Как принять на работу граждан Белоруссии: пошаговая инструкция. Прием на работу Работники белорусы оформление на работу

Прием на работу иностранных граждан в 2018-2019 годах продолжает вестись по правилам, действовавшим в 2017-м. Как правильно принять иностранца? Какие документы нужны для оформления договора с иностранным работником? В каких случаях нужно уведомлять миграционную службу? Каковы нюансы оформления высококвалифицированных специалистов? Мы подготовили для вас удобную таблицу-шпаргалку, которая подскажет порядок действий в каждом конкретном случае.

Прием на работу иностранных граждан в 2018-2019 годах

Трудоустройство иностранцев зависит от того, в каком статусе они находятся на территории страны:

  • временно пребывающий:
    • есть миграционная карта, но нет вида на жительство и разрешения на временное проживание;
    • может находиться на территории РФ на основании визы или в безвизовом порядке;
  • временно проживающий:
    • получил разрешение на временное проживание в РФ, которое выдается на 3 года;
  • постоянно проживающий:
    • есть вид на жительство, на который можно претендовать после того, как прожил в России 1 год;
    • вид на жительство дается на 5 лет, его можно продлевать.
  • не менее 83 500 руб. в месяц для занятых в научно-исследовательской, туристической, медицинской сфере;
  • не менее 167 000 руб. в месяц для задействованных в иных отраслях экономики;

Минимальная зарплата не установлена для тех, кто едет из-за рубежа работать в «Сколково», а также для иностранцев, участвующих в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра в соответствии с законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 29.07.2017 № 216-ФЗ.

Трудоустройство беженцев из Украины проходит в упрощенной (относительно других иностранцев) форме — по правилам, действующим для российских граждан. Плюс они должны представить в организацию удостоверение беженца.

Также на порядок приема на работу влияет то, из какого государства приехал работник и установлен ли с этим государством визовый режим. Визу нужно получать гражданам большинства территориально удаленных от РФ стран (например, США, Канады, стран Евросоюза). Из ближайших стран в визовом порядке приезжают эстонцы, латыши, грузины. Перечень стран с указанием необходимости получения визы для посещения России приведен в письме МИД РФ от 27.04.2012 № 19261/кд.

Таким образом, именно от статуса иностранца и страны приезда зависит перечень документов, которые он должен будет представить в компанию при трудоустройстве и ваше взаимодействие с госорганами как работодателя.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Уведомлять миграционную службу (с апреля 2016 года полномочия ФМС переданы МВД России) о трудоустройстве иностранного сотрудника необходимо всегда (за редким исключением, о котором расскажем далее). Нарушение этого правила чревато для компании штрафом в размере от 400 000 до 800 000 руб. (в худшем случае приостановлением деятельности), а ответственное лицо может быть оштрафовано на сумму от 35 000 до 50 000 руб. (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

Основной нормативный акт, регулирующий труд иностранных работников, — закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Кроме того, на иностранцев распространяются нормы ТК РФ и иных законодательных актов, регулирующих трудовые отношения в РФ.

Прием на работу гражданина Белоруссии в 2018-2019 годах

В январе 2000 года вступил в силу договор о создании Союзного государства между Россией и Республикой Беларусь. Тесная интеграция 2 стран способствует тому, что на сегодняшний день трудоустроиться в России белорусам несложно. Кроме того, Беларусь, наряду с Арменией, Казахстаном, Киргизией и Россией, является членом ЕАЭС. Соответственно, при трудоустройстве гражданина Беларуси действуют правила договора о ЕАЭС от 29.05.2014.

Для трудоустройства белорусские граждане не обязаны получать патент. Работодатель не оформляет для них приглашение на въезд и не запрашивает информацию о квотах иностранных сотрудников в службе занятости.

При трудоустройстве гражданин Беларуси предъявляет белорусский паспорт и иные документы, указанные в ст. 65 ТК РФ:

  • трудовую книжку российского образца (если таковой нет, ее заведет работодатель);
  • СНИЛС (постоянно не проживающие граждане оформлять этот документ не обязаны);
  • документы об образовании.

Аналогичные правила приема на работу действуют для остальных иностранцев, прибывших из стран — членов ЕАЭС: при приеме на работу они предъявляют паспорт соответствующей страны и прочие документы согласно ст. 65 ТК РФ.

По какой ставке будет платить налог с трудовых доходов иностранный гражданин, рассказывается в этой статье .

Если вы заключаете трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином Белоруссии, уведомлять об этом миграционную службу необязательно. Граждане Белоруссии имеют равные права с россиянами в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда, а также в других вопросах трудовых отношений.

Подробнее узнайте по ссылке .

Прием на работу иностранных граждан в 2018-2019 годах: таблица

Для того чтобы вам было проще ориентироваться в правилах трудоустройства иностранцев, мы подготовили специальную таблицу. В ней вы найдете основные нюансы приема на работу граждан в зависимости от их статуса и страны пребывания.

ВАЖНО! Неисполнение норм трудового и миграционного законодательства чревато для компании крупными штрафами — до нескольких сотен тысяч рублей. Ответственный сотрудник работодателя штрафуется в меньшем размере. Сумма штрафа зависит от того, какую обязанность работодатель не выполнил. При этом наказание выносится не за сам проступок, а за каждого неверно принятого на работу сотрудника.

Как ужесточилась ответственность работодателей за работу иностранцев без заключения с ними трудового договора, узнайте из этой публикации .

Итоги

В последние годы мобильность трудовых ресурсов значительно выросла. Люди уже не ограничивают поиск работы территориальными границами родного государства. В последние годы чиновники сделали многое, чтобы упорядочить миграционное законодательство и снизить поток нелегальной рабочей силы.

Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?

Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.

Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года - вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки - уведомление о заключении трудового договора не требовалось!

Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.

Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:

«Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»

Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.

Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.

Руководителю ФМС России

Ромодановскому К.О.

ПИСЬМО

22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Пункт первый данного решения гласит:

«1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».

08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).

В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:

«8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.

Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?

Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:

Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.

19 июня 2015 г. (спустя шесть месяцев с начала действия новой редакции 115-ФЗ) ФМС г.Санкт-Петербурга оштрафовала питерскую компанию ООО «СК Монолит» на 400 000 рублей за неуведомление ФМС о приеме на работу в качестве каменщика гражданина республики Беларусь. Работодатель обжаловал это решение сначала в районном, а потом в городском суде г. Санкт-Петербурга. В обоих случаях суды вставали на сторону ФМС и оставляли постановление ФМС в силе. Через два года дело дошло до Верховного суда Российской Федерации.

30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.

Новость дополнена 21.03.2018 г.

Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.

Начальнику отдела по вопросам миграции
УМВД России по городу Смоленску

Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.

Трудоустройство иностранных работников имеет существенные различия от трудоустройства российских граждан РФ. Однако для граждан Республики Беларусь действует упрощенный порядок. Какие основные документы при приеме на работу необходимо оформить при приеме на работу этих категорий работников?

Документом, регулирующим правовые отношения с иностранцами, находящимися на территории РФ, является Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ). При применении Закона №115-ФЗ следует учитывать, что нормы международных соглашений имеют приоритет над национальным законодательством во всех аспектах правовых отношений с иностранцами.

А в отношении граждан - членов ЕАЭС Договором о ЕАЭС был установлен льготный режим трудовой деятельности. Это означает, что порядок трудоустройства иностранцев, предусмотренный в Законе №115-ФЗ, не распространяется на граждан из Республики Беларусь. И в этой ситуации нужно руководствоваться порядком, установленным в Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и РФ от 22.06.1996 г. №4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее по тексту - Решение).

Какие документы должна запросить кадровая служба при приеме на работу белоруса?

Для оформления трудовых отношений с гражданином из Республики Беларусь работодателю необходимо запросить:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • страховое свидетельство;
  • документ об образовании.

Перечень документов тот же, что и при трудоустройстве российского работника (ст.65 ТК РФ).

Никаких дополнительных процедур признания документов об образовании не требуется

Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами Республики Беларусь, также признаются в соответствии с законодательством РФ.

Из общего правила есть исключения. Для отдельных специальностей необходима процедура признания документов об образовании. Например, для юристов, педагогов, медиков, фармацевтов (Административный регламент, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2013 г. №1391).

Временно пребывающие в РФ граждане из стран ЕАЭС должны представлять при трудоустройстве полис ДМС (письмо Минтруда РФ от 17.12.2015 г. №16-4/В-823). Но из этого правила есть исключения. Например, если российский работодатель самостоятельно заключает договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг работникам из стран ЕАЭС.

При трудоустройстве на территории РФ граждан из Армении, Казахстана, Киргизии, необходимо наличие полиса ДМС либо заключенного договора о предоставлении платных медицинских услуг. Такое требование не распространяется на белорусских работников, поскольку такие работники трудоустраиваются на тех же правилах, что и российские работники (Договор «О создании Союзного Государства» от 08.12.1999 г., Договор о равных правах от 25.12.1998 г.).

Как и с российскими гражданами оформление приема на работу с белорусами сопровождается заключением трудового договора, подтверждающего факт трудовых отношений.

Расчет трудового стажа граждан Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п.2 Решения).

Срок временного пребывания (проживания) работника из Республики Беларусь и членов семьи на территории РФ определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем или заказчиком работ, услуг (п.5 ст.97 Договора о ЕАЭС).

Граждане Республики Беларусь, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию РФ, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. То есть им не нужно в течение 30 суток вставать на миграционный учет. При пребывании граждан Республики Беларусь свыше 30 суток с даты въезда, они обязаны зарегистрироваться (встать на учет) либо это сделает принимающая сторона (работодатель либо заказчик услуг).

В соответствии со ст.23 Закона №115-ФЗ регистрация иностранных граждан осуществляется при предъявлении миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в РФ, и документа, удостоверяющего личность.

Миграционные карты гражданам Республики Беларусь, прибывающим на территорию РФ, не выдаются.Документом, подтверждающим дату въезда гражданина Республики Беларусь в РФ, может служить проездной документ.

Поскольку у России с Республикой Беларусь нет границ, то миграционные карты работники Республики Беларусь не заполняют (письмо Управления организации визовой и регистрационной работы от 21.01.2005 г. №МС-2/559).

При этом работодатель обязан уведомлять миграционную службу о заключении или расторжении трудовых договоров с работниками из Республики Беларусь (п. 8 ст. 13 Закона №115-ФЗ). Уведомление направляется в территориальное отделение ФМС России в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора с белорусским работником (п. 8 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

Все виды пособий и выплат гражданам Республики Беларусь, работающим на территории РФ, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, отпуска по уходу за ребенком и в других случаях предоставляются в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п.3 Решения, п.3 ст.98 Договора о ЕАЭС). Таким образом, с 1 января 2015 г. белорусские граждане, работающие в российских компаниях, наряду с российскими гражданами имеют право на получение всех видов пособий (письмо Минтруда РФ от 13.03.2015 г. №17-3/ООГ-268).

Во многих случаях работодатель не может найти подходящие кадры для занятия вакансии по причине высоких запросов соискателей или отсутствия нужных специалистов, и прием на работу граждан Белоруссии в 2019 году является распространенной практикой для устранения означенной проблемы. Однако работодателям следует учитывать, что нарушение нормативов в вопросах использования миграционного законодательства может привести к серьезным последствиям. Но в целом, прием на работу белорусов практически не доставит дискомфорта кадровым специалистам, бухгалтерам и предприятию, так как для них предусмотрен особый упрощенный режим трудоустройства.

Прием на работу граждан Белоруссии в 2019 году – основные понятия, плюсы и минусы

Республика Беларусь является одной из наиболее близких к России стран – как с географической точки зрения, так и в отношении культурных, экономических и политических связей и сотрудничества в данных сферах. Соответственно, даже в сфере международного права в вопросах трудовых взаимоотношений для белорусов в России действуют наиболее удобные и комфортные условия – это касается как самих трудовых мигрантов, так и российских работодателей, оформляющих с ними трудовые взаимоотношения. При этом большая часть из этих особенностей существует благодаря тому, что Беларусь входит вместе с Россией в ЕАЭС – так, схожие правила действуют и при приеме на работу граждан Казахстана.

Правовое регулирование вопросов трудоустройства белорусов в Российской Федерации с точки зрения нормативных документов обеспечивается следующими актами:

  • ФЗ №115 от 25.07.2002. Этот федеральный закон устанавливает в своих положениях основные принципы регулирования правового статуса и иных возможностей иностранцев, в том числе и белорусов, на территории Российской Федерации и предусматривает особый порядок действий при их трудоустройстве.
  • Глава 50.1 ТК РФ. В положениях означенной главы устанавливаются главные принципы трудоустройства иностранцев и отличия трудовых взаимоотношений с ними в сравнении с общим порядком приема на работу россиян.
  • Договор ЕАЭС от 29.05.2014. В данном договоре раскрываются основные принципы международного сотрудничества государств, входящих в Евразийский союз и общие нормативы трудоустройства граждан стран ЕАЭС на территории означенных государств.
  • Соглашение между РФ и РБ от 24.01.2006. Оно регулирует общий порядок въезда и регистрации на территории Российской Федерации граждан Белоруссии, что следует учитывать при их переезде и устройстве на работу.

В отношении граждан Беларуси при для работодателей нет отличий с точки зрения используемого ими режима пребывания в России. В частности, они принимаются на работу на одинаковых условиях как если въезжали просто с оформлением миграционной карты, так и если уже имеют разрешение на временное проживание или вид на жительство в России. В любой из вышеозначенных ситуаций все принципы их трудоустройства будут одинаковыми.

Прием на работу граждан Белоруссии в 2019 году – пошаговая инструкция

Порядок действий при приеме белорусов на работу может выглядеть следующим образом:

  1. Привлечение работников из Беларуси может производиться абсолютно аналогичным образом как и трудоустройство россиян. При этом работодателю, если он публикует вакансии, запрещено указывать в объявлениях о них о необходимости принять на работу лицо, имеющее именно белорусское гражданство или не являющееся гражданином РФ, равно как и наоборот – требовать обязательного наличия российского гражданства. Данные действия могут быть квалифицированы как трудовая дискриминация по национальному признаку.
  2. Предоставление соискателем документов и их необходимая проверка. Жители Белоруссии при приеме на работу предоставляют немного отличный пакет документов от тех, которые требуются от россиян. Данный список более подробно будет рассмотрен далее.
  3. Заключение трудового договора с гражданином Белоруссии. В своих основных принципах, заключение не имеет ключевых отличий в сравнении с договорами, оформляемыми между работодателем и резидентами РФ. Но некоторые работодатели не учитывают ряд нюансов или неправильно трактуют нормы законодательства. В частности, к распространенным ошибкам относится заключение срочного договора без наличествующих законных оснований для таковых действий.
  4. Уведомление органов исполнительной власти в вопросах миграции. Поскольку с 2016 года ФМС упразднена, работодателю необходимо в трехдневный срок направить уведомление УВМ МВД о приеме на работу иностранца. Срок подачи уведомления о приеме белоруса составляет 3 дня после заключения трудового договора.

В случае прекращения трудовых отношений работодателю требуется уведомить УВМ МВД о прекращении трудового договора. Таковое увольнение является процедурой, аналогичной первичному сообщению про прием белоруса на работу и имеет аналогичные сроки подачи и используемую для извещения форму.

Постановление ВС РФ от 30.05.2017 №78-АД17-19 утверждает, что уведомление миграционных органов в отношении белорусов не является обязательным, однако судебная практика и иные законодательные нормы часто свидетельствуют об обратном. Учитывая простоту уведомления, пренебрегать данной процедурой не стоит – последующие возможные разбирательства хоть и смогут доказать правоту работодателя, но потребуют значительных бессмысленных трат времени, кадровых ресурсов и средств организации.

Какие документы нужны при приеме на работу белорусов в 2019 году

Как и для российских граждан, законодательством устанавливается определенный перечень документации, которую должен предъявить соискатель при трудоустройстве. В отношении белорусов документы для приема на работу в 2019 году требуются следующие:


Требовать при приеме на работу белоруса такие документы, как военный билет или полис медицинского страхования, работодатель не вправе. Поэтому они являются необязательным при приеме на работу.

Другие нюансы и особенности приема на работу белорусов в 2019 году

При истребовании у белоруса документов при его приеме на работу, работодатель может потребовать от него лишь оплаты услуг по приобретению бланка трудовой книжки. Медицинский осмотр в данном случае оплачивается работодателем. Однако переводы и апостилирование документов также оплачивает соискатель из Белоруссии.

Патент на работу в 2019 году для граждан Белоруссии не требуется. Более того – ответственные миграционные органы не смогут оформить данный документ в принципе. Соответственно, прием на работу жителей Беларуси осуществляется без патента или разрешения на работу. Это значит, что он также не предусматривает ограничений по месту исполнения работы – жители Белоруссии могут работать в любом регионе РФ без дополнительных изменений и разрешений, в том числе и на любых должностях.

При заключении договора о дистанционной работе с гражданином Беларуси, если он при исполнении своих обязанностей не будет посещать российскую территорию, уведомление МВД о факте трудоустройства или расторжения договора не требуется. Также, необязательно в данном случае и оформление трудовой книжки.

(36 голос., средний: 4,20 из 5)

Обсуждение (26 )

  1. Добрый день! Вид деятельности компании: Розничная торговля, сеть магазинов. Подскажите пж. прямо последовательно: 1) Какие документы от организации необходимо подавать в ФСМ для первого раза подачи уведомления о приёме гр. Белоруссии? 2) Какие надо приложить документы к уведомление для ФМС от сотрудника Белоруссии? 3) Подача документом в ФМС по какому адресу осуществляется, там где по уставу организация зарегистрирована ли там, где работает сотрудник?
    PS.: Спасибо!

  2. Добрый вечер. Для чего направить в миграционный орган заявление по гражданину Беларуси?
    Есть решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года N 4 ,в отношении граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в Российской Федерации, и их работодателей, не применяются положения Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, устанавливающие особенности труда иностранных граждан в Российской Федерации, в том числе положения статьи 13 названного Федерального закона.

    • Да, всё верно, решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России №4 от 22.06.1996 года отменяет действие ФЗ №115 от 25.07.2002 в отношении граждан Беларуси, в том числе — относительно обязательности постановки на миграционный учёт. Но при этом на практике ранее ФМС, а на сегодняшний — ГУ МВД по вопросам миграции не дают чёткого ответа на данный вопрос и, несмотря на наличие установленных международных норм, часто требуют соответствующие документы.

      • А есть прецедент о наказании за не-уведомление о гражданах РБ? Есть Постановление Верховного Суда РФ от 30 мая 2017 г. N 78-АД17-19, об отмене административного штрафа, назначенного организации за то, что она не уведомила территориальный орган в сфере миграции о привлечении гражданина Беларуси к труду. Я являюсь родным отцом ребенка Гражданином Беларуси и работаю в г.Москва по трудовому договору.
        Вид на жительство планирую оформлять через 10 месяцев после продления трудового договора.
        Ребенку необходимо поступить в 10 класс Московской школы,но одним из условий является прикрепление к поликлинике г.Москва,а поликлиника требует полис ОМС, но полис ОМС отказываются выдавать как страховые Компании,так и МФЦ по Головинскому району г.Москва,ссылаясь на отсутствие у ребенка ВНЖ(Вида на жительство) в РФ.
        Я и моя дочь приняты на миграционный учет в г.Москва и оформлен СНИЛС РФ.

        в тексте п. 3, ст. 98 «Договора евразийском экономическом союзе» от 29.05.2014 года, на основании которого трудящиеся из стран ЕАЭС и члены их семей имеют право на социальное обеспечение на тех же условиях и в том же порядке, что и граждане РФ.

  3. нужна помощь!
    Я новичок в работе с иностранцами
    Подскажите, как поступить
    У меня гражданин Белоруссии работает с января текущего года
    сейчас ему необходимо продлить регистрацию
    1. Как ему продлить регистрацию, какие нужны документы и можно ли это сделать по адресу офиса
    2. Нужно ли отвозить уведомление (договор заключен бессрочный, уведомление о приеме уже были отвезены и приняты соответствующими органами)

  4. Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как на оформить волонтера из РБ? Какие налог. необходимо платить? Возмещаем расходы на проезд, проживание. Спасибо

  5. Я гражданин РБ, трудоустраиваюсь на удаленную форму работы в РФ, соответственно находится на территории РФ физически не буду. Как мне получить ИНН и СНИЛС без регистрации?

Читатели давно просят нас опубликовать отдельный материал по найму работников, имеющих белорусское гражданство. Что неудивительно, ведь по самым скромным оценкам в нашей стране работает более полумиллиона граждан Белоруссии, причем большинство из них - на квалифицированных должностях. Этому очень способствует «привилегированный» (по сравнению с другими мигрантами) статус белорусов, да и работодатели практически не обременены различными «миграционными» обязанностями. Судите сами:

  • чтобы принять на работу гражданина из Республики Беларусь, фирме или предпринимателю не требуется разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Самому белорусу разрешение на работу в РФ также не нужн ост. 3 Соглашения от 19.11.2010 «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» ;
  • работодатели не должны уведомлять органы ФМС и занятости о заключении/расторжении трудового договора с работником из Белоруссии, а также о предоставлении ему отпуска без сохранения зарплаты продолжительностью более 1 месяца в течение год а;
  • на белорусов не распространяются ограничения на наем временно пребывающих иностранцев для работ в сфере розничной торговли (например, алкоголем либо фармацевтическими товарам иПостановление Правительства от 01.12.2012 № 1243 )п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее - Решение от 22.06.96 № 4) .

Из-за этих привилегий многие вообще считают, что привлечь белоруса на работу по трудовому договору - то же самое, что нанять гражданина РФ. Но это не совсем так, определенные нюансы все же имеются.

Заключение трудового договора с белорусом

В части оформления трудовых отношений с белорусами порядок абсолютно такой же, что и для россия нп. 2 Решения от 22.06.96 № 4 . Однако учтите такой момент.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Работодатель всегда является принимающей стороной для иностранного работника, а значит, обязан поставить его на миграционный учет. Даже если такой работник уже стоит на учете по месту пребывани яподп. 7 п. 1 ст. 2 , п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ .

Если белорус при устройстве на работу представит вам трудовую книжку советского образц аутв. Постановлением Совмина СССР от 21.04.75 № 310 , то вы можете смело вносить в нее записи о работе, поскольку эти книжки продолжают действовать на территории РФп. 2 Постановления Правительства от 16.04.2003 № 225 .

Если же это будет трудовая книжка образца, утвержденного Республикой Беларусь, то имейте в виду: она считается иностранной трудовой книжкой и не признается на территории РФ. В таком случае работнику нужно завести российскую трудовую книжку. При этом записи из белорусской трудовой книжки в российскую переносить не нужн осм., например, Письмо Роструда от 15.06.2005 № 908-6-1 .

Миграционный учет белорусов

В части миграционного учета для белорусских граждан поблажек нет. При приеме на работу их, как любых других иностранцев, надо ставить на учет. Единственное отличие - если белорус прибыл в Россию для работы по трудовому договору, на учет его нужно поставить в течение 30 суток со дня въезда в Росси юст. 5 Соглашения от 19.11.2010 .

Правда, у белорусов нет документов, подтверждающих дату въезда в РФ, ведь при пересечении российско-белорусской границы штамп погранслужбы не ставится, а миграционные карты белорусы не заполняют. В этом случае ориентиром могут служить железнодорожные, авиа- или автобусные билеты. Но мы советуем отталкиваться от даты заключения трудового договора. По крайней мере, проверяющие из органа ФМС будут ориентироваться именно на нее.

Конечно, по сравнению с нанимателями мигрантов из других стран ближнего зарубежья работодателей белорусов не так часто привлекают к ответственности за нарушение правил миграционного учета. Но тем не менее это случаетс ясм., например, Постановления ФАС ЦО от 27.04.2010 № А62-8442/2009 , от 27.04.2010 № А62-8441/2009 ; Решение Верховного суда Республики Карелия от 29.07.2011 № 21-145/2011 .

Поэтому работодателю не стоит пренебрегать обязанностью по постановке на учет белорусского гражданина. Даже в том случае, когда у него уже есть корешок уведомления о прибыти иприложение № 2 к Приказу ФМС от 23.09.2010 № 287 , подтверждающий, что он поставлен на учет. Подумайте, что лучше: отправить в орган ФМС одну бумажку и спать спокойно или дрожать от страха перед огромным штрафом (для фирмы (ИП) - 400 000- 500 000 руб., а для директора - 40 000- 50 000 руб.ч. 4 ст. 18.9 , примечание к ст. 18.1 КоАП РФ )?

Поставить белорусского работника на учет можно любым из трех способо вп. 22 Правил, утв. Постановлением Правительства от 15.01.2007 № 9 :

  • <или> отправить уведомление с ближайшего отделения почты;
  • <или> подать уведомление через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если таковой есть в вашем регион еп. 5 ст. 2 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ ;
  • <или> прийти с уведомлением в отделение ФМС, которому подведомственен адрес местонахождения вашей компании.

Для заполнения бланка уведомления понадобится паспорт белорус ап. 28 Правил, утв. Постановлением Правительства от 15.01.2007 № 9 . По окончании процедуры у него на руках останется отрывная часть уведомления с отметкой почты или ФМС. Снимите с нее копию и подшейте в личное дело иностранца.

НДФЛ

Тут все просто. Если с белорусом заключен бессрочный трудовой договор или договор на срок более полугода, то к доходам работника изначально применяется ставка НДФЛ 13%Протокол к Соглашению от 21.04.95 между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения... подписан 24.01.2006 ; Письмо Минфина от 24.12.2012 № 03-04-05/6-1426 . Также он вправе рассчитывать на все налоговые вычеты, предусмотренные НК РФ.

Но если на конец календарного года белорус пробудет в РФ менее 183 дней, НДФЛ с доходов за этот год подлежит пересчету по ставке 30%Письмо Минфина от 27.09.2012 № 03-04-05/6-1131 , причем вычеты уже не предоставляются.

Исчисление страховых взносов

Сразу скажем, что льготный порядок привлечения к труду белорусских граждан никак не влияет на исчисление обязательных страховых взносов с выплат в их пользу. Все зависит от статуса мигранта.

Категория иностранца Как начисляются страховые взносы
в ПФР в ФСС (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) в ФОМС
Постоянно проживающий в РФ (имеет вид на жительство) п. 1 ст. 7 , п. 1 ст. 22.1 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее - Закон № 167-ФЗ); п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ);
Временно проживающий в РФ (имеет разрешение на временное проживание) Только на страховую часть по тарифу 22%*п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ ; ч. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ Так же, как с выплат российским граждана мп. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ ; п. 1 ст. 10 Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ
Если ко дню заключения трудового договора у такого белоруса нет свидетельства пенсионного страхования, вам нужно его оформит ьп. 2 ст. 7 , п. 1 ст. 9 , ст. 15 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ . Для этого направьте в свое отделение ПФР анкету работника по форме АДВ-1 и опись по форме АДВ-6-1утв. Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п в течение 2 недель с момента заключения с ним трудового договор апп. 9, 10 Инструкции, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 № 987н
Временно пребывающий в РФ, трудовой договор с которым заключен на срок:
  • <или> менее 6 месяцев
Взносы не начисляютс я


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: