Основные элементы правового статуса обучающихся в образовательном учреждении высшего профессионального образования. Понятие и виды обучающихся как субъектов образовательных отношений. Правовой статус обучающихся Работники образовательных учреждений имеют

1. Понятие и виды обучающихся.

2. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.

3. Обязанности и ответственность обучающихся.

4. Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования.

Нормативные правовые акты

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ //Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. № 1 (ч. 1). -Ст. 1.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - №53.

3. Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185
"Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания" //Российская газета. – 2013. – 26 июня.

Понятие и виды обучающихся

В современной российской теории права под категорией «правовой статус» чаще всего понимается совокупность прав и обязанностей того или иного вида субъектов. Однако возрастает количество исследований, в которых к этому перечню добавляется ответственность, законные интересы, а также происходит отграничение прав от свобод, в результате чего последние рассматриваются как самостоятельные элементы правового статуса. В то же время в ряде исследований структура категории «правовой статус» значительно усложняется, поскольку в нее, помимо указанных выше, включаются такие элементы, как: правосубъектность, гражданство, правовые принципы и др.

Будучи единым по содержанию, правовой статус подразделяется на общий правовой статус, специальный и индивидуальный. Общий правовой статус – права, свободы и обязанности согласно нормам Конституции Российской Федерации. Специальный правовой статус включает в себя нормы иных актов, которые, основываясь на конституционных положениях, отражают особенности правового положения определенных категорий граждан (военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Индивидуальный правовой статус – это совокупность прав, свобод и обязанностей, законных интересов, которыми обладает конкретное физическое лицо с учетом конкретизирующих его правовое положение факторов (пол, возраст, семейное положение, трудовая деятельность и т.д.).

В рамках изменений законодательства об образовании интерес представляет специальный правовой статус обучающихся как специфической группы субъектов образовательных правоотношений. Что касается понимания сущности основных элементов правового статуса (права, свободы и обязанности), то полагаем необходимым придерживаться следующих позиций, высказанных в научной литературе. Еще Н.М. Коркунов определял право (отдельное правомочие) как то дозволенное, возможность чего обеспечена установлением соответствующей обязанности. Подобное отношение сохранилось в российской науке и сегодня, но значительно обогатилось за счет подробной характеристики этих возможностей: возможность совершения определённых положительных действий; возможность пользоваться различными социальными благами и ценностями; возможность требовать от других лиц выполнения их обязанностей; возможность защитить своё право с помощью предусмотренного законом юридического механизма. При этом если права – это юридические возможности человека, осуществление которых предполагает исполнение государственными органами соответствующих обязанностей, то свободы – это «правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, без взаимодействия с государственными органами».

Обязанность – это мера требуемого правом поведения, причем несоблюдение требований есть основание для применения мер юридической ответственности. Обязанность как осознание связанности своей воли может выражаться как в положительном действии (получать образование, содействовать лицам в получении образования), так и в отрицательном деянии в форме бездействия, когда лицу требуется воздержаться от совершения тех или иных действий. Обязанность может быть персонифицирована в относительных правоотношениях (когда определена группа обязанных субъектов) или же быть неопределенной, когда потенциально касается неограниченного круга лиц.

Законный интерес понимается как отраженная в объективном праве, либо вытекающая из его общего смысла и в определенной степени гарантированная государством юридическая дозволенность, выражающаяся в стремлениях субъекта пользоваться определенным социальным благом, а также в необходимых случаях обращаться за защитой к компетентным государственным органам или общественным организациям.

Так, правовой статус обучающихся образовательных организаций регламентируется главой 4 Федерального закона об образовании, в которой регулируются основные права, свободы и обязанности обучающихся. На законодательном уровне впервые разграничены понятия «обучающийся» и «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Так, обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу, а «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В п. 1 ст. 33 Федерального закона об образовании выделяются следующие категории обучающихся:

1) воспитанники – лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;

2) учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;

3) студенты (курсанты) – лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;

4) аспиранты – лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

5) адъюнкты – лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

6) ординаторы – лица, обучающиеся по программам ординатуры;

7) ассистенты-стажеры – лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;

8) слушатели – лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования;

9) экстерны – лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации .

Реферат *

450руб.

Введение
1. Образовательное учреждение дошкольного образования как один из типов образовательного учреждения

Выводы
Список использованной литературы

Введение

Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования

Фрагмент работы для ознакомления

ДОУ реализующие только инвариантную (обязательную) часть общеобразовательной программы дошкольного образования;
ДОУ, реализующие вариативную (дополнительную) часть общеобразовательной программы дошкольного образования.
3. С учетом возраста воспитанников.
ДОУ с 2-х месяцев;
ДОУ с 2-х лет;
ДОУ с 5-ти лет;
4. По принципу платности:
Полностью бесплатные ДОУ;
Частично платные ДОУ;
Полностью платные ДОУ;
5. С учетом реализации методик воспитания:
ДОУ, работающие по классической методике;
ДОУ, работающие по методике Монтессори;
ДОУ, работающие по Вальдорфской методике;
ДОУ, работающие по методике Зайцева;
6. С учетом продолжительности пребывания воспитанников в ДОУ:
ДОУ с пребыванием от 2-4 часов, ДОУ с пребыванием от 8 -12, ДОУ с пребывание более 12 часов, Интернаты (с пребыванием более 5 суток).
7. По источникам финансирования:
муниципальные ДОУ, ведомственные ДОУ и частные ДОУ.1
2. Понятие, правовые основы правового статуса обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования
Правовой статус - это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей. Он отражает юридически оформленные взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими. В нем выражаются легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, других правовых возможностей и ответственности.
Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Общий - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции РФ. Он является одинаковым для всех граждан РФ. Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.). Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.1
Правовой статус обучающихся в ДОУ является разновидностью специального статуса, имеет ряд особенностей. Так, при рассмотрении правового статуса обучающихся в ДОУ необходимо учитывать, что обучающиеся, воспитанники дошкольных образовательных учреждений имеют довольно ограниченную дееспособность. Правовая ответственность во многом лежит на их родителях (законных представителях).
Сообразно содержанию образовательных отношений действующее законодательство закрепляет правовой статус их участников, который имеет ряд специфических признаков не только на уровне конкретных прав и обязанностей, но и в содержании правоспособности и дееспособности.
У обучающихся образовательная правоспособность возникает с того момента, как они приступают к занятиям в дошкольном или школьном образовательном учреждении, т.е. в возрасте четырех - семи лет. Дееспособность субъектов правоотношений других отраслей права возникает намного позже, в возрасте 16 - 18 лет.
В отличие от всех иных отраслей права, признающих определенную часть граждан недееспособными (дети, психически больные лица), образовательное право подобного института не знает. Все жители страны независимо от их умственного и психического развития, а также состояния здоровья имеют образовательную дееспособность и могут получать образование, необходимое им для социальной адаптации и интеграции в общество. В этих целях государство и органы местного самоуправления создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы или группы, обеспечивающие лечение, воспитание и обучение детей и подростков с отклонениями в умственном или психическом развитии.
Образовательное право не знает и института полного или частичного лишения образовательной дееспособности граждан. Даже лица, осужденные к лишению свободы, имеют реальную возможность получать образование.1
В соответствии с п. 24 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются: а) воспитанники, б) обучающиеся, в) родители (лица, их заменяющие), г) педагогические работники. Они же являются и участниками соответствующих образовательных правоотношений. Согласно действующему законодательству, взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируется договором. В таком договоре обычно прописываются взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода. Нарушения прав ребёнка являются основанием для прекращения трудового договора (контракта) с педагогом.
Права и обязанности обучающихся в ДОУ определяются законодательством РФ, уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами. 1
Согласно ст. 43 Конституции в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Основы правового статуса обучающихся в ДОУ закреплены в положениях Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании".
Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которым регулируются организация деятельности ДОУ и образовательного процесса.
Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677 утверждено Типовое положение дошкольном образовательном учреждении, которое обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.
Письмом Минобразования России от 14 марта 2000 г. N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" регламентируется учебная нагрузка при построении образовательного процесса.
3. Права, свободы, законные интересы обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования
Обучающиеся в ДОУ имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, также имеют право на обучение по индивидуальным учебным планам, однако в пределах рамок очерченных указанными государственными стандартами. Обучающиеся имеют право на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений в процессе обучения.
Законодательством предусмотрена возможность получения дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг. Родители (представители) обучающихся также имеют право на участие в управлении образовательным учреждением.
Общеобразовательные программы реализуются через специфичные для каждого возраста воспитанников и обучающихся виды деятельности: игру, лепку, конструирование, рисование и др. Согласно действующему законодательству, выпускники ДОУ обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня. В ДОУ содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения. Для детей с какими-либо отклонениями в развитии органы управления образованием создают коррекционные образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.
Законодательством запрещено привлекать ДОУ к труду, не предусмотренному образовательной программой, если на это не получено согласие родителей (законных представителей).
Обучающиеся в ДОУ право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебной программой.1
Деятельность воспитанников и обучающихся в свободное от занятий время должна организовываться с учетом индивидуальных особенностей состояния их здоровья и интересов и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе и др.), познавательных, творческих, потребности в общении.
Установлено, что дисциплина в ДОУ должна поддерживаться с обязательным соблюдением принципа уважения человеческого достоинства воспитанников, обучающихся и педагогов. Запрещено применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся ДОУ.2
Также права и обязанности родителей обучающихся зафиксированы ст.52 Закона об образовании, согласно которому родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право самостоятельно определять формы получения образования, а также образовательные учреждения. Родители осуществляют защиту законных прав и интересов ребенка, вправе принимать участие в управлении образовательным учреждением.
Законодательством возложена на родителей (законных представителей) обучающихся в ДОУ обязанность выполнять устав учреждения, оплачивать их обучение (в случаях установленных нормативными актами). Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.
4. Юридические гарантии прав и законных интересов обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования
Основные государственные гарантии прав обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования очерчены в ст.5 Закона РФ об образовании, согласно которой гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо без какой-либо дискриминации.
Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Так, одной из важнейших гарантий права на дошкольное образование является его доступность. В то же время в современном мире отмечают несколько противоречий в развитии образования. Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование. Провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается другим противоречием - усилением неравенства в плане доступа к образованию. Следующее противоречие - усиливающиеся финансовые трудности образовательных учреждений - запросы по финансированию своего развития системой образования сопровождаются сокращением финансирования государством.

Список литературы

"1.Агешкина Н.А. Защита интересов школьников и студентов при получении образования. М.: Омега-Л, 2008. 156 с.
2.Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). - ""Про-спект"", 2009.
3.Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I ""Об образовании"" // Ве-домости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1797
4.Кирилин А.В. Комментарий к Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 ""Об образовании"" (постатейный). М.: Деловой двор, 2008. 304 с.
5.Лилит С.Х. / Роль дошкольных образовательных учреждений на рынке образовательных услуг России // Сервис в России и за рубежом, 2010, N 1.
6.Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 ""Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста"" // Собрание за-конодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., N 39, ст. 4542
7.Правоведение: Учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев, Ю.В. Берладир, М.В. Колганова и др.; под ред. М.И. Абдулаева. М.: Магистр-Пресс, 2006. 560 с.
8.Сырых В.М. / Образовательные услуги и образовательные пра-воотношения: дискуссионные взгляды и действительное содержание // Журнал российского права, 2010, N 4

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Обучающиеся наряду с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, педагогическими работниками, их представителями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являются участниками образовательных отношений.

Закон об образовании (п. 15 ст. 2) определяет обучающегося как физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Освоение образовательной программы представляет собой активные действия со стороны обучающихся по посещению учебных занятий, осуществление самостоятельной работы, выполнение заданий, даваемых педагогическими работниками, и иные действия, предусмотренные образовательной программой, направленные на достижение планируемых результатов.

Обучающийся в рамках образовательных отношений всегда осваивает образовательную программу при помощи и взаимодействии с другими участниками образовательных отношений: образовательной организацией, ее педагогическими работниками.

Существенной особенностью обладают образовательные отношения, в которых физическое лицо осваивает образовательную программу вне образовательной организации, но при взаимодействии с родителями (законными представителями) в форме семейного образования. Такой субъектный состав, в отличие от самостоятельного освоения образовательной программы, соответствует понятию образовательного отношения и является реализацией права родителей дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Однако следует отметить, что в отличие от получения образования в образовательной организации образовательные отношения при семейной форме получения образования урегулированы крайне слабо, в основном в части последующего взаимодействия с образовательными организациями по прохождению промежуточной и государственной итоговой аттестаций, а также последствий непрохождения таких аттестаций.

Вне образовательных отношений обучающийся самостоятельно осваивает (изучает) содержание той или иной образовательной программы. Сама по себе самостоятельная работа обучающегося не является предметом правового регулирования законодательства об образовании, поскольку не охватывается понятием «образовательные отношения» с точки зрения субъективного состава. Однако впоследствии обучающийся может вступить в образовательные отношения с образовательной организацией, в том числе для фиксации достижения результатов освоения образовательной программы (ее части) в рамках процедур промежуточной и итоговой аттестаций.

В зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения и режима пребывания в образовательной организации Закон об образовании выделяет девять видов обучающихся:

  • 1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации (формально данным видом охватываются обучающиеся, получающие дошкольное образование в форме семейного образования);
  • 2) учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы (формально данным видом охватываются обучающиеся, получающие начальное общее, основное общее или среднее общее образование в форме семейного образования);
  • 3)студенты (курсанты ) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры. При этом курсантами являются военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, и сотрудники из числа лиц рядового состава и младшего начальствующего состава, осваивающие указанные образовательные программы в образовательных организациях федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (ч. 8 ст. 81 Закона об образовании);
  • 4) аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
  • 5) адъюнкты - лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;
  • 6) ординаторы - лица, обучающиеся но программам ординатуры;
  • 7)ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся но программам ассистентуры-стажировки;
  • 8) слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, программы профессионального обучения, а также зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования. Кроме того, к категории «слушателей» относятся офицеры (лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава), обучающиеся в федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (ч. 7 ст. 81 Закона об образовании);
  • 9) экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестаций.

Среди указанных видов обучающихся особое место занимают экстерны, при раскрытии понятия которых Закон об образовании не использует термин «освоение образовательной программы». Исходя из определения экстернов, данная категория обучающихся зачисляется в образовательную организацию не для освоения образовательной программы, а для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестаций.

Данные аттестации сами по себе являются частью образовательной программы исходя из понятия п. 8 ст. 2 Закона об образовании, однако анализ норм ст. 58 и 59 Закона позволяет сделать вывод, что промежуточная аттестация сопровождает освоение образовательной программы, а итоговая аттестация завершает данное освоение и фиксирует достижение планируемых результатов образовательной программы. При этом непосредственно в рамках данных процедур аттестации образовательная программа обучающимся не осваивается, следовательно, в качестве экстерна можно рассматривать лицо, которое ранее, до зачисления для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестаций, уже освоило образовательные программы, причем как в формах получения образования вне образовательной организации (семейное образование и самообразование), так и в различных формах обучения в организациях, не имеющих государственной аккредитации по данным образовательным программам.

Поскольку экстерн зачисляется для прохождения государственной итоговой аттестации, то статус экстерна не могут иметь лица, ранее освоившие образовательные программы, по которым гос}"дарственная аккредитация не проводится (программы профессионального обучения, дополнительные образовательные программы, общеобразовательные программы дошкольного образования).

Правовой статус (положение) обучающегося представляет собой совокупность субъективных прав, обязанностей и юридической ответственности, предусмотренных законодательством об образовании.

Закон об образовании содержит специальную гл. 4 «Обучающиеся и их родители (законные представители)», в которой существенно более подробно, чем в ранее действовавшем Законе РФ «Об образовании», урегулирован правовой статус обучающихся по различными образовательным программам.

Обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования - это лица, в установленном порядке зачисленные в вуз для обучения. Строго говоря, под это определение подпадают не только студенты, но и другие категории обучающихся в вузе. В современном образовательном учреждении высшего профессионального образования ими, в соответствии с ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» могут быть:

Слушатель - лицо, обучающееся в вузе на подготовительном отделении, в подразделениях повышения квалификации; в ординатуре или интернатуре медицинских вузов; лицо, параллельно получающее второе высшее образование (ст. 18);

Аспирант - лицо, имеющее высшее профессиональное образование, обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук;

Докторант - лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук (ст.19).

Кроме того, не будучи обучающимися, субъектами образовательных отношений являются абитуриенты. Это лица, выразившие желание пройти вступительные испытания в вуз (вузы) и подавшие необходимые документы.

Если вуз реализует программы общего, начального профессионального образования, в его контингенте также числятся обучающиеся. Очевидно, что использование этого термина в таком контексте нельзя считать удачным, так как обучающийся - это понятие универсальное, определяющее одного из субъектов образовательных отношений. Именно так его применяет законодатель в двух цитируемых законах об образовании, так им оперируют в соответствующей литературе.

Несмотря на расширяющуюся практику включения в структуру вуза учреждений среднего профессионального образования - техникумов, колледжей и т.п., статус обучающихся в вузе по программам среднего профессионального образования до сих пор нормативно однозначно не определен. Представляется, что и для них нет иного варианта, как отнести их к другим категориям обучающихся в вузе.

Ядро, стержень отношений в системе высшего образования составляют студенты. Студенты - основной вузовский контингент. Это и есть то лицо, которое реализует собственно права на высшее профессиональное образование. То есть статус образовательного учреждения высшего профессионального образования обеспечивают именно студенты.

С учетом вышеизложенного, статус студента должен представлять наиболее объемную, законченную модель статуса личности, обучающейся в системе высшего профессионального образования и аккумулирующей в себе все составляющие вузовской жизнедеятельности. Эта модель и является объектом настоящего исследования и именно о составляющих статуса студента и пойдет речь далее.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» студент - это лицо, в установленном порядке зачисленное в вуз для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования.

Студенты вузов - это особая социальная группа в составе молодежи (страта), ее «самый организованный отряд»; субъекты со специальным правовым статусом в административном праве и особый контингент обучающихся в образовательном праве.

Н.В. Витрук характеризует правовой статус личности в социальном отношении как определенную систему («каталог», «номенклатура») социальных возможностей жизнедеятельности человека. В законе она закреплена в системе юридических (субъективных) прав и обязанностей и законных интересов, содержание которых определяется господствующими общественными отношениями. Содержание правового статуса в целом определяет рамки деятельности лица по отношению к другим людям, коллективам, границы его активной жизнедеятельности и самоутверждения. Став студентом, личность становится полноправным участником собственно образовательных и связанных с ними отношений, являющихся составной частью длящихся отношений по реализации конституционного права на высшее профессиональное образование, и приобретает специальный правовой статус.

Именно этот статус - по схеме, предложенной Н.В. Витруком, - с момента издания приказа о зачислении «очерчивает границы возможного и необходимого поведения личности, определяет меру пользования конкретными материальными и духовными благами через указание прав, обязанностей и законных интересов» в данной области общественных отношений. Вместе с тем статус студента в цивилизованном государстве не должен каким-либо образом ограничивать личность в ее общегражданских правах, так как он производен от правового статуса гражданина, является его частью. Будучи студентом, личность продолжает нести установленные Конституцией и другими законами обязанности: платить налоги, служить в армии, соблюдать действующее законодательство и иные нормативно-правовые акты.

Понятие «правовой статус» в достаточной степени исследовано в отечественной литературе - как в общетеоретическом плане, так и по отраслям, в том числе в праве административном. При этом в состав статуса традиционно включаются правосубъектность, права и обязанности, ответственность и гарантии.

Правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их правосубъектности в той или иной сфере правоотношений в привязке к сфере частного или публичного права. Через общеправовую характеристику исследуемый объект «связывается» с той отраслью права, которая в основном, главным образом воздействует на него. Правовое положение студентов, равно как и иных категорий обучающихся в вузе (курсантов, слушателей, ординаторов, аспирантов), отличается значительной спецификой. В их статусе отражается пересечение публично-правовых и частных интересов, в формировании их прав и обязанностей задействованы многие отрасли права. Поэтому в состав элементов статуса должна быть включена общеправовая характеристика конкретного субъекта права, позволяющая в полной мере учесть те отрасли права, которые участвуют в формировании его специального статуса.

Общеизвестная позиция, что студент - это лицо со специальным правовым статусом в ряду категорий «общее - особенное - специальное». Общеправовой статус студента - это правовой статус личности, человека и гражданина. С этого, как правило, начинается характеристика любого специального статуса.

Особенный статус в процессе реализации конституционного права на выше профессиональное образование гражданин приобретает, поскольку включается механизм обеспечения этого права, то есть личность становится участником административно-правовых отношений (так появляется административно-правовой статус). Специальный статус - это собственно статус студента.

В.М Сырых различает шесть видов статусов гражданина в зависимости от уровня норм, которыми определяются права и обязанности участников образовательного правоотношения: международно-правовой, конституционный, отраслевой, специальный, региональный и индивидуальный. Его классификация носит специальный характер, поскольку автор распространяет ее на тех, кто уже обладает специальным правовым статусом как участник образовательных отношений. В то же время ее как универсальную можно применить к любому участнику общественных отношений. В этой связи уместно вспомнить, что процесс конкретизации правовых статусов личности «заканчивается, в сущности, лишь применительно к отдельному гражданину - Иванову, Петрову и т.д.».

Реальный объем правосубъектности студента зависит от различных обстоятельств. Прежде всего, в его основе лежат общие права, обязанности и ответственность обучающегося с точки зрения российского законодательства и иных нормативно-правовых актов об образовании. Его также обусловливают такие факторы, как статус вуза; ведомственная принадлежность образовательных учреждений; источник финансирования обучения; региональные особенности (например, наличие специального нормативного правового акта о льготах и компенсациях); обучение на договорной основе, в соответствии с целевыми договорами между вузом и органами исполнительной власти или местного самоуправления, иными договорами; индивидуальные способности студента, предшествующий уровень его образования; право на льготы (сиротам, участникам боевых действий и др.) и т.д.

Таким образом, понятие «статус студента» не является универсальным. Оно всегда предполагает известные уточнения. И если с точки зрения юридической терминологии право - это применение равной меры к неравным людям, то понятие «студент» дает нам обратную картину: это неравная мера, применяемая к людям, которые в силу принадлежности к одной социальной группе должны обладать примерно равным набором прав и обязанностей. В свою очередь, обучающийся, даже если мы имеем в виду обучающихся в вузах, в том числе в его специализированных структурных подразделениях, - это очень емкое родовое понятие, включающее в себя много разновидностей. Следовательно, в правовом статусе обучающего можно выделить общие права и обязанности, обусловленные его добровольным вхождением в коллектив вуза, то есть «коллективные» права, общие для любого члена этого коллектива. Это неизменный для всех категорий обучающихся блок, статичное ядро - минимальный (хотя и довольно значительный) набор прав, обязанностей и ответственности, а также гарантий, его обеспечивающих.

правовой статус обучающихся в актах федерального законодательства и законах субъектов российской федерации

Н.В. Путило, заведующая отделом социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук

На основе теоретических представлений об элементах правового статуса в статье рассматривается правовой статус обучающихся. Исследуется федеральное законодательство и акты субъектов Российской Федерации, проводится сравнительный анализ действующих норм и положений проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Ключевые слова: правовой статус, права, свободы, обязанности, законные интересы, ответственность, академические права, социальные права, право на образование.

В современной российской теории права под категорией «правовой статус» чаще всего понимается совокупность прав и обязанностей того или иного вида субъектов. Однако возрастает количество исследований, в которых к этому перечню добавляется ответственность, законные интересы, а также происходит отграничение прав от свобод, в результате чего последние рассматриваются как самостоятельные элементы правового статуса. В то же время в ряде исследований структура категории «правовой статус» значительно усложняется, поскольку в нее помимо указанного выше включаются такие элементы как: правосубъектность; гражданство; правовые принципы и др. .

Будучи единым по содержанию, правовой статус подразделяется на общий правовой статус (права, свободы и обязанности согласно нормам Конс-

титуции Российской Федерации) и специальный. Последний включает в себя нормы иных актов, которые, основываясь на конституционных положениях, отражают особенности правового положения определенных категорий граждан (военнослужащих, инвалидов, участников войны и т. д.). Индивидуальный статус - это совокупность прав, свобод и обязанностей, законных интересов, которыми обладает конкретное физическое лицо с учетом конкретизирующих его правовое положение факторов (пол, возраст, семейное положение, трудовая деятельность и т. д.).

В рамках данного исследования интерес представляет специальный правовой статус обучающихся как специфической группы субъектов образовательных правоотношений. Если правовой статус обучающихся - общее родовое понятие, основы которого закреплены Законом Российской

Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», то правовой статус обучающихся по уровням образования или в зависимости от особенностей самого обучающегося (например, лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования) - это видовое понятие. Причем в отношении студентов высших учебных заведений и лиц, получающих послевузовское образование, определяющее значение имеет Федеральный закон от 22.06.1998 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Также важное значение для специальных правовых статусов различных категорий обучающихся имеют типовые положения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации, а также нормы законов о социальном обеспечении обучающихся, закрепляющие многие элементы механизма реализации права на социальную защиту лиц, обучающихся на разных уровнях системы образования.

При принятии интегрированного акта, каким является проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», произойдет частичная кодификация норм, закрепляющих правовой статус обучающихся, поскольку отныне эти обозначенные выше статусы получат регламентацию в рамках одного акта. Следовательно, будет снижено значение иных актов, содержащих подобные нормы.

Что касается понимания сущности основных элементов правового статуса (права, свободы и обязанности), то полагаем необходимым придерживаться следующих позиций, высказанных в на-

учной литературе. Еще Н.М. Коркунов определял право (отдельное правомочие) как то дозволенное, возможность чего обеспечена установлением соответствующей обязанности . Подобное отношение сохранилось в российской науке и сегодня, но значительно обогатилось за счет подробной характеристики этих возможностей: возможность совершения определенных положительных действий; возможность пользоваться различными социальными благами и ценностями; возможность требовать от других лиц выполнения своих обязанностей; возможность защитить свое право с помощью предусмотренного законом юридического механизма. При этом если права - это юридические возможности человека, осуществление которых предполагает исполнение государственными органами соответствующих обязанностей, то свободы - это «правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, без взаимодействия с государственными органами» .

Обязанность - это мера требуемого правом поведения, причем несоблюдение требований есть основание для применения мер юридической ответственности. Обязанность как осознание связанности своей воли может выражаться как в положительном действии (получать образование, содействовать лицам в получении образования), так и в отрицательном деянии в форме бездействия, когда лицу требуется воздержаться от совершения тех или иных действий. Обязанность может быть персонифицирована в относительных правоотношениях (когда

определена группа обязанных субъектов) или же быть неопределенной, когда потенциально касается неограниченного круга лиц.

Законный интерес понимается как отраженная в объективном праве, либо вытекающая из его общего смысла и в определенной степени гарантированная государством юридическая дозволенность, выражающаяся в стремлениях субъекта пользоваться определенным социальным благом, а также в необходимых случаях обращаться за защитой к компетентным государственным органам или общественным организациям.

Основу правового статуса обучающегося составляют права, свободы и обязанности, зафиксированные в ст. 43 Конституции Российской Федерации. Среди них: право каждого на образование; право на доступность для всех и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

В отношении граждан закреплена одна обязанность: получать общее образование, в отношении которой имеется несколько дискуссионных моментов.

Так, если использовать теоретический постулат о том, что права могут совпадать с обязанностями («то, что в одних отношениях является правом, в других является обязанностью»), следует признать, что граждане Российской Федерации обладают как правом

на основное общее образование (ч. 2 ст. 43 Конституции России), так и обязанностью получать основное общее образование (ч. 4 ст. 43 Конституции России). Единство права и обязанности в отношении одного и того же объекта правоотношения многими учеными выводится из публичных интересов в образовании.

В то же время в научной литературе, посвященной анализу законодательства об образовании, имеется точка зрения о том, что ребенок, будучи субъектом права на образование, не является субъектом соответствующей конституционной обязанности, поскольку эта обязанность возложена Конституцией России и законодательством на родителей и лиц, их замещающих. Заметим также, что в конституциях иных государств, когда речь идет об обязательном образовании, не всегда субъектами данных обязанностей выступают родители или обучающиеся. Например, согласно Конституции Великого герцогства Люксембург от 17 октября 1868 г. (ст. 23) государству предписано следить за тем, чтобы каждый люксембуржец получил обязательное и бесплатное начальное образование.

Полагаем, что рассматриваемая конституционная обязанность предполагает совершение определенных действий как со стороны родителей, так и со стороны несовершеннолетних граждан. Действия последних, несомненно, ограничены их недееспособностью, но эта недееспособность не является полной. Речь идет об институте частичной дееспособности, не известном российскому праву, но широко применяющемуся в западной правовой доктрине и нор-

мотворческой практике. В последнее время в законодательстве можно отметить тенденцию восприятия института частичной дееспособности. Примером подобных законодательных решений может считаться ч. 7. ст. 56 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой при искусственном прерывании беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, требуется: а) в ряде случаев выявить ее волеизъявление; б) обеспечить ее присутствие на судебном процессе. Аналогичный подход к учету волеизъявления недееспособных лиц содержится и в ст. 57 данного акта, содержащей нормы о медицинской стерилизации.

В силу наличия элементов дееспособности несовершеннолетние обязаны выполнять правила внутреннего распорядка учебного заведения при освоении программ общего образования, их отказ от посещения учебного заведения или обучения в иной предусмотренной законом форме - есть основание для применения к ним мер негативного воздействия. Так, органы управления образованием и образовательные учреждения в силу ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: