Недропользователь (Subsoil user) - это. Курсовая работа порядок ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых

ГЛАВА 3
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Статья 14. Права недропользователей

1. Недропользователи имеют право:

1.1. осуществлять пользование недрами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и иных актов законодательства;

1.2. владеть, пользоваться и распоряжаться добытыми полезными ископаемыми, если иное не установлено законодательными актами или концессионным договором;

1.3. разрабатывать и вносить в установленном порядке предложения о совершенствовании законодательства о недрах и законодательства в области промышленной безопасности, в том числе технических нормативных правовых актов;

1.4. на возмещение убытков в случае изъятия участка недр для государственных нужд;

1.5. отказаться от предоставленного геологического или горного отвода;

1.6. проводить геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах предоставленных им горных отводов с соблюдением требований настоящего Кодекса и иных актов законодательства, в том числе с привлечением на основании договора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право проводить геологическое изучение недр;

1.7. предъявлять иски о восстановлении нарушенных прав.

2. Недропользователи могут реализовывать и иные права в соответствии с законодательством.

Статья 15. Гарантии прав недропользователей

1. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность недропользователей со стороны государственных органов и их должностных лиц не допускается, за исключением случаев нарушения недропользователями законодательства.

2. Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в границах горного отвода может осуществляться только после получения в письменной форме согласия недропользователя, которому предоставлен этот отвод, если иное не установлено законодательными актами.

3. Нарушенные права недропользователей подлежат восстановлению в полном объеме. Вред, причиненный недропользователю, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством.

Статья 16. Обязанности недропользователей

1. Недропользователи обязаны:

1.1. соблюдать требования настоящего Кодекса, иных актов законодательства о недрах, законодательства об охране окружающей среды, законодательства в области промышленной безопасности, в том числе требования технических нормативных правовых актов;

1.2. обеспечивать безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;

1.3. безотлагательно сообщать органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, а также местным исполнительным и распорядительным органам о возникновении при пользовании недрами чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью граждан, имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, имуществу, находящемуся в собственности государства, окружающей среде;

1.4. при обнаружении минералогических, палеонтологических и иных уникальных геологических материалов приостановить работы, которые могут нарушить их целостность, и сообщить об этих находках в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальные органы;

1.5. при обнаружении материальных объектов, которые могут представлять историко-культурную ценность (археологические объекты, элементы декора, художественной отделки, остатки росписи и т.п.), безотлагательно остановить работы или иную деятельность, которые могут оказывать воздействие на эти объекты, принять меры по их сохранению и сообщить об этих находках в государственные органы, определенные законодательством об охране и использовании историко-культурного наследия;

1.6. возместить вред, причиненный при пользовании недрами жизни и здоровью граждан, имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, имуществу, находящемуся в собственности государства.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование недрами, помимо выполнения обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны:

2.1. соблюдать условия, предусмотренные актом, удостоверяющим геологический или горный отвод, концессионным договором, а также проектной документацией на пользование недрами;

2.2. соблюдать лицензионные требования и условия;

2.3. выполнять мероприятия, предусмотренные ежегодными планами развития горных работ;

2.4. своевременно и в полном объеме вносить платежи за пользование недрами;

2.5. проводить геолого-маркшейдерские работы, а также вести геологическую и маркшейдерскую документацию и обеспечивать ее сохранность;

2.6. соблюдать установленные лимиты добычи полезных ископаемых и иные нормативы в области использования и охраны недр;

2.7. не допускать выборочной разработки месторождения, приводящей к преждевременному истощению и необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр;

2.8. вести учет работ по геологическому изучению недр, добываемых полезных ископаемых и расчеты оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр при разработке месторождений, а также представлять государственную статистическую отчетность в случаях и порядке, предусмотренных законодательством о государственной статистике;

2.9. обеспечивать сохранность горных выработок, в том числе поисковых, разведочных и иных буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождения;

2.10. не допускать разработки месторождений и иного пользования недрами за границами горного отвода;

2.11. разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране недр и защите месторождений;

2.12. сообщать о возобновлении горных работ на горных предприятиях, в горных выработках, подвергнутых консервации, в территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы не позднее чем за один месяц до возобновления горных работ;

2.13. вести в соответствии со статьей 72 настоящего Кодекса наблюдения за сдвижением горных пород в зоне их возможных деформаций и осуществлять прогнозирование возможной деформации земной поверхности и горного массива в результате проведения горных работ;

2.14. представлять геологическую информацию в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

2.15. проводить локальный мониторинг окружающей среды в границах предоставленного горного отвода, а также за его пределами в случае, если негативные последствия для нарушенных земель, иных компонентов природной среды и природных объектов, зданий и сооружений могут быть связаны с проведением горных работ;

2.16. проводить рекультивацию земель, нарушенных при пользовании недрами;

2.17. приводить нарушенные при пользовании недрами иные компоненты природной среды и природные объекты, а также здания и сооружения в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие геологическое изучение недр, помимо выполнения обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны соблюдать условия подготовки разведанных месторождений для разработки, предусмотренные пунктом 2 статьи 52 настоящего Кодекса.

4. Недропользователи должны выполнять и иные обязанности, установленные настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Статья 17. Особенности пользования недрами собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков

1. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков (далее – землепользователи) имеют право в установленном порядке в границах предоставленных им земельных участков для целей, не связанных с извлечением доходов, без предоставления горного отвода, утверждения лимитов добычи общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, установления иных нормативов в области использования и охраны недр осуществлять:

1.1. добычу общераспространенных полезных ископаемых на глубину до двух метров;

1.2. строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на глубину до пяти метров;

1.3. использование полезных ископаемых, извлеченных из недр при строительстве подземных частей наземных зданий, сооружений и иных объектов строительства, не связанных с пользованием недрами;

1.4. строительство и эксплуатацию буровых скважин глубиной до 20 метров, шахтных колодцев и иных сооружений в недрах, предназначенных для забора подземных вод из первого от земной поверхности водоносного горизонта, при условии соблюдения требований законодательства об охране и использовании вод.

2. Землепользователи могут осуществлять добычу имеющихся на земельном участке общераспространенных полезных ископаемых на глубину более двух метров на основании акта, удостоверяющего горный отвод.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Субъект и объект налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налоговая база и порядок определения количества добытого полезного ископаемого. Расчет налоговой ставки. Разрешение спорных ситуаций, возникающих при применении законодательства по НДПИ.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Право пользования недрами как разновидность права природопользования. Государственный фонд недр. Месторождения полезных ископаемых. Техногенные месторождения полезных ископаемых. Субъекты и объекты права пользования недрами. Размер горного отвода.

    реферат , добавлен 24.02.2009

    Обязанности предприятий по охране животного мира, предусмотренные законодательством. Порядок оценки и возмещения нанесенного вреда. Особенности предоставления недр в пользование для добычи общераспространенных полезных ископаемых. Лесное законодательство.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2011

    Понятие ликвидации предприятия и ее правовые последствия. Основания и порядок ликвидации юридических лиц. Завершение всех расчетов с кредиторами. Особенности ликвидации юридического лица при банкротстве. Принятие решения о конкурсном производстве.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2013

    Классификация видов недроиспользования: геологическое изучение; добыча полезных ископаемых; строительство и эксплуатация подземных сооружений; сбор минералогических, палеонтологических материалов. Мероприятия по правовой охране недр в Республике Беларусь.

    реферат , добавлен 08.05.2012

    Порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ. Права и обязанности их акционеров. Защита прав и интересов акционеров согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации. Процедура ликвидации акционерного общества.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2014

    Правовой порядок использования недр владельцами земельных участков, оформление лицензии. Вознаграждение за выявление месторождений полезных ископаемых. Ответственность за нарушение лесного законодательства и режима особо охраняемых природных территорий.

    контрольная работа , добавлен 27.03.2011

  • Частная собственность может быть индивидуальной и общей.
  • 12. Право природопользования, его понятие и виды.
  • 13. Платность пользования природными ресурсами. Управление качеством окружающей природной среды и рациональным природопользованием.
  • 14. Государственные кадастры природных ресурсов.
  • 15. Экологич. Стандарты качества окружающей природной среды.
  • 19. Ответственность за экологич. Правонарушения.
  • 16. Экологический контроль в Российской Федерации.
  • 17. Понятие и состав экологических правонарушений.
  • 21. Состав земель в Российской Федерации по целям их использования.
  • 18. Основные пути предупреждения экологических правонарушений.
  • 20. Содержание и задачи земельного законодательства.
  • 22. Право землепользования, виды землепользования.
  • 26. Содержание правовой охраны земель.
  • 23. Право собственности на земельные участки.
  • 24. Права и обязанности землепользователей.
  • 25. Принцип платности пользования земельными ресурсами, основное его содержание, виды платежей за пользование землями.
  • 47. Права и обязанности лесопользователей
  • 27. Система контроля за использованием и охраной земель.
  • 28. Ответственность за нарушение земельного законодательства.
  • 1. Дисциплинарная ответственность.
  • 2. Административная ответственность
  • 3. Уголовная ответственность.
  • 30. Право недропользования.
  • 31. Права и обязанности недропользователей.
  • 32. Принцип платности недропользования и его содержание.
  • 33. Система контроля за рациональным использованием и охраной недр.
  • 37. Состав государственного водного фонда.
  • 34. Ответственность за нарушение горного законодательства.
  • 35. Содержание и задачи водного права
  • 36. Право водопользования. Виды водопользования.
  • 38. Права и обязанности водопользователей.
  • 39. Принцип платности пользования водными ресурсами.
  • 40. Содержание правовой охраны вод.
  • 44. Содержание правовой охраны атмосферного воздуха
  • 45. Содержание и задачи лесного права
  • 41. Система контроля за использованием и охраной вод.
  • 42. Ответственность за нарушения водного права.
  • 43. Содержание и задачи законодательства, регулирующего общественные отношения по поводу использования и охраны атмосферного воздуха
  • 46. Право лесопользования. Виды лесопользования
  • 48. Содержание правовой охраны лесов и иной растительности
  • 49. Содержание и задачи зак-ва, регулирующего общественные отношения по поводу исп-ния и охраны животного мира
  • 50. Правовой режим особо охраняемых природ объектов.
  • 51. Состав и правовые принципы охраны природно-заповедного фонда.
  • 53. Правовой режим гос природ заказников.
  • 54. Правовой режим нац парков.
  • 55. Правовой режим природ парков.
  • 56. Правовой режим памятников природы.
  • 57.Правовой режим охраны растений и животных, занесенных в Государственные Красные книги рф и субъектов рф.
  • 59.Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов.
  • 60. Правовая охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве.
  • 61. Правовая охрана окружающей природной среды в промышленности.
  • 63. Правовая охрана окружающей природной среды в населенных пунктах.
  • 65. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия.
  • 66. Основные черты и виды права природопользования граждан.
  • 67. Основные черты права землепользования граждан.
  • 71. Основные международные организации по охране окружающей природной среды.
  • 69. Ответственность за нарушения заповедного режима охраны природы.
  • 70. Понятие, принципы и значение международно-правовой охраны окружающей природной среды.
  • 31. Права и обязанности недропользователей.

    Права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами (ст.9). При этом пользователь недр в соответствии со статьей 22 имеет следующие основные права:

    Использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии, и не противоречащей действующему законодательству;

    Использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье и отходы своего производства в соответствии с лицензией и действующим законодательством;

    Обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

    В соответствии со статьями 17 и 23-3 пользователь недр обязан :

    Соблюдать технологические схемы переработки минерального сырья, вести учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья;

    Соблюдать требования технических проектов, планов и схем развития горных работ, не допускать сверхнормативных количественных и качественных полезных ископаемых и их выборочной отработки;

    Предоставлять достоверные данные о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации в органы государственной статистики;

    Обеспечить безопасность работ, связанных с пользованием недрами;

    Соблюдать утвержденные в установленном порядке правила, инструкции, нормативы и стандарты по охране окружающей среды, зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

    Выполнять условия, установленные лицензией; своевременно и правильно вносить платежи за пользование недрами;

    Иметь необходимую квалификацию и опыт, подтвержденные в установленном порядке, на проведение работ, связанных с пользованием недрами.

    32. Принцип платности недропользования и его содержание.

    Платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде предусмотрены целым рядом правовых норм, установленных законами и подзаконными актами.

    Установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду является полномочием органов государственной власти Российской Федерации (Статья 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

    В соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Установленный частью второй статьи 16 перечень видов негативного воздействия, за которое должна устанавливаться плата, не является исчерпывающим. Вместе с тем базовые ставки платы установлены только для трех видов негативного воздействия: выбросы в атмосферу от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов (см. постановление Правительства РФ от 12.06.2003 №344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", в первичной редакции опубликовано: Собрание законодательства РФ. - 2003. - №25. - Ст. 2528.).

    Вопрос о необходимости установить предусмотренную Законом "Об охране окружающей среды" плату за другие виды негативного воздействия ставится давно. В качестве примера можно привести приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, изданный еще в период действия предыдущего закона "Об охране окружающей природной среды": в пункте 2 приказа МПР РФ от 30.11.1994 №361 "О расширении системы платежей за негативное воздействия на окружающую среду" содержится поручение рабочей группе "рассмотреть необходимость и целесообразность введения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду: тепловое, радиоактивными изотопами и ионизирующей радиацией; неионизирующим и электромагнитным излучениями; пестицидами, животноводческими стоками; выбросами передвижных источников; передвижными и стационарными источниками шума; сбросом загрязняющих веществ в моря; закачкой загрязненных вод в подземные горизонты; другие виды загрязнения".

    Таким образом, необходимо признать, что принцип платности природопользования, известный в других старнах как принцип "загрязняющий платит", реализуется не в полной мере. Отдельного рассмотрения также требует и вопрос размера платы, которые, как правило, не стимулируют природопользователей к уменьшению уровня негативного воздействия на окружающую среду.

    Недропользователь - это субъект предпринимательской деятельности с правами пользования на недры

    Недропользователь: реестр пользователей недр, госзакупки, права и обязанности, недропользование России и Казахстана

    Развернуть содержание

    Свернуть содержание

    Недропользователь - это, определение

    Недропользователь - это субъект предпринимательства, который наделен определенными правами на пользование недрами. Эти права законодательно подтверждаются государственной лицензией на определенные виды деятельности в отношении недр. В частности, это может быть - исследовательская деятельность или добыча полезных ископаемых.

    Недропользователь - это субъект, осуществляющий деятельность по контракту на недропользование.

    Недропользователь - это субъект предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.


    Закон "О недрах" и полномочия государства в сфере регулирования отношений недропользования

    Аспекты, связанные с недропользованием, в РФ регулируются несколькими нормативно-правовыми актами, но ключевую роль играет Закон РФ 2395-1 "О недрах ", принятый еще в 1992 году. Законом предусмотрено разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Изменения в законодательстве "О недрах", вступили в силу с 01 января 2013 года.


    Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

    Пользователями недр на участках недр федерального значения, за исключением участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации и участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, если Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом не установлены дополнительные ограничения допуска к участию в аукционах на право пользования такими участками недр созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц с участием иностранных инвесторов.


    Пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.


    Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть юридические лица и созданные на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

    В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).


    Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивных веществ и захоронению радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие выданные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрешения (лицензии) на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных веществ, по использованию токсичных и иных опасных отходов. Осуществляется государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр. Объединяются данные о состоянии минерально-сырьевой базы России, и возможностях её воспроизводство на текущий момент. Законом предусмотрено введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды.


    Предусмотрен порядок заключения соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр. Проводится государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения. Есть положения к основанию и порядок досрочного прекращения права пользования недрами при нарушении условий лицензионного соглашения.При выдаче лицензии учитываются требования по рациональному использованию и охране недр, по использованию и утилизации попутного нефтяного газа.


    Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о представляемых в пользование участках недр осуществляется на основании статьи 29 Закона РФ «О недрах», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005г. № 69.


    К полномочиям государственных органов, регулирующих отношения недропользования, относятся: разработка и совершенствование действующего законодательства, определение и реализация политики недропользования, охрана недр, сбор, систематизация и экспертиза информации, классификация недр, построение государственного баланса запасов недр, введение ограничений на пользование, распоряжение государственными недрами, разрешение споров и контроль, а также заключение соглашений о разделе между участками.

    Целью государственной экспертизы является создание условий для наиболее рационального пользования государственным фондом недр. Такая экспертиза проводится на основе оценки соответствующих данных. Порядок проведения экспертизы, определения, ответственные органы регламентируются нормами приказа 102 Министерства природных ресурсов РФ.


    Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых

    Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых является одним из основных отраслевых природно-ресурсных кадастров. Кадастровая информация в комплексном управлении природопользованием региона необходима прежде всего для того, чтобы стратегически правильно дать перспективную оценку находящимся на территории региона отраслям и предприятиям промышленности. Минеральные сырьевые ресурсы - первоисточник естественной основы производства. Любой природный минеральный ресурс, пока он в недрах, представляет для человека лишь потенциальную потребительскую стоимость.


    Созданные природой минеральные ресурсы скрыты в глубине недр, их количество, свойства и местоположение неизвестны заранее. Поиски залежей начинаются, по существу, с нулевой информации, которая нарастает по мере поисковых и геологоразведочных работ и становится полной лишь после извлечения полезного ископаемого на поверхность. Поэтому одна из важнейших характеристик конкретных залежей минеральных ресурсов - степень их надежности. Она является одним из основных параметров, принятых в основу классификационного разделения минеральных ресурсов на "запасы" и собственно ресурсы. По мере разведочных работ все большая часть потенциальных ресурсов переходит в категорию "запасов", хотя этот переход никогда не бывает полным: риск неподтверждения прогнозных ресурсов, как правило, бывает довольно большим.


    Важной характеристикой месторождений минерально-сырьевых ресурсов, которая отражается в кадастровой информации, является их потенциальная экономическая эффективность. Это зависит в первую очередь от условий залегания, качества и территориального размещения сырьевых ресурсов. Эти факторы определяют размеры затрат на промышленное освоение, вовлечение и использование минеральных ресурсов. Величина оценки природных ресурсов связывается с затратами на их освоение и с эффектом от их эксплуатации, различием затрат и денежной ценности вырабатываемых полезных продуктов из минерального сырья. Правовой основой для создания государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых (далее - Госкадастр) является Закон РФ "О недрах". В приказе Минприроды России от 14 июля 2009 г. N 207 регламентированы процедуры ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых. Данная государственная функция возложена на Роснедра.


    В соответствии со статьей 30 Закона РФ "О недрах" Госкадастр ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче. В него заносятся сведения по каждому месторождению, в том числе о количестве и качестве основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, о содержащихся в них компонентах, а также о горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условиях разработки месторождения.


    Также Госкадастр содержит геолого-экономическую оценку каждого месторождения и данные по выявленным проявлениям полезных ископаемых. Госкадастр ведется и составляется, чтобы определить государственные балансы запасов полезных ископаемых в целях обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр, разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр и размещения предприятий горнодобывающей промышленности, рационального комплексного использования месторождений полезных ископаемых, а также для решения других народнохозяйственных задач.


    Основанием для начала процедуры по внесению сведений в Государственный кадастр является сдача пользователем недр отчета о геологическом изучении недр в федеральный и территориальный фонды геологической информации. Составление и внесение изменений в Государственный кадастр осуществляются Роснедрами в установленном порядке на основании данных:

    государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых;

    заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденных в установленном порядке;

    территориальных балансов запасов полезных ископаемых, поступивших из территориальных фондов геологической информации;

    геологических отчетов о поисках, оценке и разведке месторождений.

    Права и обязанности пользователей недр

    Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.


    Права пользования недрами:

    Переход прав на использование недр.

    Ограничение пользования недрами.

    Сроки пользования участками недр.

    Требования к пользователям недр.

    Лицензия на пользование недрами.

    Переход права пользования участками недр и переоформление лицензий на пользование участками недр.

    Основания для прекращения права пользования недрами.

    Деятельность недропользователей, например в Казахстане, регламентируется Законом Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" и ППРК №№133, 134 от 14.02.2013 года обязывает их проводить закупки товаров, работ и услуг для исполнения договора на выполнение работы.

    Платежи, аукционы, лицензии и антимонопольные требования при пользовании недрами

    Существует утвержденная система платежей при пользовании недрами.Сюда относятся разовые и регулярные платежи за пользование недрами, плата за геологическую информацию о недрах, сборы за участие в конкурсе (аукционе) и за выдачу лицензий. Регулярные платежи за пользование недрами. Конкурсы и аукционы на право пользования участками недр проводят согласно утвержденному порядку организации, подготовки, проведения и утверждения итогов аукционов и конкурсов. есть ряд оснований для отказа в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона.


    Основанием для возникновения права пользованием недрами является постановление Правительства РФ, решение федерального органа управления гос.фондом недр или специально созданной комиссии, в случаях, перечисленных в ст.10.1 ФЗ "О недрах". Также законом регулируются вопросы получения лицензии, установления срок пользования и случаи, в которых право пользования может быть прекращено. Проектирование и строительство населенных пунктов на территории, где залегают полезные ископаемые, может быть санкционировано только управомоченными на то государственными органами. Это предусмотрено положением федерального горного и промышленного надзора о порядке выдачи разрешений на застройку.

    Государственные органы обязаны постоянно следить за запасами полезных ископаемых и проводить периодическую, а если это становится необходимо - внеплановую экспертизу государственного фонда и вверенных пользователям недр с целью слежения за рациональным использованием ресурсов недр.Ст.13.1. ФЗ "О недрах" регламентирует проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами. Решение о победителе принимается специально сформированной комиссией в срок, не превышающий 30 дней с момента проведения конкурса или аукциона. Ст. 14 того же закона предусматривает основания для отказа в принятии заявки на конкурс или аукцион.Антимонопольные требования при пользовании недрами отражают проблемы государственного регулирования земельных отношений при пользовании недрами.Мерами антимонопольной политики признаются запрет или признание неправомочными действий органов власти, противоречащих антимонопольной политике РФ. Предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о недрах, осуществляется расчет ущерба, причиненного недрам. Роснедра и Росприроднадзор имеют установку отзывать лицензии у недропользователей.

    Реестры недропользователей и тендерные государственные закупки

    Для каждого региона составлены реестры или списки недропользователей, которые имеют лицензию на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на конкретной территории.Это перечень предприятий с данными об их планах по закупкам товаров и услуг. Осуществление деятельности недропользователя возможно лишь после проведения государственных закупок - конкурсного тендера, согласно положениям закона "о Госзакупках".


    Источники к статье «Недропользователь»

    akdi.ru – АКДИ Экономика и жизнь

    mirnedr.ru – журнал Недропользование-ХХI век

    zakonprost.ru – правовая консультационная служба «Закон прост!»

    nedradv.ru – региональный портал «Недропользование. Дальний Восток»

    admtyumen.ru – портал органов госвласти Тюменской области

    dic.academic.ru – словарь сайта Академик

    jur.vslovar.org.ru – визуальный словарик

    youtube.com - видеохостинг

    images.yandex.ua - картинки яндекс

    Страница 9 из 12

    Права и обязанности недропользователя

    Пользователь недр имеет право:

    Пользователь недр обязан:

    1. Использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской деятельности, соответствующей цели, обозначен-ной в лицензии.

    2. Самостоятельно выбирать формы деятельности, не противоречащие законодательству.

    3. Использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырьё.

    4. Использовать отходыгорно-добывающего и обогатительногопроизводств, если иное не оговорено в лицензии.

    5. Ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах горного отвода.

    6. Проводить без дополнительных соглашений геологическое изучение недр за счёт собственных средств в границах горного отвода.

    7. Обращаться в органы, предо-ставившие лицензию, для пере-смотра условий лицензирования при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

    1. Соблюдать требования законода-тельства и ГОСТов по технологии ведения работ и переработке минерального сырья,по недопуще-нию сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

    2. Осуществлять ведение геологиче-ской документации и предоставлять достоверную геологическую инфор-мацию в федеральный и террито-риальный фонды.

    3. Обеспечивать безопасное ведение работ,требований по охране недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ.

    4. Обеспечивать приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

    5. Обеспечивать сохранность разведочных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке МПИ; ликвидацию выработок, не подлежа-щих дальнейшему использованию.

    6. Выполнять лицензионные условия, своевременно и правильно вносить платежи за пользование недрами.

    Законом «О недрах» регламентируются требованияпо рациональному использованию и охране недр (табл. 11).

    Таблица 11

    Требования Закона «О недрах»

    по рациональному использованию и охране недр

    Обеспечение полноты геологического изучения, достоверности оценки запасов полезных ископаемых

    Рационально комплексное использование и охрана недр,

    полное извлечение из руд

    основных и попутных компонентов

    Государственная экспертиза и учёт запасов полезных ископаемых

    ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
    И ОХРАНЕ НЕДР

    Использование промышленных

    отходов добычи и переработки руд

    Охрана месторождений от затопления и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождения

    Соблюдение порядка консервации

    и ликвидации горнодобывающих предприятий и сооружений,

    не связанных с добычей полезных ископаемых

    Недопущение самовольного пользования недрами

    Предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых

    Эти требования распространяются на обеспечение опережающего геологического изучения недр, достоверной оценки запасов и свойств полезных ископаемых и рационального комплексного использования, охраны недр и окружающей природной среды при проведении геологоразведочных и горно-добычных работ. Законом закрепляются обязанности владельца лицензии по осуществлению геолого-экономической переоценки запасов в случае существенного расхождения фактических условий разработки от средних показателей, принятых при обосновании разведочных кондиций. Такая переоценка необходима для обеспечения безубыточной работы предприятия в случае изменения рыночной конъюнктуры по минеральное сырьё и продукты его переработки и резких колебаний цен на и на энергоресурсы.

    Плата за пользование недрами. Кроме обязательных платежей, предусмотренных законодательством, с недропользователей взимаются следующие виды платежей:

    – разовые сборы за участие в конкурсе (аукционе) и за выдачу лицензии, размеры которых определяются по суммарным затратам на подготовку, проведение торгов, оформление и регистрацию лицензии;

    – платежи за поиски, разведку месторождений и добычу минерального сырья, размеры которых зависят от вида полезного ископаемого, уровня геологической изученности и подготовленности к освоению и степени риска. Эти платежи включаются в себестоимость добычи как доля от мировой цены на конечную продукцию. За сверхнормативные потери минерального сырья при добыче и переработке ставка платежей удваивается;

    – акцизный сбор взимается за разработку месторождений с лучшими горно-геологическими и экономико-географическими условиями, а также за разработку высоколиквидных полезных ископаемых, пользующихся повышенным спросом на внутреннем и внешнем рынках;

    – плата за геологическую информацию, полученную за счёт государственных средств. Получение сведений об участке недр иным путём, кроме установленного законом, не освобождает от платы за геологическую информацию.




    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: