Какое пособие получали немецкие военные после войны. Что такое репарация и контрибуция в истории? Чем они отличаются

ВВЕДЕНИЕ

Изъятие ценностей у побежденного было законным правом победителя. Пусть желающие и зовут это грабежом, но ситуация от этого не меняется. Увы, не только советская пропаганда, но и великие русские писатели тщательно скрывали реальность от народа. В русских сказках волк никогда не ест зайца, и сей процесс никогда не показывали в советских кинофильмах или по телевидению.

К примеру, у нас бытует мнение, что рыцарь - это идеальный мужчина. Ах, перевелись рыцари, - стенают дамочки, которым никто не уступает место в метро. Да если бы дамочке повстречался настоящий рыцарь IX–XIV веков, то у дамы 13–22 лет была бы завязана юбка на голову и… Ну а дама более старшего возраста отведала бы плети даже за весьма невинную просьбу уступить ей место.

Кстати, я и сам в 13 лет, прочитав роман Генрика Сенкевича, был очень удивлен, узнав, что после рыцарского турнира победитель по закону забирал доспехи, оружие и кошелек побежденного.

Тот же Александр Васильевич Суворов, взяв Измаил, отдал его солдатам на три дня на разграбление. Аналогично поступил и Потемкин с Очаковом.

А вот молодой республикански настроенный генерал Бонапарт освобождает Северную Италию от гнета австрийцев. Замечу, что Наполине ди Буона Парте начал учить французский язык в 7 лет, а до этого говорил только по-итальянски. И вот Бонапарт берет такую контрибуцию - золотом, картинами, снастями, скотом и т. д., что все его генералы становятся миллионерами. Разумеется, миллионы попали и в Париж в карманы нужных людей. Нетрудно доказать, что 18 брюмера стало возможным не из-за взятия Тулона в 1793 г., а в основном из-за итальянского золота.

А иначе у нищего генерала, без приказа правительства бросившего погибающую армию в Египте, была одна дорога - на гильотину.

Самое забавное, что большинство предметов старины, которые Наполеон незаконно в 1796–1812 гг. вывез из стран Европы и Ближнего Востока, по-прежнему остаются в музеях Франции, и никто не собирается их отдавать. А количество памятников Наполеону, улиц и площадей, названных его именем во Франции и Италии (!), исчисляется десятками.

Ах, это древняя история! Так вспомним, с чего начинался XX век. С похода на Пекин международного 20-тысячного экспедиционного корпуса под командованием русского генерала Н.П. Линевича (9000 японцев, 4000 русских, 6000 англичан, американцев, французов и других). Союзники штурмом овладели китайской столицей.

Пекин был разделен союзным командованием на пять участков, в каждый из которых назначался военный губернатор. Союзники учинили в захваченном городе ужасный разгром. Один из очевидцев тех событий, Д.Д. Покотилов, с возмущением писал:

«Иностранные войска грабят китайцев, это, по-видимому, одобряется военными властями, которые, во всяком случае, ничего не предпринимают против этого. Стремление к легкой наживе обуяло не только военных, но и статских. Многие, вооружившись винтовками, отправляются в город и возвращаются с телегами, нагруженными шелками, мехами, а нередко и слитками серебра.

Разные предметы роскоши… продаются солдатами за смехотворные цены, например, рубль за кусок шелка, стоящий не менее 20–25 рублей. Серебро же в первые дни разгрома уступалось за 10–15 процентов своей стоимости».

Разграблен был даже сразу же взятый союзниками под совместную охрану императорский дворец. Э.Э. Ухтомский писал С.Ю. Витте: «Посетив палаты Запретного города, выношу глубокое убеждение, что двор ни в каком случае не в состоянии вернуться после грабежа, осквернения, разгрома святилищ, тронных залов, кабинетов, опочивален императора и императрицы».

Германский дипломат писал из Пекина: «Мне стыдно писать здесь, что английские, американские и японские солдаты самым подлым образом разграбили город. Страшно представить себе, что имена немецких воинов будут произносить вместе с английскими индусами, русскими тунгусами, французскими аннамитами и японцами, и что нас смогут считать ответственными за варварские действия других».

Англичане, как всегда, во всем обвиняли русских, но в ответ слышали то же самое. Н.П. Линевич оправдывался перед военным министром А.Н. Куропаткиным: «Я сам видел у англичан горы до потолка награбленного имущества. То, что не успели отправить в Индию, три дня продавали на аукционе, устроенном прямо в миссии».

Император Николай II поздравил Н.П. Линевича с победой: «Искренне приветствую вас с быстрым занятием Пекина. За одержанные вами победы жалую вам орден Св. Георгия 3-й степени. Молодецким сибирским войскам моё горячее спасибо. Представьте адмиралу Алексееву отличившихся».

Русские генералы отправили на родину десятки вагонов с награбленными в Пекине и других городах ценностями.

Но, увы, почему-то китайские перемещенные ценности у нас не интересуют ни одного интеллигента- образованца. Никто не спрашивает, откуда в экспозициях наших и западных музеев предметы древней китайской культуры.

Да потому, что наши либералы-образованцы, как собаки за косточку, за гранты и приглашения «за бугор» старательно оплевывают только те моменты русской истории, на которые им ткнут хозяева - фас!

И дело не только в «трофейных ценностях». Вот с 1990 г. у нас регулярно издают книжки типа «Фашистский меч ковался в СССР», «Взорванный Кремль» и т. д. И плевать хотели авторы пасквилей, что, к примеру, российско-германское сотрудничество при Александре II было в процентном отношении к военному бюджету России в несколько раз больше. Военно-техническое сотрудничество СССР и Германии в 1921–1933 гг не составляло и 10 % от общего военно-технического сотрудничества Германии с иностранными государствами - США, Испанией, Швейцарией, Финляндией, Голландией, Швецией, Китаем, Японией и т. д.

Ну а в Кремле набожные русские великие князья и цари уничтожили куда больше древних соборов, чем атеисты большевики.

По моему мнению, историю XX века определили два величайших преступления в истории человечества. Речь идет о Версальском мире 1919 г. и нападении Гитлера на СССР 22 июня 1941 г.

В развязывании Первой мировой войны, бесспорно, виноваты правительства всех стран Бвропы - Англии, Франции, Германии, Австро-Венгрии, России, вплоть до Сербии. При этом к ноябрю 1918 г. лишь в двух государствах - России и Германии - виновные в развязывании войны монархи и правительства были свергнуты, казнены или отправились в эмиграцию. Риторический вопрос, за что наказывать их народы?

Представим на секунду, что все страны мира приняли ленинский план - «мир без аннексий и контрибуций». Стал бы после этого ефрейтор Адольф Гитлер рейхсканцлером Германии? Началась бы тогда Вторая мировая война?

Однако страны Антанты учинили по отношению к Германии величайший грабеж в истории человечества. По сравнению с Вильсоном, Ллойд Джорджем и Клемансо Чингисхан и Тимур - мелкие воришки.

Размер контрибуции с Германии был определен Версальским договором в 269 миллиардов золотых марок, то есть примерно 100 тысяч (!!!) тонн золота.

Германию заставили платить не только деньгами, но и углем, сталью, продовольствием и т. д. К примеру, 247-я статья Версальского договора обязывала Германию вместо уничтоженных манускриптов, инкунабул библиотеки в городе Лувене (Бельгия) возвратить соответствующее количество культурных ценностей того же самого рода и стоимости.

Статьи Версальского мира не касались России. Она как-никак с августа 1914 г. по февраль 1918 г. была союзницей Антанты. Но бравые союзнички обобрали и нас. Так, они вывезли из России значительное количество царского золотого запаса, не подлежащее оценке число культурных ценностей, угнали 90 % торгового флота. До 1935 г. Каспийское морское пароходство обладало самым большим тоннажем среди пароходств Советского Союза. Это связано с тем, что в мае 1920 г. Волжско- Каспийская флотилия захватила в Энзели практически весь наливной и грузопассажирский Каспийский

"26187"

Суммарный ущерб СССР от Второй мировой войны был равен примерно половине всех потерь стран-союзниц (Советский Союз, США, Великобритания, Франция).

Сталин на Ялтинской конференции в феврале 1945 года предложил установить общую сумму репараций для Германии в размере 20 млрд. долл ., предусмотрев, что половина этой суммы (10 млрд. долл .) будет выплачиваться Советскому Союзу как стране, внесшей наибольший вклад в победу и пострадавшей больше всех в антигитлеровской коалиции. С некоторыми оговорками Рузвельт и Черчилль приняли предложение Сталина. 10 млрд. долл. при тогдашнем золотом содержании валюты США (1 долл. = 1/35 тройской унции) были эквиваленты 10 тысячам тонн золота , а все репарации - 20 тысячам тонн золота . Получалось, что СССР соглашался на покрытие немецкими репарациями неполных 8% своих прямых ущербов и лишь 2,8% по всем ущербам . Со стороны Сталина это выглядело щедрым жестом.

Данные цифры резко контрастируют с теми гигантскими суммами репараций, которые страны Антанты (без России) возложили на Германию на Парижской конференции в 1919 году. Версальский мирный договор определил сумму репараций в 269 миллиардов золотых марок - эквивалент примерно 100.000 (!) тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 20-х годов, а затем и Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Репарационная комиссия в 1921 году сократила сумму до 132 млрд. долл., т.е. примерно в два раза, но и это было эквивалентно 50 тысячам тонн золота . Гитлер, придя к власти, в 1933 году полностью прекратил выплаты репараций. Уже после Второй мировой и образования в 1949 году Федеративной Республики Германии главы МИД США, Англии и Франции обязали её вернуться к выплате долгов по Версальскому договору. Согласно Лондонскому договору 1953 года, потерявшей часть территории Германии было разрешено не платить по процентам вплоть до объединения. Объединение Германии 3 октября 1990 года повлекло восстановление её репарационных обязательств по Версальскому договору. На то, чтобы погасить долги, Германии было отпущено 20 лет, для чего стране пришлось взять двадцатилетний кредит в 239,4 миллиона марок. Германия завершила выплату этих репараций своим ближайшим союзникам лишь в конце 2010 года. Как это разительно отличается от политики СССР, отказавшегося уже через несколько лет после окончания Второй мировой войны от репараций со стороны Румынии, Болгарии и Венгрии, которые вошли в состав социалистического содружества! Даже ГДР вскоре после своего образования полностью прекратила репарационные перечисления Советскому Союзу.

Сталин не хотел повторения того, что произошло в Германии и Европе после подписания Версальского мирного договора. Фактически этот договор загонял Германию в угол и предопределял движение Европы ко Второй мировой войне. Выступая на Парижской мирной конференции по поводу мирного договора с Венгрией, тогдашний заместитель министра иностранных дел СССР А. Я. Вышинский разъяснял суть советской репарационной политики: «Советское правительство последовательно проводит такую линию репарационной политики, которая заключается в том, чтобы исходить из реальных планов, чтобы не удушить Венгрию, чтобы не подрубить корни её экономического восстановления, а, наоборот, облегчить ей возможность её экономического возрождения, облегчить ей возможность стать на ноги, облегчить ей возможность войти в общую семью Объединённых наций и участвовать в деле экономического возрождения Европы».

Щадящий подход Советский Союз применял и в отношении других стран, воевавших на стороне Германии. Так, мирный договор с Италией возлагает на последнюю обязанность выплатить Советскому Союзу репарации на сумму 100 млн. долл., что составляло не больше 4-5% прямого ущерба, причинённого Советскому Союзу.

Принцип щадящего подхода к определению объема репараций дополнялся еще одним важным принципом советской политики - преимущественным погашением репарационных обязательств продукцией текущего производства . Этот принцип формулировался с учетом уроков Первой мировой войны. Напомним, что репарационные обязательства, возложенные на Германию после Первой мировой войны, были исключительно денежными, причем в иностранной валюте. В результате Германии приходилось развивать те производства, которые были ориентированы не на насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами, а на экспорт, дававший необходимую валюту. Кроме того, Германия вынуждена была обращаться за кредитами для выплаты очередных траншей репараций, что загоняло ее в долговую кабалу. Повторения этого Советский Союз не хотел. В. М. Молотов на заседании Совета министров иностранных дел 12 декабря 1947 года разъяснял советскую позицию: «Из западных зон не производится никаких текущих репарационных поставок, но промышленность в англо-американской объединённой зоне достигает всего 35 процентов от уровня 1938 г. Из советской зоны в Германии производятся текущие репарационные поставки, и промышленность здесь уже достигла 52 процентов от уровня 1938 г. Таким образом, промышленный индекс советской зоны, - хотя здесь более сложные условия для восстановления промышленности, - в полтора раза выше, чем промышленный индекс англо-американской зоны».

На Ялтинской конференции принцип немонетарного характера репараций был согласован руководителями СССР, США, Великобритании. На Потсдамской конференции англо-американские союзники еще раз его подтвердили. А начиная с 1946 года они начали его активно торпедировать. Впрочем, они торпедировали и другие договоренности, относящиеся к репарациям. Так, еще на Потсдамской конференции союзники СССР согласились, что покрытие репарационных обязательств Германии будет частично осуществляться за счет поставок продукции и демонтажа оборудования в западных оккупационных зонах. Однако союзники чинили советской стороне препятствия в получении товаров и оборудования из западных оккупационных зон (было получено всего несколько процентов от запланированного объема).

Начало Западом в 1946 году холодной войны против СССР привело к тому, что единого союзнического механизма взимания репараций и их учета создано не было. А с созданием в 1949 году в западных оккупационных зонах Федеративной Республики Германии возможность получения Советским Союзом репарационных возмещений из западной части Германии окончательно исчезла.

Конкретная цифра репараций, возложенных на Германию по итогам Второй мировой войны, после Ялтинской конференции больше нигде не фигурировала. Этот вопрос до сих остается достаточно затемнённым. Общие репарационные обязательства Германии документально зафиксированы не были. Не удалось создать эффективного централизованного механизма взимания репараций и учета выполнения репарационных обязательств Германией. Страны-победительницы удовлетворяли свои репарационные претензии за счет Германии в одностороннем порядке.

Сама Германия, если судить по заявлениям ее официальных лиц, не знает точно, сколько она выплатила репараций. Советский Союз предпочитал получать репарации не в денежной, а натуральной форме. По данным российского историка Михаила Семиряги , с марта 1945-го в течение одного года высшие органы власти СССР приняли почти тысячу решений, относящихся к демонтажу 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. Плюс еще примерно тысяча заводов была перевезена в Союз из Маньчжурии и даже Кореи. Цифры внушительные. Однако всё оценивается в сравнении. Немецко-фашистские захватчики подвергли разрушению в СССР 32 тысячи промышленных предприятий. То есть количество демонтированных Советским Союзом предприятий в Германии, Австрии и Венгрии не превышало 14% от того, что было в СССР разрушено. По данным тогдашнего председателя Госплана СССР Николая Вознесенского , за счет поставок трофейного оборудования из Германии было покрыто лишь 0,6% прямого ущерба Советскому Союзу.

Кое-какие данные содержатся в немецких документах. Так, по сведениям Министерства финансов ФРГ и Федерального министерства внутригерманских отношений, изъятия из советской оккупационной зоны и ГДР до 1953 года составили 66,4 млрд. марок , или 15,8 млрд. долл . По оценкам немецких специалистов, это эквивалентно 400 млрд. современных долларов. Изъятия совершались как в натуральной форме, так и в денежной. Основными позициями репарационных перемещений из Германии в СССР были следующие (млрд. марок): поставки продукции текущего производства германских предприятий - 34,70; денежные выплаты в различных валютах (включая оккупационные марки) - 15,0.

В 1945-1946 гг. достаточно широко использовалась такая форма репараций, как демонтаж оборудования германских предприятий и его отправка в СССР. В марте 1945 г. в Москве создали Особый комитет (ОК) Государственного комитета обороны СССР, который координировал всю деятельность по демонтажу военно-промышленных предприятий в советской зоне оккупации Германии. С марта 1945 по март 1946 г. были приняты решения о демонтаже более 4000 промышленных предприятий: 2885 из Германии, 1137 — немецких предприятий Польши, 206 — Австрии, 11 — Венгрии, 54 - Чехословакии. Демонтаж основного оборудования был осуществлён на 3474 объектах, было изъято 1 118 000 единиц оборудования: металлорежущих станков 339 000 штук, прессов и молотов 44 000 штук и электромоторов 202 000 штук. Из чисто военных заводов в советской зоне демонтировали 67, уничтожили 170, переоборудовали для выпуска мирной продукции 8 .

Однако демонтаж оборудования вел к прекращению производств в восточной части Германии и росту безработицы, поэтому уже к началу 1947 года эта форма репараций была свернута. Вместо этого на базе 119 крупных предприятий восточного сектора оккупации было создано 31 акционерное общество с советским участием. В 1950 г. на них приходилось 22% промышленного производства ГДР. В 1954 году все акционерные общества с советским участием были безвозмездно переданы Германской Демократической Республике. На этом под историей репараций Второй мировой войны была подведена черта.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

в международном праве вид материальной международно-правовой ответственности. Состоит в возмещении государством причиненного им ущерба в денежной или иной форме. Выплата Р. обычно предусматривается в мирном договоре. См. также Контрибуция.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕПАРАЦИИ

от лат. reparatio - восстановление) - вид материальной ответственности гос-ва, начавшего агрессивную войну, состоящий в возмещении этим гос-вом в силу мирного договора или иных меж-дунар. актов ущерба, причиненного гос-вам, подвергшимся нападению. От Р. следует отличать контрибуции, представляющие собой платежи, возлагаемые победителем на побежденного по условиям мирного договора, и денежные сборы, взимаемые во время войны неприятельскими войсками с населения оккупированной территории и носящие, по существу, грабительский характер. Р. впервые были зафиксированы в мирных договорах версальской системы (см. Версальский мирный договор 1919, Сен-Жерменский мирный договор 1919, Нейиский мирный договор 1919, Трианонский мирный договор 1920, Севрский мирный договор 1920). Право на получение Р. обосновывалось в Версальском договоре ответственностью Германии и ее союзников за все потери и все убытки, понесенные союзными и объединившимися странами и их гражданами вследствие войны. Фактически, однако, эти Р. не отличались от контрибуции. В дальнейшем на практике репарац. политика США, Великобритании и Франции в отношении Германии была использована ими, в сочетании с общим внешнеполитич. курсом этих стран, для возрождения герм. империализма (герм. монополиям были предоставлены громадные амер., англ. и франц. займы; см. Дауэса план, Юнга план) и направления агрессивных устремлений Германии на Восток, против СССР. В Парижских мирных договорах 1947, заключенных после 2-й мировой войны с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией, Болгарией, зафиксированы по инициативе СССР след. осн. принципы Р.: 1. Возмещение ущерба не в полном объеме, а лишь частично, с тем чтобы Р. были посильными для побежденных стран; в частности мирный договор с Италией возложил на Италию обязательство выплатить Сов. Союзу Р. на сумму 100 млн. долл., что составляет ок. 1/20 части прямого ущерба, причиненного на сов. терр. войсками фаш. Италии. 2. Уплата Р. натурой, а не деньгами, в частности за счет демонтажа оборудования воен. пром-сти, заграничных активов и текущей пром. продукции. Уплата Р. из текущей продукции даст возможность странам выполнить свои репарац. обязательства путем самостоят. развития своей экономики, не прибегая к кабальным займам и к сбыту своей продукции за границу по низким ценам для получения иностр. валюты. Что касается Р. с Германии, то их формы были определены еще на Крымской конференции 1945, а именно: единоврем. изъятия из нац. богатства Германии, находящегося как на терр. самой Германии, так и вне ее; ежегодные товарные поставки из текущей продукции, использование герм. труда. На той же конференции было принято предложение Сов. пр-ва о том, что общая сумма Р., подлежащая взысканию с Германии, должна составить 20 млрд. долл., причем 50% этой суммы должны пойти Сов. Союзу. Положения, содержащиеся в решениях Крымской конференции о Р. с Германии, получили развитие и уточнение в решениях Потсдамской конференции 1945. На Потсдамской конференции было достигнуто след. соглашение о Р. с Германии: 1) репарац. претензии СССР будут удовлетворены путем изъятий из зоны Германии, оккупированной СССР, и за счет герм. активов, находящихся в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Вост. Австрии; 2) СССР удовлетворит репарац. претензии Польши к Германии из своей доли Р.; 3) репарац. претензии США, Великобритании и др. стран, имеющих право на Р., будут удовлетворены из зап. зон Германии и соответствующих герм. вложений за границей; 4) в дополнение к Р., получаемым Сов. Союзом из своей зоны оккупации, СССР должен получить из зап. зон Германии, во-первых, 15% пригодного к использованию и комплектного пром. капитального оборудования, в первую очередь металлургич., химич. и машиностроит. отраслей пром-сти, к-рое не является необходимым для герм. мирного х-ва и должно быть изъято из зап. зон Германии в обмен на эквивалентную стоимость в изделиях, продуктах и др. видах материалов, о к-рых будет достигнута договоренность; во-вторых, 10% пром. капитального оборудования, к-рое не является необходимым для герм. мирной экономики и должно быть изъято из зап. зон для передачи Сов. Союзу в счет Р. без оплаты или к.-л. возмещения. ГДР добросовестно выполняла обязательства по выплате своей доли Р. В авг. 1953 Сов. пр-во по согласованию с пр-вом ПНР приняло решение прекратить с 1 янв. 1954 взимание Р. с ГДР. Однако решения Крымской и Потсдамской конференций о репарац. поставках Сов. Союзу из зап. зон Германии не были выполнены зап. державами, к-рые стали на путь отказа от провозглашенных в ходе войны принципов возмещения ущерба. В 1947 пр-ва США, Великобритании и Франции заявили о прекращении репарац. поставок Сов. Союзу из зап. зон Германии. Сорвав выполнение подписанных решений о Р. Сов. Союзу из зап. зон Германии, США, Великобритания и Франция изъяли в свою пользу огромное количество герм. патентов, оборудования, сырья, золота, а также практиковали в течение ряда лет вывоз из Зап. Германии по бросовым ценам леса, кам. угля и др. товаров. В документе, подписанном США, Великобританией, Францией и ФРГ (входит в Парижские соглашения 1954), указывается, что вопрос о Р. будет урегулирован мирным договором между Германией и ее б. противниками или же ранее на основе соглашений, касающихся этих вопросов. Три державы обязались не заявлять требований на Р. из текущего производства ФРГ. Т. о., репарац. поставки Сов. Союзу из Зап. Германии были сорваны пр-вами зап. держав, и вопрос этот остается открытым. Публикации названных в статье договоров см. при статьях, на к-рые выше даны ссылки. Г. Е. Вилков. Москва.

Практически ни одна война в нашей истории не обходилась без выплаты дани или возмещения ущерба, нанесенного одной стороной военных действий другой.

Формы материальной ответственности, применяемой во время войны или после ее окончания, носят названия «репарация» и «контрибуция» . Эти понятия имеют схожее значение, однако различаются по этическим нормам и стороне, выплачивающей убытки. Что такое репарация и контрибуция? Когда применяются эти термины и в чем именно состоит разница между ними?

Что означает слово «репарация»?

Слово «репарация» происходит от латинского reparatio (восстановление) и имеет непродолжительную историю. Впервые его использовали в 1919 году, когда по Версальскому договору Германия и ее союзники были вынуждены выплачивать убытки, понесенные странами Антанты.

Другими примерами репарации стали выплаты той же Германией государствам, пострадавшим в годы Второй мировой войны, а также возмещение ущерба, которое Япония выполняла по мирному договору 1958 года в пользу Индонезии.

Что такое репарация?

В международном праве репарацией называют материальную ответственность, которую государство-агрессор несет по отношению к странам, подвергшимся нападению. В качестве выплат рассматриваются денежные или другие материальные компенсации, размер которых устанавливается в соответствии с нанесенным ущербом по мирному договору и иным международным актам.


Репарация, которая была наложена на Германию после Первой мировой войны, предусматривала выплату денежных средств, эквивалентных 100 тысячам тонн золота. Учитывая разрушения и экономический кризис, страна не имела возможности возместить ущерб в полной мере, поэтому была вынуждена занимать средства у других государств. В итоге по решению репарационной комиссии сумма была сокращена вдвое.

После Второй мировой войны репарация осуществлялась путем вывоза материальных средств. В частности, из Германии изымались железнодорожные вагоны, домашний скот, оборудование заводов и электростанций, зерно, спирт, табак. Материальные ценности приходилось отдавать не только государственным предприятиям, но и германским жителям, у которых были конфискованы личные вещи – ковры, мебель, золото, часы, одежда.

Что значит слово «контрибуция»?

Как и репарация, контрибуция имеет латинские корни. Термин происходит от слова contributio , что означает «общественный сбор» или «всеобщий вклад» .


Вместе с тем, понятие обладает более продолжительной историей и восходит к незапамятным временам. Можно сказать, что контрибуция существует столько столетий, сколько идут военные действия на планете.

Что такое контрибуция?

Контрибуцией называют выплаты, которые налагаются на проигравшую страну в пользу победившей. В зависимости от времени выплат компенсации разделяются на две разновидности. Контрибуция первого типа взимается во время войны, причем материальную ответственность несет население государства.

Это может быть денежный оброк, натуральные выплаты продуктами и вещами или штрафы, заменяющие уголовную ответственность. Как правило, в прошлом население побежденного государства фактически содержало захватнические армии.

Контрибуция второго типа выплачивается непосредственно побежденной страной после окончания военных действий. Эта разновидность предусматривает компенсацию правительством всех издержек, которые победитель понес в войне. Наибольшее развитие такой тип получил при Наполеоне, который заключал мирные договора только на условии дальнейшей выплаты контрибуции.

В истории известно множество примеров взимания дани. В частности, после Кипро-Генуэзской войны, закончившейся в 1374 году, Кипр обязался выплатить большие суммы, компенсирующие военные расходы Генуэзской Республики.


Окончание Русско-турецкой войны в 1774 году ознаменовалось выплатой Турции в пользу России денежных средств в размере 4,5 миллионов рублей. Контрибуция практиковалась до начала XX века, после чего была заменена репарацией, а в 1949 году полностью запрещена Женевской конвенцией.

В чем разница между репарацией и контрибуцией?

Главное отличие между контрибуцией и репарацией заключается в государстве, которое должно выплачивать компенсацию. Если репарацию платят только страны-агрессоры, то контрибуция выплачивается побежденной стороной, то есть ее может получить и государство, которое произвело нападение.

По сути, контрибуция – это откровенный грабеж проигравшего, тогда как репарация – более цивилизованная форма материальной ответственности, направленная на возмещение убытков невиновной стороны.

Репарации (от лат. reparatio восстановление), в международном праве — возмещение побежденным государством, по вине которого возникла война, ущерба, причиненного им в ходе войны государству-победителю. Устанавливаются мирным договором или иным международным актом.

Тема репараций важна для объективного анализа экономического положения СССР и адекватной оценки советской внешней политики в отношении европейских стран, а также промышленного потенциала советской зоны оккупации Германии.

Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их союзников рассмотрела около 4 млрд. актов об ущербе, причиненном советскому народу за время оккупации. Было установлено, что только прямой ущерб (потеря от прямого уничтожения имущества) составляет 679 млрд. рублей (в ценах 1941 года) или 128 млрд. долл. США. Весь материальный ущерб, нанесенный Советскому Союзу за годы войны, составил 2 569 млрд. рублей. Это означает, что страна потеряла треть своего национального богатства, а Белоруссия - свыше половины. Положение усугубилось нехваткой финансовых и людских резервов. Около 28 млн. человек погибли на фронтах войны, в фашистском плену, умерли от голода и болезней. В ходе войны было разрушено 1710 городов, более 70 тыс. сел и деревень, около 32 тыс. промышленных предприятий, разорено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов и 2890 машинно-тракторных станций. Для сравнения: потери СССР выражались в сумме 128 млрд. долл., Франции - 30 млрд., Голландии -10, Греции - 3 млрд. и т.д.

Вопрос о репарациях был одним из ключевых на Крымской и Потсдамской конференциях. Согласно их решениям, репарации устанавливались в отношении Германии, Италии, Финляндии и других стран. Учитывая то, что некоторые страны фашистского блока вышли из него, Советский Союз выдвинул демократические принципы возмещения ущерба: принцип ответственности за развязывание и ведение агрессивной войны; принцип частичного возмещения ущерба, причиненного войной с тем, чтобы выплата репараций не подрывала мирную экономику побежденной страны; принцип выплаты репараций натурой за счет поставок текущей промышленной продукции из побежденных стран, их заграничных активов, а также вывоза из них демонтированных предприятий военной промышленности; принцип сочетания возмещения ущерба с уничтожением военного потенциала побежденной страны. Данные положения были закреплены с мирных договорах 1947 г. с Италией, Венгрией, Болгарией, Румынией, Финляндией.

Германия вполне могла выплатить Советскому Союзу репарации в объеме, предусмотренном Ялтинским соглашением, поскольку западные зоны были более чем вдвое «богаче» восточной, и СССР должен получить из западных зон гораздо больше «потсдамских» 10%. Эти данные, подкрепленные докладом «комиссии Гелбрайта», которая после капитуляции обследовала промышленные мощности в западных зонах, говорят о том, что индустриальный потенциал Германии по большей части остался целым. Напротив, разрушению подвергся жилой фонд, чем англо-американское командование, якобы, пыталось сломить боевой дух немецких солдат. Таким образом, несостоятельны утверждения некоторых современных авторов, которые говорят о чрезвычайной эффективности англо-американских бомбежек немецких предприятий, которыми, якобы «была истощена промышленность Германии».

17 потерпевших от агрессии стран предъявили к Германии претензии на возмещение ущерба в 200 млрд. долл., что значительно составляло все национальное богатство немецких земель. Поэтому участники антигитлеровской коалиции на Ялтинской конференции договорились об изъятии репараций в объеме 20 млрд. долл., из которых 10 млрд. предусматривалось для СССР, из доли которого выделялся 1 млрд. долл. на восстановление Польши. БССР получила 1,5 млрд. долл. репарационных компенсаций. Из-за несоответствия сумм убытков и репараций были использованы различные способы увеличения объемов репараций. Предполагалось, что репарации должны взиматься в трех формах: единовременные изъятия, ежегодные товарные поставки и использование германского труда. СССР в течение 5 послевоенных лет должен был дополнительно получить 15% промышленного капитального оборудования из западных зон Германии в обмен на изделия, продукты и другие материалы и 10% промышленного капитального оборудования без оплаты или какого-либо возмещения. При этом, советское правительство отказывалось от репарационных претензий на немецкие предприятия и золото в американо-британской зоне оккупации, и наоборот.

Однако впоследствии, в условиях начинавшейся «холодной войны», Советский Союз столкнулся с серьезным противодействием западных союзников своим репарационным требованиям. Так, на Потсдамской конференции ему было выделено лишь 10% из общего возможного репарационного фонда, что сводило на нет репарационные поставки из наименее пострадавших промышленных районов Германии. Как отмечают современные авторы, это «явилось важным звеном в цепи намечавшихся задач по развертыванию «холодной войны» против СССР.

Позиция советского правительства по вопросу репараций претерпела существенные изменения. И.В. Сталин присоединился к требованиям западных держав по демонтажу немецкой промышленности для компенсации хотя бы небольшой доли ущерба, нанесенного войной. Вначале СССР требовал репарации от всех бывших сателлитов Германии независимо от того, какой политический режим был там установлен. Однако, в связи с началом «холодной войны» репарационные требования были сосредоточены в подконтрольных СВАГ землях Германии.

Изменялся также объем репараций. Весной 1947 года М. Ракоши на встрече с В.М. Молотовым заявил, что репарации составляют половину бюджета Венгрии, и «дальше выдержать это будет трудно». В 1948 г. Советский Союз сократил оставшиеся невыплаченными суммы репарационных платежей Финляндии, Румынии и Венгрии (на 50% в отношении каждой из этих стран). Таким образом, Финляндия выплатила 226,5 млн. долларов. Позднее СССР передал Румынии и Венгрии бывшие германские активы, находившиеся на их территории. Советское правительство по согласованию с правительством Польской Народной Республики (в отношении касающейся ее доли репараций) полностью прекратило с 1 января 1954 взимание репараций с Германской Демократической Республики.

15 мая 1950 года вышло решение Совета министров СССР. Согласно ему, ГДР, регулярно выполнявшей репарационные требования и уже выплатившей 3,658 млрд. долларов США, была вдвое снижена сумма оставшихся платежей (до 3,171 млрд. долларов США), которая уплачивалась в рассрочку до 1965 года включительно. Несмотря на это, репарации составляли весьма существенную строку расходов восточногерманского бюджета: 9% и послужили одной из предпосылок Берлинского кризиса 1953 года.

Советские власти использовали разнообразные возможности для возмещения ущерба от войны и восстановления советской промышленности. Условно способы взимания репараций можно разделить на вывоз из стран фашистского блока (прежде всего, Германии) авуаров, сырья, промышленного оборудования, материальных ценностей разного вида, флота, технической документации и эвакуация технических специалистов, а также получение прибыли и продукции неэвакуированных производств (САО и научно-исследовательских бюро). Некоторые авторы к репарационным обязательствам Германии относят также труд немецких военнопленных на территории СССР.

На «нелегальном этапе» (до Потсдамских соглашений) изъятием репараций занимались «трофейные команды» Красной Армии, чья деятельность никак не регламентировалась. Трофейной службой Красной Армии было собрано и доставлено из прифронтовых районов для вторичного использования порядка 10 млрд. тонн металла. Из Германии в СССР было отправлено 400 тыс. вагонов с грузами, 447,7 тыс. т черных и цветных металлов, 174,1 т драгоценных металлов, 2 млн. голов скота. Некоторые бывшие сотрудники СВАГ полагают, что общая стоимость репарационных изъятий из Германии за период с сентября 1945 по 1 января 1948 года составила 3 млрд. долл. США. Хотя общего мнения среди исследователей по данному вопросу нет.

Важную роль для отечественной индустрии играл демонтаж иностранного промышленного оборудования, которым руководила созданная в 1943 г. под председательством Г.М. Маленкова Государственная комиссия по восстановлению разрушенных районов. В СВАГ она была представлена М.З. Сабуровым, который был экономическим советником советской делегации на Потсдамской конференции. Из Германии в СССР вывозились передовые технологические линии и целые производства, по развитию которых СССР отставал от мирового уровня. Так, для нужд наркомата электропромышленности были демонтированы и поставлены заводы известных немецких фирм «Телефункен», «Лоренц», «Осрам», «Кох и Штерцель», «Радио-Менде» и другие, причем вместе с оборудованием вывозилась и техническая документация. Благодаря этому в Советском Союзе удалось наладить производство многих видов продукции.

По мнению некоторых отечественных исследователей, целью И.В. Сталина было увеличить советский военный потенциал за счет репараций. Практически все уцелевшие (хотя бы частично) предприятия нацистского военно-промышленного комплекса были вывезены из Восточной Германии. Сюда относятся крупные танковые, артиллерийские и судостроительные заводы, а также фабрики по производству боеприпасов и военно-инженерной техники. Демонтаж оборудования советскими специалистами проводился лишь в первые послевоенные годы, большей частью только на подконтрольной СССР (т.е. наиболее пострадавшей от войны) территории Германии, в то время как ее «сердце промышленности» (Рур и Саар) оказались практически нетронутыми. В условиях начинавшейся «холодной войны» из западных земель советским специалистам удалось вывезти лишь 8% от производственных мощностей 1936 г. Всего в Германии, Польше, Австрии, Венгрии, Чехословакии и Манчжурии было демонтировано более 4 тысяч промышленных предприятий. В общей сложности вместо полагавшихся СССР по Потсдамскому соглашению 25% промышленного оборудования, не являющегося необходимым для мирной жизни, из предприятий этих зон, Советский Союз получил репараций на сумму 12,5 млрд. долл. США.

«Особыми поставками» пользовались все без исключения ведомства и республики СССР. В советской литературе были нечасты упоминания о роли репараций в восстановлении экономики. Одно из немногих сделано эстонскими экономистами, отмечавшими, что промышленный парк предприятий их республики был восстановлен и пополнен, в основном, оборудованием полученным по репарациям. Основными центрами сосредоточения немецкого радио- и электропромышленного оборудования в СССР являлись Москва, Ленинград, Харьков, Новосибирск, Томск, Воронеж, города Московской области. В Белорусскую ССР репарации поступали в виде промышленного оборудования, транспортных средств, сырья и полуфабрикатов для производства готовой продукции, потребительских товаров, продуктов питания, скота и т. д. Их получали практически все восстанавливавшиеся либо заново возводившиеся предприятия, совхозы и колхозы, государственные организации и учреждения, торговые базы и магазины. Например, в 1946 г. оборудование из Германии получили 15 электростанций (в Гомеле, Гродно, Витебске, Бобруйске, Мозыре, Барановичах, Лиде и др.), 13 молочных заводов (в Минске, Гомеле, Слуцке, Полоцке, Быхове, Пинске, Скиделе и др.), 4 мясокомбината (в Гомеле, Гродно, Барановичах, Глубоком). В тыловые районы РСФСР и Среднюю Азию попали 63,2% репараций.

Вместе с тем нельзя утверждать, что данные мероприятия привели к «деиндустриализации Восточной Германии». Вывоз промышленного оборудования и документации велся, как правило, в рамках принятого всеми странами-победительницами принципа демилитаризации немецкой экономики. Поэтому он в основном касался военных и смежных отраслей. Одностороннее «промышленное разоружение» советской зоны могло бы вызвать лишь рост безработицы и необходимости финансирования оккупированных земель за счет разоренного СССР.

Поэтому среди репарационных взиманий основной упор был сделан на технической документации. Данная проблема не оговаривалась ни на одной из конференций союзников, но после заключения мира стала одной из главных. Противники Германии раньше нее поняли значение исследовательской работы не только для ведения войны, но для мирной экономики и культуры. В условиях начинавшегося противостояния двух супердержав огромную ценность приобретала техническая документация. В США полагали, что «величайшее значение для будущего имеют германские секреты в области производства ракет и реактивных снарядов», разработки в сфере расщепления атомного ядра. Важно было не только получить соответствующие материалы самим, но и не отдать противнику. Американо-английские союзники старались, чтобы в советской зоне оккупации не осталось ничего, что могла бы использовать Москва. По настоянию генерала Гровза американские ВВС 15 марта 1945 г. разбомбили завод компании «Ауэр» по производству тория и урана в Ораниенбурге к северу от Берлина (советская зона). В апреле по его приказу было вывезено 1200 т урановых окисей (почти весь немецкий запас) из соляных копей в Штасфурте, попадавших в советскую зону.

В условиях разгоравшейся «холодной войны» советским специалистам становилось все труднее изымать репарации с оккупированных западными союзниками зон Германии. Это объясняется, в основном, теми препятствиями, которые чинили советским специалистам оккупационные власти «Бизонии» и «Тризонии», Австрии. Самое ценное оборудование было продано или вывезено по указанию союзников, многие заводы вовсе не имели оборудования, оккупационные власти препятствовали доступу советских сотрудников на заводы. Американская и британская делегации за спиной Совместного Контрольного Совета нарушили четырехстороннее соглашение и в одностороннем порядке вдвое сократили список заводов в западных зонах, обязанных выплачивать СССР репарации.

Другим важным негативным фактором в вопросе о репарациях выступала непродуманность и неэффективность политики взимания, что приводило не только к экономическим, но и политическим ошибкам. Проблемы возникали и при установке нового оборудования, возникал вопрос об эффективности его использования. Современные российские исследователи полагают, что эффективность применения репарационных поставок в СССР была невелика. В ряде случаев вследствие борьбы ведомственных интересов, а иногда - некомпетентности чиновников, уникальные технологические линии вообще применялись не по назначению. Создается впечатление, что было вывезено больше, чем советская промышленность могла использовать. Не хватало ни рук, ни опыта для быстрого освоения трофейного оборудования. Поэтому акцент был смещен на поиск немецкого инженерно-технического персонала.

Для обнаружения и доставки высококвалифицированных инженеров был задействован аппарат НКВД. По его заданию немецкие ученые и специалисты за период 1945-1946 гг. подготовили около 160 отчетов о работе научных учреждений и предприятий Германии, а также о своей личной деятельности в качестве научного специалиста. На основе этой информации была создана картина промышленного и научного потенциала Германии и сформулированы конкретные мероприятия по заимствованию ее ресурсов. Один из участников этих событий писал: «Как голодные волки ищут добычу, мы везде искали конструкторов ФАУ, реактивных самолетов, тяжелых танков, чтобы совершенствовать, прежде всего, военную технику, а не производство товаров для [советского] народа».

В июле 1946 года в Германию прибыло в общей сложности более 14 тысяч советских ученых и инженеров (в том числе, С.П. Королев). Перед ними были поставлены задачи по изучению и контролю работы немецких научно-технических институтов, привлечение их сотрудников для работы в СССР и решение вопросов, связанных с развитием изобретательства. Немецкие вузы и ОКБ были прикреплены к исследовательским отделам САО и советских министерств. Одним из первых был создан советский институт Нордхаузен для изучения ракет «Фау-2» в феврале 1946 года. В него вошло три завода по сборке ракет Фау-2, институт «Рабе», завод «Монтания», занимавшийся изготовлением двигателей для Фау-2, и стендовая база в Леестене , где осуществлялись их огневые испытания, а также завод в Зондерхаузене, занимавшийся сборкой аппаратуры системы управления. Директором предприятия был назначен один из отцов советской космонавтики, генерал-лейтенант Л.М. Гайдуков, главным инженером стал С.П. Королёв, а В.П. Глушко возглавил отдел по изучению двигателей Фау-2. Институт работал до 1947 года. Позднее многие его сотрудники перешли работать в НИИ-88.

Оккупационные власти всех союзников стремились к тому, чтобы вывезти персонал наиболее перспективных военных лабораторий в страны-победительницы. Помимо сотрудников специализированных предприятий в Советский Союз вывозились работники тех смежных предприятий, которые (из-за нехватки кадров) не могли продолжать успешную исследовательскую работу. Так было, например, с заводом оптики «Цейс» в Йене. Отцом же американской космической программы в Ханствилле стал один из создателей ракет «Фау», Вернер фон Браун.

Наиболее квалифицированные специалисты вместе с семьями вывозились по контракту или под моральным давлением. Уже к 1948 г. в Советском Союзе было 200 тысяч немецких ИТР с семьями. Первая большая группа, в основном, ученых-ядерщиков была вывезена в Советский Союз в период между маем и сентябрем 1945 года, последняя же группа (инженеры-химики бывшего концерна «ИГ-Фарбениндустри») выехала в сентябре 1947 года. Большинство немецких исследователей в СССР занималось военными и смежными разработками, они внесли существенный вклад в производство ядерного оружия, ракетной техники, реактивных самолетов. Только в будущем ОКБ им. Камова прибыло около пятисот немецких специалистов из городов Дессау и Галле, а с учетом их семей - более полутора тысяч человек. В СССР их ожидали относительно неплохие условия быта, поездки на родину были запрещены. Первая группа немецких специалистов (в области фотографии, из г. Шостка) вернулась в Германию в конце 1949 года. Дольше всех оставались в СССР специалисты военных отраслей, отказавшиеся возвращаться только в ГДР. Они были репатриированы лишь в 1958 г.

Кроме всего прочего из Германии вывозился скот и сельхозинвентарь. Из Германии и других стран в СССР было изъято 400 000 вагонов материальных ценностей, 447,7 тыс. т черных и цветных металлов, 174,1 т драгоценных металлов, 2 млн. голов скота.

Не следует полагать, что СВАГ действовала в Восточной Германии по «принципу пылесоса». В стране остались не имевшие отношение к военным разработкам конструкторские бюро. Советские специалисты создали в советской оккупационной зоне 200 ОКБ, на которых было занято около 8 тысяч немецких специалистов и 11 тысяч рабочих, а также около 50 экспериментальных цехов и лабораторий. В итоге их работы в СССР было направлено свыше 3 тысяч законченных научно-технических работ, опытных образцов, двигателей, приборов, металлорежущих станков, электромашин и т.д.

Наиболее экономически и политически приемлемым способом решения проблемы репараций современные отечественные и зарубежные исследователи называют изъятие продукции действующей немецкой промышленности. Одним из инструментов этого выступали Советские Акционерные Общества (САО).

В речи о внешней политике В.М. Молотов 10 июля 1946 года заявил, что вывоз промышленного оборудования прекращен и что в будущем СССР поддержит индустриализацию Германии. В 1946 и 1947 гг., с целью не допустить ремилитаризации Германии, была создана новая форма экономического контроля: 213 крупнейших немецких заводов превратились в советские акционерные общества (САО), вся производимая продукция которых шла на нужды СССР. На них внедрялся советский опыт производства и планирования, организовывалось, но без особого успеха, социалистическое соревнование и стахановское движение. На многих предприятиях СОЗ (советской оккупационной зоны) были размещены репарационные заказы по производству машин и оборудования, цветных металлов, химикатов, синтетического каучука и резины, товаров народного потребления, стройматериалов, спирта, крахмала и сахара. Для добычи урана на территории СОЗ было создано САО «Висмут», находившееся в ведении НКВД СССР. Стоимость произведенного на нем уранового концентрата составила 175,4 млн. долларов. При этом не учитывались производственные мощности и запасы сырья, что приводило к срывам в поставках. Размер официальных репарационных изъятий колебался от 6 до 12% ВНП, оплата возлагалась на немецкое население.

С 1946 года изъятие товаров из текущего производства стало важнейшим направлением советской репарационной политики. На оставшихся немецких мощностях обрабатывалось сырье из СССР. Всего из советской оккупационной зоны в счет репараций было передано продукции на 2, 358 млрд. долл. США. По немецким данным, изъятие товаров в пользу Советского Союза в 1947 г. составляло ¼, а в 1949 г. - 1/5 всего объема материального производства предприятий советской зоны оккупации.

Советское правительство владело контрольными пакетами акций САО: промышленных и торговых предприятий Германии и других стран. Реализация этой новой программы с самого начала была возложена на новое Главное управление советским имуществом за рубежом (ГУСИМЗ), которое чисто номинально относилось к министерству внешней торговли. Главой этого управления с мая 1946 г. был В. Меркулов. В 1945-1949 гг. была проведена национализация промышленности: все САО передали СССР, а 11057 предприятий перешли в государственную собственность ГДР. По подсчетам западных специалистов, поставки Советскому Союзу промышленных товаров, произведенных в Восточной Германии, а также сумма демонтажа и прибылей САО превысила поставки из западной оккупационной зоны.

Еще одним источником финансирования репараций стала денежная эмиссия, давшая не менее 1,9 млрд. долларов. Германские активы за границей на сумму 73,2 млн. долларов также были переданы СССР. По официальным данным комиссии В.Н. Старовского, подводившей итог взиманию репараций, к 1953 г. общий объем репараций составил 3,3 млрд. долларов. Исходя из данных российских архивов (с пересчетом рублей и марок в доллары по официальному курсу), только поставки сырья и готовой продукции, а также труд военнопленных стоили около 11 млрд. долларов. В этот расчет не вошли культурные ценности, вывезенные из Германии.

Наряду со всеми материальными поставками, перечисленным выше, разрушения от войны должен был возместить принудительный труд военнопленных, использовать который призывали эксперты всех стран-победительниц. Находившиеся в лагерях Управления по делам военнопленных (УПВИ) НКВД СССР немцы, японцы, венгры, австрийцы, итальянцы, чехи, словаки, румыны внесли свой вклад в восстановление экономического потенциала страны.

Данные о военнопленных, находившихся в Советском Союзе после Великой Отечественной войны до недавнего времени были засекречены, а в 1990-е годы стали предметом политических спекуляций. Среди исследователей нет единства по вопросу о количестве военнопленных разных стран в СССР. По данным В.П. Галицкого, в ходе войны 1941 - 1945 годов в советский плен попало 2 389 560 военнослужащих Германии, свыше 640 тыс. японских солдат и офицеров, более 510 тыс. венгров. По мнению авторов многотомника «Военнопленные в СССР. 1939 - 1956» с 22 июня 1941 г. по 8 мая 1945 г., согласно имеющимся документам советского Генерального штаба, частями Советской Армии было пленено 4377, 3 тыс. вражеских военнослужащих. После разгрома Квантунской армии это число увеличилось на 639 635 человек. Однако не все они попали в СССР. На завершающем этапе войны военное командование само проводило проверку и репатриацию военнопленных из прифронтовой полосы. Таким образом домой было отправлено 680 тыс. бывших немецких и 64 888 японских военнослужащих. Более 183 тыс. человек было отправлено домой без оформления каких-либо документов. Репатриация военнопленных из Советского Союза началась сразу после окончания войны в Европе и растянулась до весны 1950 г. Осужденные военнопленные и интернированные (14 тыс. немцев и 4,5 тыс. японцев) пробыли в СССР до конца 1956 г.

Конечно, военнопленные находились в весьма строгих и скромных условиях в стране, потерявшей их «усилиями» весомую часть своего национального богатства. Они содержались в специальных лагерях раздельно (согласно их воинскому званию). Их положение, согласно инструкциям советского правительства, постепенно ухудшалось: был снят запрет на изъятие личных вещей, исчез пункт о покупке военнопленными за свои деньги продуктов в лагерных ларьках, ограничена возможность жалоб. Не преуменьшая трагедию немецкого плена в СССР, следует избегать поверхностных сравнений с ситуацией в западных зонах Германии. Западные союзники решали проблему военнопленных отнюдь не самым эффективным и гуманным образом. Известны слова заместителя американского военного губернатора в Германии генерала Л. Клея: «Я считаю, что немцы должны как следует пострадать от голода и холода, поскольку, думается, такие страдания необходимы, чтобы заставить их прочувствовать последствия войны, которую они развязали». Показатель смертности в некоторых американских лагерях для военнопленных доходил до 65%.

Для привлечения военнопленных к работам НКВД заключало с различными советскими ведомствами соглашения, в которых оговаривались масштабы и сроки работ, а также количество и условия пребывания военнопленных. К работам привлекались рядовые и унтер-офицеры, а с персонального согласия - офицеры. Как отмечает В.П. Галицкий, привлечение военнопленных и интернированных к физическому и интеллектуальному труду было плановым и строго централизованным. Руководство лагерей несло персональную ответственность за привлечение максимального количества трудоспособных военнопленных.

На военнопленных распространялись постановления о рабочем времени, охране труда и т.п., действовавшие в отношении советских граждан, выполнявших ту же работу. Наибольшие нарушения межведомственных соглашений (в наркомате черной металлургии) были вскрыты и устранены в конце 1948 г. Вместе с мерами по поощрению хорошо работающих были утверждены меры взыскания к невыполняющим норму заключенным. Число работающих к началу 1945 года существенно увеличилось за счет притока новых военнопленных. По состоянию на 5 декабря 1944 г. из общего числа в 680 921 военнопленного на работу в предприятиях различных наркоматов было выделено 435 388 человек, а остальные 245 533 числилось в разделе больных, резко ослабленных и инвалидов.

Труд военнопленных в СССР использовался в самых разных отраслях промышленности. Как правило, это было строительство и добыча угля. На некоторые отрасли (связанные с обороной страны) распространялся запрет использования пленных. В некоторых регионах военнопленные составляли большую часть трудовых ресурсов. Так, в Бурятию в ноябре 1945 г. прибыл 3161 демобилизованный воин, а японских военнопленных более 17 тысяч.

Прибыль от труда военнопленных постепенно росла. В 1947 г. сумма заработка военнопленных (т.е. совокупная стоимость созданных ими материальных ценностей) составила 4,5 млрд. руб. Наиболее высокими были показатели 1949 года. Тогда впервые за все годы пребывания военнопленных в СССР их заработок превысил расходы на содержание всех спецлагерей и спецгоспиталей.

Вклад военнопленных в послевоенное восстановление и развитие советского хозяйства был весьма существенным. По данным ЦФО МВД за период с 1 января 1943 по 1 января 1950 г. военнопленные отработали 1 077 564 200 человеко-дней, заработали 16 723 628 тыс. рублей, выполнив работу в строительстве и промышленности общей стоимостью 50 млрд. рублей. Впрочем последняя цифра составляет лишь 7,3 % от общего ущерба (679 млрд. руб.).

Другой важной целью, кроме восстановления хозяйства, было перевоспитание военнопленных. Как отмечают современные исследователи, «архивные документы неоспоримо свидетельствуют, что вся система организации их <военнопленных> быта и труда была подчинена задачам скорейшего прекращения войны, преодоления ее материальных и моральных последствий, превращения недавних военнослужащих противника в сознательных сторонников мира».

По мнению исследователей, в советском плену умерло более 580 тысяч человек. Основными причинами столь высокого показателя являлись боевые ранения, их последствия и осложнения, дистрофия на почве систематического недоедания (особенно это касалось солдат, сдавших в плен под Сталинградом), нервно-психические заболевания, вызванные душевными потрясениями в годы войны, смерть в силу естественных причин и, не столь редко, - при попытке к бегству.

В исторической литературе также получил освещение вопрос об интернированных лицах. В условиях войны нельзя было обойтись пленением только военнослужащих. В целях предотвращения терактов и диверсий в тылу продвигавшейся Советской Армии с февраля 1945 г. по приказу И.В. Сталина было интернировано 208 239 человек, «годных к физическому труду и способных носить оружие», а также 61 573 арестованных функционеров низовых нацистских партийных и административных органов. В плен попало 200 тыс. бывших советских граждан, служивших на стороне Германии, а также 14 100 выявленных военных преступников.

Исходя из номенклатуры репарационных поставок, можно сделать вывод, что их следствием стало усиление промышленной специализации внутри социалистических стран: «крена» в ВПК и тяжелое машиностроение в РСФСР и УССР, в пищевую и легкую промышленность - в БССР и т.д. По замыслу Сталина, приток передового немецкого технологического оборудования должен по-революционному качественно повлиять на последующую индустриализацию страны и развитие всего народного хозяйства. Поэтому подавляющая часть промышленных «особых поставок» направлялась не на восстановление разрушенных в разной степени объектов, а на обновление и расширение действовавших, а также строительство новых советских предприятий. Кроме того, захватив в других государствах принадлежавшее ранее Германии имущество, советское правительство передало его соответственно Венгрии, Румынии и Болгарии в качестве советской доли в создавшихся там промышленных и торговых концернах.

Репарации сыграли, как считает ряд российских ученых, существенную роль в структуре внешних источников послевоенного восстановления. По подсчетам Г.И. Ханина в четвертой пятилетке (1946 - 1950 гг.) репарационные поставки обеспечивали примерно половину поставок оборудования для объектов капитального строительства в промышленности. Для ряда отраслей (оптика, радиотехника, производство дизелей, устройств связи, электротехнических изделий, кузнечно-прессового оборудования, искусственных волокон, пластмасс, синтетического каучука, в нефтехимии и т.д.) практическое значение репарационных поставок было значительнее, и преимущественно за счет этих поставок в четвертой пятилетке удалось в несколько раз по сравнению с довоенным уровнем поднять производство.

Такое положение было характерным для военной и смежных отраслей промышленности, положение в мирных отраслях было иным. Среди причин низкой производительности поставленного в СССР «трофейного оборудования»: потери от бесхозяйственного хранения, отсутствия надлежащей охраны, а также неэффективное использование уникальных технологических линий и производственных комплексов. В то же время халатность зачастую встречалась на предприятиях гражданского профиля. Поэтому военные производства в результате репарационных поставок значительно усилили свой потенциал. Именно в ВПК отдача от репараций была наиболее высокой по сравнению с предприятиями гражданских ведомств. Напротив, репарации существенно не облегчили положение в гражданских отраслях и, в конечном счете, советского населения, пострадавшего от войны.

Репарации, объем которых составлял не более 8% от прямого ущерба СССР (более точную цифру трудно определить), наряду с ленд-лизом сыграли существенную, но не решающую роль в восстановлении экономики СССР. В некоторых отраслях они содействовали не только восстановлению разрушенного хозяйства, но и послужили толчком к техническому прогрессу. Однако это, о чем говорят даже иностранные исследователи, - было бы невозможно без самоотверженной работы миллионов советских людей, чей трудовой подвиг сопоставим с Победой.

Исторические источники:

Внешняя политика Советского Союза: документы и материалы. 1947 г. Ч. 1. М., 1952;

Внешняя политика Советского Союза: документы и материалы. 1950 г. М., 1953;

Военнопленные в СССР. 1939 - 1956. Документы и материалы. / Под ред. Загорулько М.М. -М., 2000. С. 12;

Государственный архив Российской Федерации. Ф. 7317. Оп. 2. Д. 5. Л. 96-98; Оп. 50. Д. 17. Л. 2-3; Д. 3. Л. 220; Д. 6. Л. 405-408;

Тегеран - Ялта - Потсдам. Сб. док-тов. / Сост. Санакоев Ш.П., Цыбулевский Б.Л. - М.: «Международные отношения», 1970.

Дополнительная литература:

Karlsch R. Kriegszerstorungen und Reparationslasten // Volkmann H.-E. (Hg.) Ende des Dritten Reiches - Ende des Zweiten Weltkriegs. Munchen, 1995;

Мировые войны ХХ века. М.: Наука, 2002. Кн. 3;

Бущик Г. Экономические связи Беларуси в годы послевоенного восстановления народного хозяйства. // «Директор», 2005, № 5;

Бедюрфтинг Ф. Народ без государства. // Родина, 1995, № 5;

Мурашко Г.П., Волокитина Г.В., Носкова А.Ф. Создание соцлагеря. // Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. - М., 1997. Т. 2: Апогей и крах сталинизма;

Энциклопедический словарь. / Глав. ред. Введенский Б.А. - М.: «Большая Советская Энциклопедия», 1955;

Брандт В. Воспоминания // «Вопросы истории», 1991, № 1;

История России. ХХ век. / Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. и др. - М., 1996;

Социальное и экономическое развитие Эстонской ССР за годы советской власти. Таллин, 1987;

История Второй мировой войны. М., 1957;

Болдырев Р.Ю. Советская оккупационная политика в Восточной Германии (1945-1949 гг.): экономический аспект. Автореф. дисс… канд. ист. наук. Архангельск, 2004;

Галицкий В.П. Немецкие военнопленные в восстановлении хозяйства СССР. // Вторая мировая война и преодоление тоталитаризма. Российско-германская конференция в Волгограде (май 1995). - М., 1997;

Галицкий В.П. Японские военнопленные в СССР: правда и домыслы // Военно-исторический журнал, 1991, № 4;

Галицкий В.П. Временные военнопленные в СССР (1941 - 1945). / Военно-исторический журнал, 1992, № 3;

Wiggers R.D. The United States and the Refusal to Feed German Civilians after World War II. // Ethnic Cleansing in Twentieth-Century Europe.- NY, 2003 P. 281;

Базаров О.Д. Японские военнопленные в Бурятии (1945 - 1948 гг.). Автореф. дисс… канд. ист. наук. Иркутск, 1997.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: