Чем опасен дым. Вреден ли дым от костра. Дым от торфяников. Вред

Дорогие ребята! Сегодня я хочу вам рассказать о том, что во время пожара опасность представляет не только бушующее раскалённое пламя, но и ядовитый дым. Большая часть жертв пожаров гибнет именно от дыма!

Почему? Да потому, что при горении любых материалов «горит» кислород, которым мы дышим. Он превращается в очень ядовитый угарный газ. Кроме того, различные материалы, сгорая, тоже делаются ядовитыми.

Если в квартире вспыхнул пожар, надо действовать без паники, но очень быстро. Как? Сначала нужно немедленно покинуть комнату, где вьётся дым и хозяйничает пламя. Дверь плотно за собой закрыть. Вызвать по телефону 01 пожарных.

Если в комнате есть младшие дети,их надо постараться вывести из горящей комнаты. Если комната наполнилась дымом, нужно бежать в ванную комнату, намочить полотенце или платок, или ватно-марлевую повязку холодной водой и дышать через мокрую ткань. Почему? Потому что влажная ткань задержит часть ядовитых веществ. Кроме того, холодная мокрая ткань предохранит лицо, глаза, дыхательные пути от раскалённого воздуха. Двигаться к выходу нужно пригнувшись, обмотав голову мокрой тканью. Внизу скапливается меньше ядовитых газов, поскольку они поднимаются вверх.

А что делать, если вы почувствовали запах дыма в подъезде? Во-первых, вызовите пожарных по телефону 01 . Во — вторых, заткните все щели в дверях мокрыми тряпками и полотенцами, чтобы дымнее проникал в квартиру. В-третьих, закройте окна, чтобы уменьшить тягу, заткните мокрыми тряпками вентиляционные люки. НЕЛЬЗЯ ПЕРЕСИДЕТЬ ПОЖАР В КВАРТИРЕ, ДЕТСКОМ САДУ ИЛИ ДРУГОМ ПОМЕЩЕНИИ!

Многие животные очень чувствительны к дыму. Кошки и собаки, чувствуя дым, начинают нервничать, лаять, выть, мяукать, метаться по квартире.

БЕСЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ПОЖАР В КВАРТИРЕ»

Дорогие ребята! Поговорим о том, почему в квартире может возникнуть пожар. Верно! Причиной пожара может стать не затушенная сигарета, неисправная электропроводка, не выключенный из электрической сети электроприбор (чайник, утюг, фен, телевизор) и детские шалости со спичками, зажигалками, свечами.

Представьте, что в квартире по неосторожности или по какой-то другой причине возник пожар. Что делать? Если дома есть взрослые, надо скорей бежать к ним за помощью! А если дома во время пожара никого не оказалось, надо быстро, не теряя ни одной минуты, вызывать бригаду пожарных. Для этого нужно набрать по телефону номер 01.

Запомните этот номер, запишите его на листочке с самыми важными телефонами. Может быть, запомнить этот номер вам поможет такое четверостишие:

Если вьётся пламя,

Дым валит столбом,

«Ноль -один» мы наберём,

Мы пожарных позовём!

Говорить по телефону нужно чётко, ясно,указать свой адрес: улицу, номер дома и квартиры, этаж.

Самое главное, не паникуйте, не мечитесь зря по квартире и не пытайтесь сами потушить огонь. Вызвав пожарных, плотно захлопните дверь в квартиру и бегите на улицу. Постарайтесь сообщить о пожаре соседям.

Запомните несколько важных правил поведения при пожаре в квартире.

Никогда не распахивайте настежь окна и двери в квартиру, где возник пожар, этим вы только увеличите тягу, и огонь станет сильнее.

Не тушите водой включенные в сеть электроприборы, вас может ударить током! Вилки электроприборов нужно сначала вынуть из сети.

Во время пожаров очень опасен не только огонь, но и дым. В современных квартирах большая часть мебели изготовлена из химических веществ, которые при горении выделяют ядовитые газы. Достаточно два-три раза вдохнуть такой ядовитый дым, и можно потерять сознание. Поэтому сразу обмотайте лицо мокрым полотенцем, или платком или мокрой ватно-марлевой повязкой, и передвигайтесь по квартире пригнувшись, поскольку внизу ядовитого газа меньше. Но главное — по быстрее покиньте горящее помещение!

ТЕСТ

«ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

1. Как правильно вести себя во время пожара в квартире?

А) Попытаться самому потушить огонь.

Б) Позвонить по телефону 01 и вызвать пожарных.

В) Позвать на помощь соседей.

(верный ответ — Б).

2. Как поступить, если младшие сестра или брат от страха перед огнём и дымом спрятались в шкаф, под кровать или под стол?

А) Вытащить оттуда и вывести из квартиры.

Б) Позвать на помощь взрослых и вывести малышей.

В) Поскорей убежать из квартиры.

(верный ответ — А или Б)

3. Что делать, если в квартире появился дым?

А) Обмотать лицо мокрой тканью, и побыстрей покинуть квартиру, стараясь не вдыхать глубоко, двигаясь пригнувшись.

Б) Открыть окна и дверь, чтобы дым улетучился.

(верный ответ — А)

4. Что надо делать, чтобы у вас в квартире никогда не возник пожар?

А) Соблюдать правила пожарной безопасности.

Б) Не пользоваться электроприборами.

В) Во всех комнатах расставить бочки с водой.

(верный ответ — А).

«Дым костра создает уют, искры гаснут в полете сами …и т.д.» А еще: «Взвейтесь с кострами синие ночи..» Какое лето без костров? Костер согревает и объединяет людей, на костре можно приготовить вкусный суп, а потом поджарить шашлыки на углях. Но нельзя сказать, что от костров только польза. Есть и вред, причем очень существенный. Мы не говорим о лесных пожарах, считая, что люди, читающие эту статью, достаточно осторожны и разводят костры по всем правилам пажаробезопасности. Речь пойдет о вреде дыма обычного костра. Часто люди думают, что вредный дым получается только если сжигать резину, пластмассу, пвх, картон, крашеные доски. Это не так. Обратите внимание, что в данной статье мы пишем о вреде дыма от сжигания обычных дров из березы, сосны, осины и других сухих деревьев.

Так что же происходит с деревом при сжигании? Одно из наиболее подробных описаний процесса можно найти в книге д. ф-м. н. Хошева Ю.М. «Дровяные печи. Процессы и явления». Элементный массовый состав абсолютно сухой древесины всех пород древесины примерно одинаков: углерод 49-50%, кислород 42-44%, водород 6-7%, неорганическая часть 0,1-2% (окислы калия, кальция, натрия, магния, кремния и т.п.). Древесина содержит также 0,1-1% связанного азота - именно такой “древесинный” азот может образовывать вредные выбросы окислов азота при горении древесины (атмосферный азот во взаимодействие с кислородом при горении дров не вступает). Перечисленные химические элементы создают в древесине три основные группы химических соединений типа натуральных полимеров: целлюлозу 39-58%, гемицеллюлозу 15-38% и лигнин 17-34% и до нескольких процентов восков, смол, таннинов, жиров, эфирных масел.

Основной особенностью пламенного горения древесины является постадийность выгорания полена с изменением состава горючих газов пиролиза древесины (т.н. «летучих») и с изменением скорости выхода летучих. По существу, поленья горят в зазорах между поленьями как в микротопках с раскаленными обугленными стенками из древесины. Внутри костра может возникать нехватка кислорода для полного сжигания летучих, и костер превращается в “газогенератор”, поставляющий горючие газы в пламя над дровами. Беспламенная форма горения твердых топлив называется тлением. Тление характерно тем, что может происходить медленнее, чем пламенное горение, и может осуществляться при относительно низкой температуре горения.

Схема пятна тления на поверхности древесины. 1 - древесина, 2 - поток тепла вглубь древесины, 3 - поступление воздуха, 4 - выход летучих из зоны термолиза через угольный слой /с воспламенением-пламенем или в виде сизого дыма/, 5 - “шапка” отходящих продуктов тления СО2 и СО, 6 - лучистый поток тепла, 7 - зона углей, 8 - зона термолиза древесины, 9 - выход летучих из пор древесины с конденсацией в форме белого дыма.

Одним из самых вредных продуктов горения и тления древесины является визуально видимый дым - газовзвесь мелких твердых и жидких частиц. Процесс дымовыделения называется в зарубежной литературе эмиссией частиц веществ - “emission of particles of matters” /PM/. Обычно “тяжелые” белые дымы имеют размер частиц 1-10мкм, черные дымы 0,1-1мкм, “легкие” сизые дымки - менее 0,1 мкм. Службы экологии США считают эмиссию частиц с размером менее 10 мкм, и особенно менее 2,5 мкм, наиболее вредным компонентом дымовых газов, поскольку эти частицы способны беспрепятственно поступать сквозь защитную систему легких в альвеолы (http://www.epa.gov/pm/).

Основные всплески выброса дыма и окиси углерода (угарного газа) происходят при подбрасываниях свежих дров в костер, именно в эти моменты наблюдается повышенный выход и белого, серого и черного дыма из-за появления в огне необугленных поверхностей древесины и из-за повышенного выхода летучих продуктов термолиза. Дымовые газы содержат большое количество водяных паров, причем образующихся преимущественно при сгорании химических веществ древесины, а не при физической сушке исходной древесины. Отметим попутно, что газы обладают способностью растворяться в воде, в том числе и каплях конденсата. Если растворимости азота 0,015 м3/м3 и кислорода 0,031 м3/м3 не велики, то растворимости углекислого газа 0,88 м3/м3, сернистого газа 39 м3/м3 и хлористого водорода 440 м3/м3 значительны. Поэтому, например, присутствие серы в топливе приводит к переводу капель водяного тумана в капли серной кислоты.

Разберемся с составом белого, серого и черного дыма костра. Белый дым представляет собой аэрозоль мелких капелек жидких продуктов пиролиза древесины. При нагреве древесины испаряющаяся вода увлекает за собой и пары масел («дегтей»). Кипящая вода, как известно, хорошо “перегоняет” многие углеводороды, особенно ароматические, что собственно и придает белому дыму специфический запах “копоти” тлеющей древесины. Эти пары воды с “дегтями”, образовавшиеся внутри полена вблизи раскаленной зоны горения или тления, сочатся по трахеидам холодной древесины, охлаждаются, и в виде белого дыма и выходят из древесины (преимущественно через торцы поленьев). По мере разгорания полена белый дым начинает испаряться и, наконец, вспыхивает языками пламени. При этом белый дым может пропасть совсем.

Сизый дым может исходить из раскаленных обугленных, но не горящих пламенем, поверхностей поленьев, в том числе и тлеющих головешек. Такой сизый дым образуется в результате испарения и последующей высокотемпературной конденсации в туман наиболее труднокипящих масел и смол. Причем, чем более высококипящей является конденсирующаяся смола, тем “суше и легче” выглядит сизый дым. Сизый дым отличается от белого дыма значительно меньшим размером частиц. А частицы размером меньше 400 нм преимущественно рассеивают видимый свет в фиолетовой области спектра, а не поглощают его как крупные частицы белого дыма. Поэтому переход от “тяжелого влажного” белого дыма, к сухому сизому дыму, происходит постепенно через серовато-голубоватые дымки, знакомые как дымок сигареты.

Черный дым является по сути уже обгоревшим дегтем (”элементарным углеродом”, сажей). Черный дым возникает при терморазложении углеводородов, преимущественно именно в пламени, при недостаточном окислении. Черное дымление очень характерно для горения материалов, богатых углеродом и, особенно, содержащих бензольные кольца (бензол, мазут, полистирол).

Схема образования черного дыма

При сгорании 1 кг древесины выделяется 7,5—8,0 м 3 газообразных продуктов сгорания. В состав их, кроме продуктов полного горения, входят: окись углерода, спирты, кетоны, альдегиды, кислоты и другие сложные органические соединения.

Конечно, резкого вреда здоровью один-два вечера у костра не нанесут. Но надо стараться избегать вдыхания дыма и иметь ввиду, что дым от костра задерживается в организме намного дольше, чем табачный , и в нем большее количество канцерогенных веществ.

Источники

Хошев Ю.М. «Дровяные печи. Процессы и явления» 2014 г.

Тема занятия: «Чем опасен дым»

(для учащихся 2-3 класса)

Программа: «Ступени безопасности 3»

Цель: научить детей правильно действовать в случае возникновения пожара, закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, выработать навыки их применения при возникновении пожара.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара.

Развивающие:

- развитие воображения и фантазии;

- развитие связной речи при ответах на вопросы;

- развитие умение анализировать, делать выводы.

Воспитывающие:

- воспитание у детей потребности в заботе о своей безопасности;

Воспитание чувство ответственности за свои поступки;

Воспитание чувство коллективизма.

Форма проведения: индивидуально-фронтальная, групповая.

Тип занятия: комбинированный.

Методы проведения:

Словесный: рассказ, беседа, объяснение.

Наглядный: демонстрация с использованием ИКТ.

Практический: выполнение заданий.

Материал и оборудование: мультимедийный проектор, проекционный экран, презентация «Чем опасен дым», карточки с заданиями

Ход занятия:

    Организационный момент.

Цель: создание благоприятного психологического настроя обучающихся.

Содержание:

Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть на занятие. Скажите, а каким воздухом полезно дышать?

- Предполагаемые ответы учеников: чистым, свежим, легким.

- (сопровождается музыкой № 1) Правильно. Я вас попрошу закрыть глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы. Я досчитаю до 5. На счёт 5 – вы откроете глаза.

Ну что же, ребята, мы с вами побывали в осеннем лесу, а теперь мы с вами в нашем классе, я желаю вам работать дружно, и внимательно меня слушать.

2. Проверочный этап.

Цель: мотивация обучающихся на деятельность, актуализация знаний обучающихся.

Метод: фронтальный опрос

Содержание:

Перед тем, как нам с вами перейти к изучению новой темы, предлагаю вспомнить, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии.

-Предполагаемые ответы учеников: мы говорили про огонь.

Правильно. На прошлом занятии, мы с вами говорили про огонь, каким он может быть. Каким он может быть?

-Предполагаемые ответы учеников: он может быть другом, а может быть и враг.

Правильно. Когда огонь нам друг?

-Предполагаемые ответы учеников: когда он нам помогает, например: согреться, сварить покушать, освещает дом.

Правильно. А когда же огонь становится нашим врагом?

-Предполагаемые ответы учеников: когда, мы не правильно с ним обращаемся.

Совершенно верно. Огонь становится врагом и оборачивается страшным пожаром. Случился пожар в природе – гибнут деревья, травы, животные.

А ещё на прошлом занятии, мы с вами узнали, про вещества, которые тушат огонь, и про вещества, которые наоборот усиливают огонь. Предлагаю всем встать и поиграть в игру: «Огонь – вода». Если я называю вещество, которое тушит огонь – вы прячьте руки за спину, а если оно усиливает огонь – вы поднимаете руки вверх, изображая пожар (далее педагог зачитывает слова):

Песок, солома, вода, земля, бензин, пена, б умага, картон, растворитель, сено.

Молодцы. Сегодня я хочу вам рассказать о том, что во время пожара опасность представляет не только бушующее раскалённое пламя, но и ядовитый дым. Большая часть жертв пожаров гибнет именно от дыма!

- (слайд 1) И тема нашего занятия «Чем опасен дым».

3. Основная часть. Изучение нового материала.

Цель: научить детей правильно действовать в случае возникновения пожара, дыма.

Содержание:

- Сегодня, наше занятие посетил доктор Айболит, а в руках у него письмо, наверняка всем интересно, что же в нем (у педагога в руках письмо от доктора Айболита).

- (слайд 2) А в нем схема дыхательной и кровеносной системы человека.

Ребята, скажите, зачем человеку легкие?

-Предполагаемые ответы учеников: чтобы дышать.

Правильно, чтобы дышать и насыщать наш организм кислородом. Как же это происходит? Как мы дышим?

-Предполагаемые ответы учеников: вдыхаем носом.

- (слайд 3) Правильно. Сначала мы вдыхаем носом, там воздух очищается и согревается. Затем кислород попадает в легкие через бронхи, а затем по кровеносной системе во все клеточки нашего организма. Не зря, в начале нашего занятия, я задала вам вопрос, а каким воздухом полезно дышать, и вы ответили, чистым, свежим.

Таким образом, во время пожара опасность представляет не только бушующее раскаленное пламя, но и ядовитый дым, который попадает к нам в организм. Большая часть жертв пожаров гибнет именно от дыма.

Сгорая, вещество выделяет летучие продукты горения. Это пар или газ, содержащий миллионы твердых частиц, или и то и другое вместе. Вот такая смесь и образует дым. При горении любых материалов горит и кислород, которым мы дышим. Он превращается в очень ядовитый угарный газ.

- (слайд 4) И таким образом, этот ядовитый угарный газ через дыхательные пути попадает к нам в легкие. Как только человек вдыхает этот ядовитый угарный газ, человек сразу же теряет сознание. Так как же нам спастись, от этого дыма? Предлагаю рассмотреть ситуации, которые представлены на экране.

- (слайд 5) Мальчик Петя, находится в комнате, и вдруг его комната наполнилась дымом, и что он делает, он испугался и прячется под кровать. Правильно ли Петя поступает?

- Предполагаемые ответы учеников: неправильно.

Совершенно верно, Петя неправильно поступает.

- (слайд 6) А вот Ваня, правильно поступает. Если комната наполнилась дымом, нужно намочить полотенце или платок холодной водой и дышать через мокрую ткань. Почему? Потому что влажная ткань задержит часть ядовитых веществ. Кроме того, холодная мокрая ткань предохранит лицо, глаза, дыхательные пути от раскаленного воздуха. Двигаться к выходу нужно пригнувшись, и по возможности обмотать голову мокрой тканью, потому что внизу скапливается меньше ядовитых газов, поскольку они поднимаются вверх.

- (слайд 7) Но во время начинающего пожара, когда по комнатам «ползет» дым, очень хочется распахнуть все окна и двери, что бы проветрить помещение. То же самое подсказывает и логика. Ну не задыхаться же, в самом деле! Но делать этого категорически нельзя, нужно поступить наоборот – плотно закрыть все окна, форточки, выйти из горящего помещения и закрыть за собой дверь, что бы лишить огонь сквозняков, питающих его кислородом. Запомнили?

- Предполагаемые ответы учеников: Да

Ребята, а в каком случае нам необходимо с вами открыть окна и двери, что бы проветрить помещение?

- Предполагаемые ответы учеников: когда пахнет бытовым газом и немедленно нам нужно позвонить в горгаз по номеру 04.

Правильно, нам обязательно нужно проветрить комнату, и обратиться в специальную службу по номеру 04. Ну что же ребята, предлагаю отдохнуть и размяться. Все встаем и проведем вместе веселую физкультминутку.

Физкультминутка: «Дорожная».

Цель: профилактика, утомление. Снятие мышечного напряжения, активизировать у детей мыслительную активность.

Дорога не тропинка, дорога не канава…

Сперва смотри налево. Потом смотри на право.

Ты налево повернись, другу рядом улыбнись,

Топни правою ногой: раз – два - три,

Покачай головой: раз – два – три.

Руки вверх ты подними и похлопай: раз – два – три.

И похлопай: раз-два-три.

- (слайд 8, 9) Молодцы, отдохнули мы с вами, а теперь продолжаем занятие. Мы рассмотрели с вами 2 ситуации, давайте сделаем вывод, посмотрев на экран, и выберем правильный ответ.

Молодцы. Ребята, ещё хотелось бы вам рассказать, что в зависимости от состава горючих веществ их полного и неполного горения, дым имеет определенный цвет и запах (слайд 10,11,12):

- (слайд 10) при горении древесины цвет дыма бывает серо – черным;

- (слайд 11) при горении ткани цвет дыма серо – бурый;

- (слайд 12) при горении резины, смолы, пластмассы – дым черного цвета;

Нефть и нефтепроизводства – дым черного цвета.

Вот таким разным бывает дым, опасным или неопасным. Всё зависит от ситуации. Дым нам не опасен, например, когда мы с вами отправляемся в поход, и греем пищу на костре. Дым, который выходит из трубы, когда мы с вами обогреваем дом.

3. Закрепление.

Цель: закрепить знания, полученные на занятие.

Содержание:

Ребята, сегодня мы с вами узнали, какие правила нужно соблюдать, если помещение наполнилось дымом. И давайте представим, наш класс наполнился дымом, какие действие мы будем выполнять? Расскажите и покажите. (ребята показывают алгоритм действий, т.е. закрывают нос и рот мокрой тканью и, держась ближе к полу, двигаясь вдоль стены друг за другом пробираются к выходу).

Молодцы, ребята, вы усвоили правила противопожарной безопасности. А ещё мы с вами сегодня говорили, что дым бывает разный. Предлагаю послушать внимательно стихотворение «Сказочник – дым», и представить каким может быть дым:

Дремлет в печурке моей огонек.

В небо струится легкий дымок.

Сказочник – дым над крышей колдует,

Сказочный замок в небе рисует.

То упирается в тучи столбом,

То притворяется птицы крылом.

То заплетает струйками косы,

То загибается знаком вопроса…

И вечерами над нашей избой

Дымные звери гуляют гурьбой:

Важно шагает белый верблюд,

Белые кони копытами бьют,

Катится ежик и плавает слон.

Вот из трубы выползает дракон.

В лапах несет он живой уголек –

Дракон из трубы уголек уволок.

В сказочном замке над нашей избой

Светит в ночи уголек золотой.

Вот таким разным бывает дым.

В заключение нашего занятия, предлагаю вам ребята, пофантазировать. Я попрошу вас изобразить в виде пантомимы необычный дым, и изображать его вы будете в сопровождении музыки. У каждой группы будет своя музыка, под которую вам необходимо показать дым. Сейчас я раздам вам подсказки, с изображением дыма. И предоставляю вам 1 минутку для раздумья, как вы будете изображать дым.

Легкий дымок;

Дым птица (бабочка), с большими крыльями;

Дым - дерево;

Дымные птицы гуляют гурьбой (стаей);

Дым - дракон;

Дым – замок.

4. Подведение итогов, рефлексия.

Цель: мобилизация обучающихся на самооценку и оценивание работы способности психологического состояния.

Содержание:

Молодцы, все справились с заданием. Ребята, предлагаю подвести итог. Сегодня я посветила теме: «Чем опасен дым», скажите мне, те знания, с которыми вы сегодня познакомились, как в дальнейшем могут пригодиться вам в жизни?

- Предполагаемые ответы учеников: если случится пожар, я буду дышать через мокрую ткань, и пригнувшись я буду идти к выходу.

Совершенно верно. Нам с доктором Айболитом очень понравилось, как вы работали, были внимательными, активными. Пришла пора прощаться. А для того, чтобы доктор Айболит приходил к нам почаще на занятия, предлагаю ему, что – нибудь подарить.

А что мы можем ему подарить?

- Предполагаемые ответы учеников: улыбку, радость.

Правильно. Предлагаю, нашу улыбку, наше настроение нарисовать на смайликах, которые лежат у вас на столах (ребята, кладут свои смайлики в конверт и отдают доктору Айболиту).

Я и наш доктор Айболит прощаемся с вами, до новых встреч.

Чем опасен дым?

Дорогие ребята! Сегодня я хочу рассказать вам о том, что во время пожара опасность представляет не только бушующее раскаленное пламя, но и ядови­тый дым. Большая часть жертв пожаров гибнет имен­но от дыма!

Почему? Да потому, что при горении любых мате­риалов «горит» и кислород, которым мы дышим. Он превращается в очень ядовитый угарный газ. Кроме того, различные материалы, сгорая, тоже делаются ядовитыми.

Если в квартире вспыхнул пожар, надо действо­вать без паники, но очень быстро. Как? Мы с вами об этом уже говорили, но давайте вспомним еще раз. Сначала нужно немедленно покинуть комнату, где вьется дым и хозяйничает пламя. Дверь плотно за со­бой закрыть. Вызвать по телефону 01 пожарных.

Если в комнате есть младшие дети, их надо поста­раться вывести из горящей комнаты. Если комната наполнилась дымом, нужно бежать в ванную, намо­чить полотенце или платок холодной водой и дышать через мокрую ткань. Почему? Потому что влажная ткань задержит часть ядовитых веществ. Кроме того, холодная мокрая ткань предохранит лицо, глаза, ды­хательные пути от раскаленного воздуха. Двигаться к выходу нужно пригнувшись, обмотав голову мокрой тканью. Внизу скапливается меньше ядовитых газов, поскольку они поднимаются вверх.

Вентиляция" href="/text/category/ventilyatciya/" rel="bookmark">вентиляционные люки.

В современных домах огонь не может прожечь бе­тонный пол и потолок. А вот в старых деревянных домах нельзя надеяться пересидеть пожар в квартире: здесь могут обрушиться балки, перекрытия, потолки. Такой дом нужно немедленно покинуть!

Многие животные очень чувствительны к дыму. Кошки и собаки, чувствуя дым, начинают нервни­чать, лаять, выть, мяукать, метаться по квартире. Нередки случаи, когда домашние питомцы спасали своих хозяев, если пожар происходил ночью и те глу­боко спали.

Вопросы

v Почему много людей гибнет во время пожаров не только от огня, но и от дыма?

v Почему дым в современных домах очень ядови­тый?

v Почему нужно дышать через мокрую ткань?

v Почему, если вы почувствовали запах дыма в подъез­де, следует заткнуть все щели в дверях мокрыми тряпками?

v Подумайте, как кошки, собаки, домашние птицы могут помочь своим хозяевам во время пожара?

v По какому телефону нужно вызывать пожарных?

А теперь послушайте сказку.

Вороненок

Жили-были дед да баба. Раз пошел дед в лес по грибы, по ягоды и увидел, как лиса схватила моло­дого вороненка, что из гнезда выпал, и хочет его растерзать. А над своим детенышем ворон с ворони­хой кружатся, отчаянно кричат, громко каркают, крыльями и клювом лису бьют, да ничего поделать с ней не могут.

Вот вороны и взмолились:

Спаси, дедушка, нашего вороненка от смерти, придет время, он тебе добром за добро отплатит!

Старик взял толстую палку, отогнал ею лису и выр­вал у хищницы вороненка. А тот дышит тяжело, кры­лья растопырил, на один бок валится. Крепко его лиси­ца потрепала. Ну, делать нечего! Взял старик вороненка и принес его домой.

Стали они со старухой птенца выхаживать. Бабка его водицей родниковой поила, хлебных крошек птен­цу крошила. Прошло время, он и оправился. Стал у стариков жить да забавлять их.

Вот раз зимой старики затопили печь и легли спать. И не заметили того, что один раскаленный уголек из печки выкатился.

Упал уголек на пол, скатился на половичок. Тот начал потихоньку тлеть. В избе дымом запахло. Ста­рики спят, ничего не чувствуют, а вороненок сразу запах дыма почуял. Стал по избе бегать, метаться, коготками стучать и громко каркать. Потом подо­шел близко-близко к старухе да как каркнет во все горло:

Кар-кар! Вставай! Пожар!
Та и проснулась.

Что такое? Дымом пахнет! Уж не пожар ли? За­теплила свечу, смотрит, а половичок у двери уж тлеть начал, того и гляди загорится. Разбудила старуха ста­рика, выбросили они половичок на улицу, двери, окна раскрыли, избушку от дыма проветрили.

Ай да вороненок! Ай да молодец! Он ведь нас от
верной смерти спас, - говорит старик. - Правда,
видно, люди говорят: «Доброе дело без награды не
останется».

Вопросы к сказке

v Куда пошел однажды старик?

v Кого он спас в лесу?

v Как дед и баба выхаживали вороненка?

v Как вороненок спас стариков от смерти?

v Знаете ли вы истории о том, как животные спаса­ли людей во время пожаров? Расскажите их.

Не секрет, что во время сильной жары залежи торфа могут самовозгораться. Самые сильные торфяные пожары были в Индонезии всего несколько лет назад, в последние годы они встречаются на территории России и Украины. В результате такого пожара появляется облако дыма с повышенным содержанием азота, углерода и серы, которое покрывает города и перемещается по направлению ветра. В этой статье мы расскажем, чем опасен дым от торфяников и дадим полезные советы о том, что делать при повышенной задымленности .

Дым от торфяников. Вред

В ходе исследования аномального возгорания торфяников, ученые определили, что данная катаклизма приводит к существенным изменениям состава воздуха. В атмосферу выбрасывается большое количество оксидов углерода, которые вызывают парниковый эффект и вслед за ним – потепление.

Кроме этого торфяные пожары наносят существенный вред здоровью человека. Так как выделяющиеся газы влияют на дыхательную систему, людям с астмой и аллергиями стоит быть предельно внимательными. У здорового человека может тоже возникнуть кислородное голодание. Это происходит из-за вдыхания угарного газа, который не имеет запаха и цвета. Важно обращать внимание на симптомы отравления угарным газом : головокружение, тошнота, потеря сознания.

Средства защиты от дыма

Продукты горения от торфяных пожаров оказывают негативное влияние на организм человека. Чтобы защитить дыхательную систему от частичек сажи, можно использовать обычную марлевую повязку. Если першит в горле, прополощите его слабым .

К сожалению, ватно-марлевая повязка не может защитить от влияния различных газов, а наоборот, осложняет дыхание. В период самовозгорания торфяников, каждый должен сам для себя определить, сколько времени носить повязку, быть на улице или в общественном транспорте. Есть еще несколько профилактических методов, что можно сделать, когда горят торфяники .

Дым от горения торфяников

  1. Если нет аллергии и других противопоказаний, принимайте поливитамины.
  2. Не пейте сладкую газировку. Лучше пейте кефир, ряженку и воду с солью.
  3. Если запах гари усиливается, советуем надевать повязки, закрыть окна и двери, а проемы завесить влажной тканью.
  4. Несколько раз в день принимайте прохладный душ, делайте влажные уборки в помещении.
  5. При появлении кашля или отдышки не стесняйтесь обращаться к доктору.

Если в вашем регионе повышенная задымленность от торфяников, попробуйте уехать в более чистые районы. Поддаваться панике не стоит, так как уровень задымления от горения торфяников обычно не превышает норму.

Надеемся, что наши советы о том, что делать при задымленности от торфяников будут полезны. И вы сможете защитить себя и свою семью.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: