Осуществляя закупочную деятельность в рамках Закона № 223-ФЗ, заказчикам не стоит забывать о тех обязанностях, которые непосредственно возлагает на него сам закон о закупках. В нашей статье речь пойдет об отчетности, которую заказчик обязан составлять и размещать в ЕИС.
В какие сроки заказчик должен опубликовать годовой отчет
Заказчики помимо ежемесячного отчета о заключенных с СМП договорах, составляют годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства. Те заказчики, которые не применяют П остановление № 1352, не должны составлять и публиковать годовой отчет о закупках у СМП (Письмо Минэкономразвития от 03.06.2015 № Д28и-1507).
Годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у СМП — это электронный документ, который подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика. Дата составления годового отчета - дата его размещения в ЕИС. Р азместить указанный отчет необходимо в ЕИС не позднее 1-го февраля года, следующего за прошедшим календарным годом. То есть, годовой отчет за 2017 год — не позднее 1 февраля 2018 года.
С 1 января 2018 года годовой отчет о закупке у СМП нужно составлять по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.
В отчете помимо прочего необходимо указать:
- долю закупок у СМП в совокупном годовом стоимостном объеме договоров (пп. «м» п. 1 Требований к содержанию годового отчета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352; далее — Требования);
- долю закупок у СМП по результатам проведения торгов, иных способов закупки, участниками которых являются только СМСП, в совокупном годовом стоимостном объеме договоров (пп. «н» п. 1 Требований).
Ответственность за нарушения по Закону № 223-ФЗ
Административная ответственность за нарушение сроков размещения ежемесячного отчета в ЕИС влечет наложение административного штрафа в размере (ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ) :
- на должностных лиц — от 2 000 рублей до 5000 рублей,
- на юридических лиц — от 10 000 рублей до 30 000 рублей.
За неразмещение ежемесячного отчета в ЕИС предусмотрена уже совсем другая сумма штрафа (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ) :
- на должностных лиц — от 30 000 рублей до 50 000 рублей,
- на юридических лиц — от 100 000 рублей до 300 000 рублей.
Начиная с 01.01.2016, все заказчики, которые , должны ежегодно публиковать в отчетность, в которой будут отражены сведения об объемах заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства, произведенных в течение отчетного периода (года) (п. 21 ч. 4 223-ФЗ). Это требование было введено ФЗ-396 от 28.12.2013.
Разместить годовой отчет по 223-ФЗ за 2018 года нужно до 01.02.2019.
Если организация-заказчик нарушит нормы по осуществлению в том объеме, который установило Правительство РФ, или же предоставит искаженную отчетность о годовом объеме заказов у СМ и СП, либо вовсе не предоставит данные сведения в требуемый срок, то его , опубликованное в ЕИС, будет считаться неразмещенным до конца отчетного периода (ч. 8.1 ст. 3 223-ФЗ), и заказчику в своей закупочной деятельности придется использовать нормы и правила 44-ФЗ.
Формальный вид годового отчета по 223-ФЗ утвержден ПП РФ № 1352 от 11.12.2014. Как его заполнить, мы .
В 2018 г. закупки товаров, работ и услуг, которые должны быть проведены только среди малого и среднего предпринимательства, составляют не менее 15 %.
Кто должен сдавать годовой отчет
В первую очередь заказчику необходимо выяснить, входит ли он в категорию лиц, для которых установлен регламент по сдаче отчетности. Ежегодный отчет предоставляют:
- учреждения, объем выручки за предыдущий отчетный период которых составляет более 2 миллиардов рублей;
- государственные компании, учрежденные в соответствии с определенным ФЗ;
- АО «Федеральная корпорация по развитию МСП»;
- кредитные учреждения с активами, превышающими за предыдущий год 2 миллиарда рублей;
- ДХО, уставный капитал которых на 50 % и более состоит из долей государственных компаний;
- ДХО, в уставном капитале которых на 50 % и более — это доли дочерних хозяйственных обществ из предыдущего пункта;
- хозяйственные общества, на 50 % и более состоящие из долей субъектов и муниципальных образований РФ;
- те ХО, которые содержат в себе совокупное долевое участие РФ и отдельного субъекта в размере более 50 %, при этом субъектная доля выше доли РФ;
- ДХО с долей 50 % и более организаций из предыдущих 2 пунктов;
- ДХО с долей 50 % и более дочерних хозяйственных обществ из предыдущего пункта.
Начиная с 01.01.2018, отчетность предоставляют также следующие типы организаций-заказчиков (ПП РФ № 1383 от 15.11.2017):
- учреждения с объемом выручки свыше 500 млн руб. за предыдущий отчетный период, но только в том случае, если они не являются субъектами МСП;
- кредитные организации с величиной активов свыше 500 млн руб. за предыдущий период в случае, если их нельзя отнести к СМСП;
- автономные учреждения с совокупной стоимостью контрактов на приобретение ТРУ, превышающей за предыдущий год 250 млн руб.
Все эти организации, выполняющие роль заказчика, должны закупать определенное количество товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства. Среди этих заказов могут быть также привлеченные соисполнители — субъекты МСП — в объеме 18 % и более от
Заказчики должны сдавать ежемесячный отчет по 223-ФЗ. О том, какие сведения необходимо включать в данный отчет, а также о том, какие еще виды отчетности существуют в рамках 223-ФЗ, читайте далее в нашем материале.
Отчетность по 223-ФЗ
Отчетность по 223-ФЗ: как заполнять, что включать? Ответим на этот вопрос далее. Итак, заказчики, работающие в рамках 223-ФЗ, сдают следующие виды отчетов:
- ежемесячный отчет по 223-ФЗ до 10 числа месяца, следующего за отчетным (в силу ч. 19 ст. 4 223-ФЗ этот отчет сдают все заказчики);
- годовой отчет по закупкам 223-ФЗ у субъектов малого бизнеса (сдают юрлица, указанные в п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352);
- годовой отчет о приобретении инновационной продукции (составляют юрлица, входящие в список, утв. распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 475-р, сдают до 1 февраля следующего за отчетным года);
- сведения о закупке продукции машиностроения, необходимой для реализации инвестпроектов и входящей в список перспективных потребностей (делают заказчики, реализующие инвестпроекты, указанные в ч. 1 ст. 3.1 223-ФЗ до 15 февраля следующего за отчетным года).
Ежемесячная отчетность по 223-ФЗ в 2019 году
Что включать с 01 июля 2018? 01.07.2018 в силу вступила новая редакция ч. 19 ст. 4 223-ФЗ, в соответствии с которой в отчете указывают:
- данные о количестве, оформленных договоров в отчетный период и об их общей стоимости. Необходимо указать, в том числе, данные тех договоров, сведения о которых не подлежат внесению в реестр;
- данные о договорах, оформленных с едпоставщиком;
- данные о договорах, оформленных с едпоставщиком по итогам несостоявшейся конкурентной процедуры.
Отчитываемся по Закону № 223-ФЗ по новым правилам
Читайте о том, какие сведения теперь публиковать, о каких закупках можно не отчитываться, и смотрите, как сформировать отчеты в ЕИС.
Образец отчета по 223-ФЗ до 10 числа
Рассмотрим отчет о заключенных договорах по 223-ФЗ на конкретном примере. В мае 2019 у заказчика сложилась следующая ситуация:
- Заказчик оплатил счет без договора на сумму 75 тысяч рублей;
- Оформил договор с едпоставщиком по итогам несостоявшихся аукционных торгов на сумму 650 тысяч рублей;
- Оформил 2 договора по итогам, прошедших аукционов на сумму 750 тысяч рублей.
Таблица будет выглядеть так:
Основание |
Количество договоров в шт. |
Стоимость в тыс. руб. |
---|---|---|
Все договоры |
||
Договоры с едпоставщиком |
||
Договоры с едпоставщиком по итогам несостоявшихся торгов |
Если в отчетный период заключенные договоры отсутствовали, то необходимо сдать «нулевой» отчет, в котором в каждой графе проставляется цифра «0» (см. письмо МЭР РФ от 17.02.2016 № Д28и-336). За нарушение сроков публикации отчета и за его непубликацию предусмотрено наказание частями 4, 5 статьи 7.32.3 КоАП: до 50 тысяч рублей для контрактного управляющего и до 300 тысяч рублей для юрлица.
Внесение изменений в отчетность по договорам по 223-ФЗ
Как внести изменения в отчетность по договорам 223-фз на официальном сайте? При расторжении договора, при изменении его стоимости и т.д. заказчик должен внести изменения е ежемесячный отчет.
В силу п.п. 45, 51 постановления Правительства от 10.09.2012 № 908 в ЕИС необходимо сформировать измененную редакцию документа следующим образом:
- найти отчет по договорам 223-ФЗ, в который требуется внести правки во вкладке «Размещенные»;
- выбрать в меню пункт «Проект изменений»;
- произвести «Ввод сведений об изменении отчетности по договорам» при этом в обязательном порядке указать причину внесения правок (например, отчет по закупкам по 223-ФЗ меняется из-за расторжения договора);
- прикрепить приказ, на основании которого произведены изменения, с указанием перечня изменений;
- опубликовать запись.
Чтобы составить годовой отчет о закупках у МСП, рассчитайте общий объем договоров за год. Определите объем договоров с малым и средним бизнесом и отдельно только с малыми предприятиями. Соблюдайте сроки размещения отчета, иначе придется перейти на правила Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Ежегодные отчеты по 223-ФЗ в 2019 о закупках у субъектов малого бизнеса
Годовой отчет по 223-ФЗ в 2019 году составляется по форме, утв. постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352. В соответствии с ч. 21 ст. 4 223-ФЗ данный отчет надлежит выложить в ЕИС до 1 февраля следующего за отчетным года.
Сдавать его должны юрлица, обязанные проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП):
- автономные учреждения, если стоимость договоров за предыдущий год составила более 250 млн. рублей;
- другие юрлица, указанные в ч. 2 ст. 1 223-ФЗ, при условии, что их годовая выручка за предыдущий год превысила 500 млн. рублей;
- кредитные организации с величиной активов более 500 млн. рублей.
Если представленных отчет недостоверен либо не был представлен вовсе, то заказчик до конца года должен руководствоваться положениями 44-ФЗ о выборе способа проведения закупок, об обосновании НМЦК, о закупках о субъектах МСП и т.д. (ч. 8.1 ст. 3 223-ФЗ).
Вложенные файлы
- Форма годового отчета о закупках у МСП.docx
- Отчет заказчика о заключенных договорах.docx
– это время для формирования и публикации в ЕИС своих ежемесячных отчетов.
Состав ежемесячной отчетности по 223-ФЗ
С 1 июля 2018 года в состав ежемесячного отчета по 223-ФЗ включается три типа сведений:
- о договорах, заключенных по результатам всех закупок товаров, работ, услуг, в том числе информация о которых не размещалась в реестр договоров;
- о договорах, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- о договорах, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся .
Из отчета исключили информацию о закупках:
- составляющих государственную тайну;
- у субъектов малого и среднего предпринимательства,
отдав предпочтение информации о несостоявшихся неконкурентных закупках.
Определяем дату закупки
Для правильного формирования отчета необходимо правильно определить дату заключения договора и осуществления закупок. Что в этом случае будет являться определяющим критерием для заказчика?
1. Дата договора.
Даже если договор заключен на длительный период с оплатой по факту поставки каждой партии товара (оказания услуг, выполнения работ), сведения о нем и его полной стоимости включаются в тот отчетный месяц, в котором он заключен.
2. Дата приемки или оплаты (при закупке по счету).
Подписание приемочных документов, так же как и оплата счета является признаком акцепта оферты поставщика, поэтому при закупке по счету сведения о ней следует включать в тот отчетный месяц, в котором подписывались накладные (акты о приемке), либо производилась оплата, в зависимости от того, какое из событий наступило раньше.
3. Дата чека (при закупке через подотчетное лицо).
В случае осуществления закупки через подотчетное лицо, информация о такой закупки будет включаться в отчет, исходя из даты чека. То есть, если подотчетное лицо отчиталось по израсходованным суммам в ноябре с приложением оправдательного документа (чека) датированного октябрем, такая закупка должна попасть в отчет за октябрь.
Формируем и размещаем отчет
Сведения о заключенных в отчетный период договорах необходимо разместить до 10-го числа каждого месяца, следующего за отчетным. Для размещения заказчик должен воспользоваться функционалом ЕИС и в Личном кабинете сформировать документ.
У заказчиков нет прямой обязанности прикреплять какой-либо файл к сформированным в личных кабинетах отчетам, но, по какой-то причине, система без приложенного файла отчеты не публикует. В связи с этим, заказчики вынуждены разрабатывать собственную форму отчета. Здесь возможны два варианта:
- Форма, отражающая сведения о договорах строго за отчетный месяц.
- Форма, отражающая сведения о договорах, заключенных в течение года, но с помесячной разбивкой.
Оба варианта имеют право на существование, но второй является более наглядным и при корректировке сведений менее трудозатратным.
Исправление отчетов
Бывают случаи обнаружения ошибок в размещенных отчетах. Можно ли вносить изменения в опубликованные сведения? Можно, и даже нужно!
Законом за размещение недостоверных сведений в отчетах никаких санкций не предусмотрено, но при выявлении ошибки документ следует исправить.
В заключении следует помнить, что административная ответственность может быть наложена в течение года после совершения административного правонарушения:
- при нарушении срока размещения отчета - штраф от 2 до 5 тыс.руб. на должностное лицо; от 10 до 30 тыс. руб. на организацию;
- при неразмещение отчета – штраф от 30 до 50 тыс.руб.на должностное лицо; от 100 до 300 тыс. на организацию.
В 2016 году заказчики с выручкой более 2 млрд. руб. обязаны не менее 18% от совокупного годового объема закупить у СМиСП. Такие заказчики обязаны рассчитать годовой объем закупок, разработать и утвердить перечень, и опубликовать его в ЕИС. А не позднее 1 февраля 2017 года – опубликовать отчет. Иначе «здравствуй, 44-ФЗ» с 2017 года.
Субъекты малого и среднего предпринимательства — компании, которые соответствуют определенным критериям (выручка, численность работников и пр, ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Такие компании сокращенно называют: СМиСП, СМП, ССП. В статье будем использовать сокращение СМиСП.
Далее вы узнаете об изменениях в правилах закупки по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП), о действиях, которые должен совершить заказчик в рамках требований Постановления 1352. Также рассмотрим, как заполнять отчетность тем заказчикам, кто не обязан работать по этому постановлению.
Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ» . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)
Объем закупок у СМиСП по 223-ФЗ. Обязанности заказчиков
Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» — этот документ вступает в силу поэтапно.
В конце 2015 года внесены изменения относительно категории заказчиков, которые обязаны применять Постановление № 1352:
В 2016 году заказчики с выручкой более 2 млрд. руб. обязаны не менее 18% от совокупного годового объема закупить у СМиСП. Из этих 18% закупок надо не менее 10% закупок провести исключительно для субъектов малого и среднего предпринимательства. Это конкурентные способы закупок, в извещении о проведении которых заказчик устанавливает ограничение о том, что принять участие в данной процедуре могут только участники из числа СМиСП.
Алгоритм действий для заказчиков по 223-ФЗ
Перед вами фрагмент из вебинара «Обзор изменений по 223-ФЗ », эксперт по 223-ФЗ комментирует действия заказчиков при закупках у СМиСП:
- Рассчитать стоимостной совокупный годовой объем закупок у СМиСП.
- Разработать и утвердить Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых будет осуществляться у СМиСП, и опубликовать его в ЕИС. Такой перечень необходим заказчику, чтобы выбрать 10%-объем закупок у СМиСП. Если перечня нет, заказчик не имеет право проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Утвердить План закупок у СМП и ССП, в который включаются ТРУ из Перечня ТРУ для закупки исключительно у СМП и ССП (п.5 (1) Постановления Правительства РФ № 1352). Напомним, до конца 2015 года у заказчика не было обязанности отдельно отражать в Плане закупок те закупки, которые он будет проводить среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
- В рамках календарного года закупить у СМиСП 18%, причем 10% из них согласно Плану закупки исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Опубликовать отчет не позднее 01.02.2017 года. Если заказчик не выберет установленный объем закупок у СМиСП, не разместит отчет в указанный срок, то в 2017 году положение о закупках считается неразмещенным. После февраля 2017 года такому заказчику придется проводить закупки по правилам 44-ФЗ, потеряв льготы по 223-ФЗ.
Закупки у СМиСП и планирование
В рамках 223-ФЗ действует два плана закупок: на текущий финансовый год и план закупки инновационной высокотехнологичной продукции. В обе формы плана закупка включен раздел об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчика (форма плана закупки товаров (работ, услуг)). Новый раздел выглядит так:
Если заказчик не обязан закупаться у СМП, то он в отчетности ставит нули, новый раздел не заполняет. Если заказчик применяет Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, то он вносит в план конкретные закупки, которые планирует проводить в 2016 году, участниками которых являются только субъекты СМП.
Подтверждение статуса СМП
Заказчики, которые проводят процедуры закупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, обязаны требовать от участника закупки подтверждение статуса СМП. Статус подтверждается через декларирование.
До октября 2015 года заказчики сами разрабатывали такие декларации, как им было удобно по форме и содержанию. Видимо, Минэкономразвития заметил, что не все заказчики составляют декларации надлежащим образом. Так появилась унифицированная форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (Постановление Правительства РФ № 1169 внесло изменения в Постановление № 1352).
Теперь заказчики обязаны включать в состав закупочной документации унифицированную форму декларации.
Заказчики, которые не обязаны закупать у СМиСП
Ситуация: у заказчика выручка меньше двух миллиардов рублей. Как на него распространяется Постановление № 1352? Что такой заказчик должен делать или не делать в рамках закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства?
- Заказчик по 223-ФЗ с выручкой меньше 2 млрд. руб. должен публиковать ежемесячный отчет со сведениями о договорах, заключенных по результатам закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства
Напомним, один из отчетов по 223-ФЗ, которые заказчик ежемесячно публикует не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, — это отчеты о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства. Большинство заказчиков вели такие отчеты и в 2014 и в 2015 году. По сути ничего для заказчиков с 2016 года не меняется. Но рекомендуем учитывать в работе разъяснения Минэкономразвития от 09.07.2015 № Д28и-2082:
« Заказчики, которые не подпадают под действие приведенного положения (ПП№ 1352), при составлении отчетности указывают сведения о количестве договоров, заключенных с СМСП, а при отсутствии такой информации проставляют «0».