Техногенные катастрофы презентация. Презентация на тему техногенные катастрофы. Аварии на транспорте

Основы безопасности жизнедеятельности Техногенные аварии и катастрофы Бошкаева Л. Т. – к. т. н. , асс, профессор

Чрезвычайные ситуации ТЕХНОГЕННОГО характера Транспортные аварии Аварии с выбросом биологически опасных веществ Аварии с выбросом химически опасных веществ Аварии с выбросом радиоактив ных веществ Аварии на коммунальных системах Аварии на электро-эне гетичес-ких системах Гидродинамические аварии. Аварии на очистных сооружениях Пожары и взрывы Внезапное обрушение зданий и сооружений

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА: износ технологического оборудования, транспортных средств и основных производственных фондов; низкий уровень качества приборов контроля опасных и вредных факторов (в том числе, средств коллективной и индивидуальной защиты); недостаточная технологическая надежность систем обеспечения безопасности и систем управления недостаточная культура производства и снижение уровня компетенции и ответственности специалистов;

увеличение масштабов использования взрыво-, пожаро-, химически, радиационно-, биологически опасных веществ и технологий; недостаточность и несогласованность мер по предотвращению аварий и катастроф; размещение вредных производств и потенциально опасных объектов непосредственно в центре городов; недостаточный контроль за состоянием потенциально опасных производств и объектов; резкое уменьшение объемов строительства и содержание коллективных средств защиты для населения; отсутствие необходимого количества локальных систем оповещения.

Техногенные опасности предупреждают усовершенствованием техники. По воздействию на человека: Механические (падающие, движущиеся, вращающиеся объекты): энергетические и потенциальные физические, химические, психофизиологические

Психофизиологическая опасность В психологии выделяется несколько разделов: психология труда, инженерная психология, психология безопасности. Психология труда (психотехника) изучает психологические аспекты трудовой деятельности. Инженерная психология изучает процессы информационного взаимодействия человека с техническими системами, а также требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов с учетом психических свойств человека. По целям и задачам близка к инженерной психологии эргономика. Психология безопасности – изучает психологические аспекты деятельности, психические процессы, состояние и свойства человека, влияющие на условия безопасности.

Психические процессы и состояния Психические процессы делятся на: познавательные, эмоциональные и волевые (т. е. ощущения, восприятия, память и др.).

Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение, делятся на следующие группы: физиологический дискомфорт, т. е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям; биологический страх; дефицит времени на обслуживание; повышенная трудность задачи; повышенная значимость ошибочных действий; наличие релевантных помех; неуспех вследствие объективных обстоятельств; дефицит информации для принятия; недогрузка информацией (сенсорная деривация); перегрузка информацией; конфликтные условия, т. е. условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.

Классификация напряжение в соответствии с психическими функциями: — интенсивное напряжение - напряжение, вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания. — сенсорное напряжение - напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации. — монотония - напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

— политония - напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях. — физическое напряжение - напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека. — эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов. — напряжение ожидания - напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функции в условиях отсутствия деятельности. — мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения. — утомление - напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.

Классификация вредных веществ Эффект токсического воздействия зависит от количества попавшего в организм аварийных химически опасных веществ (АХОВ), их физико-химических свойств, длительности и интенсивности поступления, взаимодействия с биологическими средами (кровью, ферментами).

По избирательной токсичности выделяют: 1) сердечные с преимущественным кардиотоксическим действием (соли металлов – бария, калия, кобальта, радия); 2) нервные, вызывающие нарушение психической активности (угарный газ, фосфорорганические соединения, алкоголь, наркотики, снотворные препараты); 3) печеночные (хлорированные углеводороды, ядовитые грибы, фенолы и альдегиды); 4) почечные (соединения тяжелых металлов, этиленгликоль, щавелевая кислота); 5) кровяные (анилин и его производные, нитраты, мышьяковистый водород); 6) легочные (смог, смолы, газы).

Порог вредного действия – это минимальная концентрация вещества, при воздействии которой в организме возникают биологические изменения на организменном уровне, выходящие за пределы приспособительных реакций, или скрытая патология.

По ГОСТу 12. 0. 003-74 вредные вещества подразделяются: 1) токсические, вызывающие отравление всего организма или поражающие отдельные системы (ЦНС), вызывающие патологические изменения печени, почек; 2) раздражающие, вызывающие раздражение слизистых оболочек дыхательных путей, глаз, легких, кожных покровов;

3) сенсибилизирующие, действующие как аллергены (формальдегиды, растворители, лаки на основе нитро– и нитросоединений); 4) мутагенные, приводящие к нарушению генетического кода, изменению наследственной информации (свинец, марганец, радиоактивные изотопы); 5) канцерогенные, вызывающие злокачественные новообразования (циклические амины, ароматические углеводороды, хром, никель, асбест); 6) влияющие на репродуктивную (детородную) функцию (ртуть, свинец, стирол, радиоактивные изотопы).

Русский язык Английский язык Казахский язык Дорожно-транспорт ное происшествие (ДТП) Жол -транспорт ты қ т тенше жа дайлар ө ғ (ЖТТЖ) Несчастные случаи на предприятиях К сіпорындарда ы ә ғ ай ылы жа дайлар қ ғ ғ Производственная или транспортная катастрофа ндірістік немесе Ө транспортты қ катастрофа Профессиональный отбор К сіби та дау ә ңГлоссарий

Основная литература: 1. Суворовцев А. А. , Мельников Е. Н. , и др. «Безопасность жизнедеятельности» . Учебное пособие. АЧС РК. 2004г. 2. Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов – М. : Высшая школа, 2005г. 3. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие, книга 1. – Алматы: Республиканские курсы ЧС и ГО, 2002г. Дополнительная литература: 1. Приходько Н. В. Безопасность жизнедеятельности. Курс лекций. — Алматы: ВШП «Адилет» , 2000г. СРС Техногенные опасности (доклад 3-5 стр.) СРСП Производственные аварии, катастрофы и их последствия (доклад 3-5 стр.)

Задание на дом: Какие ЧС техногенного характера возможны в нашем регионе? Какие ЧС техногенного характера вы наблюдали лично? Расскажите о Ваших действиях в различных ЧС техногенного характера, если они случаться сейчас.


Техногенные катастрофы это крупные аварии, влекущие за собой гибель людей и даже экологические катастрофы. Одной из особенностей техногенных катастроф является их случайность. Подобно природным, техногенные катастрофы могут вызвать панику, транспортный коллапс, а также привести к подъему или потере авторитета власти.






Железнодорожные Крушение пассажирского поезда Metrolink. Столкновение поездов, произошедшее 12 сентября 2008 года в Калифорнии, относится больше к халатности. Столкнулись два поезда, 25 человек погибло, компания MetroLink потеряла 500 миллионов долларов


Столкновение топливной автоцистерны и легкового автомобиля - произошло 26 августа 2004 г. на мосту Wiehltal в Германии. Эту катастрофу, которая произошла 26 августа 2004 года, можно отнести к авариям на дорогах. Они часто происходят, но эта по масштабности превзошла все. Машина проезжая по мосту на всей скорости врезалась в едущий на встречу полный бензовоз, произошёл взрыв, который практически уничтожил мост.


Чернобыльская трагедия – это печальный урок для человечества. Самая грандиозная техногенная катастрофа произошла 26 апреля 1986 года, на 4-м блоке Чернобыльской атомной электростанции в небольшой городке-спутнике под названием Припять. Немыслимое количество смертельно-опасных радиоактивных веществ оказалось в воздухе. В некоторых местах уровень радиационного загрязнения в тысячи раз превысил стандартный фон радиации. стало понятно, что после взрыва здесь будет другой мир земля, где нельзя сеять, реки, в которых нельзя купаться и ловить рыбу и дома… в которых нельзя жить



При переработке скота из зоны выброса Чернобыльской АЭС выяснилось, что часть этого мяса содержит радиоактивные вещества в огромных количествах, значительно превышающих предельные нормы…А для того, чтобы избежать большого накопления РВ в организме людей от употребления зараженных продуктов питания, Министерство здравоохранения СССР приказало как можно сильнее рассредоточить это мясо по стране…освоить его переработку на мясокомбинатах отдаленных областей Российской Федерации (исключая Москву), Молдавии, Закавказья, Прибалтики, Казахстана и Средней Азии








Поскольку техногенные катастрофы детерминированы человеческим фактором, то проводится работа по их профилактике: ведется тестирование техники на вопрос её износа, проверяется дисциплина и профессионализм обслуживающего персонала. Поскольку полностью предотвратить возможность техногенной катастрофы нельзя, то необходимо предусмотреть мероприятия по своевременному оповещению о её возможном начале, планы её локализации, эвакуации населения из пострадавшего района и организация помощи пострадавшим и выжившим в зоне бедствия (Гуманитарная помощь).профилактикетестированиеперсоналасвоевременному оповещениюэвакуацииорганизация помощи пострадавшимГуманитарная помощь

Проект на тему

«Техногенные катастрофы»

Работу выполнили

Степаниденко Дмитрий

Бородин Андрей

Преподаватель

Плаксин Владимир Владимирович

Прежде всего необходимо разобраться с определением техногенной катастрофы

Техногенная катастрофа - крупная авария на техногенном объекте, влекущая за собой массовую гибель людей и даже экологическую катастрофу .

Одной из особенностей техногенной катастрофы является её случайность (тем самым она отличается от терактов ).

Причин техногенных катастроф существует огромное количество мы обобщим их и расскажем о самых «популярных»

· просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;

· некачественное строительство или отступление от проекта;

· непродуманное размещение производства;

· нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

· отсутствие на должном уровне содержания зданий и сооружений, оборудования, не приобретаются новые станки и механизмы, взамен устаревших.

· падение производственной дисциплины. Невнимательность, грубейшие нарушения правил эксплуатации техники, транспорта, приборов и оборудования.

· современное производство всё более усложняется. В его процессе часто применяются ядовитые и агрессивные компоненты. На малых площадях концентрируется большое количество энергетических мощностей.

· стихийные бедствия, в результате которых выходят из строя предприятия, имеющие в своем производстве опасные для общества вредные вещества и т.д.

· сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, низкая трудовая и технологическая дисциплина;

· концентрация различных производств в промышленных зонах без должного изучения их взаимовлияния;

· отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушений режимов эксплуатации;

· высокий энергетический уровень технических систем;

· внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др.

Последствия

Последствий техногенных катастроф так же много и мы расскажем только о самых опасных и наиболее вероятных

последствия на гидротехнических сооружениях

Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.(тык)

Высота и скорость волны прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и разности высот в верхнем и нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит до 100 км/час.(тык)

Значительные участки местности через 15 – 30 минут обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами.

При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.

Ядерный взрыв способен мгновенно уничтожить или вывести из строя незащищенных людей, открыто стоящую технику, сооружения и различные материальные средства. Основными поражающими факторами ядерного взрыва являются:

· ударная волна

· световое излучение

· проникающая радиация

· радиоактивное заражение местности

· электромагнитный импульс

Что такое техногенные катастрофы?Техногенная катастрофа (англ. Industrial
disaster) - крупная авария на техногенном
объекте, влекущая за собой массовую гибель и
даже экологическую катастрофу.
Одной из особенностей техногенной катастрофы
является её случайность (тем самым она и
отличается от терактов). Обычно
противопоставляется природным катастрофам.
Однако подобно природным техногенные
катастрофы могут вызвать панику, транспортный
коллапс, а также привести к подъему или потере
авторитета власти.

Виды техногенных катастроф

Техногенные катастрофы подразделяются на следующие виды
:По субъективному отношению[:
вызванные халатностью обслуживающего персонала;
вызванные внешними факторами (кораблекрушение):
вызванные непредвиденными и нежелательными последствиями штатного функционирования
технологических систем.
По объекту:
«индустриальные» (взрывы и утечки токсичных веществ на заводах химической или пищевой
промышленности, прорыв на трубопроводах или аварии на АЭС),
«транспортные» (аварии на АЭС с разрушением производственных сооружений и радиоактивным заражением
территории;
аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением
территории;
авиационные катастрофы, повлекшие за собой значительное количество человеческих жертв и требующие
проведения поисково-спасательных работ;
столкновение или сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метрополитенах), повлекшие за
собой групповое поражение людей, значительное разрушение железнодорожных путей или разрушение
сооружений в населенных пунктах.
аварии на водных коммуникациях, вызвавшие значительное число человеческих жертв, загрязнение
ядовитыми веществами акваторий портов, прибрежных территорий, внутренних водоемов;
аварии в энергосистемах;
гидродинамические аварии;
прорыв плотин, дамб;
пожары, возникающие в результате взрывов на пожароопасных объектах.

Кыштымская авария

«Кыштымская авария» - первая в
СССР радиационная чрезвычайная
ситуация техногенного характера,
возникшая 29 сентября 1957 года на
химкомбинате «Маяк», расположенном
в закрытом городе «Челябинск-40». С
1954 года город назывался Озёрск, но
так как название этого города было
засекречено, аварию назвали в честь
реки близ этого города.

Версии взрыва

Версия гласит, что в бак-испаритель с горячим раствором
нитрата плутония по ошибке добавили раствор оксалата
плутония. При окислении оксалата нитратом выделилось
большое количество энергии, что привело к перегреву и
взрыву емкости, содержащей радиоактивную смесь.
Взрыв полностью разрушил ёмкость из нержавеющей
стали, находившуюся в бетонном каньоне на глубине
8,2 м, сорвал и отбросил на 25 м бетонную плиту
перекрытия каньона, в радиусе до 1 км в зданиях выбило
стёкла; о других разрушениях не сообщается.
Непосредственно от взрыва никто не погиб. В воздух
было выброшено около 20 миллионов кюри
радиоактивных веществ, содержавшихся в разрушенной
ёмкости в виде аэрозолей, газов и механических взвесей

Чернобыльская АЭС

Чернообыльская атомная
электростанция имени В. И. Ленина,
ЧАЭС - остановленная первая
украинская атомная электростанция,
известная в связи с аварией,
произошедшей 26 апреля 1986 года.
Официальное современное название
Государственное специализированное
предприятие Чернообыльская атомная
электростанция

Взрыв случился глубокой ночью 26 апреля 1986 года. На место происшествия
была вызвана команда пожарных. Команда из 30 человек бросилась на
борьбу с бедствием. Из защитной одежды на них были обычные каски и
сапоги – конечно, они никоим образом не могли уберечь пожарных от
огромных доз радиации. Этих людей уже давно нет в живых, все они в разное
время умерли мучительной смертью от поразившего их рака.
К утру пламя потушили. Однако по всей территории атомной станции были
разбросаны излучающие радиацию куски урана и графита. Самое страшное,
что советские люди не сразу узнали о катастрофе, произошедшей на
Чернобыльской АЭС. Это позволило сохранять спокойствие и предотвратить
панику – именно этого и добивались власти, закрыв глаза на то, какой ценой
обернется для людей их неведение.
А 28 апреля была объявлена полная эвакуация. 1100 автобусов колонной
вывозили население Чернобыля, Припяти и других близлежащих населенных
пунктов. Люди бросили свои дома и все, что в них находилось – с собой им
разрешили взять только удостоверения личности и еду на пару дней.

Версии взрыва

До сих пор нет однозначного мнения о том, что послужило
причиной катастрофы на Чернобыльской АЭС. Одни
утверждают, что причина в бракованном оборудовании и
грубейших ошибках при строительстве АЭС. Другие видят
причину взрыва в сбое работы циркуляционной системы
водоснабжения, которая обеспечивала охлаждение
реактора. Третьи убеждены, что всему виной оказались
проводимые на станции в ту зловещую ночь
эксперименты по допустимой нагрузке, во время которых
произошло грубое нарушение правил эксплуатации.
Четвертые уверены, что если бы над реактором
находился защитный бетонный колпак, построением
которого пренебрегли, такого распространения радиации,
случившегося в результате взрыва, не было бы

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС

Авария на СаяноШушенской ГЭС
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС - индустриальная
техногенная катастрофа, произошедшая 17 августа
2009 года. В результате аварии погибло 75 человек,
оборудованию и помещениям станции нанесён
серьёзный ущерб. Работа станции по выработке
электроэнергии приостановлена. Последствия аварии
отразились на экологической обстановке акватории,
прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической
сферах региона. В результате проведённого
расследования непосредственной причиной аварии
было названо усталостное разрушение шпилек
крепления крышки турбины гидроагрегата, что привело
к её срыву и затоплению машинного зала станции.

Версии взрыва

Вследствие многократного возникновения
дополнительных нагрузок переменного
характера на гидроагрегат, связанных с
переходами через не рекомендованную зону,
образовались и развились усталостные
повреждения узлов крепления
гидроагрегата, в том числе крышки
турбины. Вызванные динамическими
нагрузками разрушения шпилек привели к
срыву крышки турбины и разгерметизации
водоподводящего тракта гидроагрегата.

Фукусима-1

Фукусиома-1 (яп. 福島第一原子力発電所
Фукусима дай-ити гэнсирёку хацудэнсё) -
атомная электростанция, расположенная в
городе Окума в уезде Футаба префектуры
Фукусима. До аварии 2011 года, её шесть
энергоблоков, мощностью 4,7 ГВт, делали
Фукусиму-1 одной из 25 крупнейших атомных
электростанций в мире. Фукусима-1 - это
первая АЭС, построенная и эксплуатируемая
Токийской энергетической компанией
(TEPCO).

Версии взрыва

Авария на АЭС "Фукусима-1" произошла в результате
землетрясения магнитудой 9,0 и последовавшего десятиметрового
цунами, обрушившегося на северо-восток Японии. Удар стихии
вывел из строя систему аварийного энергоснабжения АЭС, что
привело к прекращению охлаждения ядерного топлива.
Специалисты компании-оператора станции считают, что на трех
реакторах велика вероятность выпадения ядерного топлива из
расплавленных стержней.
После множественных утечек радиации превышение норм
радиоактивности было обнаружено в воде и продуктах в ряде
японских префектур. Правительство ввело ограничения поставки
таких товаров и эвакуировало жителей из 20-30 километровой зоны
отчуждения. Японское агентство по ядерной и промышленной
безопасности (NISA) присвоило аварии максимальный - седьмой -
уровень опасности. Такой уровень устанавливался лишь однажды -
во время аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: