Как действовать в аварийных ситуациях на производстве. Требования безопасности в аварийных ситуациях. Порядок действий в аварийных ситуациях

Соблюдать правила по охране труда обязаны все: органы государственной власти, бюджетные учреждения, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Но не все относятся с должной серьезностью к этой обязанности, не задумываясь о том, какие последствия могут наступить в результате ее несоблюдения. Иногда такая безответственность может стать причиной аварий и иных неприятных происшествий.

Что такое опасные условия труда, какие обязанности предусмотрены законодательством для работодателя в целях обеспечения безопасных условий труда, что необходимо предпринять, если случилось ЧП, как привлечь работников к его ликвидации, вы узнаете из нашей статьи.

Чрезвычайная ситуация — результат аварии

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ).

Одной из обязанностей работодателя в сфере охраны труда, установленной ч. 2 ст. 22 ТК РФ, является обязанность обеспечить своим работникам безопасные условия труда, то есть такие, чтобы на работника не влияли вредные и опасные производственные факторы, воздействие которых может привести к болезни или травме. А чтобы обеспечить работникам такие условия труда, необходимо в том числе принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций (абз. 15 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Что конкретно понимать под аварийной ситуацией, трудовым законодательством не установлено, но можно определить ее как происшествие, вследствие которого из строя выходит какое-либо оборудование, машина, устройство во время работы, движения, или иное происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей.

Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — Закон N 68-ФЗ) дает определение чрезвычайной ситуации — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного и ли иного бедствия, которые могут повлечь и ли повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 установлено, что одним из видов чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера является чрезвычайная ситуация локального характера. При этом территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10, размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 000 руб.

Согласно п. 2, 3 ст. 1 Закона N 68-ФЗ чрезвычайную ситуацию необходимо предупредить и ликвидировать. Предупреждение ЧС — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения подобных ситуаций, на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения ЧС.

А ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении таких ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций регулируются различными нормативными правовыми актами, в частности, федеральными законами:

— от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон N 69-ФЗ);

— от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;

— от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

— от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон N 52-ФЗ).

Говоря об аварии в отдельно взятой организации, будем использовать понятие «чрезвычайное происшествие» (ЧП). И по аналогии с Законом N 68-ФЗ определим, что первоочередная задача работодателя — ЧП предупредить, а в случае его возникновения ликвидировать.

Обязанности работодателя в сфере обеспечения безопасности

Прежде чем рассмотреть, что должен предпринять работодатель в целях предупреждения и ликвидации ЧП, обратим внимание на некоторые обязанности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, невыполнение которых может оказаться причиной ЧП на предприятии. Так, согласно ст. 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны:

— проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

— оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

— предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

— незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

— содействовать деятельности добровольных пожарных.

Статья 11 Закона N 52-ФЗ устанавливает для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (такой как производство и продажа пищевых продуктов и питьевой воды, воспитание и обучение детей, медицинское, коммунальное и бытовое обслуживание) следующие обязанности:

— обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

— своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

— иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;

— осуществлять обучение работников гигиене труда.

Законом N 68-ФЗ предписано:

— обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС;

— создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

— обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС;

— финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

— предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС, оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении таких ситуаций (ст. 14).

Примечание. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ч. 3 ст. 37 Закона N 69-ФЗ).

Действия работодателя в целях предупреждения ЧП

Итак, что же должен сделать работодатель в целях предупреждения возникновения ЧП?

В первую очередь он должен разработать и утвердить правила и инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ). Данные документы разрабатываются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ. Если для определенных отраслей есть межотраслевые правила, типовые инструкции по охране труда, утверждаемые Минздравсоцразвития, правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности, утверждаемые Ростехнадзором, строительные нормы и правила (СНиП) и иные нормативные документы, то локальные инструкции и правила должны разрабатываться на основе межотраслевых. Например, Постановлением Госстроя РФ от 23.07.2001 N 80 утвержден свод правил по проектированию и строительству.

В зависимости от специфики организации может быть несколько инструкций: для каждого подразделения организации, для определенного оборудования, по определенным должностям и т. д.

При разработке таких инструкций и правил рекомендуем руководствоваться Постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда» и включать в них кроме общих требований безопасности (перечень вредных факторов, индивидуальных средств защиты, правила оказания первой помощи) специальные требования, указания, как действовать в той или иной аварийной ситуации, а также требования, которые должны соблюдать сотрудники до, во время и после работы.

Обратите внимание! До подписания трудового договора с работником не забудьте ознакомить его под роспись с указанными инструкциями и правилами (ст. 22 ТК РФ).

Следующая обязанность работодателя — обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, а также проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда (ст. 212 ТК РФ). Согласно ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. Порядок обучения и проверки знаний по охране труда определяется Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Пунктом 1.3 данного документа предусмотрено, что на основании этого Порядка федеральные органы исполнительной власти могут устанавливать дополнительные требования к организации и проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, не противоречащие требованиям Порядка. Работник в силу ст. 214 ТК РФ также обязан проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний охраны труда. Напомним виды инструктажа:

— вводный — проводится для всех поступающих на работу;

— первичный — проводится на рабочем месте со всеми принятыми в организацию работниками до начала самостоятельной работы;

— повторный — проходят работники, прошедшие первичный инструктаж;

— внеплановый — проводится при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда и в других случаях;

— целевой — проводится при выполнении разовых работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, при проведении в организации массовых мероприятий.

Обратите внимание! Работодатель не должен допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда (ст. 76 ТК РФ).

Работодатель также должен:

— обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, специальной обувью и т. д. и осуществлять контроль за правильностью применения работниками таких средств. А если работник игнорирует обязанность по применению средств защиты, установленную ст. 214 ТК РФ, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности (если эта обязанность прописана в локальном нормативном акте — правилах внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда и т. п.);

— организовать медицинский пункт либо иметь в свободном для сотрудников доступе аптечки, укомплектованные набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи;

— контролировать состояние производственной среды на рабочих местах и трудовых процессов, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников, в том числе выполнение санитарных правил, проводить диагностику оборудования, сооружений и технических устройств, применяемых на предприятии. Конкретные обязанности по обеспечению контроля работодатель может возложить на руководителей структурных подразделений, закрепив этот факт в должностных инструкциях или утвердив приказом (если только порядок проведения контроля не закреплен в отраслевых нормативных правовых документах);

— заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами (МЧС) договоры на обслуживание средств наблюдения, оповещения, связи, пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии указанные средства.

Ликвидируем ЧП

Действия и рядовых сотрудников, и работодателя зависят от того, ЧП какого плана произошло. Но в любом случае первоочередной задачей является устранение угрозы жизни и здоровью работников.

Если авария небольшая, например, поломка оборудования, работнику, обнаружившему это, достаточно принять элементарные меры (например, отключить электропитание) в соответствии с требованиями безопасности и инструкциями (самостоятельно или довести до сведения уполномоченного лица).

Рассмотрим пошагово действия, если произошло масштабное ЧП — пожар, утечка газа, взрыв и т. п.

1. Устраняем угрозу жизни и здоровью пострадавших, в случае необходимости оказываем первую медицинскую помощь.

2. Если лиц, ставших свидетелями ЧП, достаточно, то одновременно необходимо вызвать соответствующие государственные службы (скорую помощь, МЧС, пожарную службу).

3. После того как угроза жизни и здоровью работников устранена, приказом руководителя создается комиссия по расследованию ЧП, в состав которой входит не менее трех человек — руководитель подразделения или заместитель директора, главный инженер (если такой есть), лицо, ответственное за охрану труда в организации. При необходимости привлекается независимый эксперт или специалист организации по техническим вопросам.

4. Комиссия производит осмотр места происшествия, составляет протокол осмотра, фиксирует место происшествия на фото — или видеопленку, запрашивает объяснения очевидцев или участников происшествия.

5. Исследовав документы, относящиеся к делу и позволяющие установить причину аварии и ее виновника (фотографии, протоколы, объяснения свидетелей и участников аварии и др.), комиссия оформляет акт аварии, который утверждается руководителем организации. Акт оформляется в произвольной форме, если в результате аварии не пострадали работники. Если есть пострадавшие, составляется акт о несчастном случае по форме Н-1, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73. Добавим, что сведения о получивших травму или погибших в результате аварии работниках работодатель обязан передать в инспекцию труда, прокуратуру, территориальное отделение ФСС и другие органы (ст. 228.1 ТК РФ).

6. Если в результате ЧП было утрачено или повреждено застрахованное имущество, работодателю необходимо уведомить о произошедшем страховую компанию в порядке и в сроки, установленные договором страхования.

К сведению. Если в результате ЧП не было пострадавших, проводить расследование не обязательно. Но в целях установления причины аварии, виновных, размера ущерба, списания основных средств и во избежание вопросов со стороны контролирующих органов рекомендуем работодателю документально оформлять любое ЧП.

Порядок привлечения работников для ликвидации ЧП

Итак, на вашем предприятии произошло довольно крупное чрезвычайное происшествие. Чтобы ликвидировать его последствия как можно быстрее, нужно привлечь к этому работников не только в рабочее время, но и сверхурочно. А если работники отказываются? Рассмотрим, кого и в каком порядке работодатель может привлечь для ликвидации последствий ЧП.

В силу ст. 99 ТК РФ работодатель имеет право привлечь работника без его согласия к сверхурочной работе при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения их последствий. Напомним, что сверхурочной является работа за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, выполняемая по инициативе работодателя, которая составляет не более четырех часов в течение двух дней подряд и не более 120 ч в год (ч. 6 ст. 99 ТК РФ). Привлечение к такой работе осуществляется на основании приказа работодателя, основанием для которого будет акт об аварии. В случае отказа сотрудника от работы сверхурочно без уважительных причин можно привлечь его к дисциплинарной ответственности (ст. 192 ТК РФ) в порядке, установленном ст. 193 ТК РФ. Однако нельзя привлекать к сверхурочной работе в случае аварии беременных женщин и несовершеннолетних. А вот привлечь инвалидов или женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, можно, но только с их письменного согласия (ч. 5 ст. 99 ТК РФ).

В таком же порядке возможно привлечение к работе в выходные и праздничные дни (ст. 113 ТК РФ). В эти дни нельзя привлекать несовершеннолетних лиц и беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Привлекать матерей и отцов, воспитывающих без супруга детей в возрасте до пяти лет или имеющих детей-инвалидов, возможно только с их письменного согласия. Работающий в выходные или праздничные дни имеет право выбора: получить двойную плату за такую работу либо использовать другой день для отдыха.

Обратите внимание! Если работник решил отдохнуть в другой день, ему должен быть предоставлен полный день отдыха, независимо от количества отработанных в выходной или нерабочий праздничный день часов.

Если на предприятии не хватает работников или отсутствуют определенные специалисты для устранения последствий, работодатель может привлекать посторонних лиц, заключив с ними срочный трудовой договор (ст. 59 ТК РФ). При этом конкретный срок договора может не указываться, а определяться обстоятельствами, соответствующими конкретной ситуации, по прекращении которых закончится и действие договора (ч. 2 ст. 58, ч. 2 ст. 59 ТК РФ).

Работодатель имеет право уволить сотрудника за нарушение им требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия либо заведомо создавало реальную угрозу наступления тяжких последствий (пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), то есть если из-за нарушения установленных правил по технике безопасности произошла или могла произойти авария. Но если работник был уволен по этому основанию без подтверждения соответствующими документами (актом об аварии, экспертным заключением и т. д.) его вины или факта ознакомления его с правилами или инструкциями по технике безопасности, он может быть восстановлен на работе.

И наконец, если наступление чрезвычайных обстоятельств препятствует продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие ЧС) и данное обстоятельство решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ признано чрезвычайным, работодатель может расторгнуть трудовые договоры с работниками по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, по п. 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

* * *

В заключение отметим, что руководители небольших организаций, а также индивидуальные предприниматели часто недостаточное внимание уделяют именно охране труда. Напомним, что нарушение законодательства о труде влечет не только административную ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ, но и уголовную, если несоблюдение этих правил привело к причинению вреда здоровью человека. Тогда в силу ст. 143 УК РФ лицо, на котором лежали обязанности по соблюдению правил охраны труда, наказывается либо штрафом в размере до 200 000 руб., либо исправительными работами, либо лишением свободы до одного года, а если в результате нарушения произошла смерть человека — до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности до трех лет. А если в организации отсутствует лицо, ответственное за охрану труда, таким лицом является руководитель.

Действует Редакция от 18.04.2003

Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 18.04.2003 N 14 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ПЛАС) НА ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ"
Вид документа постановление, методические указания
Принявший орган госгортехнадзор рф
Номер документа 14
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 18.04.2003
Номер регистрации в Минюсте 4453
Дата регистрации в Минюсте 25.04.2003
Статус действует
Публикация
  • "Российская газета", N 101, 29.05.2003
  • "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 28, 14.07.2003
Навигатор Примечания

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 18.04.2003 N 14 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ПЛАС) НА ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ"

IV. ОБЯЗАННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ РАБОТ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И ДРУГИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ

4.1. Общие положения.

4.1.1. Руководство работами по локализации и ликвидации аварийной ситуации, спасению людей и снижению воздействия опасных факторов осуществляет ответственный руководитель работ по локализации и ликвидации аварийной ситуации в организации (далее Ответственный руководитель).

4.1.2. Для принятия эффективных мер по локализации и ликвидации аварийной ситуации Ответственный руководитель создает командный пункт (оперативный штаб), функциями которого являются:

сбор и регистрация информации о ходе развития аварийной ситуации и принятых мерах по ее локализации и ликвидации;

текущая оценка информации и принятие решений по оперативным действиям в зоне аварийной ситуации и за ее пределами;

координация действий персонала организации (объекта) и всех привлеченных подразделений и служб, участвующих в локализации и ликвидации аварийной ситуации.

4.1.3. Вышестоящий руководитель имеет право заменить Ответственного руководителя или принять на себя руководство локализацией и ликвидацией аварийной ситуации.

4.1.4. На командном пункте могут находиться только лица, непосредственно участвующие в локализации и ликвидации аварийной ситуации.

4.1.5. На командном пункте Ответственный руководитель организует ведение журнала ликвидации аварийной ситуации, где фиксируются выданные задания и результаты их выполнения по времени.

4.1.6. Лица, вызванные для спасения людей и локализации и ликвидации аварийной ситуации, сообщают о своем прибытии Ответственному руководителю и по его указанию приступают к исполнению своих обязанностей.

4.1.7. Должностные лица и исполнители, участвующие в ликвидации аварийной ситуации, должны информировать Ответственного руководителя о ходе выполнения его распоряжений.

4.1.8. Работы в загазованной среде выполняют аварийно-спасательные формирования (профессиональные и (или) нештатные), аттестованные на этот вид аварийно-спасательных работ в установленном порядке.

4.1.9. Ответственным руководителем является:

на уровне "А" развития аварийной ситуации - начальник цеха (производственного участка, установки), до его прибытия на место аварии - начальник смены (отделения), сменный мастер;

на уровне "Б" развития аварийной ситуации - руководитель организации (технический руководитель организации), до его прибытия на место аварии - диспетчер организации (начальник производства, цеха, установки).

4.2. Ответственный руководитель должен:

4.2.1. На уровне "А" развития аварийной ситуации:

оценить обстановку, выявить количество и местонахождения людей, застигнутых аварией, принять меры по оповещению работников организации и населения (при необходимости) об аварийной ситуации;

принять меры по оцеплению района аварии и опасной зоны;

принять неотложные меры по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации;

обеспечить вывод из опасной зоны людей, которые не принимают непосредственного участия в локализации и ликвидации аварийной ситуации;

ограничить допуск людей и транспортных средств в опасную зону;

привлекать к аварийной остановке производств только тех лиц из числа производственного персонала, которые подготовлены, оснащены в соответствии с табелем оснащения членов нештатного аварийно-спасательного формирования (приложение 17) и аттестованы в установленном порядке;

контролировать правильность действий персонала, а в случае необходимости - действия аварийно-спасательных, пожарных, медицинских подразделений по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации на производстве и выполнение своих распоряжений;

информировать руководство организации об аварии, территориальные органы Госгортехнадзора России, Государственной инспекции труда, а при необходимости - территориальные органы МЧС России, органы местного самоуправления о ходе и характере аварии, о пострадавших в ходе спасательных работ;

уточнять и прогнозировать ход развития аварийной ситуации, при необходимости вносить корректировку в ПЛАС.

4.2.2. На уровне "Б" развития аварийной ситуации, дополнительно к пункту 4.2.1 Ответственный руководитель должен:

в случае изменения места расположения командного пункта оповестить об этом всех привлекаемых к работам по локализации и ликвидации аварийной ситуации;

руководить действиями персонала организации, аварийно-спасательных, пожарных, медицинских подразделений по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации на объекте и контролировать выполнение своих распоряжений.

4.3. Обязанности технического руководителя организации:

4.3.1. Технический руководитель организации должен обеспечить:

разработку специальных программ (с указанием приоритетности реализации), предусматривающих дооснащение объекта средствами контроля, автоматического регулирования, устройствами взрывопредупреждения и взрывозащиты, быстродействующими отсекателями, системами безопасной аварийной остановки организации (объекта), оповещения, защиты и спасения людей, создание запасов дегазирующих реагентов, совершенствование систем улавливания и дегазации вредных выбросов, устройство систем локализации, препятствующих распространению неорганизованных выбросов на территории организации и за ее пределами, и т.п., если при разработке ПЛАС выявляется недостаточная готовность организации (объекта) к противоаварийной защите;

введение в действие в случае необходимости резервных систем жизнеобеспечения, сигнализации и противоаварийной защиты, т.е. должны существовать резервные линии связи, назначены дублеры специалистов, определен альтернативный центр управления и т.п.;

оперативность обнаружения, эффективность локализации и ликвидации аварийной ситуации путем применения технических средств с необходимыми надежностью и быстродействием и созданием в цехах, отделениях или участках, для которых разработаны ПЛАС, нештатных аварийно-спасательных формирований, из числа специально подготовленного и аттестованного в установленном порядке производственного персонала, а также, при необходимости, профессиональными аварийно-спасательными формированиями;

распределение обязанностей между производственным персоналом, использование надежных средств оповещения и связи, рационального размещения пультов (устройств) управления противоаварийными системами;

информирование в установленном порядке должностных лиц, ведомств и организаций о результатах выполненного при разработке ПЛАС анализа опасности организации (объекта), о возможности проявления действия опасных факторов аварийной ситуации за пределами территории организации, о характере и потенциальной тяжести происшествия;

наличие в необходимом количестве и ассортименте современных антидотов и необходимых фармацевтических препаратов, если при аварии произошло выделение вредных веществ, а также дезактивационного оборудования, средств защиты для медицинского персонала;

взаимодействие с местными органами исполнительной власти (комиссией по чрезвычайным ситуациям) и органами местного самоуправления.

4.3.3. Технический руководитель организации должен, получив сообщение об аварийной ситуации, должен немедленно прибыть в организацию, сообщить об этом Ответственному руководителю и обеспечить:

организацию оказания своевременной помощи пострадавшим;

принятие необходимых мер по привлечению опытных рабочих и специалистов (из числа руководящих работников и специалистов) в бригады для дежурства и выполнения необходимых работ, связанных с локализацией или ликвидацией аварии, а также по своевременной доставке необходимых материалов и оборудования;

работу аварийных и материальных складов и доставку материалов, инструмента и т.п. к месту аварийной ситуации;

руководство работой транспорта, привлекаемого для ликвидации аварийной ситуации;

при аварийных работах продолжительностью более 6 часов организацию питания и отдыха всех лиц, привлекаемых к ликвидации аварии;

информирование в установленном порядке о характере аварийной ситуации и ходе спасательных и восстановительных работ.

4.4. Обязанности диспетчера организации:

при получении сообщения об аварийной ситуации диспетчер должен немедленно прекратить переговоры, не имеющие непосредственного отношения к происшедшей аварийной ситуации, и известить о ней должностных лиц, ведомства и организации по списку (приложение 14);

при аварии в масштабе организации до прибытия технического руководителя организации диспетчер выполняет обязанности Ответственного руководителя, организует работы по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации в соответствии с ПЛАС конкретного (данного) объекта. Командным пунктом по локализации и ликвидации аварийной ситуации в данном случае является рабочее место диспетчера. При необходимости диспетчер принимает меры по организации нового командного пункта;

по прибытии технического руководителя организации диспетчер должен его проинформировать о состоянии работ по спасению людей, локализации и ликвидации аварийной ситуации и поступить в распоряжение Ответственного руководителя.

4.5. Руководитель аварийно-спасательной службы (формирования) обязан:

руководить газоспасательными работами в соответствии с заданиями Ответственного руководителя и оперативной частью ПЛАС;

держать постоянную связь с Ответственным руководителем в организации и, по согласованию с ним, определить газоопасную зону, после чего установить предупредительные знаки и выставить перед загазованным участком дежурные посты из членов нештатных аварийно-спасательных формирований;

до прибытия на место аварийной ситуации Ответственного руководителя проводить работы в соответствии с мероприятиями ПЛАС самостоятельно.

4.6. Начальник цеха, участка, установки, где произошла аварийная ситуация, должен:

выполнять распоряжения Ответственного руководителя;

до прибытия на место аварийной ситуации Ответственного руководителя выполнять его обязанности, руководствуясь ПЛАС.

4.7. Начальник смены (сменный мастер) цеха, в котором произошла аварийная ситуация, должен:

немедленно сообщить о ней диспетчеру организации, в аварийно-спасательную службу (формирование), пожарную часть организации;

до прибытия Ответственного руководителя организовать и начать работу по спасению людей и локализации аварийной ситуации в соответствии с мероприятиями ПЛАС и создавшейся обстановкой.

4.8. Заместитель начальника цеха (технолог цеха), в котором произошла аварийная ситуация, должен:

собрать нештатное аварийно-спасательное формирование из числа работников цеха, установки, участка и т.д., обученных и аттестованных в установленном порядке, и руководить их работой по локализации и ликвидации аварийной ситуации;

докладывать Ответственному руководителю о текущем состоянии технологического процесса с целью предупреждения возможных дальнейших осложнений и создания необходимых условий для успешной локализации и ликвидации аварийной ситуации;

в зависимости от обстановки перевести нормальный технологический режим на режим безопасной остановки или прекратить его.

4.9. Мастера, бригадиры, рабочие, аппаратчики, операторы и т.д. цеха, в котором произошла аварийная ситуация, должны:

немедленно сообщить об аварийной ситуации непосредственному руководителю, а при его отсутствии - диспетчеру организации;

принять меры по выводу людей из опасной зоны локализации и ликвидации аварийной ситуации в соответствии с ПЛАС;

при необходимости (согласно ПЛАС или по указанию Ответственного руководителя) отключить аппараты, установки, агрегаты, коммуникации и т.п.

4.10. Руководители служб главного механика, главного энергетика, главного технолога, главного прибориста организации должны:

обеспечить создание специализированных бригад из указанных служб для выполнения работ по локализации и ликвидации аварийной ситуации и восстановлению нормальной работы производства;

по указанию Ответственного руководителя работ обеспечить включение или отключение электроэнергии, работу электромеханического и энергетического оборудования, сигнализации, средств связи, функционирование паровых, тепловых и других сетей.

4.11. Инженерно-технические работники, мастера, бригадиры и рабочие других цехов должны, получив информацию об аварийной ситуации, выполнять необходимые мероприятия в соответствии с ПЛАС и докладывать о своих действиях Ответственному руководителю.

4.12. Начальник пожарной части организации должен в соответствии с действующими в пожарной части руководящими документами и инструкциями, с учетом конкретной обстановки на месте аварийной ситуации и оперативной части ПЛАС:

организовать своевременный вывоз резервной и свободной смен пожарной части на место аварийной ситуации;

руководить работами по тушению пожара;

держать постоянную связь с Ответственным руководителем;

обеспечивать взаимодействие и координацию действий с аварийно-спасательными формированиями.

4.13. Работники медицинского пункта (здравпункта) организации с учетом оперативной части ПЛАС и действующими в здравпункте руководящими документами и инструкциями должны немедленно выехать по вызову на место аварийной ситуации и, при необходимости, оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.

При возникновении аварийной ситуации работник обязан прекратить работу, немедленно сообщить о случившемся мастеру (бригадиру) и далее выполнять его указания по предупреждению несчастных случаев или устранении возникшей аварийной ситуации.

Работники, находящиеся вблизи по сигналу тревоги, обязаны немедленно явиться к месту происшествия и принять участие в оказании пострадавшему первой помощи или устранении аварийной ситуации.

При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий.

При возникновении пожара сообщить в пожарную охрану и руководителю работ, а затем приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения.

При пользовании пенными (углекислотными, порошкообразными) огнетушителями струю пены (порошка, углекислоты) не направлять в сторону людей. При попадании пены на незащищенные участки тела необходимо стереть платком или другим материалом и промыть раствором соды.

При загорании электрооборудования применять только углекислотные или порошковые огнетушители. При пользовании углекислотным огнетушителем не браться рукой за раструб огнетушителя. При тушении электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В, не допускается подводить раструб ближе 1 метра до электроустановки и пламени.

Внутренними пожарными кранами необходимо пользоваться расчетом из двух человек: один раскатывает рукав от крана к месту пожара, а второй по команде раскатывающего рукав открывает кран.

При пользовании кошмой при тушении пламени накрывать его кошмой следует так, чтобы огонь из-под нее не попал на тушащего человека.

При тушении пламени песком совок, лопату и т.п. не поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.

Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только углекислотными, аэрозольными или порошковыми огнетушителями.

Тушить горящие предметы водой, химическими, пенными огнетушителями можно только после указания руководителя работ или другого ответственного лица о том, что напряжение с контактной сети снято и она заземлена.

Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактного провода, находящегося под напряжением, может быть допущено без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не касалась контактной сети или других частей, находящихся под напряжением.

При обнаружении посторонних подозрительных предметов запрещается осуществлять какие-либо действия с ними. Необходимо изолировать доступ к ним окружающих и немедленно сообщить об этом мастеру (бригадиру), работникам правоохранительных органов.

Действия работников по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при травмах .

Первая помощь – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего, осуществляемых не медицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопомощь). Одним из важнейших положений оказания первой помощи является ее срочность.

Последовательность оказания первой помощи:

1. устранить воздействие на организм повреждающих факторов, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего (освободить от действия электрического тока, вынести из зараженной атмосферы, погасить горящую одежду, извлечь из воды и т.д.), оценить состояние пострадавшего;

2. определить характер и тяжесть травмы, наибольшую угрозу для жизни пострадавшего и последовательность мероприятий по его спасению;

3. выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (восстановить проходимость дыхательных путей, провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение и т.д.);

4. поддержать основные жизненные функции пострадавшего до прибытия медицинского работника;

5. вызвать скорую мед. помощь или врача, либо принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

1. Основные виды аварийных ситуаций

Аварийная ситуация – понятие, тесно связанное с понятием «авария». Аварийная ситуация – это развивающаяся во времени авария, состоящая в последовательности сменяющих друг друга различных опасных событий.

Авария – важнейшее понятие безопасности человеческой деятельности, именующее и характеризующее последствия реализации одной из основных опасностей техники и технологии (так называемой техносферы) – разрушения объекта или нарушения процесса.

В России для опасных производственных объектов понятие «авария» введено Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и включает в себя «разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ».

В целях упорядочения отнесения происходящих аварий к тому или иному виду Ростехнадзором введена их классификация в зависимости от объектов, относящихся к категории опасных производственных объектов.

Классификация проводится на основании методических рекомендаций по классификации и аварий инцидентов РД –09-398-00, РД 10-385-00, РД 14-377-00, РД 05-392-00, РД 06-376-00,РД 11-405-01, РД 15-630-04, РД 15-73-94.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, и федеральные.

2. Основные требования по обеспечению готовности к аварийным ситуациям

Руководство МОТ-СУОТ 2001 требует, чтобы предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование были составной частью системы управления охраной труда на производстве.

Заметим, что вся промышленная безопасность есть не что иное, как предупреждение крупных аварий, включая готовность к ликвидации их последствий.

Поэтому на крупных предприятиях, помимо прочего, эксплуатирующих опасные производственные объекты, имеются противопожарная служба, газоспасательная служба, система противопожарной защиты, готовятся нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников, имеется ПЛА (план ликвидации аварии) и т.п. Как правило, слаженность работы всех этих служб существенно влияет на результат работы по ликвидации аварийных ситуаций.

Поэтому (а также в прямом соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана среди прочего:

¨ принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

¨ осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

¨ планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

¨ заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

¨ иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

¨ обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

¨ создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

3. Порядок разработки и содержание планов ликвидации аварий

Идентификация опасностей будущего (планируемого) производства заложена требованиями законодательства в области промышленной безопасности и охраны труда путем включения требований о наличии в проектной документации соответствующих разделов. В ряде случаев, установленных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», оценка рисков аварий приводится в составе декларации промышленной безопасности.

Исходя из оценки рисков аварий, составляются планы ликвидации аварий (ПЛА) и организуется обучение работников действиям по каждой конкретной аварийной ситуации.

ПЛА составляется в целях определения возможных сценариев возникновения и развития аварий, конкретизации технических средств и действий производственного персонала и спецподразделений по локализации аварий.

План ликвидации составляют на аварии, которые характерны (наиболее вероятны) для данного объекта. Перечень таких аварий составляется в рамках проведения идентификации и оценки рисков и разработки декларации промышленной безопасности.

В ПЛА должны предусматриваться:

¨ возможные аварии, места их возникновения и условия, опасные для жизни людей;

¨ мероприятия по спасению людей, застигнутых аварией;

¨ мероприятия по ликвидации аварий в начальной стадии их возникновения, а также первоочередные действия производственного персонала при возникновении аварий;

¨ места нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварий;

¨ порядок взаимодействия с газоспасательными, пожарными и аварийно-спасательными формированиями.

ПЛА должен содержать:

¨ оперативную часть, в которой должны быть предусмотрены все виды возможных аварий на данном объекте, определены мероприятия по спасению людей и ликвидации аварии, а также лица, ответственные за выполнение мероприятий, и исполнители, места нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварий, действия газоспасателей, пожарных и других подразделений;

¨ распределение обязанностей между отдельными лицами, участвующими в ликвидации аварии;

¨ список, номера телефонов, адреса должностных лиц и учреждений, которые должны быть немедленно извещены об аварии;

¨ схему расположения технологического оборудования и коммуникаций с указанием вводов и выводов рабочей среды, задвижек, кранов, вентилей, рубильников и аварийных кнопок;

¨ схему размещения стационарных средств пожаротушения, шкафов с газозащитной аппаратурой, СИЗ, инструментов и материалов, находящихся в аварийных шкафах (помещениях) и используемых в случаях аварии, с указанием их количества и основной характеристики, мест расположения пожарных извещателей и телефонов.

Безопасность работников во время аварийной ситуации во многом (если не в основном) зависит от того, насколько они адекватно реагируют на ту или иную ситуацию, насколько четко знают, что делать (и чего не делать), куда бежать, кому сообщать и т.д.

Для отработки практических навыков и действий в условиях аварийной ситуации регулярно по плану ликвидации аварий проводятся учебно-трени­ровочные занятия с записью в журнале с оценкой каждого работника. Как правило, в них принимают участие и специалисты аварийно-спасательных формирований для отработки согласованных совместных действий. С учетом специфики производства занятия проводятся с различной периодичностью, определенной в правилах безопасности для данной отрасли.

Другим не менее важным моментом является то, что до сведения всех подрядчиков, выполняющих работы в условиях действующего производства, должен быть доведен порядок их действий в случае аварийной ситуации. Реализация этого необходимого для обеспечения безопасности работников подрядчика может быть возложена либо на отдел охраны труда и промышленной безопасности (в рамках вводного проведения инструктажа), либо руководителей структурных подразделений (цехов, производств).

4. Действия работников в аварийных ситуациях

В случае аварий и инцидентов работники действуют в соответствии с планом ликвидации аварий, разработанным для каждого конкретного опасного производственного объекта и конкретной аварийной ситуации.

Конкретные обязанности для каждого должностного лица должны быть внесены в должностные инструкции.

Законом предусмотрена возможность организации на предприятии добровольных (нештатных) аварийно-спасательных формирований. Нужно учесть, что работники этих формирований должны быть обучены и обеспечены средствами индивидуальной защиты по тем же требованиям, как и специализированные аварийно-спасательные формирования.

В случае аварии предприятие обязано незамедлительно сообщить о ней в установленном порядке в территориальный орган Ростехнадзора, вышестоящий орган (организацию) (при наличии таковой), орган местного самоуправления, государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации, территориальное объединение профсоюзов.

При авариях, сопровождающихся выбросами, разливами опасных веществ, взрывами, пожарами, предприятие сообщает о случившемся в территориальные органы соответствующих структур и ведомств, например МЧС России.

5. Страхование ответственности за причинение вреда в случае аварии

По данным ООН, ежегодный ущерб, наносимый мировой экономике техногенными катастрофами и авариями, достигает порядка 200 млрд. долл. В России совокупный годовой материальный ущерб от аварий, включая затраты на ликвидацию аварий, превышает 40 млрд. руб. Огромны не только экономические потери от травматизма при авариях, но и его социальная значимость.

Для ликвидации аварий требуются существенные суммы. Для того чтобы предприятие всегда имело резерв финансовых средств на случай аварии, российским законодательством предусмотрено страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте (ст. 15 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам в случае аварии на опасном производственном объекте, естественно вписываясь в рыночную структуру современной экономической системы страны, обеспечивает компенсацию ущерба от аварий независимо от финансового положения организации – причинителя вреда.

Для населения (или третьих лиц, потерпевших в результате аварии) такое страхование – гарантия прав на получение возмещения ущерба жизни, здоровью и имуществу, в том числе косвенно на компенсацию за экологический ущерб от аварии. При этом под третьими (другими) лицами следует понимать не только население, но и инспекторов надзора, экспедиторов, ремонтников, находившихся на предприятии и пострадавших от аварии.

Порядок осуществления данного вида страхования регламентируется «Правилами страхования (стандартными) гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в результате аварий на опасном производственном объекте».

Все аварии должны быть обязательно расследованы. Только тогда к ним можно готовиться, только тогда их можно предвидеть, только тогда можно правильно организовать их ликвидацию и тем самым минимизировать потери.

Основополагающим документом по расследованию аварий является РД 03-293-99 («Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах», утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 8 июня 1999 г. № 40).

5.1. Электрослесарь должен твердо знать признаки предшествующие или определяющие аварию, правила поведения в аварийной обстановке, а также места расположения средств самоспасения и противоаварийной защиты.

Эти места указываются в плане ликвидации аварий, с соответствующими позициями которого рабочего знакомят под расписку каждые 6 месяцев, а также при каждом изменении участка работы.

5.2. Если рабочий является очевидцем аварии, несчастного случая, обстановки с явной угрозой жизни и здоровью людей, он должен в первоочередном порядке:

Оказать помощь пострадавшим (предупредить людей об опасности);

Немедленно сообщить о несчастном случае или признаках аварии инженерно-техническому работнику (горному диспетчеру) и действовать в соответствии с его указаниями;

Принять меры по ликвидации аварии или ограничению ее распространения, используя при этом противоаварийные и защитные средства;

Выйти в безопасное место при невозможности ликвидировать аварию, ограничить ее распространение, а также при явной угрозе жизни и здоровью.

5.3. Рабочий должен выйти в безопасное место, указанное в плане ликвидации аварий, при получении сигнала (оповещения) об аварии или указания сменного руководителя работ (участка, смены, шахты, горного диспетчера, работника службы охраны труда и др.).

5.4. Оказавшись в задымленной атмосфере, а, также почувствовав трудность дыхания (слабость, головокружение), рабочий должен немедленно надеть самоспасатель и спокойным шагом уйти по ходу вентиляционной струи к ближайшим выработкам со свежей струей воздуха или по исходящей к запасным выходам на поверхность при невозможности выйти на свежую струю кратчайшим путем.

При изменении направления струи, не выключаясь из самоспасателя, продолжать движение навстречу реверсированной свежей струе воздуха до ствола (шурфа, штольни).

По выходу на свежую струю воздуха доложить горному диспетчеру.

5.5. Находясь на аварийном участке на свежей струе воздуха со стороны очага пожара (места взрыва, внезапного выброса), необходимо включиться в самоспасатель (член ВГК в респиратор), оказать помощь пострадавшим и со стороны свежей струи начать тушение пожара первичными средствами (разборку завала для спасения людей).

При тушении пожара должны использоваться огнетушители, песок, инертная пыль, породная мелочь и вода. Горящее электрооборудование и кабели следует тушить песком, инертной пылью или порошковыми огнетушителями, предварительно отключив электроэнергию на аварийные агрегаты. Запрещается тушить их водой и пенными огнетушителями.

5.6. Если в результате аварии пути выхода перекрыты горной массой от внезапного выброса, обрушившейся породой (завалом), водой при затоплении выработки, следует включиться в средства самоспасения (самоспасатель, респиратор, сжатый воздух от пневмосети) и ждать прибытия горноспасателей, подавая сигналы со своего местонахождения.

5.7. Если рабочий застигнут пожаром, находясь в тупике выработки за очагом пожара, ему следует:

Включиться в самоспасатель и, взяв первичные средства пожаротушения, принять все возможные меры по переходу через очаг пожара и его тушению;

В случае неудачной ликвидации очага пожара и перехода через него, соорудить из подручных материалов перемычку как можно ближе к очагу пожара, отойти к забою и ждать горноспасателей;

При прекращении подачи свежего воздуха включиться в резервные самоспасатели (пункты самоспасения) и использовать для дыхания сжатый воздух из трубопровода при окончании срока действия самоспасателя.

5.8. Электрослесарь подземный, застигнутый завалом и не пострадавший при этом, должен принять меры по освобождению находящихся под завалом людей, установить возможность выхода через купольную часть выработки. Если выход невозможен, следует установить дополнительную крепь и приступить к разборке завала, а при невозможности разборки завала ждать прихода горноспасателей, подавая сигналы ударами о металлические или твердые предметы.

5.9. При затоплении или угрозе затопления выработок водой необходимо с самоспасателем выйти на вышележащий горизонт или к стволу по ходу движения воды (пульпы).

5.10. Электрослесарь подземный, обнаруживший по показаниям или сигналам газоопределителя недопустимую концентрацию метана (2% и более), кроме местных скоплений у комбайна и бурового станка, в нише (просеке) опережении лавы и возле буровых полос, должен немедленно прекратить работу, отключить работающие механизмы, предупредить рядом работающих людей и выйти с ними на свежую струю, сообщив об этом сменному ИТР участка или горному диспетчеру.

5.11. В случае образования 2% и более концентрации метана у выемочных и других работающих машин следует немедленно их остановить или дать сигнал на остановку. Если в течение 15 минут концентрация метана будет возрастать или не снизится, рабочий обязан выйти на свежую струю воздуха, сообщив об этом сменному ИТР участка (горному диспетчеру).

5.12. Если обнаружено, что корпус электрооборудования находится под напряжением, замечено искрение или ощущается запах нагретой изоляции, необходимо немедленно отключить электроустановку и сообщить об этом сменному ИТР участка (горному диспетчеру).

5.13. В случае остановки вентилятора главного проветривания или прекращения проветривания выработки, забоя, рабочий должен немедленно прекратить работу, отключить работающие машины и механизмы, выйти на свежую струю воздуха и сообщить ИТР участка или горному диспетчеру.

Если остановка вентилятора главного проветривания продолжается более 30 минут, рабочий должен выйти (выехать) к стволу, подающему свежий воздух или на поверхность.

5.14. О каждом случае травмирования или острого заболевания любой рабочий, первым узнавший об этом обязан немедленно сообщить сменному ИТР (горному диспетчеру), оказать первую помощь и при необходимости обеспечить доставку его в медпункт.


Похожая информация.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: