Что делает счетная палата рф. Функции и прерогативы счетной палаты рф. Что это такое

Введение 3

1.Счетная палата Российской Федерации в системе государственных органов финансового контроля 6

2.Организация работы и основные задачи Счетной палаты 9

2.1.Функции и задачи Счетной палаты 9

2.2.Основные направления деятельности Счетной палаты 11

3. Осуществление финансового контроля Счетной палатой 18

Заключение 24

Список использованной литературы 26

Введение

Финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования. Финансовый контроль выступает важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств .

Целью финансового контроля является укрепление финансовой дисциплины. Финансовая дисциплина достигается путем соблюдения:

    требований федерального законодательства и законодательства РФ, нормативных правовых актов местного самоуправления;

    требований, основанных на законе подзаконных нормативных правовых актов;

    законных и обоснованных предписаний органов финансового контроля и их должностных лиц.

Финансовому контролю подвергается деятельность всех участников финансовых отношений. Поэтому финансовый контроль осуществляется как на микро, так и на макроуровне. Его предметом на макроуровне является распределение валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. На микроуровне финансовый контроль имеет целью рациональное расходование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов, потерь, борьбу с бесхозяйственностью и расточительством .

Тема рассмотрения контрольных функций Счетной палаты РФ достаточно актуальна в настоящее время, т.к. значимость проводимых ею контрольных мероприятий бесспорно очень высока, т.к. позволяет, прежде всего, на государственном уровне, выявлять случаи нарушения законодательства, нецелевого использования средств, не говоря уже о том, что федеральный бюджет не может быть принят без согласования со Счетной палатой. Счетная палата Российской Федерации по праву вошла в число важнейших государственных органов страны, активно влияющих на повышение качества и культуры управления государственными финансами, достигла современного, адекватного требованиям и вызовам времени уровня.

Эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного управления.

В настоящее время в Российской Федерации продолжается пора реформирования законодательства. В данной ситуации необходимо постоянно перепроверять правильность и точность, а так же целесообразность расходования денежных средств федерального бюджета и внебюджетных фондов. Данную функцию исполняет Счетная палата Российской Федерации .

Предметом данной контрольной работы являются задачи, организационно-экономические методы и инструменты, а также правовые основы деятельности Счетной палаты в системе государственного финансового контроля.

Целью работы является рассмотрение Счётной палаты как органа государственного финансового контроля/

Задачи работы:

    рассмотреть роль Счётной палаты в системе государственного финансового контроля;

    изучить задачи и основные направления деятельности Счетной палаты;

    рассмотреть на примерах из СМИ организацию деятельности Счетной палаты.

При написании данной контрольной работы использованы нормативно-правовые акты (Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 11.01.95 г. №4-ФЗ), статьи из СМИ (газета «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Российская газета», Бюллетень Счетной палаты) и литература, посвящённой данному вопросу, следующих авторов: Н.Д.Бровкин, О.С. Макоев, М.В.Мельник, а также ресурсы интернета (официальный сайт Счётной палаты РФ).

  1. Счетная палата Российской Федерации в системе государственных органов финансового контроля

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, действующим на основе принципов законности, объективности, не зависимости и гласности, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации .

Счетная палата Российской Федерации образована в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ.

В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью, т.е. самостоятельна как конституционный орган: она не входит в структуру какого-либо органа государственной власти. Под функциональной независимостью понимается наличие у Счетной палаты исключительных функций, отличных от функций какого-либо другого органа государственной власти .

Счетная палата состоит из Председателя, заместителя председателя, аудиторов и аппарата Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты и половина состава ее аудиторов назначаются и освобождаются от должности Государственной Думой Российской Федерации, а заместитель Председателя Счетной палаты и другая половина состава ее аудиторов – Советом Федерации.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики и финансов .

Председатель Счетной палаты:

Осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с Регламентом Счетной палаты;

Представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты;

Представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

Заместитель Председателя Счетной палаты выполняет должностные обязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты, исполняет в отсутствие Председателя Счетной палаты его функции, по поручению Председателя Счетной палаты представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

Аудиторы Счетной палаты – должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных общим назначением. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты .

Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов. При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет.

Коллегия Счетной палаты – орган, образованный для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе.

Основу аппарата составляют инспекции, состоящие из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников, которые специализируются на определенных функциональных задачах и непосредственно осуществляют контрольные и экспертно-аналитические мероприятия согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации» .

Формирование коллектива осуществляется под непосредственным руководством Председателя Счетной палаты по представлениям аудиторов, а также руководителей соответствующих подразделений аппарата. Основными критериями подбора кадров служат профильное образование и опыт контрольно-ревизионной работы.

Рассмотрим основные задачи и направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации.

  1. Организация работы и основные задачи Счетной палаты

    1. Функции и задачи Счетной палаты

Задачи и функции Счетной палаты определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» установлено, что Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, задачами которого являются :

      организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

      определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

      оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов, федеральных вне-бюджетных фондов;

      финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

      анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов, федеральных вне-бюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

      контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных кредитных организациях;

      регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

В процессе реализации задач, определенных законом «О Счетной палате РФ», Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, что предполагает проведение целостного и взаимоувязанного комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Счетная палата РФ - это орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему. Счетная палата РФ является юридическим лицом. Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) - Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие - его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников. Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым ее Коллегией. Счетная палата осуществляет следующие функции: осуществление внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений; экспертиза проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период; экспертиза проектов федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета; проведение проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджет.

78.Понятие и принципы местного самоуправления в России. Местное самоуправление – это один из видов управления определенными общественными делами локального сообщества людей. Принципы местного самоуправления:1) местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ. Истоки этого принципа коренятся в весьма распространенной в теории конституционного и муниципального права точке зрения, согласно которой государство не учреждает местное самоуправление, а лишь признает его существование2) принцип самостоятельности местного самоуправления реализуется посредством широкого набора специальных юридических средств, в совокупности дающих представление об этом качестве муниципальной власти.3) принцип независимости органов местного самоуправления – самый спорный из всех. 4) ответственность местного самоуправления как принцип его деятельности реализуется в различных предусмотренных законодательством формах: перед населением конкретного муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. 5) недопустимость образования органов местного самоуправления и назначения должностных лиц местного самоуправления органами и должностными лицами государственной власти – принцип, отражающий сущность местного самоуправления.6) принцип судебной защиты местного самоуправления служит одновременно гарантией от необоснованного воздействия государственной власти.

79. Формы осуществления местного самоуправления в России. Местное самоуправление в России - деятельность местных сообществ , осуществляемая непосредственно или через местные представительные органы, по вопросам местного значения. Гарантируется главой 8 Конституции России Характеризуется наличием определённой территории, закреплённой за муниципальным образованием, выборных органов и форм непосредственного участия граждан в местном самоуправлении, муниципальной собственности и бюджета, муниципальных нормативных актов.Формы осуществления- В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума , выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:местный референдум ,муниципальные выборы ,голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления,голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования,сход граждан ,другие формыФормы участия населения в осуществлении местного самоуправления: правотворческая инициатива граждан ,территориальное общественное самоуправление ,публичные слушания ,собрание граждан ,конференция граждан (собрание делегатов),опрос граждан ,обращения граждан в органы местного самоуправления,наказы избирателей,другие формы.

https://www.сайт/2018-05-14/kudrin_vozglavit_schetnuyu_palatu_rf_chto_eto_takoe

Главный ревизор страны

Кудрин возглавит Счетную палату РФ. Что он сможет делать?

Илья Питалев/РИА Новости

Сегодня стало известно, что бывший министр финансов РФ, председатель совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин согласился на поступившее ему предложение возглавить Счетную палату РФ. Пока аналитики думают, хорошо это или плохо, мы решили подготовить краткую справку о том, что из себя представляет Счетная палата, чем она занимается и какие полномочия у ее руководителя.

Что это такое?

Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита. Отчитывается этот орган перед Федеральным собранием, хотя, как сказано в законе, он «обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно».

Что входит в задачи Счетной палаты? Орган следит за целевым использованием средств федерального бюджета, а также бюджетов государственных и внебюджетных фондов, проверяет эффективность, с которой чиновники реализуют стратегические цели. Такие, например, как майские указы президента или другие большие федеральные программы.

Кроме эффективности, Счетная палата проверяет законность расходования средств. Если специалисты выявляют недостатки на этапе формирования и распоряжения федеральными ресурсами, то вносят предложения по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса.

Помимо расходования средств, надзорный орган следит и за предоставлением налоговых и других льгот, а также бюджетных кредитов в сделках, которые совершаются предпринимателями за счет бюджетных средств.

Ну и, конечно, Счетная палата проверяет достоверность бюджетной отчетности на всех уровнях.

Счетная палата инспектирует движения средств в Центробанке и других кредитных организациях. Орган также должен принимать «в пределах своей компетенции» меры по противодействию коррупции.

Наталья Селиверстова/РИА Новости

Структура Счетной палаты

Счетная палата образуется в составе председателя, его заместителя, аудиторов и аппарата. Глава Счетной палаты назначается Госдумой на шесть лет по представлению президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность более двух сроков подряд.

Для назначения на должность президенту Советом Госдумы по предложениям фракций в Госдуме вносятся не менее трех кандидатур, из которых президент выбирает одну. В случае, если ни одна из внесенных кандидатур президенту не понравится, глава государства вправе выдвинуть своего человека и представить его в Госдуму для назначения.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство. Он должен иметь высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов, юриспруденции.

Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных связях с президентом, а также рядом других крупных чиновников, включая председателя Верховного суда, руководителя администрации президента и так далее.

Глава надзорного органа организует работу Счетной палаты в соответствии с законодательством, представляет Совфеду и Госдуме отчеты о работе органа. Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета федерации и Государственной думы, их комитетов и комиссий, правительства РФ, президиума правительства, при этом он не может быть ни депутатом Госдумы, ни сенатором.

Заседание расширенной коллегии Счетной палаты. Один из участников — президент Владимир ПутинKremlin.Ru

От своих обязанностей глава Счетной палаты освобождается в случае нарушения им законодательства, злоупотреблений по службе, либо если за такое решение проголосует большинство депутатов Госдумы.

Непосредственно проверки Счетной палаты проводят аудиторы — должностные лица, возглавляющие направления деятельности органа. Совет Федерации и Государственная дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет по представлению президента.

При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев. Аудиторы самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.

Функции и полномочия Счетной палаты

Счетная палата проводит экспертизу проектов федеральных законов о бюджетах на очередной финансовый год и плановый период, анализирует обоснованность их показателей, подготавливает свои заключения, осуществляет внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств. СП также проверяет местные бюджеты в регионах, следит за тем, как тратятся деньги из федерального бюджета, готовит предложения по формированию системы ключевых национальных показателей, определяющих уровень и качество социально-экономического развития, оценивает влияние внутренних и внешних условий на уровень достижений экономических целей.

Этот орган отслеживает сферу закупок товаров и услуг, осуществляемых на всех бюджетных уровнях.

СП готовит ежеквартальные оперативные доклады, анализируя, как расходуются средства налогоплательщиков, следит за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга страны, а также долгами иностранных государств перед Россией.

Орган проводит экспертизу международных договоров, документов стратегического планирования, в том числе государственных программ Российской Федерации, межгосударственных целевых программ, в которых участвует наша страна, и иных документов, затрагивающих вопросы распоряжения ресурсами.

Kremlin.Ru

Как счетная палата может наказывать нарушителей

Счетная палата — не силовая структура, она не может возбуждать уголовные дела или вести оперативно-разыскную деятельность. Но она по результатам контрольных мероприятий вправе направлять предписания, уведомления о применении «бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также передавать материалы в правоохранительные органы», если выявит серьезные нарушения. Ранее Счетная палата не раз делала громкие заявления о многомиллиардных нарушениях при расходовании бюджетных средств. Правда, далеко не всегда это заканчивалось возбуждением реальных уголовных дел и наказанием коррупционеров.

Также СП может запрашивать государственную и ведомственную статистическую и иную отчетность, получает постоянный доступ к федеральным информационным системам, необходимым для осуществления аудита. СП может привлекать к контрольным мероприятиям правоохранительные и другие органы и их представителей, а также экспертов из сторонних организаций.

Счетная палата оказывает контрольно-счетным органам субъектов и муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, содействует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников.

Счетная палата осуществляет контроль за поступлением в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения федеральным имуществом (в том числе от его приватизации, продажи), либо от управления объектами федеральной собственности.

Ограничения и обязанности

На председателя Счетной палаты, как и на других членов этого органа, распространяются примерно такие же ограничения, как и на представителей других надзорных органов (например, прокуроров). Так, члены СП не могут замещать иные должности в органах госвласти или органах местного самоуправления, заниматься бизнесом лично или через доверенных лиц, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой.

При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами и законодательством.

Также члены надзорного органа не могут быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, использовать в неслужебных целях информацию и ресурсы, которые предназначены для их деятельности. Они не могут получать гонорары за публикации и выступления в качестве представителей СП, получать другие вознаграждения, не предусмотренные законом, включая подарки.

«Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью Российской Федерации и передаются по акту в Счетную палату», — говорится в законе.

Представители Счетной палаты не могут выезжать в служебные командировки за рубеж за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ.

Членам Счетной палаты запрещается вступать в политическую партию в период осуществления ими полномочий. При назначении они должны приостановить членство в политических объединениях.

Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному собранию РФ.

История

В XVII веке, в царствование Алексея Михайловича, был образован Счетный приказ - временный орган, который создавался на период очередной ревизии. В XVIII веке при Правительствующем Сенате функционировала Ближняя канцелярия, выполнявшая, в частности, полномочия по финансовому контролю, и Ревизион-контора, заведовавшая государственными счетами и производившая суд над лицами, обвиненными в финансовых злоупотреблениях.

В XIX веке функции финансового контроля были разделены между министром финансов, государственным казначеем и государственным контролером (должность учреждена в 1810 году). Государственный контроль осуществлял ревизию финансовой отчетности государственных и общественных учреждений. Основополагающими принципами деятельности госконтроля являлись самостоятельность и независимость от других министерств и ведомств. Одним из первых государственных контролеров был Алексей Хитрово, который занимал пост около 27 лет (1827-1854) - рекордный срок службы в должности руководителя госконтроля.

После прихода к власти большевиков в 1917 году работа по созданию системы госконтроля была поручена Иосифу Сталину (Джугашвили). В стране был образован Народный комиссариат государственного контроля (с 1920 года - Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции), осуществлявший проверку финансовой деятельности госучреждений. Наркомат также имел право пересматривать штаты госорганизаций, производить расследование и предавать суду должностных лиц, налагать арест на имущество.

В 1923 году наркомат был объединен с контрольным органом компартии - Центральной контрольной комиссией РКП (б) в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции СССР. В конце 1920-х - 1930-х годах его основной функцией стал контроль за выполнением пятилетних производственных планов, а также чистки советских учреждений от лиц непролетарского происхождения и дореволюционной интеллигенции.

В 1934 году Наркомат рабоче-крестьянской инспекции был разделен на две комиссии - советского контроля при Совете народных комиссаров СССР и партийного контроля при Центральном комитете ВКП(б). Однако в 1940 году контрольное ведомство было восстановлено: на базе комиссии советского контроля при СНК учрежден Наркомат государственного контроля СССР (в 1946 году преобразован в одноименное министерство). В 1957 году главным контрольным органом стала Комиссия советского контроля при Совете министров СССР (в 1961-1962 годах - Комиссия государственного контроля СССР).

В 1962-1965 годах в период реформирования центральных органов госуправления, которое осуществлял первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, функции госконтроля осуществлял Комитет партийно-государственного контроля при ЦК КПСС и Совмине СССР. В 1965 году в Советском Союзе был принят закон " О народном контроле в СССР" и создан Комитет народного контроля при Совмине СССР. В его задачу входило "оказание помощи партийным и государственным органам в систематической проверке фактического исполнения директив партии и правительства советскими, хозяйственными и другими организациями". С принятием конституции СССР 1977 года Комитет народного контроля перешел в двойное подчинение - Верховному совету и Совмину СССР.

В мае 1991 года Верховный Совет СССР принял закон о высшем органе финансово-экономического контроля - Контрольной палате СССР, которая получила право контроля за эффективным и производительным использованием госбюджета во всех без исключения органах государственной власти и управления. Однако уже в декабре 1991 года в процессе ликвидации органов госуправления СССР палата была упразднена.

В России с 1992 по 1994 года действовал Контрольно-бюджетный комитет при Верховном совете республики. В декабре 1994 года он был ликвидирован в связи с подготовкой к принятию федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации".

Формирование Счетной палаты РФ началось после принятия конституции 1993 года. Процесс создания нового государственного института занял более года. 11 января 1995 года был принят федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации", который вступил в силу 14 января того же года. Первое организационное заседание коллегии палаты состоялось 12 апреля 1995 года.

12 апреля 2013 года вступил в силу ныне действующий федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 5 апреля 2013 года.

Задачи и полномочия Счетной палаты

Счетная палата осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, определяет достоверность бюджетной отчетности, оценивает эффективность предоставления налоговых льгот и бюджетных кредитов. Она проводит аудит состояния госдолга (внутреннего и внешнего), долга иностранных государств и юридических лиц перед РФ, госпрограмм, достижения стратегических целей социально-экономического развития РФ, экспертизу проектов федеральных законов, международных договоров, документов стратегического планирования и др.

Контрольные полномочия распространяются на все государственные органы, учреждения, предприятия, банки, негосударственные пенсионные фонды и страховые медицинские организации, а также юридические и физические лица - производители товаров, работ и услуг, которые заключили договоры, предусматривающие использование средств федерального бюджета.

Счетная палата выполняет поручения Федерального собрания РФ, но формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти. В рамках своих задач она обладает организационной и функциональной независимостью. Деятельность палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий парламента.

Счетная палата информирует органы власти и общество о результатах своей деятельности, предоставляет сведения средствам массовой информации. Ежегодно ведомство отчитывается перед Советом Федерации и Госдумой, ежеквартально предоставляет оперативный доклад парламенту о ходе исполнения федерального бюджета. По результатам проверок, при наличии состава преступления, палата передает соответствующие материалы в правоохранительные органы, которые обязаны информировать ведомство о ходе рассмотрения переданных им материалов.

Руководство, аудиторы

Членами Счетной палаты являются ее председатель, заместитель председателя и 12 аудиторов. Одно и то же лицо не может занимать указанные должности более двух сроков подряд.

Председателем, заместителем председателя и аудитором Счетной палаты может быть назначен гражданин РФ, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области госуправления, госконтроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции. При назначении на должность руководство и аудиторы палаты обязаны приостановить свое членство в политической партии на период исполнения своих полномочий.

Председателя палаты и шесть аудиторов назначает сроком на шесть лет Госдума, заместителя председателя и еще шесть аудиторов - Совет Федерации.

Кандидатуры на должность председателя палаты - не менее трех - вносятся советом Думы по представлению фракций на рассмотрение президенту. Президент может внести в Госдуму одну из предложенных кандидатур или представить иного кандидата. Постановление о назначении председателя Счетной палаты принимается депутатами большинством голосов от общего числа парламентариев. Решение о досрочном освобождении от должности председателя палаты оформляется постановлением Госдумы по представлению президента.

Кандидатуры заместителя Счетной палаты - также не менее трех - вносит на рассмотрение президенту совет палаты Совета Федерации по предложению комитетов. Глава государства выбирает одну кандидатуру или предлагает своего кандидата и представляет его в верхнюю палату парламента. Постановление о назначении заместителя председателя палаты принимается сенаторами большинством голосов.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности ведомства.

Требования к членам Счетной палаты

Члены Счетной палаты не вправе входить в органы госвласти и местного самоуправления, заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами. Они не могут получать гонорары за свои выступления или публикации, получать вознаграждения, не предусмотренные законом РФ, иностранные звания и награды (кроме спортивных и научных), входить в органы иностранных некоммерческих неправительственных организаций, иметь счета в иностранных банках, расположенных за рубежом (это требование распространяется и на членов их семей) и др.

Аудиторы не должны состоять в родственных отношениях с руководителями государства, правительства, парламента, высших судебных органов, а также администрации президента. Кроме того, родственные отношения не должны связывать членов Счетной палаты между собой.

Председатель, заместитель председателя, аудиторы палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального собрания, которая их назначила на должность. Уголовное дело в отношении них может быть возбуждено только председателем Следственного комитета РФ. Инспектор палаты не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия коллегии ведомства.

Структура и органы

В структуру Счетной палаты входят ее коллегия и аппарат. Коллегия состоит из председателя палаты, его заместителя, 12 аудиторов и руководителя аппарата (с правом совещательного голоса). В заседаниях коллегии могут принимать участие председатели комитетов и комиссий обеих палат Федерального собрания, члены правительства, а также иные лица по решению главы Счетной палаты.

В аппарат Счетной палаты входят инспекторы и иные сотрудники ведомства. Структура аппарата включает в себя 10 департаментов (экономического анализа, внешних связей, управления делами и др.).

По данным Росстата, в 2017 году численность сотрудников Счетной палаты составляла 1 тыс. 17 человек, их среднемесячная зарплата - 181 тыс. руб.

В 2002 году был создан Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты (НИИ СП) для научной работы в области разработки и внедрения передовых методов и технологий контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности. В 2014 году он реорганизован в Федеральный центр информатизации. С 1 января 2018 года носит название Центр экспертно-аналитических и информационных технологий Счетной палаты.

Бюджет

В 2016 году из федерального бюджета на обеспечение работы Счетной палаты было выделено 3,6 млрд руб., в 2017 году - 3,9 млрд руб. Запланированный бюджет ведомства на 2018 года составляет 3,8 млрд руб.

Деятельность

По итогам 2017 года, Счетной палатой было выявлено более 6,5 тыс. нарушений на общую сумму 1,9 трлн руб. Из них 2,3 тыс. на сумму более 118,7 млрд руб. были выявлены при осуществлении госзакупок, более 2 тыс. на сумму 599 млрд руб. - при формировании и исполнении бюджетов, 586 на сумму 813,5 млрд руб. - при составлении бюджетной и бухгалтерской отчетности. В бюджетную систему РФ возвращено 18,8 млрд руб. (в 2016 году - 8,8 млрд руб.).

Инспекторами Счетной палаты возбуждено 389 дел об административных правонарушениях. К началу 2018 года из них судами было рассмотрено 267 дел, к административной ответственности привлечено 130 должностных и юридических лиц, которым назначены наказания в виде штрафов на общую сумму 23,4 млн руб. (в 2016 году привлечено к административной ответственности 110 должностных и юридических лиц, судами назначено административных штрафов на сумму 33,6 млн руб.).

В правоохранительные органы направлено 124 материала контрольных проверок, из которых 84 - в Генпрокуратуру, 21 - в ФСБ, 13 - в Следственный комитет, шесть - в МВД. Прокуратурой внесено 169 представлений, заявлено 44 судебных иска, в доход федерального бюджета возмещено 13 млн руб., в отношении должностных лиц возбуждено 109 дел об административных правонарушениях. Органами предварительного следствия возбуждено 20 уголовных дел, в том числе по фактам злоупотреблений при строительстве инфраструктуры космодрома Восточный, нецелевого расходования средств сотрудниками Сочинского национального парка и др.

Счетной палатой в 2017 году была проведена экспертиза более 1,7 тыс. проектов правовых актов, 179 - государственных и федеральных целевых программ, 17 - международных договоров.

В 2018 году палата запустит новый общественные сервис, который позволит гражданам предоставлять информацию об определенных видах деятельности организаций государственного сектора. Так, граждане получат возможность напрямую влиять на включение в план проверок Счетной палаты определенных организаций.

За назначение бывшего вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина председателем Счетной палаты РФ ("за" - 264 депутата, "против" - 43, еще 43 воздержались).

Кандидатура Кудрина была внесена на рассмотрение нижней палаты парламента президентом РФ Владимиром Путиным.

Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному собранию РФ. Формирование палаты началось после принятия новой российской конституции в декабре 1993 года и завершилось в 1995 году. С начала работы палаты и до 2018 года ее возглавляли три человека. Дольше всех на посту находился Сергей Степашин - 4 тыс. 902 дня. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о руководителях Счетной палаты РФ.

Хачим Кармоков (1994-2000)

Хачим Кармоков (род. 1941), выпускник Кабардино-Балкарского госуниверситета, кандидат экономических наук (1971). В 1991-1993 годах возглавлял Верховный совет Кабардино-Балкарской Республики. В 1993-1995 годах был членом Госдумы РФ I созыва, сопредседателем депутатской группы "Новая региональная политика". 17 января 1994 года постановлением Госдумы он был назначен председателем Счетной палаты РФ ("за" - 290 депутатов, "против" - 63, воздержались - 8), учрежденной в соответствии с федеральным законом от 11 января 1994 года. Свою работу ведомство начало 12 апреля 1995 года Хачим Кармоков возглавлял ее до 19 апреля 2000 года. После отставки был советником нового главы Счетной палаты Сергея Степашина, затем членом Совета Федерации РФ от парламента Кабардино-Балкарии. Руководил также республиканским отделением партии "Справедливая Россия". В 2010-х годах был госсоветником Кабардино-Балкарии. С 2016 года работает в администрации главы республики, занимает пост спецпредставителя по реализации инвестиционной политики и инновациям.

Сергей Степашин (2000-2013)

Сергей Степашин (род. 1952), в 1973 году окончил Высшее политическое училище Министерства внутренних дел СССР в Ленинграде, в 1981 году - Военно-политическую академию имени В. И. Ленина.

Доктор юридических наук (1994). В 1990-х годах возглавлял Федеральную службу контрразведки РФ (с 1995 года - Федеральная служба безопасности), затем - министерство юстиции (1997-1998) и МВД (1998-1999). С 19 мая по 9 августа 1999 года занимал пост председателя правительства РФ. Был депутатом Госдумы РФ III созыва, членом фракции "Яблоко". 19 апреля 2000 года постановлением Госдумы назначен председателем Счетной палаты ("за" - 309, "против" - 29, воздержались - 10). Руководил ею до 20 сентября 2013 года. С 2013 года возглавляет наблюдательный совет госкорпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Татьяна Голикова (2013-2018)

Татьяна Голикова (род. 1966), после окончания общеэкономического факультета Московского института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова работала в российском министерстве финансов, где с 1999 года занимала должность заместителя министра. В 2007-2012 годах возглавляла Министерство здравоохранения и социального развития РФ, в 2012-2013 годах работала в Администрации президента РФ Владимира Путина, была помощником главы государства по вопросам социально-экономического сотрудничества с Абхазией и Южной Осетией. Доктор экономических наук (2008). 20 сентября 2013 года постановлением Госдумы РФ была назначена председателем Счетной палаты ("за" - 415, "против" - 5, воздержались - 2). Занимала должность до 17 мая 2018 года. Назначена вице-премьером в правительстве Дмитрия Медведева, курирует вопросы социальной политики.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: