Источники правового регулирования реорганизации юридических лиц. Правовое регулирование реорганизации и ликвидации юридических лиц. Предпринимательская деятельность гражданина. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

3.1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.

Деятельность юридического лица, в особенности коммерческой организации, сопряжена с риском, не каждому учредителю (участнику), руководителю по силам рассчитать перспективное функционирование предприятия. Как поступать с «надоевшей» компанией? В данной ситуации возможны два варианта – либо продать свою организацию другим лицам, либо исключить из Единого государственного реестра юридических лиц. Последнее действие с законодательной точки зрения именуется «ликвидацией».

Под ликвидацией юридического лица в гражданском праве понимается прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Рассматривая вопросы правового регулирования ликвидации юридических лиц в России, нельзя обойти стороной такую национальную особенность, как «фактическая ликвидация». Смысл данной процедуры заключается в том, что юридическое лицо фактически перестает осуществлять любую деятельность, не сдает необходимую отчетность, но продолжает значиться в государственном реестре. Поскольку сам процесс ликвидации организаций, предусмотренный гражданским законодательством, достаточно трудоемок, а за несдачу налоговой отчетности предусмотрены штрафные санкции, российский бизнес разработал легальные схемы «фактической ликвидации».

Она осуществляется в двух возможных формах – путем смены учредителей и руководителя организации (как правило, находится малообеспеченный гражданин, который за определенную плату соглашается стать участником и руководителем данной компании) либо с использованием института реорганизации в форме слияния или присоединения, при котором все права и обязанности «ликвидируемой» организации переходят либо к созданному в результате слияния юридическому лицу, либо к тому лицу, к которому осуществлено присоединение. 1

Вместе с тем, данный способ прекращения деятельность нельзя назвать ликвидацией с точки зрения закона.

Анализ определения ликвидации юридического лица позволяет выделить один существенный признак данного института –юридическое лицо прекращает свое существование без перехода прав и обязанностей к другим лицам. в названных же выше случаях права и обязанности либо остаются у самого юридического лица, либо переходят к его правопреемникам, что противоречит правовой сущности ликвидации.

Завершающим этапом в процессе ликвидации является исключение из Единого государственного реестра сведений о ликвидируемой организации (п. 6 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Само понятие «ликвидация юридических лиц» и данный процесс достаточно подробно регламентированы нормами отечественного законодательства, вместе с тем, до настоящего момента остается неразрешенной возможность восстановления записи о ликвидированном юридическом лице при наличии допустимых оснований.

В связи с отсутствием четких норм законодательства, определяющих возможность (или невозможность) такого восстановления, данный пробел приходится восполнять судебной практикой. Важно отметить, что и позиция арбитражных судов в этой области не однородна. Как отмечает З. Муртузалиев, сложившаяся судебно –арбитражная практика по Северо –Кавказскому округу исходит из отсутствия законодательного регулирования возможности восстановления ликвидированных юридических лиц в реестре и невозможности в связи с этим обжалования актов государственной регистрации о ликвидации. 2

Вместе с тем, применительно к анализу исследуемого вопроса заслуживает внимания постановление Президиума ВАС РФ от 10 декабря 2002 № 6669/00, в котором судебная инстанция, пересмотрев в порядке надзора дело, возбужденное по исковому заявлению заинтересованного юридического лица к администрации города и инспекции МНС о признании недействительным постановления администрации о ликвидации юридического лица и решения инспекции МНС о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации данного предприятия, не сделала каких –либо выводов о наличии законодательного ограничения относительно возможности восстановления юридического лица в реестре.

Таким образом, исходя из принципов гражданского законодательства представляет возможным при наличии достаточных правовых оснований допустить возможность восстановления записи о ликвидированном юридическом лице в Едином государственном реестре юридических лиц.

3.2 ОСНОВАНИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

В качестве оснований для ликвидации юридического лица в ГК РФ называются: решение учредителей или уполномоченного органа юридического лица о ликвидации и решение суда.

Вместе с тем, представляется возможным выделить также и третье, наиболее распространенное, хотя и не указанное в ст. 61 ГК РФ основание для ликвидации юридического лица –банкротство организации.

По решению учредителей либо уполномоченного органа юридического лица ликвидация производится в обязательном порядке: в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо; по достижении цели, ради которой оно создано; в связи с признанием судом недействительной регистрации юридического лица. Разумеется, добровольная ликвидация юридического лица может быть осуществлена и без оснований, предусмотренных законом, по усмотрению учредителей либо уполномоченного органа юридического лица. Чаще всего в добровольном порядке деятельность юридического лица прекращается не по основаниям, предусмотренным законом, а вследствие неудовлетворенности учредителей ходом работы предприятия, например вследствие низкой прибыльности или недостаточного уровня выплачиваемых дивидендов.

В качестве оснований, по которым юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке, ГК РФ в ст. 61 называет: допущенные при его создании грубые нарушения носят неустранимый характер, либо осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона и иных правовых актов, либо систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности. Данный перечень не является исчерпывающим, решение суда о ликвидации юридического лица может быть принято и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ. Таким основанием, например, может служить несоответствие или неприведение в соответствие учредительных документов предприятия.

В качестве примера можно привести следующий случай: прокурор обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации акционерного общества, которое в нарушение положений ФЗ «Об акционерных обществах» не привело в соответствие с законодательством устав. Иск прокурора был удовлетворен арбитражным судом. При этом суд исходил из того, что неприведение акционерным обществом своих учредительных документов в соответствие с законодательством является грубым нарушением законодательства, и по этому основанию суд счел возможным принять решение о ликвидации данного юридического лица в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ. 3

Говоря о ликвидации юридического лица по решению суда, важно определить круг лиц, правомочных обратиться с данным заявлением в суд.

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому такое право представлено законом. Такими органами являются: прокуратура, органы налоговой службы и др.

При этом следует отметить, что наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможность обращения в суд с заявлением о принудительной ликвидации юридического лица. Это касается, например, тех случаев, когда решение о добровольной ликвидации фактически не осуществляется.

Рассмотрим следующий пример: прокурор обратился в арбитражный суд с иском с иском о ликвидации хозяйственного общества в связи с неоднократными и грубыми нарушениями хозяйственным обществом закона. Суд отказал прокурору в удовлетворении иска на основании того, что хозяйственное общество приняло решение о добровольной ликвидации. Решение суда было отменено апелляционной инстанцией на основании п. 8 ст. 63 ГК РФ, в соответствии с которые ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо –прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с положениями законодательства в случае добровольной ликвидации юридического лица руководящие органы общества назначают ликвидационную комиссию. В данном случае, несмотря на принятое решение о добровольной ликвидации, ликвидационная комиссия до рассмотрения дела в суде назначена не была, сроки ликвидации не установлены, ликвидация фактически не производилась. Исходя из указанного, апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции и приняла справедливое решение о ликвидации хозяйственного общества. 4

Третьим основанием ликвидации юридического лица, как уже отмечалось выше, служит признание его несостоятельным (банкротом).

В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» юридическое лицо признается банкротом арбитражным судом, если оно неспособно в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Таким образом, ликвидация организации в данном случае является следствием объявления ее несостоятельной. Вместе с тем возможна и обратная ситуация, когда в процессе ликвидации становится очевидным, что стоимость имущества ликвидируемого предприятия недостаточна для погашения требований кредиторов. В данном случае юридическое лицо может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном законодательством для организаций –банкротов (ч. 2 п. 4 ст. 61 ГК РФ).

Рассмотрим более подробно порядок добровольной и принудительной ликвидации.

Добровольная ликвидация . Как уже говорилось выше, добровольная ликвидация является неотъемлемой частью гражданского оборота. Это явление представляется абсолютно нормальным, а в ряде случаев даже необходимым (например, когда речь идет о добровольной ликвидации некоммерческой организации; в случае изменения конъюнктуры рынка и, следовательно, экономической неэффективности дальнейшей деятельности данного юридического лица), так как вытекает из самой сущности ведения хозяйства в условиях рыночной экономики.

Вместе с тем, несмотря на то что процедура добровольной ликвидации является одним из основных, судьбоносных (наряду с сознанием) моментов в жизни юридического лица, как справедливо отмечают некоторые авторы 5

Она не получила надлежащего решения как на законодательном уровне, так и в юридической литературе.

Согласно п. 2 и 3 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Таким образом, принимая во внимание положения ст. 91 и 103 ГК РФ, посвященные органам управления в обществе с ограниченной ответственностью и акционерным обществе соответственно, можно сделать вывод о том, что с момента утверждения на общем собрании акционеров (участников) состава ликвидационной комиссии последняя становится по сути единственным, а значит, и высшим органом общества оставшиеся у общего собрания полномочия по утверждению промежуточного и окончательного ликвидационных балансов не позволяют ему каким –либо эффективным образом влиять на принимаемые ликвидационной комиссией решения в сфере хозяйственной деятельности акционерного общества 6 .

В связи с этим на практике нередко встречаются случаи, когда общество «зависает» на этапе ликвидации (т.е. существует очень длительный промежуток времени, на протяжении которого в качестве высшего органа управления выступает ликвидационная комиссия) либо опять же после длительного существования ликвидационная комиссия принимает решение о самороспуске, и общество продолжает свою деятельность в прежнем режиме. Подобные манипуляции позволяют избежать громоздкой процедуры принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров.

  1. Ликвидация юридического лица (4)

    Курсовая работа >> Государство и право

    Иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица . Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - ... относительно новый для отечественной системе правового регулирования и практики предпринимательских отношений. ...

  2. Ликвидация юридических лиц проблемы теории и практики

    Закон >> Маркетинг

    Ярко проявилась сущность законодательного регулирования процессов ликвидации юридических лиц . §1. Соотношение понятий «ликвидация» и «исключение из ЕГРЮЛ» ...

  3. Ликвидация юридического лица . Обязательства

    Контрольная работа >> Государство и право

    Анализ и характеристика вопросов в области ликвидации и обязательств юридических лиц . Нормативно-правовой базой при написании данной... нет, т.е решение народного суда неерно. Регулирование имущественных отношений в ситуации с гражданами, злоупотребляющими...


Создание юридических лиц

Процесс создания юридического лица включает в себя несколько этапов.

Прежде всего, учредители юридического лица должны определиться с его организационно-правовой формой. Как правило, законодательство оставляет вопрос об организационно-правовой форме на усмотрение учредителей. Однако бывают и исключения.

Так, согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» кредитное учреждение может создаваться только в форме хозяйственного общества. Аудиторская же деятельность может осуществляться в любой форме, за исключением открытого акционерного общества.

Следующий этап - выработка учредительных документов. Вы уже знаете, что в зависимости от организационно-правовой формы и состава учредителей учредительными документами юридического лица является либо учредительный договор, либо учредительный договор и устав, либо только устав.

Учредительный договор - это документ, подписываемый всеми учредителями юридического лица, в котором они обязуются создать юридическое лицо, определяют объем его правоспособности, цели и направления деятельности, условия передачи ему своего имущества и условия своего участия в деятельности создаваемого лица.

В случаях, когда договор является единственным учредительным документом (например, в товариществах), в нем должны быть определены условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, порядок управления деятельностью, порядок выхода участников из его состава.

Учредительный договор является разновидностью гражданско-правовых сделок и потому должен отвечать требованиям, предусмотренным гражданским законодательством. Учредительный договор заключается в письменной форме правоспособными, а для физических лиц - и дееспособными лицами, действующими на добровольной основе. Учредительный договор подписывается всеми учредителями лично или через представителей, уполномоченных надлежащим образом.

Устав - документ, который наряду с учредительным договором (или самостоятельно) определяет правовой статус организации. Устав является вторым (после учредительного договора) документом для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью и единственным для производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ.

В уставе отражаются организационно-правовая форма организации, ее наименование, место нахождения, размер уставного капитала, ответственность участников за нарушение обязанностей по оплате уставного капитала, структура органов управления и их компетенция и другие сведения.

Как уже было сказано, для некоторых видов коммерческих организаций законом предусмотрено обязательное отражение в уставе определенных сведений. Так, в уставе общества с ограниченной ответственностью должны указываться размеры долей каждого участника, в уставе общества с дополнительной ответственностью - размеры дополнительной ответственности участников в виде кратности к стоимости их вкладов. В уставе производственного кооператива отражаются условия о размере паевых взносов членов и порядке их внесения, а также условия и порядок личного трудового участия членов кооператива в его деятельности и ответственность за нарушение этого порядка.

Одной из целей учредительных документов является предоставление информации контрагентам коммерческой организации об объеме ее правоспособности, о целях деятельности и порядке принятия решений. Именно поэтому сведения, содержащиеся в учредительных документах, не могут составлять коммерческую тайну.

Важный этап создания юридического лица - формирование его уставного (складочного) капитала. В соответствии с законодательством к моменту создания организации должно быть сформировано не менее половины ее уставного (складочного) капитала. В некоторых случаях, например, при создании унитарного предприятия, уставный фонд должен быть оплачен полностью до государственной регистрации.

Заключительным этапом создания юридического лица является его государственная регистрация.

Государственная регистрация преследует несколько целей. Важнейшими среди них являются закрепление объема правоспособности юридического лица, осуществление его налогообложения и обеспечение безопасности граждан путем установления контроля за порядком осуществления определенных видов деятельности.

Государственная регистрация юридического лица производится по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации.

Для регистрации юридического лица его учредитель (учредители) должны представить в регистрирующий орган следующие документы:

  1. заявление о государственной регистрации юридического лица, подписанное учредителем (учредителями);
  2. решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;
  3. учредительные документы юридического лица;
  4. документ об уплате государственной пошлины;
  5. если одним из учредителей юридического лица выступает иностранное юридическое лицо - документ, подтверждающий его юридический статус.

Требовать представления иных документов, помимо указанных, регистрирующий орган не вправе.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Моментом государственной регистрации юридического лица является внесение регистрирующим органом соответствующей записи в реестр юридических лиц. Именно в этот момент юридическое лицо считается созданным, и у него возникают гражданские право и дееспособность.

Реорганизация юридических лиц

В процессе хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость в изменении выбранной ранее организационно-правовой формы предприятия либо в проведении иных преобразований, затрагивающих объем правоспособности субъекта и влияющих на его взаимоотношения с другими субъектами предпринимательской деятельности.

Такое изменение осуществляется путем реорганизации, т. е. изменения правового статуса субъекта, при котором объем принадлежащих ему прав и обязанностей изменяется либо переходит к другим лицам (правопреемникам).

Реорганизация может проходить добровольно, т. е. на основании решения органов управления, и принудительно, т. е. по решению уполномоченного государственного органа (например, антимонопольного) или по решению суда.

Законодательство предусматривает пять способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Слияние представляет собой объединение двух или нескольких юридических лиц в единую организацию. Все ранее действующие организации прекращают свое существование. Вновь созданная организация становится правопреемником каждого из вошедших в нее юридических лиц.

Присоединение означает, что прекращается лишь деятельность присоединяемого субъекта. Присоединяющее юридическое лицо увеличивает свои активы за счет имущества присоединяемого и становится его правопреемником.

Разделение предполагает создание вместо одного субъекта двух или более других. При этом деятельность разделяемой организации прекращается. Вопрос о правопреемстве в данном случае решается на основании договора между вновь созданными лицами. Как правило, правопреемником становится одна из созданных организаций.

Выделение - единственный способ реорганизации, при котором не происходит прекращения ранее существовавшего субъекта. Образуется еще одно юридическое лицо, которому передается часть активов организации. Вопрос о правопреемстве между ними решается соглашением сторон.

При преобразовании ранее существовавшая организация прекращает свое существование, а вместо нее возникает организация в иной организационно-правовой форме.

Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. На регистрацию в зависимости от способа реорганизации представляется передаточный акт или разделительный баланс. Этот документ должен быть утвержден учредителями юридического лица либо органом, принявшим решение о реорганизации. Кроме того, в нем должны содержаться сведения о правопреемнике по всем обязательствам реорганизованного лица.

Ликвидация юридических лиц

Ликвидация - такой способ прекращения юридического лица, при котором правопреемство не возникает. Ликвидация также может производиться в добровольном и принудительном порядке. Гражданское законодательство содержит примерный перечень оснований ликвидации юридических лиц. К ним относятся: истечение срока, на который создавалась организация; достижение целей, поставленных в учредительных документах; признание недействительной регистрации юридического лица.

Принудительная ликвидация осуществляется в судебном порядке по требованию уполномоченных государственных органов, на основании нарушения положений учредительных документов, осуществления деятельности без лицензии, грубого нарушения законодательства, несостоятельности (банкротства) юридического лица и т. п.

Процедура ликвидации включает в себя нескольких этапов.

Первоначально лицо, принявшее решение о ликвидации, уведомляет об этом регистрирующий орган. В государственный реестр юридических лиц вносится запись о том, что данная организация находится в процессе ликвидации. С этого момента прекращается внесение любых изменений в учредительные документы. Аналогичные извещения направляются в налоговые органы и внебюджетные фонды (пенсионный, страховой).

На следующем этапе органом, принявшим решение о ликвидации, создается ликвидационная комиссия (ликвидатор). Состав членов комиссии направляется в регистрирующий орган для согласования. До окончания ликвидации все полномочия по управлению организацией переходят к ликвидационной комиссии, в обязанности которой входит публикация в средствах массовой информации объявления о предстоящей ликвидации. Публикация должна содержать информацию об органе, принявшем решение о ликвидации, сведения о месте нахождения ликвидационной комиссии и порядке и сроках заявления требований кредиторами ликвидируемого лица (не менее двух месяцев с момента публикации).

После окончания срока, отведенного кредиторам для предъявления претензий, составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации, и согласовывается с регистрирующим органом, после чего субъект вправе обратиться в налоговые органы и внебюджетные фонды для снятия с учета.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ГК РФ.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Правопреемство при реорганизации юридических лиц

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1.По решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

2.По решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

12. Предпринимательская деятельность гражданина. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя.

Основные признаки этой деятельности:

Это самостоятельная деятельность.

Это деятельность, осуществляемая на свой страх и риск.

Это деятельность, направленное на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Это деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в установленном законом порядке.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При нарушении этого требования в отношении заключенных при этом сделок гражданин не вправе ссылаться на отсутствие статуса индивидуального предпринимателя. Следует учитывать, что к предпринимательской деятельности гражданина применяются правила, установленные для регулирования деятельности юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, других нормативных актов и существа правоотношения.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В процессе своей деятельности кредитная организация может быть подвергнута реорганизации и ликвидации.
Реорганизация кредитной организации – это объединение или дробление кредитной организации с целью создания новой кредитной организации, либо просто изменение организационной формы кредитной организации с созданием нового юридического лица. Реорганизация сопровождается переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства от одних кредитных организаций к другим.
Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. При слиянии права и обязанности каждой кредитной организации переходят к вновь возникшей кредитной организации. При присоединении одной кредитной организации к другой к последней переходят права и обязанности присоединенной кредитной организации. При разделении кредитной организации ее права и обязанности переходят к вновь возникшим кредитным организациям. При выделении из состава кредитной организации одной или нескольких кредитных организаций к каждой из них переходят права и обязанности реорганизованной кредитной организации. При преобразовании кредитной организации (изменение организационно-правовой формы) ко вновь возникшей кредитной организации переходят права и обязанности реорганизованной кредитной организации. Изменение кредитной организацией в форме акционерного общества типа акционерного общества не является реорганизацией.
При реорганизации кредитных организаций, в результате которой создается новая кредитная организация, Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей новых лицензий на осуществление банковских операций, при этом принимаются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации.
Реорганизация кредитных организаций может проводиться добровольно (по решению учредителей) и принудительно (по решению суда). Вопрос о принудительной реорганизации может возникнуть в связи с осуществлением мер по предупреждению банкротства (присоединение, слияние) или в связи с нарушением антимонопольного законодательства (разделение, выделение).
Более существенные отличия кредитных организаций от других юридических лиц проявляются при процедурах их ликвидации и банкротства.
Ликвидация кредитной организации означает прекращение ее существования без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Ликвидация может быть проведена в добровольном или принудительном порядке. Эти процедуры регламентируются Законом о банках (ст. 20, 23 – 23.4).
Добровольная ликвидация кредитной организации осуществляется на основании решения ее учредителей. На основании их ходатайства Центральный банк принимает решение об аннулировании банковской лицензии. Учредители кредитной организации назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс по согласованию с Центральным банком. Ликвидация кредитной организации считается завершенной после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Принудительная ликвидация кредитной организации осуществляется по инициативе Центрального банка после отзыва у нее банковской лицензии. Существуют ситуации, когда Центральный банк может и когда он обязан отозвать лицензию.
Лицензия у кредитной организации может быть отозвана в случаях:
1) установления недостоверности сведений, на основании которых она выдана;
2) задержки начала осуществления банковских операций более чем на один год;
3) установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;
4) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности;
5) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией;
6) неоднократного неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России;
и в некоторых других случаях.
Банк России обязан отозвать лицензию в случаях:
1) если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2 %;
2) если размер собственного капитала кредитной организации ниже минимального значения установленного на дату государственной регистрации кредитной организации (кроме первых двух лет деятельности);
3) если кредитная организация не исполняет требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственного капитала;
4) если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения (при совокупных требованиях не менее 1000 МРОТ).
В течение 15 дней со дня отзыва лицензии Центральный банк обращается в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации. Арбитражный суд в месячный срок принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации. Ликвидатором кредитной организации, имевшей лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является Агентство по страхованию вкладов. Ликвидатором прочих кредитных организаций арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, аккредитованного при Центральном банке.
Ликвидатор кредитной организации в процессе ликвидации кредитной организации обязан действовать добросовестно и разумно и учитывать права и законные интересы кредиторов кредитной организации, общества и государства. Срок принудительной ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации. Указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора кредитной организации.
Если ко дню отзыва лицензии имеются признаки несостоятельности (банкротства) кредитной организации, то Центральный банк должен обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом. Если аналогичные признаки появляются в процессе ликвидации, то с данным заявлением обращается ликвидатор. В таком случае дальнейшая ликвидация кредитной организации будет связана с прохождением процедур банкротства.

Прекращение юридического лица представляет собой утрату им своей правосубъектности. Прекращение юридического лица может наступить в результате реорганизации или ликвидации.

Реорганизация юридического лица представляет собой вид прекращения юридического лица, при котором его права и обязанности в полном объеме переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, либо все имущество юридического лица разделяется между реорганизуемым и новыми юридическими лицами. Правовое регулирование реорганизации предприятий осуществляется с использованием общих механизмов правового регулирования путем принятия государственными органами в рамках их компетенции и в установленном порядке системы законодательных и нормативных актов. Действующим законодательством предусмотрено несколько механизмов существенного изменения структуры активов хозяйствующего субъекта (реорганизации). При этом часть из них реализуется решениями собственников, а часть - принудительно.

Ликвидация юридического лица представляет собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК). Именно отсутствие универсального правопреемства принципиально отличает ликвидацию от любой формы реорганизации. Так же как и реорганизация, ликвидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) добровольно - по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа, в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой создано;

2) или недобровольно - по инициативе уполномоченных государственных или муниципальных органов и по решению суда в случае грубых и неустранимых нарушений закона, допущенных при его создании, либо осуществления деятельности без лицензии, либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также при систематическом осуществлении некоммерческой организацией (в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом) деятельности, противоречащей ее уставным целям, и, кроме того, в других случаях, предусмотренных ГК.

В данном разделе размещены статьи, посвященные реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Дата размещения статьи: 18.01.2019

Понятие, классификация и правовая природа комбинированной реорганизации юридических лиц (Нуждин Т.А.)

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ в ст. 57 ГК РФ, посвященную реорганизации юридических лиц, были внесены существенные изменения, одним из которых является то, что в Российской Федерации с 01.09.2014 допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование), а также реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если Гражданским кодексом РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Дата размещения статьи: 15.01.2019

Принудительная ликвидация юридического лица (Васильев М.В., Абакумова Е.Б.)

При формулировании понятия "ликвидация" часто используют его законодательную дефиницию, согласно которой ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Однако легальное определение не учитывает то обстоятельство, что ликвидация не является одномоментным действием, а представляет собой определенный процесс, состоящий из последовательно сменяющих друг друга этапов, зачастую довольно растянутых во времени.

Дата размещения статьи: 12.03.2018

Юридическое слияние компаний. Пошаговая инструкция (Филина А., Чуканова Е.)

Как известно, слияние - это одна из форм реорганизации юридических лиц. В результате слияния из двух либо нескольких компаний создается одно предприятие, а реорганизованные юридические лица прекращают свое существование. При этом сейчас допускается реорганизация юридических лиц, созданных в различных организационно-правовых формах, при условии, что законом разрешена возможность преобразования соответствующей фирмы из одной организационно-правовой формы в другую.

Дата размещения статьи: 09.03.2018

Гарантии прав кредиторов при проведении комбинированных способов реорганизации (Нуждин Т.А.)

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ в ст. 57 Гражданского кодекса РФ были внесены масштабные изменения, среди которых стоит особо выделить то, что с 1 сентября 2014 г. в российском правовом поле допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (так называемая совмещенная реорганизация), а также реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм (так называемая смешанная реорганизация) и, кроме того (по смыслу закона), возможность сочетания смешанной и совмещенной реорганизации (так называемая комплексная реорганизация)

Дата размещения статьи: 20.12.2017

Списание безнадежной задолженности при ликвидации должника (Клинова К.)

Одним из оснований признания долга безнадежным к взысканию является ликвидация организации (п. 2 ст. 266 НК РФ). Ликвидация компании может происходить либо по решению налогового органа, либо в общем судебном порядке, то есть с использованием процедуры банкротства. Упрощенная процедура ликвидации недействующих юридических лиц возможна в случае, если организация в течение последних 12 месяцев не представляла налоговую отчетность и не осуществляла операций ни по одному банковскому счету (ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Такая организация исключается из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Дата размещения статьи: 31.10.2017

Исполнение обязанности по уплате налогов и долгов при ликвидации организации (Лермонтов Ю.М.)

Суд удовлетворил требование ИФНС по городу Ангарску о взыскании с Администрации Ангарского городского округа задолженности МП "Благоустройство" по налогам, пени и налоговым санкциям и указал, что обязанность по уплате задолженности по налоговым обязательствам в случае ликвидации предприятия должна возлагаться на учредителя. По общему правилу налоговое законодательство не предусматривает привлечения к субсидиарной ответственности учредителя предприятия (собственника имущества). Исключение - ликвидация юридического лица.

Дата размещения статьи: 16.09.2017

Возникновение прав при реорганизации (Князева Е.)

В случае реорганизации юридического лица согласно ч. 3 п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. Конкретный момент перехода таких прав в законе не определен. Суды же исходят из того, что права на недвижимое имущество при реорганизации юридического лица в форме слияния возникают с момента внесения записи в ЕГРЮЛ.

Дата размещения статьи: 13.04.2017

О преобразовании юридического лица. Комментарий к Определению судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 19.07.2016 N 310-КГ16-1802 (Суханов Е.А.)

Преобразование является одной из форм реорганизации юридических лиц. Его основная особенность состоит в том, что здесь не образуется новое юридическое лицо (лица) и не возникают отношения правопреемства; не прекращается и деятельность кого-либо из участников реорганизации (что характерно для большинства ее форм - слияния, присоединения и разделения). Реорганизация в форме преобразования изменяет "лишь" организационно-правовую форму юридического лица. Поэтому в экономическом смысле субъект имущественного оборота сохраняется, тогда как юридически ситуация изменяется - участник оборота приобретает иной правовой статус.

Дата размещения статьи: 01.04.2017

Паноптикум для ликвидатора (Мананников О.В.)

Единственный участник общества с ограниченной ответственностью принял решение в добровольном порядке прекратить деятельность общества, т.к. хозяйственной деятельности оно не вело, долгов не имело, в штате был лишь директор. Далее участник назначил ликвидатора и расторг трудовой договор с директором. Ликвидатор заполнил форму N Р15001 уведомления регистрирующего органа и обратился к нотариусу с заявлением о свидетельствовании подлинности своей подписи на форме уведомления. Нотариус отказала в совершении нотариального действия, мотивировав свой отказ тем, что...

Дата размещения статьи: 22.03.2017

Правопреемство специальных прав налогоплательщика при реорганизации в форме преобразования (Дергачев С.А.)

По общему правилу, закрепленному в п. п. 1, 9 ст. 50 Налогового кодекса РФ, при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. НК РФ не определен порядок правопреемства в отношении специальных прав налогоплательщиков, т.е. таких прав, которые приобретаются в особом порядке (как правило, заявительном или уведомительном), в частности право на применение специальных налоговых режимов или право применения налоговых льгот, пониженных налоговых ставок.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: