РСЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.
Основные задачи РСЧС:
■ разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
■ осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
■ обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
■ сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
■ подготовка населения к действиям в ЧС;
■ организация своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей;
■ прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
■ создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
■ осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
■ ликвидация ЧС;
■ осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
■ реализация прав и обязанностей населения в области защиты
■ международное сотрудничество в области защиты населения
и территорий от ЧС.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем (рис. 1.1) и имеет уровни (рис. 1.2): федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.
Рис. 1.1. Организационная структура РСЧС
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению этих территорий. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории.
Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти (министерствами, федеральными службами, агентствами) для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.
Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также ПОРЯДОК ИХ деятельности определяются положениями о них.
Система и подсистемы РСЧС всех уровней функционируют в трех режимах:
■ чрезвычайной ситуации.
Режим повседневной деятельности используется при нормальной производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.
В этом режиме осуществляются наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, выполняются целевые программы и превентивные меры по предупреждению и ликвидации ЧС, повышению безопасности населения, повышению устойчивости функционирования производства и сокращению материального ущерба от возможных ЧС. Проводятся мероприятия по поддержанию в высокой готовности органов управления, защитных сооружений, сил и средств к действиям в ЧС, по созданию и поддержанию финансовых резервов, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов.
Режим повышенной готовности - функционирование РСЧС при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической, сейсмической обстановки, при получении прогноза о возможном возникновении ЧС или угрозе начала военных действий.
В режиме повышенной готовности при необходимости формируются оперативные группы для выявления причин ухудшения обстановки, для выработки предложений по ее нормализации, усиливаются дежурная диспетчерская служба, наблюдение и контроль за окружающей средой, осуществляется прогнозирование возможности возникновения ЧС, их масштабов и последствий. Принимаются меры по защите населения, увеличению запасов материально-технических средств, повышению устойчивости функционирования производства. Приводятся в повышенную готовность формирования гражданской обороны (ГО), предназначенные для ликвидации ЧС, уточняются планы их действий и при необходимости осуществляется выдвижение их в район предполагаемых действий.
Режим чрезвычайной ситуации - функционирование РСЧС при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения противником средств поражения.
В чрезвычайном режиме принимаются меры по защите населения.
В район ЧС:
■ выдвигаются органы управления для организации разведки, оценки обстановки и непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС;
■ направляются силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
■ принимаются меры по жизнеобеспечению пострадавших;
■ усиливается постоянный контроль за- состоянием окружающей среды в районе ЧС;
§ приводятся в готовность защитные сооружения для приёма укрываемых.
На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационные органы РСЧС:
■ на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
■ на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
■ на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению й ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
■ на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации.
В пределах федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации.
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
На каждом уровне РСЧС работу комиссий по ЧС обеспечивают постоянно действующие органы управления ТО, которыми являются:
■ на межрегиональном - региональные центры;
■ на региональном - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
■ на муниципальном - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления;
■ на объектовом - отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГОЧС.
К органам повседневного управления РСЧС относятся:
■ центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
■ центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
■ центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
■ единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
■ дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
На органы повседневного управления возлагается: постоянный контроль за обстановкой, обеспечение устойчивого управления подчиненными органами и силами РСЧС и организация непрерывного информационного обеспечения органов управления ГОЧС.
Состав сил и средств постоянной готовности федерального уровня определяется Правительством Российской Федерации, а в территориальных подсистемах - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Силы и средства РСЧС подразделяются таким образом (рис. 1.3):
■ силы и средства наблюдения и контроля;
■ силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля осуществляют наблюдение и контроль за деятельностью потенциально опасных объектов, состоянием Окружающей природной среды, качеством пищевого сырья и продуктов питания, сохраняют и обрабатывают данные об оюстоновке, осуществляют её прогнозирование и информируют органы управления об угрозе ЧС.
Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС выполняют мероприятия по предупреждению ЧС и уменьшению ущерба от них, защите населения и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В состав этих сил входят соединения и части Войск гражданской обороны Российской Федерации, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения их работы в автономном режиме и находящиеся в постоянной готовности к экстренным действиям, они могут привлекаться к действиям по распоряжению МЧС России и других органов управления ГОЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организациями Российской Федерации.
Кроме сил РСЧС к ликвидации ЧС могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Министерства обороны Российской Федерации, других войск и воинских формирований в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних дел при ликвидации ЧС применяются в соответствии с задачами, возложенными на них законами и другими правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.
Вопросы и задания
1. Для чего предназначена система РСЧС?
2. Перечислите основные задачи РСЧС.
3. Какие подсистемы входят в состав РСЧС? Каковы их состав и задачи?
4. Перечислите режимы функционирования РСЧС. Какие мероприятия включает в себя каждый из них?
5. Какие органы РСЧС относятся к координирующим?
6. Какие органы являются органами повседневного управления РСЧС? Перечислите их задачи.
7. Какие силы и средства входят в состав РСЧС?
8. Для чего предназначены силы и средства наблюдения и контроля?
9. Для чего предназначены силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС? Перечислите их состав.
система объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций. Состоит из территориальных и функциональных подсистем. Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих ад-министративно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Система имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Каждый уровень включает: координирующие органы—комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности; постоянно действующие органы управления — органы управления ГОЧС, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях; органы повседневного управления — пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы; силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения. В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее — силы постоянной готовности). Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными пра-вовыми актами органов местного самоуправления. Номенклатура и объём резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Управление РСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения. Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках
12.3.1. Структура рсчс
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности населения в чрезвычайных ситуациях в системе исполнительной власти создана и функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
РСЧС имеет пять уровней :
– федеральный;
– региональный;
– территориальный;
– местный;
– объектовый.
Система имеет функциональные и территориальные подсистемы.
Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий в сфере деятельности этих органов. На данный момент существует 45 функциональных подсистем, в том числе в Минатоме, МВД, МЧС, Минобороне, Министерстве природных ресурсов, Минобразовании, Минтруде (функциональная подсистема социальной защиты населения, пострадавшего от ЧС).
Территориальные подсистемы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
На каждом уровне единой системы создаются:
– координационные органы;
– постоянно действующие органы управления;
– органы повседневного контроля;
– силы и средства;
– резервы финансовых и материальных ресурсов;
– системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационными органами являются:
– на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожаробезопасности и комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
– на территориальном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
– на местном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
– на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
На региональном уровне функции по обеспечению координации деятельности осуществляет полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.
Комиссии возглавляются соответственно руководителями органов и организаций или их заместителями.
Задачи комиссии:
– разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожаробезопасности;
– обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций;
– координация деятельности органов управления и сил единой системы.
Постоянно действующими органами управления являются:
– на федеральном уровне – Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий и структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС;
– на региональном уровне – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
– на территориальном и местном уровнях – органы, специально уполномоченные решать задачи по делам ГО и ЧС (органы управления по делам ГО и ЧС);
– на объектовом уровне – структурные подразделения и работники, специально уполномоченные решать задачи в области ГО и ЧС.
Органами повседневного управления являются:
– центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
– центры управления в кризисных ситуациях региональных центров, органов управления по делам ГО и ЧС, муниципальных образований, организаций.
К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые для предупреждения и ликвидации ЧС.
В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации.
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС в течение не менее 3 суток.
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач.
Привлечение аварийно-спасательных служб и формирований к ликвидации ЧС осуществляется:
– в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых указанными службами объектах и территориях;
– в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;
– по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.
Готовность аварийно-спасательных служб и формирований к реагированию на ЧС определяется в ходе аттестации, а также во время проверок, осуществляемых МЧС и органами государственного надзора.
Для ликвидации ЧС создаются и используются:
– резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС;
– запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС, находящиеся в составе государственного материального резерва;
– резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
– резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восстановлением устанавливаются создающим их органом.
Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения.
Системой по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ является государственная организация, которая создана с целью предупреждения ЧС, и для ликвидации последствий при возникновении ЧС, а также обеспечивающая безопасность жизни и деятельности населения и снижение нанесенного ущерба народному хозяйству в стране.
Предупреждение ЧС
Под предупреждением чрезвычайной ситуации подразумевается комплекс мероприятий, которые осуществляются заблаговременно с целью максимально возможного снижения риска возникновения ЧС.
Обозначенные мероприятия направлены на сохранение здоровья и жизни людей, поддержание стабильной деятельности различных организаций, уменьшение размеров материальных потерь и ущерба наносимого окружающей среде.
Ликвидация ЧС
Под ликвидацией чрезвычайных ситуаций подразумевается комплекс аварийно-спасательных и некоторых других неотложных работ, которые проводятся при возникновении ЧС, с целью сохранения здоровья людей и спасения их жизней, снижения размеров нанесенного окружающей среде ущерба и материальных потерь.
Ликвидацию ЧС осуществляют силы и средства организаций, учреждений и предприятий, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, на территории которого сложилась чрезвычайная ситуация.
Руководство осуществляют соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Задачи ЕГСЧС
В задачи ЕГСЧС входит следующая деятельность:
- Ведет разработку и реализацию правовых и экономических норм, которые обеспечивают защиту территорий и населения от ЧС.
- Осуществляет научно-технические целевые программы, направленные на предупреждение ЧС и повышение стабильности функционирования предприятий.
- Обеспечивает готовность сил и средств, а также органов управления, к действиям , которые направлены на предупреждение и ликвидацию ЧС.
- Собирает, обрабатывает и выдает информацию в области защиты территорий и населения от ЧС.
- Обеспечивает готовность населения к действиям при ЧС; прогнозирует и оценивает социально-экономические последствия ЧС.
- Создает резервы ресурсов (материальные и финансовые) для ликвидации ЧС.
- Осуществляет государственную экспертизу, надзор и контроль по защите территорий и населения от ЧС.
- Осуществляет ликвидацию ЧС.
- Осуществляет мероприятия по социальной защите населения, которое пострадало от ЧС, проводит гуманитарных акций.
- Реализует права и обязанности населения в области защиты от ЧС.
- Осуществляет международное сотрудничество по защите территорий и населения от ЧС.
Состав ЕГСЧС
ЕГСЧС объединяет в себе территориальные и функциональные подсистемы и имеет пять уровней:
- федеральный уровень ЕГСЧС;
- региональный уровень ЕГСЧС;
- территориальный уровень ЕГСЧС;
- местный уровень ЕГСЧС;
- объективный уровень ЕГСЧС.
Каждый уровень ЕГСЧС включает в себя:
- резервы ресурсов (материальные и финансовые);
- силы и средства;
- органы повседневного руководства;
- органы управления, которые действуют постоянно и уполномочены на решение задач по защите от ЧС;
- координирующие органы;
- системы информационного обеспечения, оповещения, связи.
Ликвидацию чрезвычайных ситуаций, как правило осуществляют силы и средства того звена ЕГСЧС, той функциональной и территориальной подсистемы, на объектах или территории которых они возникли.
Замечание 2
При значительных масштабах чрезвычайной ситуации, когда ведомственная или территориальная комиссия по ЧС не может самостоятельно справиться с ее ликвидацией, то она обращается к вышестоящей комиссии по ЧС за помощью.
Основными задачами РСЧС (см. 2.4) являются:
Разработка проектов законов и других документов, регулирующих вопросы защиты населения и территории от ЧС, и содействие их последующей реализации;
Обеспечение постоянной готовности органов управления, а также сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
Сбор, обработка поступающей оперативной информации и выдача рекомендаций в области защиты населения и территорий от ЧС;
Постоянная подготовка населения к действиям в условиях ЧС;
Прогнозирование и оценка последствий ЧС;
Создание финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС;
Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
Ликвидация последствий ЧС;
Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
Содействие в реализации прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
Международное сотрудничество по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.
Для современного этапа развития РСЧС, в том числе ее территориальных звеньев, характерна смена приоритетов от задач экстренного реагирования и ликвидации происшедших ЧС к задачам предупреждения, снижения рисков и смягчения их последствий.
РСЧС на федеральном уровне объединяет силы постоянной готовности различных министерств и ведомств. Ее основой, управляющим и организующим центром является Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) .
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем.
Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах соответствующей территории. Функциональные подсистемы организуются для проведения аналогичных работ в наиболее опасных с точки зрения ЧС отраслях экономики (теплоэнергетической, химической и т.д.).
Уровни РСЧС фактически соответствуют ныне принятой классификации ЧС (см. 5.1). К таковым относятся федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни. Каждый уровень РСЧС имеет: 1) координирующие органы; 2) постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные для решения задач по защите населения и территорий от ЧС; 3) органы повседневного управления; 4) силы и средства, финансовые и материальные резервы; 5) системы связи и оповещения.
Координирующими органами РСЧС являются:
на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС (КЧС) в федеральных органах исполнительной власти;
на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, - региональные центры по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России;
на территориальном уровне, включающем территорию субъекта РФ, - комиссии по ЧС органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ;
на местном уровне - комиссии по ЧС органов местного самоуправления, действующих на территории района, города (района в городе);
на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по ЧС.
Постоянным органом повседневного управления РСЧС является Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России. Центр планирует, организует и осуществляет мероприятия по управлению силами и средствами при ликвидации последствий ЧС, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ федерального и регионального уровня и при ЧС, возникших за рубежом.
ЦУКС осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, с региональными центрами по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, с органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, с органами управления систем мониторинга, прогнозирования ЧС, специально подготовленными силами министерств и ведомств, а также с соответствующими органами управления зарубежных стран.
РСЧС может функционировать в различных режимах, которые вводятся в зависимости от обстановки и масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС.
Режим повседневной деятельности устанавливается при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке.
Режим повышенной готовности вводится при ухудшении обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
Режим чрезвычайной ситуации устанавливается при возникновении и во время ликвидации ЧС. В случае введения этого режима осуществляются следующие мероприятия: 1) организация защиты населения; 2) выдвижение оперативных групп в район ЧС; 3) определение границ зоны ЧС; 4) организация работ по ликвидации последствий ЧС; 5) организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов жизнеобеспечения населения; 6) непрерывный контроль состояния среды в районе ЧС и обстановки на аварийных объектах.
Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимают Правительство РФ, МЧС России или соответствующие комиссии по ЧС.
Конспект по безопасности жизнедеятельности