Отец кирилл биография. Патриарх Кирилл. Биография

Дата рождения: 20 ноября 1946 г. Страна: Россия Биография:

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде.

Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 г. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 г. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор , настоятель Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х гг. ХХ в. подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.

По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.

После окончания средней школы в 1965 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 г.

В должности председателя ОВЦС в составе официальных делегаций посетил все Поместные Православные Церкви, в том числе, сопровождал и в их поездках за рубеж.

В качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви официально посетил Поместные Православные Церкви: Константинопольскую (2009 г.), Александрийскую (2010 г.), Антиохийскую (2011 г.), Иерусалимскую (2012 г.), Болгарскую (2012 г.), Кипрскую (2012 г.), Польскую (2012 г.), Элладскую (2013 г.).

Межхристианские отношения и сотрудничество

Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат участвовал в IV (Упсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных Ассамблеях ВСЦ и в качестве почетного гостя в IX Генеральной Ассамблее ВСЦ (Порту-Алегри, Бразилия, 2006 г.); во Всемирной миссионерской конференции «Спасение сегодня» (Бангкок, 1973 г.); являлся президентом Всемирной конференции «Вера, наука и будущее» (Бостон, 1979 г.) и Всемирной конвокации «Мир, справедливость и целостность творения» (Сеул, 1990 г.); участвовал в ассамблеях комиссии «Вера и устройство» ВСЦ в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). Был главным докладчиком на Всемирной миссионерской конференции в Сан-Сальвадоре, Бразилия, в ноябре 1996 г.

Был делегатом XI Генеральной Ассамблеи Конференции Европейских Церквей (Стирлинг, Шотландия, 1986 г.) и XII Генеральной Ассамблеи КЕЦ (Прага, 1992 г.), а также одним из главных докладчиков на Европейской Ассамблее КЕЦ «Мир и справедливость» (Базель, 6-21 мая 1989 г.).

Был участником Второй Европейской Ассамблеи КЕЦ в Граце, Австрия (23-29 июня 1997 г.) и Третьей в Сибиу, Румыния (5-9 сентября 2007 г.).

Был участником четырех туров двусторонних собеседований между богословами Русской Православной и Римско-Католической Церквами (Ленинград, 1967 г., Бари, Италия, 1969 г., Загорск, 1972 г., Тренто, Италия, 1975 г.).

С 1977 г. — секретарь Международной технической комиссии по подготовке диалога между Православной и Римско-Католической Церквами. С 1980 г. — член Международной богословской комиссии по православно-католическому диалогу. В этом качестве принимал участие в четырех пленарных заседаниях данной комиссии: (Патмос-Родос, Греция, 1980 г.; Мюнхен, ФРГ, 1982 г.; Крит, 1984 г.; Валаам, Финляндия, 1988 г.) и в работе ее Координационного комитета.

Являлся сопредседателем второго тура православно-реформатского диалога (Дебрецен II) в 1976 г. в Ленинграде и участником Евангелических Кирхентагов в Виттенберге (ГДР, 1983 г.) в Дортмунде (1991 г.) в Гамбурге (1995 г.).

Участник диалога с делегацией Старокатолической Церкви в связи со 100-летием Роттердамско-Петербургской комиссии, Москва, 1996 г.

В должности председателя ОВЦС по поручению Священноначалия Русской Православной Церкви принимал участие в контактах с Церквами США, Японии, ГДР, ФРГ, Финляндии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Франции, Испании, Норвегии, Исландии, Польши, Чехии, Словакии, Эфиопии, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Таиланда, Шри-Ланки, Лаоса, Ямайки, Канады, Конго, Заира, Аргентины, Чили, Кипра, Китая, ЮАР, Греции.

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, провел ряд встреч с главами и представителями инославных Церквей и христианских организаций.

В 2012 г. состоялось подписание Предстоятелем Русской Православной Церкви и председателем Польской католической епископской конференции .

Участие в Соборах Русской Православной Церкви

Был членом Поместного Юбилейного Собора Русской Православной Церкви (июнь 1988 г., Загорск), председателем его Редакционной комиссии и автором проекта Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Собором.

Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества (октябрь 1989 г.) и внеочередного Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г., а также Поместного Собора 6-10 июня 1990 г., Архиерейских Соборов 25-26 октября 1991 г.; 31 марта — 4 апреля 1992 г.; 11 июня 1992 г.; 29 ноября — 2 декабря 1994 г.; 18-23 февраля 1997 г.; 13-16 августа 2000 г.; 3-6 октября 2004 г., 24-29 июня 2008 г.

Председательствовал на Архиерейских (2009 г., 2011 г., 2013 г.) и Поместном Соборах (2009 г.), на остальных указанных Соборах Русской Православной Церкви являлся председателем Редакционной комиссии.

Как председатель ОВЦС делал доклады о работе ОВЦС. На Юбилейном Соборе 2000 г. в качестве председателя соответствующих Синодальной Рабочей группы и Синодальной комиссии представил Основы социальной концепции Русской Православной Церкви и Устав Русской Православной Церкви.

На Архиерейском Соборе 3-6 октября 2004 г. выступил также с докладом «О взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью и старообрядцами».

Управление Смоленско-Калининградской епархией (1984-2009 гг.)

За время пребывания Святейшего Патриарха Кирилла на Смоленско-Калининградской кафедре было открыто 166 приходов (94 в Смоленске и области, 72 в Калининграде и области). Восстановлено 52 и вновь построен 71 православный храм.

В 1989 г. было открыто Смоленское духовное училище, преобразованное в 1995 г. в Смоленскую духовную семинарию.

С 1998 г. действует Межъепархиальное духовное училище, готовящее регентов церковных хоров, катехизаторов, иконописцев и сестер милосердия. При большинстве приходов епархии действуют воскресные школы. Имеются православные гимназии и детские сады.

С 1992 г. ведется преподавание Основ православной культуры в государственных школах Смоленской и Калининградской области.

Работа в должности председателя ОВЦС (1989-2009 гг.)

Представлял Русскую Православную Церковь в комиссиях по выработке Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г., Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. и Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

В качестве председателя ОВЦС принимал участие во многих международных общественных и миротворческих инициативах.

Принимал участие в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 г. и октября 1993 г.

Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 г. Принимал участие и произносил основные доклады на Соборах (1993-2008 гг.). Со времени избрания на Патриарший Престол является председателем ВРНС (с 2009 г.).

В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г.

Разработал и представил на утверждение Священного Синода «Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами» в 1994 г.

С 1996 по 2000 гг. — руководил разработкой и представил Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 г. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии. В связи с этим посетил Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты (поездки в Ливан, Сирию, Иорданию и Израиль в 1996 г.), а также участвовал в переговорах с представителями Константинопольского Патриархата в г. Цюрихе (Швейцария) в марте и дважды в апреле 1996 г., в Фессалониках, Таллине и Афинах (1996 г.), в Одессе (1997 г.), в Женеве (1998 г.), в Москве, Женеве и Цюрихе (2000 г.), в Вене, Берлине и Цюрихе (2001 г.), в Москве и Стамбуле (2003 г.); неоднократно также посещал Эстонию, где вел переговоры с представителями правительства, депутатами парламента и с деловыми кругами этой страны.

Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии. Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии (Вена, май 1999 г.) и созыв международной межхристианской конференции на тему: «Европа после косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей» в г. Осло (Норвегия) в ноябре 1999 года.

Был основным докладчиком на Парламентских слушаниях, посвященных «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» (Москва, 2001 г.), и темам «Религия и здоровье» (Москва, 2003 г.), «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения» (Москва, 2004 г.).

Выступил инициатором диалога с европейскими организациями в Брюсселе и создания в 2002 г. .

В должности председателя ОВЦС посетил Эстонию (многократно), Швейцарию (многократно), Францию (многократно), Испанию (многократно), Италию (многократно), Бельгию (многократно), Голландию (многократно), Германию (многократно), Израиль (многократно), Финляндию (многократно), Украину (многократно), Японию (многократно), Канаду (многократно), Китай (многократно), Венгрию (многократно), Молдову (многократно), Норвегию (многократно), Ливан и Сирию (многократно), Сербию (многократно), США (многократно), Турцию (многократно), Бразилию (многократно), Австралию (1991 г.), Австрию (многократно), Латвию (1992 г.), Чили (1992 г.), Болгарию (1994, 1998, 2005 гг.), Чехию (1996, 2004, 2007 гг.), Словакию (1996 г.), Иран (1996 г.), Литву (1997 г.), Данию (1997 г.), Марокко (1997 г.), Аргентину (1997, 2006 гг.), Мексику (1998 г.), Панаму (1998 г.), Перу (1998 г.), Кубу (1998, 2004, 2008 гг.), Люксембург (1999 г.), Непал (2000 г.), Словению (2001 г.), Мальту (2001 г.), Тунис (2001 г.), Монголию (2001 г.), Хорватию (2001 г.), Вьетнам (2001 г.), Кампучию (2001 г.), Таиланд (2001 г.), Ирландию (2001 г.), Ирак (2002 г.), Лихтенштейн (2002 г.), Филиппины (2002 г.), специальные районы КНР — Гонконг (2001, 2002 гг.), Макао (2002 г.), ЮАР (2003, 2008 гг.), Малайзию (2003 г.), Индонезию (2003 г.), Сингапур (2003 г.), ОАЭ (2004 г.), Польшу (2004 г.), Нидерланды (2004 г), Доминиканскую республику (2004 г.), Йемен (2005 г.), КНДР (2006 г.), Индию (2006 г.), Румынию (2007 г.), Туркмению (2008 г.), Коста-Рику (2008 г.), Венесуэлу (2008 г.), Колумбию (2008 г.), Эквадор (2008 г.), Анголу (2008 г.), Намибию (2008 г.). Венгрию, Монголию, Словению, Иран, Ирак и Йемен посетил с официальными визитами по приглашению правительств этих стран.

Патриаршее служение. Управление Русской Православной Церковью

В 2009 г. предпринята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельность , уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые синодальные отделы, разведены функции Русской Православной Церкви и , проведена аналитическая работа по формулированию необходимых изменений в структуре при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. Активизирована деятельность .

В 2012-2013 гг. продолжается образование митрополий, увеличение числа епископов и епархий. Осуществляется контроль за реализацией поручений Архиерейских Соборов 2011 и 2013 гг. На базе принятых документов о социальной, миссионерской, молодежной работе, религиозно-образовательному и катехизическому служению в Русской Православной Церкви была разработана детализированная база документов, а также частично положения, регламентирующие специальную подготовку служителей в этих областях. Происходит распространение преобразований от центрального аппарата Церкви к уровню епархий. Предмет «Основы православной культуры» включен в программу средних общеобразовательных школ во всех регионах России.

За время Патриаршего служения образованы:

— Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (2009 г.)

— Органы церковной исполнительной власти:

  • Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви (2011 г.)
  • Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества (2009 г.)
  • Синодальный информационный отдел (2009 г.)
  • Финансово-хозяйственное управление (2009 г.)
  • Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством (2010 г.)
  • Синодальный отдел по тюремному служению (2010 г.)
  • Патриарший совет по культуре (2010 г.)
  • Синодальный отдел по монастырям и монашеству (2012 г.), преобразован из Синодальной комиссии по делам монастырей (2010 г.)

— Общецерковные коллегиальные органы:

  • Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства (2012 г.), прежнее название — Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства (2011 г.)

— Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2009 г.)

— Межведомственная координационная группа по преподаванию теологии в вузах (2012 г.)

— Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (2013 г.), прежнее наименование — Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских (2012 г.)

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, в 2009-2013 гг. посетил страны: Азербайджан (2009 г., 2010 г.), Армению (2010 г., 2011 г.), Беларусь (2009 г., 2012 г., 2013 г.), Болгарию (2012 г.), Грецию (2013 г.) Египет (2010 г.), Израиль (2012 г.), Иорданию (2012 г.), Казахстан (2010 г., 2012 г.), Кипр (2012 г.), Китай (2013 г.), Ливан (2011 г.), Молдавию (2011 г., 2013 г.), Палестинскую автономию (2012 г.), Польшу (2012 г.), Сирию (2011 г.), Сербию (2013 г.), Турцию (2009 г.), Украину (2009 г., 2010 г. — 3 раза, 2011 г. — 5 раз, 2012 г., 2013 г.), Черногорию (2013 г.), Эстонию (2013 г.), Японию (2012 г.).

К февралю 2014 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил 124 выезда в 67 епархий, 156 выездов в 26 ставропигиальных монастырей, в 21 из них неоднократно. Посетил 7 подворий ставропигиальных монастырей. Совершил 432 выезда в 105 храмов г. Москвы (данные на 31 января 2014 г.).

За время служения Святейшего Патриарха Кирилла образованы:

  • 46 митрополий Русской Православной Церкви;
  • 113 епархий, в том числе в России — 95 епархий*;
  • Среднеазиатский митрополичий округ (2011 г.);
  • викариатства в Московской епархии (2011 г.).

Количество епархий Русской Православной Церкви увеличилось со 159 на начало 2009 г. до 273 на начало 2014 г. (в России — с 69 до 164).

На начало 2009 г. в Русской Православной Церкви было 200 архиереев, в начале 2014 г. — 312*.

Святейший Патриарх Кирилл возглавил 109 епископских хиротоний, в том числе: в 2009 г. — 5; в 2010 г. — 9; в 2011 г. — 31; в 2012 г. — 41; в 2013 г. — 22; в 2014 г. — 1*.

Также за 5 лет Патриаршего служения совершил 144 хиротонии во диакона и пресвитера (18 во диакона и 126 во пресвитера)*.

Награды

Награды Русской Православной Церкви

Общецерковные награды

  • 1973 г. — Орден святого равноапостольного великого князя Владимира (II степени)
  • 1986 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (II степени)
  • 1996 г. — Орден святого благоверного князя Даниила Московского (I степени)
  • 2001 г. — Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (II степени)
  • 2004 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (I степени)
  • 2006 г. — Орден святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси (II степени)

Ордена Самоуправляемых и Автономных Церквей Русской Православной Церкви

  • 2006 г. — Орден преподобных Антония и Феодосия Печерских (I степени) (Украинская Православная Церковь)
  • 2006 г. — Орден «Благоверный Воевод Стефан Великий и Святой» (II степени) (Православная Церковь Молдовы)
  • 2009 г. — Орден священномученика Исидора Юрьевского (I степени) (Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата)
  • 2009 г. — Орден в честь 450-летия принесения на землю Волынскую Почаевской иконы Божией Матери (Украинская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святителя Феодосия Черниговского (Украинская Православная Церковь)

Награды Поместных Православных Церквей

  • 2007 г. — Орден преподобного Саввы Освященного (II степени) (Александрийская Православная Церковь)
  • 2009 г. — Золотая медаль святителя Иннокентия (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Памятная медаль Свято-Владимирской духовной семинарии (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Большой крест ордена святого апостола и евангелиста Марка (Александрийская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святых апостолов Петра и Павла (I степени) (Антиохийская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святого царя Бориса (Болгарская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Золотой орден апостола Варнавы (Кипрская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святой равноапостольной Марии Магдалины (I степени) (Польская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден Живоносного Гроба Господня «Большой крест Святогробского братства» (Иерусалимская Православная Церковь)

Награды других религиозных организаций и христианских конфессий

  • 2006 г. — Орден святого Григория Парумальского (Маланкарская Церковь, Индия)
  • 2010 г. — Орден святого Григория Просветителя (Армянская Апостольская Церковь)
  • 2011 г. — Орден «Шейх-уль-ислам» (Управление мусульман Кавказа)
  • 2012 г. — Орден за услуги перед Уммой I степени (Координационный центр мусульман Северного Кавказа)

Государственные награды Российской Федерации

  • 1988 г. — Орден Дружбы Народов
  • 1995 г. — Орден Дружбы
  • 1996 г. — Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»
  • 1997 г. — Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • 2001 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (III степени)
  • 2006 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (II степени)
  • 2011 г. — Орден Александра Невского

Государственные награды иностранных государств

  • 2009 г. — Орден Дружбы народов (Республика Беларусь)
  • 2010 г. — Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (Приднестровская Молдавская республика)
  • 2010 г. — Орден «Шараф» (Азербайджанская Республика)
  • 2011 г. — Орден Республики («OrdinulRepublicii») (Республика Молдова)
  • 2011 г. — Орден святого Месропа Маштоца (Республика Армения)
  • 2012 г. — Орден «Звезда Вифлеема» (Палестинская национальная администрация)

Святейший Патриарх Кирилл удостоен также ряда других федеральных, ведомственных и региональных государственных наград; имеет более 120 наград российских и зарубежных общественных организаций; является почетным гражданином городов Смоленск, Калининград, Неман (Калининградская обл.), Муром (Владимирская обл.), Смоленской, Калининградской, Кемеровской областей, Республики Мордовия и других регионов и населенных пунктов Российской Федерации.

Публикации на портале Патриархия.ru

Святейший Патриарх Кирилл: Невозможно прекратить войны в мире нелюбви [Патриарх: Интервью]

«Религиозное воспитание в эпоху постмодерна». Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на XV Рождественских чтениях [Документы]

Интронизация, проходившая зимой 2009 года, выбрала митрополита Кирилла главой Русской Православной Церкви. Высший орган церкви провел голосование, в результате которого более 70% голосов было отдано за священника, возведя его в сан Патриарха Московского и всея Руси.

Семья священника

Церковный путь Патриарха во многом закономерен, поскольку внук и сын священника выбрали судьбу священнослужителя. Священник, названный при рождении Владимиром, родился осенью 1946 года, в городе на Ниве — Ленинграде. Дед патриарха, Василий Степанович, прошел семь ссылок и более 40 тюремных лагерей , включая ссылку на Соловецкие острова, а в годы правления Хрущева принял сан священника.

Отец Владимира, Михаил Гундяев, ведущий инженер военного Ленинграда времен блокады, повторяя путь отца, подвергся гонению и прошел колымские лагеря, весной 1947 года стал диаконом. Прожив достойную жизнь священника, Михаил Васильевич закончил свой жизненный путь настоятелем Никольского храма.

Мать будущего патриарха была школьной учительницей, преподавала немецкий. Кроме Владимира семья воспитывала еще двоих детей, мальчик был средним ребенком. Все дети имеют отношение к РПЦ. Брат — протоиерей и настоятель собора в культурной столице нашей страны, профессор СПбДА. Младшая сестра, возглавляет православную гимназию.

Избранный путь

Жизненный путь Патриарха сложился следующим обазом:

  • В 1961, окончив восьмилетнее обучение в школе, молодой человек уезжает из родительского дома.
  • В 62-м году устраивается в картографическое бюро, трудится техником геологической экспедиции.
  • Через три года, получив благословение митрополита, поступает духовную семинарию Ленинграда. Весной 1969, завершив с отличием учебу в духовной академии, пострижен в монахи, получает монашеское имя Кирилл. Через несколько месяцев после рукоположения во иеродиакона становится иеромонахом .
  • К началу девяностых годов получает назначение председателем комиссии Священного Синода. Будучи в сане архимандрита, по назначению Патриархата становится его представителем на совете церквей, проходящим в Швейцарии. В 1976 году занимается проблемами единства христиан и отношениями между церквями. Зимой 1984 становится архиепископом .
  • Кирилл становится митрополитом в 1991 году. Между вторым и третьим Всемирным Русским Собором, он выступает с критикой властей. Собор принял ряд политических, радикальных решений, которым не сопротивлялся митрополит, будучи его сопредседателем. Став менее оппозиционным, в 95-м году Митрополит Кирилл становится заместителем Главы проводимого мероприятия .
  • После смерти московского Патриарха на созванном заседании Синода голосованием, которое являлось тайным, митрополит избирается на должность Патриаршего Местоблюстителя .

Патриаршество

В 2009 году решением высшего церковного собрания митрополит Кирилл становится Патриархом Московским и всея Руси. Годы правления Кирилла повлияли не только на церковный мир, но и затронули экономику государства, повернув ее в лучшую сторону. Благодаря частым поездкам Патриарха по стране и миру положение русской церкви в мире стало крепче, заграничные поездки смогли положить начало расширения границ сотрудничества между странами.

Семья и дети — церковь и паства

Церковные каноны православной церкви не разрешают Патриарху иметь мирскую семью. Паства, в понимании церкви, является его семьей. А служение Богу наивысшее проявление заботы и любви к своей семье. Каждого из прихожан священнослужитель считает своим ребенком. В заботах о своих детях Патриарх проводит каждый день своей жизни.

Большое количество времени и сил Кирилл посвящает благотворительности, встречам с детьми, опекая сирот он подает пример всей своей пастве, показывая собственными действиями, что забота о ближних это не просто сочувствие словами, но и конкретные действия.

Православный Патриарх занимается как благотворительностью, так и внешнеполитической деятельностью, смело озвучивая свое мнение и идеологию.

Патриарх Кирилл — довольно яркая личность в просветительской деятельности. С 1994 года священник ведет цикл телепередач «Слово пастыря», в котором подробно разъясняет верующим ответы на волнующие паству вопросы. Изданы серии книг и статей, написанных Кириллом , описывающие историю христианства.

Активная гражданская позиция Патриарха подвигает его столь же бурной общественной деятельности. Триста тысяч человек поставили подписи под обращением Кирилла, призывающим запретить аборты в нашей стране. Вместо проведения абортов было предложено увеличить выплаты на рожденных детей, чтобы здоровье и семья были защищены государством.

Патриарх Кирилл – это бесспорно яркая и интересная личность, его забота и любовь к своей пастве не может остаться без внимания. Вера в справедливость и добро движет священнослужителя вперед, являясь для каждого живущего на земле достойным примером.

В феврале будущего года исполнится 10 лет с момента, когда в Храме Христа Спасителя прошла интронизация (торжественное возведение на престол) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Многое он сделал для воцерковления своего народа, для укрепления русской православной церкви и утверждения морального авторитета нашей страны на мировой арене. Многое еще предстоит сделать.

В феврале будущего года исполнится 10 лет с момента, когда в Храме Христа Спасителя прошла интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Каков был путь религиозного деятеля к патриаршему престолу, почему он решил отказаться от мирской жизни и выбрал служение Богу? Эти вопросы интересуют прихожан и простых обывателей не меньше, чем информация о биографии Патриарха Кирилла, его семье и детях.

Владимир Гундяеев, а именно так звали будущего Патриарха в миру, родом из Санкт-Петербурга. Рос в многодетной верующей семье. Его отец Михаил был священником, мать Раиса работала учительницей немецкого, пела в церковном хоре. Собственно, там и познакомилась со своим супругом, Михаилом.

Дед Владимира, Василий Степанович, тоже был христианином, изучал богословскую литературу и оказал большое влияние на становление взглядов своего внука.

Владимир Гундяеев, а именно так звали будущего Патриарха в миру, родом из Санкт-Петербурга

О том, что изберет путь служения Господу, Володя знал с самого детства. Все к этому шло. Даже был знак свыше. Когда маленький Вова случайно прошел Царскими Вратами, что считается грехом, настоятель церкви, узнав об этом, отшутился, дескать, мальчик станет архиереем.

Владимир Гундяеев рос упрямым и своенравным. Будучи противником коммунистического режима, он отказался носить пионерский галстук. Проблемы со школьным руководством на учебе не отражались: учился Владимир хорошо, много читал.

Владимир Гундяеев рос упрямым и своенравным

В 1962 году, после того, как окончил “восьмилетку”, Гундяеев пошел работать картографом в экологическую экспедицию, параллельно занимаясь в школе рабочей молодежи. Его семья жила бедно, на отца за служение был наложен немыслимый по тем временам штраф, более 100 тысяч рублей, поэтому родные Владимира очень нуждались в деньгах и юноша пытался помогать им как мог.

В одном из интервью Патриарх признался, что всегда вспоминает тот период, сопряженный с трудностями и испытаниями, с теплотой и большой благодарностью Всевышнему, ведь это было время его становления.

Религиозное образование

Спустя 3 года Владимир поступает в духовную семинарию, затем обучение проходит в академии. В апреле 1969 года 22-летний Владимир Гундяев принимает монашеский постриг. Его нарекают Кириллом и рукополагают в иеродиакона, позже — в иеромонаха.

Будущему священнику за год приходится сдавать по два курса, но у него все получается, и академию он заканчивает с отличием. Кириллу даже присваивают степень кандидата богословских наук.

В апреле 1969 года 22-летний Владимир Гундяев принимает монашеский постриг

Важное для себя решение, принять постриг, он сделал осознанно и позже назвал его Божьим Перстом. Это событие сказывается на всей последующей биографии будущего Патриарха Кирилла, его семьей становится церковь, академия, детьми — прихожане.

Он продолжает работу в Духовной Академии, стремительно получая сан за саном. Несколько лет Кирилл трудится здесь в качестве ректора, совмещая должность с преподавательской деятельностью и председательством Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

Он продолжает работу в Духовной Академии, стремительно получая сан за саном

Пишет книги и публикации, выступает с докладами. В 30 лет становится епископом. Но советским чиновникам его активная деятельность приходится не по душе.

В 1984 году Кирилла переводят на службу в Смоленскую и Калининградскую епархии, которыми он впоследствии управлял четверть века. В 1991 году получает сан митрополита. Позже Патриарх не раз подчёркивал, что именно эта служба повлияла на его окончательное формирование и привела к Патриаршему престолу.

  1. Один из самых популярных в сети запросов — о биографии и личной жизни Патриарха Кирилла, его семье и детях. Пользователи также часто ищут фото жены Святейшего и, конечно, ничего не находят. Патриарх отказался от личной жизни во имя служения Господу Богу.
  2. Патриарх Кирилл стал первым в России Патриархом, рожденным в Советском Союзе.
  3. Телепрограмма “Слово пастыря”, которая выходит на Первом канале уже почти 25 лет, — авторская передача Патриарха. Он ее создатель и ведущий.
  4. Кирилл тренируется на самолете “МиГ” и является единственным в мире Патриархом, владеющим навыками летчика.
  5. Патриарх выступает противником суррогатного материнства и не раз высказывался против абортов.
  6. Святейший увлекается горными и водными лыжами, мечтает о полете в космос.
  7. Не раз доброе имя Кирилла пытались запятнать недоброжелатели. Скандалы получили широкую общественную огласку, но за Патриарха вступились религиозные деятели России, заявив, что все сплетни нацелены на то, чтобы испортить репутацию РПЦ. Кирилл также назвал все обвинения в свой адрес абсолютной провокацией.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде.

Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 г. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 г. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии , настоятель Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х гг. ХХ в. подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.

По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.

После окончания средней школы в 1965 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 г.

В должности председателя ОВЦС в составе официальных делегаций посетил все Поместные Православные Церкви, в том числе, сопровождал Святейшего Патриарха Пимена и Святейшего Патриарха Алексия II в их поездках за рубеж.

В качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви официально посетил Поместные Православные Церкви: Константинопольскую (2009 г.), Александрийскую (2010 г.), Антиохийскую (2011 г.), Иерусалимскую (2012 г.), Болгарскую (2012 г.), Кипрскую (2012 г.), Польскую (2012 г.), Элладскую (2013 г.).

Межхристианские отношения и сотрудничество

Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат участвовал в IV (Упсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных Ассамблеях ВСЦ и в качестве почетного гостя в IX Генеральной Ассамблее ВСЦ (Порту-Алегри, Бразилия, 2006 г.); во Всемирной миссионерской конференции «Спасение сегодня» (Бангкок, 1973 г.); являлся президентом Всемирной конференции «Вера, наука и будущее» (Бостон, 1979 г.) и Всемирной конвокации «Мир, справедливость и целостность творения» (Сеул, 1990 г.); участвовал в ассамблеях комиссии «Вера и устройство» ВСЦ в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). Был главным докладчиком на Всемирной миссионерской конференции в Сан-Сальвадоре, Бразилия, в ноябре 1996 г.

Был делегатом XI Генеральной Ассамблеи Конференции Европейских Церквей (Стирлинг, Шотландия, 1986 г.) и XII Генеральной Ассамблеи КЕЦ (Прага, 1992 г.), а также одним из главных докладчиков на Европейской Ассамблее КЕЦ «Мир и справедливость» (Базель, 6-21 мая 1989 г.).

Был участником Второй Европейской Ассамблеи КЕЦ в Граце, Австрия (23-29 июня 1997 г.) и Третьей в Сибиу, Румыния (5-9 сентября 2007 г.).

Был участником четырех туров двусторонних собеседований между богословами Русской Православной и Римско-Католической Церквами (Ленинград, 1967 г., Бари, Италия, 1969 г., Загорск, 1972 г., Тренто, Италия, 1975 г.).

С 1977 г. — секретарь Международной технической комиссии по подготовке диалога между Православной и Римско-Католической Церквами. С 1980 г. — член Международной богословской комиссии по православно-католическому диалогу. В этом качестве принимал участие в четырех пленарных заседаниях данной комиссии: (Патмос-Родос, Греция, 1980 г.; Мюнхен, ФРГ, 1982 г.; Крит, 1984 г.; Валаам, Финляндия, 1988 г.) и в работе ее Координационного комитета.

Являлся сопредседателем второго тура православно-реформатского диалога (Дебрецен II) в 1976 г. в Ленинграде и участником Евангелических Кирхентагов в Виттенберге (ГДР, 1983 г.) в Дортмунде (1991 г.) в Гамбурге (1995 г.).

Участник диалога с делегацией Старокатолической Церкви в связи со 100-летием Роттердамско-Петербургской комиссии, Москва, 1996 г.

В должности председателя ОВЦС по поручению Священноначалия Русской Православной Церкви принимал участие в контактах с Церквами США, Японии, ГДР, ФРГ, Финляндии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Франции, Испании, Норвегии, Исландии, Польши, Чехии, Словакии, Эфиопии, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Таиланда, Шри-Ланки, Лаоса, Ямайки, Канады, Конго, Заира, Аргентины, Чили, Кипра, Китая, ЮАР, Греции.

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, провел ряд встреч с главами и представителями инославных Церквей и христианских организаций.

В 2012 г. состоялось подписание Предстоятелем Русской Православной Церкви и председателем Польской католической епископской конференции Совместного послания народам России и Польши .

Участие в Соборах Русской Православной Церкви

Был членом Поместного Юбилейного Собора Русской Православной Церкви (июнь 1988 г., Загорск), председателем его Редакционной комиссии и автором проекта Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Собором.

Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества (октябрь 1989 г.) и внеочередного Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г., а также Поместного Собора 6-10 июня 1990 г., Архиерейских Соборов 25-26 октября 1991 г.; 31 марта — 4 апреля 1992 г.; 11 июня 1992 г.; 29 ноября — 2 декабря 1994 г.; 18-23 февраля 1997 г.; 13-16 августа 2000 г.; 3-6 октября 2004 г., 24-29 июня 2008 г.

Председательствовал на Архиерейских (2009 г., 2011 г., 2013 г.) и Поместном Соборах (2009 г.), на остальных указанных Соборах Русской Православной Церкви являлся председателем Редакционной комиссии.

Как председатель ОВЦС делал доклады о работе ОВЦС. На Юбилейном Соборе 2000 г. в качестве председателя соответствующих Синодальной Рабочей группы и Синодальной комиссии представил Основы социальной концепции Русской Православной Церкви и Устав Русской Православной Церкви.

На Архиерейском Соборе 3-6 октября 2004 г. выступил также с докладом «О взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью и старообрядцами».

Управление Смоленско-Калининградской епархией (1984-2009 гг.)

За время пребывания Святейшего Патриарха Кирилла на Смоленско-Калининградской кафедре было открыто 166 приходов (94 в Смоленске и области, 72 в Калининграде и области). Восстановлено 52 и вновь построен 71 православный храм.

В 1989 г. было открыто Смоленское духовное училище, преобразованное в 1995 г. в Смоленскую духовную семинарию.

С 1998 г. действует Межъепархиальное духовное училище, готовящее регентов церковных хоров, катехизаторов, иконописцев и сестер милосердия. При большинстве приходов епархии действуют воскресные школы. Имеются православные гимназии и детские сады.

С 1992 г. ведется преподавание Основ православной культуры в государственных школах Смоленской и Калининградской области.

Работа в должности председателя ОВЦС (1989-2009 гг.)

Представлял Русскую Православную Церковь в комиссиях по выработке Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г., Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. и Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

В качестве председателя ОВЦС принимал участие во многих международных общественных и миротворческих инициативах.

Принимал участие в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 г. и октября 1993 г.

Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 г. Принимал участие и произносил основные доклады на Соборах (1993-2008 гг.). Со времени избрания на Патриарший Престол является председателем ВРНС (с 2009 г.).

В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г.

Разработал и представил на утверждение Священного Синода «Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами» в 1994 г.

С 1996 по 2000 гг. — руководил разработкой и представил Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 г. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии. В связи с этим посетил Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты (поездки в Ливан, Сирию, Иорданию и Израиль в 1996 г.), а также участвовал в переговорах с представителями Константинопольского Патриархата в г. Цюрихе (Швейцария) в марте и дважды в апреле 1996 г., в Фессалониках, Таллине и Афинах (1996 г.), в Одессе (1997 г.), в Женеве (1998 г.), в Москве, Женеве и Цюрихе (2000 г.), в Вене, Берлине и Цюрихе (2001 г.), в Москве и Стамбуле (2003 г.); неоднократно также посещал Эстонию, где вел переговоры с представителями правительства, депутатами парламента и с деловыми кругами этой страны.

Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии. Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии (Вена, май 1999 г.) и созыв международной межхристианской конференции на тему: «Европа после косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей» в г. Осло (Норвегия) в ноябре 1999 года.

Был основным докладчиком на Парламентских слушаниях, посвященных «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» (Москва, 2001 г.), и темам «Религия и здоровье» (Москва, 2003 г.), «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения» (Москва, 2004 г.).

Выступил инициатором диалога с европейскими организациями в Брюсселе и создания в 2002 г. Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях .

В должности председателя ОВЦС посетил Эстонию (многократно), Швейцарию (многократно), Францию (многократно), Испанию (многократно), Италию (многократно), Бельгию (многократно), Голландию (многократно), Германию (многократно), Израиль (многократно), Финляндию (многократно), Украину (многократно), Японию (многократно), Канаду (многократно), Китай (многократно), Венгрию (многократно), Молдову (многократно), Норвегию (многократно), Ливан и Сирию (многократно), Сербию (многократно), США (многократно), Турцию (многократно), Бразилию (многократно), Австралию (1991 г.), Австрию (многократно), Латвию (1992 г.), Чили (1992 г.), Болгарию (1994, 1998, 2005 гг.), Чехию (1996, 2004, 2007 гг.), Словакию (1996 г.), Иран (1996 г.), Литву (1997 г.), Данию (1997 г.), Марокко (1997 г.), Аргентину (1997, 2006 гг.), Мексику (1998 г.), Панаму (1998 г.), Перу (1998 г.), Кубу (1998, 2004, 2008 гг.), Люксембург (1999 г.), Непал (2000 г.), Словению (2001 г.), Мальту (2001 г.), Тунис (2001 г.), Монголию (2001 г.), Хорватию (2001 г.), Вьетнам (2001 г.), Кампучию (2001 г.), Таиланд (2001 г.), Ирландию (2001 г.), Ирак (2002 г.), Лихтенштейн (2002 г.), Филиппины (2002 г.), специальные районы КНР — Гонконг (2001, 2002 гг.), Макао (2002 г.), ЮАР (2003, 2008 гг.), Малайзию (2003 г.), Индонезию (2003 г.), Сингапур (2003 г.), ОАЭ (2004 г.), Польшу (2004 г.), Нидерланды (2004 г), Доминиканскую республику (2004 г.), Йемен (2005 г.), КНДР (2006 г.), Индию (2006 г.), Румынию (2007 г.), Туркмению (2008 г.), Коста-Рику (2008 г.), Венесуэлу (2008 г.), Колумбию (2008 г.), Эквадор (2008 г.), Анголу (2008 г.), Намибию (2008 г.). Венгрию, Монголию, Словению, Иран, Ирак и Йемен посетил с официальными визитами по приглашению правительств этих стран.

Патриаршее служение. Управление Русской Православной Церковью

В 2009 г. предпринята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельность Управления делами Московской Патриархии , уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые синодальные отделы, разведены функции Издательского Совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии , проведена аналитическая работа по формулированию необходимых изменений в структуре Учебного комитета при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. Активизирована деятельность Общецерковного суда .

В 2012-2013 гг. продолжается образование митрополий, увеличение числа епископов и епархий. Осуществляется контроль за реализацией поручений Архиерейских Соборов 2011 и 2013 гг. На базе принятых документов о социальной, миссионерской, молодежной работе, религиозно-образовательному и катехизическому служению в Русской Православной Церкви была разработана детализированная база документов, а также частично положения, регламентирующие специальную подготовку служителей в этих областях. Происходит распространение преобразований от центрального аппарата Церкви к уровню епархий. Предмет «Основы православной культуры» включен в программу средних общеобразовательных школ во всех регионах России.

За время Патриаршего служения образованы:

— Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (2009 г.)

— Органы церковной исполнительной власти:

  • Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви (2011 г.)
  • Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества (2009 г.)
  • Синодальный информационный отдел (2009 г.)
  • Финансово-хозяйственное управление (2009 г.)
  • Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством (2010 г.)
  • Синодальный отдел по тюремному служению (2010 г.)
  • Патриарший совет по культуре (2010 г.)
  • Синодальный отдел по монастырям и монашеству (2012 г.), преобразован из Синодальной комиссии по делам монастырей (2010 г.)

— Общецерковные коллегиальные органы:

  • Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства (2012 г.), прежнее название — Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства (2011 г.)

— Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2009 г.)

— Межведомственная координационная группа по преподаванию теологии в вузах (2012 г.)

— Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (2013 г.), прежнее наименование — Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских (2012 г.)

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, в 2009-2013 гг. посетил страны: Азербайджан (2009 г., 2010 г.), Армению (2010 г., 2011 г.), Беларусь (2009 г., 2012 г., 2013 г.), Болгарию (2012 г.), Грецию (2013 г.) Египет (2010 г.), Израиль (2012 г.), Иорданию (2012 г.), Казахстан (2010 г., 2012 г.), Кипр (2012 г.), Китай (2013 г.), Ливан (2011 г.), Молдавию (2011 г., 2013 г.), Палестинскую автономию (2012 г.), Польшу (2012 г.), Сирию (2011 г.), Сербию (2013 г.), Турцию (2009 г.), Украину (2009 г., 2010 г. — 3 раза, 2011 г. — 5 раз, 2012 г., 2013 г.), Черногорию (2013 г.), Эстонию (2013 г.), Японию (2012 г.).

К февралю 2014 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил 124 выезда в 67 епархий, 156 выездов в 26 ставропигиальных монастырей, в 21 из них неоднократно. Посетил 7 подворий ставропигиальных монастырей. Совершил 432 выезда в 105 храмов г. Москвы (данные на 31 января 2014 г.).

За время служения Святейшего Патриарха Кирилла образованы:

  • 46 митрополий Русской Православной Церкви;
  • 113 епархий, в том числе в России — 95 епархий*;
  • Среднеазиатский митрополичий округ (2011 г.);
  • викариатства в Московской епархии (2011 г.).

Количество епархий Русской Православной Церкви увеличилось со 159 на начало 2009 г. до 273 на начало 2014 г. (в России — с 69 до 164).

На начало 2009 г. в Русской Православной Церкви было 200 архиереев, в начале 2014 г. — 312*.

Святейший Патриарх Кирилл возглавил 109 епископских хиротоний, в том числе: в 2009 г. — 5; в 2010 г. — 9; в 2011 г. — 31; в 2012 г. — 41; в 2013 г. — 22; в 2014 г. — 1*.

Также за 5 лет Патриаршего служения совершил 144 хиротонии во диакона и пресвитера (18 во диакона и 126 во пресвитера)*.

Награды

Награды Русской Православной Церкви

Общецерковные награды

  • 1973 г. — Орден святого равноапостольного великого князя Владимира (II степени)
  • 1986 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (II степени)
  • 1996 г. — Орден святого благоверного князя Даниила Московского (I степени)
  • 2001 г. — Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (II степени)
  • 2004 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (I степени)
  • 2006 г. — Орден святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси (II степени)

Ордена Самоуправляемых и Автономных Церквей Русской Православной Церкви

  • 2006 г. — Орден преподобных Антония и Феодосия Печерских (I степени) (Украинская Православная Церковь)
  • 2006 г. — Орден «Благоверный Воевод Стефан Великий и Святой» (II степени) (Православная Церковь Молдовы)
  • 2009 г. — Орден священномученика Исидора Юрьевского (I степени) (Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата)
  • 2009 г. — Орден в честь 450-летия принесения на землю Волынскую Почаевской иконы Божией Матери (Украинская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святителя Феодосия Черниговского (Украинская Православная Церковь)

Награды Поместных Православных Церквей

  • 2007 г. — Орден преподобного Саввы Освященного (II степени) (Александрийская Православная Церковь)
  • 2009 г. — Золотая медаль святителя Иннокентия (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Памятная медаль Свято-Владимирской духовной семинарии (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Большой крест ордена святого апостола и евангелиста Марка (Александрийская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святых апостолов Петра и Павла (I степени) (Антиохийская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святого царя Бориса (Болгарская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Золотой орден апостола Варнавы (Кипрская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святой равноапостольной Марии Магдалины (I степени) (Польская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден Живоносного Гроба Господня «Большой крест Святогробского братства» (Иерусалимская Православная Церковь)

Награды других религиозных организаций и христианских конфессий

  • 2006 г. — Орден святого Григория Парумальского (Маланкарская Церковь, Индия)
  • 2010 г. — Орден святого Григория Просветителя (Армянская Апостольская Церковь)
  • 2011 г. — Орден «Шейх-уль-ислам» (Управление мусульман Кавказа)
  • 2012 г. — Орден за услуги перед Уммой I степени (Координационный центр мусульман Северного Кавказа)

Государственные награды Российской Федерации

  • 1988 г. — Орден Дружбы Народов
  • 1995 г. — Орден Дружбы
  • 1996 г. — Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»
  • 1997 г. — Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • 2001 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (III степени)
  • 2006 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (II степени)
  • 2011 г. — Орден Александра Невского

Государственные награды иностранных государств

  • 2009 г. — Орден Дружбы народов (Республика Беларусь)
  • 2010 г. — Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (Приднестровская Молдавская республика)
  • 2010 г. — Орден «Шараф» (Азербайджанская Республика)
  • 2011 г. — Орден Республики («OrdinulRepublicii») (Республика Молдова)
  • 2011 г. — Орден святого Месропа Маштоца (Республика Армения)
  • 2012 г. — Орден «Звезда Вифлеема» (Палестинская национальная администрация)

Святейший Патриарх Кирилл удостоен также ряда других федеральных, ведомственных и региональных государственных наград; имеет более 120 наград российских и зарубежных общественных организаций; является почетным гражданином городов Смоленск, Калининград, Неман (Калининградская обл.), Муром (Владимирская обл.), Смоленской, Калининградской, Кемеровской областей, Республики Мордовия и других регионов и населенных пунктов Российской Федерации.

Личность патриарха русской православной церкви Кирилла интересует жителей страны. Деятельность первого духовного лица России вызывает уважение и восхищение одних людей, но также осуждение других.

Подробности жизненной и религиозной биографии патриарха Кирилла помогут отделить «зерна от плевел», составив свое отношение к реальным делам митрополита.

Истоки выбора жизненного пути закладываются с детских лет.

Википедия, информация с православных сайтов, ряд интернет-источников помогают найти ответ: какая фамилия у Патриарха Кирилла, в какой семье он воспитывался и что способствовало выбору пути церковнослужителя.

Патриарх Кирилл (в светской жизни Гундяев Владимир Михайлович) рожден 22 ноября 1946 года в городе Ленинграде. Отец, Михаил Владимирович Гундяев, во время рождения сына работал в должности главного механика на заводе.

Имея за плечами курсы богословия и отбыв студентом института трехлетний тюремный срок на Колыме по политическим причинам, он в 1947 году пошел по стопам своего отца-священника, посвятив себя церковной службе. До конца жизни Михаил Владимирович прослужил в должности настоятеля православного храма.

Мать, Раиса Владимировна, до замужества Кучина, преподавала иностранный язык в школе. На пенсии была домохозяйкой. Однажды, взяв на церковную службу маленького Владимира, во время молитвы недоглядела за ребенком, который по незнанию прошел через Царские Врата.

Испугавшись, она повела мальчика к священнику для отпущения греха. Священнослужитель тогда пошутил: «Архиереем будет».

Интересно! Слова оказались пророческими. Повзрослев, сын продолжил династию священнослужителей, поднявшись на самую вершину православной церковной иерархии.


Образование и начало служения

Детство Владимира прошло как у обычных детей. По окончании школы-восьмилетки он попытался найти свое призвание в геологии. Будущий Патриарх, устроившись работать техником-картографом в геологическую организацию, одновременно продолжал учебу в средней школе.

Получив аттестат, юноша понял, что его призвание - служение Богу, и поступил в православную духовную семинарию. Богословское обучение продолжил слушателем Ленинградской духовной академии, которую окончил экстерном, получив степень кандидата богословия. Талантливого выпускника оставили в учебном заведении преподавать догматическое богословие.

Гундяев Владимир во время обучения в православной академии принял от митрополита Никодима монашеский постриг, получив имя Кирилл. 1969 год ознаменовался для молодого монаха рукоположением в сан иеродиакона, а позже - иеромонаха.

70-е годы прошлого столетия стали новой ступенькой его церковной карьеры. В 1971 году иеромонах Кирилл удостоился архимандритского сана и стал представлять Московский патриархат во Всемирном совете церквей, расположенном в Женеве.

Успешно проявив себя в заграничной командировке, он в 28 лет возглавил два Ленинградских духовных учебных заведения - академию и семинарию.

От епископа до митрополита

В 1976 году архимандрит Кирилл под сводами Троицкого собора высшими церковными иерархами был посвящен в епископский сан.

Каждое последующее десятилетие открывает для епископа новые грани служения православной вере:

  • В 80-е годы прошлого столетия митрополит назначается архиепископом Смоленским и Калининградским, а в ноябре 1989 года становится руководителем структуры Московской патриархии, занимающейся международной деятельностью.
  • 90-е годы ознаменовались знаковым событием для архиепископа Кирилла. Патриаршим указом Алексия II он назначается митрополитом. Последнее десятилетие уходящего века посвящено митрополитом просветительской работе: проповедям в храмах страны и на телепрограмме «Слово пастыря».
  • С началом нового тысячелетия митрополит издает несколько книг, публикует полтысячи статей в русской и зарубежной прессе. Занимаясь церковной дипломатией, митрополит ведет диалог с религиозными деятелями зарубежных стран разных конфессий, освящает православные храмы за границей.

Избрание главой православной церкви

После трагической гибели Патриарха Алексия II, случившейся 5 декабря 2008 года, на собрании Священного Синода тайным голосованием митрополита Кирилла избрали патриаршим местоблюстителем.

День 25 января 2010 года стал самой яркой страницей биографии митрополита Кирилла, когда на Архиерейском Соборе большинством голосов патриаршего местоблюстителя избрали Святейшим Патриархом Русской Православной церкви из трех выдвинутых кандидатур.

С тех пор достойно неся Патриарший крест, он занят укреплением православной веры в России, миссионерской деятельностью в зарубежных странах.

География пастырских визитов простирается от Москвы до самых окраин, от Калининграда до Дальнего Востока.

Бывая в епархиях, митрополит проводит богослужения, встречается с прихожанами. Заграничные поездки способствуют укреплению православия за рубежом.

Дорожная карта митрополита отмечена поездками по странам Латинской Америки: Парагваю, Бразилии, Кубе и соседним государствам, входившим ранее в состав СССР.

Знаменательными событиями стали посещение российской антарктической станции «Беллинсгаузен» на острове Ватерлоо и встреча с английской королевой в Лондоне.

Примите к сведению! Результатом деятельности Патриарха стало открытие 8 новых епархий, строительство новых православных храмов, в том числе на территории других стран.

Скандалы, связанные с митрополитом

Деятельность публичного лица часто обрастает слухами и скандалами. «Разоблачением» незаконных торговых сделок, проводимых в конце прошлого столетия, якобы под руководством митрополита Кирилла занималась «Новая газета».

Статьи эксперта Сергея Бычкова освещали:

  • Сигаретный и алкогольный бизнес русской православной церкви, связанный с использованием налоговых льгот, предоставленных государством финансово-торговой группе ОВЦС МП «Ника», курируемой митрополитом.
    Документально личная причастность митрополита Кирилла не была подтверждена. Большинство религиозных деятелей объявили приведенные факты провокацией, заказанной «табачными королями».
  • Беспошлинный экспорт нефтепродуктов, проводимый через АО «Международное экономическое сотрудничество», разрешенный после обращения к властям патриарха Алексия II.
    «Новая газета» сообщала, не приводя конкретных фактов, что нефтяной бизнес продолжался и после восхождения митрополита на патриарший трон.
  • Попытку занять рынок морепродуктов. По сообщениям портала «Credo.ru», акционерное общество «Регион», будто основанное митрополитом, получило квоты на лов камчатских крабов и креветок, организовав экспорт этих морепродуктов и икры. Православная церковь отрицает факты, приведенные публикациями, называя их вымыслом.

Состояние Патриарха Кирилла

Вопрос о состоянии главы русской православной церкви Патриарха Кирилла будоражит умы журналистов. В 2006 году сотрудниками «Московских новостей» приводилась сумма 4 млрд. долларов, полученная митрополитом от коммерции.

СМИ приводят как факт наличие у Патриарха частного самолета, особняка в Швейцарии, дворца в Геленджике, пентхауса «Дома на набережной», упакованного драгоценными раритетными предметами, роскошного терема в Переделкино и другой недвижимости.

Изначально личного имущества у патриарха-монаха не должно быть. Разберемся, где личное, а где церковное имущество.


Семья Патриарха Кирилла

Общественная жизнь первого лица церковной иерархии у всех на виду в отличие от частной жизни, скрытой «за семью печатями». Есть ли у патриарха Кирилла семья, дети и жена, с кем живет он, чем интересуется — желают узнать граждане страны.

Патриарх Кирилл, в молодости дав обет монаха, сознательно отказался от земных радостей: семьи, жены, собственных детей, посвятив себя духовному росту.

Его семья и дети – вся православная церковная община, служению которой он посвятил жизнь, и прихожане, нуждающиеся в помощи, совете, молитве.

Владыка особое внимание уделяет детям, оставшимся без попечения родителей. На православных сайтах размещены фото, где патриарх встречается с подрастающим поколением и паствой.

С близкими родственниками, старшим братом и сестрой, Патриарх Кирилл находится в дружеских отношениях. Брат Николай также посвятил жизнь служению Богу.

Имея звание профессора богословия, возглавлял Санкт-Петербургскую духовную академию, а сейчас служит настоятелем Собора в Петербурге. Сестра Елена работает директором гимназии с углубленным изучением православия. Родные по линии деда живут в Саранске.

Интересы и увлечения

Святейший Патриарх Кирилл – всесторонне развитая личность. Он интересуется искусством, посещает консерваторию, оперные постановки и театр.

Известна патриаршая любовь к классической музыке Бетховена, Баха и Рахманинова, которую он слушает во время работы над документами.

Из отечественной литературы Патриарх Кирилл предпочитает Чехова, Достоевского и Лескова, прекрасно разбирается в живописи и архитектуре.

По телевизору Патриарх смотрит программы новостей, чтобы быть в курсе событий, происходящих в мире и стране, прекрасно владеет компьютером и пользуется интернетом.

В сане митрополита священнослужитель мечтал о космическом полете, для чего тренировался на самолете «МиГ», выполняя фигуры высшего пилотажа.

Возьмите на заметку! Митрополит, также как все верующие, ходит на исповедь. У него есть свой духовник – Оптинский старец отец Илий.

Полезное видео

Подведем итоги

Своим трудом во благо православных людей и жителей всей земли Святейшим Патриархом Кириллом пишутся новые страницы биографии. Проявляя уважение к сану и активной деятельности Патриарха, православные молятся, чтобы Господь дал ему силы долго служить верой и правдой во славу Господа.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: