На что имеет право призывник. Как защитить себя во время призыва (памятка призывнику) Кто отвечает за призыв

Граждане, состоящие на учете в военкомате, должны отслужить в армии Российской Федерации. У призывников имеются права и обязанности, закрепленные на уровне законодательства РФ. Их невыполнение чревато последствиями. Какие права имеет призывник в 2019 году?

Как осуществляется призыв?

Служба в армии – обязанность каждого мужчины и долг перед Родиной. Некоторые из них осознают ценность несения службы на благо страны. Остальные считают, что это их прямая обязанность, которые они обязательно должны исполнить. Чтобы не отвечать перед законом за невыполнение обязанностей воина, необходимо знать о собственных правах и обязанностях. Иначе призывник нарушает законодательство.

Подробнее о том, как происходит , вы можете прочитать на нашем сайте.

Мужчине высылают повестку, он ставит свою подпись о получении документа. В назначенный день военнообязанный приходит в военкомат с целью медицинского обследования и выяснения состояния здоровья. По результатам комиссия выносит решение, находя оптимальное решение вопроса. Если решение положительное, и выяснится, что юноша годен, в установленные сроки он является в военный комиссариат и отбывает на службу.

Уклонение мужчины фиксируются, и предполагают наложение штрафной санкции либо лишение свободы на 2 года. От службы избавлены такие категории:

    отслужившие ранее;

    признанные негодными по состоянию здоровья;

    кандидаты наук;

    те, чьи родственники погибли, неся службу.

Статус подтверждается документами.

Право призывника – отсрочка


Ксерокопия медицинской карточки

Если на будущего военнообязанного заведена медицинская карта, он имеет право затребовать ее копию для ознакомления с информацией о состоянии здоровья. Сюда включены выписки и их копии. Основанием такого права призывников служит 22 статья закона «Об охране здоровья». При составлении заявления следует руководствоваться этим нормативным актом.

Свободное перемещение

27 статья Конституции гарантирует гражданину свободное перемещение, определение места проживания и пребывания. Это право имеет значение, поскольку зачастую юношу призывают в военкомат либо удерживают его через силу без наличия такого документа в МВД. В нем должны содержаться сведения о лице, стоять подпись начальника военного комиссариата.

С момента выезда из военкомата к месту несения службы гражданин признается военнослужащим. Отправка в армию подразумевает не только гарантию прав гражданину, но и соблюдение им обязанностей. Основными являются:

    явка в назначенное время и день в военный комиссариат (с повесткой);

    сообщение о смене семейного положения, места жительства в органы воинского учета (в течение 7 дней);

    снятие с учета в случае переезда на новое место жительства;

В момент мобилизации обязанность военнослужащего регулируется федеральными законами и актами и включает в себя – призыв на службу и ее прохождение в военное время, обучение.

После получения повестки установленной формы гражданин обязан явиться по вызову и пройти надлежащую процедуру – уточнить документы для учета, пройти медицинское обследование и прочее. Если явка в назначенное время невозможна, необходимо оповестить об этом руководителя районного военкомата.


Офицеры, находящиеся в запасе (как и граждане, подлежащие учету), обязаны прийти в военный комиссариат по месту проживания, чтобы встать на учет в течение двух недель при наступлении таких событий:

    увольнение со службы в запас;

    увольнение с гражданской службы;

    освобождение от отбывания наказания в виде лишения свободы;

    получение военной специальности (для женщин);

    приобретения российского подданства (для тех, кто подлежит постановке на учет).

Граждане с повестками обязаны соблюдать перечисленные требования. Когда введено военное положение, призывники не вправе покидать место проживания самостоятельно. В их обязанности входит обращение к военному комиссару за разрешением. В письменном заявлении указать причину отъезда и новое место жительства.

При неявке лицо привлекается к ответственности административного характера. Такая мера регулируется законодательной властью Российской Федерации. Нарушение оформляют в виде протокола. Таким способом гражданина предупреждают или назначают ему штраф размером 100-500 рублей.

Если призывник , наступает уголовная ответственность. Такая мера наказания регулируется статьей 328 Уголовного кодекса РФ. К уклонению относится неявка военнообязанного без уважительной причины. Этой проблемой занимается суд. Комиссия по призыву или начальник военкомата имеет право передать дело в прокуратуру по месту жительства гражданина.

Содержимое статьи:

Призывники срочной армейской службы всегда обладают правами и обязанностями, которые закреплены на законодательном уровне РФ.

Особенности призыва военнообязанных мужчин в РФ

Служба в армии – это прямая конституционная обязанность каждого мужчины и прямой долг перед Родиной. Некоторые мужчины понимают ценность проявления своих физических способностей на благо всей стране. Остальные мужчины уверены в том, что служба в армии РФ является только их прямой обязанностью, которую обязательно нужно выполнять. Однако для того, чтобы не приходилось отвечать перед законодательством за невыполнение воинских обязанностей, гражданин должен знать свои личные права и обязанности. В противном случае предполагается нарушение действующего законодательства Российской Федерации.

Граждане, которые состоят на учете в военкоматах, обязательно должны отслужить в армии РФ. При этом отслужить нужно ровно двенадцать месяцев. Это важное событие должно состояться в призывном возрасте, который стартует в 18 лет и завершается в 27 лет.

Изначально мужчина получает повестку из военкомата и обязательно ставит подпись, подтверждая получение документа. В указанный день военнообязанный мужчина должен прийти в военный комиссариат для участия в медицинских обследованиях и определения состояния здоровья. В дальнейшем призывная комиссия получает врачебные заключения и другие документы призывника, стараясь найти оптимальный вариант решения вопроса. Гражданин обязательно должен присутствовать на заседании призывной комиссии. Если будет принято решение, что призывник годен к армии, в установленный срок нужно будет придти в военкомат и отбыть на службу.

Любые уклонения фиксируются, поэтому они предполагают получение штрафа или лишение свободы на срок до двух лет. Правоохранительные органы могут успешно отыскивать всех уклонистов, а затем – действовать на основе законодательства РФ.

От воинской обязанности могут избавиться только некоторые граждане:

  • мужчины, которые отслужили в армии;
  • мужчины, которых признали негодными к службе по состоянию здоровья;
  • обладатели степени кандидата наук;
  • мужчины, у которых близкие родственники семьи погибли при исполнении военного долга перед Родиной.

Все эти исключения должны быть зафиксированы на законодательном уровне, после чего – реализованы на практике.

Права призывника: отсрочка

Отсрочка – одно из прав для каждого призывника. Для использования отсрочки следует быть причисленным к одной из нескольких категорий граждан:

  • те, кто не годен к воинской службе из-за отклонения по здоровью. При этом предполагаются не только постоянные, но и временные нарушения состояния здоровья;
  • отцы двух детей или ребенка возрастом меньше трех лет;
  • мужчины, которые являются попечителями близких тяжелобольных родственников;
  • студенты очной формы обучения в государственном высшем учебном заведении;
  • мужчины, задействованные в общественно полезной деятельности.

Граждане, которые подлежат призыву, должны документально подтвердить причисление к одной из вышеописанных категорий. В противном случае воспользоваться правом на отсрочку не удастся.

Призывники могут оспорить решение в судебном порядке, обратившись в соответствующие государственные органы.

Еще одно право – проведение медицинского освидетельствования в любом учреждении. В этом случае следует соблюсти установленные сроки для мероприятия. Призывник обладает правом представления всех документов, где указаны актуальные врачебные заключения и присутствуют диагнозы. Такой подход к определению состояния здоровья позволяет исключить риск, когда мужчина вынужденно служит на Родину и жертвует личным здоровьем.

Документы для получения отсрочки

Вопрос об отсрочке, которая является основным правом призывника, решается на основе представляемых документов:

  • акт исследования здоровья. В документе должны присутствовать результаты исследований, обследований и должен быть определен диагноз;
  • выписка из истории болезни. Выписка должна быть заверена подписями двух врачей (главного и лечащего), а также печатью медицинского учреждения;
  • листы медицинского освидетельствования. Предполагается определение группы годности к армейской службе.

В то же время отсрочка может быть предоставлена и на основе других обстоятельств, которые можно подтвердить следующими документами:

  • справка о составе семьи (наличие тяжелобольного близкого родственника, родного ребенка);
  • при постоянном уходе за родственником требуются следующие документы: свидетельства о рождении нуждающихся лиц, заключение медико-социальной экспертизы о необходимости постоянного ухода, свидетельство об инвалидности I или II группы, пенсионные удостоверения или свидетельства о рождении тех, кому еще не исполнилось 18 лет;
  • отцы предлагают на рассмотрение свидетельство о рождении детей. В некоторых случаях требуются дополнительные документы для подтверждения группы инвалидности у ребенка или состоявшегося развода, самостоятельного воспитания ребенка;
  • призывник, который посвятил себя уголовно-исполнительной системе, противопожарной службе или внутренним делам, должен подтвердить соответствующее образование с последующим трудоустройством документальным способом;
  • при очном обучении требуется соответствующее документальное подтверждение.

Документальное решение всех вопросов позволяет успешно регулировать тех, кто участвует в призыве и служит Родине.

Видео: Права и обязанности призывника

Правовая основа призыва. Статья 59 Конституции РФ определяет, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Правовой основой призыва является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе и указ Президента РФ о призыве граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву.

Согласно статье 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации. Президент РФ подписывает указ о призыве, как правило, за пару дней до начала проведения призыва. В нём указываются сроки проведения призыва, количество граждан, в отношении которых необходимо осуществить призыв, и о необходимости уволить с военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин, срок военной службы по призыву которых истек.

Кроме указанных документов существует ещё множество приказов, инструкций, положений Министерства обороны и других министерств и ведомств, которые регламентируют порядок прохождения мероприятий, связанных с призывом. С ними Вы можете ознакомиться в разделе «Законодательство».

Военный комиссариат. Согласно Положению о военных комиссариатах,они являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота).

В военкомате чаще всего призывник сталкивается с неправомерными действиями по той причине, что он не знает, как вести себя, а защитить его некому. Большинству призывников неизвестно, что многие действия сотрудников военкомата противоправны по отношению к ним, а проводимая процедура призыва сопряжена с немыслимыми нарушениями. Большинство того, что считается нормой, на самом деле быть не должно. У военкомата есть цель — призвать в армию. Сотрудники военкомата изначально озлоблены на любого призывника, который пытается освободиться от призыва, и неважно, законным или незаконным способом он освобождается. Поэтому не следует удивляться варварским методам сотрудников военкомата и их дерзкому, агрессивному и хамскому поведению. Не следует также удивляться реакции врачей на ваши жалобы на здоровье.

Для военкомата такие действия по отношению к призывникам в порядке вещей и не выходят за рамки их понимания процесса призыва. Даже в век информационных технологий многие сотрудники военкоматов не скупятся на всевозможные оскорбления и угрозы. Пугаться не стоит, но нужно иметь в виду, что при отсутствии каких-либо действий со стороны призывника, многие угрозы могут претвориться в жизнь.

СОВЕТ! Необходимо подготовиться к визиту в военкомат заранее! По возможности изучить законодательство, это поможет избежать противоправных действий со стороны сотрудников военкомата. Лучше проконсультироваться со специалистом о порядке применения законов и о том, как действовать!

Медицинское освидетельствование (медкомиссия). Процесс призыва как таковой начинается с медицинского освидетельствования, проведение которого закреплено в статье 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Полностью порядок проведения медицинского освидетельствования призывников определен в Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, которая является Приложением № 3 к Приказу Министерства обороны и Минздрава РФ от 23.05.2001 г. № 240/168, а также в Положении о военно — врачебной экспертизе, в котором содержится расписание болезней, освобождающих от призыва или дающих право на отсрочку.

Нужно быть готовым к тому, что все справки, выписки, заключения, рентгеновские снимки, кардиограммы и прочие медицинские документы призывника будут проигнорированы, а в случае их передачи врачу — утеряны. Существует масса способов и уловок для того, чтобы ввести призывника в заблуждение. Наивно полагать, что призывник будет освидетельствован в полном объёме и так, как того требует закон. Чаще всего медицинское освидетельствование носит лишь формальный характер.

По результатам медицинского освидетельствования призывнику присваивается одна из следующих категорий годности:

«А» — годен к военной службе;

«Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями (фактически та же «А», потому что в период прохождения службы не даёт никаких преимуществ);

«В» — ограниченно годен к военной службе (освобождение от призыва в мирное время);

«Г» — временно не годен к военной службе (в мирное время отсрочка на 6-12 месяцев);

«Д» — не годен к военной службе (освобождение от воинской обязанности).

Почему медицинские документы игнорируются врачами? Если проводить медицинское освидетельствование призывников с учётом жалоб на здоровье, то план призыва выполнен не будет, и военкомат не наберет нужное количество новобранцев. На медицинской комиссии в военкомате осмотр врачей носит формальный характер. Врачи в военкомате не делают заключение, что у призывника имеются заболевания, игнорируя медицинские справки. Возможные причины отказа: «ты все нужные документы уже принес», «не из той поликлиники», «больница не из реестра», «не видим у тебя заболевания», «нет детских документов», «врач не видит необходимости», «ты купил справку», «заболевание не могло появиться», «это старая справка», «срок действия справки истёк», «принесёшь документы на призывную», «сначала пройди мед. комиссию, а потом будем смотреть» и ещё какие угодно.

Часто врач смотрит, соглашается, забирает медицинские документы якобы для приобщения к личному делу, но в карте осмотра пишет: «здоров». Потом эти медицинские документы «теряются», их никто больше не увидит, а на призывной комиссии выясняется, что «их и не было никогда».

В военкомате призывник мало того, что бесправен, так ему ещё отказываются предоставлять какую - либо информацию в ходе прохождения медицинской комиссии или после её окончания. У врачей невозможно узнать, как они освидетельствовали призывника.

Сокрытие информации и искажение фактов - то, с чем каждый раз сталкиваются призывники на всех мероприятиях, связанных с призывом. Начальник призыва говорит, что всё нормально, приглашает на призывную комиссию, чтобы там уже разобраться и прояснить ситуацию. Выписывается повестка, призывник приходит на заседание и узнаёт, что он призван. Все попытки доказать свою правоту ни к чему не приводят.

СОВЕТ! Оригиналы медицинских документов необходимо хранить дома! Нужно делать выписки из амбулаторной карты. На медкомиссии в военкомате оригиналы медицинских документов ни в коем случае не отдавать врачам и должностным лицам "на хранение" или приобщение к делу, — передавайте их только для ознакомления и требуйте возврата! Лучше всего отдавать копии.

Призывная комиссия. На призывной комиссии по сути решается судьба призывника. В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлен следующий состав призывной комиссии:

по согласованию глава местной администрации или иной представитель местной администрации — председатель призывной комиссии;

должностное лицо военного комиссариата — заместитель председателя комиссии;

секретарь комиссии;

врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;

представитель соответствующего органа внутренних дел;

представитель соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования;

представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).

состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций.

В соответствии со ст. 26 и 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», освобождение от призыва предоставляется решением призывной комиссии, которое принимается только после медицинского освидетельствования. Если брать во внимание вопрос относительно здоровья, то решение о годности призывника к прохождению военной службы призывная комиссия выносит на основании заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан призывной комиссии. Вынесенное врачом заключение призывная комиссия не пересматривает, и призывнику бесполезно что — либо доказывать с пеной у рта. Если в заключении написано «здоров», значит здоров.

Первоначальная постановка на воинский учёт.

В военкомате вопросы решаются по усмотрению, можно сказать, по прихоти, отдельных лиц (врачи, начальники и прочие). В этом каждый мог убедиться уже при первом своём визите в военкомат для первоначальной постановки на воинский учёт, которая наверняка была проведена с многочисленными нарушениями. Вас, ещё школьника, не предупредив заранее, сняли с уроков и повели в военкомат всем классом. В военкомате происходит следующее: анкетирование и медицинская комиссия.

В соответствии со ст. 60 Конституции РФ гражданин РФ самостоятельно осуществляет свои права и обязанности с 18 лет, т.е. до 18 лет гражданин является несовершеннолетним. Следовательно, такие визиты в различные учреждения, в том числе и в комиссию по постановке граждан на воинский учёт, без согласия и одобрения родителей незаконны. Школа обязана поставить в известность родителей о том, что при её участии будет проводиться постановка школьников на воинский учёт. По понятным причинам никто с собой медицинскую карту, рентгенологические снимки и остальные документы на уроки каждый день не носит. Естественно, при внезапном походе в военкомат ни у кого из школьников с собой медицинских документов, свидетельствующих о заболевании, нет. Вот поэтому при первоначальной постановке на воинский учёт заболевания не выявляются, и даже не годный к службе становится годным. Позже эта ситуация выливается в упрёки со стороны врачей военкомата к самому призывнику, когда уже по достижении 18 лет он представляет свои документы на медицинском освидетельствовании (медкомиссии). Врачи начинают его обвинять в фальсификации документов и попытке «откосить» на том основании, что при постановке на учёт никакой болезни не было, и тут вдруг она откуда - то появилась. То же самое касается и анкетирования. Зачастую в анкетах присутствуют вопросы, мягко говоря, некорректного содержания. Например, необходимо указать сведения о размере заработка всех членов семьи. Данная информация представляет собой персональные данные и регулируется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных". Следовательно, никакой обязанности у гражданина по предоставлению данных о заработке всех работающих членов своей семьи нет. Да и для чего в военкомате знать размер зарплаты папы и мамы и то, какой у вашей семьи автомобиль и каким имуществом владеете?

Повестка. На повестке обязательно должна стоять подпись должностного лица и печать, а также должны быть указаны основания вызова. Основания, при которых гражданин, подлежащий призыву на военную службу, обязан являться по повестке военного комиссариата, содержатся в п. 1 ст. 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Их три: медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии и отправка в воинскую часть для прохождения военной службы. Иные основания для вызова граждан по повестке на призывные мероприятия не предусмотрены. Также следует обратить внимание, что дата явки призывника в повестке обязательно должна быть только в пределах срока призыва.

Силовой призыв (призыв «в один день»). Нередки случаи, когда призывник явился в военкомат, прошёл медкомиссию, затем отправился на заседание призывной комиссии и сразу же в принудительном порядке убыл на сборный пункт. Поэтому призывнику необходимо знать, что он не может быть принудительно призван. Кроме того, никто не имеет права удерживать призывника в военкомате против его воли и принуждать к прохождению медицинского освидетельствования и иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

СОВЕТ! Решительно и смело отказывайтесь следовать из военного комиссариата в сопровождении неизвестных вам людей или сотрудников. Не поддавайтесь на угрозы и уговоры убыть куда-либо. Игнорируйте требования передать свои личные вещи, особенно мобильный телефон. Свяжитесь с родственниками, друзьями, объясните ситуацию, не стесняйтесь попросить их о помощи! Требуйте не препятствовать вам покинуть военный комиссариат!

ВАЖНО! Ещё до визита в военкомат оформите нотариальную доверенность на кого-нибудь из родственников или друзей с полномочиями представлять ваши интересы в суде, военном комиссариате, прокуратуре. В случае незаконных действий, в частности, принудительной отправки на военную службу, уполномоченное вами лицо сможет от вашего имени по доверенности обратиться в суд, прокуратуру, военный комиссариат. Это поможет пресечь незаконные действия и вернуть вас домой.

Освобождение по медицине. В период с 18 до 27 лет перед вами стоит серьёзный жизненный вопрос - призыв в армию. Среди призывников и их родителей бытует очень давнее заблуждение, что для освобождения от призыва по медицинским основаниям необходимо страдать какими — то особо неизлечимыми заболеваниями, быть тяжело больным или инвалидом, недееспособным. В действительности освободиться от призыва в армию можно с менее тяжёлыми и затрудняющими жизнедеятельность заболеваниями. Из опыта известно, что абсолютно здоровых людей нет, и практически у каждого призывника есть реальная возможность законно получить отсрочку или освобождение от армии по состоянию здоровья.

Как правило, при тщательном медицинском обследовании у любого здорового человека можно найти те или иные заболевания, которые дают право на освобождение от призыва строго в соответствии с расписанием болезней.

Совсем другое дело, имея на руках медицинские документы, отстоять своё право на освобождение от призыва. Такое право у призывника есть, как ни странно. Хоть оно и не дано от рождения, а возникает только при наличии установленных оснований, но тем не менее в статье 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" чётко сказано, что от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

СОВЕТ! Изучите своё состояние здоровья! Вспомните все заболевания, которыми страдали, все признаки и симптомы. Обследуйтесь у врачей, проведите независимое медицинское обследование, проконсультируйтесь со специалистом!

Здесь в первую очередь стоит отметить, что закон «О воинской обязанности и военной службе» обусловливает молодых людей рядом обязательств, от которых они не имеют никакого права отказаться. Перед ними стоит долг, заключающийся в службе Родине, нахождении на воинском учете и сообщении соответствующих личных данных в военный комиссариат. Однако законодательство РФ предусматривает не только определенные обязанности для представителей мужского пола, но и обеспечивает их некоторыми особыми правами.

Ниже в статье эксперты подробно рассмотрели вопрос того, какими именно правами наделяется призывник.

Ознакомление с личным делом и приобщение к нему соответствующих документов

Молодой человек, а также его представители, защищенные законом, имеют право на ознакомление с личным делом и приобщение к таковому тех медицинских документов, которые являются недостающими или новыми.

Для того чтобы ознакомиться с информацией, необходимо составить специальное заявление, которое в дальнейшем направить на имя начальника того или иного военного комиссариата. Документ не отличается особыми строгими стандартами в оформлении, составлять его разрешается в свободной форме.

Ознакомиться с запрашиваемыми сведениями допустимо в военном комиссариате, любые другие варианты запрещаются законом. Не допускается также изъятие справок и прочих бумаг из «досье» того или иного призывника. Однако если молодой человек или его представители на законных основаниях выразят мнение, что некоторой информации в предоставленной папке недостаточно, ими может быть написано заявление с целью приобщения к ней недостающих документов. Написанное заявление и копии (оригиналы) документов следует направить в канцелярию военного комиссариата.

Эксперты акцентируют внимание читателей на том, что производить официальную заверку копий непосредственно перед отправкой необходимости нет.

Прохождение дополнительного обследования

Если молодой человек убежден в том, что его здоровье не позволяет ему отдать долг Родине либо неправильно была установлена категория годности, он имеет законное право на прохождение дополнительного обследования. Как устроить данную процедуру? Для этого необходимо написать заявление, направленное на имя врача, который руководит работой той или иной военно-врачебной комиссией. В нем потребуется указать:

  • Ф. И. О. заявителя;
  • адрес регистрации заявителя;
  • действующий номер телефона;
  • краткую причину представленного обращения.

В этом пункте стоит отметить, что все исследования осуществляются непосредственно за счет государства и платить за них совершенно не нужно. Если право на бесплатное получение медицинских услуг было каким-либо образом нарушено, следует в обязательном порядке передать жалобу в органы прокуратуры либо военкомат.

Выбор отрицательного ответа на проведение дополнительных обследований

Что означает данное выражение? Так, если членами ВВК по тем или иным причинам не может быть определена годность призывника либо намеревается выставление неправильной категории, то юноше выдается акт исследования состояния здоровья. Здесь важно понимать, что в отличие от медицинской комиссии, это действие является необязательным звеном призывных мероприятий. Это напрямую говорит о том, что от такового можно на вполне законных основаниях отказаться.

Соответствующее отказное заявление следует отдать врачу, который выдавал направление на проведение стационарного или амбулаторного обследования для военкомата. Если призывнику выдано направление в психоневрологический диспансер, тогда заявление разрешается отдать главному врачу соответствующего медицинского учреждения.

Отказываясь, нельзя забывать о возможных последствиях, а именно без прохождения диагностики категория годности для службы будет выставляться, исходя из медицинских документов, а также собственных наблюдений членов ВВК.

Освобождение от призыва

Если человек имеет заболевания, относящиеся к непризывным, перечисленным в Расписании болезней, то он обладает правом получения отсрочки либо зачисления в ряды запаса. Отсрочка не может превышать отметку продолжительности в один год. Если же отсрочка была предоставлена на основании определенных семейных обстоятельств, условий работы или учебы, то ее срок соответственно увеличивается.

Обжалование решения призывной комиссии

Для обжалования решения комиссии призывнику следует написать заявление относительно направления его на контрольное медицинское освидетельствование. При подтверждении врачами факта об утверждении ВВК правильной категории годности, юноша имеет право на обжалование решения военкомата в судебном порядке. При отправке молодого человека на прохождение независимой экспертизы все денежные расходы ложатся на плечи самого молодого человека.

  • § 3. Административное право как учебная дисциплина
  • Раздел II. Административно-правовые
  • § 2. Административно-правовой статус гражданина
  • § 3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  • § 4. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов
  • § 5. Административная опека и статус ее субъектов
  • § 6. Особенности административно-правового статуса лиц, совершивших преступления и административные проступки
  • § 7. Воинская обязанность граждан Российской Федерации
  • I Правовая основа и стадии осуществления воинской обязанности
  • II. Обязанности и права призывников
  • III. Правовое положение военнообязанных
  • IV. Воинская обязанность граждан в условиях мобилизации
  • Глава 7. Обязанности и права граждан в условиях паспортного режима § 1. Понятие, содержание, цели, правовая основа паспортного режима
  • § 2. Паспорт – основной документ гражданина Российской Федерации на ее территории
  • § 3. Обязанность гражданина Российской Федерации иметь паспорт
  • § 4. Обязанность гражданина соблюдать правила регистрационного учета (регистрации) по месту проживания
  • Регистрация по месту жительства
  • Регистрация граждан по месту пребывания
  • Снятие с регистрационного учета
  • § 5. Право на получение заграничного паспорта
  • Глава 8. Право граждан на защиту
  • § 2. Право граждан на обращения в органы государства и муниципальных образований
  • § 3. Право гражданина на административную жалобу
  • § 4. Производство по общим административным жалобам граждан
  • § 5. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов публичной исполнительной власти и их должностных лиц (административная юстиция в России)
  • § 6. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц
  • Разделiii. Государственная
  • § 2. Линейная и функциональная власть
  • § 3. Организационная структура государственной администрации
  • § 4. Административное ведомство
  • Глава 10. Исполнительные органы государственной власти § 1. Понятие исполнительного органа государственной власти
  • § 2. Содержание административно-правового статуса исполнительных органов государственной власти
  • § 3. Виды исполнительных органов государственной власти
  • § 4. Система исполнительных органов государственной власти
  • § 5. Правительство России
  • § 6. Центральные федеральные исполнительные органы
  • § 7. Территориальные федеральные органы
  • § 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Глава 11. Государственная служба и государственные служащие § 1. Понятие и типы службы в обществе
  • § 2. Понятие и типы должностей в организациях. Должностное лицо
  • § 3. Государственные должности
  • § 4. Государственный служащий и государственная служба
  • § 6. Основные принципы государственной службы
  • § 7. Классификация государственных служащих
  • § 8. Обязанности и права государственных служащих
  • Глава 12. Прохождение государственной службы § 1. Служебная карьера (понятие прохождения службы)
  • § 2. Прием (поступление) на службу
  • § 3. Аттестация служащих и присвоением квалификационных разрядов (чинов, рангов, званий)
  • § 4. Продвижение по службе
  • § 5. Прекращение государственной службы
  • § 6. Управление государственной службой
  • § 7. Особенности государственной службы в субъектах Российской Федерации
  • Раздел IV. Формы деятельности
  • § 2. Основные признаки акта государственной администрации
  • § 3. Виды актов государственной администрации
  • § 4. Акты федерального Правительства
  • § 5. Ведомственные нормативные акты
  • § 6. Акты государственной администрации субъекта Российской Федерации
  • § 7. Условия эффективности актов государственной администрации
  • § 8. Прекращение действия акта государственной администрации
  • Глава 14. Административно-процессуальная деятельность государственной администрации § 1. Понятие и виды юридического процесса
  • § 2. Административные процессы
  • § 3. Административно-процессуальное право и административно-процессуальные нормы
  • § 4. Общие стадии административных процессов
  • § 5. Административная подведомственность
  • Глава 15. Негласная деятельность государственной администрации § 1. Виды негласной деятельности государственной администрации
  • § 2. Режим секретности
  • § 3. Оперативно-розыскная деятельность
  • Глава 16. Административные договоры § 1. Место административного договора в деятельности государственной исполнительной власти
  • § 2. Структура и признаки административного договора
  • § 3. Административный договор и административный акт
  • Раздел V. Методы деятельности
  • § 2. Методы прямого и косвенного административного воздействия
  • § 3. Система методов и способов административного воздействия
  • § 4. Убеждение как метод деятельности государственной администрации
  • Глава 18. Поощрение в деятельности государственной администрации § 1. Понятие и особенности поощрения
  • § 2. Способы поощрения
  • § 3. Виды поощрительных средств
  • § 4. Поощрительное производство
  • Глава 19. Разрешительная система в российской федерации § 1. Понятие и особенности разрешительной системы
  • § 3. Разрешительное производство. Возбуждение дела
  • § 4. Принятие и исполнение решения
  • § 5. Надзор за соблюдением правил и условий разрешенной деятельности
  • § 6. Переоформление разрешений
  • § 7. Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии
  • Глава 20. Административный надзор § 1. Понятие, субъекты, содержание административного надзора
  • § 2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
  • Глава 21. Специальные административно-правовые режимы § 1. Правовой и административно-правовой режим
  • § 2. Понятие и признаки специальных административно-правовых режимов
  • § 3. Виды специальных административно-правовых режимов
  • § 4. Чрезвычайное положение
  • § 5. Военное и «особое» положение
  • § 6. Режим закрытого административно-территориального образования
  • § 7. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
  • Раздел VI. Принуждение
  • § 2. Виды принуждения и ответственности по административному праву
  • § 3. Понятие и виды административно-правового принуждения
  • § 4. Административно-восстановительные меры
  • Глава 23. Административное пресечение § 1. Понятие и виды мер пресечения
  • § 2. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
  • § 3. Принудительное лечение
  • § 4. Применение огнестрельного оружия
  • § 5. Административное задержание граждан
  • § 6. Изъятие имущества, создающего угрозу безопасности, и у незаконного владельца
  • Глава 24. Понятие и основания административной ответственности § 1. Признаки административной ответственности
  • § 3. Административное нарушение и административное правонарушение (фактическое основание ответственности)
  • § 4. Состав административного проступка
  • Глава 25. Административные взыскания § 1. Система административных взысканий
  • § 2. Виды административных взысканий
  • § 3. Общие принципы наложения административных взысканий
  • II. Срок давности наложения административных взысканий
  • III. Наложение взысканий за множественность
  • § 4. Административная деликтность и административная деликтология
  • Глава 26. Общая характеристика
  • Производства по делам
  • Об административных правонарушениях
  • § 1. Понятие и правовая основа производства по делам об административных правонарушениях
  • § 2. Задачи и принципы производства по дедам об административных правонарушениях. Право на защиту
  • § 3. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях
  • § 4. Участники производства
  • § 5. Сроки в производстве
  • § 6. Подведомственность дел об административных правонарушениях
  • § 7. Меры административно-процессуального (обеспечительного) принуждения
  • Глава 27. Стадии производства
  • По делам об административных
  • Правонарушениях
  • § 1. Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
  • § 2. Административное расследование
  • I. Общее расследование
  • II. Упрощенное производство
  • § 3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
  • § 4. Пересмотр постановлений по делам об административных нарушениях
  • § 5. Исполнение постановлении
  • Глава 28. Материально-правовые
  • И процессуальные особенности
  • Отдельных категорий дел
  • § 1. Виды административных правонарушений
  • § 2. Основные особенности административной ответственности коллективных субъектов (организаций)
  • § 3. Основные особенности административной ответственности несовершеннолетних
  • § 4. Основные особенности административной ответственности в судебном порядке
  • § 5. Основные особенности административной ответственности за налоговые правонарушения
  • § 6. Особенности административной ответственности по Таможенному кодексу Российской Федерации
  • Глава 29. Дисциплинарно-правовое
  • Принуждение по административному
  • § 1. Понятие и признаки дисциплинарно-правового принуждения
  • § 2. Дисциплинарная ответственность по административному праву
  • § 3. Дисциплинарное производство по административному праву
  • § 4. Материальная ответственность по административному праву
  • Раздел VII. Режим законности
  • § 2. Особенности обеспечения режима законности в деятельности государственной администрации
  • § 3. Система гарантий законности (правозаконности)
  • Глава 31. Контроль за деятельностью государственной администрации § 1. Содержание и виды контроля
  • § 2. Президентский контроль за государственной администрацией
  • § 3. Контроль органов законодательной власти за органами исполнительной власти
  • § 4. Судебный надзор за законностью деятельности государственной администрации
  • § 5. Прокурорский надзор за законностью деятельности государственной администрации
  • Содержание
  • II. Обязанности и права призывников

    Гражданин может добровольно поступить в военное училище, если он хочет стать кадровым военным, если он избрал военную службу своей профессией, а с другой стороны, если он соответствует предъявляемым требованиям. Кроме того, мужчины и женщины вправе непосредственно поступать на военную службу по контракту. Контракт с первой и со второй категорией лиц, добровольно решивших стать военнослужащими, заключается с кандидатами в возрасте от 18 до 40 лет. А лица, поступившие в военные училища, вправе заключить контракт при наличии еще одного обстоятельства: окончания первого курса обучения.

    В военные образовательные учреждения граждане, не проходившие военную службу, принимаются в возрасте; от 16 до 22 лет, а прошедшие военную службу – до 24 лет.

    Первый контракт с желающими заключается на срок:

    С поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания солдата, матроса, сержанта, старшины – три года;

    С поступающими на должность, для которой штатом предусмотрены воинские звания прапорщика, мичмана, офицера – пять лет;

    С обучающимися в военных училищах – на время обучения и пять лет после его окончания.

    В настоящее время – думается, что и в обозримом будущем – комплектование личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований производится не только на добровольной основе (по контракту), но и путем призыва.

    Как правовое явление призыв и служба по призыву очень специфичны. В отличие от добровольного поступления на военную службу, когда гражданин рассматривает ее как свое право, призыв, служба по призыву – это выполнение обязанности. Не добровольное, но и не принудительное. Нужно учесть, что эта обязанность не связана с неправомерным поведением (как обязанность возместить вред, уплатить штраф и т. д.). Но ее недобровольное осуществление не является принудительным. Это уникальное явление, аналоги которому в российском праве автору учебника не известны.

    Всех мужчин призывного возраста можно поделить на 4 группы:

    Освобождаемых от призыва;

    Не подлежащих призыву;

    Имеющих право на отсрочку от призыва;

    Подлежащих призыву.

    Освобождаются от призыва , а значит, и от выполнения такой важной части воинской обязанности, как прохождение действительной военной службы, лица:

    Признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

    Прошедшие или проходящие военную службу в России, а также в другом государстве, либо альтернативную службу;

    Имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

    У которых в связи с исполнением обязанностей военной службы погибли отец, мать, родной брат, родная сестра.

    Статьей 9 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», принятого в апреле 1999 г., установлено: «Лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой...».

    И хотя Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» прямо это не называет, в соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации к лицам, освобождаемым от призыва на военную службу следует отнести и граждан, убеждения или вероисповедание которых противоречат военной службе и которые имеют право на замену ее альтернативной службой.

    К сожалению, в этом вопросе законодательная власть «подставила» в очередной раз государственную администрацию. Уже много лет действует Конституция России, закрепившая право призывников на альтернативную службу. Некоторые граждане требуют, чтобы им дали возможность реализовать право на альтернативную службу. Но ни органы военной администрации, ни призывные комиссии ничем помочь таким лицам не могут. Дело в том, что нет закона об альтернативной службе, который бы определял, где, в течение какого времени желающие должны проходить альтернативную службу, порядок ее прохождения и иные вопросы, связанные с нею.

    А в определении судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации № 14-Дп 96-20 по делу Бакалина сказано: «Отсутствие закона об альтернативной гражданской службе не является основанием для применения Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» в отношении лиц, имеющих право на альтернативную службу».

    Не подлежат призыву граждане:

    Отбывающие уголовное наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

    Имеющие неснятую или непогашенную судимость;

    В отношении которых ведется уголовное дело.

    Названных лиц государство вынуждено не призывать и не принимать по контракту потому, что они совершили преступление или привлекаются за него к ответственности. И пока судимость не снята, лицо не должно находиться на военной службе. Очевидно, что если гражданин, привлекаемый к уголовной ответственности, будет оправдан судом либо дело в отношении него будет прекращено, вопрос о возможности призыва нужно будет решить. Впрочем, как и после снятия или погашения судимости. Законодатель надеется, что такая норма позволит улучшить качественный состав новобранцев и обстановку в воинских частях.

    Правом на отсрочку от призыва наделены многие призывники. Можно выделить пять видов отсрочек.

    Первый вид – право на отсрочку по состоянию здоровья – имеют временно не годные к военной службе. Отсрочки предоставляются на срок до одного года на основании медицинского заключения. Одному лицу такую отсрочку могут давать неоднократно.

    Второй вид – право на получение отсрочки по семейному положению – предоставлено мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до трех лет, воспитывающим ребенка без матери, имеющим двух или более детей, а также тем, мать (отец) которых воспитывает без мужа (жены) двух и более детей в возрасте до восьми лет или инвалида с детства. Отсрочка может быть связана и с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, дедушкой, бабушкой, родным братом, родной сестрой, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону их содержать.

    Третьим видом – правом на отсрочки в связи с получением образования – пользуются лица, обучающиеся по очной форме обучения в государственных, муниципальных, а также имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственных образовательных учреждениях:

    Начального, среднего, высшего профессионального образования – на время обучения. Это право может быть использовано только два раза: для получения профессионального образования данного и более высокого уровня. Таким правом пользуются также граждане, которым ранее отсрочка один раз предоставлялась, если они повторно поступают в образовательное учреждение профессионального образования данного уровня, а также после однократного использования академического отпуска или перевода в другое образовательное учреждение профессионального образования данного уровня;

    Послевузовского профессионального образования – на время обучения и защиты квалификационной работы.

    Четвертый вид – право на отсрочку в связи с особо значимой общественно полезной деятельностью – предоставлено лицам, имеющим высшее образование, при наличии ряда названных законом условий:

    Постоянно работающим врачами в сельской местности;

    Проходящим службу в органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органах, а также обучающимся или окончившим образовательные учреждения соответствующих ведомств и получившим специальные звания;

    Работающим в государственных организациях, включенных Правительством России в список организаций, поступление на работу в которые на условиях полного рабочего дня непосредственно после окончания вуза порождает право на отсрочку (прежде всего это предприятия Минатома России, химической промышленности);

    Имеющим высшее педагогическое образование и постоянно работающим на педагогических должностях в сельских образовательных учреждениях, обладающих правом выдавать документы об образовании государственного образца.

    Право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с общественно полезной деятельностью предоставляется на время осуществления такой деятельности в соответствующих организациях.

    Наряду с четырьмя названными выше видами отсрочек от призыва, которые закреплены федеральными законами, можно выделить также отсрочки, которые предоставлены указами Президента России* . Например, в 1996 г. Президент предоставил отсрочку гражданам, поступившим на работу в органы Госналогслужбы.

    * СЗ РФ. 1998. № 46. Ст. 5651.

    В соответствии с указами Президента ежегодно право на отсрочку получают:

    Курсанты и выпускники Морского колледжа и Мореходных школ Военно-Морского флота – до окончания обучения, а также на период работы на судах обеспечения ВМФ;

    Учащиеся Московского и Санкт-Петербургского академических художественных лицеев – до окончания полного курса обучения;

    Наиболее талантливые представители российского искусства. По указу от 9 июня 1993 г. право на отсрочку ежегодно получают до 600 артистов балета, цирка, музыкальных исполнителей, лауреатов международных и всероссийских конкурсов, студентов и выпускников актерских студий вузов. Эти лица включаются в список, представляемый Министерством культуры в Министерство обороны Российской Федерации;

    Отдельные представители талантливой научной молодежи. По указу от 25 января 1996 г. ежегодно право на отсрочку получают до 500 человек из числа научных работников и аспирантов, включенных в список, представляемый Президиумом Российской Академии наук в Министерство обороны.

    В двух последних случаях основания и порядок отбора кандидатов четко не определены. А это создает условия для субъективизма, административного произвола при решении этих вопросов.

    Контроль за сохранением у призывников оснований для освобождения и отсрочек от призыва на военную службу возложен на военкоматы. Наличие права на освобождение, на отсрочку от призыва на военную службу не лишает гражданина права добровольно поступить на нее.

    Заканчивая рассмотрение вопроса об отсрочках, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 59 Закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, которые на основании ранее действовавших законов пользовались освобождениями и отсрочками от призыва на военную службу, сохраняют эти права до истечения срока действия освобождений, отсрочек или исчезновения их оснований.

    Исходя из принципа разделения властей и ряда других оснований, можно сожалеть о том, что федеральным законом прямо не закреплено право всех кандидатов в депутаты на отсрочку от призыва на военную службу до подведения итогов голосования. Целесообразно такое же право предоставлять всем депутатам и членам представительных (законодательных) органов государственной и муниципальной власти.

    В мирное время призыв проводится во втором и четвертом квартале каждого года на основании указов Президента России. Юноши, которые состоят на воинском учете, не пребывают в запасе, если им до или во время призыва исполнилось 18 лет, с момента начала очередного призыва становятся призывниками . В таком правовом положении они могут находиться до 27 лет, если им предоставляются отсрочки от призыва.

    Следует различать общий призыв и призыв офицеров запаса. Различия между ними состоят в основаниях, процедуре, должностях, на которые они призываются.

    Все лица, подлежащие общему призыву, обязаны:

    Сообщать в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства, о выезде в другой район, город на срок более трех месяцев, в период проведения призыва;

    Явиться по повестке военкомата на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии. Повестки вручаются призывникам под расписку, как правило, не позднее, чем за три дня до срока явки. В случае невозможности вручения повестки обеспечение прибытия призывников на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагаются на органы внутренних дел. Иными словами, на основании письменного обращения военного комиссара призывник может быть подвергнут милицией приводу . Неявка лица, получившего повестку, без уважительных причин в указанный срок в названное место квалифицируется как уклонение от военной службы;

    В случае, если врачи не могут на месте дать медицинское заключение о годности к военной службе, призывник направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование, и он обязан пройти такое обследование в указанном медицинском учреждении, расположенном на территории соответствующего субъекта РФ;

    Явиться для отправки в воинскую часть и находиться в установленном месте до отправления к месту прохождения военной службы.

    Для проведения призыва создаются два вида призывных комиссий: районные (городские) и субъектов Федерации. Решения о их образовании принимаются главами исполнительной власти района, города, субъекта Федерации, которые назначают своих заместителей председателями комиссий. Заместителем председателя комиссии является военком района, города, субъекта Федерации. Призывная комиссия может принять решение:

    – об освобождении от воинской обязанности;

    –о предоставлении отсрочки;

    – о зачислении в запас;

    – об альтернативной службе;

    – об освобождении от призыва;

    – о призыве на военную службу*. В этом случае призывнику вручается повестка о явке на призывной пункт для отправления к месту прохождения службы.

    Граждане, имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта, вправе выбрать вид и род войск, органы для прохождения службы в соответствии со спортивной подготовкой и с учетом реальной потребности.

    При принятии районной, городской комиссией решения о призыве гражданина на военную службу определяется вид и род войск, воинских формирований и органов, в которых гражданин будет проходить службу. По закону, военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах, Пограничных войсках. Внутренних войсках МВД, Железнодорожных войсках и войсках ФАПСИ. Все прочие войска могут получить призывников только после укомплектования перечисленных войск и по особому указу Президента.

    Решение о призыве должно быть объявлено призывнику, по его требованию ему должна быть выдана копия решения.

    Общее право всех призываемых – обжаловать решение комиссии. Установлен альтернативный порядок обжалования: в комиссию субъекта РФ или в суд. Гражданин вправе в начале обратиться в вышестоящую комиссию, а при несогласии с ее решением – в суд или сразу в суд. Подача жалобы приостанавливает исполнение решения о призыве до принятия решения комиссией субъекта РФ, судом.

    Призывники, явившиеся в указанное место для отправки в воинскую часть в соответствии с п. 10 ст. 38 Закона «О воинской обязанности и военной службе» со дня убытия из военкомата субъекта Федерации к месту прохождения службы считаются военнослужащими. Они уже при следовании к месту службы исполняют ее обязанности.

    Со дня начала военной службы на призванных на нее распространяется статус военнослужащих, но до приведения к военной присяге – с некоторыми ограничениями. В частности, до этого события военнослужащий не привлекается к выполнению боевых задач, за ним не закрепляется оружие, он не может быть подвергнут дисциплинарному аресту.

    * На действительную военную службу в конце 90-х гг. призывалось около 20% всех юношей призывного возраста.

    В соответствии со ст. 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного в сентябре 1999 г. Президентом РФ, лица, проходящие военную службу по призыву могут быть направлены «для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) в мирное время исключительно на добровольной основе и только если срок их военной службы составляет не менее 6 месяцев».

    Как отмечалось выше, призыв граждан, окончивших вузы и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, имеет ряд особенностей. И главные из них в том, что они вначале зачисляются в запас, призываются на военную службу решением военкома, получают предписание об убытии к месту службы и обязаны прибыть туда в установленный срок. Для них началом военной службы считается день убытия к месту прохождения службы, а если они призываются непосредственно после окончания вуза, – день убытия в отпуск, предоставленный военкомом по окончании вуза. По прибытии к месту службы они зачисляются на офицерские должности.

    Статьей 38 Закона установлены сроки военной службы лиц, проходящих ее по призыву:

    24 месяца, по общему правилу, в том числе и для тех, кто имеет воинское звание офицера;

    12 месяцев для лиц, окончивших вузы и получивших диплом государственного образца.

    Кстати, в срок военной службы засчитывается время:

    Пребывания в дисциплинарной воинской части;

    Отбывания осужденным ареста;

    Отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;

    Самовольного оставления места службы на срок свыше 10 суток независимо от причин оставления.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: