Неписаные социальные нормы. Виды социальных норм. Виды социальных норм и признаки

Называют «Домом Аллаха », и присутствующий в этом доме человек является гостем Всевышнего, а потому в гостях надо вести себя подобающим образом. Обратимся к некоторым правилам, неписаным нормам, следовать которым должны все находящиеся в мечети люди. Человек, входящий в храм, должен совершить ритуальное омовение и быть в чистой, опрятной одежде. Прежде всего необходимо помнить, что входят в храм правой ногой, а покидают его – левой. По прибытии в мечеть произносят «Бисмиллах! » и читают ду’а, прося у Всевышнего милости и милосердия.

Достойно вознаграждения и то обстоятельство, что вступающий в мечеть мысленно провозглашает ният-намерение участвовать в коллективном намазе или прочитать намаз в одиночестве ради довольствия Аллаха Та’аля, почитать Коран, поразмышлять о своей жизни, подать милостыню. Вступающий в мечеть обретает душевное спокойствие, безмятежность, чувство уважения и умиротворенности охватывают его душу, так как он является гостем Всевышнего. Чтение намаза в мечети считается сунной Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Данный намаз, состоящий из двух рака’атов, называется «Тахийят аль-масджид» (букв. «Приветствие, поклонение мечети »).

После чего следует обратиться с приветствием к людям, находящимся в мечети. А в том случае, когда в помещении нет никого, необходимо приветствовать себя и всех в Аллаха Та’аля, которые находятся вне храма. Затем следует присесть в свободном месте и произнести зикры Всевышнему. Существует мнение, что в мечети нельзя говорить о мирском, обсуждать бытовые проблемы. Высказываются суждения о том, что это даже греховно.

На наш взгляд, особого греха в таких речах нет, но они здесь явно неуместны. Не к месту здесь также вести переговоры о торговых делах, заключать сделки. В Доме Аллаха не принято повышать голос, являться сюда с вооружением, а также заниматься посторонними делами. Помимо чтения намаза-поклонения Всевышнему здесь разрешено лишь обучение основ Ислама. Категорически не допускается являться в храм в грязной обуви и одежде, плеваться и сорить. Не дозволяется заходить в мечеть душевнобольным, больным, страдающим заразными болезнями, лицам, которые источают неприятные запахи, а также тем, кто накануне употреблял в пищу лук или чеснок.

Нельзя становиться на намаз в задних рядах, когда не заполнены передние ряды и это считается макрухом-порицаемым. Ряды молящихся должны быть плотными, плечо в плечо. Во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) его сподвижники становились столь тесно, что их одеяния изнашивалась в области предплечья. Чтение намаза-сунны когда имам поднялся на минбар во время пятничного намаза считается макрухом. Также порицаются посторонние разговоры между сунной и фардом. Не принято приводить с собой в мечеть маленьких детей, особенно младенцев и это считается харамом. Достойно порицания и пробежка в мечеть, с целью чтобы успеть на намаз.

В храме не принято просить подаяние. Покидая Дом Аллаха, принято читать ду’а и просить Всевышнего помощи в ваших делах.

Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы и рекомендации»

Полезная информация? Сделайте репост!

Правило унижения.

Чтобы унизить другого, достаточно продемонстрировать ему свое превос­ходство в чем бы то ни было. Мы привыкли понимать унижение иначе: как ос­корбительные слова и действия, направленные на другое лицо. Однако в при­митивной группе, где необузданная амбиция присуща каждому участнику, ос­корблением субъекта оказывается любое ущемление его амбиции. А она, амби­ция, безусловно, ущемляется, если другой человек показывает, что он "лучше" в каком бы то ни было отношении.

И поэтому, попав в такую группу, вы подчас и не сообразите, чем прогневи­ли участников группы. Молодая женщина может раздражать одним тем, что она молода и красива. Человек с даром речи вызовет неприязнь косноязычных. Чело­век кипучего темперамента - неприязнь вялых и ленивых. Ситуация почти безвыходна. В примитивной группе, даже отдав ближнему последнюю рубашку, вы унижаете его: это демонстрация вашего превосходства в великодушии. Даже подставив левую щеку после того как вас ударили по правой, вы ущемляете чью-то амбицию, показывая, таким образом, свое превосходство в смирении.

"Правило унижения" объясняет природу многих житейских историй, объе­диняемых под общим заголовком "Черная неблагодарность". Вот типичная ис­тория: жительница столицы поселяет у себя дальнюю родственницу из деревни, кормит, одевает со своего плеча и за услуги домработницы "выводит в люди". Через несколько лет столичная дама не находит себе места от возмущения: об­лагодетельствованная ею особа не только не проявляет благодарности, но и оп­ределенно мстит "неизвестно за что", но ведь известно за что! "Благодетель­ница" была небескорыстна в отношении родственницы, и прежде всего небес­корыстна психологически. По всей видимости, ей нравилась такая форма само­утверждения - роль благодетельницы. Примитивизм особы из деревни проявил­ся в не меньшей степени: она долго сносила ущемление своего самолюбия, но при первой же возможности сочла необходимым "отыграться". Дело в том, что честные, равноправные взаимоотношения между людьми возможны только там, где усмирены и дискредитированы реакции амбиции, самодовольства, за­висти, злорадства, экспансии и т.п., но в примитивной группе это невозможно.

Правило рангового соответствия.

Согласно этому правилу, демонстрация превосходства допустима только в отношении лиц, имеющих более низкий ранг в группе. В примитивной группе допустимая степень ума обязательно увязывается с положением субъекта в группе. Есть в этом сходство с данными наблюдений за стаей обезьян. Обычно обезьяна, обнаруживая корм (скажем, изобилие бананов в ближайшей роще), громкими криками оповещает об этом стаю. Но стая не спешит на зов, если он исходит от особи низкого ранга. Этой особи как бы не соответствует роль "первооткрывательницы". Точно так же в примитивной человеческой группе: одна и та же мысль кажется вздорной в устах забитого, но чрезвычайно дельной в ус­тах Главаря, Авторитета, приближенного.

Вот почему правило рангового соответствия нуждается в оговорках. Оно имеет силу в пределах общего ранга взаимодействующих субъектов. Например, ранг приближенного, лишь в одну ступень ниже Авторитета - Авторитет не по­зволит себе унизить такого ведомого демонстрацией своего превосходства над ним. В то же время эта демонстрация в отношении субъектов низкого ранга во­все не рассматривается ими как унижение - она "в порядке вещей".

Правило отпора.

Если кто-то (в пределах общего или смежного рангов) пытается на глазах других продемонстрировать превосходство над другим субъектом, то есть унизить его, субъект обязан немедленно воспротивиться этому, чтобы не стать объек­том дальнейших унижений.

Здесь дело не только в амбиции, но и в специфике примитивного группового взаимодействия. В самом деле, позволив унизить себя одному, субъект как бы дает повод сделать это всем окружающим. Отсюда обостренный интерес окру­жающих к любой стычке между двумя субъектами; отсюда поощряющие воз­гласы "публики" и ее недовольство компромиссным, недраматическим, слиш­ком пресным исходом спора. Ей нужны победитель и побежденный, в особен­ности последний: на нем каждый может выявить свою собственную амбицию. Причем осуществить это можно как с помощью агрессии, так и с помощью по­кровительства, беря ущемленного под защиту.

Правило отпора оказывается в то же время и правилом отбора . Субъекты, умеющие давать отпор лицам своего или смежного ранга, получают шанс под­няться на ранг выше.

Правило силы .

Если кто-то имеет возможность безнаказанно продемонстрировать свое пре­восходство над другими, он обязан сделать это, иначе его сочтут слабым! Безнаказанность надо понимать широко. Человек большой физической мощи пользуется безнаказанностью в том смысле, что ни один, ни даже двое-трое противников не одолеют его в драке. "Правило силы" предписывает такому бо­гатырю напоминать нижестоящим о своем преимуществе. Если не во время ссо­ры, то хотя бы в порядке шутки он должен валить кого-то наземь, «сталкивать дерущихся лбами» и т.п. Если он не делает этого, то подобное сочетание силы с миролюбием и пассивностью воспринимается группой как чудачество и стран­ность. Он приобретает репутацию «блаженного», и его с опаской, но и с боль­шим азартом принимаются поддразнивать.

Безнаказанность субъекта может вытекать из особого расположения к нему главаря или других высокоранговых членов группы. Тогда он должен время от времени активно ущемлять амбицию других, демонстрируя этим тот факт, что ему в ответ ничего не сделают. Если он ведет себя иначе, окружающие начина­ют сомневаться в его привилегиях, в его храбрости, наконец, в его уме.

Правило выдвижения.

Это правило вытекает из предыдущего. Если шанс подняться на одну сту­пень сохраняется лишь у того, кто умеет давать отпор, то реальное выдвижение - вплоть до ранга Авторитета или претендента на роль Главаря - возможно толь­ко для тех, кто неуклонно следует "правилу силы". Напротив, при такой "сла­бой" позиции его способности и успехи будут вызывать лишь неприязнь группы и могут скорее его привести к гонению. Зато бестрепетное следование "правилу силы" выдвигает на ключевые места в группе даже того, кто, собственно, ничем и не одарен, кроме такой бестрепетности.

Правило гонения.

Субъект, который демонстрирует свои особые дарования, но лишен силы, то есть возможности или желания унижать нижестоящего, легко становится гони­мым в примитивной группе. В такую ситуацию попадает, например, способный трюкач - карманник в воровской шайке. Казалась бы "виртуозная" работа долж­на выдвинуть его в "звезды" примитивной группы, тем более, что Главарь выка­зывает ему свое благоволение. Однако особенности характера этого "виртуоза" таковы, что он не пользуется этим благоволением, чтобы унижать других: у не­го, скажем, нет вкуса к стычкам, противоборству, сдерживанию мелких побед над остальными. Теперь достаточно нескольких эпизодов, когда Главарь или приближенные не защищали бы его от выпадов более агрессивных субъектов группы, и всем становится ясно: силы у него нет. А далее, если он сам не умеет давать отпор другим, его артистические способности рассматриваются как вы­зов амбиции остальных, и примитивная группа подвергает его гонениям - либо он вынужден уйти из группы, либо переходит в категорию забитых. В послед­нем случае его умение используется Главарём как должное, но претендовать на особое вознаграждение за свои труды ему не приходится.

Правило «козла отпущения».

В случае нарастания недовольства в примитивной группе каждому позволя­ется реакция агрессии и экспансии в отношении кого-либо из забитых. Главарь и авторитет предпочитают в своих целях выставить "козлом отпущения" одного из разоблаченных недовольных. Это особенно эффективно, когда разоблачается бывший приближенный главаря: субъекты низшего ранга с радостью "отыгрываются" на нем за унижение, которое им приходится терпеть от субъектов выс­шего ранга. Понятно, почему с такой охотой в это избиение включаются субъ­екты "омега", хотя, казалось бы, они нападают на одного из "своих".

Правило отвода агрессии от себя.

Участвуя в групповом гонении жертвы, субъект демонстрирует свою соли­дарность с группой, и тем самым отводит её агрессию от себя. Этим объясняет­ся необыкновенная истовость, с которой иные члены примитивной группы вы­полняют "карательные" функции в отношении провинившихся.

Правило возмещения убытка.

Унижение, нанесенное одним субъектом другому, в примитивной группе может быть возмещено материальной ценностью; инцидент при этом считается исчерпанным. Однако материальное ущемление уже не может быть заглажено никакими средствами, кроме материальных и с известной надбавкой. Ничто не вызывает такой ненависти, как отнятие собственности, в чем бы она ни заклю­чалась. Это отмечал еще итальянский политический мыслитель XV в. Н. Макиавелли: ориентируясь в своих представлениях о человечестве на наиболее примитивных субъектов, он утверждал, что человек простит вам все, даже убийство его близких, только не отнятие или уничтожение его собственности. Главарь примитивной группы без труда задобрит всякого недовольного, допус­тив его к дележу "жирных кусков". Далее тот снесет и пинок - был бы получен куш достаточно щедрым. Нередко так и делается: Главарь или его приближен­ный заранее покупает себе возможность "пинать" ведомого - психологически или буквально.

Правило незаинтересованности.

Проявляя на глазах других интерес к кому-либо или к чему-либо, субъект "роняет достоинство", выказывает свою зависимость от нравящегося лица или объекта. Это дает повод для насмешек, поскольку всем ясно, что его чувство амбиции не полно, и он ищет возможности каким-то образом восполнить недос­тающее. Следовательно, он "ниже" других, которые имеют (или превосходно делают вид, что имеют) все необходимое для самодовольства. Чтобы избежать подобного унижения, субъект обязан скрыть, что он "питает слабость" к некое­му предмету. Он делает безучастную и высокомерную "мину", в то время как сердце учащенно бьется от волнения и ожидания.

Если же ему не удалось утаить, что он, например, влюблен в женщину, то в кругу приятелей он старается говорить об этой женщине как можно более на­смешливо или цинично, - этим он утверждает свою "незаинтересованность" к ней.

Правило соблазна.

Если субъект, доверившись другому, тем самым создает ему возможность совершить неблаговидный поступок, то он тем самым вводит его в "соблазн" и потому оказывается в глазах группы столь же виноватым, как лицо, совершив­шее неблаговидный поступок. Например, отдав кошелек на хранение приятелю, более свирепому в драке, субъект вводит его в соблазн присвоить себе деньги. Теперь жалобы пострадавшего главарю или группе вызывают лишь пожатие плеч: "Раньше думать надо было, когда кошелек отдавал". Таковы представле­ния о справедливости, бытующие в примитивной группе. И этим объясняется повышенная подозрительность ее участников друг к другу с приписыванием другому, в первую очередь, враждебных намерений.

Правило послабления.

Если субъект более высокого ранга позволяет проявления амбиции нижестоящему, то вскоре они перейдут в максимальные, и виновным в этом считает­ся субъект, допустивший подобное послабление. Он теряет вес как в глазах главаря, так и в глазах всей группы; поведение же второго лица воспринимается как должное. Отсюда подчеркнутое внимание всей группы к исполнению ниже­стоящими своеобразных ритуалов подчинения вышестоящим. Эти ритуалы не заданы в группе как система поклонов, необходимых самоуничижительных вы­сказываний и т.п. Однако громкость голоса, степень раскованности движений, возможность улыбки - все это у нижестоящего ограничено, если они находятся в контакте с вышестоящими. Среди последних тот, кто неизменно требует по­добных знаков подчинения, пользуется особым уважением группы.

Правило круговой поруки.

Для того чтобы примитивная группа не распалась и функционировала на пользу Главаря, Авторитета и их приближенных, ее необходимо вовлечь в про­тивозаконные и сурово караемые обществом акции. Это создает ситуацию кру­говой поруки, поскольку вина за содеянное лежит теперь на всех. Видя, что свя­зи в группе разрыхляются, Главарь может, например, толкнуть людей на совме­стно совершаемое убийство чужака или даже своего. После этого группа поне­воле сплачивается за счет общего чувства страха и вины. Раскрытие преступле­ния становится невыгодным даже для субъектов "омега", поскольку оно было содеяно, пусть и не по их инициативе, но с их участием.

Правило нормальности.

Действуя и приспосабливаясь к примитивной группе в соответствии с вы­шеуказанными правилами, субъект обязан всячески отрицать это, обосновывая свои поступки любыми рациональными, моральными и другими доводами, ка­кие только доступны его интеллекту. Если он не в состоянии таким способом оправдать свое поведение в примитивной группе, его считают глупым. Субъект, находящийся в примитивной группе, обычно не способен сформулировать пра­вила, по которым она функционирует. Поймав себя даже на мысленной попытке их сформулировать, он испытывает страх расправы, легко превращающийся в опасение, что с его психикой не все нормально...

Таким образом, агрессивная самодеятельность примитивных групп базиру­ется на извращенных представлениях ее членов об иерархии ценностей, на ми­нимуме их "окультуривания". Она дошла почти в неизменном виде от началь­ных форм человечества до современности. Простота и наглядность самоутверждения в данной форме придают ей живучесть и особую популярность в млад­ших возрастных группах с минимальным уровнем интеллектуального и куль­турного развития (примитивных).

Ценности и атрибутика криминальной субкультуры, - пишет профессор В.Ф.Пирожков, - формируются и создаются уголовным миром с максимальным учетом возрастных особенностей несовершеннолетних, что делает их особенно привлекательными для подростков.

Во-первых, нормы и ценности криминальной субкультуры максимально учитывают психические состояния возрастного одиночества подростков как од­ного из важнейших элементов кризиса идентичности. Одинокий среди взрослых и законопослушных, слабо сплоченных групп сверстников, лишенный всесто­ронней защиты от притязаний окружающих, включаясь в криминальную или ассоциальную группу, подросток немедленно приобретает реальную физиче­скую, психологическую, моральную и материальную защиту от притязаний ок­ружающих. Это коренным образом меняет его самочувствие и формирует уве­ренность в том, что никому из «чужих» не удастся его обидеть и притеснить.

Во-вторых, включаясь в преступную среду с ее нормами и ценностями, несовершеннолетний получает широкое поле для самоутверждения, самореали­зации своего «Я» и компенсации тех неудач (комплекса неполноценности), ко­торые постигли его в обществе. Здесь его никто не упрекнет за получаемые на уроках двойки, пропуск занятий и т.п. При этом в преступной среде максималь­но реализуется стремление подростка к самостоятельности («выбиться в лю­ди»); занять соответствующую ступень в уголовной иерархии можно, только надеясь на свои силы и способность, - никто (ни родители, ни «связи») здесь не поможет.

В-третьих, в преступных сообществах несовершеннолетних не существует двойной морали (официальной и неофициальной). Поэтому, как это ни странно, нормы и ценности криминальной субкультуры подросткам кажутся наиболее справедливыми, истинными, благородными. Действительно: дал слово - сдер­жи; сел играть в карты - играй честно; имеешь долг - вовремя верни; что добыл преступным путем - все отдай в «общий котел» и т.п. А если нарушил какое-то правило («пробожился» - не сдержал данного слова, утаил от «общего котла» и т.п.) - пеняй на себя: кара последует немедленная и беспощадная.

В-четвертых, сам процесс криминальной деятельности оказывается для несовершеннолетнего привлекательным, поскольку включает элементы соци­ального и физического риска, самые разнообразные экстремальные ситуации; окрашен налетом ложной романтики, таинственности и необычности. А в зако­нопослушной среде подростка со всех сторон окружают физические, мораль­ные и психологические барьеры: того делать нельзя - опасно для жизни, этого делать нельзя - неприемлемо для других и т.п. Вы, наверное, заметили, что под­ростки проявляют высокую активность, чтобы попасть в школы выживания, ко­торые организуют свою деятельность «на грани физических возможностей че­ловека». А почему бы не использовать этот принцип более широко? Чем подро­стков привлекают скаутские отряды? Да тем же самым. Скаут - это разведчик. А разведка - таинственность и необычность деятельности.

В-пятых, в криминальной среде сняты все моральные ограничения, так «стесняющие» поведение подростка в законопослушных общностях. Зато сфор­мирована своя мораль, более убедительная и доходчивая. При этом отсутствуют запреты на любую информацию, прежде всего - интимную. Если учесть, что это возраст полового созревания, то лишение в официальном обществе подростков этой информации - своеобразное преступление перед ними. Опоздание с про­светительной сексуальной информацией, что является нашей всеобщей бедой, плачевно сказывается на их половом воспитании.

И наконец, ценности и нормы криминальной субкультуры способны бы­стро распространяться в молодежной среде, поскольку подростки и юноши бы­вают увлечены их внешне броскими атрибутами и символикой, эмоциональной насыщенностью норм, правил, ритуалов. Каждому взрослому известно, что все неформальные формирования подростков и юношей стремятся выделиться из общей среды одеждой, различными символами (в виде наклепок, наклеек, брелков, серег, колец и т.п.). Главное здесь в том, что они им не навязаны, а изобре­тены самими подростками, и потому так им дороги и привлекательны 1 .

Таким образом, формируясь и развиваясь по «системным» законам, малые неформальные группы как социальные микросистемы являются самовоспроиз­водящимися. Именно с этим связаны трудности профилактики и борьбы с органи­зованной преступностью.

Приложения

В своём высказывании автор рассуждает над проблемой взаимосвязи различных социальных норм. Смысл высказывания заключается в том, что, по мнению автора, неписаные социальные нормы, т.е. нормы морали, соблюдаются в обществе лучше, чем писаные законы, т.е. нормы права, потому что главным гарантом их исполнения является совесть человека. Я согласна с мнением автора, и считаю, что данная проблема особо остро проявляется в наши дни, когда одни писаные законы противоречат другим.

Для более полного понимания смысла высказывания автора, приведу определения социальных норм из обществоведческого курса. Социальные нормы – это правила поведения, принятые в обществе. Различают следующие виды социальных норм: моральные нормы, нормы обычаев, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы, правовые нормы, этические нормы и другие. В своём высказывании автор говорит именно о правовых и моральных нормах, поэтому рассмотрим их более подробно. Правовые нормы – это правила поведения, установленные государством, закрепленные в письменной форме и поддерживаемые силой государства. Моральные нормы – это правила поведения, закрепленные в сознании общества и поддерживаемые силой общественного мнения.

Вспоминая произведения литературы, мне в голову сразу приходит «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, главный герой которого Пётр Гринёв был человеком чести и совести. Услышав безосновательные оскорбления в сторону Маши Мироновой от Швабрина, он вызвал его на дуэль. Этот дуэль – это дело чести, принципа и высокого человеческого достоинства. Хотя он и не был писаной нормой, он являлся обязательным, потому что был закреплён в сознании человека.

Приводя пример из истории, хотелось бы вспомнить Древнюю Русь, где не существовало писаных законов, а был лишь обычай. Но, например, человек, совершивший убийство какого- либо человека из другой семьи или племени обязательно подлежал кровной мести.

Проблема, поднятая автором, крайне актуальна в наши дни, когда все больше законов опираются на моральные нормы, обычаи и традиции. В мире, где пока еще, к сожалению, процветает коррупция никак не обойтись без действующих неписанных правил.

Юридическая психология. Шпаргалки Соловьева Мария Александровна

21. Нормы социального поведения

Социальными нормами принято называть руководящее начало, правило, образец, стандарты поведения, регламентирующие отношения людей. Социальные нормы имеют различия по основанию – содержанию, сферам действия, форме санкционирования, механизмам распространения, социально-психологическим механизмам действия. Нормы выработаны в результате развития общества и закреплены в словесных конструкциях, сводах законов, кодексах, уставах, нормативных актах. Они распадаются на две большие группыустные (неписаные) и писаные. Социальные нормы могут различаться в социуме в целом и в отдельной социальной группе. Существуют писаные и неписаные нормы, характерные для всего человечества, существуют нормы, употребимые только в каком-то сообществе и неприемлемые для других сообществ или всего человечества. Такие нормы называются групповыми (например, нормы воровского мира, нормы студенческих братств и т. п.).

Главными являются этические и моральные нормы. Этические нормы включают в себя абсолютные принципы, т. е. добро и зло, и идеалы справедливости, моральные нормы представляют собой неписаные правила человеческого общежития.

К религиозным нормам относятся установления и правила поведения в разных конфессиях, по распространенности и значимости они близки морально-этическим нормам.

Социальное поведение регулируют также не обязательные для исполнения, но веками выполняемые ритуалы – конвенциональные нормы поведения, которые, согласно С. И. Королеву, опираются на три принципа: общепринятую условность действия; общественную значимость явления или факта, на котором концентрируется ритуал; особую цель ритуала. «Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей, вызвать их к единому активному сопереживанию или признанию важности факта или явления».

Необязательный характер носят для социума нормы ограниченных социальных групп, они обязательны только для членов этих групп. Это могут быть как формальные, так и неформальные группы. Такие нормы согласно М. И. Бобневой отражают как характер, содержание и форму более общих форм, так и специфику природы общности, группы, характер, форму, содержание отношений, взаимодействий, зависимостей между ее членами, ее частные особенности, специфику условий и целей.

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Pеальные формы социального поведения. Л. С. Выготский В реальной жизни люди поддерживают свое существование тем, что в процессе труда приспосабливают природу к своим потребностям. Производство человека отличается коллективным характером и всегда нуждается в

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора

ЛЕКЦИЯ № 6. Отклонения социального поведения Используются три термина, близких по значению: деструктивное поведение, отклоняющееся или девиантное.Такое поведение обычно объясняется сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в

Из книги Социальная психология автора Мельникова Надежда Анатольевна

13. Отклонения социального поведения Используются три термина, близких по значению: деструктивное, отклоняющееся или девиантное поведение. Такое поведение обычно объясняется сочетанием результатов неправильного развития личности, неблагоприятной ситуации и

Из книги Социальное влияние автора Зимбардо Филип Джордж

Изменение поведения в результате социального научения Теоретики научения, в том числе покойный Б. Ф. Скиннер, долгое время отстаивали идею о том, что ситуационные стимулы - окружающие нас события - напрямую влияют на наше поведение одним из двух способов. Будучи

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

ГЛАВА IV КУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ РЕГУЛЯТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО

Из книги Как защититься от хамства. 7 простых правил автора Петрова Владината

Не задумывайтесь над репликами. Следует думать не о причинах поведения противника, а о внешних проявлениях его ненормального поведения Преподаватель английского развлекается тем, что пытается уязвить учительницу музыки. Ниже приведен их диалог, в котором ответы

Из книги Лишённые совести [Пугающий мир психопатов] автора Хаэр Роберт Д.

Особенности социального поведения импульсивность; слабый поведенческий контроль; потребность в психическом возбуждении; безответственность; проблемное поведение в детстве; антисоциальное поведение во взрослой

Из книги Разбуди в себе исполина автора Роббинс Энтони

Глава 4. Психопатический профиль: особенности социального поведения Психопатическая личность выделяется на фоне обычных преступников. Поведение психопата отличается большей агрессивностью и импульсивностью, а эмоциональные реакции - поверхностностью. Но основным

Из книги Застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

Глава 4. Психопатический профиль: особенности социального поведения 1. William McCord & Joan McCord (1964). The Psychopath: An Essay on the Criminal Mind. Princeton, NJ: Van Nostrand, p. 51.2. Playboy, May 1977, p. 80.3. McCord & McCord (1964), p. 9.4. Diabolical Minds. NBC, November 3,1991. Это был специальный выпуск телепередачи Unsolved Mysteries.5. Ann Rule (1988). Small Sacrifices.

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

Из книги Все тупые, кроме нас! Психология мирового бизнеса автора Шевченко Сергей

10. Развивайте в себе навыки социального поведения Пытаясь проникнуть во внутренний мир застенчивого, мы выяснили, что такой человек стремится избежать ответственности, во-первых, за вступление в социальный контакт и, во-вторых, за поддержание в рабочем состоянии

Из книги Душа человека. Революция надежды (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Глава 1 ЕДИНСТВО СОЦИАЛЬНОГО И ПРИРОДНОГО В ДЕТЕРМИНАЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Введение в проблему Социальные факторы отклоняющегося поведения Биологические предпосылки поведенческих девиацийВведение в проблемуПроблема отклоняющегося поведения

Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

3.1. Нормы и правила поведения Если говорить о поведении людей, то «нормальное» и «правильное» совсем не означает «оптимальное» или «верное». Скорее «принятое». Так вести себя просто договорились!3.1.1. Истоки этикета Выдерживай и воздерживайся. Эпиктет Пусть первым

Из книги Гипсосознание автора Салас Соммэр Дарио

Из книги автора

Определение нормы Основная функция Системы 1 - отслеживание и обновление вашей личной модели окружающего мира, описывающей, что в нем нормально. Модель строится на ассоциациях, связывающих идеи обстоятельств, событий, действий и последствий, с некоторой регулярностью

Из книги автора

Глава 17. Нормы поведения, позволяющие избежать нервного напряжения Некоторые привычки способствуют нервному напряжению, в то время как другие, наоборот, помогают его избежать. Необходимо ясно понимать, какие привычки требуется исключить, а какие развивать. К примеру,

Неформальные социальные нормы

Такие нормы – это складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых, как ожидается, люди должны придерживаться без принуждения. Сюда могут быть отнесены такие элементы духовной культуры, как этикет, обычаи и традиции, обряды (скажем, крещения, посвящения в студенты, погребения), церемонии, ритуалы, хорошие привычки и манеры (скажем, достойная уважения привычка доносить свой мусор до урны, как бы далеко она ни была и, главное, даже в том случае, когда вас никто не видит) и т.д.

Обряды – совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы, ценности и вызывающих коллективные чувства.

Обычаи – воспринятые из прошлого формы социальной регуляции деятельности и отношений людей, которые воспроизводятся в определенном обществе или социальной группе. Это неписаные правила поведения, они влияют на формирование нравов или способов поведения в типичных жизненных ситуациях.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени; они являются необходимым условием жизнедеятельности социальных систем.

Отдельно в этой группе часто выделяют нравы общества, или его нравственные, моральные нормы. Это наиболее хранимые и почитаемые народом образцы поведения, несоблюдение которых воспринимается окружающими особенно болезненно.

К примеру, во многих обществах считается крайне аморальным, когда мать бросает на произвол судьбы своего маленького ребенка; или когда так же поступают взрослые дети по отношению к своим родителям-старикам.

Соблюдение неформальных социальных норм обеспечивается силой общественного мнения, а также благодаря здравомыслию, самоограничению, совести и сознанию личного долга каждого человека. Несоблюдение таких норм вызывает неодобрение, осуждение, бойкот, остракизм и т.д.

Формальные социальные нормы

Эти нормы (нормы права, корпоративные нормы) представляют собой специально разработанные и установленные правила поведения. Примером таких норм являются правила внутреннего распорядка для студентов университета. Главное место здесь принадлежит правовым нормам – содержащимся в законах, указах, постановлениях и других нормативных актах. Они защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, общественный порядок, безопасность страны.

Формальные нормы обычно предусматривают и определенные санкции: или вознаграждение за соблюдение норм (одобрение, награду, премию, почет, славу и т.д.), или наказание за несоблюдение (неодобрение, понижение в должности, увольнение, штраф, лишение свободы на определенный срок и т.д.).

Задача социологического исследования культуры в современном научном знании – это установление того, как производятся ценности культуры, каковы каналы и средства ее распространения, оценка влияния идей на соответствующие социальные действия, а также на формирование или распад групп или движений.

Цивилизация

С проблемами культуры общества тесно связано понятие цивилизации. Само слово "цивилизация" происходит от латинского civilis – гражданский, государственный. В отношении же определения понятия цивилизации существует целый ряд разных точек зрения.

Одни ученые связывают это понятие с религией – говорят, например, о христианской или мусульманской цивилизациях.

Другие – с географическим регионом, скажем, европейская цивилизация.

Третьи предполагают, что цивилизация – это определенная историческая ступень развития культуры того или иного общества (к примеру, античная цивилизация).

Наконец, еще в одном значении слово "цивилизация" используется как синоним культуры.

Объединяя два последних варианта, получим, что цивилизация – это тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной культурой. Отсюда следует, что одну цивилизацию от другой отличают образцы как материальной, так и духовной культуры общества: орудия, с помощью которых люди создают жизненные блага; жилища, в которых они живут; опыт и знания, которыми они пользуются; искусство, которым они украшают свою жизнь; наконец, социальные ценности и нормы, которые упорядочивают эту жизнь.

И все же главное, чем различаются цивилизации, особенно если брать не разные исторические эпохи, а современные цивилизации, – это духовная культура. Если материальные элементы современных обществ (например, китайского и французского) во многом схожи, то социальные ценности и нормы, знания, искусство и религия значительно расходятся. Это и дает социологам право давно и тщательно сопоставлять две параллельно развивающиеся сквозь века цивилизации – восточную и западную .

Различия между Востоком и Западом обнаруживаются уже в самом характере их развития.

Восточная цивилизация поднималась по ступенькам веков плавно и медленно, постепенно приспосабливаясь к новым явлениям жизни и бережно сохраняя установившиеся традиции. Западная цивилизация, напротив, двигалась вперед азартно и стремительно, активно преобразуя действительность, решительно отбрасывая все отжившее и ненужное и покоряя все новые и новые вершины прогресса.

Историческая судьба сложилась удачней у западной цивилизации. Она постепенно все шире и шире раздвигала свои границы. В частности, утвердилась в Северной Америке, превратившись из европейской в евро-амери- канскую. Основные ее элементы творчески восприняты Южной Кореей, Таиландом и другими азиатскими странами, которые, благодаря этому, мощно ускорили свое развитие. Сегодня эти элементы приобрели характер общечеловеческих ценностей – таких как рынок, частная собственность, предпринимательство, честная конкуренция, самостоятельность и свобода, равноправие, равная ответственность всех граждан перед законами общества и др.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: