Что значит для меня быть в безопасности. Старт в науке. «Стану незаметной и слабой, спрячу свою силу, только бы никто её не увидел. Потому что иначе могут напасть. А так в безопасности.»

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема личной безопасности человека является актуальной в любое время. Наше время принесло людям не только достижения в области технического прогресса, упростившие жизнь, но и массу проблем, затрудняющих ее. Каждый день на нашей планете происходят всевозможные ситуации, подвергающие чью-то жизнь опасности. Будь то природная чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа или опасная ситуация сложившаяся под воздействием человеческого фактора. В современном мире сильно встает вопрос личной безопасности. Для начала, давайте определим, что это значит. Формально, личная безопасность - это совокупность знаний, умений и навыков человека, выражающихся в его готовности защитить себя от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды и наступления нежелательных последствий. Если же говорить проще, то это готовность человека защитить себя и окружающих.

Теперь давайте рассмотрим факторы, которые могут содействовать в достижении личной безопасности и примеры проблем их достижения в современном мире.

Первый, это бдительность. Суть проста: желательно всегда быть начеку и следить за тем, что происходит вокруг человека. Казалось бы, не в военной обстановке живем, зачем все время держать себя под напряжением? В спокойное время от вас и не требуется вести себя как параноик, все время оглядываясь вокруг. Однако, замечать то что творится вокруг тебя является качеством, необходимым для обеспечения личной безопасности, т.к. это дает возможность человеку в случае чего вовремя принять необходимые меры. А по поводу современного мира: как я уже написал выше, так как мы живем в относительно спокойное время, все больше людей (в основном молодых) перестают замечать то, что происходит вокруг них. Им кажется, что никто им ничего не сделает, или что их проблемы решат за них (например, родители) и часто совершают действия не подумав.

Следующий фактор, образовательный уровень человека, его знания в разных областях. Знание - наше главное оружие. Термин личная безопасность должен включать в себя теоретическую подготовку, которая должна включать в себя как знания по решению возникших ситуаций, опасных для жизни, так и, что гораздо более важно, предотвращению этих событий, пусть даже это не всегда может зависеть от нас самих. Важно знать основные способы оказания первой помощи, действия в той или иной экстремальной ситуации и способы их предотвращения. Ведь знания в той или иной ситуации помогают нам сохранять спокойствия и трезвость мысли. Понимая, что происходит, мы действуем более эффективно и минимизируем риски угрожающие нам. Говоря о современном мире - в связи с технологическим прогрессом появляется все больше приборов, которые могут заинтересовать человека (например, игры и развлекательный контент в интернете в наше время доступны где угодно с появлением умных мобильных устройств), отбив у него всякое желание учиться. Особенно это касается нынешних школьников, так как именно в это время складывается общая образованность человека.

Третий фактор - физическое состояние человека. Физическая подготовка также является не менее важной стороной личной безопасности. Совсем необязательно быть олимпийским атлетом, но элементарная подготовка, включающая в себя развитие, как общей силы мышц, так и выносливости организма, должна присутствовать в жизни каждого человека, заботящегося о своем здоровье. Ведь как бы не был осведомлен и опытен человек, без физических возможностей он не сможет надолго задерживать дыхание, поднимать заграждения или просто быстро бежать. Как говорится, «в здоровом теле - здоровый дух», и сильный духом человек не сдастся в ситуации, которая может казаться безвыходной, этот человек не перестанет бороться за свою жизнь во чтобы то ни стало, ведь пока не сломлен дух, этого человека не сломить. Данный фактор влияет на быстроту реакции человека, способность эффективно противостоять переутомлению.

Ну и последний (но не по важности), с моей точки зрения, фактор, это психологическая готовность. Здесь подразумевается воля к жизни человека, его умение преодолеть страх, а также такие качества личности как: стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, и т.д. Реальным примером того, на что это влияет, является то, насколько быстро человек, обнаружив опасность, сможет успокоиться и предпринять необходимые действия по ее устранению.

Немаловажной деталью являются и инстинкты человека. Не стоит и отрицать, что каждый из нас в той или иной мере может предчувствовать опасность или ход событий, предугадывать возможные стечения обстоятельств. Эта особенность передалась нам от животного мира, где она развита гораздо сильнее, чем у нас, но это не мешает быть ей полезной и спасать из ситуаций где, казалось бы, нет выхода. Нужно уметь слушать свой организм и доверять инстинктам. Ведь даже не зная о них мы ими обладаем с рождения, это привито в нас на уровне ДНК.

В заключение можно сказать, что обеспечение безопасности является первоочередной задачей для человека в настоящее время. Процесс обеспечения безопасности является сложным и многогранным, и зависит от большого числа различных факторов. Переход к информационному обществу создает все новые и новые виды опасностей и угроз. Но не стоит забывать о том, что мы, все же, живем в относительно спокойное время и технический прогресс в основном улучшает качество жизни. Нужно жить и не бояться, но помнить о ценности своей жизни и быть готовым ко всему.

Чувство защищенности (психологической безопасности личности) возникает, когда человек сознательно и, сохраняя ответственность, воздействует на обстоятельства жизни, чтобы обеспечить условия для своего душевного равновесия и гармоничного развития.

Что такое безопасность? Это состояние защищенности жизненно важных интересов (потребностей) личности от внутренних и внешних угроз.

По Э. Шомбургу основные потребности жизни это:

  1. Безопасность;
  2. Самоуважение;
  3. Признание, утверждение, чувство успеха;
  4. Опыт позитивных воспоминаний.

Социальная безопасность – это состояние общественных отношений, при котором личность может самостоятельно, без вмешательства и давления извне свободно выбирать и осуществлять свою стратегию поведения, духовного, социального, экономического и политического развития.

Психологическая безопасность личности это защищенность психики каждого отдельно взятого индивидуума, его душевного здоровья, духовного мира. Нарушение какого-либо из этих составляющих ведет к дестабилизации внутреннего душевного состояния человека. Причинами дестабилизации могут быть:

  1. Психологические травмы и катастрофы.
  2. Резкая смена ценностей и моральных принципов в результате некоторых обстоятельств.

Данные ситуации могут привести к:

  1. Потери активной жизненной позиции.
  • Нежеланию к саморегуляции , адаптации в общественной среде, самопознанию .
  • В таком случае человек стремится обеспечить состояние защищенности особыми “защитными механизмами”: подсознательными, сознательными и надсознательными психологическими защитами (подробнее о механизмах защиты . Эти механизмы призваны “обезболить” негативные эмоции, в первую очередь страх, но при этом способны завуалировать или исказить действительность. В таком случае чувство страха сменяется чувством необъяснимой тревоги.

    Неприемлемы чувства, которые нас порабощают, делают пассивными: сковывающая грусть, отчаяние, страх, гнев, суеверие. Радость от жажды свободы, заставляющая нас через удовлетворение своих желаний делаться сильнее и совершеннее, дает нам уверенность в том, что даже будучи закованными в цепи, мы будем свободны и могущественны, если не перестанем мыслить . Бенедикт Спиноза.

    Сознательное и ответственное воздействие на обстоятельства своей жизни ради обеспечения условий для своего душевного равновесия и развития предполагает, что человек готов к любым внешним переменам, в том числе и к тому, что изменения могут оказаться непредвиденными, а стечение обстоятельств - неблагоприятным. Он видит причину и следствие и осознает свое участие в сложившейся ситуации (высокий уровень субъективного контроля), понимает свои мысли и чувства, отдает себе отчет в своем отношении к тем или иным событиям. Социальная защищенность предполагает, что у человека нет опасений относительно окружающих его людей, нет впечатлений, будто с их стороны есть какие-либо угрозы, и нет предположений, что такие угрозы могут появиться в будущем. Человек открыт для контактов, он доверяет людям и ожидает от них того же.


    Состояние защищенности, спокойствие за будущее во многом обеспечивается раскрытием и реализацией своих возможностей. Созидательная активность начинается с того, что имеет смысл для самого творца, и только позднее продукт творчества приобретает значение для других людей. Подобный успех практически обеспечивает человеку чувство собственного достоинства и уверенности в своих силах. По мнению некоторых специалистов, высший уровень развития человека начинается, когда творческая активность обращается на самого человека - личность создает себя сама . Self-made man – это человек, сделавший самого себя в самом глубоком понимании этого слова, это автономная, хорошо организованная, саморегулирующаяся личность. Психологическая безопасность человека, который владеет своим внутренним миром, в таком случае считается абсолютной.

    Чувство и состояние защищенности достигается двумя путями – вышеизложенный это “путь вопреки”, т.е. становление Self-made man вопреки слабостям, препятствиям, трудностям, победа над самим собой.

    Второй путь – не менее, а может и более эффективный - это “путь во имя”. Он дает не просто чувство защищенности, но и состояние внутренней гармонии, право быть самим собой, следовать собственным жизненным путем

    Вы уже знакомы с его компонентами. Во-первых, это доверие к себе , к своим мыслям, чувствам и поступкам, полное принятие себя. И как следствие доверие к миру.

    Безусловное принятие и любовь к себе дают чувство безопасности, свободу для самовыражения, чувствования, активности, которые вы считаете целесообразными для себя и уместными в данной ситуации.

    Доверие к себе, принятие себя, любовь к себе приносят понимание того, что вы всегда несете ответственность за свои поступки, при этом никто не должен нести ответственность за вас, и вы не обязаны нести ответственность за поведение, мысли и чувства других людей.

    Наличие самостоятельного выбора, сознательное отношение к своим поступкам, поведение во имя успеха и счастья , а не по причине избегания угрозы (психологической или физической) – все это дает чувство безопасности, защищенности.

    4.375 Rating 4.38 (8 Votes)

    Сочинение

    Мой дом — моя крепость.

    Английская поговорка.

    Мой город — это мой дом, в котором я живу и с которым «общаюсь» каждый день. Бесспорно, в своем родном доме хочется чувствовать себя в безопасности, быть уверенным, что здесь ничего плохого с тобой никогда не случится.

    Однако жизнь города всегда наполнена опасностями, о которых нужно знать и помнить. Одна их таких опасностей — дороги с интенсивным автомобильным движением. С раннего детства нам рассказывают о правилах дорожного движения, учат безоговорочно соблюдать их и не поддаваться искушению перебежать дорогу в неположенном месте или «быстренько» обойти автобус спереди.

    Мне кажется, эти правила совершенно несложны, но очень разумны и надежны — их соблюдение может гарантировать пешеходу безопасность. Дело за малым — всегда применять их на практике.

    Город населяет множество людей. Все они очень разные — с разными представлениями о том, что хорошо и что плохо, с разными целями, намерениями. Конечно, не стоит шарахаться от каждого незнакомца, идущего тебе навстречу. Но, в то же время, нужно помнить о возможной опасности, идущей от них, и не общаться с незнакомыми людьми, не соглашаться на какие-то их предложения или приглашения и так далее.

    Кроме этого, всегда хочется быть уверенным, что в случае беды тебе придут на помощь люди, для которых помогать — это профессиональная обязанность. Я имею в виду и милицию, и пожарных, и скорую помощь. Думаю, просто необходимо знать номера телефонов этих служб и верить, что при необходимости тебе здесь своевременно и качественно окажут помощь.

    Я люблю свой город, это моя родина, с которой у меня связана вся жизнь. Здесь живут моя семья и друзья, здесь расположены детский сад, в который я ходил, моя школа. Я хорошо знаю свой район, люблю бывать в центре города, наблюдать, как он преображается, меняется, растет вместе со мной. В полном смысле слова мой город — это мой дом, в котором я чувствую себя спокойно и уютно. В этом мне помогают знания, и соблюдение простых правил безопасности.

    Не стоит «зацикливаться» на опасностях, ведь мир прекрасен и удивителен, однако всегда нужно быть внимательным и аккуратным. И тогда можно будет, вслед за англичанами, сказать, что мой большой дом — это моя крепость.

    Елена Цветкова
    Эссе «Безопасность социальных систем»

    ДОУ № 25 «Светлячок» является учреждением общеобразовательного вида, с приоритетным направлением по социально -личностному развитию детей. Что предполагает повышение стандарта образования именно в социальной сфере развития ребёнка. Одним из главных направлений нашей работы является формирование основ безопасности жизнедеятельности детей.

    Что же такое безопасность ?

    Безопасность есть первая из базовых потребностей, отличающих человека от остального живого мира; высшие потребности способствуют более полному удовлетворению потребности в безопасности .

    Безопасность есть потребность каждого человека. Сущность потребности в безопасности связана с первоисточниками жизнедеятельности человека : физиологические потребности (утоление голода, жажды, продолжение рода, потребность в любви и в социальных связях , потребность в уважении, одобрении и признании общества, потребность в самоутверждении как личности и потребность в непосредственно безопасности .

    Считается очевидным, что абсолютной безопасности не существует . Опасность, то есть возможность гибели (прекращения существования) чего-либо, есть всегда. Поэтому все в этом мире имеет свое начало и свой конец. И когда увядают цветы, опадают листья деревьев, уходят из жизни престарелые люди – все это как-то можно объяснить и понять – всему свое время. Но когда происходит взрыв террористический акт, рушится старый аварийный дом, тонет новый корабль, перестает существовать казавшееся незыблемым государство – это вызывает крайнее недоумение и множество вопросов о причинах произошедшего, а также о возможных действиях для предотвращения трагедии.

    Мы педагоги – дошкольники чаще всего рассматриваем охрану безопасности жизнедеятельности как личную безопасность ребёнка и проводим работу по формированию у него навыков социальной и физической безопасности . Основными постулатами служат понятия «надо делать так» , «этого делать нельзя» . Конечно – это очень важно для благополучного развития детей и нельзя полностью упускать эту работу, не считая её необходимой. Ведь ребёнок, и не только дошкольник, требует к себе повышенного внимания. И именно находящийся рядом взрослый должен помочь ему сориентироваться в окружающей действительности, соотносить свои действия и поступки с действиями и поступками окружающих, принося себе и другим пользу и не нанося вреда.

    Но, как мы видим из прослушанного курса, охрана безопасности жизнедеятельности затрагивает буквально все стороны нашей жизни. Она не может рассматриваться в том узком контексте, как это видится на первый взгляд. Эмоциональное состояние, социальные отношения , политическая обстановка, и многие другие факторы пропускаются через призму безопасности .

    Количество и масштабы угроз личности и обществу непрерывно нарастают. При этом общее внимание уделено, в основном, практическим задачам защиты в конкретных, уже реализующихся ситуациях. К решению отдельных задач свелась также большая часть разработок в области безопасности , посвящённых, например, вопросам техники безопасности , национальной безопасности , экологической безопасности , информационной безопасности , безопасности предпринимательства и т. д. и т. п. Однако неожиданно возникшие глобальные угрозы от собственной жизнедеятельности поставили теперь вопрос «быть или не быть» не только перед отдельным человеком, но и перед всем человечеством. Они также невидимо изменяют характер и интенсивность известных и привычных угроз, не дают нам надёжно защититься привычными средствами.

    Рассматривая глобальные проблемы . Мы обязательно должны начинать с самого малого – формирования у детей понятий безопасности , знаний и умений применять эти знания на практике. Только при взаимосвязи всех ступеней можно говорить о положительной динамике. О формировании безопасности общества в целом .

    Безопасность общества зависит от его технологических достижений и от состояния духовного здоровья; духовно здоровое общество опирается на стремление осуществить общий проект совместной жизни и наличие подвижников, готовых ради него к самопожертвованию и увлекающих за собой остальных. Поэтому считаю необходимым формировать у ребёнка социально значимые понятия , умение адаптироваться в обществе, находить общий зык с окружающими людьми, не противопоставляя себя другим.

    Решая какие либо вопросы, каждый человек для себя находит более оптимальные, можно сказать безопасные пути решения проблемы. Он как бы подсознательно создаёт для себя благоприятные условия, способствующие его дальнейшим действиям, которые помогут ему достичь той или иной цели. Поэтому наша задача, как педагогов, помочь детям в нахождении решения возникших проблем наиболее приемлемым способом : создавая ровные эмоциональные взаимоотношения в группе сверстников, проецируя их на достижение положительных результатов при общении друг с другом. Дети не должны проявлять чувство агрессии по отношению к другому человеку, т. е. создавать для него «опасные» ситуации, как нафизическом так и на эмоциональном уровне. Ребёнок, помогая товарищу, поддерживая этим самым создаёт наилучшие условия для своей деятельности, ведь и ему будет оказана поддержка в трудную минуту, он будет лучше защищён о опасностей окружающего.

    Что является опасным для нас с позиции теории безопасности социальных систем ?

    Опасным является все то, что :

    мешает развитию человека и снижает продолжительность жизни

    препятствует созданию наиболее развитого общества

    ухудшает среду обитания и нарушает гармоничное взаимодействие людей с окружающим Миром.

    Как говорил Владимир Филиппович - основными постулатами безопасности являются – защита , борьба и профилактика. Поэтому свою работу мы должны вести учитывая все эти направления.

    Конечно, профилактика как вид работы с детьми есть наиболее приемлемый способ достижения результата. Ведь предупредить опасность всегда лучше, чем исправлять ошибки.

    Так же мы на своем уровне строим и систему защиты от опасности для детей : обновляются старые сломанные игрушки, в ДОУ введена система видеонаблюдения , проводится ремонт ДОУ, предотвращаются драки между детьми, и т. д.

    Борьба, по моему мнению, в специфике нашей работы с детьми дошкольниками может иметь только социальное значение : ребёнок должен преодолевать какие либо внутренние преграды, решать ситуации, могущие повлечь опасность как для него, таки для окружающих ему людей.

    Как мы прослушали из лекций, страх является одним их условий, которые помогают избегать или устранять опасность. Возникновение страха связано с возможностью утраты человеком чего либо очень важного для него, вплоть до страха потери жизни. Но в то же время страх мобилизует человека, помогает ему преодолеть какое либо препятствие или если это возможно устранить его. Мы видим из истории, что иногда под воздействием страха за себя или близкого человека совершались подвиги, совершались открытия.

    Становиться понятно, что страх не всегда зло и слабость, это защитная реакция организма. Поэтому, мы должны нашим детям помочь понять, что иногда страх стоит на их защите, помогает реально оценить возникшую опасность и тогда, ребенок, задумавшись и немного испугавшись, не полезет в глубокую лужу или не начнёт гладить чужую собаку. Конечно, необходим разумный компромисс – нельзя запугивать ребёнка всевозможными опасностями, навлекая на него предполагаемые разнообразные страшные последствия. Необходимо видеть грань между боязнью перед окружающим и разумной безопасностью . Ребёнок должен проявлять чувство опасения или боязни при реальной опасности, но никогда не надо доводить его до испуга или чувства ужаса, это может привести к негативным последствиям для его здоровья. Разумность - прежде всего и умение найти правильную линию поведения при формировании у детей ОБЖ. У ребёнка следует формировать желание защищать себя, помогать своим близким, при этом учить соотносить свои возможности с желаемым результатом. Необходимо воспитывать коллективистские чувства, так как поддержка окружающих, чувство локтя помогут малышу справиться с проблемами «страшного» окружающим миром.

    Формирование мотивов поведения ребёнка так же можно рассматривать как формирование его безопасности . В качестве мотива выступает материальный или идеальный предмет, достижение которого является смыслом деятельности человека. Если у человека во главе его стремлений стоит корыстолюбие, жажда власти, то он готов или по головам окружающих, лишь бы добиться поставленной перед собой цели. Человек, возвышаясь над окружающими, приводит к обострению взаимоотношений между членами одного сообщества и может произойти социальный взрыв , который приведёт к непоправимым последствиям.

    Формирование социально правильной мотивации, умения взаимодействовать с людьми является одной из задач воспитания дошкольников. Только социально ровные отношения помогут нашим воспитанникам найти своё место в социальной нише , принося гармонию и безопасность в окружающий мир .

    Я считаю, что глобальные вопросы безопасности должны решаться постепенно, начиная с самых первых уровней. Только слаженная система работы на всех ступенях поможет добиться положительных результатов. Только человек, имеющий правильное понятие о безопасности , сможет оградить сначала себя, затем близких, затем окружающих, Родину от возникшей опасности, решать политические, экологические, социологические и другие проблемы .

    XX век принес людям не только достижения в области технического прогресса, облегчившие жизнь, но и массу проблем, затрудняющих ее, а иногда делающих просто невыносимой. Болезни, изменение климата, нарушение экологического равновесия, войны и т. д. Все это таким или иным образом отражается на нас.

    Многие считают, что эти беды обойдут их стороной, никакие глобальные проблемы не коснутся. Но дело в том, что большие катаклизмы порождают малые, которые, возможно» заденут вас или ваших близких.

    Сегодня бедой нашей страны стал разгул вседозволенности и бесконтрольности, породивший рост преступности. Причем преступления становятся жестокими и изощренными. Самыми распространенными уголовными преступлениями в наше время считаются убийства, наркоторговля, угон автомобилей, рэкет, грабежи и кражи. От них не застрахованы ни простые граждане, ни известные люди.

    Как же защититься от всех напастей и крушений, которые могут коснуться нас в повседневной жизни? Вот здесь появляется понятие безопасности, обеспечение которой и позволяет в какой-то мере застраховаться от всевозможных проблем и включает в себя комплекс мер, направленных на сохранение вашей жизни и членов вашей семьи, личного имущества.

    Соблюдение элементарных правил личной безопасности помогает человеку,как доказывает жизнь,избежать различных физических и моральных травм.

    Данная статья представляет Вашему вниманию аспекты проблемы обеспечения безопасности человека в современном обществе. Однако предугадать все ситуации,которые может при готовить жизнь,вряд ли под силу кому-либо. Поэтому советы,которые будут даны на страницах журнала,не являются панацеей от всех бед. Возможно вы столкнетесь с явлением не затронутыми в нашем разделе. В этом случае,мы надеемся,вы сможете найти правильное решение,используя наши советы как базу. Искушенному читателю что-то может показаться смешным и обыденным,но тем не мнение не стоит перелистывать страницу или бросать чтение на середине журнала, ведь добрый совет сможет однажды спасти вам жизнь.

    Древние римляне говорили: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».

    Энергичный, но добродушный шлепок акушерки по «пятой точке» вводит младенца в мир жизнедеятельности, дает ему возможность набрать в легкие воздуха, как бы командует: «Живи.», «Выживай!». С момента появления на Божий свет человека подстерегают опасности. Возможно, они и одержали бы победу над человеческим родом, но у разумного человека есть основной метод зашиты от козней «беса» опасности – БЕЗОПАСНОСТЬ.

    Эта богиня Доброты на протяжении тысячелетий верно служит человеку, отражая опасности щитом, на котором алмазом опыта жизнедеятельности выгравирован девиз: «Предупрежден, значит вооружен». С древних времен обеспечение персональной безопасности и сохранение здоровья - один из важнейших практических интересов человечества.

    Недаром кардинал и генералиссимус Франции Ришелье оставил будущим поколениям мудрое наставление: «... Безопасность - это категория неизмеримо более высокая, чем величие».

    В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, то есть «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели».

    Поэтому, как ради себя, так и ради других, следует знать основы безопасности жизнедеятельности. Это то же самое, что использование ремня безопасности во время управления автомобилем. Это выражение уважения к человеку. Это жизнеутверждающая позиция.

    «Зри в корень»,-.говорил гениальный Козьма Прутков. Давайте вместе «позрим», что такое безопасность, безопасный.

    Этимология слова: БЕЗ + ОПАСНЫЙ = БЕЗОПАСНЫЙ.

    Опасный - «содержащий в себе возможность бедствия, несчастья», «способный причинить кому-либо зло, вред» и т.п. В памятниках древнерусской письменности XI века встречается в форме «опасъный» - «охранительный, тщательный». Впоследствии слабый «ъ» исчез, звук «с» отвердел. Значение, вероятно, развивалось следующим образом: «заботливый» - «предостерегающий», далее «внушающий опасение, осторожность», «грозящий опасностью» - «способный причинить несчастье».Приставка без (безо, безъ) выражает значение «не имеющий чего-либо». На базе предложного сочетания «без опаса» (опасъ - охрана, защита) образовано прилагательное «безопасный» - «не грозящий опасностью», «защищенный».В словаре русского языка С. Л.Ожегова говорится: «Безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь».

    Безопасность жизнедеятельности - это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью исключено причинение вреда существованию человека.

    Уже у древних римлян понятие безопасность (лат. seciaitas) олицетворяло общественную и личную безопасность, гарантированную властями. Ее культовое значение отразилось даже в монетных знаках.

    Безопасность и жизнедеятельность взаимосвязаны.

    Жизнедеятельность - сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность. В широком смысле это слово означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития. Основными видами деятельности человека являются труд, учение, игра. Другие виды деятельности - общественно-политическая, педагогическая, военная и т.д. возникли благодаря труду, который всегда носил общественный характер.

    В процессе разнообразной активной деятельности человек вступает во взаимодействие с окружающей средой. Под этим понятием понимают все то, что нас окружает, что прямо или косвенно воздействует на нашу повседневную жизнь и деятельность.

    Окружающая среда оказывает постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов: физических, химических и биологических. Безусловно, что на человека, как социальное существо, непосредственное влияние оказывают и психогенные факторы.

    В ходе длительной эволюции человек приспособился к природной окружающей среде» и любые ее изменения неблагоприятно влияют на его здоровье. Организму человека свойственно.безболезненно переносить те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека. В противном случае происходит повреждение организма, которое при достижении определенной степени изменений квалифицируется как несчастный случай (травма) или заболевание.

    Повреждение организма может, произойти в результате как непосредственных контактных внешних воздействий (механических, электрических, химических и т.п.), так и дистанционных (теплового, светового и пр.). Повреждения могут возникать сразу после воздействия или спустя определенное время после него (например, после радиационного облучения).

    Опасные и вредные факторы обычно имеют внешне определенные пространственные области их проявления, так называемые опасные зоны.

    Нахождение человека в опасной зоне является одним из условий возникновения повреждения организма. При этом опасный фактор (опасность) должен обладать достаточной энергией, чтобы вызвать повреждение организма.

    Но в большинстве случаев люди сами не придают должного значения скрытой опасности и поступают себе во вред. Характерный пример пренебрежительного отношения к опасности - нарушение правил уличного движения. Вряд ли найдется пешеход, не знающий, для чего установлены светофоры. И тем не менее многие идут на красный свет. Итог этому - примерно половина дорожных происшествий происходит по вине пешеходов.

    Жизнь - дело рискованное. «Для того, чтобы жить, надо больше мужества, чем для того, чтобы умереть», - утверждал итальянский драматург Витторио Альфьери. Это действительно так. С опасностями человек столкнулся с момента своего появления на Земле. Вначале это были природные опасности: пониженная или повышенная температура воздуха, атмосферные осадки, солнечная радиация, молнии, встречи с дикими животными, ядовитыми насекомыми и растениями, стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, ураганы, лесные пожары и т.д.).

    С развитием человеческого общества к природным опасностям непрерывной чередой прибавлялись техногенные опасности, то есть рожденные техникой. Научно-технический прогресс, наряду с благами, принес и неисчислимые бедствия как человеку, так и окружающей среде.

    Техногенные опасности могут проявляться в виде аварий технических систем, пожаров, взрывов и других трудно предсказуемых событий. Попадая в зону действия подобных экстремальных ситуаций, люди рискуют получить травмы различной степени тяжести.

    Следует заметить, что человек и сам является часто источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровью. Опасности, создаваемые человеком, очень разнообразны. Войны, социально-политические конфликты, преступления, проституция, наркомания, СПИД, голод, нищета, бескультурье -эти и другие пороки человеческого общества - социальные опасности..

    Таким образом, опасности окружающего мира условно разделены на три четко выделенные группы: природные, техногенные и социальные.

    Ученые пришли к выводу, что какой бы деятельностью ни занимался человек, где бы он ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Это - потенциальные, то есть возможные опасности (потенциальный в переводе с латинского означает «скрытая сила»).

    Постоянное наличие вокруг нас потенциальных опасностей вовсе не значит, что несчастье обязательно произойдет. Для этого необходимы определенные условия. Эти условия называют причинами.

    Причиной несчастного случая очень часто служит наша собственная беспечность или неосторожность окружающих.Для сохранения своего здоровья и жизни необходимо хорошо знать и своевременно устранять причины, при которых происходит превращение потенциальных опасностей в действительные.

    Уберечься от несчастья удается не всегда, поскольку некоторые опасности не зависят от наших действий, проявляются внезапно, не оставляя времени на размышление, на спасение. Например, взрыв, землетрясение, ураган.

    В книге «Дианетика» (Современная наука душевного здоровья) Рон Хаббард пишет: «Существует пять разновидностей реакций человека на источник опасности. Пять направлений он может выбрать для решения любой проблемы. Действия его также можно оценить пятью разными способами. Сравнение с черной пантерой является здесь удачным.

    Давайте предположим, что черная пантера в плохом настроении сидит в доме человека по имени Гарик. Гарику надо идти спать на второй этаж. Но на ступеньках - черная пантера. Проблема заключается в том, как подняться по лестнице. Существует всего пять действий, которые Гарик может предпринять:

    1) может атаковать пантеру;

    2) может убежать из дома и от пантеры;

    3) может использовать другую лестницу и избежать встречи с черной пантерой; 4) может игнорировать животное (представить, что ее нет и попытаться пройти мимо нее) и

    5) может сдаться пантере.

    Вот пять механизмов:

    Атаковать;

    Отступить;

    Избежать;

    Проигнорировать;

    Сдаться.

    Любые действия подпадают под эти категории. И все они отмечаются в жизни. Все реакции можно разрешить «одним из указанных пяти способов». До тех пор, пока человек атакует действительно существующую угрозу, он находится в неплохой форме, он «нормальный»!

    ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗОНЫ РИСКА И СТРАХА

    С первых минут появления на свет и до дней последних человек постоянно пребывает в «зоне риска». Какие только напасти ни подкарауливают его на жизненном пути. Такой авторитет в области безопасности, как, например, английская фирма «Artur D. Littre», занимающаяся уже более 100 лет вопросами безопасности, пришла к выводу, что опасность может быть оценена количественно, например, величиной риска. Под риском как количественной мерой опасности обычно подразумевают возможность (либо вероятность) возникновения нежелательного события за определённый отрезок времени.

    В таблице приведена вероятность риска стать жертвой некоторых видов опасностей в течение года.

    Вид опасности Вероятность случаев в году

    Общий риск 1 из 700

    Автомобильные катастрофы 1 из 4,000

    Преступления 1 из 4,000

    Отравление 1 из 5,000

    Умышленное убийство 1 из 7,000

    Утопление 1 из 10,000

    Падение 1 из 25,000

    Пожар и ожог 1 из 28,000

    Авиакатастрофа 1 из 50,000

    Электрический ток 1 из 65,000

    Железная дорога 1 из 150,000

    Промышленная авария, катастрофа 1 из 170,000

    Стихийное бедствие 1 из 1,600,000

    Авария на ядерном реакторе 1 из 300,000,000

    Чтобы противостоять эпидемии насилия, опасности и страха, необходимо знать два ограничивающих момента:

    До какого предела дойти, где грань между страхом губительным и страхом, данным человеку во спасение;

    Необходимо твердое знание заповедей безопасного поведения, ибо оно переходит в новое качество - имидж силы, уверенности, безопасности.

    Пословица гласит: «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал». Присутствие духа значительно увеличивает шансы на спасение человека в любой ситуации.

    ПРИСУТСТВИЕ ДУХА.

    Природное это качество или его можно воспитать? Вот несколько примеров.

    Настоящим кошмаром во время боевых действий на Тихом океане для американских летчиков и моряков стали акулы. Пережить воздушный бой или торпедную атаку было, по словам ветеранов, гораздо легче, чем качаться в шлюпке или на плотике под палящим тропическим солнцем и гадать, кто появится раньше - спасательное судно или черный плавник. Педантичные янки собрали громадный объем данных по случаям нападения акул на одиночных людей и группы моряков, уцелевших после потопления их судов, потратили значительные средства на поиск всевозможных средств борьбы с морскими разбойницами. Испытывались химические вещества предположительно годные для отпугивания акул, различные виды оружия, но самое главное - вырабатывались рекомендации по поведению людей, подвергающихся опасности. После того как выяснилась практически полная неэффективность всех химикалий, а также способность, например, большой белой акулы без видимого неудовольствия переносить попадания в голову пуль полной обоймы армейского кольта калибра 11.43, основное внимание сосредоточили на выяснении ключевого вопроса: что же привлекает акулу к потенциальной жертве?

    Ученые пришли к парадоксальному выводу: основной приманкой для вечно голодной хищницы является не запах крови и тем более не внешний вид непривычных для океанской пустыни предметов - спасательных плотиков или болтающихся в надувных жилетах двуногих. Оставалось предположить, что существует некая «эманация страха», выделяемая людьми. Физический носитель этой эманации – гипотетическое вещество, которое вырабатывает организм запаниковавшего человека, так и не был установлен, но справедливость заключения американцев позже подтверждалась и аквалангистами команды Кусто, достаточно бесцеремонно обращавшимися с «белыми убийцами», и работами специалистов, изучавших многовековой опыт традиционных культур ныряльщиков за жемчугом.

    Бытующие сейчас представления об энерго-информационном обмене позволяют связать этот пример со случаем, вошедшим в число легенд о мастерах японских будо. Холодной осенней ночью хромоногий воин пытался одолеть один из поросших густым лесом перевалов горной области Кай - домена князя Такэда. Это был будущий главный советник князя и его лучший полководец Ямамото Канноцукэ. В чащобе самурая ожидала встреча со стаей голодных волков. Первым побуждением мастера клинка было намерение перерубить подбиравшихся поближе серых хищников. Однако воспитанное с детских лет глубокое уважение к мечу - святыне для средневекового члена японской воинской касты - заставило Канноцукэ выпустить рукоять. Оскорбить клинок кровью животного самурай не захотел, однако выбираться из смертельно опасного положения было необходимо.

    На помощь воину пришло искусство управления внутренней энергией Киай, секретная техника, культивируемая в японских школах традиционного будо. Зажав большие пальцы рук в ладони методом «крепкого сжатия», Канноцукэ расправил плечи, распрямился и захромал навстречу волкам. Завороженные образом проявленной мощи, изливаемым вовне потоком энергии, звери присели на хвосты и не осмелились атаковать необычного человека.

    Как и любое искусство, имеющее целью раскрыть внутренний потенциал человека, Киай-до опирается на несколько простых аксиом. Человек обладает неким количеством вселенской энергии ки (японское прочтение китайского термина «ци»), стоит как полноправный участник в цепи энерго-обмена Небо-Человек-Земля. Каждое физическое действие человека, каждое душевное движение или мысль пронизаны ки. Концентрируя и распределяя ки, осознанно используя его в любом виде деятельности, человек способен существенно улучшить достигаемые результаты. Естественно, что самым важным для самураев было боевое применение ки - и как средства поражения, и как средства реанимации раненых и контуженных. Стоит спутать или прервать поток своего ки при выполнении удара или блока, инициатива перейдет к противнику. Стоит вложить в пущенную стрелу силу всей полноты своего бытия - она пронижет и двойной доспех, и каменную скалу.

    Любого самурая готовили к управлению своим и чужим ки,. Строго говоря, название искусства Киай-до значит «Путь единения ки», возможно - своего ки и энергии противника. Разумеется, такое объединение в японском смысле слова и означает контроль, управление, владение.

    Считалось, что мастера Киай-до способны пересылать свое ки без помощи физического тела, и рассказы о подвигах прославленных воинов это подтверждают: убить врага насыщенным ки, особо модулированным криком, или вернуть к жизни впавшего в кому соратника было для них достаточно обычным делом. Развитое ки было залогом неуязвимости в бою, выносливости в походе, стойкости организма во время эпидемий.

    Похожие школы существовали и существуют не только в Японии. И единственным, пожалуй, отличием Киай-до и схожего по идеологии, но гораздо более популярного современного воинского искусства Айки-до от других эзотерических систем Востока и Запада состоит в том, что японцы говорят не о накоплении внутренней энергии, а о постоянном изливании своего ки вовне.

    Современному человеку стоит обратить внимание на следующие аксиомы Киай-до: страх спутывает ваше ки, а проникновение внешнего потока подчиняет вас чужой воле. Используя этот традиционный восточный понятийный аппарат, легко объяснить, что же происходит с человеком, попавшим в экстремальную ситуацию.

    Онемение, пересохшее горло, «ватные» руки и ноги, вросшие в землю, пустота в голове, состояние паники, охватившее всё существо находящегося в опасности человека, - типичные симптомы «спутанного» ки. Таким образом, состояние духа напрямую влияет на способность адекватно реагировать на угрозу - отбиваться, бежать или хотя бы по делу ответить подошедшему к вам в темном переулке гражданину.

    Второй аспект проблемы - влияние присутствия духа на излучение вовне своего или втягивание в себя внешнего потока. Утратив самообладание, человек неизбежно подчиняется чужой воле, открывается внешнему ки. В образовавшуюся потенциальную яму, пустоту рано или поздно внедряется чужая сила.

    Именно эту пустоту безошибочно чувствуют хищники - волки и акулы, а также хищники мира людей - преступники. Состояние пустоты, дефицит жизненной силы и воли, по которому бандиты выделяют жертву среди уличной толпы, на языке современных специалистов по выживанию в условиях каменных джунглей называется виктимностью.

    Виктимология - это учение о поведении жертвы, которое объясняет, чем руководствуется уличный грабитель или насильник во время выбора жертвы.

    Новый термин «виктимология» представляет собой сложное словообразование от латинского «виктима», что означает «жертва» и греческого «логос» - знание, наука.

    Выдающийся американский специалист в данной области профессор Бетти Грейсон путем серии исследований показала, что преступнику требуется в среднем семь секунд для визуальной оценки потенциального объекта для нападения - его физической подготовки, темперамента и тому подобного. Точно, хотя и бессознательно, преступник отмечает все: неуверенность взгляда, вялую осанку, несмелость движений, психическую подавленность, физические недостатки, утомление - словом все, что сыграет ему на руку.

    Чтобы выделить и классифицировать основные личностные особенности потенциальной жертвы, Грейсон засняла на видеопленку пешеходов, принадлежащих к разным возрастным и социальным группам. Запись была продемонстрирована заключенным, отбывающим срок в различных тюрьмах США. Предположения исследователя подтвердились: подавляющее большинство осужденных, которые были опрошены по отдельности, выбрали из массовки одних и тех же людей, которые, по их мнению, могли бы стать легкой добычей.

    В результате математического анализа выяснилось,что потенциальную жертву преступники часто выделяют по некоторым отличительным особенностям, движений. Это может быть их общая несогласованность, неуклюжесть походки - слишком размашистая или семенящая, которая привлекает внимание на фоне единого людского потока.

    А доктор Джоуэл Кирх, спортивный психолог и основатель Американского спортивного института, вместе со своим сотрудником Джорджем Леонардо подвели итог этой работы, определив две обобщенные категории людей: так называемую «группу риска» и тех, кому практически не грозит опасность стать объектом нападения. Первых условно можно назвать хлюпиками: они плохо физически организованы, расслаблены и несобранны психически. Вторые уверены в себе, как говорится, «ладно скроены, крепко сшиты», они смотрят и ступают уверенно.

    Человеку, который чувствует себя относящимся к группе риска, для начала следует изучить себя: походку, жесты, мимику и заняться их коррекцией. Практически каждый человек в той или иной степени наделен артистическими способностями. Внушить себе уверенный стиль поведения и следовать ему среди уличной толпы может любой.

    Уверенно поднятая голова» прямой спокойный взгляд позволят создать вам некий защитный психологический щит. Этим вы исполните наставление мудрого Соломона: «Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из его путей».

    Быть и казаться - совсем не одно и то же. Можно выглядеть донельзя «крутым», завести соответствующий «прикид», выражение лица, цветные наколки и машину «для мужчин, не привыкших чувствовать себя вторыми», но любая собака, тем более профессиональные «душеведы» - преступники - моментально поймут, что, кроме «понта», у этого человека ничего нет. Бандитов не зря называют волками - межличностные отношения в их среде очень похожи на динамичный, постоянно возобновляемый баланс сил в стае серых хищников. Ситуация, в которой одно слово или поступок могут кардинально изменить ранг человека в сложной, но понятной для всех членов сообщества иерархии, заставляет с особым вниманием относиться не только к собственным действиям, но и к малейшим оттенкам душевных движений других. В результате даже не самые выдающиеся люди этой субкультуры моментально различают фальшь, двоемыслие.

    Внутренняя сила и органично связанное с ней ощущение неуязвимости, безопасности есть то, что имитировать невозможно. Поэтому человеку, не желающему попасть из трудного положения в труднейшее, следует прежде всего четко представить - до какого предела он сможет дойти, отстаивая принятый образ.

    Понять, чем вы на самом деле располагаете, - значит сделать первый шаг к новой силе и новым возможностям. Аура безопасности станет реальной защитой.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: