Дисквалификация должностных лиц. Дисквалификация как вид административного наказания К административным взысканиям относится дисквалификация

При совершении административных нарушений, в зависимости от их вида, применяются различные наказания. Одно из них - это лишение права занимать определенные должности. В чем заключается дисквалификация как административное наказание, каковы особенности её применения - об этом более подробно будет рассказано в этой статье.

В Административном кодексе предусмотрены несколько видов наказаний, дисквалификация представляет собой один из них. Основные вопросы, связанные с ней регулируются статьей 3.11 КоАП РФ.

Это наказание состоит в том, что виновному запрещается занимать определенные должности в течение назначенного судом срока. Это относится не ко всем видам трудовой деятельности, а только к следующим:

  • государственная служба в РФ (на федеральном, региональном или муниципальном уровне);
  • должности в руководящих исполнительных органах юридических лиц;
  • предоставление государственных или муниципальных услуг;
  • работа, связанная с подготовкой спортсменов;
  • деятельность, которая связана с экспертизой по вопросам промышленной безопасности;
  • проведение оценки риска, относящегося к вопросам противопожарной безопасности;
  • осуществление экспертизы, относящейся к сфере государственных закупок;
  • при работе в фармацевтической или медицинской сфере;
  • работа в сфере управления многоквартирными домами.

Дисквалификацию не следует путать с другими ситуациями, когда законодательство запрещает физическим лицам заниматься той или иной деятельностью. Существует административное лишение человека специального права работать на определённых должностях, а также аналогичного рода уголовное наказание (статья 47 УК РФ) но эти меры не считаются административной дисквалификацией.

Согласно второй части статьи 3.11 этого наказания может составлять от 6 месяцев до трех лет.

Важно отметить, что такая мера не предусматривается для тех, кто является учредителем юридического лица или тех, кто является владельцем какой-либо собственности.

Дисквалификация является основным наказанием за совершение определенных правонарушений. Их насчитывается несколько десятков. Для примера можно упомянуть следующие:

  1. Банкротство, которое является фиктивным или сделанным преднамеренно.
  2. Незаконное предоставление кредитного отчета или его получение.
  3. Манипулирование ценами, которое имело место на оптовом рынке электрической энергии.
  4. Нарушение правил. Которые регламентируют проведение работ в сфере сертификации.
  5. Серьезное нарушение, относящиеся к исполнению обязательств, предусмотренных при подписании оборонного контракта.
  6. Правонарушение, относящееся к сфере нецелевого использования бюджетных средств.
  7. Нарушение законодательства о труде лицом, подвергнутым ранее административному взысканию по аналогичной причине.

Существуют также и другие виды правонарушений, за которые назначается дисквалификация.

Кем назначается наказание

Нарушения, за которые предусмотрено проведение административной дисквалификации, рассматриваются судом. Наказание назначается в результате всестороннего и объективного рассмотрения обстоятельств дела. При этом не только взвешиваются поступки виновного, но и анализируются обстоятельства, в которых он действовал.

Необходимо, чтобы назначенное наказание соответствовало правонарушению. При этом продолжительность дисквалификации должна находиться в пределах, предусмотренных законом.

Протокол об административном правонарушении

По факту нарушения составляется протокол. Который в дальнейшем становится основанием для административного рассмотрения. Этот документ должен содержать следующую информацию:

  1. В начале документа указывают место и дату, когда происходило составление протокола.
  2. Необходимо зафиксировать данные лица, оформившего протокол - должность, фамилию, имя, отчество.
  3. Указывают личные данные человека, совершившего нарушение.
  4. Если есть, переписываются данные свидетелей или потерпевших.
  5. Подробно фиксируется суть произошедшего, место и время нарушения.
  6. Приводится статья КоАП, которая рассматривает этот вид нарушения закона.
  7. В протоколе должна быть изложена позиция лица, которое обвиняется по вопросу рассматриваемого происшествия.
  8. В обязательном порядке должно быть зафиксировано, что обвиняемому были разъяснены его права и обязанности.
  9. Если это необходимо для разъяснения дела, то могут быть добавлены другие сведения.
  10. В конце документа ставятся подписи лица, его оформившего, обвиняемого. Также ставятся подписи свидетелей и потерпевших, если они имеются.

Решение суда о дисквалификации

При наличии нарушения, подпадающего под дисквалификацию, оформление происходит в несколько этапов.

При этом предпринимаются следующие шаги:

  1. Как только нарушение было обнаружено, составляется протокол. Это делают контролирующие службы, которые обладают соответствующими полномочиями.
  2. Пока происходит рассмотрение дела или жалобы на принятое судебное решение, обвиняемый имеет возможность по-прежнему работать на своём месте.
  3. Материал о сделанном правонарушении отправляется в районный суд.
  4. Судебное рассмотрение должно происходить в присутствии виновного. Однако, если он был уведомлен о времени и месте заседания, но не явился, то суд может работать в его отсутствие.
  5. Если обвиняемый сочтет нужным, он может подать жалобу.
  6. После того, как решение было принято и вступило в законную силу, трудовой договор виновного в обязательном порядке должен быть расторгнут.
  7. Информация о виновном помещается в Реестр дисквалифицированных лиц.
  8. Если лицо, подвергнувшееся наказанию, скрывает этот факт на месте работы, то суд передает данные службе судебных приставов, которые обеспечат выполнение приговора. Кроме этого, виновному в этом случае грозит штраф в сумме 5000 рублей.

На кого распространяется дисквалификация

Это наказание относится к лицам, исполняющим трудовые обязанности, которые связаны со следующими сферами деятельности:

  • государственная или муниципальная служба;
  • вопросы, относящиеся к сертификации;
  • обеспечение деятельности спортсменов, в том числе медицинское и вопросы организации соревнований;
  • работа в исполнительных руководящих органах юридических лиц;
  • работа в медицинской сфере;
  • производство или продажа фармацевтических препаратов.

Если сотрудники выполняют работу ненадлежащим образом, законодательство может предусматривать для них административную дисквалификацию.

Основания дисквалификации

Этот вид наказания предусматривается рядом статей Административного Кодекса. Среди наиболее распространенных причин его назначения - наказание руководителя предприятия, за нарушение прав работников, предусмотренных трудовым законодательством. Можно также привести такие примеры:

  1. Продажа фирмой товаров или предоставление услуг, которые не соответствуют стандартам качества.
  2. Несоблюдение законов, относящихся к государственной ценовой политике.
  3. Государственный служащий не выполняет правила, относящиеся к выдаче субсидий.
  4. Должностными лицами нарушаются правила, относящиеся к возврату кредитов юридическим лицом.
  5. Повторное нарушение прав сотрудников в сфере трудового законодательство. В этом случае речь идёт о точно таком же, которое было сделано в прошлый раз. Это наказание применяется и в том случае, если они произошли в различных организациях.
  6. Умышленно даются ложные сведения при оформлении регистрации юридических лиц.

Наказание будет более суровым в тех случаях, когда его применяют повторно.

Смягчающие обстоятельства

При рассмотрении дела в суде могут быть приняты во внимание различные смягчающие обстоятельства.
В качестве таковых могут быть рассмотрены следующие вещи:

  1. Если виновный искренне раскаивается в том, что он сделал, судья может счесть это основанием для назначения минимальной продолжительности наказания. Нужно отметить, что у судьи нет права вообще отменить рассматриваемое наказание. Он может только выбрать такой его срок, который, по его мнению будет наиболее справедливым и будет находиться в разрешенных законом пределах.
  2. Если человек, совершивший нарушение и нанесший ущерб возместил пострадавшим людям и организациям нанесённый ущерб, сделав это полностью или хотя бы частично. В первом случае суд имеет право рассмотреть возможно полной отмены дисквалификации.

Приведенные основания не исчерпывают всех возможных причин для смягчения приговора. Однако в других случаях они носят индивидуальный характер и рассматриваются исходя из конкретных обстоятельств дела.

Нужно учитывать, что после вынесения судебного решения, если оно будет по мнению пострадавших необоснованно мягким, они имеют право подать апелляцию и дело будет рассмотрено повторно.

Отягчающие обстоятельства

Иногда на тяжесть приговора могут иметь отягчающие обстоятельства. При их наличии продолжительность дисквалификации может быть увеличена. В этом качестве может рассматриваться следующее:

  1. Если виновный ранее привлекался по этой же статье, то при повторном нарушении он получит более строгое наказание.
  2. Человек, совершивший правонарушение ранее неоднократно получал замечание, связанные с его деятельности и, несмотря на это, продолжал злоупотреблять своим служебным положением.
  3. Иногда правонарушение совершается в то время, когда происходят катастрофические события, имеющие глобальный или локальный характер. Примеров такой ситуации может быть растрата бюджетных средств, выделенных для пострадавших.

При наличии этих и аналогичных отягчающих обстоятельств суд обычно назначает максимальное наказание за сделанное нарушение. Однако если наряду с отягчающими имеются смягчающие обстоятельства, то срок дисквалификации может быть уменьшен.

Срок действия санкции

В статье 3.11 во второй части рассматриваются временные пределы, в которых должен находиться срок дисквалификации. Судья проводит объективное рассмотрение обстоятельств дела и выбирает тот , который считает обоснованным. Период времени, на который производится дисквалификация должен иметь продолжительность от 6 месяцев до трех лет.

Решение приобретает юридическую силу после того, как истекает срок, предусмотренный для подачи жалобы. Это происходит после истечения семи суток после получения обвиняемым копии судебного документа. Если он подает жалобу, то необходимо исполнить решение с даты его объявления.

Как исполняется

Рассматриваемое наказание может быть применено только к физическим лицам, занимающимся определёнными видами деятельности. Как только решение суда вынесено, до его вступления в силу остаётся ещё семь дней. Это сделано для того, чтобы была возможность обратиться с жалобой.

На повторное рассмотрение дело обычно уходит два месяца. Если речь идёт об её рассмотрении, то в этом случае решение вступает в законную силу в тот же день, когда оно принято.

Последствия дисквалификации

После того, как судебное решение об этом было принято, происходит прекращение действия трудового договора с виновным лицом. Его увольняют с текущей должности без права выполнять аналогичную работу в других местах в течение времени, которое назначено при определении меры наказания.

В Административном кодексе предусмотрена возможность устройства на работу во время срока действия приговора суда, однако это становится возможным только в том случае, если вышестоящий орган сочтет это возможным. На практике такие ситуации возникают очень редко.

Если виновным является директор фирмы, то исполнение решения о дисквалификации не является требованием об увольнении. Допустимым вариантом является предложение ему работы, относительно которой запрещение не действует.

При смене директора необходимо уведомить об этом налоговую инспекцию в течение трех суток.

Реестр дисквалифицированных лиц

Если судом после рассмотрения дела было принято решение о дисквалификации бывшего руководителя, его данные вносят в особый реестр. В нём содержатся тысячи лиц, которым по приговору суда не разрешено занимать определенные должности.

Этот документ находится в ведении Федеральной налоговой службы. В 2014 году было объявлено о том, что Реестр дисквалифицированных лиц находится в публичном доступе. По личным данным можно определить, включен ли определенный человек в этот список.

Должно быть так, что при приёме не должность руководителя происходит проверка кандидата на наличие в этом реестре. Однако на практике это происходит не во всех случаях. В декабре 2018 года этот список насчитывал 9888 человек. Если такого человека принять на должность, то в результате виновных ждет административное наказание, а для предприятия гарантируется повышенное внимание надзорных органов.

При обнаружении нарушения будут назначены (статья 14.23 КоАП) следующие штрафы:

  1. Если должностное лицо дисквалифицировано, но работает, несмотря на запрет, ему придется выплатить 5000 рублей.
  2. Организация или фирма, нанявшие на работу такого человека, облагаются штрафом в сумме, которая может доходить до 100 тысяч рублей.

Договор, на котором стоит подпись дисквалифицированного лица, имеет высокие шансы быть признанным недействительным в суде. Однако такому лицу можно оформлять этот документ в случае, если на него оформлена доверенность.

В Реестре хранятся следующие данные о виновном лице:

  • время и место рождения, фамилия, имя и отчество;
  • должность, которую ранее занимал виновный;
  • прежнее место, где он работал до вынесения приговора;
  • статья КоАП, в соответствии с которой было принято судебное решение;
  • кто и когда составил протокол о произведенном нарушении;
  • указываются данные судьи, который рассмотрел дело и принял решение о наказании виновного;
  • срок действия наказания;
  • указания начальной и конечных дат периода, в течение которого действует дисквалификация.

Если возникает необходимость проверить кандидата на получение должности, то это может сделать любой желающий. Для этого нужно посетить сайт Федеральной налоговой службы. Реестр легче всего найти, воспользовавшись поиском. Чтобы правильно составить запрос, нужно указать данные того лица, которое необходимо проверить.

Есть возможность за получением соответствующего документа. Он может представлять собой выписку из Реестра или подтверждение того факта, что этот человек в документе отсутствует.

При дисквалификации должностное лицо теряет право занимать определённые должности в течение срока, установленного судом. На это время данные о нем помещают в соответствующий государственный реестр. Однако это не лишает его права работать на других должностях.

О дисквалификации как административном наказании смотрите в этом видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Вопросы тестирования

1. Дисквалификация, как административное наказание заключается в…

А) лишении физического лица орденов и наград, льгот и почестей;

Б) лишении физического лица права занимать руководящие посты в государственных и муниципальных органах власти;

В) лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом.

2. В чем веденье находится административное право в РФ?

А) в веденье Федерации;

Б) в веденье субъекта РФ;

В) в совместном веденье.

3. Обязано ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, доказывать свою невиновность?

А) Да;

Б) Нет .

4. Возможно ли принудительное административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства?

А) да;

Б) нет.

5. Срок лишение специального права не может быть более…

А) 2 лет;

Б) 1 года;

В) 6 месяцев.

Лишение специального права (право на управление транспортным средством, охотничьи дела)назначается только судьей и только за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом, что свидетельствует о применении этой меры в исключительных случаях. Срок лишения специального права не может составлять менее одного месяца и более двух лет .

6. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок…

А) до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток;

Б) до тридцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до девяноста суток;

В) до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до девяноста суток.

7. Включается ли срок административного задержания в срок административного ареста?

А) да ;

Б) нет.

8. По общему правилу, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона…

А) действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения;

Б) действовавшего во время и по месту момента совершения правосудия.

9. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста…

А) четырнадцати лет;

Б) шестнадцати лет;

В) восемнадцати лет.

10. Привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица…

А) освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо;

Б) не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В) не знаю.

11. Административным правонарушением признается…

А) виновное действие (бездействие) физического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность;

Б) противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

12. Размер административного штрафа по действующему законодательству не может быть менее...

А) 1/3 минимального размера оплаты труда;

Б) 1/10 минимального размера оплаты труда;

В) 100 рублей .

13. Предусмотрена ли КоАП РФ денежное возмещение за конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения?

А) да;

Б) нет .

Статья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

14. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения…

А) не подлежат административной ответственности;

Б) подлежат административной ответственности в рамках специальных международных актов;

В) подлежат административной ответственности на общих основаниях.

15. Административный арест назначается…

А) полномочным административным органом;

Б) должностным лицом;

В) судом .

16. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях принят…

30 декабря 2001 "Кодекс российской федерации об административных правонарушениях " (коап РФ). от 30.12.2001 N 195-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (действующая редакция).

17. Дисквалификация устанавливается на срок…

А) от года до десяти лет;

Б) до десяти лет;

В) от шести месяцев до трех лет .

18. Подлежат ли административной ответственности по действующему законодательству юридические лица?

А) Да ;

Б) Нет;

В) Только частные предприниматели.

19. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено…

А) что руководством юридического лица не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм административного законодательства;

Б) что у него имелась обязанность по соблюдению правил и норм, которые были нарушены, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению;

В) что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

20. Какие виды административных наказаний предусмотрены действующим административным законодательством:

А) всего девять: предупреждение; административный штраф; обязательные работы; конфискация орудия; лишение специального права; административный арест; административное выдворение; дисквалификация, административное приостановление деятельности;

Б) всего восемь: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия; конфискация орудия; лишение специального права; административный арест; административное выдворение; дисквалификация;

В) всего шесть: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия; конфискация орудия; лишение специального права; административный арест.

Новая страница 1

ПОНЯТИЕ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ

Дисквалификация как новый вид административного наказания была установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), вступившим в силу с 1 июля 2002 г. В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Согласно п. 2 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация устанавливается судом на срок от шести месяцев до трех лет.

К КОМУ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНА ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ

В соответствии с п. 3 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Это означает, что дисквалификация может быть применена к физическим лицам, наделенным правомочиями должностного лица, действующим в коммерческих и некоммерческих организациях, а также к индивидуальным предпринимателям, в том числе осуществляющим полномочия арбитражных управляющих.

Таким образом, дисквалификации могут быть подвергнуты:

· должностные лица, выполняющие руководящие функции в коммерческих и некоммерческих организациях (директор, генеральный директор, президент, вице-президент, их заместители);

· индивидуальные предприниматели;

· арбитражные управляющие (лица, назначенные арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В отношении индивидуальных предпринимателей полагаем необходимым указать следующее. В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Вместе с тем возникают вопросы в отношении применения норм КоАП РФ о дисквалификации к индивидуальным предпринимателям. В частности, индивидуальный предприниматель отстраняется от выполнения функций, указанных в ст. 3.11 КоАП РФ. Но он не всегда занимает должность в исполнительном органе юридического лица или управляет им как менеджер. Он может быть просто собственником «бизнеса» и при этом нарушать требования законодательства о труде. Данный вопрос КоАП РФ недостаточно урегулирован.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ЗА КОТОРЫЕ КОАП РФ УСТАНАВЛИВАЕТ ДИСКВАЛИФИКАЦИЮ В КАЧЕСТВЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

Дисквалификация может быть применена судом за совершение следующих административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ:

· повторное нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному взысканию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27);

· фиктивное банкротство (ч. 1 ст. 14.12);

· преднамеренное банкротство (ч. 2 ст. 14.12);

· сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства (ч. 1 ст. 14.13);

· неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (ч. 2 ст. 14.13);

· невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (ч. 3 ст. 14.13);

· ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21);

· совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22).

ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ К ГЕНЕРАЛЬНОМУ ДИРЕКТОРУ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НАРУШИВШЕМУ ПОВТОРНО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТРУДЕ

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ, и должностные лица федеральных органов исполнительной власти, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Согласно ст. 356 ТК РФ органы федеральной инспекции труда осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом.

Основания для возбуждения административного дела в отношении генерального директора

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из оснований для возбуждения дела является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Статьей 357 ТК РФ установлено, что правовые инспекторы труда имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности и соответственно запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

Согласно п. 1 ст. 3.11 КоАП РФ административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Применительно к генеральному директору это означает, что решение выносит судья общей юрисдикции в отличие, к примеру, от арбитражных управляющих, где решение выносит судья арбитражного суда.

Исполнение решения суда о привлечении генерального директора к административной ответственности в виде дисквалификации

В соответствии со ст. 32.11 КоАП РФ лицо, привлеченное к административной ответственности, должно немедленно исполнить постановление о дисквалификации и прекратить управление юридическим лицом. Из буквального толкования данной нормы следует, что работодатель должен немедленно расторгнуть с дисквалифицированным лицом трудовой договор (контракт).

В этой связи следует обратить внимание на порядок увольнения руководителя организации, подвергнутого дисквалификации. В ТК РФ сегодня нет основания увольнения, дословно формулирующего эту ситуацию. В проекте изменений к ТК РФ запланировано дополнить ч. 1 ст. 83 новым пунктом 8 следующего содержания: «8) дисквалификация работника в соответствии с федеральным законом, влекущая невозможность исполнения работником трудовых обязанностей». Однако эти изменения еще только ждут своего принятия Государственной Думой. А пока в подобный случаях используется п. 14 ст. 81 ТК РФ, которым предусмотрено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях, установленных ТК РФ и иными федеральными законами , в частности, разумеется, и Кодексом об административных правонарушениях. Таким образом, именно по этому основанию - по п. 14 ст. 81 ТК РФ и должен быть уволен дисквалифицированный генеральный директор.

Также может возникнуть вопрос в отношении немедленного исполнения решения суда в случае обжалования дисквалифицированным лицом решения суда, поскольку право на обжалование гарантируется законом лицу, привлекаемому к административной ответственности.

Согласно КоАП РФ решение суда может быть обжаловано в десятидневный срок. Если в течение этого срока не была заявлена жалоба, решение вступает в законную силу и подлежит немедленному исполнению. Если же жалоба своевременно подана и принята к рассмотрению, исполнение решения откладывается до принятия вышестоящим судом решения по жалобе.

Правовые последствия для дисквалифицированного лица

Основные правовые последствия дисквалификации физического лица - прекращение с дисквалифицированным лицом договора на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом и запрет в течение определенного времени на заключение нового договора на осуществление такой деятельности.

Следует обратить внимание на санкции, которые предусмотрены законом в случае нарушения дисквалифицированным лицом указанного выше запрета. В соответствии с ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение административного штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того, ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ установлено, что при заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалификацированных лиц. В случае неисполнения этой обязанности на основании ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ юридическое лицо за заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно за неприменение последствий его действия может быть подвергнуто административному штрафу в размере до 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Для того чтобы будущий работодатель смог выполнить требования ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ, законом предусмотрено формирование специального реестра дисквалифицированных лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется органом, уполномоченным Правительством РФ.

При этом реестр состоит из поступающих из судов общей юрисдикции и арбитражных судов постановлений судей о дисквалификации соответствующих должностных лиц. Так, согласно ч. 4 ст. 32.11 КоАП РФ копия вступившего в законную силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством РФ, либо его территориальный орган.

Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 утверждено Положение о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц. Согласно данному постановлению реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству и ее территориальными органами в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

В ходе проведения административной реформы на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) была упразднена. При этом некоторые функции, исполнявшиеся ФСФО России в части государственного регулирования несостоятельности (банкротства) организаций, была возложена на Федеральную налоговую службу. В частности, постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» на ФНС России возложены функции по представлению интересов государства при банкротстве предприятий и организаций.

Однако до настоящего времени не внесены изменения в постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 в части определения органа, уполномоченного формировать и вести реестр дисквалифицированных лиц. Принимая во внимание, что ФНС России ведет государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, полагаем, что ведение реестра дисквалифицированных лиц следует также возложить на ФНС России.

Согласно постановлению Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 копии постановлений судов направляются вынесшими их судами в уполномоченный федеральный орган либо его территориальный орган. Согласно п. 4 вышеуказанного постановления информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, предоставляется за плату в размере одного минимального размера оплаты труда. В реестре содержатся следующие сведения о дисквалифицированном лице:

· фамилия, имя, отчество, год и место рождения, место жительства;

· в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;

· дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ);

· срок дисквалификации;

· даты начала и истечения срока дисквалификации.

Срок предоставления информации, содержащийся в реестре, составляет 5 дней с даты получения уполномоченным федеральным органом соответствующего запроса.

Практический аспект носит также выяснение вопроса о пределах ограничения возможности трудиться дисквалифицированным лицом, т.е. на какие должности распространяется запрет. Согласно п. 1 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалифицированному лицу запрещается занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица. При этом законодатель не раскрывает понятие «руководящие должности», что может создать неясность в применении данной нормы на практике.

ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ, ИСПОЛНЯЮЩЕМУ ОБЯЗАННОСТИ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО И СОВЕРШИВШЕМУ НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ БАНКРОТСТВЕ

В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим в том числе процедуры банкротства и иные полномочия, установленные законодательством о несостоятельности (банкротстве), т.е. к арбитражным управляющим.

Согласно ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.

Возбуждение административного дела в отношении арбитражного управляющего в случае совершения им неправомерных действий при банкротстве

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Министерство юстиции РФ. Согласно ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 2 и 3 данной статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 28 июня 2002 г. № 182 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять

Протоколы об административных правонарушениях» руководители территориальных органов Минюста России, их заместители, начальники отделов по работе с саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.

Основания для возбуждения административного дела

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из оснований для возбуждения дела является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В отношении арбитражного управляющего таким поводом для возбуждения дела могут явиться результаты проверки деятельности арбитражного управляющего, в ходе которой уполномоченное должностное лицо выявит факты, свидетельствующие о совершении арбитражным управляющим административного правонарушения. Следует обратить внимание, что заявление уполномоченного федерального органа для привлечения арбитражного управляющего к ответственности в виде дисквалификации должно быть подано в арбитражный суд.

Из судебной практики

На практике возбуждение дела в отношении арбитражного управляющего может быть связано с неисполнением этим должностным лицом требований законодательства о несостоятельности (банкротстве). Так, Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в 2004 г. была рассмотрена жалоба индивидуального предпринимателя на решения судов первой и апелляционной инстанций о привлечении его к ответственности в виде дисквалификации. Как следует из материалов дела, территориальным органом Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Костромской области в 2003 г. была проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя в качестве арбитражного управляющего комбината, признанного судом несостоятельным и в отношении которого было открыто конкурсное производство. По мнению территориального органа, арбитражный управляющий не исполнил в установленный срок решения собрания кредиторов о реализации имущества комбината и искусственно затягивал процедуры конкурсного производства. Усмотрев в действиях арбитражного управляющего состав правонарушения по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении и обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о привлечении правонарушителя к административной ответственности. Решением суда индивидуальный предприниматель был признан виновным в совершении правонарушения и ему назначено наказание в виде дисквалификации сроком на один год. Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения. Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены решений судов, указав следующее.

Правила, применяемые в период конкурсного производства, установлены в ст. 124–149 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В ст. 130 указанного Закона предусмотрено, что в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Однако судом было установлено, что индивидуальный предприниматель нарушил сроки проведения работы по своевременной и надлежащей оценке активов должника и, осуществив два вида оценки имущества должника (по рыночной цене и ликвидационной стоимости), искусственно затянул процедуры проведения собрания кредиторов, организаций торгов и продажи имущества при наличии реальных претендентов на приобретение имущества. В результате в установленный срок конкурсного производства решения кредиторов не исполнены, торги не проведены, имущество не реализовано, срок конкурсного производства был вынужденно продлен.

При таких обстоятельствах, по мнению кассационной инстанции суда, суд правомерно привлек индивидуального предпринимателя, исполнявшего обязанности арбитражного управляющего, к административной ответственности (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 августа 2004 г. № А31-1440/20).

Учитывая вышеизложенные положения законодательства о применении дисквалификации, следует отметить, что введение дисквалификации как нового вида административного взыскания имеет положительное значение для предотвращения нарушений должностными лицами требований законодательства, в частности законодательства о труде, охране труда, требований законодательства о банкротстве. Вместе с тем имеются и неясности в применении норм КоАП РФ, в том числе связанные с несогласованностью с ТК РФ в части прекращения трудового договора с дисквалифицированным лицом. Поэтому вопрос применения дисквалификации требует дальнейшей законодательной доработки и совершенствования.

Л.А. Голомазова, юрист

Дисквалификация - это один из видов наказания, который входит в систему мер, предусмотренных нормами административного права. При каких условиях применяется данный вид наказания, к каким лицам и на какие сроки? Об этом поговорим далее в статье более подробно.

Общее понятие

Дисквалификация - вид административного наказания, которое представляет собой лишение лица права на занятие определенных должностей в сферах муниципального управления, исполнительных органов, а также на вхождение в основной состав совета директоров. Кроме этого, дисквалифицированные лица не могут осуществлять деятельность, связанную с управлением предприятиями, организациями или учреждениями любых форм собственности.

Такое понятие может быть применено в сфере здравоохранения, в отношении лиц, которые ведут медицинскую деятельность или занимаются производством, реализацией фармацевтических препаратов.

Большое внимание названному административному наказанию уделяется в сфере спорта. На основании законодательства, дисквалификация - это понятие, которое может быть применено к действиям в отношении лица, которое тренирует спортсменов, а также тех, кто поставляет для них медицинское обеспечение.

Такая мера наказания может быть назначена за ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей.

Юридические особенности

Дисквалификация может быть применена исключительно к физическому лицу, которое виновно в совершении определенного правонарушения в своей сфере. Причем данное лицо, в соответствии с нормами законодательства, должно быть наделено полномочиями, перечисленными в толковании основного понятия дисквалификации.

Еще одна ее особенность заключается в том, что она может быть применена только в качестве основного вида административного наказания.

Кем устанавливается

Дисквалификация - это такая мера наказания, которая может быть установлена только в судебном порядке. В процессе принятия соответствующего решения любой судья обязан пользоваться общими правилами и принципами вынесения наказания. В частности, он должен рассмотреть заявленное дело с объективной точки зрения и вынести окончательное решение по существу представленной ситуации.

Кроме этого, избранное наказание обязательно должно быть соразмерным совершенному деянию, а также быть применено исключительно в пределах, установленных статьями законодательства. Это означает, что если в статье 5.27 КоАП России установлено, что минимальный период дисквалификации равен 6 месяцам, то судья не имеет права установить ее меньший срок - такое решение будет считаться противозаконным.

Обстоятельства, смягчающие вину лица при назначении ему дисквалификации

При вынесении своего решения о дисквалификации должностного лица судья может обратить внимание на некоторые обстоятельства, наличие которых способно значительно смягчить вину человека. Примером тому может стать факт раскаяния должностного лица в том, что оно совершило административное правонарушение. Кроме этого, причиной для смягчения наказания или его полной отмены может стать устранение виновным лицом всех негативных последствий, которые повлекло за собой его деяние.

Если виновный возмещает в добровольном порядке весь причиненный ущерб пострадавшим лицам или предприятию, суд также может принять решение об отмене дисквалификации. Предупреждение в этом случае может стать более лояльной ее заменой. В ситуации же, если совершенное деяние повторится, судья имеет полное право вынести решение о применении упомянутого вида наказания, причем в самой суровой форме.

В процессе проведения судебного рассмотрения судья имеет право счесть и другие обстоятельства смягчающими, однако в законодательстве указано, что все они должны иметь четкое обоснование.

Обстоятельства, отягчающие наказание

Как уже говорилось, наказание в виде дисквалификации может быть назначено лицу, которое совершает правонарушение повторно. В данном случае к виновному суд имеет право применить самую суровую меру. Следует при этом отметить, что срок действия административной меры не должен превышать того, который указывается как максимальный в статье КоАП о дисквалификации.

Отягчающим обстоятельством в суде может быть и то, осужденный продолжает совершать противоправные действия, несмотря на ряд предупреждений и приказы о прекращении незаконной деятельности. Как отягчающее обстоятельство также отмечается совершение деяния во время особо опасной ситуации. Примерами таковой могут послужить стихийные бедствия, катастрофы и т. п.

Максимальный срок дисквалификации также назначается и в том случае, если административное правонарушение, за которое возможна данная форма наказания, было совершено группой лиц, причем по предварительному сговору.

Сроки

Такое наказание, как дисквалификация, может быть установлено на определенный срок. Все возможные минимальные и максимальные периоды указываются в законодательстве. Наибольшим сроком действия такого типа меры пресечения является три года, а наименьшим - 6 месяцев, именно такие данные представлены в статье КоАП РФ.

В процессе избрания меры пресечения особенно важна причина дисквалификации, которую судья (или коллегия судей) должен оценить, исходя из объективных соображений и отношения виновного лица к совершению им правонарушения.

За что может быть назначена дисквалификация

Описываемая мера наказания может быть назначена только за отдельный ряд правонарушений. Исчерпывающий список таковых приводится в законодательстве РФ. Примером же их являются следующие:

  • применение незаконных мер для получения кредитных отчетов;
  • продажа товаров, которые не соответствуют стандартам качества;
  • нарушение установленного законодательством порядка образования ценовой политики и др.

Дисквалификация руководителя, кроме того, может быть совершена в том случае, если должностное лицо осуществляет преднамеренное банкротство или какие-либо неправомерные действия в законной процедуре. Как показывает практика, нередко руководители предприятий наказываются дисквалификацией в случае несоблюдения норм и мер, предписанных законодательством о труде и о его охране. В особенности суровой такая мера пресечения будет в том случае, если виновное лицо ранее уже было подвергнуто наказанию за такой поступок - суд, как правило, считает такое обстоятельство отягчающим.

Дисквалификация должностного лица может быть произведена и в том случае, если оно занимается нецелевым использованием бюджетных средств или нарушает условия предоставления субсидий и бюджетных инвестиций.

Большое внимание законодательство обращает на соблюдение должностными лицами предприятий и организаций сроков погашения долгов. При условии нарушения таковых ответственное лицо также может быть дисквалифицировано.

Вынесение постановлений о применении дисквалификации

Но обсуждаемая мера пресечения может быть избрана судом лишь в том случае, если с момента совершения правонарушения до процесса разбирательства в деле по существу не прошло более одного года. А в том случае, если имеет место длящееся правонарушение, то решение должно быть принято в течение такого же периода, но только с момента обнаружения факта совершения проступка.

После того как решение о дисквалификации лица вступит в свою законную силу, наказанное лицо в обязательном порядке вносится в специальный реестр таковых. Этот перечень является индивидуальным для каждого города и доступным для обозрения. Ведется он органами исполнительной власти, которые назначаются Правительством РФ.

В реестр в обязательном порядке вносятся личные данные дисквалифицированного работника, данные организации, в которой он было подвергнут наказанию такого типа, а также его должность. Кроме этого, в данном перечне имеются данные и относительно лица, которое вынесло приговор (судьи). В тот момент, когда истекает срок действия меры пресечения, из реестра удаляются все данные, связанные с нарушителем. То же самое производится в том случае, когда принимается постановление об отмене данной меры наказания.

Порядок применения меры

Дисквалификация - это мера пресечения, предусматривающая лишение должностного лица возможности занимать определенные должности, связанные с управлением и ведением муниципального хозяйства. В соответствии с этим, процедура исполнения решения суда, предусматривающего применение такой меры, предполагает расторжение трудового договора предприятия, организации либо учреждения с лицом, которое было признано виновным в совершении правонарушения. В течение всего периода, на который назначена дисквалификация, данное лицо не имеет права занимать руководящие должности в других организациях, а также быть членом совета директоров в компаниях.

КоАП РФ предусматривает возможность досрочного восстановления дисквалифицированного на рабочем месте ранее предусмотренного случая лишь тогда, когда вышестоящий орган согласится вновь заключить трудовой договор с сотрудником-нарушителем. Однако, как показывает практика, такое происходит весьма редко.

Административное приостановление деятельности

Приостановление деятельности является подвидом дисквалификации. Эта мера применяется исключительно в адрес лиц-предпринимателей, функционирование которых носит недобросовестный характер.

В случае обнаружения фактов недобросовестности, государство в лице судьи имеет право приостановить деятельность юридического лица на срок до 90 дней для того, чтобы разобраться по существу ситуации, а также предоставить виновному лицу возможность устранить ее негативные последствия. В том случае, если все условия будут соблюдены до истечения установленных 90 дней, то деятельность предпринимателя может быть восстановлена досрочно.

Судебная практика

Следует отметить, что на деле реализация права дисквалификации встречается относительно нечасто. В судебной практике очень редко выносятся приговоры с таким видом меры наказания. Как отмечают многие практикующие судьи, данная особенность связана с тем, что российское законодательство в этой области не очень хорошо развито. Кроме этого, в научной литературе отсутствуют сведения относительно названной проблемы - научные сотрудники-специалисты в области юриспруденции, к сожалению, не стремятся изучать данную тему.

За отдельные нарушения предписаний законодательства может устанавливаться наказание в виде дисквалификации. Данный вид наказания имеет своей целью отстранение от замещаемой должности в органах государственного управления и управления коммерческой организации.

В отличие от лишения специального права, где гражданин лишается специального статуса, при дисквалификации гражданин лишается возможности занимать ту или иную должность на определенный срок.

Говоря о дисквалификации, можно сказать, что гражданин лишается на определенное время административной дееспособности, то есть способности реализовывать права и обязанности в сфере управления. При этом управление может ограничиваться в государственных, муниципальных или частных интересах.

В этой статье:

Понятие и особенности дисквалификации

Под дисквалификацией принято понимать лишение права занимать должности в сфере государственного управления или управления юридическим лицом.

Сферой государственного управления, подразумевается сфера государственной службы, а именно должности федеральные и региональные; сфера муниципальной службы; сфера предпринимательской деятельности; и сфера проведения спортивных мероприятий.

Особенностью дисквалификации является то, что она применяется только к физическим лицам. Физические лица, в свою очередь, занимают определенные государственные и негосударственные должности в сфере управления или осуществления административно-распорядительных функций.

В качестве примера, можно привести следующие случаи: дисквалификация за нарушение правил охраны труда; дисквалификация для должностных лиц, имеющих доступ к кредитной истории гражданин, в случае ее разглашения; дисквалификация для органов управления образовательного учреждения, при нарушении права гражданина на образование.

Порядок применения дисквалификации

Дисквалификация может устанавливаться только судом. Право на возбуждение производства относится к компетенции отдельных должностных лиц, например, Рособрнадзора, а применение дисквалификации относится к компетенции судьи.

Срок применения данного административного наказания варьируется от шести месяцев и максимально может быть установлен на три года.

В течение всего срока действия ограничения, гражданин не имеет право занимать должность на государственной службе, муниципальной службе, в органах коммерческого управления организацией, быть членом совета директоров, заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать услуги в многофункциональных центрах и т.д.

Исполнение постановления о наложении дисквалификации

Началом действия дисквалификации, принято считать момент вступления постановления судьи о наложении дисквалификации. В отношении дисквалифицированных лиц, заводится специальный реестр, по которому производится отслеживание исполнение допуска к той или иной должности.

Данный реестр ведется уполномоченным органом Правительства России. Реестр включает в себя сведения о гражданине, его занимаемой должности, места нахождения его организации, сроки лишения этой должности. Сведения реестра являются открытыми и любые заинтересованные лица могут через средства интернет посмотреть список дисквалифицированных лиц.

По истечении срока установленного для дисквалификации, гражданин может вернуться на замещаемую ранее должность, если его руководитель позволит заново заключить служебный контракт о прохождении государственной или муниципальной службы.

Основанием для прекращения действия дисквалификации, является издание судьей акта об отмене дисквалификации или истечении действия ее срока.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: