Порядок наделения полномочиями судей. Порядок наделения полномочиями судьи Порядок наделения судьи полномочиями

ПОРЯДОК НАДЕЛЕНИЯ СУДЕЙ ПОЛНОМОЧИЯМИ

Порядок наделения судей полномочиями регламентирован ст.ст. 6, 6.1 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации":

"Статья 6. Порядок наделения судей полномочиями

1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

2. Судьи федеральных арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

4. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Указанное представление направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

5. Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.

6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

7. Исключен. - Федеральный закон от 15.12.2001 N 169-ФЗ.

7.1. В случае выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.

8. Не позднее чем за шесть месяцев до достижения судьей федерального суда предельного возраста пребывания в должности судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Статья 6.1. Порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий председателей и заместителей председателей судов

1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации и его заместители назначаются в порядке, установленном Федеральным конституционным закономКонституционном Суде Российской Федерации".

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации указанное заключение не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

3. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносят Президенту Российской Федерации указанные представления не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

4. Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представление о назначении Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не позднее чем за 14 дней до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии.

5. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий 14 дней после получения представления Президента Российской Федерации.

6. Председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

7. Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, специализированных арбитражных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

8. Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

9. Отклоненные кандидатуры на должности председателей и заместителей председателей судов того же суда могут быть повторно представлены для назначения не ранее чем через год в порядке, установленном настоящей статьей.

10. Председатели, заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, определяемом законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

11. Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены.

Указанные полномочия могут быть также досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.

По прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.

Полномочия председателей и заместителей председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов.

В случае, если на должность председателя или заместителя председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда, и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены.

12. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность председателя или заместителя председателя суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

13. Председатель, заместитель председателя районного суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Председатель, заместитель председателя иного федерального суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

14. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.".

Для перехода к полному тексту Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" нажмите ссылку .

1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Судьи кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Указанное представление направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю Верховного Суда Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок наделения судей полномочиями

Порядокнаделения судей полномочиями регулируется ст. 6 Закона РФ «О статусе судей вРоссийской Федерации»

1. Судьи Верховного СудаРоссийской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерацииназначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации попредставлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнениясоответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и ПредседателяВысшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

2. Судьи федеральныхарбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации попредставлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дняполучения от председателя соответствующего суда представления о назначениирекомендуемого лица на должность судьи.

3. Судьи других федеральных судов общейюрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации попредставлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерациии Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, котороенаправляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дняполучения от председателя соответствующего суда представления о назначениирекомендуемого лица на должность судьи.

4. Судьи военных судов назначаются ПрезидентомРоссийской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда РоссийскойФедерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационнойколлегии судей Российской Федерации. Указанное представление направляетсяПрезиденту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения отпредседателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемоголица на должность судьи.

5. Президент РоссийскойФедерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначаетсудей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РоссийскойФедерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначенияСовету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняетпредставленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующегосуда.

6. Назначение кандидатов на должности судейпроизводится только при наличии положительного заключения соответствующейквалификационной коллегии судей.

Судья федерального судаможет быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, вдругой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, заисключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. Втаком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность,аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

7. В случае выявленияфакта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего намомент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, соответствующая квалификационная коллегия судей вустановленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращенииполномочий такого судьи.

8. Не позднее чем за шесть месяцев до достижениясудьей федерального суда предельного возраста пребывания в должности судьи, а вслучае досрочного прекращения полномочий - не позднее чем через 10 дней со дняоткрытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судейобъявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации суказанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи,а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Порядок наделения мировых судей полномочиями и срок полномочий судей регулируется ст. 11Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и ст. ст. 5, 6 ФЗ «О мировыхсудьях в Российской Федерации»

Требования,предъявляемые к мировому судье

1. Мировым судьей можетбыть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшееюридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пятилет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен иполучивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующегосубъекта Российской Федерации.

От сдачи квалификационного экзамена ипредставления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующегосубъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы вдолжности судьи федерального суда не менее пяти лет.

2. Мировой судья не вправе быть депутатомпредставительных органов государственной власти или органов местногосамоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлятьпредпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мировогосудьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и инойтворческой деятельности. При этом указанная деятельность не может финансироватьсяисключительно за счет средств иностранных государств, международных ииностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иноене предусмотрено международным договором Российской Федерации илизаконодательством Российской Федерации. Мировой судья не вправе входить всостав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иныхорганов иностранных некоммерческих неправительственных организаций идействующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений,если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации илизаконодательством Российской Федерации.

Порядок назначения (избрания) на должностьмировых судей

1. Мировые судьи назначаются (избираются) надолжность законодательным (представительным) органом государственной властисубъекта Российской Федерации либо избираются на должность населениемсоответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъектаРоссийской Федерации.

2. Мировой судья в первый раз назначается(избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующегосубъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. При повторном ипоследующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается(избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъектаРоссийской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течениеуказанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания вдолжности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи насрок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Судья считаетсявступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении вдолжность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания)на должность судьи.

Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое вносится на основании представления Председателя Верховного Суда РФ.
  • Судьи арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов , других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
  • Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Указанное представление направляется Президенту РФ не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
  • Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю Верховного Суда Российской Федерации.

    Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

    Важно! Следует иметь ввиду, что:

    • Каждый случай уникален и индивидуален.
    • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

    Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

    Судья может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном Законом о статусе судей в РФ. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

    Порядок привлечения федеральных судей к ответственности

    См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2016 года № 13 | " О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей".

    Судья не может быть привлечен к ответственности...

    Согласно пункту 2 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при отправлении правосудия мнение или принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного судебного акта.

    Судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за сам факт принятия незаконного или необоснованного судебного акта в результате судебной ошибки, явившейся следствием неверной оценки доказательств по делу либо неправильного применения норм материального или процессуального права.

    Порядок и основания привлечения судьи к дисциплинарной ответственности определены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

    Дисциплинарные взыскания на судью (ст. 121 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»):

      • замечание;
      • предупреждени;
      • досрочное прекращение полномочий судьи.

    Подробнее

    Дисциплинарное взыскание в виде замечания может налагаться на судью при малозначительности совершенного им дисциплинарного проступка, если квалификационная коллегия судей придет к выводу о возможности ограничиться устным порицанием виновного действия (бездействия) судьи. В частности, малозначительным может быть признан дисциплинарный проступок, последствия которого не повлекли существенного нарушения прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций (например, нарушенные права гражданина или организации были восстановлены либо возможность их восстановления не утрачена и т.д.).

    В случае, если

    1. квалификационная коллегия судей придет к выводу о невозможности применения к судье дисциплинарного взыскания в виде замечания (например, совершенный им дисциплинарный проступок коллегией не признан малозначительным) или
    2. судья ранее подвергался дисциплинарному взысканию за совершение дисциплинарного проступка,

    он может быть подвергнут дисциплинарному взысканию в виде предупреждения (пункт 4 статьи 121 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»).

    Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью в исключительных случаях при наличии обстоятельств, указанных в пункте 5 статьи 121 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»:

    1. как за неоднократные нарушения, допущенные им в результате недобросовестного исполнения функции по отправлению правосудия, когда исчерпаны все иные средства воздействия, направленные на предупреждение дальнейших нарушений с его стороны, и принятые к нему меры не дают оснований рассчитывать на добросовестное и профессиональное выполнение им обязанностей судьи в будущем,
    2. так и за совершенное однократное грубое нарушение при исполнении им служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, которое дискредитирует судебную власть, причиняет ущерб репутации судьи и несовместимо с его статусом судьи.

    Обязанность подтвердить наличие указанных исключительных обстоятельств возлагается на квалификационную коллегию судей , принявшую решение о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка.

    Привлечение судьи ранее к дисциплинарной ответственности и наложение на него дисциплинарного взыскания в виде замечания либо предупреждения само по себе не влечет за собой обязательного наложения на него дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи (в том числе и в случае, если установленный пунктом 8 статьи 121 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» срок не истек).

    Дисциплинарному взысканию за проступок, нарушающий предписания Закона о статусе судей или Кодекса судейской этики в виде общего правила, судья может быть подвергнут только решением квалификационной коллегии судей. При этом соблюдается процедура, регламентируемая ст. 21-24 Закона об орга-нах судейского сообщества . Она предусматривает, в частности, тща-тельную предварительную проверку поступивших материалов члена-ми квалификационной коллегии судей, коллегиальное их рассмотре-ние с вызовом для объяснений привлекаемого к ответственности су-дьи, предоставление подвергнутому дисциплинарному взысканию пра-ва обжалования принятого решения в судебном порядке.

    Решение квалификационной коллегии судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности может быть обжаловано :

    1. в судебном порядке либо
    2. в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

    В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», п. 3 ст. 20 КАС РФ решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о наложении на судью дисциплинарного взыскания в виде замечания или предупреждения за совершение им дисциплинарного проступка могут быть обжалованы в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.

    Ст. 447 УПК устанавливает, что судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировые судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжные или арбитражные заседатели в период осуществления им правосудия относятся к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

    Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. УПК, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

    • в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации - Председателем Следственного комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ ;
    • в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда - Председателем Следственного комитета РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ ;
    • в отношении иных судей - Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей .

    Образование судов и формирование их составов происходит на строго обозначенных законом основаниях и в установленном порядке. Соблюдение требования компетентности суда гарантирует порядок учреждения судов конституционным законом и формирования их состава федеральным законом.

    Ст. 128 Конституции РФ устанавливает, что судьи Конституционного и Верховного судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента, а их полномочия, порядок образования и деятельности определяются ФКЗ. Судьи других федерльных судов назначаются Президентом в порядке, установленном ФЗ.

    Требования к кандидату в судьи (ст. 119 Конституции ):

    · гражданство РФ,

    · возраст не менее 25 лет,

    · высшее юридическое образование,

    · стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

    ФКЗ «О статусе судей» (ст. 4-6) устанавливает более конкретные требования к кандидатам в судьи, в том числе связанные с гражданством, дееспособностью, судимостью, медицинские показатели. В ч.2 ст.4 установлены требования к кандидату в судьи Конституционного Суда (гражданство РФ, возраст от 40 лет, стаж работы в юр. сфере не менее 15 лет), Верховного Суда (гражданство РФ, возраст от 35 лет, стаж работы в юр. сфере не менее 10 лет), других фед. судов общей юрисдикции (гражданство РФ, возраст от 30 лет, стаж работы в юр. сфере не менее 7 лет), арбитражных судов (гражданство РФ, возраст от 25 лет, стаж работы в юр. сфере не менее 5 лет).

    Отбор кандидатов происходит на конкурсной основе (ст.5 ФКЗ «О статусе судей»):

    1. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи , сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

    2. Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в СМИ с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи , а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

    3. В целях установления наличия у кандидата на должность судьи теоретических знаний, практических навыков и умений в области правоприменения, необходимых для работы в должности судьи в суде определенных вида, системы и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи .

    4. Любой гражданин, соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.



    5. Квалификационный экзамен принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей РФ, и экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена того субъекта РФ, квалификационная коллегия судей которого дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность.

    6. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи .

    7. Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, предоставленных кандидатом.

    8. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи , итогов проверки достоверности документов и сведений, предоставленных кандидатом, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи .

    9. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи .

    Порядок назначения судей Конституционного и Верховного судов определен в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» и «О Верховном Суде РФ» соответственно.

    Порядок наделения судей полномочиями (ст.6 ФКЗ «О статусе судей»):



    1. Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента, которое вносится на основании представления Председателя Верховного Суда РФ.

    2. Судьи арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом по представлению Председателя Верховного Суда, которое направляется Президенту не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи .

    3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом по представлению Председателя Верховного Суда, которое направляется Президенту не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи .

    4. Судьи военных судов назначаются Президентом по представлению Председателя Верховного Суда при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей . Указанное представление направляется Президенту не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи .

    5. Президент в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю Верховного Суда.

    6. Не позднее чем за шесть месяцев до достижения судьей федерального суда предельного возраста пребывания в должности судьи , а в случае досрочного прекращения полномочий - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в СМИ.

    Порядок наделения полномочиями судей Конституционного и Верховного судов определен в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» и «О Верховном Суде РФ» соответственно.

    СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ СТОРОН

    Принцип состязательности сторон провозглашен ч. 3 ст. 123 Конституции РФ . Состязательность судебного процесса означает такое его построение, при котором функция суда по разрешению дела отделена от функции обвинения и функции защиты, причем функцию обвинения осуществляет одна сторона, а функцию защиты – другая . Эти стороны наделены равными процессуальными правами по предоставлению доказательств, заявлению ходатайств, обжалованию действий и решений суда. Функция разрешения дела является исключительной компетенцией суда . Принцип состязательности законодательно закреплен в ст.15 УПК РФ, ст.12 ГПК РФ, ст.9 АПК РФ, ст.14 КАС РФ.

    В уголовных делах сторону обвинения в уголовном процессе представляют прокурор, потерпевший, общественный обвинитель, гражданский истец . Сторону защиты подсудимый, его защитник, гражданский ответчик, общественный защитник . По гражданским делам одну сторону представляют гражданский истец и его представитель , а другую – гражданский ответчик и его представитель . Суд обязан обеспечить каждой стороне реализацию ее законных прав.
    Состязательность сторон проявляется и в том, что суд не выступает на стороне обвинения или защиты, объективен и свободен в оценке доказательств и доводов сторон, является для них «беспристрастным арбитром». В силу этого признака состязательности сторон суд не вправе возбуждать уголовные дела публичного обвинения или отказывать в их возбуждении, возвращать дела для производства дополнительного расследования и давать органам предварительного расследования какие-либо указания по восполнению доказательственной базы обвинения, принимать по собственной инициативе меры к доказыванию виновности подсудимого.

    Вместе с тем состязательность сторон не исключает права суда истребовать и исследовать по собственной инициативе доказательства для проверки доводов, приведенных сторонами. С этой целью суд может проверять показания и другие представленные суду доказательства путем постановки вопросов лицам, дающим показания, назначения экспертизы и участия в других следственных действиях. Однако основная задача суда, обусловленная состязательными началами, состоит в создании необходимых условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: