Профессиональные и личностные качества учителя. Каким должен быть учитель. Специфика педагогической деятельности. Развитие – что это

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

Н.Заболоцкий

Формирование мотивационной сферы личности педагога обусловливает его профессиональное развитие, фундаментальным условием которого является переход на более высокий уровень профессионального самосознания.

Профессиональное развитие - это такое развитие, когда педагог осознает свое участие и ответственность за все, что происходит с ним, его воспитанниками и пытается активно способствовать или противодействовать внешним обстоятельствам, планирует и ставит цели профессиональной деятельности, изменяет себя самого ради их достижения.

    РАЗВИТИЕ – ЧТО ЭТО?

Развитие - одно из фундаментальных философских и научных понятий. В разных словарях даются идентичные определения этого понятия, но, тем не менее, каждое имеет свои акценты.

Под развитием обычно понимают:

    увеличение сложности системы;

    улучшение приспособленности к внешним условиям (например, развитие организма);

    увеличение масштабов явления (например, развитие вредной привычки, стихийного бедствия);

    количественный рост экономики и качественное улучшение её структуры;

    социальный прогресс.

В общем смысле развитие - это «...необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов... в результате которого возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры». По направлению различают прогрессивное развитие (движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному), и в противовес ему - регрессивное развитие (обратное движение).

В дальнейшем, говоря о развитии, будем иметь ввиду только прогрессивное изменение. Исходя из приведенного общего понятия, М.М. Поташник в книге «Управление современной школой» пишет, что «Развитие школы можно определить как процесс качественных изменений в составляющих ее компонентах и ее структуре, вследствие которых школа приобретает способность достигать качественно новых, по сравнению с прежними, результатов образования.» Иначе говоря, развитие - это процесс закономерного перехода и объектов, и субъектов развития из старого качественного состояния в новое, который приводит к получению качественно новых результатов. Поэтому появление новых результатов образования личности свидетельствует о работе школы в режиме развития.

Развитие образовательного учреждения может быть управляемым или стихийным. Управляемое развитие всегда предполагает выработку и реализацию решений об освоении (внедрении) каких-то новшеств, т.е. таких компонентов или таких связей, которых раньше в педагогической системе образовательного учреждения не было.

    НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ПЕРЕХОДОМ НА ФГОС ООО И ВВЕДЕНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Что значит быть хорошим учителем? Уже начиная с 30-х годов ХХ века, в нашей стране изучался этот вопрос.

В 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. Среди черт, характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе.

В 70-е годы после проведения аналогичного исследования, портрет хорошего учителя описывался детьми набором следующих качеств: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей и свой предмет.

Школа XXI века приобретает новый, современный облик, меняются и её ученики. Современные дети модернизированы, шагают в ногу со временем: они без труда смогли овладеть сотовыми телефонами, Интернетом, различными компьютерными программами, электронными книгами. Естественно, что современная школа диктует новые требования к работе учителя. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Важными чертами современного педагога являются: постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными технологиями. И самое главное - современный педагог должен шагать в ногу со временем. Учитель - это не только человек, который обладает внушительным багажом знаний и постоянно занимается самообразованием, но и профессионал, в совершенстве владеющий психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь ему в решении стоящих перед ним новых проблем.

На современном этапе модернизации образования общество нуждается в педагогах нового формата. Впервые в российском образовании разрабатывается концепция и содержание профессионального стандарта педагога.

Появление профессиональных стандартов – это не новинка, придуманная именно в России, а сложившаяся мировая практика.

Существующие квалификационные характеристики и должностные инструкции с дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену вышеуказанным документам, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

Вся сложность проблем перехода на профстандарты ложится на плечи педагога. Требовать от педагога можно только то, чему его научили. Поэтому предстоит большая работа по оказанию помощи педагогам по доведению их квалификации до уровня требований профстандарта.

Модель формирования инновационной культуры учителя в системе внутришкольной методической работы должна начинаться с создания педагогически целесообразной организации комплекса стимулов, которые побуждали бы развитие педагогического новаторского мышления, интерес учителей к инновационной деятельности. Создание атмосферы творческого межличностного взаимодействия субъектов учебного процесса является следующим этапом на пути к освоению инновационного культурного пространства.

    РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ НЕВОЗМОЖНО БЕЗ РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ИЗ НАС

Каждый педагог – важный «винтик» во-первых, в системе образования, а во-вторых – в жизни учащихся. Наша личность - это не врожденная и генетически не заданная характеристика человека. Развитие личности ребёнка представляет собой активный процесс усвоения им социальных норм и соответствующих им способов поведения в первые годы жизни.

Взрослым необходимо определять для себя время от времени те мотивы, которыми побуждается их собственная деятельность, что движет их воспитательными усилиями и строить взаимодействие с детьми на основе гуманистических принципов: диалогизации, проблематизации, персонализации, индивидуализации.

Профессиональное развитие неотделимо от личностного – в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

    О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ПЕДАГОГОВ МБОУ СОШ №46 Г.ЛИПЕЦКА

Содокладчик – Зайцева Ю.Н.

    О ПРОБЛЕМАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ У ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ

В профессиональном стандарте педагога для оценки личностных качеств и профессиональных компетенций, необходимых педагогу для осуществления развивающей деятельности указываются такие характеристики как:

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития и оказывать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

3. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу и знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

4. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе и совместно с психологом и другими специалистами осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

5. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

6. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

К сожалению далеко не каждый пункт мы можем отметить для себя со знаком «+», поэтому введение профессионального стандарта ставит перед нами ряд целей, которые нам необходимо достичь.

Что же может мешать человеку развиваться творчески, профессионально, интеллектуально? Самое первое препятствие, стоящее на пути к полноценному развитию, это утверждение, что определенное занятие является скучным. Считая так, вы оставляете в стороне множество путей, которые в будущем могли бы быть интересны и полезны. Ведь любопытство – один из главных стимулов интеллектуального развития.

Однообразная информация также является фактором, замедляющим наше развитие. Просмотр одних и тех же сайтов или общение только с определенным кругом людей заставляет вас привыкать к шаблонам, присущим только людям вашего круга общения.

Выбор наиболее легкого пути тоже вынуждает постоянно пренебрегать развитием в угоду комфортному существованию. В любой ситуации нужно стараться находить более сложное решение проблемы и, может быть, результат усилий тоже будет гораздо сложнее, и, соответственно, лучше. А постоянное использование мозга, непременно, скажется на результативности его работы.

Отсутствие стремлений, ровно как и предыдущие причины, следует приписать к барьерам, которые препятствуют развитию. Без стремлений человек останавливается на определенном уровне. Разве боксер сможет стать чемпионом, если он не стремится повышать свое мастерство? Ответ очевиден. Желайте большего и добивайтесь того, чего желаете. Поступая так, вы будете задействовать свои способности.

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УСПЕШНОГО ОПЫТА

В нашем образовательном учреждении работает немало педагогов с высоким уровнем мотивации к инновационной деятельности, стремлением к самоактуализации, педагогической децентрации и самореализации. Одни из них сегодня выступят в качестве содокладчиков и поделятся своим опытом по достижению высокого уровня развития:

Содокладчик Ситникова Н.Н.

Содокладчик Кучеева К.И.

    СПОСОБЫ И РЕСУРСЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Парадигма развивающего, личностно-ориентированного образования, задача повышения профессионализма педагогических кадров, когда недостаточно только одного просвещения для изменения внутренней позиции педагогов, требует перехода от традиционной модели к модели профессионального развития педагогов.

Модель профессионального развития педагога выглядит следующим образом:

Фундаментальное

условие

Переход на более высокий уровень профессионального

развития.

Движущая сила

Собственная деятельность по разрешению собственной проблемы.

Психологический

механизм

преобразование внешней мотивации во внутреннюю, создание

ощущения внутренней необходимости действия.

Результат

Осознание педагогами необходимости самосовершенствования,

саморазвития, самореализации.

На 1 этапе цель состоит в повышении педагогического мастерства как результата личностного роста в своей профессии посредством формирования мотивационной структуры личности педагога. Оно заключается в преобразовании когнитивного и аффективного элементов мотива, что способствует развитию профессионального сознания педагога.

На II этапе целью является развитие профессиональной компетентности, которое основывалось на понимании других и себя через других, развитие рефлексивной культуры.

Не маловажную роль в развитии педагога имеет также своевременная информированность о проведении творческих конкурсов, семинаров, наличии различных информационных ресурсов в сети Интернет и в различных печатных изданиях, где учитель может не только узнать что-то новое и пообщаться с коллегами, но и транслировать свой опыт и талант путём непосредственного участия или издания разработок уроков и мероприятий.

Современный учитель, идущий в ногу со временем и владеющий ИКТ-компетенциями, без труда может найти такую информацию в интернете на сайтах Департамента образования и науки администрации г.Липецка во вкладке «Деятельность» и Управления образования и науки Липецкой области во вкладке «Проекты».

Зачастую педагоги, не вникнув в подробности различных мероприятий, избегают принимать участие в таких творческих конкурсах как «Алло, мы ищем таланты!», «Призвание – учитель», «Сердце отдаю детям», «Самый классный классный», «Учитель года» и пр. из-за внутренней скованности, зажатости, аргументируя отказ нехваткой времени, опыта, таланта или некомпетентностью. Такое свойственно многим людям, ведь куда проще ничего не делать и жаловаться на судьбу, нежели работать, постоянно двигаться вперёд, действовать.

Некоторые конкурсы не имеют массового отклика среди педагогов, так как считаются узкоспециализированными. Например, в конкурсе «Поколение IT » обычно принимают участие работы, созданные детьми под руководством исключительно учителей информатики и ИКТ, несмотря на то, что это творческий конкурс рисунков, презентаций и видеороликов в котором оценивается не только и не столько техническая составляющая, сколько именно идея, смысловая нагрузка проекта.

Сейчас Вы видите список интернет-ресурсов, на которых педагоги имеют возможность бесплатно разместить электронный вариант разработок урочной и внеурочной деятельности, поучаствовать в онлайн-конференциях, пообщаться с коллегами из других городов, обсудить интересующие на данный момент проблемы и почерпнуть немало нового в свою педагогическую копилку.

Интернет-ресурсы для педагогов

И это лишь малая часть из того, чем может воспользоваться педагог, желающий развиваться в профессиональном плане.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в своём профессиональном становлении каждый учитель последовательно проходит следующие периоды:

    профориентации, то есть введения в мир профессии и выбора будущего рода занятий ещё в роли старшеклассника или абитуриента

    профессиональной подготовки в высшем учебном заведении

    профессиональной деятельности в качестве дипломированного учителя

    совершенствования первоначальной подготовки в системе непрерывного образования

Ускоренные темпы социально-экономического развития, увеличение предъявляемых к современному учительству требований и рост ответственности за подготовку учащихся к вызовам XXI века вносят свои существенные коррективы в саморазвитие и самообразование педагога. Одно лишь остаётся неизменным: для эффективной работы нам нужно постоянно развиваться и стремиться только вперёд. Есть очень жестокий закон природы: если у живого организма какой-либо орган длительно не функционирует, он постепенно деградирует и отмирает. Мы же – настоящие учителя, имеем уникальную возможность: жить долго и ярко, заставляя свой ум, свою душу трудиться постоянно.

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие Чернявская Анна Павловна

2.2. Особенности педагогической деятельности

Социальное назначение педагога, его функции во многом определяют особенности его труда. Прежде всего это общественная значимость труда, которая задается перспективной направленностью деятельности. У скромного учительского стола закладывается сегодня будущее нашего общества. Те дети, которые придут в ваши классы, будут определять развитие общества лет через 20–30. Какими они будут, во многом зависит от их учителей. Отсюда вытекает и следующая особенность – огромная ответственность. Если токарь допустит брак, то общество потеряет лишь мельчайшую частичку материальных ценностей, а ошибки педагога – это судьбы людей.

Одной из особенностей педагогической деятельности является огромная зависимость результатов труда от личности работника. В этом отношении работе учителя сродни труд актера. Еще великий К.Д. Ушинский писал, что личность формируется личностью, характер формируется характером. Личность учителя, его отдельные качества как бы проецируются на сотни его учеников. Это относится как к достоинствам, так и к недостаткам педагогов.

Характерной чертой работы учителя является высокий уровень его занятости. Дело в том, что педагогу очень трудно отключиться от своей профессиональной деятельности даже за пределами школы. Да и определить, где работа, а где досуг, не всегда просто. Скажем, учитель читает журнал «Юность» или смотрит программу «Время». Что это – работа или отдых? Вероятно, и то, и другое.

Совершенно справедливо утверждение классика немецкой педагогики А. Дистервега о том, что учитель может учить других только до тех пор, пока учится сам. Следовательно, большая занятость педагога связана прежде всего с необходимостью постоянно работать над собой, расти, двигаться вперед. Застой, самоуспокоенность противопоказаны учителю.

Одним из доводов, которые используют «противники» учительской профессии, пытаясь отговорить молодежь от поступления в педагогические учебные заведения, является якобы ее однообразие, монотонность. Эти «знатоки» говорят о том, что повторять из года в год одно и то же – вот удел учителя. Попробуем им ответить. Спросите любого педагога о том, можно ли дать два совершенно одинаковых урока в двух параллельных классах. Это практически невозможно: классы неповторимы, да и урок – это творчество. Кроме того, учителю и на уроке, и в воспитательной работе приходится ежедневно решать педагогические задачи. Эти задачи относятся к разряду творческих, ибо нет и не может быть абсолютно надежной формулы, схемы, трафарета их решения. В каждой ситуации педагог сталкивается с неповторимой личностью ученика, каждая личность глубоко индивидуальна. По творческому потенциалу профессия учителя стоит в одном ряду с профессией художника, актера, скульптора. Действительно, педагоги, как скульпторы, лепят душу человека, формируя его личность. Как актеры, они постоянно перед зрителями, играют роль, правда, всегда одну и ту же – самого себя.

Особенностью педагогической деятельности является то, что она осуществляется в ходе взаимодействия между учителем и учеником. Характер этого взаимодействия определяется прежде всего учителем. Оптимальным типом такого взаимодействия является сотрудничество, которое предполагает позицию равноправных, взаимоуважающих партнеров.

И еще об одной особенности педагогического труда: учитель – это профессия вечной юности. Несмотря на возраст, он живет интересами подрастающего поколения, общение с которым дает ему возможность всю жизнь оставаться духовно молодым.

Подводя итоги по этому разделу, отметим, что к особенностям педагогического труда относятся: большая социальная значимость, перспективная направленность, высокая общественная ответственность, творческий характер, высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью работать над собой, определяющая роль личности учителя в результатах педагогического труда, постоянное общение с молодежью.

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

2. Психологические особенности трудовой деятельности В практической трудовой деятельности человек проходит несколько психологических этапов: профессиональный выбор, профессиональная адаптация и самоидентификация, формирование собственного пространства на рабочем

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

16. Понятие трудового коллектива. Психологические особенности трудовой деятельности Трудовой коллектив – группа людей, объединенных одной трудовой и профессиональной деятельностью, местом работы или принадлежностью к одному предприятию, учреждению, организации. От

Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна

Глава 2 Сущность и особенности педагогической деятельности

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Глава 3 Сущность и особенности профессиональной деятельности педагога-психолога

Из книги Пол и гендер автора Ильин Евгений Павлович

Из книги Психология физического воспитания и спорта автора Гогунов Евгений Николаевич

Глава 23. Психологический пол, особенности личности и выбор вида деятельности 23.1. Психологический пол и особенности личностиИмеющиеся разногласия между исследователями по поводу того, какие способности или личностные особенности выражены больше у мужчин или женщин,

Из книги Шпаргалка по общим основам педагогики автора Войтина Юлия Михайловна

Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Психологическая характеристика физических качествЦель тренировки заключается для спортсмена в подготовке к наивысшим спортивным достижениям, что, как известно, зависит от спортивных возможностей и

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

15. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под педагогической деятельностью по главным своим показателям понимают сознательно избираемую и осуществляемую деятельность взрослых, старших, граждан, разных должностных лиц и специалистов (это могут быть родители, учителя,

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

8.10. Психологические особенности деятельности работников службы занятости населения В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости, осуществляющие государственную политику занятости по двум основным направлениям:

Из книги Работа и личность [Трудоголизм, перфекционизм, лень] автора Ильин Евгений Павлович

14.2. Мотивы педагогической деятельности Мотивы поступления в педагогический вуз и выбора профессии педагога (учителя, воспитателя детского сада и т. д.) разнообразны, причем некоторые из них не соответствуют педагогической деятельности. Это обстоятельство давно

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

14.3. Особенности мотивации научной деятельности При рассмотрении этого вопроса необходимо дифференцировать два аспекта. Один аспект - это мотивация выбора научной деятельности, другой - выяснение причин того, почему ученый взялся за разработку данной научной темы, что

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Глава 2. Особенности личности и выбор вида деятельности и профессии 2.1. Склонности и выбор вида деятельности Большинству людей известно, что не всякая работа является для них притягательной, а только та, которая отвечает их склонностям, которая встречает, как писал Н. С.

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

§ 1. Психологические особенности судебной деятельности Вслед за предварительным расследованием наступает стадия судебного рассмотрения дела и вынесения приговора.Правосудие осуществляется только судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях

Из книги автора

§ 5. Психологические особенности деятельности прокурора в суде В судебном разбирательстве уголовного дела прокурор участвует в качестве государственного обвинителя; он поддерживает государственное обвинение, отстаивает интересы государства и общества. Обвинение

Из книги автора

УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель – организатор жизни и деятельности учеников. Содержание деятельности учащихся вытекает из целей и задач обучения и воспитания и определяется учебным планом, программами по предметам и примерным содержанием

Из книги автора

8.4. Психофизиологические особенности деятельности спасателей 8.4.1. Требования к психофизиологическим качествам личности и психическая адаптация Профессия спасателя входит в десятку самых опасных и рискованных профессий нашей страны. Прежде всего, это работа, требующая

Специфика деятельности педагога дополнительного образования проявляется в формировании отношений с обучающими, их родителями. В деятельности педагога дополнительного образования отношения формируются ради достижения определенных образовательных целей и результатов.

В профессиональных отношениях, педагог дополнительного образования на первое место ставит не столько собственные интересы, сколько потребности, интересы и ожидания других людей. Он строит отношения на базе объективности и осознания своей ответственности, что позволяет ему отвлечься от собственных эмоциональных состояний для того, чтобы почувствовать потребности, заботы и трудности обучающихся.

Специфику деятельности педагога дополнительного образования определяют и профессионально - значимые качества.

Важным фактором, влияющим на эффективность педагогической деятельности, являются личностные качества педагога. Все личные качества педагога дополнительного образования имеют профессиональную значимость.

Ученые предлагают разнообразный набор личностных качеств, значимых для профессии педагога, предпринимаются попытки выделения наиболее существенных с точки зрения эффективности педагогической деятельности. В качестве одного из вариантов классификации профессионально - значимых личностных качеств педагога дополнительного образования мы обратили внимание на исследования Ивановой Т.П., Николаевой B.C., Симонова В. П. (24, 135). К достоинствам данной разработки следует отнести то, что она не просто содержит перечень профессионально - значимых личностных качеств, но и позволяет их диагностировать на трех уровнях.

Оптимальные

характеристики

качества

личности

Допустимые

характеристики

качества

личности

Критические

Характеристики

Сильный уравновешенный тип нервной системы

неуравновешенный тип нервной системы

Слабый инертный тип нервной системы

Тенденция к лидерству

Властность

Деспотизм

Уверенность в себе

Самоуверенность

Самовлюблен

Требовательность

Непримиримость

Жестокость

Добросердечие и отзывчивость

Недостаточная

самостоятельность

Чрезмерный

Комформизм

Гипертимость

Педантичность

Возбудимость,

экзальтирован

2. Педагог дополнительного образования в структуре межличностных отношений

Преобладание демократического стиля общения с учащимися и

Преобладание

Либерального стиля общения

коллегами

Незначительные конфликты только по принципиальным вопросам

Полное отсутствие конфликтов с учащимися и коллегами

Постоянная конфликтность по большинству вопросов

Нормальная

самооценка

Заниженная

самооценка

Завышенная

Самооценка

Стремление к сотрудничеству с коллегами

Стремление к соперничеству с коллегами

Постоянные приспособления и компромиссы

изоляции в коллективе равен нулю

Уровень изоляции в коллективе в пределах 10%

Уровень изоляции в коллективе более 10%

3. Профессиональные черты личности педагога дополнительного образования

эрудиция и свободное изложение материала

Знание только своего предмета

Работа только по конспекту

учитывать

психологические

возможности

учащихся

Знание возрастной и педагогической психологии

Отсутствие знаний по возрастной и педагогической психологии

Темп речи 120- 130 слов в минуту, четкая

Темп речи 120 слов в минуту

Темп речи выше 150 слов в минуту,

дикция, общая грамотность

неразборчивость

Элегантный внешний вид, выразительные мимика и жесты

Стандартный внешний вид, отсутствие мимики и жестов

Неряшливый

внешний вид,

чрезмерная

жестикуляция,

неадекватная

Обращение к участникам по имени

Обращение к участникам по фамилиям

Постоянное безадресное обращение к учащимся

Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость

Чуть замедленная реакция и находчивость

Отсутствие находчивости и умения адекватно реагировать на ситуацию

Профессионально-значимые качества личности учителя как характеристики интеллектуальной и эмоционально - волевой сторон личности, существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога. На наш взгляд, правомерным является выделение доминантных, периферийных, негативных и профессионально недопустимых качеств.

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности.

Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие ее успешности.

Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда, а профессионально-недопустимые ведут к непрофессиональной непригодности учителя.

Доминантные качества:

  • 1. Социальная активность - готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально - педагогической деятельности.
  • 2. Целеустремленность - умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач.
  • 3. Уравновешенность - способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.
  • 4. Желание работать со школьниками - получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно - воспитательного процесса.
  • 5. Способность не терять в экстремальных ситуациях - умение оперативно принимать оптимальные педагогические решение и действовать в соответствии с ними.
  • 6. Обаяние - сплав духовности, привлекательности и вкуса.
  • 7. Честность - искренность в общении, добросовестность в Деятельности.
  • 8. Справедливость - способность действовать беспристрастно.
  • 9. Современность - осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).
  • 10. Гуманность - стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.
  • 11. Эрудиция - широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания.
  • 12. Педагогический такт - соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуально - психологических особенностей.
  • 13. Толерантность - терпимость в работе с детьми.
  • 14. Педагогический оптимизм - вера в ученика и его способности.

Периферийные качества:

  • 1. Доброжелательность.
  • 2. Приветливость.
  • 3. Чувство юмора.
  • 4. Артистичность.
  • 5. Мудрость - наличие жизненного опыта.
  • 6. Внешняя привлекательность.

Негативные качества:

1 .Пристрастность - выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам качеств над негативными. Продуктивность работы оказывается достаточно. Негативное, по мнению учеников, признается несущественным и извинительным.

Третий тип - «позитив, нейтрализуемый негативом» - соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для педагогов этого типа в работе - направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия у них ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно. Однако, искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату.

Таким образом, знание профессионально - значимых личностных качеств педагога дополнительного образования, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет качественным изменениям в учебно - воспитательной работе с детьми.

Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования: сущность, структура, содержание

Сущность понятия «профессиональная компетентность педагога дополнительного образования»

Под компетенцией в общем смысле понимают личные возможности должностного лица, его квалификацию (знание, опыт), позволяющие принимать участие в разработке в разработке?

определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию у него определенных знаний, навыков.

Понятие профессиональной компетентности педагога дополнительного образования выражает личные возможности учителя, воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи,

формулируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Для этого нужно знать педагогическую теорию, уметь и быть готовым применять ее на практике. Таким образом, под педагогической компетентностью педагога дополнительного образования можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Структура профессиональной компетентности педагога дополнительного образования раскрывается через его педагогические умения, представляющие собой совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач.

Наиболее общим умением учителя является умение профессионально мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением анализировать факты и явления педагогической деятельности.

Как показывают исследования, вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде «мыслить - действовать - мыслить» и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. И результате модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности.

Приведем педагогические умения, объединенные В. А. Сластениным в четыре группы:

  • 1. Умение» переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся, выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
  • 2. Умение построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно - воспитательных задач, обоснованный отбор содержания образовательного процесса, оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.
  • 3. Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие; создание необходимых условий (материальных, морально - психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности: обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.
  • 4. Умение учета и оценки результатов педагогической Деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.?

Аналитические умения состоят из ряда частных умений:

а. - анализировать педагогические явления, т.е. расчленять их на составляющие их элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.)

б. - осмысливать каждый элемент в связи с целым и во взаимодействии с другими.

с. - находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям;

д. - правильно диагностировать педагогическое явление;

е. - формировать доминирующую педагогическую задачу.

Прогностические умения связаны с управлением образовательным процессом и предполагают ориентацию на четкое представление в сознании учителя, являющегося субъектом управления, цели его деятельности в виде предвидимого результата. Педагогическое прогнозирование опирается на достоверное знание сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся.

В зависимости от объекта прогнозирования прогностические умения В. Л. Сластенин объединяет в три группы (21,1)5):

а. - прогнозирование развития коллектива.

б. - прогнозирование развития личности.

с. - прогнозирование педагогического процесса.

Педагогическое прогнозирование требует от учителя овладения такими прогностическим» методами, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполирование и др.

Проективные умения осуществляются в виде разработки проекта образовательного процесса и означают:

  • - конкретизацию полей обучения и воспитания;
  • - обоснование способов их поэтапной реализации;
  • - планирование содержания и видов деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, собственного опыта и лично - деловых качеств;
  • - определение формы и структуры образовательного процесса в соответствии с поставленными задачами и с учетом особенностей участников образовательного процесса;
  • - планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей творческих сил и дарований;
  • - отбор форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании;
  • - планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью.

Оперативное планирование требует от педагога овладения целым рядом конкретных узкометодических умений.

Рефлексивные умения имеют место при осуществлении педагогом контрольно - оценочной деятельности, направленной на себя, и предполагают использование таких разновидностей, как:

  • - контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами;
  • - контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане;
  • - контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий;

Особое внимание заслуживает последняя разновидность контроля как наиболее часто применяемая в деятельности педагога дополнительного образования (педагога - предметника).

Для эффективного его осуществления педагог дополнительного образования должен быть способен к рефлексии, позволяющей объективно анализировать свои суждения, поступки, и в конечном итоге, деятельности, с точки зрения, их соответствия поставленным целям и условиям реализации.

Рефлексия понимается, как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных действий. Для педагога очень важно установить, в какой мере полученные результаты (положительные или отрицательные) являются следствием его деятельности. Отсюда и возникает необходимость в анализе собственной деятельности, в ходе которой определяются:

правильность постановки целей, их трансформации в конкретные задачи;

адекватность комплекса решавшихся доминирующих и подчиненных задач;

соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам;

  • - эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности;
  • - причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания;
  • - опыт своей деятельности в его целостности и соответствии с выбранными наукой критериями и рекомендациями;

Рефлексия -- это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие участники образовательного процесса (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают учителя, его личностные, эмоциональные реакции и профессиональные способности и возможности.

Организаторская деятельность педагога дополнительного образования обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания. К организаторским умениям относят: мобилизационные, информационные, развивающие и ориентированные.

Мобилизационные умения педагога дополнительного образования направлены на:

  • - привлечение внимания учащихся и развития у них устойчивых интересов к учению;
  • - формирования у них потребности в знаниях;
  • - формирование учебных навыков и обучение приемам научной организации учебной деятельности;

формирование у учащихся активного, самостоятельного, творческого отношения к явлениям окружающей действительности.

Информационные умения связаны не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Это умение и навыки работы с печатными источниками и библиографирования, умение добывать информацию из других источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образо - вательного процесса. В ходе преподавания, информационные умения проявляются способности:

  • - доступно излагать учебный материал, с учетом специфики предмета, уровня подготовленности учащихся их жизненного опыта и возраста;
  • - логически правильно построить процесс передачи учебной информации, используя различные методы: рассказ, беседу, объяснение;
  • - доступно, лаконично и выразительно формировать вопросы;
  • - оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учебного материала.

Развивающие умения предполагают:

стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических и функциональных отношений;

  • - создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся;
  • - создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и воли учащихся.

Ориентационные умения направлены на формирование морально - ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям детей; организацию совместной творческой

деятельности, имеющей своей целью развитие социально¬значимых качеств личности.

Функции педагога дополнительного образования Деятельность педагога дополнительного образования реализуется в определенных ситуациях через выполнения самых разнообразный действий, подчиненных определенным целям и направленных на решение тех или иных педагогических задач, осознанно (целенаправленно) или стихийно, интуитивно создаваемых педагогом. Определенная совокупность таких действий определяет реализацию той или иной психолого - педагогической функции, представляя структурную организацию педагогической деятельности.

Исследование ряда ученых (Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А.И.Щербаков и др.) показывают, что в учебно - воспитательном процессе проявляются следующие взаимосвязанные функции педагога дополнительного образования:

  • - диагностическая;
  • - ориентационно - прогностическая;
  • - конструктивно - проектировочная;
  • - организаторская;
  • - информационно - объяснительная;
  • - коммуникативно - стимулирующая;
  • - аналитико - оценочная;
  • - исследовательско - творческая;

Диагностическая функцня педагогической деятельности связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Нельзя осуществлять учебно- воспитательную работу, не зная особенностей психического развития каждого ребенка, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д. «... Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, надо прежде всего знать его во всех отношениях»,

Отмечал К. Д. Ушинский в предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания». Для этого учителя необходимо быть наблюдательным, владеть методами изучения и определения уровня воспитанности ребенка, знать круг его интересов склонностей.

Ориентационно - прогностическая функция

педагогической деятельности выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретной цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты, то есть то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формировании и развитии личности ребенка он хочет получить.

Ориентационно - прогностическая деятельность в работе педагога дополнительного образования осуществляется постоянно. Без нее не может обеспечиваться динамика и совершенствование цели, методов и форм воспитания и обучения.

Конструктивно - проектировочная функция органически связана с ориентационно - прогностической и обеспечивает:

Отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;

проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;

Проектирование собственной деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися;

Организаторская функция педагогической деятельности связана с вовлечением учащихся в воспитательную работу и стимулирование их активности. Очень важным элементом является умение вдохновлять учащихся к работе, вносить в нее элемент романтики и осуществлять тактичный контроль за ее выполнением. Организаторская функция реализуется через:

  • - отбор и структурирование информации в процессе сообщения ее учащимся;
  • - организацию различных видов деятельности учащихся;
  • - организацию собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия учащихся.

Информационно - объяснительная функция педагогической деятельности. Ее большое значение обуславливается тем, что обучение и воспитание, по существу, в той или иной мере, основано на информационных процессах. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно - эстетическими идеями - это важнейшее средство развития и личностного формирования учащихся. Педагог в этом случае выступает не только как организатор учебно - воспитательного процесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно - эстетической информации. От того как педагог сам владеет учебным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудированный педагог знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доносить их до учащихся.

Он хорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у детей умений и навыков.

Коммуникативно -- стимулирующая функция педагогической деятельности связана с тем большим влиянием учителя, которое оказывает на ученика его личное обаяние, нравственная культура, умение установить и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно - познавательной, трудовой и художественно - эстетической деятельности. Эта деятельность включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокупности характеризует стиль гуманных взаимоотношений учителя с детьми. Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость.

В статье «Три элемента школы» К. Д. Ушинский писал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм, как бы он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». (30, 117) Коммуникативная функция предполагает:

а.- установление правильных взаимоотношений с учащимися;

б,- с другими педагогами, с администрацией учреждения дополнительного образования.

Аналитико - оценочная функция деятельности педагога.

Педагог, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляя свою работу с опытом коллег.

Аналитико - оценочная деятельность помогает педагогу дополнительного образования поддерживать так называемую обратную связь в- своей работе, это значит, непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении игвоспитании учащихся и что достигнуто, и на этой основе вносить коррективы учебно -- воспитательный процесс, вести поиски путей его совершенствования и повышение педагогической эффективности, шире использовать передовой педагогический опыт.

Гностическая (исследовательская) функция педагогической деятельности предусматривает изучение:

б. - возрастных и индивидуально - психологических особенностей других людей;

в. - особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

Исследовательская функция основывается на способности человека воспринимать, понимать, оценивать другого человека и на реальности собственной оценке (самооценке).

Исследовательская функция успешно осуществляется, если учитель обладает потребностью к самообразованию и совершенствованию своего педагогического мастерства и определенных исследовательских навыков. Гностическая (исследовательская) функция предполагает развитие умений

1.1 Основные функции и особенности работы педагога дополнительного образования

Для того чтобы понять мотивацию педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования, необходимо выяснить функции и особенности системы дополнительного образования детей, а затем особенности деятельности данной категории педагогов.

Профессиональные функции - это те, которые имеют непосредственное отношение к учебно-воспитательной деятельности педагога. Их так же много, как и видов деятельности.

Остановимся на краткой характеристике в разных видах педагогической деятельности профессиональных функций педагога дополнительного образования детей:

1) образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

3) креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

5) рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

6) профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;

7) интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;

8) функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

9) функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы.

У каждой профессии есть особенности, у педагогической - тоже. Рассмотрим их.

1. Деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу, на будущее. Педагог всегда заглядывает вперед: к чему, к какой жизни готовить своих воспитанников. Следовательно, педагогу необходимо профессионально владеть опытом прошлого, особенно хорошо ориентироваться в современной жизни и предвидеть контуры будущего, предвосхищать события, которые могут быть в предстоящей жизни. 2. Из рассмотренной особенности профессиональной деятельности педагога вытекает и следующая:

концентрическое расположение содержания и организации учебно-воспитательной работы. Это значит, что формирование заданных, даже одних и тех же, черт личности происходит многие годы, все более расширяясь, пополняясь новыми характеристиками, а в чем-то и изменяясь, т.е. происходит углубление и уточнение представления о том же понятии. Так, физическую, нравственную, экологическую культуру, культуру общения и т.п. педагоги начинают формировать уже у дошкольников. Эти же вопросы, но уже на новом витке, в более полном и широком понимании возвращаются к детям в младших классах, в подростковом и юношеском возрасте. 3. Объект педагогической деятельности (воспитанник) - постоянно развивающийся и меняющийся динамичный индивид (или группа). Он имеет свои потребности, цели, мотивы деятельности, интересы и ценностные ориентации, которые регулируют его поведение. И, следовательно, педагогу приходится “приспосабливать” свою работу к особенностям этого объекта, чтобы он стал союзником, активным соучастником учебно-воспитательного процесса. В идеале вместо субъектно-объектного отношения складывается субъектно-субъектное взаимодействие между воспитателем и воспитанником. 4. Педагогическая деятельность имеет коллективный характер. В школе, в других учебно-воспитательных учреждениях, работает не педагог-одиночка, а один из членов педагогического коллектива. Это особенно проявляется в том классе, где работает 8-10 преподавателей-предметников и, кроме учителей, есть еще воспитатели. Любой из них достигнет хороших результатов только тогда, когда будет выработана общая цель на перспективу. На эту особенность педагогической профессии обратил внимание А.С. Макаренко. Он полагал, что в коллективе педагогов каждый учитель, воспитатель, будучи неповторимой личностью, чем-то своим обогащает коллектив, и в свою очередь обогащается сам. Коллектив силен и хорош тот, в котором есть разные учителя: молодые и пожилые, начинающие работать и опытные, мужчины и женщины, любители разных видов искусства. Именно в коллективе учитель получит помощь в случае затруднений, возникающих в работе. В этом состоит смысл коллективного характера работы педагога, составляющего одну из особенностей его профессии.

5. Целенаправленная и организованная профессиональная деятельность педагога проходит в природной и социальной среде. Она в свою очередь представляет собой мощный, хотя часто неорганизованный, случайный и потому неуправляемый фактор, воздействующий на развитие и формирование личности. На молодого человека, кроме педагога, оказывают влияние и средства массовой информации (СМИ). В этой ситуации, когда на развитие личности одновременно воздействует много факторов, педагогу приходится вести “конкурентную борьбу” с негативными явлениями и искать союзников в благоприятной среде.

8. Учитель не имеет права на ошибку - в его руках - судьба человека. Образно говоря, работа учителя сразу, без репетиций выполняется набело, без черновиков (например, в отличие от театральных постановок), потому что воспитанники - это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Конечно, было бы идеально, если бы в никакой деятельности ошибок не было. К сожалению, так не бывает. Но во многих случаях ошибку без серьезных последствий можно исправить, устранить брак. Другое дело- педагогическая деятельность: нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то {к музыке ли, рисованию и т.п.) Не проявившийся талант- это вина учителя. Недопустимо подозревать ребенка в каких-либо плохих делах, не имея на то достаточных оснований: он станет скрытным, обидчивым, недоверчивым ко всем и в первую очередь - к учителю. Ошибка учителя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, несложившейся жизнью, разочарованием во всем. Тогда ошибка будет на совести педагога.

9. Особенностью профессии педагога является также гуманизм: вера в доброе начало в каждом ребенке, уважение к личности, любовь к людям, желание помочь другим в разных сложных жизненных ситуациях. 10. Учитель-профессионал не только учит других, но и сам постоянно учится, совершенствуя мастерство. Если он не будет пополнять свои знания, то наступит время, когда нечего будет отдавать другим. Не-прерывное образование, таким образом, является характерной особенностью педагогической профессии.

Таковы, на наш взгляд, существенные особенности педагогической профессии. Внимательный и придирчивый читатель не без основания заметит, что те особенности педагогической профессии, о которых только что говорилось, присущи и представителям некоторых других профессий.

Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Дополнительное образование детей - это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития. Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием. Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга - тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства как на уровне отдельной школы, так и целого города, региона, страны.

Особенности педагогического труда на современном этапе

Функции педагогического труда

1. Образовательная: вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков.

2. Воспитательная: формирование у учащихся научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов и убеждений. В школе нет уроков великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Еще античные мыслители ставили вопрос: «Почему существуют учителя математики, но нет учителей, которые преподавали бы добродетель?» И сами же отвечали: «Потому что все учителя должны являться наставниками морали».

3. Развивающая: при обучении следует развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, память, внимание, воображение, восприятие.

4. Общественно-педагогическая: воспитывать не только ученика, но и его родителей, осуществляя педагогическое просвещение.

5. Общественная: педагог – проводник идей общечеловеческих ценностей, пропагандист, активный член нашего общества.

Характерные черты учебно-воспитательного (педагогического) процесса

1. Определенная направленность.

2. Взаимосвязь и внутренняя противоречивость процессов преподавания и учения.

3. Непрерывное изменение компонентов учебного процесса в связи с изменением социального заказа общества (цели, задач, содержания, форм, методов).

4. Субъект – субъективные отношения, постоянные взаимодействия. Эти черты обусловливают всю структуру педагогической деятельности и делают труд учителя отличным от труда других людей.

Основные факторы, опосредующие деятельность учителя и ее результаты

1. Характер этапа социально-экономического развития общества.

2. Идеология общества.

3. Превращение науки в производительную силу.

4. Дифференциация и интеграция наук.

5. Научно-технический прогресс.

6. Нарастание потока информации.

7. Возрастание роли досуга в становлении людей нового типа.

Требования к деятельности учителя современной школы

1. Целенаправленность обучения, развития и воспитания подрастающих поколений.

2. Осуществление учебно-воспитательного процесса на деятельностно-коммуникативной основе и гуманно-личностном подходе.

3. Учет изменения социальных и возрастных соотношений, ускорения умственного и физического развития школьников.

4. Реализация постоянно изменяющегося содержания образования и воспитания.

5. Совершенствование учебно-материальной базы школы.

6. Соблюдение требований к организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с инновационными образовательными учреждениями и новыми педагогическими технологиями.

7. Систематическое повышение квалификации.

Особенности труда учителя в современной школе

1. Характер труда учителя определяется в целом направленностью образовательного процесса, вытекающей из потребностей развития нашего общества, его социального заказа.

2. Специфика объекта деятельности учителя – учащиеся. Организация всей педагогической деятельности должна учитывать характерные особенности обучения, воспитания и развития личности как объекта педагогического воздействия. Это сложный диалектический процесс, протекающий в соответствии с закономерностями развития личности; он связан с изменениями ее структуры и функций. Развитие происходит не в прямой зависимости от педагогических воздействий, а по законам, свойственным психике человека, соответственно особенностям восприятия, понимания, запоминания, становления воли и характера школьника.

3. Объект педагогических воздействий является одновременно и их субъектом. Могут быть ответные реакции на воздействия: реакция сопротивления (от минимальной по степени напряженности до остро конфликтной) или реакция в виде познавательной активности (от низкой по уровню до максимальной). В учебно-воспитательном процессе должно быть не просто воздействие педагога на учащихся, а своеобразное взаимодействие их, диалектические отношения между ними, а также между коллективами педагогов и учащихся. При этом могут быть преломления таких воздействий до самостоятельного воздействия субъекта на самого себя: самовоспитание, самообучение, самоусовершенствование.

4. Учитель имеет дело с двумя объектами деятельности: с учащимися и с учебным материалом. Настоящий учитель много сил и времени тратит на пополнение своих научных знаний, на целенаправленный отбор материала, на соотнесение его с возможностями учащихся. Он творчески реконструирует содержание образования, препарирует его, обогащает опытом окружающей жизни и личными наблюдениями учащихся, делает доступным для воспитуемых и т.д.

5. Существенным моментом в педагогических воздействиях является характер видов деятельности, в которые учитель включает школьников, вызывая потребность и интерес к знаниям и способам их добывания, а также вырабатывая у них настойчивость в преодолении учебных затруднений.

6. Педагогический труд – творческий труд. Он требует от учителя постоянного поиска, новых решений задач обучения, воспитания и развития детей и молодежи.

7. Источником развития личности являются противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями ученика и уровнем развития его возможностей, между предъявляемыми ему требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками, между новыми задачами и сложившимися у него способами мышления и поведения. Деятельность педагога должна быть направлена на диалектическое разрешение этих противоречий, на превращение их в движущие силы учебно-воспитательного процесса.

8. Творческий характер педагогического труда проявляется во всех областях деятельности учителя:

1) в конструктивной, включающей в себя деятельность, направленную на проектирование учебно-воспитательного процесса (отбор содержания и составление композиции из информации, которую он сообщает учащимся; планирование деятельности учащихся, направленной на овладение этим содержанием; конструирование собственной деятельности на каждом этапе обучения);

2) в организаторской, включающей в себя: организацию информации в процессе изучения нового материала, организацию деятельности учащихся, организацию собственной деятельности и поведения;

3) в коммуникативной, включающей в себя организацию взаимоотношений в процессе различных видов деятельности (игровой, трудовой и т.д.);

4) в гностической, включающей в себя изучение:

а) объекта своей деятельности (учащихся);
б) содержания, средств, форм и методов, с помощью которых эта деятельность осуществляется;
в) достоинств и недостатков своей личности и деятельности в целях сознательного ее совершенствования.

9. Творчество в педагогической деятельности представляет собой такую деятельность, продуктами которой являются духовные ценности, имеющие общественное значение. Педагогическое творчество носит, во-первых, массовый характер; во-вторых, оно редко завершается новыми изобретениями или педагогическими открытиями; в-третьих, творчество учителя имеет широкий диапазон.

10. Труд учителя протекает всегда в коллективах учащихся, учителей, родителей, в тесном взаимодействии с общественностью. И высокой эффективности этот труд достигает в том случае, если все действия и поиски педагога направлены на удовлетворение общих потребностей и целей.

11. Продуктивную деятельность учителя обеспечивает лишь мастерство . Оно состоит в умении педагога рациональными усилиями с помощью системы педагогических средств добиваться максимальных результатов в обучении, воспитании и развитии школьников, затрачивая на это время, отведенное учебными планами и программами.

Уровни осуществления педагогической деятельности учителем

1-й уровень репродуктивный . Педагог пересказывает другим то, что знает сам, и так, как знает сам.

2-й уровень адаптивный . Педагог не только передает информацию, но и трансформирует ее применительно к особенностям объекта, с которым работает (обеспечивает ее доступность).

3-й уровень – локально моделирующий . Педагог не только передает и трансформирует информацию, но и моделирует системы деятельности, обеспечивающие овладение знаниями, умениями и навыками по отдельным темам и разделам программы у большинства учащихся.

4-й уровень системно моделирующий знание и поведение . Педагог моделирует и реализует систему деятельности, формирующей систему знаний и умений по предмету, а также систему ценностных ориентаций учащихся.

5-й уровень системно моделирующий деятельность и отношения . Педагог моделирует систему деятельности, которая в свою очередь, формирует у учащихся способность добывать знания, вырабатывать черты общечеловеческих ценностей и отношений. Этот уровень является высшим доказательством сформированного творческого мастерства учителя, он обеспечивает максимальный результат его деятельности.

Характеристика типов учителей

1-й тип – проактивный: инициативен в организации общения и взаимодействия в классе.

2-й тип – реактивный: тоже гибок в своих установках, но внутренне слаб, подчинен стихии общения (не он, а ученики диктуют характер его общения с классом).

3-й тип – сверхреактивный: замечая индивидуальные различия, тут же строит нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз, считая, что эта модель и есть действительность.

Если ученик чуть активнее других, в их глазах он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее – лодырь, кретин и т.д. Отсюда и поведение учителя не всегда объективно и оправдано в общении.

Признаки, по которым можно «опознать» наличие негативных установок, то есть бессознательно плохое отношение к ученику:

1) он дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, чем «хорошему», то есть не дает ему подумать, подготовиться;

2) если «плохим» учеником дан неверный ответ, учитель не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ;

3) он «либеральничает» – оценивает положительно неверный ответ;

4) в то же время он чаще ругает «плохого» за неверный ответ;

5) соответственно он реже хвалит «плохого» за правильный ответ;

6) стремится не реагировать на ответ «плохого», вызывает другого, не замечая поднятой руки;

7) реже улыбается, меньше смотрит в глаза «плохому», чем «хорошему»;

8) реже вызывает, иногда вообще не работает с «плохим» учеником на уроке.

Профессиональное самосознание учителя

Оно является важным условием роста педагогического мастерства и включает:

1) знания о себе как о специалисте;

2) знание о себе как о личности;

3) эмоциональное отношение к себе как к педагогу-профессионалу.

Развитие профессионального самосознания происходит:

1) в процессе осмысления уровня подготовленности;

2) в самопознании себя как личности;

3) в самопознании себя как профессионала;

4) в процессе самоанализа своей деятельности и ее результатов;

5) в процессе профессиональной самооценки.

От глубины анализа указанных критериев зависят профессиональный рост учителя и развитие его творческого потенциала. Важным показателем уровня профессионального самосознания, критического отношения к себе, к результатам своей деятельности и возможностям самосовершенствования учителя является его профессиональная самооценка. Она играет регулирующую роль в процессе профессионального роста учителя, который возможен лишь при саморегуляции, опирающейся на «рассогласование» между оценкой себя и идеальным представлением об учителе.

Параметры саморегуляции:

1) потребность в саморегуляции познавательной деятельности и самосовершенствовании (стремление изменить себя, свой характер, свою волю, организовать свою деятельность, совершенствовать мастерство и т.п.);

2) устойчивая саморегуляция (реальная продуктивность самоусовершенствования, саморегуляция на уровне привычки, то есть владение своим поведением, умение организовать свою деятельность и т.п.).

Уровни саморегуляции

1-й уровень – высокий . Потребность в самообразовании, самовоспитании, самосовершенствовании, то есть в повышении показателей проявления всех личностных и профессиональных качеств. Этот уровень характеризуется высоким развитием любознательности, интеллекта, воли, общей и профессиональной культуры и эрудиции, потребностей и ценностных ориентаций. Высокий уровень саморегуляции предполагает интеллектуальную активность, которой присущи следующие признаки:

1) осознание и вычленение проблемы;

2) умение прогнозировать свою деятельность и деятельность других;

3) умение планировать и реализовывать планы;

4) умение пользоваться логическими операциями и переносить имеющиеся знания и умения в другие ситуации;

5) мотивационно-ценностный диалектический подход к деятельности; способность к восприятию, поиску, анализу и переработке информации, необходимой при принятии и реализации педагогических решений;

6) экономичность мышления (рациональность, нахождение наиболее оригинального способа решения задач и т.п.);

7) самостоятельность мышления в преодолении затруднений, в выборе путей разрешения трудностей, в выработке алгоритмов действий и т.п.;

8) гибкость мышления: быстрота преобразования способа действия в соответствии с изменениями ситуации, отход от стандартных решений, от стереотипа, нахождение целесообразного варианта, переключение с прямого хода мысли на обратный;

9) развитая способность педагогического предвидения, как содержательно-целевого, так и оперативного, обеспечивающего вооружение учителя комплексом стратегических и тактических средств и методов для более совершенной организации учебно-воспитательного процесса.

2-й уровень промежуточный . Он характеризуется тем, что при высокой потребности в саморегуляции наблюдается бессистемность в выполнении необходимой работы: «Хочу быть хорошим педагогом, но не всегда планирую выполнение намеченного», – или «Не всегда могу согласиться с тем, что предлагается или рекомендуется делать» – и т.п. В этом случае резко отстает устойчивость саморегулирования, самосовершенствования, так как такой человек не владеет своим поведением, не руководствуется методическими требованиями и практическими рекомендациями, не может правильно и в нужном направлении организовать свою деятельность. В суждениях такого человека преобладает субъективность; из него редко получается учитель-мастер, так как при подготовке любого дела он пренебрегает главными постулатами и руководствуется «своим разумением», своими не всегда рациональными подходами.

3-й уровень низкий . Саморегуляция характеризуется тем, что она сочетается с низкой потребностью в самосовершенствовании. Хотя такой человек знает мало, он и не хочет знать больше, не желает находить и читать соответствующую литературу, которая подняла бы его на более высокий уровень интеллекта, эрудиции, личностных и профессиональных качеств. Интеллект такого человека узок и инфантилен. Ему свойственно выбирать легкие развлекательные мероприятия, проводить свободное время, гуляя с друзьями, игнорировать чтение газет и художественной литературы. Из таких людей творчески работающих учителей не выходит. Им свойственны самовлюбленность, эгоизм, субъективизм. Главной особенностью такого человека является то, что его самооценка носит конфликтный характер, так как вступает в прямое противоречие с нормой, с научно обоснованными выводами, подтвержденными практикой. Это, как правило, конфликтные люди, потому что им свойственно завышать свои способности, уровни знаний и суждений, завышать притязания и самооценку и снижать значение совершенствования мотивации деятельности и важности работы над собой.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: