Причины катастроф. Техногенные катастрофы Классный час техногенные катастрофы

1 слайд

Санкт-Петербургский учебно-методический центр по ГО, ЧС и ПБ ЗАНЯТИЕ НАЧАТО! ПРОСЬБА ОТКЛЮЧИТЬ СОТОВЫЕ ТЕЛЕФОНЫ Тема: Техногенные ЧС, возможные на территории Санкт – Петербурга. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории субъекта РФ.

2 слайд

1. Внутренние и внешние источники техногенных угроз характерных для Санкт- Петербурга 2. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

3 слайд

1. ФЗ РФ от 21.12.1994г. № 68. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» 2. Постановление Правительства РФ от 30.12. 2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», с изменениями постановления Правительства РФ от 27.05. 2005г. № 355 3. Постановление правительства РФ от 21. 05. 2007г. № 304 «О классификации ЧС природного и техногенного характера» 4. Закон Санкт-Петербурга от 20.10. 2005г. № 514-76. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в Санкт – Петербурге» 5. ГОСТ 22.0.02- 94 «БЧС. Термины и определения» 6. ГОСТ 22.0.05- 94 «БЧС. Техногенные ЧС ». 7. ГОСТ 22.0.07- 95 «БЧС. Источники техногенных ЧС». ЛИТЕРАТУРА:

4 слайд

5 слайд

6 слайд

Основные причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера высокая степень износа основных производственных фондов на предприятиях с опасными технологическими процессами (по различным оценкам их износ превышает 70 процентов); несоответствие стандартов и норм безопасности производства, разработанных и введенных многие годы назад, современному уровню техники и технологий или сегодняшнему состоянию потенциально опасных факторов; несоблюдение требований нормативных документов при разработке проектной документации; нарушение производственной и технологической дисциплины; рост числа и сложности технологических систем; диверсии и террористические акты на потенциально опасных объектах: атомных электростанциях, гидроузлах, химически опасных производствах; опасные природные явления: землетрясения, тайфуны, наводнения и т.п.

7 слайд

Чрезвычайные ситуации ЧС техногенного характера (Гост 22.0.05- 95) ЧС природного характера (ГОСТ 22.0.03 – 95 и ГОСТ 22.0.06.-95) ЧС биолого – социального характера (ГОСТ 22.004-95)

8 слайд

ЧС техногенного характера Пожары и взрывы Промышленные аварии Опасные происшествия на транспорте радиационные аварии химические аварии биологические аварии гидрологические аварии аварии на энерг. сетях внезапное обрушение зданий аварии в коммунальных системах транспортные аварии крушение поездов железнодорожные аварии ДТП аварии на магистральных трубопроводах аварии на подземных сооружениях авиационные катастрофы А (горючие газы, жидкости) Б (горючие пыли, волокна) В (твердые горючие вещества и материалы) Г (вещества которые сжигаются в качестве топлива) Д (негорючие вещества в холодном состоянии)

9 слайд

АВАРИЯ - это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

10 слайд

КАТАСТРОФА - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

11 слайд

12 слайд

13 слайд

Радиационно-опасные объекты Ленинградской области и Санкт –Петербурга ЛАЭС (г. Сосновый Бор) Ленспецкомбинат «Родон» (г. Сосновый Бор) НИТИ им. Александрова (г. Сосновый Бор) ПИЯФ им. Константинова (г. Гатчина) Могильник радиоактивных отходов (г.Кузьмолово) Институт Иоффе (СПб) Радиевый институт им. Хлопина (СПб) ЦНИИ им. Крылова (СПб) Балтийский завод (СПб)

14 слайд

Внезапные обрушения зданий, сооружений. Основные причины: неверная экспертиза; ошибки проектировщиков; некачественное строительство; неправильная эксплуатация.

15 слайд

Транспортные аварии (катастрофы). Опасности на железно-дорожном транспорте. Опасности на авиационном транспорте.

Cлайд 1

Cлайд 2

Цель работы: показать различие между природными и техногенными катастрофами; выявить причины техногенных катастроф; Задачи: изучить литературу по данной теме и ответить на вопрос: «Рано или поздно созданная нами техника уничтожит ли Вселенную и нас вместе с ней»?

Cлайд 3

За всю свою историю человечество не раз сталкивалось с катастрофами - неожиданными, губительными событиями, которые несли смерть людям, разрушали их города и посевы. Причиной их были разнообразные природные явления - извержение вулканов, землетрясения, цунами, наводнения, смерчи, эпидемии. Но самый главный вопрос, который волнует людей - почему происходят катастрофы? До недавних пор казалось, что основным виновником неожиданных бедствий является неразумная стихия.

Cлайд 4

И вывод был ошеломляюще неожиданным: главной причиной так называемых стихийных природных бедствий также является вмешательство Человека! Землетрясения и наводнения, засухи и взрывы подземных газов - ко всем этим губительным событиям человек тем или иным способом прикладывал свою руку.

Cлайд 5

Что такое техногенная катастрофа? Техногенная катастрофа - это следствие умышленных или неумышленных действий человека (в большинстве случаев). Техногенные катастрофы появились сразу после того, как человек стал придумывать новые технологии. Подобные происшествия - неизбежная плата за технологический прогресс.

Cлайд 6

Технологии - способы достижения целей, поставленных обществом. В этом смысле технологии возникли одновременно с появлением человека, так что не случайно антропологи говорят о технологиях каменного или бронзового века. По сути дела, технология просто продолжает естественное стремление всего живого господствовать над средой обитания или, как минимум, сопротивляться ее давлению в борьбе за существование. Следовательно, технологические катастрофы могут случаться (и случались) не только в наше время, но и в очень далеком прошлом.

Cлайд 7

Гибель "Титаника" - это техногенная катастрофа, главной, но отнюдь не единственной причиной, которой скорее всего была некачественная клепка металлической обшивки корпуса корабля. В то же время катастрофа 11 сентября 2001 года (Взрыв в Америке двух высоток) к числу технологических не относится, поскольку была вызвана действиями террористов-камикадзе.

Cлайд 8

Данные ООН показывают, что техногенные катастрофы - третьи среди всех видов стихийных бедствий по числу погибших. На первом месте гидрометеорологические катастрофы, например, наводнения и цунами, на втором - геологические (землетрясения, сходы селевых потоков, извержения вулканов и пр.).

Cлайд 9

Каждая техногенная катастрофа по-своему уникальна. Американский исследователь Ли Дэвис, перечисляет причины в таком порядке: Глупость, Небрежность и Корысть. Известны случаи, когда антропогенные катастрофы становились причиной гибели целых цивилизаций.

Cлайд 10

История норвежской колонизации Гренландии - один из наиболее трагических примеров этого рода. В 986 году на остров высадились исландские викинги норвежского происхождения. Норвежские общины в Гренландии продержались около 500 лет.

Cлайд 11

Однако в середине XIV века колония оказалась полностью заброшена. Причина вымирания не известна… Многие считают, что норвежских поселенцев погубила исключительно скверная погода. Действительно, в течение 800-1300 годов климат на севере Атлантики был весьма мягким. После 1300 года в регионе началось длительное похолодание.

Cлайд 12

…Похолодание наступило отнюдь не мгновенно, жестокие зимы чередовались с умеренными, поэтому поселенцы имели время на то, чтобы приспособиться к капризам природы… Одна из причин наиболее неожиданная: викинги практически не прикасались к рыбе…(отравление первопоселенцев)

Cлайд 14

Атомная подводная лодка "Курск" затонула 12 августа 2000 года в ходе учений Северного флота в Баренцевом море. На борту лодки находились 118 моряков. Все они погибли. По официальной версии, подлодка погибла из-за взрыва неисправной торпеды на борту АПЛ.

Cлайд 15

Человек бросил горящую банку с бензином в глубь вагона. Пламя перекинулось на весь поезд. К счастью, двери были раскрыты, и многие пассажиры сумели выскочить на платформу. И тут произошло самое страшное: через несколько минут после начала пожара на станцию пришел другой состав, переполненных людьми, и встал с другой стороны платформы, и огонь немедленно перекинулся на этот поезд. Люди во втором поезде оказались в ловушке и были отданы огню… Подземка в южнокорейском городе Тэгу. Пожар. 18 февраля 2003 года.

Cлайд 16

Следствие показало, что администрация метро проявила удивительную беспечность и полную растерянность: главный диспетчер разрешил машинисту второго поезда прибыть на станцую, хотя знал, что там пожар; путались в сообщениях для пожарной службы; машинист второго поезда в панике бежал, прихватив ключи управления. Именно это напрочь заблокировало двери в вагонах.

Что такое техногенные катастрофы?Техногенная катастрофа (англ. Industrial
disaster) - крупная авария на техногенном
объекте, влекущая за собой массовую гибель и
даже экологическую катастрофу.
Одной из особенностей техногенной катастрофы
является её случайность (тем самым она и
отличается от терактов). Обычно
противопоставляется природным катастрофам.
Однако подобно природным техногенные
катастрофы могут вызвать панику, транспортный
коллапс, а также привести к подъему или потере
авторитета власти.

Виды техногенных катастроф

Техногенные катастрофы подразделяются на следующие виды
:По субъективному отношению[:
вызванные халатностью обслуживающего персонала;
вызванные внешними факторами (кораблекрушение):
вызванные непредвиденными и нежелательными последствиями штатного функционирования
технологических систем.
По объекту:
«индустриальные» (взрывы и утечки токсичных веществ на заводах химической или пищевой
промышленности, прорыв на трубопроводах или аварии на АЭС),
«транспортные» (аварии на АЭС с разрушением производственных сооружений и радиоактивным заражением
территории;
аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением
территории;
авиационные катастрофы, повлекшие за собой значительное количество человеческих жертв и требующие
проведения поисково-спасательных работ;
столкновение или сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метрополитенах), повлекшие за
собой групповое поражение людей, значительное разрушение железнодорожных путей или разрушение
сооружений в населенных пунктах.
аварии на водных коммуникациях, вызвавшие значительное число человеческих жертв, загрязнение
ядовитыми веществами акваторий портов, прибрежных территорий, внутренних водоемов;
аварии в энергосистемах;
гидродинамические аварии;
прорыв плотин, дамб;
пожары, возникающие в результате взрывов на пожароопасных объектах.

Кыштымская авария

«Кыштымская авария» - первая в
СССР радиационная чрезвычайная
ситуация техногенного характера,
возникшая 29 сентября 1957 года на
химкомбинате «Маяк», расположенном
в закрытом городе «Челябинск-40». С
1954 года город назывался Озёрск, но
так как название этого города было
засекречено, аварию назвали в честь
реки близ этого города.

Версии взрыва

Версия гласит, что в бак-испаритель с горячим раствором
нитрата плутония по ошибке добавили раствор оксалата
плутония. При окислении оксалата нитратом выделилось
большое количество энергии, что привело к перегреву и
взрыву емкости, содержащей радиоактивную смесь.
Взрыв полностью разрушил ёмкость из нержавеющей
стали, находившуюся в бетонном каньоне на глубине
8,2 м, сорвал и отбросил на 25 м бетонную плиту
перекрытия каньона, в радиусе до 1 км в зданиях выбило
стёкла; о других разрушениях не сообщается.
Непосредственно от взрыва никто не погиб. В воздух
было выброшено около 20 миллионов кюри
радиоактивных веществ, содержавшихся в разрушенной
ёмкости в виде аэрозолей, газов и механических взвесей

Чернобыльская АЭС

Чернообыльская атомная
электростанция имени В. И. Ленина,
ЧАЭС - остановленная первая
украинская атомная электростанция,
известная в связи с аварией,
произошедшей 26 апреля 1986 года.
Официальное современное название
Государственное специализированное
предприятие Чернообыльская атомная
электростанция

Взрыв случился глубокой ночью 26 апреля 1986 года. На место происшествия
была вызвана команда пожарных. Команда из 30 человек бросилась на
борьбу с бедствием. Из защитной одежды на них были обычные каски и
сапоги – конечно, они никоим образом не могли уберечь пожарных от
огромных доз радиации. Этих людей уже давно нет в живых, все они в разное
время умерли мучительной смертью от поразившего их рака.
К утру пламя потушили. Однако по всей территории атомной станции были
разбросаны излучающие радиацию куски урана и графита. Самое страшное,
что советские люди не сразу узнали о катастрофе, произошедшей на
Чернобыльской АЭС. Это позволило сохранять спокойствие и предотвратить
панику – именно этого и добивались власти, закрыв глаза на то, какой ценой
обернется для людей их неведение.
А 28 апреля была объявлена полная эвакуация. 1100 автобусов колонной
вывозили население Чернобыля, Припяти и других близлежащих населенных
пунктов. Люди бросили свои дома и все, что в них находилось – с собой им
разрешили взять только удостоверения личности и еду на пару дней.

Версии взрыва

До сих пор нет однозначного мнения о том, что послужило
причиной катастрофы на Чернобыльской АЭС. Одни
утверждают, что причина в бракованном оборудовании и
грубейших ошибках при строительстве АЭС. Другие видят
причину взрыва в сбое работы циркуляционной системы
водоснабжения, которая обеспечивала охлаждение
реактора. Третьи убеждены, что всему виной оказались
проводимые на станции в ту зловещую ночь
эксперименты по допустимой нагрузке, во время которых
произошло грубое нарушение правил эксплуатации.
Четвертые уверены, что если бы над реактором
находился защитный бетонный колпак, построением
которого пренебрегли, такого распространения радиации,
случившегося в результате взрыва, не было бы

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС

Авария на СаяноШушенской ГЭС
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС - индустриальная
техногенная катастрофа, произошедшая 17 августа
2009 года. В результате аварии погибло 75 человек,
оборудованию и помещениям станции нанесён
серьёзный ущерб. Работа станции по выработке
электроэнергии приостановлена. Последствия аварии
отразились на экологической обстановке акватории,
прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической
сферах региона. В результате проведённого
расследования непосредственной причиной аварии
было названо усталостное разрушение шпилек
крепления крышки турбины гидроагрегата, что привело
к её срыву и затоплению машинного зала станции.

Версии взрыва

Вследствие многократного возникновения
дополнительных нагрузок переменного
характера на гидроагрегат, связанных с
переходами через не рекомендованную зону,
образовались и развились усталостные
повреждения узлов крепления
гидроагрегата, в том числе крышки
турбины. Вызванные динамическими
нагрузками разрушения шпилек привели к
срыву крышки турбины и разгерметизации
водоподводящего тракта гидроагрегата.

Фукусима-1

Фукусиома-1 (яп. 福島第一原子力発電所
Фукусима дай-ити гэнсирёку хацудэнсё) -
атомная электростанция, расположенная в
городе Окума в уезде Футаба префектуры
Фукусима. До аварии 2011 года, её шесть
энергоблоков, мощностью 4,7 ГВт, делали
Фукусиму-1 одной из 25 крупнейших атомных
электростанций в мире. Фукусима-1 - это
первая АЭС, построенная и эксплуатируемая
Токийской энергетической компанией
(TEPCO).

Версии взрыва

Авария на АЭС "Фукусима-1" произошла в результате
землетрясения магнитудой 9,0 и последовавшего десятиметрового
цунами, обрушившегося на северо-восток Японии. Удар стихии
вывел из строя систему аварийного энергоснабжения АЭС, что
привело к прекращению охлаждения ядерного топлива.
Специалисты компании-оператора станции считают, что на трех
реакторах велика вероятность выпадения ядерного топлива из
расплавленных стержней.
После множественных утечек радиации превышение норм
радиоактивности было обнаружено в воде и продуктах в ряде
японских префектур. Правительство ввело ограничения поставки
таких товаров и эвакуировало жителей из 20-30 километровой зоны
отчуждения. Японское агентство по ядерной и промышленной
безопасности (NISA) присвоило аварии максимальный - седьмой -
уровень опасности. Такой уровень устанавливался лишь однажды -
во время аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Слайд 2

Цель работы:

  • показать различие между природными и техногенными катастрофами;
  • выявить причины техногенных катастроф;
  • изучить литературу по данной теме и ответить на вопрос: «Рано или поздно созданная нами техника уничтожит ли Вселенную и нас вместе с ней»?
  • Слайд 3

    За всю свою историю человечество не раз сталкивалось с катастрофами - неожиданными, губительными событиями, которые несли смерть людям, разрушали их города и посевы. Причиной их были разнообразные природные явления - извержение вулканов, землетрясения, цунами, наводнения, смерчи, эпидемии. Но самый главный вопрос, который волнует людей - почему происходят катастрофы? До недавних пор казалось, что основным виновником неожиданных бедствий является неразумная стихия.

    Слайд 4

    И вывод был ошеломляюще неожиданным: главной причиной так называемых стихийных природных бедствий также является вмешательство Человека! Землетрясения и наводнения, засухи и взрывы подземных газов - ко всем этим губительным событиям человек тем или иным способом прикладывал свою руку.

    Слайд 5

    Что такое техногенная катастрофа?

    • Техногенная катастрофа - это следствие умышленных или неумышленных действий человека (в большинстве случаев).
    • Техногенные катастрофы появились сразу после того, как человек стал придумывать новые технологии. Подобные происшествия - неизбежная плата за технологический прогресс.
  • Слайд 6

    Технологии - способы достижения целей, поставленных обществом.

    В этом смысле технологии возникли одновременно с появлением человека, так что не случайно антропологи говорят о технологиях каменного или бронзового века. По сути дела, технология просто продолжает естественное стремление всего живого господствовать над средой обитания или, как минимум, сопротивляться ее давлению в борьбе за существование. Следовательно, технологические катастрофы могут случаться (и случались) не только в наше время, но и в очень далеком прошлом.

    Слайд 7

    Гибель "Титаника" - это техногенная катастрофа, главной, но отнюдь не единственной причиной, которой скорее всего была некачественная клепка металлической обшивки корпуса корабля.

    В то же время катастрофа 11 сентября 2001 года (Взрыв в Америке двух высоток) к числу технологических не относится, поскольку была вызвана действиями террористов-камикадзе.

    Слайд 8

    Данные ООН показывают, что техногенные катастрофы - третьи среди всех видов стихийных бедствий по числу погибших. На первом месте гидрометеорологические катастрофы, например, наводнения и цунами, на втором - геологические (землетрясения, сходы селевых потоков, извержения вулканов и пр.).

    Слайд 9

    Каждая техногенная катастрофа по-своему уникальна. Американский исследователь Ли Дэвис, перечисляет причины в таком порядке: Глупость, Небрежность и Корысть.

    Известны случаи, когда антропогенные катастрофы становились причиной гибели целых цивилизаций.

    Слайд 10

    История норвежской колонизации Гренландии - один из наиболее трагических примеров этого рода.

    В 986 году на остров высадились исландские викинги норвежского происхождения.

    Норвежские общины в Гренландии продержались около 500 лет.

    Слайд 11

    Однако в середине XIV века колония оказалась полностью заброшена. Причина вымирания не известна…

    Многие считают, что норвежских поселенцев погубила исключительно скверная погода. Действительно, в течение 800-1300 годов климат на севере Атлантики был весьма мягким. После 1300 года в регионе началось длительное похолодание.

    Слайд 12

    …Похолодание наступило отнюдь не мгновенно, жестокие зимы чередовались с умеренными, поэтому поселенцы имели время на то, чтобы приспособиться к капризам природы…

    Одна из причин наиболее неожиданная: викинги практически не прикасались к рыбе…(отравление первопоселенцев)

    Слайд 14

    Атомная подводная лодка "Курск" затонула 12 августа 2000 года в ходе учений Северного флота в Баренцевом море.

    На борту лодки находились 118 моряков. Все они погибли. По официальной версии, подлодка погибла из-за взрыва неисправной торпеды на борту АПЛ.

    Слайд 15

    Человек бросил горящую банку с бензином в глубь вагона. Пламя перекинулось на весь поезд. К счастью, двери были раскрыты, и многие пассажиры сумели выскочить на платформу. И тут произошло самое страшное: через несколько минут после начала пожара на станцию пришел другой состав, переполненных людьми, и встал с другой стороны платформы, и огонь немедленно перекинулся на этот поезд. Люди во втором поезде оказались в ловушке и были отданы огню…

    Слайд 16

    Следствие показало, что администрация метро проявила удивительную беспечность и полную растерянность:

    • главный диспетчер разрешил машинисту второго поезда прибыть на станцую, хотя знал, что там пожар;
    • путались в сообщениях для пожарной службы;
    • машинист второго поезда в панике бежал, прихватив ключи управления. Именно это напрочь заблокировало двери в вагонах.
  • Слайд 17

    Чернобыльская авария 26 апреля 1986 г.

    При нормальной эксплуатации объектов атомной промышленности загрязнение окружающей среды радиоактивными элементами составляет малую долю от естественного фона. Иная ситуация складывается при авариях на атомных объектах.

    Так, при взрыве на Чернобыльской атомной станции, в среду было выброшено лишь около 5% ядерного топлива. Но это привело к облучению многих людей, большие территории были загрязнены настолько, что стали опасными для здоровья.

    Слайд 18

    Кто же был виноват?

    Кто же был виноват?

    Виноваты были люди. Физики и инженеры, создавшие далеко не совершенный атомный реактор, операторы, управлявшие его работой и неосторожно отключившие систему аварийной защиты, политики, трусливо дрожавшие за свои кресла и поэтому сразу после взрыва не предупредившие людей о грозящей им опасности.

    Слайд 20

    Теперь уже понятно, что искусственная среда, созданная человеком, столь же сложна и непредсказуема, как и природа. Ее необходимо изучать, как мы изучаем среду природную.

    Слайд 21

    Самые крупные техногенные катастрофы ХХ века

    Посмотреть все слайды



  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями: