Санкция нужна для того, чтобы убрать шлагбаумы и ликвидировать заторы. Правила проезда и способы оплаты Сколько штраф за проезд по платной дороге

Один из первых и наиболее широко практикуемых способов проехать "зайцем" – пристроиться к впереди едущей машине максимально близко и проскочить вместе с ним после того, как шлагбаум поднимется. Это напоминает методику прохождения турникетов в метро, когда недобросовестные граждане буквально прижимаются к шествующим через "ворота". Но в подземке всегда можно развернуться и… поинтересоваться у халявщика, как пройти в библиотеку. На дороге же все несколько иначе – "благодетель", скорее всего, торопится и не обратит внимание на то, что с ним на платный участок выехало еще одно транспортное средство.

Способ номер два еще изощреннее и почти психологический. На этот раз "заяц" не спеша едет первым, намекая двигающемуся сзади законопослушному гражданину, что он вот-вот минует пост, и тот посылает сигнал системе своим транспондером, дабы проехать самому. Это напоминает ситуацию, как если бы один автомобиль подкатил к въезду во двор со шлагбаумом, а водитель стоящей позади машины впустил бы обоих, нажав на клавишу брелока управления воротами.

Shutterstock / VOSTOCK Photo

Третий способ – выбор настоящих суровых мужиков с железными… нервами. Дальнобойщик на видео еще в начале 2017 года продемонстрировал, как "вскрывать" шлагбаум своим автомобилем, ссылаясь на противозаконность данного устройства. Очевидно, речь о 27 статье Конституции РФ, в которой кроме прочего сказано о гарантии каждому человеку, законно находящемуся на российской территории, права законно передвигаться. Загоревшимся идеей напомним, что подобное чревато, и водителя можно привлечь к ответственности в случае повреждения шлагбаума. В этом случае действия автомобилиста квалифицируются по статье 12.27 части 2 КоАП – "Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся". Данное деяние влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Есть еще два варианта облачиться в шкуру "зайца" – попробовать гипотетически-теоретически объехать терминал по полю, либо пересесть на мотоцикл, позволяющий просачиваться сквозь шлагбаумы.

Тем временем "Автодор", являющийся оператором платных дорог, и ГИБДД нашли способ штрафовать тех, кто не платит за проезд. Так, еще прошлой осенью на пункте, расположенном на 515 километре трассы М-4 "Дон" в Воронежской области был установлен комплекс "Фотофиниш-01", а перед шлагбаумом нарисовали стоп-линию и установили светофор. Получается, нарушитель совершает проезд на запрещающий сигнал и получает штраф по статье 12.12 КоАП в размере 1000 рублей.

Вы обратили внимание, с какой скоростью в России появляются платные автодороги? Не заметить это невозможно. Каждый в год количество растет как грибы в лесу после дождя. Самое плохое, что власти не особо стараются дать автолюбителям достойную бесплатную альтернативу.

В итоге у граждан остается небогатый выбор: поехать по бесплатной дороге (порой разбитой, неблагоустроенной и т. п.), потеряв время из-за ограничения скорости движения, из-за пробок или из-за колдобин и многочисленных трещин в дорожном полотне, или же отправиться в путь по платной трассе, стоимость проезда по которой иногда удивляет даже состоятельных автовладельцев. Но сегодня мы хотим поговорить не о самих платных трассах, а о тех, кто решил ездить по платным дорогам бесплатно.

Примечательно, что такие «зайцы» стали появляться сразу после первого ввода платных участков в нашей стране. И это логично. Кто не любит халявы. Особенно в нашей стране, где люди порой готовы экономить на чем угодно, начиная на собственного здоровья и заканчивая продуктами, но могут купить на последние деньги последнюю модель iPhone.

Да, действительно, а какой русский человек не любит халявы?


Как говорится, на халяву и уксус сладкий.

Вот и не хотят наши граждане оплачивать платные трассы. Кто-то это делает в качестве протеста запредельным тарифам, которые дали установить наши власть имущие. Кто-то предпочитает кататься по платкам «зайцем» просто чтобы сэкономить деньги и время. Обычно это категория людей, которые не прочь проехать бесплатно и в автобусе, и в электричке. Есть и такие, которые, с одной стороны, согласны с установленными тарифами на платных трассах, считают, что власти должны были, прежде чем вводить платные трассы, привести в порядок старые бесплатные дороги.

В общем, у каждого, кто ездит по платным автодорогам, своя отмазка. Но как же автолюбителям-«зайцам» удается проезжать по платным трассам без оплаты? Есть несколько способов сделать это.

Например, согласно ГОСТу платные трассы, как правило, оборудуются мягкими шлагбаумами. То есть шлагбаум вряд ли повредит ваш автомобиль. В итоге многие смельчаки просто таранят с разгона преграду при выезде, отодвигая заграждение в сторону. Правда, в большинстве случаев это повреждает шлагбаум, что уже тянет на порчу чужого имущества. Поэтому таких "таранщиков" на платных трассах немного.

Больше же всего халявщиков, которые выезжают с платных трасс без оплаты с помощью особого приема вождения.

Например, для того чтобы выехать без оплаты с платной автодороги, водители-«зайцы» подъезжают вплотную к впереди идущему авто, владелец которого честно решил оплатить проезд. Благодаря минимальной дистанции до впереди идущего автомобиля у халявщика есть время выехать с трассы прежде, чем закроется автоматический шлагбаум.

Вот, к примеру, видео, на котором его автор показывает, как он бесплатно выезжает с платной автодороги. По его словам, делает он это в качестве протеста и из-за нежелания платить, поскольку власти не предложили автолюбителям альтернативы.

Наиболее часто подобные «зайцы» прицепляются к автомобилям, которые выезжают с платного участка дороги, с помощью , который позволяет, не останавливаясь, бесконтактно оплачивать проезд с личного счета. Дело в том, что шлагбаумы на полосах, принимающих к оплате транспондеры, открываются заранее, чтобы автомобиль выезжал с трассы практически без остановки. Для того чтобы защитить автомобили от шлагбаума, разработчики настраивают их так, чтобы закрытие шлагбаума происходило не сразу после проезда автомобиля, а с некоторой задержкой. В итоге, если вплотную подъехать к автомобилю, выезжающему с трассы по транспондеру, то «зайцы» успеют проскочить, прежде чем закроется шлагбаум.

Есть ли штраф за неоплаченный проезд по платной дороге?


Итак, как видите, любителям бесплатных услуг не так уж и сложно ездить без оплаты проезда по платным автодорогам. Но есть ли ответственность за это? Теоретически, конечно, есть. Ведь в момент заезда на платную трассу водитель, по сути, заключает с оператором, взимающим оплату за проезд, устный договор в соответствии с Гражданским кодексом РФ, в случае неисполнения которого, по теории, водитель несет ответственность перед владельцем автодороги. Только вот подать в суд на огромную банду «зайцев» практически невозможно.

Оштрафовать напрямую за бесплатное движение по платной дороге также нельзя. Дело в том, что в КоАПе нет такой статьи, которая бы предусматривала административную ответственность за неоплату проезда по платной автодороге. В Государственной думе уже давно лежат несколько законопроектов, которые предлагают ввести административную ответственность за выезд с платной трассы без оплаты. Но, судя по движению этих законопроектов в кулуарах Госдумы, скорее всего, в ближайшие годы подобной статьи в КоАП не появится. Тем более, что платные трассы - это, по сути, коммерческие проекты, в рамках которых все убытки, причиненные водителями владельцам платных трасс, должны рассматриваться только в судебном порядке.

Как же так? Значит, большое количество халявщиков так и будет ездить бесплатно, а законопослушные водители будут исправно платить? Ведь в этом случае, если «зайцев» станет больше, владельцы платных дорог просто . В итоге на деле получается, что кто-то платит и за себя, и за любителей халявы.


На самом деле в скором времени, мы думаем, этот бардак на платных трассах сойдет на нет. Например, недавно на платной автодороге М-4 «Дон» начали устанавливать светофоры согласно ГОСТу. Эти светофоры устанавливаются перед шлагбаумом. Но и это еще не все. После светофора также были установлены камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД, а на поверхности дороги были нарисованы стоп-линии.

В итоге недавно «зайцам» на платных трассах начали массово присылать штрафы за проезд красного сигнала светофора. Напомним, что за это нарушение водителю грозит штраф в размере 1 000 рублей. Но и это еще не все. За повторный проезд на красный сигнал светофора в течение года с момента последнего аналогичного правонарушения водителю уже грозит более крупный штраф, который составляет 5 000 рублей.

В итоге, как заявил "Автодор", количество водителей, не оплачивающих проезд на трассе М4 «Дон», заметно сократилось. Скорее всего, подобная мода на езду по платке «зайцем» сойдет на нет. Согласитесь ведь, что бесплатный проезд по автодороге может оставить халявщика без штанов.

По словам представителя "Автодора", благодаря этим мерам не только удалось практически избавиться от фактов неоплаты проезда, но и сократить количество ДТП, которые происходили из-за несоблюдения дистанции любителями халявы.

Скорее всего, постепенно подобные камеры, светофоры и разметка в видео стоп-линии появятся на всех выездах с платных автодорог. Ведь за последние годы количество любителей бесплатных покатушек по платным трассам выросло в несколько раз и продолжает расти.

В итоге это не только приводит к финансовым потерям владельцев автодороги, но также отражается на тарифной политике для тех, кто исправно оплачивает проезд, и часто приводит к авариям на выездах.

Так что недолго осталось ездить любителям халявы по платным автодорогам России. Как видите, решить проблему можно проще. И не нужно ждать, когда народные избранники вспомнят о законопроектах, предусматривающих ответственность за бесплатный проезд по платным дорогам.

Для ликвидации заторов перед пунктами пропуска на платные дороги в скором времени с них планируется убрать шлагбаумы. Однако это создает возможность для водителей не платить за пользование платной трассой, тем более что на законодательном уровне никаких штрафных санкций за это пока не предусматривается.

Наказание за бесплатный выезд на платный участок дороги

Тем не менее соответствующие поправки в КоАП уже в скором времени должны быть приняты. Планируется, что штраф за бесплатный проезд по платной дороге будет составлять 5 000 руб. Именно такая санкция заложена в законопроекте Минтранса, разработанном с участием «Автодора». При этом нарушение будет регистрироваться камерами фотовидеофиксации, а само постановление доставляться до автовладельца почтой.

Введение соответствующего штрафа служит одной из мер по реализации free flow - проекта, позволяющего на платных трассах отказаться от всех шлагбаумов. Пока все пункты сбора на действующих магистралях гибридные, в которых реализованы два метода взимания средств:

  • оплата наличными,
  • при помощи транспондеров бесконтактным способом.

Но до момента оплаты шлагбаумы на сегодняшний день всегда закрыты, а транспондерами пока оборудованы около четверти проезжающих автомобилей. Все остальные ТС задерживаются у пунктов сбора для передачи наличных, провоцируя появление многокилометровых заторов на загруженных участках.


Появление нового штрафа точно следует ожидать до 2019 года, когда госкомпания «Автодор» планирует запустить в эксплуатацию ЦКАД (Центральную кольцевую автодорогу). Помимо пятого участка вся она будет платной, а средства с водителей планируется взимать по системе free flow. Соответственно, до этого времени ответственность за бесплатный проезд уже должна действовать.

Что следует ожидать после введения free flow

Водителям нужно быть готовыми не только к повышению оплаты проезда, но и к дооборудованию своего транспортного средства. Чем придется дополнительно оснащать автомобиль, зависит от того, какая из разрабатываемых в настоящий момент технологий free flow будет выбрана в итоге:

  1. При использовании специальных навесных комплексов автомобиль идентифицируется посредством камер, оптических датчиков и лазеров. Дооснащать ТС в этом случае не приходится, однако проблема в том, что при плохих погодных условиях эта техника срабатывает не всегда. Данная технология уже обкатывается на одном из участков трассы М-1 «Беларусь».
  2. Предусматривающая применение номерных знаков со специальными встроенными RFID-метками. При этом становится ненужным привычный транспондер, но стандартные госномера придется заменить.

И, конечно, с введением новой статьи КоАП появятся правовые основания для наказания водителей, «паровозом» следующих, например, за фурами и избегающих таким образом оплаты, так как шлагбаум попросту не успевает закрыться. В настоящий момент даже при наличии данных о нарушении и снимков с камер видеофиксации административной ответственности такие водители не несут. Если вам все же пришло постановление по почте, обратитесь для защиты своих прав к профессиональному юристу.

I. Оказание услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог регулируется .

ВАЖНО! В соответствии с п. 5 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (плата в Систему «Платон»), за проезд по платным участкам автомобильных дорог
НЕ ВЗИМАЕТСЯ!

II. Для оплаты проезда по платным участкам автомобильных дорог предусмотрены Пункты взимания платы (далее - ПВП), расположенные непосредственно на дороге. Существуют следующие виды систем взимания платы:

1. Открытая система взимания платы (реализована на платных участках автомобильных дорог М-3 «Украина» и М-4 «Дон», кроме участка км 414 – км 464).

  • Плата за проезд взимается только при проезде через единственный ПВП, расположенный на въезде, выезде или на протяжении платного участка, при этом платный участок имеет свободные въезды и выезды на примыкающие дороги, не оборудованные ПВП. Таким образом, пользование отдельными частями платного участка без пересечения ПВП будет бесплатным.
  • Размер платы за проезд не зависит от фактически пройденного расстояния по платному участку и устанавливается Государственной компанией в соответствии с принятыми тарифами.

2. Закрытая системы взимания платы (реализована на платных участках автомобильной дороги М-11 «Москва - Санкт-Петербург» и на участке 414-464 км автомобильной дороги М-4 «Дон»).

  • Закрытая система взимания платы предусматривает въезд на платный участок и выезд с него через соответствующие ПВП, при этом все въезды и выезды с платного участка оборудованы ПВП.
  • С помощью систем контроля на въездном и выездном ПВП фиксируется весь маршрут Пользователя, оплата за проезд производится на выездном ПВП с учетом имеющейся у оператора информации о месте въезда автомобиля на участок.
  • Таким образом, размер платы за проезд зависит от фактически пройденного расстояния по платному участку и устанавливается Государственной компанией в соответствии с принятыми тарифами.

3. Смешанная система взимания платы (на участке 414-464 км автомобильной дороги М-4 «Дон»).

  • Смешанная система взимания платы предусматривает въезд на платный участок и выезд с него через ПВП, находящиеся на въезде и выезде с платного участка.
  • Оплата за проезд производится на въездном ПВП, при наличии факта оплаты и условии нахождения автомобиля на данном платном участке не более 12 часов на выездном ПВП плата не взимается. В противном случае на выездном ПВП взимается плата в размере принятого Государственной компанией тарифа на данном участке.
  • Передвижение внутри такого платного участка - въезды и выезды с примыкающих дорог остаются свободными.

III. На платных участках применяется следующая классификация категорий транспортных средств*:

Пример транспортного средства Критерий классификации
Общая высота Оси
Высота ≤ 2 м 2 и более

Легковые автомобили, многофункциональные транспортные средства, мотоциклы, автомобили с прицепами высотой менее 2 м

2 м < Высота < 2,60 м

2 и более

Автомобили с прицепами высотой от 2 м до 2,6 м

Высота ≥ 2.60 м

2 оси

Транспортные средства с 2 осями и высотой более 2,6 м

Высота ≥ 2,60 м 3 оси и более

Транспортные средства с 3 и более осями и высотой более 2,6 м,
включая транспортные средства 2-ой категории с прицепами, высота которых превышает 2,6 м

Классификация транспортных средств необходима для определения размера платы за проезд. Классификация основывается на количестве осей и высоте транспортного средства пользователя.

Категория транспортного средства Пользователя и применимый размер платы за проезд определяется автоматически при проезде через ПВП. В случае несогласия Пользователя с автоматически определенной категорией его транспортного средства, определение Категории ТС по заявлению Пользователя может быть произведено вручную на Пункте взимания платы сотрудником Оператора с применением сертифицированных и поверенных измерительных инструментов.

*Примечания:

  • Аксессуары и багаж, перевозимые на крыше и задней двери транспортных средств 1-й и 2-й категорий, в расчет габаритной высоты не включаются.
  • Транспортное средство со специальными техническими устройствами типа климатической установки, закрепленным на крыше, классифицируется по наивысшей точке.
  • Транспортное средство 1-й категории, высота которого, с учетом перевозимого груза, превышает 2,6 метра, классифицируется по 2-й категории.
  • Транспортное средство 1-й и 2-й категорий с прицепом, высота которого, с учетом перевозимого груза, превышает 2,6 метра, классифицируется по 2-й категории (за исключением автовозов, эвакуаторов и других транспортных средств, перевозящих автомобили).
  • Транспортное средство с имеющимися на крыше снегом и/или ледяным покровом, влияющими на расчет габаритной высоты, классифицируется по наивысшей точке.
  • Транспортные средства 3-й и 4-й категорий с конструктивной возможностью подъема одной из задних осей для отрыва её от дорожного полотна классифицируются по количеству фактически установленных на транспортном средстве осей вне зависимости от положения оси.
  • Транспортные средства, двигающиеся на жесткой сцепке, классифицируются как одно транспортное средство по классификационным признакам наивысшего транспортного средства с учётом общего количества осей.
  • Транспортные средства, двигающиеся на гибкой сцепке (буксировочный трос), классифицируются как два независимых транспортных средства с раздельной оплатой.

IV. Пользователям платных дорог, осуществляющим оплату проезда с помощью транспондеров T-pass, для корректного списания средств необходимо:

  • Разместить транспондер T-pass за зеркалом заднего вида в легковом автомобиле или в нижней части лобового стекла над дворниками в грузовом автомобиле, в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
  • Убедиться, что денежных средств на лицевом счете достаточно для оплаты проезда. Время зачисления денежных средств должно быть не менее 30 минут до предполагаемого проезда.
  • Информацию по состоянию лицевого счета и детализацию проездов и оплат можно получить в на сайте или в мобильном приложении «Автодор».
  • При наличии в автомобиле нескольких транспондеров, любой из них может быть считан при пересечении ПВП. Поэтому, если в транспортном средстве находятся устройства, которые не планируется использовать для оплаты проезда в данный момент, рекомендуется держать в специальном экранирующем пакете. Приобрести ZIP-пакет можно в любом Центре продаж или в .
  • В противном случае существует риск нежелательного списания средств с перевозимого транспондера (при положительном балансе), либо, если в транспортном средстве находится, в том числе, транспондер с недостаточным для оплаты проезда балансом и оборудование считает именно этот транспондер, шлагбаум не откроется, при том что на счете другого устройства будет достаточное для оплаты количество денежных средств.
  • ООО «Автодор - Платные Дороги» не несет ответственность за неправильное размещение транспондера в транспортном средстве Пользователя, либо за списание денежных средств с лицевого счета другого транспондера.

Сравнение вариантов оплаты проезда

Достоинства и недостатки

Транспондер
Т-pass
Наличные денежные средства

Скидка до 40% на оплату проезда по платным участкам автомобильных дорог М-4 «Дон», М-11 «Москва-Санкт-Петербург» и М-3 «Украина» в зависимости от пройденных участков и протяженности маршрута

Дополнительная скидка на проезд до 10% при подключении к Программе лояльности Государственной компании "Автодор" , Размер скидки зависит от интенсивности проездов и составляет от 3% до 10%)

Российские власти рассматривают вопрос о введении нового штрафа для автомобилистов. Речь идет о санкциях за отказ оплачивать проезд по платным трассам. Вопрос о введении нового штрафа возник в связи с появлением в интернете видеороликов о том, как автовладельцы проезжают по платным дорогам без оплаты, пристраиваясь вплотную к впереди идущему автомобилю, а иногда сбивая шлагбаумы. Сейчас платные дороги в России эксплуатируют частные структуры, которые не могут установить никаких санкций в отношении водителей. В этой связи министерство транспорта занялось разработкой законопроекта о штрафах за отказ оплачивать движение транспорта по платным трассам.

«Водители, которые проезжают «зайцем», наносят существенный убыток. Получается ситуация, при которой вместо передовых технологий надо забор ставить», - прокомментировал ситуацию в эфире «Коммерсант FM» директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

Тем временем, Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») с целью ликвидации заторов перед пунктами пропуска на платные дороги, планирует в скором времени убрать шлагбаумы. Однако это создает дополнительную возможность для водителей не платить за пользование платной трассой, тем более что на законодательном уровне никаких штрафных санкций за это пока не предусматривается. Но соответствующие поправки в КоАП уже в скором времени должны быть приняты. Планируется, что штраф за бесплатный проезд по платной дороге будет составлять 5 000 руб. Именно такая санкция заложена в законопроекте Минтранса, разработанном с участием «Автодора». При этом нарушение будет регистрироваться камерами фотовидеофиксации, а само постановление доставляться до автовладельца почтой. Введение соответствующего штрафа служит одной из мер по реализации free flow - проекта, позволяющего на платных трассах отказаться от всех шлагбаумов. Пока все пункты сбора на действующих магистралях гибридные, в которых реализованы два метода взимания средств: путем оплатой наличными или банковской картой и при при помощи транспондеров бесконтактным способом. Но до момента оплаты шлагбаумы на сегодняшний день всегда закрыты, а транспондерами пока оборудованы около четверти проезжающих автомобилей. Все остальные ТС задерживаются у пунктов сбора для передачи наличных, провоцируя появление многокилометровых заторов на загруженных участках.

Что следует ожидать после введения Free flow

Водителям нужно быть готовыми не только к повышению оплаты проезда, но и к дооборудованию своего транспортного средства. Чем придется дополнительно оснащать автомобиль, зависит от того, какая из разрабатываемых в настоящий момент технологий free flow будет выбрана в итоге:

1. Использование специальных навесных комплексов - автомобиль идентифицируется посредством камер, оптических датчиков и лазеров. Оснащать ТС в этом случае не приходится, однако проблема в том, что при плохих погодных условиях эта техника срабатывает не всегда. Данная технология уже обкатывается на одном из участков трассы М-1 «Беларусь».

2. Применение номерных знаков со специальными встроенными RFID-метками. При этом становится ненужным привычный транспондер, но стандартные государственные номерные знаки придется заменить на новые.

И, конечно, с введением новой статьи КоАП появятся правовые основания для наказания водителей, «паровозом» следующих, например, за фурами и избегающих таким образом оплаты, так как шлагбаум попросту не успевает закрыться. В настоящий момент даже при наличии данных о нарушении и снимков с камер видеофиксации административной ответственности такие водители не несут, поскольку при проезде через пункт пропуска шлагбаум перед их транспортным средством фактически был открыт.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: