Метафорическая деловая игра для воспитателей доу. Интерактивная игра для воспитателей ДОУ «В игре – об игре

Марина Владимировна Морозова

Деловая игра с педагогами ДОУ

«Я ВСЁ УМЕЮ И ВСЁ МОГУ»

Цель :

Используя игровую форму взаимодействия выявить уровень компетенции педагогов по вопросам здоровьесбережения, возрастных особенностей детей дошкольного возраста в контексте внедрения и реализации ФГОС ДО.

Задачи :

Активизировать мыслительную деятельности педагогов;

Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

Развивать умение работать в команде;

Выявить уровень компетенции педагогов по заданным направлениям.

Оборудование :

телевизор; мешочек с предметами (шарик су-джок, подушечка с травой, аудиодиск, лимон, мыльные пузыри, книжка со сказками, перчатка, цветок); деревянный бочонок с маленькими бочонками (от лото) внутри с номерами; раздаточный материал для команд (листы с кроссвордами, с пословицами и поговорками, картинки с воздушным шаром).

ХОД ИГРЫ:

Ведущий: Добрый день! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вам поучаствовать в деловой игре, под названием (слайд № 1) «Я всё умею и всё могу». Название выбрано не случайно, поскольку именно эти слова характеризует выбранную нами профессию. Вступительное слово: (притча) (слайд № 2) “Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?

Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека".

(слайд № 3) Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас, и в каждом ребёнке. А забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей.

Приглашаю поиграть

И проблемы порешать.

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

(Прежде чем начать игру нам необходимо разделиться на две команды.)

Ведущий: Предлагаю Вам для создания атмосферы доверия и комфорта, настроить себя на позитивное сотрудничество и для начала провести упражнение-приветствие «Радостная встреча».

Ход упражнения:

Вы знаете, как здороваются иностранцы? Иностранцы здороваются вот так: (слайд № 4) европейцы при встрече друг друга пожимают руки, эфиопы - прикасаются щеками, африканцы трутся носами. Предлагаю всем участникам игры (гости тоже могут присоединиться) поздороваться с соседом слева по европейски, с соседом справа как эфиопы. Молодцы!

Итак, мы начинаем.

(слайд № 5)

СТАНЦИЯ №1 РАЗМИНКА «ЗАКОНЧИ МЫСЛЬ».

Участники команд должны продолжить пословицы о здоровье:

КОМАНДА № 1

Где здоровье – … (там и красота)

В здоровом теле – (здоровый дух)

Двигайся больше, … (проживёшь дольше)

Береги снову, … (а здоровье с молоду)

Ешь чеснок и лук – … (не возьмёт недуг)

КОМАНДА № 2

Здоров будешь – … (всё добудешь)

Здоровье сгубишь, …. (новое не купишь)

Кто долго жуёт, … (тот долго живёт)

Заболеть легко, … (вылечится – трудно)

Здоровье в порядке – … (спасибо зарядке)

(слайд № 6)

СТАНЦИЯ №2 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК».

Необходимо достать из мешочка предмет и ответить:

«Какую здоровьесберегающую технологию он отражает?»

1) шарик су-джок – су-джок терапия

2) подушечка с травой – фитотерапия

3) аудиодиск – музыкотерапия

4) лимон – ароматерапия

5) мыльные пузыри – дыхательная гимнастика

6) книжка со сказками – сказкотерапия

7) перчатка – пальчиковая гимнастика

8) цветок – цветотерапия.

(слайд № 7 и № 8)

СТАНЦИЯ № 3 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ «КРОССВОРД».

Кроссворд № 1

По горизонтали :

5. Самое главное в жизни человека.

6. Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечного напряжения.

По вертикали :

1. Циклическое движение осуществляемое посредством поочерёдного движения рук и ног.

2. Основной вид движения, которым овладевает ребёнок после умения ползать.

3. Ведущий вид деятельности в ДОУ.

4. Способность справляться с любой возникшей двигательной задачей.

Кроссворд № 2

По горизонтали :

3. Упражнение, способствующее развитию глазомера и точности движений.

6. Двигательная активность (одним словом).

По вертикали :

1. Невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

2. Быстрое, с отталкиванием, перемещение тела.

4. Состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности.

5. Основной вид движения, которым овладевает ребёнок после того, как научится уверенно ходить.

(слайд № 9)

СТАНЦИЯ № 4 ПРАКТИЧЕСКАЯ «УПРАЖНЯЛКИ».

Одной команде предлагается продемонстрировать две оригинальные пальчиковые игры, второй – две оригинальные физкультурные минутки.

Ведущий: Мы работаем не только с детьми, но и с родителями.

(слайд № 10)

СТАНЦИЯ № 5 СЕМЕЙНАЯ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ».

Назвать формы работы с родителями по формированию ЗОЖ.

(команды по очереди называют, кто больше)

Пример :Родительские собрания с привлечением мед. работника;

Совместные спортивные праздники и развлечения;

Сайт детского сада (группы);

Консультации;

Библиотека здоровья;

Дни открытых дверей;

Информационные уголки здоровья;

Тематические выставки;

Совместные прогулки и экскурсии;

Встречи за круглым;

Анкетирование родителей и другие формы работы.

(слайд № 11)

СТАНЦИЯ № 6 АКТУАЛЬНАЯ «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ».

Участники игры достают бочонки с номерами и отвечают на вопросы:

1. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее…

(3 – 4 часа)

2. Что необходимо провести в середине занятия?

(физкультминутку)

3. Сколько раз в неделю проводят физкультурные занятия с детьми 3-7 лет?

(3 раза в неделю)

4. Какая продолжительность занятия в старшей группе?

5. Сколько минут составляет перерыв между занятиями?

(не менее 10 минут)

6. Сколько длится сон для детей 1, 5 – 3 лет?

(не менее 3 часов)

7. Какая продолжительность занятия в средней группе?

8. Назовите основные виды движения

(ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье)

А закончить нашу деловую игру мне бы хотелось упражнением «Воздушный шар».

(слайд № 12)

Упражнение «Воздушный шар»

(о ценности здоровья для человека)

На рисунке вы видите воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Руководитель творческой группы записывает их на доске. Если слова повторяются, то руководитель творческой группы ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т. д.

Сценка-этюд:

Входят Красная шапочка и ее Бабушка. Между ними происходит такой диалог:

Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо:

Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.

Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?

Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.

Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?

Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.

Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?

Это потому, моя деточка, что по утрам не делала зарядку

Вот такая у нас сегодня установка.

(слайд № 13)

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский.

1. Игра «Продолжи фразу»

Участникам педсовета предлагается встать в круг и по очереди, передавая какой-либо предмет продолжить фразу: «Игра это…»

2. Игра «Интервью»

Участникам педсовета предлагается разбиться на пары и встать лицом друг к другу, образуя тем самым два круга (внутренний и внешний). Участник пары, который стоит во внешнем кругу будет корреспондент, а стоящий во внутренним кругу респондент. Задача респондента назвать как можно больше сюжетно-ролевых игр, а корреспондент должен зафиксировать полученную информацию.

3. Деление на группы

Участники педсовета, которые были респондентами, образуют первую команду, а те, кто был корреспондентами - вторую.

4. Вопрос - ответ

Каждой команде предлагается ответить на три вопроса. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

§ Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием ….(замысла)

§ Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)

§ Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры ….. (мышление, воображение, память)

§ Сторона действительности, которая моделируется, воспроизводится детьми в игре называется… (сюжет)

§ Образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими называют … (игровой ролью)

§ Приемы руководства игровой деятельностью могут быть прямыми и …. (косвенными).

5. Правда ли что…

Каждой команде предлагается определить правдиво ли утверждение, которое зачитывает ведущий.

1. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность детей 1-7 лет.

(нет, 3-7 лет)

2. Игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является самостоятельной детской деятельностью.

3. Исследования педагогов и психологов доказывают, что дети дошкольного возраста не могут отличить игровую деятельность от учебной

4. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий (покатить машину, покормить куклу)

5. В среднем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра находится в фазе сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе личного опыта.

(нет, это характерно для старшего дошкольного возраста)

6. В игре ребенок не копирует жизненные впечатления, он их творчески перерабатывает.

(да, сюжетно-ролевые игры еще называют творческими)

7. С возрастом, устойчивость в подчинении игровому правилу неизменно повышается.

8. Основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей является сложность тематического содержания ролевой игры.

(нет, основной критерий - игровые умения ребенка)

9. Игра «Интервью»

Участникам педсовета снова предлагается поиграть в игру «Интервью», только поменяться ролями. Участник пары, который был корреспондентом, становится респондентом и наоборот. Задача респондента назвать виды игр, а корреспондент должен зафиксировать полученную информацию.

Все данные полученные от респондентов передаются в информационный центр, где суммируются и оформляются на одном слайде.

10. Закрепляем понятия.

Каждой команде поочередно ведущий зачитывает определения, участники команды должны подобрать к нему понятие. Для выполнения этого задания на слайде выводятся данные собранные корреспондентами о видовом разнообразии игр.

1. Разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

(Строительные игры )

2. Деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

(Сюжетно-ролевая игра )

3. Это игра, в которой происходит развитие сюжета со многими ролями, передаваемые ребенком игрушкам.

(Режиссерская игра )

4. Данная игра представляет собой намеренное, произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом - сценарием игры.

(Игра-драматизация )

5. Игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей

(Дидактическая игра )

6. Это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

(Подвижная игра)

11. Работа с таблицами

Каждой команде предлагается продумать, какие сюжетно-ролевые игры можно запланировать в соответствии с тематическими неделями. Для первой команды на первое полугодие, для второй на второе. Для выполнения этого задания на слайде выводятся данные собранные корреспондентами о многообразии сюжетно-ролевых игр.

12. Рефлексия (письменная)

Цель: выяснить, что воспитатели знают о дошкольном учреждении, в котором работают, как могут донести эту информацию до родителей, детей; насколько владеют информацией о профессии, как могут себя представить родителям, детям, коллегам.

Реквизиты: названия команд, листы ватмана, фломастеры, карандаши.

Роли: родители (жюри), представители дошкольных учреждений (команды), ведущий.

Участники: педагоги дошкольного учреждения, заведующая, зам. зав. по ОД, педагог-психолог.

Ведущий (В.). Сегодня бизнес-проблема звучит так: «Конкурентоспособность дошкольного учреждения в современных условиях, или как привлечь родителей в дошкольное учреждение?». Решить данную проблему мы попробуем с помощью участия дошкольных учреждений и родителей. Итак, как привлечь родителей в дошкольное учреждение? Какова цель привлечения родителей в дошкольное учреждение? Что значит, по вашему мнению, конкурентоспособность? Какой детский сад может быть конкурентоспособным в наше непростое время?

Все участники дают свои ответы-гипотезы.

В. Мы выслушали разные мнения и взгляды. Предлагаю вспомнить сказку о Царевне-лягушке, как Иван-царевич выпустил стрелу, которая попала в болото, и ему в невесты досталась лягушка. Вам не кажется, что проблема лягушки схожа с обсуждаемой нами? Как Иван-царевич не может разглядеть в лягушке прекрасную царевну, так и заказчик - родитель - не может сразу увидеть все лучшие качества, своеобразие и неповторимость дошкольного учреждения, в которое он привёл своего ребёнка. Но Царевна-лягушка не растерялась. Она начала активно рекламировать себя. Вспомните, каким образом?

И, в конце концов, лягушка на самом деле оказалась прекрасной царевной. Так и в жизни - детский сад должен привлекать внимание родителей самыми разными путями, чтобы заказчики сразу увидели, что они попали в самое лучшее учреждение. И мы сегодня постараемся определить эти самые пути.

Вы разделились на три команды - три конкурирующих между собой дошкольных учреждения. Жюри - родители, которые на конкурсной основе будут выбирать, в каком детском саду их детям будет наиболее комфортно и т.д.

Конкурс 1. « Как привлечь родителей в дошкольное учреждение? »

На листах бумаги команды должны написать как можно больше путей привлечения родителей в ясли-сад. В это время родители пишут, при каких условиях они отдали бы своего ребёнка в детский сад. Зачитываются пути и условия, а потом обсуждается, какое из трёх дошкольных учреждений сможет предоставить необходимые условия.

Конкурс 2. « Презентация команды ».

В. Вы уже говорили о том, что детскому саду необходима реклама, . Вам необходимо представить своё учреждение: девиз, основные качества, способности, неповторимость педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности, направления деятельности.

Время выполнения - 7 мин. Жюри оценивает конкурс по 5-балльной системе.

Конкурс 3. « Что? Где? Когда? »

Наше дошкольное учреждение тоже нуждается в представлении. А что мы знаем о нашем дошкольном центре развития ребёнка? Сейчас проверим. Командам по очереди буду задавать вопросы (из истории дошкольного учреждения).

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Конкурс 4.

Родители предлагают педагогам решить педагогические ситуации.

Жюри оценивает конкурс по 5-балльной системе.

Конкурс 5. « Рекламный плакат ».

Время выполнения - 10 минут. Потом - презентация.

Подводятся итоги конкурса. Родители объявляют победителя. Награждение.

Н. Бочарова

Семинар для воспитателей ДОУ

Цель и задачи игры . Расширять и обобщать знания по теме «Игра как основной вид деятельности дошкольников»; уточнять знания о видах игр, формах, методах и приемах работы с детьми; посредством игрового моделирования создать условия для проявления творческой инициативы; вызвать осознание необходимости знакомиться с опытом коллег для повышения качества своего профессионального труда; знакомить с новой методической литературой по игре.

Оборудование. Настенный алфавит с кармашками для заданий, где вместо букв Ъ, Ь, Ы, Ё, Й помещены лица-эмоции, все остальные буквы имеют расшифровку (например, А – азартная игра, Б – быстрая, В – вредная, Г – грандиозная игра и т.д., а в ходе игры воспитатели будут давать определения, что это за игры, как они это понимают.)

Карточки красного, синего, зеленого цвета (не менее 10 штук каждого цвета) – ими обозначаются буквы и задания для каждой команды и гостей. Полоски с заданиями, разложенные в кармашки (33 штуки). Настенный планшет, куда будут крепиться высказывания выдающихся личностей об игре. Мольберт, указка, два колокольчика, две коробки с бросовым материалом. Стендовая информация, которая будет служить подсказкой во время игры. Тематические газеты «Хорошо, когда с утра начинается игра», которые создавали дети, воспитатели и родители (стихи, рисунки, рассказы, сказки, коллажи т.д.). Проекты сюжетно-ролевых игр на бумаге (паутинки).Ведущий.
Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,
Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Взрослым хочется играть,
Да нужно меру соблюдать.
Но сегодня день особый,
Собрались мы неспроста.
И у взрослых, и у взрослых,
Начинается игра!
Перед вами вот висит
«Игровой алфавит»!
В правила игры вникайте,
Что за чем запоминайте!
Не скучайте, не ленитесь
И в игру нашу включитесь.
Что ж, друзья, встречать пора
Команды «Букварь» и «Азбука»!
Звучит музыка, команды входят в зал и рассаживаются за столы.

Ведущий.
Чтоб команды оценить,
Жюри нужно пригласить.
Чтоб не сбиться нам со счета
И очки все подсчитать,
Счетную комиссию нужно выбирать.

Что ж, начнем!

Правила игры. Жюри оценивает команды по трехбалльной шкале за все выполняемые задания. Команды по очереди отвечают на вопросы и представляют выполненные задания.Время выполнения заданий (в зависимости от сложности) от 1 до 5 минут.Гости имеют право участвовать в игре. Выбор заданий для гостей делает ведущий. В каждой команде может участвовать от 6 до 12 педагогов.

Мозговой штурм (разминка). Командам надо внимательно посмотреть на игровой алфавит и объединить буквы в пары по ассоциациям, противоположным или аналогичным. Назвать не менее трех пар.Помощник ведущего расставляет цветовые карточки с заданиями по парам букв, определенных командами. Команда «Букварь» – красные карточки, команда «Азбука» – зеленые, гости и болельщики – синие карточки. Команда, которая готова отвечать первой, оповещает ведущего колокольчиком, что дает право на выбор игрового задания, т.е. очередной буквы.

Первое задание: команде «Букварь» – найти противоположное значение, команде «Азбука» – найти аналогичное значение. Команды называют пары, помощник расставляет карточки.
Второе задание выполняется на основе домашнего задания. Каждый участник должен найти, какие определения игре давали известные люди. Команды зачитывают определения по очереди, внимательно слушая друг друга и не повторяясь. Помощник ведущего прикрепляет высказывания на планшет. Каждая команда должна придумать свое определение игре и зачитать его. На это дается 1 минута. Пока команда готовится, гости подбирают слова-определения: какими могут быть игры на букву Щ (например, щепетильная, щадящая, щедрая) – и поясняют, что это за игры.
Раскрыть этапы становления сюжетно-ролевой игры, которые готовят ребенка к коллективной игре: команде «Азбука» по Е. Кравцовой, команде «Букварь» по Д. Эльконину.
Изготовление образных и шумовых игрушек. Представление образной игрушки
стихотворением, песней, танцем, мимикой, пантомимой, образом и т.д. Озвучание стихотворения при помощи шумовых самодельных игрушек из бросового материала. Время на изготовление игрушек – 5 минут.

Команде «Букварь» предлагается стихотворение «Лягушата».


На зелененькой опушке –
ква-ква-ква! –
Собрались, сидят лягушки –
ква-ква-ква!
«Мух ловить – ням-ням-ням! –

Очень вкусно нам, нам, нам!
А потом по лужам прыгать –
шлеп-шлеп-шлеп!».
Ох, веселый, лягушата,
лягушачий вы народ!

Команде «Азбука» предлагается стихотворение «Дождик».

Закачались деревья, зашумела трава –
Ша-ша-ша, ша-ша-ша!
На деревьях запела, заиграла листва –
Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

И по небу прокатился шалунишка громкий гром –
Бом-бом-бом!
И закапали капели, тихо песенку запели –
Кап-кап-кап!
Вот по крыше, по стеклу –

Кап-кап-кап!
По крылечку моему –
Кап-кап-кап!
Все сильнее, все сильней лягушатам веселей!

Хи-хи-хи! Да ха-ха-ха! Вот какая красота!

Игра «Ромашка» со зрителями «Чему учится ребенок в игре?» (раздать лепестки ромашки и маркеры всем желающим гостям, после выполнения задания выложить ромашки на ковре и зачитать, какие знания, умения и навыки получает ребенок в процессе игры).

Представление командами игрушек.

5. Фрагмент занятия с использованием концептуальной позиции «Право ребенка на игру».

Основа – домашнее задание. На показ фрагментов занятий отводится 8–10 минут. Задание для гостей и болельщиков.«На игровом алфавите вы видите лица-эмоции. Какое вам больше всего нравится? (Веселое.) Чтобы ваше настроение было таким же веселым, послушайте гимн воспитателей».
Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны огромной,
О которой мы поем.
Каждый день наполнен смехом,
Удивленьем, красотой,
Пониманьем и вниманьем,
Удивительной игрой.
И в эту страну все спешит
И спешит детвора.
Их мамы и папы
За ручку приводят сюда.
В стране этой самой веселой,
Встречают их сказкою новой.
Страна эта в сердце всегда

Зовется «Детсадия»!

6. Игра с карандашами.
Ведущий. Внимание! Вот символы, к которым нужно подобрать как можно больше игр (настольно-печатных, подвижных, интеллектуальных, сюжетно-ролевых и др.), подходящих к выбранным символам, например игры к символу «круг» – «Ловишка из круга», хороводные игры, настольно-печатная игра «Дроби» и т.д. На подготовку отводится 3 минуты.

Команды делают выбор. Пока команды заняты, гости отвечают на вопрос: чем сюжетно-ролевые игры отличаются от театрализованных?

7. Представление проектов сюжетно-ролевых игр «Пароход», «Больница» (паутинки, альбомы с фотографиями, детские рисунки и т.д.).

8. Блиц-опрос.

Блиц-опрос для команды «Букварь»
Действия ребенка с игрушкой. (Игра.)
Как называются игры, в которых дети максимально используют свой запас знаний, мыслительные способности?(Интеллектуальные игры.)
Назовите любую экологическую игру. (С какого дерева какой листочек?)
В какой сюжетно-ролевой игре задействованы матрос, капитан, кок? (Пароход.)
Кто автор этого высказывания «Игра – это детство, а детство – это игра»? (В.А.Недоспасова.)
О существовании каких двух миров говорил в своем открытии Ж. Пиаже? (Мир детей и мир взрослых.)
Как называются игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия куклу, действуя при этом в двух планах, то есть за себя и за куклу? (Режиссерские игры.)
Как называются предметы, которые заменяют ребенку игрушку? (Предметы-заместители.)
Старший дошкольник в игре больше нуждается в пространстве или игрушках? (В пространстве.)

Блиц-опрос для команды «Азбука»
Как называется любимое занятие детей с игрушками? (Игра.)
Кто автор высказывания «Мы играем не потому, что мы дети. Но само детство нам дано для того, чтобы мы играли»? (Карл Гросе – немецкий психолог.)
Назовите любую подвижную игру с мячом. (Ловишка за кругом.)
В какой сюжетно-ролевой игре задействованы визажист, мастер по прическам, клиент, кассир. (Парикмахерская.)
Как называются игры, во время которых дети могут без вмешательства взрослых придумывать сюжеты игр, распределять роли, менять игровую среду?(Самостоятельные.)
Кто считал, что «игра – это сфера страданий детей, которая находится по ту сторону удовольствия»? (Зигмунд Фрейд.)
Сколько этапов развития сюжетно-ролевой игры, по мнению Кравцовой, должен пройти ребенок, чтобы быть готовым к коллективной игре? (Пять этапов.)
Что является «сердцем игры»? (Роль.)
В каких играх дети уходят в мир, где сбываются все детские мечты? (Творческие.)
Задание обеим командам

Составить слова из букв, отмеченных на «Игровом алфавите» цветовыми карточками, буквы могут повторяться. Постараться составить слова, относящиеся к теме «Игра».

Светлана Лепкович

Цель: повысить значимость организации игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе Дома ребенка

Задачи:

1. Актуализировать имеющиеся у педагогов знания по организации игровой деятельности с детьми раннего возраста.

2. Способствовать использованию на практике современных требований к организации игровой деятельности.

3. Способствовать сплочению педагогического коллектива.

Материал: набор цветной бумаги (по количеству команд, клей-карандаш (по количеству команд, ножницы (по количеству команд, конверты, карточки с вопросами и заданиями, листы бумаги, ручки, песочные часы, музыкальный центр, диск с музыкой, «золотые» и «серебряные» медали для награждения победителей, Сертификаты участников.

Роли и их содержание:

Ведущий – (старший воспитатель) ведет игру, следит за ходом игры и соблюдением регламента.

Мыслители – участники деловой игры, которым необходимо внимательно слушать вопросы и правильно на них отвечать

Аналитики – участники деловой игры, которые следят за ходом игры, в конце проводят анализ деловой игры, дают оценку исполнителям ролей, выбирают лучшего игрока.

Эксперты – участники деловой игры, которые внимательно слушают ответы мыслителей и проводят их качественную оценку, учитывая компетентность, умение ориентироваться в вопросе, быстроту реакции, находчивость, оригинальность, логичность, культуру общения.

Пресс - центр – участники деловой игры, задача которых осветить ход игры и выпустить фотогазету

Деловая игра состоит из четырех заданий.

Задание 1 «Мозговой штурм» - три категории вопросов

Задание 2 «Педагогическая мастерская»

Физкультминутка

Задание 3 «Хорошо – Плохо»

Задание 4 «Игривой сюжет»

Добрый день, уважаемые коллеги! В этом году мы часто обращались к вопросу развития игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста. Сегодня подведем итоги, и я предлагаю вам поиграть в деловую игру, которая называется «Планета игр». В каждой игре есть роли, наша игра не будет исключением (идет распределение ролей).

Педагоги – мыслители делятся на две команды, выбирают себе название.

Задание 1.

Командам предлагается ответить на вопросы из трех категорий: «Творческие игры», «Дидактические игры», «Народные игры». Игроки поочередно вытаскивают карточки с вопросами и отвечают на них (дается время на обдумывание)

Примерные вопросы из категории «Творческие игры»

1) Назовите этапы становления с/ролевой игры (воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение).

2) Какая игра является ведущей с 2,5 до 5 лет? (сюжетно-ролевая).

3) Какие игры можно отнести к творческим играм? (сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные).

4) Назовите компоненты с/ролевых игр (сюжет, содержание, роль).

5) Назовите с/ролевые игры на бытовую тематику.

6) Назовите с/ролевые игры с производственным характером.

7) Назовите гигиенические условия организации с/ролевой игры на современном этапе (выполнение санитарно-гигиенических требований: влажная уборка, проветривание, мытье игрушек; организация игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек).

8) Определите, на каком этапе развития игры находятся дети: «С удовольствием играют в путешествия»

9) Определите, на каком этапе находятся дети: «Ссорятся из-за игрушек»

10) Раскройте особенности театрализованных игр? (литературная или фольклорная основа, наличие зрителей).

11) Как называют игры, в которых ребенок раскрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый? (игры-драматизации)

Примерные вопросы из категории «Дидактические игры»

1) Перечислите виды дидактических игр. (Игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры)

2) Сформулируйте цель игры-занятия с 2-мя матрешками (для детей от 1г 1 мес. – 1г 3 мес., развивать умение ориентироваться в контрастных величинах, формировать целенаправленные действия детей с матрешкой: открывать, закрывать, вынимать, вкладывать)

3) В чем сущность дидактической игры? (дидактические игры – это обучающие игры, они возникают по инициативе взрослых в целях воспитания и обучения, они направлены на формирование умений, с которыми в процессе самостоятельных упражнений дети еще овладеть не могут)

4) Какие из перечисленных материалов можно отнести к дидактическим: пирамидка, разрезные картинки, мозайка, яркие окрашенные шары, шишки, желуди, лоскуты ткани, кожи? (Все! Одни дидактические материалы специально созданы для развития определенных умений и навыков, другие - открывают детям максимум возможностей для проявления самостоятельности при их использовании и добиваться разнообразных результатов)

5) Какова роль взрослого при организации дидактической игры с детьми? (воспитатель является зачинщиком и участником игры, может руководить игрой через роль, через правило, через «пробный ход». От воспитателя требуется умение начать игру, возбудить у детей интерес к игре, желание играть)

6) О чем может сказать воспитателю результат дидактической игры? (результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний)

7) Перечислите составляющие дидактической игры, отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной (Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила)

8) Подберите к существительному действие. Ветер что делает? (Воет, пыль поднимает, листья гоняет, парус надувает); Подберите обстоятельство. Учиться можно как? (хорошо, лениво, долго, охотно и т. п.). Относится ли данные упражнения к дидактическим упражнениям? (да, это словесные игры)

9) Приведите пример дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию («Какого цвета предмет?», «Собери в желтую сумочку предметы желтого цвета», «Чудесный мешочек»)

10) Что, по вашему мнению, может облегчить детям выполнение правил игры? (наглядность, простота, контроль своих действий и согласование с действиями детей, любое действие в игре выполняется совместно и одновременно, стремление к подражанию, игровая роль обеспечивает активность воображения)

Примерные вопросы из категории «Народные игры»

1) Кому принадлежит главная роль в народной игре? (водящему)

2) Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

3) Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

4) Где используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

5) Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (ловкость, смелость, выносливость)

6) Откуда берется речевой материал для народной игры? (из народного фольклора)

7) Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)

8) Приведите примеры народных игр, которые можно провести с нашими детьми.

Задание 2

Командам выдается одинаковый набор материалов: цветная бумага, ножницы, клей-карандаш. Необходимо за определенное время придумать и изготовить дидактическое пособие. Придумать название дидактического пособия, определить возраст детей и какие задачи можно решать с помощью данного дидактического пособия.

Физкультминутка

Вы такие молодцы! Ответили на все вопросы, показали умение быстро и качественно изготавливать разнообразные дидактические пособия из простых материалов, определять задачи дидактической игры и её ход. А теперь мы немножко отдохнем. Физкультминутку проводит музыкальный руководитель под бодрую, энергичную музыку .


Задание 3

Теперь мы зарядились энергией, а наша игра продолжается.

Мы знаем, для того, чтобы сюжетно-ролевая игра детей развивалась нужно создать определенные условия. Одним из них является умение педагога развить сюжет игры, ввести в привычную для детей игру новые роли, определить ролевое поведение и игровые действия персонажей. И следующее задание позволит вам, уважаемые воспитатели, продемонстрировать данные умения.

Командам будут предложены названия сюжетно-ролевых игр. Ваша задача развернуть сюжет предложенной игры, то есть определить роли (как можно большее количество ролей, ролевое поведение и необходимые атрибуты для того, чтобы эта игра состоялась: названия сюжетно-ролевых игр командам предлагаются в конвертах.

Задание 4

Организуя сюжетно-ролевую игру в нашем учреждении, мы часто сталкиваемся с ситуациями, которые на первый взгляд затрудняют развитие игры. Например, в группе одни девочки, или в группе есть дети с ОВЗ (особыми возможностями здоровья, или в группе разновозрастные дети. Хорошо это или плохо для развития сюжетно-ролевой игры? Как в этих условиях организовать игру? Сейчас на эти вопросы постараются ответить наши команды.

Командам будет предложено утверждение. Одна команда характеризует это утверждение с позиции «Хорошо», другая – с позиции «Плохо»

Примерные утверждения:

9) В группе одни девочки

10) В группе есть дети с ОВЗ

11) Группа разновозрастных детей

12) В группе нет детей с ОВЗ, но дети с различными эмоционально-поведенческими расстройствами (тревожные, гиперактивные, аутисты)

Уважаемые коллеги!

Наша игра подошла к концу и пришло время подвести итоги.

Слово – экспертам: награждение команды победительницы и второй команды игроков.

Слово – аналитикам: проводят анализ деловой игры, дают оценку работы экспертов, награждение лучших игроков в командах

Я хочу отметить работу наших уважаемых экспертов, аналитиков и пресс-центра (вручение сертификатов).

Мы сегодня говорили о значении и о достоинствах детской игры, о видах игр, об условиях развития и организации игровой деятельности детей. Помните, среди окружающих взрослых ребенок любит тех, кто с ним играет, ничто не может так повлиять на симпатии ребенка, как совместная с ним игра. Мы знаем, игра не возникает сама по себе, мир детской игры необходимо открыть ребенку. И это у вас, уважаемые воспитатели, хорошо получается!

Виктор Афанасьев сказал: «Самые счастливые игры – не доигранные». Будем считать, что такие мероприятия станут традицией в нашем учреждении.

В заключении нашей встречи, хочу поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: