Непосредственное (прямое) действие основных прав и свобод человека. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина: понятие, структура, непосредственное действие Действие прав и свобод человека

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

тема: "Сущность, понятие и система прав и свобод человека и гражданина"

Москва - 2011

ВВЕДЕНИЕ

1. Права и свободы человека

2. Конституционные принципы

Проблема классификации основных прав и обязанностей

Классификация прав и свобод (личные, политические, социально-экономические)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Права и свободы человека - понятие, характеризующее правовой статус личности по отношению к государству, его возможности и притязания в различных сферах жизни .

Права и свободы человека - это такие права, которые принадлежат не только определенному кругу лиц, но и любому человеку. Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью . Их признание, соблюдение и защита - одна из основных обязанностей государства.

1. Права и свободы человека

Права и свободы человека :

-устанавливают сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию;

-упорядочивают и координируют общественные связи и отношения на основе общепризнанных международных норм и стандартов в области прав человека;

-очерчивают границы деятельности государства, предотвращая неоправданное вторжение государства в сферу личной свободы человека, ставя преграды всевластию и возможному произволу государственных структур;

-определяют параметры взаимоотношений человека и государства, ответственность последнего перед личностью и обществом;

-обеспечивают раскрытие творческого потенциала каждой личности, устойчивое развитие общества, его стабильность и нормативную жизнедеятельность.

2. Конституционные принципы

Сущность прав и свобод человека во многом обусловлена конституционными принципами взаимоотношений между государством и личностью. Эти принципы представляют собой исходные начала, руководящие идеи, на которых строятся отношения между государством и личностью, отношения между людьми в российском обществе. Нельзя не признать справедливым утверждение о том, что в определении правового статуса личности имеет значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, на основе которых осуществляется их использование . Исходя из них может ограничиваться пользование правами или, наоборот, обеспечиваться для этого широкий простор. Таким образом, по этим принципам можно судить о правовом статусе личности в целом. К их числу относятся :

Неотчуждаемость основных прав и свобод человека;

Зависимость полноты осуществления прав одними от добросовестного выполнения обязанностей другими;

Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина;

равенство прав и свобод.

В основе принципа неотчуждаемости основных прав и свобод человека заложена известная идея естественно-правовой доктрины, согласно которой одни права и свободы существовали до государства и не зависели от его признания, другие же, напротив, провозглашались государством и поэтому не существовали до него. Первые считались правами человека, т. е. естественными, прирожденными и неотъемлемыми, а вторые - правами гражданина.

Как известно, понятие "неотчуждаемые естественные права" в прежних отечественных конституциях не применялось, поскольку считалось, что никаких заранее запрограммированных параметров для конституции не может быть . Все права и свободы объявлялись строго производными от существующего общественно-политического строя. Любая личность воспринималась лишь как гражданин, тесно связанный со своим государством. И только государство по своему усмотрению могло определять соответствующий статус человека.

В настоящее время принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека закреплен в ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации. Он означает, что ни одно из провозглашенных в Конституции основных прав человека не может быть произвольно изъято государством или ограничено в объеме без указания оснований ограничений. Соответствующие права могут быть ограничены государством лишь в строго установленных случаях на основе Конституции и закона. Конституция закрепляет, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Кроме того, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия (ч. 1 ст. 56). Однако и в данном случае в соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации не предлежат ограничению многие права и свободы, предусмотренные Конституцией: ст.ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24. 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46-54 .

Следует заметить, что ограничения прав и свобод сбалансированы правом на обжалование действий должностных лиц соответствующих государственных органов, закрепленным в Конституции Российской Федерации и ряде иных законодательных актов.

Неотчуждаемый характер прав и свобод состоит также в том, что любой человек в Российской Федерации не может взять на себя обязательство перед кем бы то ни было не пользоваться своим правом или совокупностью прав. Подобные обязательства не имеют юридического значения. В случае нарушения основных прав и свобод человека они должны быть восстановлены соответствующими государственными органами или законными действиями лица, чьи права были нарушены.

Анализируя принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека, нетрудно заметить, что законодатель в рассматриваемом смысловом выражении использует два сходных термина: "права" и "свободы". Большинство государствоведов считают, что различие между понятиями "право" и "свобода" в достаточной мере условно, так как оба они определяются через правовую возможность. И то и другое означает юридически признанную возможность человека избирать вид и меру своего поведения как личности, гражданина государства или лица, не являющегося его гражданином .

Вместе с тем понятие "право" в большей мере предполагает для реализации последнего какие-то положительные действия, "услуги" со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур (право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и т. п.).

Понятие "свобода", как правило, связано с характеристикой таких правомочий личности, которые определяют сферу ее самостоятельности, защиты от вмешательства во внутренний мир (свобода вероисповедания, совести и т. д.) .

Принцип зависимости полноты осуществления прав одними от добросовестного выполнения своих обязанностей другими находит свое отражение в ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, где говорится о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других людей. Отсюда вытекает необходимость строго правомерного использования своих прав каждым человеком вне зависимости от его государственной принадлежности . Иными словами, обладание правами и свободами не означает возможности ничем не ограниченного произвола при их осуществлении или злоупотребления ими.

Эти конституционные положения полностью соответствуют международным документам о правах человека. Так, в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закреплено, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Рассматриваемый принцип имеет важное значение для обеспечения как нормальной жизнедеятельности общества, так и отдельно взятого человека. Именно права и свободы человека и гражданина призваны обеспечить реализацию многообразных интересов индивида в различных сферах общественных отношений. Они предоставляют ему свободу выбора в осуществлении индивидуальных интересов и вместе с тем определяют границы этой свободы. Ни одно общество не может предоставить человеку беспредельную свободу, поскольку это привело бы к проявлению эгоистического своеволия и анархизма, к бесконечным столкновениям и конфликтам индивидуальных интересов .

Одним из важнейших принципов является принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими . Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими означает, что конституционные права и свободы являются основой для соответствующих правовых предписаний любого уровня. Действие данного принципа тесно взаимосвязано с положением ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации о прямом действии Конституции на всей территории страны: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации" . Исходя из этого, любой гражданин, а также лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, может ссылаться на Конституцию, руководствоваться ею, если находит несоответствие с ней норм текущего законодательства .

Однако принцип непосредственного действия прав и свобод не исключает того, что некоторые из них все же нуждаются в конкретизации в текущем законодательстве, а также в разработке соответствующих процедур и правил, регулирующих их реализацию. Конституция в ряде случаев сама прямо предусматривает необходимость принятия соответствующих федеральных конституционных и федеральных законов . Например, в специальных законах должен определяться порядок приобретения российского гражданства, порядок въезда и выезда в страну и т. д. Но в любом случае неизменно требование о том, что при конкретизации определенного конституционного права смысл и содержание закона должны быть неукоснительно и однозначно обусловлены содержанием этого права. Причем существующий перечень прав и свобод, равно как и правомочий, вытекающих из конкретного конституционного права, может быть расширен, но не сокращен. В этой связи имеет важное значение конституционная норма о том, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).

Принцип равенства прав и свобод, безусловно, составляет один из коренных устоев конституционно-правового статуса личности в любой из форм ее проявления. В ст. 19 Конституции Российской Федерации закреплено :

все равны перед законом и судом;

государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации;

Таким образом, действующая Конституция выделяет три основных аспекта проявления равноправия: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины. Все эти конституционные установления основаны на положениях Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и международных пактов 1966 г. (Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах).

Общеизвестно, что зафиксированные в Конституции права и свободы обычно называют конституционными, или основными . Однако ими не исчерпываются все права и свободы личности, поскольку согласно ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации "перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина" . Таким образом, существующие конституционные нормы являются исходными, базисными и предопределяют содержание иных правовых норм, касающихся прав и обязанностей личности.

Заслуживают поддержки доводы тех авторов, которые считают, что существует набор причин, по которым одни права и свободы закрепляются конституционно, другие - в текущем законодательстве. К причинам закрепления их в Конституции принято, в частности, относить :

значимость этих прав и свобод для человека и общества;

изначальный, прирожденный и неотчуждаемый характер принадлежащих человеку прав и свобод;

верховенство конституционных (основных) прав и свобод, делающее все иные права и свободы в той или иной сфере жизни производными;

принадлежность основных прав и свобод каждому человеку и гражданину либо каждому гражданину;

всеобщность основных прав, свобод и обязанностей (их равенство и единство для всех без исключения - для каждого человека или для каждого гражданина):

основные права, свободы и обязанности не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина;

действие основных прав и свобод на всей территории государства.

3. Проблема классификации основных прав и обязанностей

право свобода конституционный гражданский

Основные права и обязанности хотя и имеют общие характеризующие признаки и сходную форму юридического закрепления, тем не менее весьма разнообразны по своему содержанию. В юридической литературе проблеме классификации основных прав и обязанностей уделялось большое внимание. Предложены различные модели классификации основных прав и свобод человека. Однако до сих пор не найдена такая классификация, которая в полной мере удовлетворяла бы всех исследователей данного института .

В действительности любая классификация основных прав и свобод представляет собой закономерное следствие широкого теоретического анализа всего спектра конституционных норм, определяющих в своей совокупности практически все стороны общественной жизни человека . Развитие конституционного статуса гражданина ведет к расширению основных прав, свобод и обязанностей. Кроме того, четко выраженной тенденцией является дальнейшее обогащение конституционного статуса гражданина практически по всем направлениям. Отсюда - увеличивающееся количество групп основных прав и свобод, растущая детализация классификаций. При этом, как правильно замечает Л. Д. Воеводин, "любая претендующая на научную значимость классификация должна, по крайней мере, отвечать следующим критериям :

а) единство и однородность, взятые за исходный пункт для систематизации и классификации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

б) чтобы каждая группа включала однородные по содержанию права (свободы), чтобы объединялись они независимо от места нахождения в Конституции;

в) чтобы классификация соответствовала логике истории возникновения и развития, а не была простой схемой - деление ради деления" .

Так, в зависимости от субъекта права подразделяют права человека и права гражданина. Права человека считаются определяющими, отправными, так как адресуются всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором проживают или нет. Конституция Российской Федерации, закрепляя права человека, употребляет такие выражения, как "каждый", "каждому", "все", "никто не может быть лишен". Кроме того, права человека имеются в виду и тогда, когда в Конституции применяется обезличенная обязанность государства что-то "гарантировать", "признавать" или "охранять" .

Очевидно, что использование таких выражений в статьях Конституции подчеркивает признание этих прав за любым человеком, находящимся на территории Российской Федерации, независимо от того, является ли он российским гражданином, иностранцем или лицом без гражданства.

Права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом в силу его принадлежности к данному государству. Там, где речь идет о правах гражданина, статьи Конституции начинаются со слов "граждане Российской Федерации имеют право". Отсюда следует, что лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, находясь на территории нашей страны, этими правами не пользуются или же реализуют их в особом порядке.

По характеру осуществления права можно разделить на две самостоятельные группы : первую составляют те из них, которые реализуются в конкретных правоотношениях (право на отдых, социальное обеспечение, объединение; вторую образуют права, реализуемые вне правоотношений, и лишь их нарушение может породить конкретные правоотношения (сюда относится неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на жизнь, право на охрану достоинства личности).

По форме осуществления они разделяются на права, реализуемые в коллективе (право на объединение, собрания, митинги и демонстрации), и права, исполняемые в индивидуальном порядке (свобода мысли и слова, право на охрану здоровья и медицинскую помощь).

По характеру обеспечения основные права можно разграничить на права, для осуществления которых со стороны государства требуется предоставлять в распоряжение человека и гражданина определенные материальные и духовные блага (право на социальное обеспечение, отдых, на образование), и нрава, для реализации которых достаточно поддержания общественного порядка и соблюдения законности (неприкосновенность жилища, частной жизни, личная и семейная тайны). Различают права и свободы, прямо сформулированные в Конституции РФ (закрепленные в гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина"), и права и свободы, вытекающие из других ее положений (закрепленные в иных ее главах) .

В основу классификации основных прав и свобод могут быть положены важнейшие области жизни и деятельности человека, в которых наиболее полно проявляются его социальные качества. Руководствуясь этими критериями, выделяют права и свободы :

)осуществляемые в сфере личной жизни и индивидуальной свободы человека;

)осуществляемые в публично-правовой (или публично-политической) сфере;

)осуществляемые в сфере социально-экономической жизни;

)права, необходимые для защиты других прав и свобод личности.

Учитывая современные правовые реалии, наиболее целесообразна классификация основных прав и свобод по их социальному назначению, т. е. выбор в качестве квалификационного признака содержания прав и свобод. Известно, что этот критерий довольно широко используется в доктрине международного права и в различных международно-правовых документах (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и т.д.). Таким образом, основные права и свободы человека можно разделить :

-на личные (гражданские);

-политические;

-социально-экономические (социальные, экономические, культурные).

Личные (гражданские) права и свободы человека включают право на жизнь; право на личное достоинство; право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на определение и указание своей национальной принадлежности, на пользование родным языком, на выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства; свободу совести и вероисповедания, свободу мысли и слова; право на выбор гражданства .

Личные права и свободы традиционно понимаются, как некая свобода человека принимать решения независимо от государства. Именно они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства .

Политические права и свободы включают право на объединения, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, право равного доступа к государственной службе, право на обращение, как индивидуально, так и коллективно, в государственные органы и органы местного самоуправления .

В юридической литературе политические права, как и права личные, часто называют негативными в том смысле, что государство здесь в отличие от обеспечения социально-экономических прав не обязано предпринимать каких-либо положительных действий для их обеспечения, а должно воздерживаться от посягательства на политические права и свободы. Это свобода человека от государства, права человека на невмешательство государства. Между тем признается, что политические права в отличие от личных прав нацелены не на обеспечение автономии человека, а на его активное включение в жизнь страны, управление ее делами .

Права и обязанности, объединенные в эту группу, являются основой многих иных прав и свобод, так как их реализация составляет необходимую материальную основу жизни общества, государства и каждого человека. Они позволяют решить задачу, сформулированную в ст. 7 Конституции РФ: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" .

Социально-экономические (социальные, экономические, культурные) права и свободы охватывают свободу экономической деятельности; право частной собственности; право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на безопасный труд; право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации не ниже минимального размера оплаты труда; право на отдых; право на защиту от безработицы; право на защиту материнства, детства и семьи, а также права и обязанности родителей и детей в отношении друг друга; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры .

Давая общую характеристику социально-экономических прав и обязанностей, следует отметить, что они адресованы каждому человеку, находящемуся на территории Российской Федерации. Однако форма реализации ряда этих прав и обязанностей напрямую зависит от наличия или отсутствия у лица российского гражданства .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Делая выводы, следует отметить, что предложенная классификация позволяет достаточно четко структурировать основные права и свободы человека. Нельзя не признать, что отдельные права не всегда однозначно могут быть отнесены к той или иной группе прав. Например, свобода слова вполне обоснованно может считаться как личным, так и политическим правом. А право частной собственности содержит характеристики не только социально-экономического, но и личного права, обеспечивающего равные стартовые возможности человека, охраняющего и защищающего сферу частных отношений.

В настоящее время вряд ли актуален вопрос о приоритете той или иной группы прав, поскольку для любого человека (гражданина Российской Федерации, иностранца или лица без гражданства) одинаково важны и необходимы все виды прав. К тому же не подлежит сомнению, что вся система основных прав и свобод тесно взаимосвязана и находится в органическом единстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 256 с.

Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. - М., 2007. - 241 с.

Глушкова С.И. Права человека в России: Учебн. пособие. - М., 2005. - 168 с.

Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. - М., 1993. - 169 с.

Мутагиров Д.З. Права и свободы человека. Учебное пособие. - М., 2009. - 302 с.

Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций / Под ред. Ю.В. Анохина, В.Н. Бутылина. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. - 304 с.

Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. - М., 1999. - 324 с.

Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М., 2000. - 410 с.

Похожие работы на - Сущность, понятие и система прав и свобод человека и гражданина

Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в Конституциях СССР, РСФСР и основного Закона государства РФ.

Подраздел 1. Становление института правового статуса человека и гражданина.

Подраздел 2. Структура и характер прав человека.

Подраздел 3. Современное правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина.

Раздел 2. Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ .

Подраздел 1. Понятие и гарантии конституционных прав и свобод.

Подраздел 2. Личные права и свободы в системе прав и свобод.

Раздел 3. Личные права и свободы в системе правового статуса человека.

Подраздел 1. Проблемы практической реализации личных прав и свобод

Раздел 4. Защита прав человека .

Подраздел 1. Международные принципы защиты прав человека .

Подраздел 2. Права и бесправие человека сегодня.

Права человека.

Права человека - это права, образующие основу правового статуса личности.

Права человека - это права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо.

Права человека - это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

Права человека - это совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-пра­вовых государственных актах, и приобретенных право­мочий, выработанных в ходе развития общества и госу­дарства.


Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в Конституциях СССР, РСФСР и основного Закона страны РФ .

Права человека, их генезис, социальные корни, назначение — одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека — сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Отказ в предоставлении человеку прав и свобод является не отдельной и личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков, сеет семена насилия и конфликтов в самом обществе и между обществами и государствами. Как указывается в первом положении Всеобщей декларации прав человека, человеческое достоинство «является основой свободы, справедливости и всеобщего мира».

Собственно говоря, права человека являются правами, которыми мы обладаем просто потому, что мы люди. У этой обманчиво простой идеи, однако, очень существенные социальные и политические последствия.

Права человека по той простой причине, что они являются лишь таковыми не более того, являются универсальными, равными и неотъемлемыми. Они принадлежат всем людям на планете. Или ты человек, или ты не человек. То же самое с правами - либо как человек ты обладаешь правами человека, либо не обладаешь. И лишиться этих прав так же невозможно, как перестать быть человеком, как бы бесчеловечно к тебе не относились.

Мы имеем право на права человека, и они, в свою очередь, дают права нам. Каждый человек обладает правами человека, защищающими его от государства и общества, и они создают определенные рамки для политической компании и определяют уровень политической легитимности. В случаях, когда происходит систематический отказ в правах человека, требования этих прав могут быть революционно-позитивными. Даже в обществах, в которых права человека в целом уважаются, они оказывают постоянное давление на правительство и тем самым обеспечивают свое соблюдение.

Важнейшим шагом в развитии прав человека явилась буржуазно-демократические революции ХVII — ХVIII вв., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.

После второй мировой войны проблема прав человека из чисто внутренней стала превращаться в международную. Постепенно Конституционное право начало попадать под влияние международных стандартов. Сегодня, в какой бы стране не жил человек, его права находятся под защитой мирового сообщества. Были приняты ряд международных документов, обязывающие государства, подписавшие их соблюдать и развивать уважение к правам человека, без какой-либо дискриминации. Первым крупным правовым актом стала Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, причем СССР и другие социалистические страны при голосовании воздержались. 3 сентября 1953 года была принята Европейская о правах человека. Этот документ гарантировал гражданам государств членов Совета Европы соблюдение их конституционных прав. Для того чтобы эффективно защищать права человека и надлежащим образом реагировать на их нарушение, созданы органы контроля: комиссия по правам человека, центр прав человека, Европейский суд, который рассматривает нарушение прав человека на государственном уровне.

Существенным отличием международных правовых документов от прочих международных соглашений является то, что обязательства, накладываемые на государства члены Совета Европы , регулируют отношения не столько с другими государствами, сколько имеют своей целью защитить права и свободы граждан именно этого государства. Однако, во многих странах дела с развитием конституционного права, а самое главное с его выполнением обстоят не лучшим образом. Казалось бы, что говорить о рабстве в 20 веке уже смешно, но в средневосточном султанате Оман рабство было отменено лишь в 1962 году.


Становление института правового статуса человека и гражданина.

Современное понимание правового статуса, которое ассоциируется у нас, прежде всего, с всеобщей декларацией прав человека и конституционными нормами, возникло не так давно. И главная тому причина - особенности исторического развития Российской Федерации.

Возникновение понятия «права человека», т. е. осо­знание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V—IV вв. до н. э. древнегреческие мысли­тели (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обуслов­ленные природой права. Аристотель одним из основопо­лагающих считал право на частную собственность, кото­рое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальней­шее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием общественных отношений права человека из идеальной категории постепенно превращались в реальную дейст­вительность, закреплялись в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступали крите­рием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства.

Непре­ходящее значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Основополагающие права человека, закрепленные в этом политико-правовом документе (на собственность, личную свободу и безопас­ность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 1948 г. Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека игра­ют Международный пакт о гражданских и полити­ческих правах и Международный пакт об экономичес­ких, социальных и культурных правах 1966 г. В на­стоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах боль­шинства государств, являющихся членами фирмы Объединенных Наций. Стремление нашей страны ре­шительно и в полном объеме учитывать в законодатель­стве и соблюдать на практике нрава человека выра­жено в принятии Декларации прав человека и гражда­нина 1991 г. и основного Закона государства России 1993 г.

Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Госу­дарство не «дарует» права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для опре­деленной группы лиц, сословия, класса, то оно характе­ризуется как антидемократическое (авторитарное, тота­литарное и т.

Права человека — это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Права человека имеют естественную природу и не­отъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-пра­вовых государственных актах, и приобретенных право­мочий, выработанных в ходе развития общества и госу­дарства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечива­ется их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

В Российском государстве наука государственного (конституционного) права начала складываться на рубеже XIX и XX вв. Первые попытки создать писаную Конституцию предпринимались, в частности, декабристами и императором Александром II. Неким прообразом конституционного законодательства стали «Основные государственные законы », принятые самодержавием в 1906 г., а также ряд важных правовых актов в период существования Временного правительства.

Между тем Основные государственные законы не выделяют правовой статус личности и гражданина (а вернее подданного). Вообще понятие «личности» и «прав личности» - это не характерные категории для данного периода развития конституционного права. Они встречаются разве что в переводных трудах иностранных авторов, и в некоторых трудах юристов Российской Федерации, но не находят законодательного закрепления, даже в виде декларации.

Не обернись история революцией и сменой всего строя, власти , взглядов на государство и права, возможно, правовой статус личности нашел бы правовое закрепление, но происходит, последнее, уже при власти Советов.

В конституциях РСФСР от 10 июля 1918 года (Ленинская Конституция) и СССР от 6 июля 1923 года (окончательная редакция от 31 января 1924 г.), от 5 декабря 1936 г. (Сталинская Конституция), впервые закрепляются нормы о защите прав человека, чести и достоинства граждан, социальной защите всех граждан страны, вне зависимости от национальности, должностного и имущественного положения его членов, а также присутствует множество других самых наилучших гарантий и пожеланий для граждан государства.

Современная историческая мысль скептически относятся к «самым демократическим» конституциям того времени. А между тем, данный этап конституционного права интересен именно стремительным развитием конституционно-правовой мысли: от неимения основного Закона страны к «самой демократической» основного Закона государства мира (как иногда, в последнее время называют сталинскую Конституцию). А развитие конституционной мысли на лицо: в основного Закона страны РСФСР 1918 г. была закреплена концепция прав и свобод гражданина.

Если Конституция РСФСР 1918 года, в основном, концентрировала внимание на обязанностях граждан, основная из них - труд. Ст.18 закрепляла: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!». То в основного Закона государства СССР 1936 года правам и обязанностям человека и гражданина посвящается целая глава! И если Конституция 1918 года говорила об обязанности трудиться, то Конституция 1936 года закрепляла право на труд.

Фактически, впервые объемное конституционное закрепление прав и обязанностей человека и гражданина происходит в основного Закона страны 1936 года (Сталинской основного Закона государства). В Сталинской основного Закона страны была выделена специальная Глава Х.

Конституция впервые гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления, а также право наследования личной собственности.

В соответствии с положениями ст.ст.118-133 граждане СССР имеют право:

На труд;

На отдых;

На материальное обеспечение в старости;

На образование.

Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.

«Де юре» гражданам СССР обеспечивалось право объединения предприятий в общественные компании : профессиональные союзы, кооперативные треста , фирмы молодежи, спортивные и оборонные компании, культурные, технические и научные общества.

Как отмечалось в ст. 123 основного Закона государства, равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения, караются законом.

Законом гарантировалось:

Свобода слова; - свобода печати; - свобода собраний и митингов;


Введение

Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным общим голосованием 12 декабря 1993 г., принята и существует следующая классификация прав и свобод личности и гражданина Российской Федерации:

1) личные права;

2) политические права;

3) социально-экономические права;

4) права по защите других прав.

В данном реферате мы подробнее рассмотрим 4 пункт, т.е. права по защите других прав.

Эти права занимают особое место в системе прав и свобод человека и гражданина в Российской федерации. «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство….» - это самое первое положение Конституции РФ утверждает, что Российское государство, приняв и подписав положения международных документов по правам человека взяло на себя обязанность и закрепило ее конституционно гарантировать осуществление и законную защиту прав и свобод человека и гражданина в случае любого их нарушения.

    ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ДРУГИЕ ПРАВ И СВОБОД

Права по защите других прав и свобод – сочетание государственной защиты прав и свобод с возможностью лично защищать себя. Эти права включают в себя:

    судебная защита прав и свобод;

    право на компетентное правосудие;

    право на получение квалифицированной юридической помощи;

    презумпция невиновности;

    право на гуманизм правосудия;

    право на защиту интересов пострадавших от нарушения закона;

    право на применение действующего закона, отказ от обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, невозможность ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, применение нового закона, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена.

Именно такая последовательность присуща Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 года, а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 года. В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.Это различие отражает Конституция, адресуя личные права “каждому”, политические - “гражданам” .

2 ВИДЫ ПРАВ ПО ЗАЩИТЕ ДРУГИХ ПРАВ И СВОБОД

      Судебная защита прав и свобод

Статья 46 Конституции гарантирует право каждого человека на судебную защиту. Судебная защита – наиболее эффективное, и порой единственное, средство восстановления нарушенных прав. Всеобщая декларация прав человека прямо закрепляет в ст.8, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Нельзя сказать, что право на судебную защиту – это право данное, октроированное конституцией или государством. В человеческом обществе с самых ранних ступеней его развития, еще до появления как таковых писаных или устных законов, люди «за правдой» обращались к третьим лицам – «Рассуди!». Право на судебную защиту – естественное право человека, «неотъемлемое свойство человеческой личности».

2.2 Право на компетентное правосудие

В РФ существуют следующие принципы правосудия:

    Принцип законности

В наши дни законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами, иными лицами, находящимися на территории Российской Федерации. Основные положения данного принципа закреплены в ч.2 ст.15 Конституции РФ. К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах РФ конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут. Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это, скорее, будет произвол. Такое "правосудие" не в состоянии выполнить свою социальную функцию.

    Принцип справедливости

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

    Принцип осуществления правосудия только судом

В соответствии со ст.118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Также данное положение конкретизировано в ч.1 ст.4 Закона о судебной системе, где сказано:"Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается".

    Принципы независимости судей

Судьи имеют льготы, не могут заниматься коммерческой деятельностью, они и их близкие должны быть ограждены от воздействий третьих лиц.

    Принцип равенства всех перед судом и законом

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В части второй указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения в религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.

    Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд

В Конституции РФ закреплено в статье 46 п.1 право граждан на защиту своих интересов в суде.

    Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту

Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту как принцип правосудия и уголовного судопроизводства опирается на конституционные и уголовно-процессуальные нормы.

    Национальный язык судопроизводства

Данный принцип является конкретным выражением национальной политики государства в области судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке или на языке республики в составе РФ, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Суть принципа: · Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке; · Обеспечивается возможность пользоваться услугами переводчика в порядке, предусмотренном УПК; · Следственные, судебные документы, в соответствии с порядком, установленным УПК, передаются обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой язык, которым он владеет.

    Принцип состязательности сторон

Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении правосудия по уголовным делам судебное разбирательство построено таким образом, что функцию обвинения осуществляет одна сторона (прокурор, общественный обвинитель, потерпевший), функцию защиты - другая сторона (защитник, подсудимый, законный представитель подсудимого).

    Принцип участия граждан в осуществлении правосудия

Заседатели могут быть двух видов: арбитражные заседатели и присяжные заседатели.

Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: "Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия" (ч.5 ст.32 Конституции РФ). В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах общей юрисдикции и в качестве арбитражных заседателей - в арбитражных судах. Присяжные заседатели - граждане РФ, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом.

    Принцип открытости судебного заседания

Судебное заседание проводится открыто, за исключением судебных дел, которые составляют государственную или личную тайну.

    Принцип презумпции невиновности

Подсудимый считается невиновным, пока не доказано обратное. Действует в уголовном и административном процессах (статья 49 Конституции).

    Принципы законности и компетенции суда

Кратко суть данного принципа можно выразить примерно следующим образом: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен, независим и беспристрастен. Это самоочевидное положение прямо в действующем законодательстве не сформулировано. Оно вытекает из анализа предписаний Конституции РФ (см. ст. 18, 45, 47, 119, 121, 123) и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах. "Каждый имеет право,- говорится в ч.1 ст.14 этого документа,- при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона." Для обеспечения всех перечисленных свойств суда существует значительное количество установленных законом средств. Эти многообразные средства вполне можно объединить в три группы правил:

    правила, регламентирующие порядок наделения судей, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая те правила, которые устанавливают требования, предъявляемые кандидатам на эти роли;

    правила определения суда, где должно разбираться конкретное дело, а также его состава (правила определения подведомственности и подсудности);

    правила, соблюдение которых гарантирует объективность и беспристрастность судей, принимающих решения по существу вопросов, возникающих при отправлении правосудия по конкретным судебным делам.

    Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина

    Принцип обязательности судебных решений

2.3 Право на получение квалифицированной юридической помощи

Статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. При этом особо оговаривается, что "каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения".

Данные конституционные положения имеют универсальное значение и распространяются на все случаи, в которых человек нуждается в правовой помощи, независимо от его юридического статуса или сферы судопроизводства.

2.4 Презумпция невиновности

Один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства. Принцип презумпции невиновности гласит: "Человек не виновен, пока не доказано обратное". Это означает, что обвиняемый не должен доказывать свою невиновность, а, напротив, обвинение должно предоставить веские и юридически безупречные доказательства вины подсудимого (обвиняемого). При этом любое обоснованное сомнение в доказательствах трактуется в пользу обвиняемого.

2.5 Право на гуманизм правосудия

Это, прежде всего, признание человека как личности, индивида, его прав на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм отражает нравственную позицию общества, выражающую признание ценности человека как личности (индивида), уважение его достоинства, стремление к его благу как цели общественного развития. Принцип гуманизма вытекает из основ конституционного строя России, в которых провозглашается приоритет человеческой личности. Как гласит ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ), – это не что иное, как нормативное закрепление одного из проявлений принципа гуманизма. Этот принцип при реформировании законодательства нашел свое закрепление в ч. 2 ст. 7 УК РФ и ст. 8 УИК РФ и в других нормативно-правовых актах.

2.6 Право на защиту интересов пострадавших от нарушения закона

В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Правовая квалификация данной возможности вызывает споры в литературе. Согласно традиционной концепции, право на защиту является составной частью самого субъективного права наряду с правом на собственные действия, а также правом требовать определенного поведения от обязанных лиц.

2.7 Право на применение действующего закона

Это понятие включает в себя отказ от обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, невозможность ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, применение нового закона, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена.

Заключение

В данном реферате были рассмотрены основные права по защите других прав и свобод граждан, но нужно принимать во внимание, что любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и должны охватывать друг друга.

Список литературы

    Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская Газета – 25 декабря – 1993г.

    Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета - 10 декабря 1998 г.

    http://bibliofond.ru/view.aspx?id=28577

    http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/18227/18285/

    http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1188737#_edn21

    http://kalinovsky-k.narod.ru/b/ufa20042/davletov.htm

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО «АмГУ»)

Кафедра конституционного права

РЕФЕРАТ

на тему: Основные права по защите других прав и свобод граждан.

Выполнил:

студент группы 755 __________________________ Д. А. Лукашов

Проверил:

старший преподаватель __________________________ Т. Ю. Ныркова

Благовещенск 2010

Введение 3

    Общая информация по защите других прав и свобод 4

    Виды прав по защите других прав и свобод 5

2.1 Судебная защита прав и свобод 5

права и свободы граждан Российской Федерации отличаются от других прав и свобод ...
  • Права и свободы человека и гражданина (10)

    Реферат >> Государство и право

    ... права . Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод , ... других граждан ; - от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти. Административному праву принадлежит важная роль в защите прав граждан ...

  • Подробное решение параграф § 9 по обществознанию рабочая тетрадь для учащихся 7 класса, авторов И.С. Хромова, О.Ю. Скворцова 2015

    1. Составьте по два предложения с использованием каждого понятия.

    Правовой статус - установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. В правовой статус входят: правосубъектность (в свою очередь включающая правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъекта); установленные законом права и обязанности; гарантии установленных прав; ответственность субъекта за неисполнение обязанностей.

    Естественные права – понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения. Естественное право противопоставляется позитивному праву, во-первых, как совершенная идеальная норма - несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная - изменчивой и зависящей от человеческого установления.

    Достоинство – уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория. Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого, даже не подозревающего о том, человека.

    В гражданском праве достоинство - одно из тех нематериальных благ (ст. 150 ГК России), которые принадлежат человеку от рождения. Оно неотчуждаемо и непередаваемо.

    Конституционные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые законом требования, предъявляемые к чело­веку и гражданину и связанные с необходимостью его участия в обеспе­чении интересов общества, государства и других граждан.

    Основные обязанности человека и гражданина делятся: на вытекающие из принадлежности лица к гражданству государ­ства - это защита Отечества (ст. 59 Конституции РФ); не связанные с гражданством и возлагаемые на каждого - это со­блюдение Конституции и законов Российской Федерации, обязан­ность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Кон­ституции РФ), обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Кон­ституции РФ).

    Конституция РФ говорит, в частности, о следующих обязанностях человека и гражданина, конкретизированных и детализированных в отраслевом законодательстве:

    1) соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15);

    2) уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17);

    3) обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ);

    4) обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, Закон РФ «Об образовании»);

    5) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, Основы законодательства РФ о культуре, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и др.);

    6) платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, Налоговый кодекс РФ);

    7) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 24.04.1995 № 55-ФЗ «О животном мире», Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и др.).

    8) обязанность граждан Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, Федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 25.07.2002 «Об альтернативной гражданской службе».

    2. Заполните таблицу «Принципы прав и свобод человека и гражданина».

    Одним из неотъемлемых свойств прав человека, признанных современным мировым сообществом, является их всеобщность и неотчуждаемость. Так, согласно статье 55 Устава ООН Организация Объединенных Наций содействует «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, 81 пола, языка и религии».

    Все люди, без какой-либо дискриминации, обладают основными правами и свободами. Международные стандарты и законодательство демократических государств гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

    Все права и свободы универсальны с точки зрения признания их содержания. Общепризнанные права человека, такие как право на жизнь, свобода совести, равенство всех перед законом, право свободного передвижения, право на гражданство, право на свободу убеждений, - это общие права и свободы всех людей вне зависимости от национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей, общественного строя, политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой человек принадлежит.

    Всеобщность прав и свобод человека выражается и в пространственном, территориальном аспекте, везде, где бы ни находился человек, куда бы он ни переместился, - в любом месте он обладает основными естественными правами и свободами, вне зависимости от того, является ли эта территория безлюдным островом, суверенным независимым государством либо подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

    Так или иначе, вопросы прав человека являются предметом обеспокоенности многих государств. Признание всеобщности и универсальности прав и свобод человека означает, что проблемы прав человека не являются внутренним делом государств.

    Неотчуждаемость (неотъемлемость) основных прав и свобод означает, что основные права и свободы человека являются естественными, существующими объективно, а не по воле государства, и ограничивают государственную власть во взаимоотношениях с гражданином. В основе этого принципа лежит теория естественного права, исходящая из постулата о том, что каждый человек рождается свободным и, в силу этого, обладает от рождения комплексом неотъемлемо присущих ему прав и свобод. Из этого вытекает принцип первичности прав и свобод человека по отношению к остальным государственно-правовым институтам, в том числе и институту государства. Они неотчуждаемы в том смысле, что, поскольку государство не подарило эти права своим гражданам, оно не может их взять обратно. Пока жив человек, он неразрывно связан со своими правами и свободами, они не должны быть никем и никаким образом отняты у него. Но государство вправе ограничить то или иное право человека в конкретном правоотношении, если это допускается конституцией и основанным на ней законодательством.

    Из положений статьи 17 Конституции РФ логично вытекает вывод о том, что неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина, общепризнанные мировым сообществом, являются непосредственно действующими, т.е. их осуществление не должно зависеть напрямую от того, признает их государство или нет. Права и свободы человека - явление объективной социальной реальности.

    Принцип непосредственного действия прав и свобод человека означает, что эти права реально принадлежат человеку, и он может защищать их всеми способами, не запрещенными законами.

    Данный принцип означает, что права и свободы реально принадлежат человеку независимо от того, конкретизированы они в текущем законодательстве или нет, и он может защищать их всеми способами, не запрещенными законом. Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими предполагает возможность реализации и защиты прав и свобод в случае их нарушения в соответствии с Конституцией РФ, которая обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие на всей территории нашей страны (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Под этим понимают верховенство прав и свобод человека и гражданина в правовой системе, так как «они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18). Необходимо напомнить, что именно в этом проявляется существенный признак правового государства и принцип конституционного строя Российской Федерации, характеризующий права и свободы человека и гражданина в качестве высшей ценности государства и общества.

    Равноправие (правовое равенство) - это равенство свободных и равенство в свободе, общий масштаб и равная мера свободы индивидов. Равноправие является одним из главных конституционных принципов, характеризующих статус личности, посредством которого реализуются права, свободы и обязанности человека. В тексте Конституции понятия «равенство» и «равноправие» встречаются неоднократно, устанавливая важные принципы отношений как между людьми, так и между народами и субъектами Российской Федерации. Содержание этого принципа сводится не к фактическому равенству людей, чего практически достигнуть невозможно, да и не нужно, а к равенству всех в правовом смысле. Равенство правового статуса человека и гражданина нельзя смешивать с их социальным равенством.

    Юридическое равноправие означает, что субъекты обладают одинаковым набором прав, свобод, обязанностей и ответственности. Это - равенство возможностей. В этом плане юридическое равенство выступает как один из аспектов социального равенства наряду с экономическим, культурным, политическим и др. Но оно совмещается с фактическим социальным неравенством людей, что связано с их психофизиологическими особенностями, социальными условиями и иными факторами.

    Согласно статье 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Она включает в себя перечень государственных органов, обладающих определенной законом компетенцией по защите прав и свобод граждан. В защите прав и свобод человека и гражданина в России участвуют все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная, судебная, каждая из них самостоятельна в пределах очерченной законом компетенции.

    Органы представительной (законодательной) власти Российской Федерации и ее субъектов призваны нормативно регулировать отношения, связанные с признанием, обеспечением и защитой прав и свобод российских граждан. На это направлено отраслевое (текущее) законодательство, которое конкретизирует конституционные (основные) права и свободы граждан, развивает их, обогащая содержание правового статуса личности, создает юридические механизмы обеспечения их фактического осуществления, восстановления прав и свобод в случаях нарушения последних, устранения препятствий в реализации установленных прав и свобод, и т.д. На их защиту в нашей стране направлена деятельность органов исполнительной власти - на уровне Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления.

    Президент России как глава государства служит гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ), что дает ему исключительные полномочия по защите прав и свобод граждан. Ряд полномочий Президента непосредственно связан с осуществлением прав человека и гражданина (решение вопросов российского гражданства, помилования, разрешение жалоб, обращений и др.).

    Активную роль в защите прав и свобод человека и гражданина играет Правительство России, входящие в него министерства юстиции, внутренних дел, здравоохранения, социального обеспечения и др. Особо следует выделить милицию и иные структурные подразделения Министерства внутренних дел, призванные защищать граждан от преступных и иных посягательств, стоять на защите жизни и других благ каждого человека и гражданина.

    3. Работаем с нормативными правовыми актами. Прочитайте «О выдержки из Преамбулы (введения) Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединённых Наций в 1948 году, и выполните задания.

    А. Сформулируйте основные цели декларации. Важны ли эти цели для современного мира?

    Это попытка выработать единый для всех стран стандарт в данном вопросе. Кстати, это относится не только к этой декларации, но и ко всем документам из области международного права. Это ее основная задача. Выработка единых надгосударственных норм права.

    Её цель - поддерживать мир во всех государствах мира. После Второй мировой войны комитет, возглавляемый г-жой Элеонорой Рузвельт, женой президента США Франклина Рузвельта, подготовил особый документ, провозглашающий права, которыми должны обладать все люди во всём мире. Этот документ назывался Всеобщая декларация прав человека. Сегодня в ООН состоят 192 страны, и все они подписали Всеобщую декларацию прав человека.

    Б. В декларации говорится о «варварских актах», к которым привело пренебрежение правами человека. Предположите, какие события имели в виду создатели декларации.

    В. Приведите примеры, используя средства массовой информации, к каким «варварским актам» приводит в наше время нарушение прав человека.

    Например, согласно отчёту «Международной амнистии» за 2009 год и другим источникам, людей: подвергают пыткам или жестокому обращению по крайней мере в 81 стране; подвергают несправедливым судебным преследованиями по крайней мере в 54 странах; ограничивают их свободу самовыражения по крайней мере в 77 странах.

    В частности, различным притеснениям подвергаются женщины и дети, во многих странах пресса не свободна, а инакомыслящих заставляют замолчать, в слишком многих случаях - навсегда. Хотя за прошедшие шесть десятилетий удалось достичь некоторых результатов, нарушения прав человека всё ещё чрезвычайно распространены в современном мире.

    В 2007 году около 6500 человек были убиты в вооружённом конфликте в Афганистане, и почти половина из них - мирные жители, убитые повстанцами. Также сотни мирных жителей были убиты во время самоубийственных атак вооружённых группировок.

    Согласно официальным отчётам, в Бразилии в 2007 году полиция убила по меньшей мере 1260 человек - это самый высокий показатель на сегодняшний день. Эти случаи официально были названы «актами сопротивления» и по ним не проводилось практически никакого расследования.

    В Уганде 1500 человек умирают каждую неделю в лагерях беженцев. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в этих лагерях в общей сложности умерло 500 000 человек.

    4. В 1941 году президент США Франклин Рузвельт в своём выступлении перед конгрессом «О положении страны» призвал поддержать четыре необходимых свободы: свободу слова, свободу исповедовать любую религию, свободу от нужды, свободу от страха.

    Перечислите конкретные права, которые помогут каждому человеку обеспечить эти свободы в жизни.

    1) человек имеет право высказываться, но оскорбительные слова употребляют люди слабые, у которых завышенная самооценка или человек у которого не пополнен словарный запас, человек с пополненным словарным запасом спокойно пользуется словами, это помогает общению с обществом, и это называется свобода слова.

    2) человек в праве сам выбирать свою религию, но свободной религией называется религия, которая учит быть добрым и бояться одного бога, почитать родителей и пожилых.

    3) человек должен быть обеспечен водой, пищей, естественными потребностями и не испытывать нужды в них.

    4) страх это лишь подсознание человека на самом деле страха нет. другое дело безопасность. Когда человек не знает страха, это и называется свобода от страха.

    Как вы думаете, достаточно ли этих свобод, чтобы сделать жизнь человека достойной и счастливой? Аргументируйте свою точку зрения.

    Все зависит от человека. Кому-то хватит только этих прав, а кому-то для счастья и достоинства нужны дополнительные права.

    6. Даём полезные советы. Дайте несколько советов, как можно преодолеть сложности в осуществлении своих прав и отстоять их.

    Ну, во-первых, защита прав гражданина возлагается на государстве. У каждого человека есть возможность пользоваться своими основными правами, а государство тем более должно пытаться реализовывать их. Дальше чтобы отстоять свои права, можно обратиться к суду общей юрисдикции с жалобой на любые решения. Также есть такой вариант, как Верховный суд. Судебная процедура позволит Вам защитить права человека мирным способом. Но важно помнить, что следует придерживаться установленным законом правил. Также нужно приложить к заявлению все необходимые документы, подтверждающие нарушение гражданских прав.

    7. Учимся аргументировать. Согласны ли вы со следующими утверждениями? Аргументируйте свою позицию.

    Нет прав без обязанностей.

    Для того чтобы разобраться с первым утверждением нужно знать определение права. Право - совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе. А обязанность - это то, что человеку следует делать, общий способ правильно жизни человека. И действительно " нет прав без обязанностей" т.к. право подразумевает собой четкое знание или осведомление о том, что можно делать, а что нельзя. Например, у человека украли что-то, он заявил о пропаже в полицию, у него есть на это право. Если бы человек не был осведомлен или уверен в своих правах, то преступность и беспорядок процветали бы.

    Если у подростков меньше обязанностей перед государством, то и прав должно быть меньше.

    Да это верное утверждение. Действительно у подростка меньше прав. Т.к. государство не может обеспечить еще несовершеннолетним гражданам, полноправие. Представьте, что бы случилось. Подростки со всего мира, стали бы заявлять о своих правах и государству пришлось бы их выполнять. Или подросток подрался и нанес травму другому человеку, с виновного спрашивали бы по всем законам, потому что он не имел права на нанесение вреда другому. Наступил бы хаос. Но это не значит, что государство ужимает подростков в правах. Это значит, что государство заботится о подростках (не о всех) и смягчает им наказание за нарушение прав.

    8. В 1950 году ООН учредила День прав человека, который отмечается 10 декабря. В этот день по всему миру проходят различные мероприятия. Ежегодно ООН определяет основную тему Дня прав человека (например, «Человеческое достоинство и справедливость для всех нас», «Сделайте так, чтобы ваш голос услышали!» и др.).

    Какую тему вы бы предложили в этом году для празднования Дня прав человека? Перечислите основные мероприятия, которые вы считаете необходимым провести в рамках этой темы.

    Просмотр документального фильма о правах человека. Подробное рассмотрение двух пактов в области прав человека.

    В этом году мы призываем бороться за права человека. Защита прав является ответственностью каждого человека на планете. Мы предлагаем выступить за права беженцев и мигрантов, инвалидов, представителей коренных народов, детей, лиц африканского происхождения, словом, всех тех, кто подвергается дискриминации и насилию.

    9. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на одну тем.

    Свобода человека размахивать кулаками заканчивается там, где начинается нос соседа.

    В XII или XIII веке в Париже в суде обсуждалось дело о том, что парламентарий, размахивая руками в разговоре, задел нос соседа. Сосед подал на него в суд. Парламентарий, размахивавший руками, сказал: "Я имею право размахивать руками! ". Суд вынес решение: "Ваша свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается свобода чужого носа"

    Урок можно завершить историей про англичанина Хулигэна, фамилия которого стала нарицательной. Когда его в очередной раз судили за драку, он заявил, что является свободным человеком и делает все, что захочет. Судья ответил: " Ваша свобода размахивать кулаками заканчивается там, где начинается кончик носа стоящего рядом человека".

    Наша свобода заканчивается там, где начинаются наши страсти.

    На самом деле свобода человека - чаще его личные желания хотения и стремления, которые действительно ограничиваются свободой и возможностью других.

    Как бы не было, мы конечно иногда рвемся и прорываемся через оболочку и границы своей свободы, но именно это по моему и служит расширением нашей свободы.

    Можно конечно спорить по данной теме - утверждаю то что мы делаем то что мы хотим.

    Но мы ведь не всилах - приказать кому-то, заставить кого-то.

    А ведь часто нам это хочется - И именно на этих моментах мне кажется и заострена данная фраза.

    Мы можем делать, и делаем часто то что именно мы хотим -

    Но именно отталкивание нас другими людьми - и является причиной рамок нашей свободы.

    Естественно что опять - же всплывает неумолимое желание сказать - я делаю все что хочу, хочу иду хочу стою.

    Но иногда нам ведь все-таки приходится прислушаться к чужой свободе - к чужому мнению, желанию и хотению.

    Для того что бы окончательно не ограничить свободу другого.

    И не распахнуть слишком широко - свою свободу.

    Чтобы быть свободным, надо подчиняться законам.

    Если человек не будет подчиняться закону, то его можно назвать преступником. А какая свобода у преступника? Он скован если не тюремными стенами, то осуждением людей или собственными угрызениями совести, ему закрыт путь туда, куда открыт честному гражданину. Только порядочный человек, соблюдающий закон, может свободно жить, творить, действовать, реализовывать себя в обществе!

    (Правда, всё это звучит несколько идеалистично. Но понять слова Цицерона можно так. Может, в римском обществе так оно и было. И так должно быть в гражданском обществе, которое пытаются построить в России.)

    Мы живем в свободной стране. Некоторые люди замышляют так: раз наша страна свободна значит мы можем делать все что хотим!

    Но чтобы быть по настоящему свободным человеком нужно по-настоящему любить свою страну. А наша страна - это свод правил и законом которые обязан соблюдать каждый гражданин. Ведь если мы не будем соблюдать законы, то не какой свободы не будет. Если мы не соблюдаем законы, то нас за это наказывают. И мы уже не свободные люди! А то что мы соблюдаем нашу конституцию мне кажется этим не защемляют наши права мы просто придерживаемся тех правил, которые занесены в нашу конституцию!



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: