Определение памяти в психологии, что такое тип и вид памяти. Психология памяти

Память - форма психического отражения , заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая, возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память - основа важнейших проявлений психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. И поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Амнезия - отсутствие памяти.

Основные процессы памяти: заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

Виды памяти

1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без
специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с
помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:
1) От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
2) От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:
а) Механическое дословное многократное повторение работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память - это память, основанная на повторении материала без его осмысливания.
б) Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти.
в) Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.
г) Мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
Выделяют также кратковременную память, долговременную память, оперативную память, промежуточную память.
Любая информация вначале попадает в кратковременную память , которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2 кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 ± 2 . Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти "куски" были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный "кусок-образ". Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: ДП с сознательным доступом и ДП закрытая (доступ при гипнозе, и т.п.)

Оперативная память проявляется в ходе выполнения какой-либо деятельности, когда сохраняется информация и из КП и ДП.

Промежуточная память - в течении нескольких часов хранится, накапливается, а во время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации. Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью- кривая 1 на графике); 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, т.к. через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, т. к. в эти дни максимальны потери от забывания, лучше так: в первый день - 2-3 повторения, во второй день - 1-2 повторения, в третий - седьмой день по 1 повторению, затем 1 повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

3абывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

Формы воспроизведения

- узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта,
- воспоминание , которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
- припоминание , представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;
- реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
- эйдетизм - образная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого. Мнемические (мнемотехнические) приемы запоминания специальные приемы для облегчения запоминания. 1 Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации ("Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" - о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д,) и т.п.

На процессы памяти пытаются воздействовать также фармакологическими и физическими факторами. Многие ученые считают, что поиски в области управления памятью должны быть направлены на создание биологически активных соединений, избирательно влияющих на процессы обучения (скажем, кофеин, биогенные амины), кратковременную или долговременную память (вещества, тормозящие синтез ДНК и РНК, влияющие на обмен белков и др.), создание и формирование энграмм - веществ, влияющих на изменение белков клетки (от протоплазмы до сомы). Сейчас изучение фармакологических средств, влияющих на память, идет стремительно. Установлено, что давным-давно известные гормоны гипофиза могут служить стимуляторами памяти. "Короткие" цепочки из аминокислот - пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин значительно улучшают кратковременную и долговременную память. Согласно гипотезе о физической структуре памяти в основе феномена памяти лежит пространственно-временной паттерн биоэлектрической активности нервных популяций - дискретной и электротонической. Поэтому для управления памятью более адекватно воздействие на мозг и его подсистемы электрическими, электромагнитными факторами. Успеха можно добиться путем влияния на мозг различными физическими факторами - электрическими и акустическими. Все это говорит о реальной возможности управления памятью с помощью "мобильных средств". Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

Для определения видов человеческой памяти большинство психологов (С. Костюк, А.В. Петровский, А.А. Смирнов и др.) Выделяет следующие критерии: содержание материала; характер цели деятельности; закреплении и хранения материала.

В зависимости от содержания память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

Двигательная память является одним из условий образования различных умений и навыков, необходимых в учебной, трудовой и других видах деятельности человека. Сущность этой памяти заключается в запоминании и воспроизведении человеком своих движений. Сложные виды памяти существуют только благодаря двигательной, которая дает человеку возможность сознательно использовать закрепленные комбинации движений при выработке их новых систем.

Эмоциональная память хранит переживания и чувства, связанные с событиями прошлого. Запоминается прежде всего то, что вызывает эмоции. Известный режиссер К. Станиславский подчеркивал: если вы, вспоминая давно пережитое, способны бледнеть, краснеть - у вас есть эмоциональная память. Этот вид памяти предоставляет опыту индивида глубоко личностью характера и отличается особой устойчивостью. Глубоко пережитые события трудно забыть.

В. Мясищев, исследуя устойчивость эмоциональной памяти, выяснил, что точность запоминания учениками картинок, которые им показывают, зависит от эмоционального отношения к ним - положительного, отрицательного или безразличного. При положительном отношении ученики запомнили все 50 картин, при отрицательном - только 28, а при безразличном - всего 7 картин. Эмоциональная память отличается тем, что почти никогда не сопровождается отношением к восстановленного чувства как к воспоминаниям чувство, ранее пережитого. Так, человек, которого в детстве напугал или покусала собака, пугается затем при каждой встрече с ней.

Образная память проявляется в запоминании образов, представлений предметов, явлений, их свойств. В зависимости от того, какими анализаторами воспринимают объекты при их запоминании, эту память делят на обонятельную, зрительную, тактильную и тому подобное.

Образы, представления запомненных предметов, явлений, ассоциируясь со словами, закрепляются в них и благодаря этому приобретают относительно устойчивый характер. Язык является средством осознания человеком его чувственного опыта, который является источником наших знаний о внешнем мире. Важной задачей учителей является постоянное обогащение образной памяти учеников, чтобы их знания опирались на фактический, наглядно-образное содержание.

Особыми мнемическая образами является эйдетического (от гр. Eidos - вид, образ), которые хранятся в памяти ярко и четко без изменений от нескольких минут до нескольких часов, а иногда до нескольких лет. А.Р. Лурия описал случай выдающейся эйдетической памяти Шерешевского, который воспроизводил практически все, что запоминал. Эта память присуща художникам, музыкантам, а также детям дошкольного и младшего школьного возраста. Образная память - не пассивна копия предметов и явлений действительности, а особая активность, направленная на решение познавательной задачи.

Словесно-логическая память формируется в процессе психического развития человека на основе образной. Характерными ее чертами являются точность воспроизведения и значительная зависимость от воли. Точность словесного воспроизведения обеспечивается не только повторением, но и объемом: что короче материал, тем меньше ошибок при воспроизведении. Краткость материала обеспечивается за счет как простого урезания, так и выделение существенного.

Особенности этой памяти оказываются и в запоминании только содержания материала. В процессе его вычленения происходит переработка текста в более общих понятиях. Воспроизведение такого материала это переход от обобщенных понятий к конкретным. Постепенно, благодаря связи памяти с мышлением и языком, развивается словесно-логическая память.

Виды памяти в зависимости от характера цели деятельности делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память осуществляется без цели, без волевого усилия запомнить и воспроизвести. Она всегда является следствием определенной практической деятельности человека, поэтому ее результативность определяется способом организации этой деятельности (например, в игровой форме изучать моря, океаны, проливы и т.д.).

Непроизвольная память начинает работать тогда, когда человек пытается, например, понять материал, и через определенный промежуток времени он запоминается, в нем определяются внутренние и внешние связи. Эту особенность непроизвольной памяти с успехом используют во всех методах активного обучения.

Произвольная память предполагает наличие четко определенной цели что-то запомнить, воспроизвести, припомнить. Главным орудием этой памяти является язык: человек использует слово как же инструкцию для запоминания и воспроизведения. Развитие произвольной логической памяти требует не только накопления знаний, но и овладение определенной системой умственных операций.

Процессы запоминания и воспроизведения являются специальными мнемические действиями, которые выполняют с помощью мнемических операций, а именно: включение материала в систему опыта индивида; поиска и выделения способа организации материала для его последующего воспроизведения; создание единиц воспроизводства на основе установления пространственно-временных связей между элементами материала и тому подобное. Результатом становится мнемический образ, который помогает в подготовке к деятельности в будущем. Критерием развитой произвольной памяти является мера осознания индивидом цели и содержания запоминания и воспроизведения.

Непроизвольная и произвольная память - это два последовательных этапа развития памяти. Непроизвольная память генетически является первым видом памяти, она без специальных усилий обогащает наш опыт. Произвольная память дает человеку возможность управлять своей памятью.

В зависимости от времени хранения материала память делят на сенсорную, кратковременную и длительную.

Сенсорная память фиксирует и сохраняет информацию в афферентных частных анализаторов (во внутренних каналах уха, на сетчатке глаза, в окончаниях кожного, обонятельного, вкусового нервов) в течение 250 мс.

Эту память, мгновенный отпечаток разной модальности, называют над-кратковременной. Необходимое условие содержание информации в сенсорной памяти - наличие установки на ее появление.

П.И. Зинченко считает, что сенсорная память длительностью 100 мс создает возможность предметной отнесенности образа, однако ни константа, ни обобщенность еще не формируется. Благодаря ей индивид может распознавать образы еще в процессе их формирования. Так, в зрительной сенсорной памяти происходит первичная обработка информации, поступающей ее отбор (фильтрация), сканирования (считывания), после чего часть отобранной информации поступает для дальнейшей переработки в центральные каналы - в кратковременную, а затем и длительную память.

Кратковременная память характеризуется быстрым запоминанием материала, его воспроизведением и непродолжительным хранением.

Кратковременная, или оперативная, память осуществляет ввод и получение информации из длительной памяти для удовлетворения актуальных потребностей человека. Взаимосвязь между сенсорной, кратковременной и длительной памятью показано на рис. 8.2.

Рис.8.2. Схема временных видов памяти

Новая информация может поступать в систему памяти только через сенсорную память. Для того чтобы быть сохранена, она должна перейти оттуда в кратковременную память, которую еще называют рабочей, оперативной, где осуществляется переработка и осознание информации, а затем - в длительную память, которая является базой постоянных знаний. В кратковременную память может переходить информация с длительной памяти, которая необходима для узнавания поступившей из сенсорной памяти, а также в ситуации воспроизведения.

Эта память обслуживает актуальные потребности деятельности и имеет ограниченный объем. Очень важно сосредоточиться на объектах запоминания. Американский психолог Дж, Миллер доказал, что объем кратковременной памяти ограничен. В зависимости от сложности объектов запоминания количество их может колебаться в пределах от 5 до 9 (7 ± 2), то есть в среднем кратковременная память способна одновременно хранить семь элементов. Индивид может увеличить количество информации, удерживаемой в кратковременной памяти, путем перекодирования элементов в новые структурные единицы. Главное - сделать их более информационно насыщенными за счет группировки, схематизации, обобщения в единый целостный образ. Важно также активно проговаривать, повторять этот материал.

Перевод информации из кратковременной в длительную нередко вызывает трудности, потому что сначала необходимо осмыслить и определенным образом структурировать материал, связать его с тем, что человек хорошо знает, а затем повторить. Механический характер проговаривание материала приводит к забывания, если он осмыслен и сопровождается мнемическая действиями, то переходит в длительную память.

Длительная память сохраняет человеческий опыт и обеспечивает долговременное хранение материала и последующее использование в деятельности. Это - самый сложный вид памяти. Материал в ней сохраняется, подвергаясь воздействию процессов запоминания, забывания, воспроизведения.

Длительную память делят на два типа: первый - с сознательным доступом, то есть человек может по своему желанию вспомнить нужную информацию; второй - с закрытым доступом. В этом случае человек в естественных условиях не может пользоваться длительной памятью, и лишь во время гипноза, благодаря раздражению всех участков головного мозга, актуализируются во всех деталях образы, переживания собственной жизни. Известны случаи феноменальной памяти и уникальных способностей считать, связанные с доступом к этому виду памяти. У людей с феноменальной памятью информация восстанавливается после длительного хранения (десятки лет) без изменений. Это свидетельствует об отсутствии в такой памяти преобразований и способности к забывания. У людей, которые не имеют описанных способностей, длительная память без произвольного доступа составляет, вероятно, базу интуиции.

Психологи основном изучают проблемы длительной памяти с сознательным доступом (проблемы запоминания и воспроизведения). Она начинает функционировать не сразу после восприятия и запоминания материала, а лишь через некоторое время.

Организация материала в длительной памяти подчиняется определенным принципам, в частности, использованию средств, зависимости запоминания от места материала в структуре деятельности. Последний принцип обоснован в исследованиях П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, где освещены зависимость запоминания от связей материала с мотивами, целями и условиями деятельности.

Рассмотрены виды памяти взаимосвязаны как содержанием того, что запоминается и воспроизводится, так и целью деятельности, длительности хранения информации. В частности, словесно-логическая память также невольной или произвольной; одновременно она обязательно является кратковременной или длительной.

Такая психическая функция человека, как память, является особенной. Остальные функции не могут быть произведены без ее участия. Проявления очень разнообразны и многогранны. Предлагаем вашему вниманию классификацию видов памяти в психологии.

Виды памяти человека в психологии

По времени сохранения материала

  1. Кратковременная память . Материал хранится недолго, примерно около двадцати секунд, а объем элементов, который одновременно удерживается в памяти небольшой – от пяти до девяти.
  2. Сенсорная память . Информация сохраняется на уровне рецепторов, если из хранилища рецепторного она впоследствии не переводится в иную форму хранения, то теряется безвозвратно. Время сохранения очень короткое – до одной секунды. Такая память чаще всего используется у новорожденных.
  3. Долговременная память . Она обеспечивает продолжительную сохранность материала, время хранения и объем информации не ограничиваются. Долговременная память, в отличие от кратковременной, иначе обрабатывает полученную информацию. Долговременная память оптимально «раскладывает» информацию – это обеспечивает ее оптимальное сохранение. Такое явление называют «реминисценция», происходит увеличение объема нужного материала, а также повышается качество.
  4. Оперативная память . Является промежуточным хранилищем между долговременной и кратковременной памятью. Сохраняет материал на определенный необходимый срок.

По характеру психической активности

Память – одна из важнейших процессов психики. Любая форма психической деятельности опирается на память.

Память – психический процесс, включающий в себя процессы: запоминание, сохранение, последующее воспроизведение человеком его опыта, а также забывание.

Человек способен удержать в памяти не только то, что он ощущал, и воспринимал, но и то, что он думал, переживал и делал. Память человека тесно связана с ощущениями и восприятием, с вниманием, мышлением, эмоциями и чувствами.

Память избирательна . В ней сохраняется не все, что прошло через сознание человека или воздействовало на мозг, а то, что связано с его потребностями, интересами, деятельностью. Память – как и другие психич. процессы, это субъективное отражение объективного мира. Значит, особенности и установки личности человека и его деятельность влияют на содержание, полноту и прочность его памяти.

Физиологической основой памяти является образование, сохранение и возобновление нервных связей в коре больших полушарий. Связи, возникающие в мозгу, отражают объективные связи, существующие между предметами и явлениями действительности. Они могут быть пространственными, временными, структурными, причинно-следственными. Запомнить – значит связать что-то с чем-то, например, имя человека – с его внешним видом, дату исторического события – с содержанием события. Эти связи называются ассоциациями.

Запоминание процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание избирательно: в памяти сохраняется не все, что воздействует на органы чувств. Доказано, что всякое запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом.

Процесс запоминания протекает в трех формах:

Запечатление, - непроизвольное запоминание, - произвольное запомин.

Запечатление – прочное и точное сохранение в КП и ДП памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Путем запечатления возникают эйдетические образы. Феномен эйдетизма в следующем: после взгляда на картинку испытуемый может дать ответ о ее деталях, это возможно тогда, когда образ виденного сохраняется в сознании целиком. Это часто встречается у детей.

Непроизвольное запоминание – сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Так, с года ребенок запоминает слова языка, находясь в определенной языковой среде. Непроизвольному запоминанию способствует сильное чувство (радость, страх, отвращение…). Этот способ запоминания имеет определенное, положительное значение, на нем построена память в начальном периоде усвоения знаний. Непроизвольное запоминание является продуктом и условием осуществления познавательных и практических действий.

Произвольное запоминание – продукт специальных мнемических действий, т.е. действий, целью которых будет само запоминание. Оно возникло в трудовой деятельности, в общении людей и связано с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности. Характерной чертой произвольного запоминания является волевой акт и обязательное присутствие мотива, решающей задачи.

Сохранение более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте . Сохранение имеет две формы:

Собственно сохранение и - забывание.

Различают два вида сохранения материала в памяти:

1) кратковременный и 2) долговременный.

Кратковременная память – непосредственное запечатление совокупности объектов при однократном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия. В кратковременной памяти информация хранится от нескольких секунд до нескольких часов (1-2 суток). Объем – 5-6 предметов. В условиях КП продуктивными являются задачи, для решения которых могут быть использованы автоматизированные способы действия.

Долговременная память – запоминание и сохранение информации, имеющей большее значение, на длительный срок содержания. Объем ДП зависит от важности для человека информации. ДП хранится многие месяцы и годы. КП – имеет тактическое значение, а ДП – стратегическое.

Информация, использованная в деятельности, или исчезает из памяти или из КП переходит в ДП.

В качестве промежуточного звена между КП и ДП существует оперативная память – обслуживающая текущие действия человека. Из ДП извлекается информация, необходимая для обслуживания соответствующей деятельности.

Забывание – процесс памяти, связанный со стиранием из памяти событий, которые не важны для человека, не повторяются, не воспроизводятся человеком в его деятельности. То, что не включается в деятельность, не повторяется – забывается. Забывание полезно и связано с формированием опыта личности.

Включение в деятельность – средство связи материала с потребностями человека, следовательно, борьба с забыванием. Нужно систематически повторять то, что было сохранено в памяти. Повторять материал необходимо спустя небольшое время после его восприятия, например, вечером прочитать записанную утром лекцию. Забывание также имеет избирательный характер. Значимый материал, связанный с деятельностью, забывается медленно. А то, что имело жизненное значение, совсем не забывается.Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности .

Сохраняемое в ДП не стирается, а становится несосознанным. Сохранение - процесс не пассивный, а динамический. Ранее запомненные знания взаимодействуют с вновь усваиваемыми: они ассоциируются, уточняются и дифференцируются. Сохраняемый в сознании опыт – постоянно изменяется и обогащается. В неизменном виде сохраняется и воспроизводится лишь то, что заучено наизусть как самостоятельное цельное высказывание.

Воспроизведение – процесс памяти, воссоздание в деятельности и общении сохраненного в ДП материала и перевода его в оперативную.

Существует 3 уровня воспроизведения:

Узнавание, - собственно воспроизведение, - припоминание.

Узнавание – это воспроизведение какого-то объекта в условиях повторного восприятия. Оно имеет большое значение в жизни. Без него мы каждый раз воспринимали бы вещи как новые, а не как уже знакомые. Без узнавания невозможно осмысленное восприятие:узнать – значит включить воспринятое в систему наших знаний, нашего опыта. Узнавание сопровождается особым эмоциональным переживанием – чувством знакомости: «уже слышал, видел, пробовал». Узнать легче, чем воспроизвести в отсутствии оригинала. Каждому приходилось испытывать странное переживание: ты приезжаешь в заведомо новый для тебя город или оказываешься в новой ситуации, а кажется, что все это уже было. Мнимое узнавание называется«дежа вю» (в переводе с фр. «уже видел»). Здесь нас подводят ассоциации – похоже только кое-что, а кажется, все повторилось.

Если узнавание полное, определенное, оно осуществляется непроизвольно (без усилий) – незаметно для себя мы узнаем в процессе восприятия вещи, предметы, которые ранее воспринимали. Но если узнавание неполное и поэтому неопределенное, когда, например, увидев человека, мы переживаем «чувство знакомого», но не можем отождествлять его с тем, которого знали ранее или мы узнаем человека, но не можем вспомнить условия, в которых мы воспринимали человека, то в этих случаях узнавание являетсяпроизвольным. Опираясь на восприятие объекта, мы намеренное стараемся вспомнить различные обстоятельства, чтобы уточнить его узнавание. В этом случае узнавание переходит в воспроизведение.

Собственно воспроизведение – осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена специально на воспроизведение. Этовоспроизведение непроизвольное . Но оно не совершается само собой, без толчка. Толчком к нему бывают восприятия предметов, представления, мысли, которые вызваны внешними воздействиями.

Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивными задачами, которые человек ставит перед собой. Когда материал закреплен прочно, воспроизведение происходит легко. Но иногда не удается вспомнить то, что необходимо, тогда приходится делать активные поиски, преодолевая трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием.

Припоминание – воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено. Припоминание характеризуется активными поисками в лабиринтах памяти нужной информации, это определенная умственная работа, труд. Требуется волевое усилие. Припоминание также, как и запоминание, избирательно. Хорошо осознанная и точно сформулированная задача направляет дальнейший ход припоминания, помогает отбирать в нашей памяти нужный материал и тормозит побочные ассоциации. Рекомендуется два приема:

ассоциирование и опора на узнавание. Опора на узнавание – название возможных вариантов цифр, слов, фактов, которые могут быть узаны и припомнены.

Все три уровня воспроизведения вплетены друг в друга и взаимодействуют в мнемической деятельности.

Ассоциирование – связи между отдельными звеньями воспринятого в жизни, играют большую роль в запоминании и припоминании.

Выученное постоянно взаимодействует с тем, что изучалось ранее .

Виды памяти:

    по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

    по характеру целей деятельности: произвольную и непроизвольную;

    по продолжительности закрепления и сохранения материала: КП, ДП и оперативную.

Двигательная (моторная) – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она служит основой для формирования навыков письма, ходьбы, танцев, трудовых навыков.

Эмоциональная память – на чувства, заключается в запоминании, воспроизведении и узнавании эмоций и чувств. Лежит в основе формирования привычек. Пережитые и сохраненные в памяти чувства могут побуждать к действию или тормозить. Способность сочувствовать другому человеку основана на эмоциональной памяти.

Образная память – зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.

Словесно-логическая (смысловая) – заключается в запоминании и воспроизведении мыслей. Т.к. мысли не существуют без языка, то и память на них смысловая.

Как отмечалось выше, информация непрерывным потоком поступает в мозг, который представляет собой сложнейшую, самообучающуюся вычислительную и одновременно аналоговую машину, работающую по прижизненно приобретённым программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей информации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека принимает решения, даёт команды и контролирует их выполнение. Каждое наше переживание, впечатление или движение может сохраняться длительное время. Запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта - всё это составляет память.

Человеку необходима память, чтобы накапливать, сохранять, а затем использовать личный жизненный опыт. Перед психологией стоит ряд сложных проблем, связанных с памятью: как происходит запечатлевание следов, какие условия содействуют этому запечатлеванию, каковы его границы, какие приёмы могут расширить объём запечатлённого материала.

Существуют три совершенно различных типа человеческой памяти: как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; кратковременная память и долговременная.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации - как система удерживает воспринимаемую картину в течение 0,1-0,5 с.

Пример 1. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и снова закройте. Что вы заметили? Да, увиденная вами чёткая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Пример 2. Поводите карандаш, ручку или просто палец взад и вперёд перед глазами, глядя прямо перед собой. Что вы видите? Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом.

Кратковременная память представляет собой не полное отображение событий, а непосредственную интерпретацию этих событий. (Пример. При вас произнесли какую-то фразу, вы запомните не звуки, её составляющие, а 5-6 последних слов, и их можно удержать в кратковременной памяти на неопределённо долгое время, повторяя вновь и вновь материал).

Долговременная память - наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Если ёмкость первой очень ограничена (несколько десятых секунд), второй - несколько (5-6) единиц хранения, то ёмкость долговременной безгранична. Всё, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Главная трудность в долговременной памяти - это проблема поиска информации. И хотя мозг человека состоит из 10 млрд. нейронов и каждый способен удерживать существенное количество информации, можно считать, что практически память человеческого мозга неограниченна.

Рассмотрим различные виды памяти:

    и словесно-логическую ;

    - на непроизвольную и произвольную;

    (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на

Двигательная память (ловкость человека, сноровка в труде, "золотые руки") - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Этот вид памяти имеет огромное значение для формирования различных практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма и т.д.

Эмоциональная память - память на чувства. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти. Пережитые и сохранённые в памяти чувства выступают в виде сигналов либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Образная память - память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Зрительная и слуховая память развита почти у всех людей, а осязательная, обонятельная и вкусовая - это профессиональные виды памяти (например, у дегустаторов, слепых, глухих).

Словесно-логическая память - память на мысли. Но мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется словесно-логической, а не просто логической. Словесно-логическая память - основная в усвоении знаний учащимися в процессе обучения.

В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью; в случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти . В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные мнемические действия. В нашей жизни огромное место занимает непроизвольная память, на основе которой формируется часть нашего жизненного опыта. Но в деятельности человека нередко возникает задача руководить своей памятью, т.е. преднамеренно заучить или применить что-то (произвольная память).

Особый интерес вызывают процессы, происходящие в начальной стадии запоминания, когда запоминаемый материал должен быть соответствующим образом переработан, на что требуется время (этот материал на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д.). Эти процессы неустойчивы и обратимы, специфичны, и их роль в функционировании механизмов накопления опыта столь значительна, что их рассматривают в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации, который получил название кратковременной памяти . В отличие от долговременной памяти (длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения) кратковременная память имеет очень краткое сохранение.

Когда любой из нас выполняет какие-либо арифметические действия, то выполняем их по частям (сначала в скобках, затем умножение, деление, затем сложение и вычитание), при этом некоторые промежуточные результаты удерживаем "в уме" на время. а, получив окончательный результат вычислений, промежуточный результат можем и забыть, т.е. исключаем его из так называемойоперативной памяти.

    Процессы памяти

Рассмотрев виды памяти, которые выступают не порознь, а в органическом единстве, остановимся на характеристиках процессов памяти - запоминание, мнемическая деятельность, механическое и осмысленное запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание .

Первоначальная форма запоминания - это непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приёмов. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни, но лучше всего запоминается то, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Произвольное (преднамеренное) запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчинённую задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия для лучшего запоминания (в процессе обучения преднамеренное запоминание принимает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания (стихи, законы, формулы, даты и т.д.)). Исследования П.И.Зинченко и А.А.Смирнова подтвердили, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем намеренное, т.е. запоминание, включённое в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным, вскрывает характер зависимости запоминания от деятельности, в ходе которой оно совершается.

И всё же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой - запомнить соответствующий материал с тем, чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью , которая всегда носит избирательный характер.

После выполнения задачи запоминания материала необходимо его сохранить. Мозг человека хранит то, что запомнил и хранит более или менее длительное время. Сохранение может быть динамическим (в оперативной памяти) истатическим (в долговременной памяти). При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он подвергается переработке с приходом вновь поступающей информации.

О том, что информация сохранена в памяти, судят по двум процессам памяти – узнавание и воспроизведение . Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия. Увидев движущуюся точку в небе, человек считает, что "это птица или самолёт", т.е. относит восприятие к одной из категорий (птица - летающие машины).

Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это - активный волевой процесс. Припоминанию помогают вопросы.

Запомнив и сохранив в памяти материал, тем не менее он забывается со временем. Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении.

Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идёт медленно. Так, опыты Г.Эббингауза показали, что через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56%, в дальнейшем оно идёт медленнее.

Интересная закономерность подтверждена данными М.Н.Шардакова. Без повторения в первый день сохранилось в памяти 74%; через 3-4 дня - 66%; через 1 месяц - 58%; через 6 месяцев - 38%. При повторении в первый день удержалось в памяти 88%; через 3-4 дня - 84%; через 1 месяц - 70%; через 6 месяцев - 60%. Таким образом, при своевременной организации повторения материал удерживается в памяти значительно лучше.

Забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями (взрослые лучше помнят то, что относится к их профессии, что связано с их жизненными интересами; школьники хорошо помнят материал, который их увлекает, и быстро забывают то, что их не интересует, поэтому важно у детей воспитывать познавательные интересы).

Cкорость забывания прямо зависит от объема материала и степени трудности его усвоения. Забывание выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва, если последующая деятельность сходна с предыдущей и если последующая деятельность труднее деятельности заучивания. То есть, трудная деятельность затормозила более легкую. Это необходимо учитывать при организации учебной работы: соблюдать перерывы в занятиях, чередовать учебные предметы так, чтобы между ними были значительные отличия (предметы трудные для усвоения ставить раньше, чем легкие).

Одна из основных задач психологии - измерить доступный человеку объём памяти, быстроту, с которой он может запомнить материал, ивремя, в течение которого он может удерживать этот материал.

Немецким психологом Г.Эббингаузом была разрешена задача измерения объёма памяти. Испытуемому предлагалось запомнить 10-12 бессмысленных слогов и отмечалось количество удержанных в памяти. Г.

Эббингауз принял это число за объём "чистой" памяти. Оказалось, что после первого чтения человек в среднем запоминает 5-7 отдельных элементов (люди с плохой памятью удерживают 4-5 элементов, с хорошей - 7-8).

Рассмотрим,какие же условия необходимы для прочного запоминания.

Успех запоминания зависит от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Доказано, что оно во много раз продуктивнее механического, которое неэкономно, требует многих повторений, механически заученный материал трудно припомнить к месту и ко времени.

Как же добиться осмысленного запоминания, при каких условиях?

Прежде всего - это выделение главных мыслей в изучаемом материале, затем их группирование в виде плана (обобщённый заголовок определённой части текста). Переход от одной части к следующим частям - это логическая последовательность основных мыслей текста. При воспроизведении текста материал концентрируется вокруг заголовков плана, стягивается к ним, что облегчает его припоминание. Необходимость составить план приучает человека к вдумчивому чтению, сопоставлению отдельных частей текста, уточнению порядка и внутренней взаимосвязи вопросов.

    Полезным приёмом осмысления материала является сравнение (нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и др.).

    Осмыслению материала помогает его конкретизация, пояснение общих положений, правил примерами, решение задач в соответствии с правилами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т.п.

    Прочность запоминания во многом зависит от повторения. Повторение - важнейшее условие овладения знаниями, умениями и навыками. Требования к повторению: должно быть активным и разнообразным (придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д.). В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределённое. При первом способе материал заучивается в один приём, при втором - повторения отделены друг от друга промежутками времени. Второй способ экономит время и энергию, способствует более прочному усвоению знаний.

Распределённое повторение обеспечивает и большую прочность знаний. Поэтому опытные учителя повторяют учебный материал в течение целого года. Повторения особенно полезны в первые часы и дни после ознакомления с учебным материалом.

Рассмотрим, какие способы заучивания применяются в зависимости от характера материала. Психологии известны три способа заучивания: целостный (материал читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения), частичный (материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно),комбинированный (сочетание целостного и частичного: материал прочитывается целиком, выделяются трудные места и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком). Наиболее целесообразным является комбинированный. Он обеспечивает равномерное запоминание всех частей материала, требует глубокого осмысления, умения выделить главное.

Итак, при заучивании связного текста лучше пользоваться комбинированным способом, частичный лучше применять при заучивании иностранных слов, географических названий. Небольшой по объёму и лёгкий текст можно заучивать целиком.

Успех запоминания обеспечивается также самоконтролем . При заучивании важно воспроизводить материал на всех этапах усвоения. Это помогает установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении и на что следует обратить внимание в последующем чтении.

Успех запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного: логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.

Существенную роль в развитии и совершенствовании памяти играет речь. Отсюда следующие выводы:

1. То, что выражается словами, запоминается легче и лучше; а еще лучше, если слово - не название, а понятие. Чем больше думать над материалом, чем активнее представить его зрительно и выразить словами, тем легче и прочнее он запомнится.

2. Если предмет запоминания - текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов способствует лучшему запоминанию. Текст в памяти в этом случае хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения.

3. Сохранение и припоминание имеют свои особенности. Плохая память может быть больше связана с трудностями припоминания (сравните: найти книгу в библиотеке, или слова или цитаты в книге).

4. Чем богаче и разнообразнее стимулы - средства, которыми мы располагаем для запоминания, чем более просты и доступны они для нас в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание.

5. Чем больше умственных усилий прилагается для придания информации целостной осмысленной структуры, тем легче она потом припоминается (структура типа “дерево”).

6. Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, любые приемы, улучшающие внимание, улучшают и память.

7. Положительные эмоции способствуют припоминанию, а отрицательные - препятствуют.

8. Улучшению восприятия материала способствует освоение техники “ускоренного” чтения (научиться быстро обнаруживать в тексте наиболее важное и воспринимать главным образом это, сознательно пропуская все другое).

9. Способность что-либо зрительно представить положительно влияет на запоминание.

10. Привычка к осмысленному восприятию материала также связана с улучшением памяти (мнемотехнические средства).

Лучше всего человеку опираться при совершенствовании памяти на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание, движение и т.п.

Активное использование при запоминании и воспроизведении материала образного мышления:

а) мысленно связать запоминаемое с хорошо известным предметом, этот предмет далее связать с другим;

б) оба предмета в воображении соединить друг с другом в единый фантастический предмет;

в) мысленно представить себе, как будет выглядеть этот предмет (позвонить - бросить письмо - взять книги в библиотеке).

Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом запечатленной и хранимой информации, имеет различную силу памяти, cкорость запоминания и воспроизведения, способность быстро и к месту припомнить нужную информацию.

Индивидуальные различия памяти проявляются и в виде предъявления материала при запоминании: в зрительном (видеть), слуховом (слышать содержание текста) или двигательном предъявлении материала (заучивать или проговаривать заучиваемый материал). Чаще встречается смешанный тип памяти: слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой. Полезно запоминать учебный материал разными способами: прослушивая, читая, рассматривая иллюстрации, делая зарисовки, наблюдая и др.

Воспитанию положительных свойств памяти содействуют рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и брать на вооружение более эффективные.

Резюме по теме

1. В принятии решения, регулировании поведения, построении профессионального жизненного пути, управлении действиями можно выделить два вида знаний :

    непосредственное, возникающее в ходе взаимодействия объектов с нашими органами чувств;

    опосредованное рассуждениями, речью (рассудочное, мысленное). (Пример - часовая стрелка часов: мы не воспринимаем ее движения, хотя говорим, что движение есть).

Чувственное познание связано с непосредственным видом знаний

2. Различают два основных вида непосредственного знания: сенсорные образы - отображение в голове человека разрозненных признаков объектов, доступных нашим органам чувств и перцептивные образы (образы восприятия ) - отражение в сознании целостных предметов, явлений, доступных органам чувств. Границы между сенсорными и перцептивными образами зависят не только от объекта, но и от человека (субъекта познания). Сенсорные образы, знания часто называют ощущениями, а перцептивные - восприятиями.

3. Внимание - один из познавательных процессов человека, в ходе которого сознательно или бессознательно (полусознательно) происходит отбор одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

Внимание человека обладает пятью свойствами : устойчивостью, переключаемостью, сосредоточенностью, распределеним внимания, объемом внимания.

4. Устойчивость внимания - способность длительное время сохранять состояние внимания на каком-либо объекте. С осредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Переключаемость внимания - это его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Распределение внимания - это способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Объем внимания - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, способной одновременно сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей - 5-7 единиц информации.

5. Развитию внимательности в процессе обучения способствуют:

    установка на внимательность;

    периодический контроль обсуждаемых на занятии вопросов;

    использование активных методов обучения, которые побуждают студентов к мыслительной активности, внимательности;

    перегрузка большим количеством впечатлений ведет к рассеянности;

    разбросанность интересов (участие в нескольких кружках, чтение нескольких книг, увлечение разными видами спорта, коллекционирование, а в результате и ничем серьезно не занимается);

    определенный режим в занятиях, развлечениях и отдыхе;

    случайность преподавания - не будит мысль, не затрагивает чувств.

6. Ощущение и восприятие тесно связаны между собой, являясь чувственным отображением объективной реальности. Новосприятие - это осознание чувственного данного предмета или явления в целом, аощущение - это отражение отдельного чувственного качества предмета или явления. Ощущения и восприятия едины и различны.

7. Ощущения - начальный источник всех наших знаний о мире . Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями , а воздействие раздражителей на органы чувств - раздражением, которое вызывает в нервной ткани возбуждение. Различают пять основных видов ощущений : обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами : качество, интенсивность, длительность (продолжительность) и пространственная локализация .

8. Восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Свойствами восприятия являются предметность, константность, целостность (структурность), осмысленность, апперцепция.

9. Запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта - всё это составляет память. Человеку необходима память, чтобы накапливать, сохранять, а затем использовать личный жизненный опыт. Перед психологией стоит ряд сложных проблем, связанных с памятью: как происходит запечатлевание следов, какие условия содействуют этому запечатлеванию, каковы его границы, какие приёмы могут расширить объём запечатлённого материала. Характеристики процессов памяти - запоминание, мнемическая деятельность, механическое и осмысленное запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание.

10. Существуют совершенно различных три типа человеческой памяти: "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; кратковременная память и долговременная .

Непосредственный отпечаток сенсорной информации - как система удерживает воспринимаемую картину в течение 0,1-0,5 с. Кратковременная память представляет собой не полное отображение событий, а непосредственную интерпретацию этих событий. Долговременная память - наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Если ёмкость первой очень ограничена (несколько десятых секунд), второй - несколько (5-6) единиц хранения, то ёмкость долговременной безгранична.

11. Виды памяти:

    по характеру психической активности , преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую ;

    по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную;

    по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) - накратковременную, долговременную и оперативную.

12. Способы заучивания применяются в зависимости от характера материала. Психологии известны три способа заучивания: целостный (материал читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения), частичный (материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно),комбинированный (сочетание целостного и частичного: материал прочитывается целиком, выделяются трудные места и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком). Наиболее целесообразным является комбинированный. Он обеспечивает равномерное запоминание всех частей материала, требует глубокого осмысления, умения выделить главное.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: