл. 15 УК регламентируется применение ПММХ. Содержащиеся в ней нормы определяют основания, цели, виды ПММХ, порядок их применения, изменения и прекращения. Рассматриваемые меры обладают собственным назначением и содержанием, определяющим их специфическую природу мер уголовно-правового характера. Принудительные меры медицинского характера — это меры государственного принуждения, имеющие внешнее сходство с уголовным наказанием. Они приводятся в действие в связи с совершением общественно опасных деяний (или преступлений, совершенных лицами, указанными в ст. 22 УК), применяются по судебному решению, связаны с ограничением прав граждан. Их применение сопряжено с существенными ограничениями конституционных прав и охраняемых законом интересов, прежде всего — права на свободу и личную неприкосновенность. К мерам уголовно-правового характера их позволяет отнести и то, что назначаются они от имени государства и только судом.

Например, по Постановлению Санкт-Петербургского городского суда от 7 августа 2006 г. материалы о применении принудительных мер медицинского характера в отношении В. возвращены на основании п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК прокурору для устранения недостатков. При этом суд, сославшись на положения ст. 97 УПК, гл. 15 УК, п. 4 ч. 2 ст. 434, ст. ст. 203, 208, 442 гл. 51 УПК, Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», признал, что органы следствия перекладывают свои обязанности на судебные органы, по существу органы следствия должны были самостоятельно решить вопрос о применении принудительных мер медицинского характера.

Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ постановление суда отменила, и материалы дела направила на новое судебное разбирательство по следующим основаниям. По данному делу были задержаны В. и Л.; органы следствия утверждали, что В. совершил пособничество совершению разбоя и убийства двух лиц. В ходе предварительного следствия была проведена стационарная комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, по заключению которой В. страдал временным психическим расстройством в форме реактивного психоза. Это заболевание лишало его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Характер и течение психического расстройства В. не позволяло в данный период времени решать экспертные вопросы. По своему психическому состоянию он нуждался в принудительном лечении в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением до выхода из болезненного состояния с последующим проведением судебно-психиатрической экспертизы. В связи с этим органы следствия направили уголовное дело в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, и решение этого вопроса входит в исключительную компетенцию суда (см. Определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 25.12.2006 N 78-О06-83).
———————————
БВС РФ. 2007. N 10. С. 6.

2. Между тем наказание и ПММХ — это совершенно разные правовые явления, отличающиеся по своему содержанию, основаниям, целям, порядку применения и прекращения. Принудительные меры медицинского характера по своему содержанию являются мерами медицинскими, которые применяются только к лицам, страдающим психическими расстройствами. Они назначаются, как правило, не приговором, а постановлением суда (ст. 443 УПК), не содержат элемента кары и преднамеренного причинения страданий, не выражают отрицательной оценки общественно опасных действий и самих лиц, страдающих психическими расстройствами. Эти меры не направлены на исправление и восстановление социальной справедливости, не назначаются на определенный срок, а длительность их применения зависит в первую очередь от характера и тяжести психического расстройства. В отличие от наказания суд не устанавливает продолжительность применения таких мер, так как невозможно заранее определить срок, необходимый для выздоровления или улучшения состояния психического здоровья человека. Принудительное лечение как меру уголовно-правового воздействия, с другой стороны, необходимо отличать от недобровольной госпитализации по заключению врачей-психиатров, от обязательного лечения в психиатрическом стационаре по постановлению судьи к лицам, которые не совершили общественно опасного деяния, вынесенному в соответствии с Законом РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ред. от 21.11.2011) .
———————————
Ведомости РФ. 1992. N 33. Ст. 1913; СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3613; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2009. N 11. Ст. 1367; 2010. N 31. Ст. 4172; 2011. N 7. Ст. 901; N 15. Ст. 2040; N 48. Ст. 6727.

3. Основания применения ПММХ определяются сочетанием юридического и медицинского начал, которое обеспечивает их законное и обоснованное применение. Юридическими они являются потому, что основания, цели, виды, порядок применения и прекращения этих мер определяются уголовным законом. Процедура их назначения регламентирована уголовно-процессуальным законом. В отношении конкретных лиц, совершивших общественно опасные деяния, а также преступления, они назначаются судом. Судом рассматриваются и дальнейшие решения по продлению, изменению и прекращению принудительных мер. Медицинский критерий этих мер определяется тем, что их содержание, виды, условия назначения, изменения и прекращения зависят от психического состояния лица, в отношении которого они применяются. Рекомендации по применению принудительных мер дают специалисты-психиатры, включая выводы о диагнозе заболевания, о невменяемости или ограниченной вменяемости, назначении и проведении лечения и профилактики психических расстройств, а также о необходимых социально-реабилитационных мероприятиях. Непосредственным юридическим основанием для применения рассматриваемых медицинских мер является совершение общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, лицами, страдающими психическими расстройствами. При наличии обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 24 — 28 УПК (например, при отсутствии жалобы потерпевшего по делу частного обвинения, издания акта амнистии), суд прекращает уголовное дело независимо от наличия и характера психического расстройства лица.

4. Законом предусмотрены три категории таких лиц, к которым могут быть применены ПММХ. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи они могут быть назначены судом, во-первых, лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости и подлежащим освобождению от уголовной ответственности. Статистика показывает, что среди подвергаемых принудительному лечению такие лица составляют абсолютное большинство. Применение ПММХ к таким лицам на практике особых трудностей не вызывает. Тем не менее судами и в этих случаях допускаются ошибки.

Например, Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ отменила постановление Тюменского областного суда в отношении Ч., к которому была применена принудительная мера медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением, и дело передала на новое судебное рассмотрение, указав, что согласно закону, признав доказанным, что деяние, запрещенное уголовным законом, совершено данным лицом в состоянии невменяемости, суд выносит постановление об освобождении этого лица от уголовной ответственности и о применении к нему принудительных мер медицинского характера. Между тем в постановлении суда вопрос об освобождении Ч. от уголовной ответственности судом разрешен не был.
———————————
См.: Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2008 год // БВС РФ. 2009. N 8.

Лицо, признанное судом невменяемым и освобожденное по этой причине от уголовной ответственности, не может нести солидарную гражданско-правовую ответственность с осужденными по данному делу, а вопрос о возмещении причиненного им материального ущерба подлежит отдельному рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства (Определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 20.01.2009 N 81-О08-112).
———————————
БВС РФ. N 11. С. 16.

5. Во-вторых, ПММХ назначаются лицам, которые совершили преступления в состоянии вменяемости, но у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания. Эта категория лиц, в свою очередь, делится на две группы.

К первой из них относятся лица, у которых после совершения преступления наступило необратимое психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. В соответствии с ч. 1 ст. 81 УК, если такому лицу наказание еще не было назначено, оно освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания. К такому лицу применяется принудительное лечение, как и в отношении лица, совершившего общественно опасное деяние в состоянии невменяемости. В последующем в отношении таких лиц вопрос о привлечении их к ответственности за то же деяние не ставится. Если психическое расстройство, ошибочно расцененное как хроническое, заканчивается выздоровлением, судебное решение об освобождении от наказания может быть отменено.

Ко второй группе относятся лица, у которых после совершения преступления наступило временное психическое расстройство, например, лицо впало в реактивное состояние в связи с возбуждением уголовного дела и угрозой наказания. В таком случае ему назначается в установленном порядке принудительное лечение. При выздоровлении лица дело расследуется и рассматривается в общем порядке, если не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Если такое психическое расстройство наступило во время отбывания наказания, к такому лицу также могут быть применены ПММХ. После излечения такие лица направляются в исправительное учреждение для продолжения отбывания наказания, если не истекли сроки давности исполнения приговора. В случае наступления временного психического расстройства после совершения преступления вопрос об освобождении лица от уголовной ответственности не решается, а в судебном решении необходимо указывать, что данные меры назначаются до выхода лица из болезненного состояния с последующим направлением его на экспертизу для решения диагностических и экспертных вопросов.

Например, Костромским областным судом Я. был освобожден от наказания за совершение запрещенных уголовным законом деяний, предусмотренных п. п. «а», «к» ч. 2 ст. 105 и п. «в» ч. 2 ст. 158 УК, к нему применена принудительная мера медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа.

Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ постановление суда отменила, указав следующее. Согласно заключению экспертов Я. обнаруживает признаки психического расстройства в форме реактивного депрессивного расстройства. Нарушения психической деятельности у Я. лишают его возможности осознавать фактический характер и значение своих действий и руководить ими. В связи с особенностями текущего эмоционального состояния решить экспертные вопросы о способности Я. в момент совершения инкриминируемого ему деяния осознавать общественную опасность своих действий и руководить ими не представляется возможным. До улучшения психического состояния Я. нуждается в применении принудительных мер медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа.

Вместе с тем суд преждевременно решил вопрос об освобождении Я. от наказания и в резолютивной части постановления не указал, что принудительные меры медицинского характера назначаются Я. до выхода его из болезненного состояния с последующим направлением на экспертизу для решения диагностических и экспертных вопросов. Данные обстоятельства препятствуют в дальнейшем после выхода Я. из болезненного состояния возобновлению производства по уголовному делу. В связи с этим Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ постановление суда в отношении Я. отменила и материалы уголовного дела направила на новое судебное рассмотрение (Определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 22.09.2008 N 87-О08-12).
———————————
БВС РФ. 2009. N 7. С. 19. См. также: Определение Судебной коллегии ВС РФ от 01.02.2007 N 35-О06-75 // БВС РФ. 2007. N 10. С. 7.

6. В-третьих, ПММХ применяются к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости (к так называемым уменьшенно вменяемым). Этой категории лиц назначается уголовное наказание, которое исполняется в общем порядке, а принудительное лечение проводится одновременно с отбыванием наказания. По отбытии наказания такое лечение в любом случае прекращается.

Федеральным законом от 29.02.2012 N 14-ФЗ предусмотрена новая категория лиц, нуждающихся в применении принудительных мер медицинского характера наряду с наказанием. К ней отнесены лица, совершившие в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающие расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. Применение принудительных мер медицинского характера к этим лицам характеризуется некоторыми особенностями, в частности, их лечение может быть продолжено и после отбытия наказания.

7. Согласно ч. 2 комментируемой статьи ПММХ назначаются не во всех случаях совершения общественно опасного деяния лицом, страдающим психическими расстройствами, а только в случаях, когда эти психические расстройства связаны с возможностью причинения данными лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц, т.е. тогда, когда эти лица представляют опасность не только для себя, но и для окружающих.

Соответствие положений, содержащихся в ч. 2 комментируемой статьи, Конституции было предметом рассмотрения КС РФ, который высказал следующую правовую позицию. Действующие уголовный и уголовно-процессуальный законы прямо закрепляют, что ПММХ назначаются только в том случае, когда психическое расстройство лица связано с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда (ч. 2 ст. 97 УК и ч. 2 ст. 433 УПК). При этом если лицо не представляет опасности по своему психическому состоянию либо им совершено деяние небольшой тяжести, то суд выносит постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении ПММХ. Таким образом, положения гл. 51 УПК, действуя в системной связи с соответствующими нормами уголовного закона, не предполагают возможности суда произвольно применять ПММХ, в том числе в отношении лиц, не представляющих в силу своего психического состояния опасности для себя и для других лиц. Оценка же того, имелись ли у суда достаточные основания для назначения заявителю принудительной меры медицинского характера, входит в компетенцию судов общей юрисдикции (Определение КС РФ от 17.11.2009 N 1531-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абламского Сергея Геннадьевича на нарушение его конституционных прав главой 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации «).

Например, Г. обвинялся в том, что составил и размножил на пишущей машинке, а затем направил прокурору Рязанской области и в другие инстанции заявление, в котором обвинял З-го в дезертирстве, а З-ю называл психически больной. По заключению экспертов, проводивших судебно-психиатрическую экспертизу, эти действия Г. совершил в состоянии невменяемости вследствие временного болезненного расстройства психической деятельности. По определению Московского районного суда г. Рязани Г. был освобожден от уголовной ответственности за совершение в состоянии невменяемости общественно опасного деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 130 УК РСФСР. Заместитель Генерального прокурора РФ поставил вопрос об изменении определения суда и постановления президиума областного суда в связи с тем, что к Г. не применялась принудительная мера медицинского характера, вследствие чего дело следовало прекратить.

Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ протест удовлетворила, указав следующее. Суд признал, что Г. совершил общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, в состоянии невменяемости вследствие временного болезненного расстройства психической деятельности, поскольку он страдает психопатией параноидального типа, в связи с чем освободил его от уголовной ответственности без применения принудительных мер медицинского характера. Между тем, когда лицо по характеру совершенного им деяния и своему болезненному состоянию не представляет опасности для общества и не нуждается в принудительном лечении, суд должен прекратить дело и принять решение о неприменении принудительной меры медицинского характера. С учетом изложенного определение Московского районного суда г. Рязани и постановление президиума Рязанского областного суда изменены, уголовное дело прекращено по ч. 2 ст. 5 УПК РСФСР за отсутствием в деянии состава преступления.
———————————
БВС РФ. 1999. N 7. С. 11.

8. В то же время не все лица, совершившие общественно опасное деяние и страдающие психическими расстройствами, могут подвергаться принудительному лечению. В ч. 4 комментируемой статьи законодатель выделяет категорию лиц с перечисленными в ч. 1 этой статьи психическими расстройствами, которые не представляют опасности по своему психическому состоянию. В отношении таких лиц, согласно закону, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении или направлении их в психоневрологическое учреждение социального обеспечения без применения к ним ПММХ.

К этой группе лиц примыкают лица, совершившие деяния небольшой тяжести. В случае если лицом в состоянии невменяемости совершено деяние, запрещенное уголовным законом, относящееся к категории деяний небольшой тяжести, то суд, руководствуясь ч. 2 ст. 443 УПК, должен вынести постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении ПММХ.

Например, Т., совершивший в состоянии невменяемости деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 158 УК, судом освобожден от уголовной ответственности, к нему применены принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа. Рассмотрев дело по кассационному представлению прокурора, судебная коллегия постановление суда изменила, исключив применение в отношении Т. принудительных мер медицинского характера, по следующим основаниям. Суд не учел, что Т. в состоянии невменяемости совершил деяние небольшой тяжести, за которое согласно санкции ч. 1 ст. 158 УК максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы. В соответствии с ч. 2 ст. 443 УПК эти обстоятельства являются основанием для принятия решения о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера (дело N 22-6950 Нытвенского районного суда).
———————————
Обзор кассационной и надзорной практики по уголовным делам Пермского краевого суда за второе полугодие 2010 года утвержден президиумом Пермского краевого суда 04.02.2011.

9. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи условия и порядок исполнения ПММХ, правовой статус лиц, которым они назначены, определен уголовно-исполнительным законодательством РФ и иными федеральными законами. Основные разъяснения правил ПММХ даны в Постановлении Пленума ВС РФ от 07.04.2011 N 6. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 1 указанного Постановления, при решении отдельных вопросов, связанных с применением ПММХ, необходимо руководствоваться положениями Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 , Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федеральных законов от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011) , от 07.05.2009 N 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением» , а также иных нормативных правовых актов, в том числе Постановления Правительства РФ от 06.02.2004 N 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» (в ред. от 04.09.2012) , Приказа Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17.10.2005 N 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» .
———————————
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан утратили силу с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) (СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724; 2012. N 26. Ст. 3442, 3446), ч. 11 ст. 20 которого предусмотрено применение ПММХ к лицам, совершившим преступления, по основаниям и в порядке, установленном федеральным законом.

СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2291; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2007. N 7. Ст. 831; N 31. Ст. 4011; 2009. N 26. Ст. 3122; 2011. N 50. Ст. 7351.

СЗ РФ. 2009. N 19. Ст. 2282.

СЗ РФ. 2004. N 7. Ст. 524; 2006. N 3. Ст. 297; 2012. N 37. Ст. 5002.

БНА 2005. N 46.

При производстве о применении ПММХ судам следует учитывать положения международных актов, практику Европейского суда по правам человека. В частности, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г.) предусматривают положение о том, что лиц, сочтенных душевнобольными, не следует подвергать тюремному заключению, поэтому необходимо принимать меры для их скорейшего перевода в заведения для душевнобольных (правило 82 (1)). Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (утверждены 17 декабря 1991 г. Резолюцией 46/119 Генеральной Ассамблеи ООН) предусматривают, что в отношении лиц, совершивших запрещенные уголовным законом деяния, если предполагается или установлено, что они страдают психическим заболеванием, общие принципы защиты подлежат применению в полном объеме с такими минимальными, необходимыми в данных обстоятельствах изменениями и исключениями, которые не будут наносить ущерб их правам (принцип 20). При решении вопросов, связанных с изменением, продлением или прекращением применения ПММХ в отношении лиц, переданных Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения (28 марта 1997 г.), судам следует принимать во внимание положения указанной Конвенции.
———————————
Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 290 — 311.

10. До декабря 2003 г. уголовным законом была предусмотрена возможность назначения ПММХ к лицам, совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма и наркомании. В настоящее время она исключена из закона, поскольку противоречит принципам добровольности лечения лиц, не страдающих тяжелыми психическими расстройствами, а также потому, что практика назначения такого лечения показала свою неэффективность.


В процессе совершенствования применения принудительных мер медицинского характера прежде всего необходимо решить вопрос о том, какие цели преследует этот институт в уголовном праве. Следует согласиться, что «ясно сформулированные цели служат ориентирами для правильной, единообразной правоприменительной деятельности» 1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.И. Бойко. Ростов н/Д., 1996. С. 245. . Кроме того, «правильное определение цели - важнейшее условие обеспечения эффективности правового регулирования».

Проведение ретроспективного исследования истории возникновения и функционирования анализируемого института свидетельствует об отсутствии до 1996 г. в уголовном законодательстве России нормативного закрепления целей применения принудительных мер медицинского характера. Однако в теории уголовного права на протяжении многих лет были высказаны различные соображения по поводу определения целей принудительного лечения. Основополагающие из них определялись как «излечение больного, зашита общества от его опасных действий», а также «предупреждение новых эксцессов». Кроме того, в науке уголовного права при определении целей принудительного лечения не возникало, по существу, споров относительно главенства общества или личности.

Современные представления о целях принудительных мер медицинского характера являются переосмыслением существовавших ранее в уголовно-правовой литературе мнений. И конечно, самой бесспорной и коренной остается точка зрения о том, что цели принудительных мер медицинского характера должны гармонично сочетать интересы как личности, так и общества. Однако нужно признать правильной позицию тех авторов, которые излечение лица ставят «во главу угла», поскольку охрана интересов личности, в том числе липа, страдающего психическим расстройством, является сегодня приоритетной

Учитывая вышеизложенное, логичнее было бы обратиться к позиции законодателя, поскольку цели принудительных мер медицинского характера в настоящее время определены действующим уголовным законом. Включение законодателем в Уголовный кодекс ст. 98 «Цели применения принудительных мер медицинского характера» представляется очень важным, поскольку ставит применение таких мер на принципиально новую основу, позволяет снять противоречия, возникающие между представителями различных учреждений и служб (судебных, лечебных, экспертных п правоохранительных), участвующих в назначении, исполнении, продлении и прекращении этих мер. и лицами, нуждающимися в их применении, а также их близкими родственниками или опекунами.

Употребление словосочетания «цели принудительных мер медицинского характера» является не совсем корректным, на наш взгляд, поскольку сами принудительные меры медицинского характера цели иметь не могут. Целеполагания присущи только человеку - носителю сознания, поэтому носителем в данном случае будет выступать общество и государство. А вот что же в настоящее время желает достичь общество и государство посредством применения принудительных мер медицинского характера - нам предстоит выяснить.

Уголовный закон называет следующие цели: излечение лиц, указанных в ч. 1 ст. 97 УК РФ, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса. В данном нормативном предписании законодатель четко определил цели применения принудительных мер медицинского характера. Вместе с тем, на наш взгляд, данный перечень не является исчерпывающим. Думается, что правильное и полное определение целей этих мер и путей их достижения не только создаст реальную возможность для проведения теоретических исследований, но и позволит разработать методологическую основу для эмпирических исследовании принудительных мер медицинского характера.

В этой связи совершенно справедливо высказывание С В. Бородина о том. что на законодательном уровне цели рассматриваемого института «сформулированы скупо и нуждаются поэтому в расшифровке». Исходя из этого представляется необходимым пересмотреть сущность и объем целей принудительных мер медицинского характера для разрешения некоторых спорных вопросов определения их в теории и законодательстве, а также восполнения пробелов в их формулировке и толковании.

В этой связи очень важно и целесообразно учесть сложный и многоаспектный характер, который придается категории «цель». Во-первых, нельзя отрицать тот факт, что данная категория представляет собой понятие философское, так как ее корни лежат именно в этой науке. С позиции философии цель - это модель будущего результата, к достижению которого стремится человек, своеобразное отражение будущего. При этом, с одной стороны, цель выражает то, что произойдет в будущем, а с другой - указывает, к чему нужно стремиться, что необходимо делать, какие средства употребить, чтобы осуществить это желаемое будущее. Соответственно цель обозначает не всякое будущее, а только желаемое, и то, что достигается через определенный вид общественных отношений. На основании этого можно сделать вывод о том, что цель имманентно присуща любому виду общественных отношений и, следовательно, любой отрасли права.

Во-вторых, представляя научный интерес, узко направленное исследование категории «цель» было бы неполным, если не рассмотреть ее значения в психологической науке. Так, в психологии 2 См.: Вицин С.Е. Принудительные меры медицинского характера: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1970. С. 6. «цель» понимается в следующих значениях:

  1. как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека (социальной группы, общества);
  2. как предвосхищение в сознании человека средств, использование которых приведет к достижению желаемого результата.

Юристы чаше понимают цель в ее первом значении, то есть в виде социальных результатов, к которым стремится законодатель, устанавливая и применяя рассматриваемую меру (средство).

Таким образом, категория «цель» присуща не только философским, психологическим наукам, но и науке уголовного права, которая несет в своем содержании определенные цели, на достижение которых она направлена. Цели уголовного права могут быть разграничены на общие, типичные для уголовного права в целом, и специальные, выражающие особенности содержащихся в нем институтов. Поэтому наша задача заключается в первую очередь в выделении целей, их классификации и определении их значения для эффективности уголовно-правовых норм, а конкретнее - целей для эффективного применения института принудительных мер медицинского характера, обращая внимание не только на то, какие цели применение принудительных мер медицинского характера должно преследовать, но и на то, какие цели не должны ставиться или не могут быть достигнуты с помощью принудительных мер медицинского характера.

В первой главе монографии мы попытались провести грань между двумя значимыми институтами - институтом наказания и институтом принудительных мер медицинского характера, при этом выяснив, что они различны по целям их применения. Так, в отличие от целей наказания при применении принудительных мер отсутствует цель обшей превенции - предупреждение преступлений, совершенных иными лицами. Из проведенного отграничения двух институтов последовал и тот факт, что целью применения принудительных мер медицинского характера ни в коем случае не является кара.

Принудительные меры исключают возможность применения карательных средств вместо лечебно-реабилитационных. Вместе с тем цели этих мер не совпадают полностью и с целями обычной медицинской помощи, направленной на излечение или облегчение страданий больного. Это, по мнению В.П. Котова, отражает лишь одну сторону применения принудительных мер. связанную преимущественно с интересами больного, хотя в какой-то мере и с интересами общества, поскольку больной является его членом. Вторая сторона применения принудительных мер медицинского характера связана преимущественно с интересами общества и состоит в предотвращении новых опасных действий со стороны больного.

В литературе дискуссионным остается вопрос о смешении либо отождествлении целей и задач уголовно-правового воздействия. На наш взгляд, подобное смешение является довольно спорным, потому что этим лишь усложняется проблема целеполагания в отношении применения принудительных мер медицинского характера. Цели принудительных мер медицинского характера выражают представление законодателя о тех результатах принудительного лечения общественно опасных психически больных лиц. совершивших уголовно-противоправные деяния, которые он стремится достичь посредством применения таких мер. Задачи принудительных мер медицинского характера представляют собой проблемы уголовно- правового и медицинского характера, которые приходится решать правоприменителю в процессе достижения уголовно-правовых и медицинских целей применения принудительного лечения психически больных лиц.

Итак, на основе классификации целей в философской науке и учитывая вышеизложенное, попытаемся представить весь механизм целей института принудительных мер медицинского характера при помощи их классификации, при этом имея в виду, что самые различные классификации не исключают друг друга, если их основания не надуманы и не произвольны, а объективны, существенно важны. Кроме того, классификации целей, строящиеся на различных системообразующих признаках, являются в известной мере условными.

В зависимости от степени обобщенности применительно к принудительным мерам медицинского характера как институту уголовного права можно выделить цели общие и специальные. Общие цели относятся к уголовному праву в целом, а специальные - к институту принудительных мер медицинского характера. Так, специальной целью указанного института являются излечение и улучшение психического состояния больного. Подобное утверждение оправдано тем. что специальные цели принудительных мер медицинского характера не присущи общим целям уголовного права, что отражает специфику исследуемого института, отделяющую его от других институтов уголовного права. Однако специальные цели принудительных мер медицинского характера видятся ряду авторов только целями медицинского характера, но никак не целями уголовно- правового характера.

На наш взгляд, это предположение является довольно спорным и опровергается оно тем, что принудительные меры медицинского характера применяются не ко всем лицам, имеющим психическое заболевание, а только к нарушившим уголовно-правовой запрет и представляющим опасность для себя и окружающих по своему психическому состоянию. Именно поэтому применение принудительного лечения не является чем-то изолированным от уголовного права, а представляет собой его часть, направленную на предупреждение совершения лицами, страдающими психическими расстройствами, новых деяний и включает в себя, помимо уголовно-правового, еще и медицинское направление.

Следовательно, обшей целью принудительных мер медицинского характера будет выступать цель предупреждения совершения общественно опасных деяний лицами, которым судом назначены принудительные меры медицинского характера. Однако, на наш взгляд, законодатель неполностью определил общую цель принудительных мер медицинского характера. В этой связи целесообразно сделать одно уточняющее дополнение. Поскольку невменяемое лицо, которому судом назначается принудительная мера, совершает не преступление, а общественно опасное деяние, то законодателем в ст. 98 УК РФ прямо формулируется цель - предупреждение совершения такими лицами новых деяний, что абсолютно верно.

Тогда непонятно, что же может совершить ограниченно вменяемое лицо, отбывающее наказание в учреждении, исполняющем наказание, и проходящее в нем принудительное лечение в виде амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра? Вполне обоснованно, на наш взгляд, следует ответить, что такое лицо может совершить преступление. Следовательно, возникает еще один вопрос: почему законодатель не указывает цель - предупреждение совершения такими лицами новых преступлений? Ведь ограниченно вменяемому лицу, так же как и невменяемому, судом может быть назначена принудительная мера медицинского характера, только иного вида, и это лицо вполне может совершить повторное преступление даже в исправительном учреждении, которое может быть более тяжким, чем совершенное ранее.

Вместе с тем в ст. 97 УК РФ законодатель среди лиц, которым могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, называет категорию лиц, страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости, прямо указывая, что они должны совершить преступление . Следовательно, законодатель говорит о совершенном преступлении при назначении принудительной меры ограниченно вменяемым (ст. 97 УК РФ), не указывая о предотвращении совершения ими новых преступлений в период прохождения лечения и в дальнейшем как цели таких мер (ст. 98 УК РФ). Но принудительные меры медицинского характера назначаются указанным лицам только в случаях, когда они представляют опасность по своему психическому состоянию для себя и окружающих и, значит, вполне могут совершить новое преступление.

В этой связи следовало бы внести дополнение в ст. 98 УК РФ «Цели применения принудительных мер медицинского характера», сформулировав тем самым полностью общую цель таких мер, как «предупреждение совершения ими новых преступлении или деяний, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса ». На наш взгляд, это уточняющее дополнение, касающееся лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости, будет вполне закономерно и оправдано. Аналогичного дополнения также будут требовать и последующие классификации.

В зависимости от степени готовности возможностей и средств цели принудительных мер медицинского характера можно подразделить на конечные и ближайшие . Как отмечал П.М. Рабинович, данная классификация целей важна для выяснения степени их реальности и, следовательно, их значения 3 См.: Рабинович И.M. О юридическом природе целей правовых актов // Правоведение. 1971. № 5. С. 28. . Примечательно, что на рассматриваемое деление целей указывал еще в XVII веке известный философ Т. Гоббс: «Среди целей одни называются близкими, другие отдаленными».

Относительно этой классификации спорным, на наш взгляд, является утверждение о том, что «когда говорят о цели в праве, то имеют в виду не всякую цель, достигаемую правовыми средствами, а только цель конечную». Не вызывает сомнений, что именно конечная цель, которая находится как бы на вершине дерева соответствующих целей, служит отправным и завершающим началом правотворческой и правоприменительной деятельности.

Однако, во-первых, на пути достижения конечной пели имеются ближайшие цели, вне осуществления которых не может быть достигнута конечная цель. Исходя именно из такой предпосылки, конечной целью назначения судом принудительной меры медицинского характера, на наш взгляд, выступает предупреждение совершения больными новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ, которая не может быть достигнута без излечения больного или улучшения его психического состояния, то есть без ближайшей цели.

Во-вторых, именно ближайшие, а не конечные цели выражают differentia specifica исследуемого института в связи с тем, что в ближайших целях указанного института содержатся медицинские предпосылки. Наконец, сосредоточение внимания только на конечной цели может устранить из поля зрения исследователя индивидуальные цели. На наш взгляд, это цели, которые суд. назначая конкретный вид принудительной меры (средства), желает достичь по отношению к каждому индивиду (больному), учитывая его психическое состояние и иные обстоятельства.

Таким образом, предупреждение совершения преступлений и общественно опасных деяний относится к целям конечного характера, а содействие этому путем лечения или улучшения психического состояния больного, чтобы он перестал представлять в силу своего психического расстройства опасность для себя и окружающих, - к целям ближайшим. Конечная цель при этом имеет большое мобилизующее значение в уголовно-правовом смысле, поскольку именно она является побудительно»! причиной к достижению ближайших целей - не уголовно-правовых, а медицинских. Следовательно, цели применения института принудительных мер медицинского характера необходимы и в равной мере важны как ближайшие, так и конечные. Нормативное закрепление в уголовном законодательстве получили и первые, и вторые, то есть только такие цели, которые обеспечены уже в данное время реальными средствами и условиями осуществления.

Т.А. Казакевич предлагает классифицировать цели на истинные и ложные. Под истинной понимается цель, соответствующая действию закономерностей объективного мира, наличию необходимых условий и возможностей реализации. Ложной является цель, осуществление которой объективно невозможно в силу оторванности ее по различным причинам от объективной действительности. Однако применительно к принудительным мерам медицинского характера как институту уголовного права такая классификация представляется. на наш взгляд, утопичной, поскольку законодатель не указывает в УК РФ ложной цели. Хотя абстрактно ее можно представить как цель окончательной победы государства в борьбе с преступностью лиц, которым судом назначены или уже были применены принудительные меры медицинского характера.

Представляется, что было бы целесообразнее классифицировать цели исследуемого института в зависимости от их истинности на реальные и нереальные . Подобное деление исходит из возможности достичь поставленных уголовным законом целей с помощью средств, имеющихся в наличии на данный момент. Так, нереальной выступает цель излечения лица, страдающего психическим расстройством, поскольку не всегда удается полностью его излечить. Такая ситуация характерна для расстройств психотического уровня, развивающихся на почве умеренно выраженных психических нарушений, общесоматических заболеваний, когда просто ограничивается возможность реализации цели выздоровления. В этой связи уголовный закон дает как альтернативу нереальной реальную цель - улучшение психического состояния лица. Однако не стоит забывать, что в тех случаях, когда излечение все-таки удается, нереальная цель, по нашему мнению, способна стать реальной. К реальной цели следует также причислять цель предупреждения совершения преступлений и общественно опасных деяний.

Для назначения и применения принудительных мер медицинского характера уголовным законом устанавливается порядок осуществления уголовно-правовой деятельности и соответствующая ей система правоотношений. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что в случае назначения и применения таких мер, по существу, речь идет о двух направлениях деятельности: медицинском и правотворческом. Подобное обстоятельство обусловливает (в зависимости от направления деятельности органов суда, уголовно-исполнительных и медицинских учреждений соответствующего профиля в отношении психически больных, совершивших преступление или общественно опасное деяние) необходимость выделения двух целей применения принудительных мер медицинского характера медицинского и юридического характера. В теории уголовного права такое деление целей принудительных мер медицинского характера является доминирующим, так как его придерживается большинство ученых.

Цель медицинского характера законодатель обозначает как альтернативу: излечение либо улучшение психического состояния психически больных лиц, совершивших общественно опасное деяние либо преступление. Следовательно, цель юридического характера состоит в предупреждении совершения такими лицами новых преступлений и общественно опасных деяний как во время лечения, так и после него.

С учетом того, что предложенные классификации целей принудительных мер медицинского характера включали в себя лишь цели, определенные законодателем, представляется необходимым проанализировать цели принудительных мер медицинского характера, не получившие законодательного закрепления, но имеющие право, на наш взгляд, на исследование. Так. В. Горобцов 4 См.: Горобцов В. Принудительные меры медицинского характера. Красноярск, 1996. С. 2. и согласившийся с ним С. Достовалов 5 См. Достовалов С. Цели применения принудительных мер медицинского характера // Законность. 2000. № 1. С. 50. предлагают дополнить перечень целей указанного института такой целевой установкой, как обеспечение безопасности общества».

На наш взгляд, подобное дополнение является довольно спорным. Обеспечение безопасности общества, безусловно, важная цель, однако реализация такой цели при применении принудительных мер медицинского характера предполагает защиту общества или конкретного индивида от совершения лицом, проходящим или прошедшим принудительное лечение, деяния, запрещенного уголовным законом. Поэтому предложенная целевая установка полностью поглощается целью предупреждения совершения преступлений или общественно опасных деяний психически больными лицами как во время, так и после лечения, и, следовательно, законодатель вполне справедливо не указал на нее.

Примерно такое же поглощение происходит и с предложенной А.В. Наумовым, П.А. Колмаковым, С. Доставаловым целью проведения мер социальной реабилитации (выработки у больных навыков жизни в обществе), только в этом случае поглощение происходит не предупредительной, а лечебной целью.

По мнению авторов Курса уголовного права, «действующий УК не включил в перечень целей принудительных мер медицинского характера указание на охрану прав и законных интересов психически больных 5 Курс уголовного права. Общая часть. Т. 2. С. 353. . Необходимость включения этого положения в Уголовный кодекс обусловлена еще имеющими место на практике нарушениями прав и законных интересов психически больных лиц, о чем свидетельствуют, в частности, факты, приведенные в докладе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. Миронова "О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами"». Человек с его правами, свободами впервые в нашей стране объявлен высшей ценностью.

Однако, на наш взгляд, охрана прав и законных интересов больного должна выступать не в качестве цели применения принудительных мер медицинского характера, а в качестве одного из принципов применения принудительных мер медицинского характера, которым необходимо руководствоваться на протяжении всего срока их реализации. Представляется что, руководствуясь именно этим принципом, законодатель выдвинул на первое место среди целей принудительных мер медицинского характера цель, сочетающую в себе интересы лица, страдающего психическим расстройством, - излечение или улучшение психического состояния.

Таким образом, с учетом вышеизложенного цели принудительных мер медицинского характера, на наш взгляд, следует определить как «излечение лиц, указан них в части первой статьи 97 УК РФ, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых преступлений или деяний, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса ».

Представляется, что теперь, когда цели исследуемого института определены, возникает необходимость установления путей их достижения. Тем более, что степень достижения намеченной цели, на наш взгляд, является важнейшим показателем эффективности института принудительных мер медицинского характера. Однако важно не только, как достигается цель, но и при помощи каких средств она достигается. Объясняется это тем, что цель в отсутствие средства есть недостижимая мечта, идеал. Более того, цели принудительных мер медицинского характера закреплены в нормах закона, следовательно, они могут быть достижимы только с помощью средств, также закрепленных в нормах закона и обеспеченных силой государственного принуждения. Эти средства направлены на реализацию только целей принудительных мер медицинского характера и потенциально могут достигать их.

Таким образом, цели принудительных мер медицинского характера и средства их достижения предопределены друг другом.

Независимо от того, в какой из возможных взаимосвязей нами будут рассмотрены такие средства в сфере правоприменительной деятельности, в частности при применении института принудительных мер медицинского характера в уголовном праве, они, на наш взгляд, всегда должны отвечать следующим требованиям.

  1. Средства достижения указанных целей должны быть дозволены законом, то есть прямо предусмотрены им.
  2. Эти средства должны быть этичными, соответствующими нормам морали, профессиональной этике и нравственному долгу человека.
  3. Рассматриваемые средства должны быть подлинно научными, опираться на новейшие достижения науки уголовного права и медицины. Только такие средства способны обеспечить получение положительных результатов в лечении лиц, страдающих психическими расстройствами, а также в предупреждении совершения ими новых преступлений или общественно опасных деяний.
  4. Средства достижения целей в интересующей нас сфере общественной жизни должны быть эффективными, обеспечивающими оптимальный результат в достижении указанных целей. Об эффективности таких средств можно говорить как в смысле обоснованности и целесообразности их правового закрепления в уголовном законе, так и в смысле оптимального использования конкретных средств достижения намеченных целей на практике.

Установленные в уголовном законе и назначаемые судом виды принудительных мер медицинского характера, на наш взгляд, по своей сути, представляют собой такие средства, направленные на достижение вышеуказанных целей, которым присущи все перечисленные требования. Именно в этой связи в § 1.3 первой главы монографии нами была предложена замена термина «мера» на термин «средство» в названии института. Следовательно, учитывая проведенную ранее замену, возникает необходимость также заменить термин «меры»» на термин «средства» в названии ст. 99 УК РФ. Соответственно оно получит несколько иную формулировку: «Виды принудительных средств медицинского характера».

Статья 99 УК РФ включает следующий исчерпывающий перечень средств: «амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра», «принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа», «принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа» и «принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного вида с интенсивным наблюдением». Учитывая многогранность и многоаспектность назначения, применения, изменения, прекращения указанных средств, на наш взгляд, целесообразно ограничиться установлением путей достижения целей исследуемого института с помощью этих средств.

Итак, для достижения цели излечения или улучшения психического состояния лиц, совершивших общественно опасное деяние или преступление, законодательством определяется путь, который связан с одним из общих принципов подхода к выбору конкретного принудительного средства медицинского характера. Во-первых, это - определение характера психического расстройства больного комиссией врачей-психиатров, и во-вторых, выбор и назначение судом с учетом профиля или зоны обслуживания одного из средств принудительного лечения и, конечно, с учетом уже определенного характера психического заболевания.

Обусловлен этот путь прежде всего тем, что только с помощью установления точного диагноза и назначения в связи с этим правильного средства принудительного лечения возможно достичь полного излечения или улучшения психического состояния лица. Для достижения перечисленных целей те или иные принудительные средства медицинского характера могут изменяться судом тогда, когда иным (уже ранее примененным) средством невозможно достигнуть «излечения лиц», указанных в ч. 1 ст. 97 УК РФ, или «улучшения их психического состояния». Кроме того, вид принудительного лечения не должен быть более жестким, чем необходимо и достаточно для осуществления этих целей.

Кроме средств, определенных в уголовном законе для достижения цели излечения или улучшения психического состояния лиц, применяются все необходимые для этого методы диагностики, лечения, реабилитации, разрешенные в установленном порядке.

Таким образом, выбор медицинских средств и методов определяется исключительно клиническими показаниями, поскольку они используются только для диагностики и лечения лиц с психическими расстройствами, совершивших общественно опасное деяние или преступление, и не могут примениться для наказания пациента или в интересах других лиц.

Достижение цели предупреждения совершения новых общественно опасных деяний или преступлений с помощью принудительных средств медицинского характера возможно при последовательном решении двух задач.

Первая - это превенция возможности совершения таких деяний во время принудительного лечения. Решить такую задачу, на наш взгляд, можно при помощи принудительных средств, которые различаются между собой, кроме клинических возможностей, еще и строгостью режима. Именно поэтому назначение конкретного средства уже будет зависеть не только от клинической картины психического расстройства, но и от опасности лица. Следовательно, назначив одно из принудительных средств медицинского характера, суд тем самым изолирует лип с психическими расстройствами от общества, размещая их в лечебных учреждениях и отделениях таких учреждений в соответствии с физическим и психическим состоянием, особенностями поведения и с соблюдением условий, предупреждающих возможность побегов и других нарушений режима 6 См.: О порядке применения принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с тяжелыми психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния: Письмо Минздрава Российской Федерации от 23 июля 1999 г. № 2510/8236-99-32 // Информационная система Консультант Плюс: Версия Проф. П. 5.1. . Кроме этого решения первой задачи есть и иное, связано оно со сроком применения конкретного средства, который может продлеваться, а также с возможностью изменения одного средства на другое, если лицо продолжает представлять опасность как для себя, так и для общества.

Вторая задача касается предупреждения совершения новых общественно опасных деяний и преступлений после отмены принудительных мер медицинского характера. Успешное преодоление путей достижения такой задачи также связано с правильным выбором принудительного средства медицинского характера, применение которого значительно снизит, а в идеале исключит вероятность совершения новых деяний после его отмены.

Однако достижение этой задачи только принудительным средством медицинского характера вряд ли представляется возможным. Это связано с тем фактом, что после окончания и отмены принудительного лечения лица достаточно часто прекращают лечение, что способствует обострению болезни вновь, появлению так называемого синдрома отмены лекарственных средств и приводит к совершению новых общественно опасных деяний.

Данное обстоятельство указывает на необходимость устранения таких случаев, которое, по нашему мнению, должно осуществляться следующим образом: лица, страдающие хроническими психическими расстройствами, слабоумием, после отмены принудительного лечения должны принудительно наблюдаться у психиатра по месту жительства пожизненно. Пожизненность в данной ситуации означает, что такое лицо регулярно начиная от одного до двух раз в месяц, заканчивая от одного до двух раз в год, в зависимости от динамики течения психического расстройства, должно посещать психиатра до окончания жизни или полного излечения (что вряд ли возможно) психического расстройства.

Следовательно, путь достижения цели предупреждения совершения преступлений или общественно опасных деяний психически больными лицами как во время лечения, так и после предполагает: во-первых, изоляцию психически больного от общества путем назначения ему того или иного принудительного медицинского средства, которые различаются, главным образом, строгостью режима и характером наблюдения за пациентами, и, во-вторых, лечение для достижения такого состояния больного, при котором значительно снижается или исчезает вероятность совершения после отмены принудительной меры новых преступлений или общественно опасных деяний.

Таким образом, обобщая изложенное, следует отметить, что институт принудительных мер медицинского характера в уголовном праве существует и реализуется целенаправленно. Цели этого института заложены в теории уголовного права изначально, а в настоящее время в уголовном законе закреплены не только цели, но и средства, определяющие пути их достижения. Кроме того, в нормах уголовного закона о применении института принудительных мер медицинского характера фиксируются цели и средства, которые не только направлены на реализацию специфических функций уголовного права, но и те (медицинские) без которых эти функции не могут быть осуществимы.

В современном обществе ежедневно совершается огромное количество преступлений. Они могут иметь разные причины, степени тяжести, последствия. Некоторые из них преступники совершают намеренно, с определенным умыслом. Но есть и такие правонарушения, которые осуществляются неосознанно, вследствие психического расстройства. К таким людям не может быть применено стандартное В этом случае актуальными считаются принудительные меры медицинского характера.

Общее понятие

Итак, это особенная форма принуждения государством, которая содержит в себе юридические и медицинские аспекты. Она заключается в том, что для лиц, совершивших тяжкое преступление в состоянии невменяемости или вменяемости под влиянием психического расстройства, может быть использовано принудительное заключение в лечебное заведение. При этом специалисты осуществляют все необходимые медицинские манипуляции для восстановления психики и общественных связей нарушителя.

Меры принудительного медицинского характера вправе устанавливать только суд после консультации с группой специалистов. Регулируются такие отношения и исполнительным законодательством.

Применение принудительных мер медицинского характера осуществляется к психически нездоровым людям, которые за свои деяния не могут быть заключены в тюрьму. Воздействие имеет характер терапевтического лечения в закрытых учреждениях.

Какие основания для выбора подобных мер существуют?

Этот вопрос очень важен при выборе наказания за преступление. Принудительные меры медицинского характера могут быть установлены судом, если присутствуют такие основания:

  • то деяние, которое совершило лицо, предусматривается Особым разделом Уголовного кодекса и было совершено в состоянии невменяемости;
  • в результате преступления у человека развилось нарушение психики, при котором не может быть назначено тюремное заключение;
  • общественная опасность лица;
  • необходимость в лечении токсикомании, наркомании, алкоголизма или другой патологии, связанной с подобными зависимостями.

Если серьезной угрозы от нарушителя норм законодательства нет, то принудительные меры медицинского характера не назначается.

Цели ПММХ

Теперь следует разобраться в том, для чего суд принимает такое решение. Можно выделить такие цели принудительных мер медицинского характера:

  1. Защитная. Она должна оградить общество от того противоправного поведения психически нездорового лица, которое несет опасность окружающим. Нужно отметить, что действия злоумышленника обусловлены патологическими изменениями в психике.
  2. Социализирующая. Так как нарушитель действует против устоев общества не по своей воле, а вследствие заболевания, то необходимо помочь ему вернуться к нормальной жизни. Самостоятельно он этого сделать не может.
  3. Превентивная. Суд своим решением старается предупредить совершение этим лицом повторных преступлений.

Кроме того, принудительные меры медицинского характера в основном нужны для того, чтобы вылечить расстройство и стабилизировать состояние психики.

Кому может предназначаться такое принуждение?

Существует несколько категорий людей, к которым можно применить такое наказание. Производство о применении принудительных мер медицинского характера справедливо к таким нарушителям:

1. Невменяемым. В момент осуществления действия, преступающего закон, они находились в измененном психическом состоянии вследствие хронического, временного, стационарного расстройства. Вследствие заболевания лицо не могло осуществлять контроль над тем, что делает, или осознавать последствия и характер собственных поступков. Нужно отметить, что основания применения принудительных мер медицинского характера здесь присутствуют, и они более чем достаточны. Уголовная ответственность и наказание в этом случае бессмысленны. Дело в том, что и во время осуществления противоправных действий, и после этого такой человек не может адекватно оценить свои поступки, реально осознать последствия своих действий.

2. Ограниченно вменяемые. То есть такие нарушители имеют психические заболевания и расстройства, которые могли повлиять на поведение и сделать личность социально-опасной. Однако вменяемость они не исключают. Осознание своих действий присутствует, однако оно ограничивается. Основания принудительных мер медицинского характера для таких лиц присутствуют, наблюдение специалистов предписывается вкупе с уголовным наказанием.

3. Лица, у которых расстройство психический функций случилось после осуществления злодеяния или на стадии досудебного следствия (судебного слушания), тюремного заключения. В этом случае нарушитель может быть освобожден от отбывания наказания. При этом он обязан находиться под неусыпным контролем специалистов.

Признаки ПММХ

Применение мер принудительного характера отличается от других типов наказания некоторыми особенностями:

  • Условия, в которых будет пребывать нарушитель, обязательно должны быть такими, чтобы он не смог навредить себе или окружающим в период лечения.
  • Такие меры назначаются в принудительном порядке. При этом мнение самого лица или его законных представителей (опекунов) не учитывается.
  • Их назначение основано на оценке глубины поражения психики, тяжести совершенного деяния, а также на прогнозе последующего развития расстройства. Учитывается также то, насколько опасным для общества может быть нарушитель.
  • Заниматься назначением, изменением или прекращением таких мер может только суд. При этом заключение психиатрической экспертизы не является основополагающим в принятии решения. Судья может принимать эти сведения или отвергать по собственному усмотрению.
  • Применение принудительных мер медицинского характера обязано быть привязано к принципу тактичного и бережного отношения к личности нарушителя. Позволяется только необходимая достаточность принуждения, при которой лицу можно помочь социализироваться и предотвратить повторение негативных действий.

Особенности ПММХ

Итак, по указанию УК, принудительные меры медицинского характера являются той формой государственного принуждения, которая несущественно, но ограничивает права больного. Естественно, применение такого лечения имеет свою специфику:

  • Нет возможности установления срока, на который пациенту потребуется помощь психиатров. Дело в том, что спрогнозировать время и эффективность излечения не возьмется даже самый опытный доктор.
  • Состояние психического здоровья больного на протяжении всего периода терапии может существенно меняться, причем как лучшую, так и в худшую сторону.
  • Правовое регулирование таких решений достаточно проблематично. Очень многое зависит от пенитенциарной службы, мнения и добросовестности докторов.
  • Нет единого документа, в котором точно фиксируются все условия перемещения и содержания лиц с психическими проблемами. Это в некоторых случаях может обусловить нарушение прав больного.

Исполнение представленных мер осуществляется после вынесенного судом постановления в указанном учреждении. Постановление (принудительные меры медицинского характера не могут применяться вечно) часто меняется. Периодически судебно-медицинская комиссия может повторно освидетельствовать нарушителя. Это нужно для того, чтобы постоянно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья пациента и вовремя изменить или отменить представленную меру.

Контроль за исполнением принудительного лечения тоже ложится на плечи судебных органов. Он фиксируется в нескольких документа. Первым из них является решение обоснованности принудительных мер МХ. Во втором фиксируются сроки повторных освидетельствований лица, а также прописывается своевременность дальнейших действий по прекращению, изменению или продлению таких мер.

Виды ПММХ

Теперь же нужно разобраться в том, где и как происходит лечение. Прежде всего, учтите, что места избираются только судом. При этом большое значение имеет состояние психики нарушителя, а также уровень его Производство принудительных мер медицинского характера судья может мотивировать заключением эксперта о здоровье обвиняемого. Хотя он может и не опираться на мнение докторов.

Существуют такие виды принудительных мер медицинского характера:

  1. Оказание помощи и наблюдение в амбулаторном режиме. Оно проводится в рядовой психиатрической больнице или отделении иного учреждения здравоохранения. Здесь не требуется особых условий и дополнительных охранных мер, при этом лицо не находится здесь постоянно. Такое лечение назначается человеку, который по состоянию своей психики не нуждается в стационарном наблюдении. Дело в том, что он не представляет серьезной опасности для окружения. В свою очередь, он обязан регулярно проходить осмотры психиатра и принимать назначенное лечение. Оказывается такая помощь по месту проживания или без отрыва от отбывания наказания. Если больному не назначено лишение свободы, то посещать его психиатр может и на дому.
  2. Принудительное лечение в обычном психиатрическом стационаре. Сюда помещаются те нарушители, которые не могут проходить терапию амбулаторно, однако им не нужно интенсивное наблюдение. Такие люди на свободе сохраняют вероятность совершения злодеяний, даже если общий прогноз их состояния положительный. Однако во время наблюдения нет необходимости в специальных условиях. То есть человек может свободно перемещаться в стационаре. Лечение производится в тех учреждениях, основной функцией которых не является исполнение принудительных мер.
  3. Оказание помощи в условиях специализированного психиатрического стационара. В такое учреждение попадают именно те лица, которые направляются на исправление судом. Они требуют постоянного наблюдения, так как могут быть очень опасными для окружения. Указанное учреждение требует наличия не только дополнительного медицинского персонала, но и собственной охраны.
  4. Лечение в режимном учреждении с особым наблюдением. Здесь содержатся нарушители, которые представляют чрезвычайную опасность для общества и для себя. Они нуждаются в интенсивном наблюдении. Такие лица могут страдать слабоумием или хроническими расстройствами. Они способны неоднократно совершать особо тяжкие злодеяния, нарушать больничный режим и нападать на персонал.

В некоторых странах есть особенный вид принудительного лечения - кастрация. Это относится к лицам, совершившим сексуальное насилие с особой жестокостью, над несовершеннолетними или малолетними детьми. Такая кастрация производится при помощи специальных лекарственных препаратов, которые способствуют угнетению сексуального влечения.

Такие виды принудительных мер медицинского характера часто применяются практически ко всем нарушителям с психическими проблемами. Однако последний тип помощи не может быть назначен детям до 16 лет.

Процедура продления МПХ

Производство о применении мер медицинского характера может возвращаться в суд неоднократно. Дело в том, что при вынесении решения не указывается точный срок завершения лечения. Суд не может точно знать, когда у больного наступит улучшение или полное излечение. Первое освидетельствование после назначения представленных мер производится через полгода. Инициировать его может как лечащий врач, так и сам пациент или его родственник (законный представитель). Заключение комиссии при этом может стать основанием для отмены или продления ранее установленных мер.

Если состояние пациента ко времени освидетельствования не улучшилось, то, скорее всего, будет принято решение о продлении представленного лечения. Нужно отметить, что последующие пересмотры и освидетельствования личности проводятся через год.

Существуют случаи, когда дела о применении принудительных мер медицинского характера пересматриваются во внеочередном порядке. Например, если у человека наступили существенные улучшения в психическом состоянии.

Порядок прекращения ПММХ

Дела о применении принудительных мер медицинского характера могут пересматриваться до тех пор, пока не появится решение об их отмене. Если лицо, совершившее преступление, имеет существенное улучшение состояния психики, то лечение может быть завершено. То есть основания для его применения исчезают.

Нужно отметить, что изменения в состоянии здоровья могут способствовать смягчению решения судьи или назначению более строгого наказания. При этом заключение судебно-медицинских экспертов-психиатров не имеет существенного значения. Суд может принимать или не принимать его к сведению по собственному усмотрению.

Если решение компетентными органами было принято в сторону отмены ПММХ, то соответствующее решение должно быть передано в местные органы здравоохранения. Здесь уже принимается решение о направлении преступника в обычное лечебное учреждение.

Бывают случаи, когда человек, совершивший злодеяние, несмотря на решение суда, может считать, что ему еще требуется медицинская помощь. В этом случае по собственному желанию пациент может остаться для продолжения терапии. При этом у него есть возможность выбора. Больной может проходить лечение там, где и раньше, или выбирать другое учреждение.

После отмены лечения преступник может отбывать более строгое наказание, которое предполагает ограничение или лишение свободы.

Особенности прохождения лечения в совокупности с отбыванием уголовного наказания

Бывают случаи, что расстройство случилось уже после совершения деяния или же оно не исключает вменяемости лица. В этом случае уголовное наказание может быть назначено наряду с принудительным лечением. Чаще всего такие приговоры выносятся частично вменяемым больным, алкоголикам и наркоманам, которым требуется избавление от пагубной зависимости.

После завершения психической реабилитации лицо продолжает отбывать назначенный срок заключения. Однако если преступник продолжал терапию на момент окончания пребывания в тюрьме, то принудительное лечение автоматически не прекращается. Для его отмены необходимо медицинское освидетельствование и решение суда.

Терапия может осуществляться в том учреждении, где отбывает срок преступник, или же в специальном заведении. При этом существует одна особенность. То время, которое преступник пробудет на лечении, засчитывается в уголовный срок при его назначении или восстановлении. Расчет таков: день принудительного лечения - день заключения в тюрьме.

Вот и все особенности этой темы. Будьте законопослушными. Удачи!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: