Известное произведение гегеля. Гегель - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (Hegel) (1770-1831) - немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в отчужденное состояние инобытия - в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального «объективного духа» (право, мораль и «нравственность» - семья, гражданское общество, государство) и «абсолютного духа» (искусство, религия, философия как формы самосознания духа).

Противоречие - внутренний источник развития, описываемого в виде триады. История - «прогресс духа в сознании свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов. Осуществление демократических требований мыслилось Гегелем в виде компромисса с сословным строем, в рамках конституционной монархии.

Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя…

Основные сочинения Гегеля: «Феноменология духа», 1807; «Наука логики», части 1-3, 1812-16; «Энциклопедия философских наук», 1817; «Основы философии права», 1821; лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии (опубликованы посмертно).

Жизнь и сочинения Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 года, в Штутгарте, в семье финансового чиновника. В семь лет он поступил в штутгартскую гимназию, где проявил способности к древним языкам и истории. В 1788 году после окончания гимназии он поступил в Тюбингенский теологический институт, в котором подружился с Фридрихом Вильгельмом Шеллингом и поэтом Фридрихом Гельдерлином. В студенчестве Гегель восхищался Французской революцией (впоследствии он изменил свое мнение о ней). По преданию, в эти годы он даже посадил вместе с Шеллингом «дерево свободы».

В 1793 году Гегель получил степень магистра философии. В том же году он завершил образование в институте, после чего работал домашним учителем в Берне и Франкфурте. В этот период он создал так называемые «теологические работы», опубликованные лишь в 20 веке - «Народная религия и христианство», «Жизнь Иисуса», «Позитивность христианской религии».

Гражданское общество дает нам пример как необычайной роскоши, излишеств, так и пример нищеты, и их общую черту физического и нравственного вырождения.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Получив наследство, Гегель смог заняться академической карьерой. С 1801 он стал преподавателем Йенского университета. Он сотрудничал с Шеллингом в издании «Критического философского журнала» и написал работу «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга», в которой поддерживал Шеллинга (потом их взгляды разошлись). В том же 1801 году он защитил диссертацию «Об орбитах планет».

Гегель много работал над созданием собственной системы, пробуя самые разные подходы к ее обоснованию. В 1807 он опубликовал «Феноменологию духа», первую из своих значительных работ. Ряд ярких образов «Феноменологии» (часть рукописи которой Гегель чудом спас при вторжении французских войск в Йену) - «диалектика раба и господина» как этюд о свободе, возможной только через рабство, концепция «несчастного сознания» и другие, а также мощно заявленное учение об историчности духа сразу привлекли к себе внимание и обсуждаются по сей день.

Покинув Йену, Гегель (при помощи своего друга Ф. И. Нитхаммера) устроился редактором «Бамбергской газеты» в Баварии. Уже после его ухода газета закрылась по цензурным соображениям. С 1808 по 1816 годы Гегель был директором гимназии в Нюрнберге. В 1811 он женился (в этом браке у философа было несколько детей, был у него и внебрачный сын), а вскоре опубликовал одну из центральных своих работ - «Науку логики» (в трех книгах - 1812, 1813 и 1815).

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

С 1816 года Гегель возвратился к университетскому преподаванию. До 1818 он работал в Гейдельберге, а с 1818 по 1831 - в Берлине. В 1817 Гегель издал первый вариант «Энциклопедии философских наук», состоящей из «Науки логики» (так называемой «Малой логики», в отличие от «Большой логики» 1812-1815), «Философии природы» и «Философии духа» (при жизни Гегеля «Энциклопедия» дважды переиздавалась - в 1827 и 1833).

В Берлине Гелель стал «официальным философом», хотя и не во всем разделял политику прусских властей. Он опубликовал «Философию права» (1820, на титуле - 1821), вёл активную лекционную деятельность, писал рецензии, готовил новые издания своих работ. У него появиловсь множество учеников. После смерти Гегеля от холеры в 1831 году ученики издали его лекции по истории философии, философии истории, философии религии и философии искусства.

Гегель был весьма необычным человеком. С трудом подбирая слова при разговоре на обыденные темы, он интересно рассуждал о сложнейших вещах. Размышляя, он мог часами стоять на месте, не обращая внимания на происходящее. В рассеянности он мог не заметить башмаков, оставшихся в грязи и продолжать прогулку босиком. При этом он был «душой компании» и любил женское общество. Мещанская скупость сочеталась у него с широтой души, осторожность с авантюризмом. Гегель долго шел к своей философской системе, но стартовав, сразу далеко обогнал своих учителей и преследователей.

Счастлив тот, кто устроил своё существование так, что оно соответствует особенностям его характера.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Философия Гегеля двойственна. С одной стороны, это сложнейшая и порой искусственно запутанная сеть спекулятивных дедукций, с другой - афористичные примеры и пояснения, резко отличающие стиль Гегеля от эзотеричного философствования Ф. Й. Шеллинга. Философия Гегеля, так же как и система его агрессивного соперника Артура Шопенгауэра, имеет в каком-то смысле «переходный» характер, проявляющийся в сочетании приемов классической философии и новых веяний популярной и практически-ориентированной метафизики, захватившей ведущие позиции в Европе в середине 19 века. Главный пафос философии Гегеля состоит в признании логической «прозрачности» мира, вере в силу рационального начала и мировой прогресс, диалектичность бытия и истории. При этом Гегель часто избегал прямых ответов на принципиальные вопросы, что затруднило истолкование онтологического статуса важнейших понятий его философии, таких как абсолютная идея или абсолютный дух, и породило множество самых разнообразных интерпретаций структуры и смысла его системы. Определяющее воздействие на философские взгляды Гегеля оказали идеи И. Г. Фихте и Ф. Й. Шеллинга. Он испытал также серьезное влияние Жан Жака Руссо и Иммануила Канта.

Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего «Я».

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Спекулятивный метод Гегеля

Методологической основой гегелевской философии является учение о спекулятивном мышлении. Хотя Гегель и утверждал, что спекулятивный метод и его правила дедуцируются самим движением мысли, а не предпосылаются его системе, но на деле подобная дедукция возможна только в сфере спекулятивного мышления, приемы которого должны быть известны заранее. Спекулятивное мышление содержит три основные момента:

1) «рассудочный»;

2) «отрицательно-разумный», или «диалектический»;

3) «положительно-разумный», или собственно «спекулятивный».

Абсолютизация первого или второго моментов, которые в «снятом» виде входят в состав спекулятивного мышления, приводит к резкому ослаблению познавательных возможностей человека. Рассудочный компонент мышления базируется на законах тождества и исключенного третьего. Рассудок разделяет мир принципом «или - или». Ему недоступно понимание истинной бесконечности. Диалектический аспект мышления состоит в умении открыть в любом конечном определении внутренние противоречия. Однако абсолютизация противоречий приводит к тотальному скептицизму. Гегель считал, что разум должен не скептически отступать перед противоречиями, а синтезировать противоположности. В способности такого синтеза проявляется спекулятивный момент мышления.

Всё действительное - разумно, всё разумное - действительно.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Синтетическая способность разума позволяет наращивать содержательное богатство мысли. Такое наращивание Гегель называл движением «от абстрактного к конкретному». Под конкретностью он понимал множественность, связанную внутренней необходимостью, которая реализуется только мышлением. Для достижения высшей конкретности, т. е. представления о Боге, философия должна показать себя непрерывным движением мысли от бессодержательности пустого «понятия-в-себе» к высшей полноте абсолютного духа.

Два варианта философской системы

Первый опубликованный Гегелем вариант системы включал «Феноменологию духа» как «науку об опыте сознания» в качестве своего рода пропедевтики, критического введения в философию. За феноменологией духа следует «логика», а за логикой должна была идти «реальная философия», включающая философию природы и философию духа. Феноменология духа как первая часть системы - дань Гегеля новоевропейской философии субъективности. Отталкиваясь здесь от анализа эмпирического сознания, Гегель в итоге показал, что за внешней разделенностью сознания на чувствующий или мыслящий субъект и объект кроется их тождество, «абсолютное знание». Доказав тождество мышления и бытия в «Феноменологии духа», в «Логике» Гегель предполагал его известным и рассуждал о едином мышлении-бытии, т. е. абсолюте.

Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано моё убеждение. Аморальным является делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Второй вариант системы изложен Гегелем в «Энциклопедии философских наук». Он лишен феноменологического введения и включает логику, философию природы и философию духа, одной из частей которой оказывается феноменология. Теперь Гегель считал, что истинность системы может быть удостоверена путем самообоснования. Самообоснование предполагает замкнутость системы на себя. Гегель действительно чертит впечатляющий философский круг. Он начал с мысли о чистом бытии, а завершил дедуцированием самого себя (т. е. человека), мыслящего чистое бытие, а затем и абсолют. Этапами этого пути являются выведение логической «абсолютной идеи» и отчуждения ее в природу, обнаружение в природе биологических организмов и человека, дедукция человеческих душевных способностей, выявление социальной природы человека, а также учение о видах духовной жизни, искусстве, религии и философии, называемых Гегелем формами абсолютного духа. По Гегелю получается, что абсолютный дух, т. е. Бог, достигает самопознания в человеческом мышлении.

Человечество было освобождено не столько от порабощения, сколько посредством порабощения. Ведь грубость, жадность, несправедливость суть зло; человек, не освободившийся от него, не способен к нравственности, и дисциплина освободила его именно от этого хотения.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Три отношения мысли к объективности

Гегель предпринял масштабную попытку классифицировать возможные типы философского познания, «отношения мысли к объективности», выделяя три главных его разновидности: «метафизику», «эмпиризм» и «непосредственное знание». Для метафизики (примером которой является для него система немецкого философа Христиана Вольфа) характерна наивная вера в тождество бытия и мышления, т. е. в возможность мысли адекватно постигать вещи, а также претензия на познание мира путем абстрактных рассудочных представлений. Эмпиризм (типичными представителями которого Гегель считает британских философов 17 - 18 веков), осознавая догматизм и абстрактность метафизики, пытается устранить его путем апелляции к опыту, в котором он хочет найти твердую основу для конкретного познания. Ошибка эмпиризма в непонимании, что чувственное знание имеет лишь видимость конкретности. К тому же исключительная ориентация на опыт приводит к выводу о невозможности познания вещей, как они существуют сами по себе, а не как они являются нам в чувствах.

Отрицание тождества бытия и мышления нашло свое завершение в системе кантовского критицизма, который, как считал Гегель, является логическим продолжением эмпиризма Нового времени. Философия «непосредственного знания», представителем которой Гегель называл немецкого писателя и философа-иррационалиста Фридриха Генриха Якоби, питает иллюзию возможности прямого усмотрения истины. Непосредственное, однако, неразрывно связано с опосредствованным. Непосредственно можно мыслить только самые простые и бедные определения. Главный же предмет философии, абсолют, может быть адекватно понят только путем долгого движения мысли к подлинной всеобщности.

Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Указанным трем видам философии Гегель противопоставлял «абсолютный идеализм», устраняющий недостатки метафизики, эмпиризма и концепции непосредственного знания и вбирающий в себя все их достоинства. От метафизики абсолютный идеализм берет уверенность в возможностях человеческого познания, от эмпиризма - критическую установку и стремление к конкретности, от философии непосредственного знания - тезис о необходимости начинать философию с непосредственных определений и путем ряда опосредствований продвигаться к высшей цели познания. Гегеля не устраивал субъективизм Нового времени с его принципом Я как началом философии. Он считал, что представление о Я изобилует множеством скрытых опосредствований. На роль начала подходит лишь понятие чистого бытия.

Логика Гегеля

Гегель определял логику как «учение о чистой идее». При этом содержанием логики является «изображение Бога, каков он в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа». Гегель разделял логику на «объективную» и «субъективную». Первая содержит учение о бытии и учение о сущности, вторая - учение о понятии.

В учении о бытии Гегель начал с понятия «чистого бытия», пустой мысли. В качестве такового оно приравнивается к ничто. Но ничто, утверждал Гегель, противостоит чистому бытию, которое, стало быть, переходит в свою противоположность.

Человек есть не что иное, как ряд его поступков.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Следующим определением мысли оказалось становление как подвижное единство бытия и ничто. Итогом одной из форм становления («возникновения») оказывается «наличное бытие», конкретизирующееся в образе «качества», т. е. «непосредственной определенности, тождественной с бытием». «Рефлектированное в себя в этой определенности», наличное бытие есть «налично-сущее, нечто».

Далее Гегель показал, что, подразумевая собственную определенность, т. е. границу, это «нечто» предполагает и «свое иное», что-то, находящееся вовне. «Нечто» приходит в движение, переступая собственные границы. Но поскольку, переходя их, нечто превращается в другое нечто, т. е. как бы возвращается к себе, то, меняясь, оно остается тем же. Это уже новое определение мысли - «для-себя-бытие». Граница «для-себя-бытия» становится безразличной для него, и качество превращается в количество, которое есть «чистое бытие, в котором определенность положена уже не как тождественная с самим бытием, а как снятая». Затем Гегель показал, как количество вновь переходит в качество. Возникает новое определение - «мера» как единство количества и качества, которое проявляется в законе перехода количественных изменений в качественные.

Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление - это корень его жизни, его бессмертия.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Понятие меры завершает учение о бытии. Следующее за ним учение о сущности как сфере «рефлективных определений» Гегель назвал самым сложным разделом логики. Он начинается «видимостью», т. е. «мерой», отрефлексированной как несущественное или безосновное бытие. Рефлексия бытия в себя дает «тождество», в котором, однако, заложено начало «различия». Углубление различия дает «противоречие», разрешающееся в «основание». Основание обосновывает «существование», а существование развертывается в «явление», которое затем сливается с «сущностью» в тотальности «действительности».

В движении от одних определений мысли к другим Гегель часто руководствовался лингвистическими интуициями, так как был уверен, что немецкий язык наделен истинным спекулятивным духом. Особенно много таких моментов в учении о сущности. К примеру, переход от понятия противоречия к понятию основания Гегель доказывал ссылкой на то, что противоположности «уничтожаются» (gehen zu Grunde), а Grund и есть основание. Этимология слова «существования» (Existenz) указывает, по Гегелю, на «происхождение из чего-то, и существование есть бытие, происшедшее из основания». Если признать, что поэзия есть чувство языка, то эти и подобные примеры позволяют говорить о философии Гегеля как о своеобразной поэзии понятий.

Совесть - это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Субъективная логика, или учение о понятии как свободно развивающейся «действительности», открывается учением о субъективных понятиях, суждениях и умозаключениях (лишь эта часть «Науки логики» напоминает о традиционном предмете этой науки). Гегель считал, что всякое истинное понятие содержит три основных момента: единичности, особенности и всеобщности. Он отвергал отождествление понятия с общим представлением. Понятие есть такое общее представление, которое вбирает в себя особенность и единичность. Триединая природа понятия раскрывается в суждениях (к примеру, суждение «это - роза» выражает тождество единичности и всеобщности) и, полнее всего, в умозаключениях.

Следующей ступенью на пути к абсолютной идее Гегель назвал «объект» как понятие, «определенное к непосредственности». Объект раскрывается через «механизм», «химизм» и «телеологию». Синтез «понятия и объективности» дает идею, а единство моментов идеи, «жизни» и «познания» - «абсолютную идею», дедуцирование которой завершает логику.

Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Философия природы и философия духа

Учение о природе Гегеля основано на тезисе о том, что природа есть инобытие абсолютной идеи. Отчуждение идеи от себя имеет характер онтологического падения. Отражая структуру идеи и заключая в себе множественность, природа не является тем не менее подлинной конкретностью, так как многообразное в ней «внеположно». Природа не лишена момента случайности и иррационального начала. Считая природу инобытием неизменной идеи, Гегель отрицал эволюционистские концепции: природа «существует так, как она существует; ее изменения суть поэтому лишь повторения, ее движение - лишь круговорот». Конечно, Гегель не мог оспаривать факты, скажем, геологической истории. Но он говорил, что даже «если Земля и была в таком состоянии, когда на ней не существовало ничего живого, а только химический процесс и т. д., то все-таки при первом же ударе молнии жизни в материю тотчас возникает определенное, законченное образование, как Минерва выходит во всеоружии из головы Юпитера». «Человек не развился из животного, - продолжает он, - как и животное не развилось из растения; каждое существо есть сразу и целиком то, что оно есть».

Основными формами природного существования Гегель считал пространство, время, механические и химические взаимодействия стихий, а также жизнь. В жизни природа переходит «в свою истину, в субъективность понятия», т. е. в дух.

Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Философия духа, имеющая дело с человеком во всех аспектах его психического и социального бытия, состоит из трех разделов, рассматривающих субъективный, объективный и абсолютный дух. Философия субъективного духа распадается на антропологию, предметом анализа которой является человеческая душа в ее «природном», еще неокрепшем существовании, феноменологию, анализирующую историю сознания в его продвижении через самосознание к разуму (в широком смысле), а также психологию, рассматривающую иерархию душевных способностей, от чувственности до практического разума. Философия объективного духа изучает формы социального бытия человека. Исходное понятие этой части философии духа - тождественная с практическим разумом свобода, объективирующаяся в собственности. Собственность предполагает систему права. Субъективное осознание права, рассматривающееся в противопоставлении ему, Гегель называл моралью. Синтез морали и права - нравственность. Элементарной ячейкой нравственности оказывается семья. Целью существования семьи является рождение ребенка, который со временем создает собственную семью. Множественность семей образует «гражданское общество» как сферу «частных интересов». Для их упорядочения возникают различные корпорации и полиция.

Рассудок может образоваться без сердца, а сердце - без рассудка; существуют односторонние безрассудные сердца и бессердечные умы.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Гражданское общество не являлось для Гегеля высшей формой социальной жизни. Таковой он считал государство. Государство выражает единство устремлений народа. Его устройство должно отражать эту особенность. Наилучший вариант - монархия. Гегель считал прусскую монархию близким к идеалу государством. Он полагал, что всякое государство имеет собственные интересы, которые выше интересов отдельных граждан. В случае внутренней необходимости оно может вступать в войну с другими государствами, которую Гегель считал естественным явлением в истории. Историю он понимал как самораскрытие «мирового духа», как прогрессивное движение человечества к осознанию свободы.

На этом пути человечество прошло несколько важных стадий. В восточных деспотиях был свободен только один (монарх), в греко-римском мире - некоторые (граждане), в германском же мире, приходящем с воцарением христианства, свободны все. История развивается помимо воли людей. Они могут преследовать собственные интересы, но «хитрость мирового разума» направляет вектор движения в нужную сторону. В каждый период истории мировой дух выбирает для реализации своих целей какой-то определенный народ, а в этом народе - выдающихся людей, как бы воплощающих смысл эпохи. Среди таких людей Гегель упоминал Александра Македонского и Наполеона.

Нравственность - это разум воли.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Мировой дух как предмет субъективной рефлексии, т. е. единство субъективного и объективного духа, становится абсолютным духом. Существуют три формы абсолютного духа: искусство, религия и философия. Искусство выражает абсолют в чувственных образах, религия - в «представлениях», философия - в спекулятивных понятиях. Философию Гегель считал наиболее адекватным способом познания абсолюта. Искусство, согласно Гегелю, бывает «символическим», когда образ и предмет лишь внешним образом относятся друг к другу, «классическим», когда они гармонично сочетаются, и «романтическим», когда у художника возникает понимание невыразимости идеи в образах. Высшей формой искусства, по мнению Гегеля, является классическое искусство, нашедшее совершенное выражение в античной культуре (кстати, Гегель очень ценил и античную философию, особенно греческую). Самой адекватной формой религии Гегель считал христианство, «абсолютную религию».

Гегель внес значительный вклад в христианскую теологию, пытаясь дать новое обоснование важнейших догматов христианства и оспаривая кантовскую критику доказательств бытия Бога. Что же касается философии, то итоговой системой философии он называл собственный «абсолютный идеализм».

Ничто великое в мире не совершается без страсти.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Гегель был уверен, что вся история философии представляет собой последовательное раскрытие содержания абсолюта. Смена философских систем в идеале соответствует «последовательности выведения логических определений идеи». По его мнению, нет ложных философских систем, есть лишь более или менее адекватные теории абсолюта. Философия имеет также важное социальное значение. Философ говорил, что она «есть ее эпоха, схваченная в мысли». Впрочем, философия никогда не успевает за историей, «сова Минервы вылетает в сумерках».

Влияние Гегеля на философию

Гегель оказал громадное влияние на философию 19 века. Многочисленные ученики и последователи разделились на «правое», «левое» и «ортодоксальное» (К. Михлет, К. Розенкранц) гегельянство. Правые гегельянцы (К. Гешель, Г. Хинрикс) предлагали теологическую интерпретацию философии Гегеля, левые (Арнольд Руге, Бруно Бауэр и другие) радикализировали идеи учителя, порой давая им атеистическое или даже революционное истолкование.

В недрах левого гегельянства возникло широкое движение «младогегельянцев», вобравшего в себя философские учения Людвига Фейербаха, Карла Маркса, Фридриха Энгельса и других. Согласно известной, хотя и небесспорной формуле, Фейербах «перевернул Гегеля с головы на ноги», лишив самостоятельного существования его «абсолютную идею» и объявив Бога проекцией человеческой сущности. Марксисты же считали реформированную гегелевскую философию одним из важнейших источников новой идеологии рабочего класса. Знаменитый тезис Гегеля «действительное разумно, разумное действительно» был истолкован ими в смысле необходимости сознательного преобразования мира. В конце 19 - начале 20 веков возникло неогегельянство, отзвуки которого слышны и по сей день в неомарксизме, герменевтике и других философских направлениях.

Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Сочинения:

Werke, Bd 1 - 19, В., 1832 - 87: Sämtliche Werke, hrsg. von H. Glockner, Bd 1 - 26, Stuttg., 1927 - 40;

Sämtliche Werke. Kritische Ausgabe, hrsg. von G. Lasson und J. Hoffmeister, Bd 1 - 30, Lpz. - Hamb., 1923 - 60 - ;

Theologische Jugendschriften, Tübingen, 1907;

Briefe von und an Hegel, Bd 1 - 3, Hamb., : в рус. пер. - Сочинения, т. 1 - 14, М. - Л., 1929 - 59;

Эстетика, т. 1 - 2 - , М., 1968 - 69 - ;

Наука логики, т. 1 - , М., 1970;

Работы разных лет, т. 1 - 2, М., 1970 - 71.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - цитаты

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.

Жизнь - это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным - значит убить себя.

Из всех вообще безнравственных отношений - отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное.

Истина рождается ересью, а умирает предрассудком.

История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Гегель на кафедре.

Гегель (Hegel), Георг Вильгельм Фридрих (27.VIII.1770 - 14.XI.1831) - немецкий философ, объективный идеалист, виднейший представитель немецкой классической философии, явившейся одним из теоретических источников марксизма; впервые дал на основе идеализма систематическую разработку диалектики. Родился в Штутгарте в семье высокопоставленного чиновника. В 1788-1793 годы прослушал 2-летний философский и 3-летний теологический курсы в Тюбингенском университете. В 1801 году стал профессором философии в Иене, в 1808-1816 годы - директор гимназии в Нюрнберге, затем профессор философии в Гейдельберге и с 1818 года - в Берлине. Умер в Берлине от холеры. Основные труды Гегеля, изданы при его жизни, - "Феноменология духа " ("Die Phänomenologie des Geistes", 1807, рус. пер. 1913, 1959), "Наука логики" ("Wissenschaft der Logik", 1812-16, рус. пер., 3 изд., 1937-39), "Энциклопедия филос. наук" ("Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse", 1817, рус. пер., 2 изд., 1929-1956), "Философия права" ("Grundlinien der Philosophie des Rechts", 1821, рус. пер. 1934). После смерти Гегеля были изданы на основе его личных конспектов и записей слушателей "Философия всемирной истории", "История философии", "Эстетика", "Философия религии".

Великая заслуга Гегель, отмечал Ф. Энгельс, состоит в том, что "...он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и пытался раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития" ("Анти-Дюринг", 1957, с. 23). Гегель рассматривал развитие как самодвижение, происходящее на основе противоречия. "Противоречие - вот что на самом деле движет миром..." (Соч., т. 1, М.-Л., 1929, с. 206). Развитие, по Гегелю, есть движение от низшего к высшему, процесс появления новых качеств, возникающих в результате перерыва постепенности, скачка.

Гегель предпринял гениальную попытку найти параллель между логикой и историей, т. е. между теорией предмета и процессом его развития. Правда, у Гегеля отношения между логическим и историческим идеалистически извращены: не логика предмета обобщенно отражает историю его развития, а наоборот, история есть предметный образ логич. саморазвития идеи. Но и в этой идеалистической трактовке Гегелю удалось вывести теорию познания на путь историзма, указать на исторические исследование как на метод создания теории любого процесса. Теория познания у Гегеля совпадает с историей познания. Это помогло ему прийти к правильному, диалектическому решению проблемы истины. Для Гегеля истина не есть раз навсегда данный, абсолютно правильный ответ, а заключается в историческом развитии человеческого познания, в движении от неполного знания к более полному.

В резком противоречии с этим глубоким пониманием исторического характера человеческих знаний находится попытка Гегеля рассматривать свою философскую систему в качестве выражения абсолютной истины. Вся система Гегеля распадается на три части: логику, философию природы и философию духа, соответствующие трем этапам развития абсолютной идеи, которая составляет, по Гегелю, основу всего сущего. Первый этап - логический: развитие происходит в сфере чистой мысли, абсолютная идея накапливает свое богатство, развиваясь от простейших понятий до наиболее сложных. Эта часть философии Гегеля - наиболее ценная и богатая мыслями: в диалектике понятий Гегель угадал самодвижение реального мира. Второй этап развития абсолютной идеи - природа, которая представляет собой, по Гегелю, окаменевший дух, его "инобытие". Природа не знает развития во времени, но лишь изменения в пространстве. Гегель враждебно относился к идее эволюции неорганического и органического миров. Третья часть системы Гегель - философия духа. На этом этапе идея возвращается к себе в единстве с сотворенной природой. Философия духа распадается на три отдела: субъективный дух - здесь Гегель рассматривает развитие индивидуального сознания человека; объективный дух - развитие общественных институтов (семья, государство); абсолютный дух - развитие форм общественного сознания (искусство, религия, философия).

Гегель внес значительный вклад в разработку теории общества - исторического процесса. "Он первый, - писал Энгельс о Г., - пытался показать развитие, внутреннюю связь истории..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 496). В. И. Ленин, рассматривая в целом лекции по философии истории как наиболее устаревшее произведение Гегеля, вместе с тем высоко ценил введение, "...где много прекрасного в постановке вопроса" (Соч., т. 38, с. 310) и неоднократно отмечал, что у Гегеля имеются "зачатки исторического материализма" (см. там же, с. 180, 307).

Историческая концепция молодого Гегеля складывалась под влиянием взглядов Руссо, Монтескьё, Гердера и идей французской буржуазной революции, к которой Гегель относился сочувственно, не принимая, однако, якобинской диктатуры. Первоначальная ступень в истории общества (по Гегелю - античная Греция) представлялась Гегелю состоянием свободы и демократии, вторая ступень (вся последующая история) - господством деспотизма и неравенства и, наконец, третья ступень, открывавшаяся современной ему эпохой, должна была привести к вновь обретенной свободе. Здесь налицо не только иллюзорное представление о смысле происходивших политических событий, но также и явная идеализация античности. Вскоре, однако, Гегель понял, что Древняя Греция с ее институтом рабства была далека от идеала справедливости. Поэтому он отказался от юношеской мечты о революционном возвращении к античности, считая, что это невозможно и не нужно, так как распад древнегреческой демократии был необходимым и прогрессивным явлением. Столь же необходим и прогрессивен распад феодальных отношений. Именно поэтому Гегель сочувственно относился к завоеванию Германии наполеоновской Францией, рассматривая Наполеона как продолжателя дела французской революции, поскольку он способствовал уничтожению феодальной раздробленности и отсталости. Вера в общественный прогресс сочеталась у Гегеля с пониманием его противоречивости: Гегель, в частности, видел, как в буржуазном обществе накопление богатства на одном полюсе влечет за собой ужасающую нищету на другом.

Огромное воздействие на формирование исторических взглядов Гегеля оказал промышленный переворот в Англии. Молодой Гегель внимательно изучал произведения А. Смита и других представителей английской политэкономии. Это помогло Гегелю прийти в "Феноменологии духа" к попытке осмыслить развитие человеческого общества как результат совокупной деятельности его членов. Величие "Феноменологии", по словам Маркса, состоит в том, что Гегель рассматривал человека "...как результат его собственного труда" (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 627). Вместе с тем Маркс отмечал ограниченность позиции Гегеля, состоящую в том, что Гегель видел только положительную сторону труда и не видел отрицательную. Маркс имел в виду неспособность Гегеля найти путь к диалектическрму отрицанию капитализма. Отрицание как упразднение предметом самого себя Гегель не мог распространить на современные ему экономические и политические отношения.

Гегель остро переживал поражение Наполеона; однако он быстро убедился, что военная победа монархической коалиции не может повернуть историю вспять. Возврата к старому нет и быть не может. Эта мысль отчетливо сформулирована Гегелем в его историко-политическом сочинении "Оценка дебатов в собрании земских представителей королевства Вюртемберг" (1817). Здесь Гегель приходит к некоторым выводам относительно того, как надо подходить к анализу исторического процесса. Историк должен не выдвигать на первый план так называемые "тайные пружины" - цели отдельных индивидов и субъективные влияния, а изображать "развитие субстанциального целого" (Hegel, Sämtliche Werke, hrsg. von G. Lasson, Bd 8, S. 158). Труд Гегеля "Философия всемирной истории" ("Vorlesungen über die Philosophie der Weltgeschichte") создавался в 1822-1831 годы в виде лекционного курса, который Гегель за этот промежуток времени читал 5 раз. Наиболее полными являются издания Лассона (с 1917 ряд изд., в рус. пер. - "Философия истории", Соч., т. 8, 1935, пер. сделан с изд. 1840 и содержит существенные пробелы).

Всемирную историю Гегель начинает с возникновения государства. Для Гегеля "Государство есть божественная идея как она существует на земле. Таким образом оно есть точнее определяемый предмет всемирной истории..." (Соч., т. 8, М.-Л., 1935, с. 38). Первобытное состояние человечества, "распространение языка и формирование племен лежат за пределами истории" (там же, с. 107). В обществе происходит непрерывное совершенствование форм, движение от низшего к высшему. Гегель высмеивает и критикует теорию Шеллинга и Шлегеля о существовании некоего пранарода, якобы обладавшего высокоразвитой культурой, впоследствии утраченной. История развивается закономерно. Законы развития общества носят объективный характер и проявляются в деятельности человечества. Последняя слагается из действий отдельных людей, руководствующихся сугубо индивидуальными интересами. Каждый преследует свои личные цели, но в результате возникает нечто такое, чего не было в его намерениях, хотя и содержалось в действиях. Это несовпадение личных целей и общественных результатов деятельности людей Гегель называл "хитростью разума". Учение об исторической необходимости не приводило Гегеля к фаталистическим выводам, он стремился подчеркнуть значение активности человека. "...Ничто великое в мире не совершалось без страсти" (там же, с. 23). Однако Гегель далек от идеализации исторической личностей, хотя полностью раскрыть их роль ему мешало непонимание подлинных движущих сил истории.

К историческому процессу не приложимы критерии благих пожеланий и добродетельных сентенций. "Всемирная история не есть арена счастья. Периоды счастья являются в ней пустыми листами, потому что они являются периодами гармонии, отсутствия противоположности" (там же, с. 26). Исторической концепции Гегеля чужд какой-либо утопизм; вера в прогрессивное развитие человечества не мешает ему видеть сложность и противоречивость этого развития. Глубокое проникновение в диалектический характер исторических закономерностей иногда приводит Гегеля к почти материалистич. положениям. В. И. Ленин, напр., высоко оценивал гегелевскую характеристику орудий труда. Материалистические нотки звучат и в некоторых гегелевских мыслях о государстве. Последнее возникает, по Гегелю, тогда, когда имеется различие сословий и имуществ. неравенство. В росте имущественных противоречий Гегель справедливо усматривает причину греческой колонизации. Анализируя французскую революцию, Гегель тонко подмечает, что свержение старого порядка было вызвано системой феодальных отношений, стеснявших свободу собственности.

Однако подобные высказывания носят эпизодический характер. В целом Гегель последовательно развивает идеалистическую концепцию исторического процесса. В основе истории, по мнению Гегеля, лежит развитие абсолютной идеи, мирового духа. Конкретизируя это понятие, Гегель говорит о народном духе, который воплощает в себе единство законов, государственных учреждений, религии, искусства и философии. Прогресс во всемирной истории каждый раз осуществляется каким-то одним определенным народом, дух которого является носителем мирового духа на данном этапе его развития. Другие народы либо уже исчерпали себя, либо еще не дошли до необходимой стадии развития. Критерий прогресса - сознание свободы. Человечество, развиваясь постепенно, подходит ко все более глубокому осознанию идеи свободы. Вост. народы знают свободу только одного человека - деспота, но такая свобода есть произвол, греко-римский мир знает свободу некоторых, лишь германские народы в христианстве дошли до сознания, что человек свободен как таковой. Установив эти периоды в развитии человечества, Гегель, однако, мало интересуется историческими событиями. Главное его внимание приковано к сфере общественного сознания. В известной мере "Философия всемирной истории" Гегеля представляет собой как бы расширенный комментарий к его "Истории философии", где Гегель выступает как подлинный историк, анализирующий факты. Это не удивительно, так как развитие, по Гегелю, происходит лишь в сфере духа, а высшим его выражением является философия.

Историко-философская концепция Гегеля оригинальна и содержательна. В отличие от многих своих предшественников, Гегель рассматривает движение философской мысли не как случайную смену одних мнений другими, а как закономерный процесс. Философские системы прошлого составляют необходимые ступени все более глубокого познания мира, в "снятом" виде они продолжают свое существование. Плодотворной была также мысль Гегеля о связи философской системы с историческими условиями; философия - это эпоха, выраженная в мыслях. Однако игнорируя социально-экономические корни философских учений, Гегель не мог вскрыть подлинной закономерности философского развития. Недостатком его историко-философской концепции было также третирование материализма.

Политические взгляды позднего Гегеля явно консервативны. Если раньше центральным событием новой истории была для него французская революция, то теперь он отводит это место Реформации, которая, по его мнению, сделала излишними в Германии революционные преобразования. Если в молодости Гегель отрицательно относился к прусской монархии и ее прошлому, то теперь он восторгается Фридрихом II. Конституционная монархия представляется Гегелю идеалом государственного устройства. Войну Гегель рассматривает как необходимое явление жизни общества.

Противоречивость философии Гегеля определила разнородный, зачастую диаметрально противоположный характер учений тех, кто считал себя его последователями. В гегельянстве 30-40-х годов 19 века наметилось два основных направления, одно из которых (правогегельянство) унаследовало лишь идеалистическую систему и реакционные политические взгляды Гегеля; широкого распространения это направление не получило. Гораздо больший общественный резонанс приобрели теории левогегельянцев (младогегельянцев) - Б. Бауэра, Штрауса, А. Руге и других буржуазных радикалов и атеистов. Из среды младогегельянцев вышел Л. Фейербах. Революционную интерпретацию идеям Гегеля давали Г. Гейне, В. Белинский, А. Герцен, характеризовавший философию Гегеля как "алгебру революции" (см. Собр. соч., т. 9, 1956, с. 23). Наиболее полное и последовательное развитие прогрессивные стороны учения Гегеля получили в философии марксизма. В конце 19 века возрождается интерес к Гегелю в буржуазной философии. Сначала в Англии, затем в Германии, а после 2-й мировой войны и во Франции возникают неогегельянские течения, истолковывающие учение Гегеля в духе иррационализма . Реакционные стороны учения Гегель поднимали на щит некоторые "теоретики" немецкого и итальянского фашизма (Дж. Джентиле и др.). Попытки "опереться" на Гегеля делают некоторые современные пропагандисты "американского образа жизни" (X. Маркузе и др.). Буржуазная историческая наука (Л. Ранке, Ф. Мейнеке, в России - Б. Чичерин) восприняла от Гегеля главным образом культ государства. Вместе с тем буржуазным историкам глубоко чуждо стремление Гегеля обнаружить в истории внутреннюю закономерность. Характерно поэтому заявление И. Хёйзинги, утверждавшего, будто "учение Гегеля для собственно истории было бесплодным" (Huizinga J., Geschichte und Kultur, Stuttg., 1954, S. 30).

А. В. Гулыга. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Сочинения: Sämtliche Werke, hrsg. von G. Lasson, Bd 1-15, 18-21, 27-30, Lpz.-Hamb., 1905-60; Sämtliche Werke. Jubiläumsausgabe in 20. Bde, hrsg. von H. Glockner, Bd 1-26, Stuttg., 1927-40 (т. 21-26 монография издателя Г.); Briefe von und an Hegel, Sämtliche Werke, hrsg. von G. Lasson. Bd 27-30, Hamb., 1960; в рус. пер. Соч., т. 1-14, M., 1929-1959.

Литература: Маркс К., К критике гегелевской философии права, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1; его же, Нищета философии, там же, т. 4; его же, К критике политич. экономии. Введение, там же, т. 13; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, М., 1955; Ленин В. И., Философ. тетради, Соч., 4 изд.. т. 38; Плеханов Г. В., К шестидесятой годовщине смерти Гегеля, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956; Овсянников М. Ф., Философия Гегеля, М., 1959; Гулыга А. В., Взгляды Гегеля на ист. процесс, "ВИМК", 1959, No 3; Лифшиц М., Лит. наследство Гегеля, в его кн.: Вопросы иск-ва и философии, М., 1935; Соловьев Э. Ю., Разделял ли Гегель трудовую теорию стоимости.., "ВИ", 1959, No 3; Аржанов М., Гегельянство на службе германского фашизма, М., 1933; Гимельштейб Е. X.. Новые мат-лы к "Философии истории" Гегеля, "ВИ", 1956, No 3; Гулиан К. И., Метод и система Гегеля, т. 1, пер. с рум., М., 1962; Lasson G., Hegel als Geschichtsphilosoph, Lpz., 1920; Haering Th. L., Hegel, sein Wollen und sein Werk, Bd 1-2, Lpz.-В., 1929-38; Litt Th., Hegel. Versuch einer kritischen Erneuerung, Hdlb., 1953; Marcuse H., Reason and revolution. Hegel and the rise of social theory, Boston, 1960; Ritter J., Hegel und die französische Revolution, Köln, 1957.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - всемирно известный немецкий философ. Его принципиальным достижением стало развитие теории так называемого абсолютного идеализма. В ней ему удалось преодолеть такие дуализмы, как сознание и природа, субъект и объект. Георг Гегель, философия Духа которого объединила многие концепции, и сегодня остается выдающейся фигурой, вдохновляющей все новые поколения мыслителей. В данной статье мы рассмотрим кратко его биографию и основные идеи. Особое внимание будет уделено философии Абсолютного духа, онтологии, гносеологии и диалектике.

Биографические сведения

Георг Вильгельм Фридрих Гегель с детства был очень любознательным ребенком. Таких у нас называют «почемучками». Он родился в семье влиятельного чиновника. Его отец был строгим и любил во всем порядок. Ничего в окружающей природе и человеческих отношениях не оставляло его равнодушным. Еще в раннем детстве Георг Гегель зачитывался книгами о культуре древних греков. Как известно, именно они были первыми философами. Считается, что именно это увлечение подтолкнуло Гегеля к его будущей профессиональной деятельности. Он закончил латинскую гимназию в родном Штутгарте. Кроме чтения, в жизни философа вообще было мало других занятий. Большую часть своего времени Георг Гегель проводил в различных библиотеках. Он был отличным специалистом в области следил за событиями Французской буржуазной революции, но сам участия в общественной жизни страны не принимал. Гегель Георг закончил теологический университет. После этого он занимался исключительно преподаванием и своими научными изысканиями. С началом карьеры ему во многом помог Шеллинг, с которым они дружили. Однако потом они поссорились на почве своих философских воззрений. Шеллинг даже заявлял, что Гегель присвоил его идеи. Однако история расставила все по своим местам.

Основы философской мысли

За свою жизнь Гегель написал множество работ. Самыми выдающимися из них являются «Наука логики», «Энциклопедия философский наук» и «Основы философии права». Гегель считал любой трансцендентализм непоследовательным, поскольку он разрывает такие дуальные категории, как «вещь» и «идея», «мир» и «сознание». Восприятие первично. Мир - это его производная. Любой трансцендентализм получается вследствие того, что есть чистые возможности опыта, который накладываются на мир для получения универсального опыта. Так появляется гегелевский «абсолютный идеализм». Дух как единственная действительность не является застывшей первоматерией. Всю философию Гегеля можно свести к субстанционному дискурсу. По мнению Гегеля, Дух цикличен, он преодолевает себя всякий раз в двойном отрицании. Его основной характеристикой является самопродвижение. Он устроен как субъективная мысль. Философская система построена на основе триады: тезиса, антитезиса и синтеза. С одной стороны, последняя делает ее строго и четкой. С другой - позволяет показать поступательное развитие мира.

Георг Вильгельм Гегель: философия абсолютной идеи

Тема Духа развивалась в рамках широкой традиции и ведет свое начало от Платона и Эммануила Канта. Георг Гегель признавал также влияние Прокла, Экхарта, Лейбница, Бёме, Руссо. Всех этих ученых отличает от материалистов то, что они рассматривали свободу и самоопределение как вещи, которые имеет важные онтологические последствия для души, ума и божественности. Многие последователи Гегеля называют его философию разновидностью абсолютного идеализма. Гегелевская концепция Духа определяется как попытка найти место божественной сущности в повседневной жизни. В доказательство своего аргумента эти последователи приводят цитаты выдающегося немецкого философа. Из них они делают вывод о том, что мир тождественен абсолютной идее (так называемому Духу). Однако на самом деле эти заявления далеки от истины. Георг Фридрих Гегель, философия которого на самом деле гораздо сложнее, подразумевает под Духом не закономерности, а факты и теории, которые существуют отдельно от сознания. Их существование не зависит от того, известны ли они человеку. В этом гегелевская сходна со вторым законом Ньютона. Она является только схемой, облегчающей понимание мира.

Онтология Гегеля

В «Науке логики» немецкий философ выделяет следующие виды бытия:

  1. Чистое (вещи и пространство, которые соединены между собой).
  2. Наличное (все разделенное).
  3. Для-себя бытие (абстрактные вещи, которые противопоставляются всему остальному).

Гегелевская гносеология

Георг Гегель, философия которого часто рассматривается в университетских курсах сразу вслед за Кантом, хоть и испытал на себе влияние его идей, но многие из них не принял. В частности, он боролся с его агностицизмом. Для Канта антиномии не могут быть разрешены, и в этом выводе состоит конец теории. Дальше нет никакого развития. Однако Георг Гегель находит в проблемах и помехах двигатель Например, мы никак не можем подтвердить, что Вселенная бесконечна. Для Канта это неразрешенный парадокс. Он выходит за грань опыта, поэтому не может быть осмыслен и рационален. Гегель Георг считает, что такая ситуация является ключом к поиску новой категории. Например, бесконечного прогресса. Гносеология Гегеля строится на противоречии, а не на опыте. Последний не является как у Канта.

Диалектика

Немецкий философ Георг Гегель противопоставлял свое учение всем остальным. Он не пытался найти первопричины явлений или их разрешение в конечном результате. Простые категории у него превращаются в сложные. Истина содержится в противоречии между ними. В этом он близок к Платону. Последний называл диалектикой искусство ведения спора. Однако Георг Фридрих Гегель пошел еще дальше. В его философии нет двух спорщиков, а есть только два понятия. Попытка их совмещения приводит к распаду, из которого формируется новая категория. Все это противоречит третьему закону логики Аристотеля. Гегелю удается найти в противоречии вечный импульс для движения мысли по дороге, проложенной абсолютной идеей.

Элементы Духа:

  • Бытие (количество, качество).
  • Сущность (действительность, явление).
  • Понятие (идея, субъект, объект).
  • Механика (пространство, время, материя, движение).
  • Физика (вещество, формообразование).
  • Органика (зоология, ботаника, геология).
  • Субъективны (антропология, психология, феноменология), объективный (право, мораль) и абсолютный (философия, религия, искусство) дух.

Социальная философия

Многие критикуют Гегеля за ненаучность его выводов о природе. Однако он никогда на нее и не претендовал. Гегель выявлял взаимосвязи через противоречия и пытался упорядочить таким образом знания. Он не претендовал на открытие новых истин. Многие видят в Гегеле отца-основателя теории развития сознания. Хотя его работа «Наука логики» совсем не описывает существование некого абсолютного разума, который является первопричиной существования всего. Категории не порождают природу. Поэтому можно говорить, что Маркс и Энгельс перевернули диалектику Гегеля с ног на голову. Им было выгодно писать о том, что идея воплощена в истории. На самом деле Абсолютный дух по Гегелю - это только накопленные знания человечества о мире.

Марксизм и Франкфуртская школа

Имя Гегеля тесно связано для нас сегодняшних с другой философской системой. Все потому, что Маркс и Энгельс во многом опирались на Гегеля, хотя и толковали его представления так, как им было выгодно. Представители Франкфуртской школы были еще более радикальными мыслителями. В основу своей концепции они ставят неизбежность техногенных катастроф. По их мнению, массовая культура требует усложнения информационных технологий, что обязательно приведет к проблемам в будущем. Можно с уверенностью сказать, что диалектический материализм марксистов и Франкфуртской школы все больше уходят в прошлое. А идеи Гегеля сейчас переживают новое рождение.

Георг Гегель: идеи и их развитие

Учение немецкого философа включает три части:

  1. Философию Духа.
  2. Логику.
  3. Философию природы.

Гегель утверждал, что религия и философия тождественны. Различается только форма подачи информации. Свою систему Гегель рассматривал как венец развития философии. Заслуга Гегеля состоит установлении в философии и в общем сознании истинных и плодотворных понятий: процесса, развития, истории. Он доказывает, что нет ничего отдельного, не связанного со всем. Это и есть процесс. Что касается истории и развития, то они у Гегеля объяснены еще более ярко. Невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило. И важную роль в его раскрытие играет противоречие, которое позволяет развитию происходить не по замкнутому кругу, а поступательно - от низших форм к высшим. Большой вклад сделал Гегель в развитие метода науки, то есть совокупности искусственных приемов, изобретенных человеком, и независящих от предмета исследования. Философ показал в своей системе, что познание - это Поэтому истина для него не может быть готовым результатом. Она постоянно развивается и раскрывается в противоречии.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – представитель классической немецкой философии. Наибольшее влияние на его труды оказал Иммануил Кант.

С некоторыми суждениями своего предшественника Гегель был не согласен и старался опровергнуть их в своих работах.

Кант утверждал, что без опыта познание чистого разума не существует. Гегель возражал ему: человек способен познать окружающий мир. Явление и «вещь в себе» взаимосвязаны и их связь никогда не будет разорвана.

Два немецких философа расходились в суждениях и о природе противоречий. Кант относился к противоречиям негативно. Для него это – источник заблуждений. Гегель называл противоречия критерием истины, а их отсутствие – критерием заблуждений.

Гегель все равно поддерживал идеи предшественника о свободе личности, уважал законы и видел в государстве источник разумного управления обществом. Оба мыслителя критиковали насилие и рабство, произвол и гнет. Кроме Канта, гуманистическая направленность гегелевских суждений опиралась на учения Декарта, Шеллинга и Дидро.

Тема Духа, которую подробно изучал Гегель, развивалась еще со времен Платона. Сам философ признавал, что на его суждения повлияли Прокл, Экхарт, Лейбниц, Руссо.

Суть философии немецкого мудреца

Философия Гегеля в своей основе опиралась на идею постепенного развития . От бытия в себе (идея, разум) через бытие вне себя (природу) к бытию в себе и для себя (Духу).

В процессе саморазвития чистый разум – не реальная, а идеальная и логическая субстанция. Превратить субстанцию в субъект, бессознательный разум в самостоятельный разум, дух или абсолютный Дух является целью мирового процесса. Субстанция выливается из первоначального состояния в качестве логической идеи в инобытие, природу, для достижения цели: осознание себя как единого и истинно действительного, понимание абсолютной истины какой она есть сама по себе и внутри себя.

Абсолютная Идея – основа мироздания. Природа не способна стать основой всего сущего, потому что является пассивной субстанцией, а Абсолютная Идея меняет ее, производя те или иные действия.

Окружающий мир, согласно гегелевской философии, можно познать с помощью инструмента познания – чувственного и рассудочного опыта. Противоречия являются критериями истины, и заблуждением является их отсутствие. Эти два суждения противоречили идеям , который оказал сильное влияние на формирование мировоззрения германского мыслителя.

Диалектика и логика в трактовке Гегеля

Учение Георга Гегеля о диалектике оставило заметный вклад в философии. Немецкий мыслитель первый систематизировал диалектическое мышление и выделил три его закона. В своем труде философ пытался понять взаимосвязь между различными компонентами одного процесса.

Законы диалектики:

  1. Количественные изменения преобразуются в качественные. Основной закон диалектики.
  2. Закон двойного отрицания. В процессе развития объект вновь обретает старое качество, но теперь на высшей ступени развития
  3. Единство и борьбы противоположностей.

Начало гегелевской логики лежит в его диалектическом методе: если в рассуждениях исключить все мысли, имеющие какое-либо содержание, то останется неопределенное общее понятие, названное бытием, которое исключить уже нельзя. Бытие не имеет содержания и качества, следовательно, равно небытию. Так бытие переходит в небытие, и рассуждения о бытии приводят к противоположному.

Учение о логике представителя классической немецкой философии разделено на:

  • Учение о бытии. Исследует такие понятия как количество, качество и мера.
  • Учение о сущности. Объект изучения – явления, сущности и действительность.
  • Учение о понятии. Познание объективности, субъективности и идеи.

Философские размышления о природе и духе

В теории Гегеля об основе мира, Абсолютная Идея выражена безграничным духовным началом, условие существования и развития мира, человека и природы. Главная задача Абсолютной Идеи – самопознание.

Природа не способна являться Абсолютной идеей, она не станет основой всего сущего. Природа, согласно германскому философу, это пассивная субстанция. Сама по себе она не содержит активных действий. Первоначалом мира следует быть чему-то безликому, какой-то абсолютной духовной силе.

Гегелевская философия представляет путь идеи в ее инобытии. Природа в его учении предстает промежуточным звеном. Идея в своем развитии становится материальной природой, а затем развивается в дух, истинный и сознательный.

Философия о Духе одна из наиболее разработанных тем в трудах немецкого мыслителя.

Учение разделяется на три ступени: субъективный, объективный и абсолютный дух.

Кратко концепцию Гегеля можно выразить так: вначале, на определенной ступени развития природы, возник разумный человек. Сперва он живет в естественном состоянии, под влиянием природы, и подчиняется инстинктам. Человек и представляет собой субъективный дух.

В процессе развития человек признает других людей равными себе, начинает воспринимать их как духовных существ, к которым следует относиться с уважением. Приходит осознание, что свобода одного мыслящего существа заканчивается там, где начинается свобода другого. Эта ступень – объективный дух, жизнь людей в коллективе.

Абсолютный дух, третья ступень, единство субъективного и объективного. Дух освобождается от противоречий, примиряется с самим собой и постигает истинное, совершенное знание о себе.

Гегельянство – что это?

После смерти Георга Гегеля его последователи образовали школу, названную гегельянством. Единой школа оставалась недолго и вскоре разделилась на несколько направлений. Причиной разлада стали религиозно-богословские разногласия.

Гегель считал ортодоксальной созданную им философскую систему. Но некоторые представители его школы увидели в трудах философа низвержение государства и церкви, отвержение Бога и бессмертия человека. Началу этого положило сочинение Д. Штрауса «Жизнь Иисуса».

Школа распалась на тех, кто придерживался «классической» гегелевской философии и тех, кого увлекли левые взгляды. Последние были неоднородны и разделились на три группы: крайне левые (Бауэр, Фейербах), консервативные правые (Габлер, Гешель, Эрдман) и центральное крыло (Батке, Конради, Розенкранц).

Среди левых гегельянцев, которых прозвали младогегельянцами, было много критиков истории церкви, а также философов, критикующих религию.

Крайне левые гегельянцы пошли дальше других и расширили сферу изучения, кроме философских вопросов религии, на политические и социальные темы. Маркс трактовал философские идеи Гегеля в материалистическом ключе и взял ее за основу своей системы экономического материализма.

Приверженцы гегельянства оказали большое влияние на развитие науки, особенно на философию религии, историю философии, эстетику и философию истории.

Влияние Гегеля на западных и русских философов

Немецкий мыслитель стал предтечей концепции Модерна и модернизма. В трудах Гегеля описан ряд проблем, чья актуальность и сейчас неоспорима: отчуждение, социальная разобщенность, поиск свободы и внутренней гармонии. Некоторые исследователи творчества Гегеля отмечают его заметный вклад в формирование социальных наук.

Попытки немецкого философа соединить рациональное и идеалистическое начало нашли многих приверженцев, особенно на рубеже XIX-XX вв. В это время работы Гегеля были переведены на все основные европейские языки.

В России гегелевская философия сыграла немаловажную роль в культуре страны. В 30-40 годы XIX века многие образованные люди интересовались идеями Гегеля. Об этом спорили, читали многочисленные брошюры. Весь образованный свет был знаком со взглядами выдающегося немецкого мыслителя на темы философии, религии, эстетики, права и морали.

Особенностью русской философии является то, что участники двух противоположных течений русской общественно-философской мысли: западники и славянофилы, были хорошо осведомлены о философии Гегеля и черпали из нее свои идеи. Славянофилы разрабатывали его идеи со своей позиции. Самые видные представители западничества выросли на работах Гегеля.

Заслуги Гегеля в философии велики и его влияние на развитие человеческой истории трудно приуменьшить. Мыслитель занимался как вопросам религии, так и диалектики. А еще заложил основы социальных наук, которых в его время не существовало.

Введение……………………………………......... 3

1. Краткая биография Гегеля …………………... 4-5

2. Учение о бытие……………………………….. 6

2.1. Учение о сущности…………………………. 6-7

2.2.Учение о понятии…………………………… 7-9

3. Пантеизм в философии Г. Гегеля….…........... 9-12

4. Диалектика Гегеля …………………………… 12-14

5. Философия природы, философия духа …….. 14-17

6. Социально-политические взгляды Гегеля.. . 17-21

Заключение ………………………………………. 22-23

Список литературы ……………………………… 24

ВВЕДЕНИЕ

Что есть философия? Философия - это скорее мировоззренческая форма сознания. Под мировоззрением можно понимать обобщённую систему взглядов человека (и общества) на мир в целом, на своё место в нём, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщённых научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

Человек всегда испытывал и испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже и осознанны. Каждая наука-это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении - это сумма обрывков.

Философия же даёт систему знания о мире как целом. Иными словами можно сказать так, что предметом философии является не одна какая-нибудь сторона сущего. а всё сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Ныне, вряд ли кто-то будет оспаривать, что произведения философов удаленной от нас исторической эпохи воспроизвести в полном объеме таковым, какими они были созданы невозможно. Часть трудов просто исчезла в глубине времени, часть просто потеряла свою актуальность многие годы назад. Но любой крупный философ всегда оставит что-то, что будет полезно не только его поколению, но и все последующим.

Философия истории занимает важную часть философии Гегеля. Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть - мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы.

Приступая к рассмотрению «Философии истории» Фридриха Гегеля, я посчитала необходимым сделать отступление-экскурс в предысторию самого предмета, ведь «Философия истории» принадлежит к числу тех работ ученого, которые не были доведены им до конца и не были подготовлены и опубликованы в печати им лично.

Это было сделано учениками и последователями Гегеля, слушателями его лекционных курсов в Берлинском университете в 1822-1831 годах.

1. Краткая биография Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии – одного из теоретических источников марксизма, - впервые в истории развития философской мысли на основе идеалистического мировоззрения давший систематическую разработку диалектического способа мышления.

Гегель принимал за основу всех явлений природы и общества абсолютно, т. е. некое духовное начало, обозначаемое им разными терминами: «мировой разум», «мировой дух», «абсолютная идея», которая существует до реального мира, природы и общества. «…Абсолютная идея, - абсолютная лишь постольку, поскольку он абсолютно ничего не способен сказать о ней, - «отчуждает» себя (т. е. превращается) в природу, а потом в духе, - т. е. в мышлении и в истории, - снова возвращается к самой себе». В этом состоит его объективный и абсолютный идеализм. Гегель выступал как продолжатель линии немецкой философии, представленной Кантом, Фихте и Шеллингом, в теориях которых проблемы диалектики были уже поставлены, но не получили той систематической разработки, которую ей дал Гегель.

Гегель родился в г.Штутгарте в семье высокопоставленного чиновника. С 1788 по 1793 прослушал двухлетний философский и трёхлетний теологический курсы в Тюбингенском теологическом институте, получив степень магистра философии и кандидата теологии. Революционные события во Франции были восторженно встречены будущим философом. В это время (1794-96) Гегель выступал как сторонник республики, отрицательно относился к феодально-абсолютистским порядкам Германии и к христианской религии, высоко оценивал античную демократию и проповедовал принцип активного вмешательства в жизнь. Эти идеи нашли отражение в рукописях: «Народная религия и христианство», «Жизнь Иисуса» и «Позитивность христианской религии».

В 1797-1800гг. Гегель был домашним учителем во Франкфурте-на-Майне. Здесь он написал брошюру «О новейших внутренних отношениях Вюртемберга, в особенности об устройстве магистрата», ставя вопрос о необходимости конституционных реформ в Вюртемберге. В 1799 закончил трактат «Дух христианства и его судьба». К этому же периоду относятся занятия Гегеля политической экономией: он пишет комментарий к сочинению Стюарта «Исследование принципов политической экономии».

Получив после смерти отца свою долю наследства и имея собственные сбережения из педагогических заработков, Гегель получает возможность всецело отдаться философской деятельности. В 1801 Гегель переезжает в Йену, где начинается его академическая деятельность в качестве университетского преподавателя.

Читая в Йенском университете лекции по логике, метафизике, философии природы, философии духа, естественному праву, истории философии, Гегель постепенно осуществляет разработку своей оригинальной философской системы. Из набросков этой системы 1801-1802 гг. и 1804-1806 гг. оформляется к концу 1806 г. «Феноменология духа», которая после написания обширного предисловия публикуется в начале 1807 г.

В издаваемом совместно с Шеллингом «Критическом журнале» Гегель напечатал ряд статей, направленных против философии Канта и Фихте. Самое крупное произведение йенского периода – «Феноменология духа» (1807). Гегель некоторое время редактировал «Бамбергскую газету», с 1808 по 1816 состоял директором гимназии в Нюрнберге, где написал самую значительную свою работу – «Науку логики» (1812-1816). Таким образом, лучшие произведения философа созданы в тот период, когда он стоял в оппозиции к прусским порядкам.

Общеевропейская реакция, установившаяся после падения Наполеона, отразилась и на эволюции взглядов Гегеля. Во вступительной лекции (28 октября 1816) в Гейдельбергском университете Гегель заявил: «…Прусское государство, в особенности, построено на разумных началах». С этого момента начинается деятельность Гегеля в качестве официального философа прусского правительства.

Непродолжительный гейдельбергский период (1816-1818) важен тем, что здесь Гегель завершил и опубликовал новую, итоговую версию своей философской системы под названием «Энциклопедия философских наук» (1817). Это произведение, состоящее из трех частей, включает в себя сокращенный и переработанный вариант «Науки логики» (именуемый «малой логикой» в отличие от исходной «большой логики»), «Философию природы» и «Философию духа». После «Критической философии» Канта эта была первая в Германии основательно разработанная философская система, важнейшим объективным достоинством которой была ее насыщенность диалектическими идеями. Гегель по праву был признан крупнейшим немецким философом современности.

В 1818 Гегель был приглашён в Берлинский университет, где преподавал до конца жизни. Консервативные стороны его философии резко выявились именно в это время, особенно в «Философии права» (1821), затем в лекциях по философии религии, философии истории, которые он стал читать впервые в Берлине (опубликованы после его смерти учениками).

Несмотря на примирение Гегеля с прусскими порядками, он всё же до конца жизни положительно оценивал французскую буржуазную революцию, враждовал с реакционерами Шлейермахером, Галлером и Савиньи. Именно благодаря проискам реакционеров Гегель не был избран в Прусскую академию. 14 ноября 1831 великий мыслитель скончался от холеры и был похоронен рядом с Фихте и Зольгером. Он ушел из жизни в апогее авторитета созданной им философии, на базе которой появилась целая школа – гегельянство.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: