Голосовое чудо. Пять мифов о горловом пении

Технику горлового пения не освоить вот так, просто читая книжки или статьи по теме. Отчасти потому, что жаждущему научиться этому искусству не хватает самих представлений о таком пении, а отчасти, и потому что в практике обучения важен посторонний контроль.

В любом случае предоставленную вам теоретическую информацию нужно использовать скорее как дополнение для обмозгования и понимания практики пения, но учиться пению нужно по крайней мере по видео, если это невозможно вживую.

Прежде чем говорить о технике горлового пения, рассмотрим вопрос о звуках, из которых состоит наш голос. Можно выделить как бы три звуковых этажа, краски которых смешиваются и превращаются в единый голосовой поток:

  • средний этаж – бурдон, звук, получаемый посредством смыкания или вибрации голосовых связок;
  • верхний этаж – обертон («над» тон), получаемый посредством вибрации головных резонаторов;
  • нижний этаж – унтертон, при котором вибрируют мягкие ткани гортани.

Все эти тоны суммируются, затем к ним примешиваются вибрации всего тела, и после того, как звук выходит наружу, он сталкивается с внешней средой, которая имеет свои акустические свойства.

Пение древности

Обертонное горловое пение встречается в культурах многих народов мира; у современного слушателя оно в большей степени ассоциируется с шаманами и тибетскими монахами. Впрочем, для всех вокалистов рекомендуется использовать хотя бы хоомей (один из стилей ) в качестве элементов , так как тембр в результате таких упражнений обогащается обертонами и становится более насыщенным.

Хоомей – подготовка

Итак, техника наиболее простого и базового стиля обертонного горлового пения – хоомея. При его исполнении преимущественно звучит естественный , к которому добавляются обертоновые украшения, извлекаемые с помощью верхних резонаторов.

Для того, чтобы извлекать подобные звуки, для начала нужно разогреть голосовой аппарат с помощью пения простых протяжных гласных: ааа, ооо, ууу, эээ, иии… Старайтесь посылать голос в определенную точку, которая находится далеко от вас. Например, если стоите у окна, выберите дерево или окно дома напротив. И пойте. Не бойтесь громкости, ведь вполголоса вы себя не натренируете.

Техника горлового пения хоомей

Чтобы петь хоомей, нужно научиться расслаблять нижнюю челюсть и раскрывать ее так, чтобы найти нужный угол. При этом происходит сосредоточение внимания не на горле, а на корне языка.

Тут есть хитрость: если вы слишком сильно опустите нижнюю челюсть, то передавите горло, а если слишком мало, то звук будет плоский и зажатый. Нужный угол находится только на практике. И снова начинаем петь гласные звуки, параллельно ищем нужное положение языка.

Важные примечания

Главное, чтобы было удобно! Может чесаться нос, губы – это нормально.

Есть и более низкие по регистру техники горлового пения, но это более сложная и отдельная тема. Хоомей могут петь как мужчины, так и женщины; что касается других стилей – в плане доступности для женского организма они более сложны. Шаманы, живущие в Сибири, не рекомендуют женщинам постоянно практиковать более сложные стили горлового пения, по регистру сравнимые с мужскими, потому что это ведет к изменению гормонального баланса.

Были сведения, что певица Пелагея хотела у них научиться этому, но они отказали ей, объяснив, что пока она не состоялась как мать, лучше не заниматься шаманскими техниками пения. Но в плане отдельных вокальных упражнений использование хоомея очень даже полезно для развития голоса.

Данный видео-курс поможет всем желающим освоить технику горлового пения. Эта необычная техника пения характерна для традиционной, а особенно культовой музыки народов Севера, Монголии и Тибета.

Видео-обучение «Горловое пение: самоучитель»

Голос из прошлого

Горловое пение — это особая техника пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани. Она оригинальна и интересна, привлекает к себе внимание и завораживает своим необычным звучанием. Освоить технику горлового пения не так трудно, как может показаться вначале. Данная техника пения имеет богатую историю, используется в некоторых религиях, в эпических сказаниях, традициях и культах. Наряду с современными профессиональными певцами и мастерами горлового пения, творят и любители данной необычной техники. Существуют специальные сообщества и клубы любителей горлового пения. В Тибете есть целый институт, который готовит мастеров горлового пения.

Обычно горловое пение состоит из основного тона (низкочастотного монотонного «жужжания») и верхнего голоса, который движется по тонам натурального звукоряда. Обычно горловое пение сопровождает аккомпанементом специальных народных инструментов. Горловое пение – это уникальный вид музыкального искусства, специальная техника извлечения звука, когда певец извлекает сразу две ноты одновременно. Таким образом получается двухголосое соло.

Интерес к горловому пению постоянно растет. Эта техника привлекает своей необычностью, ведь порой кажется просто невероятным, что все эти звуки издает человек. Слушая горловое пение, переносишься в древние времена, соприкасаешься с и мистицизмом и магией, чувствуешь себя участником таинственного ритуала. Ощущения от такого пения просто невероятны. Оно затрагивает что-то глубоко внутри, позволяет соприкоснуться с архаичной культурой. У многих эти звуки ассоциируются с оккультизмом и шаманами. Однако горловым пением пользуются не только в ритуалах, это еще и способ передачи народных преданий и сказаний.

Выделяют 5 основных стилей горлового пения, которые используются у различных народов и в разнообразных целях. К ним относятся:

  • кыркыра;
  • кюмей;
  • сыхыт;
  • эзенгилээр;
  • бербендер.

Однако помимо основных направлений, существует множество их разновидностей. Что бы лучше освоить горловое пение, следует ознакомиться с основными правилами и историей возникновения выбранного стиля.

Характеристика и история основных стилей горлового пения:

  1. Существует мнение, что стиль кыркыра возник как подражание звуку голоса верблюдицы. Похожие на этот вид пения звуки, верблюдица-мать издает, когда умирает ее ребенок. Такие звуки издаются певцом при помощи полуоткрытого рта и напряженных голосовых связок.
  2. Стиль кюмей имеет свою интересную легенду. Считается, что когда-то давно в горах жил одинокий юноша. Он был сиротой и жил совсем один у подножия скалы, которая отзывалась на любой звук многоголосным эхом. Однажды юноша сидел и подражал этим звукам. Ветер донес это пение до людей, и они назвали его кюмей (или хоомей). Это плавный и мелодичный стиль.
  3. Пение сыхыт всегда осуществляется без слов. Оно отличается тем, что на фоне низкого основного звука, издает резкий, пронзительный свист (обертон).
  4. Традиционно эзенгилээр исполнялся на лошади и сопровождался динамической пульсацией и периодическими толчками. Если же этот стиль горлового пения исполняется не на лошади, певец искусственно создает вибрацию воздуха, подражая галопу лошади.
  5. В последнем основном стиле горлового пения, бербендере, звук очень мягкий и низкий. Он более певучий и тихий, приятен на слух и похож на звучание кларнета.

Важно помнить, что горловое пение – не только музыкальный стиль, но и инструмент медитации. Горловое пение помогает единению с природой, поискам себя и релаксации. Многие после прослушивания горлового пения начинают чувствовать внутри себя мощный поток энергии, вдохновение и умиротворение.

Поскольку горловое пение является экзотическим стилем исполнения для европейца, оно успело обрасти большим количеством мифов. В этой статье я постараюсь максимально их развеять.

1. Использовать технику горлового пения могут только тувинцы.

Когда в конце 19 века горловое пение было «открыто» русскими, считалось, что петь таким образом могут только азиаты. Но после серьезных научных исследований пришли к выводу, что горло тувинца ничем не отличается от горла любого другого человека. Позже этот миф опровергли сотни европейцев, успешно освоившие искусство горлового пения.

2. Горловым пением поют только шаманы.

Многие европейцы считают, что горловое пение - это прерогатива исключительно шаманской касты. Считать так в корне неверно. По словам тувинцев, раньше у них пели практически все, даже дети. Так же обстоят дела и в Монголии, где почти все кочевники пели горловым пением. Можно сравнить культуру горлового пения в Сибири с культурой классического вокала в Европе. Как в Европе вокальным и оперным пением исполняют обычные песни, также и в Сибири, горловым пением исполняют народный эпос, поют былины и легенды. Это особенно ярко выражено в культуре народов Алтая, где кайчи - народные сказители - могли петь эпос по несколько дней подряд. Не любой шаман обладает навыками горлового пения и уж точно не любой певец является шаманом.

3. Горловому пению очень сложно научиться.

Это неправда. На самом деле техника горлового пения осваивается намного проще техники классического и оперного вокала. Трудности возникают при самостоятельном обучении, особенно для европейцев, не привыкших к горловому пению. То, что с преподавателем осваивается за неделю, при самостоятельном обучении может занять месяцы. Очень важно вовремя исправить ошибки человека и направить его в нужное русло, тогда обучение проходит намного эффективнее и быстрее.

4. Горловое пение опасно для здоровья.

Это правда лишь отчасти. В конце XX - начале XXI веков проводились медицинские исследования о влиянии горлового пения на здоровье человеческого организма. Ученые пришли к выводу, что долгое исполнение горлового пения (более 2-3 часов подряд) действительно губительно влияет на здоровье. Долгие задержки дыхания увеличивают содержание углекислого газа в крови, а перенапряжение грудных и брюшных мышц приводит к их ослаблению. Однако, если вы не собираетесь регулярно давать долгие концерты, вам совершенно не о чем беспокоиться. Наоборот, при дозированном исполнении горлового пения ощущается прилив сил, улучшается кровообращение, усиливаются мышцы груди и пресса. Во избежание пагубного воздействия, главное - не перенапрягаться и не заставлять себя петь насильно. Во всем нужно знать меру, и в горловом пении тоже.

5. У женщин изменяется гормональный фон при исполнении горлового пения.

Это абсолютная неправда. Спектр слухов о вреде горлового пения для женщин достаточно широкий, однако ни один из этих слухов не был доказан медициной. Есть лишь одна опасность для женщин - это чрезмерное перенапряжение. По этой причине женщинам не рекомендуется исполнять стиль каргыраа долгое время. Однако, чаще всего исполнительницы горлового пения предпочитают другие стили по причине того, что у женщин они получаются гораздо красивее. Обучение каргыраа необходимо, но оно не несет никакого вреда здоровью, а его использование после обучения совсем необязательно.

ИСЦЕЛЕНИЕ ГОРЛОВЫМ ПЕНИЕМ

ИСЦЕЛЕНИЕ ГОРЛОВЫМ ПЕНИЕМ

Достижение высших состояний сознания.

На протяжении тысячелетий шаманы были единственными врачевателями как тела, так и сознания тувинцев. Ими накоплен огромный опыт в индивидуальном и групповом лечении. Ввиду отсутствия медицинского оборудования и препаратов, шаманы пошли по пути развития скрытых целительских способностей человека, а в силу обожествления ими природы - естественно, что они черпали свое вдохновение из окружающего мира. Подражая звукам природы, они входили в трансовое состояние, что раскрывало резервы их психики. Так постепенно, через имитацию звуков животных, птиц, ветра и т.д., сформировалось уникальное искусство обертонального горлового пения, при котором исполнитель способен петь двумя и более голосами одновременно.

С помощью этих звуков, часто практикуемых совместно с народными инструментами - игилем (вариант народной виолончели), бубном и хомусом (варганом), шаманы погружали в измененные состояния сознания своих пациентов и искали причины возникновения у них заболевания или личностной проблемы, а в случае необходимости использовали направленное воздействие голоса с обертонами на больной орган.

В механизме лечебного воздействия шаманского обертонального звука можно выделить два основных момента.

Первый связан с физическими свойствами звуковых гармоник и основан на принципе резонанса. Физикой установлено, что все во вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и наше тело. Каждый орган и ткань обладает определенной «здоровой» резонансной частотой. Когда эта частота изменяется под воздействием патогенных факторов, вибрации органа начинают отличаться от общего гармоничного «аккорда», что и влечет за собой изменения на физическом уровне, определяемые как болезнь. Мы можем помочь органу восстановить природную частоту и запустить процесс выздоровления, направив на него гармонизирующие звуковые вибрации, максимально приближенные к исходной, «здоровой» частоте органа. Именно это делает шаман: находясь в трансовом состоянии, он интуитивно ощущает, какой звук необходим пациенту, то есть фактически создает резонанс с его телом. А наличие в его голосе обертонов значительно усиливает воздействие.

Этот эффект обертонов был визуально показан в экспериментах по киматике Барбары Хироу. В них акустическая система размещалась над зеркалом и производила два звука с разной частотой колебаний. Вибрирующее зеркало отражало луч лазера на экран, создавая на его поверхности «звуковые» образы. Если певцы-экспериментаторы пропевали две ноты, образующие гармонический интервал, то на экране возникали геометрически совершенные, симметричные формы. Этот результат был особенно показательным в случаях, когда певцы выпевали не обычные звуки, а вокальные гармоники. Когда же голоса певцов не создавали гармонического интервала, то симметрия в изображениях на экране отсутствовала. Всемирно известны сейчас также исследования Масару Эмото, продемонстрировавшего способность звука изменять структуру воды. Если помнить о том, что тело человека на 70% состоит из воды, то можно видеть, какие возможности открываются для исцеления звуком.
И такие научные данные, подтверждающие влияние гармоничного звука на живые системы, появляются во все большем количестве. Показано, что музыкальные звуки способны повышать уровень серотонина и гормона роста и снижать уровень АКТГ, способствуя уменьшению стрессов. Музыка нормализует кровообращение, кровяное давление, волновую активность мозга - в частности, меняется поток возбуждения в кортико-таламических и кортико- лимбических кругах. Исследования французского ученого Фибиана Маман показали, что воздействие на раковые клетки in vitro звуками по восходящей музыкальной шкале приводит к прогрессивной дестабилизации их клеточной структуры и в конечном итоге разрушению клеток. Можно понять этот эффект, исходя из того, что мембраны клеточных органоидов являются естественными резонаторами, и поэтому все внешние вибрации напрямую влияют на состояние каждой живой клетки, находящейся в поле их распространения.

Второй аспект в воздействии шаманского звука является информационным. Создавая звук, шаман прежде всего вкладывает в него свое намерение излечить пациента, которое транспортируется его звуковыми волнами в энергетическую структуру больного. Кроме того, шаман использует и вербальные формы суггестии, произнося специфические молитвы или заговоры. Обычно этот эффект усиливается еще и звуком бубна - техника, известная как камлание.

В механизме горлового обертонального пения выделяют основной тон, или бурдон, создаваемый голосовыми связками, и второй голос, содержащий обертоны от 5-го до 13-го, часто похожие на свист. Этот голос создается за счет носового резонанса и так называемых «ложных голосовых связок», образующихся над природными в результате практики пения.

Наблюдения показывают, что даже после концертов обертонального пения многие слушатели отмечают заметные изменения в состоянии сознания, продолжавшиеся от получаса до нескольких дней в зависимости от исходного состояния и чувствительности слушателя. У многих людей ослабевают или исчезают головные боли и проявления других заболеваний. Опрос же участников семинаров демонстрирует улучшение самочувствия у большинства из них, исчезновения напряжений в теле и сознании, глубину положительных эмоций. Многие впервые начинают ощущать свою энергию и переживают необычные состояния сознания, вплоть до ощущения выхода из тела. У людей появляется осознанное желание самостоятельно восстанавливать свое здоровье и развиваться духовно.

СТИЛЬ КАРГЫРАА - низкий гортанный звук, производное от «хрипеть», «бурлить», своим звучанием иногда напоминает рык дикого зверя, карканье вороны.
Овладение этим стилем позволяет направить вибрацию в любую область тела, усиливая кровообращение с помощью низкочастотных вибраций. Каргыраа способствует очищению дыхательных путей (легкие, бронхи, трахея и гортань). Развивает грудной резонатор, пробуждает животную силу, поднимает мощь корневых центров, помогает ощутить опору под ногами и связь с Землёй («заземление»).

СТИЛЬ ХООМЕЙ - это звук низких и средних регистров, его обертон или «надзвук» слышен как завораживающий звук флейты. Люди коренных народов пели хоомей колыбельные для своих деток. Его вибрации прекрасно развивают и чистят носовой и грудной резонаторы, что позволяет избавиться от накопившейся слизи и хронической заложенности носа, гнусавости. «Раскрывает» гортань и трахею, вследствие чего уходят зажимы, напряжения в голосовом аппарате, которые многие из нас с детства несут в себе. Отключает «внутренний диалог».

СТИЛЬ СЫГЫТ - очень красивый высокий свистящий звук с флейтоообразными переливами. Высокая частота вибраций и замыкание звукового кольца посредством языка, делает этот стиль самым сильным по воздействию на тело и сознание, в сравнении с другими. Знатоки горлового пения называют его «чистая энергия».

ЗВУК «ТИБЕТСКАЯ ПОЮЩАЯ ЧАША» - открытый носовой (назальный) звук, с обертоном, напоминающим звучание тибетской чаши. Дополнительным резонатором этого звука является головной купол. Его тончайшие вибрации активизируют работу высших центров, гармонизируют человека, снимают стресс, напряжение и усталость. Этот звук незаменим во время медитаций, направленных на достижение высших состояний сознания.

Вам понадобится

  • - Литература на церковно-славянском языке (молитвослов, Новый завет, Псалтирь);
  • - ноты тех песнопений, которые исполняет ваш церковный хор;
  • - музыкальный инструмент;
  • - диктофон;
  • - компьютер.

Инструкция

Научитесь беглому чтению на церковно-славянском языке. Для этого ежедневно читайте дома молитвослов и другие книги на церковно-славянском языке, практикуясь в проговаривании и понимании его.

Вам придется не только исполнять музыкальные произведения по нотам, но и петь на тексты тропарей, стихир и т.п. на гласы по богослужебным . Такие книги как Минея, Октоих, Часослов изданы именно на языке общения с Богом – церковно-славянском.

Для правильного пения в церковном хоре – его еще называют - изучите нотную грамоту и сольфеджио. Если со школьных уроков пения мало что осталось в памяти, запишитесь на курсы или кружок церковного пения для .
Там помогут развить связь между вашим голосом и слухом. О том, в каких храмах существуют такие кружки, поинтересуйтесь у своего приходского священника или в епархии.

Если у вас нулевая музыкальная подготовка, а желание научиться церковному пению очень велико, не огорчайтесь. При отсутствии курсов и кружков обращайтесь к регенту любительского хора. Прослушав вас, он, возможно, разрешит петь . Первое время вы будете только петь ектеньи «Господи помилуй». Пойте тихо и слушайте звучание всего хора.
(В Санкт-Петербурге любительские хоры есть в соборе князя Владимира (см. http://www.vladimirskysobor.ru/klir/ljubitelskij-hor ), в Казанском соборе, в святой Анастасии Узорешительницы, в Чесменской , в храме Серафима Саровского. Мужчинам можно порекомендовать любительский хор при Александро-Невской лавре).
Не пытайтесь самостоятельно изучить осмогласие, так как в каждом храме напевы немного отличаются. Лучше сразу разучите напев того храма, в котором собираетесь нести клиросное .

Чтобы научиться церковному пению, в хоре встаньте рядом с более опытным . Лучше, чтобы он пел вам в ухо. Внимательно следите за тем, как он поет, повторяйте за ним свою партию, чтобы выучить ее.
Это поможет вам разобраться в основных ходах своей партии, понять ее логику. А в дальнейшем позволит петь более уверенно, осознанно. При работе с хором оттачивайте точность попадания в свою ноту, направление звука, произношение, дыхание, громкость.

Самостоятельно проводите музыкальные занятия дома. Попросите у регента ноты и разучивайте церковные песнопения с помощью музыкального инструмента. Пойте песнопения в сопровождении инструмента, вместо слогов называя ноты. Следите за длительностью нот. В процессе обучения можно играть, например, на одну партию (сопрано), а петь другую (например, альта).

Если инструмента нет, используйте другие блага цивилизации. Запишите свою партию или общее звучание хора на диктофон. Дома прослушайте, несколько раз пропойте, исправляя возникающие ошибки.
Воспользуйтесь программой обучения нотам, скаченной с интернета. Потом переходите к чтению с листа.

Попросите опытного преподавателя индивидуально позаниматься с вами. Он подметит все ваши огрехи, подскажет, в каком направлении вам предстоит работать.

Добивайтесь ангелоподобного пения – светлого, величественного, умиротворяющего. Помните, что церковное пение не должно звучать как оперное. И в то же время оно не должно быть залихватски народным.
Не увлекайтесь красивой гармонией, музыкальными эффектами или сложностью исполнения, помните, что слова первичны, а музыка – вторична. Не занимайтесь самолюбованием.
Приложив старание и труд, вы через год будете сносно петь на клиросе, славя Бога со всеми клирошанами.
Бог вам в помощь!

Источники:

  • Поиск знаний как способ запеть в церкви

Согласно толковому словарю С.И. Ожегова клирос – это место в церкви, специально отведённое для певчих, которое находится на возвышении по обеим сторонам перед алтарём. Возможно ли простому прихожанину занять там своё место? Что нужно для того, чтобы научиться петь на клиросе ?

Найдите храм, который нуждается в певчих. Но знайте, если у вас нет музыкального , то, скорее всего, путь в большой храм для вас будет закрыт. Но не отчаивайтесь, пообщайтесь с регентом церковного хора, он объяснит вам требования к певчим, если таковые имеются, или поможет влиться в коллектив.

Посвящайте хотя бы час времени в день церковнославянских книг. Произносите наиболее трудные вслух по нескольку раз, пока не сможете проговаривать их бегло, но внятно. Во время богослужения хор может петь молитвы очень и вы должны уметь чётко артикулировать такие .

Выучите ноты. Одним из признаков профессионализма певчего является умение быстро ноты с . Не расстраивайтесь, если не всё будет идеально получаться с раза, так как этот навык успешно вырабатывается при должном усердии и многократном повторении.

Будьте готовы уделять подготовке к богослужению больше пяти часов в неделю. Во время таких репетиций вы лучше споетесь с остальными певчими и определитесь со своим положением в хоре в зависимости от высоты вашего голоса.

Обратите внимание

Помните, что пение на клиросе – это в первую очередь хоровое пение. Не имея опыта работы в хоре можно допустить главную ошибку начинающих певчих, которая заключается в «подстраивании» под тембр партнера, слишком высокий или низкий для собственного голоса. Учитесь слышать себя и слушать партнера (а в этом вам поможет регент).

Полезный совет

Желательно во время ваших первых богослужений носить с собой диктофон, чтобы записывать свое пение и иметь возможность анализировать его дома. Кроме того, так как наш организм, слушая звучащую речь, начинает функционировать так же, как говорящий или поющий, очень полезно слушать канонические церковные песнопения. В это случае ваш голос будет автоматически подстраиваться под звучащий образец.

Источники:

  • Сайт, посвященный мастерству пения на клиросе.

Существует три вида горлового пения: низкое, высокое и среднее. Многие считают высокое самым красивым из трех вариантов, поскольку звучит оно, будто прекрасная флейта на берегу ручья. Чтобы научиться горловому пению , необходимо практиковать специальные упражнения.

Инструкция

Начните с обучения низкому горловому пению . Для этого выполняйте такие действия, как будто хотите откашляться. Новичку лучше «кашлять» по 2-3 раза в день, чтобы излишне не напрягать связки, впоследствии продолжительность можно увеличить. Поначалу вы можете чувствовать напряжение в глотке, вам может казаться, будто в горле першит. Примерно через месяц таких занятий начнут у вас начнут ощущаться горловые мышцы, позволяющие издавать низкие звуки.

Примитесь за упражнение «Трактор», когда нужно пытаться произносить это слово самым низким голосом, на который вы только способны.

Слушайте исполнение горлового пения различными певцами или музыку, которую играют на национальных инструментах, к примеру, тувинцы или алтайцы. Это поможет вам оказаться на нужной , что ускорит процесс овладения навыком горлового пения.

Чтобы научиться среднему пению , просто пойте или кричите, укрепляя горловые мышцы. Таким способом исполняется большинство песен, которые мы ежедневно слышим по радио или . При помощи средних мышц мы воспроизводим обычную речь.

После того, как вы освоите низкое и среднее горловое пение, переходите к сложному из всех - высокому. Ваши голосовые связки, натренированные двумя первыми видами пения, смогут натягиваться так, чтобы выдавать звуки высокого.

Слушая певцов-тувинцев или алтайцев, пытайтесь повторять подобные звуки, интуитивно напрягая и расслабляя мышцы горла.

Сожмите мышцы горла таким образом, как будто хотите выдохнуть воздух через маленький просвет, это создаст высокочастотные колебания. После многих тренировок у вас должен получиться звук, напоминающий свист.

Попробуйте пропевать комбинации «эль» и «йю» для того, чтобы запомнить положение языка, необходимое для высокого горлового пения. Впоследствии вы сможете исполнять его, не вспоминая комбинации. Колебания, создаваемые данными звуками, помогут прочистить пазухи, проводящие настоящий высокий звук. Каждому человеку на это требуется разное время, но в среднем, результат появляется после двух месяцев регулярных тренировок.

Основы хорового пения большинство получает в школе на уроках музыки. Однако далеко не в каждом учебном заведении есть хороший преподаватель хорового искусства. Кроме того, не всегда желание петь проявляется в детстве или подростковом возрасте. Некоторые начинают ценить хоровое искусство достаточно поздно. Но и у них есть шанс научиться красиво петь и стать участником хора.

Вам понадобится

  • - хоровой кружок;
  • - компьютер с Note Worthy Composer или Guitar Pro:
  • - учебник сольфеджио;
  • - виртуальная фортепианная клавиатура или синтезатор;
  • - плеер с музыкальными записями.

Инструкция

Решите, какой вы бы хотели исполнять. Хоровая музыка может быть как духовной, так и светской. Некоторые коллективы поют и то, и , но обязательно отдают предпочтение какому-то одному направлению. От выбора репертуара зависят ваши дальнейшие шаги. Если вам больше по душе духовная музыка - обратитесь в ближайший храм. Во многих приходах есть любительские хоры. Даже если такого коллектива нет в вашей церкви, вам обязательно подскажут, где он есть. И в любом случае именно на богослужениях вы сможете слушать музыку. Если же вас больше интересуют светские произведения, зайдите в соседний Дом культуры.

В любом случае к занятиям нужно немного подготовиться. Если вы никогда не изучали ноты - начните именно с них. Современные технические возможности это позволяют. Скачайте, например, Note Worthy Composer или Guitar Instructor. Они дают представление не только о том, где та или иная нота, но и какому звуку она соответствует. Очень хорошо, если у вас есть или синтезатор.

Изучать нотную грамоту начните с длительностей. Запомните, как пишутся целая нота, половинка, четверть и остальные. Прочитайте, какие существуют размеры и каждая цифра, написанная в начале нотной строки. Возьмите учебник сольфеджио и простучите или прохлопайте несколько упражнений.

Выучите расположение нот на нотном в скрипичном . Если у вас низкий голос, освойте и басовый ключ - не исключено, что ваши партии пишутся именно в нем. Научитесь соотносить каждую ноту с определенным звуком. Указанные программы дадут вам представление и тональностях. Знание основных гармонических построений значительно ускорит и пению в хоре . Изучать нотную грамоту можно и параллельно с занятиями пением. В некоторых хоровых коллективах обучают и сольфеджио. Если вы хотите петь в православном хоре , научитесь читать на церковнославянском . Изучите гласы - лады православного церковного пения.

Старайтесь побольше петь для себя. Подберите хорошо знакомых песен и подпевайте исполнителям. Внимательно слушайте мелодию, вступайте в нужном месте и заканчивайте пение одновременно с певцом. Это поможет вам быстрее научиться соотносить свой голос с голосами других участников хора.

Полезный совет

Попросите разрешения присутствовать на репетициях церковного хора. Потихоньку подпевайте участникам.

Источники:

  • Пособие по церковнославянскому языку в 2019

Уметь петь, иметь хороший голос и слух - мечта многих. Благодаря современным музыкальным конкурсам этот навык может открыть большие горизонты для творчества. Однако даже если вы не занимались пением с самого детства и не имеете музыкального образования, в любом возрасте не поздно научиться петь, если это ваша мечта.

Инструкция

Наверняка, смотря , вы хотя бы раз задумывались о том, чтобы научиться также красиво петь. Нельзя сказать, что это легко, однако вполне возможно. Чаще всего оперные партии исполняются сопрано - самым высоким певческим голосом. Его диапазон колеблется от ноты «до» первой октавы до нот «фа», «соль» или «ля» третьей октавы.

В музыкальной практике различают несколько видов сопрано - драматический, лирический и колоратурный. Первые два исполняются, как правило, с ровным тембром и глубоким мягким звучанием. Во время пения колоратурным сопрано голос подвижен, можно наблюдать его вибрацию. Конечно, есть и смешанные виды сопрано - лирико-колоратурное и лирики-драматическое. Эту классификацию выделяют для некоторых оперных партий, где необходимо передать различные настроения лирических героинь.

Для того чтобы петь сопрано, необходимо полностью открыть горло. Для этого необходимо делать упражнение во время распевки. Вспомните, что происходит с вашим горлом, когда вы готовитесь позевать. Попробуйте. Почувствовав в ушных раковинах небольшие щелчки, зафиксируйте горло в таком положении. Попробуйте протянуть ноту. Вы заметите, как звук стал более глубоким и высоким. Теперь он направлен не вперед, как при обычной речи или пении вторым голосом, а вверх, к темени.

При оперном пении необходимо широко открывать рот - так звук будет более глубоким и насыщенным. Проверьте себя - нащупайте ямку у уха, там где головка нижней челюсти сходит в узелок паза. Откройте рот, держа в том месте палец - под пальцем должна появиться ямка. Зажав ее и спев, вы можете услышать свой голос как бы со стороны, проконтролировать попадание в ноты.

Однако неподготовленному человеку сложно долго оставаться в таком положении, не начав-таки зевать. Но, чем больше вы будете тренироваться, тем быстрее у вас начнет получаться. Таким образом необходимо повторять обычную распевку, начиная с первой октавы и продвигаясь выше. Тренируясь, вы сможете постепенно наращивать свой диапазон.

Видео по теме

Вряд ли красивое церковное пение оставляет кого-то равнодушным. Создается ощущение, что ты находишься в каком-то другом благодатном мире, а не на земле. Многие прихожане, даже те, у которых нет музыкального образования, мечтают присоединить к стройному звучанию церковного хорового пения и свои голоса.

Вам понадобится

  • - литература, написанная на церковно-славянском языке (Псалтирь, Новый завет, молитвослов)
  • - ноты песнопений, которые исполняются вашим церковным хором
  • - музыкальный инструмент
  • - компьютер
  • - диктофон

Инструкция

Поинтересуйтесь в епархии или у приходского священника, в каких храмах есть такие кружки. Если их нет, обратитесь к регенту любительского хора, возможно, прослушав вас, он позволит петь на . Учтите, что на первых порах вы будете петь лишь ектеньи «Господи помилуй». Старайтесь петь тихо и слушать звучание всего хора.

Не пытайтесь изучить осмогласие самостоятельно, ведь в каждом храме их напевы немного отличаются. Желательно сразу разучивать напев того храма, где вы намерены нести клиросное послушание.

Встаньте в хоре рядом с самым опытным певчим и внимательно следите, как он поет, чтобы выучить свою партию, повторяйте ее за ним. Желательно, чтобы тот пел прямо вам в ухо. Это поможет лучше разобраться с основными ходами своей партии и понять ее логику. В будущем вы сможете петь более осознанно и уверенно. Оттачивайте точность попадания в ноты при работе с хором, произношение, направление звука, громкость, а также дыхание.

Занимайтесь музыкой . Возьмите у регента ноты и при помощи музыкального инструмента разучивайте церковные песнопения. Пойте их в сопровождении инструмента, называя ноты вместо слогов. Следите за продолжительностью нот. При обучении можно играть одну партию (сопрано) на синтезаторе, а другую (к примеру, альта) петь.

Если нет инструмента, воспользуйтесь другими благами цивилизации. Запишите на диктофон свою партию либо общее звучание хора. Дома прослушайте и несколько раз пропойте, при необходимости исправляя возникающие ошибки. Скачайте в интернете программу обучения нотам и воспользуйтесь ею. Затем можете переходить к чтению с листа.

Обратитесь к опытному преподавателю с просьбой об индивидуальных занятиях. Он заметит все огрехи и подскажет, в каком направлении еще нужно поработать.

Научиться по нотам можно при наличии музыкального слуха. Если вы решили овладеть этим искусством, развивайте свое умение постепенно. Вы убедитесь сами, что постоянные тренировки принесут свои плоды.

Вам понадобится

  • музыкальный инструмент, учебник сольфеджио

Инструкция

Подпевайте любимым исполнителям. Делайте это как можно чаще, используйте любую возможность. Старайтесь слушать себя и попадать в унисон с певцом или . Пение в караоке для данного упражнения не подходит, потому что такие композиции содержат только музыкальное сопровождение.

Тренируйтесь петь, используя музыкальный инструмент. Сначала просто пропойте одну гамму, аккомпанируя себе. Когда вы заметите, что пропеть «до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до» и обратно у вас получается намного лучше, вы не фальшивите, а попадаете в те же полутона, что и инструмент, разнообразьте и усложните упражнение. Например, разучите различные музыкальные интервалы. Находите их голосом без подсказки инструмента. Если вам сначала будет трудно определить, попадаете ли в ноты, или нет, запишите свою тренировку на диктофон. Прослушивая, вы поймете, на верном ли вы пути.

Проиграйте музыкальную фразу, а потом спойте ее. Если не все получилось, сделайте работу над ошибками. Анализируйте, какие места даются вам с трудом и почему. Возможно, вам сложно усвоить какой-то определенный интервал. Чтобы облегчить себе задачу, найдите его в хорошо знакомой вам песне. Далее, когда вам сложно будет сориентироваться, вы вспомните ее и безошибочно возьмете нужную ноту.

Развивайте свой внутренний слух. Для этого возьмите учебник сольфеджио для начального уровня и пойте, называя ноты. Так вы тренируете свою память, заучиваете интервалы между нотами. Сначала пойте простые цепочки, в которых ноты следуют одна за другой. Далее переходите на более сложный уровень, когда ноты идут через тон. В будущем вы будете петь короткие музыкальные фразы с листа.


Еще одним песнопением праздничной вечерни является молитвенное к Богу, которое называется «Сподоби Господи». В нем верующий просит, чтобы Господь сподобил человека прожить вечер без греха. Также в этом песнопении воздается хвала, слава и честь всем трем Лицам святой Троицы.


В конце вечерни хор исполняет христианский гимн «Ныне отпущаеши». Это молитва праведного старца Симеона, которая написана в евангелии. Старцу было предречено, что он не умрет, пока не увидит рожденного Христа. Когда Божия Матерь принесла младенца Иисуса на сороковой день в храм для посвящения последнего Богу, старец Симеон принял младенца в свои руки и произнес молитвы о том,что теперь Владыка (Бог) отпускает своего раба с миром из этой земной жизни.


В конце праздничной вечерни исполняются особые торжественные тропари, посвященные празднику. Также хор может петь молитву Пресвятой Богородице «Богородице Дево, радуйся». В молитве используются слова архангела Гавриила, сказанные Деве Марии в день благовещения.


Заключительным праздничным песнопением вечерни является 33-ий . Вернее, его первая часть, в которой верующий человек вновь воздает славу Богу за прожитый день.

Видео по теме

Все православные богослужебные книги можно разделить на священнобогослужебные (Евангелие и Апостол) и церковнобогослужебные. Наиболее употребляемой книгой из второй группы является Октоих.

Современное православное богослужение суточного круга невозможно представить себе без использования Октоиха – книги, в которой публикуются молитвословия главных седмичных и суточных служб восьми гласов (напевов). Благодаря такому содержанию Октоих иначе именуется Осмогласником.


Октоих выпускается в двух частях: в первом томе собраны богослужебные тексты из последований вечерни, повечерья, полунощницы, утрени и литургии с первого по четвертый глас включительно; второй том подразумевает наличие этих же богослужений гласов с пятого по восьмой.


Октоих используется в богослужении ежедневно большую часть года. Исключения составляют периоды великих праздников, например, пасхальные торжества. Наибольшее применение этой книги относится к богослужениям вечерни и утрени, которые отправляются во всех православных храмах. Именно в Октоихе располагаются стихиры, седальны , пропеваемые или вычитываемые за богослужением.


Литургисты относят составление Октоиха к VII столетию. Известно, что позднее эта книга редактировалась и дополнялась великими святыми христианской Церкви. Стоит особо отметить преподобного Иоанна Дамаскина, который внес наибольший вклад в становление Октоиха незаменимой книгой для богослужения (VIII век).


В каждой части Октоиха имеются приложения, в которых опубликованы важные молитвословия отдельных богослужений. Например, седмичные светильны (по дням недели), 12 евангельских стихир воскресной утрени, а также же количество воскресных ексапостилариев и богородичнов.


В настоящее время можно найти в дополнение к двум томам нотный Октоих. В нем положены на ноты основные песнопения восьми гласов, используемых в церковном обиходе.

Видео по теме



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: