Тушение радиоактивности на железной дороге глицерином. Пожар класса «F» — горение радиоактивных материалов и отходов. Список использованной литературы

К системам автоматического пожаротушения на локомотивах предъявляются повышенные требования. В их состав должны быть включены системы раннего обнаружения. В основном это . Типичными местами их размещения являются зоны максимального риска: распределительные электрощиты, панели управления, коммутационные шкафы, оборудование, которое встраивается под крышу и подпол локомотива, быстрый доступ к которому затруднен.

Выбор типа огнетушащего вещества, автоматической системы пожаротушения, регламентируется зоной его применения:

  • в замкнутых пространствах типа коммутационных и электрических шкафов целесообразно использовать инертные газы. В таких местах оптимальные условия для создания необходимой концентрации огнетушащего вещества;
  • в зоне нахождения персонала, а также помещениях, оборудованных вентиляционными каналами, используется системы и тонкодисперсного распыления, для дизельных локомотивов и для электровозов;
  • в воздухообменных каналах могут устанавливаться не только детекторы задымления, но и отсекатели дыма, которые относятся к элементам автоматических установок по сдерживанию пожара. Их технические характеристики соответствуют ГОСТ 12.4.009-83 и ГОСТ 12.3.046-91.

Выбор системы пожаротушения

Срабатывание САГПТ «Радуга 5 МГ»:

https://youtu.be/icIj6wDeD7I

Исходя из требований, оптимальной системой для пожаротушения на железной дороге является газовая или комбинированная, которая включает в себя два или больше типа огнетушащего вещества. К АУГП на железнодорожном транспорте предъявляют следующие требования:

  • Огнетушащее вещество должно быть пригодно для ликвидации пожара категории А, В, С, согласно ГОСТ 27331-87 «классификация пожаров». Использоваться при ликвидации возгорания:
    • Полимеров и химических материалов, которые могут гореть или тлеть без доступа воздуха;
    • Гидридов металлов;
    • Натриевых, титановых, калиевых и магниевых порошков;
  • по способу хранения и ОВ локальные модульные или централизованные;
  • по принципу тушения очага возгорания – объемные и локальные;
  • по типу активации, согласно НПБ 88-2001:
    • автоматические;
    • ручные дистанционные или локальные.

Состав автоматизированной газовой системы пожаротушения ЭТ «Радуга 5 МГ»

В качестве пожаротушащего вещества используется хладон 125 и хладон 227. Эти составы высокоэффективны, но не оказывают вредного влияния на электронную аппаратуру и электрические цепи под напряжением. Диапазон рабочих температур составляет -50°С — +60°С. Система поддерживает работоспособность в интервале электрического напряжения от 77 до 164 В. Обнаружение очагов возгорания происходит оптическим (задымление) и температурным способом. При изменении оптической плотности воздуха от 0,05 до 0,2 ДБ/м и/или при достижении температурой критического значения в помещении 70±6°С или при интенсивном росте температуры на 5°С/мин.

Активация функции пожаротушения на локомотиве может происходить в автоматическом режиме или в ручном из кабины машиниста, где расположен пульт индикации БУИ-1.

САП2 ЭТ «Радуга 5МГ» состоит из следующих элементов.

Блок сопряжения БС-2-1 ЭТ

Это устройство является главным управляющим прибором системы. В его функции входит:

  • осуществления связи между однотипными системами до 4 штук;
  • обработка информации поступающей от пожарных извещателей;
  • тестирование шлейфов извещателей и устройств активации газовых модулей на предмет обрыва;
  • ведение электронного журнала событий и запись на энергонезависимую память;
  • переключение на источник аварийного бесперебойного питания в случае отключения основного;
  • в случае поступления сигнала об обнаружении возгорания БС-2-1 ЭТ:
    • включает световое и звуковое извещение. Сирену и информационные таблички «Газ не входи», «Пожар», «Автоматика включена» и другие (см. схему);
    • отключает электровоз от контактной сети;
    • передает сообщение о пожаре через электровозную радиостанцию;

Блок управления и индикации – БУИ-1

Блок управления монтируется в кабине машинистов, он выполняет функции контроля и управления:

  • Формирует и отображает информацию, поступающую от блока сопряжения, для локомотивной бригады;
  • Передает сигнал активации модулей пожаротушения через командное устройство;
  • Передает команду на принудительный опрос шлейфов подключения исполнительных модулей и детекторов системы противопожарной сигнализации;
  • Отключает сирену;
  • Отображает разнообразные сигналы: тест, обрыв шлейфа, короткое замыкание шлейфа, срабатывание датчика, пожар и др.

Световые табло

Предназначены для индикации предупреждений о пожаре.

Выносной пульт отмены

Выносной пульт отмены на локомотиве. Устанавливается в контролируемой зоне на участке с повышенной температурой или возможностью задымления. Отменяет активацию тушения при ложном срабатывании двух детекторов.
Действия локомотивной бригады

При срабатывании пожарной сигнализации локомотивная бригада обязана:

  • Остановить состав на местности, обеспечивающей свободный подъезд пожарных расчетов;
  • Подать сигнал пожарной тревоги в диспетчерскую;
  • Активизировать систему пожаротушения и принять меры по локализации очага возгорания.

Видеоинструкция по применению систем пожаротушения на локомотиве:

https://youtu.be/mpVeGtO5uck

Современная система автоматического пожаротушения на транспорте конструктивно довольно сложна, поэтому требует досконального знания и периодической профилактики.

особенности развития пожаров:

1. Наибольшую опасность для людей представляют пожары в пассажирских вагонах. Скорость развития пожара в них достигает в коридоре - 5 м/мин, в купе 2,5 м/мин. В течение 15-20 мин огнем полностью охватывается весь вагон. Температура в вагоне повышается до 950°С. Необходимое время эвакуации пассажиров с учетом воздействия опасных факторов пожара составляет 1,5-2 минуты до блокирования основных выходов.

2. При горении твердых горючих материалов в грузовом подвижном составе время охвата пламенем одного вагона - 20 минут. Через 30 - 40 минут прогорает пол в вагоне, и горящие материалы попадают на железнодорожные пути. В результате этого температура на поверхности ходовой части вагонов и рельсов повышается в среднем на 12-15 0 С в минуту и через 15 - 20 минут происходит деформация путей, что делает невозможной эвакуацию подвижного состава.

3. Воздействие открытого пламени и высокой температуры на железнодорожные цистерны с ЛВЖ и ГЖ приводят к воспламенению слоя на их поверхности. Наличие неполадок и неисправностей запорной арматуры на цистернах может стать причиной вспышки паров жидкости над горловинами цистерн.

4. Взрыв железнодорожных цистерн с нефтепродуктами происходит, как правило, через 16-24 минуты после начала воздействия на них открытого факела пламени. Высота факела при взрыве ЛВЖ, ГЖ в цистернах достигает 50 м. Взрыв одной цистерны способствует увеличению площади пожара до 1500 м 2 .

5. Горение железнодорожных цистерн со сжиженными углеводородами или газами может сопровождаться взрывами с выбросом пламени на высоту до 120 -150 м с последующим горением. Осколки взорвавшихся цистерн и емкостей разбрасываются на расстояния до 1 50 м, а в отдельных случаях до 450 м.

6. Время ликвидации крупных пожаров на железнодорожных станциях, в основном, составляет от 2,5 до 4,5 часов, но может достигать 8-12 часов. При этом требуется от 12 до 24 оперативных отделений и до 150 человек личного состава.

Организации тушения пожаров

Администрация, диспетчер, машинисты и другие работники железнодорожного транспорта при обнаружении пожара должны:



1. Немедленно сообщить о пожаре на ЦУС или ЦППС гарнизона пожарной охраны и в местные органы внутренних дел.

2. Обеспечить эвакуацию пассажиров, расцепку поездов и отвод вагонов на безопасные расстояния.

3. Снять напряжение с контактной цепи на участке выполнения работ.

4. Принять меры по ликвидации очага горения первичными средствами пожаротушения.

5. Через диспетчера станции или машиниста произвести расшифровку грузов в горящих и соседних вагонах.

обязанности РТП на пожаре

1. Боевое развертывание должно осуществляться путем прокладки рукавных линий под железнодорожными путями и вдоль них.

2. Для боевого развертывания выбираются участки с наименьшим количеством пересекающихся путей.

3. В порядке исключения, для обеспечения быстрой подачи стволов, боевое развертывание можно провести путем прокладки рукавных линий по железнодорожным путям до окончания прокладки магистральных линий под путями (за исключением главных путей).

4. Наиболее целесообразно применять способ прокладки во встречном направлении.

5. Для проведения успешной боевой работы личного состава между вагонами путем их растяжки необходимо по возможности проделывать проходы (разрывы) шириной 10-20 м.

Рабочие линии подключаются только через разветвления, установленные между путями. В этих местах следует иметь резерв рукавов

способы тушения применяются при ликвидации пожаров на железнодорожном транспорте

1. При горении горловин цистерн без разлива жидкостей, цистерны отделяют от не горящих вагонов, подают на специальную площадку для пожаротушения подвижного состава.

2. Поврежденные цистерны с горящими жидкостями эвакуировать запрещается.

3. Разлившиеся из поврежденных железнодорожных цистерн ЛВЖ и ГЖ необходимо тушить пеной средней кратности или распыленной водой.

4. При наличии в зоне пожара вагонов (цистерн) с взрывоопасными грузами, сжиженными газами, ЛВЖ, ГЖ, ЯВ, РВ, в первую очередь необходимо принять меры по их защите путем охлаждения с выводом из зоны пожара.

5. Горение над горловиной цистерны ликвидируется с помощью стволов ГПС-600, брезента или кошмы, смоченных водой.

19 Гарнизонная служба пожарной охраны

ГАРНИЗОННАЯ СЛУЖБА – вид службы пожарной охраны, организуемой в гарнизоне пожарной охраны для обеспечения боевой готовности подразделений пожарной охраны и их взаимодействия с медицинскими, охраны общественного порядка, аварийными и иными службами жизнеобеспечения.

Основными задачами гарнизонной службы являются : создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств пожарной охраны гарнизона для тушения пожаров создание единой системы управления силами и средствами гарнизона; организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения; организация и проведение общегарнизонных мероприятий.

При выполнении задач гарнизонной службы осуществляется учёт и контроль состояния сил и средств гарнизона; планируется применение их для тушения пожаров, в т. ч. порядок привлечения сил и средств; разрабатываются расписание выезда на пожары и другие регламентные документы службы гарнизона пожарной охраны обеспечиваются профессиональная и иные виды подготовки личного состава, в т. ч. должностных лиц гарнизона пожарной охраны, путем проведения гарнизонных пожарно-тактических учений, соревнований, сборов и иных мероприятий; организуется пожарная связь, создаются автоматизированные системы управления пожарной охраны; обеспечивается работоспособность системы приёма и регистрации вызовов, а также систем информационного обеспечения службы пожарной охраны разрабатываются мероприятия по привлечению личного состава подразделений гарнизона, свободного от несения гарнизонной и караульной служб, к тушению крупных пожаров при ликвидации последствий ЧС; создаются нештатные службы гарнизона пожарной охраны, назначаются должностные лица гарнизона, разрабатываются и утверждаются их функциональные обязанности; разрабатываются и утверждаются соглашения (совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия пожарной охраны со службами жизнеобеспечения; осуществляются другие мероприятия, необходимые для выполнения задач гарнизонной службы.

20. Особенности ведения разведки и боевого развёртывания в школах и детских садах

Разведка и спасение детей. Тушение пожаров в детских учреждениях.

В разведке пожара РТП определяет :

количество и возраст учащихся или детей,

Кратчайшие и наиболее безопасные пути эвакуации и угрозу от огня и дыма;

Началась ли эвакуация детей и как она проходит; сколько человек из обслуживающего персонала можно использовать для эвакуации.

В процессе разведки пожара РТП определяет состояние путей эвакуации и при необходимости вводит стволы от автоцистерны и внутренних пожарных кранов на их защиту. При этом особое внимание уделяют удалению дыма из помещений, коридоров и лестничных клеток путем вскрытия окон. Двери из задымленных лестничных клеток и коридоров, ведущие в классы, групповые и другие помещения, где находятся люди, необходимо плотно закрывать.

Эвакуацию учащихся и детей осуществляют по заранее разработанным планам эвакуации. При возникновении пожаров в школах учащихся эвакуируют по классам под руководством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в классе, а в детских учреждениях - по группам под руководством воспитателей и нянь. Поэтому по прибытии на пожар РТП должен немедленно оказать помощь педагогам и воспитателям в планомерной и быстрой эвакуации детей, в первую очередь детей младшего возраста. Основными путями эвакуации детей являются лестничные клетки и стационарные пожарные лестницы. Иногда для вывода детей из задымленных помещений в безопасное место используют незадымленные помещения, расположенные в противоположной части здания, с последующим их выводом из здания. Из горящих и отрезанных дымом помещений учащихся и детей пожарные спасают через окна и балконы по пожарным лестницам, спасательным рукавам и с помощью спасательных веревок. При спасании детей по пожарным лестницам необходимо помнить, что детей дошкольного возраста и учащихся младших классов пожарные должны выносить на руках или, закрепившись на пожарной лестнице, передавать их из рук в руки.

После эвакуации всех детей распределяют по группам или классам, проверяют по спискам и размещают, особенно в зимний период, в ближайших теплых помещениях, которые предусматривают заранее и указывают в оперативных карточках и планах эвакуации.

При пожарах в школах и детских учреждениях РТП обязан тщательно проверить, не остались ли дети в классах, игровых и спасательных комнатах и других задымленных помещениях. При этом следует проверять, нет ли детей в шкафах, за шкафами и под кроватями, за занавесками и различной мебелью.

Боевое развертывание - действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных машин в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров.

Скорость боевого развертывания зависит от:

От обстановки на пожаре,

От количества личного состава в боевом расчете,

От типов вводимых стволов,

От места введения пожарных стволов

21. Особенности проведения разведки, действия первого подразделения при тушении пожаров в культурно- зрелищных учреждениях

Обстановка на пожаре. К театрально-зрелищным учреждениям относятся здания, имеющие зрительский комплекс, состоящий из зрительного зала и прилегающих к нему помещений.

Театральные здания делятся на две части: сценическую и зрительную, которые отделяются друг от друга противопожарной стеной. Демонстрацию представлений осуществляют через портальный проем, площадь которого может достигать 200-300 м 2 . В театрах сценический комплекс включает в себя сцену, карманы и склады декорации, артистические уборные, мастерские по изготовлению декорации и бутафории и другие помещения.

Сцена состоит из сценической коробки, трюма, планшета, рабочих площадок и колосников. Сценическую коробку выполняют из негорючих материалов высотой 25-40 м и более. Трюм с механизмами поворотных кругов и подъема или опускания отдельных участков планшета сцены и противоположного занавеса, пунктом управления освещением располагается под планшетом сцены и может иметь один, два и три яруса, которые устраивают из деревянных настилов. Трюм, как правило, имеет входы с планшета сцены или засценных помещений и лестничных клеток сценической части и выходы в оркестровую яму и на пункт управления освещением.

Боевые действия по тушению пожаров. Тушение пожара в зрелищных учреждениях связано с необходимостью проведения спасательных работ, особенно в период их работы. При пожарах в зрелищных предприятиях люди могут погибать от отравляющих действий продуктов сгорания, от высокой температуры, от недостатка кислорода, а также в результате паники.

Первые действия по эвакуации людей и тушению пожара осуществляет администрация. При возникновении пожара в сценической части дежурные местной пожарной охраны вызывают пожарные подразделения, закрывают декоративный занавес и спускают огнезащитный, при необходимости включают его орошение и насосы-повысители и приступают к тушению пожара.

Разведка пожара устанавливает наличие зрителей, артистов, обслуживающего персонала, определяет теперь угрозы их жизни и выясняет, как осуществляется эвакуация. В дальнейшем определяют место и характер горения; особенности и пути распространения огня и дыма, опасность обрушения конструкций и декораций, опущен ли огнезащитный занавес, включены ли стационарные установки пожаротушения и необходимо ли вскрывать дымовые люки. При наличии зрителей во многих случаях разведку целесообразно проходить со стороны сцены, начиная из комнаты пожарного поста так, что бы зрители, находящиеся в зале, не видели работников пожарной охраны. Появление работников пожарной охраны в боевой одежде может; вызвать панику среди зрителей.

Радиационная опасность на железной дороге может возникнуть в результате ЧС, выпадения радиационных грузов в упаковках, полного или частичного разрушения защитного контейнера, нарушения целости охранной тары, срыва пломб, попадания радиоактивных веществ в воздух, воду, почву.

В подобных ситуациях спасатели должны:
- определить радиационную обстановку, установить границы радиационно опасной зоны и оградить ее предупредительными знаками, определить уровни загрязненности радиоактивными веществами транспортных средств, грузов, местности;
- выявить людей, подвергшихся радиоактивному облучению. Лиц, получивших дозу облучения свыше 25 бэр, направить на медицинское обследование, а лиц, подвергшихся радиоактивному загрязнению, - на санитарную обработку. Зараженные одежду, обувь, личные вещи отправить на дезактивацию или захоронение;
- локализовать источник радиационной опасности;
- провести дезактивацию зараженной территории, транспортныхсредствгрузов, оборудования;
- осуществить сбор и удаление радиоактивных веществ.

В случае обнаружения выпавших из вагона с радиоактивными материалами упаковок спасатели должны удалить их с путей подручными средствами без непосредственного соприкосновения с ними, а при отсутствии такой возможности - принять меры к прекращению движения подвижного состава по опасной зоне. Для этого следует выйти навстречу поезду на расстояние не менее 1 км (длина тормозного пути) и подать сигнал машинисту круговым движением руки над головой. В руку можно взять кусок ткани, бумаги, дерева, а в ночное время - фонарь или лампу.Опасную зону необходимо оградить и перекрыть доступ в нее людей.
При обнаружении в вагоне поврежденных или упавших упаковок необходимо закрыть и опломбировать двери, все работы в вагоне прекратить, принять меры к перегону его в безопасное место.

Время пребывания спасателей в опасной зоне зависит отмощности эквивалентной дозы излучения и определяется в каждом конкретномслучае.Работы в опасной зоне должны выполняться при условиипостоянного дозиметрического контроля.

На месте аварии спасатели проводят дезактивацию загрязненной территории, дорог, транспортных средств. Загрязненные радиоактивными веществами предметы, вещи, оборудование, отходы дезактивационных работ тщательно собираются, упаковываются и отправляются на пункты дезактивации или захоронения. При возникновении пожара в пути следования или на местехранения радиационно опасных грузов на станции необходимо удалить их из зоныпожара в безопасное место. Тушение пожара следует производитьвсеми имеющимися средствами.

Ионизирующее излучение как природное явление - неотъемлемая часть окружающего мира с момента его сотворения до сегодняшних дней.

За время развития человечества радиационный фон менялся незначительно и лишь с началом изучения и использования атомной энергии, особенно со второй половины 20-го столетия, наблюдается увеличение уровня излучения во внешней среде за счет поступления в атмо-, гидро-, биосферу, а также в часть литосферы дополнительных источников ионизирующих излучений. В первую очередь эти поступления определяются радиоактивными выбросами и отходами предприятий ядерно-топливного и ядерно-оружей- ного циклов, а также от радиоактивных выпадений после испытаний ядерного оружия.

До самого последнего времени Российская Федерация была единственной страной среди развитых стран мира, где не было ни одного законодательного акта, устанавливающего права и ответственность физических и юридических лиц при эксплуатации объектов, использующих источники ионизирующих излучений. Это способствовало развитию в широких кругах общественности чувства тревоги и обеспокоенности в отношении радиационной безопасности, особенно в конце 80-х - первой половине 90-х гг. из-за Чернобыльской катастрофы и появившихся данных о других радиационных авариях.

Главная цель радиационной безопасности - охрана здоровья людей от вредного воздействия ионизирующего излучения и обеспечение безопасных условий жизнедеятельности путем соблюдения основных принципов и норм радиационной безопасности без необоснованных ограничений полезной деятельности при использовании излучения в различных областях хозяйства, в науке и медицине.

Вступивший в силу в январе 1996 г. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» впервые установил государственное регулирование в сфере обеспечения радиационной безопасности не только людей, непосредственно работающих с источниками ионизирующих излучений, но и населения в условиях воздействия таких излучений как природного, так и техногенного характера.

Для железнодорожного транспорта - основного вида транспорта в Российской Федерации, осуществляющего в больших объемах грузопассажирские перевозки, вопросы радиоэкологии приобретают все более существенное значение.

Железные дороги России выполняют свыше 80 % грузооборота и более 40 % пассажирооборота транспорта общего пользования.

Железные дороги играют решающую роль в выполнении перевозок важнейших грузов, обеспечивающих бесперебойное функционирование промышленного комплекса. Они ежегодно перевозят:

  • - 98,6 % железной и марганцевой руды;
  • - 92,3 % черных металлов;
  • - 87,2 % каменного угля и кокса;
  • - 88,1 % химических и минеральных удобрений.

Эксплуатационная длина российских железных дорог составляет 86,0 тыс. км. Из них более 36,3 тыс. км - двухпутные и многопутные, 62,2 тыс. км оборудованы автоблокировкой и диспетчерской централизацией, электрифицировано 40,3 тыс. км. На предприятиях отрасли работает более 1,3 млн чел.

Воздействие транспорта и обеспечивающей его функционирование инфраструктуры на окружающую природную среду сопровождается разнообразным ее загрязнением и преобразованием.

С деятельностью железных дорог, особенно при транспортировке полезных ископаемых, связаны газообразные, жидкие и твердые отходы, которые поступают в атмосферу, поверхностные водоемы и подземные воды, почвы, морские воды. В результате сжигания органического топлива в атмосферу попадает значительное количество углекислого газа и вредных веществ - свинца, сажи, углеводородов, оксидов углерода, серы, азота и др.

На территории железных дорог обнаруживаются все составляющие радиационного фона, нередко с аномальными отклонениями. Характерными причинами их образования являются: местные особенности территорий, на которых расположены железнодорожные предприятия и объекты; последствия различных радиационных аварий, ядерных испытаний, становления и эксплуатации радиохимических предприятий, и целый ряд других причин.

На радиационную обстановку влияют месторождения урановых и ураносодержащих руд в окрестностях железных дорог, фос- фористовые, калийные месторождения и другие полезные ископаемые, открытые выходы гранитов, диоритов и других вулканических пород; возможные потери при перевозках железнодорожным транспортом сыпучих грузов, содержащих радионуклиды; выпадение радиоактивных осадков, вызванных авариями на предприятиях ЯТЦ, а также при испытаниях ЯО и Я В, проводимых в мирных целях, эксплуатация предприятий ЯТЦ и другие причины.

Радиационную обстановку на железнодорожном транспорте России можно оценивать величиной радиационного фона на его территории. Радиационный фон Земли складывается из трех составляющих: природного (естественного фона), техногенно-измененного естественного фона и искусственного (техногенного) фона.

Естественный радиационный фон создается космическим излучением и излучением от естественно распределенных природных радиоактивных веществ в окружающей среде. В свою очередь, космическое излучение подразделяют на галактическое и солнечное излучения.

Следует различать первичные космические частицы (а ++ р+ п° Р -) легких химических элементов - лития, бора, углерода, азота и др., вторичные (мезоны, п°, р + , р _) и фотонные излучения, которые образуются в результате взаимодействия первичных частиц с ядрами атомов атмосферы (N, О и др.). Первичное космическое излучение почти полностью исчезает на высоте 20 км. Излучения от естественно распределенных в окружающей среде радионуклидов дополняют естественный радиационный фон.

В окружающей среде Земли содержится более 60 природных радионуклидов урано-радиевого, ториевого ряда и долгоживущих радионуклидов калия-40, рубидия-87 и др., период полураспада которых составляет 10 7 -10 15 лет. Величина естественного радиационного фона не постоянна. Она зависит от процессов, протекающих в галактике, и солнечной активности, а также от геологических особенностей региона (района, участков Земли).

Техногенно-измененная составляющая естественного радиационного фона обусловлена широким использованием в хозяйственной деятельности природных ископаемых, материалов, веществ, которые содержат природные радионуклиды.

Каменный уголь, газ, нефть, различные руды, минералы, химические удобрения, глины, пески содержат природные радионуклиды, такие как калий-40, уран-238, радон-226, свинец-210, торий- 232 и др.

Добыча полезных ископаемых, их технологическая обработка и использование в различных производствах (выплавке чугуна, стали, производстве цемента, кирпича и др.) расширяют сферу нахождения радионуклидов, увеличивают радиационный фон Земли.

Искусственный (техногенный) радиационный фон вызван появлением в окружающей среде искусственных радионуклидов, источником которых являются: испытания ЯО; предприятия по добыче и переработке урановых и ториевых руд, по обогащению ядерного топлива ураном-235, по изготовлению ТВЭЛов для АЭС, по переработке и хранению ядерных отходов; работа АЭС и других производств подобного рода.

Продукты деления, выпадающие из облака ЯВ, представляют смесь около 80 изотопов 35 химических элементов средней части Периодической системы элементов. Всего же на разных этапах радиоактивного распада возникает около 300 радионуклидов при Я В.

Спектр радионуклидов, поступающих из ядерного реактора в окружающую среду, общее их количество и концентрация во внешней среде зависят от типа ядерного реактора, используемых систем очистки воздуха и сбросных вод. При работе реактора во внешнюю среду поступают благородные газы (9 изотопов криптона, 11 изотопов ксенона). При изготовлении уранового топлива, его переработке возможны выбросы долгоживущих радионуклидов: водоро- да-3, углерода-14, криптона-85, стронция-90, цезия-137, рубидия- 106 и др. Особо опасны аварии на АЭС, при которых количество нуклидов, выброшенных в окружающую среду, может быть намного больше указанного.

В результате Чернобыльской катастрофы в 19 субъектах РФ выявлены значительные площади, загрязненные цезием-137 с поверхностной активностью 1-5 Ки/км 2 .

На ядерных полигонах РФ до 1988 г. (до введения моратория на ЯВ) было осуществлено около 130 ЯВ, большая часть из которых осуществлена в атмосфере. Кроме того, в различных регионах страны было проведено около 80 подземных Я В (до 1988 г.) в мирных целях для создания подземных емкостей, тушения пожаров на газовых фонтанах, для зондирования земной коры и других целей.

Таким образом, радиационная обстановка на федеральном железнодорожном транспорте определяется в целом тремя составляющими радиационного фона. В частности, она может в большей степени зависеть от специфики и особенности региона (района, территории) и характера транспортируемого груза.

Детальное исследование радиационной обстановки на железнодорожном транспорте было проведено в 1990-1995 гг. За этот период была обследована практически вся сеть железных дорог России. В работах принимали активное участие специалисты ВНИИЖТа, МИИТа, а также специалисты научно-исследовательских и проектных организаций Академии наук и других министерств и ведомств. Особую помощь в организации методологического и метрологического обеспечения работ оказали специалисты Комиссии радиационной безопасности г. Санкт-Петербурга. Результаты работы обобщены в Атласе радиационной обстановки на сети железных дорог РФ и в научных отчетах по данной проблеме.

В качестве «реперного» радионуклида техногенного загрязнения был принят нуклид цезия, а «реперных» радионуклидов естественного характера были приняты нуклиды урана и калия.

Диапазон загрязнения железнодорожного полотна на сети железных дорог России радионуклидом цезия лежит в широких пределах и колеблется от 0,5 до 30 Ки/км 2 . На отдельных участках Брянского отделения Московской железной дороги загрязненность может быть выше указанной величины.

Протяженность загрязненных участков железных дорог колеблется от нескольких сантиметров до сотен километров. Мощности экспозиционной дозы (МЭД) по выполненным измерениям составляют от нескольких десятков до максимальных значений в 500 и более мкР/ч. Примерами участков железнодорожных путей, подвергнувшихся радиоактивному загрязнению на незначительном протяжении (1 м-1км) могут служить станции Земцы, Паникля, Оленино, Чертолино (Октябрьская ж.д.) и Макарово (Северная ж.д.).

При средней поверхностной активности загрязнения участка радионуклидом цезия до 0,1 Ки/км 2 на нем наблюдались «пятна» с повышенной активностью загрязнения до 0,2-0,4 Ки/км 2 .

По размерам такие пятна примерно одинаковы и располагаются у светофоров указанных станций. Подобная картина наблюдалась на станциях Лунинец, Ситница, Лахва (Белорусская ж.д.) и Раки- тино, Любань (Октябрьская ж.д.). Поверхностная активность загрязнения на данных станциях достигала 3,5-3,8 Ки/км 2 . Аналогичных фактов зарегистрировано довольно много.

Повышение радиационного фона иногда было связано с использованием радиоактивных строительных конструкций и материалов для ремонта и строительства зданий и сооружений. Так, на ст. Ин- ская (Западно-Сибирская ж.д.) в качестве балласта пути использовалась гранитная щебенка розовато-серого цвета с повышенным до 40 мкР/ч МЭД гамма-излучения.

В 1992 г. в Глазове на железнодорожных путях и прилегающем участке городской территории было выявлено загрязнение, где МЭД гамма-излучения составляла примерно 2650 мкР/ч по измерениям прибором ДБГ-06Т на площади 15 х 1,5 м. Рядом, на пункте хранения вторчермета, расположенного вдоль железнодорожных путей, выявлено 9 мест загрязнений площадью от 0,15 х 0,15 до 1,0 х х 1,0 м с МЭД до 2000 мкР/ч при фоновых значениях 7-14 мкР/ч. Спектрометрические определения двух проб показали на промышленное содержание урана.

Наибольшее число аномалий, связанных с перевозками различных грузов, было зарегистрировано в 1993 г. на линии Киров- Пермь. Так, на перегоне Бумкомбинат-Просница в составе грузового поезда была зарегистрирована аномалия урановой природы с МЭД у-излучения 323 мкР/ч. В 1994 г. за 4 суток контроля в районе ст. Лужайка (Октябрьская ж.д.) в обоих направлениях мимо поста контроля было зарегистрировано 22 случая транспортировки грузов, обладающих повышенным уровнем радиации. В 15 случаях в контейнерах, следующих из Финляндии в Японию, было зарегистрировано превышение радиационного фона над окружающим до 35 мкР/ч. По таможенным документам в контейнерах перевозился гранит. В двух полувагонах с древесиной (экспортные поставки) было отмечено увеличение фона до 27 мкР/ч, обусловленное наличием цезия. В 4 вагонах с огнеупорным кирпичом было зарегистрировано превышение фона до 37 мкР/ч.

Фоновые превышения регистрируются при перевозках минеральных удобрений и других материалов.

Получив извещение о пожаре подвижного состава,начальник дежурного караула определяет путь следования к горящему объекту,так как число переездов через железнодорожные пути ограничено. Если пожар возник в поезде,находящемся в пути следования,и к нему нет проезжих дорог,к месту пожара следуют по железной дороге на специально выделенном поез­де.

В процессе разведки РТП устанавливает: вид груза в горящем и смежных вагонах,угрозу соседним вагонам и в первую очередь эшелонам с людьми,огнеопасными,взрывоопасными или ядовитыми грузами; возможность вывода всего состава или отдельных горящих вагонов на свободные пу­ти,где огонь не будет создавать угрозы распространения пожара,или от­вода от места пожара на безопасное расстояние соседних вагонов,местные силы и средства,которые могут быть использованы для ликвидации пожара и эвакуации; расположение водоисточников и возможность их использова­ния. При горении пассажирских вагонов РТП организует тщательную раз­ведку во всех купе и других помещениях вагонов.

По данным разведки РТП определяет пути и способы прокладки рукав­ных линий с расчетом непрерывного движения поездов и возможностью от­вода горящего состава в безопасное место. При необходимости и возмож­ности отвода горящего состава в безопасное место РТП как можно быстрее связывается с диспетчером железнодорожного узла,который выделяет для этой цели тепловоз (электровоз).

Рукавные линии прокладывают вдоль путей и под рельсами. Для быст­рой подачи первых стволов к горящим вагонам рукавные линии прокладыва­ют через рельсы. В это же время подготовляют параллельные рукавные ли­нии и кладут их под рельсы. По мере готовности линий действующие ство­лы присоединяют к разветвлениям,установленных на рукавных линиях,про­ложенных под рельсами. У действующих стволов создают запас рукавов для удобства маневрирования ими и подачи на места передвижения горящих ва­гонов.

Решение по вводу огнетушащих средств - воды,пены различной крат­ности,раствора смачивателей в воде и др.,интенсивности их подачи - РТП принимает в зависимости от вида и свойств груза. Число стволов опреде­ляется из расчета подачи 1...2 стволов на один горящий вагон.

Стволы вводят внутрь вагона (контейнера) через боковые и крышевые люки,двери и отверстия для труб. При необходимости для подачи стволов в очаг пожара или в места наиболее интенсивного горения пробивают от­верстия непосредственно в крышах и стенах кузовов вагонов (контейне­ров). Вскрытие дверей и люков вагонов,контейнеров,а также упаковки груза,находящегося на открытом подвижном составе,производят только после выяснения рода груза по документам и подготовки средств пожаро­тушения.

При пожаре цистерн с ЛВЖ и ГЖ их немедленно охлаждают водяными струями. горение паров жидкости над незакрытой горловиной цистерн прекращают закрывая крышку или набрасывая кошму. Эти работы выполняют под защитой водяных струй. При растекании горящей жидкости устраивают обвалование участка или отводят ее в безопасное место по канавам в естественные или искусственные выемки,котлованы и кюветы. Горение ЛВЖ и ГЖ,вытекающих через нижнее сливное устройство или трещину,образовав­шуюся в цистерне,можно ликвидировать отсечением компактной струи горя­щей жидкости от трещины или сливного устройства. На тушение разлив­шейся жидкости подают пенные стволы.

Для тушения пожаров в вагонах со сжатыми и сжиженными газами в баллонах в зону горения подают мощные водяные струи. Чтобы предотвра­тить несчастные случаи от возможного взрыва баллонов,водяные струи по­дают из-за укрытия (искусственных сооружений,складок местности и т.п.).

При развившемся пожаре и угрозе соседним составам немедленно при­нимаются меры к отводу из угрожающей зоны в первую очередь составов с людьми,взрывоопасными и огнеопасными грузами. До прибытия тепловоза (электровоза) организуют защиту стволами соседних составов. При явной угрозе принимают меры к эвакуации соседних составов или горящего состава путем расцепления и откатки вагонов силами пожарных подразде­лений и железнодорожных рабочих.

При тушении пожаров в вагонах с разрядными грузами - взрывчатыми­отравляющими и ядовитыми веществами - пожарные подразделения подают максимальное число мощных водяных струй,чтобы покрыть водой всю по­верхность горения. При определении позиций ствольщиков и расстановке людей,работающих на пожаре вагонов с разрядными грузами,РТП обязан предусмотреть возможность их быстрого укрытия в случае необходимости,а также обеспечения условий для предотвращения отравления опасными для жизни газами,которые выделяются при горении отравляющих и ядовитых ве­ществ. Все мероприятия по организации и тушению пожаров в вагонах с разрядными грузами,сопровождаемыми специалистами грузоотправите­ля,должны осуществляться совместно с ними. Ликвидация пожаров в ваго­нах с отравляющими веществами производится только в специальной защит­ной одежде и КИПах.

Пожары в поездах на электрофицированных участках ликвидируют только после получения РТП письменного разрешения электромонтера дистанции контактной сети с указанием номера приказа энергодиспетчера и времени снятия напряжения. До снятия напряжения запрещается прибли­жаться к контактным проводам и другим частям контактной сети на расстояние менее 2 метров. К оборванным проводам контактной сети до их заземления нельзя подходить на расстояние менее 10 м. Применение для тушения пожаров на электрофицированных участках воды или пенных средств допускается только при снятом напряжении с контактной сети и ее заземлении в установленном порядке. Тушение горящих предме­тов,расположенных на расстоянии свыше 7 м. от контактной сети,находя­щейся под напряжением,может быть допущено без снятия напряжения. При этом необходимо следить,чтобы струя воды или пены не касалась контакт­ной сети и других частей,находящихся под напряжением.

При следовании к месту пожара РТП должен уточнить через ЦППС у поездного диспетчера:

Местонахождение горящего подвижного состава,наличие дорог и подъездов к нему;

Принятые меры к расцепке и эвакуации соседних вагонов,поездов;

Обесточены ли электроконтактные провода над местом пожара;

Выслана ли бригада сля снятия остаточного напряжения и маневро­вый локомотив;

Время отправки пожарных и ремонтно-востановительных поездов к месту пожара.

При тушении пожара подвижного состава на железнодорожном транс­порте,товарных и сортировочных станциях РТП обязан:

Установить местонахождение подвижного состава,вид горящего гру­за,принятые меры к расцепке и отводу соседних вагонов,обесточиванию сетей;

Поддерживать постоянную связь с поездным диспетчером отделения дороги,привлекая его для выяснения обстановки и консультации по вопро­сам эвакуации вагонов и передвижения поездов;

До начала тушения в районе прохождения контактных электросетей потребовать у электродиспетчера письменное подтверждение о снятии нап­ряжения;

Использовать пути и способы прокладки рукавных линий с учетом движения или маневрирования поездов,осуществляя прокладку рукавных ли­ний,как правило,под рельсами и вдоль путей;

С учетом особенностей железнодорожного транспорта назначить лиц,ответственных за обеспечение техники безопасности;

Принять меры к защите личного состава от отравления токсичными веществами;

Установить наличие угрозы соседним поездам; возможность вывода всего состава или отдельных горящих вагонов в безопасное место;

Организовать при необходимости защиту и отвод негорящих вагонов из состава или смежных путей из опасной зоны,в первую очередь вагонов с людьми,взрывчатыми и отравляющими грузами,цистерн с ЛВЖ и ГЖ;



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: