Положение о ключ - бирочной (марочной) системе
1. Общие требования
Для обеспечения безопасной организации труда при эксплуатации грузоподъемных машин и повышения ответственности, ответственных лиц за производство работ кранами, а также согласно Правил по кранам ст. 7.5.9. в вводится ключ-бирочная (марочная) система, которая заключается в следующем:
а) Каждому электромостовому крану присваивается индивидуальная ключ-бирка (марка), которая разрывает цепь управления катушки контактора только одного крана.
б) Ключ - бирка (марка) представляет собой металлическую круглую пластину диаметром 50 мм с выбитыми на ней цифрами (регистрационный номер крана) и прикрепленным к ней ключом, способным к замыканию цепи управления катушки главного контактора только одного крана.
в) Наличие механического замка на кране не исключает необходимости установки ключ - бирки в цепь главного контактора крана.
г) При соблюдении всех положений по технике безопасности, ответственное лицо, выдает ключ-бирку машинисту крана, разрешает ему производство работ под свою ответственность. Наличие у машиниста крана на производство работ данным краном, согласно его технической характеристике и обеспечения безопасных условий работы на данном участке.
1. Порядок пользования ключ - бирочной (марочной) системы
1.1. Ключ-бирка ремонтных электромостовых кранов хранится у лица, ответственного за исправное состояние кранов и выдается лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами после записи в специальном журнале под роспись и при наличии у него удостоверения о сдаче экзаменов по правилам или непосредственно машинисту крана.
1.2. Лицо, ответственное за исправное состояние кранов, обязано систематически проверять наличие ключ- бирки у машинистов. Наличие ключ- бирки удостоверяет то, что кран находится в исправном состоянии. При неисправности крана ключ-бирка изымается и делается соответствующая запись в вахтенном журнале.
1.3. Получение ключ- бирки машинистом крана означает обеспечение безопасных условий работы, наличие стропальщиков с правами и получение ими инструктажа на данном рабочем месте, в данных конкретных условиях.
1.4. На технологических, погрузочно-разгрузочных электромостовых кранах ключ-бирка выдается машинисту крана лицом, ответственным за содержание крана в исправном состоянии и передается машинистами по смене.
1.5. До начала периодического осмотра механизмов крана слесарями или электромонтерами по ремонту кранов и во всех других случаях перед кратковременными оперативными или текущими ремонтами, сроком до 2-х часов, ответственное лицо по ремонту или осмотру должно взять ключ-бирку у машиниста крана. Все включения могут производиться только по указанию ответственного лица, производящего ремонт или осмотр крана.
1.6. При утере ключ - бирки машинист крана должен немедленно сообщить об этом лицу, выдавшему ему бирку. Лицо, ответственное за производство работ по перемещению грузов кранами сообщает главному инженеру цеха, который обязан приостановить работу крана.
Кран может быть пущен в работу только после изготовления ключ - бирки отличной от утерянной и наказания виновных в дисциплинарном порядке.
1.7. При аварии или несчастном случае машинист крана должен передать ключ-бирку только председателю комиссии по расследованию происшедшей аварии или несчастного случая.
1.8. Ответственность за выполнение настоящего положения о ключ - бирочной системе при работе, мостовыми кранами на предприятии возлагается на лиц, ответственных за содержание кранов в исправном состоянии и на лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами и машинистов кранов.
1.9. Контроль за выполнением настоящего положения о ключ- бирочной системе возлагается на главных инженеров цехов и др. подразделений и на группу по надзору за грузоподъемными машинами предприятия.
Канатные и цепные стропы должны снабжаться клеймом или прочно закрепленной металлической биркой с указанием:
· порядкового номера стропа по системе нумерации завода-изготовителя;
· грузоподъемности стропа в тоннах;
· даты испытаний (месяц, год).
Также рекомендуется указывать наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак. В отдельных случаях изготовители указывают дополнительную информацию: обозначение стропа, длину и т. п. На рис. 3.11 показано, как могут выглядеть бирки стропов.
На ветвевых стропах (см. рис. 3.10) бирку 1 крепят к навесному звену. Встречаются ветвевые стропы, у которых маркировочное клеймо нанесено на навесном звене, а бирка отсутствует. На универсальных стропах бирка может быть закреплена в заплетке, клеймо может быть выбито на опрессовочной втулке.
Каких типов изготавливаются текстильные стропы?
В соответствии с РД 24-СЗК-01-01 изготавливают текстильные стропы следующих типов.
1. Ветвевые (рис. 3.12, а):
· 1СТ (одноветвевой строп текстильный) - грузоподъемность
0,5... 12,5 т;
· 2СТ (двухветвевой строп текстильный) - грузоподъемность
0,5... 15 т;
· ЗСТ (трехветвевой строп текстильный) - грузоподъемность 1... 20 т;
· 4СТ (четырехветвевой строп текстильный) - грузоподъемность
1... 12,5 т.
2. Универсальные (рис. 3.12, б-г):
· СТП (строп текстильный петлевой) - грузоподъемность 0,5... 20 т;
· СТК (строп текстильный кольцевой) - грузоподъемность 0,5... 20 т;
· СТКк (строп текстильный кольцевой круглопрядный) - грузоподъемность 1... 100 т.
Рис. 3.11. Бирки стропов
Рис. 3.12. Текстильные стропы:
а - типа 2СТ; б - типа СТП; в - типа СТК; г - типа СТКк; 1 - ветвь текстильная; 2 - кожух; 3 - волокна; 4 - этикетка
Для изготовления текстильных стропов применяют синтетические материалы: полиэстер, капрон, полипропилен. Текстильные ленточные стропы сшивают из плоской тканой ленты. Круглопрядные стропы СТКк состоят из множества бесконечных кольцевых полимерных волокон 3, заключенных в защитный кожух (рукав) 2. Кроме перечисленных наиболее распространенных типов изготавливают текстильные стропы и других конструкций.
Что должно быть указано на этикетке текстильного стропа?
На каждый текстильный строп (см. рис. 3.12, в) пришивается этикетка (бирка) 4, на которой указывают сведения, необходимые при его эксплуатации:
· обозначение стропа;
· товарный знак предприятия-изготовителя;
· название материала, из которого строп изготовлен;
· грузоподъемность стропа при использовании основных способов
строповки;
· рабочая длина;
· дата испытания;
· номер стропа.
С каким коэффициентом запаса прочности изготавливают стропы?
Коэффициент запаса прочности - это отношение разрывной нагрузки каната (цепи) к нагрузке в отдельной ветви стропа. Он показывает, во сколько раз натяжение ветви стропа должно быть меньше разрывной нагрузки каната (цепи), из которого строп изготовлен.
Стропы из стальных канатов должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 6 (шестикратный запас прочности).
Цепные стропы должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 4.
Стропы из растительных и синтетических волокон должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 8.
ВНИМАНИЕ! Несмотря на то, что стропы рассчитаны с запасом прочности, недопустимо превышать грузоподъемность стропа, указанную на бирке.
Бирочная система на комбинате вводится с целью:
Не допускать на агрегатах и механизмах выполнения работ без ведома лиц, управляющих ими.
Воспрепятствовать лицам, управляющими механизмами, агрегатами, самостоятельно пускать их в работу.
Обеспечение безопасности организации труда и правильных производственных взаимодействий между лицами, выполняющими эти работы.
Бирочная система предусматривает применение двух типов бирок: ключ-бирку и жетон – бирку.
Ключ-бирка служит для допуска к управлению механизмом лиц, имеющих на это право.
Жетон-бирка служит для пропуска к работам: ремонту, осмотру, чистке, наладке, проверке надежности крепления, устранения неполадок, требующих остановки и разборки силовых и оперативных цепей электропривода.
На каждом участке должен быть составлен и утвержден руководителями перечень механизмов, соответствующие надписям на обрамлениях электрических шкафов, щитов, панелей управления электроприводом. Перечень должен находится на рабочем месте оперативного электротехнического персонала и в журнал учета работ с применением бирочной системы.
Жетон-бирка навешивается на панелях управления электроприводом механизма, в запирающихся распределительных шкафах-щитах, в месте расположения коммутационной аппаратуры, с помощью которого производится отключение силовых и оперативных цепей электропривода, куда имеет доступ только дежурный электрик и не допускается посторонние лица, в том числе управляющие механизмами. Наличие жетон - бирки на месте ее навешивания означает, что механизм и его электропривод подготовлены к работе. Место навешивания жетон – бирки обозначается красным треугольником. При отсутствии жетон – бирки красный цвет сигнализирует о том, что механизм и его электропривод находятся в нерабочем состоянии.
Все случаи передачи жетон – бирки, связанные с разборкой и сборкой электропривода следует фиксировать в журнале.
Ключ – бирка с замком – выключателем представляет собой устройство, служащее для подготовки цепей управления механизмов к включению. Требования к функциональной работе этого устройства, к бирке – ключу:
Замок выключатель должен представлять собой контактную систему, приводимую в действие ключом и работать по принципу: при наличии ключа в скважине замка–выключателя – электрическая цепь замкнута, при отсутствии - разомкнута.
Конструкция ключа – бирки должна быть надежной, исключить: самовключения, отключения контактов от действия вибрации и ударных нагрузок; возможность поражения обслуживающего персонала электрическим током и включения замка выключателя посторонними предметами или ключами от других замков-выключателей.
Подготовка и допуск крановщиков к обслуживанию кранов
К работе в качестве крановщика (машиниста) допускаются лица обоего пола не моложе 18 лет, признанные годными для этой работы и прошедшие специальное обучение управлению краном. Независимо от срока обучения учащиеся должны пройти курс практической работы на кране сроком не менее одного месяца под руководством опытного крановщика.
Управление электрическим мостовым краном можно поручать лицам, имеющим специальные знания и практические навыки работы на кране.
В соответствии с «Программой для индивидуальной и бригадной подготовки машинистов мостовых электрокранов» крановщик обязан:
1) управлять всеми механизмами мостового крана в производственных условиях;
2) проверять исправность этих механизмов, своевременно устранять обнаруженные дефекты, смазывать движущиеся части, механизмы и подготовлять кран к работе;
3) проверять предохранительные устройства крана, качество тросов, цепей и их крепление;
4) проверять и регулировать тормозные устройства крана;
5) правильно поднимать, перемещать и опускать грузы;
6) определять примерный вес груза;
7) участвовать в работе по текущему и капитальному ремонту крана;
8) правильно вести сменный журнал по эксплуатации крана;
9) применять передовые методы труда;
10) соблюдать правила техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности,
Крановщик должен знать:
1) основные сведения по электротехнике;
2) устройство и принцип действия мостового крана и его отдельных механизмов;
3) свойства и назначение материалов, применяемых на кране;
4) правила обслуживания, эксплуатации и ремонта крана;
5) сигналы стропальщика, регулирующего транспортировку грузов;
6) основные процессы производства, организационную структуру завода, цеха, участка;
7) правила техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности.
Крановщик, допускаемый к работе на кране, должен получить наряд на работу и бирку с указанием номера крана.
Бирочная система при работе с кранами введена для того, чтобы не было несогласованности действий крановщика и других лиц, обслуживающих кран.
Бирка вручается крановщику перед началом работы сменщиком или лицом, в ведении которого находится кран.
При неисправном кране бирка крановщику не выдается, а при производстве ремонтных работ она должна быть передана лицу, ответственному за производство ремонтных работ.
Порядок допуска персонала на крановые пути и галереи мостовых кранов
Марочная система эксплуатации мостовых кранов
При эксплуатации мостовых кранов, управляемых из кабины, должна применяться марочная система, при которой управление краном разрешается лишь крановщику, получившему в установленном владельцем порядке ключ-марку. Марочная система обеспечивает безопасность эксплуатации кранов и регламентирует взаимоотношения между эксплуатирующим и ремонтным персоналом.
Марка представляет собой металлический диск или прямоугольник с выбитым на нем регистрационным номером крана. Марка закрепляется на ключ контактного замка вводного устройства крана. Ключи-марки должны храниться в специальном настенном ящике с застекленной дверцей. На предприятии (в цехе) приказом должны быть назначены лица, ответственные за выдачу ключей-марок.
Прием смены производится крановщиком после получения ключа-марки под расписку. При сдаче смены он передает ключ-марку сменщику или возвращает ее ответственному за выдачу. При осмотре, обслуживании или ремонте крана ключ-марка передается лицу, ответственному за проведение работ. До получения ключа-марки ремонтному персоналу запрещается вести работы на кране.
1. Выходы на крановые пути, галереи мостовых кранов, находящихся в работе, должны быть закрыты на замок.
2. Допуск персонала, обслуживающего краны, а также других рабочих на крановые пути и проходные галереи действующих мостовых и передвижных консольных кранов для производства ремонтных или каких-либо других работ должен производиться по наряду-допуску, определяющему условия безопасного производства работ.
3. В наряде-допуске должны быть указаны меры по созданию безопасных условий выполнения работ, в частности меры по предупреждению поражения ремонтного персонала электрическим током, падения с высоты, наезда работающих кранов на ремонтируемый кран, а также по предупреждению выхода ремонтного персонала на крановые пути работающих кранов.
4. Порядок выдачи наряда-допуска и инструктажа рабочих определяется владельцем крана. О предстоящей работе должны быть уведомлены записью в вахтенном журнале крановщики всех смен пролета, цеха, где производится работа, а при необходимости - и крановщики смежных пролетов.
ВНИМАНИЕ! Использование крана для работы во время его ремонта не разрешается. Без наряда-допуска можно производить осмотр и техническое обслуживание крана, а также устранение неисправностей по вызову крановщика.
Мостовые краны по решению владельца могут использоваться для производства строительных, малярных и других работ с имеющихся на кране площадок. Такие работы должны выполняться по наряду-допуску, определяющему меры безопасности по предупреждению:
Падения людей с крана;
Поражения электрическим током;
Выхода на крановые пути;
Столкновение кранов;
Перемещения крана и его тележки. Использование крана для перемещения грузов при выполнении с его моста указанных работ не допускается.