Реестр недобросовестных поставщиков: как защитить свою репутацию? Выписка из реестра недобросовестных поставщиков Процедура внесения в реестр недобросовестных поставщиков

Реестр недобросовестных поставщиков Cписок компаний, содержащий вносимые ФАС данные о победителях торгов, которые отказались от выполнения обязательств по тендеру или с которыми расторгли контракт (в т.ч. по нарушениям 44-ФЗ и 223-ФЗ).

Если попасть в этот список, то информация будет храниться там в течение 2-х лет. В этот период компанию официально игнорировать не будут, но на аукционах большинство организаторов торгов проверяют участников, и при выборе будущего исполнителя учтут присутствие в РНП, либо сразу указывают условие отсутствия в реестре.

Сам реестр можно найти на сайте ЕИС и доступен для проверки любым пользователям по ссылке Реестр недобросовестных поставщиков .

В каких случаях вносят в реестр?

В соответствии с 44-ФЗ, компанию могут добавить в следующих случаях:

  1. действие контракта было прекращен со стороны заказчика через суд;
  2. исполнитель нарушил условия сделки, в результате чего заказчик отказался от услуг контрагента;
  3. победитель торгов уклоняется от подписания договора.

Условия, при которых уклонение признается состоявшимся:

  1. победитель не представил по необходимости выписку из ЕГРЮЛ, обеспечение, обоснование своей цены контракта;
  2. исполнитель не подписал и не передал экземпляр проекта в соответствующие сроки;
  3. если стоимость опустилась более чем на четверть от общей цены и контрагент не предоставил подтверждение добросовестности или предоставил заведомо ложные сведения.

Как можно отказаться от тендера без последствий?

  1. заказчик существенно меняет условия контракта по сравнению с указанными изначально;
  2. заказчик требует более крупную сумму обеспечения сделки.

Какая информация включается в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

  1. наименование;
  2. фактическое местоположение;
  3. ФИО учредителей (если учредитель - юр.лицо, то наименование и ИНН);
  4. контрактная документация (объект, цена, сроки);
  5. код закупки;
  6. даты проведения торгов, признания их несостоявшимся (при уклонении);
  7. дата заключения сделки и расторжения (если контракт прекращен в одностороннем или судебном порядке);
  8. дата включения данных.

ФАС ведёт реестр, но сведения для ФАС предоставляет недовольный исполнителем заказчик. Туда вносят:

  1. данные о недобросовестном исполнителе;
  2. выписки из протокола;
  3. дата проведения торгов;
  4. обоснование причины отказа от контракта со стороны заказчика;
  5. доказательства уклонения исполнителя от обязательств по сделке;
  6. копия судебного решения о расторжении.

Сроки включения в реестр

Данные подаются в течение 3-х дней с момента подписания контракта со вторым участником. Если недобросовестный контрагент был единственным участником торгов - то у заказчика есть 5 дней с даты окончания срока контракта.

Далее ФАС в течение 10 дней проверяет поступившую информацию и принимает решение о включении или невключении в реестр, которое можно попытаться оспорить. В законодательстве в отношении госзакупок остаётся множество белых пятен, их ещё предстоит исправить государственным органам.

Для того, чтобы подтвердить добросовестность компании и повысить количество баллов при выборе победителя комиссией, участники торгов также оформляют сертификаты (реестр проверенных организаций) и (реестр добросовестных исполнителей), которые оформляет в т.ч. и "СтройБизнесКонсалт".

Статья 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062
«О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»

Реестр недобросовестных поставщиков ведёт Федеральная антимонопольная служба.

Случаи включения информации в реестр:
1. Уклонение участника закупки от заключения контракта;
2. Расторжение контракта по решению суда;
3. Расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В реестр включается следующая информация:








9. дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
10. объект закупки;
11. цена контракта;
12. срок исполнения контракта;
13. идентификационный код закупки;
14. основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
15. дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

Информация и документы, направляются заказчиком в уполномоченный орган на бумажном носителе с сопроводительным письмом за подписью уполномоченного должностного лица заказчика либо в электронной форме (в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок), имея в виду, что эта информация должна быть подписана указанным должностным лицом с использованием электронной подписи. Сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.

Сроки и документы, направляемые заказчиком в ФАС:

Если контракт заключен с участником закупки, с которым заключается контракт при уклонении победителя от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер, заказчик в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником направляет информацию:
1. наименование, фирменное наименование (при наличии);
2. место нахождения (для юр. лица);
3. фамилия, имя, отчество (при наличии);
4. ИНН или аналог ИНН (для иностранного лица);
5. наименование, ИНН юр. лица или аналог ИНН (для иностранного лица) учредителей юр. лица;
6. фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
7. даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель уклонился от заключения контракта;
8. выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер,
9. иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.

Если единственный участник закупки, который подал заявку (или предложение) и с которым заключается контракт (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ), уклонился от заключения контракта, заказчик в течение пяти рабочих дней с даты истечения срока подписания контракта направляет информацию:
1. наименование, фирменное наименование (при наличии);
2. место нахождения (для юр. лица);
3. фамилия, имя, отчество (при наличии);
4. ИНН или аналог ИНН (для иностранного лица);
5. наименование, ИНН юр. лица или аналог ИНН (для иностранного лица) учредителей юр. лица;
6. фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
7. даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель уклонился от заключения контракта;
8. дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
9. выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заявке или предложению которого присвоен второй номер;
10. иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.

В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет информацию:
1. наименование, фирменное наименование (при наличии);
2. место нахождения (для юр. лица);
3. фамилия, имя, отчество (при наличии);
4. ИНН или аналог ИНН (для иностранного лица);
5. наименование, ИНН юр. лица или аналог ИНН (для иностранного лица) учредителей юр. лица;
6. фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
7. дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
8. объект закупки;
9. цена контракта;
10. срок исполнения контракта;
11. идентификационный код закупки;
12. основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
13. копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Органы ФАС в течении десяти рабочих дней с даты поступления документов осуществляют проверку. В случае подтверждения достоверности фактов, указанных в документах, в течение трех рабочих дней включает информацию в реестр недобросовестных поставщиков. В ином случае выносится решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.

Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр.

Информация размещается в единой информационной системе.

Включение в реестр может быть обжаловано в судебном порядке.

Исключение информация из реестра недобросовестных поставщиков – по истечении двух лет с даты ее включения (автоматическое исключение).

(далее – реестр и РНП) имеет для нее самые негативные последствия . Ведь до неопределенного круга лиц будет доведена информация о ее неблагонадежности и недобросовестности. А это может повлиять на решения о сотрудничестве, которые принимают потенциальные (и действительные) партнеры, ориентирующиеся на данные публичного реестра.

Кроме того, включение в реестр способно ограничить возможность участвовать в другой закупке. Причем речь идет не только о самой компании, но и о ее учредителях, руководителе, членах коллегиального исполнительного органа (ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ). Иначе говоря, компания не сможет (как это практиковалось ранее), например, учредить новое общество и снова участвовать в госзакупках.

Каков порядок ведения реестра

Реестр ведет Федеральная антимонопольная служба России (далее – ФАС России).

При этом она руководствуется Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062. Они устанавливают в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра.

Сведения РНП о поставщике течение двух лет. По окончании этого срока информацию из реестра исключают (ч. 8–9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Кого могут включить в реестр

ФАС России может включить в реестр информацию о следующих лицах (ч. 1 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

1. Поставщики (подрядчики, исполнители), с которыми заказчики расторгли контракты в судебном порядке

Пример ситуации, когда поставщика могут включить в официальный реестр недобросовестных поставщиков из-за расторжения договора с заказчиком в судебном порядке

Поставщик неоднократно нарушает сроки поставки товара.

Такое нарушение контракта является существенным и дает право заказчику расторгнуть договор в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Для этого заказчик должен сначала направить недобросовестному поставщику предложение о расторжении договора. После того как поставщик откажется (или по истечении установленного срока не будет получен его ответ), заказчик вправе обратиться в суд с требованием расторгнуть договор (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Когда решение суда вступит в законную силу (п. 3 ст. 453 ГК РФ), появятся основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков.

2. Поставщики (подрядчики, исполнители), которые существенно нарушили условия контракта, в результате чего заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта

Контракт нарушен существенно, если заказчик лишается того, на что вправе был рассчитывать при его заключении (абз. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ). Какое нарушение будет считаться существенным, зависит от вида договора. Например, если арендатор больше двух раз подряд не внес арендную плату в установленный срок, использует имущество не по назначению и т. д., то такое нарушение будет считаться существенным (ст. 619 ГК РФ).

3. Участники закупок, уклонившиеся от заключения контрактов

Победитель закупки считается уклонившимся от заключения контракта, если он:

  • победитель конкурса, и не подписал к установленному сроку проект контракта, и (или) не представил все экземпляры контракта заказчику, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 3 ст. 54 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель электронного аукциона, и не подписал к установленному сроку проект контракта, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель закрытого аукциона и не представил подписанный контракт и (или) обеспечение исполнения контракта в срок, указанный в документации о закрытом аукционе (ч. 1 ст. 91 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель запроса котировок и не представил подписанный контракт в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, и (или) выписку из ЕГРЮЛ (ч. 11 ст. 78 Закона № 44-ФЗ);
  • победитель запроса предложений, и не подписал к установленному сроку проекта контракта, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 17 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
  • в установленных законом случаях не предоставил информацию, подтверждающую его добросовестность, либо такая информация признана недостоверной (ч. 5 ст. 37 Закона № 44-ФЗ);
  • в установленных законом случаях не представил обоснование предлагаемой цены контракта (ч. 10 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

При этом победитель закупки вправе отказаться от заключения контракта, если заказчик требует:

  • заключить контракт на условиях, отличающихся от условий, указанных в конкурсной документации (документации об аукционе, запросе котировок), проекте контракта, заявке на участие в конкурсе (аукционе, котировочной заявке);
  • предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем размер, указанный в конкурсной документации (документации об аукционе).

Если победитель не смог подписать контракт по уважительным причинам , то он может сделать это на заседании антимонопольного органа, который рассматривает вопрос о включении его в официальный реестр недобросовестных поставщиков (п. 7 Разъяснений ФАС России по ведению реестра недобросовестных поставщиков, проведению проверок факта уклонения участника размещения заказа от заключения контрактов, осуществлению внеплановых проверок от 26 октября 2007 г.).

Какую информацию вносят в реестр

В РНП включается следующая информация о недобросовестном поставщике (ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ):

  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, ИНН (для иностранного лица – аналог ИНН);
  • наименование, ИНН юридического лица (для иностранного лица – аналог ИНН), являющегося учредителем недобросовестного поставщика, фамилии, имена, отчества учредителей, членов органов управления недобросовестного поставщика;
  • объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • идентификационный код закупки (с 1 января 2016 года);
  • дата проведения закупки (в случае если победитель уклонился от заключения контракта);
  • дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку (или окончательное предложение) или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
  • дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • основания и дата расторжения контракта (в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта);
  • дата внесения информации в реестр недобросовестных поставщиков.

Какова процедура включения в реестр

Для включения в реестр недобросовестных поставщиков заказчик обязан передать в антимонопольный орган сведения о закупке и победителе (поставщике), а именно:

  • информацию о победителе (поставщике), предусмотренную пунктами 1 и 2 части 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ;
  • информацию о дате проведения закупки или дате заключения контракта (п. 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер;
  • иные документы, свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта;
  • копию решения суда о расторжении контракта;
  • письменное обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Вышеназванные документы заказчик должен передать в определенные сроки. Их продолжительность зависит от :

  • если победитель уклонился от заключения контракта – в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с участником, заявке (предложению) которого присвоен второй номер (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • если от заключения контракта уклонился единственный участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, – в течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подписания контракта (ч. 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
  • если контракт расторгнут по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта – в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта (ч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

ФАС России в течение 10 дней проверяет сведения, которые предоставил ему заказчик, и принимает решение о включении информации о конкретном поставщике в РНП.

Если заказчик не предоставит (предоставит заведомо недостоверную информацию) информацию о недобросовестных участниках закупки (поставщиках), то будет привлечен к административной ответственности. При этом штраф для должностных лиц составляет от 10 000 до 15 000 руб., а для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ).

Обязан ли заказчик направлять сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер?

Нет, заказчик не обязан направлять в реестр такие сведения.

Это следует из пункта 1 письма ФАС России от 8 декабря 2014 г. № АЦ/50130/14 и судебной практики (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2015 г. № 08АП-5731/2015 по делу № А75-2002/2015).

Обязан ли заказчик направлять для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об участнике (поставщике), если они уже были ранее включены в этот РНП?

Да, обязан.

Закон № 44-ФЗ не содержит исключений. Если участник уклоняется от заключения контракта, контракт расторгнут по решению суда или заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, то заказчик должен направить соответствующие сведения об участнике (поставщике) для включения в реестр (п. 4, 5, 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) по 44-ФЗ ведет Федеральная антимонопольная служба. Это касается как включения, так и исключения из РНП информации о проштрафившемся поставщике. Вся информация общедоступна и размещена в ЕИС. Что же такое Реестр недобросовестных поставщиков? Как компании в него попадают и как этого избежать?

Закон обязывает заказчика включить участника в РНП, если участник уклоняется от заключения контракта или не исполняет свои обязательства. Это обязанность, а не право заказчика! И за неисполнение этой обязанности существует строгая ответственность.

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ - вебинар в Школе электронных торгов. Разберем, как не попасть и что делать, если попали.

Как попадают в Реестр недобросовестных поставщиков?

Документы для включения поставщика в РНП готовит сам заказчик, затем направляет их в контролирующий орган для принятия решения.

И только после рассмотрения материалов ФАС принимает решение и включает (или не включает, такое тоже случается) информацию о поставщике в Реестр.

Ситуация 1. Победитель уклонился от заключения контракта, но контракт может быть заключен со следующим участником

Победитель торгов уклоняется от заключения контракта. Если в этом случае есть претендент на заключение контракта (второй участник), то с ним и будет заключен контракт. Действия заказчика — направить в ФАС информацию и документы в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником закупки. Это нужно для того, чтобы обосновать, почему заказчик не заключил контракт с победителем.

Ситуация 2. Единственный участник закупки уклонился от заключения контракта

От заключения контракта уклонился единственный участник закупки. Заказчик в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет информацию и документы в ФАС.

Ситуация 3. Заказчик расторгает действующий контракт

Если контракт не исполняется или исполняется ненадлежащим образом, то он может быть расторгнут по суду или в одностороннем порядке. В этом случае заказчик должен в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направить в уполномоченный орган информацию и документы.

Условия подачи и проверки документов

Заказчик направляет документы в ФАС в бумажном виде с сопроводительным письмом с подписью заказчика или уполномоченного должностного лица. Заказчик может отправить документы и в электронной форме, с использованием электронной подписи. Сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.

Контролирующий орган проверяет наличие информации и документов, представленных заказчиком.

Документы и информация для включения в РНП

Заказчик подает следующие сведения об участнике (эта информация впоследствии будет включена в реестр):

  • наименование организации и ее место нахождения (для юридического лица), ФИО, ИНН;
  • ФИО учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
  • даты проведения открытого электронного аукциона и других закупочных процедур в случае, если поставщик-победитель уклонился от заключения контракта;
  • дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
  • дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • идентификационный код закупки (с 1 января 2017 г.);
  • основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Сроки направления информации в РНП не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора — в случае уклонения от подписания; не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора — в случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора.

В случае представления неполного пакета информации и документов ФАС вернет их заказчику в течение 3 рабочих дней с даты поступления, с указанием причин возврата. Информация о недобросовестном поставщике в реестр пока не включается.

ФАС проверяет информацию и документы на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.

Поставщик может направить оправдательные документы, может принять участие в рассмотрении дела для того чтобы доказать свою добросовестность.

Если решение о включении в Реестр принято - обжаловать его можно только в суде. Причем обжаловать можно как сам факт включения в РНП, так и состав информации о нарушении и нарушителе.

Требования по ведению РНП:

  • Сведения, содержащиеся в РНП должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы;
  • Сведения, содержащиеся в РНП, по истечении 2 лет со дня их внесения в РНП, исключаются из этого реестра. Никакие заслуги поставщика или отлично исполненные контракты не помогут участнику сократить этот срок. Единственный способ покинуть реестр досрочно - на основании решения суда.
  • Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике, с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в РНП может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке;
  • Заказчики вправе предусматривать в Положениях о закупках и документации требование об отсутствии сведений об участниках в РНП (ч. 7 ст. 3 Закона).

Соблюдайте правила торгов и условия контракта и тщательно готовьте необходимую документацию, чтобы не оказаться в РНП.

Государственный заказ всегда привлекал много внимания, чему не в малой степени способствуют многочисленные публикации. На смену 94-ФЗ был разработан 44-ФЗ с учетом уже практических навыков и наработок. Федеральный закон 44-ФЗ постоянно совершенствуется для защиты не только заказчика, но и организаций участвующих в таких заказах, которые являются основным источником заработка для них. Законодательно предусмотрена возможность отслеживать ненадежных поставщиков с помощью информационной базы, включающей сведения об участниках, принимавших участие в закупке, победившим по ее итогам и уклонившихся от подписания направленного заказчиком контракта, или же с ними были расторгнуты контракты из-за нарушений условий контракта по решению суда, либо в одностороннем порядке. Новые положения, вышедшие в дополнение 44-ФЗ регулируют данный реестр. Одно из положений регламентирует включение в реестр данных не только о самих организациях, но и об их учредителях и прочих членах, которые обычно указываются в справке о бенефициарах (п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 104). Законодательно предусматривается обязанность заказчиков подавать такие сведения в ФАС. Так же заказчик должен понимать, что непредставление такой информации грозит заказчику наложением штрафа (КоАП РФ, Статья 19.7.2.) в размере: 15 тысяч рублей для должностных лиц; 100 тысяч рублей для юр. лиц. Но здесь очень трудно проконтролировать заказчика, ведь маловероятно что сам поставщик, которому грозит занесение в реестр пожалуется на то, что его не внесли туда.

Реестр недобросовестных поставщиков: официальный сайт.

Сведения о поставщиках, с которыми прерваны договорные отношения или вовсе не были заключены контракты по итогам закупочных процедур, размещены в разделе «Мониторинг, аудит в сфере закупок» далее «Реестр недобросовестных поставщиков» официальный сайт zakupki.gov.ru, чтобы открыть РНП перейдите по данной ссылке

Для того, чтобы проверить имеет организация статус «недобросовестный поставщик» необходимо зайти в реестр недобросовестных поставщиков на официальном сайте, ввести в поисковое поле ИНН или название организации и нажать ввод. В списке РНП вы увидите юридические лица, внесенные в реестр.

С помощью функционала Реестра недобросовестных поставщиков на официальном сайте Вы можете настроить более точные параметры для поиска, нажав на «Расширенный поиск». В настройках можете выбрать закон 44-ФЗ, 223-ФЗ, наименование или ФИО недобросовестного поставщика, КПП, страну происхождения, местонахождение поставщика, основание для включения в РНП, дата включения сведений.

Для подтверждения отсутствия сведений в РНП участник закупки должен продекларировать отсутствие статуса «недобросовестный поставщик». Сделать это возможно с помощью декларации в свободной форме, а возможно приложить справку, подготовленную АС «реестр недобросовестных поставщиков» через официальный сайт ФАС РФ.

Реестр недобросовестных поставщиков, расположенный на официальном сайте дублируется на сайте ФАС РФ по данной ссылке http://rnp.fas.gov.ru


Перейдите по указанной ссылке, далее введите наименование, ФИО или ИНН компании участника, в результате появиться информация о наличии в РНП или отсутствии. После этого нажмите на «печать справки», и распечатайте ее на принтере. Заверив копию справки из РНП Вы можете прикладывать данный документ, подтверждающий отсутствие поставщика в реестре. Заказчики таким же образом имеют возможность проверять участника на отсутствие статуса «недобросовестный поставщик».

Обновлено: проверить отсутсвие юрлица теперь возможно только через сайт Единой информационной системы.

РНП: функции и задачи.

Занесение в реестр недобросовестных поставщиков тех организации, которые не исполнили свои обязательства, помогает заказчикам сократить риски по срыву закупки и отсекать таких поставщиков от участия в тендерах.

Теперь в закупках очень часто можно встретить условие, в котором поставщик подавая заявку на участие в тендере не должен находиться в реестре недобросовестных поставщиков, так как заказчик имеет законное право добавлять данное требование. Реестровая запись о такой организации будет храниться в реестре недобросовестных поставщиков 44-ФЗ в течение двух лет и будет доступна для просмотра бесплатно.

Данная запись может быть удалена оттуда только в случае если будет отменено решение на основание которого была произведена данная запись о недобросовестной компании.

Включение в реестр недобросовестных поставщиков производится ФАС либо местным региональным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере госзакупок. Постановлением N 1062 было утверждено для разъяснения и определения порядка включения в реестр недобросовестных поставщиков. В нем указаны требования к методам соблюдения последовательности ведения «черного списка» поставщиков.


Причины занесения в «черный список поставщиков» и присвоения статуса «недобросовестный поставщик».

Далее мы перечислим причины, по которым можно угодить в этот список и как их не допустить. Даже если вам уже грозит возможность записи вашей компании в данном реестре, мы так же рассмотрим варианты дальнейших действий.

Бывает, что проект договора направлен заказчиком после истечения срока его подписания либо бумажный вариант контракта пришел после этого срока. Так как в подобных случаях суд как правило на стороне организации являющейся поставщиком, то в этом случае рекомендуется отправлять скан-копию на электронную почту, с дублированием оригиналов на бумажном носителе, если в документации не написано иное.

Если подписать госконтракт не удалось в регламентируемые сроки по причине технического сбоя или же отсутствием интернета или электроэнергии, то у поставщика есть реальный шанс доказать, что не делал это непреднамеренно, а следовательно избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков. Для этого необходимо предоставить доказательства сбоя (например чек о ремонте компьютера) или справку Интернет-провайдера о технических неполадках и прочее. Опять же причина должна быть веской, т.к. на подписание дается минимум 5 дней и если вы взялись в последний момент подписывать и случился форс-мажор, доказать свою непричастность будет сложнее.

Если в госконтракте есть пункт об обеспечительных мерах (обязательств) по контракту и поставщик не предоставил банковскую гарантию или денежные средства под обеспечение заказчику в срок предусмотренный тендерной документацией, то поставщик заносится в «черный список». Если с денежным обеспечение контракта все понятно, то с банковской гарантией посложнее, в случае если она была предоставлена, а текст ее не устроил заказчика, то шанс доказать что это произошло не по вине поставщика тоже есть.

Следующий вариант: заказчик подал иск в суд о расторжении договора по причине его ненадлежащего исполнения. Если решение будет в пользу заказчика и вступит в законную силу, реестра недобросовестных поставщиков 44-ФЗ возможно избежать лишь если договор был не типовой и в нем была третейская оговорка. Расторжение в этом случае все равно будет, но оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков не будет. Так как арбитражные суды считают что для этого договор должен быть расторгнут государственным судом, а не третейским.

И еще один вариант: односторонний отказ от контракта. Этот вариант для заказчика достаточно трудозатратный, так как необходимо доказывать причины этого отказа в суде. Так ч.12 ст. 95 обязывает заказчикам правильно оформлять данную процедуру, такое решение необходимо отправить поставщику и получить подтверждение доставки, без этого контракт не может быть расторгнут, данное решение вступает в законную силу только через десять дней как поставщик получил уведомление. Если поставщик в течении этого времени устраняет нарушения исполнения контракта и удовлетворяет претензионные требования, то заказчик отменяет данное решение, как указано в ч.14 ст. 95. На повторное нарушение данный пункт не распространяется.

Какая информация будет отображаться в реестре недобросовестных поставщиков?

Итак, давайте рассмотрим какие сведения содержатся в РНП:
а)Дата и номер записи включения в реестр контролирующим органом;
б) Наименование контролирующего органа, добавившего реестровую запись;
в) Официальное название юр.лица, ФИО физ. лица, ИНН поставщика, который им получен в налоговом органе РФ, или его аналог полученный в соответствии с законодательными актами иностранного государства, данные о юридическом адресе юр. лица или месте регистрации физического лица;
г) наименование, ИНН учредителя поставщика, полученный ИФНС Российской Федерации, или его аналог полученный в соответствии с законодательными актами иностранного государства, его ФИО, а также данные всех бенефициаров;
д)Дата и реквизиты документа, в котором должно быть отражено подведение итогов закупки (протокол), если победитель не заключил договора, или единственный участник закупки уклонился и не подписал направленный ему контракт(если в тендерной документации указано такое обязательство о), дата заключения расторгнутого договора с указанием всех реквизитов;
е) Данные, которые включают в себя предмет контракта, с обязательным указанием или выбором из меню сайта ОКПД 2-кода, при этом заполнение таких разделов как указание цены и ее валютное обозначение в договоре (ее кода), сроки исполнения обязательств по поставке товаров, предоставления услуг поставщиком перед заказчиком, в том числе классов, а также видов продукции (услуг, работ), в том числе категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ) обязательно;
ж) идентификатор закупки на ЕИС (с 01 янв.2017 г.);
з) Данные документа или судебного акта которое является основанием расторжения контракта, включающие в себя дату расторжения и описанием причин расторжения.

В какие сроки направляются сведения в реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ и сколько будут рассматриваться?

I.Если участник занявший 1-ое место уклонился и не подписал контракт в связи с чем контракт был заключен с участником занявшим 2-ое место, то у заказчика есть на подготовку и отправку данных три рабочих дня, касающихся стороны не подписавшей контракт с момента подписания контракта в двухстороннем порядке все сведения, в ФАС. Переданные данные должны содержать вышеперечисленные пункты «в»-«д».
II.Если участник закупки, который участвовал в тендере, признан одним единственным участником процедуры, при этом уклонился от обязательств по подписанию контракта, то у заказчика пять рабочих дней для перенаправления в ФАС данных о таком недобросовестном участнике. Отсчет ведется начиная со дня, когда истекает срок подписания контракта. Эти данные должны содержать предусмотренные вышеперечисленными пунктами «в»-«д» перечня, для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
III. Если условия договора были нарушены стороной выигравшей закупку, которые были признаны судом существенными и суд расторг договор на этом основании, то заказчику отведено десять рабочих дней со момента оформления и подписания решения о расторжении контракта направляет данные указанные в вышеперечисленных пунктах «а»-«з».

В каждом из пунктов есть требования о предоставлении подтверждающих и обосновывающих документов. Это либо выписки из протокола, которая должна отражать отказ победителя от контракта или из протокола о результатах закупки, либо копия решения суда, в котором содержатся сведения подтверждающие расторжение контракта, либо односторонний отказ от контракта, принятый заказчиком, с письменным разъяснением обоснованных причин такого решения.

Документы и сведения, указанные в пунктах I-III предоставляются в контролирующий орган посредством ЕИС посредством загрузки электронных документов, которые обязательно подписывается усиленной электронной подписью лица, действующего от имени заказчика. Или документов в бумажном виде с описью прилагаемых документов подписанных лицом, имеющим право действовать от имени заказчика. Опись должна отражать перечень прилагаемых к ней документов.

У ФАС есть десять рабочих с момента поступления документов на принятие решения, после рассмотрения всех предоставленных данных. Если информация была предоставлена достоверная, то запись о «недобросовестном» поставщике заносится тут же в реестр. Если в документах не будет хватать сведений или будут замечания, то заказчику необходимо уложиться в три рабочих дня, с момента направления данных заказчиком о внесении участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков, заказчику отправляется уведомление и дается еще три дня на исправление замечаний и дополнение недостающих данных. Если информация не прошла эту проверку или заказчик не исправил замечания, то соответственно данные о таком поставщике тоже не включатся в реестр.

Некоторые заказчики пользуются возможностью включения поставщика в реестр, чтобы в дальнейшем он не принимал участия в его закупках, тем самым исключив конкурентов «нужного» поставщика или подрядчика, присвоив конкуренту метку «недобросовестный поставщик». Часто просто не принимают гарантию банка, либо не принимают продукцию и потом расторгают договор. В любом случае решение ФАС всегда можно обжаловать в суде, на это у поставщика есть три месяца.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: