Особенности правовых систем в древних восточных государствах. Контрольная работа Законы Хаммурапи. Общая характеристика. Законы Ману: общая характеристика

В государствах Древней Месопотамии основным источником права очень рано стал писаный законодательный акт, принятый по воле правителя того или иного царства. Появление царских узаконении было обусловлено здесь особыми условиями становления и развития многочисленных государств, возникавших в ходе войн, переворотов, завоеваний, когда складывались непрочные территориально-политические объединения, падала или укреплялась власть того или иного правителя-гегемона, устанавливалось верховенство того или иного этноса. Царское законодательство стимулировалось и относительно ранним развитием товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли. Вавилон был одним из главных центров международной торговли в древнем мире. Первые царские надписи не были законами или реформами в собственном смысле слова. Они содержали сведения о действительных или мнимых победах месопотамских царей, их благодеяниях жителям своей страны, городам, храмам, богам. Непременным атрибутом этих апологетических надписей становится утверждение о восстановлении справедливости, о защите царем обездоленных: бедных, сирот, вдов и т.д.

К числу таких исторических документов и принадлежат так называемые "реформы" Уруингины, правителя царства Лагаша, относящиеся к 2400 году до н.э. Основная цель Уруингины - оставить память о себе грядущим поколениям как о радетеле "старых порядков", "старых обычаев", в чем сказалось влияние общинной идеологии. Не будучи изложением действующих законов, первые надписи, между тем, заложили основу письменной традиции составления и обнародования законодательных повелений правителя, законов в собственном смысле слова. Таким действующим законодательным актом был и дошедший до нас самый значительный правовой документ Месопотамии Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), древневавилонского правителя крупнейшего государства Двуречья. Законы включали преамбулу и изложение действующих правовых положений. Главная цель пышных прологов (особенно это характерно для Законов царя Хаммурапи), гласящих о справедливости, великих заслугах правителя, заключалась в том, чтобы обосновать угодность, обязательность царских постановлений и тем самым законность самой царской власти. Примечательно и меняющееся содержание этих обоснований, отражающее укрепление государственных порядков, степень могущества того или иного правителя. Несмотря на сходство (иногда текстуальное), совпадение ряда норм, все эти законы не могли не содержать и глубоких расхождений, так как каждый правовой акт отражал реалии своего времени, особенности своего государства и пр.

Источники права Др. Индии:

К важнейшим источникам права Др. Индии относятся:

  • · дхармашастры - сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм);
  • · артхашастры - трактаты о политике и праве;
  • · обычай (ачара, адачара);
  • · царское узаконение, повеление (эдикт).

Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности. Наряду с термином дхарма в древнеиндийском праве существовало понятие "нъяя", сходное с европейским - закон, более узкое понятие, чем дхарма, обозначающее общепринятую норму поведения, нарушение которой влекло за собой наказание, применяемое государством.

Дхармашастры , составленные брахманами сначала для своих учеников, со временем были признаны не только авторитетными источниками права, но на определенном этапе даже вытеснили артхашастры, взяв из них то, что относилось к собственно праву. Включение в дхармашастры правовых тем и предписаний явилось вначале прямым следствием определения дхармы царя (раджа-дхармы) как охранителя мира и порядка. Старейшие дхармашастры появились, видимо, в начале второй половины I тысячелетия до н.э. и на рубеже н.э. На их основе возникла обширная литература собственно дхармашастр - Манусмрити, или Законы Ману (II в. до н.э. - II в. н.э.), джнавалкьясмрити (II-III вв. н.э.), Нарадасмрити (III-IV вв. н.э.). Законы Ману, содержание которых чаще всего воспроизводилось в более поздних произведениях этого жанра, среди других дхармашастр занимают особое место. Появление Законов Ману и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения. При большом разнообразии дхармашастр можно увидеть глубокое сходство между ними, взаимовлияние, взаимозависимость, текстуальное совпадение, а главное - единство религиозно-философских концепций, принципов, на которых они основывались. Это прежде всего понятие самой дхармы, особого значения ритуала, ритуальной чистоты и нечистоты индуса, системы искупления с целью очищения, в том числе и за совершенные преступления. К этим концепциям относится и традиционный религиозный взгляд на источники права Древней Индии, согласно которому все его содержание, границы действия норм предопределены ведами - священными источниками "всех знаний" Отсюда делается вывод, что между дхармашастрами не может быть противоречий. Если же они выявляются, а их в действительности было множество, то они должны быть разрешены соответствующим толкованием.

Особое место среди источников права Древней Индии на определенном этапе ее истории занимала литература чисто светского жанра, относящаяся к науке политики, - артхашастры. Одно из таких произведений, дошедших до нас, представляет собой научный трактат об искусстве политики и управления государством, предписываемый Каутилье, советнику царя из династии Маурьев Чандрагупты (конец IV в. до н.э.). В этом произведении (по уточненным данным относящемся к рубежу I тысячелетия до н.э. - I тысячелетия н.э.) содержатся обширные сведения, имеющие прикладной, деловой смысл: об администрации и финансах Древней Индии, судопроизводстве, организации суда, преступлениях и наказаниях. Главное содержание Артхашастры - рассмотрение дхармы царя, внутренней и внешней политики, в центре внимания которой стоит понятие государственной выгоды, пользы (артхи), отодвигающей на второй план и религиозную мораль, и греховность правонарушения, и необходимость религиозного искупления. Дхармашастры признают неортодоксальную артхашастру в качестве источника права. Вместе с тем подчеркивается, "что дхармашастра имеет большее значение, чем артхашастра". Эти процессы привели, видимо, в начале I тысячелетия н.э. к прекращению дальнейшего развития литературного жанра артхашастр.

Источники права Др. Китая:

Появление писаных законов в Китае фактически относится к VI-V вв. до н.э., что было связано с усилением социального расслоения китайского общества. Не случайно одним из первых писаных законов был Закон о поземельном налоге, принятый в VI в. до н.э. в царстве Лу, закрепивший ликвидацию общинного и установление частного землевладения. Усиление законодательной деятельности в период "Воюющих царств", в V-III вв. до н.э., было связано также с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях изнурительной, непрекращающейся борьбы отдельных китайских княжеств между собой. Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в Древнем Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом "Обозрения законов", относящийся к 536 году до н.э. Лишь на рубеже V - IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов "Книга законов царства Вэй", составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки. Этот сборник положил начало последующей практике разработки сборников законов. В ханьском Китае в III - II вв. до н.э. проводилась огромная работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов. "Книга законов царства Вэй" была в это время дополнена еще рядом глав, в частности нормами права о военном деле, о государственном коневодстве и о финансах.

Появление писаных законов не могло изменить свойственный всему древнему праву Китая порядок, при котором непосредственному приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя, или правилам нравственности, возведенным в ранг общепринятых установлении Конфуцием или его последователями, отводилось главное место в регулировании жизнедеятельности китайского общества. Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений, в частности поземельных.

Вместе с государством в древневосточных обществах складывалось и право, которое в странах Древнего Востока имело ряд особенных черт.

Древнейшим способом развития права было акционирование государством сложившихся в процессе длительной совместной жизнедеятельности людей обычаев и традиций, которые, являясь продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников. Поэтому наиболее распространённым источником права являлся правовой обычай. С появлением письменности начинают создаваться своды законов, где закрепляются сложившиеся нормативные системы. Поэтому все древнейшие нормативные акты являются записью обычного права (т.е. правовых обычаев).

До нас дошли отдельные правовые памятники, которые позволяют получить представление о правовых системах древневосточных государств. Самым древним из них являются Законы из Эшнуны (Законы царя Билаламы), которые датируются концом III тыс. до н.э. и сохранились лишь фрагментарно. Законы царя Хаммурапи, созданные в XVIII в. до н.э., сохранились практически полностью, и поэтому являются важнейшим источником для изучения древневосточного права.

К числу правовых памятников этой эпохи относятся и Законы царства Вэй (Древний Китай, II тыс. до н.э.). Законы Ману (Манавадхармашастра), оказавшие огромнейшее влияние на правовую систему Индии, были созданы в период между I - II вв. до н.э. и II в. н.э.

Отличительной чертой права всех древневосточных государств была слабо развитая законодательная техника . Законодатель не формулировал правовые нормы обобщенно, абстрактно, а фиксировал в каждой отдельной статье нормативного акта отдельный типичный жизненный случай - казус. Поэтому право носило казуистический характер.

Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью . Религиозное сознание преобладало над правовым, поэтому правовая норма здесь имела религиозное обоснование. Наиболее выраженный религиозный характер имело право Древней Индии, где, по-существу, религия была возведена в ранг права. Поэтому нарушение религиозной нормы влекло за собой не только религиозные санкции, но и правовые. Показательно, что в тексте Законов Ману мы обнаруживаем такую санкцию, как «после смерти отправление в ад».

В древневосточном праве нельзя обнаружить представлений об отраслях права, о четких отличиях преступлений от частных правонарушений. На первый взгляд, правовые документы Древнего Востока изложены не только бессистемно, но и без какой бы то ни было внутренней логики. Но внутренняя логика изложения норм в этих правовых памятниках присутствует. Она определяется или религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения человека в Древнем Вавилоне, в Древнем Китае, или религиозной концепцией миросоздания, сословно-варнового деления в Древней Индии.

Охарактеризуем гражданское право государств Древнего Востока.

Гражданское право, в целом, развивалось значительно медленнее, чем уголовное и процессуальное. Все древнейшие своды законов представляют собой типичные судебники, т.е., по существу, инструкции судьям, как рассматривать типичные случаи судебной практики.

ВЕЩНОЕ право. Институт собственности уже закреплён в законодательстве древневосточных стран, причём в разных формах. Однако неразвитость гражданского права проявляется в преобладании не частной формы собственности, а общинной формы, что является одним из проявлений пережитков родоплеменных отношений. Законодательно закреплены государственная и храмовая формы собственности, защита которых является одной из важнейших задач права. В то же время о развитии частной собственности свидетельствует анализ текстов древнейших правовых памятников, в которых детально закреплены наказания за различные покушения на институт собственности, в том числе и частной. Законодатель различает уже такие институты, как собственность и владение, давность владения, способы приобретения собственности.

ДОГОВОРНОЕ право в странах Древнего Востока развивалось достаточно активно, что являлось следствием развития товарно-денежных отношений. Уже известны большинство видов сделок, в частности: мена, купля-продажа, аренда, ссуда, залог, дарение, хранение, наймы. Государство прибегает к суровым методам обеспечения договорных обязательств. За нарушение договора, как правило, применяется долговая кабала - ответственность личностью должника, т.е. продажа его в рабство или смертная казнь. Таким образом, одним из древнейших принципов договорного права является принцип незыблемости договорных обязательств.

СЕМЕЙНОЕ право носило ярко выраженный патриархальный характер. Прежде всего, это проявлялось в неравенстве прав женщин и мужчинам. Женщина выступала не как субъект гражданских правоотношений, а как его объект. Во всех нормах древневосточного брачно-семейного права прослеживаются такие традиционные черты, как подчиненное, приниженное положение женщин и детей в патриархальной семье. Брак совершался в форме сделки купли-продажи между женихом и семьёй невесты, что и становилось основанием для ограничения прав женщин: она не могла совершать самостоятельно какие-либо гражданские сделки.

Лишь в Древневавилонском обществе положение женщины отличалось сохранении ряда гражданских прав, что было проявлением сохранившихся пережитков матриархата.

НАСЛЕДСТВЕННОЕ право характеризовалось также сохранением патриархальных черт. Наследование осуществлялось по мужской линии. Женщина, как правило, не могла выступать в качестве самостоятельного наследодателя и наследника.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Право стран Древнего Востока

Право в Древней Индии Древнейшим источником права в Индии был обычай. С развитием государства все большее значение приобретают законы, издаваемые царями. Отличительной особенностью древнеиндийского права является огромное влияние религии. В большинстве случаях судьями являлись слушатели церкви. Древнейшие индийские сборники законов (Законы Ману, Гаутамы, Апастамбы, Нарада) представляли творчество различных школ брахманов и служили учебными руководствами. Наиболее известный из них сборник - Законы Ману (II век до нашей эры - II век нашей эры) - представляет собой объемный свод религиозных, этических и юридических норм. Эти нормы - наставление можно разделить на три группы: религиозные предписания брахманов; нормы, регулирующие организацию государственной власти; нормы гражданского и уголовного законодательства. Сборник делится на 12глав, каждая из которых состоит из стихов (шлок). Законы Ману составлены в период острой борьбы между брахманизмом и буддизмом. При Ашоке (272--232гг. до нашей эры) буддистская религия стала государственной. Брахманизм уступил союзу буддизма и государства, но продолжал оказывать сопротивление и вел борьбу за существование путем создания сборника, содержащего предписания "прародителя людей Ману". Сборник законов "Нарада" составлен в более позднее время, чем Законы Ману - представляет собой трактат о праве. Внем нашли отражение процессуальные вопросы, нормы уголовного и гражданского права, содержащих элементы нового феодального права. Артхашастра ("Наука о политике")- древнеиндийский сборник Законов, относящихся к периоду существования империи Маурьев (III век до нашей эры - II век нашей эры) содержит разделы, посвященные вопросам государственного строя, процесса, гражданского и уголовного права. Правовые положения населения были изложены в разделе лекции "Общественный строй".

Право собственности Основной отраслью экономики Индии являлось сельское хозяйство. Формально земля считалась собственностью царя. Судя по источникам права, можно выделить две категории земель: общинная; принадлежащая царскому дому. Но существовали и земли, принадлежащие брахманам, хотя в памятниках они не упоминаются. Что касается движимого имущества, то оно находилось в полной частной собственности. Свобода распоряжения движимым имуществом была широкой, что обусловило разнообразие сделки. Праву Древней Индии были известны следующие 7правомерных способов приобретения собственности: получение наследства; находка; покупка; добыча; ссуда под проценты; исполнение работы; получение подарка. 1--3 - законы для всех варн; 4 - только для кшатриев; 5--6 - для вайшьев, 7- только для брахманов. Право собственности приобреталось также в результате давности владения (10 лет). Выморочное имущество представителей 3-х низших варн переходило к царю. Главным охранителем собственности считался царь.

Обязательственное право В Законах не сказано о формах заключения сделок. Но Законы Ману предписывают при решении споров привлекать свидетелей, а при их отсутствии, прибегать к клятвам и ордалиям. Следует полагать, что сделки в Индии совершались устно, в присутствии свидетелей. а) Обязательство из договоров. Объектами договора купли-продажи могли быть движимые вещи, надлежащего качества, веса и объема. Продавцом мог быть только собственник вещи. Договор займа имел широкое распространение. Обеспечением займа служила личность должника, его родственников, имущество (в т. ч. скот и земля). В случае не уплаты долга предполагалась отработка. Но низшие касты не могли заставить должника высшей касты отработать долг. б) Поклажа (хранение). На хранение в Древней Индии могли отдавать разнообразные движимые вещи. Договор поклажи был безвозмездным. В случае если поклажеприниматель отказывался возвращать вещь, то он допрашивался судьей, который проверял его честность (Например: ответчику под каким-либо предлогом подкладывали золото. Если он возвращал золото, то дело его прекращалось. Если нет - считался виновным. Он был обязан вернуть золото вещь, подвергался испытаниям и наказывался). Поклажеприниматель не отвечал за сохранность вещи при форс-мажорных обстоятельствах. Древнеиндийский закон четко устанавливал причины недействительности договоров. Недействительными считались договора: заключенные пьяным, безумным или рабом; заключенные вопреки обычаю или закону; заключенные путем обмана. в) Обязательства из причинения вреда. Они возникали из причинения вреда имуществу другого (пастух был обязан потерю животного, если не мог доказать, что старался предупредить потерю. За потраву он отвечал только в случае, если участок был огорожен) и из причинения вреда другому лицу (За вред, причиненный лицу при движении повозки, отвечал не только кучер, но и хозяин повозки тоже).

Семейное право. Правовое положение женщин зависело от формы заключения брака, но в любом случае женщина не имела полной правоспособности. Поучению брахманов, женщина всегда нуждалась в опеке. В детстве она должна была подчиняться своему отцу, в молодости - своему мужу, по смерти мужа своим сыновьям. Развод допускался в исключительных случаях: бесплодие супругов; прелюбодеяние; постыдном поведении; безвестном отсутствием; дурное обращение. В случае если имелось несколько жен, старшинство в доме принадлежало жене из высшей касты. Брачный возраст для мужчины был установлен в 24года, для женщин с 8лет.

Наследственное право Известно наследование по закону и по завещанию. По смерти отца его имущество делилось поровну между сыновьями. Старший сын получал добавочную часть в размере 1/20имущества. Девушки устранялись от участия в разделе наследства, но братья были обязаны выделить им из своего имущества 1/4часть. Последователь мог завещать часть имущества сыну дочери. При отсутствии детей, к наследованию призывались родственники умершего до 6-го колена.

Преступления и наказания Право в Индии представляло собой право-привилегию. Это с особой силой проявлялось в нормах уголовного права. В уголовном праве содержались значительные пережитки первобытнообщинного строя, такие, как: ответственность общины за преступления совершенные на ее территории; изгнание преступника. Праву Древней Индии были известны преступления против государства, личности, имущественные преступления и преступления против чести и другие. За государственные преступления виновные подвергались смертной казне. а) Преступления против личности. Об убийствах и наказаниях в Законах Ману говорится очень мало. Убийство человека считалось религиозным преступлением, за это полагалась эпитафия. Но за убийство брахмана назначалась смертная казнь. Необходимая оборона исключала ответственность причинившего смерть нападающему. Сословная, кастовая сущность древнеиндийского права прослеживается при рассмотрении ответственности за преступления против личности. Тот, кто поднял руку или палку против представителя высшей варны - лишался руки, а кто в гневе ударял ногой - терял ногу. Если человек низшей варны плевал на представителя высшей варны- то по приказу царя ему отрезали губы. В том случае, если преступник и потерпевший принадлежали к одной варне, то предусматривалось за нанесение ранений - денежное взыскание, за увечье или перелом кости -- изгнание. б) Преступления против собственности. За преступления против собственности предполагались суровые наказания. Вор, пойманный на месте преступления, предавался смерти. Кража из царских кладовых, арсеналов, храмов, а также слонов и колесниц каралась смертью. Жестоко каралась кража, совершенная ночью. Вору, ворвавшемуся в дом ночью, отрубали сначала руку, затем казнили сажанием* на кол. Кража зерна, скота, стоимостью свыше 50 пан влекла за собой возмещение похищенного в 11кратном размере. Насилие и повторность рассматривались отягчающими вину обстоятельствами. За преступления против чести и достоинства высших варн следовало более суровое наказание: за оклеветание брахмана кшатрий платил 100пан, вайшья 150-200 пан, шудра подвергался телесному наказанию; за оклеветание кшатрия брахман платил 50пан, вайшья, 25пан, шудра 12пан. Шудре, поносившему представителя высшей варны, отрезали язык. в) Преступления против семьи: беседа с замужней женщиной (наказывалось штрафом); встреча с девушкой из высшей варны (человек низшей варны подлежал телесному наказанию); связь с охраняемой брахманской (вайшья лишался имущества, кшатрий подвергался штрафу в 100пан); неверность жены (виновная затравливалась собаками); связь с замужней женщиной (каралось в зависимости от принадлежности к варне).

Наказания Законы Ману не содержат упоминания о кровной мести. Она была вытеснена системой наказаний и денежных взысканий, налагаемых органами государства. Основные виды наказаний: тюремные заключения; заковывание в кандалы; разного вида телесные наказания; денежные взыскания. Эти взыскания дополнялись другими мерами воздействия. Смертная казнь применялась к государственным преступникам и к лицам, виновным в прелюбодеянии, к ворам и причинившим умышленно вред имуществу других. Видами смертной казни могли быть утопление, сажание на кол, сожжение на кровати или на костре, растаптывание слонами и др. К членовредительным наказаниям относились отрезание пальцев, рук, ног, губ. Этот вид применялся к преступникам, совершившим преступление против представителей высшей варны. Тюремное наказание применялось в сочетании с другими видами наказания, например, с конфискацией имущества. Тюрьмы строились на обозреваемом с дороги месте. Денежные взыскания назначались за небольшие проступки и преступления, и были самой распространенной формой.

Процессуальное право В Древней Индии не было различия между гражданским и уголовным процессом. Суд не был отделен от администрации. Судебную власть осуществляли брахманы. Высшая судебная власть принадлежала царю, который разбирал дела с учеными брахманами. Суд был апелляционным. Разбирательство гражданских уголовных дел могло начинаться только по требованию истца или потерпевшего. Сторона, обратившаяся в суд, поддерживала обвинение.

Доказательствами были показания свидетелей или ордалии. Ценность показаний зависела от принадлежности к варне. В Индии существовало 5 видов ордалий: испытание весами (обвиняемые взвешивались дважды, вероятно до и после допроса, если во второй раз он был легче - считался не виновным); испытание огнем (обвиняемый брал раскаленный предмет в руку и при отсутствии следов ожога считался невиновным); испытание водой; испытание ядом; клятва (если после клятвы с обвиняемым происходила какая то неприятность, то вина его считалась доказанной).

Право Древнего Египта Древним источником права Египта был обычай. Позже приобретает большое значение законодательство фараонов. Источником права являлись также и распоряжения визиря. ВVIII веке до нашей эры появился т. н. "Кодекс Бакхариса (Бокенранфа)". Но кодекс выходит за пределы хронологической рамки Нового царства и не является типичным для древнеегипетского права. Что касается правового положения различных категорий населения, то следует выделить деление на свободных (жречество, чиновники, военная знать, крестьяне и ремесленники) и несвободных (рабов).

Вещное право Древний Египет не знает частной собственности на землю. Вся земля принадлежит фараону, верховному собственнику. Фактически большая часть земли находилась в общинном владении. Передача земли из одних рук в другие, имевшая место в отдельных случаях, была обставлена сложными формальностями. Праву Египта были известны такие договоры, как договор купли-продажи, займа, аренды, поклажи и товарищества.

Семейное право Семья характеризовалась пережитками Матриархата. Например, дети назывались по имени матери (явление матрилинейности). Женщина занимала достаточно высокое положение в семье. Брак заключался в форме договора, развод был свободным. Отцовская власть была относительно слаба. Дети наследовали поровну, дочери получали наследство наравне с сыновьями. Египетское право знало институт завещания.

Уголовное право. В области уголовного права кровная месть исчезла, как и денежные выкупы. Наказания, применяемые государством, отличались жестокостью. Применялась смертная казнь, членовредительские и телесные наказания. Сурово карались преступления против веры (колдовство, убийство животных, почитаемых священными).

Процессуальное право Суд не был отделен от администрации. Главой судебной власти был фараон, высшая судебная власть принадлежала и визирю. Высшим судебным учреждением со времен Древнего царства были т.н. "шесть палат", главой которых называют визиря. В чрезвычайных случаях фараон назначал особые судебные коллегии. В период Нового царства судебная власть осуществляется особыми коллегиями - кентетами: центральной, состоящей из 30человек, окружными, городскими. Существовали и комовые суды. Наряду с государственными судами, существовали храмовые суды. Несмотря на то, что судья считался "жрецом богини Истины" и символ ее носил у себя на груди, взяточничество в судах было обыкновенным явлением, как и во всем государственном аппарате.

Право Древнего Вавилона

Правовое положение отдельных категорий населения Свободное население Вавилона было неоднородным. Рабовладельцев можно разделить на две группы: авилум и мушкену. Авилум означает "муж" или "человек". Мушкену по оккадски означает "мелкий люд". Последняя категория рабовладельцев занимала более низкое положение по сравнению с авилум. Предположительно мушкену были выходцы из южных частей страны, "подданные" царя. Ряд ученых считает, что мушкену условно владел участком царской земли за службу или повинности. а) Обладатель имущества илку обязан был лично выполнять военную службу в пользу Государства. В случае если он наймет заместителя, которого пошлет вместо себя на службу, то имущество переходило заместителю, а наниматель подвергался смертной казни (ст.26). Если воин попадал в плен, то участок и сад илку передавался взрослому сыну под условием несения службы. Если сын малолетен, то матери передавалось 1/3поля и сада, чтобы она могла воспитать сына. б) Общинная собственность на землю. Земля была разделена между селениями (общинами). Общинная земля делилась на парцеллы, распределявшиеся между жителям данной местности - "соседями" во временное пользование по жребию. в) Частная собственность на землю. Земля приобреталась без особых формальностей, составлялся документ, к которому продавец прилагал свою печать. Закон решительно защищал частную собственность: Вору грозила смертная казнь, если он не в состоянии был уплатить установленные законом огромные штрафы. Собственнику представлялось востребовать свою вещь у любого лица; в случае отказа владельца вернуть вещь, первый привлекал свидетелей. Если владелец не мог доказать добросовестность приобретения вещи, то подлежал смертной казни, как и продавец вещи. Если же истец не сумел доказать свое право собственности, он придавался смерти как клеветник. Рабы-вердум составляли собственность хозяина. Их продают, дарят, отдают взаймы, передают по наследству. Если в Египте основным источником права являлся военный плен, то в Вавилоне рабами становились не только чужеземцы, но и при определенных условиях и жители Вавилона. Правда, ст. 117 говорит о том, что рабство по задолженности - это срочное рабство, которое не может продолжаться более 3-х лет. В Вавилоне рабу было предоставлено право владеть имуществом, а также совершать сделки в отношении своего имущества. Но после смерти раба имущество переходило хозяину. Допускалось отпущение раба на волю, при этом происходила особая церемония - очищение его лба, т.е. удаления знака его рабского состояния.

Древним источником права в государствах Двуречья был обычай. Наряду с обычаем весьма рано появляется и другой источник права -- закон. Известны законы городов Ларсы, Эшнунны, Исина. Одним из наиболее значительных этапов в развитии права следует рассматривать появление кодекса Хаммурапи. С именем Хаммурапи (1792--1750гг. до нашей эры) связаны такие крупные мероприятия в государстве, как: объединение Северного и Южного Двуречья в Вавилонское государство; усовершенствование в масштабе всей Вавилонии ирригационной системы-реформа административного аппарата; упорядочение правосудия в стране. Законы Хаммурапи представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282статей. Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы - древней столице Эламского царства (территория современного Ирана). (Столб хранится в Лувре, копия -- в Московском музее им. А.С. Пушкина). Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному. Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений. Первые 5статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6--126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26--39говорят о земельных наделах воинов. Следующий раздел, включающий статьи 127--195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196--214содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215--282) посвящены труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.

Право собственности . В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общины или частного лица. До нас дошли много документов о продаже домов, полей, садов, рабов и т. д. Государственные земли принадлежали дворцу. Часть этих земель царь передавал мелким землевладельцам за плату натурой (иногда даже с инвентарем), другую часть - представляет должностным лицам и воинам в вознаграждение за службу (иногда с жителями, домом и инвентарем) как имущество Илку. Имущество Илку было изъято из оборота. В соответствии со статьей 40 кодекса Хаммурапи устанавливалось два исключения: его можно было продавать, во-первых, тамкарам; во-вторых, другим покупателям с тем, что покупатель принимает на себя уплату в казну сборов.

Обязательственное право Обязательственное право знает: а) договорные обязательства; б) обязательства из причинения вреда. Договоры исполнялись по образцам (формулярам) на глине, засушенной на солнце или обожженной на огне и превращенной в твердую таблетку. Известны договоры: купли продажи и межличный и имущественный наем, заем, поклажа, поручение, товарищество, договор тамкара с шамалу (денежных людей -- с торговыми агентами). Обязательства из причинения вреда предусматривали возмещение причиненного вреда в случаях: нанесения ущерба ирригационным сооружениям; неосмотрительности пастуха, по вине которого скот пасся на чужом поле; порубке дерева в чужом лесу; столкновения судов (отвечал плавающий вверх по реке); ранение в драке; нечаянного убийства раба или рабыни. Брак в Вавилоне заключался по договору, без которого он считался недействительным.

Уголовное право Вавилона . В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам. Вместе с тем, закон сохраняет немало пережитков первобытных отношений: а) ответственность за преступление всей территориальной общиной в случаях, когда личность преступника неизвестна (ст. ст. 23,24); б) ответственность детей за преступления, совершенные родителями (ст. ст. 116, 210, 230); в) изгнание преступника из данной местности или "из дома"; г) сохранение в ряде случаев принципа талиона "Равное за равное" (ст. ст. 196, 197). Заодно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. Таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер. Законы Хаммурапи знают следующие виды наказаний: смертная казнь (более чем в 30случаях); членовредительские наказания; телесные наказания (удары плетью); наложение знака бесчестил; изгнание из родной местности или дома; денежные взыскания; увольнение с должности с запрещением занимать ее в будущем. Система преступлений содержит: должностные преступления (карается судья, изменивший приговор, получивший взятку штрафом в 12кратном размере стоимости иска и лишается должности без права занятия ее в будущем); ложное обвинение, лжесвидетельство (карались смертной казнью); преступления против личности, нечаянное убийство (несет наказание в виде смертной казни виновного или его сына или дочери), убийство мужа женою (виновную сажали на кол); ответственность врача за неудачное лечение влекло членовредительское наказание, за другие преступления наказывались по принципу талиона; похищение малолетних детей (карается смертной казнью ст.14); преступления против собственности: а) кража имущества из дворца или храма (ст. 8) (каралась смертной казнью); б) кража домашних животных (возмещение в 30 кратном размере или, в случае неуплаты - смертная казнь) (ст. 8); в) кража с взломом стены (наказывалась закапыванием вора у стены); г) кража во время пожара (виновного бросали в огонь). преступления против семьи и половые преступления: а) нарушение супружеской верности; б) половая связь с близкими родственниками (связь матери и сына наказать, отца с дочерью - изгнанием отца); в) сын, ударивший отца, лишался руки.

право индия египет вавилон

Заключение

Право стран Древнего Востока формируется как право-привилегия, с явно выраженной сословной сущностью. Уголовное право носит карательно-террористический характер, направлено на подавление выступлений против монарха и господствующего сословия.

Список литературы

1. История Европы. М. 1988 г., т. I. М. 1992 г., т.II. М. 1993 г., т. III.

2. Майоров Н. И. Введение в историю Древнего Востока: Учебное пособие / Н. И. Майоров. - Томск, 2003.

3. Тесля А. А. Древний Восток. Учебное пособие по истории государства и права зарубежных стран /А. А. Тесля.

4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. Т.1. / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. - М., 2002.

5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: в 2 т. Т.2 / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. - М., 2002.

6. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. Т.1. Древний мир и Средние века / под ред. Н. А. Крашенинниковой. - М., 2004.

7. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. Т.2. Современное государство и право / под ред. Н. А. Крашенинниковой. - М., 2004.

8. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права: учебник для ВУЗов / З. М. Черниловский. - М., 2008.

9. Крашенинникова Н. А. Индусское право: история и современность / Н. А. Крашенинникова. - М., 1982.

10. Крашенинникова Н.А. Индусское право, история и современность. М. 1988.

11. Законы Ману. М. 1960 г.

12. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М. 1994 г

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Источники права стран Древнего Востока. Характеристика "Законов Хаммурапи". Социальная структура и правовое положение основных групп населения по ним. Брачно-семейное право, преступления, наказания, суд и процесс. Золотая булла 1356 г. Саксонское зерцало.

    контрольная работа , добавлен 17.06.2016

    Социально-политический строй Древне-Вавилонского государства. Текст Законов Хаммурапи. Право собственности, обязательственное и гражданское право. Семейное право, семейно-брачные отношения и наследование. Уголовное право и процесс по Законам Хаммурапи.

    реферат , добавлен 27.11.2012

    Теоретический анализ важнейших памятников права стран Древнего Востока. Характеристика социальных и брачных отношений, указанных в Законах Хаммурапи. Изучение свода законов Ману, как произведения древнеиндийского права. Демократия и право античной Греции.

    реферат , добавлен 25.05.2010

    Власть фараона в Древнем Египте и состав совета военной демократии в Греции. Наследственное право императорского Рима и характеристика Закона Хаммурапи и XII таблиц. Виды наказаний за криминальные преступления. Определение понятия "салическая правда".

    контрольная работа , добавлен 25.03.2011

    Изучение правовой системы восточных стран. Государственно-общественный строй и уголовное судопроизводство Древней Индии по Законам Ману. Аксиологические особенности религиозных и этических норм, закрепленных в законах в контексте теории "чистого права".

    курсовая работа , добавлен 14.06.2014

    История государства и права Древнего Египта. Общественный строй, вооруженные силы. Вещное, уголовное, семейное и процессуальное право. Основные черты права Древнего Вавилона. Судебная система в Древней Индии. Шань-Инское государство и его право.

    реферат , добавлен 10.06.2010

    История Вавилона того времени. История нахождения "Кодекса Хаммурапи". Судебники - первые законы. Законы Хаммурапи - шестого царя первой вавилонской династии. Структура судебника. Брачно-семейное право. Наследственное право.

    реферат , добавлен 07.12.2006

    Общая характеристика законника Хаммурапи и законов Ману. Изучение норм Законника, регулирующих отношения собственности, брачно-семейные и обязательственные отношения. Уголовное право и уголовный процесс, преступление и гражданское правонарушение.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2012

    Особенности общественного и государственного строя в Древней Индии. Кастовое деление общества. Нормы гражданского законодательства в Индии. Право собственности и основания его возникновения по Законам Ману. Уголовное право и процесс по Законам Ману.

    реферат , добавлен 27.11.2012

    Роль и место Законов Ману среди источников права Индии. Общая характеристика варнового строя. Религиозно-правовые предписания, свидетельствующие о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн.

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Право Древнего Востока. Право Древнего Египта. Право Древнего Вавилона. Это в свою очередь сказалось на застойном характере восточных социальных структур на отсутствии на Востоке условий для развития тех политических и правовых институтов которые были призваны обслуживать нужды нарождавшегося гражданского общества: общественное самоуправление с правами и обязанностями каждого полноправного гражданина правовые гарантии его интересов прав и свобод.

Тема 2. Право Древнего Востока.

План.

  1. Право Древнего Египта.
  2. Право Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи.

Понятие Древний Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное понятие.

Принципиальное различие восточного и западного путей развития заключается в том, что на Востоке, в отличие от Запада, где частная собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения, частное товарное производство, ориентированное на рынок, не занимали значительного места.

Это в свою очередь, сказалось на застойном характере восточных социальных структур, на отсутствии на Востоке условий для развития тех политических и правовых институтов, которые были призваны обслуживать нужды нарождавшегося гражданского общества: общественное самоуправление с правами и обязанностями каждого полноправного гражданина, правовые гарантии его интересов, прав и свобод.

Для Древнего Востока была характерна крайне медленная эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой являлось безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства.

В целом для античного периода характерно неравномерное правовое положение различных категорий людей, что предопределялось сложившейся социальной структурой. В первую очередь следует отметить различное правовое положение свободных и рабов, статус которых в различных государствах колебался от «говорящего орудия труда» до обладания весьма серьезными правовыми гарантиями (в первую очередь зависящие от хозяина раба и занимаемого им статуса). Это же касается и целого ряда свободного населения, где правовое положение зависело либо от занимаемого статуса (Вавилон, Индия), либо от выполняемой работы (Египет, Китай).

I . Право Древнего Египта.

Источники права.

Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активизируется законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о первых кодификациях, однако до нас последние не дошли.

Древние египтяне выводили свое законодательство от божественных установлений и поэтому нормы древнеегипетского права были в то же время и религиозными нормами. Согласно преданиям, легендарный царь-законодатель Сесострис получил законы из рук бога Тота, передавшего жрецам 42 священные книги. Первые 13 из которых были посвящены полномочиям фараона и основным законам..

Его власть ограничивалась в первую очередь религиозно-моральными нормами – маат (особого общественного порядка и Истины, выраженными в богине справедливости Маат). В «Книге мертвых», в «Речении Ипувера», в «Пророчестве Нефертити» содержится предостережение фараонам о нарушении маат.

Вместе с тем действовал принцип – «Никакой закон этого не разрешает. Но закон дозволяет фараону делать все, что он хочет» (Камбизу)

Олицетворением справедливости в каком-либо конфликте, связанным с нарушением прав и моральных заповедей выступали также отдельные божества (Осирис – «владыка справедливости, Маат – ее символическое изображение в виде «Пера Истины» противостояло в загробном суде Осириса на чаше Весов правосудия сердцу – душе умершего).

Для статусных отношений весьма характерным было равноправие мужчины и женщины в частных и публичных сферах жизни. Женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в договоре, вести дело в суде, составлять завещание. При содействии отца или мужа она могла выступать свидетелем в суде. («Женщины у них посещают площадь и торгуют» - Геродот)

Право собственности

В Египте существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Храмы и царские вельможи могли совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие частной собственности сдерживалось общиной. Получило распространение временное частное землевладение («джет»-пожалованное фараоном), но управляли им царские чиновники, которые взимали часть налогов в казну.

Движимое имущество - рабы, рабочий скот, инвентарь и пр.- перешли в частные руки значительно раньше и являлись предметом различных сделок.

Обязательственное право

Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной точностью и подробностями и скреплялись затем подписями многих свидетелей.

Существовало несколько видов договоров:

  1. Договор займа – при его заключении запрещалось взимать проценты, превышающие сумму долга. Некоторые изменения были внесены фараоном Бокхорисом (XXIV династия) – он ввел запрет на обращение подданных в рабов за долги, запретил взимание двукратных сумм за предоставление займа. Также было установлено правило, что при заключении договора без записи, доказательством могла быть клятва.
  2. Договор купли-продажи (земли). Вначале собственность передавалась на основе устной договоренности и в присутствии официальных лиц, а затем оформлялась при помощи писца особой записью (за плату).

Предусматривался особый порядок передачи земли, включающий договор, оплату, клятвы продавца (носила религиозный характер, позже отменена), вступление во владение.

  1. Также существовали договор найма, аренды земли, поклажи, товарищества.

Семейное и наследственное право

Брак был моногамным, но делались исключения для царей и вельмож, причем для них допускались и кровосмесительные браки (женились на сестрах – около 5% таких браков).

Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Вместе с тем муж мог ее наказывать, но за жестокость мог быть привлечен к суду, получить 100 палок и лишиться права на совместно приобретенное имущество. Получил распространение брак-партнерство с оформлением брачного контракта, в котором закреплялась раздельная собственность и свобода развода Каждый договор сопровождался символическим обрядом обмена «брачными» браслетами, а затем – железными кольцами. Договор утверждался джати. Допускалась передача жене всего имущества семьи.

Наследование осуществлялось по закону - собственность обычно переходила старшему сыну, но были и равные наследственные доли. Отец не имел права отказаться от своего ребенка, даже если его матерью была рабыня – обычай вырастить всех родившихся в доме детей.

В отсутствии детей жена становилась единственной наследницей, но в этом случае муж должен был ее удочерить. Но этот закон можно было обойти путем составления особого завещания в пользу того или иного наследника. Завещание могли составить и муж и жена.

На детей как наследников возлагались расходы по захоронению родителей и уход за их могилами. С этой целью создавался постоянный или временный материальным фондом, который имел целевое назначение и не мог распределяться между детьми.

Уголовное право

Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений:

1) государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны (в этом случае ответственность несли и члены семьи)

2) религиозные - убийство священных животных, чародейство; (В случае гибели кошки виновный приговаривался к смертной казни, независимо от того, умышленно или нет – один из символов бога Ра – «Великий огненный кот»).

3) против личности – убийство (особенно жестоко наказывалось отцеубийство), отступление от правил врачевания в случае смерти больного; «переход реки» - посещение соседнего дома без разрешения.

4) против собственности - кража, обмеривание, обвешивание;

5) против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

Суд и судебный процесс

Суд на всех этапах истории Древнего Египта не был отделен от администрации. Высшей инстанцией был фараон (фактически джати), который мог отменить решение любого суда и возбудить преследование против должностных лиц. Джати непосредственно подчинялся «начальники шести великих домов», возглавлявших судебное ведомство и отвечающих за судопроизводство. В период Нового царства возникает верховная судебная коллегия из 30 судей – кенбет. Фараон мог назначить чрезвычайную судебную коллегию из доверенных лиц для рассмотрения тайных дел.

На местах важную роль выполняли суды общинного самоуправления, которые разрешали споры о земле и воде, внутренние конфликты, наследственные отношения.

Определенные судебные функции выполняли храмы. Решение жреца-оракула, имевшего огромный религиозный авторитет, не могло быть оспорено царским чиновником.

В номах царскими судьями выступали номархи, носившие титул «жрецов богини истины». Требования, предъявляемые к судьям – «немногоречивые, благонравные, умеющие судить, слушающие речь царя и законы судебной палаты». Судебная иерархия устанавливалась только в уголовных делах.

Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил обвинительный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания (устные и письменные), клятвы, допускались пытки. Идеалом судебного решения считалась «строгая справедливость» (даже если дело шло о заговоре против фараона). Главной целью судебного разбирательства и наказаний было пресечение возможности повторного преступления. Отсюда суровость наказаний – устрашение, отсюда определенная жестокость: отрезание носа, ушей и т.д. Сурово наказывались преступления против государства (взяточник приговаривался к смертной казни, фальшивомонетчикам отрубали обе руки, виновных в выдаче государственной тайны лишали языка, подделывателю документов, мер и весов отрубали одну руку), преступления религиозного характера (чародейство, убийство священных животных – кошки, совы). Также тяжело наказывалось убийство (особенно отцеубийство), причем убийство раба наказывалось так же, как и свободного.

Вместе с тем, в большинстве случаев действовал следующий принцип – «Остерегайся карать опрометчиво! Не убивай – не тебе в этом пользы, наказывай побоями и заключением; благодаря этому будет заселяться эта страна; исключение лишь для бунтовщиков, чей замысел раскрыт» (из «Поучений Мерика-ра»)

Существовала также практика осуждения в виде подневольной работы на золотых рудниках в южных районах (Позднее царство – районы Напата и Мероэ). Их направляли сюда чтобы «…Одновременно и наложить наказание на осужденных, и получить доходы от использования работников» (Диодор).

Делопроизводство носило письменный характер

Различия между уголовным и гражданским процессом не существовало.

II . Законы Хаммурапи

Первые государства на территории Двуречья возникли в начале III тысячелетия до н.э. Это были небольшие города-государства, в которых длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Последовательное возвышение ряда городов привело к образованию на территории Месопотамии таких государств как Шумер, Аккад (III тыс. до н.э.), позже Ассирия (XV - XI вв. до н.э.), и, наконец, Вавилон (от «Баб-илу» - «врата Бога»), в существовании которого можно выделить два периода:
- Древневавилонское царство (1894 – 1595 гг. до н.э.)

Нововавилонское царство (VII - VI вв. до н.э.)

Наиболее известным памятником права Древней Месопотамии являются законы царя Хаммурапи. Они возникли не на пустом месте, и были подготовлены всем ходом исторического развития региона.

К числу их правовых источников можно отнести:

  1. т.н. «реформы» Урукагины (правитель Лагаша – 2400 г до н.э.), где говорилось о проведенных им реформам, об освобождении бедняков от долгов, побоев, произвольных поборах, о защите храмового имущества. Они заложили основу письменной традиции составления и обнародования законов.
  2. Законы царя Ур-Намму (основатель династии Ура – коней III тыс. до н.э.).
  3. Законы Лиид-Иштара (правителя царства Исины).
  4. Законы царя Билаламы царства Эшнуны (начало II тыс. до н.э.)
  5. Среднеассирийские законы (середина II тыс. до н.э.)

Придавая большое значение законодательной деятельности, Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) приступил к ней в самом начале своего правления, но первая кодификация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.

Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе, обнаруженном французскими археологами в 1901 г. в районе города Сузы. На верху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Всего памятник насчитывает 282 статьи (из них 37 соскоблены).

Текст распадается на три части: Пролог, текст законов, Эпилог.

В Прологе Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснял слабого”. Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства.

При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и категоричности. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Нет общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью.

В отличие от других восточных кодификаций, они не содержат религиозных и морализующих элементов. Характерной особенностью Законов Хаммурапи является деление общества на полноправных граждан и неполноправных.

Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества, прежде всего на свободных и рабов.

Рабы (“вардум”) рассматривались как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина, причем право собственности переходило из поколения в поколение. Повреждение их здоровья и лишение жизни считалось как повреждение имущества, стоимость которого необходимо было возместить хозяину («за раба, умерщвленного бодливым быком 1/3 мины» - 1 мина – 1/60 часть сикеля (откуда «шекель»)– 1/120 кг серебра).

Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Их имущество являлось собственностью его владельца и переходило к нему после смерти раба. Характерно, что право закрепляло не только бесправие рабов, но и их права. Дворцовый раб мог взять себе в жены свободную женщину, их дети признавались свободными. Дети, рожденные от свободного и рабыни также считались свободными, даже если они не признавались отцом, причем их мать не могла быть продана «за серебро». Вместе с тем, они наследовали только половину имущества.

В Нововавилонском царстве, в связи с развитием товарно-денежных отношений рабы все чаще выступают в роли земледельцев-арендаторов, наделенных хозяйственной самостоятельностью. Некоторые рабы получают право не только вести свое хозяйство как свободные, но и владеть землями, домами, движимым имуществом, продавать и покупать рабов, нанимать для работы свободных. За ними также признавалось право выступать в суде в качестве истцов, ответчиков, свидетелей.

В соответствии со строгой системой социальных ролей, неравенство разделяло и свободных жителей Месопотамии. Выход за рамки своей социальной роли и даже присвоение чужого знака влекли за собой жестокое наказание – например, «блудницу, покрывшую голову как порядочная женщина» (САЗ).

Свободное население Вавилона, делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане (“ авилум » - человек, муж, сын человека) составляли основную массу населения. Они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Однако уже при Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко - появляются зажиточные общинники, но появляются и обедневшие, попадающие в долговую кабалу. Поскольку это подрывало основу армии, Законы Хаммурапи стремятся облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел права отчуждать это имущество. Члена семьи должника, отрабатывающего долг в хозяйстве заимодателя, не “рабом”, а “заложником”. Через три года работы долг считался погашенным независимо от его суммы.

Полноправным гражданам противопоставлялись “мушкенум” (покорные, падающие ниц). Их неравноправное положение особенно ярко проявляется в нормах права. Так, за членовредительство “мужу”, следовал «талион», то мушкенуму - только штраф. За украденную у мушкенума вещь вор платил 10-кратный штраф, а у царя или храма, – 30-кратный штраф.

Право собственности

Во времена правления Хаммурапи в Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: царская, храмовая, общинная, частная.

Общинная собственность находилась или в коллективной собственности или в частносемейном владении. Права свободного общинника были близки к правам собственника. Однако земля не стало предметом обычной купли-продажи. Отчуждение земли для жителей Месопотамии было «несчастьем», а покупка чужой земли – несправедливостью. В связи с этим передача земли за пределы общины была, как правило, невозможна. Кроме всего, права вавилонянина было прямо связано с его земельным наделом. При потере земли он терял целый ряд прав – даже жена могла уйти от него.

Особым статусом пользовалось землевладение воина – илку. Земельный надел и скот, пожалованные воинам, не могли быть отобраны за долги. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти воина оставался малолетний сын, то вдова получала 1/3 надела, чтобы иметь возможность вырастить ребенка. В случае плена его можно было выкупить, и он сохранял право на земельный надел. Если он бросал надел с целью избавиться от службы, то не терял на него права в течение года при условии возвращения к своим обязанностям. Каждый землевладелец обязан был также поддерживать в исправном состоянии оросительные сооружения и нести ответственность за их использование.

Обязательства

Для законов Хаммурапи характерна глубокая проработка норм, регулирующих обязательственные отношения. Основаниями для возникновения обязательств были договор и причинение вреда. Можно выделить следующие виды договоров:

1. Договор аренды в первую земли. Плата равнялась обычно 1/3 урожая. При аренде на условиях отдачи ½ урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за 2/3 урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок сдавалась лишь целина, причем в дополнение к ней передавался и обработанный участок земли, чтобы арендатор мог прокормиться до получения урожая.

Арендатор платил полностью оговоренную сумму вперед, реже в договор включались условия о выплате части урожая. Если он оказывался несостоятельным, то долг погашался за счет его имущества или отработки самим должником или его семьей. Вместе с тем оговаривались и случаи, связанные со стихийными бедствиями (ст.45,48), тогда долг прощался.

Учитывая высокую ценность земли, провозглашался ряд мер по интенсификации ее обработки - если арендатор не обрабатывал ее, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из среднего урожая (как у соседей), и вернуть землю обработанной.

  1. Договор имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества (ст.237, 244-249).
  1. Договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц (врача - в зависимости от социального статуса пациента: авилум – 10 сиклей, мушкенум – 5, раб - 2), а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). (ст.215-225)
  2. Договор займа. Характерной чертой Законов Хаммурапи является стремление ограничить должника от произвола кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение взимаемых процентов 9по денежным займам в 20%, по хлебным – 33,3%). В случае завышения процента долга мог быть отменен (ст.91). В погашение долга могло быть обращено имущество (но не поле или сад - ст.49,66). В некоторых случаях возможна была отсрочка долга (ст.48). Кредитор также нес ответственность за смерть должника, отрабатывающего долг, в случае дурного обращения с ним.
  3. Договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Договор мог включать в себя отказ от иска и обещание не оспаривать законченную сделку, скрепляемую зачастую специальной добавкой к договорной цене («вартум»). Но он мог быть расторгнут при сокрытии продавцом изъяна вещи в течение месяца (ст.278). Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество илку), считалась недействительной. Вместе с тем, жесткие требования договора о немедленной оплате обходились путем оформления фиктивной купчей, наряду с которой оформлялась долговая расписка (при свидетелях).
  4. Договор товарищества. В основном он касался отношений между тамкарами и их помощниками – шаммалумами. Последние несли определенную ответственность за недополучение прибыли. Так, если она не получена, то шаммалум возмещал ее тамкару в трехкратном размере. Но если шаммалум был несправедливо обвинен в утаивании прибыли, то тамкар обязан был компенсировать несправедливое обвинение в шестикратном размере.

Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), мены, поручения.

Законам Хаммурапи были известны обязательства вследствие причинения вреда - кто причинит смерть рабу, корабельщик, потопивший корабль вместе с имуществом и т.д. Он был обязан возместить стоимость ущерба. Но в случае отсутствия вины ответственность за причинение ущерба не наступала.

Исполнение обязательств было непременным для обеих сторон. Только при обоюдном согласии разрешалось «смочить договор», т.е. размягчить глину, на которой он был написан (сейчас «обмыть договор»).

Семья и брак

Брак был действительным только при наличии письменного договора между женихом и отцом невесты. Жених вносил задаток (брачный дар – «библум»), который терял в случае отказа от свадьбы. Если отец невесты отказывался после получения выкупа («тархатума»), то он обязан был возвратить задаток в двойном размере. Ни ранний возраст невесты, ни отсутствие согласия не являлись препятствием для заключения брака, в ряде случаев - и рабство жениха (ст.175-176).

Моногамия была достаточно условной. Если жена была бесплодна, муж мог ее покинуть, вернув приданое, либо иметь побочную жену. Но если жена предоставляла ему рабыню для рождения детей (но она не могла «равняться с госпожой»), то он не мог ввести в дом наложницу. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию (бросали в воду).

Развод был упрощен только для мужа, но при этом оговаривались ряд условий. Для жены поводом для развода было только «…если муж уходит из дома и очень позорит жену…», «…если муж покидал общину и клеветал на нее…». Оправдывался также уход женщины к другому мужчины «из-за пропитания» - в случае отсутствия мужа, но после его возвращения она обязана была вернуться к мужу (дети же следовали за отцами).

Однако замужняя женщина не была бесправна. Она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми, включить в договор оговорку, что муж не может продавать ее или закладывать за долги.

Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать детей, отдавать в качестве заложников за долги, за злословие на родителей - отрезать язык. Тем не менее, закон ограничивает эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления (только в случае повторной тяжбы).

Законы Хаммурапи признают также усыновление детей. Выделялись две причины – продолжение рода в бездетной семье и для приобретения рабочих рук.

Наследование по завещанию уже имеет силу, но с рядом ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими, жена. Характерной особенностью ЗХ являлось то, что дети наследовали в равной доле (сестры получали столько же, сколько и братья).

Уголовное право и судебный процесс

Как и другие древние кодификации, законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления. Ничего не говорится в законах и о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Но в одном из вавилонских литературных памятниках («Диалог между господином и рабом») мы читаем: «Не поднимай восстания. Человека, поднявшего восстание, или убивают, или ослепляют, или схватывают, кидая в темницу».

Законы Хаммурапи выделяют лишь четыре вида преступлений

1. Против личности. К ним относятся умышленное и неумышленное убийство (женой – мужа, неудачная операция врача, доведение до смерти голодом заложника).

Довольно подробно говорится о различных членовредительствах (повреждение глаза, зуба, кости, побоях), оскорбление словом и действием, ложные обвинения.

2. Имущественные преступления - кража скота, рабов, укрывательство рабов, снятие с них клейма, скупка краденого, грабеж, мошенничество, повреждение чужого имущества (потрава поля, затопление его водой и др.).

  1. Против устоев семьи - неверность жены, кровосмешение, изнасилование, похищение и подмена ребенка и др. Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть.
  2. Должностные приговоры – изменение судьями приговора, проступки командиров против солдат и т.д.

В литературном памятнике «Исповедь - заклинание» указывается и на другие преступления: «Не обвешивал ли, не обсчитывал ли фальшивыми деньгами, не лишал ли законного сына наследства и отдал незаконному, не проводил ли неверной межи…».

Виды наказаний, предусмотренные законами Хаммурапи, определяются их целью – «Искоренить зло, преступников, безбожников и злодеев». Главный принцип - возмездие. В основу был положен принцип талиона. Можно обнаружить три типа талиона:

  1. Типичный талион – «око за око» (для авилума)
  2. Символический талион – сыну, ударившему отца, отрубали руку; лекарю, неудачно удалившему бельмо, отрубали кисть руки
  3. Зеркальный талион – смерть сына строителя, если обвалился дом и убил сына хозяина. ЗХ допускают применение смертной казни к лицу, которое никакого отношения к совершению преступления не имеет – в современном праве такая ответственность называется «объективным вменением». (В современных условиях это расстрел заложников, карательные экспедиции, действия США против Ирака, Израиля против Ливана и т.д.).

В области наказаний действовал принцип устрашения – большая часть преступлений каралась смертной казнью (более 30) в самых различных вариантах: сожжение, утопление, сажание на кол. Широко применялось членовредительство - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п. Применялись и штрафы (в 30-кратном размере), неуплата которых вела к смертной казни, обращение в рабство, клеймение, битье палками, а также изгнание.

Судебный процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Он был устным и состязательным. В качестве доказательств применялись свидетельские показания (в случае необходимости отсрочка в их предоставлении могла составлять 6 месяцев), клятвы, ордалии (например, испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично “исследовать дело”. Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права судить когда-либо.

Приговор был окончательным. Приговоры о смертной казни и членовредительстве приводились в жизнь немедленно


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81758. Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы 35.02 KB
В рассказе от образов Матрены и ее односельчан автор переходит к изображению картины русской деревни которая предстает перед нами серой бесприютной опустошенной. Пьянство сплетни и постоянное стремление урвать кусок побольше и получше делают жителей деревни равнодушными ко всему что не касается материальной стороны их жалкой жизни и грозят привести к тому что обнищавшее село вотвот рухнет развалится. является Матрена одинокая хозяйка дома где снимает комнату герой рассказа женщина с интересной но невероятно сложной и несчастливой...
81759. Развитие лицейской темы в лирике А.С.Пушкина. (на примере 3 – 4 стихотворений). Разбор одного стихотворения 32.7 KB
Творческая жизнь Пушкина начинается в годы национальнопатриотического подъема вызванного войной 1812г. Другим явлением определившим духовное и нравственное развитие Пушкина было начавшееся еще в годы его пребывания в Лицее освободительное движение в среде дворянской молодежи в дальнейшем движение декабристов. Уже в Лицее Пушкин приобщается к вольнолюбивым идеям которые находили благодатную почву среди лицеистов. На развитие Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева сочинения французских просветителей ХУШ века.
81760. Проблема добра и зла в прозе Л. Андреева (на примере одного произведения 30.42 KB
Образы и мотивы Нового завета проблему отношений идеала и действительности героя и толпы истинной и неистинной любви Андреев разработал и в рассказе Иуда Искариот 1907. Иуда верит Христу но сознает что он как идеал не будет понят человечеством. Предатель предстает у Андреева фигурой глубоко трагической: Иуда хочет чтобы люди уверовали в Христа но для этого толпе нужно чудо воскресение после мученической смерти. В трактовке Андреева предавая и принимая на себя навеки имя предателя Иуда спасает дело Христа.
81761. Мотив дуэли в произведениях отечественной классики 19 века 32.05 KB
Пушкин Евгений Онегин В деревне куда едет О. Пушкин дал О. которого Пушкин таким родством снижает. Пушкин не раз подчеркивает этот мотив в истории дуэли.
81762. Вечные вопросы и их осмысление в лирике А.С.Пушкина (на примере 3 – 4 стихотворений). Разбор одного стихотворения 45.14 KB
В петербургский период лирика Пушкина особенно вбирает в себя свободолюбивые политические идеи и настроения. Первым значительным произведением после выхода из лицея была написанная Пушкиным в самом конце 1817 г. Лирике лицейских лет Пушкин лротивопоставляет поэзию вольности и обличения порока у свободы он ищет вдохновения. Недаром Пушкин в одном из вариантов своего Памятника в конце жизни прямо указывает что вслед Радищеву восславил он свободу.
81763. Тема отцов и детей в произведениях отечественной классики 19 века 32.44 KB
Отцов или детей обличает Т. дети не должны убивать отцов а отцы заставлять детей думать так же как они думают. потому что смешно и бессмысленно полагать что можно силой заставить молодое поколение думать так же как и поколение отцов.
81764. М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» (1880) 31.48 KB
Нет любви в доме госпожи Головлевой. В ее доме все подчинено процессу припасания. Все в доме Головлевых дышит ненавистью. Из бесконтрольной обладательницы головлевских имений Арина Петровна сделалась скромной приживалкой в доме младшего сына.
81765. Своеобразие композиции романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 33.37 KB
Чтение наизусть отрывка из романа Евгений Онегин. В годы создания романа Пушкину пришлось пережить ссылку потерять многих друзей испытать горечь от гибели лучших людей России того времени. Ее духовный и нравственный облик представлен в героях романа Евгении Онегине и Ленском.
81766. Социальная и философская проблематика пьесы М. Горького «На дне» 32.62 KB
изображением дна являющегося изнанкой современного буржуазного строя Горький утверждал мысль о необходимости решительного обновления этого строя во имя освобождения человека. Горький поновому показал босяка дав строго реалистический анализ бродяжного люда ни разу не отрываясь от трезвого взгляда на босячество как на явление в основе своей антисоциальное. Горький усилил и художественно обобщил одну черту босяка его презрение к мещанским предрассудкам к мещанской морали к мещанскому фетишизму вещей и понятий. Горький использовал эту...

МОРДОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

РЕФЕРАТ
на тему:
ОСОБЕННОСТИ ПРАВА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Выполнил: Ганюшкина И.В.
студент 1-го курса
факультет юридический
специальность юрист-государствовед
Проверил: Тязин Е.Н.

Саранск, 1995


Введение

1. Исторические условия возникновения права цивилизации Древнего Востока

a) первые формы нарождающегося права

b) право как явление цивилизации и культуры Древнего Востока

c) исторические условия возникновения права в Древних Вавилоне, Египте, Индии, Китае

2. Особенности правовых систем и источников права стран Древнего Востока

a) правовой обычай и преемственность

b) закрепление в праве дифференциации общества на касты

c) закрепление правом древневосточной деспотии и установление порядка общественных отношений

d) специфика источников права

3. Основные черты права стран Древнего Востока

a) древнемесопотамское право

b) право Древнего Египта

c) традиционное право Индии

d) право Древнего Китая

История ведет свое начало от появления счета, письменности, государства. С этого момента идет фиксация событий, явлений, возникают свидетельства жизни людей, общества. В них отражаются первые сведения об обычаях, о социальных нормах, о политике и юридическом быте. Знание политической, государственно-правовой истории существенно расширяет наши познания о прошлом человечества, далеком и близком.

Роль исторических знаний, опыт прошлого оцениваются по-разному. Еще в древности историю считали учителем, опытом, памятью народа, признавали ее ценность, значимость. Позднее опыт истории ставился под сомнение. История - не только развалины, это истоки культуры человека, его изначальные духовные ценности. Их можно по-разному оценивать. Несомненно, еще древность заложила почву для становления цивилизации, традиций и законов, наложила отпечаток на общественный строй, моральный, юридический быт многих народов.

В прошлом - основа будущего. Древность, откуда идут истоки юриспруденции, отделяет от нас, живущих в конце ХХ века, огромный промежуток времени. Политическая, государственно-правовая история человечества имеет свои закономерности, обусловленные уровнем цивилизации, типом общественно-экономической формации. В таком понимании она едина.

История и современность связаны общими корнями. Многие современные проблемы, в том числе трудности государственно-правового развития, идут из прошлого: социальная несправедливость, всесильная и непобедимая бюрократия, правовой нигилизм, подъем и спад социальной активности граждан, преждевременные радости и поздние разочарования от непродуманных реформ волюнтаристов и авангардистов. «Традиции мертвых поколений, - указывал Маркс, - тяготеют как кошмар над умами живых».

История может на деле выполнить свою общественную роль, изучая процессы общественно-политической жизни в комплексе, системно, рассматривая всю совокупность явлений. Это относится и к истории государства и права. Не зная истории, мы теряем память и мудрость нации. /8, с.3-6/


1. Исторические условия возникновения права цивилизации Древнего Востока

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства, и процесс этот имеет исторические параллели. Разумеется, у разных народов и в разные эпохи возникновение права связано с национальными или, скорее, индивидуальными особенностями каждого народа, однако общие закономерности в значительной мере совпадают в истории большинства народов мира.

Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности организации деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношений, а также в управлении обществом. Такая урегулированность, подчиняющая всю массу единичных отношений людей общему порядку, достигается с помощью правил поведения, или социальных норм.

Процесс происхождения права, как и государства, занимал целые эпохи, испытывал различные внешние влияния, «приливы и отливы», обусловленные борьбой родового строя с нарождавшимися отношениями цивилизации.

Древнейшие правовые системы были тесно связаны с обычаями и религиозными нормами родового строя. Исторически первой формой нарождающегося права был правовой обычай, поддерживаемый как жречеством, так и государством. /7, ñ.53,55/

Происхождение права подчинено действию тех же закономерностей, что и возникновение государства. Оно порождено теми же условиями: общественное разделение труда, наличие излишков продуктов труда, частная собственность, эксплуатация, имущественное неравенство, появление классов рабов и рабовладельцев. /8, с.35/

Здесь, однако, требуется уточнение. Далеко не везде и не всегда рабовладение становилось основой хозяйства раннеземледельческих обществ. В Древнем Шумере, Египте и во многих других обществах основой раннеземледельческого хозяйства служил труд свободных рядовых общинников, а имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления земледельческими работами и распределения продуктов в виде создания аппарата учета и распорядительных функций. Важное место занимали в такой дифференциации воинские функции, выполнение которых приводило к делению на военных вождей, начальников дружин и простых воинов. Одновременно происходило формирование сословия жрецов, имевших большое духовное и культурное влияние на общество. Наконец, благодаря развитию торговли и ремесел возникли сословия (страты).

Раннеземледельческие общества были связаны с возникновением городов-государств, где основное земледельческое население попадало в зависимость от городских центров, в которых сосредоточивались не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная и духовная знать. Поэтому наиболее древним видом социальной дифференциации общества явилось не деление на рабовладельцев и рабов, а социально-функциональная стратификация на неравноправные группы и слои общества. Такая стратификация в виде деления на замкнутые касты (варны, сословия и т.п.) с глубокой древности освящалась религиями и существовала не только в государстве, но и в общинном строе раннеземледельческих обществ Древнего Востока. Рабство в этих обществах носило первоначальный дворцовый или семейный характер и лишь позднее использовалось в производстве (например, при строительстве городов и храмов). /7, с.47/

Исторически мораль - первый способ социальной регуляции, который направлен на согласование действий индивидов, составляет их некоторую общность. Право возникает как совокупность новых социальных норм, оно появляется одновременно с государством в качестве обязательных правил поведения, ими формулируемых, применяемых и охраняемых от нарушения. Вначале оно действует в виде фиксированных обычаев, выгодных имущему сословию, позднее их дополняют и заменяют нормы права, законы. Правовые предписания заняли ведущее место среди других социальных норм: обычаев, традиций, норм морали, религиозных канонов. /8, с.35/

Таким образом право можно рассматривать как явление той цивилизации, которая сложилась в государствах Древнего Востока. Уже в самых первых памятниках права проглядывает нацеленность на установление единого, стабильного, целесообразного порядка поведения людей, разумного решения конфликтов, на учет интересов различных лиц, участников данных отношений, защищенность и гарантированность их прав.

Внимательный анализ обнаруживает в юридических документах, прежде всего в памятниках права, стремление утвердить в жизни:

· справедливость (охватывающую истину и правду; не случайно поэтому многие памятники права так и назывались - «правды»);

· мудрость (и видимо, оправданно то, что многие служители права, правосудия зачастую слыли мудрецами);

· реализм и жизненность (и потому юридическое регулирование проникает во все сложности жизни, касается деталей и подробностей человеческих отношений, стремится учесть всевозможные жизненные интересы).

Даже в древнейших законодательных документах порой встречаются обобщающие формулировки, затрагивающие сами основы права. Вот как, например, обосновывалось издание Сборника законов царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.): «Для того, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого». В древнеиндийских Законах Ману говорилось: «Если бы царь не налагал неустанно наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле». /1, с.55/

Право есть также явление культуры, это выражается прежде всего в том, что право в специфическом виде отражает жизнь во всех ее сложных проявлениях. Право выраженное в законах, вбирает в свои формализованные положения целый мир. Мир очень сложных человеческих отношений чрезвычайно широкого диапазона - от главных и глубинных пластов жизни (экономической организации общества, структуры политической власти и др.) до самых что ни на есть прозаических, житейских, семейных, бытовых вопросов.

При этом юридические нормы ориентируются на основы качественного состояния общества, говорят о том, каковы должны быть поступки людей. Они призваны наперед регламентировать поведение людей, определять, что «можно», а что «нельзя», причем с таким расчетом, чтобы разрешались всевозможные конфликты, столкновение интересов, страстей. В этом и состоит удивительное своеобразие законодательных положений.

Недаром законы прошлых эпох - Законы Хаммурапи, Законы Ману являются своего рода окошками в прошедшие времена, позволяют увидеть существовавшие тогда отношения, нравы, конфликты; словом, наглядно и зримо увидеть прошлое. /1, с.57/

Поэтому именно те конкретные исторические условия и определили особенности права стран Древнего Востока.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: