Нормативно правовые акты производственной деятельности предприятия. Основные документы, регламентирующие их деятельность

Понятие государственного и муниципального предприятий.

Государственные и муниципальные предприятия в рыночной экономике выступают как на правах полного, так и смешанного хозяйственного владения.

Государство или муниципалитеты (местные органы государственного управления), создавшие предприятие, определяют цели его деятельности, осуществляют контроль за использованием вверенного предприятию имущества, имеют право на прибыль от использования имущества предприятий, решают вопрос реорганизации или ликвидации предприятия.

В рыночной экономике помимо чисто государственных и муниципальных предприятий имеются смешанные предприятия по типу акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. В смешанных предприятиях государство в лице министерства, областных или районных органов государственного управления может владеть значительной частью пакета акций или долей уставного капитала, обычно свыше 50%. В этом случае эти государственные органы, как правило, осуществляют контроль за деятельность предприятий и распределœением прибыли, то есть осуществляют основную деятельность предприятий.

Согласно законодательству Республики Беларусь, в случае неэффективного использования имущества предприятием, относящимся к государственной собственности, такое предприятие может быть ликвидировано, изъято из государственной собственности и продано с аукциона, то есть в частное владение.

Предприятие государственной и муниципальной собственности, используя закрепленные за ними средства производства, осуществляют производственно-хозяйственную деятельность силами своего коллектива в соответствии с утвержденными и доведенными до них плановыми заданиями на основе хозяйственного расчета. Οʜᴎ имеют самостоятельный баланс, являются юридическими лицами и в своей деятельности руководствуются действующим законодательством, приказами, инструкциями и указаниями вышестоящих организаций. Основные права и обязанности предприятия этой формы определяются Положением (Уставом), начиная с 1996 ᴦ. перерегистрируются с Положения на Устав о государственном (муниципальном) предприятии.

В задачи предприятия входят:

Выполнение государственных плановых заданий;

Увеличение производства и продажи продукции государству и улучшение ее качества;

Достижение высоких темпов роста производительности труда;

Снижение себестоимости продукции и повышение рентабельности производства;

Повышение квалификации работников и их материальной заинтересованности, обеспечение правильного сочетания личных и общественных интересов и другие задачи.

Основным правовым документом, по которому осуществляется деятельность государственного предприятия является Положение (Устав), которые утверждаются в зависимости от подчинœенности, начиная от Кабинœета Министров Республики Беларусь до местных органов власти.

Положение (Устав) состоит из следующих разделов:

Общая часть.

Основные задачи и функции предприятия.

Имущество и средства.

Органы управления.

Отчетность и контроль.

Ликвидация.

Общая часть .

Характеристика предприятия (фирма, объединœение, предприятие, акционерное общество и т.д.);

Сведения, кому подчинœено предприятие;

Структура (что входит в предприятие);

Юридическая самостоятельность – то есть определяется как юридическое лицо (имеет свои счета͵ самостоятельный баланс, печать с изображением герба РБ со своим наименованием, юридический адрес (местонахождение));

Основные задачи и функции. Прежде всœего основной задачей является осуществление производственно-хозяйственной деятельности, расписывается подробно всœе, чем занимается предприятие, прогнозируется конъюнктура предприятия, проведение научно-технической политики, разработки ассортимента выпускаемого товара, развитие внешнеэкономических и хозяйственных связей, вопросы подготовки кадров, охраны труда, техники безопасности, осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и другие функции в соответствии с действующим законом для государственных предприятий.

Права. Подробно указываются виды самостоятельной деятельности - планирование, реализация продукции, распределœение прибыли, уплаты налогов и других платежей в соответствии с законом;

Создание фондов, совершенствование сделок, приобретение имущественных прав, пользование кредитами банка, покупка и выпуск ценных бумаг, информационное обеспечение предприятия и коллектива;

Имущество и средства. Оценка собственности, кому принадлежит собственность, что в нее входит, какие фонды и ценности, источники их формирования (доходы, кредиты, капиталовложения, доходы от ценных бумаг и иные источники, не запрещенные законом);

Органы управления. Подробно расписываются права и обязанности от директора (президента) до низшего звена, структуру и численность управленческого аппарата͵ права и обязанности правления и совета директоров, проведения общих собраний и заседаний, порядок избрания ревизионных комиссий, порядок управления (через приказы, постановления) и их обязательность в выполнении, кто управляет предприятием в отсутствии директора;

Отчетность, контроль. Расписывается значение оперативного и бухгалтерского учета результата работы, статистическая отчетность в соответствии с законом, порядок, сроки осуществления и гласность контроля;

Ликвидация. Порядок, установленный законодательством о государственных предприятиях.

При создании предприятия принимается решение, в котором указывается номер решения и дата принятия. Подлинник выдается предприятию, с этого момента оно создано.

2. Органы управления государственных и муниципальных предприятий. Их функции и порядок формирования

Органы управления любой организации (предприятия) зависят от структуры управления, то есть от формы разделœения труда по принятию и реализации решений и получения конечного результата. Организационная структура управления направлена, прежде всœего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделœениями организации, распределœение между ними прав и ответственности.

В органах управления выделяют следующие элементы: отделы (звенья); уровни (ступени) управления; связи – горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделœения, отдельные специалисты, менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделœений. В основе образования звена лежит выполнение определœенных обязанностей. Устанавливающаяся между звеньями (отделами, подразделœениями) связь носит горизонтальный характер.

Под управлением понимают совокупность звеньев управления, занимающих определœенную ступень в системах управления организацией, они находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии, то есть нижние подчинœены верхним ступеням (рис. 14.1.).

Рис. 14.1 - Уровни управления

Учитывая зависимость отхарактера связей между подразделœениями различают структуры управления:

Линœейную;

Функциональную;

Линœейно-функциональную (штабную);

Матричную.

Рис. 14.2 - Линœейная структура управления

В государственных и муниципальных предприятиях, в своем большинстве, применяется линœейная структура управления, то есть подчинœение по цепочке «сверху вниз», то есть, действующий принцип единоначалия. Суть его в том, что подчинœенные выполняют распоряжения вышестоящего по подчинœенности руководителя. Руководитель нижнего звена подчинœен руководителю более высокого над ним уровня (заведующая секцией à начальник отдела à директор магазина; или мастер участка à инженер à главный инженер à начальник цеха à заместитель директора à директор).

Система управления государственным предприятием компонуется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции. Функции каждого подразделœения исходят их положения о предприятии, то есть, чем занимается предприятие. Разрабатываются штаты и структура управления и утверждаются вышестоящей организацией (Министерством, Совмином). Директор назначается и освобождается от работы вышестоящим органом. Все остальные кадры назначаются и освобождаются директором предприятия. Для каждого отдела (подразделœения) разрабатываются обязанности, исходя из Положения (Устава) предприятия, их выполнение контролируются путем письменного отчета в установленное директором время, отчеты могут заслушиваться на совещаниях при директоре (замдиректора) или на общих собраниях. После отчетов директором издаются приказы или распоряжения. Их содержание, при крайне важности, доводится до всœего коллектива.

3. Основные документы, регламентирующие деятельность предпринимательских предприятий (частных и коллективных)

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определœенной организационной формы, исходя из сферы деятельности, и может быть либо индивидуальной, либо коллективной.

Индивидуальное (частное) предпринимательство осуществляется от своего имени на свой риск для получения личного дохода или прибыли.

Для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности крайне важно иметь решение исполкома, разрешающее заниматься избранной гражданином деятельностью, купить патент, иметь регистрационное удостоверение за определœенным номером.

Для регистрации предприятия владелœец пишет заявление, следующего содержания:

Исполнительному комитету

_____________________________

от Ф.И.О.

заявление

Прошу разрешить мне сроком на ___ лет заниматься индивидуальной трудовой деятельностью (какой) по производству (услугам) (или зарегистрировать предпринимателœем).

Сообщаю о себе:

1. Паспорт.

2. Социальное положение.

3. Постоянное место работы.

4. Постоянное место жительства.

5. Предполагаемое место осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности.

6. Наличие специального образования.

7. Источник сырья.

Другие сведения:

_______________________

_______________________

Дата Подпись

Важно заметить, что для создания коллективных предприятий с частным капиталом необходимы учредительные документы, которые после регистрации регламентируют деятельность предприятия (коллективные предприятия – ООО, ОНО, ОДО, ОАО / С 2014 г. Публичное акционерное общество/ и др.).

Для регистрации представляются следующие документы:

Заявление, оформленное в соответствии с требованиями;

Учредительные документы (Устав, учредительный договор о совместной деятельности);

Протокол общего собрания учредителœей (акционеров);

Платежный документ, подтверждающий внесение денежного вклада в уставный фонд;

Документ, содержащий сведения о собственности имущества;

Справку налогового органа по месту жительства собственника имущества и декларацию о доходах.

Устав и учредительный договор разрабатываются инициативной группой граждан, намеренных организовать предприятие.

Устав предприятия содержит следующую информацию:

Определяются члены будущего предприятия;

Указывается местонахождение предприятия, называются его цели, пути их достижения;

Определяется размер уставного фонда, необходимый для начала хозяйственной деятельности;

Оговариваются права предприятия в соответствии с действующим законодательством, порядок распределœения прибыли или дивидендов,

Оговаривается порядок исключения членов из предприятия и передачи имущества и доли капитала другим лицам;

Определяется высший орган управления предприятием, порядок и сроки проведения собраний, избрания ревизионной комиссии, права и обязанности руководителя предприятия;

Определяется порядок реорганизации и ликвидации предприятия.

Учредительный договор:

Регламентирует условия создания предприятия, цели, задачи и пути осуществления деятельности предприятия;

Оговаривает сроки и доли внесения средств каждым участников в уставный фонд предприятия;

Определяются права и обязанности участников предприятия, распределœение прибыли, порядок избрания и назначения должностных лиц;

Определяется порядок возвращения доли имущества при увольнении участников.

Предприятие

имущественный комплекс объектом .

Экономические:

Социальные:

Крупные и малые предприятия торговли в современных рыночных условиях. Специфические функции крупных и малых предприятий.



Крупное предприятие - фирма, которая производит большую долю общего объема продукции отрасли; и/или считается крупной по числу занятых(свыше 500 человек) или по числу держателей акций, по объему продаж, по размеру активов или прибылей.

Понятие малого предприятия.
Малые предприятия - - критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек - в науке и научном обслуживании, до 50 человек - в других отраслях производственной сферы, до 15 человек - в непроизводственной сфере.

Следует отметить, что именно малый бизнес играет значительную роль в экономике практически всех развитых стран, в нем занято до половины работающего населения. В чем преимущества малого бизнеса: прежде всего гибкость, высокая адаптивная способность к изменениям рыночной конъюнктуры. Многочисленный характер мелких фирм создает возможности для широкого развития конкуренции.

Значительный процент банкротств среди предприятий малого бизнеса позволяет держаться на плаву только тем, кто функционирует наиболее эффективно. Роль малого бизнеса в современной экономике весьма многообразна. Он как бы связывает экономику в единое целое и образует своего рода фундамент, на котором вырастают более сложные и высокие ее этажи.

Планирование розничного товарооборота

При планировании розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы:

1) опытно-статистический - позволяет определить плановый объем ТО на будущий год, исходя из сопоставленного объема ТО за отчетный год и среднегодового темпа изменения ТО за 3-5 лет, предшествующих планируемому году:



Qплан=Qотч*Т/100, Т-темп изменения объема товарооборота

2) экономико-статистический – основан на сглаживании данных о приросте ТО за ряд лет, предшествующих планируемому году, сглаживание производится с помощью скользящей средней для трех ближайших лет:

К1 = (К1 + К2 + К3) / 3= (4,8 + 4,2 + 6,0) / 3 = 5,0%;

К2 = (К2 + К3 + К4) / 3 = (4,2 + 6,0 + 3,1) / 3 = 4,4%;

К3 = (К3 + К4 + К5) / 3 = (6,0 + 3,1 + 5,4) / 3 = 4,8%.

Δ= (Кn- К1)/ n-1=4,8-5/3-1

где Δ - среднегодовое, изменение прироста объема товарооборота, %;

Кn - последний показатель в ряду выравненных средних, %;

К1 - первый показатель в ряду выравненных средних, %;

n - количество показателей выравненного ряда средних.

3) которые оказывают постоянные влияния на ТО формирует основную тенденцию(тренд).

При выявлении тренда розничного ТО решаются следующие задачи:

Качественная характеристика тренда, она м.б. дана с помощью визуальной оценки данных

Измерения выявленного тренда, т.е. получение обобщающей количественной оценки основной тенденции. Проблема – подбор математической ф-ии, по которой рассчитывается уравнение тренда.

Типы развития:

Равномерное развитие – линейная форма тренда, применяется для рядов динамики со стабильными цепными абсолютными приростами, отображается уравнением прямолинейной ф-ии: Уt=a0+a1t, а1-коэф. Регрессии, если а1>0, то ТО увеличивается и наоборот.

Параболическая форма тренда – применяется для рядов динамики со стабильными темпами прироста, основная тенденция отображается ф-ей параболы: Yt=a0+a1t+a2t^2, а2-характеризует постоянные изменения интенсивности развития в единицу времени, если а2>0, то происходит ускорение развития и наоборот.

4) комплексной увязки – основан на том, что сначала рассчитывается объем ТО разными методами, выбирается пессимистичный и оптимистичный варианты и выбирается средний. Объем ТО уточняется после определения необходимого торговому предприятию на плановый год объем прибыли.

Планирование товарных запасов, расчёт норм и нормативов.

При планировании ТЗ используют следующие методы:

1) Экономическо-статистический;

2) Метод удельных приращений;

3) Экономико-математический, с использованием теории управления запасами;

4) Технико-экономических расчётов.

1) Эк/ стат., при использовании данного метода, норматив ТЗ рассчитывается с помощью скользящей средней.

2) Уд. упрощений, данный метод является разновидностью эк/стат.

ТЗплан =(ТЗотч(∆ТQплан* УП)+100)/100, где ТЗотч – ТЗ отчётного периода, в рублях;

∆ТQплан – темп прироста тов.об. в плановом периоде по сравнению с отчётным, в %; УП – удельное приращение ТЗ за предыдущие 3-5 лет

УП = ∆ТЗ / ∆ТQ , где ∆ТЗ – среднегодовой темп прироста ТЗ, в %; ∆ТQ – среднегодовой темп прироста тов.об, в %

Для расчетов темпов прироста:

Хср – среднегодовой темп прироста показателя, в %

Хn – значение показателя в отчётном году

Хо – значение показателя в 1 году

n - число лет

Соотношение в темпах прироста ТЗ и тов.об. по другому называется коэффициентом эластичности, который показывает как изменяются ТЗ, при условии изменения тов.об. на 1%.

3) Эк/мат., основан на модификационной модели Уилсона.

Рорт=

Рорт – размер оптимальный заказанной партии товара

К – затраты по завозу 1 партии товаров

Q – годовой объём поставок

С – удельные складские расходы по содержанию единицы запаса

4) Техн/эк. расчётов, при данном методе рассчитывают составные элементы ТЗ, а затем их суммируют.

Норматив ТЗ состоит из:

1. ТЗ на время приёмки и подготовки товара продажи (ПП , определяется методом наблюдения)

2. Торговый запас

Рабочий (РЗ ): 1)Представительно ассортиментный набор (ПАН ) – это демонстративный товар, запас в размере Qод, хранится в торговом зале, пополняется засчёт ЗТП.2) Qод

Запас текущего пополнения –ЗТП (предназначен для обеспечения бесперебойной работы)

3. Страховой запас(СЗ )(½ от торгового запаса. Если ассортимент сложный, то страх.з. составит 10-20% от ТЗ; простой ассортимент до100%; в среднем – 50%)

ЗТП=i*R/r,где i – средний интервал между поставками, в днях; R – количество ассорт-ых разновидностей единиц; r - количество ассорт-ых разновидностей в одной партии.

ПАН = Ц * R, где Ц – сред. цена 1ой ассорт-ой разновидности; R – количество ассорт-ых разновидностей.

Норматив ТЗ = ПП+РЗ+½ЗТП+СЗ,

РЗ=(ПАН+Qод)/ Qод

14. Принципы и методы планирования на торговом предприятии. Содержание процесса планирования.

Планирование представляет собой особую форму деятельности, направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный (календарный) период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением.

При планировании деятельности предприятий торговли применяют следующие основные методы:

1) нормативный;

2) расчетно-аналитический;

3) балансовый;

4) экономико-математический.

Сущность нормативного метода состоит в том, что для расчета того или иного планового показателя применяются нормы и технико-экономические нормативы, характеризующие рациональную величину этого показателя для конкретных условий работы предприятия.

Расчетно-аналитический метод планирования. Сущность этого метода заключается в том, что расчеты плановых показателей производятся на основе анализа достигнутого уровня, их развития, принимаемого за исходную базу, и индексов их изменения в плановом периоде.

Балансовые расчеты используются при планировании поступления товаров на предприятие исходя из прогнозируемого товарооборота и величины начальных и конечных товарных запасов, при определении потребности предприятий в оборудовании, предметах материально-технического оснащения, топлива для производственных нужд на предприятиях общественного питания.

Применение ЭММ предполагает разработку многих плановых показателей и выбор из них оптимального, обеспечивающего решение плановой задачи и достижение поставленных целей. С помощью ЭММ может производиться разработка плана по таким показателям хозяйственной деятельности торгового предприятия, как товарооборот, доходы, издержки обращения, товарные запасы, прибыль и др.

Принципы планирования:

1) системность;

2) участие;

3) непрерывность;

4) гибкость;

5) эффективность.

Принцип системности предполагает, что планирование на предприятии должно носить системный характер. Предприятие - это сложная, многоуровневая социально-экономическая система. В каждой из подсистем осуществляется функция планирования.

Принцип участия предполагает, что каждый работник предприятия должен быть в той или иной мере участником плановой деятельности.

Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно, а разработанные планы непрерывно приходить на смену друг другу, перекрывать друг друга. Принцип гибкости состоит в придании планам способности менять свои параметры, поэтому в планах обычно предусматриваются резервы. Принцип эффективности заключается в том, что затраты на планирование не должны превышать эффект от его применения, т. е. планы должны быть конкретизированы и детализированы настолько, насколько это необходимо для управления при наличии соответствующей плановой службы, ведь ее содержание также требует средств. 15. Время товарного обращения, факторы его определяющие. Пути ускорения оборачиваемости товаров.

Воб = Со / Qод = Со*Д / Q ,

Со – средний остаток (запас) оборотных средств;

Qод – однодневный тов.об.;

Д – число дней в периоде;

Q – тов.об. за период.

На время обращения оказывают влияние еще и такие факторы, как размер товарооборота, его структура, объем товарных запасов. Определить степень влияния этих факторов можно методом цепной подстановки. Время обращения находится в прямой зависимости от размера средних товарных запасов и в обратной зависимости от объема товарооборота.

Рост объема товарооборота благоприятно влияет на показатели скорости и времени обращения товаров. При увеличении объема товарооборота уменьшается количество дней пребывания товаров в обращении.

Важное место в анализе отводится среднему товарному запасу. Увеличение его замедляет товарооборачиваемость, увеличивает время обращения. Обратные соотношения дают, естественно, положительные результаты.

Существенное влияние на скорость товарооборота и время обращения товаров оказывает структура товарооборота. Увеличение в его составе удельного веса товаров быстрой оборачиваемости ускоряют обращение товаров в целом по организации, и наоборот.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств приводит к росту тов.об. И наоборот, ускорение оборачиваемости приводит к снижению потребности в них, так как между скоростью оборота и размером этих средств имеется обратнопропорциональная зависимость.

Управление использованием оборотных средств предполагает реализацию следующих путей ускорения оборачиваемости:

· интенсификация производственных процессов, сокращение длительности производственного цикла, устранение разного рода простоев и перерывов в работе;

· экономное использование сырьевых и топливно-энергетических ресурсов: внедрение безотходного производства, поиск более дешевого сырья;

· совершенствование организации основного производства: внедрение прогрессивной техники и технологии;

· совершенствование организации вспомогательного и обслуживающего производства: расширение складской системы, применение автоматизированных систем складского учета;

· улучшение работы с поставщиками;

· улучшение работы с потребителями продукции: приближение потребителей продукции к изготовителям, совершенствование системы;

· применение логистических подходов в управлении закупками, организации производства, в сфере сбыта готовой продукции.

Анализ оборотных средств

Для осуществления процесса производства и реализации продукции наряду с обеспечением предприятия трудовыми ресурсами, основными фондами необходимо и обеспечение материальными ресурсами, как формирующих саму продукцию, так и участвующих в ее создании, т.е. наличие оборотных фондов.

Оборотные фонды - это предметы труда, которые обладают стоимостью и переносят ее сразу в течение одного операционного цикла на готовую продукцию, одновременно меняя свою натуральную форму Оборотные фонды, вкладываемые в производство и реализацию продукции, потребляются полностью и возмещаются сразу по окончании операционного цикла через цену товара.

Участвуя в производстве и реализации товара, оборотные фонды непосредственно влияют на формирование затрат на производство и реализацию этого товара, на его качественные характеристики, а в конечном счете и на размер прибыли от продаж. Поэтому основными задачами анализа оборотных фондов являются:

Анализ состава и структуры оборотных фондов с целью выявления основных элементов, которые оказывают существенную роль в формировании оборотных фондов, и факторов, влияющих на их величину;

Оценка состояния норм расхода материальных ресурсов;

Выявление степени обеспеченности предприятия материальными ресурсами;

Определение уровня использования оборотных фондов;

Определение влияния факторов на изменение показателей использования оборотных фондов и выявление резервов повышения их отдачи.

Для анализа оборотных фондов важно, какую долю их величина составляет в общей сумме оборотных средств предприятия, как меняется соотношение составляющих элементов, формирующих оборотные фонды.

План по труду и заработной плате, взаимосвязь и взаимозависимость.

Организация заработной платы на предприятии, состоит из след.элементов:

  1. Формирование фонда оплаты труда
  2. Нормирование труда
  3. Тарифная система
  4. Формы и системы оплаты труда

Фонд оплаты труда – это источник средств. Предназначенных для выплат з/пл и выплат социального характера. Состав фонда з/пл и осуществляемые из него выплаты явл объектом государственного регулирования.

В состав фонда з/пл вкл:

1) –оплата за отработанное время (з/пл по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам)

Ст-ть продукции выданной в порядке натуроплаты

Премии и вознаграждения

Стимулирующие доплаты и надбавки

Компенсационные выплаты, связанные с условиями труда и режимом работы.

2) Оплата за неотработанное время

Оплата отпусков

Вынужденные прогулы

3) Единовременные поощрительные выплаты

4) Выплаты за питание, жилье, топливо.

II. Явные и неявные.

- Явные – затраты, связанные с использованием привлеченных материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые полностью отражаются в бух. учете.

- Неявные – альтернативные издержки предприятия замаскированные в виде пожертвований, финансовой помощи и т.п., необходимых для обеспечения сбыта продукции, финансирующиеся за счет черной кассы.

Сумма явн. и неявн. издержек = экономическим издержкам

ЭИ=БИ+ЯИ пр +НИ

III. Прямые и косвенные (по отнесению на с/с)

- Прямые – контрольные, связанные в практической деятельностью магазина.

- Косвенные – неконтрольные - затраты которые производятся всем магазином в целом, эти издержки рассматриваются как неизбежные, их невозможно упразднить без ликвидации какого либо отдела или какой либо функции магазина.

VI. Постоянные, переменные и смешанные (по отношению к V т/о)

- Постоянные - затраты, которые не зависят от изменения V и структуры т/о. Вкл: оклады административно-управленческого персонала, амортизацию, аренду.

Постоянные делятся на:

а) остаточные - та часть издержек, которую продолжает нести предприятие, несмотря на то что оно работает не в полную мощь или вообще не работает.

б) стартовые – та часть издержек, которая возникает с начала или возобновления работы предприятия.

- Переменные – издержки находящиеся в зависимости от объема и структуры т/о. Вкл: з/пл. работников, затраты на транспортировку, расходы на топливо, газ, эл/энергию и т.п.

В зависимости от %соотношения изменения затрат и изменения Q т/о переменные издержки делят на:

а) пропорциональные – изменяющиеся в той пропорции, что о т/о.

б) регрессивные - изменяющиеся в меньшей пропорции, что о т/о.

в) прогрессивные - - изменяющиеся в большей пропорции, что о т/о.

- Смешанные издержки – состоят из переменных и постоянных издержек.

Источниками информации для анализа являются оперативные данные бух. учета: статистическая отчетность, мат. ревизии, инвентаризация.

Анализ проводится в абсолютных и относительных показателях.

Основной моделью факторного анализа суммы издержек обращения является модель зависимости издержек от уровня издержек и т/о.

На основе этой модели рассчитываются изменения издержек под влиянием т/о и уровня издержек.

∆ИО ∆ Q =∆Q*УИ 0

∆ИО ∆УИ =∆УИ*Q I

Однако данная модель не учитывает разную степень зависимости отдельных статей издержек от т/о

ИО=УИ пер *Q+И пост

Издержки постоянные анализируются по сумме в денежном выражении, а издержки переменные по уравнению.

Для количественной оценки влияния т/о на издержки за базисный период пересчитаваются на отчетный т/о.

Изменение издержек под влиянием т/о определяется вычитанием из пересчитанной суммы издержек суммы издержек за базисный период.

Разность между отчетной и пересчитанной суммой издержек показывает влияние прочих факторов.


Торговая надбавка как основной источник дохода торгового предприятия. Планирование валового дохода.

Основным прибылеобразующим фактором, из которого складывается прибыль торгового предприятия, является торговая надбавка (валовый доход)

где УВД – уровень валового дохода



Какие факторы повлияли в отчетном периоде на финансовые результаты предприятия;

Какова величина прибыли или убытка в отчетном году, но не относящихся к операциям прошлых лет. Эта величина должна включаться в финансовый результат отчетного года.

Каков размер доходов, полученных в отчетном периоде, но относящемуся к следующим отчетным периодам. Эта величина включается в финансовый результат как доходы будущих периодов.

Основное внимание торговых организаций должно быть уделено прибыли от реализации.

Сначала рассчитывают сложившиеся различия между прибылью от реализации и валовой прибылью за отчетный период и оценивают характер изменения плановой прибыли

где ПЧ – чистая прибыль, Нп- налог на прибыль

При планировании ПЧ учитываются результаты финансовой деятельности прошлого периода и прочие факторы.

Для более точного планирования прибыли от реализации надо знать: т/о, ВД, ИО.

Данный метод строится на основе соотношения плановых показателей объема т/о, дохода и издержек.

Точка безубыточности в торговле – величина доходов, которые позволяет предприятию покрывать свои издержки

Из этой формулы объема товарооборота, при котором будет обеспечена работа, будет равен

При установленном объеме торговое предприятие получит прибыль, если т/о будет выше.

При использовании этих формул предприятию необходимо учитывать такое понятие, как запас финансовой прочности, который представляет собой размер возможного ↓ т/о при неблагоприятных условия, измеряется в %.


36 Валовый доход предприятия, источники его образования. Факторы, влияющие на его величину

Основным преобразующим фактором из которого складывается прибыль торгового предприятия является валовой доход(торговая надбавка )

УВД - размер средней торговой надбавки. Дает количественную оценку доли торгового предприятия в розничных ценах. Чем выше УВД, тем этот показатель может увеличиать или сокращать объем спроса.

На размер торговой надбавки влияет :

Характер торговых услуг

Наименование товара и его потребление

Ценовое и налоговое регулирование государства

Конкуренция на рынке

Источники образования ВД:

1) доход от реализации:

Доход от реализации товаров и услуг

Прочие доходы от реализации

2)внереализационный доход:
-сдача имуществ в аренду

Возмещение ущерба

Доход от делового участия других предприятий

Оба фактора в данной модели подчиняются действию закона системы, и при помощи факторного анализа ВД можно дать анализ проводимой предприятием ценовой политики.


Планирование прибыли на предприятиях торговли. Точка безубыточности.

При расчете плановой прибыли учитывается:

1) какие факторы влияют на ее изменение (сравнение отчетного года)

2) каково влияние прибыли или убытка выявленных в отчетном году

3) размер доходов полученных в отчетном году

Изменение прибыли:

ВП=(П*100)/(100-Нп)

При планировании прибыли учитываются результаты финансовой деятельности прошлого периода и прочие факторы. Для более точного планирования прибыли от реализации необходимо знать:

Товарооборот (структуру и объем)

Валовой доход

Издержки обращения

Точка безубыточности - величина доходов, которая позволяет предприятию определить свои издержки.

При установленном объеме производства предприятие получит прибыль. При использовании этих формул предприятию необходимо учитывать такое понятие как запас финансовой прочности, который предоставляет собой размер снижения возможного снижения товарооборота при неблагоприятных условиях. Запас финансовой прочности измеряется процентах.


Методы расчета риска.

1. Метод целесообразности затрат-основан на определении критического объема реализации товаров, позволяет определить нижний предельный размер продажи товаров.

Qкр=Ипост/(Т Н-Ипер) или Qкр=Цреализ*Ипост/(ТН-Ипер)

Изменение товарооборота вызывает изменение прибыли. Эта зависимость называется ЭФФЕКТОМ КОММЕРЧЕСКОГО ЛЕВЕРЕДЖА.

Лк=(Ипост+Преализац)/Преализац

С высоким коммерческим левереджем могут функционировать только те предприятия, которые могут обеспечить большой товарооборот.

2. Статистический метод – основан на исследовании статистики событий с целью определения их вероятности наступления и величин риска.

3. Аналитический метод – представлены стандартные функции распределения вероятностей, такими как распределение Гаоса, Пуассона.

4. Метод экспертных оценок – основан на обобщении мнений специалистов экспертов о вероятностях риска. Позволяет быстро и без значительных затрат получить информацию, необходимую для принятия управленческого решения.

5. Метод оценки платежеспособности и финансовой устойчивости – позволяет прогнозировать вероятность банкротства предприятия, определяют во сколько раз оборотные активы превышают долги.

Общие принципы снижения риска :

1. Не рисковать многим ради малого;

2. Не забывать о последствиях риска;

3. Не рисковать большим, чем позволяет собственный капитал;

4. Вести дела с финансово-устойчивыми и располагающими информацией о рынке партнерами.

Методы снижения предпринимательского риска:

1. Страхование- возложение покрытия непредвиденных расходов за относительно небольшие денежные взносы на страховую компанию.

Основные виды страхования:

Имущественное страхование и страхование от несчастных случаев;

Хиджирование - страхование товара от риска изменения цен.

2. Диверсификация – распределение ресурсов между различными видами хозяйствования, результаты которых непосредственно не связаны.

3. Лимитирование –установление предельных норм вложения капитала или расходования средств.

4. Резервирование средств(самострахование)-целесообразно когда вероятность убытка невысока, а стоимость страхования имущества невелика.

5. Распределение риска-операция фактуринга.


Сущность предприятия. Цели, задачи, нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия.

Предприятие -это основное звено экономики, самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный для производства продукции, выполнения работ и услуг. В целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или выполнения соц. задач.

В Гражданском кодексе предприятиерассматривается как определенный имущественный комплекс , включающий материальные и нематериальные элементы и являющийся объектом права. Этот имущественный комплекс принадлежит предпринимателю (индивидуальному или объединению предпринимателей), который управляет данным имуществом. Собственник, в отношении принадлежащего ему имущества обладает правом владения, пользования, распоряжения .

Предприятие или его части могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды, других сделок.

Управление предприятием предполагает определение целей деятельности, которые зависят от стадии жизненного цикла предприятия:

Экономические: - выживание в долгосрочной перспективе;- получение прибыли;- увеличение стоимости предприятия;- увеличение доли рынка;- повышение качества продукции;- бережное отношение к окружающей среде;- улучшение сервисного обслуживания.

Социальные: - повышение доходов работников;- социальная защищенность;- удовлетворение от работы;- социальная интеграция;- развитие персонала.

На выбор целей предприятия оказывают влияние, главным образом, факторы:-наличие и объем спроса на продукцию;-уровень рентабельности продукции;-капиталоемкость продукции;-наличие поставщиков (сырья, материала, топлива, комплектующих, оборудования);-наличие инженерных решений для изготовления новой или модифицированной продукции;-наличие квалифицированных кадров.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия:

Экономика предприятия регулируется множеством норматив­ных актов, которые различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.

Нормативные акты подразделяются на законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъек­тов Российской Федерации.

Любая организация на территории РФ должны подчиняться целому ряду законодательных актов. В первую очередь это - Конституция. Многие законы основаны именно на принципах Конституции, и принципы эти работают. Например, свобода предпринимательской деятельности, выбор места этой деятельности, защита прав не только в административных органах, а и судах: все это Конституция.

За конституцией следуют нормативные акты, регулирующие деятельность предприятия, которые касаются любого предприятия независимо от рода деятельности. Это Гражданский и Трудовой кодексы. Первый документ во многих странах прямо называют конституцией экономической жизни. Второй касается отношений сотрудников и работодателей. В первом определено, что такое предприятие, принципы его деятельности. Описывается, какие виды предприятий могут организовываться. Уделено внимание порядку формирования предприятия, правила руководства.

Особенность Гражданского кодекса в предоставлении относительной свободы, в том числе, тем, кто занят руководством предприятия. Часто дается правило, и возможность установить свое правило.

Закон может определять правила ведения деятельности (например, закон, устанавливающий правила строительства многоэтажных домов с помощью средств вкладчиков). Есть законы, посвященные темам кредитования. Отдельные законы могут касаться контроля органами государственной власти, чтобы смягчить условия деятельности предприятий, и сделать политику государства более предсказуемой. Затем следуют акты правительства. Правительство может создавать нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия, когда этого требует закон.

Предприятие работает не только в рамках того, что дает государство. Основные документы: устав, договор о совместной деятельности и т.п. создатели предприятия должны создать сами.

Устав - локальный нормативный правовой акт, в котором зафиксирован свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, предприятий (государственных и негосударственных), обществ и граждан, их взаимоотношения с другими юридическими и физическими лицами, права и обязанности в определенной сфере управления, а также хозяйственной или иной деятельности.

Учредительный договор - документ, посредством которого граждане, создающие определенное юридическое лицо, принимают на себя обязательства по определению порядка функционирования и направления деятельности этого юридического лица, а так же порядок его реорганизации и ликвидации.

Ряд вопросов должен решаться руководством предприятия его распоряжениями, приказами. Внутренние распорядительные документы предприятия играют очень важную роль в управлении предприятиями и организациями. Распорядительные документы предприятия носят административный характер. Они обращены к нижестоящим или подчиненным организациям, группам или отдельным должностным лицам.

Приказ - правовой акт, издаваемый руководителем в целях разрешения производственных задач.

Распоряжение - правовой акт, издаваемый для разрешения оперативных вопросов. Распоряжения предприятия составляются преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других документов.

Решение - документ, принимаемый коллегиальным органом в целях разрешения производственных задач, вопросов.

Многие вопросы должны решаться совместно с сотрудниками предприятия. Например, коллективный договор, в нем закрепляют конкретизированные обязанности сотрудников и руководства предприятия

Значительную часть документации составляют должностные инструкции.

Крупное предприятие состоит из нескольких подразделений, их деятельность регулируется положениями. В нем описывается перечень вопросов, которыми, например, должен заниматься отдел, права руководителя.

Положение - нормативный акт, имеющий сводный кодификационный характер. Данный документ определяет порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы органов государства, одного учреждения или структурного подразделения (комиссии, группы). Можно также выделить положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу.

Структура и штатная численность - документ, устанавливающий количественный и качественный состав структурных подразделений учреждения (предприятия, организации) и штатную численность персонала в каждом из них.

Штатное расписание - документ, который разрабатывается в соответствии со структурой и штатной численностью с целью установления должностных окладов и размеров надбавок к ним по каждой должности в зависимости от квалификационных характеристик работника (образование, стаж работы и т.п.). В случае отсутствия такого документа как "Структура и штатная численность", данный документ устанавливает и структуру организации.

Самый большой массив - это акты, служебные записки, протоколы собраний.

Внутренние служебные документы предприятия - официальные документы, используемые в текущей деятельности организации.

Протокол - документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях.

Акт - документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий факты, события.

Служебная (докладная) записка - документ, адресованный руководителю предприятия или структурного подразделения (реже - вышестоящему органу), содержащий изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями.

Справка - это документ, содержащий описание и подтверждение фактов, событий.

Несмотря на небольшой перечень документы, регулирующие деятельность предприятия, составляют основную массу бумаг на предприятии.

1

Предметом данной статьи являются нормативно-правовые акты регулирующие деятельность предприятия. Поэтому основной задачей данной статьи является: изучение понятия нормативно-правовых актов и рассмотрение их классификаций по содержанию, по юридической силе, по характеру и объему действия и субъектам которые их издают. Нормативные акты в экономике предприятия различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила. Среди источников права, регламентирующего деятельность предприятий, немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права - государственного, административного, гражданского и т.д. Каждое предприятие несет ответственность в случае нарушения ими действующего законодательства.Существуют уголовная, материальная и гражданская формы ответственности.

нормативно-правовой акт

экономика предприятия

ответственность

1. Агафонова М.С. Скуридина И.Ю. , Проблемы формирования промышленных предприятий в России // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 4 . – стр. 139-139;

2. Бабаева В.К. Теория государства и права: Учебник Под ред. В.К. Бабаева. - М.:Юристъ,2003. - 592 с.

3. Горфинкеля В.Я., ШвандараВ.А.Экономика предприятия. Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 670 с.

4. Хропанюк В.Н. Теория государства и права 3 изд. перераб. и доп.- М.:Омега-Л, 2008.- 384 стр.

5. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельностиУчебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.-92 с.

Введение

Нормативноправовые акты являются наиболее актуальной и исследованной в отечественном правоведении формой права. Была изучена природа нормативно-правовых актов, свойства, которые способствовали их выделению из системы права и их признаки. Эффективность существования нормативно правовых актов заключается в их иерархичности и системности.

Нормативно правовой акт один из главных источников права в современном государстве. В нем выражаются правовые нормы, регулирующиеинтересы и потребности общества. Нормативно-правовые актызакрепляют нормы, которые учитывают интересы большинства или меньшинства, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

К нормативно правовым актам относятся Конституция государства, иные законы, а также система подзаконных актов. Особенностинормативно правовых актов:Во-первых, с их помощью достигается наиболее полное и истинное выражение юридических норм. Во-вторых, усложнение общественной жизни, рост темпов общественного совершенствованияприводят к повышению роли нормативных актов в системе юридических источников права. В-третьих, нормативный правовой актможет быть оперативно издан и изменен в любой части, что позволяет ему быстро реагировать на социальные процессы. В-четвертых, нормативные правовые акты можно систематизировать и кодифицировать, что позволит легко осуществить поиск необходимого акта для его реализации.

Классификация нормативно-правовых актов производится по разнымоснованиям: по содержанию;по юридической силе; по объему и характеру действия; по субъектам, их издающим.

По содержанию нормативно правовые акты делятся на:акты содержащие нормы только одной отрасли права и акты имеющие комплексный характер, включающие нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. По юридической силе нормативно правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. По объему и характеру нормативно правовые акты делятся:
на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;на акты ограниченного действия, которые распространяются на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;на акты исключительного (чрезвычайного) действия.
По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на законы, подзаконные акты и юрисдикционные акты общего характера.
Закон принимается высшим представительным органом государства в особенномпорядке.Он обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее значимые общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта; его обсуждение; принятие закона; обнародование. Принятие закона в результате референдума предусматривается Законом о референдуме;законы не подлежат контролю со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью.

Ведущее и определяющее положение законов заключается в верховенстве закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вмешиваться в сферу законодательного регулирования. В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют государственный и общественный строй, а также правовое положение личности и организаций. Обыкновенные законы принимаются в соответствии с конституционными актами и регламентируют определенные сферы общественной жизни.
Подзаконные нормативно-правовые акты- это правотворческие акты, основанные на законе и не противоречащие ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, нежелизаконы, они опираются на юридическую силу законов и не могут противостоять им. Подзаконные акты уточняютглавные положения законов применительно к своеобразию разных общественных интересов.По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

Общие подзаконные актыобладают общей властью и действуютна всех лиц в рамках определенной территории. К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти.

Местные подзаконные актыобладают представительной и исполнительной властью на местах и издаютсяместными органамисамоуправления. Действие этих актов ограничено подчиненной им территорией.

Ведомственные нормативно правовые актыобладают общим действиеми распространяются на ограниченную сферу общественных отношений.
Внутриорганизационные подзаконные издаются разными организациями для упорядочение своих внутренних вопросов и распространяются на всех сотрудников организаций.

Степень юридической силы нормативно-правовых актов различна, но степень обязательности содержащихся в них норм одинакова для всех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.

Предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий предпринимательства в нашей стране.

Экономика предприятия регулируется большим количеством нормативных актов.Все они различаются по уровню и типу органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила. Самой большой группой источников права, регулирующих экономику предприятия, являются акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ. Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления, регулирующих вопросы финансов в пределах определенной отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых трудовыми коллективами, администрацией предприятий, организаций. Существуют общепризнанные принципы и нормы международного права: свобода торговли, международные договоры России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, исключение составляют случаи, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены иные правила, отличающиесягражданского законодательства, то применяются правила международного договора.

Существует множество нормативных актов, регулирующих деятельность предприятия. Формально их можно разделить на четыре группы. Первая группа определяет внутренние отношения — порядок управления, организации труда и учреждения субъекта предпринимательской деятельности; Вторая группа регулирует отношения по вертикали — субъектов предпринимательской деятельности с органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе с законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; Третья группа определяет отношения по диагонали — субъектов предпринимательства с банками и иными кредитными организациями; Четвертая группа регулирует отношения по горизонтали — субъектов предпринимательства с партнерами по экономической деятельности, в том числе с поставщиками, покупателями и т.д.

Основой правового регулирования экономики предприятия является Конституция Российской Федерации. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средствпо всей территории России, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Государственная, муниципальная и частная формы собственностизащищаются и признаются равным образом. Иметь землю в частной собственности разрешено только российским гражданам и их объединениям. Также установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, поддержка и совершенствованиечестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии.

Предприниматели несут юридическую, гражданскую,дисциплинарную, материальную,административную,уголовную ответственность.

Юридическая ответственность,представляет собой установленную правовыми нормами обязанность претерпевать отрицательные последствия при неисполнении ими установленных законов и обязательств.

Гражданская ответственность, представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей и обязательств. Гражданская ответственность проявляется в применении к правонарушителю в отношении другого лица или государства установленных договором или законом мер воздействия, имеющих для правонарушителя отрицательные имущественные последствия в форме уплаты неустойки, возмещения убытков, ареста имущества, возмещения вреда.

Материальная ответственность устанавливается в соответствии с трудовым правом. Она бывает двух видов: ограниченная,в пределах 1/3 среднего месячного заработка и полная, устанавливаемая для работника, с которыми заключен договор об индивидуальной или коллективной материальной ответственности.

В учредительных документах предпринимательских организаций необходимо в соответствии с трудовым правом устанавливать дисциплинарную ответственность работников как форму воздействия на нарушителей трудовой дисциплины. Существуют такие взыскания как: замечание, выговор, увольнение с работы.

Административная ответственность предпринимателей и должностных лиц предпринимательских организаций устанавливается за совершение ими административного правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности.

Уголовная ответственность возникает при совершении противоправных действий в процессе предпринимательской деятельности. Основанием уголовной ответственности предпринимателей является совершение действия, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ, в первую очередь, в гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности". Виновным в преступлении признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Заключение

Изучив теоретические основы нормативно - правовых актов регулирующих деятельность предприятия,можно сделать вывод, что регулирование деятельности предприятия нормативно-правовыми актами является важным аспектом существования организации. Вся совокупность законов и подзаконных актов по хозяйственным вопросам создает сектор правовой инфраструктуры, в которой функционируют хозяйствующие элементы. Задачей правового сектора является правовое обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов , а основой правового регулирования экономики предприятия является Конституция Российской Федерации.

Библиографическая ссылка

Вишневецкая В.О., Агафонова М.С. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=11795 (дата обращения: 28.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Основными документами, регламентирующими предпринимательскую деятельность являются:

1. Конституция РФ от 12.12.93 (ред. от 25.07.2003.)

основной документ всего российского законодательства. Конституция закрепляет следующие основополагающие права и принципы предпринимательской деятельности:

    свободное распоряжение своим трудом,

    право частной собственности,

    равенство всех форм собственности,

    свобода экономической деятельности,

    единство экономического пространства,

    свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,

    общегражданские права человека.

2. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.94 №51-ФЗ (ред.29.07.2004);

определяет правовые аспекты взаимоотношений граждан, юридических лиц и других участников предпринимательской деятельности, организационно-правовые формы хозяйствования.

3. Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.96 № 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

определяет правовые аспекты коммерческого и финансового предпринимательства, договорных и подрядных отношений

4. Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 26.11.2001 № 146 –ФЗ;

5. Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 119-ФЗ);

6. Налоговый кодекс РФ (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 117-ФЗ);

регламентирует общие правила определения доходов и расходов участников предпринимательской деятельности, виды, ставки налогов, налоговую базу, порядок начисления налогов и др.

7. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 № 88-ФЗ (ред. от 21.03.2002);

8. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 28.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

9. Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;

10. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 28.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

11. Трудовой кодекс РФ № - ФЗ от 21.12.2001

определяет правовые аспекты регулирования трудовых отношений: организация труда и управление трудом, рабочее время и время отдыха, оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации.

12. Иные нормативные акты

Государственная регистрация – процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования, при которой государственные органы проверяют соответствие самого юридического лица и его регистрационных документов требованиям действующего законодательства. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Юридические лица действуют на основании учредительных документов: договора или устава в зависимости от организационно-правовой формы участника предпринимательской деятельности, либо договора и устава.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Учредительный договор - документ, в котором содержится следующая информация: наименование юридического лица; место его нахождения; порядок совместной деятельности по его созданию; размер долей участия каждого из учредителей; условия передачи имущества учредителей юридическому лицу; условия участия учредителей в деятельности юридического лица; условия и порядок распределения между участниками прибыли (убытков); условия управления деятельностью юридического лица; условия выхода учредителей (участников) из состава.

В уставе в обязательном порядке должны содержаться: сведения об организационно-правовой форме, наименование, место нахождения, размер уставного фонда, состав учредителей, вид и сфера деятельности, порядок распределения прибыли, порядок образования фондов, условия реорганизации и ликвидации.

На основе учредительного договора действуют хозяйственные товарищества.

На основе учредительного договора и устава действуют общества с ограниченной ответственностью и ассоциации.

На основе устава действуют акционерные общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, потребительские кооперативы, фонды.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: