Проверочная закупка проводится на основании. Об ОРМ «проверочная закупка. Суда надзорной инстанции

1. Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

2. Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).

3. Контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона для проведения внеплановых выездных проверок. При осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, положением о виде федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрено проведение контрольной закупки в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

4. Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Контрольная закупка, проводимая по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, проводится по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Контрольная закупка продукции при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, контрольная закупка товаров (работ, услуг) при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, государственного контроля за обращением медицинских изделий и государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств могут быть проведены органом государственного контроля (надзора) незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно после ее завершения. Должностное лицо органа государственного контроля (надзора) должно предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольной закупки.

4.3. Если нарушения обязательных требований при проведении контрольной закупки не выявлены, проведение внеплановой проверки по тому же основанию не допускается.

5. Контрольная закупка (за исключением контрольной закупки, осуществляемой дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий) должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. В случае необходимости при проведении контрольной закупки применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.

6. О проведении контрольной закупки составляется акт, который подписывается должностным лицом органа государственного контроля (надзора), проводившим контрольную закупку, и свидетелями. В случае выявления при проведении контрольной закупки нарушений обязательных требований акт о проведении контрольной закупки также представляется для подписания представителям юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась контрольная закупка. При отказе представителей юридического лица, индивидуального предпринимателя от подписания акта о проведении контрольной закупки в акт вносятся сведения об отказе от совершения подписи.

Модельный закон понимает под проверочной закупкой создание ОРО ситуации, в которой под оперативным контролем возмездно приобретаются товары или предметы без цели потребления или сбыта у лица, обоснованно подозреваемого в совершении преступления, в целях получения информации о вероятной преступной деятельности, а также решения иных задач ОРД.

Указанное ОРМ предусмотрено ст. 6 ФЗ об ОРД и ст. 36 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Рассматриваемое ОРМ предполагает не только совершение сделки купли-продажи, но и осуществление иной формы приобретения товаров, предметов, средств, веществ, препаратов или других материальных объектов у объекта ОРМ в целях обнаружения конкретного преступления, задержания лица с поличным, а также получения образца для сравнительного исследования.

Проверочная закупка может осуществляться применительно как к находящимся в гражданском обороте, так и к изъятым из него или ограниченным в обороте предметам. В частности, предметами такой закупки могут быть оружие, наркотические средства, психотропные вещества, драгоценные камни и драгоценные металлы.

Законодатель не ограничил объем закупки, поэтому в зависимости от поставленной задачи речь может идти о приобретении как одного предмета или части вещества, материала, который может быть необходим, например, для анализа, испытания, проверки, так и большого количества (партии) - осуществлении оптовой закупки. Объем закупок не может ставиться в зависимость от вида закупаемых предметов или веществ.

Проведение проверочной закупки предметов, гражданский оборот которых ограничен либо реализация которых запрещена, допускается на основании постановления, утвержденного соответствующим руководителем ОРО (ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД). Применительно к иным предметам такой порядок проведения закупки не является обязательным.

Процедура вынесения постановления обусловлена необходимостью обеспечить неприкосновенность участников мнимой сделки, поскольку сам факт ее осуществления формально может подпадать под признаки состава преступления, а граница между его наличием и отсутствием определяется прежде всего по субъективной стороне.

Проверочная закупка проводится негласно в том смысле, что изначально не предупреждаются лица, в отношении которых она проводится. В зависимости от конкретной цели ОРМ и обстоятельств дела факт закупки может не разглашаться либо, наоборот, сразу по завершении сделки может быть объявлено о ее проведении. Последнее чаще всего практикуется при проведении проверочной закупки товаров в сфере торговли. При этом после расчетов продавцу объявляется факт проведения мероприятия, его цель, после чего осуществляются мероприятия по контролю (проверке) купленного товара, расчету его стоимости, определяется соответствие цены и качества товара, выполняются другие необходимые действия.

В зависимости от предмета сделки и формы проведения ОРМ закупленные предметы после проведения контрольных мероприятий могут быть переданы продавцу. При проведении ОРМ в целях отбора образца закупленный предмет передается на исследование. Закупленные предметы, изъятые из оборота, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств по уголовному делу, хранятся в установленном порядке до передачи их лицу, осуществляющему расследование по уголовному делу. Если дальнейшее использование закупленного предмета или вещества невозможно, они уничтожаются по акту. Продукция, требующая особых условий хранения, может быть передана на временное хранение на предприятия или в организации, имеющие возможность обеспечить соответствующие условия хранения.

По результатам проверочной закупки составляется документ, именуемый актом, с соблюдением требований, установленных ведомственными нормативными правовыми актами контролирующих органов.

Если объектом проверочной закупки, произведенной без вынесения постановления (или утверждения его надлежащим должностным лицом), явились предметы, вещества, запрещенные к свободной реализации либо свободный оборот которых ограничен, то результаты ОРМ как проведенного с нарушением закона не будут иметь доказательственного значения. Решение этого вопроса зависит также от характера проверочной закупки - имела она гласный или негласный характер. В первом случае к проведению этого ОРМ привлекаются представители общественности, наблюдающие за контрольной закупкой и удостоверяющие в акте ее результаты своими подписями, а сами акты оглашаются.

Акт, составленный оперативниками или представителями общественности, действовавшими по их поручению, которые удостоверили обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела, является таким же документом, как, например, акт контрольной закупки госторгинспектора, акт недостачи товарно-материальных ценностей, составленный работником бухгалтерии.

В одних случаях сразу после производства закупки оперативник с участием представителей общественности составляет акт в присутствии продавца или работника, отпустившего товар со склада, из подсобного помещения. В других случаях для того чтобы убедиться в том, что обсчет, обвес и продажа товаров, минуя прилавок, осуществлялись систематически, закупки производятся без объявления их результатов. С составленными актами работников торговли, у которых производилась закупка, не ознакомляют.

Акты гласных проверочных закупок можно признавать документами-доказательствами в случае приобщения к уголовному делу при условии соблюдения требований закона, регламентирующего их представление и сбор.

Оглашение акта закупки, удостоверение его результатов лицами, по поводу действий которых был составлен акт, в дальнейшем облегчают следователю задачу, связанную с дачей оценки и проведением проверки документа.

В деятельности работников ОРО практикуется производство нескольких контрольных закупок без их объявления, непосредственно предшествующих гласной. Каждая такая закупка производится различными представителями общественности. При объявлении последней покупки либо составляются отдельные акты на каждую покупку, либо в акте о результатах последней, гласной покупки отражаются результаты предшествующих, которые тем самым также приобретают гласный характер.

Фиксация в акте действий немедленно после их завершения и его оглашение гарантируют наиболее точное отражение события, его обстоятельств. Доказательственное значение акта подтверждается последующими допросами его составителей в качестве свидетелей.

Добрый день.

1) В соответствии с ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах",

Статья 49. Проведение контролируемой поставки и проверочной закупки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в целях оперативно-розыскной деятельности
В целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также установления других обстоятельств органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право на проведение:
проверочной закупки - оперативно-розыскного мероприятия, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования;

При этом, в соответствии с ФЗ "Об ОРД", проверочная закупка предусмотрена статьей 6 пунктом 4 как одно из ОРМ.

В соответствии со статьей 8 ФЗ "Об ОРД",

Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
Проверочная закупка веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность .

2) Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; и так далее по тексту ниже. ТО ЕСТЬ, РАПОРТА ОПЕРАТИВНИКА О ТАКИХ СТАВШИХ ЕМУ ИЗВЕСТНЫМИ СВЕДЕНИЯХ БУДЕТ ДОСТАТОЧНО.

3) Данная информация должна быть в установленном порядке рассекречена и приобщена к материалам уголовного дела в следующем порядке:

Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, либо представляются в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации “О государственной тайне”.

Постановление о рассекречивании утверждается руководителем, имеющим на то соответствующие полномочия.

Представление результатов включает в себя:

  • вынесение руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд;
  • вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;
  • оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.).

В каждом конкретном случае возможность представления результатов оперативно-розыскной деятельности, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых технических средствах, штатных негласных сотрудниках оперативно - технических и оперативно-поисковых подразделений, должна в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.

Постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд состоит из трех частей:

  • вводной, включающей в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, а также основания вынесения данного постановления;
  • описательной, в которой указывается, в результате, какого ОРМ получены материалы и, какие именно, для каких целей они представляются (использования в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования в доказывании по уголовным делам), когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение.
    Описательная часть постановления заканчивается ссылкой на соответствующую часть ст. 11 и ч. 4 ст. 12 Федерального Закона об ОРД.;
  • резолютивной, в которой формулируется решение руководителя органа о направлении оперативно-служебных документов, отражающих результаты ОРД.
    Здесь же подробно перечисляются подлежащие направлению конкретные документы.

В случае необходимости, одновременно с постановлением готовится план мероприятий по защите сведений об органах, осуществляющих ОРД, и безопасности непосредственных участников ОРМ.

3) Проведение ОРМ в отношении одного лица, в ходе которого собрана информация, представляющая оперативный интерес в отношении иного лица, может быть положена в основу обвинения последнего лица в порядке в соответствии с действующим УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ И ОРМ- законодательством.

4) Под руководителем органа, осуществляющего ОРД, понимается ТОЛЬКО его непосредственный начальник.

(!Для сведения: если применять закон по аналогии, то под руководителем следственного органа УПК (пункт 38.1 статьи 5) понимает: "должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель ;"

Однако это лишь мнение, и закон по аналогии здесь может быть применен с большой натяжкой.).

А вот - выдержка из "разбора полетов" повышения квалификации прокурорских работников: "Постановление о проведении проверочной закупки часто утверждается ненадлежащим лицом . Согласно ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД этот вид ОРМ проводится на основании постановления, утверждаемого только руководителем органа, осуществляющего ОРД. Разновидности ошибки: постановление утверждается заместителем начальника" начальником подразделения (например, начальником ОС, МРО) и т. п. Это нарушение закона имеет фатальный характер и может повлечь постановление оправдательного приговора.".

Вам также могут быть интересна и другая правоприменительная практика по интересующему Вас вопросу, информация объемная, приведу ссылку:

По мнению Верховного Суда РФ, сам по себе рапорт сотрудника органа внутренних дел о том, что лицо занимается незаконным сбытом наркотических средств, который ничем иным не подтвержден, не может служить достаточным основанием для вывода о том, что это лицо занимается незаконным сбытом и совершило бы данное преступление без вмешательства оперативного сотрудника, а из требований следует, что общественные интересы в борьбе против наркоторговли не могут оправдать использование доказательств, полученных в результате провокации правоохранительных органов.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДА НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации <…>

установила:

по приговору Похвистневского районного суда Самарской области от 19 августа 2011 года, Гайнанов Р.Ш., <…> осужден по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228.1 УК РФ <…>.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Самарского областного суда от 19 октября 2011 года приговор оставлен без изменения.

Постановлением президиума Самарского областного суда от 21 марта 2013 года приговор и кассационное определение оставлены без изменения.

По приговору суда Гайнанов признан виновным и осужден за покушение на незаконный сбыт наркотических средств.

Преступление осужденным совершено 21 апреля 2011 года в г. <…> области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В надзорной жалобе осужденный Гайнанов оспаривает законность и обоснованность состоявшихся в отношении него судебных решений и просит об их пересмотре, указывая, что наркотические средства Кравцеву он не сбывал, ранее сбытом наркотиков он не занимался, а все действия сотрудников органа внутренних дел, совершенные в отношении него, являются незаконными.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия считает жалобу подлежащей удовлетворению.

контрольная работа

Оперативно-розыскное мероприятие «Проверочная закупка»: понятие, основания и условия проведения.

Проверочная закупка -- это ОРМ, состоящее в специальном воз-мездном приобретении (покупке, обмене, залоге, аренде) товара или получения услуги в сфере легального или нелегального их обмена в целях выявления преступлений.

Указанное ОРМ предусмотрено не только ст. 6 ФЗ об ОРД, но и ст. 36 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Рассматриваемое ОРМ предполагает совершение не только сдел-ки купли-продажи но и осуществление иной формы приобретения товаров, предметов, средств, веществ, препаратов или других ма-териальных объектов у объекта ОРМ с целью обнаружения кон-кретного преступления, задержания лица с поличным, а также получения образца для сравнительного исследования.

Проверочная закупка может осуществляться как применительно к находящимся в гражданском обороте, так и изъятым из него или ограниченном в обороте предметам. В частности, предметами такой закупки могут быть оружие, наркотические средства, психотропные вещества, драгоценные камни и металлы и др.

Законодатель не ограничил объем закупки, поэтому в зависимости от поставленной задачи речь может идти о приобретении как одного предмета или части вещества, материала, который может быть необ-ходим, например, для анализа, испытания, проверки, так и большого

количества (партии), осуществление оптовой закупки. Объем закупок не может ставиться в зависимость от вида закупаемых предметов или веществ.

Проведение проверочной закупки предметов, гражданский оборот которых ограничен либо реализация которых запрещена, допускается на основании постановления, утвержденного соответствующим руко-водителем ОРО (см. ч. 5 ст. 8 ФЗ об ОРД). Применительно к иным предметам такой порядок проведения закупки не является обязатель-ным.

Процедура вынесения постановления обусловлена необходимос-тью обеспечить неприкосновенность участников мнимой сделки, поскольку сам факт ее осуществления формально может подпадать под признаки состава преступления, а граница между его наличием и отсутствием определяется прежде всего по субъективной стороне.

Проверочная закупка проводится негласно в том смысле, что изна-чально не предупреждаются лица, в отношении которых она прово-дится. В зависимости от конкретной цели ОРМ и обстоятельств дела факт закупки может не разглашаться, либо, наоборот, сразу по завер-шению сделки может быть объявлено о ее проведении. Последнее чаще всего практикуется при проведении проверочной закупки товаров в сфере торговли. При этом после расчетов продавцу объяв-ляется факт проведения мероприятия, его цель, после чего осуще-ствляются мероприятия по контролю (проверке) купленного товара, расчету его стоимости, определение соответствия цены и качества товара, другие необходимые действия.

В зависимости от предмета сделки и формы проведения ОРМ за-купленные предметы после проведения контрольных мероприятий могут быть переданы продавцу. При проведении ОРМ с целью отбора образца закупленный предмет передается на исследование. Закуплен-ные предметы, изъятые из оборота, которые могут быть использова-ны в качестве вещественных доказательств по уголовному делу, хранятся в установленном порядке до передачи их лицу, осуществ-ляющему расследование по уголовному делу. Если дальнейшее ис-пользование закупленного предмета или вещества невозможно, они уничтожаются по акту. Продукция, требующая особых условий хра-нения, может быть передана на временное хранение на предприятия или в организации, имеющие возможность обеспечить соответст-вующие условия хранения.

По результатам проверочной закупки составляется документ, име-нуемый актом с соблюдением требований, установленных ведомствен-ными нормативными правовыми актами контролирующих органов.

Если объектом проверочной закупки, произведенной без вынесе-ния постановления (или утверждения его надлежащим должностным лицом), явились предметы, вещества, запрещенные к свободной реализации, либо их свободный оборот ограничен, то результаты ОРМ, как проведенного с нарушением закона, не будут иметь доказательственного значения. Решение этого вопроса зависит также от характера проверочной закупки - носила ли она гласный или негласный характер. В первом случае к проведению этого ОРМ привлекаются представители общественности, наблюдающие за контрольной закупкой и удостоверяющие в акте ее результаты свои-ми подписями, а сами акты оглашаются.

Акт, составленный оперативниками или представителями обще-ственности, действовавшими по их поручению, которые удостовери-ли обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела, является таким же документом, как, например, акт контрольной закупки госторгинспектора, акт недостачи товарно-материальных ценностей, составленный работником бухгалтерии.

В одних случаях сразу после производства закупки оперативник с участием общественников составляет акт в присутствии продавца или работника, отпустившего товар со склада, из подсобного поме-щения. В других -- для того, чтобы убедиться в том, что обсчет, обвес и продажа товаров, минуя прилавок, осуществлялись систе-матически, закупки производятся без объявления их результатов. С составленными актами работников торговли, у которых производи-лась закупка, не ознакомляют.

Акты гласных проверочных закупок можно признавать докумен-тами-доказательствами в случае приобщения к уголовному делу, при условии соблюдения требований закона, регламентирующего их пре-доставление и собирание.

Оглашение акта закупки, удостоверение его результатов лицами, по поводу действий которых был составлен акт, в дальнейшем облег-чают следователю задачу, связанную с дачей оценки и проведением проверки документа.

В деятельности работников ФСЭНП МВД России практикуется производство нескольких контрольных закупок без их объявления, непосредственно предшествующей гласной. Каждая такая закупка производится различными общественниками. При объявлении последней покупки либо составляются-отдельные акты на каждую покупку, либо в акте о результатах последней гласной покупки отра-жаются результаты предшествующих, которые тем самым также при-обретают гласный характер.

Фиксация в акте действий немедленно после их завершения и его оглашение гарантирует наиболее точное отражение события, его об-стоятельств. Доказательственное значение акта подтверждается последующими допросами его составителей в качестве свидетелей.

Заключение

Итак, проверочная закупка- совершение мнимой сделки купли-продажи с лицом, подозреваемым в противозаконной деятельности (обмане потребителей, торговле запрещенными товарами и т. д.).

Предметом проверочной закупки могут быть вещи и объекты, как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него (оружие, боеприпасы, наркотики и т.п.).

В соответствии со ст. 49 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" в ходе проверочной закупки допускается с ведома и под контролем оперативных подразделений приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования для их производства.

В соответствии с ч. 5 ст. 8 комментируемого Закона проверочная закупка предметов и вещей, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Проверочная закупка может быть осуществлена сотрудником оперативного аппарата или любым другим лицом, действующим по его поручению.

Проверочные закупки проводятся зашифрованно, т.е. в момент совершения сделки купли-продажи ее субъект скрывает от продавца истинные цели приобретения товара, а также свою принадлежность к правоохранительным органам.

Проверочная закупка проводится в гласной либо негласной форме. Гласная форма предполагает заключение сделки купли-продажи под видом обычного покупателя с последующим немедленным объяснением продавцу о фактической цели покупки, контрольным взвешиванием, осмотром товара и составлением в его присутствии акта о состоявшемся мероприятии, удостоверенного подписями участвующих в нем лиц.

Одной из наиболее распространенных разновидностей этого мероприятия являются так называемые контрольные закупки, проводимые на предприятиях торговли и общественного питания с целью предупреждения и выявления фактов обмана потребителей. Результаты таких закупок оформляются в виде акта контрольной закупки с соблюдением требований, установленных ведомственными нормативными актами контролирующих органов.

По материалам гласной проверочной закупки, содержащим признаки преступления или административного правонарушения, принимается решение в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным или административным законодательством.

Негласная проверочная закупка, в отличие от гласной, не предусматривает немедленную легализацию и реализацию результатов проведенного мероприятия. Ее результаты оформляются справкой сотрудника оперативного подразделения, а при необходимости - объяснениями привлеченных к ее проведению граждан.

При проведении проверочной закупки могут использоваться допустимые к применению специальные технические средства для фиксации факта сделки купли-продажи, осуществления контроля за ее ходом, пометки денежных и иных средств расчета.

Документы, составленные по результатам проверочной закупки, могут передаваться лицу, проводящему расследование, для использования в процессе доказывания, за исключением случаев проведения закупки лицами, оказывающими конфиденциальное содействие.

В подвале жилого дома по ул. Бутина в г. Чите обнаружен труп неизвестного мужчины с признаками насильственной смерти в виде колото-резаной раны в области шеи. Документов, удостоверяющих личность, при нем не обнаружено.

1. Определите состав следственно-оперативной группы, которую необходимо направить на место происшествия.

2. Определите действия каждого из участников следственно-оперативной группы на месте происшествия.

3. Какие оперативно-розыскные мероприятия и с какой целью необходимо провести оперуполномоченному уголовного розыска по данному факту?

Самостоятельным направлением розыскной работы является установление личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут со-общить о себе сведений. Решение этой задачи, тесно связанной с деятельностью по раскрытию преступлений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести, возложено на ОВД.

В соответствии с ведомственными инструкциями МВД России поступающие в дежурные части ОВД сообщения об обнаружении неопознанных трупов, больных и детей, не могущих сообщить о себе сведений, регистрируются в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, а первоначальные мероприятия по их установлению должны проводиться незамедлительно.

На место обнаружения трупа направляется следственно-оператив-ная группа, которая производит его осмотр в порядке, предусмотрен-ном ст. 178 УПК. Во время осмотра производятся опознавательная фотосъемка до и после туалета трупа, дактилоскопирование кистей рук, изъятие одежды, обуви, предметов и других вещей, обнаружен-ных на трупе и возле него, для подготовки их на опознание и экспер-тное исследование. Особое внимание обращается на обнаружение и фиксацию особых примет трупа, позволяющих провести отождеств-ление его личности. Если труп нельзя осмотреть на месте обнаруже-ния, это делается в морге или больнице до его вскрытия.

Одновременно проводятся опросы граждан, обнаруживших труп, принимаются меры к выявлению лиц, возможно знавших умершего или которые могут оказать помощь в его опознании.

При исследовании трупа в морге производится его описание по методу словесного портрета; изготовление масок и слепков; рентге нографирование; детальное описание и фотографирование индиви-дуальных особенностей (рубцы, татуировки, родимые пятна, следы операций, физические недостатки); определение возраста, длины тела, стопы, окружности головы; подробное описание особенностей зубного аппарата (мосты, коронки, протезы); сбор образцов волос и крови.

На основании полученных данных заполняется опознавательная карта трупа с приложением образцов ткани, из которой изготовлена его одежда. В случае гнилостных изменений, разложения или скелетирования трупа череп, кости и другие объекты направляются на судебно-медицинское исследование для установления его пола, воз-раста, антропометрических данных и других необходимых для отож-дествления личности сведений. В исключительных случаях могут назначаться комплексные исследования по реконструкции призна-ков внешности трупа.

Захоронение неопознанных трупов разрешается следователем или руководителем ОВД только после принятия исчерпывающих мер по фиксированию и документальному оформлению их опознавательных признаков. Оно производится в специальных местах, отведенных на кладбище, по согласованию с местной администрацией. О факте захоронения составляется акт в двух экземплярах, в котором указы-вается пол неизвестного, возраст, время обнаружения трупа, время и точное место его захоронения с указанием номера участка, моги-лы и регистрационного номера свидетельства о смерти отдела загс. Акт подписывают лица, участвовавшие в захоронении. Его первый экземпляр приобщается к уголовному делу или делу по установлению личности неизвестного гражданина, а второй хранится в учетных до-кументах администрации кладбища. Кремирование неопознанных трупов запрещено.

Оперуполномоченному уголовного розыска с целью проверки данного заявления необходимо провести опрос и наведение справок.

Опрос - это ОРМ, заключающееся в сборе (добывании) информации в процессе непосредственного общения оперативника или по его пору-чению другого лица с человеком, который осведомлен или может быть осведомлен о лицах, фактах и об обстоятельствах, имеющих значение для решения задач ОРД.

Опрос как форма беседы (общения) может происходить как конфиденциально, так и открыто, как при непосредственном зри-тельном восприятии опрашиваемого и опрашивающего, так и без такового -- посредством использования технических средств (напри-мер, телефонной связи или в Интернете).

Наведение справок -- ОРМ, направленное на получение информации о физических лицах, о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения задач ОРД, путем непосредственного изучения документов, материалов, баз данных, направления запросов на предприятия, в учреж-дения и организации, другим юридическим, а также физическим лицам, которые располагают или могут располагать указанной информацией.

Получение или собирание информации при наведении справок представляет собой процесс истребования официальных документов, составление запросов и получение необходимой для решения задач ОРД информации в виде ответов на поставленные вопросы, данных официальных криминалистических и оперативных учетов и др.

Согласно Федеральному закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)

Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Список литературы

2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. 22.08.2004).

3. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник. / Под. ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М.: ИНФА-М, 2001.

4. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. В.Б. Рушайло. Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб.: Изд-во «Лань», 2000.

5. Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. - М.: Новый юрист, 1997.

6. Гармаев Ю.П. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании уголовных дел о незаконном обороте наркотиков: Практич. пособие. -- М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2005.

7. Годунов И.В. Противодействие организованной преступности: Учебное пособие.- М.: Высшая школа,2003.

8. Оперативно-розыскная деятельность. Учебно-справочное пособие. Авт. - сост.: В.Ю. Алферов, В.Л. Ильиных, А.Е. Федюнин. Под общ. Ред. В.Л. Ильиных. - М.: «Издательство ПРИОР», 2002.

Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: 1. Наличие возбужденного уголовного дела. 2. Ставшие известными органам...

Оперативно-розыскная деятельность

Как известно, по каждому делу оперативного учета составляется план конкретных ОРМ, которые необходимо провести в установленные сроки...

Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно - розыскные мероприятия (ОРМ) - это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач...

Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

В соответствии с законодательством Республики Казахстан оперативно-розыскные мероприятия не могут проводиться без установленных законом оснований, лишь по желанию оперативного работника. Такими основаниями являются конкретные факты...

Оперативно-розыскная информация. Проверочная закупка

оперативный розыскной информация проверочный покупка Проверочная закупка - регламентированное ФЗ «Об ОРД» и ведомственными нормативными актами оперативно-розыскное мероприятие, состоящее в возмездном приобретении предметов...

Оперативно-розыскной процесс можно определить как применение в определенном порядке компетентными должностными лицами оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность...

Оперативно-розыскное производство

Оперативно-розыскные мероприятия как способ получения информации

Оперативно - розыскные мероприятия, перечисленные в ст.6 ФЗ об ОРД включают в себя комплекс оперативно - розыскных действий, проведение которых имеет зачастую значительную временную протяженность...

Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: - наличие возбуждённого уголовного дела - наиболее общее основание. При этом не имеет значения...

Оперативно-розыскные мероприятия: основания и условия проведения

При наличии законных оснований ОРМ могут проводиться в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного и социального положения. Особыми условиями для проведения ОРМ...

Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, виды, основания и условия применения

Организация выявления и расследования преступлений

Принятие решения о производстве оперативно - розыскного мероприятия должно быть обоснованным. Законными основаниями для их проведения могут быть изложенные в ч. 1 ст...

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает одним из оперативно-розыскных мероприятий, проводимых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проверочную закупку...

Проверочная закупка, как одно из оперативно-розыскных мероприятий

В оперативно-розыскной деятельности традиционно правовую основу принято делить на пять уровней...

Прослушивание телефонных переговоров

В Федеральном законе от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» официального определения оперативно-розыскного мероприятия «прослушивания телефонных переговоров» не раскрывает. Данное определение регламентируется закрытыми...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: