Необходимость предъявления военного билета при трудоустройстве. Военный билет при трудоустройстве Что делать отделу кадров

Документы воинского учёта часто запрашиваются сотрудниками кадрового отдела предприятий, учреждений и организаций при нового работника.

Следует отметить, что эти документы (военный билет для уволенных в запас или приписное удостоверение для лиц, подлежащих призыву) относятся к обязательным для предъявления, хотя их и не всегда желает предъявлять работник, претендующий на вакантное место.

Согласно Положению под номером 719, разработанному Министерством обороны, каждая организация или предприятие обязаны вести учёт сотрудников, которые являются военнообязанными гражданами РФ.

Необходимость вести такой учёт и является основанием для запроса упомянутых документов . О необходимости предъявлять специальные военные лицам, находящимся в призывном возрасте, прямо говорит 65-я статья Трудового кодекса.

Если сотрудник отказывается предъявить приписное удостоверение или военный билет, работодатель имеет законное право отказать ему в приёме на работу. Но при этом отсутствие документа не может указываться в качестве причины отказа (данный момент обозначен в нескольких судебных решениях, например, Вилюйского районного суда, принятого в декабре 2011 года под номером 2-959/2011).

То есть, если работодатель решит принять сотрудника на вакантное место без соответствующего военного документа, он может это сделать.

Но при этом с него не снимается ответственность перед военным комиссариатом согласно КоАП (статья номер 21.4, часть третья). А сотрудники кадрового отдела обязаны уведомить местный военный комитет о допущенном нарушении. На эту обязанность прямо указывает упомянутое Положение Министерства обороны.

Кроме того, за не предъявление военных документов работодатель не имеет права применять .

Поэтому, если допускается такой компромисс при приёме сотрудника на работу, необходимо ещё до подписания выяснить причину отсутствия документов. И затем порекомендовать восстановить их для предъявления по месту работы. Например, работник мог потерять документы, и в этом нет никакого злого умысла. Для восстановления ему необходимо обратиться в военный комитет по месту постоянной прописки и получить дубликат билета или удостоверения. И только после этого работодатель может заключать трудовой контракт, не допуская должностного нарушения.

Законодательный парадокс заключается в отсутствии военного билета или удостоверения в перечне обязательных для принятия на работу документов для всех категорий работников (перечень утверждён отдельным Постановлением правительства и отображён в 65-й статье ТК), что и даёт повод некоторым работодателям (например, занятым предпринимательской деятельностью) принять сотрудника без воинских документов.

Наказание за нарушения

В Положении об учёте военнообязанных граждан прямо указывается на сроки уведомления местного военного комитета (в пункте номер 32). Работодатель в течение четырнадцати дней с момента направляет необходимые сведения в военный комитет.

За этот же срок положено уведомить о допущенных руководителем нарушениях.

Согласно КоАп (статья номер 21.4) налагаются на руководство организации или предприятия. Руководители выплачивают штраф в размере от трёх до десяти минимальных размеров оплаты труда (), установленных правительством в текущем году. С января 2016 года один МРОТ - это сумма в размере 6 204 рублей.

На каких работах билет обязателен?

Некоторые профессии требуют особой физической подготовки и прохождения службы в вооружённых силах. Например, такие требования выдвигаются для пожарных, спасателей, . Также многие государственные учреждения и организации требуют прохождения срочной службы в армии, а военные документы обязательно предъявляются при приёме на работу.

Теоретически не предъявлять их могут лица, возраст которых больше призывного максимума в 28 лет (для рядовых) или в 50 лет (для офицеров). А предъявление обязательно для граждан в возрасте от 18 лет.

Но по факту нахождение в запасе не освобождает от необходимости предъявления военных документов в большинстве случаев трудоустройства (например, человек не является годным к службе, в его военный билет поставлена специальная отметка, а затем он выдан на руки и предъявляется по месту требования).

Также на факт негодности к службе указывает специальная отметка в паспорте.

А поскольку этот документ всегда предоставляется работником при заключении трудового контракта, и, учитывая перечень документов в 65-й статье ТК, не предъявление военных документов не может считаться нарушением для лиц, не подлежащих призыву.

Единственная причина для их предоставления - это получение полных сведений о работнике (работодатель должен быть уверен, что этот работник не является военнообязанным; также он должен отправить сведения о работнике в местный военкомат).

Где и как получить военные документы?

Военные билеты выдаются только при определённых обстоятельствах:

  • гражданин признан негодным к прохождению военной службы, например, ;
  • гражданин прошёл срочную службу;
  • гражданином было окончено военное учебное заведение.

Если мужчина не был призван до 27 лет, он автоматически причисляется к запасникам (ФЗ номер 53, 52-я статья, пункт первый). С этого момента он также может получить военный документ на руки.

Для этого необходимо явиться в местный военный комитет и получить направление на медицинский осмотр. После чего пишется объяснительная (если причины не связаны с отсрочкой), и предоставляется пакет документов, необходимый для оформления билета.

Он формируется:

  • из паспорта;
  • из ксерокопии его второй, третьей и пятой страницы;
  • из фотографии для билета размером три на четыре сантиметра (без уголка для печати);
  • из водительского удостоверения, если таковое имеется;
  • из документов о полученном образовании.

После чего комиссия принимает решение о зачислении в запас. Билет выдаётся в течение десяти дней с момента принятия решения согласно Приказу Министерства обороны под номером 400, изданному в октябре 2007 года.

Лица, подлежащие призыву, вместо военного билета предъявляют по месту требования только приписные удостоверения.

Ответ: Отсутствие у гражданина, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства. Поэтому организация могла принять на работу гражданина без военного билета, если его деловые качества соответствовали вакантной должности на момент трудоустройства.

При этом работодатель в течение двух недель должен сообщить в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведения о принятии такого работника на работу.

За несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу гражданах в установленный срок предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Непредставление работником военного билета уже после трудоустройства не может быть квалифицировано как дисциплинарный проступок независимо от того, по какой причине он его не представил и не представляет работодателю. Соответственно, работодатель не может применить дисциплинарное взыскание в виде выговора к данному работнику.

Неисполнение работником обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, является основанием для привлечения его к административной ответственности в соответствии со ст. 21.5 КоАП РФ.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы воинского учета, если оно является военнообязанным или подлежащим призыву на военную службу.

Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет, являются:

А) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;

Б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) — для военнообязанных (п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение)).

В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях (п. п. 6, 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее — Закон N 53-ФЗ)):

— проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания (пп. "а" п. 30 Положения);

— информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (пп. "г" п. 30 Положения).

Сведения о принятых на работу гражданах нужно направлять в военкомат в течение двух недель (п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ; пп. "б" п. 32 Положения).

Административная ответственность наступает за несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы гражданах (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). Сумма штрафа составляет от трехсот до одной тысячи рублей (п. 54 Положения).

Таким образом, руководитель или другое ответственное лицо за военно-учетную работу может быть привлечен к ответственности за несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятом работнике.

Согласно ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТК РФ).

Под деловыми качествами работника следует понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств, личностных качеств работника (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства, так как такое нарушение не связано с его деловыми качествами (см., например, Определение Московского областного суда от 17.03.2011 по делу N 33-3688, Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 14.08.2012 по делу N 33-1999/2012).

Таким образом, прием на работу граждан, у которых отсутствует документ воинского учета при трудоустройстве, представляется возможным.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, в том числе выговор (ч. 1 ст. 192 ТК РФ). При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Под неисполнением или ненадлежащим исполнением по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей понимается нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т. п. (п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2).

Работодатель должен представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду (п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2).

Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей (см. судебную практику: Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 15.01.2013 по делу N 33-13153).

Соответственно, для применения дисциплинарного взыскания работодателю необходимо установить: требования о представлении какого именно документа нарушил работник, связаны ли противоправные действия работника непосредственно с его трудовыми обязанностями, были ли у работника, совершившего нарушение, уважительные причины.

Возможность исполнения работником трудовых обязанностей не поставлена в зависимость от факта представления документов воинского учета.

Требование представить документы воинского учета при трудоустройстве установлено ст. 65 ТК РФ, то есть до заключения трудового договора, трудовые же отношения, а соответственно, и трудовые обязанности работника возникают лишь с момента его заключения (ст. 16 ТК РФ).

Поэтому представление работником документов воинского учета не относится непосредственно к трудовым обязанностям работника.

Таким образом, непредставление работником военного билета уже после трудоустройства не может быть квалифицировано как дисциплинарный проступок независимо от того, по какой причине он его не представил и не представляет работодателю. Соответственно, работодатель не может применить дисциплинарное взыскание к данному работнику.

Однако напомним, что неисполнение работником обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, является основанием для привлечения его к административной ответственности в соответствии со ст. 21.5 КоАП РФ.

В организацию был принят работник без военного билета. Со дня принятия прошло уже два месяца, военный билет он так и не принес. Можно ли к данному работнику применить дисциплинарное взыскание в виде выговора? Имела ли право организация принять работника без военного билета? Какая за это предусмотрена ответственность?

После окончания института я поступила на работу в отдел кадров большой организации на должность инспектора по кадрам. Недавно у нас уволился инспектор по воинскому учету и мне предложили перевестись на эту должность. Предложили так, что отказаться я не смогла, хотя такой работой раньше не занималась. Кое-что увольнявшийся инспектор мне рассказал, почитала я и должностную инструкцию, но как-то порядок работы до сих пор не «разложился по полочкам». Особенно много вопросов возникает при приеме новых сотрудников. Как поставить их на воинский учет? У кого документы воинского учета можно вообще не спрашивать? И нужно ли сообщать в военкомат о принятых на работу сотрудниках?

Обязанность вести воинский учет возложена на каждого работодателя. Вот только далеко не все из них эту обязанность исполняют. Ваша компания - не в их числе. И это правильно! Специально для вас и всех, кто осознает важность этой функции для государства и ответственно относится к возложенной обязанности, расскажем о том, как правильно при приеме на работу вести воинский учет работника.

Работу специалиста по воинскому учету в любой организации можно условно разделить на три составные части: постановка на воинский учет вновь принятых на работу (заключивших трудовой договор) сотрудников; поддержание в актуальном состоянии сведении воинского учета на установленном и необходимом уровне; снятие работника с воинского учета при прекращении трудовых отношений. Отвечая на ваш вопрос, мы рассмотрим только первую, но наиболее сложную часть работы специалиста - постановку принятого работника на воинский учет.

Кто подлежит воинскому учету?

Воинскому учету в организациях подлежат три группы работников:

  • граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе («призывники»);
  • граждане, пребывающие в запасе («военнообязанные»);
  • граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу.

Граждане последней категории ставятся на воинский учет по месту их пребывания, в том числе и в организации прохождения альтернативной гражданской службы, с 12 декабря 2011 г. в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральные законы от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о воинской обязанности ) и от 25.07.2002 № 113-Ф3 «Об альтернативной гражданской службе».

Принимая на работу граждан призывного возраста, нужно знать, что не все из них обязаны состоять на воинском учете. Некоторые призывники освобождены от исполнения воинской обязанности (п. 2 ст. 22 Закона о воинской обязанности ).

В большинстве случаев призывники освобождаются от исполнения воинской обязанности по состоянию здоровья на основании решения, принимаемого призывной комиссией по результатам медицинского освидетельствования (заключения ВВК). В этом случае им выдается военный билет, в котором в п. 6 раздела III указывается дата, наименование призывной комиссии муниципального образования и ее решение - «Не годен к военной службе» с указанием категории годности гражданина к военной службе - «Д».

К «военнообязанным» относятся:

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, ставятся на воинский учет по месту прохождения этой службы

  • граждане мужского пола, пребывающие в запасе;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас ВС РФ;
  • успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при учреждениях высшего профессионального образования и окончившие эти учреждения;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу, предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по каким- либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу (п. 12 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утв. Генеральным штабом ВС РФ; далее - Методические рекомендации ).

Работники женского пола подлежат воинскому учету, только если они имеют военно-учетные специальности и профессии, перечень которых см. на .

Не подлежат воинскому учету в организациях граждане:

а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом о воинской обязанности;

б) проходящие военную службу;

в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

д) постоянно проживающие за пределами РФ;

е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР России и ФСБ России.

Процедуру постановки работника на воинский учет при приеме на работу можно разделить на несколько этапов.

Наша справка

Отметка об отношении к воинской обязанности представляет собой прямоугольный штамп размером 70х20 мм. В штампе указывается отношение к воинской обязанности в зависимости от пола военнообязанного, дата внесения штампа и подпись сотрудника, осуществившего внесение штампа. При внесении штампа специальным принтером дополнительно указывается код подразделения сотрудника, осуществившего внесение штампа. Образцы штампов об отношении к воинской обязанности см. на .

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Постановлением Правительства РФ от 22.03.2012 № 228 Министерству обороны РФ было поручено определить порядок воинского учета граждан (работников) по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы. Однако до настоящего времени такой порядок не утвержден

Этап 1 Проверка документов

Шаг 1 Получение от работника документов воинского учета.

При заключении трудового договора гражданин, поступающий на работу, должен предъявить работодателю документы воинского учета только в случае, если он является военнообязанным или подлежащим призыву на военную службу (ст. 65 Трудового кодекса РФ; далее - ТК РФ ).

Документами воинского учета являются:

1. Для призывников - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписное свидетельство);

2. Для военнообязанных - военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета).

Шаг 2 Проверка документов воинского учета.

Начать необходимо с проверки наличия в паспорте гражданина РФ отметки об отношении к воинской обязанности (на с. 13 в разделе «Воинская обязанность» ).

При проверке подлинности документов воинского учета и подлинности записей в них необходимо обратить внимание на соответствие данных документов паспортным данным гражданина, на наличие фотографии и ее соответствие владельцу, а во временных удостоверениях - на срок их действия. Формы этих документов, а также порядок их ведения и хранения установлены в Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан РФ (утв. приказом Министра обороны РФ от 19.11.2007 № 500, далее - Инструкция по воинскому учету ).

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Основные положения обязанностей граждан, подлежащих призыву на военную службу, и военнообязанных по воинскому учету в мирное время по мобилизационной подготовке, в период мобилизации, военного положения, а также в военное время в виде извлечений из Закона о воинской обязанности и Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» размещены непосредственно на последних страницах документов воинского учета. В конце этих текстов отведено место для росписи работника за ознакомление со своими обязанностями и дата ознакомления. Поэтому, подробно разъяснив работнику его обязанности с учетом особенностей мобилизационного плана организации, рекомендуем вам проверить наличие личной подписи работника за ознакомление с ними, и в случае ее отсутствия попросить его расписаться и поставить дату ознакомления

При этом документы воинского учета должны вестись (заполняться) аккуратно, без исправлений, помарок и неустановленных сокращений, четким и разборчивым почерком. Записи и подписи должностных лиц производятся только тушью черного цвета. Подписи должностных лиц должны быть разборчивыми и включать в себя следующие реквизиты: наименование воинской должности (должности), воинское звание, инициал имени и фамилию должностного лица.

ПРИМЕР

Удостоверение «призывника» имеет обложку с изображением Герба РФ и надписи «Российская Федерация. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу».

Обязательно нужно проверить наличие отметки о приеме гражданина на воинский учет:

  • в военном билете офицера запаса, а также в военном билете солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана запаса (штамп размером 35x30 мм, заверенный подписью должностного лица и гербовой печатью);
  • в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу (штамп военного комиссариата). Образцы штампов о приеме (снятии) на воинский учет и порядок их заполнения см. на сайте: .

Вы наверняка спросите, а что делать, если при проверке документов обнаружатся какие-либо ошибки, неточности, проблемы? Отвечаем.

А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ?

Административные меры к должностным лицам организации за правонарушения в области воинского учета предусмотрены гл. 21 КоАП РФ:


ПОДРОБНЕЕ

В случаях отсутствия отметок на с. 13 паспорта гражданина РФ об отношении к воинской обязанности или о постановке на воинский учет в документах воинского учета вы обязаны направлять: офицеров запаса и призывников - в структурное подразделение военного комиссариата по месту жительства или месту пребывания; солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса - в структурное подразделение военного комиссариата по месту жительства (месту пребывания), а проживающих на территории муниципальных образований, где нет структурных подразделений военного комиссариата, - в орган местного самоуправления. Форма такого направления в нормативных правовых актах не определена, поэтому вы можете разработать свою форму (пример 1 ) и внести ее в Сборник типовых и трафаретных текстов документов кадровой службы.

Кроме того, при обнаружении в документах воинского учета неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов направляйте их владельцев в военный комиссариат, в котором они состоят или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете, для уточнения документов воинского учета и устранения выявленных замечаний.

О том, как организовать воинский учет в организации, см.: «Электронная система кадровика». «Разъяснения экспертов».

1. Обязательно проверьте у военнообязанного запаса наличие в военном билете отметки о вручении ему мобилизационного предписания. Такая отметка в виде штампа размером 35x30 мм ставится в военном билете офицера запаса в п. 17 «Отметки о выдаче и изъятии мобилизационных предписаний» на с. 15-22 (в военных билетах, изданных до 2000 г., - в п. 15 на с. 14-21), а в военном билете солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов - в разделе VII «Отметки о выдаче и об изъятии мобилизационных предписаний» на с. 16-18.

ПРИМЕР

Мобилизационное предписание с двумя контрольными талонами к нему вклеивается в военном комиссариате на внутреннюю сторону задней обложки военного билета. На практике бывает, что штамп о выдаче мобилизационного предписания в военном билете стоит, а само предписание отсутствует. В такой ситуации нужно направить работника в военный комиссариат для уточнения документов воинского учета (пример 2 ). 

2. Проверьте у военнообязанного наличие жетона с личным номером Вооруженных Сил РФ, если в военном билете есть отметка о его вручении. Как правило, жетоны изымаются у военнообязанных при увольнении в запас и хранятся в структурных подразделениях военкоматов, однако могут быть случаи, когда жетон с личным номером вручается военнообязанному и в военном билете делается отметка о его вручении в разделе «Особые отметки».

Этап 2 Заполнение личной карточки работника

Воинский учет призывников и военнообязанных в организациях осуществляется по личным карточкам работников (унифицированная форма № Т-2, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Обутверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» ) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (унифицированная форма № Т-2 ГС (МС)). Раздел II «Сведения о воинском учете» (далее - Раздел II ) личных карточек на военнообязанных заполняется на основании военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), а на призывников - на основании удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу (примеры 3, 4, 5 ). Порядок заполнения Раздела II личных карточек работников (военнообязанных и призывников) определен Методическими рекомендациями.

При этом записи должны производиться чернилами, шариковыми, гелевыми и другими ручками черного или синего цветов, а записи в п. 7 и отметки о проведении последней сверки с документами воинского учета военных комиссариатов (органов местного самоуправления) - простым карандашом.

Этап 3 Разъяснение обязанностей по воинскому учету

Специалист по воинскому учету обязан разъяснить работникам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и моблизации, установленных законодательством РФ и Положением о воинском учете, осуществлять контроль их исполнения, а также информировать граждан об их ответственности за неисполнение этих обязанностей. Да-да! Это тоже входит в ваши обязанности.

Этап 4 Направление сведений о принятых работниках в военный комиссариат

Для поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета структурных подразделений военных комиссариатов, руководители, ответственные за военно-учетную работу, должностные лица (работники) организаций обязаны направить в двухнедельный срок в структурные подразделения военкоматов и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятых на работу (пример 6 ).

ПРИМЕР 1

Направление работника в структурное подразделение военного комиссариата


ПРИМЕР 2

Направление работника в структурное подразделение военного комиссариата для уточнения документов воинского учета


ПРИМЕР 3

Личная карточка работника на офицеров запаса (фрагмент )


ПРИМЕР 4

Личная карточка работника на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов запаса (фрагмент )


ПРИМЕР 5

Личная карточка на граждан, подлежащих призыву на военную службу (фрагмент )


ПРИМЕР 6

Сведения о принятом работнике, подлежащем воинскому учету

Журнал: Всё для кадровика, По состоянию на: 14.11.2012, Год: 2012, Номер: №12

  • Кадровое делопроизводство

Здравствуйте!

Скажите, пожалуйста, имеет ли право Работодатель принять на работу сотрудника, подлежащего воинскому учету, без военного билета (или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу)?

Если это нарушение, то чем это грозит в данном случае Работодателю?”

Ответ

При заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, предъявляют работодателю документы воинского учета. Военнообязанные, пребывающие в запасе, должны предъявить военный билет или временное удостоверение, выданное взамен военного билета, а призывники - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

В перечень документов, которые сотрудник должен предъявить при приеме на работу, входят:

    паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Например, свидетельство о рождении для лиц, не достигших 14 лет, заграничный паспорт для граждан России, постоянно проживающих за ее территорией;

    трудовая книжка (кроме совместителей и впервые поступающих на работу);

    страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (кроме впервые поступающих на работу);

    документы воинского учета. Для военнообязанных, пребывающих в запасе, военный билет или временное удостоверение, выданное взамен военного билета, а для призывников удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу ( Положения, утвержденного );

    документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (если работа требует специальных знаний или специальной подготовки);

    справка о наличии (отсутствии) судимости или уголовного преследования (если работа связана с деятельностью, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, например педагогической деятельностью) ().

Требовать документы, которых нет в этом списке, можно только в случаях, предусмотренных законодательством. Например, если организация принимает сотрудника на работу с вредными или опасными условиями труда, он должен представить соответствующее заключение по результатам предварительного медосмотра, подписанное врачом и заверенное печатью лечебно-профилактического учреждения ().

С представленных документов нужно снять копии и хранить их, например, в . Там же могут находиться трудовая книжка, трудовой договор, приказ о приеме на работу и все последующие приказы, касающиеся сотрудника.

Можно ли принять на работу сотрудника, у которого в военном билете стоит запись о снятии с учета. Отметка о постановке на учет отсутствует

При заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, предъявляют работодателю документы воинского учета (). Военнообязанные, пребывающие в запасе, должны предъявить военный билет или временное удостоверение, выданное взамен военного билета, а призывники - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу ( Положения, утвержденного ).

В свою очередь работодатель обязан проверить наличие у лица, поступающего на работу, отметки в паспорте гражданина России об отношении к воинской обязанности, наличие документов воинского учета и отметок о постановке на воинский учет по местожительству или местопребыванию. При наличии в военном билете отметки о вручении мобилизационного предписания проверяется его наличие (для военнообязанных запаса). Об этом говорится в Положения, утвержденного .

Отсутствие отметки о постановке на воинский учет не является основанием для отказа сотруднику в приеме на работу. При этом у работодателя возникает обязанность сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат о факте приема на работу сотрудника, у которого отсутствует отметка в военном билете о постановке на учет ( Положения, утвержденного ).

За нарушение порядка ведения воинского учета, в том числе за несвоевременное уведомление, предусмотрена ().

Нина Ковязина

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

    Ответ: Как организовать воинский учет сотрудников

Организация воинского учета

Все организации независимо от форм собственности обязаны вести своих сотрудников ( , ).

Воинский учет нужно вести в соответствии с , утвержденным (), и , утвержденными Генштабом Вооруженных сил РФ.

Сотрудники, подлежащие воинскому учету

К сотрудникам, подлежащим воинскому учету, относятся:

Сотрудники, не подлежащие воинскому учету

Воинскому учету не подлежат сотрудники:

    освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (например, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, прошедшие военную службу в другом государстве и т. п.);

    проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

    женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

    постоянно проживающие за пределами России;

    имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР России и ФСБ России.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный.

На специальном воинском учете состоят сотрудники, которые в установленном порядке бронируются за организациями и учреждениями на период мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Все остальные сотрудники состоят на общем воинском учете. Об этом говорится в Положения, утвержденного .

Воинский учет ведется на основании документов воинского учета ( Положения, утвержденного ). Их должны предъявлять граждане при приеме на работу (). При непредъявлении данных документов организация обязана сама запросить сведения о статусе человека в контексте воинского учета ().

К документам воинского учета относятся:

    для военнообязанных женщин паспорт гражданина РФ с наличием в нем соответствующего штампа.

Как определить, что сотрудник, которого организация принимает на работу, подлежит воинскому учету

Отношение к воинской обязанности можно определить по паспорту гражданина Российской Федерации ( Положения, утвержденного ).

При приеме на работу нового сотрудника нужно проверить его паспорт. Если гражданин подлежит воинскому учету, то на 13-й странице паспорта будет стоять штамп «Военнообязанный» ( Описания бланка паспорта, утвержденного ).

Можно ли отказать в приеме на работу лицу, не предъявившему документы воинского учета

Документы воинского учета военнообязанные граждане или призывники предъявляют при приеме на работу (). При их непредъявлении организация обязана сама запросить сведения о статусе сотрудника в контексте воинского учета ().

Однако Трудовой кодекс РФ не содержит положений, запрещающих организации принимать на работу граждан без документов воинского учета. Более того, отказав в приеме на работу такому соискателю, организация нарушит его трудовые права (ст. и ТК РФ).

О приеме на работу сотрудника, не предъявившего документы воинского учета, необходимо сообщить в военкомат ( Положения, утвержденного ). Если организация не исполнит данную обязанность, это может повлечь привлечение к ().

За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель ( , Положения, утвержденного ).

Проект приказа следует согласовать с территориальным военным комиссариатом или органом местного самоуправления, который занимается первичным воинским учетом на территориях, где нет военных комиссариатов.

Помимо приказа, необходимо разработать план работ по организации воинского учета. Его приведена в , утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ. Такой план также необходимо согласовать с военным комиссариатом, причем впоследствии такую процедуру нужно будет проводить ежегодно ( Методических рекомендаций, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ).

Вместе с приказом и планом работ в военный комиссариат нужно представить:

    справку из администрации района о том, что данная организация зарегистрирована по указанному местонахождению;

    Эти документы необходимы для постановки организации на учет в военном комиссариате.

    Унифицированная форма карточки учета организации законодательством не установлена. В частности, российские суды для постановки на первичный учет в военкомате применяют форму следующего ().

    Подготовленные документы направьте в два адреса: военный комиссариат и комиссию по бронированию. Туда же следует обращаться для уточнения информации о применяемой в конкретном регионе формы карточки учета организации и составе документов для постановки на учет.

    Обязанности сотрудников, ведущих воинский учет

    В обязанности лица, отвечающего за воинский учет в организации, в частности, входит:

    1. Проверять наличие документов воинского учета при приеме на работу сотрудников.
    В частности, наличие отметок в паспорте об отношении к воинской обязанности, подлинность документов воинского учета, а также записей в них о постановке на воинский учет по месту жительства или пребывания.

    2. Вести воинский учет сотрудников.
    А именно заносить данные из документов воинского учета сотрудников в личные карточки формы () (утверждена ).

    3. Оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету.
    В частности, сообщать им о вызовах в военкомат, разъяснять порядок мобилизационной подготовки, вручать повестки, а также информировать об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.

    4. Информировать военкоматы о нарушениях воинского учета.
    А именно о невыполнении сотрудниками обязанностей по воинскому учету, выявлении ошибок в документах воинского учета или их подделке.

    5. Отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по местонахождению организации) или органами местного самоуправления.
    Представлять туда:

    • 6. Поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.
      А именно:

      • сверять не реже одного раза в год: сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан, а также в документах воинского учета военкоматов или органов местного самоуправления;

        вносить в личные карточки сведения об изменениях личных данных сотрудников, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты.

      Такой порядок следует из пунктов , и Положения, утвержденного .

      Как уведомить военкомат о приеме на работу и увольнении военнообязанных сотрудников

      О приеме и увольнении сотрудника, подлежащего воинскому учету, работодатель обязан в течение двух недель уведомить военный комиссариат и (или) органы местного самоуправления ( Положения, утвержденного , Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организации, утвержденных ).

      Направить сведения можно по , которая приведена в , утвержденных .

      Непредставление таких сведений влечет ().

      Ответственность за нарушение порядка ведения воинского учета

      За нарушение порядка ведения воинского учета предусмотрена административная ответственность ( Положения, утвержденного ).

      Ответственность предусмотрена в отношении руководителя или сотрудника, ответственного за ведение воинского учета. Размер штрафов составляет:

        за неоповещение военкомата о приеме или увольнении гражданина, подлежащего воинскому учету, от 300 до 1000 руб. ();

        за ненаправление по запросу военкомата и органов местного самоуправления в установленный срок необходимых сведений о гражданах, обязанных состоять на воинском учете, от 300 до 1000 руб. ();

        за непредставление до 1 ноября (ежегодно) в военкоматы списков граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет, от 300 до 1000 руб. ();

        за неоповещение сотрудника о вызове (повестке) военкомата и необеспечение ему возможности своевременной явки в место, указанное военкоматом, от 500 до 1000 руб. ().


Обязательно нужно проверить наличие отметки о приеме гражданина на воинский учет:

  • в военном билете офицера запаса, а также в военном билете солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана запаса (штамп размером 35×30 мм, заверенный подписью должностного лица и гербовой печатью);
  • в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу (штамп военного комиссариата). Образцы штампов о приеме (снятии) на воинский учет и порядок их заполнения см. на сайте: www.hr-portal.ru.

Вы наверняка спросите, а что делать, если при проверке документов обнаружатся какие-либо ошибки, неточности, проблемы? Отвечаем. А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ? Административные меры к должностным лицам организации за правонарушения в области воинского учета предусмотрены гл. 21 КоАП РФ: ПОДРОБНЕЕ О том, как организовать воинский учет в организации, см.: «Электронная система кадровика».

Содержание

  • Нужен ли военный билет при приеме на работу
  • Какие документы должны предоставить лица в запасе, а какие - подлежащие призыву
  • Зачем нужен документ призывника
  • О сотрудниках какого возраста работодатель обязан информировать военкомат
  • Кто является военнообязанными, призывниками и невоеннообязанными
  • Можно ли вместо оригинала предъявить копию
    • Какие страницы и сведения должна содержать копия
  • Ответственность работодателя при приеме на работу без военного билета

При трудоустройстве у нового работника требуют целый пакет документов. В него входит и военный билет, который подтверждает факт постановки на воинский учет.


Таким способом государство собирает, обобщает и анализирует информацию о гражданах, которые подлежат призыву и мобилизации.

Как действовать если у работника нет военного билета?

Военная, альтернативная службаВопрос Я ознакомилась со статьей Как организовать воинский учет персонала — правильно ли я поняла, что отсутствие военного билета (т.е человек не стал на воинский учет)- не является основанием отказать ему в трудоустройстве? А я просто должна сообщить в военкомат о том, что сотрудник не стал на воинский учет? Я когда пошла в военкомат, они утверждают, что Я буду нести ответственность и при проверке у нас будут штрафы. Ответ Ответ на вопрос: Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, поступающие на работу, предъявляют работодателю, наряду с другими документами, документы воинского учета.Однако при этом ничего не говорится о возможности работодателя отказать в заключении трудового договора в случае непредъявления работником каких-либо документов, перечисленных в этой статье.

Организуем воинский учет

Число работников по воинскому учету и бронированию граждан в организациях определяется исходя из норм, установленных п. 12 Положения о воинском учете (см. таблицу). ТАБЛИЦА Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях Количество работников, состоящих на воинском учете Число работников, осуществляющих воинский учет Менее 500 Один работник, выполняющий обязанности по совместительству От 500 до 2 000 Один освобожденный работник От 2 000 до 4 000 Два освобожденных работника На каждые последующие 3 000 По одному освобожденному работнику В случае отсутствия военно-учетного работника (по причине болезни или отпуска) руководитель должен назначить другого ответственного за учет работника, которому по акту передают все документы, в том числе бланки специального учета (журнал проверок состояния воинского учета) и личные карточки (форма № Т-2).

Прием на работу и учет военнообязанных

ТК РФ).Таким образом, при трудоустройстве работник должен предъявить документы воинского учета, а именно: удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников и военный билет либо временное удостоверение, выданное взамен военного билета, - для граждан, пребывающих в запасе. Если гражданин, устраивающийся на работу, отказывается представить документы, предусмотренные ст.
65 ТК РФ, то работодатель имеет право и даже обязан отказать ему в приеме на работу. В данном случае отказ является обоснованным, поскольку установленные Трудовым кодексом РФ требования являются обязательными.


Если все же работодатель принял на работу гражданина, обязанного состоять на воинском учете, который не предъявил документы воинского учета, то он должен в двухнедельный срок со дня приема на работу указанного работника уведомить об этом соответствующий военкомат.

Осуществляем воинский учет

Инфо

Кто является военнообязанными, призывниками и невоеннообязанными Важная информация При приеме на работу соискатель вместо военного билета может принести справку из военкомата. Такие справки выдаются военнообязанным гражданам РФ, достигшим 27 лет, но не прошедшим военную службу по призыву, и становятся полноценной заменой основного военно-учетного документа (ст.


38, 49, 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Согласно закону, воинскому учету подлежат лица трех категорий:
  1. Призывники - это мужчины от 18 до 27 лет, не прибывающие в запасе и обязанные становиться на воинский учет.
  2. Военнообязанные - все мужчины в возрасте от 18 до 50 лет, кроме тех, кто признан негодным к службе по состоянию здоровья.
  3. Лица, проходящие альтернативную гражданскую службу.

Невоеннообязанными являются молодые люди до 18 лет и мужчины старше 50 лет.

Если соискателю отказали в должности из-за того, что у него отсутствует военный билет, он может поступить так:

  1. Обратиться в трудовую инспекцию.
  2. Заявить на организацию в суд.
  3. Получить билет.

Какие страницы военного билета должны быть в личном деле сотрудника Работник кадровой службы должен сделать копии и внести в личное дело нового сотрудника такие страницы:

  • запись комиссии призыва;
  • отметки о службе и демобилизации;
  • сведения о присвоенном звании, наградах и т.п.;
  • отметки о запасе и военном сборе;
  • метрические данные;
  • отметки о постановке на учет и снятии с него;
  • идентификационный номер документа.

Копии страниц с этими сведениями должны быть четкими, на них не должно быть неясных символов.

Если у сотрудника нет документов воинского учета

Положения);- по определению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и (или) принятию необходимых мер к постановке их на воинский учет (пп. «а» п. 31 Положения).За неисполнение обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, руководитель организации (другое лицо, ответственное за осуществление воинского учета в организации) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ.

Внимание

При заключении трудового договора гражданин, поступающий на работу, должен предъявить работодателю документы воинского учета только в случае, если он является военнообязанным или подлежащим призыву на военную службу (ст. 65 Трудового кодекса РФ; далее — ТК РФ). Документами воинского учета являются: 1. Для призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписное свидетельство); 2.

Для военнообязанных — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета). Шаг 2 Проверка документов воинского учета. Начать необходимо с проверки наличия в паспорте гражданина РФ отметки об отношении к воинской обязанности (на с.

13 в разделе «Воинская обязанность»).
Ф).Учет граждан, состоящих на воинском учете Согласно подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 14 июля 2008 г.; далее - Федеральный закон № 61-ФЗ) все организации обязаны осуществлять воинский учет. Воинский учет граждан Российской Федерации организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом № 61-ФЗ, Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31- ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 25 октября 2006 г.), Положением о воинском учете. Словарик Воинский учет - это вид исполнения гражданами воинской обязанности, который обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.

После окончания института я поступила на работу в отдел кадров большой организации на должность инспектора по кадрам. Недавно у нас уволился инспектор по воинскому учету и мне предложили перевестись на эту должность.

Предложили так, что отказаться я не смогла, хотя такой работой раньше не занималась. Кое-что увольнявшийся инспектор мне рассказал, почитала я и должностную инструкцию, но как-то порядок работы до сих пор не «разложился по полочкам».
Особенно много вопросов возникает при приеме новых сотрудников. Как поставить их на воинский учет? У кого документы воинского учета можно вообще не спрашивать? И нужно ли сообщать в военкомат о принятых на работу сотрудниках? Обязанность вести воинский учет возложена на каждого работодателя. Вот только далеко не все из них эту обязанность исполняют. Ваша компания — не в их числе.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: