Как звали бабку из преступления и наказания. «Преступление и наказание. Образ и характеристика старухи-процентщицы в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера Алены Ивановны в цитатах

Старуха-процентщица Алена Ивановна является второстепенной героиней романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Именно ее решает убить Раскольников, чтобы доказать правильность своей теории. Убийство этого персонажа разделило жизнь Раскольникова на до и после. Так что же за персонаж Алена Ивановна, и как повлияла на судьбу главного героя эта мерзкая бабка?

Внешность Алены Ивановны

Алена Ивановна – вдова чиновника, которая сколотила целое состояние, выдавая деньги под огромные проценты. Она была пожилой женщиной около 60 лет, маленькие глаза прятались в многочисленных морщинах, а волосы были жидкие и редкие.

Ее одеяния трудно было назвать одеждой: она носила настоящие лохмотья: “…Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка.”

Алена Ивановна и внутри и снаружи казалась всем человеком неприятным, думающим только о своей выгоде. Такое ее потребительское отношение к окружающим послужило одной из причин, почему Раскольников решил ее убить.

Образ Алены Ивановны

В произведении Алена Ивановна представлена вредной старушонкой, выдающей деньги под большой процент, тем самым наживаясь на других людях. По теории Раскольникова, в которой люди делятся на обычных и необычных, процентщица не представляет никакой ценности для общества, следовательно ею можно пожертвовать в благих целях.

Алена Ивановна – алчная, недалекая женщина. Кроме того у старухи мерзкий характер, она имеет богатства, но при этом не собирается делиться ими со своей младшей больной сестрой Лизаветой. По завещанию, которое она составила, сестре достается очень мало, а все нажитые богатства завещаны в монастырь на помин ее души.

Эта злая старушонка со скверным характером редко выходит из дома. Она никому не доверяет и никого не любит: «…с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет….»

Роль в романе

Убийство Алены Ивановны в романе «Преступление и наказание» не приносит Раскольникову удовлетворения. Он считал, что его не будет мучить совесть из-за такого жалкого человека, способного только портить жизнь окружающих. Раскольников возомнил себя «Наполеоном», имеющим власть распоряжаться судьбами людей.

Однако такое поведение автор не считает правильным, поэтому Раскольников мучается чувством вины, ему снятся дурные сны, он находится на грани сумашедствия. Алена Ивановна стала тем камнем преткновения, который разрушил его теорию и поменял жизнь. И его оправдания о том, что эта пожилая женщина никому не нравилась, и что он всего навсего отчистил мир от зла, не имеют никакого значения.

Старуха-процентщица

Характеристика литературного героя Старуха-процентщица (Алена Ивановна). “…сухая старушонка, лет 60-ти, с вострыми и злыми глазками с маленьким вострым носом… Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длиной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье… ” Этот образ – символ никчемной и даже вредной жизни. Алена Ивановна наживается на горе других людей. Она берет под проценты ценные вещи. Пользуясь тем, что часто ее клиенты находятся в безвыходном положении, старуха назначает огромные проценты и по сути обкрадывает людей. Ее изображение должно вызывать отвращение и отчасти оправдывать убийство Раскольникова. Но, по мысли Достоевского, эта старуха – тоже человек. Поэтому насилие над ней, как и над любым другим человеком, является преступлением нравственного закона.

Сочинение по литературе на тему: Старуха-процентщица (Преступление и наказание Достоевский)

Другие сочинения:

  1. Катерина Ивановна Характеристика литературного героя Всю свою жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, она терпит нужду и лишения. Гордая, горячая, непреклонная, оставшись вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была вынуждена, “плача и Read More ......
  2. Морально – этические проблемы программирования в произведении Федора Достоевского “Преступление и наказание” Термин “компьютерные вирусы” прочно вошел в нашу жизнь. Любой человек, хотя бы немного знакомый с современными компьютерами, слышал это словосочетание, а кто-то и сталкивался непосредственно с его разрушительными Read More ......
  3. Достоевский, Арто и русское юродство “Преступление и наказание” я считаю (вслед за Иннокентием Анненским) самым колоритным романом Достоевского. Тут не может не быть разночтений: Бердяев предпочитал “Братьев Карамазовых”, Пятигорский – “Подростка”, Набоков – вообще “Двойника”. Розанов о “Преступлении и наказании”: Read More ......
  4. Мармеладов Характеристика литературного героя Мармеладов Семен Захарович. Этот образ связан с одной из ведущих тем в творчестве Достоевского – темой нищеты и унижения, в которых погибает достойный человек. Мармеладов – титулярный советник, отец Сонечки. “Это был человек лет уже за Read More ......
  5. Лужин Характеристика литературного героя Лужин Петр Петрович – деловой человек 45-ти лет, “с осторожною и брюзгливою физиономией”. Чопорный, угрюмый и высокомерный. Выбившись из ничтожества, он высоко ценит свой ум и способности, любуется собой. Больше всего в жизни Лужин ценит деньги, Read More ......
  6. Порфирий Петрович Характеристика литературного героя Порфирий Петрович – пристав следственных дел, правовед. “Лет 35-ти… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не Read More ......
  7. Сонечка Мармеладова Характеристика литературного героя “Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами”. Дочь Мармеладова. Чтобы помочь голодающей семье, начала заниматься проституцией. Сначала мы узнаем о ней из рассказа Мармеладова. В первый раз вернувшись домой Read More ......
  8. Вторую половину XIX века по праву называют “расцветом” русской прозы, временем становления русской классической литературы. Все, что происходило в сфере литературы того времени, отражало особенности жизни русского общества и страны в целом. Безусловно, трагическими вехами русской истории являются Крымская (1853-1856) Read More ......
Старуха-процентщица (Преступление и наказание Достоевский)

1. Возраст матери Джульетты исследователи вычисляют по одной фразе:

«Что до меня - в твои года давно уж Я матерью твоей была».

Также у Шекспира есть упоминание о возрасте Джульетты:

«Ну вот, в Петров день к ночиИ минет ей четырнадцать годков».

Выходит, что сеньоре Капулетти может быть 28 лет, а то и меньше. Но почему это должно нас удивлять, если мы наблюдаем историю любви 14-летней девушки и 16-летнего юноши? Кто-то искренне переживает, что не стал родителем в 14 лет?

2. Возраст Марьи Гавриловны из «Метели» Александра Сергеевича Пушкина.

Единственное упоминание в рассказе о возрасте героини:

«В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу. Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей».

Столько лет ей было к моменту венчания, а объяснение с Бурминым произошло через три с лишним года. Посему никак не мог ей идти 20-й год.

3. Бальзаковский возраст.

Это выражение стало популярным после выхода в 1834 году «Тридцатилетней женщины» Оноре де Бальзака. И бесспорно, что «бальзаковским возрастом» действительно можно считать возраст от 30 лет. Непонятно другое, отчего это выражение имеет столь уничижительный, в лучшем случае уничижительно-шутливый, характер? Ведь Бальзак описывает вовсе не старушку, которая уже не знает куда себя деть, а женщину в самом расцвете своей красоты и сил.

4. Возраст Ивана Сусанина.

Спасибо неизвестным сетевым исследователям, которые наконец-то поставили точку в вековых спорах о возрасте Сусанина. Жаль только, что современные историки пока не в курсе и продолжают называть временем рождения Ивана Осиповича «последнюю треть XVI века», что согласитесь дает большой разброс по возрасту, если учесть, что погиб Сусанин осенью 1612 или зимой 1613 года.

5. Возраст старухи-процентщицы.

Вот это вообще постыдное вранье! Все же в школе читали роман Достоевского!

«Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая».

Стыдно, граждане, стыдно.

6. Возраст Анны Карениной.

Точный возраст героини Толстой не упоминает. Откуда же столь точная цифра - 28 лет? Ниоткуда. Просто прикидки.

«Я начну сначала: ты вышла замуж за человека, который на двадцать лет старше тебя».

Упоминания о возрасте Алексея Александровича Каренина я в романе не нашла. Но отчего-то самая распространенная в сети версия гласит, что Каренину было 44 года, а вовсе не 48 или 46. И это уже противоречит объявленным 28 годам Анны.

7. Возраст Ришельё.

Да-да, не Ришелье, а Ришельё. Осада Ла-Рошели длилась целый год с сентября 1627 по октябрь 1628. На момент начала осады кардиналу Ришельё действительно было 42 года, но разве кто-то считал его стариком? Почему мы должны удивляться его возрасту? Не понимаю.

8. 30-летний Каразмин и 16-летний Пушкин.

Просто праздник невежества. Только непонятно какого: исторического или математического. Полагаю, что обоих.

Теперь посчитаем: Пушкину исполнилось 16 лет в 1815 году, соответственно Карамзину тогда было около 49 лет, а никак не тридцать. Ай да Пушкин! За три года до своего рождения увидел Карамзина, да ещё оставил об этом запись, притворившись 16-летним.

9. И снова про Карамзина.

Судя по всему, имеется в виду Юрий Николаевич Тынянов - писатель и литературовед. У него есть исследование неоконченный роман «Пушкин», где действительно можно встретить эту цитату. Только относиться она не к физическому возрасту Карамзина, а к его настрою и деятельности в то время.

«Главным лицом был, разумеется, не граф. Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было тридцать четыре года - возраст угасания.

Время нравиться прошло,А пленяться, не пленяя,И пылать, не воспаляя,Есть дурное ремесло.

Морщин еще не было, но на лице, удлиненном, белом, появился у него холод. Несмотря на шутливость, несмотря на ласковость к щекотуньям, как называл он молоденьких, - видно было, что он многое изведал. Мир разрушался; везде в России - уродства, горшие порою, чем французское злодейство. Полно мечтать о счастье человечества! Сердце его было разбито прекрасной женщиной, другом которой он был. После путешествия в Европу он стал холоднее к друзьям. „Письма русского путешественника“ стали законом для образованных речей и сердец. Женщины над ними плакали.Он издавал теперь альманах, называвшийся женским именем „Аглая“, которым зачитывались женщины и который начал приносить доход. Все - не что иное, как безделки. Но варварская цензура стесняла и в безделках. Император Павел не оправдал ожиданий, возлагавшихся на него всеми друзьями добра. Он был своеволен, гневлив и окружил себя не философами, но гатчинскими капралами, нимало не разумевшими изящного».

Речь о человеке разочарованном, а не старом.

Цитатная характеристика старухи-процентщицы
Имя – Алена Ивановна.
Фамилия героини не указана в романе.
Возраст – около 60 лет: "...старушонка, лет шестидесяти..."
Положение в обществе. Является коллежской секретаршей, то есть вдовой чиновника. По другим данным, муж старухи был коллежским регистратором (чиновником более низкого ранга): "...про процентщицу, Алену Ивановну, коллежскую секретаршу..." "...старухи Алены Ивановны, коллежской регистраторши и процентщицы..."
Внешность: "...Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка." "...она, такая маленькая и гаденькая..." "...Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке..." "...ее малый рост..."
Здоровье. Судя по всему, старуха-процентщица болеет чахоткой (туберкулезом): "Старушонка поминутно кашляла и кряхтела..." "...жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки..."
Знакомство Раскольникова с процентщицей. Раскольников узнает о старухе-процентщице Алене Ивановне от одного знакомого студента. Вскоре Раскольников тоже становится клиентом старухи и закладывает у нее свои ценные вещи: "Еще зимой один знакомый ему студент, Покорев, уезжая в Харьков, сообщил ему как-то в разговоре адрес старухи Алены Ивановны, если бы на случай пришлось ему что заложить. Долго он не ходил к ней, потому что уроки были и как-нибудь да пробивался."
Достаток. Богатая. Она хорошо зарабатывает, выдавая деньги под залог ценных вещей. Старуха дает своим клиентам в 4 раза меньше денег, чем стоят их вещи. Когда клиент не выкупает свое имущество, старуха оставляет его себе и, скорее всего, перепродает его по более высокой цене: "...Славная она, говорил он, у ней всегда можно денег достать. Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало." "Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь..." "...стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь." Старуха-процентщица - злая, капризная, глупая, бессмысленная и вредная женщина, "ужасная стерва": "Только стерва ужасная" "...какая она злая, капризная..." "...с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет...." "...Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки..."
Семья и близкие. У старухи-процентщицы есть младшая сестра Лизавета, которую она бьет и держит в качестве рабыни: "...у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка..." "...Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы..." "...старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!"
Бессердечная, безразличная, но при этом религиозная. Об этом говорит ее завещание. Она не заботится о будущем своей слабоумной сестры, хотя как раз об этом ей стоило бы беспокоиться. Согласно завещанию, Лизавета должна получить движимое имущество сестры (мебель, одежду и т.д.). Свои сбережения старуха завещает не бедной сестре, а монастырю в Н-й губернии: "...Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души..."
Недоверчивая: "...Она недоверчива..." "...жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись ее сверкавшие из темноты глазки..."
Занятость. Сидит дома круглый год и никуда не ходит: "...Да ведь она ж никуда не ходит..." "...Круглый год сидит ведьма, киснет, ноги болят, а тут вдруг и на гулянье!.."
Отношение окружающих: "...Эй, Алена Ивановна, старая ведьма! Лизавета Ивановна, красота неописанная! Отворяйте!.." "...Круглый год сидит ведьма, киснет, ноги болят, а тут вдруг и на гулянье!.."

Прототипы старухи-процентщицы Алены
Прототип №1: Дело о кухарке и прачке Одними из прототипов Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы, вероятно, были две жертвы реального убийства произошедшего в 1865 году, когда Достоевский начал писать роман. В журнале "Голос" в сентябре 1865 года была опубликована заметка об одном убийстве, совершенном в январе 1865 года. По словам исследователей, Достоевский мог читать стенограмму отчета об убийстве. Оказывается, в Москве в августе 1865 года проходил суд над купеческим сыном, приказчиком Герасимом Чистовым. Ему было 27 лет. Любопытно, что: Чистов был раскольником по вероисповеданию. Это могло также дать идею Достоевскому о фамилии героя романа. Жертвами Чистова стали две старухи - кухарка и прачка. Чистов хотел ограбить их хозяйку. Убийство было совершено между 7 и 9 часами вечера. Убитые были обнаружены в разных комнатах в лужах крови. Они были убиты в разных комнатах. Орудием убийства был, судя по всему, топор, который попал как улика. В ограбленной квартире повсюду были разбросаны вещи, вытащенные из сундука. Из сундука были похищены деньги, серебряные и золотые вещи.
Прототип №2: тетка Достоевского. Считается, что еще одним прототипом образа старухи-процентщицы была тетка писателя - А. Ф. Куманина. Сестра его матери была сумасшедшей, но очень богатой старухой. Куманина завещала деньги не своим бедным родственникам (которых было достаточно). Она завещала свое состояние на помин своей души и украшение церквей. Любопытно, что такое же завещание оставила старуха-процентщица Алена Ивановна в романе "Преступление и наказание". Очевидно, что эта деталь могла быть взята из жизни самого писателя. Но есть одно "но". Достоевский узнал об этом завещании тетки только в 1869 году. А роман "Преступление и наказание" был написан в 1865-1866 годах.

Алена Ивановна - один из главных персонажей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»; сухая старушонка лет шестидесяти, которая берет у студентов под проценты ценные вещи; жертва Раскольникова . Фамилии у героини нет. Ее образ, скорее, связан с никчемностью и вредной жизнью. Пользуясь тем, что ее клиенты находятся в безвыходном положении, она назначает огромные проценты, таким образом, наживаясь на них. Раскольников видит в ней зло, от которого нужно избавить общество.

По мысли самого автора, Алена Ивановна тоже человек и имеет право на жизнь. Поэтому поступок главного героя он не одобряет. Он видит в нем только шанс на перерождение и очищение души. Как пишет Достоевский, насилие над любым другим человеком в высшей степени безнравственно. О внешности старухи известно следующее: у нее вострые зубки и злые глазки, редкие волосы и вострый нос. На шее, похожей на куриную ножку, она всегда носит какое-то неопрятное тряпье, давно пожелтевшее и истрепавшееся. Старуха больна чахоткой и каждую минуту неприятно кашляет.

Несмотря на то, что она капризная, глупая и вредная женщина, у нее есть сводная сестра Лизавета Ивановна , которая в жизни и мухи не обидела. Она к ней относится плохо и даже гаденько. При любой возможности бьет как маленького ребенка и держит в совершенном порабощении. Будучи женщиной недоверчивой, все свои сбережения она завещает не единственной сестре, а какому-то неизвестному монастырю.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: