Административно-общественный контроль за охраной труда. Что и как проверит общественный контроль за охраной труда Административно общественный контроль за состоянием охраны труда


Обеспечение безопасности работ является прямой и основной обязанностью каждого работодателя. Основные нормы закреплены в профильных законах. Указанные положения развиваются и находят свое отражение в ведомственных локальных документах. Они разрабатываются на основании положений закона и профильных Постановлений Правительства.

Работодатель назначает ответственных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением инструкций и соответствию условий труда действующим правилам (по сути, это регулирование СУОТ организации). Но это ведомственный контроль за охраной труда.

Между тем, трудовым законодательством предусмотрена еще одна форма контроля за охраной труда – общественная (является частью трехступенчатого контроля, инициируемого посредством соответствующего приказа).

Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда?

Общественный надзор, как форма осуществления деятельности по охране работ прямо предусмотрена в ст. 22 ТК РФ . Указанная статья закона устанавливает, какие организации осуществляют общественный контроль за охраной труда.

Их следует перечислить более подробно:

  • Профсоюзы. Это профессиональные организации, которые действуют в той или иной отрасли либо на конкретном крупном предприятии. Они создаются и действуют в интересах работников. Среди функций профессиональных союзов имеется и общественный надзор за охраной труда;
  • Выборные органы организации из числа персонала. Такая форма осуществления функций предусмотрена для случаев, когда профсоюзных органов не имеется. Тогда сотрудники самостоятельно вправе определить своих выборных представителей, которые будут защищать их права в сфере безопасности работ.

Следует указать, что осуществление общественного контроля является правом коллектива, а не его обязанностью. Такие органы можно и не создавать. Одновременно с этим, работодатель не имеет права препятствовать созданию данного органа и обязан учитывать его мнение.

Административно общественный контроль по охране труда

Это наилучший вариант. Он действует, когда руководство понимает значимость задачи по обеспечению охраны труда и реально заинтересовано в правильном исполнении данной функции.

В этом случае, представители коллектива и руководства осуществляют обеспечение безопасности совместно. Для этого допускается создавать постоянно действующие комиссии.

Указанные органы наделяются следующими полномочиями:


  • Проверять правильность ведения инструктажа. Необходимо в каждом случае выяснять, имело ли место такое мероприятие и насколько правильно оно проведено. При необходимости, в ходе исполнение мероприятий по инструктажу, могут присутствовать выборные представители сотрудников либо члены организации профсоюза;
  • Они могут проверять соответствие локальных инструкций и распоряжений на предмет их соответствия с нормативными актами и законом. Если инструкции составлены не верно или включает не полный перечень обязанностей работодателя, орган может потребовать внесения в них изменений;
  • Общественный контроль за охраной труда в организации осуществляет разбирательство по фактам несчастных случаев и травматизма. Работа комиссии является совместной, поскольку в ней принимают участие представители органа общественного надзора и руководства организации;
  • Наличие и состояние защитных средств, средств тушения огня и прочего оборудования. Все должно находиться в рабочем состоянии.

Профессиональный союз или выборный орган от работников организации наделен и другими полномочиями, которые вытекают из обязанностей работодателя. Соответственно, перечень его обязанностей является перечнем правомочий указанного органа.

Приказ об организации административно общественного контроля за состоянием охраны труда

Создание органа из работников профессионального союза и представителей работодателя, а также их деятельность осуществляется на основании приказа. Для оформления полномочий и закрепления факта, руководство должно издать специальный приказ об этом.

В приказе декларируется создание комиссии и отражаются ее основные задачи. А оформление ее структуры и конкретный порядок деятельности определяются другими ведомственными актами. Например, это может быть положение об участии профессионального союза в надзоре за безопасностью работ.

Образец заполнения журнала административно-общественного контроля по охране труда

Осуществление указанной деятельности подлежит обязательному документированию. Установлена специальная форма заполнения журнала. Он включает несколько граф по каждой степени надзора. Скачать правильный образец можно

Помимо самой формы, он содержит еще и примечания. Они позволят не ошибиться и верно заполнять данный учет.

Государственный контроль и общественный надзор за охраной труда

Государственные службы в данной сфере представлены инспекцией и прокуратурой. Оба этих субъекта наделенными широкими возможностями по проведению проверок организаций. При установлении нарушений, они вправе требовать привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности, составлять административные протоколы.

В ряде случаев, указанные субъекты могут приостанавливать деятельность предприятия и подавать иски в суд в интересах работников. При этом органы внутреннего контроля могут обращаться в инспекцию или прокуратуру с заявлением о проведении проверок и сообщать об имеющихся нарушениях.

Одной из форм проведения оперативного контроля за состоянием безопасности и охраны труда на участках, в цехах (отделах) организаций является административно-общественный (трехступенчатый) контроль, который осуществляется пред­ставителями работодателей и профсоюзов.

Каждая ступень контроля за охраной труда осуществляется на определенном уровне управления в соответствии с установ­ленной программой и в установленные сроки.

Результаты проведения контроля фиксируются в специальном журнале, форма которого приведена ниже.

Журнал трехступенчатого контроля хранится у мастера (журнал 1-й ступени), начальника цеха (журнал 2-й ступени), в отделе охраны труда (журнал 3-й ступени).

1. ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА

1.1. Первую ступень контроля за охраной труда проводит мастер (начальник) участка и профгруппорг (уполномоченный по охране труда цехкома), которые ежедневно в начале и в течение рабочей смены проверяют состояние охраны и условия безопасности труда на участках.

1.2. Результаты проведения первой ступени контроля, включающие перечень установленных нарушений и предлагаемые мероприятия по их устранению, сроки и ответственные лица за выполнение намеченных мероприятий, а также информация по их выполнению - вносятся в журнал первой ступени контроля за состоянием охраны труда и подписываются мастером и профгруппоргом (уполномоченным по охране труда цехкома).

1.3. О нарушениях требовании охраны труда, для устранения которых требуются соответствующие решения руководства цеха и участие цеховых служб, информируется руководство цеха и делается также запись в журнал второй ступени контроля за охраной труда. Принятое руководством цеха решение и информация о его выполнении заносятся как в журнал первой ступени контроля, так и в журнал второй ступени контроля.

1.4. Проверке подлежат:

а) состояние рабочих мест (захламленность, загроможденность), проездов и проходов на участке;

б) состояние инструмента и приспособлений, их травмобезопасность;

в) наличие и правильность использования спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

г) состояние машин, механизмов и другого производственного оборудования (качество уборки оборудования , наличие и состояние требуемых оградительных и других устройств безопасности);

д) состояние электробезопасности:

е) эффективность работы вытяжной вентиляции , пылегазоулавливающих устройств;

е) выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев на производстве;

ж) санитарно-гигиенические условия труда работающих цеха (метеоусловия, шум, вибрация, освещенность и т. д.);

з) состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

и) общая культура производства в цехе, состояние проходов и проездов;

к) состояние машин, механизмов и другого производственного оборудования цеха:

Соответствие оборудования (в том числе иностранного) требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, наличие сертификатов соответствия,

Исправность и укомплектованность оборудования,

Качество уборки оборудования,

Наличие и состояние требуемых оградительных и других устройств безопасности,

Наличие на оборудовании инвентарных номеров и надписей о назначении ответственных лиц за эксплуатацию оборудования,

Наличие предупредительных знаков и сигнальной окраски,

Размещение оборудования в соответствии с условиями и режимами, установленными паспортными данными,

л) энергохозяйство цеха (подразделения):

Наличие «Удостоверения о проверке знаний ПТЭЭП и ПОТ РМ» у персонала и своевременность проверки знаний (по журналу и удостоверению),

Регистрация и проверка переносного электроинструмента ,

Правильность эксплуатации систем вентиляции обслуживающим персоналом,

Эффективность работы систем вентиляции.

м) проведение периодических медицинских осмотров;

о) соблюдение правил безопасности при работе с пожароопасными материалами;

п) наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств КИП;

р) наличие и состояние наглядной агитации по охране труда, уголков и экранов по безопасности труда.

3. ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА

3.1. Третью ступень контроля за состоянием охраны труда в организации осуществляет комиссия в составе главных специалистов и уполномоченного профкома организации, созданная в соответствии с приказом руководителя организации.

3.2. Комиссия ежемесячно, согласно графику, утвержденному руководителем организации, осуществляет проверки со­стояния условий и охраны труда в подразделениях организации.

3.3. Результаты контроля третьей ступени, помимо записей в журнале, оформляются актом с подписями лиц, участвующих в составе комиссии, который утверждается техническим директором, главным инженером организации.

В соответствии с актом, подписанным по результатам работы комиссии, разрабатываются соответствующим подразделе­нием, согласовываются профкомом и утверждаются руководителем организации организационно-технические мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений требований охраны труда.

3.4. Контроль выполнения утвержденных мероприятий осуществляется в установленном в организации порядке и об их выполнении руководитель подразделения докладывает на ежемесячном совещании по охране труда, проводимом руководителем организации.

3.5. Проверке подлежат:

а) организация и результаты проведения первой и второй ступени административно-общественного контроля обеспечения условий и охраны труда в цехе (отделе);

б) выполнение мероприятий, предусмотренных в результате проведения третьей ступени контроля;

в) выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций, постановлений и решений профсоюзных органов. Выполнение предписаний должностных лиц органов надзора и контроля за условиями и охраной труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, решений комитета (комиссии) по охране труда;

г) выполнение мероприятий по результатам расследования тяжелых несчастных случаев на производстве, групповых не­счастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;

д) выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором и соглашением;

е) техническое состояние зданий, сооружений и прилегающих территорий, их травмобезопасность; состояние проезжей и пешеходной части дорог, тоннелей, переходов и галерей;

ж) санитарно-техническое состояние производственных зданий и помещений (состояние отделки, работа систем водоснабжения и канализации и т. д.);

з) санитарно-бытовое обслуживание работающих (состояние санитарно-бытовых помещений, обеспеченность санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическое питание и т. д.);

и) состояние работы цеха по охране окружающей природной среды от загрязнений (соблюдение нормативных выбросов и сбросов, работа пылегазоочистных установок, очистных сооружений , хранение и утилизация промотходов);

к) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

л) соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического оборудования требованиям безо­пасности труда;

м) выполнение графиков планово-предупредительного ремонта производственного оборудования, наличие схем комму­никаций и подключения энергетического оборудования;

о) выполнение требований безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок, тепловых сетей, системы во­доснабжения, холодильных установок, компрессорных установок;

ф) подготовленность персонала цеха к работе в аварийных условиях и оказанию первой медицинской помощи;

х) соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;

ц) состояние кабинета охраны труда и стендов по охране труда;

ч) другие вопросы по усмотрению руководителей комиссии.

Общественный контроль за охраной труда – это деятельность профсоюзных органов и уполномоченных лиц по вопросам соблюдения трудового законодательства в организациях в соответствии с установленными нормами.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Уполномоченными лицами могут быть представительные органы выбранные работниками или отдельные работники предприятия. Представительные органы вправе создавать свои инспекции.

Нормативная база

Основным правовым документом является Конституция РФ. Статья 37 этого закона дает право на труд каждому гражданину и запрещает принудительную работу.
В Конституции сказано, что каждый работающий гражданин имеет право на безопасный труд, оплату и защиту государства от безработицы.

Контроль, за соблюдением и охраной трудовых отношений, регламентируется ТК РФ.

С 2006 года Трудовой кодекс РФ дает право организовывать службы охраны труда в организациях, при условии, если число работников превысило 50 человек. В штатное расписание можно включать должность инженера по технике безопасности или другого специалиста, отвечающего за охрану труда.

Также существует множество указов Президента РФ и различных постановлений Правительства РФ в области защиты труда.

В организациях или на предприятиях утверждаются локальные документы, определяющие права работников на безопасный труд.

Понятия

Общественная охрана труда включают в себя ряд действий, направленных на обеспечение безопасности на производстве, таких как:

  • технические;
  • организационные;
  • санитарные;
  • реабилитационные;
  • социальные;
  • экономические.

За проведение вышеназваных мероприятий ответственность несет руководитель предприятия, общественный контроль, профсоюзные организации и уполномоченные лица.

К понятиям относятся и такие термины:

  • Охрана труда – комплекс мер, обеспечивающие жизнь и здоровье человека в условиях производства и в соответствии с нормативно-правовой базой.
  • Условия труда – организация рабочего места и места отдыха для работника.
  • Вредные факторы на производстве – нарушение санитарно — гигиенического порядка.
  • Опасность на производстве – нарушение правил эксплуатации приборов и механизмов.
  • Безопасность – соблюдение необходимых требований работниками и руководством.
  • Техника безопасности — комплекс мер на предприятии направленных против травматизма и профессиональных заболеваний.

Виды

Существует два вида общественного контроля охраны труда.

Ведомственный

Этот вид контроля регулируется вышестоящие организации на основании нормативно-правовой базы в отношении подчиненных организаций. Такой контроль проводят профильные министерства и ведомства, ассоциации и другие организации.

В компетенцию ведомственного контроля входит:

  • Проведение анализа условий работы в организациях.
  • Выявление причин полученных травм во время работы.
  • Участие в расследовании происшествий на рабочем месте.
  • Проведение обучающих семинаров.
  • Выполнение работ по аттестации (сертификации) рабочих мест.

На самих предприятиях и производствах эту функцию обязаны выполнять специалисты по технике безопасности.

Административно-общественный

Он проводится для снижения опасных факторов на производстве, травматизма и заболеваний. Такую функцию выполняет руководство организации совместно с профсоюзом.

Этот вид контроля может быть многоступенчатым:

  • Первая ступень – это проверки, проводимые руководством на рабочем участке каждый день перед работой.
  • Вторая ступень ежемесячный контроль руководителя предприятия совместно с органами общественного контроля. Цель проверки – техническое состояние оборудование и подсобных помещений, выполнение профилактических мероприятий.
  • Третья ступень – это ежеквартальные проверки по результатам устранения выявленных ранее недостатков и предписаний, организация обучения инженерно-технического состава и проверка полученных знаний.

Организация общественного контроля за охраной труда в организации

Безопасный труд гарантирован гражданину Конституцией РФ. Вопросы охраны труда регулируется ТК РФ.

Осуществляют контроль:

  • профессиональные союзы;
  • уполномоченные лица.

Профсоюзы имеют право:

  • следить за выполнением норм и правил закона о труде;
  • организовать и провести независимую экспертизу;
  • быть участниками комиссий по расследованию несчастных случаев и причин профессиональных заболеваний;
  • запрашивать любые сведения от руководящих органов, относительно условий работы;
  • оказывать помощь пострадавшим членам профсоюза в возмещении вреда здоровью, полученному во время работы;
  • требовать остановку работы у работодателя, в случаях грубого нарушения правил безопасности.

Согласно части 2 ст.370 ТК РФ руководителю отводится семь дней для устранения выявленных недостатков после получения требования от профсоюзного органа.

Уполномоченные лица избираются на общем собрании работников, на какой срок и какое количество уполномоченных лиц - определяется . Права у них такие же, как и у профсоюзов – охрана труда, защита социальных прав и гарантий трудящихся.

Уполномоченные лица (или орган) входят в состав комитета по охране труда вместе с представителями профсоюза. Обычно – по пять человек от каждого органа.

Комитет утверждается приказом руководителя и имеет следующие полномочия:

Документальное оформление

Чтобы состояние охраны труда на предприятии соответствовало установленным законодательством правилам, необходимо:

  • утвердить руководителем инструкцию по охране труда;
  • разработать журналы регистраций;
  • составить график медицинских осмотров;
  • принять положение о выдаче работникам средств защиты и др.

Если подробнее остановиться каким должен быть журнал, надо отметить, что есть журналы, обязательные в каждой организации, а есть – необходимые при специальных работах.

К обязательным относятся журналы:

  • регистрации вводного инструктажа;
  • учета инструкций по охране труда на предприятиях;
  • регистрации несчастных случаев на производстве;
  • учета выданных инструкций работникам;
  • учета технического состояния оборудования;
  • проверки соблюдения правил по охране труда и др.

Пример

Административно-общественный контроль по охране труда (АОК) является основной формой контроля администрации Министерства лесного хозяйства, Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, акционерных обществ, арендных предприятий, производственных объединений на базе головного предприятия, леспромхозов, лесхозов, химлесхозов, комбинатов, фабрик, заводов, организаций и Республиканского, областных комитетов профсоюза работников леса, комитетов профсоюза предприятий за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований законодательства о труде, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране труда. АОК не заменяет проведение контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников, а также контроля, проводимого согласно Положения о комиссии по охране труда профсоюзного комитета и Положения об общественном инспекторе по охране труда.

АОК проводится:

Министерством лесного хозяйства, Концерном и Республиканским комитетом профсоюза – в производственных объединениях, на предприятиях и в организациях лесного хозяйства, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;

на предприятиях, в организациях – производственными объединениями и областными комитетами профсоюза;

в цехе, лесничестве, лесопункте – руководителем предприятия совместно с профсоюзным комитетом;

на участке, в смене – руководителем цеха совместно с цеховым комитетом профсоюза с участием начальника смены, мастером;

на рабочих местах – руководителем участка, смены совместно с общественным инспектором по охране труда.

Министерство лесного хозяйства, Концерн совместно с Республиканским комитетом профсоюза с привлечением инженерно-технических работников, подчиненного аппарата и работников Государственного контроля (по согласованию):

– ежеквартально проводят проверку 2-3 объединений и предприятий, в первую очередь тех, где допускается высокий уровень производственного травматизма, неудовлетворительно организована работа по улучшению условий труда, профилактике травматизма и профессиональных заболеваний работающих. Результаты проверки оформляются актом и обсуждаются в коллективе обследуемого предприятия. Копия акта с предложениями по устранению выявленных нарушений вручается руководителю предприятия, объединения;

– систематически заслушивают на заседаниях Министерства, совете Концерна, президиуме Республиканского комитета профсоюза руководителей объединений, предприятий, где допускаются грубые нарушения законодательства о труде, не соблюдаются нормативные акты и ослаблена работа по охране труда;



– ежеквартально выпускают информационные письма о состоянии охраны труда в подведомственных объединениях, предприятиях и организациях;

– в начале каждого года рассматривают на заседаниях Министерства, совете Концерна, президиуме Республиканского комитета профсоюза состояние охраны труда, намечают мероприятия, направленные на дальнейшее оздоровление и улучшение условий труда, повышение культуры производства;

– ежегодно проводят совещания, семинары по охране труда с работниками служб объединений, предприятий, организаций и профсоюзных комитетов.

Производственные объединения, АО, имеющие в своём составе предприятия, совместно с областными комитетами профсоюза работников леса с привлечением ИГР аппарата и работников Государственного надзора (по согласованию):

– ежеквартально проводят проверку работы по охране труда и состояние условий труда на 3-4 предприятиях;

– систематически заслушивают по результатам проверок руководителей предприятий и профсоюзных комитетов;

– ежеквартально направляют информацию о состоянии охраны труда подведомственным предприятиям;

– ежегодно проводят совещания и семинары по охране труда;

– в начале каждого года рассматривают на коллегии, президиуме областного комитета профсоюза состояние охраны труда на предприятиях отрасли и намечают мероприятия по оздоровлению и улучшению условий труда, повышению культуры производства.

Руководитель предприятия и председатель профсоюзного комитета:

– ежемесячно с участием работников службы охраны труда, главного механика (энергетика) и руководителя проверяемого подразделения осуществляют проверку организации работы по охране труда, выполнение постановлений, приказов и указаний вышестоящих органов, своих приказов, предписании органов надзора и контроля по вопросам охраны труда и т.д. в 1-2 структурных подразделениях;

– по результатам проверки делается запись в журнале АОК с указанием сроков и ответственных лиц за устранение обнаруженных недостатков и нарушений;

– не реже одного раза в квартал по результатам проверки проводят совещание с участием руководителей структурных подразделений и служб, а также профсоюзного актива, на которых заслушивают отчёты руководителей подразделений, где выявлено неудовлетворительное состояние условий труда. Результаты проверок учитываются при премировании работающих;

– два раза в году рассматривают на расширенном производственно-техническом совещании вопросы охраны труда, профилактики производственного травматизма и заболеваемости работающих, намечаются меры по оздоровлению и улучшению условий труда, повышению культуры производства.

Начальник цеха или другого структурного подразделения предприятия совместно с цеховым комитетом профсоюза и участием руководителя участка:

– еженедельно на 1-2 участках проводят проверку состояния охраны труда;

– оказывают помощь мастерам в своевременном устранении недостатков по охране труда;

– записывают результаты проверки в журнал АОК с обязательным указанием срока и ответственного за устранение обнаруженных недостатков лица;

– к лицам, систематически нарушающим безопасные приёмы труда, применяют меры воздействия, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка и законодательством о труде.

Руководитель цеха ежедневно заслушивает отчёт руководителей участков о состоянии охраны труда. Один раз в месяц руководитель цеха отчитывается перед директором предприятия и профсоюзным комитетом о состоянии охраны труда в цехе.

Руководитель участка, смены совместно с общественным инспектором по охране труда ежедневно в начале смены проверяют:

– состояние рабочих мест;

– соответствие машин, оборудования, инструментов и приспособлений требованиям безопасности;

– наличие и правильность установки знаков безопасности, ограждения опасных зон;

– состояние проходов, проездов, переходов;

– соблюдение правил складирования сырья, черновых заготовок, готовой продукции;

– работу приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле и газоулавливающих устройств;

– наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты.

Выявленные в результате проверки нарушения должны быть устранены немедленно под непосредственным контролем руководителя участка. Если недостатки не могут быть устранены силами участка, руководитель участка делает соответствующую запись в журнале АОК и докладывает вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

Настоящий Стандарт устанавливает порядок проведения контроля за соблюдением норм, выполнением требований правил, инструкций по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, стандартов безопасности труда на всех ступенях производственной деятельности.
Стандарт разработан в соответствии с Методическими рекомендациями по организации трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда с учетом структуры управления ОАО "Волга".
Стандарт распространяется на все структурные подразделения предприятия.

Обозначение: СТП 12.0213.004-2005
Название рус.: СУОТ. Административно-общественный контроль (АОК) по охране труда, промышленной и пожарной безопасности. Порядок проведения
Статус: действующий
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 14.06.2005
Разработан: ОАО "Волга"
Утвержден: ОАО "Волга" (14.06.2005)
Опубликован: журнал "Справочник специалиста по охране труда" № 2 2006

СТП 12.0213.004-2005

СТАНДАРТПРЕДПРИЯТИЯ

СУОТ. Административно-общественный контроль (АОК) поохране труда, промышленной и пожарной безопасности. Порядок проведения

Утвержден
приказом генерального директора
ОАО «Волга»
от 14.06.05 №198
Срок введения - с 14.06.05

Настоящий Стандартустанавливает порядок проведения контроля за соблюдением норм, выполнениемтребований правил, инструкций по охране труда, промышленной и пожарнойбезопасности, стандартов безопасности труда на всех ступенях производственнойдеятельности.

Стандарт разработан в соответствии с Методическимирекомендациями по организации трехступенчатого контроля за состоянием охранытруда с учетом структуры управления ОАО "Волга".

Стандарт распространяется на всеструктурные подразделения предприятия.

1. Общие положения

1.1..Административно-общественный контроль по охране труда, промышленной и пожарнойбезопасности наряду с оперативным контролем, осуществляемым руководителем работи другими должностными лицами; контролем, осуществляемым службой охраны труда,промышленной и пожарной безопасности предприятия; контролем, осуществляемыморганами государственного надзора и контроля, является основным видом контроля,осуществляемого администрацией предприятия совместно с профсоюзной организацией(в лице представителей ее выборных органов), за состоянием условий ибезопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, атакже за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работникамитребований трудового законодательства, законодательства об охране труда,стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативныхактов по охране труда, промышленной и пожарной безопасности.

1.2. Целью административно-общественногоконтроля являются выявление недостатков в области охраны труда, промышленной ипожарной безопасности на всех ступенях производственной деятельности,своевременное их устранение, анализ причин и выработка мер по предупреждению ихповторения.

1.3.Административно-общественный контроль не заменяет и не отменяет другие видыконтроля (контроля, осуществляемого должностными лицами в соответствии с ихдолжностными обязанностями, а также общественного контроля, осуществляемогопрофессиональным союзом в лице его выборных органов и уполномоченных по охранетруда).

1.4.Административно-общественный контроль проводится на трех уровнях (в триступени):

На уровне участка (смены,лаборатории, склада) - первая ступень;

На уровне цеха (отдела,службы) - вторая ступень;

На уровне предприятия - третьяступень.

2. Первая ступень административно-общественногоконтроля

2.1. Первая ступень контроляосуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальникомучастка, начальником смены и т.д.) и уполномоченным по охране труда на данномучастке.

2.2. Руководитель участкасовместно с уполномоченным по охране труда ежедневно (ежесменно при сменнойработе) в начале работы проверяют на своем участке состояние рабочих мест(содержание проходов, территорий); исправность оборудования, инструмента,приспособлений; наличие и исправность ограждений; работу вентиляционныхустановок и пылегазоулавливающих устройств; освещенность рабочих мест ипроходов; наличие и исправность первичных средств пожаротушения; наличиенеобходимых инструкций на рабочих местах и немедленно принимают меры поустранению выявленных недостатков.

Если недостатки не могут бытьустранены немедленно силами работников участка, принимаются меры по недопущениюдоступа работников в опасную зонунеобходимых случаях, когда имеетсяреальная угроза безопасности жизни и здоровью персонала, путем остановкинеисправного оборудования) и докладывается руководству цеха.

О результатах проверкипроверяющие делают соответствующие записи в специальном журналеадминистративно-общественного контроля по охране труда (журналы должны бытьпронумерованы и прошнурованы).

2.3. В течение рабочей сменыруководитель участка и уполномоченный по охране труда контролируют соблюдениеработниками инструкций по охране труда, промышленной и пожарной безопасности;своевременную уборку отходов производства и готовой продукции, не допускаязахламленности и загромождения рабочих мест, проходов и проездов; наличие иправильность применения спецодежды, спецобувии других средств индивидуальной защиты, предохранительных и блокирующихприспособлений.

2.4. При несоблюденииработниками безопасных приемов работы или требований охраны труда, промышленнойи пожарной безопасности руководитель участка приостанавливает выполнение работыи проводит нарушителю внеплановый инструктаж с записью в журнале регистрацииинструктажей. Фамилия нарушителя, допущенные им нарушения и принятые мерызаносятся в журнал административно-общественного контроля.

2.5. Начальник цеха (отдела)ежедневно просматривает записи в журнале административно-общественногоконтроля, назначает ответственных лиц за устранение отмеченных в журналенедостатков, определяет и контролирует сроки их устранения, принимает меры квиновным лицам.

3. Вторая ступень административно-общественногоконтроля

3.1. Начальник цеха (отдела) спредседателем профсоюзного комитета подразделения или старшим уполномоченным поохране труда с привлечением специалистов цеха (механик, энергетик, технолог ит.д.) и инспектора Госпожнадзора (22-ПЧ) не реже 1 раза в неделю комиссионнопроводят целенаправленную проверку состояния охраны труда, промышленной ипожарной безопасности в цехе.

3.2. При проверке комиссияконтролирует исправное содержание и безопасную эксплуатацию производственных ивспомогательных помещений, сооружений, оборудования, инструмента, инвентаря,транспортных и грузоподъемных средств, сосудов, работающих под давлением,предохранительных и блокировочных приспособлений; правильную организацию работи рабочих мест; безопасное хранение, транспортирование и применение ядовитых,едких и взрывопожароопасных веществ; наличие и исправность первичных средствпожаротушения; своевременность и полноту обучения и инструктажа работников поохране труда, промышленной и пожарной безопасности; обеспеченность и применениеработниками спецодежды, спецобуви, необходимых средств индивидуальной иколлективной защиты; достаточность и исправную работу санитарно-бытовыхустройств и питьевого водоснабжения, вентиляционных установок и пылегазоулавливающих устройств.

3.3. При проведении второйступени контроля анализируется эффективность проведенияадминистративно-общественного контроля первой ступени, контролируетсясвоевременность устранения выявленных при предыдущих проверках недостатков иоценивается отношение ответственных должностных лиц цеха (отдела) к вопросамохраны труда, промышленной и пожарной безопасности с принятием, принеобходимости, соответствующих мер.

4. Третья ступень административно-общественногоконтроля

4.1. Третья ступень административно-общественногоконтроля проводится ежемесячно в 4-6 подразделениях предприятия согласнографику, утвержденному генеральным директором ОАО "Волга" исогласованному с профсоюзным комитетом предприятия.

4.2. Контроль проводится комиссионно под руководством управления(заместителя), которому подчинено соответствующее подразделение. В работекомиссии по проверке бумажных цехов, ДПЦ, ДМЦ, цеха ТММ принимает участиеначальник технического управления.

4.3. В состав комиссии входят главные специалисты, представители службыохраны труда, промышленной и пожарной безопасности, профсоюзного комитетапредприятия и старший инспектор (инспектор) Госпожнадзора (22-ПЧ).

4.4. При проведении третьей ступени контроля проверяется:

Организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

устранение недостатков, выявленных при предыдущих проверках;

Выполнение приказов по предприятию, решений профсоюзного комитета ОАО"Волга" по вопросам охраны труда;

Выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля;

Выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором,соглашением по охране труда, актами расследования несчастных случаев напроизводстве, инцидентов и аварий;

Паспортизация санитарно-технического состояния и условий труда в цехе;

Техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений цехови прилегающих к ним территорий; соответствие их нормативно-техническимтребованиям по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; состояниедорог, тоннелей, переходов и галерей;

Соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного,энергетического и другого оборудования нормативным требованиям по охране труда,промышленной и пожарной безопасности;

Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции,пылегазоулавливающих устройств;

Выполнение графиков планово-предупредительного ремонта оборудования,наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;

Наличие и исправность первичных средств пожаротушения;

Обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты,санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

Состояние наглядной агитации по охране труда, промышленной и пожарнойбезопасности; организацию и проведение обучения и инструктажей работников поохране труда, промышленной и пожарной безопасности;

Подготовленность персонала к работе в аварийных условиях;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

4.5. Результаты проверки оформляются актом-предписанием (имеющим силуприказа) с указанием сроков устранения выявленных недостатков.

Разработал:
главный инженер по промышленной
и пожарной безопасности
Е.Г. ШМЕЛЕВ



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: