Традиционный подход к типологии государств article. Типология государства. Достоинства формационной типологии

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Цивилизационный подход: В результате, мировая политико-правовая мысль выработала другие критерии типологии государств. Одним из наиболее распространенных и широко признанных зарубежной наукой оснований типовой классификации государств является понятие "цивилизации". Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер. Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) - понятие весьма емкое и неоднозначное. Это и синоним культуры, и уровень, ступень развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация), ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс) и даже (в некоторых идеалистических теориях) эпоха деградации и упадка культуры в противовес ее целостности и органичности. А поскольку культура, как известно, имеет несколько сотен определений, то в результате появляется возможность говорить о самых разных вариантах цивилизационной типологии.

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Такая классификация отражающая логику исторического развития государства позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев называется типологией. Типология государства представляет собой довольно сложный и в то же время очень важный вопрос в теории государства и права. Исторический путь развития государства насчитывает уже около 8 тысяч лет.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE \* MERGEFORMAT 2

Московский гуманитарно-экономический институт

Нижегородский филиал

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Теория государства и права

На тему: Типология государств. Современные подходы

Студент(ка) Грязнова Ирина Александровна

Научный руководитель к.ю.н., Сим Анна Вячеславовна

Оценка «____________»

Нижний Новгород

2014

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................3

ГЛАВА I . . Понятие и назначение типологии государств............................. 5

ГЛАВА II . Подходы к типологии государств...............................................8

ГЛАВА III. Формационный подход к типологии государств………..……11

ГЛАВА IV . Цивилизационный подход к типологии государств ………....13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................16

Список использованной литературы...........................................................18


ВВЕДЕНИЕ

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало.

В связи с этим, важное значение имеет проблема их научной классификации.

Такая классификация, отражающая логику исторического развития государства, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.

Типология – это учение о типах, больших группах тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков.

Таким образом, типология – это своеобразная научная классификация.

Типология направлена на упорядочение полученных данных об объекте, о возможных формах его существования.

Типология государства представляет собой довольно сложный и в то же время очень важный вопрос в теории государства и права. Исторический путь развития государства насчитывает уже около 8 тысяч лет.

Несколько тысячелетий, веков и даже десятилетий назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время.

Теория государства и права пытается определить основные этапы исторического развития государства, сформулировать логику развития государства.

Считается, что на каждом этапе исторического развития государство приобретает определенную совокупность черт, признаков, которые позволяют отнести его к определенному типу государств.

Это объясняется в значительной степени многообразием подходов, которые сложились в науке относительно понимания государства.

В своей работе я постараюсь осветить основные подходы к типологии государства, представить точки зрения ведущих ученых по данному вопросу.

ГЛАВА I. Понятие и назначение типологии государств.

Политическая история человечества предложила разнообразные варианты государственной организации. В мире существовало и существует большое количество государственных форм. Каждое государство уникально в своем роде и несет на себе отпечаток тех природно-климатических, географических, социально-экономических и иных условий, в которых оно возникло, развивалось и функционировало.

Сходные условия существования государств порождают и сходство государственной организации, это позволяет классифицировать государства, то есть объединить их в группы в зависимости от того или иного критерия (основания). При этом под типом понимаются общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Классификация государства по типам предполагает:

  1. установление сложившегося способа производства;
  2. выделение производственных отношений как фундаментальной структуры общества;
  3. исследование социальной структуры общества, основных классов и других социальных групп, на которые оно разделяется;
  4. выявление сущности государства и его социального назначения;
  5. рассмотрение функций государства, его форм, устанавливаемой и охраняемой им правовой системы;
  6. анализ иных надстроечных факторов, оказывающих на государство существенное влияние;
  7. рассмотрение государства в системе надстройки классового общества;
  8. выявление «деформаций», отклонений данных государственно-правовых форм от их обычного состояния. Возникновение тех или иных типов государств неразрывно связано с историческими особенностями развития общества, обусловлено спецификой той или

иной общественно-экономической формации.

Таким образом, необходимость и значимость классификации государств определяется тем, что она позволяет выявить общее и особенное в развитии государств, установить те причины, которые определяют это сходство и различие, а также выявить закономерности возникновения, развития и существования различных государственных форм, а также сущность происходящих в них структурных изменений.

Типология государств базируется на обобщении большого фактического исторического, социологического, правового и иного материала, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем.

Задачу научной классификации государств призван решить такой раздел государствоведения как типология государств, то есть система знаний о принципах, способах и основаниях классификации государств.

Базовой категорией типологии является исторический тип государства, под которым понимается совокупность необходимых родовых черт государств, имеющих сходные социально-экономические, политические и иные основания.

Историко-типологический подход к государству фиксирует наше внимание на его относительно устойчивых сущностных свойствах в развитом состоянии. Это предполагает необходимость познания государства в динамическом состоянии зарождения, перехода к развитым формам, гибели данного конкретно-исторического типа государства и замены его государством нового исторического типа.

Научное понятие исторического типа государства, в основе которого лежит объективная зависимость классового содержания государственной власти от господствующих экономических отношений, общность основных существенных признаков всех государств данной общественно-экономической формации, дает возможность понять закономерности, которые присущи большому разнообразию государственных форм, существовавших в прошлом и существующих ныне. Это понятие вооружает пониманием внутренней логики исторического процесса, является основой научного предвидения.


ГЛАВА II. Подходы к типологии государств

Выявление природы государства предполагает рассмотрение как вопроса о его соотношении с социально-экономическим строем, так и проблемы типологии государства. Решение того и иного вопроса в отечественной теории государства и права ранее традиционно опиралось на марксистское учение об общественно-экономических формациях, то есть на формационный подход.

В соответствии с марксистскими положениями о формационном подходе классовая сущность государства, определяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом, а само государство является лишь надстройкой над экономическим базисом.

Иначе говоря, и по существу, и по форме государство обусловлено экономическим строем общества. Оно вторично, а экономика первична. Экономическая структура общества образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений.

Отсюда производный характер государства от социально-экономического строя. В настоящее время, наряду с формационным подходом широко применяется и другой - цивилизационный подход.

Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура». С учетом этой многозначности и разрабатывается сегодня цивилизационный подход учеными запада и востока.

В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающего его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.

Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с предельно широких позиций определяющего воздействия на него духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.

В отличие от формационной теории, обосновывающей наличие детерминации государства экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает существование детерминации духовными факторами, которые могут блокировать, или поощрять развитие государства.

Но было бы неверным в характеристике и понимании государства стоять на позициях признания равноправности двух подходов, или представлений, что цивилизационное влияние на развитие государства, осуществляется в рамках формационного, базисно-надстроечного и социально-экономического подхода.

В основе государства лежат экономические факторы, но влияние на них достигается выработкой таких стереотипов поведения, которые либо способствуют, либо мешают производительному труду.

А стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека формируются именно в той сфере человеческой деятельности, которая характеризуется как культура, или цивилизация.

В итоге цивилизация влияет на социальную организацию общества. Культурно-идеологические принципы жизни вполне способны ослабить влияние способа производства, и тем самым, прервать поступательное формационное развитие как производства, так и процесса формирования и функционирования государства.

Пример – это циклическое развитие государственных форм в странах арабского мира, Китае, Америке до XX века.

И наоборот, социокультурные, духовные факторы могут усилить формационный прогресс экономики и государственно-правовой сферы. В Европе протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания адекватных ей государственно-правовых начал.

Каждое государство становится полем борьбы двух видов воздействия на него: формационного и цивилизационного. Какой из них победит, сказать заранее нельзя.

Именно с этим связана многовариантность развития в государственной и других сферах общественной жизни.

Поэтому правильное понимание соотношения государства с социально-экономическим строем предполагает использование обоих подходов.

Однако, исторический опыт государственности показывает, что жесткая привязка природы того или иного государства к социально-экономической формации не дает ответа на многие вопросы.

ГЛАВА III. Формационный подход

До последнего времени в теории государства и права вопросы типологии государств рассматривались преимущественно с позиции формационного подхода.

Суть его состоит в том, что в основе типизации государств лежит категория «общественная формация», основанная на том или ином способе производства, отражающая соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения.

Марксистский подход, в исследовании исторического процесса, предполагал деление мировой истории человеческого общества на три больших периода:

первичный (архаичный), вторичный (экономический) и третичный (коммунистический), получившие название общественных, которые применяются для обозначения глобальных исторических эпох.

Под первичной (архаичной) и третичной (коммунистической) общественными формациями К. Маркс понимал общества, в которых отсутствуют отношения эксплуатации.

Основными критериями такой классификации являются наличие или отсутствие частной собственности, эксплуатации человека человеком, антагонистичных классов, товарного производства.

В этом случае вполне можно считать, что макроформации идентичны делению на доклассовое, классовое и бесклассовое общества. Термин «экономическая общественная формация» – наиболее дискуссионный в марксовой формационной концепции, имеющий огромное методологическое значение. В предисловии «К критике политической экономии» К. Маркс отмечал, что «в общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации». Следовательно, государственно-организованное общество есть элемент экономической общественной формации, в рамках которой выделяются соответствующие исторические периоды, расположенные внутри нее, так называемые: азиатский, античный, феодальный, буржуазный способы производства.

Понятие «экономическая общественная формация» свидетельствует о том, что главной чертой, свойственной всем включенным в нее периодам, К. Маркс считал экономический характер жизнедеятельности общества, т.е. такой способ взаимодействия между членами социума, который определяется не религиозными, нравственными или политическими, а в первую очередь хозяйственными, экономическими факторами, иными словами, период, характеризующийся господством в общественной жизни отношений, базирующихся на частной собственности, индивидуальном обмене и возникающей как следствие этого эксплуатации.

При формационном подходе в основу деления истории социального развития положена идея естественно-исторического процесса смены одной общественной формации другой.

Первичная (архаичная) общественная формация заменяется вторичной (экономической), охватывающей ряд обществ, с присущими ей способами производства, уступающей затем место третичной (коммунистической), которая характеризуется воспроизведением основных черт общинной организации на качественно новом уровне и является более высоким типом архаической общественной формации.

ГЛАВА IV . Цивилизационный подход к типологии государств.

Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии государств широко применяется Цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит идея соотношения государства, права и социально-экономического строя общества с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.

Таким образом, вместо общественной формации критерием типизации выступает категория «цивилизация».

Следует подчеркнуть, что последняя выглядит весьма аморфно и неопределенно.

Она, по справедливому замечанию исследователей, принадлежит к числу тех явлений и понятий, которые не поддаются сколько-нибудь строгому и однозначному определению.

Если попытаться как-то объединить различные значения ее определения, получим скорее «некий интуитивный образ, чем логически выверенную категорию».

Для истории вообще, и истории государства и права в частности, характерна такая форма систематизации научного материала, как периодизация. В наше время колеблются устои привычной систематизации – по общественно-экономическим формациям и соответственно по типам государства и права.

Прежняя четкая схема: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое государство и право – заменяется другими категориями, строго говоря, исключающими всякую периодизацию. Наиболее модным стал так называемый Цивилизационный принцип. При нем общества и государства характеризуются по внешним признакам культуры, порой трудноуловимым.

Вместе с тем большинство авторов используют маленькую хитрость: они подменяют прежние формации новыми «цивилизациями». Рабовладельческое общество становится античным, феодальное – средневековым, буржуазное – «современным» и т.д.

При цивилизационном подходе тип государства и права определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. При таком подходе основное внимание уделяется анализу обществ, в меньшей степени – государств, правовых систем.

Прежде всего он подходит к исследованию истории как совокупности человеческих отношений, так как ее подлинный предмет – жизнь общества, взятая как во внутренних, так и во внешних аспектах. Внутренняя сторона есть выражение жизни любого данного общества в последовательности глав его истории, в совокупности всех составляющих его общин, а внешняя – это отношения между отдельными обществами, развернутые во времени и пространстве.

А. Тойнби пишет, что культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации.

Понятие цивилизации он сформулировал как относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными: религия и формы ее организации, а также территориальный признак.

«Исследуя основания каждого отдельного общества, в одних случаях мы обнаруживаем, что оно состоит в сыновнем родстве с более древним обществом благодаря наличию вселенской церкви, которая является основным признаком, позволяющим предварительно классифицировать общества одного вида.

Другим критерием для классификации обществ является степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Сочетание этих двух критериев позволяет найти общую меру для размещения обществ на одной шкале, с тем чтобы определить место каждого из них в непрерывном процессе развития».

Эти общества принято называть цивилизациями (полностью независимых – около десяти), в отличие от примитивных обществ (около 650), которые обладают сравнительно короткой жизнью, ограничены территориально и малочисленны.

Жизнь цивилизаций, наоборот, более продолжительна, они занимают обширные территории, а число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико.

Они имеют тенденцию к распространению путем подчинения и ассимиляции других обществ – иногда обществ собственного вида, но чаще всего примитивных обществ.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.

Интересно, что А. Тойнби характеризует и альтернативный способ возникновения цивилизации – «через отчуждение пролетариата от правящего меньшинства ранее существовавших обществ, утративших свою творческую силу.

Правящее меньшинство такого рода обществ статично, и отделение пролетариата представляет собой динамическую реакцию именно на эту статичность, что в конечном счете оказывается главным условием возникновения нового общества».

Цивилизации А. Тойнби связывает с наличием «универсального государства», в том числе и местного.

Представляется, что понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, включающую не только социально-экономические условия жизнедеятельности общества, но и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы.

Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый исторический тип государства представляет особое состояние государственности, имеющее специфические законы возникновения, развития и перехода к более высокой ступени. Специфические законы являются общими по отношению к государствам в отдельных странах. Но действуют эти законы не по шаблону.

Конкретно-исторические условия, свойственные развитию государства в отдельных странах, приводят к разнообразию форм, в которых проявляется действие общих для данного типа государства законов.

Качественные изменения, произошедшие в процессе становления в современной России основ правовой государственности и гражданского общества, настоятельно подводят к необходимости изучения понятия типов государства, их особенностей и возможных своеобразий проявления различных моделей государств.

Следует отметить, что наряду с изменением политического режима в пользу демократического также изменяется и сложившееся мировоззрение. В настоящее время наше общество и государство стоят у истоков формирования правового государства.

Это означает такое взаимодействие государства и права, где государство, опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят права и свободы человека и гражданина.

Россия полностью исчерпала лимит революционных потрясений, крутых реформ, волюнтаристского экспериментаторства, бездумного заимствования чужеземного опыта.

В опоре на собственные силы, богатые возможности, исторические, социально-культурные и национальные традиции, талантливый народ может и должен твердо встать на испытанный мировым опытом путь преобразований, сочетающий необходимую стабильность, преемственность и динамизм. Вместе с тем и от правовой активности каждого гражданина и нации в целом в стремлении поднять уровень значимости общечеловеческих ценностей и права во всех сферах общественных отношений в немалой степени зависит формирование истинного правового государства на российской земле.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Научная и учебная литература:

  1. Клименко С.В., Чичерин А.Л. «Основы государства и права», Зерцало, М.,1997
  2. Лазарев В.В. «Теория права и государства», Новый юрист,1997
  3. Мишин А.А. «Конституционное (государственное) право зарубежных стран.»,1997
  4. Венгеров А.В. – Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 1999.
  5. Вехорев Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999.
  6. Графский В.Г. – Всеобщая история права и государства, Учебник, М.:НОРМА – ИНФРА-М, 2000.
  7. История политических и правовых учений – Учебник, под. ред. Нерсесянца Р.В., М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999.
  8. Карасев В.И. – Общество, государство, цивилизация: к теории становления социумов, М.: МПСИ, 2000.
  9. Общая теория государства и права - Учебник, под. ред. Лазарева С.Н., М.: Юрист, 1996.
  10. “Теория государства и права” 1997г. Хропанюк В. Н.
  11. “Государство и право в современном обществе // Теория права: новые идеи “ 1991г. Лившин Р. З.
  12. “Конституционное право РФ” Москва, 1996г. Боглай М. В.,Габричидзе Б. Н. “Российский федерализм” 1994г.,Мухамедшин Ф. Х.
  13. “Сущность содержания и формы государства” Л. ,1971г. Петров В. С. “Развитие форм государства ” 1905г. Каутский К.

Периодическая печать:

  1. Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Былина, 1998.
  2. “Государство, его вчерашнее и сегодняшние трактовки // государство и право” 1993г. №7 стр. 12-20 Бутенко А. П.
  3. Страшун Б.А., Ильинский И.П. «Государственное право зарубежных социалистических стран», Международные отношения, М.,1981
  4. Букалов А.В. – Интеграционная соционика. Типы коллективов, наций, государств // Соционика, ментология и психология личности, №5, 1998.
  5. Плетников Ю. Цивилизационная и формационная триады // Свободная мысль,1999, № 3.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

9266. Типология государств 9.98 KB
По формационной типологии люди вступают между собой в определенные связи и отношения а в рамках этих общественных связей и отношений складываются их отношения к природе и процессу производства. В процессе труда складываются отношения обусловленные потребностями технологии и организации производства например отношения между рабочими различных специальностей между организаторами и исполнителями связанные с технологическим разделением труда внутри производственного коллектива или в масштабах общества...
4942. Типология государств в современной либертарно-юридической теории 31.33 KB
Классификация формы государства - это систематика государства, относящаяся к организации и устройству государственной власти; типизация государства - суть деление (группировка) государств с учетом факторов развития народовластия как родовой сущности государства. Форма государства соотносится с его типом как форма соотносится с сущностью вообще
12586. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 51.28 KB
2 Стратегический и ценностный подходы к оценке организационной эффективности ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Одной из главных задач современного менеджмента является построение эффективной организационной структуры управления. Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели. Нужность изменения организационной структуры управления большинства российских...
12611. Современные подходы к оценке эффективности деятельности организации 37.69 KB
Одной из главных задач современного менеджмента является построение эффективной организационной структуры управления. Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели. Нужность изменения организационной структуры управления большинства российских...
21385. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ВЕЧЕРА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ 90.69 KB
Поэтому обращение к театрализации как средству оптимизации семейного досуга есть современный метод актуализации и репрезентации национального культурного наследия основывающийся на зрелищности развлекательности игровом характере и консолидирующий субъектов семейной общности. Таким образом недостаточность изучения применения метода театрализации и проблемы организации семейных праздников позволили сформулировать тему исследования: Театрализация как творческий метод...
17860. Особенности образования государств в античном мире. Полисная система 15.81 KB
Создание первых протогосударств, а затем и более крупных государственных образований на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря в III-II тысячелетии до н.э. было результатом завоевания греками-ахейцами автохтонного населения этого региона
16891. Необходимость экономической интеграции государств СНГ в условиях мирового кризиса 9.12 KB
Вряд ли отклоняются от истины расчетысогласно которым до двух третей общего падения производства в странах СНГ вызвано разрывом взаимных экономических и технологических связей между ними. В настоящее время СНГ несмотря на ряд попыток его кардинального реформирования по прежнему представляет собой виртуальное интеграционное объединение со сложной плохо управляемой бюрократической структурой. Государствам СНГ необходимо создать новую модель интеграции в проекте должно быть формирование единого экономического пространства.
19246. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВ АНГЛОСАКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ 38.38 KB
Этапы и особенности англосаксонской системы права. Характеристика основных черт англосаксонской системы права. Англосаксонскую правовую семью часто называют еще семьей общего права common lw.
16559. Конфликт геополитических и экономических интересов государств в контексте проблемы глобального потепления 12.13 KB
Основные издержки по противодействию климатическим изменениям падают в настоящее время на развитые страны. Страны с переходной экономикой могут также пользоваться преимуществами Проектов совместного осуществления ПСО. Развивающиеся страны получают инвестиции преимущественно по Механизму чистого развития МЧР. При этом развивающиеся страны получая огромные средства не несут обязательств и соответственно затрат по Протоколу.
16381. -экономическом сотрудничестве стран СНГ Территориальное соседство двух или более государств как правил 15.08 KB
Москва Фактор соседства в торгово-экономическом сотрудничестве стран СНГ Территориальное соседство двух или более государств как правило способствует развитию регионального сотрудничества между ними. При прочих равных условиях торгово-экономические политические социальные культурные и иные связи развиваются наиболее активно между соседними странами. Поэтому при развитии интеграционных процессов в рамках какого-либо региона важную роль играет оценка соседского положения всех стран входящих в данный регион. Как показывает мировая...

Учение о типах государства сейчас разрабатывается на философском и собственно теоретическом уровне (на уровне общей теории государства и права). Философская типология государства строится на критериях общественного прогресса, на разграничении двух понятий государства - государства в собственном смысле (основанного на частной собственности) и полугосударства (базирующегося на социалистической общественной собственности).

Предметом теоретической типизации государства является государство в собственном смысле этого слова. Государство как политико-территориальная организация общества является следствием развития противоречия между политической властью и собственностью, которые образуют основы государства и общества. Государство как организация обособленной от народа политической власти является непосредственным продуктом развития естественно-исторических общностей людей, форм их общения (община, гражданское общество). И, наконец, государство как организация классового господства в обществе раскрывает нам связи государства с социально-классовой структурой народа (общества) и с социально-классовыми отношениями людей, т. е. с факторами социологического порядка.

Отправным пунктом политологической типологии является разграничение непосредственных и абстрактных политических типов государства: непосредственная монархия, непосредственная демократия и непосредственная аристократия. Каждый из этих типов государства характеризуется спецификой единства политической власти с собственностью (общинной и частной).

В зависимости от того, что лежит в основе взаимоотношений между индивидом и обществом, добрая воля или насилие, различаются контрактное государство и эксплуататорское (рентоискательское) государство.

Гражданин, с одной стороны, участвует в управлении государством, а с другой стороны, он должен сам подчиняться тем правилам, которые далеко не всегда его устраивают. В результате возникают две опасности:

  • 1) обмана со стороны государства - оно может выйти за пределы полномочий, установленных общественным договором (конституцией) ;
  • 2) обмана со стороны индивида - неисполнении законов и (или) уклонения от финансирования деятельности государства путем неуплаты налогов.

В контрактном государстве эти потенциальные опасности сдерживаются. Когда же эти тенденции получают развитие, то перед нами - эксплуататорское государство.

Контрактное государство возникает при: наличие конституции, задающей рамки деятельности государства; существование механизма участия граждан в деятельности государства; наличие механизмов контроля и сдерживания со стороны институтов гражданского общества.

Эксплуататорское же государство использует монополию на насилие для максимизации благосостояния правящей группы, действуя зачастую в ущерб интересам всего общества в целом. Крайним типом эксплуататорского государства считается тоталитарное государство.

В зависимости от того, какова степень влияния церкви, выделяют светское и клерикальное государства. Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Клерикальное предполагает активное вмешательство церкви в «мирские дела», осуществление судебной деятельности. В настоящее время клерикальное государство существует в ряде мусульманских стран (Иран, Саудовская Аравия), где законы шариата господствуют над светскими законами. Но и в некоторых странах европейской культуры обычаи во многом подчинены церковным распорядкам. Например, в США принято приносить присягу на Библии, а в Израиле не-иудеям де-факто закрыт доступ к государственной службе.

Наряду с «чистыми» типами государств часто встречаются промежуточные, сочетающие черты разных типов. Идеальным образцом в современном мире считается контрактное государство, являющееся республиканским, федеративным и светским. Однако вряд ли хотя бы одно из почти 200 существующих в наши дни государств в полной степени соответствует этому идеалу.

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, называется типологией.

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.

Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства : рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.

Социалистическое государство , по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.

Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Достоинства формационной типологии :

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки:

1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин.. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки:

1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

  • 7 Понятие правоотношения, его основные признаки и элементы. Классификация правоотношений
  • 8 Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений
  • 9. Понятие правосознания, его структура и виды. Правовая культура.
  • 10. Понятие и юридическая характеристика правомерного поведения. Виды правомерного поведения.
  • 11. Понятие и состав правонарушения. Основные виды правонарушений.
  • 12. Понятие и основные признаки юридической ответственности. Виды юридической ответственности.
  • 13.Понятие и основные признаки государства. Сущность и социальное назначение государства. Понятие и классификация функций государства.
  • 14. Основные подходы к типологии государств.
  • 15. Понятие и структура формы государства.
  • III. Политический (государственный) режим – это совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти. Различают виды режима:
  • 16. Понятие и значение механизма государства. Государственный аппарат.
  • 17. Гражданское общество и правовое государство.
  • 18. Понятие, виды и структура нормативных правовых актов. Юридическая сила нормативного правового акта. Действие и реализация нормативных правовых актов.
  • 20. Понятие и принципы нормотворческого процесса. Стадии нормотворческого процесса.
  • 19. Систематизация нормативных правовых актов. Кодификация
  • 21. Сущность конституции и ее социальное значение. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения
  • 22. Понятие и характерные черты основ конституционного строя.
  • 23.Конституционно-правовой статус личности
  • 24.Избирательная система. Референдум
  • 25. Конституционные основы организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь
  • 27. Понятие механизма административно-правового регулирования, его элементы.
  • 28. Понятие, значение и принципы государственной службы.
  • 29. Категории государственных служащих. Особенности правового статуса государственных служащих.
  • 30. Понятие административного правонарушения и его признаки. Соучастие в совершении административного правонарушения. Повторность административного правонарушения.
  • 31. Административная ответственность и порядок ее применения.
  • 32. Характеристика гражданского правового отношения и его элементов. Виды гражданских правовых отношений.
  • 33. Субъекты гражданских правоотношений и их правосубъектность.
  • 34 Понятие, признаки, формы предпринимательской деятельности в Республике Беларусь. Порядок осуществления предпринимательской деятельности.
  • 35.Понятие и виды объектов гражданского права.
  • 36 Понятие, формы и содержание права собственности. Основания возникновения и прекращения права собственности.
  • 37 Понятие и виды ограниченных вещных прав
  • 38 Понятие и виды обязательств в гражданском праве.
  • 39 Понятие, виды и формы сделок в гражданском праве. Условия действительности сделок. Последствия признания сделок недействительными
  • 40. Понятие, форма и содержание договора в гражданском праве.
  • 41.Понятие и признаки брака. Заключение и прекращение (расторжение) брака.
  • 42.Личные и имущественные права и обязанности супругов.
  • 43.Основания, порядок признания брака недействительным. Правовые последствия признания брака недействительным.
  • 44. Установление происхождения детей.
  • 45. Понятие и классификация семей. Основания возникновения прав и обязанностей семьи. Права и обязанности семьи в обществе.
  • 46. Личные и имущественные права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства.
  • 47. Выявление, учет и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в социально-опасном положении. Опека и попечительство.
  • 48.Охрана детства.
  • 49 Понятие, форма и содержание трудового договора. Заключение и прекращение трудового договора
  • 50 Основные права и обязанности сторон трудовых отношений.
  • 51.Заработная плата.
  • 53.Охрана труда
  • 54.Трудовая дисциплина. Дисциплинарная ответственность работников и порядок её применения.
  • 55.Разрешение индивидуальных трудовых споров
  • 56. Государственное управление в области охраны окружающей среды(оос).
  • 57. Права и обязанности граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды (оос).
  • 58. Понятие, типы, способы и формы природопользования.
  • 59. Организационно-правовой механизм охраны окружающей среды (оос).
  • 60. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства.
  • 14. Основные подходы к типологии государств.

    Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.

    Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.

    Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.

    Подходы к типологии государств:

    1.формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;

    2.цивилизационный подход.

    Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:

    1.соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации.Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

    2.класс, инструментом власти которого становится государство;

    3.социальное назначение государства.

    Формационный подход выделяет следующие типы государств:

    1.рабовладельческий;

    2.феодальный;

    3.буржуазный;

    4.социалистический.

    По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.

    Формационный подход имеет следующие достоинства:

    1.продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;

    2.возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

    Недостатки:

      односторонность;

      не учитываются духовные факторы.

    В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:

      современных и древних;

      западных, восточных, православных и др.

    В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.

    Положительные черты цивилизационного подхода :

      выделение духовных, культурных факторов;

      более четкая типология государств.

    Недостатки:

      низкая оценка социально-экономического фактора;

      преобладание типологии общества над типологией государства.

    15. Понятие и структура формы государства.

    Государство – это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной сообщностью, закрепленной на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный правящей политической группой и обладает законным правом применения принуждения.

    Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства раскрывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, какими методами осуществляется власть. Форма государства складывается из 3-х элементов :

    1) формы государственного правления;

    2) формы государственного устройства;

    3) политического режима.

    I. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают 2 формы правления: монархию и республику.

    Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. Власть передается по наследству, монарх не несет юридической ответственности за свои действия.

    Существуют абсолютные и конституционные монархии.

    Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, он выступает единственным носителем суверенитета.

    Конституционная монархия – это государство, в котором власти монарха ограничена парламентом. Выделяют дуалистическую и парламентскую монархию.

    Республика – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей.

    В президентской республике президент является и главой государства и главой исполнительной власти, избирается большинством голосов граждан, сам формирует правительство. В президентской республике жесткое разделение властей (США, Республика Беларусь).

    В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним. Глава государства избирается парламентом и осуществляет представительскую и церемониальную функции (Италия, Турция, ФРГ).

    II . Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей.

    Основные формы:

    Унитарное государство – это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство (Франция, Турция, Дания, Республика Беларусь, Польша, Украина).

    Федерация – это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью. К ним относятся государства, территориальные части которых обладают суверенитетом, имеют признаки государственности. (США, ФРГ, Российская Федерация).

    Конфедерация – союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Союзы суверенных государств образуются для совместного решения определенных задач экономического, военного, социального и иного характера. (СНГ, союз Беларуси и России, Европейский Союз (ЕС)).

    Империи – это государственные образования, характерными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильно централизованная власть, разнородный этнический и культурный состав населения (Римская, Британская, Российская).

    "


    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: