Полномочия совета федерации. Федеральное собрание РФ (Совет Федераций, Государственная Дума) Совет федерации что делает с законами

Структура Совета Федерации:

1) Председатель Совета Федерации и его заместители (избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ);

2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, все члены палаты должны входить в один из комитетов);

3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.

Компетенция – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами объем полномочий государственных органов и должностных лиц. Компетенция Совета Федерации РФ – это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей. Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов. Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ:

1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.;

2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами;

3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ;

4) утверждение изменения границ субъектов РФ;

5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ;

6) назначение выборов Президента РФ;

7) отрешение Президента РФ от должности.

Согласно ст. 106 Конституции РФ Совет Федерации обязательно рассматривает и выносит решение об одобрении (неодобрении) вновь принятых федеральных законов по вопросам:

1) федерального бюджета;

2) федеральных налогов и сборов;

3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

4) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

5) статуса и защиты государственной границы РФ;

6) войны и мира. Все решения по вопросам, относящимся к компетенции Совета Федерации, принимаются на заседаниях палаты и в рамках ее рабочих комитетов и групп.

В настоящее Совет Федерации время является постоянно действующим органом власти, тогда как ранее он собирался периодически для решения своих непосредственных задач. Поэтому в Совет Федерации сегодня входят не собственно высшие должностные лица субъектов РФ, а их уполномоченные представители. Непосредственная работа верхней палаты Федерального Собрания РФ ведется в периоды сессий (с 1 октября по 31 июля каждого года) с перерывами на парламентские каникулы. В работе Совета Федерации имеются еще перерывы заседаний палаты, которые представляют собой процессуальные перерывы в работе в связи с необходимостью отдыха парламентариев либо устранение препятствий в работе (недостатков, неясностей в поставленных на заседании вопросах). В этом случае работа палаты Федерального Собрания считается продолжающейся и непрерывной. Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законам и его Регламентом и решениями. Заседания Совета Федерации всегда открытые, за исключением случаев, предусмотренных Регламентом палаты, когда могут проводиться закрытые заседания. Они всегда проходят отдельно от нижней палаты Федерального Собрания, за исключением случаев заслушивания посланий Президента РФ и Конституционного Суда РФ, а также выступлений руководителей иностранных государств. В этих случаях работа палат Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках совместного заседания.

Заседания Совета Федерации признаются правомочными, если на них присутствует более половины членов палаты от общего числа членов палаты.

Совет Федерации принимает решения на общем заседании палаты путем прямого тайного или открытого голосования по каждому вынесенному на обсуждение вопросу. Однако основная работа по подготовке вопросов к обсуждению в Совете Федерации осуществляется специальными комитетами (например, по рассмотрению вновь принятого Государственной Думой РФ федерального закона).

Вся непосредственная работа Совета Федерации РФ осуществляется в рамках заседаний палаты и работы специально формируемых в ее составе рабочих групп. Особый порядок предусмотрен для такой деятельности, как одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой РФ.

Совет Федерации должен выразить свое одобрение специальным постановлением в течение 14 дней со дня поступления в Совет федерального закона либо в течение этого же срока выразить свое неодобрение. Если такое неодобрение не выражено в течение 14-дневного срока, то считается, что Совет Федерации выразил молчаливое согласие.

К обсуждению ответственный комитет Совета Федерации должен подготовить и представить сопроводительные документы в течение 14 дней со дня поступления в Совет Федерации федерального закона. Если ответственный комитет не подготовил соответствующие документы, то Совет Федерации сразу направляет федеральный закон на подписание Президенту РФ. Таким образом обеспечивается скорейшее принятие федерального закона. Для тех же целей установлен срок направления постановления Совета Федерации в Государственную Думу об отклонении поступившего федерального закона или о его одобрении – 5 дней.

Правовой статус парламентариев, помимо Конституции РФ, регулируется нормами Федерального закона от 8 мая 1994 г.
№ 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и характеризуется их неприкосновенностью в течение всего срока исполнения полномочий, т. е. недопустимостью совершения определенных действий со стороны властных структур в отношении этих лиц.

К парламентариям не могут быть применены:

1) личный досмотр;

2) задержание;

3) арест (заключение под стражу);

4) обыск как уголовно — и административно-процессуальная мера.

Привлечение парламентариев к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие подобные действия, связанные с осуществлением их полномочий, не допускается, если эти действия не носили характера оскорбления либо не содержали в себе иной состав правонарушения. К парламентариям могут быть применены меры принуждения:

1) в случае задержания члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы на месте преступления;

2) в случаях, когда этого требует безопасность страны либо ее граждан.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут быть лишены депутатской неприкосновенности. Это возможно при наличии решения соответствующей палаты Федерального Собрания, вынесенного по представлению Генерального прокурора РФ за виновное поведение парламентария и принятого большинством голосов от общего числа парламентариев палаты Федерального Собрания. Депутаты Государственной Думы и члены Федерального Собрания обладают парламентским иммунитетом в течение всего срока полномочий.

Срок полномочий депутатов Государственной Думы РФ начинается со дня их избрания и прекращается днем начала работы Думы нового созыва, если срок полномочий Государственной Думы не прекращен досрочно в установленном законодательством порядке.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются днем вступления в силу решения об избрании (о назначении) вновь избранного члена Совета Федерации. Досрочное прекращение полномочий парламентариев возможно в случаях:

1) подачи письменного заявления членом Совета Федерации о сложении своих полномочий;

2) избрания члена палаты Федерального Собрания должностным лицом, полномочия которого не совместимы с полномочиями парламентария;

3) назначение члена палаты Федерального Собрания (или занятие его коммерческой деятельностью) на государственную или муниципальную службу, не совместимую с членством в Федеральном Собрании РФ;

4) утраты гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного государства;

5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена палаты Федерального Собрания;

6) вступления в законную силу судебного решения об ограничении дееспособности члена палаты Федерального Собрания либо о признании его недееспособным;

7) смерти, признания члена палаты Федерального Собрания безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

8) призыва члена палаты Федерального Собрания на военную службу с его согласия;

9) досрочного прекращения полномочий Государственной Думы РФ в порядке роспуска.

Совет Федерации как палата Федерального Собрания осуществляет представительство интересов субъектов Российской Федерации. Исходя из характера представительства Совета Федерации в ст. 102 Конституции РФ определены вопросы исключительного ведения этой палаты.

  • а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
  • ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
  • и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • ж) рассмотрение вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества;
  • з) проведение консультаций по вопросам о назначении и об отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
  • и) рассмотрение проектов договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий;
  • к) рассмотрение и принятие обращения Совета Федерации в Конституционный Суд РФ;
  • л) принятие Регламента и внесение в него изменений и дополнений.

Однако этот перечень полномочий Совета Федерации не является исчерпывающим. Сама Конституция РФ относит к полномочиям Совета Федерации и другие: одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой (ч. 4 ст. 105); принятие вместе с Государственной Думой федеральных конституционных законов (ст. 108); принятие регламента Совета Федерации и решение вопросов внутреннего распорядка своей деятельности (ч. 4 ст. 101) и др.

Кроме Конституции РФ ряд федеральных законов наделил Совет Федерации полномочиями, которые прямо не предусмотрены в Конституции РФ. Так, в ст. 14 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. №168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О прокуратуре РФ» установлено, что, кроме Генерального прокурора РФ (как это предусмотрено ст. 102 Конституции РФ), его первый заместитель и заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации СЗ РФ. 1995. №47. Ст. 4472. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» дополнил это полномочие Совета Федерации правом утверждать указы Президента РФ о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению (п. 3 ч. 1 ст. 5) СЗ РФ. 1996. №23. Ст. 2750.

В соответствии с ч. 5 ст. 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации» СЗ РФ. 1995. №3. Ст. 167.

Совет Федерации назначает на должность судей Экономического Суда Содружества Независимых Государств. В соответствии со ст. 7 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств 6 июля 1992 г., судьи Экономического Суда назначаются в порядке, установленном для назначения судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Совет Федерации рассматривает предложения Президента Российской Федерации и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106 Конституции Российской Федерации) подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

  • а) федерального бюджета;
  • б) федеральных налогов и сборов;
  • в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
  • г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
  • д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
  • е) войны и мира.

В соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования (ч. 1 ст. 107 Конституции РФ).

В случае наложения вето Президентом РФ на федеральный закон, Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию (ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации).

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию (ч. 2 ст. 108 Конституции Российской Федерации).

Как субъект права законодательной инициативы Совет Федерации имеет самые широкие возможности. Прежде всего, сюда относится право внесения в Государственную Думу проектов федеральных и федеральных конституционных законов (которым наделены как Совет Федерации в целом, так и отдельные его члены), а также предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации, в том числе - в виде проектов законов Российской Федерации о внесении поправок в Конституцию (от имени палаты в целом или от группы численностью не менее одной пятой ее членов). Здесь следует также учитывать, что аналогичными правами наделены законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Таким образом, из 723 субъектов права законодательной инициативы более одной трети представляют на федеральном уровне интересы субъектов Федерации, причем ни характер, ни статус их законодательной инициативы не ограничен. В мировой практике такое широкое представительство является весьма редким случаем.

Другой важной формой проявления права законодательной инициативы Совета Федерации является внесение поправок к тексту законопроекта во время его рассмотрения Государственной Думой. Все перечисленные выше представители интересов субъектов Российской Федерации вправе вносить в Государственную Думу предложения и замечания по концепции законопроекта при его рассмотрении в первом чтении, а также поправки к тексту при рассмотрении законопроекта во втором чтении.

Кроме того, члены Совета Федерации и официальные представители законодательных органов субъектов Российской Федерации могут принимать участие в работе комитетов Государственной Думы при подготовке законопроектов к рассмотрению этой палатой.

Таким образом, подводя итог сказанному, следует выделить следующие функции верхних палат парламентов, и в частности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: представительскую, законодательную, контрольную, функцию по формированию органов государственной власти, функцию сдерживания нижней палаты и иные организационные функции.

Функции Государственной Думы и Совета Федерации определены в Конституции. Эти органы относятся к законодательной (представительной) власти в стране. Вместе они формируют парламент – Федеральное Собрание. В Конституции определен количественный состав палат, в ФЗ – порядок создания и ключевые аспекты деятельности. Рассмотрим далее, каковы основные функции Совета Федерации.

Общие сведения

В ст. 95 Конституции определен количественный состав палат ФС. Госдума включает в себя 450 депутатов. Численность членов СФ определяется по количеству регионов в стране. В Совете Федерации присутствует по два представителя от каждого субъекта РФ. Всего в него входит 178 членов. В 102 статье Конституции устанавливаются вопросы, относящиеся к исключительному ведению этой палаты.

Основные функции Совета Федерации

К ведению СФ относятся следующие вопросы:


Законодательная деятельность

В функции Совета Федерации Федерального Собрания входит одобрение или отклонение нормативных актов, принятых нижней палатой парламента. На это органу отводится 14 дней. По ст. 105, ФЗ будет считаться одобренным, если в течение указанного периода СФ его не рассмотрел. В ст. 106 Конституции приведен перечень вопросов, нормативные акты по которым должны обязательно обсуждаться в Совете Федерации. Среди них законы о:

  1. Государственном бюджете.
  2. Таможенном, кредитном, финансовом, валютном налоговом регулировании.
  3. Денонсации и ратификации международных соглашений.
  4. Войны и мира.

Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает и федеральные конституционные нормативные акты.

Самоорганизация

В функции Совета Федерации Федерального Собрания РФ входит принятие постановлений и регламентов, регулирующих деятельность верхней палаты. Общие правила устанавливаются в Конституции и ФЗ. Однако изданные СФ нормативные акты по самоорганизации имеют особое значение в деятельности. Эти акты детально регламентируют процедурные и организационные моменты в работе органа.

Структура

В функции Совета Федерации входит избрание своего Председателя и заместителей. Последние представлены в количестве 3-х человек. Кроме того, Совет Федерации образует специальные комитеты, комиссии, деятельность которых осуществляется в конкретные сроки и по определенным направлениям. Кроме того, формируется и аппарат палаты. Председатель и заместители назначаются и снимаются с должностей по решению СФ. Оно принимается большинством от общего количества членов палаты.

Специфика деятельности

Функции Совета Федерации реализуются по принципу коллективности. Вопросы, включенные в повестку, обсуждаются открыто и свободно. В Регламенте могут предусматриваться случаи, когда проводятся закрытые заседания палаты. На обсуждения по решению СФ могут приглашаться представители госструктур, научных учреждений, общественных объединений, независимые эксперты, специалисты для предоставления заключений и необходимых сведений по тем или иным вопросам. На заседаниях могут присутствовать СМИ, депутаты Госдумы, члены Правительства, Президент, Председатели КС, ВАС, ВС, Генпрокурор.

Организация работы

Заседание СФ будет считаться правомочным, если на нем находится не меньше 2/3 от общего количества членов палаты. Руководит обсуждениями Председатель. Он не имеет права высказывать свое мнение по вопросам повестки, комментировать выступление спикеров, давать им характеристику. Работа палаты осуществляется на официальном языке государства – русском. Члены СФ могут выступать с докладами, заключительным словом, содокладом, предоставлять справки, заявления и так далее. Принятие решений осуществляется тайным или открытым голосованием. Постановление будет считаться утвержденным, если за него проголосовало больше 50% от общего количества членов. Принятие конституционных законов осуществляется также голосованием. Однако для утверждения необходимо не меньше 3/4 от общего числа членов.

Совместные заседания

В функции Совета Федерации входит решение разнообразных вопросов. Часть из них относится к исключительному ведению палаты. Некоторые вопросы подлежат совместному обсуждению с Госдумой. На таких заседаниях выступает Глава государства с посланиями о ключевых направлениях внутренней и внешней политике, о положении в стране в целом. Особое значение на совместных заседаниях придается обращениям Президента о законодательной программе или нормативных предложениях, выступающих в качестве определенного ориентира для органов госвласти. Например, в послании Главы государства может быть рекомендовано:


На совместных заседаниях могут также заслушиваться послания КС, выступления представителей руководства зарубежных государств.

Заключение

ФС выступает в качестве высшего законодательного (представительного) органа в стране. Его полномочия с различной степенью полноты закреплены в гл. 5 Конституции. Палаты парламента находятся в постоянном взаимодействии с органами других ветвей власти. Так, многие функции Совета Федерации реализуются с учетом мнения КС или Президента. Палаты ФС не находятся в привилегированном положении относительно других органов госвласти. Их деятельность играет существенную роль в социальном, экономическом, политическом развитии страны.

В Совете Федерации присутствуют представители субъектов РФ. Это обеспечивает учет интересов регионов при принятии нормативных актов и различных управленческих решений на высшем уровне. В результате в делах государства участвуют все субъекты страны без исключения. В СФ принимаются важнейшие решения для государства. Они касаются не только внутренней, но и внешней политики. Именно эта палата дает согласие на применение ВС за границей государства, обсуждает назначение и снятие с поста Президента. В деятельности СФ особое значение имеют Регламенты и прочие акты, регулирующие работу. В этих документах конкретизируются положения ФЗ и Конституции, определяются порядок принятия решений и утверждения/отклонения законопроектов.

Демократические страны строятся на балансе законодательной, исполнительной и судебной. В этой статье внимание будет уделено первой из них, и сейчас мы рассмотрим, что же собой представляет РФ и ее функции.

Общая информация

Итак, для начала полное название - Государственная Дума Это законодательный орган. Его работа регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. Согласно им, этот орган власти может принимать постановления:

  1. Про одобрение проекта закона.
  2. О согласии на выбор и назначение Председателя Правительства.
  3. О назначении на должность или же об освобождении Председателя Счетной палаты и половины её состава аудиторов, Центрального банка и Уполномоченного по правам человека.
  4. О (не)доверии Правительству Российской Федерации.
  5. Об объявлении амнистии.
  6. Про выдвижение обвинений против Президента Российской Федерации.
  7. Относительно парламентского запроса.
  8. Про направление представителей Госдумы в Конституционный суд.

И это ещё не всё. Были перечислены только основные её полномочия. Но в силу того, что Государственная Дума - это законодательный орган, который является центральным представителем законодательной власти, то есть должен прорабатывать все аспекты взаимодействия, следует отметить наличие довольно большого количества институций, что помогают им в этом деле.

Специфика подачи и рассмотрения законов

Но если говорить непосредственно про основные функции Государственной Думы, то это разработка и приём законодательной базы, по которой живёт страна. Кто же может их вносить? Проекты постановлений могут быть присланы от депутатов, Совета Федерации (или же его отдельных членов), президента РФ, комиссиями и комитетами Госдумы, Верховным и Высшим арбитражным судами. Всё внесённое и рассматривает государственная дума. При этом у разных документов отличаются пути их приёма и обработки. Следует отметить, что рядовые граждане не могут напрямую подавать законы на рассмотрение в Государственную Думу. Но всё же поучаствовать в строительстве страны может практически каждый. В таком случае можно воспользоваться услугами посредника. В качестве такового чаще всего выступает территориально закреплённый депутат, к которому и обращаются люди, предлагая свои наработки. Хотя если проблема тематическая, то можно обратиться к соответствующему комитету.

О процедурных аспектах

Если говорить о проектах постановлений, то они должны вместе с текстом запроса, обращения или заявления вноситься на Совет Государственной Думы с минимальным запасом в три дня. То есть, если документ придёт в понедельник, раньше четверга его не рассмотрят. Такое необходимо для того, чтобы все депутаты могли ознакомиться с его содержимым. Хотя нельзя не отметить большое количество разных нюансов, которые существуют в связи с наличием принципа разделения власти. В этом ключе нельзя не упомянуть процесс рассмотрения и принятия решения о кандидатах на пост Председателя правительства. Предлагает человека президент, а Государственная Дума принимает решение, выполняя свои функции. Госдума РФ, правда, может отклонять предложения довольно ограниченное количество раз. Так, если не согласовали кандидатуру, то президент может сам назначить председателя Правительства, распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Как работает Госдума?

Функции и полномочия законодательного органа, как видим, с такой позиции довольно ограничены. Но так ли всё на самом деле? Следует отметить и то, что законодательная власть может влиять на исполнительную, причем весьма значительно. Так, может выразить недоверие Правительству. Для этого необходимо, чтобы не меньше одной пятой части депутатов вынесли соответствующее предложение. После этого идут обсуждения, в рамках которого задаются вопросы и осуществляется поиск ответов. Всё это происходит при привлечении председателя Правительства. Если все процедурные этапы пройдены, то постановление может приниматься тайным или же открытым голосованием. Для того чтобы оно было успешно принято, нужно набрать большинство голосов. В случае позитивного решения оно передаётся президенту. Он может распустить Правительство или же не согласиться с решением Госдумы. Во втором случае, если она менее чем за три месяца повторит эту процедуру, то у президента останется небольшой выбор - отправить в отставку или исполнительную власть, или законодательную.

Всесилен ли гарант Конституции?

Может показаться, что у президента слишком много полномочий. Но и у него есть ограничения. Так, к примеру, он не может самолично отправить Правительство в отставку. Это просто не его функции. РФ может рассмотреть его предложение и поддержать гаранта или же отказать ему. При этом если говорить об ответственности, то следует отметить, что отчитывается Правительство именно перед Госдумой. Данная система может показаться довольно запутанной. Но подобный подход используют во многих странах с целью исключить приход авторитарных или тоталитарных элементов к власти. Не следует забывать и о том, что Государственная Дума может поспособствовать отстранению от власти президента.

О деятельности в сфере финансов

Если говорить про функции, важна ещё и тем, что она влияет на то, какие же люди будут управлять Центральным банком. Не секрет, что у этой структуры в руках находится весьма много рычагов влияния на существующее финансовое положение. Так, от Госдумы зависит, кто будет председателем и какие люди войдут в совет директоров. Они же отчитываются перед главным законодательным органом раз в год. Следует отметить и то, что дополнительно проводятся слушания о результатах деятельности. Вся полученная информация в последующем направляется к президенту и правительству. Следует отметить, что в силу предусмотренной самостоятельности Центробанка, назначение на должности и освобождение от них осуществляется по усложненной процедуре. Так какие же Госдума исполняет функции? Государственная Дума занимается назначением на должности и контролирует качество работы. Если она считает, что люди не могут выполнить свои обязанности в полном объеме, то они отстраняются от их выполнения.

Мониторинг выборов

Как же многообразны выполняемые функции! Государственная Дума отвечает за большое количество аспектов общественной жизни, и один из самых важных - это выборы. И она не только принимает законодательство, по которому они будут проходить, но и участвует в формировании Центральной избирательной комиссии. Так, пять её членов из пятнадцати назначаются именно Госдумой. Ещё по 5 туда определяют Совет Федерации и президент. Такой механизм распределения был выбран с целью обеспечения мониторинга ситуации со стороны различных веток власти и предотвращения махинаций со стороны не чистых на руку «политиканов».

Отстранение президента от власти

Эта процедура детально расписана в главе №22 Регламента Государственной Думы. Отстранение президента от власти может быть начато в том случае, если поступила соответствующая инициатива не меньше чем от трети депутатов ГД. При этом необходимо сделать указание на конкретные преступления, что вменяются ему. Весь материал направляется специальной комиссии, которая следит за тем, чтобы все пункты процедуры были соблюдены. Она проверяет обоснованность обвинения, что было выдвинуто. Кроме этого, комиссия должна проследить за тем, чтобы был соблюден кворум и проведён правильный подсчет голосов. Если здесь нареканий нет, то нужно убедиться, что были выполнены требования иных процедурных правил. На заседаниях комиссии выслушиваются все сообщения про известные факты преступления(й) и рассматриваются все имеющие отношение к делу документы. Также она обязана выслушать представителя Президента РФ и вынести заключение. После этого поднятый вопрос рассматривают на заседании Госдумы. Это сопровождается обсуждениями, которые (для успешного продвижения) должны набрать две трети голосов депутатов. Голосование обязательно должно быть тайным. Оно проходит путём заполнения бюллетеней. После принятия позитивного решения оно в пятидневный срок идёт к Совету Федерации, а также к Верховному и Конституционному судам. Если две трети голосов набрать не удалось, то оформляется постановление об отказе.

Заключение

Как видите, Государственная Дума может похвастаться довольно обширным полем деятельности. Но всё же, самая главная её задача - это обеспечение законотворческого процесса в стране. Она должна подготавливать и принимать постановления, нормативные акты и иную документацию, которая позволит совершенствовать государственный аппарат и облегчать жизнь людей. При этом необходимо учитывать запросы со стороны разных слоев граждан. Ведь именно для представительства всего общества Российской Федерации и была создана Государственная Дума. И хотя рядовые граждане не могут напрямую участвовать в законодательном процессе, не нужно отказываться от возможности хотя бы косвенно повлиять на будущее своей страны.

В России на сегодняшний день можно встретить огромное число политических партий, самые известные из которых входят в состав Государственной Думы. Наряду с данным политическим органом также функционирует Федеральное Собрание, вместе же они составляют Парламент РФ.

Советом Федерации принято называть верхнюю палату Федерального собрания (Парламент ) России.

Во 2-й части 95 статьи такого весомого документа, как Конституциия РФ указано, что данный государственный объект составляют представители из всех российских субъектов (по 2 человека: один от законодательного органа, другой – от исполнительного), а также люди, назначаемые непосредственно президентом, их число не может превышать 10% от количества членов, входящих в Совет Федерации. Эти 10% составляют сотрудники законодательной и исполнительной систем государственной власти, относящейся непосредственно к субъектам Федерации.

На сегодняшний день насчитывается 170 сенаторов от всех 85-ти субъектов . С 1993 года данное количество неоднократно изменялось, что связано в свою очередь со слиянием некоторых субъектов и образованием новых.

Совет Федерации, или Палата регионов, представляет интересы отдельно взятых субъектов на уровне Федерации, он также является отражением федеративного принципа РФ. Данный государственный орган представлен в виде института консолидации и интеграции, присущего региональной политике. Он должен обеспечивать баланс во время принятия каких либо решений не только в сфере регионального интереса, но также и общефедерального, этот интерес в свою очередь направлен на осуществление главнейших целей развития государства.

Формирование Совета Федерации происходит исключительно по непартийному принципу. Его представители не могут создавать ни фракций, ни различного рода партийных объединений.

Деятельность Совета Федерации осуществляется постоянно. Заседания проходят ежемесячно, не менее 2-х раз и являются основной рабочей формой парламента.

Парламент собирается для заслушивания указов и посланий Президента, выступлений глав других государств, а также дипломатов и Конституционного суда РФ.

Рабочая деятельность членов Совета Федерации осуществляется на постоянной основе. Сами члены данной палаты Парламента обладают политической неприкосновенностью. Их не имеют права:

  • Задерживать.
  • Арестовывать.
  • Подвергать досмотру их личное имущество.

Исключение составляет лишь тот факт, если член Парламента будет непосредственно пойман на месте преступления, в таком случае он становится фигурантом преступления, будь оно уголовное, политическое, либо экономическое.

Полномочия:

  1. Изменение территориальных границ среди субъектов Федерации.
  2. Утверждение президентского указа в государстве о необходимости введения чрезвычайного положения.
  3. Назначение выборов на должность Президента РФ.
  4. Отрешение руководителя государства в порядке импичмента (для этого должны быть выдвинуты необходимыеобвинения).
  5. Назначение и отставка Генерального Прокурора государства и так далее.

Государственная Дума

Нижняя палата Федерального Собрания, более известная, как Государственная Дума считается высшим органом законодательной власти в РФ, наравне с Советом Федерации. Ее правовой статус подкреплен 5-й статьей Конституции.

Данный государственный орган является выборным. Выборы осуществляются посредством тайного голосования. Срок действия – 5 лет .


Государственная Дума была сформирована еще в период правления печально известного венценосного монарха Николая II Романова. После событий Февральской революции 1917 года она была устранена за ненадобностью и заменена Временным Правительством.

Она снова получила важное государственное значение в период президентства Бориса Ельцина, который возродил Думу в 1993 году.

В состав современной Государственной Думы входит 450 депутатов , первая половина из которых выбирается из кандидатов одномандатных округов в один тур, вторую составляют политические партии РФ, перешедшие порог в 5% по результатам всероссийского голосования.

Депутатом данного законодательного органа может стать любой гражданин РФ, достигший 21-летнего возраста, он имеет личное право участвовать в выборах. Депутатов избирают сроком на 5 лет.

Государственная Дума формируется исключительно по итогам выборов, порядок проведения которых устанавливает ряд федеральных законов.

Полномочия:

  1. Отстранения Президента от занимаемого кресла путем предъявления ему ряда обвинений.
  2. Заслушивание правительственных отчетов о решении государственных вопросов.
  3. Назначение и смещение председателя Счетной палаты и так далее.
  1. Один и тот же человек не может одновременно быть выбранным в Совет Федерации и Государственную Думу.
  2. Обладают неприкосновенностью.
  3. Имеют право повлиять на работу Президента.
  1. Президент не имеет права распускать Совет Федерации, в отличие от Думы.
  2. Совет Федерации – государственный орган, членов которого назначают, в Думу – выбирают.
  3. Депутат – должность выбираемая раз в 5 лет, сенатор – постоянная.
  4. Совет Федерации подчиняется с точки зрения законотворчества Государственной Думе.
  5. Деятельность депутатов заключается в постоянном рабочем функционировании, кроме их профессиональной деятельности они не имеют права более ничем не заниматься.
  6. Верхняя и нижняя палаты Парламента различаются имеющимися у них компетенциями.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: