Кто может поступить на государственную службу. Порядок поступления на государственную гражданскую службу

Государственная служба — не худший вариант трудоустройства, особенно в кризис. Зарплата у чиновников (на младших должностях) отнюдь не так высока, как кажется народу, но стабильность, неплохие возможности для карьерного роста и высокий статус государственных служащих делают это направление карьеры весьма привлекательным.

Итак, как можно попасть на государственную службу?

Согласно федеральному закону, для замещения каждой должности государственной гражданской службы, должен проводиться конкурс.

Согласно тому же федеральному закону (О государственной гражданской службе Российской Федерации 79-ФЗ от 27 2004) на государственную службу может поступить («устроиться» в официальной практике не употребляется) любой гражданин России, владеющий русским языком и соответствующий квалификационным требованиям.

Квалификационные требования обычно заключаются в образовании определенной направленности и опыте работы по специальности (например, если устраиваитесь в учреждение, занимающееся финансами, то таким опытом может быть признана работа в банке или бухгалтерии).
На определенные должности нет требований к стажу, то есть на них может поступить (устроиться) даже вчерашний студент.

Итак, вы прочитали подшивку официальных газет и просмотрели соответствующий раздел сайта (конкурс длится 30 дней с момента опубликования, поэтому можно смотреть и не самые свежие номера), нашли объявление, в котором указываются: сроки проведения конкурса, место, куда необходимо предоставить документы, требования к кандидату.

В общем, информация о конкретной вакансии у вас есть, что делать дальше?

Этапы поступления на госслужбу

1 этап — подготовка документов . Вам необходимо собрать неслабую пачку документов. В объявлении они также указываются, обычно это медицинская справка о возможности поступления на государственную службу, справка из УВД об отсутствии судимости, справка о предоставлении доходов в налоговую, копия паспорта и документа, подтверждающего профессиональное образование (подлинники предъявляются лично), а также фотографии размером 3 на 4.

Когда пакет документов будет готов — обращайтесь в учреждение, которое объявило конкурс. Вам нужно будет написать заявление о поступлении и заполнить анкету (возможно, ее придется взять домой и прийти еще раз — некоторые пункты довольно заковыристые. Приготовьтесь записывать номер ИНН и пенсионного свидетельства).

2 этап — подготовка к открытому (очному) конкурсу . Практически всегда в требованях к кандидатам есть строчка «Знание Конституции РФ, законов, регламентирующих госслужбу и законов о специфике деятельности, а также областного Устава или Конституции республики»). Залезаете на официальный сайт правительства и того органа, куда устраиваетесь и скачиваете эти законы. Найти их несложно. На заучивание законов уходит недели две. Лучше всего прочитать их и зазубрить основные моменты «Что такое госслужба?», «Кто имеет право на поступление на госслужбу?», «Какие права человека устанавливает Конституция».

3 этап — очный конкурс . Может проводиться тест на знание этих же законов + собеседование — кто вы и откуда, чем занимались, почему решили устроиться именно сюда и так далее. После этого вам в течение месяца (обычно раньше) сообщат результаты.

Что насчет коррупции и кумовства?

Многих заботит вопрос — а можно ли вообще устроиться на госслужбу? реально ли это простому человеку без блата?

Ответ: да, реально. Конечно, на руководящие должности без опыта вас не пустят — но и до них реально дорасти.

Да, ходят слухи, что конкурсы проводятся под определенного человека, несмотря на открытую процедуру. Даже если это и так (что далеко не факт) то, человек, «под которого» делался конкурс, может банально провалиться на вопросе независимого эксперта из другого органа власти (они обязательно входят в конкурсную комиссию), заболеть, отказаться и т.п. И вы без проблем получите место.

Добавим также, что коррупция в данном случае почти наверняка сильно преувеличена: места специалистов (1-3 разряда, ведущего, главного) и консультантов — отнюдь не синекура, вкалывать придется немало. И руководители заинтересованы в надежных ответственных людях, которые будут нормально работать. Поэтому шансы есть — и неплохие.

Государственная служба не так уж проста, как кажется, но и таит в себе неплохие перспективы. Скорее всего, после поступления на нее вопрос «Как устроиться на работу?» больше не будет вас волновать никогда.

Удачи вам!

  • 9. Федеральные законы и нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие государственную гражданскую службу.
  • 10.Законодательство субъектов Российской Федерации о государственной гражданской
  • 13. Права государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 14. Обязанности государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 15. Ограничения, установленные для государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 16. Запреты, установленные для государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 17. Требования к служебному поведению, установленные для государственных гражданских служащих.
  • 18. Конфликт интересов на государственной гражданской службе, муниципальной службе.
  • 19. Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу, муниципальную службу.
  • 20. Конкурс на государственной гражданской службе, муниципальной службе
  • 21. Испытание при поступлении на гражданскую службу.
  • 22. Служебный контракт на государственной гражданской службе, трудовой договор на
  • 24. Прекращение государственной гражданской службы, муниципальной службы, расторжение служебного контракта (трудового договора), освобождение от должности, увольнение служащих (общая характеристика).
  • 25. Основания и порядок увольнения с государственной гражданской службы
  • 26. Основания и порядок увольнения с муниципальной службы
  • 27. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.
  • 29. Понятие и основные этапы прохождения государственной гражданской службы, муниципальной службы (общая характеристика).
  • 30. Аттестация гражданских служащих.
  • 31. Управление государственной гражданской службой, муниципальной службой.
  • 32. Кадровая работа.
  • 34. Должностной регламент государственного гражданского служащего.
  • 35. Реестры государственных гражданских служащих и кадровый резерв на государственной гражданской службе.
  • 36. Служебная дисциплина на гражданской службе
  • 37. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих.
  • 39. Служебное время и время отдыха государственных гражданских служащих.
  • 40. Отпуска на гражданской службе.
  • 41. Оплата труда государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 42. Государственные гарантии на государственной гражданской службе, муниципальной.
  • 43. Гарантии государственной защиты жизни и здоровья государственных гражданских служащих, муниципальных служащих.
  • 44. Основные направления реформирования государственной службы Российской Федерации.
  • 19. Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу, муниципальную службу.

    Ст. 32 Конституции РФ – право равного доступа. Ст. 19 Конституции РФ – принцип равенства: не допускается установление ограничений или преимуществ.

    Условия поступления на службу :

      гражданство РФ;

      владение государственным языком РФ;

      возраст (не менее 18 лет и не более 65 лет – для ГГС, на других видах службы могут устанавливаться и др. требования);

    соответствие квалификационным требованиям (уровень образования, стаж, профессиональные знания и навыки).

    20. Конкурс на государственной гражданской службе, муниципальной службе

    Конкурс – установленная законодательством форма реализации право равного доступа граждан к государственной и муниципальной службе, состоящая в особом порядке отбора кандидатур на вакантные должности. Суть – оценка профессионального уровня претендентов.

      конкурс на вакантную должность

      конкурс для зачисления в резерв

    Конкурс проводит конкурсная комиссия. Заседание Конкурсной комиссии проводится при наличии не менее 2-х кандидатов и присутствия при этом не менее 2/3 общего числа членов комиссии. Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствии кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность, либо отказа в таком назначении. Кандидат, участвующий в конкурсе, вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством о ГГС. По результатам конкурса издается акт представителя-нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность, и с ним заключается служебный контракт.

    В соответствии с ФЗ №79 существуют требования, когда несвоевременное предоставление документов, представление их в неполном объеме или с нарушением правил оформления являются основанием для отказа гражданину в приеме документов, если уважительная причина – представитель нанимателя вправе перенести срок их приема. Также претенденту на замещение вакантной должности м.б. отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям по данной должности или в связи с законодательными ограничениями для поступления на ГС и ее прохождения. Отказ направляется претенденту в письменной форме с обоснованием причины отказа.

    Положением определен и порядок участия в конкурсе на вакантную должность действующих гражданских служащих , независимо от того, какую должность он замещает на период конкурса. ГС, изъявивший желание принять участие в конкурсе направляет заявление на имя представителя нанимателя, а кадровая служба гос. органа, в котором ГС замещает должность обеспечивает ему получение необходимых документов для участия в объявленном конкурсе.

    п. 2 ст. 22 ФЗ №79 – случаи, при которых конкурс не проводится :

      при назначении на замещаемую на определенный срок полномочий должность категории «руководители» и «помощники». К данной категории «руководители» относятся все должности руководителей и замов руководителей гос. органов и их подразделений, должности руководителей и замов территориальных федеральных ОИВ и их структурных подразделений, должности руководителей и их заместителей государственных органов их структурных подразделений, ОИВ и гос. органов субъектов РФ. Пример – министерство образования Свердловской области. Кандидаты на должность категории «помощники» подбираются лицами, замещающими гос. должности. Специфика данных должностей – они призваны обеспечить исполнение полномочий лиц, замещающих гос. должности РФ и субъектов РФ, поэтому назначение осуществляется на определенный срок;

      В случае назначения на должность ГС категории «руководители», когда назначение и освобождение осуществляется Президентом РФ. Это правило связано с обстоятельствами, т.к. назначение на данный вид должности происходит с учетом серьезной проверки кандидата.

      В случае заключения со служащим срочного служебного контракта. В данном случае служебно-правовые отношения по должности ограничиваются сроком пребывания в должности.

      В случае назначения ГС на иную должность при обстоятельствах, предусмотренных законом.

    ФЗ №79 предоставляет служащему предоставляет ему иную должность в связи с ослаблением здоровья, сокращением должности, реорганизацией, ликвидацией гос. органа, направлением служащего на переподготовку или повышение квалификации.

      В случаях назначения на должность претендента, состоящего в кадровом резерве. В наст. время на ГС поступают граждане, не состоящие в кадровом резерве, тем не менее законодатель закрепил, что формирование кадрового резерва должно происходить на конкурсной основе.

    В ст. 22 ФЗ№79

    а) Если руководитель принимает решение о проведении конкурса, то он обеспечивает при этом осуществление проверочных мероприятий и оформление допуска к сведениям, составляющим гос. тайну.

    б) случаи, когда представитель нанимателя принимает решение не проводить конкурсный отбор на должность младшей группы. . Служебным законодательством 1995 г. конкурс на младшие должности не предусматривался, это б. связано с невысокими квалификационными требованиями. В ФЗ № 79 в связи с возрастанием требований к гос. службе возросли требования и к младшим должностям. Представитель нанимателя имеет возможность принять решение о проведении конкурса по младшим должностям и тем самым провести отбор наиболее подготовленных претендентов, способных осуществлять служебную деят-ть в современных условиях.

    Детали поступления на госслужбу регламентируются статьей 21 и Указом Президента Российской Федерации № 112 от 01.02.2005 (Указ). В этих нормах оговаривается, кто имеет право на замещение вакансий, а также описывается непосредственно процедура отбора и принятия новых служащих.

    Кто может поступать на госслужбу

    Согласно Закону, на государственную гражданскую службу вправе поступать лица:

    • имеющие гражданство РФ;
    • достигшие возраста 18 лет;
    • знающие русский язык;
    • соответствующие квалификационным требованиям.

    Отдельно стоит сказать, что в каждом регионе могут быть установлены отдельные требования относительно знания региональных языков. Что касается квалификационных требований, то каждое ведомство оценивает определенные профессиональные навыки кандидата в зависимости от специфики работы. Однако согласно статье 12 Закона, специалисты, претендующие на должности следующих категорий, должны иметь соответствующий уровень образования:

    • руководители, специалисты, помощники высшей и главной групп должностей — высшее образование на уровне специалиста или магистра;
    • руководители и помощники ведущей и старшей групп — высшее образование;
    • обеспечивающие специалисты старшей и младшей групп — профессиональное образование.

    Порядок поступления на государственную гражданскую службу

    Порядок поступления на госслужбу состоит из двух этапов: подготовительного и конкурса. Подготовительный этап подразумевает размещение объявления о предстоящем конкурсе на официальном сайте ведомства-нанимателя. В информационном сообщении должно быть указано, что открыт прием документов на вакантную должность, а также следующая информация:

    • наименование вакансии;
    • требования к кандидату;
    • условия прохождения службы;
    • список документов, а также место и время их приема;
    • дата, место и порядок проведения конкурса.

    В объявлении может присутствовать и другая полезная информация.

    Кандидаты, изъявившие желание участвовать в испытаниях, должны подать необходимые бумаги в течение 21 дня с момента размещения объявления. Такие сроки устанавливает пункт 8.1 Указа. Достоверность предоставленных документов проверяется нанимателем. Отдельно подчеркнем, что при наборе на некоторые должности конкурс не проводится. Например, это касается службы, связанной с доступом к секретным данным.

    Документы для поступления на государственную гражданскую службу

    Для участия в конкурсе необходимо предоставить следующие бумаги:

    • личное заявление;
    • заполненную анкету установленной формы;
    • копию паспорта;
    • документы, подтверждающие наличие требуемого образования и профессиональных навыков;
    • медицинская справка, подтверждающая отсутствие заболеваний, препятствующих выполнению служебных обязанностей;
    • справки о доходах, имущественных обязательствах.

    Конкурс при поступлении

    Конкурс организуется, чтобы определить, подходит ли кандидат для выполнения должностных обязанностей. Оценивание проводит специально созданная комиссия, которая изучает документы, а также проводит конкурсные испытания, которые могут включать:

    • собеседование;
    • анкетирование;
    • групповые дискуссии;
    • написание реферата;
    • тестирование.

    Тестирование при поступлении на государственную гражданскую службу проводится с целью определения профессиональных и личностных качеств соискателя. В связи с этим тесты могут содержать вопросы, связанные с проверкой знаний, а также психологических качеств.

    Результаты проверок публикуются на официальном сайте ведомства в виде объявления.

    После оценивания наниматель составляет акт о назначении победителя на вакантную должность.

    На его основе затем составляется контракт. Кандидаты, получившие высокие оценки, но не ставшие победителями, могут быть включены в кадровый резерв государственной структуры.

    Испытание при поступлении на госслужбу

    Цель испытания при поступлении на гражданскую службу — проверка соответствия специалиста занимаемой должности. Факт назначения испытания должен быть отражен в акте, а также в контракте. При этом срок испытания может быть от 3 месяцев до 1 года. Если наниматель не будет доволен работой сотрудника в этот период, он может расторгнуть с ним контракт, предупредив его об этом за три дня до разрыва трудовых отношений.

    В связи с нестабильной и сложной экономической ситуацией многие граждане задумываются о работе на госслужбе. Во многом это связано с тем, что государственная служба – это пусть и не самая большая, но стабильная зарплата в конце месяца, медицинское обслуживание в ведомственной клинике, отпускные, а также оплата . Для большого количества коммерческих предприятий, оказавшихся в сложных финансовых условиях, исполнять вышеназванные обязательства крайне сложно. В этой связи у тех, кто решил попробовать себя на государственной гражданской службе, с имеющимся опытом работы или только после института, возникает много вопросов относительно трудоустройства на нее. И это вполне обоснованно, в связи с тем, что порядок поступления и работы на госслужбе отличается от требований бизнеса.

    Основные положения о поступлении и работе на госслужбе закреплены специальным Федеральным законом от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации». В данном документе отражены правовые, организационные и финансовые основы работы госслужащих Российской Федерации.

    Прежде всего предлагаем определиться, что с точки зрения закона понимается под государственной службой? В соответствии со ст. 3 Закона № 79-ФЗ госслужба представляет собой форму профессиональной деятельности граждан РФ на должностях в государственных органах власти. При этом она подразделяется на федеральную – общероссийскую и региональную – для отдельного субъекта РФ.

    Это значит, что граждане, работающие в службах: налоговая, таможня, министерства финансов или транспорта России и т.д., будут считаться федеральными госслужащими, а граждане, работающие в областных ведомствах, например, Министерство потребительского рынка и услуг Московской области – региональными госслужащими. Важным элементом государственной службы являются особые ее принципы, которые закреплены ст. 4 Закона № 79-ФЗ:

    • общий приоритет прав и свобод человека;
    • единство государственной службы – федеральной и региональной;
    • равный доступ всех граждан России к госслужбе при соблюдении требований закона;
    • стабильность госслужбы, ее доступность и профессиональная компетентность служащих.

    Как устроиться на работу на госслужбу?

    Порядку поступления на госслужбу посвящена 4 глава Закона № 79-ФЗ. Согласно 21 статье данного закона право трудоустройства на государственную службу имеют граждане России, достигшие 18-ти лет, владеющие русским языком, при их соответствии квалификационным требованиям, предъявляемым к желаемой должности.

    В общем порядке трудоустройство на госслужбу возможно через конкурс, в ходе которого соискатель на государственную должность, проходит собеседование для оценки его профессиональной компетенции и соответствия квалификационным требованиям будущим руководством.

    Это значит, что, если вы соответствуете вышеназванным требованиям статьи 21 Закона № 79-ФЗ, то смело заходите на портал Управленческих кадров, доступный по ссылке: https://gossluzhba.gov.ru/. Именно там кадровые службы федеральных и региональных органов власти публикуют информацию о начале конкурса о трудоустройстве на госслужбу. В каждом объявлении указан орган власти, зарплата и квалификационные требования к вакантной должности, а также перечень необходимых документов для трудоустройства.


    Документы необходимые для поступления на государственную службу

    До начала конкурса о трудоустройстве на госслужбу претендент – соискатель вакантной должности обязан собрать внушительный пакет документов. Как правило, он типовой и все органы власти требуют следующее:

    • личное заявление, которое заполняется при подаче документов;
    • анкета госслужащего, форма которой утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 года № 667-р, с приложением фотографии претендента;
    • общегражданский ;
    • трудовая книжка;
    • диплом или иной документ об образовании;
    • справка об отсутствии заболеваний по форме 001-ГС/у;

    Важно отметить, что справка для госслужбы по форме 001-ГС/у, должна быть выдана медицинским учреждением, имеющим соответствующую лицензию на выдачу подобных документов.

    Кроме того, в отдельных случаях при поступлении на госслужбу кадровики требуют приложить к вышеназванному пакету документов , которую можно оформить самостоятельно через портал Госуслуг.


    У людей поступающих на государственную службу впервые, возникает много вопросов относительно заполнения анкеты. В этой связи на нашем сайте вы можете скачать образец заполненной анкеты.

    Особые требования к госслужащим и запреты для них

    Отличительной особенностью государственной службы является множество ограничений и требований, предъявляемых к служащим. Начнем с ограничений для госслужащих. В соответствии со ст. 16 Закона № 79-ФЗ гражданину будет отказано в поступлении на госслужбу, а действующий сотрудник будет уволен если:

    • признан недееспособным по решению суда;
    • осужден за уголовное преступление или имеет не погашенную судимость;
    • отказывается от получения допуска к государственной тайне, если она обязательна для данной должности;
    • имеет заболевание, препятствующее работе на госслужбе;
    • близкие родственники являются его начальниками или подчиненными;
    • изменяет гражданство России на другую страну;
    • установлены подложные документы при трудоустройстве на госслужбу;
    • уклоняется от представления сведений о доходах и расходах или вносит туда недостоверные данные;
    • уличен в не прохождении военной службы по призыву без законных оснований.

    Внушительный список ограничений для госслужащих дополняется следующими запретами. Назовем ключевые из них, указанные в ст. 17 Закона № 79-ФЗ. Итак, государственным служащим запрещено:

    • по совместительству заниматься ;
    • покупать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
    • получать подарки и вознаграждения от физических и юридических лиц;
    • разглашать сведения, отнесенные к государственной тайне;
    • публично высказываться от имени органа государственной власти и еще многое другое.

    Отдельно необходимо отметить, что ст. 20 Закона № 79-ФЗ обязывает госслужащих ежегодно до 30 апреля представлять справку о доходах и расходах за прошедший год. Аналогичную справку представляет и любой гражданин, желающий трудоустроиться в орган государственной власти.

    Подведем итоги обзора закона о государственной службе

    Госслужба – это вид профессиональной деятельности для граждан РФ. Для трудоустройства в орган государственной власти претенденту необходимо соответствовать особым требованиям, предъявляемым к госслужащим, и впоследствии соблюдать многочисленные запреты. Наконец, самое главное, государственная служба – это работа во благо России и ее 143 млн-го населения. Это никогда нельзя забывать гражданам, желающим или уже работающим на государственных должностях!

    В разрезе общественного разделения труда государственная служба составляет одну из разновидностей общественно необходимого труда, доступ к которому не должен быть ограничен какими-либо социальными соображениями. В статье 32 Конституции закреплен принцип равного доступа граждан РФ к государственной службе. При подборе кандидатов на государственно-служебные должности критерий один - профессиональная пригодность к исполнению должности, определение которой обусловлено конкретными показателями уровня образования, стажа и т.д.

    В соответствии с таким положением государственной службы правом на государственную службу граждане обладают независимо от пола, национальности, расовой принадлежности, членства и общественных объединений, имеющие соответствующее образование. Законами и другими правовыми актами Российской Федерации устанавливаются специальные требования к лицам, поступившим на службу в органы ряда отраслей (суд, прокуратура, милиция, народное образование, здравоохранение и др.), касающиеся возраста кандидата, специального образования, стажа работы, здоровья и иные требования.

    Гражданин не может быть принят или состоять на государственной службе в случаях:

    Близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а равно братья, сестры родителей и дети супругов), если государственная служба связана непосредственно с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

    Признания его недееспособным в установленном порядке;

    Лишение его права занимать государственные должности на государственной службе в течение определенного срока решением суда;

    Наличия заболевания, подтвержденного в установленном порядке;

    Отказа от прохождения процедуры прохождения оформления допуска и сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;

    Наличия гражданства иностранного государства; - отказа от представления сведений о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в соответствии со ст. 12 Закона).

    После того, как кандидат на должность подобран, соответственно законодательству, он подлежит зачислению на должность. В отличие от рабочего, которого просто принимают на работу соответственно его специальности и уровню квалификации, на службу принимают посредством определенного организационно-правового способа замещения должности. Исторически было множество таких способов замещения - выборы, назначение, по жребию, по наследству, по купле-продаже, дарению, по конкурсу и т.д. Каждое государство из многих способов замещения должностей избирает те, которые наиболее соответствуют его социальной природе, государственно-правовой и национальной форме в данный период. В настоящее время утвердились следующие четыре способа замещения должностей на государственной службе: зачисление, назначение, выборы, конкурс.

    В порядке зачисления замещаются должности вспомогательного персонала, части специалистов (если они не проходят по конкурсу). Зачисление оформляется административным актом (приказом и др.), обращенным к зачисляемому на службу и структурным подразделениям (отдел кадров, бухгалтерия и др.), заключается трудовой договор или контракт в установленном порядке.

    При назначении на должность совершаются те же юридические действия, особенность имеет административный акт: он обращен, помимо названных лиц и подразделений, к тем лицам, которые войдут в подчинение назначаемого лица. Соответственно этому круг лиц, замещающих должность по назначению, ограничивается контингентом руководителей (организаций и структурных подразделений). Как способ замещения должностей назначение имеет ряд преимуществ: подбор кандидата из неограниченного по существу круга лиц, возможность перевода лиц из одного органа в другой, из одного региона - в другие. Есть и негативные стороны у назначения: зависимость и «огляд» назначенного лица обращены более вверх, к назначившему органу (должностному лицу), от которого оно полностью зависимо, чем к трудовому коллективу. Трудовой договор (контракт) также обязателен.

    Выборы на должность - способ тоже довольно распространенный, формирование органов управления в общественных организациях осуществляется на основе выборности. Основная особенность выборного способа в том, что избирают на должность из числа тех, кто избирает: из числа избирателей, из числа депутатов (например, председателя комитета парламента) и т.д. Лицо считается избранным после официального объявления итогов голосования. Административного акта на утверждение не требуется, трудовой договор (контракт) заключается на основе итогов голосования. Выборность имеет, как и другие способы замещения должностей, свои преимущества и недостатки. К преимуществам следует отнести открытость, гласность, большее представление у избирателей о качествах кандидата, прямая зависимость лица от избирателей в процессе осуществления должностных полномочий. Недостатки выборности сказываются на ограниченных возможностях подбора кандидатов, поскольку кандидата должны знать те, кто его будет избирать.

    Конкурс заключается в замещении должности в порядке состязательности, соревнования по принципу: кто более достоин по своим профессиональным качествам? Основное преимущество конкурса - возможность участия в нем неограниченного круга лиц, имеющих, естественно, данные для занятия данной должности, открытость, гласность, голосование. По процедуре проведения конкурс близок к выборности, но это самостоятельный способ, особый именно в самой основе - неограниченный круг участников. Конкурс основан на волеизъявлении участника, при выборах же (и назначении) выдвижение кандидата начинается, как правило, с волеизъявления коллектива, органа или вышестоящего должностного лица. Итоги конкурса имеют юридическую силу по объявлении результатов голосования, на основе чего также заключается трудовой договор (контракт). Условием конкурса является, естественно, наличие хотя бы нескольких участников. По конкурсу в настоящее время замещается большой круг государственных служащих: работники образования, науки, здравоохранения и т.д. Руководителям органов предоставлено право проводить замещение должностей в органе по конкурсу вместо зачисления или назначения, так что возможности конкурса значительно расширены.

    Вот те четыре способа замещения должностей, которые предусмотрены действующим законодательством.

    При поступлении любым способом гражданин представляет документы, предусмотренные статьей 20 Закона. Для гражданина, впервые принятого на государственную службу, устанавливается испытательный срок от трех до пяти месяцев (ст. 23 Закона). Все в большем числе законодательных актов занимает место норма о принятии лицом, поступившим на государственную службу, государственной присяги. Это установлено в отношении военнослужащих, работников милиции, судей, врачей и некоторых других. Возможно, как это было в России до 1917 г., принятие присяги будет обязательно для каждого государственного служащего.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: