Структура совета федерации. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, состав, полномочия Трижды избирался председателем совета федерации федерального собрания

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок формирования

В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Действующий в настоящее время порядок формирования Совета Федерации определен .

Совет Федерации самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Совет Федерации принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений – от веча, боярской думы, дореволюционных Государственных дум и Государственного совета, до советского народовластия и современных форм парламентской демократии.

Первой формой непосредственного участия народа в решении государственных дел было Вече – собрание всех свободных жителей. Летописи упоминают о вечевых собраниях во всех древнерусских княжествах. Предметом обсуждения на вече могла стать любая проблема государственной жизни, чаще всего решались вопросы о призвании на службу и изгнании князей, о военных походах и о заключении мирных договоров.

Историческая справка

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации образован в соответствии с , принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, как палата парламента, представляющая интересы регионов на федеральном уровне и отражающая федеративную природу российского государства.

Двухпалатная структура Федерального Собрания имеет глубокие корни в отечественной истории и в общемировых парламентских традициях. В настоящее время двухпалатную структуру имеют парламенты почти 80 стран, имеющих как федеративную, так унитарную форму государственного устройства.

Исторически во многих странах верхние палаты «выросли» из собраний советников при правителях и носили сословный характер. В русских землях в качестве постоянных советов при князьях действовали княжеские думы, в которые входили их ближайшие соратники. В новых исторических условиях Московского царства продолжением княжеской думы стала Боярская дума. Она просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в Сенат – орган, который, по замыслу Петра I, должен был стать высшим органом власти на время отсутствия императора.

Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло определяющую роль, были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, которые созывались царями с середины XVI по семидесятые годы XVII веков и получили впоследствии название Земских Соборов. Земские Соборы избирали на царство государей, рассматривали вопросы войны и мира, принимали в состав государства новые территории, рассматривали вопросы взыскания налогов. Функции и сферы ведения Земских Соборов достаточно точно совпадали с перечнем проблем и вопросов, которые рассматривались сословными парламентами стран Западной и Центральной Европы. К концу XVII века по мере укрепления абсолютизма Земские Соборы утратили свое значение.

Первая попытка создания двухпалатного парламента, аналогичного тем, которые существовали в Западной Европе, приходится на начало XIX века. По поручению императора Александра I трудами выдающегося государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского были разработаны контуры законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из двух палат – Государственной думы и возглавляемого императором Государственного совета. В 1810 году был образован Государственный совет, ставший высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете. Однако Государственная дума тогда так и не была создана.

В последние годы жизни царя-реформатора Александра II идея двухпалатного общегосударственного законосовещательного органа едва не воплотилась в жизнь. Убийство Александра II и последовавшие за ним контрреформы Александра III задержали движение России к его созданию.

В первые годы ХХ века требование создания в России общегосударственного представительного и законодательного органа стало всеобщим. Оно было реализовано царскими манифестами и указами осенью 1905 – зимой 1906 годов. Законодательная функция возлагалась на учреждаемую для этой цели Государственную думу и реформируемый Государственный совет, существовавший к тому времени уже почти сто лет. Манифестом 20 февраля 1906 года император Николай II установил, что «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы».

Государственный совет – верхняя палата первого российского парламента – формировался по смешанному принципу. Половина его членов назначались царем, другая половина – избиралась частично по территориальному (по одному члену Государственного совета от каждого губернского земского собрания), частично по сословно-корпоративному принципу (6 членов от духовенства православной Российской церкви, 18 от губернских дворянских обществ, 6 членов от Академии наук и университетов, по 6 - от промышленных и торговых корпораций).

Первому русскому парламенту был отмерен недолгий век – чуть больше десяти лет. В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы.

С 1924 года в Союзе Советских Социалистических Республик законодательная и представительная функция de jure принадлежала Съезду Советов, который для текущей работы формировал две палаты – Союзный Совет, в котором союзные республики были представлены пропорционально населению каждой из них, и Совет Национальностей, который формировался по следующему принципу: от каждой союзной республики (независимо от населения) – по 5 человек и от каждой автономной области или республики – по 1 человеку.

Конституция 1936 года сохранила принцип двухпалатности, заменив двухступенчатые выборы палат прямыми. Был предусмотрен также механизм согласительных процедур в случае разногласий между палатами и даже возможность роспуска обеих палат в случае недостижения согласия. Верховный Совет СССР также состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Такая конструкция просуществовала вплоть до распада СССР.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила статус Федерального Собрания – двухпалатного парламента России, определила вопросы ведения и полномочия Совета Федерации. В соответствии со статьей 95 в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти.

Депутаты верхней палаты первого созыва избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Российской Федерации (один округ на территории каждого субъекта Российской Федерации). Кандидаты в члены Совета Федерации выдвигались группами избирателей и избирательными объединениями. В соответствии с переходными положениями Конституции Российской Федерации депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляли свои полномочия на непостоянной основе. Первым Председателем Совета Федерации, избранным 13 января 1994 года, стал Владимир Филиппович Шумейко.

В конце 1995 года был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. 23 февраля 1996 года Председателем Совета Федерации был избран Егор Семенович Строев, Глава администрации Орловской области.

8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с ним представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначался высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий. Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирался законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Полномочия членов Совета Федерации осуществлялись на постоянной основе.

5 декабря 2001 года Председателем Совета Федерации был избран Сергей Михайлович Миронов, представитель в Совете Федерации от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

4 февраля 2009 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с новым законом кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта. Законом был установлен переходный период, в течение которого действующие члены Совета Федерации могли доработать свой срок полномочий. Новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2011 года.

10 сентября 2011 года Председателем Совета Федерации была избрана Валентина Ивановна Матвиенко, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга.

В ноябре 2011 года серьезные изменения претерпела внутренняя структура Совета Федерации: вместо прежних 16 комитетов и 11 постоянных комиссий было создано 10 комитетов.

В 2012 году рабочей группой Совета Федерации был разработан и вынесен на общественное обсуждение проект федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий более активное участие граждан страны в формировании «палаты регионов». Инициатива получила поддержку общества, и в июне законопроект был внесен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу.

20 ноября 2012 года новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» был принят Государственной Думой, 28 ноября одобрен Советом Федерации и 3 декабря подписан Президентом России. Новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2013 года.

Согласно закону, представителем от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа. При этом соответствующее решение региональный парламент должен принять большинством голосов от общего числа своих депутатов в течение месяца со дня первого заседания нового созыва.

При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации каждый кандидат на эту должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации от исполнительного органа власти.

Устанавливается, что претендентом на должность члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. При этом законом предусматривается ряд исключений из этого правила.

В 2014 году вступил в силу Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий назначение Президентом Российской Федерации членов Совета Федерации - представителей Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В деятельности Совета Федерации во многом проявляется историческая преемственность наиболее демократических традиций осуществления законодательной власти в России.

Являясь институтом интеграции и консолидации регионов, Совет Федерации обеспечивает баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны.

Развернуть полный текст исторической справки

Почти во всех странах, где есть парламент, он разделен на две палаты. Такая конфигурация - удобный способ создания системы сдержек и противовесов. Если одна палата склоняется к радикализму, другая должна блокировать ее решения или менять законопроекты, делая их более приемлемыми и эффективными. Подобное устройство зародилось на Западе и было перенято в современной России. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - это верхняя палата парламента (нижней является Государственная дума).

Место в парламенте

Верхняя палата появилась в российском парламенте в 1990 году. Однако тот прообраз Совета Федерации имел с ним мало общего и был порождением советской государственности. Все изменилось в 1993 году, когда в стране начала действовать новая конституция. Согласно ей и был учрежден Совет Федерации Структура парламента закреплена в статье 95 основного закона РФ.

Между двумя палатами Федерального Собрания есть принципиальные отличия в их порядке формирования и компетенции. Совет был наделен значительными полномочиями, что закрепило за ним статус фундаментальной основы государства. В последнее время этот орган все чаще называют сенатом, а его членов - сенаторами. Эта тенденция прослеживается как в неофициальной публицистике, так и в выступлениях официальных государственных лиц и важнейших чиновников страны.

Полномочия

Широкие РФ полностью описаны в российской конституции. Верхняя палата может отклонить или одобрить любой закон, до этого принятый в Государственной думе.

Подобные документы делятся на несколько типов. В первую очередь это федеральные законы. Полномочия Совета Федерации РФ таковы, что они отклоняются обычным математическим большинством голосов или пассивным нерассмотрением в течение 14 дней. В то же время статус некоторых законов может априори делать их обязательными для попадания к сенаторам. В таком случае механизм с игнорированием документа не применяется.

Законотворчество

Обязательны для рассмотрения в Совете Федерации законы, затрагивающие федеральный бюджет, федеральные сборы и налоги, финансовое, кредитное, валютное и таможенное регулирование. Также к этой группе относятся вопросы войны и мира, защиты и статуса государственной границы, денонсации и ратификации международных договоров и, наконец, денежной эмиссии.

Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобряет закон, бумага попадает на подпись президенту. 112 голосов (две трети сенаторов) преодолевают вето главы государства, а 126 голосов (три четверти сенаторов) одобряют законы о конституционных поправках и федеральные конституционные законы.

Назначения

Две трети голосов Совфеда могут отрешить президента от его должности. Сенаторы назначают судей Верховного Суда, Конституционного суда, Высшего арбитражного суда и членов в Президиуме Верховного Суда. Помимо всего прочего, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации решает, кто займет должность Генерального прокурора и его заместителей. назначает два представителя в Национальный банковский совет. Она определяет аудиторов Счетной палаты и заместителя ее председателя.

Органы Совета Федерации РФ назначают треть членов ЦИК - Центральной избирательной комиссии, регулирующей процесс выборов в стране. Также они определяют кто будет одним из участников Коллегии Федеральной комиссии, следящей за рынком ценных бумаг. Представители сената входят в Совет по вопросам государственной службы при российском президенте.

Другие функции

Есть полномочия и не связанные с назначениями, которыми обладает Совет Федерации. Конституция гласит, что именно он утверждает новые границы между субъектами РФ, а также о введении в стране чрезвычайного или военного положения. Верхняя палата определяет дату выборов главы государства.

Совфед (председатель Совета Федерации РФ и сенаторы) имеет право вести работу в режиме собственных заседаний. Они проходят по 1-2 раза в месяц в период с октября по июль. Заседания могут быть внеочередными, если поступает такое предложение президента, премьер-министра, правительства, пятой части членов Совфеда или региона России. Для кворума необходимо присутствие половины членов верхней палаты парламента. Если 50% не набирается, то заседание признается неправомочным. Как правило, Совет Федерации работает в открытом режиме, однако если это предусматривает регламент, режим может быть и закрытым.

Приоритетность в работе

У задач сената есть определенная приоритетность. В первую очередь рассматривается послание президента Федеральному Собранию и его обращения. Далее идут поправки к Конституции, проекты конституционных и федеральных законов. Некоторые из них могут иметь статус подлежащих обязательному рассмотрению. Третьими в этой очередности являются направления запросов и предложения в Конституционный суд. Последними рассматриваются принятые Государственной думой федеральные законы, касающиеся вопросов денонсации и ратификации международных договоров.

Заседания Совета Федерации проходят согласно регламенту. У сенаторов есть возможность выступить с содокладом, докладом, заключительным словом. Также они вправе участвовать в прениях, делать заявления и обращения.

Порядок формирования

Как гласит закон о Совете Федерации, в него попадают по два представителя от субъекта РФ. Один представляет местный парламент, другой - исполнительную власть. Срок полномочия сенатора - два года. Состав Совфеда меняется постепенно вместе со сменой власти в субъектах.

Согласно регламенту члены верхней палаты парламента обладают неприкосновенностью. Они не могут привлекаться к уголовной и административной ответственности за выражение своей позиции и мнения при голосовании. Совет Федерации структурируется и формируется по принципу беспартийности. Его члены не создают объединений или фракций, как это принято в Государственной думе.

Срок полномочий Совета Федерации в целом ничем не ограничен. В отличие от этого органа подвергается «мягкой ротации». Это значит, что срок полномочий каждого его членов определяется региональным органом власти. Конституция предусматривает только три возможности, при которых Государственная дума и Совет Федерации России собираются вместе. Это заслушивание посланий Конституционного суда, посланий президента и выступлений иностранных глав государств. В целом каждая палата придерживается принципа невмешательства в дела другой.

Состав

В Совете Федерации 170 членов. Они разделены на комитеты (по вопросам обороны и безопасности, по судебно-правовым вопросам и конституционному законодательству, по налоговой политике, бюджету, финансовому регулированию и т. д.). Одно из подразделений отвечает за социальную политику. Другое регулирует имущественные отношение и экономические реформы. Наконец, есть комитеты по делам СНГ и международным делам. Часть сенаторов задействована в подразделениях по культуре, науке, образованию и аграрной политике.

Каждый комитет подготавливает заключения по вопросам, которые относятся к его ведению. Также он разрабатывает и рассматривает законопроекты, предлагаемые на внесение в Государственную думу. Комитеты могут инициировать В такие подразделения входят все члены Совета Федерации кроме председателя и нескольких его заместителей. Каждый сенатор может входить только в один комитет, в составе которого должно быть не меньше 10 человек. Распределение по «секторам» должно быть утверждено общим голосованием (необходимо большинство голосов).

Председатель

Совет Федерации возглавляется председателем. С 2011 года и по сей день эту должность занимает Валентина Матвиенко. У председателя много организационных и представительских полномочий. Он ведет заседания определяет внутренний распорядок палаты, подписывает ее постановления, распределяет функции между своими заместителями.

Председатель направляет в комитеты законопроекты, принятые Госдумой, а также законопроекты, которые в Госдуму предлагается внести. Избирается он тайным голосованием. Кандидатура утверждается половиной и одним голосом.

Ход работы и взаимоотношения с президентом

Правительство РФ, Совет Федерации и другие федеральные государственные органы должны работать в унисон, поэтому в Совфеде всегда есть определенная повестка дня. Она формируется председателем и основывается на предложениях комитетов и комиссий верхней палаты. Самостоятельно вопрос на повестку дня может выдвинуть группа сенаторов из как минимум 10 человек, а также двое сенаторов, представляющих один субъект РФ. Свои правки в распорядок может вносить специальный представитель президента в Совете Федерации.

Глава государства взаимодействует с верхней палатой парламента и другими способами. Традиционно важным остается ежегодное послание президента Федеральному Собранию. В нем первое лицо формулирует основные проблемы и задачи, которые встали перед государством и которые нужно решать в первую очередь. К примеру, это может быть вызов, связанный с необходимостью реформы налогообложения или банковской системы. В таком случае и Госдума, и Совфед должны рассмотреть предложенные инициативы президента.

История формирований

Первый Совет Федерации работал в 1994-1996 гг. Он был переходным и поэтому в качестве исключения был избран непосредственно населением, а не органами власти субъектов РФ. Его предстателем стал Владимир Шумейко.

Второй Совет Федерации также запомнился как «губернаторско-спикерский». Он заседал в 1996-2001 гг. Его председателем был Отличительная черта того Совета Федерации - он состоял из губернаторов и председателей местных законодательных собраний. Сенаторы работали не нерегулярной основе, время от времени встречаясь в Москве.

Третий период формирования Совета Федерации пришелся на 2002-2012 гг. Именно тогда он окончательно избавился от своих переходных черт и принял устойчивую форму. Председателем того Совфеда был Сергей Миронов, а с 2011-го - Валентина Матвиенко. Четвертая верхняя палата парламента была образована в конце 2012 года. Она действует и сегодня. Переформатирование было связано с принятием нового федерального закона о Совете Федерации.

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.

Состав

Председатель Совета Федерации в настоящее время: Представитель от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга .

В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний , за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Функции

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией РФ. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией РФ и Регламентом Совета Федерации.

Работа Совета Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

  • Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;
  • самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Комитеты и комиссии

В Совете Федерации образованы и действуют следующие комитеты и постоянные комиссии:

  • Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству;
  • Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам;
  • Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;
  • Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;
  • Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;
  • Комитет Совета Федерации по бюджету;
  • Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;
  • Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со ;
  • Комитет Совета Федерации по международным делам;
  • Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств;
  • Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;
  • Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению;
  • Комитет Совета Федерации по образованию и науке;
  • Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и туризму;
  • Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности;
  • Комитет Совета Федерации по промышленной политике;
  • Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям;
  • Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;
  • Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу;
  • Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;
  • Комиссия Совета Федерации по информационной политике;
  • Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации;
  • Комиссия Совета Федерации по национальной морской политике;
  • Комиссия Совета Федерации по культуре;
  • Комиссия Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству;
  • Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества;
  • Комиссия Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения.

В данной статье определены структура и состав Федерального Собрания. Парламент Российской Федерации имеет двухпалатную структуру, т. е. состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

Двухпалатные парламенты достаточно широко распространены за рубежом. Наличие второй палаты парламента усложняет процедуры осуществления парламентом своих функций, поскольку важнейшие решения парламента проходят через обе его палаты, а для достижения согласования часто требуются серьезные политические и организационные усилия. В федеративных государствах создание второй палаты обосновывается необходимостью представительства интересов субъектов Федерации на уровне федеральной законодательной власти.

В ст. 95 определяется количественный состав каждой из палат Федерального Собрания. Для Государственной Думы это абсолютный показатель - 450 депутатов. Количество членов Совета Федерации определяется численностью субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. В настоящий момент в составе Российской Федерации 89 субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Соответственно Совет Федерации должен состоять из 178 членов.

5. Количество депутатов Государственной Думы:

Пояснение:

6. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин достигший:

Б) 21 года;

Пояснение:

Достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции Российской Федерации). С 2007 года по 2011 год депутаты Государственной думы избирались по пропорциональной системе (по партийным спискам). Проходной барьер составлял 7 %. С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 %.

Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).

Срок полномочий 2 - 5 созывов Государственной думы - четыре года. Начиная с 6 созыва, депутатов избирают сроком на пять лет.

7. Председателя правительства рф назначает:

А) Президент по согласованию с Государственной Думой;

Пояснение:

Ст. 111 Конституции РФ

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

8. Акты которые издает Правительство:

В) Распоряжения.

Пояснение:

В соответствии со статьёй 114 Конституции РФ, Правительство России имеет следующую компетенцию:

    Разработка федерального бюджета с представлением его в Государственную Думу, исполнение федерального бюджета;

    Проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

    Проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

    Управление федеральной собственностью;

    Осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

    Иные полномочия, возложенные на Правительство Конституцией, федеральными законами, указами президента.

По этим вопросам, а также в рамках исполнения Конституции, федеральных законов, нормативных указов президента Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения, обеспечивая их исполнение. К слову, разрабатываемые проекты указом президента по перечисленным вопросам должны согласовываться с Правительством.

Различие между постановлением и распоряжением определено федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»:

    Постановления - акты, имеющие нормативный характер (то есть адресованные неограниченному кругу лиц и предполагающие постоянное или многократное действие);

    Распоряжения - акты не имеющие нормативного характера.

Возглавляет Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации
Назначается избирается Советом Федерации
Должность появилась 1994 год
Первый в должности Владимир Филиппович Шумейко
Сайт www.council.gov.ru

Председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации - третье лицо в государстве, руководитель Совета Федерации - Федерального собрания - парламента Российской Федерации .

Порядок избрания [ | ]

Председатель избирается членами Совета Федерации из их числа. То есть должность занимает один из членов Совета Федерации. Избрание проводится тайным голосованием с использованием бюллетеней. Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы.

Председатель Совета Федерации избирается на срок его полномочий в качестве члена Совета Федерации.

Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами Совета Федерации. Каждый член Совета Федерации вправе предложить только одну кандидатуру. По всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться, проводится обсуждение, в ходе которого они выступают на заседании и отвечают на вопросы членов Совета Федерации. После обсуждения палата утверждает список кандидатур для голосования.

Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации. В случае если на должность Председателя Совета Федерации было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не получила требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.

Полномочия [ | ]

Председатель Совета Федерации:

  • созывает заседания Совета Федерации, в том числе внеочередные;
  • формирует проект повестки дня заседания Совета Федерации, вносит его на рассмотрение Совета палаты, представляет Совету Федерации рассмотренный Советом палаты проект повестки дня заседания Совета Федерации;
  • ведёт заседания палаты;
  • подписывает постановления Совета Федерации;
  • приводит к присяге лиц, назначенных на должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации;
  • ведает внутренним распорядком деятельности палаты в соответствии с полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом;
  • распределяет обязанности между первым заместителем Председателя Совета Федерации и заместителями Председателя Совета Федерации
  • организует работу Совета палаты и ведет его заседания;
  • координирует работу комитетов и комиссий Совета Федерации;
  • направляет для предварительного рассмотрения в комитеты, комиссии палаты в соответствии с вопросами их ведения одобренные Государственной думой проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы, принятые Государственной думой федеральные законы, а также законопроекты, поправки к законопроектам, разработанные комитетом, комиссией Совета Федерации, членом Совета Федерации, которые предполагается внести в Государственную думу в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации;
  • направляет Общественной палате Российской Федерации по её запросу документы и материалы, необходимые для проведения общественной экспертизы проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов (за исключением материалов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну)
  • опубликовывает для всеобщего сведения уведомления о принятых законах Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;
  • направляет для рассмотрения в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принятые законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;
  • направляет Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования одобренные Советом Федерации законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы;
  • направляет в Государственную думу отклоненные Советом Федерации проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы;
  • направляет в комитеты, комиссии Совета Федерации в соответствии с вопросами их ведения, а также в Правовое управление Аппарата Совета Федерации для подготовки предложений законодательные акты, принятые Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельные законодательные акты, принятые Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств, а также проекты указанных актов;
  • представляет палату во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с парламентами иностранных государств, международными организациями, государственными и общественными деятелями иностранных государств;
  • участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 85 Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • координирует организацию парламентских слушаний, «круглых столов» и иных мероприятий, проводимых в Совете Федерации;
  • утверждает график приема граждан членами комитетов, комиссий Совета Федерации, а также направляет другим должностным лицам Совета Федерации для рассмотрения индивидуальные и коллективные обращения граждан, поступившие в Совет Федерации
  • решает иные вопросы организации деятельности Совета Федерации в соответствии с настоящим Регламентом и другими нормативными правовыми актами;
  • осуществляет общее руководство Аппаратом Совета Федерации и контролирует его деятельность;
  • утверждает по согласованию с Советом палаты структуру Аппарата Совета Федерации;
  • утверждает штатную численность Аппарата Совета Федерации;
  • с согласия Совета палаты назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Совета Федерации, а также по представлению Руководителя Аппарата Совета Федерации назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей (первого заместителя), заместителей Руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации и иных работников Аппарата Совета Федерации в соответствии с Положением об Аппарате Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации;
  • подписывает удостоверение к почетному знаку Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации «За заслуги в развитии парламентаризма»;
  • подписывает и вручает Почетную грамоту Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации;
  • по решению Совета палаты подписывает и направляет Президенту Российской Федерации представления о награждении членов Совета Федерации и работников Аппарата Совета Федерации государственными наградами;
  • подписывает и направляет приглашения палаты членам Правительства Российской Федерации и иным лицам в порядке, установленном статьей 77 настоящего Регламента;
  • возглавляет работу по планированию деятельности палаты;
  • подписывает доверенность представителю Совета Федерации при рассмотрении дела Конституционным Судом Российской Федерации;
  • назначает из числа членов Совета Федерации полномочных представителей Совета Федерации в Государственной думе, Правительстве Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Министерстве юстиции Российской Федерации, Общественной палате Российской Федерации, а также полномочного представителя Совета Федерации по взаимодействию с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;
  • утверждает инструкцию по делопроизводству в Совете Федерации и инструкцию по работе с обращениями граждан в Совете Федерации;
  • даёт поручения комитетам и комиссиям Совета Федерации;
  • даёт поручения другим должностным лицам Совета Федерации.

Отзыв [ | ]

Председатель Совета Федерации может быть освобожден от должности на основании решения Совета Федерации, принимаемого большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Вопрос об освобождении от должности рассматривается Советом Федерации при поступлении личного заявления председателя или по предложению группы членов Совета Федерации численностью не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.

Список Председателей Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации [ | ]

Портрет Имя, отчество, фамилия Представляет Годы жизни Даты председательства
1 Владимир Филиппович Шумейко Калининградскую область род. 10 февраля 1945 13 января 1994 года - 23 января 1996 года
2 Егор Семёнович Строев Орловскую область род. 25 февраля 1937 23 января 1996 года - 5 декабря 2001 года
3

Сергей Михайлович Миронов Санкт-Петербург род. 14 февраля 1953 5 декабря 2001 года - 18 мая 2011 года
и. о.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: