Описание местоположения границ. Установление границ населенного пункта. Правила присвоения кадастровых номеров

В Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» (далее – Закон о землеустройстве), понятие землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

При этом в соответствии со ст. 1 Закона о землеустройстве объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства и порядок установления на местности границ объектов землеустройства определен Правительством Российской Федерации.
Так в соответствии с порядком описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.

При описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать следующие требования.
1. Граница зоны с особыми условиями использования территории может пересекать границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, населенных пунктов (далее - административные границы), земельных участков, границы территориальных зон, а также иных зон с особыми условиями использования территорий.
2. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках.
3. Административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках.
4. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в состав территории муниципального района. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.
5. Если характерные точки устанавливаемой административной границы совпадают с характерными точками ранее установленной административной границы, в качестве описания местоположения такой устанавливаемой границы принимается описание ранее установленной административной границы.

В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства оформляется в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" (далее – Требования).

Материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело, один экземпляр которого передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее – Закон о кадастре) орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 Закона о кадастре сведения.

В соответствии с частью 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 (далее – Положение), органом местного самоуправления представляется в орган кадастрового учета выписка из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащая текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов); выписка из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.

Согласно части 2 Положения представление в орган кадастрового учета документов на бумажных носителях допускалось до установления Минэкономразвития Российской Федерации требований к формату этих документов в электронном виде.

Формат таких документов установлен в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.10.2010 № 503 «Об установлении требований к формату документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости». Описание формата документов размещено на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru в разделе «Государственные услуги\Государственный кадастровый учет недвижимого имущества\ Бланки, XML-схемы».

Таким образом, документы, предназначенные для внесения сведений об объектах землеустройства в государственный кадастр недвижимости, должны предоставляться в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью исполнителя.

Эту группу вопросов необходимо рассматривать в неразрывной связи с требованиями к точности определения местоположения координат характерных точек.

На первом этапе необходимо обратиться к правилам установления границ территориальных зон. Градостроительный кодекс определяет следующие варианты установления границ:

Границы территориальных зон могут устанавливаться по:

1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;

2) красным линиям;

3) границам земельных участков;

4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;

5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

6) естественным границам природных объектов;

7) иным границам.

Из ранее проведенного анализа мы установили, что за общее правило из всех перечисленных способов в Чувашской Республике фактически был использован второй. Из смысла определения красных линий и территории общего пользования

красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты);

территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары)

следует, что вся уличная сеть подпадает под эти определения.

Несмотря на то, что красные линии на территории Чувашской Республики как таковые мало где установлены, анализ карт градостроительного зонирования свидетельствует, что вся уличная сеть на них была выведена из под действия какой-либо зоны т.е. является «белым пятном» на карте зонирования.



Данный вариант не видится нам оптимальным.

· Красные линии, как правило, не установлены в координатах;

· Небольшое число земельных участков под землями общего пользования поставлены на государственный кадастровый учет (исключения города);

· Большое количество ранее учтенных участков в ГКН не имеют координатного описания границ.

При таком варианте подготовки описания границ территориальной зоны неизбежно возникнет проблема точности установления границы зоны, а именно, точность должна быть не хуже точности, предъявляемой к границам земельных участков, которые граничат с землями общего пользования. В условиях отсутствия на территорию Чувашии крупномасштабных картографических материалов технически исполнить данное требование возможно только на базе геодезического метода или метода спутниковых измерений. Это означает - что потребуется уточнение границ всех смежных с границами территориальной зоны земельных участков (в том числе и через устранение кадастровых ошибок).

Установление границ зон по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений, обладает целым рядом преимуществ:

· Оси улиц и проездов теоретически не могут пересечься с земельными участками, предоставленными физическим и юридическим лицам. Следовательно, при описании границ территориальных зон в подавляющем большинстве случаев отпадает необходимость в определении местоположения границ земельных участков;

· Трудоемкость работы по оцифровке границы резко снижается. Вместо скрупулезной работы на местности с каждой стороны улицы граница зоны проводится по ее оси в камеральных условиях.

· Точность определения границы в таком случае не будет иметь принципиального значения. В этом случае, даже если кадастровый инженер и допустит значительную ошибку, это не приведет к пересечениям с земельными участками.

· Трудоемкость также снижается вследствие уничтожения множества внутренних границ между контурами зоны с одним и тем же регламентом. На практике это означает, что в небольшом населенном пункте вместо десятка контуров жилой зоны образуется один контур.

При работе с территориальными зонами у кадастровых инженеров и органов местного самоуправления часто есть вопросы по точности и непересечению объектов землеустройства с земельными участками:

1). Точность установления границы должна быть не хуже точности границ земельных участков

2). Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне .

3). Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках»

4). Если, уличную сеть и линейные объекты (автодороги, железные дороги) не выделять в самостоятельные зоны транспортной инфраструктуры или не выносить их за пределы других зон - сложно обеспечить режим их неприкосновенности».

Что касается точности выполнения работы, то эта норма имеет отношение только к случаю, когда характерная точка объекта землеустройства совпадает с характерной точкой земельного участка .

Предусмотренная точность в приказе направлена на обеспечение условий, при которых границы объекта землеустройства не имели бы пересечений с земельными участками

В случае, когда граница зоны устанавливается по середине улицы, то данное условие обеспечивается наилучшим из всех возможных способов образом.

В отношении отсутствия пересечения зоны с земельными участками можно сказать что, для правильного понимания данного вопроса необходимо рассматривать данную норму комплексно (т.е. в совокупности всего действующего законодательства), учитывая что:

-во-первых:

Градостроительный кодекс утверждает, что на земли общего пользования градостроительный регламент не распространяется .

-во вторых:

Земельный кодекс проводит некоторое разграничение самих земельных участков.

«Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.» .

«Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов , гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.»

-в-третьих:

В п.6 статьи 26 Закона о кадастре в части возникновения пересечений участков с границей территориальной зоны есть исключения: осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ образуемого земельного участка (не ранее учтенного! ) пересекает границу территориальной зоны, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границы такой территориальной зоны в документе, на основании которого внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, или если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов, а также в иных случаях, установленных федеральным законом;

Из этого следует вывод, что к термину «земельный участок» в контексте формирования границы территориальной зоны, необходимо подходить дифференцировано. Земельный участок, сформированный под землями общего пользования, не может пониматься одинаково с классическим земельным участком, предоставленным физическому или юридическому лицу для определенной цели. Уличная сеть не предполагает какой-либо хозяйственной деятельности, формирования участков для последующего предоставления, не имеет регламента, не облагается земельным налогом и потому оценивается символически в величину 1 рубль.

Таким образом, земельный и градостроительный кодексы взаимодополняют друг друга и никак не препятствуют рекомендуемому способу формирования границы территориальной зоны.

Многое из сказанного выше справедливо можно отнести и к линейным объектам.

Действие градостроительных регламентов не распространяется на линейные объекты .

*Линейные объекты, расположенные вне населенных пунктов, по данным ГКН расположены на землях промышленности. Градостроительный кодекс не исключает установления градостроительных регламентов на землях промышленности . Но к землям промышленности относятся не только линейные, но и многие площадные объекты, например: электростанции, гидроэлектростанции, земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, взлетно-посадочных полос. Очевидно, что если объект не линейный, то в этом случае на его территорию может и должен быть разработан градостроительный регламент. Но если объект является линейным, то отсутствует какой-либо смысл и основания выделения специально под ним отдельной территориальной зоны. Ввиду отсутствия градостроительного регламента на них, контроль за пересечениями территориальных зон с границами таких участков также не имеет смысла.

Обеспечение режима неприкосновенности (незаконной застройки)

Для решения этой задачи есть несколько вариантов решений:

1. Выделение уличной сети и линейных объектов в самостоятельные территориальные зоны;

2. Подготовка межевых планов и постановка на государственный кадастровый учет данных объектов.

3. Установление охранных зон на линейные объекты (полоса отвода, придорожные полосы)

В случае выбора первого варианта целесообразно следовать следующим правилам:

Если в ПЗЗ предусмотрено или планируется размещение линейных объектов: железные дороги, автодороги I и II категории, магистральные дороги или улицы скоростного непрерывного движения, их необходимо выделить в отдельную зону «Т» или «П» в пределах полосы отвода дороги или красных линиях. К данным территориальным зонам могут примыкать земельные участки с таким же видом разрешенного использования для размещения придорожных автокомплексов, остановок, автостоянок, постов ГИБДД и т.д.

Магистральные дороги или улицы скоростного непрерывного движения, как правило, находятся в границах городского округа и имеют свои границы как элемент планировочной структуры (в пределах красных линий) с определенным видом разрешенного использования – «Транспорт».

В границах жилого района, микрорайона, квартала, группы жилых домов необходимость выделения улично-дорожной сети в отдельную территориальную зону исключается.

ОМСУ вправе самостоятельно выбрать любой вариант решения.

_________________________

Однако, не всегда границы зон можно провести по осям улиц.

Нередко между различными зонами на местности отсутствуют земли общего пользования. В этом случае необходимы натурные работы

1. Указанная процедура включает следующие этапы:

а) подготовительные работы;

б) составление карты (плана) границ субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта, территориальных зон, зоны с особым условием использования территорий (далее - карта (план) границ соответствующей территории или карта (план) объекта землеустройства);

в) формирование землеустроительного дела по составлению карты (плана) границ соответствующей территории;

г) рассмотрение карты (плана) границ соответствующей территории (согласование, утверждение);

д) сдача землеустроительного дела заказчику и в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

2. Подготовительные работы включают сбор и изучение сведений об объекте землеустройства, содержащихся в документах по установлению границ соответствующих территорий, государственном кадастре недвижимости, документах по планированию организации территорий (землеустроительная, градостроительная, лесоустроительная и иная подобная документация), а также сведений об имеющейся геодезической и картографической основе.

По результатам подготовительных работ составляется карта (план) границ соответствующей территории, которая включает в себя графическую и текстовую части.

Графическая часть карты (плана) границ соответствующей территории, как правило, оформляется на имеющейся картографической основе. Отдельные участки границ для более детального отображения прохождения границы соответствующей территории могут оформляться на картографической основе более крупного масштаба.

Текстовую часть карты (плана) границ соответствующей территории рекомендуется составлять в виде:

Пояснительной записки;

Списка координат поворотных (характерных) точек устанавливаемых (уточняемых) границ и указания значений среднеквадратических ошибок их определения;

Списка земельных участков, выявленных в ходе инвентаризации земель, по границам которых проходит граница территории.

В пояснительной записке рекомендуется указывать основания, по которым проводится описание местоположения границ объектов землеустройства (решения органа власти, договор и т.п.), исходные документы, материалы и нормативы, используемые в работе.

Если положение границ определялось по установленным нормативам (например, границы прибрежной защитной полосы), то указываются участки границ и обоснования применения того или иного норматива по данному участку.

3. Материалы описания местоположения границ объектов землеустройства, а также задание на проведение землеустройства брошюруются в землеустроительное дело, которое может состоять из одного или нескольких томов.


4. Карта (план) границ соответствующей территории в части прохождения границы утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления, который в соответствии с федеральным законодательством уполномочен принимать решение об установлении границы такой территории.

Перед утверждением карты (плана) границ соответствующей территории органом государственной власти или органом местного самоуправления рекомендуется указанный документ (землеустроительное дело) направлять на рассмотрение в соответствующий территориальный орган Роснедвижимости.

5. Основаниями для отказа в визировании карты (плана) соответствующей территории территориальным органом Роснедвижимости являются:

Пересечение устанавливаемой (уточняемой) границы субъекта Российской Федерации, или границы муниципального образования, или границы населенного пункта с границей земельного участка (участков), учтенного в государственном кадастре недвижимости;

Отсутствие пояснительной записки;

Отсутствие графической части с указанием устанавливаемой (уточняемой) границы соответствующей территории;

Отсутствие списка координат поворотных (характерных) точек границ соответствующей территории, а также значений среднеквадратических ошибок определения координат;

Несоответствие выбранной системы координат системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости;

Границы территориальной зоны или зоны с особым условием использования территорий не соответствуют указанным в пояснительной записке исходным данным (нормативам, утвержденным документам, которыми определялись границы, и т.п.).

Территориальный орган Роснедвижимости ставит свою подпись и печать на титульном листе землеустроительного дела и графической части карты (плана).

6. Уполномоченный орган утверждает карту (план) границ соответствующей территории путем постановки подписи на титульном листе землеустроительного дела и графической части карты (плана).

7. Один экземпляр утвержденного землеустроительного дела исполнитель работ сдает в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

8. На основании акта соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, которым утверждены границы, и землеустроительного дела готовится пакет документов, содержащих сведения о границах соответствующих территорий и необходимых для представления в орган кадастрового учета, включающий:

Копию акта (извлечения из акта) соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, которым утверждены границы объекта землеустройства;

Картографический материал, на котором отражены границы соответствующей территории, и номера поворотных (характерных) точек границы;

Список координат поворотных (характерных) точек границ соответствующей территории, а также значений среднеквадратических ошибок определения координат;

Текстовое описание по отдельным участкам границ, совмещенных с естественными или искусственными рубежами (при наличии таких сведений).

Границы единиц кадастрового деления должны проходить по основным ориентирам местности:

На суше – по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

На море – по внешней границе территориального моря;

На судоходных реках – по середине главного фарватера или тальвегу реки;

На несудоходных реках, ручьях – по их середине или по середине главного рукава реки;

На озерах или иных водоемах – на равностоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы границы к берегам озера или иного водоема;

На водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах – в соответствии с линией границы проходившей на местности до ее затопления;

На мостах, плотинах и других сооружений проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы – по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения границы на воде.

В случае изменения очертания берегов или уровня воды, а также при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону, граница, проходящая по реке, озеру или иному водоему, не перемещается.

Описание прохождения границ допускается в удобной форме и виде, позволяющем понимать, что граница проходит по этому объекту без уточнения точного местоположения, например, по реке, по железной дороге, по краю леса, по оси автомобильной дороги.

Для составления описания используется дополнительная информация: списки поселений, списки автомобильных и железных дорог, списки рек, списки улиц, материалы по установлению границ населенных пунктов и муниципальных образований.

В зависимости от произведенного кадастрового деления территории, составляются реестры, списки, своды, каталоги координат границ единиц кадастрового деления, в которых отражаются кадастровые номера и наименования кадастровых округов, районов, кварталов, дается текстовое описание прохождений отрезков границ. При наличии координат поворотных точек границ составляются каталоги координат и оформляются приложением к реестрам.

Законченное деление территории кадастрового района на кадастровые кварталы является основой постановки расположенных в их границах земельных участков на государственный кадастровый учет с присвоением последних в установленном порядке кадастровых номеров.

В соответствии с нормативными документами по всем 73 кадастровым районам составлены схемы кадастрового деления. На схемах кадастрового деления кадастровых районах показаны границы и номера кадастровых кварталов (блоков, массивов).

В качестве кадастровых блоков рекомендовано выделять территории городских районов, других крупных планировочных единиц, территории внутрирайонных муниципальных образований (сельсоветов). Блоки покрывают всю территорию района (города) без разрывов.

Массивами могут быть территории сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий или их части (в зависимости от количества вкрапленных в них других землевладений и землепользований), крупные и средние населенные пункты, территории садоводческих товариществ и т.п.

Кварталы могут включать в себя небольшие населенные пункты, кварталы городской и поселковой застройки, территории сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий (или их части). Кадастровый квартал можно считать оптимальным по размерам, если существующие в границах кадастрового квартала земельные участки однородны по размерам и конфигурации (т.е. площади и количество точек поворота границ отдельных земельных участков отличаются меньше чем в 10 раз), а общее количество узловых и поворотных точек границ земельных участков находится в пределах до 200 единиц.

Для обеспечения государственного кадастрового учета земельных участков, состоящих из нескольких обособленных участков, представляющих собой единое землепользование, расположенное в более чем в одном кадастровом квартале создаются:

В каждом кадастровом районе один условный кадастровый квартал с границами, проходящими по границе кадастрового района;

Для землепользования, границы которого проходят через несколько кадастровых районов – один условный кадастровый квартал в округе с границами, проходящими по границе кадастрового округа, наименованием «Алтайский краевой» и кадастровым номером 22:00. После утверждения схемы расположения кадастровых кварталов на территории каждого кадастрового района, составлялось описание границ кадастровых кварталов.

По окончанию работ по составлению и утверждению схемы кадастрового деления кадастрового района формируется «Дело кадастрового деления», включающее следующие документы:

Титульный лист;

Опись документов в деле;

Утвержденная схема кадастрового деления;

Реестр кадастровых блоков;

Реестр кадастровых массивов;

Реестр кадастровых кварталов;

Описание прохождения границ кадастрового района;

Описание прохождения границ кадастровых кварталов;

Каталог координат точек границ кадастровых кварталов.

Кадастровый номер – это индивидуальный номер, присваиваемый земельному участку, предоставленному в собственность, владение, пользование отдельному физическому или юридическому лицу. Этот номер сохраняется за участком до тех пор, пока он существует как целый объект. Основным требованием, предъявляемым к формированию кадастрового номера, является то, что кадастровый номер земельного участка должен быть уникальным для всей территории РФ.

Уникальность кадастрового номера означает, что в пределах России не может быть двух земельных участков с одинаковыми кадастровыми номерами, как и не должно быть и двух кадастровых номеров одного и того же участка.

В основу принципа кадастрового номера земельного участка положена структура кадастрового деления территории.

Иерархическая структура кадастрового номера состоит из четырех уровней и представляется в общем виде как:

А: Б: В: Г (4)

Где А – двухразрядное десятичное число, соответствующее номеру кадастрового округа (субъекта Российской Федерации); Б – двухразрядное десятичное число, соответствующее номеру кадастрового района (города или сельского административного района, входящего в состав субъекта Российской Федерации); В – составной номер кадастрового квартала, подразделяемый на В 1 , В 2 , В 3 , где В 1 – двухразрядное десятичное число, соответствующее номеру кадастрового блока; В 2 – двухразрядное десятичное число, соответствующее номеру кадастрового массива; В 3 – двухразрядное десятичное число, задающее порядковый номер кадастрового квартала; Г –число, задающее номер земельного участка.

Если при кадастровом делении территории не выделены кадастровые блоки или массивы, то в кадастровом номере земельного участка их «место» обозначается цифрами ноль (00).

Правила присвоения кадастровых номеров

Земельным участкам

Правила и порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам, установленные правительством РФ, являются едиными и обязательными для всех органов кадастрового учета на территории Российской Федерации.

Присвоение кадастрового номера земельному участку осуществляется в процессе государственного кадастрового учета после проверки представленных документов о его межевании, материалов о ранее учтенных земельных участков, анализа дежурной кадастровой карты квартала.

Номером земельного участка в кадастровом квартале является порядковый номер подраздела государственного реестра земель кадастрового района, в котором содержатся сведения об этом земельном участке.

При присвоении кадастрового номера учитывается тип земельного участка.

Типы земельных участков

Можно выделить несколько типов земельных участков.

Простой земельный участок – это земельный участок, который представлен одним площадным объектом, имеющим замкнутые границы.

Несколько обособленно расположенных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера.

Земельные участки, представляющие собой единое землепользование . В единые землепользования могут быть объединены земельные участки, находящиеся у одного правообладателя в едином виде права и предоставленные для единого разрешенного использования . Как правило, такие участки предоставляются по одному правоустанавливающему документу. В единые землепользования могут быть объединены земельные участки, которые предоставлялись для одного объекта недвижимости, или для единого недвижимого комплекса (например земельные участки, занятые производственно-технологическими комплексами электростанций и электросетевыми комплексами).

Земельные участки, входящие в состав единого землепользования, могут быть условными и обособленными.

Условные земельные участки отдельны друг от друга условной линией кадастрового деления. По таким земельным участкам проходят, как правило, линейные объекты, которые используются в качестве базисных линий при проведении кадастрового деления. Такие участки расположены в разных кадастровых кварталах, и граница кадастрового квартала является смежной границей между такими земельными участками.

Обособленные земельные участки – это земельные участки, которые не имеют смежных границ. Это отдельные площадные объекты, объединенные в единое землепользование. Такие земельные участки могут быть расположены как в пределах границ одного кадастрового квартала, так и в разных кадастровых кварталах.

Нестеров А.К. Установление границ населенного пункта // Энциклопедия Нестеровых

В настоящий момент не все населенные пункты в Российской Федерации имеют четко установленные и описанные в Государственном кадастре недвижимости границы. Установление границ населенных пунктов осуществляется с целью передачи земель в ведение муниципальных образований. Муниципальные образования получают вследствие этого возможность выполнять свои полномочия в области регулирования земельных отношений в рамках действующего законодательства.

Порядок установления границ населенного пункта

В Российской Федерации действует законодательно определенный порядок в сфере проведения работ по территориальному землеустройству.

Правовые основы установления границ населенных пунктов закреплены в Федеральном законе "О землеустройстве" от 18.06.2001 N 78-ФЗ.

Объектами землеустройства могут быть – территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий (ст. 1 ФЗ "О землеустройстве" от 18.06.2001 N 78-ФЗ).

Согласно статье 84 Земельного кодекса Российской Федерации:

Установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1. утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2. утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов.

Первый способ касается городских округов или поселений.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны, при этом учитываются два аспекта:

  • расположение территории;
  • возможные виды использования земельных участков.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Второй способ относится только к сельским населенным пунктам, которые расположены за пределами поселений (на межселенных территориях).

Работы по установлению границ населенных пунктов

Проект установления границ населенного пункта

Проект черты населенного пункта разрабатывается на базе градостроительной документации:

  1. Генеральный план городского поселения, сельского поселения или городского округа.
  2. Генеральный план отдельного населенного пункта, входящего в состав городского, сельского поселения или городского округа.
  3. Схема территориального планирования муниципального района, в состав территории которого входит населенный пункт.
  4. Иные градостроительные документы, утвержденные в установленном порядке.

Граждане и юридические лица, заинтересованные в установлении границ населенного пункта, направляют в адрес органов местного самоуправления мотивированно обращение о рассмотрении вопроса по существу. Вопрос об установлении границ населенного пункта решается администрацией городского, сельского поселения, городского округа, на территории которого находится населенный пункт.

Рассмотрение предложения производится в срок 14 календарных дней со дня поступления обращения. По итогам главой администрации может быть принято решение:

  • разработать проект черты населенного пункта;
  • изменить черту населенного пункта;
  • отказать в изменении или установлении границ населенного пункта.

Отказ должен быть мотивированным. Отказ главы местной администрации городского, сельского поселения, городского округа может быть обжалован в судебном порядке.

Проект установления границ населенного пункта может быть основан на решении главы местной администрации городского, сельского поселения, городского округа об изменении черты населенного пункта. Об этом издается специальный правовой акт, который служит основанием для разработки проекта черты населенного пункта или об изменении черты населенного пункта.

Независимо о того, как было инициировано установление или изменение границ населенного пункта в проекте обязательно указывается следующее:

  • источники финансирования;
  • заказчик;
  • сроки подготовки проекта черты населенного пункта;
  • структурное подразделение администрации, ответственное за подготовку проекта.

Порядок определения координат объекта землеустройства с указанием системы координат, геодезической основы

В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о картографической и геодезической основе кадастра.

Координаты объекта землеустройства устанавливаются определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Методы определения координат характерных точек границ объектов землеустройства:

  • геодезический метод;
  • метод спутниковых геодезических измерений;
  • фотограмметрический метод;
  • картометрический метод,
  • аналитический метод.

Выбор конкретного метода осуществляется в зависимости от нормативной точности определения координат, состояния геодезической сети, плотности пунктов в предполагаемом районе работ, открытости местности и плотности ее застройки. Точность должна быть обеспечена не ниже нормативной, указанной в "Инструкции по межеванию земель" и в "Методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства". Если используется картометрический метод, то нужно учесть и точность применяемых картографических материалов.

Если характерная точка границ совпадает с характерной точкой границы учтенного в государственном кадастре недвижимости земельного участка, в качестве описания объектов землеустройства местоположения такой точки принимаются координаты характерной точки границы указанного земельного участка. Исключение составляют случаи, когда сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границы такого земельного участка требуют уточнения.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 3 июня 2011 г. № 267 "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства"

Постановка на государственный кадастровый учет границ населенного пункта

Постановка на государственный кадастровый учет границ населенного пункта производится в рамках трех этапов:

  1. Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенных пунктов на основе карт (плана)

Подготовка карт (плана) объекта землеустройства

Карта (план) объекта землеустройства – это документ, в котором отражены местоположение, размер и границы объекта землеустройства в графической и текстовой форме. Составляется в результате установления границ объекта согласно законодательству Российской Федерации.

Элементы карты (плана) объекта землеустройства:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Основания для проведения землеустроительных работ и исходные данные.
  4. Сведения об объекте землеустройства.
  5. Сведения о местоположении границ объекта землеустройства.
  6. Графическая часть – "План границ объекта землеустройства".
  7. Приложение.

Листы формата А4. Нумерация листов сквозная. Общее количество листов указывается на титульном листе.

Карта (план) объекта землеустройства оформляется на бумажном носителе и (или) электронном носителе.

Оформление карты (плана) объекта землеустройства карандашом не допускается. Все записи, за исключением оговоренных случаев, производятся на русском языке. Числа записываются арабскими цифрами.

Требования к оформлению карты (плана) объекта землеустройства приведены в Постановлении Правительства РФ от 30.07.2009 N 621 (ред. от 17.05.2016) "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению".

Описание объекта землеустройства местоположения границ объекта землеустройства

Описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.

При описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать следующие требования:

  1. Границы каждого земельного участка должны принадлежать только к одной территориальной зоне.
  2. Административные границы не должны пересекать границы земельных участков.
  3. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения.
  4. Если характерные точки устанавливаемой административной границы совпадают с характерными точками ранее установленной административной границы, в качестве описания местоположения такой устанавливаемой границы принимается описание ранее установленной административной границы.

В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению".

Для оформления графической части карты (плана) объекта землеустройства используются:

  • для административных границ – материалы и данные картографических работ масштаба 1:100000 и крупнее;
  • для иных объектов землеустройства – материалы и данные картографических работ масштаба 1:50000 и крупнее.

Полученные материалы комплектуются в землеустроительное дело:

  1. Титульный лист
  2. Содержание
  3. Пояснительная записка
  4. Документы (в том числе фрагменты и извлечения из таких документов).
  5. Карта (план) объекта землеустройства.

Один экземпляр землеустроительного дела по описанию местоположения границ объекта землеустройства передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Порядок внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенных пунктов на основе карт (плана)

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны в течение 6 месяцев направлять в орган кадастрового учета документы для внесения сведений в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ населенных пунктов, зон с особыми условиями использования территорий, правил землепользования и застройки.

Обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, является карта (план) объекта землеустройства, которая должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела.

Документы, направляемые в электронном виде в орган кадастрового учета при ведении ГКН, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных.

Требования к формату документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении ГКН, установлены приказом Минэкономразвития РФ от 20.10.2010 №503 "Об установлении требований к формату документов, предоставляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости".

Для внесения соответствующих сведений в ГКН лицо, являющееся участником информационного взаимодействия (орган местного самоуправления), направляет следующие документы, удостоверенные электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП):

1. для внесения сведений об установлении или изменении границ населенных пунктов:

  • электронный документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в акте уполномоченного органа об установлении или изменении границ населенных пунктов, в формате XML (удостоверенный ЭЦП исполнителя);
  • электронный образ решения представительного органа местного самоуправления поселения (городского округа) (представительного органа местного самоуправления муниципального района) об утверждении генерального плана поселения (городского округа) (схемы территориального планирования) в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенный ЭЦП уполномоченного органа местного самоуправления);
  • выписка (в виде электронного образа документа) из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, – выписка из схемы территориального планирования), содержащего в материалах по обоснованию генерального плана перечень земельных участков (с указанием кадастровых номеров в соответствии со сведениями ГКН о таких земельных участках), которые включаются в границы населенного пункта, входящего в состав поселения, городского округа, или исключаются из его границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования, в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенная ЭЦП уполномоченного органа местного самоуправления;

2. для внесения сведений об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий:

  • электронный документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, в формате XML (удостоверенный ЭЦП исполнителя);
  • электронный образ карты (плана) объекта землеустройства, в котором содержится информация о передаче карты (плана) объекта землеустройства в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенный ЭЦП исполнителя);

3. для внесения сведений об утверждении правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений:

  • электронный документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, в формате XML (удостоверенный ЭЦП исполнителя);
  • электронный образ карты (плана) объекта землеустройства, в котором содержится информация о передаче карты (плана) объекта землеустройства в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенный ЭЦП исполнителя).

В соответствии с п. 6 порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 при описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать требования следующих пунктов:

Согласно ст. 83 ЗК РФ границы населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

При этом в целях оказания содействия органам местного самоуправления во внесении сведений о границах населенных пунктов в ГКН Филиал считает возможным предварительно рассматривать соответствующие документы на наличие возможных пересечений границ объектов землеустройства с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в информационном ресурсе, и (при необходимости) предоставлять рекомендации по устранению таких пересечений. Для проведения органом кадастрового учета названной предварительной проверки на адрес электронной почты Филиала заинтересованным лицам необходимо представить следующие документы:

  • электронный документ, воспроизводящий соответствующие сведения в формате XML;
  • электронный образ карты (плана) объекта землеустройства, в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенный ЭЦП исполнителя).

Методика определения эффективности проекта установления границ населенного пункта

Эффективность проекта в целом определяется на основе строительных эксплуатационных показателей.

Общая экономическая (абсолютная) эффективность – это отношение эффекта к капитальным вложениям, связанным с осуществлением проекта.

Технико-экономическое обоснование проектов проводится с целью принятия решения о хозяйственной необходимости, технической возможности, коммерческой, экономической, социальной целесообразности инвестиций. Результаты обоснования инвестиций являются основой для разработки основания экспертизы проекта.

Технико-экономические показатели для оценки проектов планировки и застройки

Показатели

Характеристика

Абсолютные

Абсолютные показатели выражают количество тех или иных конкретных величин (га, м2, км, численность населения и т.п.). Они характеризуют только данный проект.

Относительные

Относительные показатели получают путем сопоставления абсолютных показателей (например, процентное отношение площади улиц к общей площади населенного пункта, площадь под зелеными насаждениями общего пользования, приходящаяся на одного жителя, и т.п.). С помощью этих показателей можно сравнивать между собой варианты одного и того же проекта, а также проекты разных населенных мест.

Фактические

Фактическая эффективность определяется с целью проверки и сравнения осуществленных затрат с реально полученной отдачей, результатами, а также с ранее сделанными расчетами оценки эффективности.

Расчетные

Расчетная эффективность определяется при составлении и обосновании схем и проектов землеустройства, а также осуществлении отдельных землеустроительных действий.

Прежде чем перейти к расчету затрат необходимых при включении земель в границы населенного пункта необходимо определить потребную площадь земли для развития поселка, выявить потребность в количестве жилья и соответственно площадей, необходимых для строительства.

Городские и сельские поселения необходимо проектировать как элементы системы расселения Российской Федерации и входящих в нее субъектов Российской Федерации, муниципальных районов и муниципальных образований. Территориальное планирование направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В проектах планировки и застройки городских и сельских поселений необходимо предусматривать рациональную очередность их развития. При этом необходимо определять перспективы развития поселений за пределами расчетного срока.

Как правило, расчетный срок должен быть до 20 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 30-40 лет.

Расчет перспективной численности может быть выполнен с использованием двух методов расчета: метода трудового баланса и демографического прогноза.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: