Федеральное законодательство о собственности субъекта рф. Право муниципальной собственности на землю. Смотреть что такое "Собственность Субъектов Федерации" в других словарях

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Бугаев, Игорь Евгеньевич. Право собственности субъектов Российской Федерации: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.03 / Бугаев Игорь Евгеньевич; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова].- Рязань, 2012.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-12/1234

Введение

ГЛАВА 1. Понятие, сущность и содержание права собственности субъектов Российской Федерации

1.1. Понятие и сущность права собственности субъектов Российской Федерации

1.2. Особенности возникновения права собственности субъектов Российской Федерации 45

1.3. Особенности прекращения права собственности субъектов Российской Федерации 79

1.4. Объекты права собственности субъектов Российской Федерации 110

ГЛАВА 2. Осуществление права государственной собственности субъектов Российской Федерации 129

2.1. Непосредственное осуществление права государственной собственности субъектов Российской Федерации 129

2.2. Опосредованное осуществление права собственности субъектов Российской Федерации 143

Заключение 159

Список использованной литературы 162

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития Российского государства проблема правового регулирования права публичной собственности и отдельных ее разновидностей является одним из самых сложных вопросов отечественной правовой науки. Такое положение вызвано многими факторами. Во-первых, до сих пор не решен вопрос о задачах, функциях органов государственной власти. Следовательно, не определен объем имущества, которое должно принадлежать публично-правовым образованиям нашей страны, в том числе субъектам Российской Федерации. Во-вторых, в рамках действующей системы публичной власти не определен оптимальный перечень полномочий каждого ее уровня и объекты, которые необходимы для реализации данных полномочий. В- третьих, нет согласия по вопросу о месте права государственной собственности, включая право государственной собственности субъектов Российской Федерации в системе гражданского права. Должны ли данные категории признаваться самостоятельными разновидностями права собственности либо они являются искусственными образованиями и субъективное право собственности должно предоставлять одинаковый спектр возможностей любым своим субъектам. С этим вопросом тесно связана проблема собственно правовых возможностей субъектов права государственной и муниципальной собственности, а именно: насколько они должны отличаться от возможностей субъектов частной собственности.

Применительно к праву собственности субъектов Российской Федерации существует и ряд проблем, связанных с полномочиями региональных органов власти по управлению и распоряжению собственным имуществом и правовым регулированием соответствующих действий органов государственной власти. До настоящего времени не установлен оптимальный баланс между системой правового регулирования на местах и правового регулирования на федеральном уровне.

С одной стороны, имеют место попытки расширить полномочия региональных властей, их самостоятельность, в том числе в сфере владения, пользования, распоряжения государственной собственностью субъектов Российской Федерации. С другой стороны, федеральные органы власти вводят дополнительную регламентацию указанных отношений во избежание злоупотреблений в имущественной сфере и обеспечения реализации общегосударственной политики по вопросам собственности и приватизации. Четкого баланса между этими двумя тенденциями не найдено. Об этом свидетельствует процесс постоянного внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации в сфере функционирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части, касающейся собственности субъектов Российской Федерации, в законодательство о приватизации, земельное законодательство и ряд других. Нет ясных ответов на возникающие вопросы и в юридической литературе.

В то же время от оптимального регулирования отношений собственности субъектов Российской Федерации зависит и состояние имущественного оборота, и эффективность публичной власти. С учетом изложенного выбранную тему диссертационного исследования отличает высокая степень актуальности и востребованности.

Степень разработанности проблемы. Вопросы права собственности субъектов Российской Федерации прошли определенную разработку в научной литературе.

В связи с тем, что право собственности субъектов Российской Федерации – разновидность права государственной собственности и права собственности в целом, то огромную роль в данном случае играют разработки отечественных цивилистов, посвященные праву собственности и праву государственной собственности. Фундаментальное значение среди них имеют работы А.В. Венедиктова, С.Н. Братуся, С.И. Аскназия, О.С. Иоффе, Ю.К. Толстого, Е.А. Суханова, В.П. Мозолина, С.М. Корнеева, Ю.Х. Калмыкова, К.И. Скловского. В работах указанных исследователей раскрываются основные черты права собственности и права государственной собственности, которые имеют важное значение и для права собственности субъектов Российской Федерации.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом субъектов Российской Федерации, возникновения и прекращения права собственности субъектов Российской Федерации.

Предметом исследования являются гражданско-правовые нормы, регулирующие отношения по возникновению, осуществлению и прекращению права собственности субъектов Российской Федерации.

Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы выделить и раскрыть отличительные черты права собственности субъектов РФ в качестве самостоятельной разновидности государственной собственности и на этой основе выработать практические предложения по совершенствованию правового регулирования отношений собственности субъектов Российской Федерации. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

исследованы особые признаки отношений собственности субъектов Российской Федерации и права собственности субъектов Российской Федерации, их отличие от отношений федеральной государственной собственности и права государственной собственности Российской Федерации, а также права муниципальной собственности и отношений муниципальной собственности;

проанализированы основания возникновения и прекращения права собственности субъектов Российской Федерации, установлены различия с основаниями возникновения права государственной собственности и права собственности юридических и физических лиц, определена взаимосвязь данных особенностей с правовой природой государственной власти субъектов Российской Федерации, ее задачами и функциями;

изучено существующее правовое регулирование объектного состава собственности субъектов Российской Федерации, разграничение объектов публичной собственности;

рассмотрена специфика непосредственного и опосредованного осуществления права собственности субъектами Российской Федерации;

выявлены недостатки в правовом регулировании общественных отношений в сфере собственности субъектов Российской Федерации и сформулировлены предложения по их устранению.

Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных (анализ, синтез, индукция, дедукция, логический подход), частнонаучных и эмпирических методов исследования (наблюдение, описание, сравнение), а также всеобщих принципов научного познания (объективность, всесторонность, полнота).

Нормативно-правовая, эмпирическая и теоретическая основа исследования . Диссертационное исследование основывается на положениях нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере возникновения, прекращения и осуществления права собственности субъектов РФ, организации органов государственной власти субъектов РФ, материалах судебной практики, теоретических исследованиях по различным аспектам права государственной собственности, участия в гражданском обороте публично-правовых образований, права собственности в целом. В представленной диссертации использовались информационные материалы органов государственной власти.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что она содержит новые подходы к решению проблемы правового регулирования отношений собственности субъектов Российской Федерации, включает в себя целый комплекс выводов и предложений, сформулированных с учетом новейших положений дйствующего законодательства. Обоснован функционально-целевой подход к определению понятия права собственности субъектов РФ.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

    Определено, что право собственности субъектов Российской Федерации, как вид права государственной собственности, – это система правовых норм, регулирующих отношения собственности субъектов Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом в общественных интересах и в целях реализации ими функций по удовлетворению основных жизненных потребностей населения. Функционально-целевой подход к понятию права собственности субъектов РФ позволяет глубже раскрыть сущность и значение этого вида права государственной собственности. Специфичность права собственности субъектов РФ обусловлена положением субъектов РФ в системе органов власти, действующей в Российской Федерации.

    Выявлены отличия в круге объектов, объеме правомочий, а также основаниях приобретения и прекращения права собственности субъектов Российской Федерации от права муниципальной собственности и права федеральной собственности, обусловленные спецификой функций, осуществляемых муниципальными образованиями, федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта РФ должны использовать имущество, находящиеся в собственности субъекта РФ, исключительно в целях реализации своих полномочий. В этой связи вещные правомочия субъектов РФ носят ограниченный характер, особенно в сравнении с правомочиями субъектов права частной собственности (физических и юридических лиц).

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (как собственники) ограничены в своих вещных правомочиях в различной степени, что связано с их конституционно-правовым статусом, а также осуществляемыми функциями.

    Право государственной собственности субъектов Российской Федерации, являясь в основном институтом гражданского права, испытывает определенное регулирующее воздействие норм других отраслей права, в частности, административного. В этой связи возникает необходимость усиления координирующей роли норм гражданского права, регулирующих отношения государственной собственности субъектов Российской Федерации, на основе кооперирования с нормами других отраслей права. Необходимо повысить эффективность реализации нормы пункта 2 ст. 3 ГК РФ за счет ее законодательного обеспечения.

    Установлено, что значительная часть оснований приобретения права собственности субъектами РФ связана: а) с принудительным выкупом у частных собственников и б) с осуществлением права преимущественной покупки.

Обоснован вывод о целесообразности ограничения исключительных прав субъектов Российской Федерации в сфере приобретения права собственности с одновременным расширением этих прав у физических и юридических лиц. В связи с этим предлагается: а) отменить преимущественное право субъектов РФ на приобретение земель сельскохозяйственного назначения и драгоценных камней и драгоценных металлов; б) изменить процедуру принудительного выкупа земельных участков органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем восстановления двухгодичного срока предъявления органами власти иска о принудительном изъятии земельного участка, в случае если собственник не согласен с решением об изъятии участка, а также определения исчерпывающего перечня оснований изъятия земельного участка исключительно в Земельном кодексе Российской Федерации.

    Признано целесообразным исключить из земельного законодательства положения, наделяющие субъекты РФ полномочиями по регулированию отношений по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности муниципальных образований. Наличие подобных полномочий приводит к установлению обременительных для органов местного самоуправления правил по предоставлению принадлежащих местным властям земельных участков. Правовое регулирование вопросов предоставления земельных участков со стороны органов государственной власти субъектов РФ должно касаться исключительно земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ.

    Доказана необходимость расширения полномочий субъектов Российской Федерации в сфере приватизации принадлежащего им государственного имущества за счет предоставления следующих прав: а) самостоятельно определять условия применения установленных федеральным законодательством способов приватизации при отчуждении различных имущественных объектов, а также расширять перечень таких способов (например, выкуп арендованного имущества для субъектов малого и среднего предпринимательства); б) самостоятельно регулировать нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации отношения по приватизации, касающиеся отчуждения государственного имущества субъектов Российской Федерации, в части, не урегулированной Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

    Объекты права собственности субъектов РФ значительно отличаются от объектов права частной собственности, имеющих неограниченный характер. Круг объектов права собственности субъектов РФ ограничен имуществом, необходимым для осуществления публичных полномочий.

Участие субъектов РФ в имущественных отношениях должно исключать коммерческое использование государственного имущества, а также его применение за пределами целей реализации государственных функций. В этой связи недопустимо предоставление государственного имущества в возмездное пользование и участие в коммерческих организациях.

    Установлено, что управлением и распоряжением имуществом субъектов РФ занимаются в большей части исполнительные органы отраслевой компетенции, а не высшие или иные исполнительные органы субъектов РФ. В целях оптимального распределения законодательно закрепленных полномочий по управлению и распоряжению объектами права собственности субъектов РФ обоснована целесообразность предоставления высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ права передавать полномочия по управлению и распоряжению государственной собственностью субъекта РФ иным исполнительным органам государственной власти субъекта РФ.

Необходимо установить более четкие границы полномочий органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, закрепив за законодательными органами полномочие по определению порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций и учреждений субъектов РФ. Тем самым будет усилена роль законодательных органов государственной власти субъектов РФ в управлении и распоряжении государственным имуществом.

    В целях совершенствования правового регулирования отношений собственности с участием государственных учреждений субъектов Российской Федерации необходима кодифицикация законодательства об указанных учреждениях с четким закреплением их имущественного статуса. Подобная кодификация позволит устранить противоречия между нормами, регулирующими отношения в сфере правового положения государственных учреждений субъектов РФ, существенно упростит процесс применения указанных норм. Кодификация законодательства о государственных учреждениях субъектов РФ обеспечит определенность правового положения данных учреждений, позволит гарантировать права и интересы их контрагентов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что положения диссертации расширяют понимание сущности собственности субъектов РФ и права собственности субъектов РФ, их специфических особенностей. В рамках диссертации сформулирован ряд практических предложений по совершенствованию правового регулирования отношений, связанных с региональной собственностью, которые можно использовать в нормотворческой деятельности. Положения диссертационного исследования могут также найти применение при дальнейшей разработке проблем права государственной собственности, участия публично-правовых образований в имущественном обороте. Возможно применение выводов и предложений, содержащихся в диссертации, в качестве методологической основы учебных пособий, при преподавании курса гражданского права.

Апробация результатов диссертационного исследования . Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре гражданского права и процесса Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Основные научные положения, выводы и рекомендации исследования изложены автором в семи статьях, три из которых опубликованы в рецензируемых научных журналах, входящих в перечень Высшей аттестационной комиссии. Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе по учебной дисциплине «Гражданское право».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя три параграфа, списка использованной литературы.

Особенности возникновения права собственности субъектов Российской Федерации

Для того чтобы понять любое явление окружающей нас действительности, прежде всего необходимо выяснить, что оно представляет собой, то есть уяснить его сущность и соответственно дать ему определение. Это касается и права собственности субъектов Российской Федерации, которое достаточно неоднозначное и сложное правовое образование, нуждающееся в тщательном и всестороннем исследовании и изучении.

Однако, прежде чем решать указанные задачи, необходимо уяснить, что такое сущность и что значит определить то или иное понятие. Итак, согласно общепринятому в философии пониманию сущность - система необходимых и устойчивых, прежде всего внутренних и потому скрытых от непосредственного наблюдения сторон предмета, взятых в их естественной взаимосвязи, то, без чего данный предмет не может быть самим собой1О Определение же понятия есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина. С помощью определения понятий мы в явной форме указываем на сущность отражаемых в понятии предметов, раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других предметов.

Учитывая, что сущность любого предмета - это система необходимых и устойчивых сторон этого предмета, а определение представляет собой отражение сущности, для раскрытия сущности права собственности субъектов РФ и его определения следует выявить необходимые и устойчивые стороны или признаки данного правового явления, а для решения этой задачи уяснить место права собственности субъектов РФ среди других правовых явлений, проанализировав положения нормативных правовых актов и теоретические разработки.

Основным нормативным правовым актом, который регулирует отношения в сфере осуществления права региональной собственности является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ). Право собственности субъектов РФ регламентируется ст. 212, 214 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п. 3 ст. 212 ГК РФ особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. В силу п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Согласно п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Все вышеуказанные нормы содержатся в главе 13 «Общие положения» раздела 2 «Право собственности и другие вещные права» ГК РФ. Таким образом, очевидным является тот факт, что право собственности субъектов РФ - составной элемент права собственности как такового. Соответственно можно с уверенностью утверждать, что право собственности субъектов РФ обладает и общими для всех разновидностей права собственности признаками и свойствами. Возникает вопрос, какие это признаки и свойства.

В гражданском праве понятие права собственности используется в двух значениях: 1) в объективном - как система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства; 2) в субъективном - как «закрепленная за собственником возможность в пределах, установленных законом, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вполне свободно, по своему усмотрению в целях удовлетворения своих интересов» .

Основными признаками субъективного права собственности в юридической литературе признаны следующие: 1) объект права собственности - индивидуально-определенная вещь; 2) абсолютность права собственности, которая выражается в том, что удовлетворение интереса собственника зависит лишь от его действий и все окружающие собственника лица обязаны воздерживаться от произвольного вмешательства в сферу хозяйственного господства собственника над вещью. 3) наличие в содержании права собственности правомочий владения, пользования и распоряжения; 4) осуществление правомочий собственника наиболее полным образом, в своем интересе и по своему усмотрению; 5) бессрочность права собственности, поскольку оно не ограничено по закону или договору каким-либо сроком и прекращается лишь в результате гибели вещи; 6) следование права собственности за объектом этого права; 7) исключителъность, которая состоит в том, что на одну и ту же вещь одно и то же право может принадлежать только одному лицу; 8) преимущественность удовлетворения по сравнению с другими имущественными правами.

Объекты права собственности субъектов Российской Федерации

Разница с перечнем объектов региональной собственности очевидна. Безусловно, и то, что в региональной собственности намного больше ограниченно оборотоспособных и необоротоспособных объектов. Так, предметы Музейного фонда могут находиться в собственности субъектов РФ и собственности Российской Федерации (Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Росеийской Федерации и музеях в Российекой Федерации» (ред. от 23.02.2011)). Их нахождение в муниципальной собственности не предусматривается.

Право муниципальной собственности не может возникать в результате реквизиции, поскольку она может осуществляться только по рещению государственных органов (ч. 1 ет. 242 ГК РФ). Не может оно возникать и вследствие национализации (ч. 2 ет. 235 ГК РФ). Значительно меньше приминительно к муниципальным образованиям и случаев, когда они имеют право преимущественной покупки тех или иных объектов гражданских прав. Например, право преимущественной покупки в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, принадлежит органам исполнительнйо власти Российской Федерации и субъектов РФ (абз. 5 ст. 25 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»). Местному самоуправлению оно не предоставлено.

Правом на преимущественное приобретение драгоценных металлов и драгоценных камней у субъектов их добычи и производства обладают Российская

Федерация и субъекты Российской Федерации в лице своих уполномоченных органов (ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»), но не муниципальные образования.

Правом преимущественной покупки земель сельскохозяйственного назначения по общему правилу пользуются субъекты Российской Федерации. И только в случаях специально предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, - органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»2). Таким образом, специальных возможностей приобретения права собственности у российских регионов значительно больше, чем у муниципальных образований.

Определенные различия можно проследить и применительно к осуществлению права муниципальной и региональной собственности. Одно из отличий, как уже упоминалось, состоит в отсутствии у местного самоуправления возможности использовать право «золотой акции». Наличие различий в праве федеральной, субъектов РФ и муниципальной собственности нашло отражение в теории гражданского права, которая как известно оперирует категориями типов, форм собственности, видов собственности. В рамках данной классификации выделяют два типа собственности - обобществленный и индивидуальный, где обобществленный тип собственности отражает присвоение вещей обществом в целом или определенной социальной группой лиц, а индивидуальный тип собственности выражает присвоение вещей отдельным индивидуальным лицом. Типы собственности конкретизируются и проявляются в формах собственности, (государственной, муниципальной, частной). Формы собственности подразделяются на виды, которые ассоциируются с конкретными имущественно обособленными субъектами гражданского права. При этом разновидностями государственной собственности выступают: 1) собственность Российской Федерации; 2) собственность субъектов Российской Федерации. Разновидностями муниципальной собственности является собственность различных муниципальных образований. К разновидностям частной собственности относятся собственность физических лиц и собственность частных юридических лиц.

Итак, право собственности субъектов РФ отличается и от права федеральной, и от права муниципальной собственности. Специфичность права собственности субъектов РФ вытекает из положения субъектов Российской Федерации в системе органов власти, действующей в Российской Федерации. Органы власти российских регионов входят в систему государственной власти Российской Федерации. В то же время региональные власти в меньшей степени, чем федеральные органы заняты вопросами регулирования деятельности юридических и физических лиц и в большей степени нацелены на предоставление публичных услуг населению, что сближает их с органами местного самоуправления. Таким образом, право собственности субъектов РФ в качестве правового института можно определить как вид права государственной собственности и систему правовых норм, регулирующих отношения собственности субъектов Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом в общественном интересе и в целях реализации ими функций по удовлетворению основных жизненных потребностей населения регионов. Подобный функционально-целевой подход к определению понятия права собственности субъектов РФ позволяет глубже раскрыть сущность и значение этого виды права государственной собственности.

В качестве субъективного права - это возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом субъекта РФ исключительно в целях осуществления органами государственной власти субъектов РФ функций по удовлетворению основных жизненных потребностей населения регионов.

Непосредственное осуществление права государственной собственности субъектов Российской Федерации

В случае если такое извещение направлено не было, регистрация сделки может быть отложена на срок до 3 месяцев. Учитывая, что все сделки с музейными предметами и музейными коллекциями, а также наследованиемузейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части фонда и находящихся в собственности граждан и юридических лиц, подлежат регистрации, механизм реализации преимущественного права в данном случае можно признать более или менее проработанным и определенным (п.п. 8-9 Положения о государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, утвержденного указанным Постановлением Правительства РФ).

Наряду с правом преимущественного приобретения отдельных видов имущества субъект РФ пользуется в предусмотренных законодательством случаях правом принудительного выкупа имущества физических и юридических лиц (иначе говоря, их возмездного изъятия). Так, Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в ст. 5 закрепляет за субъектами РФ полномочия по приобретению земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут находиться в собственности физического или юридического лица. Данное положение распространяетея на земли еельскохозяйственного назначения, оказавшиеся в собственности иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам свыше предельной нормы, установленной законом субъекта РФ. В силу статьи 6 того же Федерального закона органы власти субъекта РФ имеют право подавать заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет.

Земельный кодекс РФ в ч. 1 ст. 10 предоставляет органам государственной власти субъектов РФ право изъятия земель для нужд субъектов РФ. Из общего перечня возможных случаев изъятия земелъ, закрепленных в ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ, очевидно, что регионы могут изымать земельные участки для размещения объектов энергетических систем регионального значения; размещения объектов регионалъного значения, обеспечивающих деятелъность субъектов естественных монополий; размещения автомобилъных дорог регионального значения; размещения объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения. При изъятии органы власти должны известить собственника о предстоящем извещении не позднее чем за год. При отсутствии согласия собственника они могут обратиться в суд с иском о выкупе соответствующего земельного участка. Данный иск может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику извещения об изъятии участка. Российское гражданское законодателъство закрепляет принцип полного возмещения убытков, связанных с изъятием земельного участка. Согласно ч. 2 ст. 281 ГК РФ при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земелъного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. При этом плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка, которое включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципалъного образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. Вышеуказанные основополагающие положения гражданского и земельного законодательства дополняются разъяснениями судебных органов и прежде всего Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»1. В этом Постановлении Высший арбитражный суд РФ подтвердил вышеуказанные принципы гражданского законодательства. В частности, им было отмечено, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда; в случае несогласия собственника земельного участка с решением об изъятии или недостижения соглашения с ним о выкупной цене органы, принявшие решение, могут предъявить в арбитражный суд иск о выкупе земельного участка не ранее чем по истечении одного г. с момента получения собственником земельного участка письменного уведомления о принятии решения об изъятии и не позднее двух лет с момента направления такого уведомления. Высший арбитражный суд РФ также отметил, что в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

Опосредованное осуществление права собственности субъектов Российской Федерации

В отношении публичной собственности в современных условиях используется совершенно другой подход, а именно принцип нахождения в собственности государства и местного самоуправления исключительно тех объектов, которые необходимы для реализации функций публично-правовых образований. По замечанию Г.Н. Андреевой, «цель существования публичной собственности -обеспечение определенной публичной функции, с этой точки зрения публичная собственность - это вообще не собственность в том смысле, в котором говорят об институте частной собственности, нацеленном на удовлетворение потребностей собственника, а материальная основа осуществления публичной функции, появляющаяся, исчезающая и переходящая вместе с последней (то есть она «привязана» в первую очередь не к публичному собственнику, а к публичной функции, а уже через нее к собственнику)... Круг объектов публичной собственности также определяется ее публичной функцией. В отличие от частного собственника публичное образование не может позволитъ себе приобрести объект публичной собственности, который просто нравится лицам, осуществляющим управление публичной собственностью, или собирательство плюшкинского типа, поскольку назначение публичной собственности в обеспечении потребностей общества прямо (конституционно или законодательно) определенное и обусловленное публичной функцией». В случае с субъектами Российской Федерации данный принцип получил закрепление в ст. 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В силу части 1 указанной статьи в собственности субъекта Российской Федерации может находиться; имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статьях 26.2, 26.3, 26.3.1 настоящего Федерального закона; имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в пунктах 7 и 8 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в случаях, установленных федеральными законами; имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации; имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

Исчерпывающий перечень имущества субъектов Российской Федерации, необходимого для реализации основной группы полномочий региональных властей - полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закреплен в ч. 2 ст. 26.11 вышеуказанного Федерального закона и содержит в общей сложности 31 наименование (по состоянию на 01.07.2011). Все указанные в нем виды имущества четко соотносятся с полномочиями субъектов РФ по предметам совместного ведения, закрепленных в части 2 статьи 26.2 Закона. Для сравнения - п. 5 ч. 2 ст. 26.2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» включает в компетенцию российских регионов полномочие предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий. Подпункт 2 ст. 26.11 данного Федерального закона предусматривает возможность нахождения в собственности субъектов РФ такого рода объектов, как «имущество, включая защитные сооружения, необходимое для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципалъного и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий».

Таким образом, перечень объектов возможного имущества субъектов РФ привязан к полномочиям субъектов Российской Федерации, закрепленным Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Следует отметитъ, что подобный подход вызывал критику со стороны представителей юридической общественности и даже обращения в судебные органы власти. Так, известный исследователи вопросов собственности Гаджиев Г.А. поставил применительно к ст. 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» целый ряд вопросов, в том числе насколъко избранный законодателем подход соответствует конституционному принципу равенства всех форм собственности? Не ставят ли указанные нормы двух федеральных законов частную собственность в доминирующее положение по отношению к публичной собственности, поскольку они исключают право публичных собственников иметь в собственности любое имущество, не изъятое из гражданского оборота и не ограниченное в обороте? Насколько реально и, главное, целесообразно иметь перечни видов имущества, необходимых для осуществления полномочий, указанных в п. 17 ст. 1 Закона № 95-ФЗ, которые должны устанавливаться законами субъектов Российской Федерации не позднее 1 января 2005 г.?

    ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    И.Е. БУГАЕВ

    На современном этапе развития Российского государства проблема правового регулирования права публичной собственности и отдельных ее разновидностей является одним из самых сложных вопросов отечественной правовой науки. Такое положение вызвано многими факторами. Во-первых, до сих пор не решен вопрос о задачах, функциях органов государственной власти. Следовательно, не определен объем имущества, которое должно принадлежать публично-правовым образованиям нашей страны, и в том числе субъектам Российской Федерации. Во-вторых, в рамках действующей системы публичной власти не определены оптимальный перечень полномочий каждого ее уровня и объекты, которые для реализации данных полномочий необходимы. В-третьих, нет согласия по вопросу о месте права государственной собственности, включая право государственной собственности субъектов Российской Федерации в системе гражданского права. Должны ли данные категории признаваться самостоятельными разновидностями права собственности либо они являются искусственными образованиями и субъективное право собственности должно предоставлять одинаковый спектр возможностей любым своим субъектам? С этим вопросом тесно связана проблема собственно правовых возможностей субъектов права государственной и муниципальной собственности, а именно насколько они должны отличаться от возможностей субъектов частной собственности.
    Применительно к праву собственности субъектов Российской Федерации существует и целый ряд проблем, связанных с полномочиями региональных органов власти по управлению и распоряжению собственным имуществом и правовым регулированием соответствующих действий органов государственной власти. До настоящего времени не установлен оптимальный баланс между системой правового регулирования на местах и правового регулирования на федеральном уровне. С одной стороны, имеют место попытки расширить полномочия региональных властей, их самостоятельность, в том числе в сфере владения, пользования, распоряжения государственной собственностью субъектов Российской Федерации. С другой стороны, федеральные органы власти вводят дополнительную регламентацию указанных отношений во избежание злоупотреблений в имущественной сфере и обеспечения реализации общегосударственной политики по вопросам собственности и приватизации. Четкого баланса между этими двумя тенденциями не найдено. Об этом свидетельствует процесс постоянного внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации в сфере организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части, касающейся собственности субъектов Российской Федерации, в законодательство о приватизации, земельное законодательство и ряд других. Нет ясных ответов на возникающие вопросы и в юридической литературе.
    В то же время от оптимального регулирования отношений собственности субъектов Российской Федерации зависит и состояние имущественного оборота, и эффективность публичной власти. Поэтому на данные вопросы необходимо дать исчерпывающие ответы. И прежде всего следует определиться с понятием права государственной собственности в целом и права собственности субъектов Российской Федерации в частности. В современной юридической литературе право публичной собственности определяется на основе общепринятого определения права собственности. Однако, на наш взгляд, это не совсем верный подход. Как известно, основным свойством права собственности является способность собственника совершать действия в отношении принадлежащего ему имущества по своему усмотрению, т.е.: 1) возможность по своему усмотрению определять, для чего использовать принадлежащее ему на праве собственности имущество; 2) возможность по своему усмотрению решать, каким образом использовать принадлежащее ему имущество.
    В этом отношении право публичной собственности представляет собой совершенно особое явление, поскольку публично-правовые образования лишены возможности самостоятельно определять как цели осуществления права собственности, так и способы подобного осуществления. Соответственно право публичной собственности существенным образом отличается от права собственности юридических и физических лиц. Указанное положение вещей позволяет дать данной разновидности права собственности свое, отличное от общепринятого, определение. По мнению автора, право государственной собственности можно определить как возможность публично-правовых образований в строгом соответствии с законом и иными правовыми актами совершать в отношении имущества, которое является объектом данного права, действия, направленные на обеспечение реализации функций указанных образований. С объективной же точки зрения право государственной собственности - система правовых норм, регулирующих отношения государственной собственности по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом в целях осуществления государством своих функций.
    На основе вышеуказанного определения права государственной собственности можно дать и определение праву региональной собственности. Специфичность права региональной собственности, очевидно, вытекает из положения субъектов Российской Федерации в системе органов власти, действующей в Российской Федерации. Органы власти российских регионов, очевидно, входят в систему государственной власти Российской Федерации. В то же время региональные власти в меньшей степени, чем федеральные органы, заняты вопросами регулирования деятельности юридических и физических лиц и в большей степени нацелены на предоставление публичных услуг населению. Таким образом, право региональной собственности можно определить как вид права государственной собственности и систему правовых норм, регулирующих отношения собственности субъектов Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом в сфере осуществления ими функций по удовлетворению основных жизненных потребностей населения регионов. С субъективной точки зрения это возможность владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом в сфере осуществления ими функций по удовлетворению основных жизненных потребностей населения регионов.
    Тем самым можно подчеркнуть, что право собственности субъектов Российской Федерации носит целевой характер, а самостоятельность субъектов Российской Федерации в вопросах осуществления права собственности чрезвычайно ограничена.
    Так, к публично-правовым образованиям, и в частности к субъектам РФ, неприменимо такое основание, как переход права собственности в порядке реорганизации. Приобретение права собственности на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества в случае с субъектами Российской Федерации (как и другими публичными образованиями) лишь отчасти учитывает принцип свободы договора, а в значительной степени его игнорирует. Во-первых, закупки товаров, работ, услуг публично-правовыми образованиями возможны только в рамках юридической формы государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Во-вторых, законодательством определен исчерпывающий перечень процедур, в рамках которых Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями приобретается необходимое имущество. В-третьих, законодательством указанные процедуры исключительно подробно регламентированы. Кроме того, законодательство о государственных закупках определяет условия допуска к участию в торгах потенциальных покупателей государственного (муниципального) имущества и устанавливает в этой сфере не только гражданско-правовую, но и административную ответственность. Объектами права государственной собственности субъектов Российской Федерации может быть только исчерпывающий перечень видов имущества. Прекращение права собственности российских регионов возможно преимущественно в рамках процедуры приватизации. Законодательством же о приватизации определен исчерпывающий перечень способов приватизации, а также порядок их осуществления.
    В то же время субъекты Российской Федерации обладают и правами, которые недоступны обычным субъектам имущественного оборота.
    Так, в плане приобретения права собственности они обладают правом преимущественной покупки, не связанным с участием в соответствующих имущественных отношениях (например, общей долевой собственности, участия в обществе с ограниченной ответственностью), а вытекающим из административных функций органов власти. Оно распространяется на случаи приобретения земель сельскохозяйственного назначения, драгоценных металлов и драгоценных камней, имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, предметов музейного фонда. Еще одним преимущественным правом является право принудительного выкупа отдельных объектов. В частности, его разновидностями являются право принудительного выкупа земельных участков, культурных ценностей, жилых помещений.
    В сфере осуществления права собственности российские регионы могут использовать такие достаточно своеобразные способы, как права хозяйственного ведения и оперативного управления.
    Анализ вышеуказанных возможностей региональных властей позволяет говорить о том, что в настоящее время органы государственной власти субъектов Российской Федерации чрезмерно перегружены правами административного порядка, в то же время вопросы осуществления гражданско-правовых правомочий субъектов РФ в сфере использования собственного имущества крайне ограничены действующим законодательством.
    Действительно, предоставляя органам государственной власти российских регионов полномочия по преимущественной покупке земель сельскохозяйственного назначения, федеральное законодательство не решает проблем развития сельскохозяйственного производства и вместе с тем создает препятствия на пути развития земельного рынка, порождает коррупцию. В данном случае возникает и закономерный вопрос о целесообразности использования в коммерческой, по сути, деятельности государственных органов средств, которые можно было бы использовать в решении многочисленных социальных проблем. Тем более что по данному направлению органы государственной власти субъектов РФ несут достаточно большие расходы. Нельзя не отметить и тот факт, что преимущественное право покупки земель сельскохозяйственного назначения порождает многочисленные проблемы правового плана, а именно противоречия между нормативными актами субъектов Российской Федерации и Российской Федерации.
    То же самое можно сказать и в отношении права преимущественной покупки драгоценных камней и драгоценных металлов, которое нельзя считать оправданным ни с правовой, ни с экономической и финансовой точки зрения. Согласно п. "ж" ст. 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование является предметом ведения Российской Федерации. Соответственно и особые полномочия в сфере пополнения золотовалютных резервов, которые служат в основном целям именно финансового регулирования, должны принадлежать Российской Федерации. Как следует из полномочий субъектов Российской Федерации, предусмотренных п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", функции субъектов РФ связаны преимущественно с предоставлением государственных услуг населению российских регионов. Поэтому необходимость формирования ими собственных золотовалютных резервов находится под большим вопросом. Тем более под большим вопросом находится наличие у органов государственной власти субъектов РФ права преимущественного приобретения драгоценных камней и драгоценных металлов. Данное преимущественное право ограничивает права собственников указанных металлов и камней, препятствует нормальному их обороту, ограничивая возможности субъектов их добычи и производства продавать данные объекты наиболее выгодным с их точки зрения покупателям. Поэтому преимущественное право покупки драгоценных камней субъектами РФ следует исключить.
    Пристального внимания заслуживают и полномочия субъектов Российской Федерации по принудительному выкупу имущества физических и юридических лиц (иначе говоря, их возмездному изъятию). Действующее российское законодательство закрепляет за российскими регионами целый ряд таких полномочий. Так, тот же Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. от 29.12.2010 N 435-ФЗ) в ст. 5 закрепляет за субъектами РФ полномочия по приобретению земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут находиться в собственности физического или юридического лица. Данное положение распространяется на земли сельскохозяйственного назначения, оказавшиеся в собственности иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам свыше предельной нормы, установленной Законом субъекта РФ. В силу ст. 6 того же Федерального закона органы власти субъекта РФ имеют право подавать заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (в ред. от 29.12.2010 N 442-ФЗ) в ч. 1 ст. 10 предоставляет органам государственной власти субъектов РФ право изъятия земель для нужд субъектов РФ. Однако установленная законодательством процедура изъятия оставляет желать лучшего. Во-первых, неоправданно увеличен срок, в течение которого органы власти могут предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Изначально ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации установила для указанных целей двухгодичный период с момента направления собственнику участка уведомления об изъятии участка. Однако Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации" увеличил этот период до трех лет. Для сравнения: ст. 287 Модельного гражданского кодекса государств - участников Содружества Независимых Государств предусматривает, что государственный орган, принявший решение об изъятии земельного участка, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд в течение двух лет с момента направления собственнику (владельцу) земельного участка уведомления о принятии решения об изъятии участка.
    Во-вторых, из норм ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что окончательная выкупная цена все же определяется соглашением сторон, а значит, она может быть и ниже рыночной стоимости земельного участка. Однако следует иметь в виду, во-первых, принудительный характер изъятия, а, во-вторых, "административные" возможности государственных органов. Используя эти возможности, вполне можно заставить собственника заключить невыгодное для него соглашение о выкупе. Нельзя не отметить и неопределенности в вопросе о целях изъятия земельных участков, так как в российском земельном законодательстве установлен неисчерпывающий перечень случаев, когда допускается принудительное изъятие земель для государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации). В связи с изложенным предлагается ужесточить процедуру принудительного выкупа земельных участков органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет возвращения двухгодичного срока предъявления органами власти иска о принудительном изъятии земельного участка, в случае если собственник не согласен с решением об изъятии участка, определения исчерпывающего перечня оснований изъятия исключительно в Земельном кодексе Российской Федерации.
    В ограничении нуждаются и такие специальные права субъектов Российской Федерации, как права хозяйственного ведения и оперативного управления, которые служат имущественной основой для опосредованного осуществления права собственности субъектов Российской Федерации. Так, чрезмерно широким и нуждающимся в пересмотре является перечень случаев, при наличии которых возможно создание субъектов указанных вещных прав - унитарных предприятий. Наряду с этой мерой действенным решением явилось бы принятие федерального закона о государственных и муниципальных учреждениях, закрепляющего и перечень возможных случаев создания государственных учреждений, и в том числе учреждений субъектов Российской Федерации.
    Наряду с сокращением административных прав органов государственной власти в сфере владения, пользования и распоряжения собственностью очевидной представляется необходимость расширения их гражданско-правовых возможностей.
    Так, сейчас в соответствии со ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации может находиться:
    - имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в ст. 26.2, 26.3, 26.3.1 Федерального закона;
    - имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в п. 7 и 8 ст. 26.3 Федерального закона, в случаях, установленных федеральными законами;
    - имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации;
    - имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.
    Исчерпывающий перечень имущества субъектов Российской Федерации, необходимого для реализации основной группы полномочий региональных властей - полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закреплен в ч. 2 ст. 26.11 вышеуказанного Федерального закона и содержит в общей сложности 31 наименование. С содержательной точки зрения ограничение перечня объектов, которые могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации, согласуется с государственной политикой на ограничение участия государства в имущественных отношениях. Однако возникает вопрос, помогает ли существующее законодательное регулирование адекватному решению данной задачи. На наш взгляд, нет. Формулировки ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не позволяют четко определить имущество, соответствующее полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. В самом деле, как можно определить имущество, необходимое для организации предоставления образования, или каким образом можно понять, что такое имущество, необходимое для социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. К подобным видам имущества можно отнести любые объекты. Найти какие-то критерии его идентификации практически невозможно. Один и тот же объект может служить выполнению полномочий органов власти и быть излишним для такого выполнения. Кроме того, нецелесообразно ограничивать право субъектов РФ выбирать конкретные объекты, необходимые для реализации своих полномочий. В каждой ситуации это могут быть совершенно разные виды имущества, и определить их круг в законодательном порядке практически невозможно. Поэтому исчерпывающий перечень имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ, следует отменить.
    Целесообразным является расширение полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере приватизации. Анализ приватизационного законодательства указывает на то, что регламентация отношений в сфере отчуждения государственного и муниципального имущества носит чрезмерно централизованный характер. Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" регулирует практически все вопросы приватизации и не позволяет региональным властям проводить государственную политику в указанной сфере с учетом местных условий, выбирать наиболее выгодные и эффективные варианты реализации объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Поэтому в законодательство о приватизации следует внести целый ряд изменений. Следует позволить органам государственной власти субъектов Российской Федерации по своему усмотрению определять условия применения тех или иных способов приватизации, установленных федеральным законодательством, расширив перечень указанных способов. Кроме того, целесообразно расширить права указанных органов по регулированию процедуры приватизации. В частности, следует позволить органам государственной власти субъектов Российской Федерации определять уровень задатка, который приобретатель вносит на счет в качестве условия участия в торгах, размер процентов, начисляемых на сумму денежных средств, подлежащих уплате за проданное государственное (муниципальное) имущество, по уплате которых предоставляется рассрочка. Кроме того, отношения по приватизации, касающиеся отчуждения государственного имущества субъектов Российской Федерации, в части, не урегулированной Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", целесообразно регулировать не федеральными подзаконными актами, а законодательными актами субъектов Российской Федерации.
    Есть в законодательстве о праве собственности субъектов Российской Федерации ряд положений, которые нуждаются в технической корректировке. Так, в субъектах Российской Федерации функции по управлению и распоряжению государственным имуществом разграничены между специализированными органами исполнительной власти отраслевой компетенции. Однако, согласно пп. "д" п. 2 ст. 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом субъекта Российской Федерации закреплены за высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. С учетом изложенного целесообразно внести в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отдельные изменения, а именно указать в пп. "д" п. 2 ст. 21 Федерального закона, что осуществление указанного полномочия может полностью или частично передаваться высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации иным органам исполнительной власти субъекта РФ.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

собственность, принадлежащая субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

  • Словарь юридических терминов

  • - федеральная собственность и собственность субъекта РФ.См. также: Государственная собственность Российская Федерация  ...

    Финансовый словарь

  • Большой бухгалтерский словарь

  • - Б.п. РФ по отношению к бюджетам ее субъектов включает в себя: 1) утверждение дифференцированных или единых нормативов отчислений от регулирующих доходов для зачисления их в государственные бюджета субъектов РФ...

    Большой бухгалтерский словарь

  • - круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения...

    Большой юридический словарь

  • - обобщенное наименование арбитражных судов основного звена...
  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента и призванное представлять его в КС при рассмотрении дел, относящихся к компетенции...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента и призванное представлять его в СФ при прохождении законопроектов и рассмотрении иных вопросов...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - назначаемое Президентом РФ должностное лицо, входящее в структуру Администрации Президента, выполняющее свои задачи в соответствующем субъекте РФ. Его основные задачи - представлять Президента РФ в субъекте РФ,...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - одна из палат Федерального Собрания - парламента РФ - в настоящее время. Согласно ст. 11 Конституции РФ, Совет Федерации участвует в осуществлении государственной власти. Он относится к законодательной ветви власти...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - Ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта Российской Федерации...

    Словарь депозитарных терминов

  • - согласно Конституции РФ, трудовое законодательство относится к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ. В п.2 ст.76 Конституции указывается, что по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ...

    Словарь бизнес терминов

  • - обязательный платеж, устанавливаемый федеральными законодательными актами и взимаемый на всей территории...

    Словарь бизнес терминов

  • - обязательный платеж устанавливаемый федеральными законодательными актами и взимаемые на всей территории РФ. При этом конкретные ставки этих налогов определяются субъектами Федерации...

    Большой экономический словарь

  • - "...4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.....

    Официальная терминология

  • - ....

    Энциклопедический словарь экономики и права

"Собственность Субъектов Федерации" в книгах

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Глава 5. УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

Из книги ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Часть 1 автора Дума Государственная

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 59. Полномочия субъектов Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации 1. Законодательством субъекта Российской Федерации о налогах и сборах вводятся региональные налоги, устанавливаются налоговые ставки и

автора Законы РФ

Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю 1. В федеральной собственности находятся земельные участки:которые признаны таковыми федеральными законами;право собственности Российской Федерации на которые возникло при

Из книги Земельный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации 1. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:которые признаны таковыми федеральными законами;право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Глава 5. УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Глава 5. УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ Статья 124. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования – субъекты

Тема 11 Состав федерации в России и конституционно-правовой статус Российской Федерации и ее субъектов

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

Тема 11 Состав федерации в России и конституционно-правовой статус Российской Федерации и ее субъектов 11.1. Состав Российской Федерации и конституционные основы его изменения Российская Федерация состоит исключительно из субъектов федерации; в отличие от многих

Глава 5. УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РО ССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

Глава 5. УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РО ССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ СТАТЬЯ 124. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты

автора Автор неизвестен

Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю 1. В федеральной собственности находятся земельные участки:которые признаны таковыми федеральными законами;право собственности Российской Федерации на которые возникло при

Из книги Земельный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации 1. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:которые признаны таковыми федеральными законами;право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при

1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ

Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ Рассмотрим основные особенности Российской Федерации с точки зрения организации государственного управления.Прежде

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004

автора Тихомиров М Ю

Статья 17 Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю 1-2. Кодекс впервые в качестве основания возникновения такой формы собственности, как федеральная, называет прямое признание такой собственности федеральными законами. Примерами

Из книги Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации автора Тихомиров М Ю

Статья 18 Собственность на землю субъектов Российской Федерации 1. В ст.18 сформулированы критерии отнесения земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации. Одним из таких критериев Кодекс называет признание федеральными законами земельных участков

Под субъектами РФ подразумевается наименование территориальных единиц высшего значения на территории России. Понятие «Субъекты» возникло в связи с тем, что Конституцией 1993 года России присвоен статус федеративного государства, которое состоит из субъектов страны, наделённых одинаковыми правами.

Субъекты России наделены рядом полномочий и прав:

  • иметь собственные органы законодательного и исполнительного управления (губернатор, парламент);
  • обладать собственным уставом или конституцией;
  • издавать собственные законы, которые принимаются на заседаниях регионального парламента;
  • самостоятельно решать возникающие задачи, которые переданы Конституцией в ведение субъекту;
  • выдвинуть двух своих представителей в Совет Федерации Федерального Собрания России.

В составе России состоит несколько типов субъектов:

  1. Республики - этосубъекты федерации, являющиеся национально-государственными образованиями, т.е. обладающие формой государственности определенного народа, проживающего на данной территории. Республики наделены максимальными полномочиями (в сравнении с другими субъектами) в осуществлении своей деятельности, они могут принимать свою Конституцию, устанавливать свой государственный язык.
  2. Автономные образования (округа) – это территориально-национальные объединения, обладающие правом самостоятельно разрабатывать проекты федеральных законов, касающиеся правового статуса своей территориальной единицы и передавать законопроекты на рассмотрение в Федеральное Собрание. Округ получает название, схожее по звучанию с одной или двумя наиболее многочисленными национальностями либо этническими группами, что населяют его территорию на протяжении столетий.
  3. Города федерального значения, области, края . Это территориально-административные объединения, которые сформированы без учёта национального принципа. К городам федерального значения относится столица РФ, Санкт-Петербург а также, Севастополь. Этот вид субъектов лоббирует законопроекты, которые позволят им заключать соглашения, разграничивающие полномочия между федеральной властной структурой и властью субъекта России.

Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ

Собственность на землю субъектов РФ подтверждается . Субъектам принадлежат следующие территории ():

  1. Признанные таковыми на основании федеральных законов
  2. Полученные субъектами РФ на основании норм гражданского права
  3. Полученные субъектами в рамках разделения государственной собственности на земельные участки
  4. Безвозмездно переданные субъектам РФ из собственности федерального значения

Перечень участков земли, на которые распространяется право владения субъектов России:

  • недра, в которых содержатся полезные ископаемые, минеральные ресурсы и подземные водные богатства;
  • земли, на которых расположены и другая растительность;
  • участки, на которых размещены водные ресурсы (реки, озёра);
  • территории, на которых построены объекты различного целевого назначения;
  • земли, признанные .

Особенности собственности на землю Москвы и Санкт-Петербурга

Собственник вправе отказаться от владения земельной территорией, которая расположена в городской и прилегающей территории Санкт-Петербурга и Москвы. Чтобы это выполнить владельцу потребуется выполнить несколько поочерёдных действий:

  • написать заявление с просьбой осуществить регистрацию ;
  • вместе с заявлением подать правоустанавливающую документацию; если права владения на земельный объект ранее проходили регистрацию в государственных структурах, то данные документы предъявлять не требуется;
  • получить свидетельство, подтверждающее факт ;
  • по истечении пяти дней с момента проведения регистрации, уполномоченный орган отправляет письменное уведомление об этом органу государственного руководства субъекта России, если данная территория относится к собственности субъекта России либо Санкт-Петербургской или Московской муниципальной руководящей структуре (если земля относится к собственности муниципалитета).

Земля, от которой отказался владелец, переходит в к земельному фонду Санкт-Петербурга либо Москвы с момента окончания регистрации факта завершения у собственника прав на владение участком земли.

Заключение

В завершение статьи следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. К участкам земли, которые могут находиться в собственности у субъектов России, относятся недра, содержащие полезные ископаемые, поверхностные воды, лесные массивы, сельскохозяйственные угодья, территория населённых пунктов.
  2. Каждый собственник, обладающий правом на владение землёй на территории Москвы и Санкт-Петербурга, вправе отказаться от собственности в пользу города.
  3. Гражданину может быть выделена земельная территория субъекта России под ИЖС, за установленную плату.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них о собственности субъектов РФ на землю

Вопрос: Существуют ли законодательные проблемы, которые могут помешать бесплатно получить под ИЖС небольшой участок земельной территории, находящейся во владении у субъекта России? Виктор.

Ответ: Виктор, в Земельном кодексе России () указана категория лиц, которая вправе получить бесплатно в собственность земельный участок, находящийся во владении субъектов РФ.

Управление государственной собственностью субъектов Российской Федерации осуществляется посредством реализации ими правомочий собственников по распоряжению своим имуществом. Основными органами, располагающими полномочиями по управлению и распоряжению объектами государственной собственности субъектов Российской Федерации, следует считать губернаторов (мэров, глав администраций), правительство, комитет по управлению имуществом и фонд имущества субъекта РФ. Возникающие при этом отношения с унитарными предприятиями по сути гражданско-правовые. Если учесть, что гражданское законодательство - предмет ведения исключительно Российской Федерации, субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать гражданско-правовые нормы. В связи с этим нормы законов субъектов Российской Федерации, постановлений глав их администраций и иных правовых актов субъектов Российской Федерации не могут устанавливать в соответствии со ст. 295 ГК РФ иные случаи, когда предприятие не вправе распоряжаться своим имуществом самостоятельно. Тем более такие ограничения не могут предусматриваться в уставах унитарных предприятий, договорах их с собственником или в контрактах с руководителями предприятий.

Президента РФ и постановлениями правительства РФ (п. 7 ст. 3 ГК РФ).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятие которых отнесено к ведению Российской Федерации. Что касается власти субъекта, то, в соответствии со ст.73 Конституции РФ - вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Общественные отношения в связи управлением собственностью вне сферы гражданско-правового регулирования - предмет регулирования публично-правовых отраслей права, прежде всего, административного, находящегося в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Субъект РФ вправе осуществлять нормотворческую деятельность в этой части. Субъекты РФ активно осуществляют нормотворческую деятельность в сфере регулирования своих отношений с создаваемыми ими предприятиями - субъектами права хозяйственного ведения. Из этого следует то, что субъект, вправе самостоятельно в законодательном порядке устанавливать для себя правила поведения как собственника. Согласно ст.126 ГК РФ субъекты РФ призваны отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет их бюджет. Сюда не включается имущество государственных предприятий и учреждений, а также имущество, составляющее исключительную государственную собственность. В систему органов федерального казначейства входят подчиненные ему территориальные органы федерального казначейства в субъектах РФ. В субъектах РФ подобную функцию может выполнить комитеты по управлению имуществом, фонды имущества субъектов РФ. При удовлетворении иска о взыскание денежных сумм должно производиться за счет средств соответствующего бюджета, а при их отсутствии или недостаточности - за счет иного имущества, составляющего казну субъекта (п.12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: