Сферы жизни общества

Духовные явления - компоненты социальной реальности, в своей совокупности образуют особую, духовную сферу жизни общества. Явления сознания - не только нечто всецело производное от бытия, но сущее, имеющее свое особое место в социальной реальности, что теоретически выраженается в выделении структуры духовного производства как опосредующего звена между «историей мышления» и «историей общества». Духовное в своих социальных формах выступает как своего рода предметность, специфическая часть социальной реальности, поэтому «нельзя, говоря о духовном как об отражении объективно существующей реальности, ни на минуту упускать из виду, что само это отражение есть также определенный вид общественного производства - производства идей». Тем самым констатируется особый, относительно автономный мир господствующих в обществе идей, ценностей, норм, убеждений, целей. Концепция духовного производства и ставит в центр своего внимания исследование того механизма, которым создается, воспроизводится, развивается эта специфическая часть социальной предметности. Решающая роль в этом процессе принадлежит социально институциализированным формам духовной деятельности. Проблемное поле концепции духовного производства (общественного сознания, духовной жизни общества) - предметные формы, в которых духовное становится фактом социальной реальности: социальные механизмы духовной деятельности, многообразные социально институциализированные формы духовной жизни, сложные взаимосвязи и зависимости между различными компонентами, уровнями, формами, структурными элементами общественного сознания.

Прослеживая общие социальные механизмы духовной деятельности, концепция духовного производства с необходимостью сталкивается с проблемой выбора содержания сознания (различных ценностей и целей, норм и идеалов, на которые опирается и которым следует человек). За возникающей здесь проблемой выбора духовных ориентаций прорисовывается картина выбора собственного бытия. Эта ситуация самоопределения человека в мире культурных ценностей требует в качестве формы своего философского осмысления категории духовной культуры.

Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально - политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, стихийные настроения, привычки и т. д.

Духовная культура - лишь определенная сторона, «срез» духовной жизни, в известном смысле ядро духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру, религию.

Учитывая сложность одновременного восприятия сразу всех составляющих духовной культуры, попытаемся выяснить общую основу, объединяющую в единое целое все ее стороны, а именно: что понимается под культурой в целом.

В самом широком смысле этого слова культура - развивающаяся совокупность материальных, политических и духовных достижений человечества, характеризующих определенный способ общественно-практической деятельности людей на каждом историческом этапе развития общества. Каждый этап развития человеческой истории характеризуется своим уровнем материальных, политических и духовных потенций и достижений человечества, его отношений с действительностью. Сохраняя и передавая разнообразную информацию о жизнедеятельности прошедших поколений, культура - одновременно и результат, и средство развития личности и общества. Культура - исторически определенный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, зафиксированный, функционирующий и развивающийся в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей, а также соответствующих организаций и учреждений, в совокупном отношении людей к природе, между собой и к самим себе.

Духовная культура нарастает на основе общественного бытия, пронизывает все его сферы и оказывает активное влияние практически на всю жизнедеятельность человека и общества. Как отражение общественного бытия она несет на себе отпечаток характерных черт эпохи и определенной общественно - экономической формации, интересов и потребностей больших социальных общностей и социальных слоев. Духовная культура в этом качестве - нечто единое целое, присущее нации, государству, региональной группе государств.

В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. Будучи включенными в бытие человека и общества, в материальную и духовную жизнь, они играют существенную роль в социальной деятельности по освоению и преобразованию мира, служат ориентирами в этом процессе.

Главная цель, функция духовной культуры - формирование определенного типа личности в интересах общества, регулирование поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, природой, окружающим миром. Отсюда др. функция - формирование познавательных способностей личности.

Духовная культура общества выражается в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.

При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предмет труда в нем - не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей (интеллигенция). Но создание ценностей духовной жизни, духовная культура вообще не могут развиваться вне народа, ее основного творца и потребителя. Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием.

Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т. д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.

Определение духовной сферы, ее составные элементы. Общественное сознание - это прежде всего идеальный феномен общества; его формы, виды, уровни, состояния различаются своим конкретным содержанием, общественными функциями, но при этом все они сохраняют качество идеальности. Между тем в общественной жизни функционирование сознания общества не исчерпывается идеальными формами, сознание обретает и более конкретные социологические черты. Поэтому и возникает необходимость рассмотреть сознание общества не только в рамках его идеальности, но и в более широком контексте общественной жизни. Такое содержание духовной жизни общества отражается в категории "духовная сфера общества".

Духовная сфера общества представляет собой сторону духовной жизни, связанную со специализированным (профессиональным) духовным производством, с функционированием социальных институтов (идеологических и научных учреждений, театров, библиотек, музеев, кино и т.д.), в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности. Духовную сферу можно рассматривать как целенаправленно организуемую обществом духовную жизнь людей.

На различных этапах развития общества элементами духовной сферы являются наука, искусство, идеология, религия, образование и воспитание .

1 «Духовная сфера предполагает выделение следующих областей: науки, идеологии, художественно-эстетической жизни, воспитания и просвещения, обеспечивающих формирование новых поколении, передачу духовных ценностей от поколения к поколению» (Категория исторического материализма. М., 1980. С. 303). А.К. Уледов выделяет идеологическую, научную, художественно-эстетическую жизнь в качестве области или подсистемы духовной жизни (см.: Уледов А.К. Духовная жизнь общества).

На наш взгляд, элементы духовной сферы характеризуются тремя отличительными признаками. Во-первых, они основываются на формах, видах общественного сознания, во-вторых, включают определенные типы духовной деятельности, в-третьих, они суть институа-лизированные подсистемы общества. Рассмотрим эти признаки.

Так, наука основывается на познании законов природы, общества, самого человека. Религия - на своеобразном отражении в головах людей сил природы и общества, их собственной сущности . Искусство предполагает эстетическое отражение действительности. Дифференциация духовной сферы в определенной мере воспроизводит дифференциацию форм обшественного сознания и включает ее в себя.

2 «Здесь поэтому без всяких ограничений имеет силу следующее положение: объект человека есть не что иное, как его же объективная сущность. Бог человека таков, каковы его мысли и намерения...

Божественная сущность не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, то есть от действительного, телесного человека, объективированная, то есть рассматриваемая и почитаемая в качестве посторонней, отдельной сущности... религия есть первое и к тому же косвенное самосознание человека» (Фейербах Л. Избр. филос. произв. М., 1955. Т. 2. С. 42-43).

Но элементы духовной сферы - не просто отдельные формы общественного сознания. В них проявляется и деятельностно-продуктивная сторона духовной жизни, т.е. сама деятельность по производству и воспроизводству духовных ценностей. Например, наука - не только сумма знаний о законах действительности, совокупность объективных истин, это и сложнейший процесс человеческой деятельности, духовного производства . Чтобы всесторонне раскрыть этот процесс, необходимо проанализировать и своего рода технологию научного познания, выявить роль различных факторов научной деятельности. Точно так же идеология представляет собой не совокупность классовых идей, лозунгов, оценок, она включает в себя сложный процесс выработки этих идей, что, в частности, требует средств, умений, навыков. Это целая отрасль деятельности, своего рода идеологическая индустрия, в которой профессионально заняты тысячи людей, являющихся субъектами этой деятельности.

1 «Существо науки заключается не в познанных уже истинах, а в поиске их, в экспериментально-исследовательской деятельности, направленной па познание и использование законов природы и общества. Наука - это не знания сами по себе, а деятельность общества по производству знаний, т.е. научное производство» (Волков Г И. Социология науки. М., 1968: см. также: Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М., I984).

Сравним моральное и эстетическое сознание. И в том и в другом случае мы имеем дело с формами общественного сознания, каждая из которых играет важную роль в обществе, выполняет свои функции и не заменяется никакой другой. Вместе с тем общественное проявление морального и эстетического сознания в обществе различно. Моральное сознание в силу целого ряда своих особенностей не стало особым видом, типом духовного производства в системе обшественного разделения труда. Если можно ставить вопрос о том, кто «производит» нравственные принципы, нормы, оценки, то это производство, распределенное между искусством, наукой, идеологией, различными институтами, рождается в самом процессе жизнедеятельности класса, общества. Но специализированного духовного морального производства, которое бы явилось специальным трудом определенной группы людей, в обществе все-таки нет.

Что же касается эстетического сознания, то оно развилось в определенный вид духовного производства. Наряду с эстетическим отражением действительности, истоки которого коренятся в человеческом труде, в обществе сложилась и профессиональная эстетическая деятельность художников, писателей, скульпторов, артистов, кинематографистов; суть этой деятельности - эстетическое отражение действительности. Вот почему моральное сознание, будучи важной формой общественного сознания, не является элементом духовной сферы общества, а эстетическое обрело этот статус.

Короче говоря, наука, идеология, искусство, религия стали в обществе специализированными видами духовного производства, духовной деятельности. Все они входят в общую систему разделения труда в обществе. И именно в таком качестве они выступают элементами духовной сферы.

Характерной чертой элементов духовной сферы является общественная институализация профессиональной духовной деятельности.

Обратимся в качестве примера к науке. Наука сегодня это и сложная общественная организация, оформленная в систему институтов и других подразделений, и специфическая система подготовки кадров для научной деятельности, и материально-финансовое обеспечение научной работы, и своя система отношений между людьми в этой области . То же можно сказать и об образовании и воспитании. Образование в современном обществе представляет собой сложную общественную подсистему, которая включает в себя и совокупность организаций, и подготовку кадров педагогов, и материальную базу обучения, и формы управления, планирования работы этих организаций, и многое другое. 1

См., напр.: Ке.ые В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

Институализация элементов духовной сферы раскрывает еще одно отличие этих элементов от обшественного сознания. Например, важным компонентом общественного сознания является общественное мнение. Но оно, на наш взгляд, не является элементом духовной сферы общественной жизни потому, что существует как мнение, суждение, оценка , а не как социологически оформленный общественный институт. 2

«Формальная, субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица, как таковые, имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих Делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением» (Гегель Г. Соч. Т. 7. М.-Л., 1934. С. 336).

Итак, элементы духовной сферы характеризуются определенной слитностью форм, типов общественного сознания с профессиональной деятельностью по их производству, с общественной институали-зацией этой деятельности.

Совокупность этих элементов, их конститу-ирование в определенную подсистему общества, ее собственное развитие и функционирование образуют одну из четырех важнейших подсистем общества - его духовную сферу.

Детерминанты духовной сферы общества. Рассматривая другие сферы общественной жизни - социальную, политическую, мы уже сталкивались с определенной многосторонностью общественных детерминант каждой из них. Но духовная сфера в этом отношении явно лидирует по богатству, разнообразию общественных причин. При этом следует учесть, что каждый ее

элемент не связан только с какой-то одной общественной причиной (это не отменяет того, что в конкретных случаях можно выделить преимущественное значение какой-то одной или нескольких причин).

Так, прежде всего экономическая сфера общества выступает мощнейшей причиной развития такого элемента, как наука. Именно она превратила научное познание законов окружающего мира из занятия небольшой группы людей в широко разветвленную подсистему общественной деятельности, с миллионными отрядами профессиональных работников, с мощной материальной базой.

Важной общественной детерминантой духовной сферы является социальная сфера. Одним из примеров действия этой зависимости может служить конституирование религиозного сознания в общественный институт церкви. На определенном этапе развития частнособственнических отношений, в условиях господства стихийных сил религиозная вера превращается в сложную общественную подсистему со своими организациями, кадрами, определенной социальной ролью.

Совершенно отчетливо проявляется в обществе влияние политической сферы на формирование идеологии. Собственно идеологическая деятельность, т.е. разработка определенных идеологических целей, программ, понимание их под определенным углом зрения классов, наций, государства, международных отношений, определенная обработка сознания трудящихся масс в интересах господствующих классов - все это родилось вместе с появлением первых политических институтов. Правда, идеологическое обеспечение политических институтов длительное время не отдифференцировалось от самих этих институтов, выступая частью механизма политического управления, что выражалось, в частности, в том, что зачастую политики объединяли в себе и функции идеологов. Но эти факты не являются основанием для отождествления политических и идеологических функций вообще, для отрицания относительной самостоятельности идеологической деятельности.

Одной из важнейших общественных детерминант духовной сферы являются общественные потребности в передаче накопленного опыта социализации,

воспитания новых поколений людей. Ясно, что общество без такой передачи социального опыта существовать не могло. Но если передача достигнутого опыта всегда была неотъемлемой чертой эволюции человеческого общества, то это не значит, что она всегда была одинаковой, что общественные средства, формы, методы исторически не менялись. Если на первых этапах человеческой истории передача общественного опыта, воспитание новых поколений осуществлялись путем подражания в совместном труде, использования семейных традиций, то с развитием общественного производства стали выделяться группы людей, профессионально занятых обучением и воспитанием подрастающих поколений. Постепенно сложилась целая отрасль общественной деятельности, общественная подсистема образования и воспитания, в рамках которой и осуществляется передача накопленных достижений культуры, первичная социализация подрастающих поколений.

Богатство общественных предпосылок, разнообразие тех корней, из которых вырастают элементы сферы общества, объясняют в определенной мере богатство и разнообразие элементов духовной сферы. Видимо, это разнообразие не может служить поводом для сомнений в том, представляют ли собой выделенные элементы нечто единое в родовом отношении, составляют ли они в целом единую духовную сферу общества. Конечно, не считаться с этим разнообразием, насильственно выравнивать все элементы, нивелировать их отличия нельзя.

На наш взгляд, самым общим синтезирующим показателем всех перечисленных элементов является то, что в каждом из них сознание выступает своеобразным центром, вокруг которого как бы лепятся, объединяются черты каждого элемента. Сознание здесь и результат определенной деятельности - оно производится, и продукт потребления - оно потребляется, и определенное средство, орудие духовного производства, т.е. та база, на основе которой получаются новые духовные ценности, и высшая цель, ради которой формируются социальные институты, научные учреждения, органы образования, творческие союзы. Как материальные блага, общности, организации выступают своеобразной границей, которая очерчивает пределы материальной, социальной, политической сфер, так и сознание как бы определяет границу духовной сферы, высвечивает его специфику. Именно это обстоятельство и дает основания для того, чтобы объединить, связать такие разные по содержанию и по конкретной общественной роли идеологию, науку, образование, церковь, искусство.

Следует отметить, что в общественной жизни все элементы духовной сферы тесно связаны, взаимодействуют друг с другом. Так, длительное время развитие церкви оказывало сильнейшее влияние на искусство, науку; сегодня особо очевидна связь науки и образования, идеологии и науки. По существу, каждый из выделенных элементов в определенной мере влияет на все другие. Поэтому мы можем не просто констатировать наличие сходных черт в различных элементах духовной сферы, но и выделять определенные системные связи между ними. В духовной сфере, как и в других сферах, нельзя однозначно

Духовная сфера общества - комплекс определенных социальных подсистем, в которых живут и действуют люди. Сущность каждой из них в том, что они представляют деловую, интеллектуальную, нравственную или идеологическую составляющую человеческих взаимоотношений.

Определение

Духовная сфера организуется целенаправленно и отражает не материальные, а нравственные наклонности человека. Она включает в себя его мировоззрение и нравственные качества. Создание вокруг себя такой сферы необходимо для .

Находясь под влиянием этой сферы и вдохновляясь ею, личность создает свое нравственное окружение и потребляет духовные ценности, которых еще не имеет в своем интеллектуальном потенциале. Целеустремленность заставляет ее рождать:

  • различные теории;
  • художественные произведения;
  • значимые идеи.

Личность выстраивает свой внутренний мир и духовные связи с окружающими. Для того чтобы этот ценностный ряд получился качественным, ей необходимо потребление ценностей, уже созданных другими и способных удовлетворить ее духовные запросы.

Что такое духовная сфера в принципиальном плане? Это не биологически заданное условие существования. Она - плод социализации человека, его стремления к развитию и становлению в качестве признанной личности. Даже животные нуждаются в общении с себе подобными не только на уровне инстинктов. Человек выше обычного животного. Как говорил Горький, человек - это звучит гордо. Значит, ему следует стремиться к социальным сферам, которые могут обеспечить развитие его духовности и полноценную трудовую деятельность.

Что составляет основу духовной жизни

Базовыми элементами, определяющими структуру духовных устремлений личности и общества, являются:

  • мораль;
  • религия;
  • образование;
  • наука;
  • искусство;
  • культура.

Их функциональная взаимосвязь очевидна. В принципе, только она обеспечивает гармоническое развитие человека и его успешное взаимодействие с окружающим миром.

Мораль

Под моралью понимаются определенные правила поведения, принятые в обществе. У ее истоков во всех человеческих социумах стояли бытующие представления людей:

  • о зле и добре;
  • недопустимом и приемлемом;
  • неправильном и верном;
  • низком и возвышенном.

Существование морали, принятой человечеством уже на ранних этапах его истории, обусловлено необходимостью регулировать совокупности социальных процессов, устранять периодически возникающие хаотические и протестные явления. Мораль направляет эти процессы в определенное политическое или экономическое русло, заданное эпохой.

В современных обществах эту функцию выполняет конституция, регламентирующая права и обязанности своих граждан. Их независимость от волюнтаризма власти призваны гарантировать судебные учреждения. Закон в спорной ситуации становится проявлением основ существующей морали. Он жестко связывает поведение личности определенными нормами, принятыми социумом.

Религия

Исполняет роль, во многом схожую с моралью: она тоже организует огромные массы людей. Но организующей силой становится не мирская власть, а власть Бога: некоего сверхъестественного существа, обладающего идеальными качествами, на которые следует ориентировать свою деятельность беспрекословно. Главный признак любой , не подлежащее критике принятие заданного религией постулата. Веру в этот постулат обеспечивает церковь, самостоятельные миссионеры, расширяющие круг верующей паствы, и та или иная степень инквизиции - борьбы с инакомыслием, дисциплинирующей верующее население.

В античной Греции для этого применялся остракизм - выселение неугодных из полисов, в средневековой Европе еретики легко могли попасть на костер. Сегодня нравы значительно мягче: каждый вправе сам выбирать, поклоняться ему Богу или нет.

Образование

В отличие от религии, склоняет личность к познанию естественных причин социального и научного прогресса или регресса. Дает человеку необходимые для этого знания, становящиеся основным фактором для пробуждения интереса к окружающему. От знаний происходят соответствующие умения, от умений - навыки, позволяющие воплотить полученную информацию в реальность и преобразовать неудовлетворительные по характеристикам стороны жизни.

Человек неинформированный бессилен перед обстоятельствами, ему трудно общаться с подготовленными людьми. Он с трудом понимает, что происходит вокруг, и чувствует себя никому не нужным в постоянно эволюционирующем мире.

Наука

Высшее проявление полученного образования. Этот интеллектуальный институт постоянно приводит в систему и углубляет знания, имеющиеся у человечества. На этой основе вырабатываются новые аргументированные идеи, которые время от времени систематизируются и порождают более точные знания. Особенностью науки сравнительно с религиозным познанием выступает ее объективность. Она отличается тем, что стремится отобразить различные предметы и явления в их реальном виде, существующем независимо от субъективного восприятия. Научная деятельность отвечает как насущным, так и стратегическим запросам социума и способствует его научно-техническому развитию.

Искусство

Представляет собой важную часть нравственной сферы, в некотором смысле альтернативную науке. Его можно рассматривать как средство развлечения, проявление мастерства, доставляющего людям разнообразные эмоции и эстетический комфорт. Другой отличительной чертой искусства выступает способность влиять на мысли различных представителей общества. Оно дает пищу для художественных и научных размышлений. Последствием многих художественных произведений не раз были великие научные открытия.

Также искусство является действенным идеологическим средством. Непосредственно воздействуя на публику, оно вызывает у людей определенное отношение к тому, что происходит вокруг.

Пробуждает высокие чувства:

  • заставляет испытывать сострадание к ближнему;
  • вскрывает проблемы, существующие между людьми;
  • указывает путь для укрепления дружбы.


Культура

Это обобщенное достижение всех элементов духовной сферы, которые описаны выше. В нее входят и мораль, и образование, и наука, и искусство. Через культуру открываются наиболее значимые ценности того или иного общества, на основе которых создается традиционный фон социума и национальные обычаи, дающие возможность духовно связать между собой различные поколения и насытить их опытом предшественников.

В эпоху глобализации постоянно происходит взаимодействие различных культур. Прежде замкнутые культурные образования включают в себя традиции и обычаи других народов, постепенно устраняя их различие. Межкультурное общение позволяет полнее раскрыть нравственный потенциал самых разных национальностей. Часто это заставляет относиться к ним с уважением, перенимать лучшее и тем самым обогащать собственную культуру.

Заключение

Расширение духовной сферы в общественной жизни означает увеличение шансов изменить свою жизнь и жизнь окружающих к лучшему. Развивая интеллект и нравственные качества и реализуя их в обществе, личность становится более востребованной в социуме, пользуется его доверием. В конечном итоге это приводит к духовному подъему всего общества и его нравственной эволюции.

Политическая сфера – это отношения между социальными группами, нациями, отдельными людьми, связанные с вопросами государственной власти. Экономическая, в свою очередь, связана с производством различных материальных благ, их дальнейшим распределением, а также потреблением. Социальная сфера представляет собой область, в которой осущетсвляются разные потребности и интересы групп общества, составляющие его социальную структуру: демографических, этнических, классовых, семейных и др.

В духовной сфере общества появляются и реализуются различные религиозные, художественные, нравственные потребности людей. При этом множество идей, которые в ней создаются, предназначены именно для практического использования. К примеру, информационные технологии и компьютерные программы создаются благодаря умственному труду, то есть в духовной сфере, но потребляются они в экономике, политической, социальной и других сферах. Экологическая - это сфера отношений между людьми по определенному признаку, как они относятся к природным ресурсам. Сегодня очень важными задачами являются экологические проблемы.

Духовная сфера общества

Ценностный мир современных людей достаточно многообразен. Помимо ценностей обыденной жизни, имеются и более высокие, связанные с пониманием норм нравственности, идеалов устройства общества, смысла бытия. Духовная сфера определяет идеалы, важные для выстраивания системы ценностей членов общества.

Каждый человек самых первых дней жизни уже попадает в определенную среду. Утверждать, что цивилизованное общество совершенно бездуховно, нельзя. Однако складывается так, что в одних социальных слоях люди действительно живут насыщенной духовной жизнью, в отличие от других. Жизнь некоторых людей направлена только на выживание, поэтому на философские размышления у них времени не остается. Впрочем, все это во многом зависит от самого человека.

Духовная сфера в качестве профессионального производства важных ценностей в основном охватывает сферу философского знания, например, религию, этику и искусство. Каждая из них рассматривает идеалы общественного/политического устройства, проблемы общества и отдельного человека в будущем, связи между явлениями, мечтами и действительностью.

Создаваемая в обществе духовная продукция довольно разнообразна. К ней относятся философские системы, литературные утопии, кодексы нравственности (например, 10 заповедей в религии) и многое другое. Будущее не предопределено, а потому можно понять, почему так часто люди рассуждают о завтрашнем дне, об идеалах и духовных ценностях.

Духовная сфера общества живет хоть и невидимой, однако довольно бурной жизнью, которая связана с поиском, разочарованиями и находками. Можно понять озабоченность властей переменами духовной общественной деятельности, так как перевороты в системе ценностей вызывают социальные и политические потрясения, чреватые сменой устройства государства.

Область теоретической деятельности также находится в сложных отношениях с духовной сферой. Особенное место в последней занимают идеология и образование, необходимые для приобщения людей к высшим нравственным и духовным ценностям. Здесь многое зависит от определенной задачи, которую ставят перед ними находящиеся у власти политические силы.

Таким образом, можно сказать, что духовная сфера является системой отношений между членами общества. Она отражает духовно-нравственную жизнь, которая представлена религией, наукой, культурой, искусством, идеологией и моралью.

Духовная жизнь общества является одной из основных сфер общественной жизни, которая и определяет специфику определенного общества во всей его целостности. Данная сфера включает в себя образование и культуру, религию и науку.

Духовная сфера

Духовная сфера общества представляет собой систему отношений между людьми, которая и отражает нравственную жизнь данного общества.

Духовная сфера представлена такими многогранными подсистемами, как религия, наука, культура, образование, искусство и идеология. Почему же духовная сфера так много значит для любого развитого общества?

Прежде всего, значимость духовной сферы заключена в ее функции выявления ценностной системы общества. Именно благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

Без развитой духовной сферы довольно тяжело представить развитое общество людей. Посредством образования люди становятся более умными и познают окружающий мир с новых сторон, благодаря культуре общество постоянно духовно обогащается, так как у людей есть возможность выразить свои личностные качества и творческий потенциал.

Культура

Культура является совокупностью духовных и материальных ценностей, способов их создания и возможностей использовать их для дальнейшего развития человечества и личности в частности. Мы можем сказать, что человеческий труд является первым источником развития культуры.

Культура – это совокупность духовных достижений человечества. Но недаром говорят, что у каждой страны или у каждой нации есть своя культура. Это связано с тем, что каждая страна развивалась по-своему и у каждой страны есть своя история.

В результате культурного развития каждая нация обладает определенным культурным и духовным наследием, которые и создают культурные обычаи. Есть культурные достижения, которые принято называть «надвременными» - это те культурные и духовные явления, которые не подвластны изменениям и времени.

Образование

Процессом и результатом усвоения человеком знаний, умений и навыков принято называть образованием. Именно таким образом развивается ум и чувства человека, формируется его собственное мнение, система ценностей, мировоззрение и познавательные процесс.

Образование – это главный путь к взрослению и пониманию окружающего мира. Детей начинают учить с ранних лет – сначала просто звукам и движениям, затем азбуке и счету, и с каждым годом ребенок познает что-то новое.

В подростковом возрасте человек не только накапливать систематизированные знания, он уже учиться мыслить критически и творчески – самостоятельно оценивать окружающие его явления и историческое прошлое.

Получить образование важно для каждого человека – ведь без системы общеобязательных знаний он не сможет полноценно общаться с людьми и комфортно ощущать себя в социуме. Образование является общественно организуемый процесс.

Религия

Религия является одной из форм общественного сознания. А в научном смысле мы говорим о религии, как об особой форме осознания мира, которая обусловлена верой в сверхъестественное. Любой вид религии включает в себя моральные нормы и типы поведения, а также представляет собой объединение людей в определенные организации.

Примером такой организации является церковь. Основу для религии представляют собой понятия о Боге, о смысле и цели жизни, о добре и зле, о нравственности и честности. Именно поэтому религия – это одна из фундаментальных подсистем духовной сферы жизни общества.

Наука

Сферой деятельности человека, направленной на теоретическую систематизацию и выработку знаний о действительности принято называть наукой. Легче всего сказать, что наука представляет собой сбор объективных знаний о мире.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: