Государственная социальная помощь и социальная поддержка. Кому полагается социальная помощь? Государственная социальная помощь. Адресная социальная помощь. Законодательное регулирование вопроса

Для отдельных категорий граждан государством предусмотрена материальная помощь. Программ, по которым происходит осуществление поддержки, достаточно много. Осуществлением их занимаются как органы соцзащиты населения, так и работодатели.

Достаточно широкий круг людей, попавших в трудную ситуацию, может претендовать на помощь, поэтому лучше всего перед тем, как начать собирать документы, обратиться в соцзащиту и уточнить, на какую программу в 2019 году вы сможете претендовать. Мы ниже расскажем о наиболее популярных программах работы с населением.

Целевые контракты

В конце 2012 года были внесены изменения в законы о социальной помощи. Появился новый вид поддержки – заключение контрактов с населением. В 2018-2019 эти поправки остаются актуальными. Со стороны государства по условиям этого договора выдается социальная помощь (в том числе и материальная), а гражданин обязуется пройти программу адаптации и выполнить одно из условий:

  • поиск работы;
  • прохождение подготовки по определенной профессии;
  • прохождение программ повышения квалификации;
  • открытие собственного предприятия малого бизнеса;
  • ведение подсобного хозяйства.

Прежде всего, возможность получения этого вида поддержки доступна нуждающимся семьям, которые находятся в трудной ситуации. Согласно данным по регионам, в которых проект был реализован в качестве пилотного, 50% семей смогли выйти из затруднительной жизненной ситуации, а доходы их возросли более чем в два раза. На настоящий момент программа действует по всей России. В 2019 году ее реализация идет при помощи специалистов соцзащиты и Центра занятости.

Как получить помощь многодетным семьям

Претендентами на помощь от государства в 2019 году могут стать и многодетные семьи. Оказание им поддержки происходит несколькими путями – в виде льгот, пособий и выплат один раз в год. Например, в ряде регионов многодетным семьям перед 1 сентября перечисляют средства на сборы детей в школу. Обязательным условием является воспитание всех детей в семье, а не в специальных детских учреждениях.

Федеральным законом предусмотрены субсидии многодетным семьям в виде снижения ежемесячных коммунальных платежей, детских пособий, выплатам мамам (они приравниваются к работающим и могут получать 1 МРОТ до исполнения самому младшему ребенку 16 лет). Также семьи, в которых 3 и более детей могут на льготных условиях получить земельный участок для ведения подсобного хозяйства или строительства загородного дома.

Региональные выплаты более разнообразны. Прежде всего, за 3-го или 4-го ребенка назначается региональный материнский капитал (порядка 100000 рублей, которые можно направить на те же нужды, что и федеральный). Существует ряд выплат, которые компенсируют затраты на покупку товаров для новорожденных, продуктов и одежды.

Чтобы узнать точный список льгот, на которые вы можете претендовать, обратитесь в местное отделение социальной защиты. Все чаще с появлением 3-го и последующих детей доходов членов семьи не хватает для обеспечения всем достойного уровня жизни. В этом случае обратите внимание на выплаты малоимущим.

Программа материальной поддержки малоимущих

Расчет количества денег на одного члена семьи ведется на основе данных о доходах всех трудоспособных взрослых в ней состоящих. Необходимо представить в органы соцзащиты справки за последние три месяца. Суммы доходов между собой складываются, а затем делятся на всех членов семьи. Если полученная сумма ниже установленного в регионе прожиточного минимума, то семья получает особый статус. Она становится малоимущей.

Ежегодно величина прожиточного минимума индексируется, в 2019 для каждого региона установлено свое значение. Узнать его можно в администрации своего района или в отделении соцзащиты. Средняя его величина по России в этом году равна 8200 рублей.

В некоторых случаях помощь не предоставляется. Например, если в семье есть один или несколько работоспособных членов, но они не желают вести трудовую деятельность. Исключение составляют только следующие случаи:

  • необходимость ухода за детьми или престарелыми родственниками;
  • потеря имущества по не зависящим от претендентов причинам;
  • декретный отпуск;
  • невозможность выхода на работу в связи с тяжелым заболеванием.

Однако все чаще помощь оказывается только тем семьям, в которых все трудоспособные члены стоят на учете по безработице или трудоустроены (заработок может быть минимальным). При этом состав семьи может быть различным, и часто это не только родители и дети, но и бабушки/дедушки с внуками.

В 2019 году, кроме льгот на образование, налоги и ЖКХ предусмотрена и другая помощь малоимущим. Например, ребенку доступен следующий список мер поддержки:

  1. Питание два раза в день в столовой для учеников школ.
  2. Предоставление места в списках льготников.
  3. Субсидии на покупку или бесплатная выдача школьной и спортивной формы.
  4. Детям младше 6 лет при болезнях выписываются бесплатные лекарства.
  5. Один раз в год компенсация 50% от стоимости проезда на лечение в санатории (распространяется и на одного сопровождающего).

Родителям в таких семьях стало возможным получить:

  1. Льготные условия труда.
  2. Начинающим предпринимателям не нужно платить сбор за открытие ИП.
  3. Снижение возраста выхода на пенсию.
  4. Получение садового участка вне очереди.
  5. Более низкие требования и проценты по ипотечному кредитованию.
  6. Билеты на посещение выставок и музейных экспозиций (не чаще раза в месяц).
  7. Оплату государством услуг няни (эта помощь доступна лишь жителям крупных городов, и подробно о ней можно узнать только в отделении соцзащиты по месту жительства).

Кроме того, возможна выплата материальной помощи в виде пособий или одноразовых перечислений, которая регулируется региональными законами.

Иные виды поддержки государства в 2019 году

Нуждающиеся ветераны ВОВ могут получить в 2019 единоразовую адресную помощь до 15000 рублей на покупку необходимой бытовой техники, замену сантехнического оборудования или протезирование зубов.

Для этого нужно собрать основные документы, написать заявление и доказать необходимость приобретения техники или протезирования. Деньги на оплату услуг стоматолога дают легче всего – для этого достаточно принести в соцзащиту соответствующие справки и выписку из амбулаторной карты.


Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Особенность социальной помощи состоит в том, что она оказывается вне зависимости от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства государственных бюджетов: федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Таким образом, в отличие от пенсий, пособий и других видов обеспечения по обязательному социальному , выплата которых производится из социальных внебюджетных фондов (ПФ России, ФСС РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования), финансирование государственной социальной помощи происходит только за счет бюджетных источников.

Получателями государственной социальной помощи могут быть :

Во-первых, граждане, имеющие заслуги перед обществом, а также лица, имеющие ограничения жизнедеятельности в связи с нарушением здоровья (они имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг);

Во-вторых, малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ (они имеют право на получение помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи).

Таким образом, оказание государственной социальной помощи может осуществляться в следующих видах :

— социальные услуги;

— денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

— натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, медикаменты и т. п.).

Государственная социальная помощь, оказываемая в виде социальных услуг

В соответствии со ст. 6.1 Закона о государственной социальной помощи право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан :

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленин-Фада»;

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

Социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. Субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

В состав предоставляемых указанным категориям граждан социальных услуг включаются две социальные услуги :

— во-первых, дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

— и во-вторых, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Перечень лекарственных средств, обеспечение которыми осуществляется в рамках предоставления социальных услуг, а также перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства с даты установления ему ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом о монетизации льгот и другими законодательными актами. Учет соответствующих категорий граждан ведется ПФ России и его территориальными органами.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Если же гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных, периодом предоставления ему этих услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.

Следует отметить, что гражданин, имеющий право на получение в соответствии с законом социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган ПФ России, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. При этом допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения отдельных социальных услуг, предусмотренных законодательством. В случае если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг в следующем году, то в следующем году они продолжают ему предоставляться в установленном порядке.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается Минздравсоцразвития России.

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Данный регистр ведется ПФ России в порядке, установленном приказами Минздравсоцразвития России № 195 и № 3172.

На оплату предоставления гражданам набора социальных услуг:

— на оплату дополнительной бесплатной медицинской помощи;

— на оплату бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Изменение суммы, направляемой на оплату предоставляемого гражданам набора социальных услуг (социальной услуги), должно производиться в порядке и сроки, определяемые Правительством РФ. Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной них), удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты.

Правила финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг утверждены постановлением Правительства РФ № 864.

За предоставлением набора социальных услуг, предусмотренных Законом о государственной социальной помощи, кроме указанных выше категорий граждан, имеют право обратиться также лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.

Порядок обращения этих лиц за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг, устанавливается Правительством РФ. При этом плата за предоставление «чернобыльцам» набора социальных услуг не может превышать размера осуществляемой им ежемесячной денежной выплаты.

Контроль за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг производится Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Оказание государственной социальной помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации

Условия и порядок оказания государственной социальной помощи. Получателями государственной социальной помощи за счет средств бюджетов субъектов Федерации могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Потребительская корзина — это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации и в субъектах Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Потребительская корзина в целом по России устанавливается Законом о потребительской корзине в целом по РФ, в субъектах РФ — законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

В целом по Российской Федерации она устанавливается Правительством РФ, а в субъектах РФ — в порядке, установленном законами субъектов РФ. Пока таких законов не принято, в субъектах РФ величина прожиточного минимума устанавливается в порядке, определенном органами исполнительной власти.

Если в субъекте РФ величины прожиточных минимумов не установлены, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством России.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

В соответствии со ст. 8 Закона о государственной социальной помощи такая помощь, оказываемая за счет средств бюджета субъекта РФ, назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично или от имени своей семьи в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания. В заявлении указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем гражданину (его семье) имуществе на праве собственности. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Порядок назначения государственной социальной помощи устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной зашиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи. Отказ может быть обжалован заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом.

В соответствии с Законом о порядке учета доходов семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем, на основании сведений, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи. Расчет производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

При расчете дохода учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме. Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, установлен постановлением Правительства РФ № 512. При этом доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов.

В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы. Однако при расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются: военно-служащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы; лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда; лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

В случае установления органом социальной зашиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта РФ, но не более чем на период незаконного оказания помощи.

Размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов РФ.

Так, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга размер государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге определяется в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов, установленных в Санкт-Петербурге, и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина исходя из объема ассигнований, предусмотренных на поддержку малоимущих граждан в бюджете Санкт-Петербурга на текущий финансовый год. Указанный размер социальной помощи определяется ежеквартально распоряжением Комитета по труду и социальной защите населения.

Виды оказания социальной помощи за счет средств бюджетов субъектов РФ. Если исходить из условий предоставления государственной социальной помощи, рассмотренных выше, можно считать, что в настоящее время наиболее распространенными видами оказания такой помощи за счет средств бюджетов субъектов РФ являются выплата ежемесячного пособия на ребенка и предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Ежемесячное пособие на ребенка. Относится к числу государственных пособий гражданам, имеющим детей. Размер, порядок назначения и выплаты данного пособия устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Так, в соответствии с Областным законом Ленинградской области № 183-оз «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Ленинградской области» право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство), совместно проживающего с ним ребенка, до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Ленинградской области. Выплаты ежемесячного пособия на ребенка, а также расходы на их доставку и пересылку производятся за счет средств областного бюджета Ленинградской области.

Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка производится органами социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми. Однако данное пособие не выплачивается опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством Российской Федерации порядке на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).

Для определения размера ежемесячного пособия на ребенка используется величина прожиточного минимума на детей, установленная в Ленинградской области, за второй квартал года, предшествующего оплачиваемому году.

При этом размер ежемесячного пособия на ребенка составляет:

— на ребенка в возрасте до трех лет — 5% прожиточного минимума;

— на ребенка в возрасте от трех до семи лет — 4% прожиточного минимума;

— на ребенка в возрасте от семи до 16 лет (18 лет) — 3% прожиточного минимума.

Размер пособия увеличивается :

— на 100% — на детей одиноких матерей;

— на 50% — на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Указанный размер пособия (с учетом увеличения) на третьего и последующих детей из многодетной семьи увеличивается на 3% прожиточного минимума.

Ежемесячное пособие на ребенка назначается с месяца обращения в орган социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми. Для подтверждения права на дальнейшее получение ежемесячного пособия его получатели один раз в год представляют в орган социальной зашиты населения по месту жительства семей с детьми справки о доходах членов семьи (либо их отсутствии). При отсутствии необходимых сведений выплата ежемесячного пособия на ребенка приостанавливается, а по истечении трех месяцев, если сведения о доходах представлены не были, прекращается.

Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячных пособий на детей семьям, проживающим в Ленинградской области, утверждено постановлением Правительства Ленинградской области №311.

В соответствии с Законом о социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге к пособиям по государственной социальной помощи могут быть отнесены :

— ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до одного года на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания;

— ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от одного года до двух лет на приобретение специальных молочных продуктов детского питания;

— ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от двух лет до момента поступления в первый класс образовательного учреждения (но не старше восьми лет), реализующего образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, на приобретение товаров детского ассортимента и оказание услуг (пособие на ребенка дошкольного возраста);

— ежемесячное пособие на ребенка с момента поступления в первый класс и до окончания образовательного учреждения (но не старше 18 лет), реализующего образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента и оказание услуг (пособие на ребенка школьного возраста).

В частности, право на пособие на ребенка в возрасте от одного года до двух лет имеет один из родителей (законных представителей), если :

— среднедушевой доход семьи ниже величины среднего прожиточного минимума в Санкт-Петербурге;

— ребенок имеет медицинские показания к обеспечению специальными молочными продуктами (независимо от среднедушевого дохода семьи).

Пособие назначается по заявлению обладателя права в размере 0,1 прожиточного минимума для детей в Санкт-Петербурге.

Право на пособие на ребенка школьного возраста имеет один из родителей (законных представителей), если среднедушевой доход семьи ниже величины среднего на душу населения прожиточного минимума в Санкт-Петербурге.

Пособие назначается по заявлению обладателя права в размере 0,04 прожиточного минимума для детей в Санкт-Петербурге. При наличии в семье двух и более детей школьного возраста пособие на ребенка школьного возраста назначается на каждого ребенка. Для детей из неполных семей размер пособия на ребенка школьного возраста увеличивается на 100%.

Для расчета размера пособия на ребенка используется величина прожиточного минимума для детей в Санкт-Петербурге, установленного на II квартал года, предшествующего обращению.

Все указанные пособия перечисляются на пластиковую карту родителя (законного представителя), указанного в заявлении.

Порядок предоставления пособий на детей определен постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 2086.

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Предоставляются гражданам РФ в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ № 4442. На их основе органами государственной власти субъектов Федерации издаются нормативные акты, устанавливающие порядок и условия предоставления субсидий на их территории с учетом социально-экономического развития региона.

Основными факторами, влияющими на назначение и размер субсидий, являются размер среднедушевого дохода семьи по отношению к величине прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта РФ, и федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе (в настоящее время составляет 22%).

В случае если жилищные субсидии предоставляются лицам, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, то субсидии являются одним из видов социальной помощи.

Если же субсидии предоставляются тем гражданам, чьи расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе превышают указанный федеральный стандарт, но при этом они имеют доход выше уровня прожиточного минимума, то они будут являться мерой их социальной поддержки. От этого зависит, в первую очередь, порядок расчета размера субсидии, поскольку порядок ее назначения одинаков.

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг назначаются гражданам решениями органов , органов государственной власти г. Москвы и г. Санкт-Петербурга или уполномоченными ими учреждениями, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, в течение 10 дней со дня предоставления необходимых документов.

Субсидии предоставляются следующим категориям граждан и зарегистрированным вместе с ними по месту постоянного жительства членам их семей :

а) нанимателю жилого помещения по договору социального найма;

б) нанимателю жилого помещения по договору найма в государственном и муниципальном жилищном фонде;

в) члену жилищного, жилищно-строительного ;

г) собственнику жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома), в том числе члену товарищества собственников жилья;

д) лицу, проживающему в общежитии, относящемуся к жилищному фонду независимо от формы собственности.

Права на получение субсидий не имеют граждане, проживающие в жилом помещении на основании договора найма, заключенного с собственниками жилых помещений (физическими или юридическими лицами) частного жилого фонда, или договора поднайма, заключенного с нанимателями жилых помещений.

Порядок и условия предоставления субсидий гражданам, имеющим задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Для получения субсидий заявители или лица, уполномоченные ими, должны представить необходимые документы в уполномоченный орган по месту постоянного жительства. Они так же обязаны сообщать в уполномоченный орган о наступлении событий, которые влекут за собой изменение условий предоставления субсидии и ее размера.

Обязанность представления сведений об изменении доходов возникает в отношении :

а) семей, имевших на момент обращения за субсидией среднедушевой доход выше прожиточного минимума, — если этот доход увеличился более, чем на 20%;

б) семей, имевших на момент обращения за субсидией среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, — если этот доход увеличился до величины, равной или превышающей прожиточный минимум.

Субсидии предоставляются сроком на шесть месяцев, а само начисление субсидии производится помесячно.

При определении условий предоставления гражданину права на получение субсидии к ее размера учитываются :

Назад | |

Государственная социальная помощь может быть рассмотрена в широком и в узком смыслах. В широком под ней подразумеваются все денежные выплаты различным категориям граждан, которые наиболее в ней нуждаются в настоящее время. Сюда относятся все социальные пособия и закрепленные в законодательстве РФ выплаты. Социальная помощь в узком смысле определяется в федеральном законе под названием "О государственной социальной помощи". Под ней понимаются различные выплаты (компенсации, субсидии, пособия), а также предоставление жизненно необходимых товаров.

Важнейший принцип соцзащиты

Важнейшим принципом соцзащиты является адресность различных социальных программ (выплат). Она предполагает верную идентификацию нуждающихся. Это достигается различными путями. Во-первых, следует оценить материальное положение семей или отдельных лиц. Во-вторых, можно основываться на определенных показателях, связанных статистически с нуждаемостью. Еще одним путем является создание механизма самоадресования. Он требует от органов социальной защиты большой работы, однако в сложившихся условиях представляется наиболее оптимальным.

Характерные особенности социальной помощи

Главной чертой социальной помощи является ее адресный характер, то есть круг получателей ее конкретно определен. Ими могут быть лишь малоимущие семьи, либо одиноко проживающие малоимущие граждане, имеющие по причинам, не зависящим от них, среднедушевой доход в размере ниже величины прожиточного минимума, который установлен в том или ином субъекте России. Еще одной чертой является ее предоставление в виде натуральной помощи и денежных выплат. Временный характер признан отличительной чертой социальной помощи, оказываемой государством. Она может осуществляться, в соответствии с законом, единовременно либо в течение определенного периода (не менее 3-х месяцев).

Краткая характеристика видов социальной помощи

Видами ее являются социальные пособия, компенсации и субсидии малоимущим гражданам. Социальное пособие - это предоставление на безвозмездной основе определенной денежной суммы гражданам за счет выделенных из бюджета средств. Субсидия - целевое назначение оплаты материальных благ, предоставляемых гражданам, или оказываемых услуг. Компенсация - это возмещение расходов, произведенных людьми. Закон предусматривает, кроме денежных выплат, возможность оказания помощи в натуральной форме. То есть при недостатке денежных средств, как правило, местные власти всегда могут помочь продуктами питания, топливом, обувью, одеждой, медикаментами.

Сложившаяся сегодня экономическая ситуация предполагает необходимость проведения более эффективной социальной политики, решения самых острых социальных проблем, разработки новых механизмов, направленных на реализацию социальной политики, которые обеспечивали бы более рациональное использование материальных и финансовых ресурсов.

Расскажем более подробно о видах социальной помощи. Существует следующая их классификация:

Денежные выплаты (компенсации, субсидии, социальные пособия и другие выплаты);

Натуральная помощь (одежда, обувь, топливо, продукты питания, медикаменты и др.).

Социальное пособие

Это предоставление гражданам денежной суммы, выделенной за счет средств бюджетов. Пособия являются безвозмездными. Это означает, что граждане, которые получили их, не возвращают денежную сумму в бюджет, из которого они выплачивались. Получатели пособий, следовательно, могут расходовать их по собственному усмотрению. Это их право. Социальная помощь людям в виде пособий выплачивается в размерах, фиксированных законом. В федеральном законе определенный размер их не указывается, однако устанавливается предельный размер такого вида помощи. В каждом конкретном случае он определяется законодательством субъекта.

Субсидия

Важный отличительный признак этого вида социальной помощи - целевое назначение. С определенной целью предоставляются гражданам субсидии. Те, кто их получил, не могут эти денежные средства расходовать по собственному усмотрению, как пособия. Их можно тратить лишь на цели, для которых они были выделены.

Компенсация

Описывая виды социальной помощи, следует отметить и компенсацию. Это возмещение гражданам расходов, произведенных ими. В отличие от субсидий и пособий компенсация предоставляется гражданам за расходы, уже осуществленные ими, то есть она имеет обратный характер. Законодательством прямо устанавливаются случаи предоставления различных компенсаций.

Социальная помощь в натуральном виде

Как мы уже упоминали, государственная помощь бывает и в натуральном виде. Закон дает органам исполнительной власти, существующим на местах, самые широкие полномочия. Они могут осуществлять помощь как в натуральной форме, так и в форме денежных выплат. Часто бывает, что в бюджете денег не хватает, и тогда государственная социальная помощь может быть оказана местными властями продуктами питания, топливом, медикаментами, обувью, одеждой и тому подобным. Конечно, для малоимущих семей и проживающих одиноко малоимущих граждан предпочтительнее получать ее в виде денежных средств, которыми они могут распоряжаться самостоятельно. Однако и государственная социальная помощь в натуральном виде часто бывает необходима.

Гуманитарная помощь

Она оказывается тогда, когда следует поддержать социально незащищенные слои населения. Это бывает, как правило, во время войн, стихийных бедствий, катастроф и на сложных этапах экономического и социального развития. Как правило, такая социальная помощь гражданам осуществляется в виде товаров первой необходимости (медикаменты, одежда, обувь, медицинское оборудование). Для решения острейших проблем образования, здравоохранения, поддержки инвалидов и других слоев населения в период с октября 1997 до сентября 1998 года было направлено в 64 региона нашей страны более тридцати миллионов долларов. Основными поставщиками гуманитарной помощи выступили Германия и США (60%). В 1998 году около 26 тысяч тонн грузов поступило в 70 регионов России. Социальная помощь населению была оказана более чем тридцатью странами мира.

Социальная защита детей

Она проявляется в различных сферах жизнедеятельности:

В среде обитания ребенка;

В сфере образования;

В сфере семейных отношений.

Во-первых, должен быть защищен определенный уровень жизни детей (витальные потребности, психическое и физическое здоровье). Во-вторых, социальная помощь детям включает в себя обеспечение безопасности (социальной, экономической, физической). В-третьих, ребенок должен иметь право развития и самореализации своих возможностей и способностей. В Семейном кодексе РФ очерчены права ребенка.

Государственная политика защиты детства осуществляется по стандартам, которые установлены законодательством. Ребенку гарантируется бесплатное общедоступное начальное, основное и общее среднее (полное) образование. Кроме того, на конкурсной основе предоставляется высшее и среднее профессиональное образование. Должно осуществляться также бесплатное медицинское обслуживание, обеспечение детей питанием. Социальная защита ребенка включает гарантированную материальную поддержку в виде государственных пособий лицам, имеющим детей. Детям предоставляется право на жилище, согласно законодательству РФ. Им обеспечивается право на профессиональную ориентацию по достижении 15 лет, на выбор сферы деятельности, оплату и охрану труда, трудоустройство.

Осуществляется социальная реабилитация и социальная адаптация детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Организуется отдых и оздоровление детей, включая проживающих в экстремальных условиях и на неблагоприятных с точки зрения экологии территориях.

Социальная защита семьи

Защита материнства, отцовства, детства, семьи является важным критерием функционирования социального государства. Сегодня сложились 4 основные формы, в которых осуществляется социальная помощь семье и детям. Прежде всего, это денежные выплаты на ребенка, а также в связи с его рождением, содержанием и воспитанием (пенсии и пособия). Кроме того, социальная помощь семье включает налоговые, трудовые, кредитные, жилищные, медицинские и иные льготы семьям, имеющим детей, а также родителям с детьми. Существует также социальное обслуживание семей (юридическая, психологическая, педагогическая и иная помощь). Оказание социальной помощи происходит и в виде бесплатных выдач детям и семье (детского питания, одежды и обуви, лекарств, питания беременным женщинам и др.).

Государственная помощь инвалидам

В России для инвалидов предусмотрены следующие виды пенсий.

1. Трудовая по инвалидности. Она назначается лицам, которые отработали хотя бы день и были признаны инвалидами.

2. Государственная по инвалидности. Она выплачивается участникам ВОВ, космонавтам, военнослужащим, жителям блокадного Ленинграда, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф.

3. Социальная по инвалидности. Она начисляется инвалидам групп с 1 по 3, а также детям-инвалидам.

Кроме того, у этой категории граждан есть право на бесплатные лекарства, изделия медицинского назначения, санаторно-курортное лечение и др. При этом имеет некоторые нюансы социальная помощь инвалидам. В частности, признанные безработными инвалиды 3-й группы оплачивают половину стоимости лекарств, назначенных врачом.

Социальные услуги инвалидам

Кроме оплаты проезда и лекарств данной категории граждан предоставляются также социальные услуги, бесплатные или оплачиваемые частично. К ним относится:

Покупка продуктов, а также товаров первой необходимости, таких, как медикаменты;

Помощь в правовых и юридических вопросах;

Сопровождение их в медицинские учреждения;

Уборка квартиры;

Помощь в доставке топлива и воды, если в доме нет отопления и водопровода;

Оказание ритуальных услуг.

Данные услуги бесплатны в том случае, если инвалид живет один, или доход на члена семьи меньше прожиточного минимума для данного региона. Также есть случаи, когда эти виды социальной помощи могут предоставляться на условиях частичной оплаты.

Государственная помощь пожилым

В силу физиологических особенностей люди пожилого возраста являются социально-уязвимой группой населения. Соответственно, они нуждаются в поддержке со стороны государства. Социальная помощь пожилым, в соответствии с законодательством, это:

Помощь на дому, в том числе социально-медицинское обслуживание;

Стационарное обслуживание в учреждениях (пансионатах, домах-интернатах и др.);

Полустационарная помощь в отделениях дневного пребывания;

Срочная помощь разового характера;

Социально-консультативная помощь, которая направлена на адаптацию инвалидов и граждан пожилого возраста в обществе.

Для реализации данных форм были созданы специальные территориальные центры, занимающиеся выявлением пожилых граждан, которые нуждаются в социальной поддержке. Они определяют виды социальных услуг, необходимые для них, и обеспечивают их предоставление, а также ведут учет нуждающихся.

Помощь пожилым на дому

Социальная помощь на дому оказывается пожилым людям социальными работниками, которые предлагают широкий набор услуг, включающий в себя доставку с рынка и из магазинов продуктов питания на дом, доставку из столовых горячих обедов, гуманитарной помощи, лекарств и необходимых товаров, оформление коммунальных и иных платежей, сдачу в ремонт вещей. Социальный работник может по поручению подопечного связаться с нотариусом, а также оформить документы (включая необходимые для помещения в дом-интернат), вызвать врача, пригласить мастеров для ремонта аппаратуры или квартиры. Основные виды услуг предоставляются на дому бесплатно, отдельные из них пенсионер оплачивает из надбавки к пенсии по уходу.

Отделения дневного пребывания

Еще одна форма помощи - отделения дневного пребывания. Целью их является помощь пожилым в преодолении одиночества. Организуется питание, отдых, медицинская помощь, просветительские и культурно-массовые мероприятия. В этих заведениях осуществляются разные виды посильного труда, что позволяет вновь ощутить свою полезность и подзаработать ремеслом, рукоделием, шитьем. Клиенты дневного отделения отмечают совместно дни рождения, праздники - в итоге одиночество и старость не выглядят уже столь грустными.

Пансионаты для инвалидов и престарелых

Пансионаты, дома-интернаты и иные учреждения стационарного пребывания предназначены для лиц, не имеющих трудоспособных детей, которые обязаны содержать родителей. Могут быть направлены в учреждения подобного типа пациенты, которые нуждаются в постоянном медицинском уходе. Кроме того, сюда направляются те, кто не имеет по разным причинам возможности проживать вместе с родственниками.

Местные органы соцзащиты занимаются оформлением в пансионат. Проживающие в интернате пенсионеры на руки получают четверть пенсии, причитающейся им, а оставшиеся средства зачисляются на счет заведения, берущего на себя материальные затраты по уходу за престарелыми и их содержанию. Если в пансионате на данный момент есть свободные места, инвалиды и пенсионеры могут приниматься сюда на временное проживание сроком 2-6 месяцев.

Благоустроенное жилье с инвентарем и необходимой мебелью получают проживающие в таких домах, а также постельные принадлежности, обувь и одежду. Им предоставляется питание, включая диетическое. Осуществляется наблюдение и лечение пациентов, а также госпитализация их при возникновении такой необходимости. Также администрация проводит культурно-массовые мероприятия. Тем не менее, в подобных учреждениях часто наблюдается усиление чувства одиночества и зависимости у проживающих, что приближает их уход из жизни. По некоторым данным, ежегодно в таких заведениях умирает до 25% от общего числа проживающих.

Государственная социальная помощь предполагает выделение финансовых средств гражданам (выплат, пособий, субсидий), входящим в состав какого-либо незащищенного слоя.

Законодательное регулирование вопроса

Самым главным документом, гарантирующим государственную помощь населению, является Конституция РФ.

Именно здесь говорится о социальной основе страны, о создании условий для достойного существования и свободного развития личности.

Информация о правовых и организационных основах оказания финансовой поддержки семьям и одиноким гражданам, уровень дохода которых не достигает , содержится в Федеральном законе № 178, принятом Думой в 1999 г.

В одноименном законе «О государственной социальной помощи» закреплены сведения об источниках, видах, размерах, о порядке назначения пособий и прочих важных вопросах.

Не менее важным является Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ», датированный 1997 г.

Понятие и цели предоставления

Государственная поддержка выражается в предоставлении определенных выплат (компенсаций, субсидий, пособий), а также в выделении товаров жизненного значения гражданам, относящимся к .

Важнейший принцип поддержки состоит в ее программ (денежных выплат).

Подобный подход позволяет максимально верно идентифицировать нуждающегося посредством следующих методов :

В условиях современной экономики социальная политика занимает весьма важное место, т.к. направлена на решение следующих целей:

  • улучшение уровня жизни населения;
  • повышение таких важных показателей, как качество и конкурентоспособность рабочей силы;
  • доход от выполнения должностных обязанностей должен быть основным источником финансовых средств граждан, а также стимулом для развития различного рода производств;
  • эффективное контролирование реального уровня дохода, например, посредством сверки декларируемого дохода с фактически произведенными расходами;
  • обеспечение взвешенности в занятости граждан (недопущение большого числа и высвобождение излишней рабочей силы);
  • усиление адресности социальной поддержки посредством усиленного контроля уровня дохода в семьях и оказания помощи на основе поданных заявлений.

Виды господдержки

Статья 12 федерального закона «О государственной социальной помощи» предусматривает предоставление :

Социальные пособия можно охарактеризовать при помощи следующих признаков:

  1. Безвозмездность, т.е. гражданин, получивший выплату, не обязан ее возвращать.
  2. Фиксированный размер. Закон не содержит сведений об определенной сумме, но устанавливает предельное значение. Обычно государственная помощь напрямую зависит от уровня дохода обратившегося за ней гражданина и членов его семьи. Оба значения в сумме не могут быть выше, чем прожиточный минимум.
  3. Материальная помощь. Современная ситуация в стране такова, что уровень дохода многих граждан пребывает в очень плачевном состоянии, т.е. средств не хватает даже на первостепенные потребности: еда, одежда, лекарства.
  4. Выплату производит соответствующий бюджет. Материальная помощь может оказываться гражданам из бюджета любого уровня.
  5. Целевое назначение, т.е. выплаченные средства гражданин может потратить только в направлениях, описанных в законе.

Государство может также осуществлять компенсационные выплаты, например, возмещать ранее оплаченные квитанции по коммунальным расходам.

На поддержку в натуральном выражении может рассчитывать:

  • пенсионер, проживающий в одиночестве;
  • семья, воспитывающая ребенка, не достигшего совершеннолетия, при условии, что на обоих или единственного родителя распространяется пенсионная выплата в соответствии с достижением предельного возраста или инвалидностью 1 или 2 группы;
  • семья, занимающаяся воспитанием 3-х и более детей;
  • семья, в которой проживает несовершеннолетний ребенок с низкой массой тела или туберкулезом.

Состав продуктового набора определяет местная администрация. Зачастую в него включают: муку, крупы, макароны, сливочное и растительное масло, колбасу и т.д. Цена такого комплекта составляет 480 руб.

Семьи и одинокие граждане с низким уровнем дохода могут обращаться за предоставлением :

  • бесплатного горячего питания;
  • банных услуг;
  • твердого топлива.

Кому положена

Государство оказывает помощь :

Для получения государственной поддержки социального характера нужно подать письменное заявление и бумаги, подтверждающие состав семьи, в отделение социальной защиты в соответствии с местом постоянного проживания.

Если причина обращения за помощью таится в трудных жизненных обстоятельствах, то следует позаботиться о сборе бумаг, подтверждающих факт наступления того или иного события.

Социальная защита обычно проводит дополнительную проверку представленных заявителем сведений.

Если гражданин сообщил недостоверную информацию или умолчал о чем-то, то из управления социальной защиты может прийти отрицательный ответ.

В нижеперечисленных ситуациях помощь может быть не назначена или прекращена :

  • доход увеличился до размера, превышающего прожиточный минимум;
  • получателю назначили наказание в виде лишения свободы;
  • гражданин начал получать полное государственное обеспечение;
  • предоставленные сведения не являются достоверными;
  • смерть лица, обратившегося за помощью.

Порядок и сроки предоставления

Назначить государственную поддержку может социальная защита, отвечающая за территорию, на которой проживает или пребывает одиноко живущий гражданин или ячейка общества с низким уровнем дохода. Все необходимые действия осуществляются только в том случае, если человек направил письменное заявление с соответствующей просьбой в МФЦ или орган, отвечающий за предоставление помощи.

У отделения социальной защиты имеется 10 дней на рассмотрение заявления, направленного гражданином и составление ответа с положительным решением или с обоснованным отказом. Если же требуется осуществление дополнительного контроля, например, в отношении представленных сведений о получаемом доходе, то социальная защита может ограничиться направлением предварительного ответа, оповещающего о проведении проверки. Тогда и срок вынесения окончательного вердикта меняется на 30 дней с момента сдачи заявления.

Основания для отказа и прекращения предоставления

В соответствии с действующим законодательством отказать в государственной поддержке могут на следующих основаниях : наличие неполноты или неточности в предоставляемой информации о численном составе семьи, об уровне дохода и об имеющемся в собственности имуществе.

Если гражданин не согласен с отказом, то он имеет право обратиться с соответствующим заявлением в управление социальной защиты или в суд.

На каждого получателя государственной поддержки возлагается обязанность по информированию об изменениях, касающихся состава семьи, дохода и имущества в течение 14 дней со дня, ознаменовавшегося изменениями.

Т.е., если случилось долгожданное повышение уровня заработной платы главы семейства, ввиду чего величина среднедушевого дохода превысила прожиточный минимум, то данная семья перестает быть малоимущей и, соответственно, не нуждается в материальной поддержке государства. Прекращение выплат производится с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошли изменения.

О реализации Федерального закона №178 смотрите в следующем видеосюжете:

Государственной социальной помощью считается денежная поддержка граждан, которые относятся к незащищенным слоям населения Российской Федерации. Ниже мы постараемся рассказать о наиболее важных моментах этого вопроса.

Общая характеристика государственной социальной помощи

Главным принципом данного вида помощи является своевременная и верная оценка ситуации и выявление граждан, нуждающихся в помощи со стороны правительства, а также индивидуальность и адресность всех программ.

Для того, чтобы достичь желаемого результата, государство включает три приема:

  • общий анализ материального благополучия граждан (или целых семей), требующих социальную помощь;
  • статистические признаки, которые показывают степень нуждаемости в денежных средствах;
  • создание условий для самоадресования.

Социальная помощь оказывается исключительным гражданам, именно в этом заключается и реализуется принцип адресности. В первую очередь, оценивая состояние финансовой проблемы граждан, необходимо уделить внимание прожиточному минимуму. Так, первым делом сравнивается данный показатель с показателем доходов обратившихся лиц и семей.

Допустим, в семье, где есть двое родителей (отец и мать) и трое детей, работающим человеком является только отец. Если его заработка не хватает для того, чтобы в данный момент содержать семью, и он обращается за помощью, то анализируется его ежемесячный доход. Чтобы получить помощь, доход должен быть ниже необходимого минимума, учитывая всех членов семьи.

Немаловажным является и временный характер социальной помощи — она выплачивается однократно. В крайнем случае, социальная помощь может быть продлена, если лицо докажет необходимость. Однако в течение долгого времени получать данный вид денежных выплат вы не сможете.

Выделяется несколько видов государственной социальной помощи. Подробнее об этом можете узнать в таблице.

Таблица 1. Виды социальной помощи

Название вида Характеристика вида
Социальные пособия Предоставление гражданам денежной суммы, выделенной за счет средств бюджетов. Пособия являются безвозмездными - это означает, что граждане, которые получили их, не возвращают денежную сумму в бюджет, из которого они выплачивались. Получатели пособий, следовательно, могут расходовать их по собственному усмотрению - это их право.

Социальная помощь людям в виде пособий выплачивается в размерах, фиксированных законом. В федеральном законе определенный размер их не указывается, однако устанавливается предельный размер такого вида помощи. В каждом конкретном случае он определяется законодательством субъекта.

Субсидия Важный отличительный признак этого вида социальной помощи - целевое назначение. То есть именно с определенной целью предоставляются гражданам субсидии, и те, кто их получил, не могут эти денежные средства расходовать по собственному усмотрению, как пособия. Их можно тратить лишь на цели, для которых они были выделены.
Компенсация Возмещение гражданам расходов, произведенных ими. В отличие от субсидий и пособий, компенсация предоставляется гражданам за расходы, уже осуществленные ими, то есть она имеет обратный характер. Законодательством прямо устанавливаются случаи предоставления различных компенсаций, то есть компенсировать абсолютно любые траты не получится.
Натуральный вид помощи Это особый вид государственной помощи. Обращение к данной форме входит в полномочия местных органов. Они могут либо выделять денежные средства, либо обратиться к натуральной форме помощи.

Когда в бюджете нет средств, помощь отдельным гражданам может носить натуральный характер, то есть вместо денег им выделят одежду или обувь, топливо или продукты. Помощь может выражаться в выделении любых товаров на усмотрение местных властей. Разумеется, не всегда граждане предпочитают помощь в натуральном виде: тратить деньги самостоятельно выгоднее.

Однако получение топлива в частном секторе, необходимых медикаментов хроническими больными, одежды и школьной канцелярии для школьников накануне 1 сентября бывает очень необходимо.

Гуманитарная помощь Гуманитарная помощь - это самые необходимые предметы. Под гуманитарной помощью подразумевают выделение товаров, относящихся к категории первой необходимости. Это продукты, вода, лекарства. Выделение гуманитарной помощи ведется в моменты, когда незащищенные слои населения остро нуждаются в помощи или люди пребывают в тяжелой обстановке.

Такая обстановка может сформироваться из-за военных действий, природных катаклизмов, определенных политических событий в регионе или в стране в целом. Например, в 1997 – 1998 годах страны запада оказывали гуманитарную помощь России, выделили более 30 млн. долларов.

Социальная защита детей

Защита младшего поколения государством может осуществляться в трех направлениях:

  • в обществе детей;
  • в семье;
  • в сферах образования и воспитания.

Данный вид защиты определяет защиту необходимых для выживания человека потребностей, без существования которых невозможно поддерживать психическое и физическое здоровье ребенка. После этого стоит обязательность обеспечения безопасности человека на социальном, экономическом и физическом уровнях. Также закон гласит, что абсолютно каждый ребенок может претендовать на развитие своих творческих способностей.

Со всеми правами детей можно ознакомиться в Семейном Кодексе Российской Федерации.

По отношению к детям все действия государственных органов регулируются законом. Так, например, детям гарантируется бесплатно образование. Сюда включаются как начальное и основное среднее, так и полное среднее. Все эти три этапа образования может пройти абсолютно каждый ребенок. Со средним профессиональным и высшим образованиями все несколько сложнее — бесплатную форму этих двух видов образования гражданин может получить только на конкурсной основе.

Помимо обучения, дети обеспечены бесплатным медицинским обслуживанием при необходимости. Также ребенку должны предоставляться питьевая вода и питание. Поэтому, если денежных средств, получаемых родителями, не хватает на пропитание ребенка, они имеют право обратиться за помощью. При этом они должны будут доказать, что средств в семье действительно не хватает.

Все дети также должны быть обеспечены жильем, а при достижении 15-летия они получают право на профориентацию и трудоустройство. При приеме детей на работу работодателями также должна соблюдаться охрана труда и соответствующая оплата.

Кому положена государственная социальная помощь

Государством чаще всего оказывается помощью людям двух категорий:

  1. Малоимущим гражданам и семьям. Состав семьи здесь не имеет особого значения на факт выплаты.
  2. Гражданам, которые попали в трудные жизненные ситуации, связанными с угрозой их жизни и здоровью. Сюда относятся выявление смертельного заболевания, необходимость покупки дорогостоящего аппарата или медицинских лекарств, появление чрезвычайной ситуации, которая привела человека к огромным материальным потерям (пожар, наводнение и так далее).

Как получить социальную помощь

Для того, чтобы получить помощь от государства, вам необходимо будет подготовить некоторые документы. В основном это письменное заявление и подтверждения о составе семьи заявителя в органы социальной защиты по месту проживания или регистрации.

Если вы обращаетесь за помощью по причине наступления трудных жизненных ситуаций, вам стоит позаботиться и о сборе бумаг, которые смогут доказать вашу сложившуюся ситуацию. Причиной финансовых проблем может послужить смерть одного из членов семьи, доход которого был основным (если без этого ваши общие семейные доходы не превышают размер прожиточного минимума на каждого члена семьи), лишение дома или квартиры вследствие неблагоприятных погодных условий, катастроф и так далее.

После того, как ваше заявление будет рассмотрено, сотрудники социальной защиты должны будут провести самостоятельную проверку вашей жизненной ситуации, чтобы лично убедиться в том, что вашей семье необходима помощь.

Очень важно быть абсолютно честным с сотрудниками соцзащиты. В случае, если будет выявлены некоторые умалчивания от заявителя по поводу своей жизненной ситуации, которые предполагают недостоверную дачу показаний, ваше заявление, скорее всего, будет отклонено.

Также вы можете получить отказ в следующих ситуациях:

  • ваш ежемесячный доход увеличился на столько, что теперь он составляет больше уровня прожиточного минимума;
  • вы были осуждены и получили наказание в виде лишения свободы;
  • вы перешли на полное государственное обеспечение;
  • вы предоставили неверные данные, что-то скрыли или умолчали.

Помимо всего вышеперечисленного социальная защита прекращает денежную или натуральную поддержку в случае, если наступила смерть гражданина, обратившегося за помощью.

Порядок и сроки предоставления социальной помощи гражданам

Социальная помощь назначается отделением соцзащиты, которое отвечает за этот территориальный участок. Также учитывается и временное пребывание человека на территории, относящейся к данному отделу социальной защиты. Для того, чтобы дело пошло в обработку, заявление необходимо подать в МФЦ или орган, который отвечает за обеспечение помощи людям.

Поданное заявление должно быть рассмотрено в течение десяти дней со дня его подачи. За это время органами социальной защиты должно быть принято решение: оказать помощь обратившемуся лицу, либо отказать, обосновав это. Срок рассмотрения заявления может быть увеличен до тридцати дней с момента подачи заявления гражданином. Это осуществляется только в том случае, если социальная защита приняла решение самостоятельно перепроверить поданные заявителем данные о доходе или наличии трудной жизненной ситуации.

Подведение итогов

Государство создает разные виды социальной поддержки, чтобы помочь гражданам РФ выжить в трудных для них жизненных ситуациях. Данная помощь выделяется, исходя из необходимых предпочтений семьи. Обратившемуся может быть выделена денежная сумма или определенные товары и услуги, медицинские аппараты, медикаменты и другие необходимые принадлежности. Главное, при обращении за помощью в соцзащиту, — предоставить все необходимые бумаги, не утаив никаких важные вещей, чтобы не получить отказ.

Видео – Кто имеет право на получение социальной помощи от государства



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: